Участие педагога при допросе несовершеннолетнего свидетеля

Полезная информация на тему: "Участие педагога при допросе несовершеннолетнего свидетеля", собранная из сети и предоставленная в удобном для чтения виде. По всем вопросам - обращайтесь к дежурному юристу.

Допрос несовершеннолетнего свидетеля

Допрос несовершеннолетнего свидетеля имеет свои особенности. Следователю приходится обладать знаниями не только в области криминалистики, но и разбираться в психологии. Чтобы получить необходимые сведения, следует правильно построить алгоритм разговора, узнать привычки ребенка, условия жизни. Законодательство содержит ограничения по проведению допроса, чтобы не нанести допрашиваемому психологическую травму.

Кто вправе присутствовать?

Допрос производится следственными органами с целью получения устной информации о совершенном правонарушении. Правильно построить разговор со свидетелем — дело непростое. Ситуация осложняется, если допрашивается несовершеннолетний гражданин. Дети хорошо запоминают яркие детали и моменты, но не всегда способны озвучить информацию.

Основные правила проведения допроса на разных этапах следствия разъяснены в Уголовно-процессуальном кодексе России:

  • ст. 191 УПК РФ — предварительное расследование;
  • ст. 280 УПК РФ — в ходе судебного заседания;
  • ст. 425 УПК РФ — допрос обвиняемого, подозреваемого.

Важное условие — вызов несовершеннолетнего к следователю производится через законных представителей ребенка, перечень которых содержится в ст.5 УПК РФ: родители; опекуны (попечители); усыновители; администрация детского дома. Представители самостоятельно принимают решение о том, будут ли они присутствовать на процедуре дознания.

Выписывая повестку о явке, следователю необходимо проанализировать целесообразность приглашения конкретного законного представителя. Если существует вероятность, что действия взрослого посягают на права подростка, то принимается решение о замене представителя. Какие факторы рассматриваются:

  • подозрение, что родители будут склонять ребенка к даче ложных показаний;
  • потерпевшие в половом преступлении стыдятся при родственниках описывать детали происшедшего;
  • присутствие близкого человека стесняет ребенка, он отвлекается, постоянно ждет реакцию взрослого на свои слова;
  • родители подозреваются в жестоком обращении с несовершеннолетним или в совершении полового растления.

На допросе ребенка до 14 лет обязательно присутствует педагог или психолог. Если возраст подростка от 14 до 18 лет, то специалист приглашается по усмотрению следователя или судьи. Исключением служит психологическое состояние допрашиваемого: если ребенок страдает психическим расстройством или отстает в развитии, то присутствие психолога обязательно для любого возраста.

Чем поможет специалист на допросе? В первую очередь, он призван наладить контакт с подростком, а также пресечь возможное психологическое давление со стороны следователя или родственников. Кроме того, педагоги оказывают консультационные услуги относительно общения с несовершеннолетними в делах о половом растлении.

Следствие может столкнуться с тем, что ребенок живет самостоятельно, а его родители лишены родительских прав. В таком случае на допрос обязательно приглашается представитель местного опекунского совета. Инспектор обязан проследить, чтобы права подростка строго соблюдались.

Получение вызова

Повестку о явке на допрос запрещено вручать подростку лично в руки. Получить вызов имеют право его законные представители либо администрация учреждения, где ребенок воспитывается.

Повестку адресуют законному представителю, одновременно указывая имя несовершеннолетнего. В исключительных ситуациях, когда открыто дело о жестоком обращении с ребенком, и оповещать родителя нежелательно, повестка вручается другому лицу. Например, бабушке или учителю.

Если подросток подозревается в совершении преступления и взят под стражу, то вызов на допрос направляется начальнику СИЗО. Родители получают отдельную повестку с указанием места и времени дознания. Они имеют право явиться в кабинет следователя, чтобы присутствовать на процедуре.

Место проведения

В кабинет следователя вызывают несовершеннолетних 14-18 лет, потому что таким образом подчеркивается важность проведения процедуры. Официальная обстановка настраивает подростка на дачу правдивой информации.

Продолжительность допроса

Законом не оговорен вопрос о том, с какого возраста разрешено привлекать детей к следствию. Конечно, если свидетелем или потерпевшим стал малыш, еще не научившийся говорить, то речи о допросе быть не может. Относительно детей 3-4 лет следователь принимает решение индивидуально. В основном, уполномоченные органы стараются находить свидетелей преступления более старшего возраста.

Проведение следственных действий не может превышать:

  • если ребенку меньше 7 лет — полчаса без перерыва;
  • от 7 до 14 лет — 1 час без перерыва, общее время проведения — 2 часа в день;
  • от 14 до 16 лет —2 часа без перерыва, общее время проведения — 4 часа в день.

Допрос необходимо проводить «по горячим следам», потому что дети очень впечатлительны. Новые события быстро затмевают все пережитое ранее. Особенно, если происшествие не вызвало у ребенка резкого всплеска эмоций. Следователь, иногда с помощью психолога, составляет план беседы и формулирует недвусмысленные, понятные вопросы.

