Стажировка водителей автобуса на предприятии новое положение

Полезная информация на тему: "Стажировка водителей автобуса на предприятии новое положение", собранная из сети и предоставленная в удобном для чтения виде. По всем вопросам - обращайтесь к дежурному юристу.

Стажировка водителей автобуса на предприятии новое положение

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Апелляционное определение СК по гражданским делам Красноярского краевого суда от 05 марта 2014 г. по делу N 33-2083 (ключевые темы: стажировка — трудовой договор — положение об оплате труда — рабочее место — водитель автобуса)

Апелляционное определение СК по гражданским делам Красноярского краевого суда от 05 марта 2014 г. по делу N 33-2083

Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:

председательствующего Киселевой А.А.

судей Баимовой И.А., Емельянова В.А.

при секретаре Севрюкове С.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Емельянова В.А. дело по иску Вернера «данные изъяты» к Государственному предприятию Красноярского края «Ачинское пассажирское автотранспортное предприятие» о признании действий, приказов работодателя незаконными и подлежащими отмене, взыскании заработной платы, компенсации морального вреда

по апелляционной жалобе Вернера А.В.

на решение Ачинского городского суда Красноярского края от 29 октября 2013 года, которыми постановлено:

«В удовлетворении иска Вернера «данные изъяты» к Государственному предприятию Красноярского края «Ачинское пассажирское автотранспортное предприятие» о признании действий работодателя незаконными, о признании приказов незаконными и подлежащими отмене взыскании заработной платы, компенсации морального вреда, отказать».

Заслушав докладчика, судебная коллегия

Вернер А.В. обратился в суд к Государственному предприятию Красноярского края «Ачинское пассажирское автотранспортное предприятие» с указанным иском, мотивируя требования тем, что работал у ответчика в должности слесаря по ремонту автомобилей. Приказом от 22.05.2002 г. переведен на должность водителя автобуса на регулярных маршрутах. После выхода из очередного отпуска ответчик ознакомил его с приказом от 23.07.2013 г. и обязал пройти стажировку на автомобиле НЕФАЗ-5299 в количестве 32 часов с оплатой согласно Положению об оплате труда. После прохождения стажировки на указанном автомобиле к работе допущен не был. Впоследствии был ознакомлен с приказом от 29.07.2013 г. о стажировке на автомобиле ЛИАЗ-5256 в количестве 32 часов с оплатой труда согласно Положению об оплате. Согласно приказу от 05.08.2013 г. ему надлежало пройти стажировку на автомобиле ЛАЗ-52523. После сдачи проверки знаний и получения права допуска к самостоятельной работе к работе допущен не был. Полагал, что руководитель предприятия умышленно препятствует исполнению трудовых обязанностей, установленных трудовых договором, а также препятствует получению достойной заработной платы, что расценивал, как дискриминацию в сфере труда

С учетом уточненных исковых требований просил признать незаконными и подлежащими отмене приказы работодателя о назначении стажировок N552-к от 23.07.2013 г., N581-к от 29.07.2013 г., N616-к от 05.08.2013 г., взыскать недополученную заработную плату в сумме 2814 рублей 84 копеек, компенсацию морального вреда в размере 100 000 рублей.

Судом постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Вернер А.В. просит об отмене судебного решения, ссылаясь на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, а также нарушение судом норм материального и процессуального права.

Проверив материалы дела, выслушав Вернера А.В., его представителя Колесову Л.В., представителя третьего лица — председателя ККС СОЦПРОФ Машинца А.И., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного решения.

В соответствии со ст.135 ТК РФ, заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Согласно ст.212 ТК РФ, обязанность по обеспечению безопасных условий и охраны труда, в том числе организация обучения безопасным методам и приемам выполнения работ и оказания первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знаний требований охраны труда, возлагается на работодателя.

При этом, положениями ст.214 ТК РФ, на работника возложена обязанность проходить обучение, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте, проверку знаний требований охраны труда.

Как следует из ч.3 ст.72.1 ТК РФ, не требует согласия работника перемещение его у того же работодателя на другое рабочее место, в другое структурное подразделение, расположенное в той же местности, поручение ему работы на другом механизме или агрегате, если это не влечет за собой изменения определенных сторонами условий трудового договора.

