Участие представителя в административном судопроизводстве

Полезная информация на тему: "Участие представителя в административном судопроизводстве", собранная из сети и предоставленная в удобном для чтения виде. По всем вопросам - обращайтесь к дежурному юристу.

Глава 5. Представительство в суде (ст.ст. 54 — 58)

Глава 5. Представительство в суде

>
Ведение административных дел в суде через представителей
Содержание
Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 8 марта 2015 г. N 21-ФЗ (с изменениями и дополнениями)

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Статья 54. Ведение административных дел в суде через представителей

Ст. 54 КАС РФ

1. Если настоящим Кодексом не предусмотрено обязательное участие представителя в судебном процессе, граждане, обладающие административной процессуальной дееспособностью, могут вести свои административные дела в суде лично и (или) через представителей. Личное участие в административном деле гражданина не лишает его права иметь по этому делу представителя.

2. Права и законные интересы недееспособных граждан защищают в суде их законные представители — родители, усыновители, опекуны или иные лица, которым это право предоставлено федеральным законом. Законные представители могут поручить ведение административного дела в суде избранному ими представителю. В случае, если настоящим Кодексом предусмотрено обязательное участие представителя в судебном процессе, законные представители обязаны поручить ведение административного дела в суде избранному ими представителю.

3. Права и законные интересы граждан, ограниченных в дееспособности, граждан, которые не достигли возраста восемнадцати лет, могут защищать в судебном процессе представители или законные представители — родители, усыновители, попечители или иные лица, которым это право предоставлено федеральным законом. Законные представители совершают от имени представляемых ими лиц все процессуальные действия, право совершения которых принадлежит представляемым лицам, с ограничениями, предусмотренными федеральными законами. Законные представители могут поручить ведение административного дела в суде избранному ими представителю. В случае, если настоящим Кодексом предусмотрено обязательное участие представителя в судебном процессе, законные представители обязаны поручить ведение административного дела в суде лицу, избранному ими в качестве представителя.

4. В случае, если у административного ответчика, место жительства которого неизвестно, либо у административного ответчика, в отношении которого решается вопрос о госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке или о психиатрическом освидетельствовании в недобровольном порядке, нет представителя, а также в других предусмотренных федеральным законом случаях суд назначает в качестве представителя адвоката.

5. Административные дела организации могут вести в суде единоличный орган управления этой организацией или уполномоченные ею лица, действующие в пределах полномочий, предоставленных им федеральными законами, иными нормативными правовыми актами или учредительными документами организации, либо представители организации.

6. От имени ликвидируемой организации в суде выступает уполномоченный представитель ликвидационной комиссии.

7. От имени общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, имеет право выступать в суде уполномоченный на это участник таких объединения или организации, имеющий высшее юридическое образование, или представитель, которому участники объединения или организации доверили ведение административного дела в суде.

8. От имени органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления имеют право выступать в суде руководители либо представители указанных органов.

9. По требованиям, предъявленным к Правительству Российской Федерации, а также при обращении Правительства Российской Федерации в суд с административным исковым заявлением представление интересов Правительства Российской Федерации в судах осуществляют лица, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Комментарий к Статье 54 Кодекса административного судопроизводства РФ

1. Согласно ст. 48 Конституции РФ каждому лицу гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно.

3. Процессуальной функцией представителя является обеспечение прав и законных интересов представляемого лица, затрагиваемых в связи с производством по административному делу.

4. Представителем административного истца, административного ответчика; заинтересованного лица; органа, организации и лица, обращающегося в суд в защиту интересов других лиц или неопределенного круга лиц, физическое лицо становится после приобщения к административному делу представленных им документов, удостоверяющих наличие у него высшего юридического образования и статус представителя.

5. В российском административном судопроизводстве существует два вида представительства: по соглашению заинтересованных лиц (договорное) и в силу закона (законное). В первом случае в качестве представителей могут выступать адвокаты; во втором — близкие родственники, а также должностные лица предприятий, учреждений и организаций, представляющие интересы последних в силу своего должностного положения (руководители, юрисконсульты и т.п.).

6. Лица, которые могут быть представителями в суде, перечислены в к.с. и ст. 55 КАС РФ.

7. Граждане и юридические лица могут иметь несколько представителей.

8. См. также комментарий к ст. ст. 55, 150 КАС РФ.

Статья 55. Требования к лицам, которые могут быть представителями в суде

Ст. 55 КАС РФ

1. Представителями в суде по административным делам могут быть адвокаты и иные лица, обладающие полной дееспособностью, не состоящие под опекой или попечительством и имеющие высшее юридическое образование.

2. Представителями в суде не могут быть судьи, следователи, прокуроры, иные лица, участие которых в судебном процессе не предусмотрено федеральным законом, за исключением случаев участия их в судебном процессе в качестве представителей соответствующих органов или законных представителей. Лица, содействующие осуществлению правосудия по административному делу, не могут быть представителями лиц, участвующих в этом деле.