Проведение допроса

Следственные действия начинаются с оформления следователем постановления, где указаны обстоятельства преступления и статус ребенка. Например, потерпевший по уголовному делу. Одновременно выносится постановление о назначении законного представителя, который будет сопровождать несовершеннолетнего на всех следственных мероприятиях.

Проведение допроса подростка ничем не отличается от подобной процедуры у взрослых. Единственная особенность — дети до 16 лет не предупреждаются об ответственности за дачу ложных сведений, а также за отказ от показаний (ч.2 ст.191 УПК РФ). Следователь просто указывает на необходимость говорить правду.

Порядок проведения дознания:

  • разъяснение прав допрашиваемого;
  • занесение в протокол данных присутствующих лиц;
  • несовершеннолетний рассказывает свое видение событий;
  • следователь задает вопросы;
  • участники допроса подписывают протокол (если ребенок совсем мал, то достаточно подписи его законного представителя).

Законодательство обязывает следствие проводить видеозапись допроса. Впоследствии видеоматериалы приобщаются к материалам дела. Прибегнуть к ним можно будет при дальнейшем разбирательстве в суде. Однако сам ребенок или его законный представитель вправе отказаться от видео фиксации дознания. Отметку об этом обязательно проставляют в протоколе.

Конфиденциальность информации

Несоблюдение запрета влечет за собой серьезные последствия: от штрафа (150-350 тыс. рублей) до лишения свободы сроком на 5 лет. Согласно ч.3 ст.137 УК РФ незаконным распространением информации может служить публичное выступление или обнародование фактов в средствах массовой информации.

Допрос по уголовному делу

Законодательство разрешает не допрашивать повторно несовершеннолетнего свидетеля. В основном, судьи проводят разбирательство на основе материалов, собранных следователем. Подобные нормы совершенно оправданы: в зале суда, кроме множества посторонних людей, находится подсудимый.

Если суд принимает решение о повторном допросе, то явка законного представителя ребенка на заседание обязательна. Взрослые участники процесса должны создать спокойную обстановку. Длительность процесса не превышает время, установленное ст. 191 УПК РФ. Обычно судья отводит не больше часа на допрос, чтобы не наносить ребенку психологическую травму.

  • на заседание приглашают психолога, если допрашиваемому меньше 14 лет или он страдает психологическим расстройством;
  • психолог вправе задавать вопросы, адаптированные к возрасту и состоянию ребенка;
  • подростку старше 16 лет объясняют его ответственность за дачу ложных сведений или сокрытие фактов.

Допрос по гражданскому делу

Беседа проводится с ребенком не только по уголовным преступлениям. Часто мнение ребенка важно в гражданском процессе. Законодательство не ограничивает возраст допрашиваемых детей. Но судьи привлекают малолетних свидетелей, в основном, в делах семейного характера: лишение родительских прав, усыновление, проживание с одним из родителей после развода. Но и в подобных ситуациях стараются использовать другие доказательства.

  • Беседу с несовершеннолетним до 14 лет обязательно проводят в присутствии педагога или воспитателя (ст. 25.6 КоАП РФ). Специалист должен иметь педагогический опыт и образование. Педагог следит за состоянием ребенка во время допроса, адаптирует вопросы для его восприятия, объясняет особенности его поведения.
  • Вопросы и ответы обязательно вносятся в протокол.
  • Любой из участников может быть удален судом на время проведения допроса.

Дети, которым не исполнилось 16 лет, имеют право покинуть судебное заседание после окончания допроса. Конечно, в сопровождении законного представителя. В редких случаях может потребоваться уточнение некоторых деталей, тогда несовершеннолетний остается в зале суда до окончания процесса.

Читайте так же:  Срок рассмотрения общей административной жалобы составляет

Участие педагога при допросе несовершеннолетнего свидетеля

Ключевые слова: ДОПРОС; ДОПРОС НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО; ДОПРОС НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО СВИДЕТЕЛЯ; ДОПРОС НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО ПОТЕРПЕВШЕГО; INTERROGATION; INTERROGATION OF MINORS; INTERROGATION OF MINOR WITNESSES; THE INTERROGATION OF A MINOR VICTIM.

Допрос является одним из самых распространенных следственных действий для получения доказательств по уголовному делу. В ходе проведения этого следственного действия уполномоченное должностное лицо получает и фиксирует информацию, устно полученную от лица, владеющего этой информацией.

Общие правила допроса регламентированы ст. 187 — 190 УПК РФ, а отдельной статьей Уголовно-процессуального кодекса (ст. 191 УПК РФ) устанавливаются особенности производства допроса лица, не достигшего 18-летнего возраста и являющегося по уголовному делу потерпевшим или свидетелем. Особенности допроса несовершеннолетних потерпевших и свидетелей связаны с особенностями возрастной психики несовершеннолетних, отсутствием у них жизненного опыта, а также неспособностью правильно оценить ситуацию, в которой они оказались.

Уголовно-процессуальное законодательство предусматривает не только особенности допроса несовершеннолетнего, но и особенности вызова его на допрос, что урегулировано в ст. 188 УПК РФ.

