Срок службы транспортного средства для расчета амортизации

Полезная информация на тему: "Срок службы транспортного средства для расчета амортизации", собранная из сети и предоставленная в удобном для чтения виде. По всем вопросам - обращайтесь к дежурному юристу.

К какой амортизационной группе относится Грузовой автомобиль?

Грузовые автомобили относятся к амортизационным группам в зависимости от их грузоподъемности и типа. Большая их часть относится к 3 – 5 амортизационным группам.

Обоснование

С 01.01.2017

К Третьей амортизационной группе основных средств (срок полезного использования свыше 3 и до 5 лет, Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы) относятся:

Автомобили грузовые с дизельным двигателем, имеющие технически допустимую максимальную массу не более 3,5 т (код ОКОФ 310.29.10.41.111)

Автомобили грузовые с бензиновым двигателем, имеющие технически допустимую максимальную массу не более 3,5 т (код ОКОФ 310.29.10.42.111)

К Четвертой амортизационной группе основных средств (срок полезного использования свыше 5 и до 7 лет, Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы) относятся:

Средства автотранспортные грузовые автомобили грузовые, дорожные тягачи для полуприцепов (автомобили общего назначения: бортовые, фургоны, автомобили-тягачи; автомобили-самосвалы) (Код ОКОФ 310.29.10.4).

К Пятой амортизационной группе основных средств (срок полезного использования свыше 7 и до 10 лет, Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы) относятся:

Автомобили грузовые с дизельным двигателем, имеющие технически допустимую максимальную массу свыше 3,5 т, но не более 12 т (код ОКОФ 310.29.10.41.112)

Автомобили грузовые с дизельным двигателем, имеющие технически допустимую максимальную массу свыше 12 т (код ОКОФ 310.29.10.41.113)

Автомобили грузовые с бензиновым двигателем, имеющие технически допустимую максимальную массу свыше 3,5 т, но не более 12 т (код ОКОФ 310.29.10.42.112)

Автомобили грузовые с бензиновым двигателем, имеющие технически допустимую максимальную массу свыше 12 т (код ОКОФ 310.29.10.42.113)

Средства автотранспортные специального назначения автомобили-тягачи седельные (код ОКОФ 310.29.10.5)

Средства транспортные, оснащенные подъемниками с рабочими платформами (автогидроподъемники) (код ОКОФ 310.29.10.59.270)

Средства автотранспортные специального назначения прочие, не включенные в другие группировки (мусоровозы) (код ОКОФ 310.29.10.59.390)

До 01.01.2017

К 3-й амортизационной группе основных средств (срок полезного использования свыше 3 и до 5 лет, Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы) относятся:

Автомобили грузовые общего назначения грузоподъемностью до 0,5 т (Код ОКОФ 15 3410191)

К 5-й амортизационной группе основных средств (срок полезного использования свыше 7 и до 10 лет, Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы) относятся:

Автомобили грузовые общего назначения грузоподъемностью свыше 5 т (Код ОКОФ 15 3410195 — 15 3410197), а именно:

15 3410195 — Автомобили грузовые общего назначения грузоподъемностью свыше 5 до 8 т;

15 3410196 — Автомобили грузовые общего назначения свыше 8 до 15 т;

15 3410197 — Автомобили грузовые общего назначения грузоподъемностью свыше 15 т.

К 5-й амортизационной группе основных средств (срок полезного использования свыше 7 и до 10 лет, Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы) относятся:

Автомобили-тягачи седельные (Код ОКОФ 15 3410210 — 15 3410216), а именно:

15 3410211 — Автомобили — тягачи седельные с нагрузкой на седло до 3 т;

15 3410212 — Автомобили — тягачи седельные с нагрузкой на седло свыше 3 до 5,4 т;

15 3410213 — Автомобили — тягачи седельные с нагрузкой на седло свыше 5,4 до 7,5 т;

15 3410214 — Автомобили — тягачи седельные с нагрузкой на седло свыше 7,5 до 12 т;

15 3410215 — Автомобили — тягачи седельные с нагрузкой на седло свыше 12 до 18 т;

15 3410216 — Автомобили — тягачи седельные с нагрузкой на седло свыше 18 т.

К 4-й амортизационной группе основных средств (срок полезного использования свыше 5 и до 7 лет, Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы) относятся:

[1]

Автомобили грузовые, дорожные тягачи для полуприцепов (автомобили общего назначения: бортовые, фургоны, автомобили-тягачи; автомобили-самосвалы) (Код ОКОФ 15 3410020) кроме транспортных средств с Код ОКОФ — 15 3410191, 15 3410195 — 15 3410197, 15 3410211 — 15 3410216.

Кроме того, могут быть специализированные автомобили.

Дополнительно

Третья амортизационная группа — Имущество со сроком полезного использования свыше 3 лет до 5 лет включительно.

Четвертая амортизационная группа — Имущество со сроком полезного использования свыше 5 лет до 7 лет включительно.