3. Адвокаты должны представить суду документы, удостоверяющие статус адвоката в соответствии с федеральным законом и их полномочия, а иные представители — документы о своем образовании, а также документы, удостоверяющие их полномочия.

Комментарий к Статье 55 Кодекса административного судопроизводства РФ

1. При соблюдении указанных в к.с., а также в ст. 57 КАС РФ условий представителями в суде могут быть адвокаты, а также имеющие высшее юридическое образование:

1) работники государственных предприятий, учреждений, организаций, объединений — по делам этих предприятий, учреждений, организаций и объединений;

2) уполномоченные профессиональных союзов — по делам рабочих, служащих, а также других лиц, защита прав и интересов которых осуществляется профессиональными союзами;

3) уполномоченные организаций, которым законом, уставом или положением предоставлено право защищать права и интересы членов этих организаций;

4) уполномоченные организаций, которым законом, уставом или положением предоставлено право защищать права и интересы других лиц;

5) один из соучастников по поручению других соучастников (ч. 3 ст. 41 КАС РФ);

6) лица, допущенные судом, рассматривающим административное дело, к представительству по данному административному делу;

7) лица, оказывающие платные юридические услуги, и др.

Читайте так же:  Соглашение о распределении расходов на приобретение квартиры

2. Получения лицензии на оказание платных юридических услуг не требуется.

3. Привлечение должностного лица, по распоряжению которого был незаконно уволен или переведен работник, к участию в административном деле в качестве заинтересованного лица на стороне административного ответчика не лишает его права выступать по административному делу в качестве представителя административного ответчика.

О понятии «опека и попечительство» см. комментарий к ст. 5 КАС РФ.

4. См. также комментарий к ст. ст. 5, 56, 57, 218 КАС РФ.

Судебные споры с государсвтенными органами

Представительство в судах по спорам с государственными органами.

Письмо Федеральной палаты адвокатов от 15 октября 2015 года «Об участии адвокатов в судах при рассмотрении административных дел».

Президентам адвокатских палат субъектов Российской Федерации
Об участии адвокатов в судах при рассмотрении административных дел
15.10.2015 №983-10/15
Уважаемые коллеги!

Исполнительный вице-президент ФПА РФ А.В.Сучков

Верховный суд разъяснил, как подтверждать полномочия в административных делах

Нет образования, нет суда: КС объяснил, почему представителю нужен диплом юриста

КАС РФ Статья 56. Полномочия представителя

Позиция судов Санкт-Петербурга поменялась. Если ранее административное исковое заявление могли вернуть по причине отсутствия указания на » право на их осуществление самостоятельно или с согласия представляемого лица», сейчас официальная позиция — наличие этой фразы в доверенности не обязательно. Полученный отказ в принятии иска может быть успешно обжалован.

Стороны в административном судопроизводстве по КАС РФ

Стороны и заинтересованное лицо в административном процессе

Понятие сторон административного процесса приведено в ст. 38 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее — КАС РФ). Так, в пп. 2 и 4 данной статьи приведены определения истца и ответчика:

  • административный истец — лицо, которое непосредственно само либо через уполномоченных лиц обратилось в суд для защиты, прекращения нарушения своих прав, для защиты публичных интересов;
  • административный ответчик — лицо, в отношении которого истцом предъявлено требование о прекращении нарушений прав либо иные требования, вытекающие из публичных, административных правоотношений.

В качестве истцов и ответчиков в административном судопроизводстве могут выступать как физлица, так и государственные учреждения, организации или негосударственные организации, которым доверены публичные полномочия.

Кроме сторон, в число участников дела ст. 37 КАС РФ включает заинтересованных лиц. Ст. 47 КАС РФ гласит, что в качестве заинтересованного лица в административном процессе при желании выступают все те, чьи правомочия и интересы затрагиваются текущим спором.

Когда суд признает лиц заинтересованными, они получают все процессуальные полномочия стороны процесса. Привлечение нового лица к делу согласно п. 6 ст. 47 КАС РФ является достаточным поводом для начала разбирательства в суде заново.

Прокурор в качестве заинтересованного лица в административном производстве

Правила, согласно которым прокуроры могут участвовать в рассматриваемой категории дел в судах, приведены в нормах ст. 39 КАС РФ. П. 1 ст. 39 КАС РФ устанавливает, что прокурор уполномочен выступать как административный истец в нижеследующих случаях:

  • когда иск подается в интересах неопределенного круга лиц;
  • если само лицо, чьи правомочия и интересы нарушены, не имеет возможности подать иск самостоятельно по состоянию здоровья, в силу недееспособности или по иным причинам, признаваемым судом уважительными.

Помимо этого, КАС РФ предусматривает случаи, когда прокурор вправе принять участие в уже имеющемся деле и дать заключение. Этот вид участия используется по делам об оспаривании нормативных актов. Когда по делу он выступает в качестве административного истца, прокурор не может давать заключения.

