Является ли трудовой договор конфиденциальной информацией

Полезная информация на тему: "Является ли трудовой договор конфиденциальной информацией", собранная из сети и предоставленная в удобном для чтения виде. По всем вопросам - обращайтесь к дежурному юристу.

Является ли трудовой договор конфиденциальной информацией

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В некоторых договорах с контрагентами установлено, что договор, его приложения и иные документы по договору являются конфиденциальной информацией и не подлежат разглашению без согласия другой стороны.
Договоры, в которых содержатся указанные условия, на сегодняшний день исполнены надлежащим образом. Специальных сроков действия условий о конфиденциальности договоры не предусматривали. В некоторых договорах содержатся положения о штрафных санкциях за нарушение условий о конфиденциальности, в других они отсутствуют.
На какой срок действуют эти положения, если в договоре установлен только срок его действия «до полного надлежащего исполнения сторонами своих обязательств по договору»?
Могут ли быть предъявлены контрагентом штрафные санкции в случае, если копия договора и актов приемки будут приложены к конкурсной заявке для участия в процедуре по Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в качестве документов, подтверждающих опыт (согласно конкурсной документации)?

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат юридических наук Широков Сергей

Ответ прошел контроль качества

12 апреля 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

————————————————————————-
*(1) Отметим, что в случае отсутствия в договоре условий о специальных мерах ответственности за разглашение конфиденциальных сведений сторона договора, нарушившая соответствующее условие о конфиденциальности, может в силу ч. 1 ст. 14 Закона N 98-ФЗ, ст. 15 и ст. 393 ГК РФ быть привлечена к ответственности в виде обязанности возместить другой стороне причиненные разглашением убытки.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, [email protected]

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), [email protected]

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3161), [email protected] Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Является ли трудовой договор конфиденциальной информацией

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В организации локальные нормативные акты предусматривают заключение договора о конфиденциальности с работниками. С каждым работником организации заключается отдельный договор (соглашение) о неразглашении конфиденциальной информации, к которой относятся коммерческая тайна и персональные данные работников.
В каких случаях можно расторгнуть трудовой договор с работником в случае нарушения указанного договора?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В случае нарушения условий договора (соглашения) о неразглашении конфиденциальной информации и соответствующего обязательства работник может быть привлечен к дисциплинарной ответственности в виде увольнения по пп. «в» п. 6 части первой ст. 81 ТК РФ.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Наумчик Иван

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Комарова Виктория

16 ноября 2017 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, [email protected]

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), [email protected]

[3]

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3161), [email protected] Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Источники правового регулирования конфиденциальной информации как условия трудового договора.

Автор: Д.В. Иванов

Источники правового регулирования конфиденциальной информации как условия трудового договора

Согласно статье 57 ТК РФ конфиденциальная информация может быть условием трудового договора (часть 4: по соглашению сторон в трудовой договор могут также включаться права и обязанности работника и работодателя, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, локальными нормативными актами, а также права и обязанности работника и работодателя, вытекающие из условий коллективного договора, соглашений.

Учитывая изменения законодательства в данной сфере, а также значение конфиденциальной информации для субъектов трудового договора и для государства (конфиденциальная информация в этом качестве заслуживает быть предметом исследования), попытаемся кратко охарактеризовать основные источники правового регулирования конфиденциальной информации

Статья 4 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» № 149-ФЗ от 27 июля 2006 г. устанавливает, что законодательство Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации основывается на Конституции Российской Федерации, международных договорах Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других, регулирующих отношения по использованию информации федеральных законов.

[2]

Основные направления правовой регламентации информационных отношений – конституционное и гражданско-правовое. Как продолжение свободы мысли и слова, которая закреплена в ч. 1 ст. 29 Конституции РФ, ч. 4 ст. 29 Конституции РФ закрепляет право каждого свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется соответствующим федеральным законом. Этому праву корреспондирует общая обязанность органов государственной власти и местного самоуправления, располагающих такого рода информацией, предоставлять ее по соответствующим запросам. Возможные исключения из этого общего правила должны обязательно иметь форму федерального закона (ч. 3 ст. 55 Конституции РФ). Ст. 42 Конституции РФ говорит о праве каждого на достоверную информацию о состоянии окружающей среды. Ст. 19 Основ законодательства РФ «Об охране здоровья граждан» конкретизирует это установление закреплением определенного механизма реализации прав граждан на информацию о факторах, влияющих на их здоровье.

