Установление кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной

Полезная информация на тему: "Установление кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной", собранная из сети и предоставленная в удобном для чтения виде. По всем вопросам - обращайтесь к дежурному юристу.

Установление кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В августе организацией будет подано в арбитражный суд исковое заявление об установлении кадастровой стоимости земельного участка, равной его рыночной стоимости (согласно отчету об оценке). С какого момента арендная плата должна исчисляться исходя из новой кадастровой стоимости земельного участка?

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, [email protected]

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), [email protected]

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3161), [email protected] Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Оценка недвижимости: установление кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной

Автор: Анна Стрельцова

В данной статье освещаются новые тенденции судебной практики, связанные с установлением кадастровой стоимости земельных участков равной рыночной.

В статьях на тему оценки недвижимости уже неоднократно рассматривались споры о применении рыночной и кадастровой стоимостей в отношении земельных участков. В частности, ранее была рассмотрена популярная в судебной практике категория дел об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости равной его рыночной стоимости.

Как известно, на сегодняшний день дела по спорам о результатах определения кадастровой стоимости исключены из сферы ведения арбитражных судов. Так, с августа 2014 года по первой инстанции данные дела, согласно п. 8 ч. 1 ст. 26 Гражданского процессуального кодекса РФ, рассматриваются Верховным Судом республики, краевым, областным судом, судом города федерального значения, судом автономной области и судом автономного округа.

Судебная практика арбитражных судов показывала, что суды охотно удовлетворяли требования заявителей об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости.

Однако в новой и уже сложившейся судебной практике по данной категории дел наблюдаются противоположные тенденции.

Из анализа судебных решений, принятых после 01 января 2015 года, следует, что в большинстве случаев c уды отказывают в удовлетворении требований заявителей об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости. Основной причиной отказа является несоответствие отчётов об оценке рыночной стоимости земельного участка нормам законодательства.

Прежде чем непосредственно рассмотреть примеры судебной практики, напомню некоторые положения законодательства, касающиеся оценки рыночной и кадастровой стоимостей.

Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных законодательством, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности. Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Согласно статье 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ» (далее — Закон об оценочной деятельности), результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде. Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решением суда.

Понятие рыночной стоимости объекта оценки раскрыто в Законе об оценочной деятельности. Под рыночной стоимостью понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчуждён на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, перечисленные в названной статье. При этом рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с Законом об оценочной деятельности на основании отчёта об оценке объекта, составленном оценщиком – членом саморегулируемой организации оценщиков.

Рассмотрим конкретный случай из практики.

Решением Московского городского суда от 15 апреля 2015 г. по делу № 3-108/2015 Обществу с ограниченной ответственностью «АЛМ-СТРОЙ» (далее — Общество) отказано в удовлетворении заявления об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости равной его рыночной стоимости.

Согласно материалам дела, Общество обратилось в Московский городской суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка размере его рыночной стоимости. В обоснование требований Общество сослалось на то, что оно является арендатором указанного земельного участка, а несоответствие его кадастровой стоимости, внесённой в государственный кадастр недвижимости, рыночной нарушает права Общества, поскольку арендная плата за земельный участок установлена в процентах от кадастровой стоимости. При этом Общество предоставило отчёт от 04 марта 2014 года о величине рыночной стоимости указанного объекта недвижимости. Заинтересованные лица — Правительство Москвы и Департамент городского имущества города Москвы, требования не признали, указав, что выводы оценщика, содержащиеся в представленном Обществом отчёте о величине рыночной стоимости объектов оценки, не могут быть признаны обоснованными. Согласно же экспертному заключению, также представленному в материалах дела, указанный отчёт соответствовал требованиям Закона об оценочной деятельности, федеральным стандартам оценки, требованиям технического задания договора на оценку, а выводы, содержащиеся в нём, экспертом были признаны обоснованными.

Читайте так же:  Публичная кадастровая карта милютинского района ростовской области

Анна Стрельцова Юрьевна, юрист

ПОЛНЫЙ ТЕКСТ НОМЕРА ДОСТУПЕН ТОЛЬКО ОФИЦИАЛЬНЫМ ПОДПИСЧИКАМ (для получения полного номера зарегистрируйтесь у нас на сайте ).

