Срок рассмотрения жалобы председателем верховного суда рф

Полезная информация на тему: "Срок рассмотрения жалобы председателем верховного суда рф", собранная из сети и предоставленная в удобном для чтения виде. По всем вопросам - обращайтесь к дежурному юристу.

Новый порядок рассмотрения экономических споров в Верховном Суде РФ

Юридическая компания «Пепеляев Групп» сообщает, что Президентом РФ внесен в Государственную Думу пакет законопроектов, который определяет порядок рассмотрения экономических и иных споров в Верховном Суде РФ и арбитражных судах после упразднения ВАС РФ.

Внесенный 5 марта 2014 г. пакет законопроектов окончательно определяет контуры судебной реформы и позволяет составить представление о порядке рассмотрения арбитражных дел после объединения высших судебных органов.

1. Порядок пересмотра в Верховном Суде РФ судебных актов арбитражных судов

Проектом закона «О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации (в части реализации положений Закона Российской Федерации «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации»)» (законопроект № 466670-6) предусмотрены следующие положения:

1.1. Рассмотрение кассационных жалоб в Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ («вторая кассация»)

АПК РФ дополняется статьями 291.1 – 291.15, которые предусматривают возможность повторного кассационного обжалования судебных актов арбитражных судов в создаваемую в «новом» Верховном Суде РФ (далее – ВС РФ) в связи с упразднением ВАС РФ Судебную коллегию по экономическим спорам (далее – СКЭС), если данные решения обжаловались в арбитражном суде округа («первая кассация»).

Решение о передаче кассационной жалобы на рассмотрение СКЭС принимается единолично одним из судей СКЭС, однако председатель ВС РФ или его заместитель вправе отменить определение судьи об отказе и передать дело на рассмотрение в судебном заседании СКЭС.

[3]

Основанием для отмены или изменения обжалуемого решения арбитражного суда являются существенные нарушения норм материального и (или) процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

1.2. Пересмотр решений арбитражных судов в порядке надзора в Верховном Суде РФ

Определения СКЭС, вынесенные в порядке кассационного производства, а также иные судебные акты СКЭС могут быть обжалованы в Президиум ВС РФ и пересмотрены им в порядке надзора.
Решение о передаче надзорной жалобы в Президиум ВС РФ принимается единолично судьей ВС РФ, однако председатель ВС РФ или его заместитель вправе отменить определение судьи об отказе и передать дело на рассмотрение Президиума.
Кроме того, председатель ВС РФ или его заместитель по жалобе заинтересованных лиц вправе внести в Президиум ВС РФ представление о пересмотре практически любых судебных постановлений в порядке надзора в целях устранения фундаментальных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права.
Основания отмены или изменения обжалуемого судебного акта аналогичны предусмотренным действующим АПК РФ основаниям отмены судебных актов Президиумом ВАС РФ.

1.3. Переходные положения в связи с упразднением ВАС РФ и началом работы «нового» Верховного Суда РФ

Дела об оспаривании нормативных актов, не рассмотренные арбитражными судами на 6 августа 2014 г., рассматриваются судами, принявшими их к производству.

Дела, которые рассматривались ВАС РФ в качестве суда первой инстанции, не рассмотренные на 6 августа 2014 г., передаются для рассмотрения в ВС РФ.

Судебные акты, обжалованные в кассационном порядке в арбитражный суд округа, а также постановления или определения арбитражных судов округов после 6 августа 2014 г. могут быть обжалованы в СКЭС.

Поступившие в ВАС РФ заявления о пересмотре вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов в порядке надзора, в отношении которых на 6 августа 2014 г. не вынесено определение о передаче дела в Президиум ВАС, передаются в СКЭС.

Переданные в Президиум ВАС РФ, но не рассмотренные на 6 августа 2014 г. дела передаются на рассмотрение в Президиум ВС РФ.


2. Передача дел об оспаривании кадастровой стоимости и некоторых других дел из арбитражных судов в суды общей юрисдикции

Проектом федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с изменением подведомственности некоторых категорий дел, рассматриваемых судами общей юрисдикции и арбитражными судами» (законопроект № 466637-6) предусматривается исключение из компетенции арбитражных судов дел по рассмотрению споров об оспаривании кадастровой стоимости, а также некоторых иных дел, и их отнесение к компетенции судов общей юрисдикции.

3. Сохранение в силе правовых позиций ВАС РФ

Проектом федерального закона «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «Об арбитражных судах в Российской Федерации» (в части реализации положений Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации»)» (законопроект № 466627-6) предусматривается, что разъяснения по вопросам судебной практики применения законов и иных нормативных правовых актов арбитражными судами, данные Пленумом ВАС РФ, сохраняют свою силу до принятия соответствующих решений Пленумом ВС РФ.