Читайте так же:  Оформление наследства у нотариуса по завещанию документы

Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» № 149-ФЗ от 27 июля 2006 года регулирует отношения при осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации, при применении информационных технологий, а также при обеспечении защиты информации, за исключением отношений в области охраны результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации.

Отметим, что родоначальником отдельного информационно-правового направления сначала советского, а ныне российского правоведения стал А.Б. Венгеров . Он выделил определенные признаки (свойства) информации, принципиально значимые для правового опосредования отношений по поводу информации (информационных отношений), отнеся к ним, в частности, известную самостоятельность информации по отношению к своему носителю; возможность многократного использования одной и той же информации; ее неисчерпаемость при потреблении; способность к сохранению, агрегированию, интегрированию, накоплению, «сжатию» и др.

Качество современного уровня правового регулирования отношений по поводу информации во многом определяется степенью учета законодателем этих признаков (свойств).

Первое российское легальное определение понятия «информация» было дано в Федеральном законе «Об информации, информатизации и защите информации» № 24-ФЗ от 20 февраля 1995 г., в ст. 2 которого говорилось, что информация – это сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их предоставления. В действующем Федеральном законе «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» № 149-ФЗ от 27 июля 2006 года определение информации представлено в более общем виде. Информацией являются любые сведения (сообщения, данные) независимо от формы их предоставления.

Конфиденциальная информация определена в п. 7 ст. 2 Закона об информации через требование не передавать такую информацию третьим лицам без согласия ее обладателя. На наш взгляд, это определение небезупречно. Вряд ли можно согласиться с определением конфиденциальной информации опять-таки через информацию с ограниченным доступом, не содержащую государственную тайну , во-первых, потому, что такое определение оказывается в замкнутом круге: нельзя определять подобное подобным; во-вторых, государственная тайна − это тоже конфиденциальная информация. Поэтому более правильно, на наш взгляд, под конфиденциальной информацией понимать легально полученную информацию, которая в силу закона или иного акта, имеющего юридическое значение, доступна строго определенному кругу лиц, и в отношении которой установлен режим той или иной степени секретности.

В контексте рассматриваемого вопроса нельзя обойти молчанием и Федеральный закон «О коммерческой тайне» № 98-ФЗ , принятый 29 июля 2004 года и приведенный в соответствие с частью четвертой ГК РФ в ред. закона от 24 июля 2007 г.

Федеральные законы «О коммерческой тайне» в редакции № 98-ФЗ от 24. 07. 2007 г., «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» № 149-ФЗ от 27. 07. 2006 г. и вступившая в силу с 01. 01. 2008 г. часть 4 ГК РФ — ввели, как говорилось выше, и новые понятия, и изменили содержание некоторых прежних понятий, относящихся к данному вопросу. Ст. 139 ГК РФ, определявшая коммерческую тайну, отменена. Имея в виду тему настоящей статьи и невозможность углубиться в полемику по поводу определения понятия коммерческой тайны, скажем только, что вряд ли формулировку п. 1 ст. 3 Закона «О коммерческой тайне» можно признать удачной. В ней коммерческая тайна определяется как режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду. На наш взгляд, само словосочетание «режим коммерческой тайны» содержит скрытую тавтологию.

Иные федеральные законы в том или ином аспекте также могут регулировать деятельность, касающуюся информации, информационных технологий и защиты информации. Так, глава 13 Кодекса РФ об административных правонарушениях № 195-ФЗ от 30 декабря 2001 г. (в ред. от 26 июля 2006 г.) устанавливает ответственность за административные правонарушения в области связи и информации.

В соответствии с Федеральным законом РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124 «О средствах массовой информации» (в ред. от 27 июля 2006 г.), поиск, получение, производство и распространение массовой информации, учреждение ее средств, владение, пользование и распоряжение ими, изготовление, приобретение, хранение и эксплуатация технических устройств и оборудования, сырья и материалов, предназначенных для производства и распространения продукции средств массовой информации, не подлежат ограничениям, за исключением предусмотренных соответствующим законодательством РФ.

