Трудоустройство осужденных в исправительных учреждениях

Полезная информация на тему: "Трудоустройство осужденных в исправительных учреждениях", собранная из сети и предоставленная в удобном для чтения виде. По всем вопросам - обращайтесь к дежурному юристу.

Юридический блог

Могут ли осужденные быть официально трудоустроены

Могут ли осужденные быть официально трудоустроены? Должна ли администрация исправительного учреждения заключить с трудоустроенными осужденными трудовые договоры?

Согласно ст. 15 Трудового кодекса РФ трудовые отношения это — основанные па соглашении между работником и работодателем отношения о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации: конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

Могут ли осужденные быть официально трудоустроены

При привлечении осужденных к труду последние не могут рассматриваться в качестве работников, поскольку отношения по привлечению осужденных к труду трудовыми отношениями в полной мере не являются.

Трудовые отношения возникают между работником и работодателем па основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии со ст. 16 Трудового кодекса РФ.


В соответствии со ст. 103 УИК РФ каждый осужденный к лишению свободы обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных учреждений. Администрация исправительных учреждений обязана привлекать осужденных к труду с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и по возможности, специальности, а также исходя из наличия рабочих мест.

Поскольку общественно полезный труд, как средство исправления (ст. 9 УИК РФ) и обязанность осужденных (ст. 11 и 103 УИК РФ), является одной из составляющих процесса отбывания наказания, их трудовые отношения с администрацией исправительного учреждения носят специфический характер.

Глава 14 УИК РФ предусматривает порядок организации труда осужденных к лишению свободы.

В соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом. Соответственно права осужденных ограничены УИК РФ, они привлекаются к труду в соответствии с требованиями уголовно- исполнительного законодательства, на них не распространяются нормы трудового законодательства, регулирующие порядок приема на работу, увольнения с работы, перевода на другую работу в том объеме, в котором они предусмотрены Трудовым кодексом РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 102, ч. 1 ст. 104, ч. 1 ст. 105 УИК РФ на осужденных к лишению свободы законодательство РФ о труде распространяется лишь в части материальной ответственности, продолжительности рабочего времени, правил охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии, оплаты труда.

Следовательно, между лицом, осужденным к лишению свободы и привлекаемым к труду, с одной стороны, и учреждением уголовноисполнительной системы, исполняющим наказание в виде лишения свободы, где труд основан не свободным волеизъявлением осужденного, а его обязанностью трудиться в определенных местах и на работах, не возникают трудовые отношения, регулируемые исключительно и безусловно Трудовым кодексом РФ.

Могут ли осужденные быть официально трудоустроены? Возможно, ответ на этот вопрос находиться в разделе о правах осужденных.

II. Порядок приема осужденных в ИУ

4. Основанием для приема в ИУ является вступивший в законную силу обвинительный приговор либо изменяющее его определение или постановление суда, вынесенное в порядке, установленном Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации. Наличие указанных документов в личных делах осужденных проверяется уполномоченным на то сотрудником отдела специального учета ИУ непосредственно в день их прибытия.

5. Прием осужденных в ИУ осуществляется дежурным помощником начальника ИУ (дежурным помощником начальника колонии, лечебного исправительного учреждения, лечебно-профилактического учреждения больницы, тюрьмы) с участием оперативного работника ИУ, представителя отдела (группы) специального учета и медицинского работника.

При выявлении у прибывших осужденных инфекционных заболеваний они немедленно изолируются в медицинскую часть.

6. Во время приема осужденных администрация ИУ проверяет наличие личных дел и устанавливает их принадлежность прибывшим осужденным.

После уточнения данных прибывшие в ИУ осужденные подвергаются личному обыску, а принадлежащие им вещи взвешиваются и досматриваются. Вещи и предметы, продукты питания, которые осужденным запрещается иметь при себе, получать в посылках, передачах, бандеролях либо приобретать в соответствии с перечнем вещей и предметов, продуктов питания, которые осужденным запрещается изготавливать, иметь при себе, получать в посылках, передачах, бандеролях либо приобретать (приложение № 1), а также вещи, предметы, продукты питания, превышающие 50 кг, изымаются в порядке, определенном в главе XI Правил. По результатам изъятия составляется соответствующий акт.

Решение об изъятии вещей сверх установленного веса принимается дежурным помощником начальника ИУ (дежурным помощником начальника колонии, лечебного исправительного учреждения, лечебно-профилактического учреждения (больницы, тюрьмы, следственного изолятора), а вещи, сдаваемые на склад для хранения, определяются осужденными.

7. Личный обыск осужденного производится только лицом одного с ним пола. Личный обыск осужденного проводится в корректной форме, исключающей причинение вреда здоровью осужденного, в пределах, необходимых для обнаружения запрещенных предметов и веществ.

В присутствии медицинского работника у осужденных осматриваются имеющиеся пластырные наклейки, протезы, гипсовые и другие медицинские повязки.

При обнаружении у осужденного телесных повреждений медицинский работник оказывает ему необходимую медицинскую помощь, вносит соответствующие записи в медицинскую карту амбулаторного больного, письменно информирует о факте выявленных повреждений начальника ИУ либо лицо, его замещающее. Начальник либо лицо, его замещающее, дает поручение о регистрации факта телесных повреждений в Книге регистрации сообщений о преступлениях и организует проверку в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации.