Между тем участие прокурора в деле не лишает стороны их процессуальных полномочий. Так, согласно п. 6 ст. 39 КАС РФ, если прокурор отказывается от иска, то судья не прекращает производство, а оставляет заявление без рассмотрения. Прекращение дела производится только тогда, когда административный истец отказывается от иска (исключение — добровольное удовлетворение требований ответчиком, тогда отказ прокурора от административного иска влечет прекращение производства).

Таким образом, в административном судопроизводстве могут принимать участие как непосредственно сами стороны, так и третьи лица, чьи интересы затрагивает данный спор. Прокурор, в свою очередь, вправе участвовать в деле в случаях, предписанных КАС РФ.

Некоторые проблемы представительства в административном судопроизводстве (Тетерина Т.В.)

Дата размещения статьи: 14.09.2016

Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации (далее — КАС РФ, КАС, Кодекс) , введенный в действие с 15 сентября 2015 г. (за исключением положений, для которых установлены иные сроки введения их в действие), поставил перед правоприменителями ряд вопросов, связанных как с требованиями к представителям, так и с объемом полномочий представителя и их оформлением.
———————————
Собрание законодательства Российской Федерации. 2015. N 10. Ст. 1391.

В соответствии с ч. 1 и 3 ст. 55 КАС РФ представителями в суде по административным делам могут быть лица, обладающие полной дееспособностью, не состоящие под опекой или попечительством и имеющие высшее юридическое образование, представившие суду документы о своем образовании, а также документы, удостоверяющие их статус и полномочия.
Указание в ч. 1 ст. 55 КАС РФ на возможность быть представителями лицам, не состоящим под опекой или попечительством, представляется излишним.
Статья 41 Гражданского кодекса Российской Федерации в первоначальной редакции устанавливала над совершеннолетними дееспособными гражданами, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности, попечительство в форме патронажа. Но в связи с принятием Федерального закона N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» от 24.04.2008 в статье 41 ГК РФ указание на попечительство было исключено (Федеральный закон N 49-ФЗ от 24.04.2008) , следовательно, над такими гражданами попечительство не устанавливается.
———————————
Собрание законодательства Российской Федерации. 2008. N 17. Ст. 1755.
Собрание законодательства Российской Федерации. 2008. N 17. Ст. 1756.

В целом введение в КАС РФ профессионального представительства представляет собой попытку разрешения вопроса о гарантиях обеспечения нуждающихся в ней квалифицированной юридической помощью .
———————————
Чудиновская Н.А. Институт представительства в современном цивилистическом процессе: некоторые аспекты // Арбитражный и гражданский процесс. 2015. N 10. С. 17 — 22.

Некоторые авторы усматривают проблему в том, что если гражданин, не имеющий юридического образования, изъявляет желание самостоятельно вести свои дела в суде (за исключением случаев, когда Кодексом предусмотрено обязательное участие представителя), то он может оказаться в заведомо невыгодном положении, когда представителем другой стороны будет лицо с высшим юридическим образованием . Но гражданин сам вправе решать, участвовать ли ему в процессе лично и (или) с помощью представителя. В целях реализации конституционного права каждого лица на получение квалифицированной юридической помощи ст. 20 Федерального закона от 21.11.2011 N 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» предоставляет возможность получения бесплатной юридической помощи малоимущим, а также целому ряду других категорий граждан.
———————————
Пешкова Т.В. Принятие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации: значение, проблемы, дальнейшие перспективы // Российский судья. 2015. N 9. С. 14 — 16.
Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. N 48. Ст. 6725.

Кодекс административного судопроизводства данный вопрос оставляет открытым.
Мнения процессуалистов относительно того, на основе какого документа адвокат допускается к участию в административном процессе, расходятся. Так, одни полагают, что полномочия адвокатов на основании п. 1 и 2 ст. 6 Закона об адвокатуре удостоверяются ордером; для осуществления специальных полномочий адвокат должен иметь доверенность . Другие считают, что полномочия адвоката могут быть подтверждены доверенностью .
———————————
Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации (поглавный) / Под ред. А.А. Муравьева. М.: Проспект, 2015 // СПС «КонсультантПлюс».
Беспалов Ю.Ф. Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации (постатейный научно-практический). М.: Проспект, 2016 // СПС «КонсультантПлюс».

[3]

Согласно позиции Верховного Суда Российской Федерации, по смыслу ч. 4 ст. 54, ч. 4 ст. 57 и ч. 6 ст. 277 КАС РФ и ст. 6 Закона об адвокатуре при назначении судом административному ответчику в качестве представителя адвоката его полномочия подтверждаются ордером, выданным соответствующим адвокатским образованием . Но в перечисленных Верховным Судом Российской Федерации статьях КАС и Законе об адвокатуре о представлении адвокатом ордера на ведение административных дел ничего не сказано, а федерального закона, предусматривающего необходимость адвокату его иметь, как уже отмечалось, не существует. Законодателю необходимо для разрешения данной проблемы внести в КАС РФ соответствующие изменения.
———————————
Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3(2015): утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 25.11.2015 // Социальный мир. 2015. N 3.