Порядок повышения профессионального мастерства, проведения стажировок водителей автобусов предусмотрен «Положением о повышении профессионального мастерства и стажировке водителей» (РД-200-РСФСР-12-0071-86-12, утвержденным Минавтотрансом РСФСР 20.01.1986 г.). В соответствии с п.3.1 Положения, целью стажировки является адаптация водителя к условиям работы на конкретном предприятии (маршруте), а также закрепление и совершенствование комплекса их знании, умений и навыков, обеспечивающих безопасное управление транспортным средством при перевозке грузов и обслуживании пассажиров. Пункт 3.2 Положения устанавливает, что допуск водителя к работе на транспортном средстве любой модели без предварительной стажировки запрещен. Пунктом 3.3. Положения, установлено, что стажирование должно осуществляться на автомобилях того типа и марки, на тех маршрутах, на которых водители будут в дальнейшем самостоятельно работать.

[2]

Указанным Положением также установлены категории лиц, которые должны проходить стажировку в качестве водителей автобуса и ее продолжительность. В соответствии с п.6.6 Положения, к шестой категории относятся водители автобусов, переведенные с одной марки автобуса на другую. Продолжительность стажировки для них составляет 32 часа (л.д.51-57).

Читайте так же:  Расторжение договора пожизненного содержания с иждивением

Согласно трудовому договору, истец принят на работу в ГП КК «Ачинское ПАТП» в качестве водителя автомобиля (автобуса на регулярных городских пассажирских маршрутах), в связи с чем принял на себя обязательства выполнять условия трудового договора (п.4.1.1), лично, на высоком профессиональном уровне и добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, предусмотренные п.3.1 трудового договора, выполнять поручения, приказы, распоряжения и указания должностных лиц работодателя, которым работник подчинен (п.4.1.4) и повышать свой образовательный и профессиональный уровень в соответствии с требованиями работодателя (п. 4.1.9).

Как следует из материалов дела, приказом N48-к от 03.10.2001 г. Вернер А.В. был принят на работу слесарем 3 разряда по ремонту автомобилей (л.д.12). Приказом N30-к от 22.05.2002 г. истец с 23.05.2002 г. переведен водителем 3 класса на автобус ПАЗ N 3205 в бригаду N3 на регулярные городские маршруты (л.д.14).

Дополнительным соглашением N2 от 30.03.2009 г. к трудовому договору от 01.10.2001 г. определено, что истец принят на работу в ГП КК «Ачинское ПАТП» водителем автомобиля (автобуса) с местом работы — автоколонна N2, с 02.10.2001 г. на неопределенный срок (л.д.16-17). Как видно из п.5.1 Дополнительного соглашения, истцу установлена повременно-премиальная оплата труда в соответствии с тарифной ставкой в размере: 20,25 рублей в час — во время стажировки водителя; 44,54 рублей в час — при работе на автобусе габаритной длиной до 11 метров; 50,62 рублей в час — при работе на автобусе габаритной длиной свыше 11 метров.

Дополнительным соглашением также установлены выплаты компенсирующего и стимулирующего характера, предусмотренные на основании локальных актов, действующих у работодателя (л.д.16,17).

Пунктом 1.1 Дополнительным соглашением N2 от 29.09.2010 г. к трудовому договору от 01.10.2001 г. установлено, что Вернер А.В. принят на работу водителем автомобиля (автобуса на регулярных городских пассажирских маршрутах) 5 разряда. В п.1.2 трудового договора также внесены изменения и предусмотрено, что место работы истца — автоколонна (л.д.118).

На основании приказа N552-к от 23.07.2013 г. Вернеру А.В. назначена стажировка на автомобиле НЕФАЗ-5299-10-15 в количестве 32 часов с оплатой согласно Положению об оплате труда (л.д.46). Назначенную стажировку истец прошел, что подтверждается листком прохождения стажировки водителем транспортного средства от 29.07.2013 г. (л.д.49), заключением о допуске водителя к самостоятельной работе от 05.08.2013 г. (л.д.116).

29.07.2013 г. приказом N581-к истцу назначена стажировка на автомобиль ЛИАЗ-5256 в количестве 32 часов с оплатой согласно Положению об оплате труда (л.д.47), которую истец прошел, что подтверждается листком прохождения стажировки водителем транспортного средства от 05.08.2013 г. (л.д.50), заключением о допуске водителя к самостоятельной работе от 05.08.2013 г. (л.д.116).

05.08.2013 г. Вернеру А.В. на основании приказа N 616-к назначена стажировка на автомобиль ЛАЗ-52523 в количестве 32 часов с оплатой согласно Положению об оплате труда. Данную стажировку истец не прошел, в связи с прекращением трудовых отношений.