Личные вещи, оставляемые осужденному, вносятся под роспись осужденного в опись личных вещей осужденного (приложение № 2), которая в дальнейшем хранится в индивидуальной емкости (контейнере, сумке) с личными вещами осужденного.

8. После личного обыска осужденные проходят комплексную санитарную обработку в соответствии с требованиями Правил и размещаются в карантинном отделении, где в суточный срок проходят медицинское освидетельствование, и за ними устанавливается медицинское наблюдение продолжительностью до 15 суток. При выявлении в карантинном отделении инфекционных больных они немедленно изолируются в медицинскую часть, в ИУ проводится комплекс противоэпидемических мероприятий.

9. В карантинном отделении осужденные под роспись знакомятся с порядком и условиями отбывания наказания, со своими правами и обязанностями, установленными законодательством Российской Федерации и Правилами, распорядком дня ИУ, проходят инструктаж о мерах пожарной безопасности, предупреждаются об ответственности за нарушения установленного порядка отбывания наказания в ИУ.

Кроме того, осужденные информируются под роспись о применении в ИУ аудиовизуальных, электронных и иных технических средств надзора и контроля, о предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях применения физической силы, специальных средств и оружия. Указанные расписки приобщаются к личным делам осужденных.

10. Решение о распределении осужденных по отрядам (камерам) с учетом их личностных особенностей, состояния здоровья, привлечения их к труду, обучения в системе общего и профессионального образования принимается комиссией ИУ, возглавляемой начальником ИУ. В состав комиссии включаются представители служб — оперативной, безопасности (в тюрьме — режима и охраны), воспитательной, социальной, производственной, медицинской, а также психолог. Состав комиссии и ее решение утверждается приказом начальника ИУ.

Читайте так же:  Что выдается вместо свидетельства о праве собственности

11. Не позднее 10 дней со дня прибытия осужденного в ИУ по его письменному заявлению одному из родственников осужденного по его выбору направляется уведомление с указанием почтового адреса ИУ, перечня вещей и предметов, продуктов питания, которые осужденным запрещается получать в посылках, передачах, бандеролях либо приобретать, мерах ответственности за передачу или попытку передачи осужденным запрещенных предметов, основных требований порядка переписки, получения и отправления денежных переводов, предоставления осужденным выездов за пределы ИУ, свиданий, телефонных разговоров, о возможности приобретения через магазин ИУ продуктов питания и предметов первой необходимости с целью последующей их передачи осужденным.

12. Кроме того, о прибытии осужденных иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживавших до заключения под стражу за границей, уведомления направляются в посольства или консульства, представляющие интересы этих лиц в Российской Федерации.

Трудоустройство осужденных – приоритетная задача производственного сектора УИС региона

С начала существования уголовно-исполнительной системы в России трудотерапия была одним из основных средств исправления осужденных. Всегда считалось, что именно труд поможет начать новую, полноценную жизнь тем, кто оказался за решеткой. В прошлом трудовая деятельность осужденных сильно отличалась от нынешней. Преступников отправляли в исправительные трудовые лагеря, где они валили лес на лесоповалах и выполняли самые тяжелые работы. Труд спецконтингента, как правило, был организован за пределами исправительных учреждений, не требовал специального оборудования и подготовки работников. Осужденные использовались как дешевая рабочая сила самой низкой квалификации. Происходило это на протяжении длительного времени. И с таким наследием мы пришли в новые времена, когда к труду осужденных предъявляются совершенно иные требования.

Сегодня трудовая деятельность спецконтингента организована в производственных цехах при исправительных учреждениях и требует определенных знаний и специального оборудования. Но с нуля построить эту систему было не так-то легко, тем более что основная задача уголовно-исполнительной системы – не просто организовать занятость спецконтингента, а получить прибыль от работы осужденных, чтобы они имели возможность возмещать ущерб, нанесенный своими противоправными действиями государству и потерпевшим.

Но, несмотря на все трудности рыночной экономики и специфику пенитенциарных учреждений, УИС региона ведет активную работу по созданию условий для трудоустройства осужденных: модернизируется имеющаяся производственно-техническая база, закупается новое оборудование, повышается мотивация осужденных к оплачиваемому труду, растет их личная заинтересованность в результатах своей трудовой деятельности. Кроме этого, практически при каждом исправительном учреждении функционируют профессиональные училища, в которых спецконтингент получает необходимое для работы образование.

В исправительных учреждениях региона созданы центры трудовой адаптации осужденных. Они, по сути, являются производственными предприятиями на территории учреждений уголовно-исполнительной системы, в которых трудятся осужденные.

Современный производственный сектор Вологодской области включает в себя 10 центров трудовой адаптации, на базе которых организовано швейное и деревообрабатывающее производство, производство металлических изделий, продукции строительного назначения (окна, дверные блоки, плитка тротуарная, пиломатериалы, ЖБИ изделия), изделий из гофрокартона и сувенирной продукции.

Результатом работы, направленной на развитие и повышение эффективности пенитенциарного производства и, как следствие, труда осужденных, явилась положительная тенденция роста качественных показателей трудовой адаптации спецконтингента. Так, за последние три года рост численности осужденных, трудоустроенных на производственные объекты учреждений, составляет 10%, установленные нормы выработки выполняются более чем на 60,0%, увеличение объемов производства товаров, работ, услуг – порядка 12%.

