Строений и сооружений вспомогательного использования определение

Полезная информация на тему: "Строений и сооружений вспомогательного использования определение", собранная из сети и предоставленная в удобном для чтения виде. По всем вопросам - обращайтесь к дежурному юристу.

Здания и сооружения вспомогательного использования

Вопрос :

Какие сооружения относятся к сооружениям вспомогательного использования?

Ответ :

К зданиям и сооружениям вспомогательного использования относятся здания и сооружения, связанные с осуществлением строительства или реконструкции основного здания или сооружения.

Из пункта 10 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» следует, что к зданиям и сооружениям вспомогательного использования относятся здания и сооружения, связанные с осуществлением строительства или реконструкции основного здания или сооружения.

Исходя из социальных, экологических и экономических последствий повреждения и разрушения зданий и сооружений вспомогательного использования эти объекты относятся к объектам пониженного (третьего — в соответствии с п.9.1 ГОСТ Р 54257-2010 «Надежность строительных конструкций и оснований.

Основные положения и требования») уровня ответственности.

В соответствии с пунктом 1.1 «Сборника сметных норм затрат на строительство временных зданий и сооружений» (ГСН 81-05-01-2001) к временным зданиям и сооружениям относятся специально возводимые или приспосабливаемые на период строительства производственные, складские, вспомогательные, жилые и общественные здания и сооружения, необходимые для производства строительно-монтажных работ и обслуживания работников строительства.

По мнению Минрегиона России, при отнесении строений к вспомогательным следует применять критерий наличия на земельном участке основного здания, строения или сооружения, по отношению к которому новое строение или сооружение выполняет вспомогательную или обслуживающую функцию.

Согласно пункту 3 части 17 статьи 51 ГрК в случае строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования выдача разрешений на строительство не требуется.

Кроме того, в соответствии с пунктом 5 статьи 11 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» на строения, сооружения вспомогательного использования не распространяются требования энергетической эффективности.

Строение в помощь (Гречухин М.)

Дата размещения статьи: 28.05.2015

Часто производственному предприятию требуется постройка каких-либо вспомогательных строений (сараев, цехов и т.п.). Существующее законодательство не содержит четкого определения такого строения, что неизбежно ведет к возникновению сложностей с его легализацией. Как оформить вспомогательную постройку в соответствии с градостроительным законодательством и избежать рисков признания его самовольным строением?

Необходимо разрешение

Объект капстроительства

Для начала рассмотрим, что является объектом капитального строительства. Определение, данное в ч. 10 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ (здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее — объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек), является неполным. «Другие подобные постройки», безусловно, оценочное понятие.
Официальное разъяснение понятия в письме Минрегиона России от 21.06.2012 N 15319-АП/08 также не сильно проясняет ситуацию. Согласно указанному письму признаками капитальности являются:
— прочная связь с землей и заглубленный фундамент;
— при возведении данных объектов проводились существенные земляные работы (рытье котлованов);
— постройки связаны с местностью инженерными сетями отопления, горячего/холодного водоснабжения, канализации.
В любом случае вопрос об отнесении постройки к объекту капитального строительства решается с учетом индивидуальных особенностей здания (сооружения) и требует проведения строительной экспертизы проекта, что в принципе обесценивает возможность постройки вспомогательного строения без получения разрешения на строительство.

Определение вспомогательного строения

В то же время в судебной практике единственным бесспорным критерием для отнесения строений к вспомогательным является наличие на рассматриваемом земельном участке основного здания, строения или сооружения, по отношению к которому новое строение или сооружение выполняет вспомогательную или обслуживающую функцию. Указанные выводы подтверждаются многочисленной судебной практикой: Постановления ФАС ДО от 22.01.2013 N Ф03-6096/2012 по делу N А51-5654/2012, ФАС ЗСО от 10.10.2012 по делу N А45-8245/2012.
Так, ФАС ДО при рассмотрении спора о признании вспомогательным строением здания проходной на подстанции отмечает: «Суд первой инстанции обоснованно указал на то, что здание проходной не может самостоятельно эксплуатироваться и использоваться по целевому назначению при осуществлении коммерческой деятельности отдельно от подстанции, следовательно, является вспомогательным объектом, необходимым для использования с основным производственным объектом».

Возможность размещения оборудования

Не менее важным является вопрос о том, возможно ли размещение производственного оборудования в строении, не являющемся капитальным. Данная возможность определяется техническими нормами и правилами для определенного вида предприятий. Так, существующие Нормы технологического проектирования предприятий молочной промышленности. ВНТП 645/1618-92, утв. письмом Минсельхоза России от 07.04.1992 N ДН-60, содержат требования к минимальной площади, используемой для промышленного оборудования, а также к напольному покрытию и облицовке стен. В отдельных случаях (п. 3.4) допускается даже расположение оборудования вне помещений при организации соответствующего навеса. Требования к капитальности в указанных правилах отсутствуют.