В числе нормативных правовых актов, частично регулирующих рассматриваемые отношения, следует назвать также Закон от 22 октября 2004 г. № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» . Пользователь архивных документов имеет право использовать, передавать, распространять информацию, содержащуюся в них, а также копии архивных документов для любых законных целей и любым законным способом. Кроме того, приняты и иные нормативные правовые акты в данной области.

Читайте так же:  Публичная кадастровая карта росреестра ростовской области

Указ Президента РФ от 20 января 1994 г. № 170 «Об основах государственной политики в сфере информатизации» (в ред. от 9 июля 1997 г.) установил, что основными направлениями государственной политики в сфере информатизации являются: обеспечение единства государственных стандартов в сфере информатизации, их соответствие международным рекомендациям и требованиям. Указ Президента Российской Федерации № 188 от 6 марта 1997 г. (в редакции Указа Президента РФ № 1111 от 23. 09. 2005 г.) установил перечень сведений конфиденциального характера .

Доктрина информационной безопасности Российской Федерации № ПР-1895 от 9 сентября 2000 г. развивает Концепцию национальной безопасности Российской Федерации применительно к информационной сфере и представляет собой совокупность официальных взглядов на цели, задачи, принципы и основные направления ее обеспечения и служит основой для формирования государственной политики и подготовки предложений по совершенствованию правового, методического, научно-технического и организационного обеспечения информационной безопасности Российской Федерации, а также для разработки ее целевых программ.

К числу основных объектов обеспечения информационной безопасности Российской Федерации в сфере духовной жизни относятся: достоинство личности, свобода совести, включая право свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними, свобода мысли и слова (за исключением пропаганды или агитации, возбуждающих социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду), а также свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания; свобода массовой информации; неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна; русский язык как фактор духовного единения народов многонациональной России, язык межгосударственного общения народов государств — участников Содружества Независимых Государств; языки, нравственные ценности и культурное наследие народностей Российской Федерации; объекты интеллектуальной собственности .

Итак, отношения по поводу информации, и, что важно, конфиденциальной информации, регулируются правом. При этом информация как таковая и конфиденциальная информация являются предметом регулирования различных отраслей права и разноотраслевых нормативных правовых актов, важнейшее место среди которых занимает Конституция РФ. Россия также − субъект международных правоотношений по поводу информации.

Российская юридическая энциклопедия. – М.: Издательский дом ИНФРА-М, 1999. – с. 382 – 383.

СЗ РФ, 1995, № 8, ст. 609.

Королев А.Н., Плешакова О.В. Комментарий к федеральному закону «Об информации, информационных технологиях и о защите информации. Справочная система Консультант Плюс.

СЗ РФ, № 31 (1 ч), ст. 3451.

Королев А.Н., Плешакова О.В. Комментарий к федеральному закону от 27 июля 2006 года №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (постатейный). Справочная система Консультант Плюс.

Комментарий к части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации (поглавный) под ред. А.Л. Маковского. М., 2008.

СЗ РФ, 2004, № 32, ст. 3283.

[1]

Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. N 7. Ст. 300.

СЗ РФ, 2004. № 43. Ст. 4169.

СЗ РФ. 1997. № 10, Ст. 1127.

Российская газета», 2000. № 187.

Видео (кликните для воспроизведения).

Александров Р.А. О современном состоянии законодательства Российской Федерации в области национальной безопасности. Российский следователь, 2006, № 4.

Привожу по Королеву А.Н., Плешакову О.В. Комментарий к федеральному закону от 27 июля 2006 года №149-ФЗ « Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (постатейный). Справочная система Консультант Плюс.

Режим конфиденциальности в сфере системы оплаты труда в компании

Нередко у работодателей возникают вопросы, касающиеся режима конфиденциальности в сфере системы оплаты труда в организации. В частности, их интересуют следующие моменты, о которых пойдет речь в статье: какие существуют правовые способы защиты системы оплаты труда и (или) ее элементов от разглашения третьим лицам 1 , а также от разглашения работниками внутри организации, в частности лицами, которым сведения о системе оплаты труда и (или) ее элементах стали известны в связи с исполнением ими трудовых обязанностей?