Процессуальные особенности дел об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной (Корнеева (Селифонова) С.Ю.)

Дата размещения статьи: 19.03.2016

Как правильно отмечалось судьей ФАС Поволжского округа Р.В. Ананьевым , вопрос об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости в настоящее время имеет актуальное значение как для арендаторов земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, земельных участков, право собственности на которые не разграничено, плательщиков земельного налога, так и для получателей арендных платежей за использование земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, земельных участков, право собственности на которые не разграничено, и получателей земельного налога.
———————————
Ананьев Р.В. Актуальные вопросы установления кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной // Вестник гражданского процесса. 2014. N 2. С. 291 — 298.

В соответствии с п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Возможностью для установления кадастровой стоимости равной рыночной послужило Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28 июня 2011 г. N 913/11 , в котором указывалось, что «права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость».
———————————
СПС «КонсультантПлюс».

25 июня 2013 г. Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации принял Постановление N 10761/11 по делу N А11-5098/2010 , которое было опубликовано 19 сентября 2013 г., и с этой даты сформировалась практика по применению пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации. Согласно указанному Постановлению при оспаривании величины кадастровой стоимости земли необходимо представлять в суд отчет о рыночной стоимости земли с датой оценки, соответствующей дате оценки кадастровой стоимости.
———————————
СПС «КонсультантПлюс».

В Орловской области процесс определения кадастровой стоимости равной рыночной тоже начался в 2013 г., когда Арбитражным судом Орловской области впервые было вынесено решение по иску ЗАО «Орелнефтепродукт» к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области и Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной рыночной (дело N А48-2942/2012) . Впоследствии Арбитражным судом Орловской области также выносились аналогичные решения, и кадастровая стоимость земельных участков, определенная по результатам актуализации кадастровой стоимости земельных участков в Орловской области, была заменена на рыночную стоимость, определенную по результатам независимой оценки .
———————————
См.: http://kad.arbitr.ru/Card/f8affb73-ee91-4b71-bdb0-5e72d052a092.
См.: http://kad.arbitr.ru/Card/7ca14b95-9091-4fab-8101-97e130090d98. Дело N А48-1594/2014.

Вместе с тем в конце 2014 г. в связи с изменением действующего законодательства в судебной практике возникли споры, связанные с определением подсудности данной категории дела, а также предмета доказывания.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 4 июня 2014 г. N 143-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с изменением подведомственности некоторых категорий дел, рассматриваемых судами общей юрисдикции и арбитражными судами» (далее — Федеральный закон N 143-ФЗ) в части первую и пятую ст. 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон об оценочной деятельности) внесены изменения, направленные на исключение дел по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости из компетенции арбитражных судов. Федеральный закон N 143-ФЗ установил также родовую подсудность указанных споров, дополнив ч. 1 ст. 26 ГПК РФ пунктом 8 о рассмотрении дел об оспаривании результатов определения кадастровой оценки верховным судом республики, краевым, областным судом, судом города федерального значения, судом автономной области и судом автономного округа по первой инстанции.
———————————
СЗ РФ. 2014. N 23. Ст. 2928.
СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3813.

На основании Федерального закона от 21 июля 2014 г. N 225-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» , вступившего в силу с 22 июля 2014 г., которым была изменена редакция главы III.1 «Государственная кадастровая оценка» Федерального закона об оценочной деятельности, вопросы о порядке рассмотрения споров о результатах определения кадастровой оценки стали предметом регулирования ст. 24.18. Однако в данной норме терминология ст. 24.19 Федерального закона об оценочной деятельности в редакции Федерального закона N 143-ФЗ, определяющая суд как юрисдикционный орган по рассмотрению указанных выше споров, была сохранена.
———————————
СЗ РФ. 2014. N 30 (Часть I). Ст. 4226.