Для решения проблемы трудоустройства, руководство пенитенциарных учреждений региона регулярно проводит совещания с представителями общественных организаций и государственных органов власти: прокуратуры, Общественной палаты Вологодской области, Общественной наблюдательной комиссии и т.д. Пенитенциарные учреждения ищут новые рынки сбыта, активно участвуют в проводимых в регионе ярмарках и выставках, на которых представляют продукцию собственного производства.

Руководство областного УФСИН не намерено останавливаться на достигнутом. В планах – продолжить активную работу по трудоустройству спецконтингента, чтобы осужденные имели возможность трудиться, зарабатывать и выплачивать иски.

Организация труда осужденных к лишению свободы (Павлова Е.В.)

Дата размещения статьи: 28.03.2016

«Хорошая организация труда в пенитенциарных учреждениях составляет одно из первых условий правильной постановки пенитенциарного дела. Праздность вообще развращает человека, а при особых условиях, в которых живут заключенные, она особенно вредна. Сознание человека, что он честно работает, поднимает его в собственных глазах, оказывает на него облагораживающее влияние» . Праздный образ жизни в условиях изоляции от общества крайне опасен, так как способен перерасти в социальные конфликты как между осужденными, так и между осужденными и администрацией учреждения, исполняющего наказание.
———————————
См.: Познышев С.В. Основы пенитенциарной науки. М., 1923. С. 198.

создание необходимых условий для обеспечения трудовой занятости осужденных и улучшение экономических показателей их трудовой деятельности;
устойчивое функционирование промышленного сектора уголовно-исполнительной системы в условиях рыночной экономики для самообеспечения уголовно-исполнительной системы продуктами питания, вещевым имуществом и иной продукцией.
В соответствии с Федеральными законами о федеральном бюджете на 2005 и 2006 годы государственные унитарные предприятия исправительных учреждений ФСИН России преобразованы в новые структурные подразделения: ЦТА осужденных (создаются на базе предприятий исправительных колоний и тюрем) и учебно-производственные мастерские (создаются в ВК), т.е. организация труда осужденных возложена на данные структурные подразделения исправительных учреждений. Только теперь круг задач производственного комплекса УИС расширен и имеет социально-экономическую направленность, а именно:
———————————
См.: Об урегулировании задолженности по обязательным платежам федеральных государственных унитарных предприятий учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, а также начисленных на нее пеней: Постановление Правительства РФ от 7 ноября 2005 г. N 660 // Собрание законодательства РФ. 2005. N 46. Ст. 4676.

Литература

1. Еремина С.Н. Возможность реализации права на труд осужденными к лишению свободы // Юридический мир. 2013. N 8. С. 61.
2. Минязева Т.Ф. Труд как основное средство исправления осужденных в свете Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года // Российская юстиция. 2013. N 3. С. 11.
3. Познышев С.В. Основы пенитенциарной науки. М., 1923. С. 198.
4. Смирнов А.М. Характеристика осужденных мужчин, отбывающих наказание в исправительных колониях России // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2013. N 6. С. 24.

Привлечение осужденных казенными учреждениями ФСИН к работе (Фимина Н.)

Дата размещения статьи: 22.06.2015

В соответствии с ч. 1 ст. 103 УИК РФ, п. 3 ст. 13 Закона РФ от 21.07.1993 N 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» администрация исправительных учреждений привлекает осужденных к труду с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и, по возможности, специальности, а также исходя из наличия рабочих мест. В настоящей статье мы рассмотрим основные вопросы, которые возникают у практикующих специалистов в связи с отражением в учете данной хозяйственной операции.

Читайте так же:  Предприниматель лядов поставил на платную автостоянку ооо

Статус производственной мастерской учреждения, исполняющего наказание

Центры трудовой адаптации осужденных и производственные (трудовые) мастерские являются структурными подразделениями учреждений, исполняющих наказания.

Центры трудовой адаптации осужденных создаются в исправительных колониях. Производственные (трудовые) мастерские делятся на учебно-производственные (трудовые) мастерские и лечебно-производственные (трудовые) мастерские, создаваемые соответственно в воспитательных колониях и лечебных исправительных учреждениях.

Таковы правила, предусмотренные ст. 18 Закона РФ N 5473-1.

Гарантии по зарплате

Правоотношения, возникающие в связи с осуществлением трудовой деятельности осужденными в местах отбытия наказания в виде лишения свободы, — это специфические отношения, которые регулируются нормами и уголовно-исполнительного, и трудового законодательства.

Действующим законодательством РФ установлены некоторые гарантии по оплате труда лиц, привлекаемых к выполнению трудовых обязанностей.

В силу ст. 133 ТК РФ месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда (МРОТ). Более того, в некоторых регионах действует региональный МРОТ, устанавливаемый региональным соглашением о минимальной заработной плате и обязательный для тех работодателей, осуществляющих деятельность на территории соответствующего субъекта РФ, которые в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к региональному соглашению о минимальной заработной плате не представили в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ мотивированный письменный отказ присоединиться к соглашению (ст. 133.1 ТК РФ).

Актуальным является вопрос, нужно ли соблюдать гарантии по минимальной оплате при утверждении размера оплаты труда осужденным.