На практике несовершеннолетние, особенно в возрасте до 14 лет вызываются и допрашиваются в качестве свидетелей лишь в крайних случаях, когда кроме показаний несовершеннолетних, другими способами истину по уголовному делу установить невозможно. Исключение составляют несовершеннолетние потерпевшие.

Следователи, дознаватели, судьи понимают, что вызов и допрос несовершеннолетних может отрицательно повлиять на их психику, именно по этой причине против допросов несовершеннолетних свидетелей часто возражают их родители (законные представители). Поэтому несовершеннолетних и стараются допрашивать только тогда, когда без допроса несовершеннолетнего свидетеля обойтись нельзя.

Закон не предусматривает минимальный возраст, с которого можно допрашивать несовершеннолетнего в качестве потерпевшего или свидетеля. Все зависит от «обстоятельств совершенного преступления, от уровня психического развития несовершеннолетнего, также при решении вопроса о возможности допроса несовершеннолетнего нужно учитывать способность несовершеннолетнего правильно воспринимать события, имеющие значение для расследования и рассмотрения уголовного дела, давать соответствующие действительности показания по делу, объективно и правдиво описывать произошедшие события» [7].

Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации предусматривает следующие особенности допроса несовершеннолетних потерпевших и свидетелей для получения наиболее полных и объективных показаний:

1) обязательное участие педагога или психолога при допросе потерпевшего, свидетеля, не достигшего возраста 16 лет, либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии (ч. 1 ст. 191 УПК РФ);

2) обязательное участие педагога или психолога при допросе потерпевшего, свидетеля, не достигшего возраста 16 лет, либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии по делам о преступлениях против половой неприкосновенности несовершеннолетних участие психолога обязательно (ч.4 ст. 191 УПК РФ);
3) вопрос об участии педагога при допросе свидетеля в возрасте от 16 до 18 лет решается органами предварительного расследования и судом по своему усмотрению);

4) возможность участия законных представителей (родителей, усыновителей, опекунов, попечителей) при допросе несовершеннолетнего;

5) возможность удаления из зала судебного заседания на время допроса несовершеннолетнего того или иного лица, участвующего в деле, или кого-либо из граждан, присутствующих в зале судебного заседания, на основании определения суда.

6) Для участия в допросе приглашается педагог, который не заинтересован в результатах расследования и рассмотрения дела в суде. «Применение видеозаписи или киносъемки обязательно в ходе следственных действий с участием несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля, за исключением случаев, если несовершеннолетний потерпевший или свидетель либо его законный представитель против этого возражает (ст. 191 УПК РФ)» [1, с. 570].

Свидетелем может быть любое лицо, которое может правильно воспринимать, хранить в памяти и воспроизводить информацию о тех или иных обстоятельств. В связи с этим в качестве свидетеля можно привлекать и ребенка (лица до 18 лет) при условии, что она достигла уровня развития, который дает ему возможность правильно воспринимать информацию и донести ее до других лиц. Свидетели, потерпевшие, не достигшие возраста 16 лет, об уголовной ответственности за отказ от дачи показаний и дачу ложных показаний не предупреждаются.

Как правило, обычно следователи, дознаватели и суд для участия в допросе несовершеннолетнего приглашают педагогов из учебного заведения, где обучается этот несовершеннолетний. Однако при решении вопроса о привлечении к участию в допросе педагога необходимо учитывать обстоятельства, по которым будет допрошен несовершеннолетний, так как может возникнуть такая ситуация, что в присутствии знакомого педагога несовершеннолетний может «замкнуться», или не дать правдивые показания об известных ему обстоятельствах по уголовному делу. Это бывает, когда потерпевший или свидетель спровоцировали преступление или повели себя не самым лучшим образом.

К допросу несовершеннолетнего потерпевшего, свидетеля необходимо готовиться очень тщательно. Эта подготовка заключается не только в формулировке вопросов, ответы на которые имеют важное значение по делу. Необходимо тщательно изучить личность допрашиваемого: выяснить условия его жизни, воспитания, состояние психики, умение и способность правильно оценивать ситуацию, излагать сведения об увиденном и услышанном, взаимоотношениях со сверстниками и лицом, заподозренном в совершении преступления. С этой целью необходимо побеседовать, а лучше всего допросить лиц, которые хорошо знают несовершеннолетнего (законных представителей, соседей, педагога и др.) и помогут найти контакт с несовершеннолетним, так как от того, будет установлен контакт с несовершеннолетним или нет, зависит успех допроса, и, иногда и в целом успех расследования уголовного дела.

Читайте так же:  Характеристика торгового представителя с места работы образец

Для того, чтобы несовершеннолетний свидетель мог быстрее освоиться в новой для него обстановке, привыкнуть к незнакомым людям, разговор лучше начинать с сопровождающим его лицом, с педагогом, постепенно вовлекая в процесс общения и ребенка, как бы уточняя у него то, что говорится о нем. «Чтобы проверить, насколько ребенок освоился с обстановкой, можно спросить его о том, понятно ли ему, где он находится, зачем его сюда привели, что может интересовать следователя (суд)» [2, с. 263].

