Юридическим основанием оказания бесплатной юридической помощи является

Полезная информация на тему: "Юридическим основанием оказания бесплатной юридической помощи является", собранная из сети и предоставленная в удобном для чтения виде. По всем вопросам - обращайтесь к дежурному юристу.

Статья 21. Оказание бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи

Статья 21. Оказание бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи

1. В случаях, предусмотренных частью 2 статьи 20 настоящего Федерального закона, бесплатная юридическая помощь в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи оказывается гражданину, обратившемуся за такой помощью:

1) по вопросу, имеющему правовой характер;

2) по вопросу, который не получил ранее разрешения вступившим в законную силу судебным постановлением, принятым по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям:

а) решением (приговором) суда;

б) определением суда о прекращении производства по делу в связи с принятием отказа истца от иска;

в) определением суда о прекращении производства по делу в связи с утверждением мирового соглашения;

3) по вопросу, по которому не имеется принятое по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям решение третейского суда, ставшее обязательным для сторон, за исключением случаев, если суд отказал в выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда.

2. Государственное юридическое бюро или адвокаты, являющиеся участниками государственной системы бесплатной юридической помощи, при принятии решения об оказании бесплатной юридической помощи гражданину, имеющему право на получение такой помощи, должны учитывать, что бесплатная юридическая помощь в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи не оказывается в случаях, если гражданин:

1) обратился за бесплатной юридической помощью по вопросу, не имеющему правового характера;

2) просит составить заявление, жалобу, ходатайство или другой документ правового характера и (или) представлять его интересы в суде, государственном или муниципальном органе, организации при отсутствии правовых оснований для предъявления соответствующих требований;

3) просит составить заявление в суд и (или) представлять его интересы в суде, государственном или муниципальном органе, организации при наличии установленных законодательством Российской Федерации препятствий к обращению в суд, государственный или муниципальный орган, организацию.

3. Если государственное юридическое бюро или адвокат, являющиеся участниками государственной системы бесплатной юридической помощи, принимают решение о невозможности оказания бесплатной юридической помощи гражданину, имеющему право на получение такой помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи, ему выдается соответствующее заключение в случаях, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

4. Государственные юридические бюро и адвокаты, являющиеся участниками государственной системы бесплатной юридической помощи, не оказывают бесплатную юридическую помощь гражданину, если прокурор в соответствии с федеральным законом обратился в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов этого гражданина.

См. комментарии к статье 21 настоящего Федерального закона

Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 324-ФЗ
«О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации»

С изменениями и дополнениями от:

2 июля, 28 декабря 2013 г., 21 июля 2014 г., 28 ноября 2015 г., 26 июля 2019 г.

Принят Государственной Думой 2 ноября 2011 года

Одобрен Советом Федерации 9 ноября 2011 года

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

Президент Российской Федерации

Москва, Кремль
21 ноября 2011 г.
N 324-ФЗ

Устанавливаются основные гарантии реализации права граждан на бесплатную квалифицированную юридическую помощь. Закон не касается уголовного судопроизводства.

Предусмотрены, в частности, следующие виды такой помощи. Устное и письменное консультирование. Составление заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера. Представительство в судах, государственных и муниципальных органах, организациях.

Бесплатную помощь могут оказывать лица с высшим юридическим образованием.

Выделяются государственная и негосударственная системы бесплатной юридической помощи.

Определено, когда можно получить бесплатную юридическую помощь в рамках государственной системы. Напр., защита прав потребителей коммунальных услуг. Установление и оспаривание отцовства (материнства). Взыскание алиментов. Восстановление на работе и др. Перечислены категории граждан, которые вправе рассчитывать на такую помощь. Это малоимущие (доход ниже прожиточного минимума). Инвалиды I и II групп. Ветераны Великой Отечественной войны, Герои России, Советского Союза, Социалистического Труда. Дети, являющиеся инвалидами, а также оставшиеся без попечения родителей. Недееспособные и т. д.

Иностранцам и лицам без гражданства бесплатная юридическая помощь предоставляется в случаях и в порядке, определенных федеральными законами и международными договорами России.

Участниками негосударственной системы являются юридические клиники при вузах (студенческие консультативные и юридические бюро и др.) и центры бесплатной юридической помощи.

