Срок обжалования постановления об окончании исполнительного производства

Полезная информация на тему: "Срок обжалования постановления об окончании исполнительного производства", собранная из сети и предоставленная в удобном для чтения виде. По всем вопросам - обращайтесь к дежурному юристу.

Обжалование исполнительного производства в 2019 году: советы юриста

Дата публикации материала: 04.01.2019

Последнее обновление: 05.06.2019

Рассказываем, как самостоятельно обжаловать и оспорить постановление о возбуждении исполнительного производства.

Что такое исполнительное производство?

В первую очередь необходимо разобраться с терминологией. Итак, что такое «исполнительно производство» с точки зрения закона?

В российском законодательстве под этим термином понимается заключительная стадия гражданского процесса, в которой реализуется судебный акт, вынесенный в защиту права или интереса взыскателя.

Иными словами, основная цель любого исполнительного производства — взыскание денег с должника законными методами.

Обратите внимание! В 2019 году возбудить такое производство может только судебный пристав-исполнитель.

В каких случаях можно оспорить постановление о возбуждении исполнительного производства в 2019 году?

Если вы не согласны с постановлением о возбуждении исполнительного производства (например, в документе присутствуют серьезные фактические ошибки), у вас есть право обжаловать соответствующее производство.

Однако при этом необходимо помнить о сроках и порядке обжалования постановлений должностных лиц Федеральной службы судебных приставов (ФССП).

В какой срок можно обжаловать исполнительное производство в 2019 году?

В соответствии с положениями ст. 126 Федерального закона «Об исполнительном производстве» каждая жалоба (в том числе, и жалоба на возбуждение исполнительного производства) должна быть рассмотрена в течение 10 рабочих дней с момента ее поступления в территориальный орган Федеральной службы судебных приставов.

Обжалование исполнительного производства в 2019 году?

Как и любая другая официальная претензия, ваша жалоба на возбуждение исполнительного производства должна быть составлена в письменной форме и подписана заявителем. Требования к содержанию этого документа также регламентированы законом.

В частности, в ст. 124 уже известного нам ФЗ об исполнительном производстве говорится, что в жалобе обязательно должны быть указаны:

  • ФИО судебного пристава-исполнителя, которые вынес постановление о возбуждении исполнительного производства;
  • ФИО и место жительства заявителя;
  • Основания, по которым обжалуется указанное постановление судебного пристава-исполнителя;
  • Требования лица, подавшего жалобу;
  • Дата составления жалобы;
  • Список прилагаемых документов (вы можете использовать любые документы, которые подтверждают обстоятельства, указанные в вашей жалобе).

Обратите внимание! Если вы сомневаетесь, что сможете подготовить жалобу на исполнительное производство самостоятельно, у вас всегда есть возможность обратиться за бесплатной помощью к нашим юристам. Среднее время ожидания ответа — 15 минут.

Куда подается жалоба на постановление о возбуждении исполнительного производства в 2019 году?

По общему правилу жалоба на постановление сотрудника ФССП подается старшему судебному приставу, в подчинении которого находится этот сотрудник. Как найти информацию о нужном вам должностном лице? В этой ситуации на помощь может прийти онлайн-сервис «Реестр отделов судебных приставов» на официальном сайте службы.

Также вы может воспользоваться услугами центра телефонного обслуживания ФССП России: 8 800 250 39 32 (звонок бесплатный).

Как правильно подать жалобу на постановление о возбуждении исполнительного производства в 2019 году?

На сегодняшний день жалоба на исполнительное производство может быть подана несколькими способами:

  • На личном приеме у старшего судебного пристава;
  • Через канцелярию территориального отдела ФССП;
  • По почте — заказным письмом с уведомлением о вручении;
  • В электронном виде — с помощью интернет-приемной службы судебных приставов.

Требования к электронной жалобе в Федеральную службу судебных приставов:

  • Размер электронного обращения не может превышать 4 тыс. символов;
  • К жалобе могут быть приложены несколько документов в форме .doc .docx .pdf .gif .zip и т.д.;
  • Размер каждого такого прикрепленного файла не должен превышать 5 МВ.