Комментарий ПГ. Законопроект не содержит подобных положений в отношении правовых позиций, сформированных в постановлениях Президиума ВАС РФ. Однако в проекте вышеуказанных поправок в АПК РФ (законопроект № 466670-6) предлагается в ст. 170 «Содержание решения» АПК РФ установить, что в мотивировочной части решения могут содержаться ссылки на постановления Пленума ВС РФ и сохранившие силу постановления Пленума ВАС РФ по вопросам судебной практики, а также на постановления Президиума ВС РФ и сохранившие силу постановления Президиума ВАС РФ. Таким образом, предполагается, что постановления Президиума ВАС РФ также в течение определенного срока сохранят свою силу.

4. Ранее принятые законы в отношении «нового» Верховного Суда РФ

Напоминаем, что 5 февраля 2014 г. Президентом РФ был подписан первый пакет законов, связанных с объединением высших судебных органов, в соответствии с которыми ВАС РФ упраздняется, а вопросы осуществления правосудия, отнесенные к его ведению, будут переданы в юрисдикцию ВС РФ.

Федеральный конституционный закон от 05.02.2014 № 3-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации», который можно считать базовым, определяет компетенцию и структуру ВС РФ. В соответствии с данным законом обновленный ВС РФ будет иметь следующую структуру:

  • Пленум ВС РФ;
  • Президиум ВС РФ;
  • Апелляционная коллегия;
  • Судебные коллегии: по административным, гражданским, уголовным делам и экономическим спорам, по делам военнослужащих;
  • Дисциплинарная коллегия.
Читайте так же:  Порядок пользования земельным участком в долевой собственности

Пленум ВС РФ в числе других функций осуществляет обобщение судебной практики, дает судам разъяснения по вопросам судебной практики в целях обеспечения единообразия применения законодательства РФ.

Президиум ВС РФ проверяет в порядке надзора, в порядке возобновления производства по новым и вновь открывшимся обстоятельствам вступившие силу судебные акты, рассматривает отдельные вопросы судебной практики.

Апелляционная коллегия рассматривает в качестве суда второй инстанции дела, подсудные ВС РФ, по которым в качестве суда первой инстанции вынесены решения судебными коллегиями ВС РФ.
Судебные коллегии рассматривают в качестве суда первой инстанции и по новым и вновь открывшимся обстоятельствам дела, отнесенные к подсудности ВС РФ, рассматривают дела в апелляционном и кассационном порядке.

Дисциплинарная коллегия рассматривает дела по жалобам на решения Высшей квалификационной коллегии судей.

Выводы и рекомендации

Судебная реформа по объединению высших судов влечет существенные изменения судопроизводства на уровне кассационного обжалования и пересмотра судебных актов в порядке надзора. В ходе унификации процесс пересмотра решений арбитражных судов в ВС РФ будет приближен к процессу пересмотра решений судов общей юрисдикции в ВС РФ.

Судя по предложенным в президентских законопроектах изменениям, слияние арбитражных судов и судов общей юрисдикции не предполагается. В то же время, в дальнейшем не исключается разработка и принятие единого процессуального кодекса.

Ожидается, что не позднее июня данные законопроекты будут рассмотрены и с незначительными поправками приняты.

Вышеизложенные изменения необходимо принимать во внимание как при инициировании новых экономических споров, так и при оценке перспектив обжалования судебных актов по находящимся в производстве арбитражных судов делам.

[1]

Специалисты компании «Пепеляев Групп» обладают обширным опытом в представлении и защите интересов в судебном порядке и готовы оказать квалифицированную помощь по защите прав и интересов в условиях переходного периода реформирования судебной системы.

Для получения дополнительной информации, пожалуйста, обращайтесь:

в Москве: к Юрию Воробьеву, Руководителю практики разрешения споров и медиации, по тел.: (495) 967-00-07 либо по e-mail;
Юлии Литовцевой, Руководителю группы практики разрешения споров и медиации, по тел.: (495) 967-00-07 либо по e-mail

в Санкт-Петербурге: Сергею Спасеннову, Партнеру, Руководителю Санкт-Петербургской практики «Пепеляев Групп», по тел.: +7 (812) 640-60-10 либо по e-mail;

в Красноярске: Егору Лысенко, Руководителю сибирского отделения «Пепеляев Групп», по тел.: +7 (391) 277-73-00 либо по e-mail.

Установлен срок обращения к руководству Верховного Суда РФ о пересмотре конкретного дела

Юридическая компания «Пепеляев Групп» сообщает об ограничении срока для обращения к Председателю Верховного Суда РФ или его заместителю в случае отказа в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебной коллегии ВС РФ пределами двухмесячного срока на кассационное обжалование [1] .