В Орловской области действующие результаты определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов Орловской области утверждены Постановлением Правительства Орловской области от 25 декабря 2014 г. N 419 . В настоящее время в Орловском областном суде Орловской области рассматриваются дела по искам граждан и индивидуальных предпринимателей об установлении кадастровой стоимости равной рыночной. Принимая во внимание изменение подсудности и отсутствие практики Верховного Суда Российской Федерации по аналогичным делам, предмет доказывания по каждому конкретному делу определяется областным судом вновь, без учета сложившейся в арбитражных судах практики. В этой связи считаю необходимым отметить следующее.
———————————
Государственная специализированная информационная система «Портал Орловской области — публичный информационный центр». URL: http://orel-region.ru (дата обращения: 25.12.2014).

Литература

1. Ананьев Р.В. Актуальные вопросы установления кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной // Вестник гражданского процесса. 2014. N 2. С. 291 — 298.
2. Федеральный закон от 4 июня 2014 г. N 143-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с изменением подведомственности некоторых категорий дел, рассматриваемых судами общей юрисдикции и арбитражными судами» // СЗ РФ. 2014. N 23. Ст. 2928.
3. Федеральный закон от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3813.
4. Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 225-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2014. N 30 (Часть I). Ст. 4226.

Читайте так же:  Протокол ознакомления с постановлением о назначении экспертизы

Возможность установления кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости

В соответствии с законодательством об оценочной деятельности результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее — комиссия) (порядок создания и работы комиссий утвержден приказом Минэкономразвития России от 04.05.2012 № 263 ).

Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены:

физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц;

юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц;

органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Комиссии созданы и функционируют при каждом управлении Росреестра по субъекту Российской Федерации. Приказом Росреестра от 26.10.2012 № П/491 создана комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Волгоградской области.

Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в комиссии является:

— недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;

— установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.

При оспаривании кадастровой стоимости в комиссии заинтересованному лицу необходимо обратиться в комиссию с соответствующим заявлением и требуемыми для пересмотра кадастровой стоимости документами.

Следует учитывать, что заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в комиссию в период с даты внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости по дату внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученных при проведении очередной государственной кадастровой оценки или в ходе осуществления кадастрового учета объекта недвижимости или кадастрового учета изменений объекта недвижимости, но не позднее чем в течение пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости.

С заявлением на основании недостоверности сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, в комиссию могут обратиться юридические лица, физические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органы государственной власти, органы местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, расположенных на территории субъекта Российской Федерации или муниципального образования.

С заявлением на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость, в комиссию могут обратиться юридические лица, физические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органы государственной власти, органы местного самоуправления, в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

К заявлению необходимо приложить:

— кадастровую справку о кадастровой стоимости объекта недвижимости, содержащую сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости;

— нотариально заверенную копию правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости в случае, если заявление подается лицом, обладающим правом на объект недвижимости;

— документы, подтверждающие недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, в случае, если заявление подается на основании недостоверности указанных сведений;

— отчет об оценке объекта оценки, составленный на бумажном носителе и в форме электронного документа (далее – отчет об определении рыночной стоимости), в случае, если заявление подается на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости.

Заявление без приложения указанных документов к рассмотрению не принимается.

К заявлению также могут прилагаться иные документы.

Заявление рассматривается комиссией в течение одного месяца с даты его поступления.

В семидневный срок с даты поступления заявления комиссия направляет уведомление о поступлении данного заявления и принятии его к рассмотрению с указанием даты его рассмотрения в орган местного самоуправления, на территории которого расположен объект недвижимости, результаты определения кадастровой стоимости которого оспариваются, и лицу, обладающему правом на такой объект недвижимости.

Если основанием подачи заявления была недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, по результатам рассмотрения данного заявления комиссия вправе принять одно из следующих решений:

— об отклонении заявления в случае использования достоверных сведений об объекте недвижимости при определении кадастровой стоимости;

Видео (кликните для воспроизведения).

— о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости в случае недостоверности сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости.

В случае если заявление подано на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость, комиссия принимает решение об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости или отклоняет заявление в случаях, предусмотренных порядком создания и работы комиссии.