Исключение рисков

Итак, что необходимо сделать, чтобы избежать рисков признания вспомогательного строения вспомогательным?
Следует иметь в виду, что обязанность доказывания характера постройки лежит на собственнике и риск признания данного строения капитальным и не имеющим вспомогательного характера также лежит на собственнике. Это подтверждается судебной практикой: Постановление ФАС СЗО от 26.12.2006 по делу N А05-10593/2006-29.
Для исключения риска рекомендуется:
1) утвердить новый производственный план, в котором подчеркнуть, что здание носит вспомогательный характер. Данное доказательство является наиболее существенным, так как в суде требуется прежде всего доказать неразрывную связь вспомогательного здания с основным;
2) провести независимую экспертизу проекта строительной документации для определения того, что объект не является капитальным.
Безусловно, можно обойтись и без вышеуказанных процедур, но существует риск возникновения спора с регистрирующим органом или органом строительного надзора и связанных с этим материальных издержек.

Об объекте вспомогательного использования

РЕГИСТРАЦИЯ ОБЪЕКТА ВСПОМОГАТЕЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ

Отсутствие в законодательстве определения понятия объекта вспомогательного использования и четких критериев отнесения строений и сооружений к данной категории обуславливает возникновение многочисленных вопросов на практике. Главным из них является вопрос о том, какие именно объекты недвижимости могут быть квалифицированы соответствующим образом.

[2]

Попробуем найти ответ на данный вопрос, а также рассмотрим процедурупостановки на государственный кадастровый учет и регистрации прав в отношении объектов вспомогательного назначения.

Действующим законодательством предусмотрены случаи, в которых не требуется выдача разрешения на строительство. Они установлены частью 17 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ, а также статьей 13 Закона Брянской области от 15.03.2007 г. № 28-З «О градостроительной деятельности в Брянской области». К таким случаям относится и строительство на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования.

Читайте так же:  Пример заполнения отчета о целевом использовании средств

Так что же является вспомогательным объектом?

К примеру, бассейн рядом с загородным домом или дачей будет являться сооружением вспомогательного назначения, однако бассейн, строящийся для спортивных и развлекательных целей как самостоятельное сооружение, к строениям вспомогательного назначения относиться не может. Или, например, контрольно-пропускной пункт, расположенный при въезде на территорию складского комплекса или промышленного предприятия, очевидно, будет выполнять для них вспомогательную функцию. В то же время контрольно-пропускной пункт при въезде на автостоянку, представляющую собой огороженную бетонную площадку, на которой больше нет никаких строений или сооружений, по всей видимости, будет являться основным, а не вспомогательным объектом.

Несмотря на то, что действующее законодательство не содержит конкретного понятия строения или сооружения вспомогательного использования, исходя из его анализа, можно выделить некоторые ориентиры (основные критерии) для определения вспомогательных объектов (строений и сооружений).

Как отмечено в определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 03.12.2012г. № ВАС-15260/12, критерием для отнесения строений и сооружений к вспомогательным является наличие на земельном участке основного здания, строения или сооружения, по отношению к которому новое строение или сооружение выполняет вспомогательную или обслуживающую функцию. Исходя из позиции Верховного Суда Российской Федерации (определение от 11.03.2015 г. № 308-ЭС15-1282) вспомогательные объекты предназначены только для обслуживания основного объекта.

Таким образом, одним из критериев для отнесения строения к вспомогательным является наличие на земельном участке основного объекта, по отношению к которому новое строение выполняет вспомогательную или обслуживающую функцию.

В свою очередь исходя из смысла статьи 4 Федерального закона от 30.12.2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» под объектами вспомогательного использования понимаются строения и сооружения пониженного уровня ответственности. Они связанны с осуществлением строительства/реконструкции здания/сооружения либо расположены на земельных участках, предоставленных для индивидуального жилищного строительства. Итак, второй критерий – это объекты пониженного уровня ответственности.

Кроме того, для обоснования факта отнесения того или иного объекта к числу вспомогательных важно использование информации, содержащейся в проектной документации объектов капитального строительства, либо иных документах.

Вступивший в силу с 01.01.2017г. Федеральный закон от 13.07.2015г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон о регистрации) регламентирует, что государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на объекты недвижимого имущества, для строительства которых не требуется разрешение на строительство осуществляются на основании технического плана таких объектов недвижимости и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположены такие объекты недвижимости.

При этом Законом о регистрации также установлены требования к форме и содержанию технического плана. Так документом-основанием для подготовки технического плана на вспомогательные объекты должна являться проектная документация, а в тех случаях, когда ее изготовление в силу закона не требуется – иной документ, подтверждающий вспомогательный характер объекта (например, заключение специализированной организации, согласно которому здание относится к сооружению вспомогательного использования).

В отношении объектов вспомогательного использования, расположенных на земельных участках для индивидуального жилищного строительства (баня, сарай, гараж, теплица и т.п.) в связи с отсутствием необходимости изготовления на них проектной документации в технический план включается декларация правообладателя объекта недвижимости, а в отношении созданного объекта – правообладателем земельного участка, на котором находится такой объект, предусмотренная частью 11 статьи 24 Закона о регистрации. Форма декларации утверждена Приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 г. № 953 «Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений». При этом, в разделе «Заключение кадастрового инженера» технического плана должно быть приведено обоснование подготовки технического плана на основании декларации, в частности, указано, что объект является вспомогательным по отношению к основному зданию, сооружению, объекту незавершенного строительства (с указанием сведений об основном строении), а также что в отношении данного объекта законодательством РФ не предусмотрены подготовка и выдача разрешений и проектной документации.