Процедура кассационного обжалования в Верховном Суде РФ судебных актов по экономическим спорам предусматривает, что стороны в течение двух месяцев после вынесения судом округа постановления по делу могут обратиться с кассационной жалобой в Верховный Суд РФ (ст. 291.1, ч. 1 ст. 291.2 АПК РФ).

Судья Верховного Суда РФ в течение двух месяцев (трех – в случае истребования дела) изучает жалобу, после чего выносит либо определение о передаче дела для рассмотрения судебной коллегией ВС РФ, либо об отказе в такой передаче (ч. 7 ст. 291.6 АПК РФ).

Если в передаче дела для рассмотрения коллегией будет отказано, Председатель Верховного Суда РФ или его заместитель вправе не согласиться с определением судьи, своим определением отменить его и передать дело для рассмотрения в коллегию (ч 8 ст. 291.6). При этом законодательство о судопроизводстве в арбитражных судах не устанавливает ни процедуры, ни сроков вынесения такого определения.

На практике Председатель, его заместитель пользуются данным полномочием при обращении к ним с просьбой одной из сторон дела. Сроки обращения стороны с такой просьбой (жалобой) также не установлены.

Это регулирование приводило к тому, что сторона могла обратиться к Председателю ВС РФ, его заместителю спустя длительное время после отказа в передаче дела для рассмотрения в коллегии, а Председатель мог рассматривать такую жалобу неограниченное количество времени.

Правовая позиция Конституционного Суда РФ

Конституционный Суд РФ разъяснил, что ч. 8 ст. 291.6 АПК РФ по своему конституционно-правовому смыслу предполагает, что «обращение заинтересованных лиц к Председателю Верховного Суда Российской Федерации, его заместителю с просьбой не согласиться с определением судьи Верховного Суда Российской Федерации об отказе в передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации и вынести определение о его отмене и совершении этого процессуального действия возможно только в виде надлежащим образом оформленных кассационных жалобы, представления и в пределах установленного законом двухмесячного срока на кассационное обжалование; при этом время рассмотрения кассационных жалобы, представления в кассационной инстанции Верховного Суда Российской Федерации при исчислении этого срока учитываться не должно».

Конституционный Суд РФ указал, что аналогичный подход ранее выработан в рамках регулирования порядка подачи жалоб в Верховный Суд РФ, предусмотренного Гражданским процессуальным кодексом РФ.

О чем подумать, что сделать

На данный момент не приняты изменения в АПК РФ, которые урегулировали бы порядок обращения к Председателю ВС РФ, его заместителю. Однако Верховный Суд РФ в своей деятельности уже руководствуется подходом, определенным Конституционным Судом РФ.

В связи с этим нужно учитывать следующее:

[1] Постановление КС РФ от 12.07.2018 № 31-П.

Процессуальный срок рассмотрения кассационной жалобы Президиумом Мосгорсуда

После подачи мною кассационной жалобы в Президиум Мосгорсуда прошел месяц, решение по ней так и не принято. Является ли это нарушением судом процессуального срока рассмотрения моей кассационной жалобы? Какие меры я могу принять?

Уголовно-процессуальным и Гражданским процессуальным кодексами РФ установлены идентичные требования к срокам рассмотрения кассационных жалоб в президиумах судов субъектов РФ.

Поданная кассационная жалоба подлежат изучению судьей соответствующего суда единолично в срок, не превышающий одного месяца со дня ее поступления, если дело не было истребовано, или в срок, не превышающий двух месяцев со дня ее поступления, если дело было истребовано, за исключением периода со дня истребования дела до дня его поступления в суд кассационной инстанции. В гражданском судопроизводстве кассационная жалоба также может быть изучена председателем или заместителем председателя суда (ст. 401.7, п. 1 ст. 401.9 УПК РФ; ст. 380.1, п. 1 ст. 382 ГПК РФ).

Читайте так же:  Расторжение договора на основании соглашения сторон производится

По результатам изучения кассационной жалобы судья выносит постановление (в уголовном судопроизводстве) или определение (в гражданском судопроизводстве):

1) об отказе в передаче кассационной жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции, если отсутствуют основания для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке;

2) о передаче кассационной жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции (п. 2 ст. 381 ГПК РФ; ч. 2 ст. 401.8 УПК РФ).

В случае передачи кассационной жалобы с делом для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции кассационная жалоба подлежит рассмотрению в течение одного месяца со дня вынесения судьёй постановления (определения) о передаче жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции (ч. 1 ст. 401.13 УПК РФ; п. 1 ст. 386 ГПК РФ).

Таким образом, установленный законом процессуальный срок рассмотрения вашей кассационной жалобы может считаться нарушенным в случае непринятия судьей решения об истребовании дела или решения о передаче кассационной жалобы с делом для рассмотрения в судебном заседании кассационной инстанции.