Пятая амортизационная группа — Имущество со сроком полезного использования свыше 7 лет до 10 лет включительно.

Амортизационная группа — группа объектов амортизируемого имущества (основных средств и нематериальных активов), сформированная на основании сроков полезного использования. Основное назначение амортизационной группы – определение срока полезного использования объекта.

Амортизация автомобиля

Если организация приобрела автомобиль для длительного использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг и не планирует его последующую перепродажу, его необходимо амортизировать в бухгалтерском учете (п.п. 4, 17 ПБУ 6/01 ). А если его первоначальная стоимость в налоговом учете еще и превышает 100 000 рублей, объект будет амортизироваться также в целях исчисления налоговой базы по налогу на прибыль (п. 1 ст. 256 НК РФ). О порядке амортизации автомобиля в бухгалтерском и налоговом учете расскажем в нашей консультации.

Когда начинаем амортизировать автомобиль

В бухгалтерском учете амортизация машины начинают начислять с 1-го числа месяца, следующего за месяцем принятия ее к бухгалтерскому учету (п. 21 ПБУ 6/01 ). Напомним, что к учету основные средства принимаются следующей записью (Приказ Минфина от 31.10.2000 № 94н):

Дебет счета 01 «Основные средства» – Кредит счета 08 «Вложения во внеоборотные активы»

В налоговом учете амортизационные расходы на автомобиль начинают признаваться с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором объект был введен в эксплуатацию (п. 4 ст. 259 НК РФ).

Обращаем внимание, что факт регистрации автомобиля в органах ГИБДД для начисления амортизации значения не имеет (Письмо Минфина от 13.06.2012 № 03-03-06/1/303 ).

Определяем срок полезного использования

Срок полезного использования (СПИ) автомобиля – это период времени, в течение которого автомобиль, как предполагается, будет приносить экономические выгоды организации (п. 4 ПБУ 6/01 ). Исходя из СПИ определяется сумма ежемесячных амортизационных отчислений.

Читайте так же:  Учредитель передает имущество в безвозмездное пользование

В налоговом учете СПИ устанавливается Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы (Постановление Правительства от 01.01.2002 № 1, п. 1 ст. 258 НК РФ).

К каким амортизационным группам относятся автомобили, мы рассказывали в нашей консультации.

Так, например, легковые автомобили с рабочим объемом двигателя не более 3,5л относятся к III-ей амортизационной группе. Следовательно, при расчете амортизации легкового автомобиля срок полезного использования может быть выбран организацией в диапазоне, начиная с 37 месяцев и до 60 месяцев включительно.

В бухгалтерском учете СПИ устанавливается организацией самостоятельно с учетом ожидаемого срока использования автомобиля, физического износа и иных факторов (п. 20 ПБУ 6/01 ). При этом бухгалтерский СПИ может быть установлен аналогично сроку в налоговом учете.

Выбираем способ амортизации

Организация самостоятельно, как в бухгалтерском, так и в налоговом учете может выбрать способ начисления амортизации по автомобилю.

В бухгалтерском учете допускаются такие способы (п. 8 ПБУ 6/01 ):

  • линейный способ;
  • способ уменьшаемого остатка;
  • способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования;
  • способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).

При этом в бухгалтерском учете способ амортизации должен быть один для всех транспортных средств, входящих в группу однородных объектов, а в налоговом учете – вообще для всех амортизируемых активов (кроме тех, по которым амортизация независимо от выбранного метода в отношении иных активов всегда начисляется только линейным способом) (п. 18 ПБУ 6/01 , п.п.1,3 ст. 259 НК РФ).

Срок службы транспортного средства для расчета амортизации

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Организация приобрела бывшее в употреблении основное средство (автомобиль). Продавец не передал организации документы, в которых указывается срок полезного использования автомобиля. Организация применяет линейный метод начисления амортизации в налоговом учете.
Как определить срок полезного использования в бухгалтерском и налоговом учете?

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, [email protected]

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), [email protected]

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3161), [email protected] Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Как рассчитать срок полезного использования легкового автомобиля?

Амортизация автомобильных транспортных средств используется в бухгалтерском учете, в налогообложении, а также для определения максимально возможного срока эксплуатации автомобиля и расчета стоимости технического обслуживания и ремонта транспортных средств.

С 1 января 2017 года вступили изменения в классификацию этих технически сложных товаров, принятые постановлением правительства РФ от 07.07.2016 года. О том, как определить срок полезного использования легкового или грузового автомобиля, поговорим далее.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефонам бесплатной консультации :

—>

Сколько времени действительна медицинская справка на водительские права для водителей? Ответ узнайте прямо сейчас.

От чего зависит амортизационная группа легковушек?

По российской классификации, которая используется в постановлениях правительства РФ, все легковые автомобили подразделяются на пять классов.