В течение пяти рабочих дней с даты принятия по результатам рассмотрения заявления соответствующего решения комиссия уведомляет об этом лицо, обладающее правом на объект недвижимости, результаты определения кадастровой стоимости которого оспариваются, и орган местного самоуправления, на территории которого расположен объект недвижимости.

Решения комиссии могут быть оспорены в суде.

В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в суде решение комиссии не является предметом рассмотрения при рассмотрении требований заявителя.

В случае принятия комиссией решения о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости в течение пяти рабочих дней с даты его принятия комиссия направляет в орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке (Управление Росреестра по субъекту Российской Федерации), и орган регистрации прав (филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по субъекту Российской Федерации) копию указанного решения.

В случае принятия комиссией решения о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости на основании определения в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости комиссия в течение пяти рабочих дней с даты принятия такого решения также направляет:

— отчет об оценке рыночной стоимости, который составлен в форме электронного документа и на основании которого пересмотрена кадастровая стоимость, и (при наличии) соответствующее положительное экспертное заключение, составленное в форме электронного документа, в орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке (Управление Росреестра по субъекту Российской Федерации);

Читайте так же:  Являются ли работники пенсионного фонда государственными служащими

— сведения о кадастровой стоимости в орган регистрации прав (филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по субъекту Российской Федерации).

В случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 Закона об оценке, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации (в том числе для налогообложения), с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление, но не ранее даты внесения в ЕГРН кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

В соответствии со статьей 403 Налогового кодекса Российской Федерации в случае изменения кадастровой стоимости объекта имущества по решению комиссии или решению суда в порядке, установленном статьей 24.18 Закона об оценке, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, учитываются при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление, но не ранее даты внесения в ЕГРН кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Оспаривание кадастровой стоимости в суде осуществляется в установленном законодательством порядке рассмотрения судебных споров.

Причем для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным. Однако для юридических лиц и органов государственной власти, органов местного самоуправления в отношении объекта недвижимости, находящегося в государственной или муниципальной собственности, оспаривание результатов определения кадастровой стоимости в суде возможно только в случае отклонения комиссией заявления о пересмотре кадастровой стоимости, поданного по соответствующему основанию, либо в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости не рассмотрено комиссией в установленный срок.

Кадастровая стоимость земельного участка

Действующее законодательство РФ предоставляет возможность оспаривания кадастровой стоимости. Однако поскольку вы не указали, в каком регионе располагается ваш участок, ответ будет основан на общих положениях законодательства, предусматривающих оспаривание кадастровой стоимости.

В соответствии со ст. 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон об оценочной деятельности) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.

Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным.

Арендаторы недвижимого имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе обратиться с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости в случаях, когда арендная плата исчисляется исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости, согласно абз. 6 п. 6 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» (далее – Постановление № 28).

Согласно п. 5 ст. 65 Земельного кодекса РФ кадастровая стоимость земельного участка может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

В соответствии с п. 3 ст. 66 ЗК РФ в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является (ч. 11 ст. 24.18 Закона об оценочной деятельности):

— недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;

— установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.

Порядок оспаривания кадастровой стоимости объектов недвижимости следующий.

Во-первых, необходимо определить дату, по состоянию на которую была установлена кадастровая стоимость вашего земельного участка.

В соответствии с ч. 2 ст. 24.15 Закона об оценочной деятельности датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в рамках проведения государственной кадастровой оценки является дата, по состоянию на которую сформирован перечень объектов, подлежащих оценке.

[1]

Следует иметь в виду, что в соответствии со ст. 24.19 Закона об оценочной деятельности в случае осуществления государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости будет являться дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости.

То есть, если на дату формирования перечня сведения о вашем земельном участке не содержались в государственном кадастре недвижимости, либо если в сведения о земельном участке, содержащихся в ГКН на дату формирования перечня, в последующем были внесены изменения, то датой определения кадастровой стоимости вашего участка будет являться дата внесения таких сведений в ГКН, а не дата формирования перечня.