Если судом нарушаются процессуальные сроки рассмотрения кассационной жалобы, вы можете обратиться с жалобой на бездействие судьи (судей) к председателю Московского городского суда и (или) в квалификационную коллегию судей г. Москвы.

Как указано в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 27.12.2007 N 52 «О сроках рассмотрения судами Российской Федерации уголовных, гражданских дел и дел об административных правонарушениях», при выявлении фактов волокиты, грубого или систематического нарушения судьями процессуальных сроков, приводящих к ущемлению прав и законных интересов граждан при рассмотрении дел, квалификационные коллегии судей в установленном законом порядке привлекают судей к дисциплинарной ответственности, в том числе в виде досрочного прекращения их полномочий.

Подача жалобы Председателю ВС прерывает рассмотрение дела?

В арбитражном деле А31-1356/2016 суд округа отменил предыдущие решения и направил дело на новое рассмотрение. Обе стороны на подобное решение жаловались, но судья ВС не рассматривая жалобы по существу отказала в передаче мотивируя тем, что суд округа имеет такое право (отправить на новое рассмотрение). Сроки теперь поджимают, надо выйти с окончательным решением в этом году. В связи с этим вопрос — если на определение об отказе в передаче жалобы в ВС пожаловаться Председателю ВС, это приостановит рассмотрение в первой инстанции? Пока жалоба рассматривалась судьей ВС, судья первой инстанции рассмотрение откладывала. Будет ли та же ситуация с жалобой Председателю ВС? Ведь подобная жалоба процессуальной силы вроде как не имеет, как и конкретных сроков. Председатель (или зам) ВС могут ответить через 2 недели, 2 месяца или вообще не ответить.

Спасибо! Подробно и с судебной практикой

21 Августа 2017 10:28

Ответы юристов ( 1 )

Добрый день! Возможность приостановление исполнения судебных актов в связи с обжалованием судебного акта предусмотрена ст. 283 АПК РФ (в суде округа) и п.3 ст.291.6 АПК РФ (в случае истребования судьей ВС РФ дела при рассмотрении кассационной жалобы в ВС РФ).

Жалоба председателю ВС РФ на определение об отказе в передаче жалобы носит внепроцессуальный характер, с учетом чего оснований для приостановления исполнения судебных актов не имеется. Вместе с тем, если председатель отменит определение и истребует дело, то в этом случае возможно приостановление исполнения судебных актов в порядке п.3 ст.291.6 АПК РФ.

Оснований для приостановления производства в суде первой инстанции в случае подачи жалобы председателю ВС РФ на определение об отказе в передаче жалобы не имеется.

Определение Верховного Суда РФ от 12.10.2015 N 309-ЭС15-6673 по делу N А60-25477/2013 (Судебная коллегия по экономическим спорам)
В судебном заседании представитель истца просил приостановить производство по делу в связи с обращением в Верховный Суд РФ с надзорной жалобой на определение судьи Верховного Суда РФ, а также в Конституционный Суд РФ с заявлением о проверке на предмет соответствия Конституции РФ статьи Федерального закона.
Судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения ходатайства истца.
Нахождение заявления на предварительном изучении в Конституционном Суде РФ и нахождение жалобы на изучении председателя (заместителя председателя) Верховного Суда РФ не свидетельствуют о невозможности рассмотрения настоящего дела. Данные заявление и жалоба не рассматриваются по существу, в отношении них фактически решается вопрос о допустимости такого рассмотрения. В связи с этим законные основания для приостановления производства по делу отсутствуют.

КС: природа жалобы на имя Председателя ВС РФ и его заместителя – кассационная

Конституционный Суд РФ принял Постановление от 12 июля 2018 г. № 31-П «По делу о проверке конституционности части 8 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобой открытого акционерного общества “«Волгоцеммаш”» (далее – Постановление).

Видео (кликните для воспроизведения).

Вопрос, рассмотренный КС, является достаточно острым в судебной практике. Споры относительно так называемых «сверхполномочий» Председателя ВС и заместителя Председателя ВС не утихают по сей день. КС РФ вновь подчеркнул, что сами по себе полномочия Председателя ВС и заместителя Председателя ВС по отмене определения судьи Верховного Суда об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в Судебную коллегию ВС не противоречат Конституции, так как такие полномочия направлены на исправление судебных ошибок и в целом призваны обеспечить защиту прав и свобод, а реализация таких полномочий не является произвольной.

КС РФ рассмотрел в данном случае вопрос о временных пределах реализации права на подачу в порядке ч. 8 ст. 291.6 Арбитражного процессуального кодекса жалобы на имя Председателя ВС и его заместителя.