Приведем обоснование данных выводов.

Согласно абз. 11 ст. 2 Трудового кодекса РФ основным принципом трудового права является «сочетание государственного и договорного регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений». Следовательно, к трудовому праву применимы принципы гражданского законодательства, не противоречащие ТК РФ.

В силу ст. 421 Гражданского кодекса РФ действует принцип свободы договора. Вместе с тем на основании п. 1 ст. 422 ГК РФ условия договора должны соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

Рассмотрим нормативное регулирование установления в отношении информации режима конфиденциальности.

Основным документом, определяющим порядок обращения информации на территории РФ и способы ее защиты, является Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее — Закон об информации). Согласно п. 1 ст. 2 данного Закона информацией признаются сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления. Следовательно, понятие «система оплаты труда» можно отнести к информации.

Как предусмотрено ст. 5 Закона об информации, информация может свободно использоваться любым лицом и передаваться одним лицом другому лицу, если федеральными законами не установлены ограничения доступа к информации либо иные требования к порядку ее предоставления или распространения.

В силу п. 3 ст. 6 Закона об информации лицо, самостоятельно создавшее информацию либо получившее на основании закона или договора право разрешать или ограничивать доступ к информации, определяемой по каким-либо признакам (согласно п. 5 ст. 2 Закона об информации — обладатель информации), если иное не предусмотрено федеральными законами, вправе в том числе:

  • разрешать или ограничивать доступ к информации, определять порядок и условия такого доступа;
  • использовать информацию, в том числе распространять ее, по своему усмотрению;
  • передавать информацию другим лицам по договору или на ином установленном законодательством основании.
Читайте так же:  Страховая пенсия по старости

Пунктом 7 ст. 2 Закона об информации установлено, что конфиденциальностью информации признается обязательное для выполнения лицом, получившим доступ к определенной информации, требование не передавать такую информацию третьим лицам без согласия ее обладателя. Следовательно, обладатель информации вправе устанавливать конфиденциальность информации, передаваемой им третьему лицу, с согласия такого лица.

При этом необходимо учитывать, что в п. 2 ст. 3 Закона об информации закреплен принцип, согласно которому ограничение доступа к информации может быть установлено федеральными законами. Пункт 2 ст. 9 названного Закона определяет, что соблюдение конфиденциальности информации, доступ к которой ограничен федеральными законами, обязательно.

Закон об информации определяет следующие виды конфиденциальной информации:

  • государственная тайна;
  • коммерческая тайна;
  • служебная тайна;
  • профессиональная тайна (врачебная, адвокатская, нотариальная, тайна переписки, аудиторская и прочие тайны такого характера);
  • персональные данные;
  • иные тайны, установленные федеральными законами.

В пункте 4 ст. 8 Закона об информации также установлен перечень сведений, к которым не может быть ограничен доступ, т.е. не может быть установлен режим конфиденциальности. Данный перечень является открытым и может быть дополнен.

Таким образом, как предусмотрено в ст. 5 комментируемого Закона, вся информация в зависимости от категории доступа к ней подразделяется на общедоступную и на информацию ограниченного доступа, т.е. информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами. Данное правило является общеобязательным.

Однако то, что Законом об информации не установлена конфиденциальность той или иной информации, не означает, что стороны отношений не могут договориться о конфиденциальности такой информации. Как уже отмечалось, в трудовом праве по аналогии с гражданским действует принцип свободы договора (с учетом императивных норм законодательства). В соответствии с этим принципом стороны каких-либо отношений вправе устанавливать конфиденциальность информации, предоставляемой ими друг другу в связи с участием в соответствующих отношениях, а также ответственность за нарушение конфиденциальности. Именно на основании этого правила стороны гражданско-правовых и иных договоров распространяют режим конфиденциальности на информацию, предоставляемую ими друг другу при исполнении договора.

Рассмотрим, какой из возможных способов может быть применен работодателем для защиты системы оплаты труда.

Систему оплаты труда можно определить как созданную работодателем систему формирования вознаграждения его работников, которая учитывает особенности бизнеса данного работодателя и представляет для него определенную ценность.

По законодательству коммерческой тайной признается режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду (п. 1 ст. 3 Закона о коммерческой тайне).