Отказывая истцу в удовлетворении требований о признании приказов о прохождении стажировки N552-к от 23.07.2013 г., N581-к от 29.07.2013 г., N616-к от 05.08.2013 г. незаконными, суд обоснованно исходил из того, что поручение истцу пройти стажировку на других транспортных средствах не является переводом и в силу закона не требует его согласия, поскольку перемещение производилось в той же организации на другое рабочее место, в той же местности, с поручением трудовой функции в пределах специальности и должности, обусловленными трудовым договором с соблюдением порядка проведения стажировки и ее продолжительности.

Направление истца на стажировку на другие марки автобусов изменением трудовой функции не является.

Вместе с тем, согласно трудовому договору, заключенному с истцом, Вернер А.В. принят не на конкретный автобус, а водителем в ГП ККК «Ачинское ПАТП», в связи с чем, перемещение водителей с одного автобуса на другой связано с организацией работы предприятия и нельзя рассматривать как дискриминацию трудовых прав истца.

Судом установлено, что автобус марки ЛАЗ-695 на котором работал истец, старой модели, в связи с чем, ему предложили новый автомобиль, от которого он отказался. Тогда было принято решение о проведении стажировки истца на автобусе марки НЕФАЗ. В связи с тем, что после стажировки свободного автобуса не было, был издан приказ о стажировке водителя на другой модели автобуса — ЛИАЗ, так как планировали этот автобус закрепить за водителем. После окончания стажировки автобусы указанной марки находились на плановом ремонте, в связи с чем была назначена стажировка на автобусе марки ЛАЗ 52523.

После успешного прохождения стажировки Вернер А.В. в августе 2013 года был допущен к самостоятельной работе на автобусах: НЕФАЗ-5299 — 03.08.2013 г., ЛАЗ 695 — 04.08.2013 г. За указанные дни работы ему начислена и выплачена заработная плата по соответствующей тарифной ставке, что объективно подтверждается расчетом заработной платы (л.д.37) и в суде первой инстанции не оспаривалось самим истцом.

При таких обстоятельствах, выводы суда о том, что правовых оснований для признания действий работодателя незаконными и дискриминационными не имеется, а направление истца на стажировку в целях обеспечения работника работой произведено ответчиком с соблюдением порядка проведения стажировки, судебная коллегия находит правильными.

Доводы апелляционной жалобы о том, что в приказах о назначении истцу стажировки содержится ссылка на Положение об оплате труда работников ГП КК «Ачинское ПАТП» от 30.03.2009 г., срок действия которого истек в 2012 г., что делает данные приказы и оплату, произведенную истцу в соответствии с ними, незаконными, не могут быть приняты во внимание, поскольку как стажировка, так и оплата за ее прохождение, произведены истцу с учетом требований вышеуказанных норм трудового законодательства и положений трудового договора. Вместе с этим, содержание Положения об оплате от 30.03.2009 г. данным нормам не противоречило.

Читайте так же:  Правовое основание обработки персональных данных в школе

В этой связи, судебная коллегия выводы суда находит правильными и не принимает во внимание доводы апелляционной жалобы о нарушении работодателем порядка проведения стажировки и оплате при ней, поскольку они основаны на неправильном толковании норм материального права и тщательно проверялись судом, что подробно отражено в судебном решении.

Влекущих вынесение незаконного решения, процессуальных нарушений, в том числе ссылка на которые содержится и в апелляционной жалобе, судом первой инстанции не допущено.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.328 , 329 ГПК РФ, судебная коллегия

Решение Ачинского городского суда Красноярского края от 29 октября 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Вернера А.В. — без удовлетворения.

Организация стажировки водителей

Согласно законодательства РФ, работодатель при приеме лиц на работу с вредными и (или) опасными условиями труда, обязан обеспечить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ со стажировкой на рабочем месте. Управление транспортными средствами как раз и относятся к категории работ с вредными и (или) опасными условиями труда. Таким образом получаем что стажировка водителей необходима для любого организации, независимо от рода деятельности или характера использования служебного автомобиля.

Главной задачей стажировки является обеспечение профессиональной надёжности водительского состава и повышение мастерства путём адаптации водителя к условиям работы на конкретном маршруте и на конкретной марке автомобиля, а также закрепление и совершенствование их знаний, умений и навыков, обеспечивающих безопасное управление транспортным средством при перевозке грузов и пассажиров.