В ходе допроса следователь, дознаватель, судья должны вести себя с несовершеннолетним предельно корректно. Иногда несовершеннолетние, стремясь показаться старше или скрыть свое волнение, употребляют жаргонные или нецензурные слова. В ходе допроса это надо пресекать и напомнить, что устные сообщения несовершеннолетнего будут занесены в протокол допроса. В то же время, чувствуя, что несовершеннолетний ведет себя скованно, долго думает или вообще не отвечает на поставленные вопросы, или же сильно взволнован, его надо успокоить, поговорить на отвлеченные темы.

Например, выяснить, чем увлекается подросток, поговорить с ним на тему его увлечения. При этом следователь, дознаватель, судья могут шутить, допускать шутливые, меткие определения, которые употребляются среди подростков определенного возраста, давая тем самым возможность подростку быстрее освоиться. Когда подросток освоится, необходимо приступать к допросу.

Перед началом допроса следователь, дознаватель, судья должны представиться, объяснить цель допроса, объяснить важность допроса, объяснить несовершеннолетнему, что от правдивости его показаний зависят результаты расследования и рассмотрения дела в суде. Подросток должен понять, что его показания действительно имеют большое значение для расследования и рассмотрения уголовного дела.

В ходе допроса необходимо тщательно формулировать вопросы, они должны быть понятными и недвусмысленными, нельзя во время допроса подсказывать несовершеннолетнему или делать внушения, например: «Это ты должен помнить… Надо вспомнить… Ты не мог забыть о том, что…» [2, с. 263]. Естественно, нельзя задавать наводящие вопросы (ч. 2 ст. 189 УК РФ). «Задавая вопросы. следователь, дознаватель, судья должны убедиться в том, что несовершеннолетний правильно их понимает. Если станет очевидным, что несовершеннолетний не понял вопроса, его необходимо повторить, но в другой постановке. Иногда имеет смысл разделить вопрос на части. При этом необходимо уточнить, понятны ли вопросы» [2, с. 263].

Во время допроса необходимо употреблять общепринятые термины и понятия. Лучше, если несовершеннолетний будет давать показания в форме рассказа. Нужно учитывать, что не все несовершеннолетние, в силу возраста и или развития могут последовательно излагать показания, они могут, прерываться, сбиваться, вновь возвращаться к началу допроса. Вот здесь следователю, дознавателю, судье надо быть предельно внимательным, доброжелательным, не высказывать недовольства затянувшимся допросом. Если будет видно, что несовершеннолетний устал, есть смысл прервать допрос, сделать перерыв, поговорить на отвлеченные темы, затем продолжить допрос.

«В результате проведенных исследований и изучения ряда уголовных дел с участием несовершеннолетних, было установлено, что одна из распространенных и серьезных ошибок, допускаемых следователями, заключалась в том, что они не усматривали различий между допросом взрослого и несовершеннолетнего, а тем более малолетнего. В протоколе допроса показания ребенка излагались языком взрослого человека, вопросы формулировались без учета особенностей его психологии, допрос производился без необходимого изучения личности несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля» [3, с. 276 — 277].

«Допрос несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля в возрасте до семи лет не может продолжаться без перерыва более 30 минут, а в общей сложности — более одного часа, в возрасте от семи до четырнадцати лет — более одного часа, а в общей сложности — более двух часов, в возрасте старше четырнадцати лет — более двух часов, а в общей сложности — более четырех часов в день (ч. 1 ст.191 УПК РФ)» [1, с. 543].

При допросе несовершеннолетних потерпевших необходимо учитывать, что они, как и все потерпевшие, заинтересованы в результатах расследования, ведь им причинен моральный, имущественный или физический вред. В момент совершения преступления они были в возбужденном состоянии, и поэтому могли необъективно воспринимать происходившее, ведь они не думали о том, что надо запомнить приметы преступника, действия, которые он совершал, а думали о том, как защититься от преступника.

«Сложность представляют допросы несовершеннолетних потерпевших и свидетелей по половым преступлениям, так как они в большинстве случаев не обладают культурой и знаниями для описания этих видов преступлений. Кроме того, при допросе они испытывают чувство неловкости, стыда. Более того, они могут скрыть или не рассказать о некоторых фактах совершенного преступления. Поэтому следователь и педагог, психолог должны помочь правильно изложить свои показания» [5, с. 48].

Очень важно на «начальной стадии допроса сформировать у допрашиваемого интерес к предстоящему разговору, желание говорить. При этом можно сказать ребенку, что от него ждут помощи и она крайне необходима, однако вести себя в подобной ситуации следует достаточно осторожно, чтобы не акцентировать его внимание на чем-то конкретном, что интересует следствие (суд).

В подобных ситуациях допрашиваемый, особенно малолетний свидетель, может прибегнуть к вымыслу, чтобы его оставили в покое либо чтобы заслужить одобрение взрослых» [5, с. 48].