[3]

Главным критерием для отнесения легкового транспортного средства к соответствующему классу является объем его двигателя:

  • 1-й класс — автомобили особо малого класса (объем двигателя до 1,2 литра);
  • 2-й класс — автомобили малого класса (объем двигателя 1,2-1,8 литра);
  • 3-й класс — средний класс автомобилей (объем двигателя 1,8-3,5 литров);
  • 4-й класс — легковые автотранспортные средства большого класса (объем двигателя более 3,5 литров);
  • 5-й класс — высший класс автомобиля, используемый в представительских целях, объем двигателя для этого класса автомобилей не имеет значения.

О том, имеется ли срок годности у автомобильного моторного масла, узнайте из нашей статьи.

Срок полезного использования по классам

По установленному классификатору основных средств, подавляющее число автомобилей в зависимости от их класса относятся к двум амортизационным группам, которыми устанавливается срок их полезного использования.

  1. В третью амортизационную группу отнесены автомобили особо малого, малого и среднего класса (1-й, 2-й, 3-й класс). Период полезного использования данных автомашин составляет 3-5 лет.
  2. В пятую амортизационную группу входят легковые автотранспортные средства большого и высшего класса. Период полезного использования — 7-10 лет.

Автомобили малого класса, используемые в качестве транспортных средств для передвижения инвалидов, являются исключением из выше приведенной классификации.

Такие машины относятся к 4-му амортизационному классу, срок их полезного использования составляет 5-7 лет.

Высший класс

К автомобилям высшего класса относятся транспортные средства представительского класса (класса люкс).

Для этого класса автомобилей не устанавливаются четкие критерии объема двигателя, большее значение имеют размеры машины (длина от 5 и ширина от 1,7 метров) и марка авто (премиальные автомобили марок BMW, Mercedes, Lexus и т.п.). Другими важными показателями являются:

  • цена автомашины;
  • форма кузова;
  • быстроходность, наличие бронирования и комфортабельность.

Некоторые автомобили, подходящие по физическим показателям к категории высшего класса автомобилей, но не относящиеся к премиальным маркам, относятся к третьему или четвертому классу легковых транспортных средств.

Для отнесения их к категории высшего класса требуется специальное заключение эксперта.

Ориентир для отечественного авто

В отличие от европейской классификации, где для определения класса большую роль имеет размер автомобиля, в отечественной классификации главное значение имеет объем двигателя автомобиля и его сухая масса.

Читайте так же:  Перечень субъектов малого и среднего предпринимательства

В соответствии с этой классификацией, в полном названии автомобиля указывается номер, в котором отображен класс модели.

Например, в названии автомобиля ВАЗ 2114 цифра 2 отображает класс этой модели (малый или второй класс), так как этот автомобиль имеет объем двигателя в пределах 1,2-1,8 и вес от 900 до 1000 килограммов.

О том, как определить срок годности автомобильного огнетушителя, читайте здесь.

Пример определения

В качестве примера определения периода полезного использования автотранспортного средства можно взять любой б/у автомобиль и рассчитать срок полезного использования.

При приобретении подержанного автомобиля Ford Mondeo, объем двигателя которого составляет 2 литра, важное значение имеет возраст автомобиля и срок его ввода в эксплуатацию.

Предположим, что автомашина находилась в эксплуатации 2 года.

Так как эта модель автомобиля входит в третью группу амортизации, то для нового автомобиля срок полезного использования определен в промежутке 3-5 лет.

Вычтя возраст автомашины из установленных сроков амортизации для автомобиля такого класса, получим период оставшегося полезного использования данного транспортного средства — от 1 года до 3 лет.

Амортизационные группы грузовиков

Грузовые автомобили, так же как и легковые, в зависимости от их технических характеристик и типа назначения относятся к различным амортизационным группам, согласно которым определяется время их полезного использования.

Список технически сложных товаров, в том числе бытового назначения, вы найдете на нашем сайте.

Как зависит от технических характеристик?

В зависимости от типа грузового автомобиля и грузоподъемности, грузовые транспортные средства подразделяются на следующие амортизационные группы:

  • грузовые автомобили, оснащенные бензиновыми и дизельными двигателями, грузоподъемностью до 3,5 тонн входят в третью амортизационную группу;
  • в четвертую амортизационную группу входят грузовые автомобили общего назначения (самосвалы, тягачи, автомобили-фургоны, бортовые автомобили);
  • в пятую амортизационную группу входят автомобили с дизельными и бензиновыми двигателями грузоподъемностью от 3,5 до 12 тонн, автомобили грузоподъемностью свыше 12 тонн, а также седельные тягачи и специализированные автомобили (автогидроподъемники, мусоровозы).

Состав амортизационных групп также был несколько изменен новым постановлением правительства.

Сроки по классификации

По принятой Классификации основных средств, период полезного использования грузовых автомобилей определяется их принадлежностью к определенной амортизационной группе.

  1. Для третьей амортизационной группы период полезного использования ограничен сроком в 3-5 лет.
  2. Для четвертой амортизационной группы размер периода полезного использования ограничен сроком в 5-7 лет с момента ввода автомобиля в эксплуатацию.
  3. У грузовых автомобилей, относящихся к пятой группе, период полезного использования ограничен сроком в 7-10 лет.