В следующих случаях и с кем должна проводиться:

  • Лица, впервые принимаемые на работу в качестве водителей транспортных средств;
  • Водители, имевшие перерыв в трудовой деятельности, непосредственно связанной с управлением транспортными средствами, более одного года;
  • Водители, переведенные при приеме на работу с одного типа транспортного средства на другой;
  • Водители, при переводе на новый маршрут или при переводе на новый тип (модель) транспортного средства.

Допуск водителя к работе на транспортном средстве любой модели без предварительной стажировки ЗАПРЕЩЕН!

Стажировка должна осуществляться на автомобилях только того типа, той марки, и на тех маршрутах, на которых водители будут в дальнейшем самостоятельно работать.

Стажировка должна осуществляться под руководством опытных водителей-наставников, которые назначаются приказом по предприятию. Водители-наставники подбираются из числа наиболее опытных и дисциплинированных водителей, имеющих стаж работы на автобусах не менее пяти лет, шасси грузовых автомобилей не менее трёх лет и не допустивших за указанный период нарушений Правил дорожного движения и дорожно-транспортных происшествий по своей вине.

Обычно стажировка включает следующие этапы:

  • проверка знания правил дорожного движения;
  • работа на территории парковки: изучение транспортного средства, получение и закрепление навыков работы с органами управления, движение и маневрирование на закрытых площадках и внутренних территориях предприятия, обучение безопасной работе, изучение требований охраны труда и пожарной безопасности;
  • работа на линии: изучение расположения транспортного средства на проезжей части в различных условиях, обгон, встречный разъезд, способы парковки, перевозка и погрузка-выгрузка грузов, работа с пассажирами;
  • контрольная поездка по маршруту.

Стажировка оформляется стажировочным листом, который заводится на каждого стажера. Стажировочный лист должен содержать следующие данные:

  • данные стажера: Ф.И.О., должность, номер водительского удостоверения, стаж работы водителем;
  • вид и объем стажировки;
  • Ф.И.О. наставника;
  • отметки о прохождении этапов стажировки и подпись лиц, проводивших соответствующие этапы;
  • замечания о работе стажера и заключение о результатах стажировки.

Стажировочный лист при его оформлении подписывается сотрудником отдела кадров, а по завершении стажировки подписывается водителем-наставником и стажером. Заполненный стажировочный лист передается в отдел кадров организации для учета в личном деле водителя.

Более подробно о проведении стажировки водителей транспортных средств можно узнать прочитав материал в разделе «БДД». Так же на сайте, в разделе «Документы БДД», можно найти образцы документов необходимых для организации работы по безопасности дорожного движения.

На сайте www.trans-otdel.ru можно приобрести Готовый пакет документов для организации работы по безопасности дорожного движения. Стоимость пакета 2000 рублей.

Все документы представлены в формате Word и Excel. Для того чтобы получить все перечисленные документы достаточно написать на электронную почту [email protected], и с Вами свяжутся в течение дня. Документы в электронном виде будут направлены на указанный Вами адрес электронной почты после подтверждения оплаты.

Начальник Транспортного отдела Зуев Серафим

2 комментария

Здравствуйте!
Скажите, пожалуйста, необходимо ли обучение для водителя-наставника в учебных заведениях и каким ФЗ или нормативными документами это прописано? Или организация сама определяет и закрепляет все приказом?

Согласно пункта 16 Приказа Министерства транспорта РФ от 11 марта 2016 г. N 59 «Об утверждении Порядка прохождения профессионального отбора и профессионального обучения работниками, принимаемыми на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»:
Стажировка водителей проводится под руководством водителя-наставника. Водитель-наставник назначается из водителей, в том числе привлекаемых юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем:
-не совершивших за последний год работы дорожно-транспортных происшествий по своей вине;
-имеющих стаж (опыт) работы на соответствующем типе транспортных средств не менее трех лет (при стажировке на легковом такси или грузовом автомобиле);
-имеющих стаж (опыт) работы на соответствующем типе транспортных средств не менее пяти лет (при стажировке на автобусе, трамвае или троллейбусе).
Вывод: если водитель-наставник соответсвует перечислены выше критериям, то он может проводить стажировку, и дополнительно обучать его не нужно. Если такого водителя нет, то можно его привлечь из другой организации.

Читайте так же:  Перевод к другому работодателю по инициативе работодателя

Программа стажировки

стажировки водителей наименование организации

Ознакомление работника с функциональной структурой подразделения, характером и особенностями предстоящей работы, производственно-технологическими процессами. Практическое освоение приемов и методов трудовой деятельности.