По общему правилу свидетель, не достигший возраста 16 лет, по окончании его допроса удаляется из зала судебного заседания. Однако суд вправе признать необходимым присутствие в судебном заседании свидетеля в возрасте до 16 лет после его допроса, например, при предположении о том, что не исключены его повторный допрос об известных ему фактах, очная ставка с другими свидетелями для исследования письменных, вещественных доказательств и т.д.

Как показала следственная практика, несовершеннолетние потерпевшие, находясь в неадекватном психическом состоянии под влиянием пережитых угроз, шантажа, насилия, нередко уклоняются от дачи показаний. Будучи подвергнуты актам насилия и угроз со стороны преступников, подростки вообще могут утратить доверие ко всем взрослым, включая в их число и сотрудников правоохранительных органов. Кроме того, несовершеннолетним свойственна повышенная внушаемость, которая выражается, «с одной стороны, в склонности подростка к неосознаваемому подчинению требованиям других лиц (взрослых, старших по возрасту сверстников) и, с другой — в податливости его постороннему воздействию, благодаря которому подросток сознательно рассказывает не то, что помнит, а то, что ему говорили и хотят от него услышать старшие» [6, с. 433].

В заключение необходимо отметить, что допрос несовершеннолетнего представляет сложность не только с точки зрения процессуальных особенностей, но и с точки зрения психологии.

[1]

Поэтому следователь (дознаватель) должен обладать навыками психолога, чтобы установить психологический контакт с допрашиваемым, в ходе допроса получить наиболее полные и соответствующие действительности сведения.

Читайте так же:  Сроки давности привлечения к уголовной ответственности

Участие педагога и психолога в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого

(“Эксперт-криминалист”, 2011, N 3)

[3]

Информация о публикации

Лифанова М.В. Участие педагога и психолога в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого // Эксперт-криминалист. 2011.

N 3. С. 18 – 19.

УЧАСТИЕ ПЕДАГОГА И ПСИХОЛОГА В ДОПРОСЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО ПОДОЗРЕВАЕМОГО, ОБВИНЯЕМОГО

Lifanova M.V. Participation of teacher and psychologist in interrogation of minor.

Лифанова М.В., кандидат юридических наук, доцент кафедры криминалистики Института права БашГУ.

Проанализированы вопросы теории и практики участия педагога и психолога в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, рассмотрены его процессуальный статус и функции.

Видео (кликните для воспроизведения).

Ключевые слова: преступность несовершеннолетних, тактика допроса, подозреваемый, обвиняемый, педагог-психолог.

Theoretical and practical issues of a teacher-psychologist participation during the interrogation of a suspected or accused in the paper. His procedural status and functions are viewed.

Key words: juvenile delinquency, interrogation tactics, accused, teacher-psychologist.

Расследование уголовных дел о преступлениях несовершеннолетних невозможно без использования специальных знаний в области детской, подростковой и юношеской психологии и педагогики. Несовершеннолетние, совершившие преступление, отличаются от взрослых по основным интеллектуальным и волевым характеристикам. Интеллект несовершеннолетних определяется отсутствием жизненного опыта, суженным кругозором, недостаточностью теоретических знаний и практических навыков. Для лиц, совершивших преступление в возрасте от 14 до 17 лет, характерны тревожность, агрессивность, низкий уровень самоконтроля, зависимость от группы, высокий уровень напряженности, черствость по отношению к окружающим, экспрессивность поведения, склонность к риску, подозрительность и завистливость.

Представляется, что в силу возраста несовершеннолетние в большей мере, чем взрослые, склонны к эмоциональному восприятию окружающего мира, тогда как логический анализ сложившейся ситуации может осуществляться ими не в полной мере.

В целях успешного решения профессиональных задач следователь должен выявить, проанализировать и использовать личностные особенности несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого. Так, с учетом характеристик личности можно прогнозировать отношение подозреваемого, обвиняемого к совершенному преступлению и возможному уголовному наказанию. Следовательно, можно предположить, какую защитную тактику изберет несовершеннолетний и своевременно спланировать приемы, способы и методы преодоления противодействия расследованию. С другой стороны, диагностика личности несовершеннолетнего допрашиваемого позволяет определить соответствующие ей тактические приемы, то есть такие способы воздействия на личность несовершеннолетнего, которые будут эффективны в данном индивидуальном случае. Нередко на основе знаний о личности несовершеннолетнего преступника можно сделать предположения о мотивах, целях, причинах и условиях совершенного преступления.

Иными словами, знание личностных особенностей подозреваемого, обвиняемого может быть положено в основу выдвижения версий о совершенном преступлении. И наконец, знание личностных характеристик лежит в основе установления и поддержания психологического контакта с допрашиваемым.

Именно поэтому участие в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, не достигшего возраста шестнадцати лет либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии, педагога или психолога обязательно.

В процессуальной и криминалистической науке не существует единой точки зрения по вопросу о процессуальном статусе педагога или психолога.

Отдельные авторы полагают, что и педагог, и психолог выполняют процессуальную функцию специалиста, поскольку обладают специальными знаниями в области возрастной психологии и педагогики и содействуют в производстве следственных действий . Так, Е.В. Стрельцова отмечает, что не возникает сомнений, что педагог и психолог являются носителями специальных знаний, и они привлекаются к допросу в качестве специалистов . Поддерживая эту точку зрения, С.В.