В ст. 105 УИК РФ прямо сказано, что размер оплаты труда осужденных, отработавших полностью определенную на месяц норму рабочего времени и выполнивших установленную для них норму, не может быть ниже установленного МРОТ. Однако не совсем ясно, как подтвердить, что норма рабочего времени выполнена.

Предлагаем вниманию читателей интересную аргументацию, приведенную в одном из судебных решений.

В соответствии с ч. 1 ст. 103 УИК РФ каждый осужденный к лишению свободы обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных учреждений. Из анализа данной нормы Закона следует вывод о том, что трудоустройство осужденных в местах отбытия ими наказания по приговору суда не является результатом свободного волеизъявления осужденного и обусловлено его обязанностью трудиться в период отбытия наказания. Таким образом, при привлечении осужденных к труду они не могут рассматриваться в качестве работников, поскольку отношения по обязательному привлечению к труду трудовыми отношениями применительно к ТК РФ не являются.

Труд осужденных, хотя и регулируется законодательством о труде, сам по себе является обособленной принудительной мерой исправления. Заключение трудового договора при выполнении осужденным определенной работы не требуется. Раз нет трудового договора, норма рабочего времени не может считаться установленной. Доказательств того, что осужденный, получивший оплату в размере меньшем, чем МРОТ, отработал полностью определенную на месяц либо установленную для него норму рабочего времени, просто не может быть. А при невыполнении установленной нормы труда размер оплаты труда осужденного может быть ниже установленного МРОТ, в этом случае законодательством не гарантируется выплата МРОТ (см. Решение Копейского городского суда Челябинской области от 20.09.2013 N 2-2691/13).

Вместе с тем хотелось бы отметить некоторую непоследовательность судебных инстанций в толковании норм, связанных с привлечением осужденных к труду. В частности, при ответе на вопрос, обязательна ли специальная оценка труда (аттестация рабочих мест по ранее действующему законодательству), судьи применяют отличный от изложенного выше подход и фактически говорят о том, что предусмотренные ТК РФ гарантии в полной мере распространяются на осужденных.

Так, по материалам одного из дел федеральное казенное учреждение (исправительная колония) было подвергнуто штрафу за непроведение аттестации. Суд указал: из смысла п. 1 ч. 5 ст. 18 Закона РФ N 5473-1 следует, что при привлечении осужденных к труду необходимо обеспечивать условия труда, соответствующие требованиям законодательства. Проведение аттестации рабочих мест как раз направлено на обеспечение безопасных условий труда.

Доводы учреждения о том, что в рассматриваемой ситуации круг лиц, права которых нарушаются, определить не представляется возможным, поскольку численность осужденных, которые могут быть трудоустроены, постоянно меняется (увеличивается, уменьшается), суд не принял во внимание, указав, что учреждение было оштрафовано правомерно (см. Решение Братского районного суда Иркутской области от 18.07.2011 N 2-619/2011).

[3]

Видео (кликните для воспроизведения).

Таким образом, в виду некоторой неурегулированности порядка применения норм ТК РФ к труду осужденных более осторожный подход предполагает оплату труда в размере не ниже МРОТ (в том числе регионального).

Когда и как начислять оплату осужденным

В соответствии с нормами ст. 136 ТК РФ заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, трудовым договором.

В случае привлечения осужденных к труду трудовой договор не заключается. Следовательно, не будет и коллективного договора, который распространялся бы на данную категорию лиц.

Возникает закономерный вопрос, сколько раз в месяц начислять оплату осужденным и где зафиксировать сроки выплаты оплаты труда. Так как в законодательстве ответа на этот вопрос нет, вновь рассмотрим материалы судебной практики.

По материалам одного из дел граждане обратились в суд с иском об обязании казенного учреждения (исправительной колонии) в лице его руководителя вносить в приказы о приеме на работу осужденных, содержащихся в исправительном учреждении, сроки выплаты аванса и окончательного расчета по зарплате в рамках учетной политики исправительного учреждения (то есть в том же порядке, что и обычным сотрудникам учреждения).

Суд с данным подходом согласился и указал, что оплату труда осужденным нужно начислять не реже, чем каждые полмесяца (см. Решение Устюженского районного суда Вологодской области от 25.06.2014 N 2-220/2014).

Довольно часто у практикующих специалистов возникает вопрос, как отразить в учете начисляемую осужденным оплату труда. Ответ на него является очень простым: в том же порядке, что и обычную зарплату. Применять какую-либо другую корреспонденцию просто нет оснований.

Сказанное относится к проводкам по начислению оплаты. Проводок по выплате (как при зарплате) не будет. Дело в том, что заработная плата осужденных зачисляется на их лицевой счет. Зачисление средств на лицевой счет производится на основании расчетных ведомостей на сумму причитающегося заработка (п. 4 Инструкции , утвержденной Приказом Минюста России от 08.12.2006 N 356).

Инструкция по учету личных денег и других ценностей, принадлежащих осужденным, подозреваемым и обвиняемым, находящимся в исправительных учреждениях и следственных изоляторах федеральной службы исполнения наказаний.

При переводе осужденного на льготные условия отбывания наказания (при условии проживания за пределами исправительной колонии) в колонию-поселение, а также при освобождении осужденного, подозреваемого или обвиняемого бухгалтерия производит окончательный расчет и выписывает расходный кассовый ордер (ведомость) на получение личных денег из кассы в установленные сроки (п. 14 Инструкции).