Дата определения кадастровой стоимости указывается в кадастровой справке о кадастровой стоимости, которую можно заказать в отношении вашего участка в кадастровой палате или в многофункциональном центре бесплатно. Следует отметить, что зачастую кадастровая палата допускает технические ошибки, и в кадастровой справке может быть указана неправильная дата определения кадастровой стоимости. Во избежание ошибок необходимо изучить нормативный акт, которым утверждены результаты государственной кадастровой оценки в вашем регионе, все имеющиеся у вас документы, а также информацию о вашем участке, которая содержится в открытом доступе на официальном сайте Росреестра.

Во-вторых, необходимо обратиться к независимому оценщику (оценочной организации), который составит отчет об оценке и определит рыночную стоимость вашего земельного участка, если оспаривание кадастровой стоимости обусловлено установлением рыночной стоимости земельного участка (ч. 11 ст. 24.18 Закона об оценочной деятельности). При этом рыночная стоимость должна быть установлена на дату, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость, согласно ч. 4 ст. 24.18 Закона об оценочной деятельности.

В-третьих, можно сразу обратиться в суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости, поскольку вы являетесь физическим лицом.

Обращаю ваше внимание, что согласно ст. 55 Кодекса административного судопроизводства РФ (КАС РФ) с административным исковым заявлением вправе обращаться в суд, а затем и представлять интересы в суде только лица, имеющие высшее юридическое образование,. Следовательно, если вы не имеете соответствующего образования, то вам необходимо обратиться за помощью к квалифицированному юристу.

Читайте так же:  Пример служебной записки на премирование сотрудника образец

В соответствии с ч. 3 ст. 245 КАС РФ административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.

Согласно ст. 246 КАС РФ к административному исковому заявлению прилагаются:

1) кадастровая справка о кадастровой стоимости объекта недвижимости, содержащая сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости;

2) нотариально заверенная копия правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается лицом, обладающим правом на объект недвижимости;

3) документы, подтверждающие недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, в случае если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании недостоверности указанных сведений;

4) отчет, составленный на бумажном носителе и в форме электронного документа, в случае если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости;

5) положительное экспертное заключение на бумажном носителе и в форме электронного документа, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, составивший отчет, о соответствии отчета об оценке рыночной стоимости объекта оценки требованиям законодательства РФ об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, требованиям стандартов и правил оценочной деятельности такой саморегулируемой организации оценщиков в случаях, установленных этим уполномоченным федеральным органом.

Следует отметить, что согласно абз. 5 п. 11 Постановления № 28 положительное экспертное заключение предоставляется в случаях, установленных уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности (Минэкономразвития РФ).

К административному исковому заявлению могут быть приобщены иные документы и материалы, подтверждающие требования административного истца.

Государственная пошлина за подачу административного искового заявления об установлении кадастровой стоимости для физических лиц составляет 300 руб. в отношении каждого объекта, кадастровая стоимость которого оспаривается (пп. 7 п. 1 ст. 333.19 НК РФ, п. 30 Постановления № 28).

Если вы решите сначала обратиться в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, то порядок такого обращения предусмотрен ст. 24.18 Закона об оценочной деятельности. Перечень документов, предоставляемых в комиссию, аналогичен перечню документов, предоставляемых в суд, за исключением положительного экспертного заключения. Со 0 2 июня 2016 г. Закон об оценочной деятельности не предусматривает обязательное предоставление экспертного заключения в комиссию, так же как и не содержит оговорку о предоставлении такого заключения в определенных случаях. Комиссия обязана рассмотреть заявление в течение одного месяца. При подаче заявления в комиссию госпошлина не оплачивается. Желательно, чтобы ваши интересы в комиссии представлял оценщик, подготовивший вам отчет об оценке, поскольку именно он сможет дать подробные пояснения по отчету при необходимости.