При всем при этом следует отметить, что вопрос о вспомогательных объектах на сегодняшний день остается открытым и требует дополнительной проработки на законодательном уровне.

Понятие «сооружения вспомогательного использования» в современном законодательстве РФ

Южный Федеральный Университет, Россия

На протяжении тысячелетий люди возводят разнообразные постройки. Величественные дворцы королей и хилые лачуги бедняков, устремляющиеся ввысь замки и низвергающиеся в земные недра рудники. Все это создавалось трудолюбивыми руками и пытливыми умами человечества ради определенных целей. Каждое строение преследует собой реализацию некоторых задач, поставленных его создателями.

И задачи эти весьма различны. Именно исходя из целеполагания традиционно выделяют основные и вспомогательные сооружения. Но каково правовое освещение последней категории в законодательстве РФ? Ответу на этот вопрос и посвященна данная работа.

Итак, вспомогательные сооружения. Законодатель оперирует понятием «сооружения вспомогательного использования». Впервые данный термин можно увидеть на страницах Градостроительного Кодекса, в пункте 3, 17 части, статьи 51: «. не требуется получение разрешения на строительство на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования».

Следовательно, перед нами встает вопрос о более детальном раскрытии понятия «сооружение вспомогательного использования». Для этого необходимо обратиться к письму Ростехнадзора от 10 октября 2006 г. № КЧ-48/981. В приведенном дркументе разъясняется, что под строениями и сооружениями вспомогательного использования следует понимать сооружения пониженного уровня ответственности по ГОСТ 27751-88 «Надёжность строительных конструкций и оснований». Абзац 4 пункта 5.1 указанного ГОСТ устанавливает, что пониженный уровень ответственности следует принимать для сооружений сезонного или вспомогательного назначения (парники, теплицы, летние павильоны, небольшие склады и подобные сооружения). Данный ГОСТ включен в перечень национальных стандартов и сводов правил, которые обеспечивают соблюдение ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», утверждённый распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 г. № 1047-р.

В письме Ростехнадзора также приводится еще один критерий отнесения постройки к сооружениям вспомогательного использования — наличие на земельном участке, на котором расположен объект, строения или сооружения, по отношению к которому новое строение выполняет вспомогательную или обслуживающую функцию.

Итак, исходя из позиции законодателя, можно выделить два характерных признака сооружения вспомогательного использования:

1. Пониженный уровень ответственности

2. Наличие на том же земельном участке основного строения.

Однако, подобное разъяснение нельзя признать исчерпывающим.

Во-первых, представляется некорректным употребление в качестве характеристики сооружения такого словосочетания, как «пониженный уровень ответственности». Какая ответственность здесь имеется в виду? Касаемо нормативного закрепления, имеет смысл подразумевать отвественность юридическую. Согласно взглядам Суханова (*1), юридическая ответственность представляет собой одну из форм государственно-принудительного воздействия на нарушителей норм права, заключающуюся в применении к ним предусмотренных законом санкций — мер ответственности, влекущих для них дополнительные неблагоприятные последствия. В этой связи, попытаемся посмотреть на такую категорию, как сооружение, через призму доктринального определения ответственности. Безусловно, помещенные в ГОСТ положения, детально описывающие требования к характеристикам сооружений, являются нормой должного поведения, закрепленной легально. И несомненно, что несоблюдение этих предписаний, влечет определенные негативные последствия.

Читайте так же:  Ходатайство об изготовлении копии аудиозаписи судебного заседания

Но разве это является главным, когда речь идет о сооружении вспомогательного использования? Скорее уместнее будет говорить не о формальных признаках ответственности, а о консруктивных особенностях вспомогательных сооружений. Ведь ответственность, несмотря на всю ее значимость, является лишь тенью отношения, путем разрешения ситуации, сложившейся в результате отхода субъектом от предписанных правил. Право обязательно должно быть направленно на общественные отношения, объекты материального мира, с которыми участники отношений производят взаимодействия правового характера. И потому, логично предположить, что под «пониженным уровнем ответственности» законодатель понимает не собственно ответственность, а меньшую технологическую значимость, которая своим характером обуславливает потенциально меньший объем отвественности за несоблюдение установленных нормативов постройки.

Здесь стоит обратить особое внимание на применимость к юридической категории подобного свойства. Ведь, современный уровень развития техники предполагает совершенно разнообразные варианты конструкторских, архитектурных решений для постороек, которые по сути своей являются сооружениями вспомогательного использования. И такие решения могут очень сильно повлиять на технологическую значимость сооружения, ставя его по технологическому уровню вровень, а порой и гораздо выше основного строения. А потому, ввиду достаточной относительности рассмотренного признака, особую важность приобретает следующий критерий — наличие на том же земельном участке основного строения.