Знание классов легковых и грузовых автомобилей, а также новых правил учета сроков полезного использования транспортных средств, пригодятся не только в бухгалтерском деле, но и частным автовладельцам.

Например, при определении размера налогообложения, страховых выплат и определения амортизации частного автомобиля, используемого в работе организаций.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:


Это быстро и бесплатно !

Шаг 3. Как определить срок полезного использования ОС?

12.09.2019 Внимание! Документ устарел! Новая версия этого документа бесплатно в КонсультантПлюс

В налоговом учете

Пример. Определение СПИ автомобиля
Организация приобрела грузовую «Газель» (грузоподъемность 1,5 тонны).
Согласно Классификации ОС грузовые автомобили грузоподъемностью свыше 0,5 и до 5 т включительно входят в 4-ю амортизационную группу. Диапазон СПИ для 4-й амортизационной группы — свыше 5 и до 7 лет включительно. Следовательно, минимально возможный СПИ в месяцах — 61 (5 лет х 12 мес. + 1 мес.), максимальный — 84 мес. (7 лет х 12 мес.). Организация вправе установить любой СПИ автомобиля в диапазоне от 61 до 84 месяцев включительно.

В бухгалтерском учете
Бухгалтерский срок полезного использования (СПИ) устанавливается в месяцах. Проще всего ориентироваться на Классификацию ОС, применяемую для целей налогообложения прибыли (п. 1 Постановления Правительства N 1). Тогда при одинаковой первоначальной стоимости ОС, отказе от налоговой амортизационной премии и линейном методе амортизации суммы амортизационных отчислений в бухгалтерском и налоговом учете совпадут.
Однако если вы знаете, что ОС прослужит гораздо меньше, чем это следует из Классификации, то можете установить для него и более короткий СПИ, равный периоду, в течение которого ОС реально будет использоваться организацией (п. 20 ПБУ 6/01). Это позволит немного сэкономить на налоге на имущество (п. 1 ст. 374, п. 1 ст. 375 НК РФ). Но тогда организации, не являющейся субъектом малого предпринимательства, надо будет отражать разницы в соответствии с ПБУ 18/02, так как суммы налоговой и бухгалтерской амортизации будут различаться (п. 3 ПБУ 18/02).
Зафиксировать установленный СПИ надо в инвентарной карточке учета ОС (форма ОС-6).

К какой амортизационной группе относится Легковой автомобиль?

Легковые автомобили относятся к амортизационным группам в зависимости от их типа.

Большая часть легковых автомобилей относится к Третьей амортизационной группе основных средств (срок полезного использования свыше 3 и до 5 лет).

В то же время, некоторые типы легковых автомобилей, например, Автомобили легковые большого класса, Автомобили легковые высшего класса относятся к 4-й или 5-й амортизационным группам.

Обоснование

С 01.01.2017

К Третьей амортизационной группе основных средств относятся (срок полезного использования свыше 3 и до 5 лет, Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы):

Автомобили легковые (код ОКОФ 310.29.10.2).

К Четвертой амортизационной группе основных средств относятся (срок полезного использования свыше 5 и до 7 лет, Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы):

Средства автотранспортные для перевозки людей прочие автомобили (легковые малого класса для инвалидов, код ОКОФ 310.29.10.24)

К Пятой амортизационной группе основных средств относятся (срок полезного использования свыше 7 и до 10 лет, Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы):

Средства автотранспортные для перевозки людей прочие автомобили легковые большого класса ((с рабочим объемом двигателя свыше 3,5 л) и высшего класса, код ОКОФ 310.29.10.24).

Какие виды легковых автомобилей относятся к автомобилям высшего класса?

Нормативные документы применяют это понятие (например, ОКОФ, Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы), но не определяют его значение. В Письме УФНС РФ по г. Москве от 21.12.2011 N 16-15/[email protected] указывается на отсутствие значение термина «Автомобили легковые высшего класса» и рекомендуется применять Письмо ГТК России от 26.02.1997 N 04-30/3515 «О классификации автотранспортных средств». В то же время, в последнем письме нет четких критериев отнесения автомобилей к тому или иному классу. В нем указывается только на признаки, которые при этом должны быть учтены.

Читайте так же:  Порядок наложения дисциплинарного взыскания на сотрудника полиции

По моему мнению, в отсутствие четкой нормативной базы, можно использовать международную классификацию автомобилей. Всего выделяется шесть классов A,B,C,D,E, F. Из них к высшему классу относится класс F («люкс», «представительский класс»):

Класс мини (А) — малогабаритные автомобили, длиною не более 3,6 м, и шириною не более — 1,6 м.

Малый класс (В) — малогабаритные автомобили длиной 3,6 — 3,9 м, шириной 1,5 — 1,7 м.

Низший средний класс (С). Длина автомобиля 3,9 — 4,4 м, ширина — 1,6-1,75 м.