В период стажировки работник должен подробно изучить:

  • инструкции по охране труда по основной и смежным профессиями, видам работ;
  • требования к правильной организации и содержанию рабочего места, транспортного средства;
  • порядок проверки исправности оборудования, безопасной подготовки и пуска в работу транспортного средства;
  • назначение контрольно-измерительных приборов, а также блокировочных, сигнализирующих, предохранительных и защитных средств, и приспособлений, используемых при эксплуатации транспортного средства;
  • меры противопожарной безопасности, расположение и принципы действия противопожарных средств, и т. п.;
  • способы предупреждения и устранения аварийных ситуаций, действия при тушении пожаров, загораний, загазованности;
  • порядок применения средств коллективной и индивидуальной защиты (СИЗ) и предохранительных приспособлений, требования к спецодежде, специальной обуви;
  • правила оказания доврачебной помощи при ДТП, ожогах, отравлениях, поражениях электрическим током и других несчастных случаев.

п/п

Содержание и последовательность этапов стажировки Продолжительность смен 1 2 3 1 Ознакомление с рабочим местом, транспортным средством; с оборудованием; производственной территорией, помещениями, маршрутами движения транспортных средств и пешеходов; с содержанием инструкции по охране труда, причем особое внимание следует обратить на необходимость строгого выполнения всех требований инструкции. Схема безопасного передвижения транспортных средств по территории. 1 2

Ознакомление с техническими характеристиками и мерами безопасности при эксплуатации автомобиля, с устройством и порядком обслуживания транспортных и грузоподъемных средств, и механизмов, со всеми опасными местами механизма, машин, с устройством и применением предохранительных ограждений, приспособлений, а также назначением и правилами пользования средствами индивидуальной защиты

Подбор, применение инвентаря, приспособлений, инструмента и др. в соответствии с инструкциями по охране труда и технологических регламентов.

Если общая продолжительность стажировки составляет менее 5 смен, то соответственно изменяется продолжительность каждого из этапов или исключаются отдельные этапы. Это устанавливается исходя из практического опыта, конкретных обстоятельств и обязанностей (функций) работника.

Должность (ответственного за БДД) (подпись) Ф.И.О.

Автотранспорт — правила, нормы, положения

эксплуатация автомобильного транспорта

38. Стажировка водителей

Стажировка водителей.

1. Нормативные акты, служащие основанием для проведения стажировки водителей транспортных средств:

1.1. Статья 225 Трудового кодекса РФ «Обучение в области охраны труда» и статья 328 ТК РФ «Прием на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств».

Видео (кликните для воспроизведения).

1.2. Приказ Министерства транспорта РФ № 59 от 11 марта 2016 года «Об утверждении Порядка прохождения профессионального отбора и профессионального обучения работниками, принимаемыми на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта».

1.3. Приказ Министерства транспорта РФ № 7 от 15 января 2014 года «Об утверждении Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом».

1.4. ГОСТ 12.0.004 — 2015. Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Организация обучения безопасности труда. Общие положения.

1.5. Постановление Министерства труда и социального развития РФ и Министерства образования РФ от 13 января 2003 года N 1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций».

[3]

2. Виды транспортных средств, принадлежащие юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям и водители которых должны проходить стажировку.

2.1. Легковые автомобили категории М1 (для перевозки пассажиров и имеющие, помимо места водителя, не более восьми мест для сидения)

2.2. Автобусы категории М2 (более восьми мест для сидения, максимальная масса которых не превышает 5 тонн).

2.3. 2.2. Автобусы категории М3 (более восьми мест для сидения, максимальная масса которых более 5 тонн).

2.4. Троллейбусы и трамваи (категория М3).

2.5. Грузовые автомобили категории N1 — транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов и оснащения специальным оборудованием, имеющие допустимую максимальную массу не более 3,5 тонн.

2.6. Грузовые автомобили категории N2 — транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов и оснащения специальным оборудованием, имеющие допустимую максимальную массу свыше 3,5 тонн, но не более 12 тонн.

2.7. Грузовые автомобили категории N3 — транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов и оснащения специальным оборудованием, имеющие допустимую максимальную массу более 12 тонн.

3. Положения нормативных актов о лицах, которым работодатель обязан проводить стажировку для обеспечения профессиональных требований при эксплуатации транспортных средств.

3.1. Лица, впервые принимаемые на работу в качестве водителей транспортных средств для работы по найму после окончания автошкол, учебных комбинатов и курсов.