Опять же, нельзя не признать некоторой неинформативности подобной формулировки. Что понимать под основным строением, а что под вспомогательным? Имеет смысл, на наш взгляд, выделить такой критерий, как целевая связь двух указанных объектов. Существительное «связь» указывает на функциональное объединение двух объектов в систему, а прилагательное «целевая» дает разъяснение о сущности этой связи — некоторая интеграция ради реализации общих целей, где цели и предназначение одного объекта являются первичными, основными для системы, а цели и предназначение второго — производными, опосредованно ведущими к реализации первичных целей, что ставит один объект в положение основного, а второй — вспомогательного.

Исходя из указанных положений, представляется разумным вывести третий качественный критерий отнесения строения к разряду сооружений вспомогательного использования — обслуживающая функция. Она выражается в обеспечительном характере назначения сооружения, то есть использовании его либо в качестве средства реализации целей и назначения (которые в данном случае стоит воспринимать, как синонимы) основного строения, либо применение ради обеспечения материальной основы деятельности по реализации назначения основного строения.

Возможно, что установление данных критериев поможет правоприменителю и введет элемент системности в отношения, складывающиеся вокруг признания некоторых строений сооружениями вспомогательного использования. Потому как, увы, практика в данном случае весьма разнородна в масштабах Российской Федерации.

К примеру, существует практика признания объектов энергоснабжения сооружениями вспомогательного использования. Тогда как Минрегион России в своем письме от 25.06.2009 №19669-ИП/08 обозначил позицию, что «газопровод, проектируемый в границах элемента планировочной структуры, в котором расположен принадлежащий застройщику земельный участок, не является самостоятельным объектом».

И тогда, крайне важным становится введение еще одного критерия — связь и одновременная обособленность от основного строения. Действительно, Минрегион России высказывает достаточно здравую позицию, ведь по сути нельзя признавать отдельным сооружением функциональные части строения. Иначе мы придем к необходимости признания отдельными сооружениями каждой лестницы, балкона, крыши, вплоть до кирпича, что, согласитесь, представляется полным абсурдом! Имеет смысл признавать объект отдельным сооружением только, если он находится вне пределов «проектируемых границ планировочной структуры» основного строения.

Подводя итог, можно сказать следующее:

Необходимо дать четкое определение понятию сооружение вспомогательного использования, как единичному результату строительной деятельности, обладающему следующими признаками:

1.Меньшая технологическая значимость, в сравнении с основным строением.

2. Целевая связь по отношению к основному строению.

3. Обслуживающая функция.

4. Связь и одновременная обособленность от основного строения.

Литература: 1.Гражданское право. Том I. (под ред. доктора юридических наук, профессора Е.А.Суханова) — М.: Волтерс Клувер, 2004)

Регистрация объекта вспомогательного назначения

Отсутствие в законодательстве определения понятия объекта вспомогательного использования и четких критериев отнесения строений и сооружений к данной категории обуславливает возникновение многочисленных вопросов на практике. Главным из них является вопрос о том, какие именно объекты недвижимости могут быть квалифицированы соответствующим образом.

Попробуем найти ответ на данный вопрос, а также рассмотрим процедуру постановки на государственный кадастровый учет и регистрации прав в отношении объектов вспомогательного назначения.

Действующим законодательством предусмотрены случаи, в которых не требуется выдача разрешения на строительство. Они установлены частью 17 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ, а также статьей 13 Закона Брянской области от 15.03.2007 г. № 28-З «О градостроительной деятельности в Брянской области». К таким случаям относится и строительство на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования.

Так что же является вспомогательным объектом?

К примеру, бассейн рядом с загородным домом или дачей будет являться сооружением вспомогательного назначения, однако бассейн, строящийся для спортивных и развлекательных целей как самостоятельное сооружение, к строениям вспомогательного назначения относиться не может. Или, например, контрольно-пропускной пункт, расположенный при въезде на территорию складского комплекса или промышленного предприятия, очевидно, будет выполнять для них вспомогательную функцию. В то же время контрольно-пропускной пункт при въезде на автостоянку, представляющую собой огороженную бетонную площадку, на которой больше нет никаких строений или сооружений, по всей видимости, будет являться основным, а не вспомогательным объектом.

Несмотря на то, что действующее законодательство не содержит конкретного понятия строения или сооружения вспомогательного использования, исходя из его анализа, можно выделить некоторые ориентиры (основные критерии) для определения вспомогательных объектов (строений и сооружений).

Как отмечено в определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 03.12.2012г. № ВАС-15260/12, критерием для отнесения строений и сооружений к вспомогательным является наличие на земельном участке основного здания, строения или сооружения, по отношению к которому новое строение или сооружение выполняет вспомогательную или обслуживающую функцию. Исходя из позиции Верховного Суда Российской Федерации (определение от 11.03.2015 г. № 308-ЭС15-1282) вспомогательные объекты предназначены только для обслуживания основного объекта.