Средний класс (D) — длина 4,4 — 4,7 м, ширина 1,7 — 1,8 м.

Верхний средний класс (Е) («бизнес-класс»). Длина 4,6 — 4,8 м, ширина свыше 1,7 м.

Высший класс (F) («люкс», «представительский класс»). Длина 4,8 м и более, ширина свыше 1,7 м.

[2]

До 01.01.2017

К 3-й амортизационной группе основных средств относятся (срок полезного использования свыше 3 и до 5 лет, Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы):

Автомобили легковые (Код ОКОФ 15 3410010, кроме 15 3410114, 15 3410130 — 15 3410141).

Таким образом, в общем случае, легковой автомобиль относится к 3-й амортизационной группе.

Автомобили легковые малого класса для инвалидов (Код ОКОФ 15 3410114) — такие автомобили относятся к 4-й амортизационной группе (имущество со сроком полезного использования свыше 5 лет до 7 лет включительно).

Автомобили легковые большого класса (с рабочим объемом двигателя свыше 3,5 л) — (Код ОКОФ 15 3410130) — такие автомобили относятся к 5-й амортизационной группе (имущество со сроком полезного использования свыше 7 лет до 10 лет включительно).

Автомобили легковые большого класса для индивидуального и служебного пользования — (Код ОКОФ 15 3410131) — относятся к 5-й амортизационной группе (имущество со сроком полезного использования свыше 7 лет до 10 лет включительно).

Автомобили легковые высшего класса — (Код ОКОФ 15 3410140) — относятся к 5-й амортизационной группе (имущество со сроком полезного использования свыше 7 лет до 10 лет включительно).

Автомобили легковые высшего класса для служебного пользования — (Код ОКОФ 15 3410141) — относятся к 5-й амортизационной группе (имущество со сроком полезного использования свыше 7 лет до 10 лет включительно).

Дополнительно

Третья амортизационная группа — Имущество со сроком полезного использования свыше 3 лет до 5 лет включительно.

Четвертая амортизационная группа — Имущество со сроком полезного использования свыше 5 лет до 7 лет включительно.

Пятая амортизационная группа — Имущество со сроком полезного использования свыше 7 лет до 10 лет включительно.

Амортизационная группа — группа объектов амортизируемого имущества (основных средств и нематериальных активов), сформированная на основании сроков полезного использования. Основное назначение амортизационной группы – определение срока полезного использования объекта.

Методы начисления амортизации основных средств

О том, что такое амортизация и для чего она нужна, мы разобрались в предыдущей статье. Здесь же выясним существующие методы начисления амортизации основных средств, а также формулы расчета. Разберем подробно каждый метод и для наглядности приведем пример расчета.

Все существующие способы начисления амортизации подразделяются на линейный и нелинейные, всего их в бухгалтерском учете применяется четыре. Организация выбирает для себя удобный метод и использует его для списания амортизационных отчислений.

Методы начисления амортизации основных средств

★ Книга-бестселлер «Бухучет с нуля» для чайников (пойми как вести бухгалтерский учет за 72 часа) куплено > 8000 книг

Линейный метод начисления амортизации основных средств

Самый распространенный способ. При этом способе амортизация начисляется равными долями в течении всего срока эксплуатации. Для расчета берется первоначальная стоимость, складывающаяся из всех затрат, понесенных в связи с приобретением объекта. Если в отношении объекта проводилась переоценка, то для расчета берется восстановительная стоимость.

Формула для расчета линейного метода начисления амортизации основных средств

Видео (кликните для воспроизведения).

А = Стоимость ОС * Норма амортизации / 100%

Пример расчета амортизации линейным способом

Основное средство принято к учету по стоимости 100 000. Срок полезного использования 10 лет.Норма А. = 100% / 10 = 10%Ежегодная А. = 100 000 * 10% / 100% = 10 000.

Ежемесячная А. = 10 000 / 12 = 833.

★ Книга-бестселлер «Бухучет с нуля» для чайников (пойми как вести бухгалтерский учет за 72 часа) куплено > 8000 книг

Метод уменьшаемого остатка

Это ускоренный метод расчета амортизации, чем он хорош и когда его удобно использовать, читайте в статье, посвященной этому методу “Расчет амортизации способом уменьшаемого остатка”. Расчет основан на данных об остаточной стоимости объекта.

Формула для расчета метода уменьшаемого остатка начисления амортизации

При этом методе годовая сумма амортизации рассчитывается по формуле:

А = Остаточная стоимость * Норма амортизации * Коэффициент ускорения / 100%,

Остаточная ст-сть — первоначальная за вычетом начисленной амортизации.

Норма А.=100% / срок полезного использования.

Коэффициент ускорения — коэффициент, установленный самой организацией.

Пример расчета амортизационных отчислений методом уменьшаемого остатка

Основное средство с первоначальной ст-стью 100 000. Срок полезного использования 4 года. Коэффициент ускорения организация приняла, равный 2.Норма А. = 100% / 4 = 25%Первый год эксплуатации:

Годовая А. = 100 000 * 25% * 2 / 100% = 50 000.