Следовательно, система оплаты труда, исходя из ее ценности для работодателя, могла бы быть отнесена к коммерческой тайне. Однако, как говорилось ранее, п. 5 ст. 5 Закона о коммерческой тайне установлен запрет распространения режима коммерческой тайны на систему оплаты труда.

В данном случае следует рассмотреть вопрос, означает ли запрет на введение режима коммерческой тайны то, что законодатель запретил устанавливать в отношении системы оплаты труда конфиденциальность каким-либо иным образом (иной вид тайны или по соглашению сторон).

Статья 5 Закона о коммерческой тайне предусматривает перечень сведений, в отношении которых не может быть установлен режим коммерческой тайны. При этом из формулировки п. 11 данной статьи следует, что сведения в указанном перечне являются сведениями, в отношении которых установлена обязательность раскрытия или недопустимость ограничения доступа. Кроме того, в данном перечне содержится информация, доступ к которой действительно не может быть ограничен каким-либо иным образом (например, информация, содержащаяся в учредительных документах юридического лица, документах, подтверждающих факт внесения записей о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствующие государственные реестры; содержащаяся в документах, дающих право на осуществление предпринимательской деятельности).

С одной стороны, можно заключить, что законодатель таким образом закрепил общедоступность, открытость сведений, составляющих систему оплаты труда, и работодатель не вправе вводить в отношении них режим конфиденциальности каким-либо образом. С другой стороны, ввиду отсутствия судебной практики по данному вопросу невозможно сделать однозначный вывод, какую позицию займет суд в случае возникновения судебного спора.

В качестве одного из способов установления конфиденциальности системы оплаты труда необходимо отметить служебную тайну.

Понятие служебной тайны законодательно не определено. Анализ подзаконных нормативных правовых актов 3 позволяет сделать вывод, что к служебной тайне относятся сведения, доступ к которым ограничен в связи с осуществлением деятельности гражданской и муниципальной службы. Следовательно, понятие служебной тайны применимо только в отношении государственных или муниципальных служащих. Данный вывод представляется неоднозначным, однако он косвенно подтверждается тем, что понятия «служебная тайна», «служебная информация» используются в законах только применительно к государственной или муниципальной службе (п. 9 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», п. 8 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», п. 5 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации»). В судебной практике также встречается понятие служебной информации (тайны) только применительно к государственной или муниципальной службе (Определение ВАС РФ от 26 июля 2011 г. № ВАС-9444/11, Решение ВС РФ от 13 мая 2010 г. № ГКПИ10-378 и др.).

Отнесение элементов системы оплаты труда (например, размера должностных окладов) к персональным данным не позволит достичь цели по защите сведений от распространения третьим лицам, поскольку сами работники вправе распространять свои персональные данные.

Читайте так же:  Порядок увольнения генерального директора по собственному желанию

Таким образом, по результатам анализа вопроса об установлении в отношении системы оплаты труда какого-либо режима конфиденциальности, предусмотренного законодательством, можно сделать следующий вывод: система оплаты труда не может быть не только отнесена к какому-либо законодательно установленному режиму конфиденциальности, но и составлять конфиденциальную информацию по соглашению сторон ввиду императивного положения ст. 5 Закона о коммерческой тайне. Вместе с тем ввиду отсутствия судебной практики по данному вопросу существует вероятность, что суд будет придерживаться иной точки зрения.

Если целью защиты от разглашения является не вся система оплаты труда, а отдельные ее составляющие, предлагаем рассмотреть следующий вариант.

Система оплаты труда отдельных работников может содержать, например, элементы стратегии развития компании, особые формулы расчета отдельных показателей и иные сведения, подлежащие защите от разглашения. В таком случае можно вынести подобного рода составляющие из локального акта компании об оплате труда, оставив в нем лишь специальные термины, ссылки. Если не получается определить такой термин, полагаем, можно указать, что компания в отдельных случаях вправе устанавливать дополнительные основания премирования. Таким образом, в описание системы оплаты труда, доступное третьим лицам, будут входить основные (общие) условия формирования премии, а сведения, защищаемые от разглашения (расшифровка терминов), будут собраны в отдельном документе, носящем конфиденциальный характер.