Отвечать за возможные неблагоприятные последствия оказания гражданину юридической помощи негосударственным центром должны лица, предоставившие ее, центр и (или) его учредители.

Федеральный закон вступает в силу с 15 января 2012 г.

Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 15 января 2012 г.

Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 23 ноября 2011 г. N 263, на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 21 ноября 2011 г., в «Парламентской газете» от 24 ноября 2011 г. N 50, в Собрании законодательства Российской Федерации от 28 ноября 2011 г. N 48 ст. 6725

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 232-ФЗ

Изменения вступают в силу с 6 августа 2019 г.

Федеральный закон от 28 ноября 2015 г. N 358-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 271-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 216-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 397-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу c 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 167-ФЗ

Читайте так же:  Прекращение исполнительного производства невозможность исполнения

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Кто имеет право на бесплатную юридическую помощь, и в каких случаях она предоставляется?

Кто имеет право на бесплатную юридическую помощь, и в каких случаях она предоставляется?

Вступившим в силу с 15 января 2012 года Федеральным законом «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» установлены основные гарантии реализации права граждан Российской Федерации на получение бесплатной квалифицированной юридической помощи.

Право на получение всех видов бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи имеют следующие категории граждан:

— граждане, среднедушевой доход семей которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо одиноко проживающие граждане, доходы которых ниже величины прожиточного минимума (в соответствии с постановлением Правительства Красноярского края от 18.01.2012 № 19-П в целом по краю указанная величина составила 7028 руб., для трудоспособного населении – 7523 руб., для пенсионеров – 5341 руб., для детей – 6853 руб. и дифференцируется по группам территорий);

— инвалиды I и II группы;

— ветераны Великой Отечественной войны, Герои Российской Федерации, Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда;

— дети-инвалиды, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, а также их законные представители и представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких детей;

— граждане, имеющие право на бесплатную юридическую помощь в соответствии с федеральными законами «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»;

— несовершеннолетние, содержащиеся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, и несовершеннолетние, отбывающие наказание в местах лишения свободы, а также их законные представители и представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких несовершеннолетних (за исключением вопросов, связанных с оказанием юридической помощи в уголовном судопроизводстве);

— граждане, признанные судом недееспособными, а также их законные представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких граждан;

— граждане, которым право на получение бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи предоставлено в соответствии с иными федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

[2]

Участниками государственной системы бесплатной юридической помощи являются:

— федеральные органы исполнительной власти и подведомственные им учреждения;

— органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и подведомственные им учреждения;

— органы управления государственных внебюджетных фондов;

-государственные юридические бюро.

Адвокаты, нотариусы и другие субъекты, оказывающие бесплатную юридическую помощь, могут наделяться правом участвовать в государственной системе бесплатной юридической помощи в порядке, установленном рассматриваемым Федеральным законом, другими федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Все виды бесплатной юридической помощи могут оказывать лица, имеющие высшее юридическое образование, если иное не предусмотрено федеральными законами.

Бесплатная юридическая помощь оказывается в виде: правового консультирования в устной и письменной форме; составления заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера; представления интересов гражданина в судах, государственных и муниципальных органах, организациях в случаях и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Бесплатная юридическая помощь в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи оказывается гражданину, обратившемуся за такой помощью:

— по вопросу, имеющему правовой характер;

— по вопросу, который не получил ранее разрешения вступившим в законную силу судебным постановлением, принятым по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям:

а) решением (приговором) суда;

б) определением суда о прекращении производства по делу в связи с принятием отказа истца от иска;

в) определением суда о прекращении производства по делу в связи с утверждением мирового соглашения;

— по вопросу, по которому не имеется принятое по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям решение третейского суда, ставшее обязательным для сторон, за исключением случаев, если суд отказал в выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда.

Органы прокуратуры Российской Федерации в пределах полномочий, установленных Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации», осуществляют надзор за исполнением законов в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью и вправе обращаться в суд с заявлениями в защиту прав, свобод и законных интересов граждан в случаях и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

Кто оказывает бесплатную юридическую помощь

В соответствии со статьей 48 Конституции Российской Федерации принят Федеральный закон от 21.11.2011 № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 324-ФЗ), которым устанавливаются основные гарантии реализации права граждан Российской Федерации на получение бесплатной квалифицированной юридической помощи в Российской Федерации, организационно-правовые основы формирования государственной и негосударственной систем бесплатной юридической помощи.