3.2. Водители, ранее работавшие по профессии, но имеющие перерыв в водительской деятельности более одного года.

3.3. Водители, переводимые при приеме на работу с одного типа транспортного средства на другой.

В соответствии с Техническим регламентом Таможенного Союза ТР ТС 018/2011

«О безопасности колесных транспортных средств» тип транспортного средства – это транспортные средства с общими конструктивными признаками, зафиксированными в техническом описании, изготовленные одним изготовителем.

3.4. Водители субъектов транспортной деятельности (юридические лица и индивидуальные предприниматели) при переводе их на новый маршрут или при переводе на новый тип (модель) транспортного средства.

4. Организация стажировки водителей.

4.1. Продолжительность стажировки водителей определяет субъект транспортной деятельности.

4.2. Стажировка водителей включает инструктаж и практическое вождение и проводится под руководством водителя – наставника.

4.3. Инструктаж (теоретическая часть с элементами показа практических действий) проводится с целью предоставления водителю информации о специфике выполнения трудовых функций при обслуживании и управлении конкретным транспортным средством при перевозке грузов или пассажиров, а также по функционированию специального оборудования, установленного на данном транспортном средстве.

Читайте так же:  Срок давности привлечения к административной ответственности

4.4. Практическое вождение проводится с целью подтверждения соответствия умений водителя квалификационным требованиям при самостоятельном управлении конкретным транспортным средством под контролем водителя-наставника и включает управление транспортным средством без выезда и с выездом на дороги общего пользования.

Квалификационные требования к водителям транспортных средств приведены в приказе Минтранса РФ № 287 от 28 сентября 2015 года.

4.5. Для водителей маршрутных транспортных средств (автобусы, троллейбусы и трамваи) практическое управление транспортным средством с выездом на дороги общего пользования включает движение по маршруту без пассажиров и с пассажирами.

5. Водитель – наставник.

5.1. Водитель – наставник для проведения стажировки может быть назначен юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем из числа имеющихся в штате водителей или, если своего наставника нет, то может быть приглашен со стороны (по срочному трудовому договору или по внешнему совместительству).

5.2. Требования к водителю – наставнику:

а) не иметь за последний год работы дорожно — транспортных происшествий по своей вине;

б) имеющих стаж (опыт) работы на соответствующем типе транспортных средств не менее трех лет (при стажировке на легковом такси или грузовом автомобиле);

в) имеющих стаж (опыт) работы на соответствующем типе маршрутных транспортных средств (автобус, троллейбус или трамвай) не менее пяти лет.

6. Документальное сопровождение стажировки водителей.

6.1. Субъект транспортной деятельности должен разработать программу стажировки, отражающей ее продолжительность по времени и действиям стажера и наставника в разрезе этапов стажировки внутри субъекта транспортной деятельности и на линии.

Здесь приводится образец программы стажировки водителей.

6.2. На каждую стажировку оформляется стажировочный лист за подписью водителя – наставника и ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения.

Стажировочный лист по приказу Минтраса Рф № 59 от 11 марта 2016 года должен содержать следующие (обязательные) сведения:

— номер стажировочного листа;

— фамилия, имя и отчество водителя;

— сведения о транспортном средстве: тип, марка, модель транспортного средства;

— фамилия, имя, отчество водителя-наставника;

— дата и время прохождения, количество часов стажировки;

— замечания водителя-наставника по работе водителя-стажера;

— заключение специалиста, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, прошедшего аттестацию на право заниматься соответствующей деятельностью, о допуске (не допуске) водителя к самостоятельной работе.

Формы стажировочных листов – в этой статье.

Материалы о проведенных стажировках водителей (стажировочные листы) хранятся у работодателя не менее 5 лет.

6.3. Стажировка водителей на завершающем этапе оформляется допуском к работе стажеров к управлению тем или иным транспортным средством. Допуск к работе оформляется или приказом по юридическому лицу, или распоряжением по транспортному цеху или распоряжением индивидуального предпринимателя.

7. При стажировке водителей может использоваться носящее рекомендательный характер Положение о повышении профессионального мастерства и стажировке водителей (РД – 200 – РСФСР – 12 – 0071 – 86 – 12).

Ссылка на данный документ.

Рекомендательный характер в данном случае это если применяемые нормы руководящего документа не противоречат официально действующим нормативным документам (раздел 1 данной статьи).