Ежемесячная А. = 50 000 / 12 = 4166.

Второй год эксплуатации:

А = (100 000 — 50 000) * 25% * 2 / 100% = 25 000.

Третий год эксплуатации:

А = (100 000 — 50 000 — 25 000) * 25% * 2 / 100% = 12 500.

Если продолжать считать амортизацию дальше, то она будет бесконечно уменьшаться, но будет всегда больше 0. Для того чтобы полностью списать стоимость ОС, в налоговом кодексе существует статья 259, которая оговаривает, что когда остаточная стоимостью объекта будет равной 20% от первоначальной стоимости, амортизация рассчитывается, как остаточная ст-сть / количество оставшихся месяцев эксплуатации.

Четвертый (последний) год эксплуатации:

А = 12 500 / 12 = 1 042.

Таким образом за 4 года основное средство полностью списалось с помощью амортизации.

Видео-урок. Методы начисления амортизации основных средств организации

В видео-уроке подробно объясняется методы расчета амортизации основных средств организации и способы ее начисления. Ведет урок консультант, эксперт сайта “Бухгалтерский учет для чайников”, главный бухгалтер Гандева Н.В. ⇓

Читайте так же:  Предоставление учебного отпуска военнослужащему по контракту

Слайды и презентацию к видео вы можете скачать по ссылке ниже.

Метод списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования

Формула для расчета по списания стоимости по сумме числе лет срока полезного использования

Годовая амортизация рассчитывается по формуле:

А = Первоначальная ст-сть ОС * число лет, оставшихся до конца срока полезного использования / сумма чисел лет срока полезного использования

Пример расчета амортизации

Основное средство стоимостью 100 000 руб. Срок полезного использования 5 лет. Необходимо рассчитать размер амортизации.Первый год эксплуатации:Годовая А = 100 000 * 5 / (5+4+3+2+1) = 33 333 руб.

Ежемесячная А = 33 333 / 12 = 2778.

2 год эксплуатации:

Годовая А = 100 000 * 4 / (5+4+3+2+1) = 26 666 руб.

По такому же принципу рассчитывается амортизация для всех остальных лет срока полезного использования.

Метод списания стоимости пропорционально объему продукции (работ)

Формула для расчета по методу списания стоимости пропорционально объему продукции

А = Фактический объем продукции * Первоначальная ст-сть / Предполагаемый объем продукции за весь срок полезного использования

Пример расчета

Основное средство – автомобиль первоначальной ст-стью 100 000. Предполагаемый пробег — 400 000 км.

первоначальная ст-сть / предполагаемый пробег = 100 000 / 400 000 = 0,25 руб/км.

Фактический пробег январь — 4000 км. А = 4000 * 0,25 = 1000.

Фактический пробег февраль — 9000 км. А = 9000 * 0,25 = 2250.

Фактический пробег март — 2000 км. А = 2000 * 0,25 = 500.

Таким же образом рассчитывается амортизация для каждого месяца. Выбранный способ расчета амортизационных отчислений отражается в акте приема-передачи ОС-1, ОС-1а и ОС-1б, а также в учетной политике организации.

Продолжаем тему основных средств, в следующий раз я расскажу Вам о переоценке основных фондов.

Здравствуйте, подскажите пожалуйста как считать амортизацию на машину 2004 года купленную в 2015 за 75 тыс руб?

Здравствуйте Наталия, да ежемесячно при линейном способе начисления, амортизация будет составлять 833 руб.

Здравствуйте. Подскажите пож-та. я не особо поняла линейны способ. Все 10 лет будет списываться 833 рубля ежемесячно. Заранее

Нет, как только остаток амортизации составит 20% от первоначальной стоимости ОС (20 тыс. руб или еще меньше) нужно разделить эту самую сумму на количество оставшегося месяца
Пример:
остаток А= 18800
Осталось мес.= 8
18800/8= 2350 ежемесячные отчисления до конца периода

20% от 100 тыс. руб.- 20 тыс р.

Мы в гранде прописываем свой вклад в работу,по полной стоимости оборудование не можем использовать,а только амортизационные расходы по оборудованию. Тогда как считать амортизационные расходы для используемого оборудования? Любым из этих способов? Ежемесячный показатель * на число месяцев использования его в программе?

С 1м и 4м методами всё более менее понятно, а для какого типа ОС могут использоваться 2 и 3 методы? Где об этом можно узнать подробнее?

2 и 3 способ выгодно использовать, когда нужно быстро списать стоимость ОС, так как это экономически выгодно предприятию. Например, для ОС, которые быстро устаревают морально или физически, или когда прибыль от использования ОС значительно снижается с увеличением срока использования. Ведь при этих методах в первые же года списывается значительная доля стоимости ОС, эти деньги возвращаются предприятию в составе выручки от продаж и на них можно купить новое оборудование, не дожидаясь полного износа предыдущего. А старое оборудование, например, продать, пока не закончился срок его эксплуатации. Получится, что и почти все деньги вернем через амортизацию и еще получим прибыль от продажи.
Допустим, компьютер, в момент покупки – он новый, современный и функциональный, а через какое-то время устареет. В этом случае выгоднее быстро списать его стоимость через амортизацию, и на эти деньги купить новый компьютер.