В первую очередь, надо отметить вывод КС о том, что такая жалоба подается в форме кассационной жалобы, что, в свою очередь, влечет необходимость соблюдения требований о форме и содержании кассационной жалобы, предусмотренных ст. 291.3 АПК РФ. Этот вывод является важным для правоприменительной практики ввиду того, что до настоящего времени не наблюдалось единого мнения относительно природы жалобы, подаваемой на имя Председателя ВС РФ и его заместителя. Такая жалоба квалифицировалась и в качестве кассационной жалобы, и жалобы на определение судьи в порядке ч. 6 ст. 188 и ст. 291 АПК РФ, и даже некого внепроцессуального обращения к Председателю ВС и его заместителю.

Читайте так же:  Льготы инвалидам 3 группы

Как видно из текста Постановления, Конституционный Суд со ссылкой на ранее изложенные им разъяснения относительно аналогичных правил в Гражданском процессуальном кодексе РФ вновь подчеркнул природу такой жалобы как кассационной.

Вместе с тем такой подход не лишен противоречий, поскольку признание статуса кассационной за жалобой, подаваемой в порядке ч. 8 ст. 291.6 АПК, неизбежно ставит вопрос об объекте обжалования, ведь в силу ч. 1 ст. 291.1 АПК определение судьи об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения не может выступать объектом кассационного обжалования, в то время как Председатель ВС реализует свои полномочия по отмене судебного акта в отношении определения судьи Верховного Суда об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в Судебную коллегию ВС РФ. Таким образом, такой подход внутреннее противоречив.

Наиболее приемлемой видится квалификация жалобы на имя Председателя ВС и его заместителя в качестве жалобы на определение суда кассационной инстанции, которая должна рассматриваться с учетом правил, предусмотренных ч. 6 ст. 188 и 291 АПК РФ, так как основанием отмены Председателем ВС или его заместителем определения судьи ВС РФ в силу ч. 8 ст. 291.6 АПК является несогласие с определением судьи Верховного Суда, то есть с неверной оценкой судьей ВС РФ доводов кассационной жалобы. Если определение судьи ВС содержит неверную оценку доводов кассационной жалобы, то такое определение, очевидно, не соответствует нормам п. 1 ч. 7 ст. 291.6 и ст. 291.11 АПК РФ, закрепляющим основания для передачи кассационной жалобы в Судебную коллегию Верховного Суда и отмены или изменения Судебной коллегией ВС РФ судебных актов в порядке кассационного производства. Таким образом, механизм обжалования определения судьи ВС РФ об отказе в передаче кассационной жалобы на рассмотрение Судебной коллегии ВС может быть найден внутри уже имеющихся институтов арбитражного процессуального права. Кроме того, такой подход позволяет значительно проще решить вопрос об исчислении сроков на подачу жалобы Председателю ВС РФ и его заместителю, о чем пойдет речь далее.

Ранее Судебная коллегия ВС РФ неоднократно указывала, что норма ч. 8 ст. 291.6 АПК РФ не закрепляет конкретных сроков, в пределах которых жалоба может быть подана Председателю Верховного Суда или его заместителю, что не могло быть оценено положительно. Вопрос об отсутствии срока для подачи жалобы Председателю ВС РФ или его заместителю уже ставился перед КС и тем не менее Конституционный Суд рассмотрел его по существу только сейчас.

Примечательно, что этот вопрос ставился именно в тех обращениях заявителей, по результатам которых КС РФ вынесены определения, на которые сам КС ссылается во вновь принятом Постановлении № 31-П. Конституционный Суд дал объяснения тому, почему аналогичные по содержанию рассмотренной жалобе жалобы ООО «АЗУР ЭЙР», ОАО «Саратовские авиалинии», АО «ДОНАВИА» и ПАО «Авиакомпания ЮТэйр» не были приняты КС РФ к рассмотрению (определения от 27 июня 2017 г. № 1358-О, № 1387-О и № 1388-О и от 28 сентября 2017 г. № 2042-О). КС РФ аргументирует отказ в рассмотрении названных жалоб тем, что отмена заместителем Председателя ВС определений судей Верховного Суда об отказе в передаче кассационных жалоб Министерства финансов на вынесенные по их делам судебные акты и передача этих жалоб для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ были направлены на исправление судебной ошибки, допущенной нижестоящими арбитражными судами, которые не исполнили решения КС.