Организация предоставления бесплатной юридической помощи в субъектах Российской Федерации в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Данные органы создают государственные юридические бюро и (или) привлекают к этой работе адвокатов.

Читайте так же:  Установление кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной

Финансирование расходов, связанных с созданием и деятельностью государственных юридических бюро и (или) оплатой труда адвокатов, оказывающих гражданам бесплатную юридическую помощь, с компенсацией их расходов на оказание такой помощи, является расходным обязательством субъектов Российской Федерации (статья 29 Федерального закона № 324-ФЗ).

В каждом субъекте Российской Федерации определен орган исполнительной власти, уполномоченный в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью. На официальном сайте Минюста России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее – официальный сайт Минюста России) размещена информация о данных органах в разделе «Бесплатная юридическая помощь по адресу: http://minjust.ru/ru/besplatnaya-yuridicheskaya-pomoshch-5.

Оказание бесплатной юридической помощи в негосударственной системе бесплатной юридической помощи осуществляется юридическими клиниками, созданными образовательными организациями высшего образования, и негосударственными центрами бесплатной юридической помощи.

Информация о негосударственных центрах бесплатной юридической помощи также размещена на официальном сайте Минюста России по вышеуказанной ссылке. Дополнительные данные о юридических клиниках можно уточнить в территориальном органе Минюста России в субъекте Российской Федерации. Информация о территориальных органах Минюста России также размещена на официальном сайте Минюста России.

Проблемы оказания бесплатной юридической помощи в Российской Федерации *

Радаева Галина Олеговна, аспирант 2 года обучения НИУ — ВШЭ, специальность 12.00.11 — Судебная власть, прокурорский надзор, организация правоохранительной деятельности.

Автор статьи рассмотрела основные современные принципы оказания юридической помощи как в Российской Федерации, так и за рубежом с целью раскрытия основных аспектов оказания безвозмездных услуг профессионалами в области права.

Ключевые слова: юридическая помощь, государственная система юридической помощи, юридические клиники, центры оказания правовой помощи населению.

The author of the article reviewed the basic contemporary principles of rendering legal aid in the Russian Federation and abroad with the aim of the disclosure of major aspects of the provision of free services professionals in the field of law.

Key words: legal assistance, the state system of legal aid, legal clinics, centres providing legal assistance to the population.

Для современной российской системы бесплатной юридической помощи характерны высокий уровень децентрализации (различные публичные образования ответственны за функционирование системы) и многообразие субъектов предоставления бесплатной юридической помощи (адвокаты, некоммерческие организации, политические партии, уполномоченные по правам человека, муниципальные образования, юридические клиники). Но при этом значительное количество наших граждан не имеет возможности получить бесплатную и качественную юридическую помощь. Необходимость реформирования и развития системы бесплатной юридической помощи является актуальной и признанной российской государственной властью. Существуя почти во всех развитых странах, системы оказания бесплатной юридической помощи отличаются по критериям отбора получателей помощи, а также процедурам и способам организации процесса ее предоставления.

Иная модель оказания бесплатной юридической помощи действует в Японии. 10 апреля 2006 г. правительство учредило Японский центр правовой поддержки — государственное учреждение, целью которого является управление системой бесплатной юридической помощи. Центр создал 26 региональных офисов в местностях, где количество адвокатов было до этого недостаточным по отношению к численности населения. Каждый региональный офис укомплектован штатными адвокатами. Деятельность Центра в гражданско-правовой сфере ведется по четырем направлениям: правовое информирование, бесплатная юридическая помощь по гражданским делам, оказание услуг жителям сельской местности, поддержка жертв преступлений. Центру также были переданы некоторые функции, ранее выполнявшиеся информационной службой Ассоциации адвокатов. Оказание бесплатной юридической помощи по гражданским делам — основная задача Центра. Однако существуют некоторые ограничения, связанные с доступом к получению такой помощи. В основном они заключаются в регламентировании верхней планки доходов потенциального клиента. Центр также оказывает поддержку таким социально незащищенным группам населения, как беженцы, дети, пожилые и лица, страдающие психическими заболеваниями [2].