Матвеев полагает, что педагог – это специалист, а не какой-либо иной участник процесса, поскольку перед началом допроса ему разъясняются именно права и обязанности, предусмотренные ст. 58 УПК РФ . О.Ю.

Скичко предлагает произвести замену в УПК РФ термина “педагог” на термин “специалист в области возрастной или педагогической психологии” и закрепить его участие, как обязательное, так и факультативное, во всех следственных действиях с участием несовершеннолетних .

См.: Власенко В.Г. Взаимодействие следователя и специалистов при расследовании преступлений // Теория и практика криминалистики и судебной экспертизы: Сб. науч. статей / Под ред. В.В. Козлова. Саратов, 1998.

С. 58; Ложкин С.Б. Процессуальный порядок досудебного производства по уголовным делам о насильственных действиях сексуального характера с участием несовершеннолетних: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Ижевск, 2004.

С. 8; Харчиков А.В. Проблемы изучения и оценки показаний несовершеннолетних на предварительном следствии: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 1996.

См.: Стрельцова Е.В. Тактические и психологические основы допроса несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Саратов, 2007.

См.: Матвеев С.В. Получение информации от несовершеннолетних, ее оценка и использование в уголовно-процессуальном доказывании: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2003. С. 7.

См.: Скичко О.Ю. Тактико-психологические основы допроса несовершеннолетних свидетелей и потерпевших на предварительном следствии. М.: Юрлитинформ, 2006.

Другая группа авторов придерживается прямо противоположной точки зрения, полагая, что педагог или психолог являются самостоятельными участниками уголовного процесса, наряду со специалистом в области подростковой и юношеской психологии. Так, по мнению И.А. Макаренко, участвующего в допросе педагога, знающего несовершеннолетнего и пользующегося у него авторитетом, следует признать самостоятельной процессуальной фигурой, поскольку он, будучи заинтересован в исходе расследуемого дела, “не вписывается” в статус специалиста .

См.: Макаренко И.А. Криминалистическое учение о личности несовершеннолетнего обвиняемого: Автореф. дис. … доктора юрид. наук. Саратов, 2006. С. 9.

Действительно, и педагог, и психолог являются носителями специальных знаний – они обладают познаниями в области педагогики, детской и юношеской психологии. Однако, по нашему мнению, их процессуальный статус отличен от процессуального статуса специалиста.

Читайте так же:  Пенсионеры освобождены от уплаты налога на имущество

В соответствии со ст. 58 УПК РФ, специалист – это лицо, обладающее специальными знаниями, привлекаемое к участию в процессуальных действиях для решения строго определенных задач. Специалист содействует следователю в обнаружении, закреплении и изъятии предметов и документов, оказывает помощь в применении технических средств в исследовании материалов уголовного дела, консультирует следователя для постановки вопросов эксперту, разъясняет сторонам и суду вопросы, входящие в его профессиональную компетенцию.

Представляется, что педагог или психолог, участвуя в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, не содействуют следователю в обнаружении, закреплении и изъятии предметов и документов и не оказывают ему помощи в применении технических средств, хотя иные упомянутые функции специалиста могут ими выполняться. Так, педагог или психолог могут консультировать следователя, помогая ему сформулировать вопросы эксперту, если, к примеру, назначается психологическая или психолого-психиатрическая экспертиза в отношении конкретного несовершеннолетнего. Также педагог или психолог способны ответить на вопросы следователя и суда, связанные с педагогикой или возрастной юношеской психологией.

Но их функции не ограничиваются изложенным. Как правило, педагог или психолог приглашаются для решения совсем иных задач.

По нашему мнению, педагог или психолог в рамках допроса несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого выполняют две функции: оказывают содействие следователю и защищают законные права и интересы несовершеннолетнего. В рамках функции оказания помощи уголовному судопроизводству основными задачами педагога или психолога, как нам представляется, являются следующие.

  1. Педагог или психолог могут помочь следователю при оценке результатов допроса.

В рамках функции по защите законных прав и интересов несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого педагог или психолог способствуют ограждению несовершеннолетнего от нежелательного воздействия со стороны следователя (неверный тон, непродуманная формулировка вопросов и пр.). Целью при этом является охрана психического здоровья несовершеннолетнего от травмирующего воздействия необычной для него ситуации . Соответственно, педагог или психолог выполняют в определенном смысле “правозащитную функцию” .

В этом случае, как мы видим, педагог и психолог выполняют функции, не упомянутые в ст. 58 УПК РФ, то есть не свойственные специалисту. Следовательно, несмотря на общий признак – наличие специальных знаний как у специалиста, так и у педагога или психолога, последние в процессуальном смысле специалистами не являются.

См.: Курмаева Н.А. Использование специальных психологических знаний в уголовном судопроизводстве по делам с участием несовершеннолетних: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Саранск, 2010.

См.: Каневский Л.Л. Криминалистические проблемы расследования и профилактики преступлений несовершеннолетних. Красноярск, 1991.