[1]

Сложно согласиться с утверждением, что круг распорядительных полномочий представителя, в данном случае представителя ответчика, для реализации которых требуется доверенность, гораздо шире . Помимо права на обжалование, ст. 54 ГПК РФ требует от представителя ответчика доверенность на совершение таких действий, как предъявление встречного иска и признание иска. Как раз последнее полномочие — признание иска — не может свидетельствовать о полноценной защите прав и интересов ответчика, место жительства которого неизвестно.
———————————
Парфирьев Д.Н. Несоответствие целей назначения и полномочий адвоката ответчика, место жительства которого неизвестно // Адвокатская практика. 2015. N 2. С. 20 — 24.

Читайте так же:  Рассмотрение жалобы на постановление об административном правонарушении

В свете сказанного считаем, что в случае назначения адвоката в качестве представителя административного ответчика ст. 56 КАС РФ должна быть дополнена указанием на право адвоката обжаловать судебные акты и подавать встречное административное исковое заявление с целью предотвращения нарушения прав и интересов ответчика.
Одновременно законодателю необходимо решить вопрос, связанный с освобождением адвоката от уплаты государственной пошлины как при подаче встречного административного иска, так и при обжаловании судебных актов в интересах ответчика, не освобожденного законом от ее уплаты, поскольку Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ не предусматривает возможности освобождения адвоката от уплаты госпошлины в подобных случаях.
———————————
Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. N 32. Ст. 3340.

В соответствии с ч. 9 ст. 208 КАС РФ при рассмотрении административных дел об оспаривании нормативных правовых актов в указанных в ней судах граждане, участвующие в деле и не имеющие высшего юридического образования, ведут дела через представителя, который совершает вместо представляемого лица все процессуальные действия, за исключением перечисленных в ч. 1 ст. 56 Кодекса.
Таким образом, право гражданина на ведение административного дела в суде через представителя превращается в его обязанность. КАС РФ лишь констатирует, но не мотивирует лишение права гражданина лично участвовать в процессе, превращая его в слушателя, но не в участника рассмотрения дела. Между тем при рассмотрении дела о госпитализации гражданина в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке он имеет право лично участвовать в судебном заседании, за исключением случаев, указанных в ч. 4 ст. 277 КАС РФ.
Подобное неоправданное ограничение противоречит таким закрепленным ст. 6 КАС принципам административного судопроизводства, как равенство всех перед законом и судом, состязательность и равноправие сторон при активной роли суда. Гражданину должно быть предоставлено право на личное участие в рассмотрении своего дела.

Литература

1. Беспалов Ю.Ф. Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации (постатейный научно-практический). М.: Проспект, 2016. 768 с.
2. Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации (поглавный) / Под ред. А.А. Муравьева. М.: Проспект, 2015. 408 с.
3. Парфирьев Д.Н. Несоответствие целей назначения и полномочий адвоката ответчика, место жительства которого неизвестно // Адвокатская практика. 2015. N 2. С. 20 — 24.
4. Пешкова Т.В. Принятие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации: значение, проблемы, дальнейшие перспективы // Российский судья. 2015. N 9. С. 14 — 16.
5. Чудиновская Н.А. Институт представительства в современном цивилистическом процессе: некоторые аспекты // Арбитражный и гражданский процесс. 2015. N 10. С. 17 — 22.

Могу ли по Кодексу административного судопроизводства быть административным истцом без представителя,

не имея высшего юридического образования, подать административное исковое заявление и доказать нарушения совершенные миграционной службой в суде.

Если возможно дайте ответ.

Конечно Вы можете выступать в качестве административного истца без представителя, закон Вам этого делать не запрещает и юридическое образование для этого Вам не нужно.

Спасибо за ответ!

Сами по себе лично себя представлять имеете полное право.

Другого человека — права не имеете.

Второй вопрос, докажете Вы что-то или нет.

То что нужно. Спасибо!

Здравствуйте! В данном случае 1. Сторонами в административном деле являются административный истец и административный ответчик.

2. Под административным истцом понимается лицо, которое обратилось в суд в защиту своих прав, свобод, законных интересов, либо лицо, в интересах которого подано заявление прокурором, органом, осуществляющим публичные полномочия, должностным лицом или гражданином, либо прокурор, орган, осуществляющий публичные полномочия, или должностное лицо, обратившиеся в суд для реализации возложенных на них контрольных или иных публичных функций.

3. Административными истцами могут быть граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, российские, иностранные и международные организации, общественные объединения и религиозные организации, а также общественные объединения и религиозные организации, не являющиеся юридическими лицами. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, административными истцами могут быть органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, избирательные комиссии, комиссии референдума, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностные лица.