Вместе с тем доводы КС РФ в данной части являются, по меньшей мере, спорными и способствуют утверждению мнения о том, что жалобы Председателю ВС и его заместителю, когда они направлены на исправление судебной ошибки, допущенной нижестоящими арбитражными судами, не исполнившими решения КС, не связаны процессуальными сроками для подачи. Однако разрешению именно этого вопроса – сроку подачи заинтересованным лицом жалобы Председателю ВС и его заместителю и посвящено принятое Постановление КС РФ, и в нем не сделано особых оговорок о том, что жалобы Председателю ВС и его заместителю при определенных обстоятельствах могут быть не связаны процессуальными сроками для подачи. Напротив, КС указал на общий подход, в соответствии с которым обращение заинтересованных лиц к Председателю ВС и заместителю Председателя ВС с просьбой не согласиться с определением судьи Верховного Суда об отказе в передаче кассационных жалоб, представлением для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии ВС РФ и вынести определение о его отмене и совершении данного процессуального действия возможно только в пределах установленного законом двухмесячного срока на кассационное обжалование. Таким образом, аргументация КС в этой части, очевидным образом, не выдерживает критики.

Основания для вывода КС о том, что подача заинтересованным лицом жалобы Председателю ВС и его заместителю возможна только в пределах установленного АПК РФ двухмесячного срока на кассационное обжалование, а время рассмотрения этих жалобы, представления в кассационной инстанции ВС при исчислении данного срока не учитывается, лежат в плоскости гражданского процесса и соответствующих разъяснений КС РФ положений ГПК. Вместе с тем при таком подходе не учитываются различия в инстанционном обжаловании судебных актов в арбитражном процессе и судебных постановлений в гражданском процессе, поэтому вывод КС РФ кажется слегка искусственным и сделанным без попытки поиска решения в области институтов арбитражного процессуального права.

Кроме того, правовое регулирование исчисления сроков на подачу жалобы, при котором из срока для подачи жалобы Председателю ВС РФ и его заместителю подлежит исключению время рассмотрения кассационной жалобы в кассационной инстанции ВС РФ, значительно усложняет механизм обжалования и в любом случае оставляет вопрос исчисления срока непрозрачным. При этом предложенный подход, в соответствии с которым определение судьи ВС об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в Судебную коллегию ВС РФ должно обжаловаться как определение суда кассационной инстанции (ст. 188 и 291 АПК), напротив, делает механизм обжалования более предсказуемым и прозрачным за счет более простого и ясного правила исчисления процессуальных сроков.

Читайте так же:  Как развестись с женой, если есть дети

В то же время приведенная критика нисколько не умаляет достоинств комментируемого Постановления и важного вклада КС РФ в разрешение давно назревшей проблемы. В будущем можно прогнозировать стабилизацию судебной практики по рассмотренному КС РФ вопросу.

Срок рассмотрения кассационной жалобы по гражданскому делу

В порядке кассации могут быть обжалованы определения и решения суда с даты наделения данных документов законной силой. До направления кассации по гражданскому делу лицом обязательно должна подаваться апелляция.

Какими статьями закона регулируется срок рассмотрения кассационной жалобы по гражданскому делу

Порядок рассматривания обращения устанавливается статьёй 386 гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации.

Период рассмотрения утверждается статьёй 382 гражданско-процессуального кодекса России.

Кассационное обжалование в РФ

Кассация по гражданскому делу должна подаваться в течение 6 месяцев с даты наделения оспариваемого судебного акта законной силой в кассационный суд. Госпошлина при подаче данного документа равна 100 рублям.*

[2]

Основаниями нарушения законодательства считаются только:

  • неприменение закона, который должен был быть обязательно исполнен;
  • применение закона, который исполняться не должен;
  • неверное толкование закона, предусмотренное ч. 2 ст. 330 гражданско-процессуального кодекса РФ.

Важно! Присутствие данных нарушений нужно ясно выделить в тексте обжалования, подробно описав их со ссылкой на конкретную статью.

Подавать документ необходимо с учетом правил, предусмотренных к его содержанию статьей 378 ГПК РФ. Его верное составление и подача будет способствовать эффективному и быстрому разрешению спора. В документе обязательно должна присутствовать информация, в частности:

  • Название организации, куда направлено обжалование.
  • Фамилия, имя и отчество лица, адрес его местожительства.
  • Статус в процессе.
  • Имена (названия) всех участников разбирательства.
  • Информация о решениях, утверждённых до этого момента с указыванием наименований органов, принявших их.
  • Данные о том, какие конкретно права нарушились такими постановлениями, с отсылками на нормативно-правовую базу Российской Федерации.
  • Сама просьба лица, составившего кассацию.
  • Перечень приложенных документов.
  • Личная подпись направляющего обращение либо его представителя (с приложением доверенности).

Образец выложен на интернет-сайте областного либо иного суда, в который подаётся такой документ.

Важно! К обращению в обязательном порядке нужно приложить уже утверждённые решения 1 и 2 инстанций в заверенном виде (заверка осуществляется такими же органами).