С. 139; Шейфер С.А. Следственные действия. М., 1981.

Различие проявляется также в круге процессуальных прав, предоставленных специалисту, педагогу или психологу. Анализ ст. ст. 58, 425 УПК РФ позволяет прийти к выводу, что процессуальные права педагога или психолога несколько уже, чем права специалиста. В частности, в ст. 425 УПК РФ не упоминается право педагога или психолога приносить жалобы на действия (бездействие) и решения дознавателя, следователя, суда.

Кроме того, не предусмотрен отвод педагога или психолога, тогда как отвод специалиста возможен (ст. ст. 70, 71 УПК РФ).

И наконец, следует отметить, что педагог или психолог – это процессуальная фигура, участвующая в ходе лишь одного следственного действия – допроса. При этом круг следственных действий, в которых может участвовать специалист, не ограничен. Представляется, однако, что участие педагога или психолога в иных следственных действиях было бы весьма рациональным и разумным.

В первую очередь участие педагога или психолога было бы оправданным в рамках очной ставки, проверки показаний на месте и предъявления для опознания, поскольку указанные следственные действия в процессуальном и тактическом смыслах являются более сложными, нежели допрос.

Участие педагога при допросе несовершеннолетнего свидетеля

Статья 280. Особенности допроса несовершеннолетнего потерпевшего и свидетеля

1. При участии в допросе потерпевших и свидетелей в возрасте до четырнадцати лет, а по усмотрению суда и в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет участвует педагог. Допрос несовершеннолетних потерпевших и свидетелей, имеющих физические или психические недостатки, проводится во всех случаях в присутствии педагога.

2. До начала допроса несовершеннолетнего председательствующий разъясняет педагогу его права, о чем в протоколе судебного заседания делается соответствующая запись.

3. Педагог вправе с разрешения председательствующего задавать вопросы несовершеннолетнему потерпевшему, свидетелю.

4. При необходимости для участия в допросе несовершеннолетних потерпевших и свидетелей, указанных в части первой настоящей статьи, вызываются также их законные представители, которые могут с разрешения председательствующего задавать вопросы допрашиваемому. Допрос потерпевшего или свидетеля, не достигшего возраста четырнадцати лет, проводится с обязательным участием его законного представителя.

5. Перед допросом потерпевших и свидетелей, не достигших возраста шестнадцати лет, председательствующий разъясняет им значение для уголовного дела полных и правдивых показаний. Об ответственности за отказ от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний эти лица не предупреждаются и подписка у них не берется.

6. В целях охраны прав несовершеннолетних по ходатайству сторон, а также по инициативе суда допрос потерпевших и свидетелей, не достигших возраста восемнадцати лет, может быть проведен в отсутствие подсудимого, о чем суд выносит определение или постановление. После возвращения подсудимого в зал судебного заседания ему должны быть сообщены показания этих лиц и представлена возможность задавать им вопросы.

7. По окончании допроса потерпевший или свидетель, не достигший возраста восемнадцати лет, педагог, присутствовавший при его допросе, а также законные представители потерпевшего или свидетеля могут покинуть зал судебного заседания с разрешения председательствующего.

Комментарий к статье 280

1. Участие специалиста-педагога обязательно в двух случаях: во-первых, при допросе несовершеннолетнего потерпевшего и свидетеля в возрасте до 14 лет и, во-вторых, при допросе подростка, имеющего физические и психические недостатки.

2. Участие педагога в допросе подростка в возрасте от 14 до 18 лет оставлено на усмотрение суда, исходя из обстоятельств дела.

3. О порядке участия специалиста в судебном разбирательстве см. коммент. к ст. ст. 58, 270.

4. В качестве педагога вызывается лицо, обладающее специальными познаниями в области педагогики. Им могут быть учитель школы или другого учебного заведения, сотрудники отделов образования, представители администрации.

Читайте так же:  После удаления менингиомы головного мозга дают инвалидность

5. При выборе педагога желательно, чтобы он занимался обучением и воспитанием подростков той же возрастной группы, что и допрашиваемый.

6. Педагог не должен быть заинтересован в исходе дела.

7. Помощь педагога суду заключается в установлении психологического контакта между допрашивающим и допрашиваемым, составлении перечня вопросов для допроса, в их формулировке и последовательности. Педагог рекомендует продолжительность допроса, тактические приемы его проведения и т.п. На время установления психологического контакта с потерпевшим возможно удаление подсудимого из зала судебного заседания.

[2]

8. Отсутствует запрет на участие в судебном следствии в качестве педагога сотрудника инспекции по делам несовершеннолетних при условии соблюдения требований, предъявляемых к данной процессуальной фигуре (см. коммент. к п. 4 настоящей статьи).

9. С целью исключения влияния подсудимого на несовершеннолетнего свидетеля первый может быть удален на время допроса последнего.

10. Будучи допрошенными в качестве потерпевшего и свидетеля, подросток, его законный представитель, педагог, с разрешения председательствующего, могут покинуть зал судебного заседания, что это обусловлено нравственно-этическими соображениями и имеет целью предохранение детской психики от возможных травм.