4. Под административным ответчиком понимается лицо, к которому предъявлено требование по спору, возникающему из административных или иных публичных правоотношений, либо в отношении которого административный истец, осуществляющий контрольные или иные публичные функции, обратился в суд.

5. Административными ответчиками могут быть органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, избирательные комиссии, комиссии референдума, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностные лица, государственные и муниципальные служащие. В случаях, установленных настоящим Кодексом, административными ответчиками могут быть граждане, их объединения и организации, не обладающие государственными или иными публичными полномочиями в спорных правоотношениях.

Читайте так же:  Финансовое агентство по сбору платежей отзывы должников

Публикации

Кодекс Административного Судопроизводства РФ: новое в процедуре рассмотрения административных дел

Материал подготовили:

Антон Поликутин

С 15 сентября 2015 года вступает в силу новый Федеральный закон — Кодекс административного судопроизводства (далее КАС), который будет регламентировать процедуру рассмотрения отдельных категорий административных дел.

Перечень дел, подлежащих рассмотрению в порядке КАС РФ, а также процессуальные нововведения, предусмотренные данным документом, и станут предметом исследования в настоящем материале.

Сразу следует отметить, что КАС РФ распространяет свое действие лишь на ряд административных дел, подлежащих рассмотрению в судах общей юрисдикции. Административные дела, рассматриваемые арбитражными судами, регулированием КАС РФ не охватываются. Предусмотрено, что в порядке КАС РФ будут рассматриваться следующие дела:

Видео (кликните для воспроизведения).

1. Об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части;

2. Об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих;

3. Об оспаривании решений, действий (бездействия) некоммерческих организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, в том числе саморегулируемых организаций;

4. Об оспаривании решений, действий (бездействия) квалификационных коллегий судей;

5. Об оспаривании решений, действий (бездействия) Высшей экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи и экзаменационных комиссий субъектов Российской Федерации по приему квалификационного экзамена на должность судьи (далее также — экзаменационные комиссии);

[2]

6. О защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации;

7. О присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, или права на исполнение судебного акта суда общей юрисдикции в разумный срок.

8. О приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, а также о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, об исключении сведений о некоммерческой организации из государственного реестра;

9. О прекращении деятельности средств массовой информации;

10. О взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц (далее — административные дела о взыскании обязательных платежей и санкций);

11. О помещении иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащих депортации или передаче Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, либо принимаемых Российской Федерацией иностранного гражданина или лица без гражданства, переданных иностранным государством Российской Федерации в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, но не имеющих законных оснований для пребывания (проживания) в Российской Федерации (далее — иностранный гражданин, подлежащий депортации или реадмиссии), в предназначенное для этого специальное учреждение, предусмотренное федеральным законом, регулирующим правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации (далее — специальное учреждение), и о продлении срока пребывания иностранного гражданина в специальном учреждении (далее — административные дела о временном помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение и о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении);

12. Об установлении, о продлении, досрочном прекращении административного надзора, а также о частичной отмене или дополнении ранее установленных поднадзорному лицу административных ограничений (далее также — административные дела об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы) — раннее положения об административном надзоре были урегулированы ГПК РФ.

13. О госпитализации гражданина в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке, о продлении срока госпитализации гражданина в недобровольном порядке или о психиатрическом освидетельствовании гражданина в недобровольном порядке — раннее данную процедуру также регулировал ГПК РФ;

14. О госпитализации гражданина в медицинскую противотуберкулезную организацию в недобровольном порядке;

15. Иные административные дела о госпитализации гражданина в медицинскую организацию непсихиатрического профиля в недобровольном порядке.

Т.е. фактически предусмотрено изъятие определенных категорий дел из предмета регулирования ГПК РФ и передача их в сферу действия КАС РФ.

В свою очередь, такая смена источника правового регулирования рассмотрения указанных категорий дел, будет означать не просто смену реквизитов документа, регулирующего процедуру их рассмотрения, а введение ряда принципиально новых особенностей судопроизводства по данным делам, раннее не предусмотренных другими процессуальными кодексами.

На анализе данных особенностей следует остановиться более подробно.

1. Введен ряд изменений понятийного аппарата, используемого при обозначении процессуальных терминов.

Так, привычные понятия «Истец», Ответчик«, «Исковое заявление» заменяют такие понятия, как «Административный истец», «Административный ответчик», «Административное исковое заявление».

Лица, права и обязанности которых могут быть затронуты при разрешении административного дела, именуется Заинтересованными лицами, а не Третьими лицами, как это предусмотрено ГПК И АПК РФ. Смысл указанных терминов при этом остается неизменным.

2. Возрастает степень самостоятельности суда при рассмотрении дела.

— Так, КАС предусматривается возможность привлечения второго административного ответчика в качестве надлежащего даже при отсутствии согласия истца. Т.е. в случае, когда изначально требование предъявлено к ненадлежащему ответчику, суд по своей инициативе может привлечь к участию деле лицо, являющееся надлежащим ответчиком, согласие истца при этом требоваться не будет.