Таким образом, одним из критериев для отнесения строения к вспомогательным является наличие на земельном участке основного объекта, по отношению к которому новое строение выполняет вспомогательную или обслуживающую функцию.

В свою очередь исходя из смысла статьи 4 Федерального закона от 30.12.2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» под объектами вспомогательного использования понимаются строения и сооружения пониженного уровня ответственности. Они связанны с осуществлением строительства/реконструкции здания/сооружения либо расположены на земельных участках, предоставленных для индивидуального жилищного строительства. Итак, второй критерий – это объекты пониженного уровня ответственности.

Читайте так же:  Способы защиты прав собственности

Кроме того, для обоснования факта отнесения того или иного объекта к числу вспомогательных важно использование информации, содержащейся в проектной документации объектов капитального строительства, либо иных документах.

Вступивший в силу с 01.01.2017г. Федеральный закон от 13.07.2015г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон о регистрации) регламентирует, что государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на объекты недвижимого имущества, для строительства которых не требуется разрешение на строительство осуществляются на основании технического плана таких объектов недвижимости и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположены такие объекты недвижимости.

При этом Законом о регистрации также установлены требования к форме и содержанию технического плана. Так документом-основанием для подготовки технического плана на вспомогательные объекты должна являться проектная документация, а в тех случаях, когда ее изготовление в силу закона не требуется – иной документ, подтверждающий вспомогательный характер объекта (например, заключение специализированной организации, согласно которому здание относится к сооружению вспомогательного использования).

Видео (кликните для воспроизведения).

В отношении объектов вспомогательного использования, расположенных на земельных участках для индивидуального жилищного строительства (баня, сарай, гараж, теплица и т.п.) в связи с отсутствием необходимости изготовления на них проектной документации в технический план включается декларация правообладателя объекта недвижимости, а в отношении созданного объекта – правообладателем земельного участка, на котором находится такой объект, предусмотренная частью 11 статьи 24 Закона о регистрации. Форма декларации утверждена Приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 г. № 953 «Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений». При этом, в разделе «Заключение кадастрового инженера» технического плана должно быть приведено обоснование подготовки технического плана на основании декларации, в частности, указано, что объект является вспомогательным по отношению к основному зданию, сооружению, объекту незавершенного строительства (с указанием сведений об основном строении), а также что в отношении данного объекта законодательством РФ не предусмотрены подготовка и выдача разрешений и проектной документации.

При всем при этом следует отметить, что вопрос о вспомогательных объектах на сегодняшний день остается открытым и требует дополнительной проработки на законодательном уровне.

Информация предоставлена Кадастровой палатой по Брянской области.

[1]

Статьи по предмету Административное право

Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Административное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.

  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных

15.06.2018 Разъяснение об объектах вспомогательного использования (ОВИ) на земельном участке

Требуется ли разрешение на строительство сооружения, расположенного на земельном участке, если это сооружение является объектом вспомогательного назначения (например хоз-постройка, склад)? Каковы правовые нормы касательно государственной регистрации?

  1. Статья 51, п.17(3) «Градостроительный Кодекс Российской Федерации» от 29 декабря 2004 г. № 190-ФЗ (ред. От 23.04.2018): «Выдача разрешения на строительство не требуется в случае: 3) строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования»;
  1. Из пункта 10 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ (ред. От 02.07.2013) «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» : «К зданиям и сооружениям пониженного уровня ответственности относятся здания и сооружения временного (сезонного) назначения, а также здания и сооружения вспомогательного использования, связанные с осуществлением строительства или реконструкции здания или сооружения…».

Пункт 10 статьи 4: «Идентификационные признаки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, указываются: 1) застройщиком (заказчиком) — в задании на выполнение инженерных изысканий для строительства здания или сооружения и в задании на проектирование; 2) лицом, осуществляющим подготовку проектной документации, — в текстовых материалах в составе проектной документации, передаваемой по окончании строительства на хранение собственнику здания или сооружения»;

Исходя из социальных, экологических и экономических последствий повреждения и разрушения зданий и сооружений вспомогательного использования эти объекты относятся к объектам пониженного (третьего — в соответствии с п.9.1 ГОСТ Р 54257-2010 «Надежность строительных конструкций и оснований. Основные положения и требования») уровня ответственности;

«объекты, которые хотя прочно связаны с землёй, но не имеют самостоятельного функционального назначения, не признаются недвижимостью, а рассматриваются в качестве улучшения того земельного участка, для обсуживания котрого возведены, а потому следуют его судьбе (Постановление Президиума ВАС РФ от 17.01.2012 №4777/08, дело №А56-31923/2006

(опубликовано на сайте ВАС РФ 13.04.2012);

  1. Касательно государственной регистрации:

Согласно пункту 1 и пункту 4 ст.25 Федерального закона от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» основаниями для государственной регистрации права собственности на созданный ОВИ являются: декларация об ОВИ и правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен ОВИ.