Из заработной платы производятся удержания для возмещения расходов на содержание осужденных, в которые включается стоимость питания, одежды, коммунально-бытовых услуг и индивидуальных средств гигиены (ч. 4 ст. 99 УИК РФ). Так что денежная сумма, зачисляемая на лицевой счет осужденного, может быть меньше, нежели начисленная оплата.

[2]

При этом в соответствии с ч. 3 ст. 107 УИК РФ в исправительных учреждениях на лицевой счет осужденных зачисляется независимо от всех удержаний не менее 25% начисленных им заработной платы, пенсии или иных доходов, а на лицевой счет осужденных мужчин старше 60 лет, осужденных женщин старше 55 лет, осужденных, являющихся инвалидами первой или второй группы, несовершеннолетних осужденных, осужденных беременных женщин, осужденных женщин, имеющих детей в домах ребенка исправительного учреждения, — не менее 50% начисленных им заработной платы, пенсии или иных доходов.

Читайте так же:  Ростелеком скорость интернета не соответствует тарифному плану

Пример 1. Казенное учреждение ФСИН привлекает осужденного к работе в производственной мастерской и начисляет оплату в сумме 7000 руб. в месяц. Стандартные вычеты по НДФЛ гражданину не предоставляются. С оплаты в текущем месяце произведены удержания (помимо НДФЛ) в сумме 1500 руб.

Тариф страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний составляет для учреждения 0,2%.

Труд осужденных в исправительных учреждениях

Статья 103 УИК РФ сформулировала основные принципы привлечения к труду осужденных к лишению свободы. К ним прежде всего относятся: а) обязательность труда осужденных;б) подчинение производственной деятельности ИУ их основной задаче — исправлению осужденных.

Исправлению осужденных подчинено применение всех мер пенитенциарного воздействия, одной из которых является труд осужденных. Поэтому не случайно в ст. 1 Закона от 21 июля 1993г. «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», уточняется назначение труда осужденных: «интересы исправления осужденных не должны подчиняться цели получения прибыли от их труда».

Принцип обязательности труда лиц, лишенных свободы, также не противоречит международным нормам. В Минимальных стандартных правилах обращения с заключенными подчеркивается, что «все осужденные заключенные обязаны трудиться в соответствии с их физическими способностями»*.Однако такая обязанность не распространяется на ряд категорий осужденных. Это в основном лица полностью утратившие трудоспособность, либо ограниченно годные к труду: осужденные, достигшие пенсионного возраста, инвалиды I и II группы; беременные женщины, а также женщины, имеющие детей в домах ребенка.

* Международная защита прав и свобод человека. М., 1990, С. 306.

Все эти лица могут привлекаться к труду исключительно с их согласия, если нет для этого медицинских противопоказаний. Поскольку труд осужденных организуется в рамках режима отбывания наказания в местах лишения свободы, в порядке его организации допускается применение принуждения. Однако согласно Международному пакту о гражданских и политических правах, принятому ООН, «термином принудительный или обязательный труд. не охватывается какая бы то ни было работа или служба, которую, как правило, должно выполнять лицо, находящееся в заключении на основании законного распоряжения суда».

Осужденные привлекаются к труду с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и, по возможности; специальности. В ряде случаев законодательство прямо запрещает привлекать осужденных к труду по их специальности. Согласно ч. IV ст. 103 УИК и Правилам внутреннего распорядка осужденных, запрещается использовать на управленческих должностях, работать с множительной, радиотелефонной, телефаксной техникой; в качестве продавцов, кассиров, заведующими продовольственными, вещевыми складами, а также складами со сложным и дорогостоящим оборудованием и т.д. Если ранее труд осужденных организовывался только на государственных предприятиях, то ныне действующее законодательство позволяет привлекать осужденных к труду на контрактной основе на предприятиях других форм собственности, в том числе в форме предпринимательской деятельности.

Принципиально новым является положение о возможности осужденных заниматься индивидуальной трудовой деятельностью, что позволяет не только получать дополнительные рабочие места, но и способствует реализации индивидуальных наклонностей осужденных, их профессионального мастерства.

Труд осужденных к лишению свободы регулируется в основном нормами трудового законодательства. Согласно ст. 104 УИК продолжительность рабочего времени осужденных, правила охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии устанавливаются в строгом соответствии с нормами законодательства РФ о труде. Однако некоторые особенности организаций их трудовой деятельности во время отбывания наказания определяются нормами уголовно-исполнительного законодательства.

Так, согласно ст. 67 КЗоТ работникам предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью не менее 24 рабочих дней. Работающие осужденные к лишению свободы также имеют право на отпуск, однако ст. 104 УИК конкретизирует его продолжительность по отношению к различным категориям осужденных: 18 рабочих дней — для содержащихся в воспитательных колониях; 12 рабочих дней — для содержащихся в иных исправительных учреждениях. Продолжительность отпуска может быть увеличена до 18 рабочих дней, а несовершеннолетним осужденным — до 24 рабочих дней по основаниям, указанным в ч. 5 ст. 104 УИК РФ. Отпуск может предоставляться как с выездом за пределы ИУ, так и без такового.