Указанная ситуация невозможна в гражданском и арбитражном процессах, где замена ненадлежащего Ответчика может быть произведена только с согласия Истца.

— КАС напрямую предусмотрено право суда истребовать доказательства по своей инициативе, в отличие от гражданского и арбитражного процесса, в которых формально истребование судом доказательств возможно лишь по заявлению участников процесса.

Надо отметить, что подобная норма КАС РФ по сути кодифицирует уже сложившуюся практику судов общей юрисдикции, которые зачастую самостоятельно истребуют доказательства, подтверждающие по их мнению обстоятельства, имеющие значение для дела.

Законодательное закрепление данного правила свидетельствует о стремлении законодателя увеличить роль суда в формировании доказательственной базы по делу.

— КАС предусматривается право суда выходить за пределы заявленных требований и доводов сторон.

Из данного правила можно сделать вывод, что суд при рассмотрении дела в порядке КАС РФ не связан аргументами, приводимыми участниками процесса, и проверяет правомерность заявленных требований с учетом всех обстоятельств, признанных им в качестве имеющих значение для дела.

3. КАС вводит ряд дополнительных мер процессуального принуждения.

— Предусмотрена возможность принудительного привода любого лица, участвующего в деле.

Так, в случае, когда участие в рассмотрении дела конкретного лица признано судом обязательным, и это лицо не является в судебное заседание без уважительных причин, такое лицо может подвергнуто судом принудительному приводу.

В этом заключается весьма существенное отличие КАС от ГПК РФ, где принудительно в судебное заседание можно доставить лишь надлежащим образом уведомленного свидетеля, но никак не лицо, являющееся стороной по делу.

— Вводится такая мера, как обязательство о явке. Представляет собой оформленное в письменной форме обязательство лица своевременно являться по вызову суда в судебное заседание, а в случае перемены места жительства или места пребывания (нахождения) незамедлительно сообщать об этом суду.

Читайте так же:  Разрешение на отклонение от предельных параметров строительства

— Закреплена возможность ограничения выступления участника судебного разбирательства. Заключается в фактической остановке со стороны суда выступления участника процесса, если он касается вопроса, не имеющего отношения к судебному разбирательству.

— Установлено право суда лишить участника судебного разбирательства слова, т.е. по сути лишить его права на дальнейшее выступление в судебном заседании. Это допустимо, если участник процесса самовольно нарушает последовательность выступлений, неоднократно не исполняет требования судьи, а также допускает оскорбления либо призывает к осуществлению незаконных действий.

Надо отметить, что применение указанных мер принуждения (ограничение выступления и лишение слова) может быть обжаловано только при обжаловании решения суда по делу. На практике это может означать возникновение ситуации, при которой любого участника процесса можно будет лишить слова в самом начале судебного заседания, что нельзя будет оспорить до момента вынесения судом итогового судебного акта.

4. Участие представителя по ряду дел становится обязательным.

Предусмотрено обязательное участие представителя при рассмотрении следующих категорий дел:

— Дела об оспаривании нормативных правовых актов. Лично по таким делам гражданин может выступать лишь в случае наличия у него высшего юридического образования.

— Дела о принудительном помещении в психиатрический стационар;

— Дела о психиатрическом освидетельствовании в недобровольном порядке;

В последних двух случаях суд при отсутствии представителя сам назначает адвоката.

Кроме того, установлено обязательное требование о наличии высшего юридического образования у представителя по любому делу, рассматриваемому в порядке КАС. Наличие образования представители будут обязаны документально подтверждать перед рассмотрением дела.

5. Коллегиальное рассмотрение по первой инстанции для ряда дел.

Выделен перечень дел, подлежащих коллегиальному рассмотрению уже в суде первой инстанции.

Среди них дела, решения о коллегиальном рассмотрении которых приняты председателем суда в связи с их особой сложностью на основании мотивированного заявления судьи; дела о расформировании избирательных комиссий и т.д.

6. Новые технологии при введении судопроизводства.

— Расширяются возможности использования технических средств при рассмотрении дела.

Участники процесса смогут с их согласия получать судебные извещения путем отправки СМС сообщения либо по электронной почте. Информирование участвующего в деле лица в подобной форме допускается при наличии его согласия, подтверждаемого распиской.

— Предусмотрена возможность представления в суд документов в электронном виде;

— Предусмотрена возможность для участников процесса получать копии судебных актов и иных документов в электронном виде при наличии соответствующего ходатайства.

Антон Поликутин, юрист компании «ЮрИнвест»:

В целом основные нововведения КАС РФ заключаются в увеличении роли суда в рассмотрении дел и повышении требований к представителям.

Предполагается, что такой подход будет способствовать укреплению механизма судебной защиты нарушенных государством прав и законных интересов, а также приведет к повышению качества рассмотрения административных дел.