Форма декларации об объекте недвижимого имущества была утверждена приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 03.11.2009 №447 «Об утверждении формы декларации об объекте недвижимого имущества»

Согласно пункту 12 приказа Росрегистрации от 08.07.2007 №113 «Об утверждении Методических рекомендаций о порядке государственной регистрации прав на создаваемые, созданные, реконструированные объекты недвижимого имущества (не нуждается в госрегистрации)»: не требуется представления разрешения на строительство при подаче документов на государственную регистрацию права собственности ОВИ (см. п.12).

Таким образом можно сделать Вывод: При возведении вспомогательного объекта законодательством не предусмотрена необходимость получения застройщиком разрешения на строительство, а, следовательно, и не предусмотрено и получение застройщиком разрешения на ввод его в эксплуатацию по окончании выполнения строительных работ. Право собственности на объекты вспомогательного назначения регистрируются в упрощённом порядке на основании декларации, подтверждающей создание таких объектов и содержащей их техническое описание, без представления в регистрирующий орган разрешений на строительство и последующий ввод в эксплуатацию.

Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав на объекты вспомогательного использования

В последнее время интерес к объектам вспомогательного использования значительно вырос.

Однако, на законодательном уровне четкое определение объекта вспомогательного использования отсутствует. В этой связи, применительно к государственному кадастровому учету и государственной регистрации прав на такие объекты следует исходить из совокупности норм действующего законодательства.

В соответствии с частью 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) выдача разрешения на строительство не требуется при строительстве на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования.

Представляется, что возможность осуществлять строительство строений и сооружений вспомогательного использования без получения разрешения на строительство законодатель связывает с их особым назначением — вспомогательным.

Читайте так же:  Характеристика с места работы государственного служащего образец

Несмотря на то, что действующее законодательство не содержит конкретного понятия строения или сооружения вспомогательного использования, исходя из его анализа, можно выделить некоторые ориентиры (основные критерии) для определения вспомогательных объектов (строений и сооружений), для которых не требуется разрешение на строительство.

Во-первых, основным и очевидным критерием для отнесения строений и сооружений к вспомогательным является наличие основного объекта недвижимого имущества, по отношению к которому иной объект будет являться вспомогательным, не имея самостоятельного назначения. Такой критерий можно обозначить как функциональный.

Это связано с предназначением вспомогательного строения или сооружения выполнять своего рода обслуживающую функцию по отношению к основному объекту и эксплуатацию основного объекта недвижимости.

Во-вторых, дополнительным критерием, вытекающим из норм градостроительного законодательства, условно можно выделить относимость рассматриваемых объектов к объектам пониженного уровня ответственности.

Частью 10 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» к зданиям и сооружениям пониженного уровня ответственности отнесены здания и сооружения временного (сезонного) назначения, а также здания и сооружения вспомогательного использования, связанные с осуществлением строительства или реконструкции здания, или сооружения, либо расположенные на земельных участках, предоставленных для индивидуального жилищного строительства.

Согласно письму Минрегиона России от 25.06.2009 № 19669-ИП/08
«О проведении государственной экспертизы проектной документации отдельных объектов капитального строительств» под строениями и сооружениями вспомогательного использования следует понимать сооружения пониженного уровня ответственности по ГОСТ 27751-88 «Надежность строительных конструкций и оснований». К таким сооружениям относятся парники, теплицы, летние павильоны, небольшие склады и подобные сооружения.

Из вышеуказанного можно сделать вывод о том, что в соответствии с действующим законодательством для отнесения объекта недвижимого имущества к категории объекта вспомогательного использования, последний должен отвечать следующим критериям:

— наличие на земельном участке основного объекта недвижимости, по отношению к которому спорный объект имеет непосредственную связь и выполняет вспомогательную или обслуживающую функцию;

— принадлежность объектов к виду зданий или сооружений пониженного уровня ответственности;

— отсутствие необходимости получения разрешительной документации на их строительство;

— невозможность самостоятельного использования для иной деятельности.

[3]

В соответствии с ч. 10 ст. 40 Федерального закона от 13.07.2015
№ 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон) государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение осуществляются на основании разрешения на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости, или документа, подтверждающего в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации возможность размещения таких созданных сооружений, а также соответствующих объектов незавершенного строительства без предоставления земельного участка или установления сервитута.

Часть 7 ст. 70 Закона предусматривает, что до 1 марта 2018 года основаниями для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на объект индивидуального жилищного строительства, создаваемый или созданный на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, или на объект индивидуального жилищного строительства, создаваемый или созданный на земельном участке, расположенном в границах населенного пункта и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке), являются только технический план указанных объектов индивидуального жилищного строительства и правоустанавливающий документ на земельный участок, если в Едином государственном реестре недвижимости не зарегистрировано право заявителя на земельный участок, на котором расположены указанные объекты индивидуального жилищного строительства.

Учитывая изложенное, для целей государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в упрощенном порядке на здания и сооружения вспомогательного использования необходимо, чтобы соответствующий объект выполнял вспомогательную функцию по отношению к основному объекту с представлением подтверждающих это документов. Также, строение должно быть возведено в границах земельного участка, предназначенного для этих целей.

Строения вспомогательного использования

Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.

Это что-то новое. Или устоявшийся термин. именно из соответствующего НПА?