Правила допроса несовершеннолетнего свидетеля

То, как должен происходить допрос несовершеннолетнего свидетеля, зафиксировано в УПК РФ. В законодательстве четко прописано, какие правила должны быть соблюдены при взятии показаний у физического лица, которому на данный момент не исполнилось восемнадцати лет. Мой пятнадцатилетний сын случайно стал свидетелем страшного убийства.

Кроме стресса, который ребенок получил в результате увиденного, еще был произведен целый ряд нарушений во время допроса, негативно повлиявших на его психику. После этого я оформил жалобу на следователя, и справедливость была восстановлена. Для того чтобы родители могли самостоятельно проконтролировать, правильно ли допрашивают их детей, в Уголовно-процессуальном кодексе указаны все правила данной процедуры. Как раз о них я и расскажу в данной статье.

Допрос несовершеннолетнего свидетеля

В роли свидетеля определенного преступления может выступить абсолютно любое физическое лицо. Нередко дети поневоле становятся очевидцами каких-либо правонарушений. Для того чтобы привлечь преступников к ответственности, в ходе следственного эксперимента несовершеннолетних физических лиц приходится допрашивать.

Правила, согласно которым должна происходить процедура подобного рода, зафиксированы в законодательном акте номер 280, содержащемся в российском Уголовно-процессуальном кодексе. Кроме того, данная статья также посвящена тому, как необходимо допрашивать потерпевших, которым еще не исполнилось восемнадцать лет. Статья содержит семь пунктов, каждый из которых обязательно должен быть соблюден.

Если возникла необходимость допросить несовершеннолетнего свидетеля либо потерпевшего, то производить данную процедуру нужно на основании 280 статьи УПК.

Основные правила допроса

Если в допросе необходимо участие физического лица, которому нет четырнадцати лет, причем не важно, в роли свидетеля либо потерпевшего, то данный процесс должен происходить в присутствии педагога. В некоторых ситуациях судья может принять решение, чтобы педагог был даже в том случае, если физическое лицо пребывает в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет. Так обычно происходит в случае особо тяжких преступлений.

Однако если у ребенка имеются отклонения, то в любом случае необходим педагог. Обращаю внимание на то, что речь идет не только о психических недостатках, но и о физических. К примеру, шестнадцатилетних детей-инвалидов нужно допрашивать с педагогом, даже если судья не давал такого распоряжения. Все перечисленные правила указаны в первом пункте все той же 280 статьи.

Во второй части законодательного акта прописано, какие действия должны быть произведены перед началом допроса. В первую очередь, педагога должны ознакомить с его правами. Входит это в обязанности председательствующего. То, что данная процедура действительно была произведена, необходимо не забыть отметить. Соответствующая запись проставляется в таком документе, как протокол судебного заседания.

Далеко не все осведомлены о том, кто же такой председательствующий. В действующем законодательстве прописано, что это судья, руководящий заседанием в случае коллегиального рассмотрения дел уголовного типа. Также в роли председательствующего могут выступать и судьи, которые занимаются рассмотрением дел единолично.

Особенности осуществления допроса

Иногда у педагога возникает необходимость задавать уточняющие вопросы несовершеннолетнему физическому лицу, которого допрашивают. Он имеет право это сделать, однако только при условии получения разрешения от председательствующего. Данное правило отображено в третьем пункте 280 статьи. В остальных частях законодательного акта зафиксированы следующие немаловажные особенности данного процесса:

В большинстве случаев председательствующие настаивают на том, чтобы допрашиваемые лица присутствовали до конца судебного заседания, поскольку в его ходе могут возникнуть дополнительные вопросы.

Нюансы допросов без подсудимого

Зачастую родители или представители несовершеннолетних детей, которым в будущем предстоит пройти допрос, не желают, чтобы в момент его проведения присутствовало физическое лицо, являющиеся подсудимым. Добиться этого вполне реально, однако одного ходатайства сторон для этого мало. Суд должен оформить и утвердить соответствующее определение. Также это может быть постановление. В данном случае подсудимого выведут из зала судебного заседания на время проведения допроса.

Видео (кликните для воспроизведения).

После того как подсудимого вернут в зал судебного заседания, его обязаны оповестить о том, какие показания были даны в момент его отсутствия. Кроме того, если подсудимый захочет, то он может задать все вопросы, которые его интересуют, физическим лицам, давшим показания.

Источники


  1. Штерн, С НАЛОГОВЫЕ АГЕНТЫ. Проблемы статуса и практики; Юркафе, 2012. — 112 c.

  2. Пикуров, Н. И. Комментарий к судебной практике квалификации преступлений на примере норм с бланкетными диспозициями / Н.И. Пикуров. — М.: Юрайт, 2014. — 496 c.

  3. Скворцова, М.В. Англо-русский словарь сокращений. Бизнес, банки, финансы, статистика, экономика, юриспруденция / М.В. Скворцова. — М.: Филоматис, 2014. — 527 c.
Участие педагога при допросе несовершеннолетнего свидетеля
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here