ПОЛОЖЕНИЕ о стажировке и допуске к самостоятельной работе

1. Общие положения

2. Стажировке подлежат водители:

2.1. Имеющие стаж работы менее одного года.
Продолжительность стажировки не менее 35 часов.
2.2. Не работавшие в качестве водителя более одного года.
Продолжительность стажировки не менее 20 часов.
2.3. Переведенные на транспортное средство другой категории.
Продолжительность стажировки не менее 20 часов.
2.4. Переведенные на другую марку грузового автомобиля или
автобуса, а также назначенные для перевозки опасных грузов.
Продолжительность стажировки не менее 8 часов.

3. В остальных случаях необходимость назначения и продолжительность стажировки водителей автомобилей определяет комиссия по проверке пригодности водителей к самостоятельной работе.

4. Порядок стажировки:

В период стажировки на линии водитель-стажер выполняет все
обязанности по перевозке пассажиров, грузов под наблюдением и руководством водителя-наставника, указания которого являются обязательными.
При работе на линии водитель-стажер осуществляет перевозки в
соответствии с заданием:
знакомится с пунктами погрузки-разгрузки, маршрутами движения и дорожными условиями, оформляет транспортные документы;
осуществляет контроль за техническим состоянием транспортного
средства перед выездом на линию, в процессе движения и после возвращения в гараж;
соблюдает порядок перевозки людей и грузов;
осваивает приемы безопасной работы, не допускает нарушений
Правил дорожного движения.

5. Ответственность должностных лиц за проведение стажировки водителей.

5.1. Ответственность за стажировку водителей возлагается на
руководителя предприятия, который приказом определяет конкретных должностных лиц, ответственных за выполнение установленного порядка стажировки.
5.2. Контроль за правильной организацией и ходом стажировки
водителей возлагается на службу безопасности движения (должностное лицо).
6. Водитель-наставник обязан в период стажировки находиться
вместе со стажером как при управлении автомобилем, так и при его
обслуживании, контролировать прохождение стажером предрейсового медосмотра.

7. Оформление результатов стажировки.

7.1. Для проверки пригодности водителей к самостоятельной
работе приказом руководителя создается постоянная комиссия в составе заместителя руководителя по перевозкам, начальника колонны, начальника (инженера) отдела безопасности движения.
7.2. Стажировка водителей завершается контрольной поездкой по
произвольному маршруту и собеседованием, проведенными вышеуказанной комиссией, после чего в карточке стажировки делается заключение о возможности допуска стажера к самостоятельной работе в качестве водителя с указанием марки (модели) транспортных средств и маршрутов, на которых разрешается работать.
7.3. На основании положительного заключения комиссии по
предприятию издается приказ, которым водитель допускается к
самостоятельной работе.
7.4. Карточка стажировки после оформления хранится в отделе
кадров предприятия.
7.5. В случаях, когда стажер в ходе стажировки и итоговой
проверки проявил недостаточные навыки безопасного вождения автомобиля, комиссия может принять решение о продлении ему срока стажировки.

Читайте так же:  Бесплатные лекарства для пенсионеров

КАРТОЧКА
стажировки водителя (типовая)

Для определения пригодности к самостоятельной работе
__________________________ направлен согласно приказу ____ по предприятию _________________________________________
(фамилия, имя, отчество)
от «___»____________________ 200_ г. № _______________ на стажировку в объеме _____________ часов с «_______» _____________________ 200_ г.
Удостоверение водителя ____________ № _____________________
(серия)
Водитель-наставник __________________________________________
(фамилия, имя, отчество)

——-T——-T——-T——-T——-T———-T——-T———-
Число, ¦Маршрут¦Гос.№ Время ¦Кол-во ¦Подпись
месяц ¦(объект¦авто- ¦работы ¦часов ¦водителя- ¦стажера¦
¦работы)¦мобиля ¦с_____ ¦стажи- ¦наставника¦ ¦
¦ ¦ ¦до____ ¦ровки ¦ ¦ ¦
——-+——-+——-+——-+——-+———-+——-+———-
1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦ 7 ¦
——-+——-+——-+——-+——-+———-+——-+———-
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________

Заключение водителя-наставника о навыках вождения
водителя-стажера ___________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________

«____»___________200_ г. _____________________________
(подпись)

Заключение комиссии о допуске к самостоятельной работе водителя
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________

«____»___________ 200_ г. Подписи ________________
________________

Программа стажировки водителей

Статьи по теме

В статье читайте, что должна включать программа стажировки для водителя автомобиля, кто должен ее разработать на предприятии, скачайте образец.