Обращаю внимание, что прежде чем начинать процедуру оспаривания кадастровой стоимости, рекомендуется сначала определить целесообразность такого оспаривания, а именно:

1) проверить, правильная ли кадастровая стоимость содержится в ГКН (например, в ГКН внесена иная кадастровая стоимость, чем та, которая утверждена уполномоченным органом). При наличии технической ошибки достаточно обратиться в кадастровую палату с заявлением об исправлении такой ошибки;

2) определить арендную экономию. Для этого необходимо запросить у оценщика примерную рыночную стоимость объекта (экспресс-оценка многими оценочными организациями делается бесплатно), после чего высчитать арендный платеж от рыночной стоимости;

3) определить затраты на оспаривание: стоимость отчета об оценке, государственная пошлина, стоимость судебной экспертизы, стоимость услуг юриста и т.п.

После совершения всех этих действий можно понять, целесообразен ли вопрос оспаривания в данном конкретном случае или нет.

Кадастровая стоимость = рыночная стоимость. С какого момента применяем? (Гришина О.П.)

Дата размещения статьи: 26.08.2014

[2]

О причине споров

Согласно п. 14 ст. 396 НК РФ по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель сведения о кадастровой стоимости земельных участков предоставляются налогоплательщикам в порядке, определенном Постановлением Правительства РФ от 07.02.2008 N 52 . В п. 2 названного документа сказано, что эти сведения для целей налогообложения размещаются на официальном сайте Федерального агентства кадастра объектов недвижимости (в настоящее время — Росреестра) в сети Интернет.
———————————
Под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки либо рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (ст. 3 Закона об оценочной деятельности).

Также эту информацию любое заинтересованное лицо может получить (причем совершенно бесплатно), если обратится с соответствующим запросом в территориальный орган Росреестра субъекта РФ (п. 13 ст. 14 Закона N 221-ФЗ ). Ответ будет оформлен в виде справки, форма которой утверждена Приказом Минэкономразвития России от 01.10.2013 N 566.
———————————
Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

Порядок проведения государственной кадастровой оценки определен Законом об оценочной деятельности.
Положениями названного Закона предусмотрено право заинтересованного лица оспорить (в случае несогласия) результаты проведенной государственной кадастровой оценки. Сделать это можно в двух случаях:
1) заявитель (например, налогоплательщик) считает, что при проведении государственной кадастровой оценки оценщики использовали недостоверные сведения об объекте недвижимости. При этом заявитель вместе с соответствующим заявлением должен представить документы, подтверждающие недостоверность упомянутых сведений;
2) в отношении объекта недвижимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость, в индивидуальном порядке (но профессиональным оценщиком) была определена рыночная стоимость этого объекта , однако в меньшем размере.
———————————
Рыночная стоимость объекта — это наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции (ст. 3 Закона об оценочной деятельности).

Читайте так же:  Правила установки мусорных контейнеров возле жилых домов

Статьей 24.20 Закона об оценочной деятельности (в прежней редакции) было определено, что сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных действующим законодательством РФ, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости.
Если основанием для внесения изменений в кадастр служит судебное решение, в котором кадастровая стоимость приравнена к рыночной стоимости, такие изменения вносятся в кадастр с момента вступления в силу судебного акта, не ранее. Такой вывод был сделан сначала в Постановлении Президиума ВАС РФ от 28.06.2011 N 913/11, а затем и в ряде решений кассационных инстанций (см., например, Постановления ФАС УО от 04.07.2012 N Ф09-4993/12, ФАС ЗСО от 14.09.2012 N А27-11680/2011 ).
———————————
Определением ВАС РФ от 18.01.2013 N ВАС-14371/12 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС для пересмотра в порядке надзора.

Отсутствие такого механизма закономерно приводит к спорам с контролерами.

Порядок пересчета земельного налога

Версия чиновников

Судебная версия

Арбитражные суды при разрешении подобных споров, руководствуясь правовой позицией из Постановления Президиума ВАС РФ N 913/11, делают такие выводы.
Рыночная стоимость в данном случае распространяет свое действие лишь на будущий период и подлежит внесению в кадастр исключительно с момента вступления судебного акта в законную силу. Согласно нормам действующего законодательства новые учетные записи вносятся в государственный кадастр недвижимости по состоянию на текущую дату и включение каких-либо сведений на прошедшую дату не предусматривается (Постановление ФАС ПО от 10.07.2013 N А57-10513/2012 ).
———————————
Определением ВАС РФ от 21.11.2013 N ВАС-15945/13 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС для пересмотра в порядке надзора.