Следует также учитывать, что для сохранения режима коммерческой тайны стратегии развития компании необходимо соблюдать требования Закона о коммерческой тайне. В частности, положения ст. 6 и 10 данного Закона устанавливают обязательность определения порядка обращения информации, составляющей коммерческую тайну, контроля за соблюдением такого порядка, нанесения на материальные носители, содержащие такую информацию, грифа «Коммерческая тайна» и т.д.

В целях исключения прямого противоречия с Законом о коммерческой тайне можно придать стратегии развития компании статус не коммерческой тайны, а просто конфиденциальной информации. Однако в таком случае с учетом рассмотренных ранее положений законодательства данная информация будет признаваться конфиденциальной в силу соглашения сторон (положения трудового договора о соблюдении работником конфиденциальности информации, к которой он будет иметь доступ). При этом необходимо разработать и соблюдать в компании порядок обращения конфиденциальной информации, осуществлять контроль за доступом к ней и т.д.

Считаем необходимым отметить, что в случае возникновения судебного спора существует значительный риск того, что суд займет позицию, согласно которой даже отдельные элементы системы оплаты труда не могут быть отнесены к коммерческой тайне и к конфиденциальной информации в целом. Данный риск усугубляется тем, что споры между работником и работодателем (компанией) рассматриваются в судах общей юрисдикции, которые, как правило, ориентированы на защиту прав работников ввиду их меньшей защищенности в отношениях с работодателем. Поэтому аргумент работника, что он полагал, будто он в силу ст. 5 Закона о коммерческой тайне вправе разглашать порядок формирования его собственной премии, может стать основанием вынесения судом решения в пользу работника.

Отметим также, что согласно п. «в» ч. 6 ст. 81 ТК РФ разглашение работником охраняемой законом тайны (в том числе коммерческой) является основанием расторжения трудового договора по инициативе работодателя. Следовательно, в случае применения работодателем указанной статьи вероятны судебные споры по иску уволенного по данному основанию работника. В случае удовлетворения судом требований работника работодатель будет обязан восстановить работника на прежней должности и компенсировать заработную плату, не полученную работником за период увольнения.

1 Под третьими лицами понимают при этом всех лиц, кроме работников организации и уполномоченных представителей государственных органов.

2 Федеральный закон от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ «О коммерческой тайне».

3 Постановления Правительства РФ от 3 ноября 1994 г. № 1233 «Об утверждении Положения о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти» и Указа Президента РФ от 6 марта 1997 г. № 188 «Об утверждении Перечня сведений конфиденциального характера».

Является ли трудовой договор конфиденциальной информацией

Автор: Колосков Дмитрий · 10.09.2019 2019-09-10

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

В некоторых договорах с контрагентами установлено, что договор, его приложения и иные документы по договору являются конфиденциальной информацией и не подлежат разглашению без согласия другой стороны.
Договоры, в которых содержатся указанные условия, на сегодняшний день исполнены надлежащим образом. Специальных сроков действия условий о конфиденциальности договоры не предусматривали. В некоторых договорах содержатся положения о штрафных санкциях за нарушение условий о конфиденциальности, в других они отсутствуют.
На какой срок действуют эти положения, если в договоре установлен только срок его действия «до полного надлежащего исполнения сторонами своих обязательств по договору»?
Могут ли быть предъявлены контрагентом штрафные санкции в случае, если копия договора и актов приемки будут приложены к конкурсной заявке для участия в процедуре по Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в качестве документов, подтверждающих опыт (согласно конкурсной документации)?

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат юридических наук Широков Сергей

Ответ прошел контроль качества

12 апреля 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

————————————————————————-
*(1) Отметим, что в случае отсутствия в договоре условий о специальных мерах ответственности за разглашение конфиденциальных сведений сторона договора, нарушившая соответствующее условие о конфиденциальности, может в силу ч. 1 ст. 14 Закона N 98-ФЗ, ст. 15 и ст. 393 ГК РФ быть привлечена к ответственности в виде обязанности возместить другой стороне причиненные разглашением убытки.