Программа стажировки водителя автомобиля: образец

Обучение водителей проводится с целью профилактики аварий и производственного травматизма. Программа стажировки необходима для осваивания работниками практических навыков управления транспортными средствами в условиях конкретного предприятия.

Скачать документы из статьи

27 сентября 2018 года вступили в силу новые Правила по ОТ на автомобильном транспорте. Многие работодатели спрашивают, почему в них не указана необходимость проведения подготовки лиц, управляющих автомобилями, не отменяют ли они стажировку.

Нет, новые правила не отменяют обучение водителей безопасным методам и приемам управления ТС. Дело в том, что в 2016 году был принят приказ Министерства транспорта РФ № 59, в котором указано, что пройти предварительную подготовку обязаны водители, которые:

  • До приема на работу не имеют практических навыков вождения транспортных средств в различных производственных условиях.
  • Имеют перерыв в работе более 12 месяцев. За этот период происходит ухудшение знаний правил безопасности дорожного движения, что может привести к ДТП.
  • Направляются на особо трудный маршрут (грузовые операции, горные серпантины, крутые спуски и подъемы, ледовые переправы и т.п.).
  • Направляются на работу на новом ТС или на новом маршруте по перевозке групп пассажиров или опасных грузов (легковоспламеняемые и горючие жидкости, к примеру).

Таким образом, для всех водителей такой вид специальной подготовки, как стажировка, проводится по индивидуально подобранной программе конкретно для каждого вида ТС и дополнительного оборудования. Например, если на ТС установлен кран-манипулятор, или буровая установка, стажировка длится дольше, чем при управлении грузовым автомобилем без дополнительного оборудования. Она начинается сразу же после первичного инструктажа по ОТ.

Административная ответственность за нарушение режима труда и отдыха водителей

В ряде случаев инструктирующий является одновременно и наставником. Но чаще всего наставника назначают из числа наиболее опытных и дисциплинированных водителей, имеющих стаж работы на автобусах не менее 5 лет, на такси или грузовом автомобиле – не менее 3 лет, не допускавших за последние три года нарушений ПДД. Делают это приказом, в котором указывают данные о стажере и о наставнике, срок практической подготовки и порядок оплаты труда наставника.

Запрещается допускать водителя к управлению ТС, если обучение безопасным методам и приемам вождения не было проведено в достаточном объеме. Руководитель организации, ответственный за БДД, начальник автотранспортного цеха, а также другие ответственные лица могут быть оштрафованы, если инспектор Рострудинспекции выявит такое правонарушение.

Кто должен подготовить программу стажировки водителей

Основой для разработки плана практической подготовки должно стать руководство по эксплуатации ТС. Поручить подготовку программы можно:

  • на крупных предприятиях – ответственному за обеспечение безопасности дорожного движения, прошедшему аттестацию в управлении автодорожного надзора;
  • на небольших предприятиях – начальнику транспортного цеха.

Водители-наставники не разрабатывают программы практической подготовки. Наоборот, эти документы создаются специально для таких наставников, чтобы они не пропустили что-либо при проведении стажировки.

Положение о стажировке водителей на предприятии: образец

Можно не разрабатывать отдельно положение о практической подготовке для небольших предприятий, в которых числится 2-3 транспортных средства. Но если парк ТС отличается как количеством, так и многообразием марок и модификаций, нужно разработать отдельное положение. Одного приказа будет недостаточно.

Программы практической подготовки должны быть разработаны на каждый вид транспортного средства. В этом случае в положении необходимо указать продолжительность учебного процесса, которая устанавливается каждый раз строго индивидуально, в зависимости от уровня профессионального образования, опыта работы на конкретном транспортом средстве.

Видео (кликните для воспроизведения).

Необходимый срок стажировки на практике определяется, исходя из данных трудовой книжки, водительского удостоверения, со слов принимаемого на работу, с учетом стажа работника, его умений, том числе управления транспортными средствами, оборудованных кранами, полуприцепами и т.д.

Источники


  1. Рассел, Джесси Академия юриспруденции — Высшая школа права «Адилет» / Джесси Рассел. — М.: VSD, 2013. — 537 c.

  2. Мельниченко Р. Г. Адвокатская деятельность. Универсальные правила успеха; Центрполиграф — М., 2013. — 216 c.

  3. Под редакцией Аванесова Г. А. Криминология; Юнити-Дана — Москва, 2010. — 576 c.
Стажировка водителей автобуса на предприятии новое положение
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here