Удобные методы расчета амортизации автомобиля в бухгалтерском и налоговом учете – примеры

Автомобиль, которым владеет организация, является амортизируемым движимым имуществом. С месяца, следующего за месяцем принятия транспортного средства к учету, компания должна начислять амортизацию.

Для этого нужно правильно определить срок полезного использования ТС и выбрать методы амортизационных отчислений, отразив свой выбор в бухгалтерской и налоговой учетной политике.

Статья описывает типовые ситуации. Чтобы решить Вашу проблему — напишите нашему консультанту или позвоните бесплатно:

+7 (499) 490-27-62 — Москва — ПОЗВОНИТЬ

+7 (812) 603-45-17 — Санкт-Петербург — ПОЗВОНИТЬ

+8 (800) 500-27-29 доб.849 — Другие регионы — ПОЗВОНИТЬ

Это быстро и бесплатно!

Методы расчета в организации в бухгалтерском учете

Начисление амортизации в бухучете начинается в следующем месяце – с 1-го числа. При этом не имеет значение, поставлен ли автомобиль на учет в ГИБДД или нет, оформлена ли смена собственника.

В бухгалтерском учете в п.18 ПБУ 6/01 предусмотрено 4 способа амортизационных отчислений:

Организация может выбрать любой из указанных способов, никаких ограничений нет.

Но важно отразить выбор в бухгалтерской учетной политике. Метод амортизационных отчислений выбирается один и тот же для всех однородных транспортных средств.

Читайте также о расчете амортизации:

Как рассчитать линейным способом?

Линейный метод начисления самый простой, стоимость равномерными частями переносится в расходы весь срок использования.

  • Определяется норма амортизации в год или месяц:

Норма А. = 1 / СПИ в месяцах * 100%.

  • Рассчитывается ежемесячная сумма амортизационных отчислений:

Ежемесячная А. = Первоначальная стоимость * Норма А.

Исходные данные:

Организация купила легковой автомобиль объемом двигателя до 3.5 л.

Стоимость, по которой машина принята к учету, равняется 554 000.

В бухгалтерском учете срок полезного использования устанавливается по налоговой Классификации. Данный тип транспортного средства относится к 3 амортизационной группе, для него может быть установлен срок от 3 до 5 лет.

Организация приняла решения установить для автомобиля СПИ = 48 месяцев (4 года).

Для амортизационных отчислений выбран линейный метод.

Норма А. = 1 / 48 * 100 = 2,08%.

Ежемесячная А. = 554 000 * 2,08% = 11523,20.

Ускоряющий коэффициент

Организация вправе в бухгалтерском учете в отношении автомобиля, взятого в лизинг, использовать нелинейный метод, основанный на применении ускоряющего коэффициента.

Данный коэффициент позволяет ускорить процесс списания стоимости транспорта, позволяя в первые же годы вернуть большую часть потраченных на приобретение средств.

Читайте так же:  Как подать документы на налоговый вычет

За основу берется остаточная стоимость машины вместо первоначальной.

  • Определяется норма амортизационных отчислений.

Норма А. = 1 * Куск. / СПИ в годах * 100%.

Куск. – ускоряющий коэффициент в пределах 3.

  • Считается остаточная стоимость на начало года

Стоимость ост. = Стоимость первоначальная – Начисленная амортизация.

  • Вычисляется годовая амортизация.

Годовая А. = Стоимость ост. * Норма А.

  • Считается ежемесячная амортизация

Ежемесячная А. = Годовая А. / 12 мес.

В следующем году опять рассчитывается остаточная стоимость, от которой определяются амортизационные отчисления.

Данный метод можно применять в отношении автомобилей, взятых в лизинг.

Пример при лизинге

Исходные данные:

Организация в декабре 2019 года взяла в лизинг легковой автомобиль стоимостью 350 000 на 3 года.

По договору лизинга транспортное средство ставится на баланс лизингополучателю, в связи с чем амортизацию начисляет он.

Принято решение установить срок полезного использования, равный сроку лизинга, 3 года.

Выбранный способ начисления амортизации – уменьшаемого остатка с коэффициентом ускорения = 2.

Начисление начинается с 1 января 2020 года.

Норма А. = 2 / 3 * 100% = 66,67%.

Стоимость ост. = 350 000.

Годовая А. = 350 000 * 66,67% = 233 345.

Ежемесячная А. = 233 345 / 12 = 19 445.

Стоимость ост. = 350 000 – 233 345 = 116 655.

Годовая А. = 116 655 * 66,67% = 77 773,89.