Читайте так же:  Оформление наследства на квартиру после смерти

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, [email protected]

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), [email protected]

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3161), [email protected] Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Нередко у работодателей возникают вопросы, касающиеся режима конфиденциальности в сфере системы оплаты труда в организации. В частности, их интересуют следующие моменты, о которых пойдет речь в статье: какие существуют правовые способы защиты системы оплаты труда и (или) ее элементов от разглашения третьим лицам 1 , а также от разглашения работниками внутри организации, в частности лицами, которым сведения о системе оплаты труда и (или) ее элементах стали известны в связи с исполнением ими трудовых обязанностей?

По итогам анализа норм законодательства и судебной практики специалисты компании «ФБК» пришли к следующим выводам.

Приведем обоснование данных выводов.

Согласно абз. 11 ст. 2 Трудового кодекса РФ основным принципом трудового права является «сочетание государственного и договорного регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений». Следовательно, к трудовому праву применимы принципы гражданского законодательства, не противоречащие ТК РФ.

В силу ст. 421 Гражданского кодекса РФ действует принцип свободы договора. Вместе с тем на основании п. 1 ст. 422 ГК РФ условия договора должны соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

Рассмотрим нормативное регулирование установления в отношении информации режима конфиденциальности.

Основным документом, определяющим порядок обращения информации на территории РФ и способы ее защиты, является Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее — Закон об информации). Согласно п. 1 ст. 2 данного Закона информацией признаются сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления. Следовательно, понятие «система оплаты труда» можно отнести к информации.

Как предусмотрено ст. 5 Закона об информации, информация может свободно использоваться любым лицом и передаваться одним лицом другому лицу, если федеральными законами не установлены ограничения доступа к информации либо иные требования к порядку ее предоставления или распространения.

В силу п. 3 ст. 6 Закона об информации лицо, самостоятельно создавшее информацию либо получившее на основании закона или договора право разрешать или ограничивать доступ к информации, определяемой по каким-либо признакам (согласно п. 5 ст. 2 Закона об информации — обладатель информации), если иное не предусмотрено федеральными законами, вправе в том числе:

  • разрешать или ограничивать доступ к информации, определять порядок и условия такого доступа;
  • использовать информацию, в том числе распространять ее, по своему усмотрению;
  • передавать информацию другим лицам по договору или на ином установленном законодательством основании.

Пунктом 7 ст. 2 Закона об информации установлено, что конфиденциальностью информации признается обязательное для выполнения лицом, получившим доступ к определенной информации, требование не передавать такую информацию третьим лицам без согласия ее обладателя. Следовательно, обладатель информации вправе устанавливать конфиденциальность информации, передаваемой им третьему лицу, с согласия такого лица.

При этом необходимо учитывать, что в п. 2 ст. 3 Закона об информации закреплен принцип, согласно которому ограничение доступа к информации может быть установлено федеральными законами. Пункт 2 ст. 9 названного Закона определяет, что соблюдение конфиденциальности информации, доступ к которой ограничен федеральными законами, обязательно.

Закон об информации определяет следующие виды конфиденциальной информации:

  • государственная тайна;
  • коммерческая тайна;
  • служебная тайна;
  • профессиональная тайна (врачебная, адвокатская, нотариальная, тайна переписки, аудиторская и прочие тайны такого характера);
  • персональные данные;
  • иные тайны, установленные федеральными законами.

В пункте 4 ст. 8 Закона об информации также установлен перечень сведений, к которым не может быть ограничен доступ, т.е. не может быть установлен режим конфиденциальности. Данный перечень является открытым и может быть дополнен.

Видео (кликните для воспроизведения).

Таким образом, как предусмотрено в ст. 5 комментируемого Закона, вся информация в зависимости от категории доступа к ней подразделяется на общедоступную и на информацию ограниченного доступа, т.е. информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами. Данное правило является общеобязательным.

Источники


  1. CD-ROM. Лекции для студентов. Юридические науки. Диск 2. — Москва: РГГУ, 2016. — 451 c.

  2. Хропанюк, В. Н. Теория государства и права / В.Н. Хропанюк. — М.: Интерстиль, 1999. — 384 c.

  3. Варламов А. А., Севостьянов А. В. Земельный кадастр. В 6 томах. Том 5. Оценка земли и иной недвижимости; КолосС — Москва, 2008. — 265 c.
Является ли трудовой договор конфиденциальной информацией
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here