Какое решение может быть принято по жалобе на возбуждение исполнительного производства в 2019 году

Как уже было сказано выше, установленный законом срок рассмотрения жалобы на исполнительное производство в 2018 году составляет 10 дней. За это время старший судебный пристав должен внимательно изучить ваше обращение. Если доводы, указанные вами, будут признаны обоснованными, то в кратчайшие сроки будет принято решение об отмене постановления (полностью или частично). Также старший пристав может признать действия своих подчиненных неправомерными и определить меры, которые должны быть приняты в целях устранения допущенных нарушений.

Обжалование постановления пристава об окончании исполнительного производства

По каким основаниям можно обжаловать постановление пристава об окончании исполнительного производства и возвращении исполнительных документов взыскателю?

Основание прекращения — невозможность определить местонахождение должника и его имущества.

В соответствии с ст.122 ФЗ № 229 «Об исполнительном производстве» жалоба на постановление СПИ подается в течении 10 дней смомента вынесения постановления, либо 10 дней с момента, когда стороне исполнительного производства стало об этом известно. Жалоба подается старшему судебному приставу, а если решение принято старшим судебным приставом — главному судебному приставу субъекта.

[3]

В Вашем случае исполниетльное производство прекращено по основаниям предусмотренным пп.3 п.1 ст.46 ФЗ 229, т.е. в связи с невозможностью установления местанахождения должника. При этом в законе есть оговорка, что возвращение взыскателю исполнительного документа не является препятствием для повторного предъявления к исполнению исполнительного документа в пределах установленного срока.

[1]

Таким образом Вы можете повторно подать исполнительный лист в ОСП для возбуждения исполнительного производства и проведения исполнительных действий.

Если мой ответ помог, оцените.

Просто пишется жалоба — ст. 441 ГПК РФ не предусматривает конкретные основания кроме нарушения прав взыскателя.

Глава 18. Сроки и порядок обжалования постановлений и действий (бездействия) должностных лиц службы судебных приставов (ст.ст. 122 — 128)

Глава 18. Сроки и порядок обжалования постановлений и действий (бездействия) должностных лиц службы судебных приставов

>
Сроки подачи жалобы
Содержание
Федеральный закон от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (с изменениями и дополнениями)

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Приставы окончили производство из-за отсутствия у должника имущества, что делать?

Одним из самых популярных оснований для окончания исполнительного производства, пожалуй, является именно отсутствие у должника имущества, на которое можно обратить взыскание. Это основание используется судебными приставами очень часто и становится удобным способом для сворачивания многих кажущихся безнадежными исполнительных производств. Сайт Odolgah.com подготовил несколько полезных советов для тех взыскателей, кто столкнулся с окончанием исполнительного производства из-за отсутствия у должника имущества.

Каким законом предусмотрено право приставов окончить производство за отсутствием имущества у должника?

Возможность окончить исполнительное производство в связи с отсутствием у должника имущества предусмотрена пп.4) п.1 ст.46 и пп.3) п.1 ст.47 ФЗ «Об исполнительном производстве».

Читайте так же:  Проверка квартиры онлайн росреестр бесплатно открытые данные

При каких условиях приставы могут окончить исполнительное производство за отсутствием имущества?

  • взыскание по исполнительному листу не производилось или производилось лишь частично;
  • у должника отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание;
  • судебный пристав принял все допустимые законом меры по отысканию имущества, на которое можно обратить взыскание;
  • все принятые судебным приставом меры оказались безрезультатными;
  • акт о наличии обстоятельств, в соответствии с которыми исполнительный документ возвращается взыскателю, должен быть утвержден старшим судебным приставом или его заместителем.

Все эти условия должны быть в совокупности. Если какое-то из них отсутствует, судебный пристав не может окончить исполнительное производство по данному основанию, то есть вы можете обжаловать его постановление.

Как я могу узнать, что приставы закрыли мое производство?

  1. Приставы пришлют вам почтой постановление об окончании исполнительного производства и о возвращении исполнительного документа взыскателю, акт о наличии обстоятельств для возвращения исполнительного листа и сам исполнительный лист с отметкой о частичном исполнении.
  2. Если вы ничего не получали по почте, но от приставов уже давно нет никаких известий, вы можете проверить статус своего исполнительного производства по номеру на сайте ФССП (или поискать его по ФИО должника там же). В случае окончания исполнительного производства по данному или какому-то другому основанию вы увидите в таблице ссылку на пп.4) п.1 ст.46.
  3. Также получить информацию о статусе исполнительного производства можно по телефону вашего судебного пристава-исполнителя / отдела судебных приставов или на личном приеме.