[1]

В Российской Федерации с 15 января 2012 г. действует Федеральный закон от 21.11.2011 N 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» [4]. Основным новшеством данного Закона является то, что ныне адвокат должен являться участником государственной системы бесплатной юридической помощи.

Предполагается, что бесплатная юридическая помощь будет оказываться преимущественно на государственных началах. К участникам бесплатной государственной системы юридической помощи в соответствии со ст. 15 вышеуказанного Закона отнесены:

  • федеральные органы исполнительной власти и подведомственные им учреждения;
  • органы исполнительной власти субъектов РФ и подведомственные им учреждения;
  • государственные внебюджетные фонды;
  • государственные юридические бюро (юридические лица, созданные в форме казенных учреждений субъектов РФ).

[3]

Отдельно указано, что в оказании гражданам бесплатной юридической помощи также могут участвовать адвокаты и нотариусы.

Финансирование расходов на создание и деятельность государственных юридических бюро, а также на оплату труда и компенсацию расходов адвокатов, оказывающих гражданам бесплатную юридическую помощь, возлагается на региональные бюджеты.

Но, как и ранее, первые три категории и так обязаны давать бесплатные правовые консультации в устной или письменной форме по вопросам, входящим в их компетенцию. Причем абсолютно всем обратившимся гражданам без исключения. Такой порядок установлен Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» [5]. То же самое касается и нотариусов по вопросам их деятельности.

А вот составлять документы и представлять интересы граждан в судах и прочих структурах такие органы должны только в предусмотренных федеральным (региональным) законодательством случаях, в частности, Законом N 324-ФЗ. Необходимо заметить, что в самом Законе отсутствует четкая формулировка понятия «юридическая помощь», однако это компенсируется тем, что оговорены ее виды:

  • правовое консультирование в устной и письменной форме;
  • составление заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера;
  • представление интересов гражданина в судах, государственных и муниципальных органах, организациях.

Крайне важно, что в ст. 8 Закона N 324-ФЗ приведены требования к квалификации тех, кто будет непосредственно оказывать бесплатную юридическую помощь. Это смогут делать только лица с высшим юридическим образованием.

Поскольку представление интересов граждан в судах, государственных и муниципальных органах, организациях требует более высокого качества знаний и большего опыта, предусмотрено, что Федеральным законом для оказания помощи этого вида могут быть установлены дополнительные квалификационные требования.

Особого внимания заслуживает перечень категорий граждан, которые смогут воспользоваться бесплатной юридической помощью всех видов в рамках государственной системы. Приведем его полностью:

Как видно, приведенный перечень является исчерпывающим. Поэтому говорить о введении широкомасштабной бесплатной юридической помощи различным слоям населения не приходится. С другой стороны, последний пункт позволяет не только федеральным, но и региональным властям постоянно расширять список, благо ограничений нет.

Простой анализ перечня показывает, что принятие рассматриваемого закона адресовано прежде всего социально незащищенным слоям населения. Поэтому вряд ли он составит конкуренцию частным юридическим и консалтинговым фирмам.

Читайте так же:  Существенные условия договора аренды недвижимого имущества

По сути, право на бесплатную юридическую помощь предусмотрено законодательством только для отдельных категорий малоимущих граждан и по ограниченному кругу вопросов (например, изъяты вопросы, связанные с предпринимательской деятельностью). То есть далеко не каждый пенсионер сможет воспользоваться данной возможностью.

В ч. ч. 2 и 3 ст. 20 Закона N 324-ФЗ приведены случаи, когда названные категории граждан смогут воспользоваться бесплатной юридической помощью. Перечень содержит много позиций. Причем в процессе подготовки закона он был значительно расширен (например, сначала подразумевалось представительство в судах только первой инстанции).

Изначально оказание юридической помощи населению к вопросам местного значения не относится. В связи с этим законом субъекта РФ такое полномочие может быть делегировано органам местного самоуправления. Учитывая дотационность местных бюджетов, не понятно, как будут финансироваться местные юридические бюро. К тому же вопрос их статуса принятым законом и другими нормативными актами не урегулирован. По этой же причине местные власти вряд ли ринутся принимать правовые акты, устанавливающие дополнительные гарантии прав граждан на получение бесплатной юридической помощи (ч. 2 ст. 14 Закона N 324-ФЗ).