Осужденные имеют право на трудовые отпуска по истечении 11 месяцев работы в ИУ. При этом время содержания осужденного в помещении камерного типа и одиночной камере (вне зависимости, работал он в это время или нет) в срок, необходимый для предоставления ежегодного оплачиваемого отпуска, не засчитывается.

Уголовно-исполнительный кодекс закрепил принципиально новое положение о том, что время привлечения осужденного к оплачиваемому труду засчитывается в общий трудовой стаж. Учет отработанного времени возлагается на администрацию ИУ и производится по итогам календарного года. При систематическом уклонении осужденного от выполнения работы соответствующий период времени по решению администрации ИУ исключается из общего трудового стажа.

На период отбывания наказания осужденные к лишению свободы лишаются конституционного права на забастовку как способ разрешения трудовых конфликтов. Это вытекает из специфической обязанности осужденных трудиться. Вместе с тем они вправе вести трудовые споры, не прекращая при этом работы и не отказываясь от нее. В противном случае они могут привлекаться к дисциплинарной и материальной ответственности, как нарушители установленного порядка отбывания наказания.

Оплата труда осужденных к лишению свободы регулируется действующим законодательством РФ о труде без всяких ограничений и изъятий (ст. 105 УИК РФ). Размер оплаты труда осужденных, отработавших полностью определенную на месяц норму рабочего времени и выполнивших установленную для них норму, не может быть ниже установленного минимального размера оплаты труда.

При невыполнении осужденным норм выработки не по его вине оплата производится за фактически выполненную работу и должна быть не ниже 2 /3 тарифной ставки установленного ему разряда (оклада). Если же нормы выработки не выполнены по вине работника, оплата производится по факту.

Оплата труда осужденного при неполном рабочем дне или неполной рабочей неделе производится пропорционально отработанному осужденным времени или в зависимости от выработки.

Читайте так же:  Платошкин николай николаевич брат медведева дмитрия анатольевича

Заработная плата зачисляется на лицевой счет осужденного. Он вправе заключать договоры о страховании, переводить деньги на открытый им счет в местном отделении Сбербанка, приобретать облигации и другие ценные бумаги.

Специфической обязанностью осужденных к лишению свободы является привлечение их к некоторым работам без оплаты труда. Таковыми являются: мелкий ремонт жилья и культурно-бытовых помещений, оборудование спортплощадок, уборка территории ИУ и прилегающих к ним территорий, т.е. работы по благоустройству. К указанным работам осужденные привлекаются в порядке очередности в свободное от основной работы время, их продолжительность не должна превышать 2 часов в неделю. По желанию осужденных продолжительность работ может быть увеличена.

Инвалиды I и II групп, пенсионеры по возрасту и беременные женщины в работах по благоустройству участвуют только по своему желанию.

Как и любой гражданин, осужденный обязан платить установленные законом налоги с получаемыхим доходов. Но помимо уплаты налогов с осужденных производятся удержания для возмещения расходов на их содержание в местах лишения свободы. Удержания на указанные цели производятся ежемесячно из заработной платы, пенсий или иных доходов осужденных.

Уголовно-исполнительное и гражданско-процессуальное законодательство установило следующую последовательность удержаний: 1) алименты; 2) подоходный налог; 3) отчисления в -пенсионный фонд; 4) требования граждан по возмещению причиненного им ущерба; 5) требования юридических лиц во возмещению причиненного им ущерба; б) возмещение ущерба по приказу начальника учреждения; 7) стоимость питания; 8) стоимость одежды; 9) стоимость коммунально-бытовых услуг.

Не со всех осужденных удержания производятся одинаково. Так, с осужденных, освобожденных от работ по болезни, с беременных женщин и кормящих матерей на период освобождения от работы удержания за питание не производятся. Осужденным, содержащимся в воспитательных колониях, инвалидам I и II групп питание и одежда предоставляются бесплатно. Кроме того, в целях сохранения у осужденных принципа материальной заинтересованности законодатель установил гарантированный минимум зачисления на лицевые счета осужденных от полученных ими доходов. Согласно ч. 3 ст. 107 УИК РФ по общему правилу на лицевой счет осужденных зачисляется независимо от всех удержаний не менее 25% начисленных им заработанной платы, пенсии или иных доходов. В то же время таким категориям осужденных, как пенсионеры по старости, инвалиды I и II групп, беременные женщины и женщины, имеющие детей в домах ребенка ИУ, на лицевой счет зачисляется не менее 50 % начисленных им доходов. Осужденным, отбывающим наказания в колониях-поселениях, гарантированный минимум получения доходов определен также в размере 50 % начисленных сумм.

В целях повышения производительности труда осужденных в ИУ используется ряд средств и методов. К ним, например, относятся: организация трудового соревнования среди осужденных и их коллективов, присвоение отличившимся званий «передовик производства», «коллектив высокопроизводительного труда и примерного поведения». Кроме того, средством стимулирования труда осужденных, повышения его эффективности является поощрение рационализаторской и изобретательской работы.