В кассационном порядке осуществляется проверка верности применения и трактовки судами положений материального и процессуального права России в рамках разъяснений обращения. В нем следует обязательно указывать, в чем именно заключены допущенные органами значительные нарушения положений соответствующего права, ссылаясь на конкретные нормы российского законодательства.

Какие суды этим занимаются

К органам, которые рассматривают обращения, относятся суды вышестоящего уровня по отношению к организациям, которые вынесли определение или решение, а именно:

  • Президиумам верховных судов республики (допустим, ВС РК), края, области, округа.
  • Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ. Если президиум не удовлетворит или даже не рассмотрит кассацию, то лицо получит право обращения с жалобой в эту организацию.

Президиум Верховного суда РК

Порядок рассмотрения кассационной жалобы

После приёма обращения сначала оно изучается исключительно судьёй на предмет его соответствия законодательным и процессуальным положениям России. По итогам изучения судья полномочен утвердить определённые решения касаемо этого документа. Такими решениями могут являться:

  • отказ в отправке на рассмотрение;
  • возврат кассации;
  • оставление обращения без движения;
  • направление на рассмотрение в кассационный суд.

Разбирательство включает в себя 3 стадии:

  1. Подготовительный этап с приведением конкретных обстоятельств.
  2. Рассмотрение материалов, в процессе которого судьёй составляется доклад, приводящий обстоятельства дела и доводы жалобы.
  3. Утверждение определения коллегией.

Важно! На заседание вызываются лица, чьи интересы затрагиваются жалобой, при этом их неявка не будет считаться причиной для его переноса.

В процессе рассмотрения жалобы такие лица могут дать разъяснения по обстоятельствам дела, при этом сначала выступает направивший обращение. Далее коллегия выносит постановление либо определение, при этом она имеет право:

  • удовлетворить кассацию;
  • отказать в удовлетворении;
  • отправить дело на повторное разбирательство.

Предварительное изучение — «фильтрация»

Согласно действующему гражданскому процессуальному законодательству после поступления кассации (представления прокурора) в судебный орган, она подлежит изучению одним из судей соответствующего суда на наличие либо отсутствие оснований для пересмотра постановления суда кассационной инстанции в гражданском процессе в порядке, установленном статьей 387 ГПК РФ. Действия судьи с момента получения обращения до вынесения им определения о направлении документа либо об отказе в его отправке на рассмотрение в заседании образуют предварительную процедуру (так называемую фильтрацию) в данном органе.

В судебной практике процедура досудебного изучения жалоб (представлений) рассматривается как способ обеспечения правовой стабильности и определенности имеющих законную силу решений суда.

Как указывает Конституционный суд РФ, введение процедуры предварительного изучения обжалования судьей конкретного органа относительно возможности его направления на рассмотрение судом вышестоящего уровня обуславливается целью обеспечения баланса частного и публичного интересов, недопущения превращения органа, занимающегося проверкой вступивших в силу актов в обычную судебную инстанцию и исключения однозначно безосновательных обращений.

Сколько рассматривается кассационная жалоба

Продолжительность рассмотрения не должна составлять более 1 месяца в случае, если гражданское дело не истребовал судья. Время рассмотрения кассации по гражданскому делу не должно превышать 2 месяцев при ее истребовании, не учитывая срока со дня истребования до даты поступления документа в суд.

Важно! Для Верховного суда России данный срок рассмотрения кассационный жалобы по гражданскому делу составляет 2 и 3 месяца соответственно.

Председатель ВС РФ уполномочен на принятие решение о продлении срока рассмотрения кассационной жалобы на 2 месяца с учётом трудности конкретного гражданского дела.

Возражения на кассационную жалобу по гражданскому делу

В арбитражном производстве предусмотрена возможность подачи отзыва с обозначением возражений касаемо доводов, приведенных в обжаловании. Данное право имеют лица, чьи интересы затрагиваются текстом этого документа.

В отзыве лицо вправе описать свои личные доводы, которые могут оказать влияние на решение органа суда.

Обратите внимание! Возражение может подаваться только до начала разбирательства, при этом его копии так же отправляются лицам, принимающим участие в процессе.

Формы подачи возражения:

  • Заказным письмом с уведомлением.
  • Электронно путём заполнения формы на интернет-сайте суда с прикладыванием требуемых документов.

Госпошлина за подачу отзыва на обжалование не взимается.

Подача кассации является эффективным регулятором общественных отношений и временить с этой процедурой не стоит.

Читайте так же:  Платошкин николай николаевич брат медведева дмитрия анатольевича

Основная цель судопроизводства в данном случае — выявлять значимые отступления от существующих российских норм материального и процессуального права, которые оказали влияние на итог разрешения дела судами предшествующих инстанций.