При всем этом органы местного самоуправления наделены правом (а не обязанностью) оказывать гражданам все виды бесплатной юридической помощи. Но в любом случае финансирование всех указанных мероприятий осуществляется из местных бюджетов (ч. 3 ст. 29).

Надо отметить, что перспективы удачной реализации Закона N 324-ФЗ специалисты (юристы, нотариусы, адвокаты и пр.) оценивают по-разному.

Прежде всего, много вопросов вызывает реализация одного из основополагающих принципов оказания бесплатной правовой помощи — ее доступность. Дело в том, что процедура признания малоимущим подразумевает представление в орган социальной защиты населения целого пакета документов. Их сбор иногда требует длительного времени, а скорая юридическая помощь нужна гражданину здесь и сейчас.

Видео (кликните для воспроизведения).

Также есть мнение, что государственные юридические бюро не смогут эффективно оказывать бесплатную юридическую помощь тем малоимущим гражданам, чьи права и интересы нарушены региональными госчиновниками. Риск остаться без работы из-за личной принципиальности и активности, а также возможная ликвидация неугодного для региональных властей государственного юридического бюро будет сдерживать инициативу и стремление его сотрудников добросовестно выполнять свои профессиональные обязанности.

Не исключено, что в правовой модели, которая предусмотрена для негосударственных центров бесплатной юридической помощи (ст. ст. 24 — 26 Закона N 324-ФЗ), заложена коррупционная составляющая. Такой вывод напрашивается, поскольку Закон N 324-ФЗ не исключает меры государственной поддержки подобных организаций (п. 3 ч. 2 ст. 26).

Если рассуждать глобально, Закон N 324-ФЗ — важный шаг на пути построения правового государства и одновременно способ борьбы с правовым нигилизмом. Но главное, чтобы оказываемая помощь в итоге была качественной и результативной и чтобы на практике характеристики «бесплатная» и «плохая» не стали синонимами. Тем более что основное финансовое бремя реализации Закона ляжет на региональные бюджеты.

Случаи оказания бесплатной юридической помощи

Адвокатами Адвокатской палаты области

А двокаты, являющиеся участниками государственной системы бесплатной юридической помощи, осуществляют правовое консультирование в устной и письменной форме граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи, и составляют для них заявления, жалобы, ходатайства и другие документы правового характера в следующих случаях :

1) заключение, изменение, расторжение, признание недействительными сделок с недвижимым имуществом, государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в случае, если квартира, жилой дом или их части являются единственным жилым помещением гражданина и его семьи) ;

2) признание права на жилое помещение, предоставление жилого помещения по договору социального найма, договору найма специализированного жилого помещения, предназначенного для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, расторжение и прекращение договора социального найма жилого помещения, выселение из жилого помещения ( в случае, если квартира, жилой дом или их части являются единственным жилым помещением гражданина и его семьи ), расторжение и прекращение договора найма специализированного жилого помещения, предназначенного для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выселение из указанного жилого помещения;

3) признание и сохранение права собственности на земельный участок, права постоянного (бессрочного) пользования, а также права пожизненного наследуемого владения земельным участком (в случае, если на спорном земельном участке или его части находятся жилой дом или его часть, являющиеся единственным жилым помещением гражданина и его семьи) ;

4) защита прав потребителей (в части предоставления коммунальных услуг) ;

5) отказ работодателя в заключении трудового договора, нарушающий гарантии, установленные Трудовым кодексом Российской Федерации, восстановление на работе, взыскание заработка, в том числе за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда, причиненного неправомерными действиями (бездействием) работодателя;

6) признание гражданина безработным и установление пособия по безработице;

7) возмещение вреда, причиненного смертью кормильца, увечьем или иным повреждением здоровья, связанным с трудовой деятельностью или с чрезвычайной ситуацией;

8) предоставление мер социальной поддержки, оказание малоимущим гражданам государственной социальной помощи, предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг;

9) назначение, перерасчет и взыскание страховых пенсий по старости, пенсий по инвалидности и по случаю потери кормильца, пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, безработице, в связи с трудовым увечьем или профессиональным заболеванием, единовременного пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, социального пособия на погребение;

10) установление и оспаривание отцовства (материнства), взыскание алиментов;

10.1) установление усыновления, опеки или попечительства над детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, заключение договора об осуществлении опеки или попечительства над такими детьми;

10.2) защита прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

11) реабилитация граждан, пострадавших от политических репрессий;

12) ограничение дееспособности;

13) обжалование нарушений прав и свобод граждан при оказании психиатрической помощи;

14) медико-социальная экспертиза и реабилитация инвалидов;

15) обжалование во внесудебном порядке актов органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц;

16) восстановление имущественных прав, личных неимущественных прав, нарушенных в результате чрезвычайной ситуации, возмещение ущерба, причиненного вследствие чрезвычайной ситуации.