С учетом предусмотренного п. 3 ст. 66 ЗК РФ порядка определения кадастровой стоимости объекта недвижимости установленное вступившим в законную силу решением суда несоответствие кадастровой стоимости объекта недвижимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости, его рыночной стоимости не означает аннулирование ранее внесенной записи о кадастровой стоимости объекта недвижимости (Постановление ФАС УО от 13.03.2013 N Ф09-3710/12 ).
———————————
Определением ВАС РФ от 11.07.2013 N ВАС-8250/13 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС для пересмотра в порядке надзора.

[3]

Выводы и доводы

О ближайшей перспективе

В указанную статью Федеральный закон внес несколько поправок.
Теперь в абз. 5 ст. 24.20 Закона об оценочной деятельности прямо сказано: в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда такие сведения применяются с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в кадастр стоимости, которая являлась предметом оспаривания .
———————————
Согласно п. 8 ст. 3 Федерального закона это правило подлежит применению к сведениям о кадастровой стоимости, установленной в результате рассмотрения заявлений о пересмотре кадастровой стоимости, поданных после дня вступления в силу настоящего Закона, а также поданных, но не рассмотренных комиссией или судом на день вступления в силу настоящего Закона.

Как видим, законодатель, уточняя дату начала применения рыночной стоимости, приравненной к кадастровой стоимости на основании судебного решения, не связал этот момент со вступлением решения в законную силу. Более того, из упомянутой нормы следует, что рыночная стоимость подлежит применению для целей, предусмотренных законодательством РФ (в том числе для целей налогообложения), задним числом, чему так противится в настоящее время большинство арбитров. Судите сами. Если решение арбитров вступит в силу, например, в июне 2015 г., а заявление на обжалование результатов государственной кадастровой оценки земельного участка подано в комиссию в 2014 г., то рыночная стоимость подлежит применению начиная с 01.01.2014 . Данное обстоятельство, в свою очередь, является законным основанием для пересчета земельного налога за 2014 г.
———————————
Статья 24.18 Закона об оценочной деятельности теперь содержит оговорку, что досудебное обжалование в комиссии результатов определения кадастровой стоимости необязательно только для физических лиц.

Таково видение законодателя. И не исключено, что этот момент будут учитывать арбитры при разрешении споров о порядке исчисления земельного налога, возникших в анализируемой ситуации. По меньшей мере подобный прецедент в правоприменительной практике уже имеется. Касается он налоговой нормы по НДС (в нашем случае важен не вид налога, а подход, который применили арбитры), в частности п. 2.1 ст. 154 НК РФ, применяемого в силу Закона с 01.07.2013. Однако ФАС СЗО в Постановлении от 10.06.2014 N А66-8047/2013 счел возможным распространить действие данной нормы на правоотношения, возникшие за год до начала ее применения.

Обратите внимание! В ст. 24.20 Закона об оценочной деятельности (в ред. Федерального закона) определено, что исправление технической ошибки в сведениях о величине кадастровой стоимости не изменяет дату начала использования результатов оценки, в том числе для целей налогообложения. Но что следует понимать под технической ошибкой для целей названной статьи, не пояснено.

Видео (кликните для воспроизведения).

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

Источники


  1. Чепурнова, Н. М. Судебная защита в механизме гарантирования прав и свобод. Конституционно-правовой аспект / Н.М. Чепурнова, Д.В. Белоусов. — М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2014. — 168 c.

  2. Воронков, Ю. С. История и методология науки. Учебник / Ю.С. Воронков, А.Н. Медведь, Ж.В. Уманская. — М.: Юрайт, 2016. — 490 c.

  3. Омельченко, О. История политических и правовых учений. История учений о государстве и праве; М.: Эксмо, 2011. — 576 c.
Установление кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here