Ежемесячная А. = 77 773,89 / 12 = 6 481.

Стоимость ост. = 350 000 – 233 345 – 77 774 = 38 881

Годовая А. = 38 881 * 66,67% = 25 922.

Ежемесячная А. = 25 922 / 12 = 2 160.

Остаток 350 000 = 233 345 – 77 774 – 25 922 = 12 959 можно списать в последний месяц эксплуатации.

Как посчитать по километражу машины?

Чтобы учесть пробег машины и пройденные километры, можно использовать для расчета метод списания стоимости пропорционально объему работ.

В этом случае будет учтена нагрузка, оказываемая на автомобиль в процессе использования.

Для расчета амортизационных отчислений по километражу нужно знать первоначальную стоимость и нормативный пробег за время службы.

  • Определяется норма отчислений на 1 километр.

Норма А. = Стоимость первоначальная / Нормативный пробег.

  • На основании фактического километража, которое проезжает машина, каждый месяц или год проводится расчет амортизационных отчислений.

Амортизация за 1 месяц = Фактический пробег в километрах * Норма А.

Пример начисления на 1 км пробега авто

Организация купила грузовой автомобиль, первоначальная стоимость составила 900 000.

Срок полезного использования – 7 лет.

Нормативный пробег = 180 000 километров.

За первый месяц автомобиль проехал 2000 километров, за второй – 1500 и т.д.

Норма А. = 900 000 / 180 000 = 5 руб./км

А. в 1 месяц = 2000 * 5 = 10 000.

А. во 2 месяц = 1500 * 5 = 7 500.

Автомобиль принимается к учету по первоначальной стоимости без учета НДС проводкой Дт 01 Кт 08.

Ежемесячно бухгалтер отражает проводки по начислению амортизации.

Для этого кредит счета 02 корреспондирует с дебетом счетов учета затрат.

Нужный счет выбирается в зависимости от сферы применения автомобиля.

Проводки по начислению амортизации: Дт 20 (23, 25, 26, 44) Кт 02.

Подробнее о проводках по счету начисления амортизации 02 смотрите здесь.

Способы для налогового учета

Амортизацию важно знать в целях правильного расчета налога на прибыль. Амортизационные отчисления уменьшают налогооблагаемую базу за счет списания в расходы.

НК РФ достаточно строго определяет порядок списания стоимости основных средств посредством отчислений.

Для определения срока полезного использования разработана Классификация, в соответствии с которой для автомобиля может быть выбрана 3, 4 или 5 амортизационная группа. Как выбрать амортизационную группу для автомобиля?

В налоговом учете в соответствии с п.1 ст.259 НК РФ возможны только два способа начисления амортизации:

Организация может выбрать любой, отразив его в налоговой учетной политике.

Важно, что прописанный метод расчета будет действовать абсолютно для всех объектов основных средств.

Изменить его можно будет только с начала следующего года опять же по всем объектам ОС сразу. Менять нелинейный метод на линейный можно не чаще, чем каждый 5 лет.

Исключением является имущество, перечисленное в п.3 ст.259 НК РФ, для него обязательно применение линейного метода списания независимо от общего выбранного способа (зданий, сооружений, передаточных устройств).

Полезное видео

Что входит в первоначальную стоимость при приобретении основных средств, расчет амортизации автомобиля, срок полезного использования автомобиля нового и бывшего в эксплуатации, подробно рассмотрено в данном видео:

Автомобиль признается основным средством, если он не предназначен для перепродажи. Для него определяется срок полезного использования и начисляется амортизация.

В бухгалтерском учете удобно выбирать либо линейный метод расчета, либо пропорционально объему работ – по километражу (исходя из пробега).

В налоговом учете можно выбрать линейный или нелинейный метод.

По автотранспорту в лизинге можно использовать ускоренный способ отчислений с применением ускоряющего коэффициента.

Статья описывает типовые ситуации. Чтобы решить Вашу проблему — напишите нашему консультанту или позвоните бесплатно:

+7 (499) 490-27-62 — Москва — ПОЗВОНИТЬ

+7 (812) 603-45-17 — Санкт-Петербург — ПОЗВОНИТЬ

Видео (кликните для воспроизведения).

+8 (800) 500-27-29 доб.849 — Другие регионы — ПОЗВОНИТЬ

Источники


  1. Чучаев, А. И. Нотариальная деятельность как объект уголовно-правовой охраны (de lege lata и de lege ferenda) / А.И. Чучаев, О.В. Филипова. — М.: Проспект, 2016. — 116 c.

  2. Котов, Д. П. Вопросы судебной этики / Д.П. Котов. — М.: Знание, 2014. — 127 c.

  3. Кондратьев, Ф.В. Государственный научный центр социальной и судебной психиатрии им. В. П. Сербского. Очерки истории / ред. Т.Б. Дмитриева, Ф.В. Кондратьев. — М.: ГНЦССП им. Сербского, 2014. — 228 c.
Срок службы транспортного средства для расчета амортизации
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here