Адвокаты, являющиеся участниками государственной системы бесплатной юридической помощи, представляют в судах, государственных и муниципальных органах, организациях интересы граждан , имеющих право на получение бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи, если они являются:

1) истцами и ответчиками при рассмотрении судами дел о:

Читайте так же:  Сотрудница поменяла фамилию какие документы нужно менять

а) расторжении, признании недействительными сделок с недвижимым имуществом, о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и об отказе в государственной регистрации таких прав (в случае, если квартира, жилой дом или их части являются единственным жилым помещением гражданина и его семьи);

б) признании права на жилое помещение, предоставлении жилого помещения по договору социального найма, договору найма специализированного жилого помещения, предназначенного для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе принятых на воспитание в семьи, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, расторжении и прекращении договора социального найма жилого помещения, выселении из жилого помещения (в случае, если квартира, жилой дом или их части являются единственным жилым помещением гражданина и его семьи), расторжение и прекращение договора найма специализированного жилого помещения, предназначенного для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выселение из указанного жилого помещения;

в) признании и сохранении права собственности на земельный участок, права постоянного бессрочного пользования, а также пожизненного наследуемого владения земельным участком (в случае, если на спорном земельном участке или его части находятся жилой дом или его часть, являющиеся единственным жилым помещением гражданина и его семьи);

2) истцами (заявителями) при рассмотрении судами дел:

а) о взыскании алиментов;

б) о возмещении вреда, причиненного смертью кормильца, увечьем или иным повреждением здоровья, связанным с трудовой деятельностью или с чрезвычайной ситуацией;

в) об установлении усыновления, опеки или попечительства в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о заключении договора об осуществлении опеки или попечительства над такими детьми;

г) об обеспечении мер государственной поддержки детям-инвалидам, детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

3) гражданами, в отношении которых судом рассматривается заявление о признании их недееспособными;

4) гражданами, пострадавшими от политических репрессий, — по вопросам, связанным с реабилитацией;

5) гражданами, в отношении которых судами рассматриваются дела о принудительной госпитализации в психиатрический стационар или продлении срока принудительной госпитализации в психиатрическом стационаре;

6) гражданами, пострадавшими от чрезвычайной ситуации, — по вопросам, связанным с восстановлением имущественных прав, личных неимущественных прав, нарушенных в результате чрезвычайной ситуации, возмещением ущерба, причиненного вследствие чрезвычайной ситуации.

Участие адвокатов в государственной системе бесплатной юридической помощи

Оказание бесплатной юридической помощи адвокатами, регулируется Федеральным законом от 21.11.2011 № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации», Законом Новосибирской области № 252-ОЗ от 28.09.2012 «О бесплатной юридической помощи на территории Новосибирской области» и другими нормативными правовыми актами.

Организация участия адвокатов в деятельности государственной системы бесплатной юридической помощи осуществляется Адвокатской палатой Новосибирской области.

Работа адвокатов по оказанию бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи оплачивается из бюджета Новосибирской области путем предоставления субсидий адвокатской палате по утвержденным размерам.

Адвокаты оказывают бесплатную юридическую помощь на основании соглашения, которое заключается с гражданином в соответствии со статьей 25 Федерального закона от 31.05.2002 № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации».

Виды бесплатной юридической помощи:

1. Правовое консультирование в устной и письменной форме;

2. Составление заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера;

3. Представление интересов гражданина в судах, государственных и муниципальных органах, организациях в случаях и в порядке, которые установлены Федеральным законом о бесплатной юридической помощи, другими федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В государственной системе бесплатной юридической помощи правом на обращение к адвокату наделены только определенные категории граждан, в случаях, установленных законодательством.

Сведения о категориях граждан, а также о том, в каких случаях оказывается бесплатная юридическая помощь, размещены на нашем сайте в разделе «Бесплатная юридическая помощь».