Эффективность защиты нарушенных прав при рассмотрении дел в порядке КАС РФ возможно будет оценить с течением времени, но уже сейчас хочется выразить надежду, что наделение суда активной ролью в административном судопроизводстве не приведет к нарушениям принципа состязательности сторон и ограничению для них возможности доказывать свою правоту всеми не запрещенными законом способами.

Кодекс административного судопроизводства РФ/Глава 5

← Глава 4 Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации — Глава 5 Глава 6 →

Содержание

Глава 5. ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО В СУДЕ [ править ]

Статья 54. Ведение административных дел в суде через представителей [ править ]

1. Если настоящим Кодексом не предусмотрено обязательное участие представителя в судебном процессе, граждане, обладающие административной процессуальной дееспособностью, могут вести свои административные дела в суде лично и (или) через представителей. Личное участие в административном деле гражданина не лишает его права иметь по этому делу представителя.

2. Права и законные интересы недееспособных граждан защищают в суде их законные представители — родители, усыновители, опекуны или иные лица, которым это право предоставлено федеральным законом. Законные представители могут поручить ведение административного дела в суде избранному ими представителю. В случае, если настоящим Кодексом предусмотрено обязательное участие представителя в судебном процессе, законные представители обязаны поручить ведение административного дела в суде избранному ими представителю.

3. Права и законные интересы граждан, ограниченных в дееспособности, граждан, которые не достигли возраста восемнадцати лет, могут защищать в судебном процессе представители или законные представители — родители, усыновители, попечители или иные лица, которым это право предоставлено федеральным законом. Законные представители совершают от имени представляемых ими лиц все процессуальные действия, право совершения которых принадлежит представляемым лицам, с ограничениями, предусмотренными федеральными законами. Законные представители могут поручить ведение административного дела в суде избранному ими представителю. В случае, если настоящим Кодексом предусмотрено обязательное участие представителя в судебном процессе, законные представители обязаны поручить ведение административного дела в суде лицу, избранному ими в качестве представителя.

4. В случае, если у административного ответчика, место жительства которого неизвестно, либо у административного ответчика, в отношении которого решается вопрос о госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке или о психиатрическом освидетельствовании в недобровольном порядке, нет представителя, а также в других предусмотренных федеральным законом случаях суд назначает в качестве представителя адвоката.

5. Административные дела организации могут вести в суде единоличный орган управления этой организацией или уполномоченные ею лица, действующие в пределах полномочий, предоставленных им федеральными законами, иными нормативными правовыми актами или учредительными документами организации, либо представители организации.

6. От имени ликвидируемой организации в суде выступает уполномоченный представитель ликвидационной комиссии.

7. От имени общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, имеет право выступать в суде уполномоченный на это участник таких объединения или организации, имеющий высшее юридическое образование, или представитель, которому участники объединения или организации доверили ведение административного дела в суде.

8. От имени органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления имеют право выступать в суде руководители либо представители указанных органов.

9. По требованиям, предъявленным к Правительству Российской Федерации, а также при обращении Правительства Российской Федерации в суд с административным исковым заявлением представление интересов Правительства Российской Федерации в судах осуществляют лица, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Статья 55. Требования к лицам, которые могут быть представителями в суде [ править ]

1. Представителями в суде по административным делам могут быть адвокаты и иные лица, обладающие полной дееспособностью, не состоящие под опекой или попечительством и имеющие высшее юридическое образование.

2. Представителями в суде не могут быть судьи, следователи, прокуроры, иные лица, участие которых в судебном процессе не предусмотрено федеральным законом, за исключением случаев участия их в судебном процессе в качестве представителей соответствующих органов или законных представителей. Лица, содействующие осуществлению правосудия по административному делу, не могут быть представителями лиц, участвующих в этом деле.

Читайте так же:  Ходатайство о допуске защитника по административному делу

3. Адвокаты должны представить суду документы, удостоверяющие статус адвоката в соответствии с федеральным законом и их полномочия, а иные представители — документы о своём образовании, а также документы, удостоверяющие их полномочия.

Статья 56. Полномочия представителя [ править ]

1. Представитель вправе совершать от имени представляемого им лица все процессуальные действия, а при обязательном ведении административного дела в суде с участием представителя — совершать вместо представляемого лица все процессуальные действия, за исключением действий, связанных с получением объяснений и пояснений у самого представляемого лица и привлечением его к участию в осуществлении иных процессуальных прав, если суд признает это необходимым.