Официальный сайт
Верховного Суда Российской Федерации

По делам об административных правонарушениях

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях
(извлечение)

Глава 30. ПЕРЕСМОТР ПОСТАНОВЛЕНИЙ И РЕШЕНИЙ ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ

Статья 30.12. Право на обжалование, опротестование вступивших в законную силу постановления по делу об административном правонарушении, решений по результатам рассмотрения жалоб, протестов

1. Вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов могут быть обжалованы лицами, указанными в статьях 25.1 — 25.5.1 настоящего Кодекса.

2. Вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов могут быть опротестованы прокурором.

3. Право принесения протеста принадлежит прокурорам субъектов Российской Федерации и их заместителям, Генеральному прокурору Российской Федерации и его заместителям, а в отношении военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы, — прокурорам военных округов, флотов и приравненным к ним прокурорам, Главному военному прокурору и их заместителям.

4. Вступившее в законную силу решение по результатам рассмотрения жалобы, протеста на постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано должностным лицом, вынесшим постановление.

5. Вступившее в законную силу решение по результатам рассмотрения жалобы на вынесенное судьей постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано должностным лицом, направившим это дело на рассмотрение судье.

Статья 30.13. Суды, рассматривающие жалобы, протесты на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов

1. Жалобы подаются, протесты приносятся в верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов Москвы и Санкт-Петербурга, суды автономной области и автономных округов, Верховный Суд Российской Федерации.

2. Вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов правомочны пересматривать председатели верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов Москвы и Санкт-Петербурга, судов автономной области и автономных округов или их заместители, Председатель Верховного Суда Российской Федерации, его заместители либо по поручению Председателя Верховного Суда Российской Федерации или его заместителей судья Верховного Суда Российской Федерации.

3. Верховный Суд Российской Федерации рассматривает жалобы, протесты на вступившие в законную силу постановление судьи по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов на указанное постановление. Указанные постановление и решения рассматриваются Верховным Судом Российской Федерации в случае, если они были рассмотрены председателями соответствующих верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов Москвы и Санкт-Петербурга, судов автономной области и автономных округов или их заместителями.

4.1. Вступившие в законную силу решения арбитражных судов по делу об административном правонарушении, решения, принятые ими по результатам рассмотрения жалоб, протестов (представлений), пересматриваются Верховным Судом Российской Федерации, если были исчерпаны все предусмотренные арбитражным процессуальным законодательством способы их обжалования в арбитражных судах. Указанные решения пересматриваются в Верховном Суде Российской Федерации в соответствии с правилами, установленными Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.

5. Вступившие в законную силу постановления судьи гарнизонного военного суда по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов пересматриваются окружными (флотскими) военными судами и Судебной коллегией по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации в соответствии с правилами, установленными настоящим Кодексом.

Статья 30.14. Подача жалобы, принесение протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов

1. Жалоба подается, протест приносится в суд, полномочный пересматривать такие жалобы, протесты.

2. Жалоба, протест на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов должны содержать:

1) наименование суда, в который подается жалоба, приносится протест;

2) сведения о лице, подавшем жалобу, прокуроре, принесшем протест;

3) сведения о других участниках производства по делу об административном правонарушении;

4) указание на постановление по делу об административном правонарушении, решение по результатам рассмотрения жалоб, протестов;

5) доводы лица, подавшего жалобу, прокурора, принесшего протест, с указанием оснований для пересмотра вступивших в законную силу постановления по делу об административном правонарушении, решений по результатам рассмотрения жалоб, протестов;

6) перечень материалов, прилагаемых к жалобе, протесту;

7) подпись лица, подавшего жалобу, прокурора, принесшего протест.

3. К жалобе, протесту должны быть приложены:

1) копия постановления по делу об административном правонарушении;

2) копии решений по результатам рассмотрения жалоб, протестов, если такие решения вынесены;

3) копия документа, которым удостоверяются полномочия законного представителя физического или юридического лица, копия доверенности или выданный соответствующим адвокатским образованием ордер, которыми удостоверяются полномочия защитника, представителя, в случае, если жалоба подписана указанными лицами;

Видео (кликните для воспроизведения).

4) копия жалобы, протеста, число которых соответствует числу других участников производства по делу об административном правонарушении, указанных в статьях 25.1 — 25.4 , 25.11 настоящего Кодекса.

Источники


  1. Горбункова И. М. Особенности правоохранительной деятельности российского нотариата в сфере наследственных правоотношений; Городец — Москва, 2010. — 144 c.

  2. Беляева, О. М. Теория государства и права в схемах и определениях / О.М. Беляева. — М.: Феникс, 2012. — 320 c.

  3. Курганов, С. И. Комментарий к судебной практике по проблемам исполнения уголовного наказания / С.И. Курганов. — М.: Юрайт, 2015. — 322 c.
Срок рассмотрения жалобы председателем верховного суда рф
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here