Список адвокатов, оказывающих бесплатную юридическую помощь, составляется Адвокатской палатой Новосибирской области и направляется в министерство юстиции Новосибирской области. Указанный список адвокатов размещен на сайте Главного управления Минюста России по Новосибирской области, министерства юстиции Новосибирской области, Адвокатской палаты Новосибирской области в разделе «Бесплатная юридическая помощь».

За оказанием бесплатной юридической помощи необходимо обращаться

в адвокатские образования, в которых адвокаты осуществляют свою профессиональную деятельность, согласно списку адвокатов, участвующих в государственной системе бесплатной юридической помощи.

Для получения бесплатной юридической помощи гражданин представляет адвокату следующие документы:

1) письменное заявление об оказании бесплатной юридической помощи;

2) паспорт или иной документ, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации;

3) документ, подтверждающий отнесение гражданина к категории граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи.

Законный представитель (представитель) дополнительно предъявляет документы, удостоверяющие его статус и полномочия.

Законом установлены определенные условия, при которых адвокаты представляют интересы граждан в судах, государственных и муниципальных органах, организациях.

Отказ в оказании бесплатной юридической помощи:

Адвокаты, являющиеся участниками государственной системы бесплатной юридической помощи, при принятии решения об оказании бесплатной юридической помощи гражданину, имеющему право на получение такой помощи, должны учитывать, что бесплатная юридическая помощь в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи не оказывается в случаях, если гражданин:

1) обратился за бесплатной юридической помощью по вопросу, не имеющему правового характера;

2) просит составить заявление, жалобу, ходатайство или другой документ правового характера и (или) представлять его интересы в суде, государственном или муниципальном органе, организации при отсутствии правовых оснований для предъявления соответствующих требований;

3) просит составить заявление в суд и (или) представлять его интересы в суде, государственном или муниципальном органе, организации при наличии установленных законодательством Российской Федерации препятствий к обращению в суд, государственный или муниципальный орган, организацию.

Если адвокат принимает решение о невозможности оказания бесплатной юридической помощи гражданину, имеющему право на получение такой помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи, ему выда ется соответствующее заключение.

Адвокаты не оказывают бесплатную юридическую помощь гражданину, если прокурор обратился в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов этого гражданина.

Куда обращаться с жалобой на действия (бездействие) адвокатов при оказании бесплатной юридической помощи.

Жалобы граждан на действия (бездействие) адвокатов при оказании ими бесплатной юридической помощи рассматриваются в соответствии с Федеральным законом от 31.05.2002 N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации».

Президент адвокатской палаты возбуждает дисциплинарное производство в отношении адвоката при наличии допустимого повода и в порядке, предусмотренном Кодексом профессиональной этики адвоката.

Читайте так же:  Сколько рассматривается заявление на возврат денежных средств

Адвокатская палата Новосибирской области расположена по адресу: г. Новосибирск, Красный проспект, д. 82.

Главное управление Минюста России по Новосибирской области при поступлении обращения, в котором изложены обстоятельства, являющиеся основаниями для прекращения статуса адвоката, обладает полномочием на внесение представления о прекращении статуса адвоката в адвокатскую палату. Кроме того, в адвокатскую палату может быть направлено представление о возбуждении дисциплинарного производства.

Главное управление Минюста России по Новосибирской области расположено по адресу: г. Новосибирск, ул. Челюскинцев, д. 50.

Жалобы, обращения, представления в отношении адвокатов рассматриваются в порядке, установленном Кодексом профессиональной этики адвоката.

Основания и условия оказания бесплатной юридической помощи

Федеральный закон от 21.11.2011 № 324-ФЗ (ред. от 28.11.2015) «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации»

Статья 2. Право на получение бесплатной юридической помощи

1. Граждане имеют право на получение бесплатной юридической помощи в случаях и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

2. Бесплатная юридическая помощь иностранным гражданам и лицам без гражданства оказывается в случаях и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и международными договорами Российской Федерации.

Статья 6. Виды бесплатной юридической помощи

1. Бесплатная юридическая помощь оказывается в виде:

1) правового консультирования в устной и письменной форме;

2) составления заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера;

3) представления интересов гражданина в судах, государственных и муниципальных органах, организациях в случаях и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

2. Бесплатная юридическая помощь может оказываться в иных не запрещенных законодательством Российской Федерации видах.