2. В доверенности, выданной представляемым лицом, или ином документе должно быть специально оговорено право представителя на осуществление основных процессуальных действий, а также право на их осуществление самостоятельно или с согласия представляемого лица. В частности, в доверенности должно быть оговорено право представителя:

1) на подписание административного искового заявления и возражений на административное исковое заявление, подачу их в суд;

2) на заявление о применении мер предварительной защиты по административному иску;

3) на подачу встречного административного искового заявления;

4) на заключение соглашения о примирении сторон или соглашения сторон по фактическим обстоятельствам административного дела;

5) на полный либо частичный отказ от административного иска или на признание административного иска;

6) на изменение предмета или основания административного иска;

7) на передачу полномочий представителя другому лицу (передоверие);

8) на подписание заявления о пересмотре судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам;

9) на обжалование судебного акта;

10) на предъявление исполнительного документа к взысканию;

11) на получение присуждённых денежных средств или иного имущества.

3. В доверенности, выданной Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, право представителя на дачу заключения по административному делу должно быть специально оговорено.

Статья 57. Оформление и подтверждение полномочий представителя [ править ]

1. Полномочия законных представителей подтверждаются представленными ими суду документами, удостоверяющими их статус и полномочия.

2. Полномочия руководителей органов государственной власти, иных государственных органов и органов местного самоуправления подтверждаются представляемыми ими суду документами, удостоверяющими их служебное положение.

3. Полномочия руководителей организаций, действующих от имени организаций в пределах полномочий, предусмотренных федеральным законом, иным нормативным правовым актом или учредительными документами, подтверждаются представляемыми ими суду документами, удостоверяющими их служебное положение, а также учредительными и иными документами.

4. Полномочия адвоката в качестве представителя в суде удостоверяются ордером, выданным соответствующим адвокатским образованием, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, также доверенностью.

5. Полномочия других представителей на ведение административного дела в суде должны быть выражены в доверенности, выданной и оформленной в соответствии с федеральным законом, а в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации или федеральным законом, — в ином документе. Полномочия представителя также могут быть выражены в заявлении представляемого лица, сделанном в судебном заседании в устной форме, на что указывается в протоколе судебного заседания, или представленном в суд в письменной форме. При предъявлении к представителю квалификационных требований представитель должен представить в суд соответствующие документы, подтверждающие выполнение этих требований.

6. Доверенность от имени организации должна быть подписана её руководителем или иным уполномоченным на это её учредительными документами лицом и скреплена печатью организации.

7. Доверенность от имени индивидуального предпринимателя должна быть им подписана и скреплена его печатью или может быть удостоверена в соответствии с частью 8 настоящей статьи.

8. Доверенности, выданные гражданами на ведение административного дела, удостоверяются нотариально или должностным лицом организации, в которой доверитель учится, работает или проходит службу, а также товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющим управление многоквартирным домом, управляющей организацией по месту жительства доверителя, администрацией стационарной организации социального обслуживания, в которой проживает доверитель, и медицинской организации, в которой доверитель находится на излечении в стационарных условиях. Доверенности, выданные военнослужащими, работниками воинских частей, соединений, учреждений, военно-учебных заведений или членами их семей, удостоверяются командиром (начальником) соответствующей части, соединения, учреждения, военно-учебного заведения. Доверенности лиц, находящихся в местах содержания под стражей или в местах лишения свободы, удостоверяются начальником соответствующего учреждения.

Статья 58. Проверка полномочий лиц, участвующих в деле, и их представителей [ править ]

1. Суд обязан проверить полномочия лиц, участвующих в деле, и их представителей.

2. Суд решает вопрос о признании полномочий лиц, участвующих в деле, и их представителей и допуске их к участию в судебном заседании на основании исследования документов, представленных суду указанными лицами.

3. Документы, подтверждающие полномочия представителей, или их копии при необходимости приобщаются к материалам административного дела, либо сведения о них заносятся в протокол судебного заседания.

4. В случае непредставления лицом, участвующим в деле, или его представителем необходимых документов в подтверждение их полномочий или представления документов, не соответствующих требованиям, установленным настоящим Кодексом и другими федеральными законами, а также в случае нарушения правил о представительстве, установленных статьями 54 и 55 настоящего Кодекса, суд отказывает в признании полномочий соответствующего лица на участие в административном деле, на что указывается в протоколе судебного заседания.

Видео (кликните для воспроизведения).

5. В случае, если лицо, участвующее в деле и не обладающее административной процессуальной дееспособностью, не имеет представителя либо если законный представитель такого лица не вправе вести административные дела в суде по основаниям, предусмотренным законом, суд приостанавливает производство по административному делу и инициирует перед соответствующими органами и лицами вопрос о назначении представителя либо о замене законного представителя.

Источники


  1. Хропанюк, Валентин Теория государства и права / Валентин Хропанюк. — М.: Димов, Ткачев, Дабахов, 1996. — 384 c.

  2. Хазиев, Ш. Н. Вопросы судебной экспертизы в деятельности Европейского Суда по правам человека / Ш.Н. Хазиев. — М.: Компания Спутник +, 2017. — 935 c.

  3. Кулаков В. В., Каширина Е. И., Карапетян Л. А., Старков О. В. Правоведение; Феникс — Москва, 2011. — 224 c.
Участие представителя в административном судопроизводстве
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here