«Одним из критериев признания объекта недвижимого имущества объектом вспомогательного назначения является отсутствие у заявителя необходимости получения разрешения на строительство данного объекта.»

мне еще в одном решении попадался такой вывод суда: «отсутствие актов выполненных работ подтверждает отсутствие обязанности по их предоставлению» ¶

Этой статье 7 лет уже. По сути мало что изменилось. Бывает, суды газопровод признают объектом вспомогательного использования, не требующим получения разрешения на строительство, а бывает, что хозяйственный сарай квалифицируют как самовольную постройку, возведенную в отсутствие необходимых разрешений.

Есть более свежий материал: Ширвиндт А.М., Щербаков Н.Б. О понятии строений и сооружений вспомогательного использования: к вопросу о целях градостроительного законодательства и корректном толковании закона // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2016.

Я бы отталкивался от следующих признаков:
— объект функционально должен являться именно вспомогательным по отношению к другому (основному) объекту (в т.ч. по отношению, например, к земельному участку), т.е. выполнять обслуживающую функцию;
— объект должен являться зданием или сооружением пониженного уровня ответственности согласно пункту 10 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2009 No 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений». ¶

Сооружения вспомогательного использования

#1 Роман Сергеич Роман Сергеич —>

  • продвинутый
  • 862 сообщений
  • ОбратитьсяПубликации

    #2 Blanch Blanch —>

  • Старожил
  • 1 294 сообщений
  • ОбратитьсяПубликации

    xRomanx

    могу сказать, что в АСГМ и ФАС МО в первую очередь обращается внимание на мнение собственника ЗУ на то, являются ли данные сооружения (типа «забор») вспомогательными или нет. А также, мнение полномочного органа (по надзору за ведением строительства) по этой теме. Таким образом, Вашей целью является заключение местного управления стройтехнадзора о том, что объект носит вспомогательное назначение, а также письмо Администрации о том, что, мол, да, мы подозревали, что для обслуживание торгового центра будут пристроены складские помещения, против такого использования з/у не возражаем.

    При этом (практика не московская, но тоже имеет место быть), использование должно быть вспомогательным применительно к основным объектам. Если речь идет об автотехцентре, пристроенном к картинной галерее, может не прокатить.

    Кроме того, если речь идет об объектах энергоснабжения (фундаментов для установки таких объектов), имеется практика по признанию таких объектов также объектами вспомогательного назначения (хотя на практике довольно редко встречается, что возведение таких объектов осуществляется отдельно от строительства/реконструкции/кап ремонта основных объектов).

    #3 Роман Сергеич Роман Сергеич —>

  • продвинутый
  • 862 сообщений
  • ОбратитьсяПубликации

    #4 Pete Pete —>

    Кроме того, если речь идет об объектах энергоснабжения (фундаментов для установки таких объектов), имеется практика по признанию таких объектов также объектами вспомогательного назначения

    #5 Pete Pete —>

    #6 Pete Pete —>

    #7 мореморе мореморе —>

    #8 m003 m003 —>

    Таким образом, к строениям и сооружениям вспомогательного использования следует относить такие объекты, которые, выполняют вспомогательную функцию по расположенному на том же земельном участке капитальному объекту, и, кроме того, относятся к пониженному уровню ответственности.

    #9 Сергей050 Сергей050 —>

    #10 zufrik zufrik —>

    #11 Сергей050 Сергей050 —>

    Сообщение отредактировал Сергей050: 05 Октябрь 2012 — 18:56

    Читайте так же:  Продажа имущества ниже кадастровой стоимости налоговые последствия

    #12 Saas Saas —>

    Здравствуйте,можно ли отнести к сооружениям вспомогательного использования,балкон построенный на первом этаже,висящий на стене?

    #13 Stoner Stoner —>

    #14 Студент73 Студент73 —>

    #15 Serdgio2006 Serdgio2006 —>

    можно ли отнести к вспомогательным объектам, столб

    Сообщение отредактировал Serdgio2006: 16 Июль 2013 — 15:56

    #16 Студент73 Студент73 —>

    #17 Serdgio2006 Serdgio2006 —>

    весь проект на экспертизу отдавать

    #18 Студент73 Студент73 —>

    #19 Serdgio2006 Serdgio2006 —>

    — вводить в эксплуатацию будем?

    собственник земли дает разрешение на установку столба

    — ВРИ участка позволяет? охранные зону за пазухой хранить будите?

    #20 lakmi lakmi —>

    Составной частью жилого дома как объекта индивидуального жилищного строительства помимо основного жилого строения и жилых пристроек являются также вспомогательные строения, сооружения, предназначенные для обслуживания жилого здания (сараи, гаражи, бани, колодцы и т.п.), следующие судьбе главной вещи ( статья 135 Гражданского кодекса Российской Федерации). ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВС РФ Дело №88-КГПР13-10 от 24 сентября 2013 года

    . Верховный суд подчеркнул, что его областные коллеги, отказывая прокурору, не приняли во внимание такой документ — Перечень градостроительных регламентов капитального строительства. Там все четко привязано к видам использования земельного участка. СНиП 21-02-99

    #21 Agg11 Agg11 —>

    Здравствуйте, помогите пожалуйста разобраться со следующем вопросом. Есть автосалон который хочет постороить свою котельную для теплоснабжения данного автосалона, котельная будет работать на жидком топливе. Нужно ли получать разрешение на строительство?? И не является ли данная котельная вспомогательным сооружением??