Статья 7. Субъекты, оказывающие бесплатную юридическую помощь

Оказание бесплатной юридической помощи осуществляется:

1) физическими и юридическими лицами, являющимися участниками государственной системы бесплатной юридической помощи в соответствии с настоящим Федеральным законом;

2) физическими и юридическими лицами, являющимися участниками негосударственной системы бесплатной юридической помощи в соответствии с настоящим Федеральным законом;

3) иными лицами, имеющими право на оказание бесплатной юридической помощи в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.

Статья 15. Участники государственной системы бесплатной юридической помощи

1. Участниками государственной системы бесплатной юридической помощи являются:

1) федеральные органы исполнительной власти и подведомственные им учреждения;

2) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и подведомственные им учреждения;

3) органы управления государственных внебюджетных фондов;

4) государственные юридические бюро.

2. Адвокаты, нотариусы и другие субъекты, оказывающие бесплатную юридическую помощь, могут наделяться правом участвовать в государственной системе бесплатной юридической помощи в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Статья 22. Участники негосударственной системы бесплатной юридической помощи

1. Негосударственная система бесплатной юридической помощи формируется на добровольных началах.

2. Участниками негосударственной системы бесплатной юридической помощи являются юридические клиники (студенческие консультативные бюро, студенческие юридические бюро и другие) и негосударственные центры бесплатной юридической помощи.

Статья 24. Негосударственные центры бесплатной юридической помощи

1. В целях оказания гражданам бесплатной юридической помощи некоммерческие организации, адвокаты, адвокатские образования, адвокатские палаты субъектов Российской Федерации, нотариусы, нотариальные палаты могут создавать негосударственные центры бесплатной юридической помощи.

2. Негосударственный центр бесплатной юридической помощи может быть создан в качестве юридического лица — некоммерческой организации или структурной единицы юридического лица. Негосударственный центр бесплатной юридической помощи может не являться юридическим лицом.

3. Для создания негосударственного центра бесплатной юридической помощи необходимы:

1) помещение, в котором будет осуществляться прием граждан;

2) лица, имеющие высшее юридическое образование, привлеченные, в том числе по трудовому договору или гражданско-правовому договору, осуществлять правовое консультирование граждан в данном негосударственном центре бесплатной юридической помощи.

4. Негосударственные центры бесплатной юридической помощи вправе оказывать гражданам бесплатную юридическую помощь в виде правового консультирования в устной и письменной форме, составления заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера.

5. Виды бесплатной юридической помощи, категории граждан, имеющих право на ее получение, и перечень правовых вопросов, по которым такая помощь оказывается, определяются негосударственными центрами бесплатной юридической помощи самостоятельно. При этом к категориям граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи, прежде всего должны относиться граждане с низкими доходами или находящиеся в трудной жизненной ситуации.

6. При оказании бесплатной юридической помощи в негосударственных центрах бесплатной юридической помощи не допускается установление ограничений или преимуществ в зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.

7. В случае, если негосударственным центром бесплатной юридической помощи не определены категории граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи, и перечень правовых вопросов, по которым такая помощь оказывается, за оказанием бесплатной юридической помощи в этот центр имеют право обращаться граждане, указанные в части 1 статьи 20 настоящего Федерального закона.

8. Негосударственный центр бесплатной юридической помощи и его учредители должны информировать граждан о вопросах, по которым в этом центре оказывается бесплатная юридическая помощь.

Видео (кликните для воспроизведения).

9. Ответственность за возможные неблагоприятные последствия оказания гражданину юридической помощи негосударственным центром бесплатной юридической помощи несут лица, оказавшие такую помощь, негосударственный центр бесплатной юридической помощи и (или) учредители такого центра в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Источники


  1. Виктор, Дмитриевич Перевалов Теория государства и права 5-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для прикладного бакалавриата / Виктор Дмитриевич Перевалов. — М.: Юрайт, 2016. — 690 c.

  2. Аношко, В. С. История и методология почвоведения / В.С. Аношко. — М.: Вышэйшая школа, 2013. — 340 c.

  3. Отсутствует Теория государства и права / Отсутствует. — М.: АСТ, 2012. — 127 c.
Юридическим основанием оказания бесплатной юридической помощи является
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here