Необходимо отметить, что честное и добросовестное отношение осужденных к труду является одним из главных показателей оценки их поведения, критерием для положительного решения о переводе осужденных из исправительных колоний в колонии-поселения, для условно-досрочного освобождения и др. Таким образом, общественно полезный труд выступает в педагогическом плане организационной основой всего процесса исправления осужденных. Столь высокая роль отводится труду в силу многообразия воспитательных возможностей, которыми он обладает. В процессе общественно полезного труда человек развивает свои физические и профессиональные способности, формирует и развивает нравственные качества. Кроме воспитательной функции, труд осужденных преследует оздоровительные задачи, так как безделье, особенно длительное, ведет к мышечному атрофированию. Эта же цель достигается при привлечении ограниченно годных к труду с их согласия к посильной для них трудовой деятельности. Не нужно забывать и о роли труда осужденных для снятия их психологической напряженности в замкнутом, далеко не комфортном пространстве.

Рост числа осужденных, не занятых трудом, осложняет криминогенную обстановку в местах лишения свободы, является одним из факторов усиления агрессивности осужденных, проявляющемся как в их взаимоотношениях между собой, так и в отношениях с сотрудниками учреждения, что приводит к увеличению числа нарушений дисциплины, совершению преступлений, массовым эксцессам.

И еще об одной исключительно важной функции труда осужденных к лишению свободы — его роли как фактора ресоциализации. Успешное выполнение этой задачи возможно лишь тогда, когда предприятия учреждений, исполняющих наказания, оснащены современной техникой, выпускают конкурентоспособную, пользующуюся спросом на внутреннем и внешнем рынках продукцию. А это означает, что осужденные имеют возможность получить в ИУ дефицитные профессии или, что часто бывает на практике, не растерять навыки высококвалифицированных работников, что даст им большие шансы на рынке труда после освобождения.

Как уже отмечалось, труд осужденных прежде всего призван решать воспитательные, педагогические задачи, а не подчиняться целям получения от него прибыли. Однако совсем сбрасывать со счетов или недооценивать экономические показатели производственно-хозяйственной деятельности ИУ будет неправильно. Труд осужденных был и остается, особенно в настоящее время, средством компенсации сокращения выделяемых из федерального бюджета сумм на содержание уголовно-исполнительной системы, и прежде всего — незанятых трудом осужденных. Такая трактовка роли труда не является базой для производственного уклона в деятельности мест лишения свободы. Она призвана содействовать решению задач по расширению, модернизации и техническому переоснащению предприятий, учреждений, стабилизации их финансового состояния, повышению уровня трудовой занятости осужденных.

В целях комплексного подхода к решению проблемы полной трудовой занятости осужденных Правительство РФ приняло Федеральную целевую программу содействия трудовой занятости осужденных к лишению свободы на период до 2000 года*.

* См.: Российская газета. 1995. 25 августа.

Для достижения поставленных в Программе задач предусматривается реализовать комплекс мер, способствующих переориентации имеющихся производственных мощностей уголовно-исполнительной системы на изготовление конкурентоспособной, пользующейся спросом на внутреннем и внешнем рынках продукции и созданию новых производств для трудоустройства вновь поступающих осужденных, а также меры государственной поддержки содействия трудоустройству осужденных.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Комментарий к СТ 103 УИК РФ

Статья 103 УИК РФ. Привлечение к труду осужденных к лишению свободы

Комментарий к статье 103 УИК РФ:

1. Комментируемая статья устанавливает принципиально важные положения, относящиеся к основаниям, условиям и формам привлечения осужденных к труду. К ним относятся прежде всего обязательность труда осужденных и приоритет основной задачи исправительных учреждений — исправления осужденных — над производственной деятельностью.

Несмотря на то что не все осужденные в настоящее время обеспечены работой или обеспечены ею частично, труд по-прежнему является важным направлением деятельности исправительных учреждений. И это не случайно, поскольку труд выступает одной из основных составляющих пенитенциарной политики. Именно поэтому данному направлению уделено столь значительное внимание не только в национальном уголовно-исполнительном законодательстве, но и в ряде международных актов.

2. Общественно полезный труд отнесен законодателем к основным средствам исправления осужденных (ст. 9 УИК РФ), и он же традиционно входит в число мер исправительного воздействия на осужденных, как известно, не содержащих кары. Вследствие этого как условия труда, так и его оплата не могут быть направлены на причинение осужденным страданий, что соответствует требованиям правила 71 Минимальных стандартных правил обращения с заключенными.

Читайте так же:  Является ли фото паспорта документом удостоверяющим личность

Согласно ст. 37 Конституции РФ и ст. 4 ТК РФ принудительный труд в Российской Федерации запрещен. Под принудительным трудом понимается выполнение работы под угрозой применения какого-либо наказания (ч. 2 ст. 4 ТК РФ). Указанные нормы воспроизводят предписания, закрепленные в таких важнейших международно-правовых документах, как Международный пакт «О гражданских и политических правах» и Конвенция МОТ N 29 о принудительном или обязательном труде. Несмотря на то что ст. 103 устанавливает обязанность осужденных трудиться, а выполнение любой закрепленной правовыми нормами обязанности обеспечивается возможностью применения санкций, это не противоречит ни международно-правовым нормам, ни Конституции РФ или трудовому законодательству, поскольку в ст. 8 Пакта и п. «c» ст. 2 Конвенции подчеркивается, что обязательный труд осужденных не рассматривается как вид принудительного труда.