    #22 Маленький Мук Маленький Мук —>

    Я не сторонник платных услуг, но Вы сами в своем сообщении дали определение данному строению —

    котельную для теплоснабжения данного автосалона

    т.е. предназначение данного сроения Вы уже определили ежели тепло не будете гонять на лево за калабашки, Для того чтоб все происходило «более менее законно» пишете заявление на имя Главы данного мун образования с целью предоставления Вам разрешения на строительство данного объекта (чтоб исключить дальнейшую возню с оправдываниями), указываете в данном заявлении чем Вы представляете данную котельную т.е. цитируете свои только что сказанные слова

    котельную для теплоснабжения данного автосалона

    указываете на норму ст. 51 ч 17 п. 3 ГрК, прикладываете схему расположения данной котельной на Вашем зем участке сделанную на кадастровом плане данного зем участка, прикладываете описание данной будущей котельной т.е. блочная или стены кирпич, одно/двухэтажная, подземные этажи есть или нет, кровля из какого материала, регистрируете данное заявление в секретариате и ждете ответ 30 дней — Удачи Вам! С наступающим Новым Годом!

    Сообщение отредактировал Маленький Мук: 27 Декабрь 2014 — 11:50

    #23 fonograf fonograf —>

    Является ли впомогательным сооружением осветительная вышка высотой 28 метров из стального уголка (типовой проект, серия 3.501.2-123)?

    На данный момент она бесхозяйная, стоит лет так 50 на фундаменте, на немежёванном участке земли.

    Жду конкретного ответа по вопросу! Только не нужно «воду лить».

    Сообщение отредактировал fonograf: 28 Декабрь 2014 — 02:01

    #24 Маленький Мук Маленький Мук —>

    Является ли впомогательным сооружением осветительная вышка

    чего она освещает и кому светит?

    высотой 28 метров

    уже относится к объектам особосложным

    стоит лет так 50 на фундаменте, на немежёванном участке земли.

    участок появится с появлением его границ, до этого земля общего пользования т.е. общедоступна для любого ст. 262 ГК РФ, все что на земле должно принадлежать собственнику земли ПП ВС/ВАС 10/22 + ст 3 ч. 10 ФЗ 137 — о какой вспомогательности Вы сейчас говорите?

    Судить из Ваших слов дык это как минимум бесхоз и может быть и самовол

    Сообщение отредактировал Маленький Мук: 28 Декабрь 2014 — 13:58

    #25 fonograf fonograf —>

    В статье 48.1 «Особо опасные, технически сложные и уникальные объекты»,
    относительно сооружений связи, говорит нам о том, что:
    — к особо опасным и
    технически сложным объектам относятся:
    «3) сооружения связи, являющиеся особо
    опасными, технически сложными в соответствии с законодательством Российской
    Федерации в области связи»
    — к уникальным объектам относятся:
    «2. К
    уникальным объектам относятся объекты капитального строительства (за исключением
    указанных в части 1 настоящей статьи), в проектной документации которых
    предусмотрена хотя бы одна из следующих характеристик:
    1) высота более чем
    100 метров;

    4) заглубление подземной части (полностью или частично) ниже
    планировочной отметки земли более чем на 15 метров»

    Она ничего не освещает лет так . дцать. На ней нет ни прожекторов, ни электричества. Давно заброшено всё.

    Установлено только моё собственное имущество (оборудование) для осуществления основной предпринимательской деятельности (услуги связи).

    Есть желание получить в собственность, как бесхозяйное имущество в порядке ст.234 ГК РФ по приобретательной давности, как объект движимый (не капитальный) спустя пять лет пользования мной этим столбом (в ноябре 2015 года наступит 5-ти летний срок пользования). Эксплуатирую открыто и добросовестно.

    Вопрос: как признать её не капитальным сооружением, т.е. вспомогательным и движимым имуществом? Заказывать экспертизу, где и у кого? Что ещё нужно для получения решения суда о передаче в собственность, свидетельские показания, фотографии или ещё что-то?

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Сообщение отредактировал fonograf: 28 Декабрь 2014 — 23:44

    Источники


    1. Венгеров, А. Б. Теория государства и права / А.Б. Венгеров. — М.: Новый Юрист, 1998. — 624 c.

    2. Омельченко, О.А. Всеобщая история государства и права; Остожье; Издание 255-е, 2013. — 576 c.

    3. ред. Качанов, А.Я.; Забарин, С.Н. Сборник постановлений Пленумов Верховных Судов СССР и РСФСР (Российской Федерации) по гражданским делам; М.: СПАРК; Издание 2-е, перераб. и доп., 2011. — 389 c.
    Строений и сооружений вспомогательного использования определение
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here