В то же время обязанность трудиться не распространяется на осужденных, достигших пенсионного возраста, а также инвалидов I и II группы, которые, впрочем, также могут при желании трудиться с обеспечением всех предусмотренных для них трудовым законодательством льгот (см. ст. ст. 92, 94, 96, 99, 113, 138, 224 ТК РФ, Федеральный закон 1995 г. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», ст. ст. 8, 9 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», ст. 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», Постановление Правительства РФ 2001 г. «О порядке обеспечения пособиями по обязательному государственному социальному страхованию осужденных к лишению свободы лиц, привлеченных к оплачиваемому труду», и др.).

3. Учитывая объективные трудности обеспечения производительным трудом всех лиц, отбывающих лишение свободы (в течение последних 10 лет трудоустраивается менее половины работоспособных осужденных), УИК РФ в ст. 103 устанавливает обязанность администрации исправительных учреждений не обеспечить осужденных работой (как это было закреплено, например, в ИТК РСФСР), а привлекать к труду с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и по возможности специальности, а также исходя из наличия рабочих мест. Если осужденному наряду с лишением свободы приговором суда назначено дополнительное наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (ст. 47 УК РФ), привлечение к труду в соответствии с данной специальностью запрещено в течение всего срока лишения свободы.

4. Часть 4 ст. 103 УИК РФ содержит отсылочную норму о перечне работ, к которым привлечение осужденных запрещено. Согласно перечню, установленному в Правилах внутреннего распорядка (далее — ПВР ИУ) (приложение N 9), осужденных запрещается использовать на всех работах и должностях в управлениях, отделах (службах) территориальных органов уголовно-исполнительной системы (далее — УИС); в административных зданиях, в которых размещается личный состав, осуществляющий охрану учреждений, хранится оружие, служебная документация, специальные технические средства. Не допускается также труд осужденных по обслуживанию и ремонту технических средств охраны и надзора, размещенных в запретной зоне инженерных сооружений, конструкций и коммуникаций; работа с множительной, радиотелеграфной, телефонной, факсимильной техникой; труд, связанный с учетом, хранением и выдачей медикаментов, взрывчатых, отравляющих и ядовитых веществ; с подчинением им вольнонаемных работников; в качестве водителей оперативных машин, в качестве продавцов, бухгалтеров-операционистов, кассиров, заведующих продовольственными, вещевыми складами, а также складами со сложным и дорогостоящим оборудованием, кладовщиков.

5. Труд, организуемый в местах лишения свободы, должен обусловливаться экономической целесообразностью, материальной заинтересованностью как самих осужденных, так и предприятия в его конечных результатах. В то же время, учитывая специфику правового статуса работников, ч. 5 комментируемой статьи закрепляет положение о том, что производственная деятельность осужденных не должна препятствовать выполнению основной задачи исправительных учреждений — исправлению осужденных. Более жесткая формулировка, закрепленная в виде принципа деятельности УИС, содержится в ст. 1 Закона «Об учреждениях и органах. «, согласно которой интересы исправления осужденных не должны подчиняться цели получения прибыли от их труда. Названные нормы не только направлены на предупреждение возможных злоупотреблений при организации труда в местах лишения свободы, но и подчеркивают приоритет главной цели наказания — исправления осужденных.

Государство оказывает содействие производственной деятельности федеральных государственных унитарных предприятий УИС. Так, на основании ст. 14 Федерального закона 2005 г. «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» учреждениям УИС предоставляются преимущества при участии в размещении заказов. Но концептуальное значение, определившее серьезные изменения организационно-правовых основ производственной сферы УИС, имеет Федеральный закон от 6 июня 2007 г. N 91-ФЗ, согласно которому на государственных унитарных предприятиях УИС создаются центры трудовой адаптации осужденных и производственные (трудовые) мастерские исправительных учреждений. Деятельность производственного комплекса УИС ориентируется на решение социальных задач — восстановление и закрепление у осужденных профессиональных и трудовых навыков, необходимых для их адаптации в обществе.

В соответствии со ст. 18 Закона «Об учреждениях и органах. » центры трудовой адаптации осужденных и производственные (трудовые) мастерские являются структурными подразделениями учреждений, исполняющих наказания, действуют на основе принимаемого Минюстом России Примерного положения и реализуют требования уголовно-исполнительного законодательства в части организации профессиональной подготовки осужденных, привлечения их к труду и закрепления у них трудовых навыков. Центры трудовой адаптации осужденных создаются в исправительных колониях. Производственные (трудовые) мастерские подразделяются на учебно-производственные (трудовые) мастерские, создаваемые в воспитательных колониях, и лечебно-производственные (трудовые) мастерские, создаваемые в лечебных исправительных учреждениях.

Видео (кликните для воспроизведения).

7. На период отбывания наказания осужденные лишаются предусмотренного ст. 37 Конституции РФ и ст. 409 ТК РФ права на забастовку как способа ведения трудовых споров. Однако самого права на индивидуальные или коллективные споры осужденные не лишены и могут вести их, не прекращая работу или не отказываясь от нее.

Источники


  1. Национал-экстремизм и судебная власть в современной России. — М.: ОФ Антифашист, 2014. — 121 c.

  2. Общее образование. Школа, гимназия, лицей. Юридический справочник директора, учителя, учащегося. — М.: Альфа-пресс, 2013. — 592 c.

  3. Липинский, Д. А. Общая теория юридической ответственности / Д.А. Липинский, Р.Л. Хачатуров. — М.: Юридический центр Пресс, 2017. — 950 c.
Трудоустройство осужденных в исправительных учреждениях
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here