Что делать, если приставы окончили производство из-за отсутствия имущества у должника?

  1. Получить постановление об окончании исполнительного производства и оригинал исполнительного листа. В таком случае нередко приходится прикладывать некоторые усилия для розыска своего исполнительного листа. Дело в том, что судебные приставы могут отправить лист простым письмом (без уведомления), которое может потеряться в пути, или выслать лист на адрес суда. Если вам не удалось найти исполнительный лист ни у самих приставов, ни на почте, ни в суде, тогда остается только один вариант: запрашивать его дубликат.
  2. Проверить наличие всех оснований для окончания исполнительного производства. В силу ряда объективных и субъективных причин судебные приставы склонны использовать это основание для скорейшего избавления от «глухарей» — производств, по которым стандартные способы не позволяют взыскать деньги, или должник является «хроническим». По этой причине не исключены ситуации, когда приставы оканчивают такие производства чисто формально. Вам нужно ознакомиться с материалами исполнительного производства (у вас есть такое право по п.1 ст. 50 ФЗ «Об исполнительном производстве»), проверить исполнение всех своих ходатайств и предусмотренных законом мер принудительного исполнения, а также поступление ответов на запросы о наличии имущества.
  3. Обжаловать постановление об окончании исполнительного производства — если материалами ИП не подтверждаются все необходимые основания для возвращения исполнительного листа взыскателю в связи с отсутствием имущества у должника. Подать жалобу вы можете вышестоящему судебному приставу (начальнику отдела судебных приставов) или сразу в суд. Помните, что жалоба должна быть подана в течение 10 дней с даты вынесения постановления (или его получения, если вас не извещали о планах по вынесению такого постановления).
  4. Разыскивать имущество должника. Получение новой информации о должнике и его источниках дохода (например, смене места работы, получении наследства, выигрыша, продаже квартиры и пр.) позволит вам претендовать на скорейшее возбуждение исполнительного производства.
  5. Предъявлять исполнительный лист на исполнение повторно. По общему правилу это возможно через 6 месяцев после того, как было вынесено постановление об окончании исполнительного производства. В случае обнаружения нового имущества вы можете предъявить исполнительный лист снова в любой момент, не дожидаясь истечения 6 месяцев. В заявлении о возбуждении исполнительного производства надо будет указать новые данные об имущественном положении должника.

Учтите, что повторно исполнительный лист можно предъявить к исполнению в пределах общего 3-летнего срока с даты вступления судебного акта в законную силу. Этот срок прерывается, когда вы предъявляете исполнительный лист к исполнению, или когда должник частично производит по нему исполнение. После перерыва срок начинает течь заново, без учета уже истекшей части 3-летнего срока.

Чем плохо окончание исполнительного производства по этому основанию?

  • Отмена арестов и запретов. Оканчивая ИП в связи с отсутствием у должника имущества, судебный пристав должен будет отменить все установленные для должника ограничения (в т.ч. на выезд из РФ, лишение водительских прав, аресты и запреты регистрационных действий). Если должника уже успели объявить в розыск, розыск также отменяется. В отсутствие запретов должник сможет увести все то имущество, которое у него есть и которое не смогли найти приставы.

Лайфхак:
отмена арестов и запретов по п.4 ст. 47 ФЗ об исполнительном производстве не распространяется на производства по обеспечительным мерам. То есть очень полезно будет обратиться в суд за наложением обеспечительных мер (например, в виде ареста имущества) еще до возбуждения исполнительного производства. Инструкцию по принятию обеспечительных мер можно найти тут.

  • Потеря времени. Чаще всего вы можете предъявить повторно исполнительный лист лишь через полгода. За время ожидания у должника могут появиться новые кредиторы, с которыми придется делиться взысканными суммами. Судебным приставам придется заново накладывать аресты и запреты, рассылать в банки постановления об обращении взыскания на счета. То есть фактически получение вами денег с должника отложится на неопределенный срок. В случае обжалования постановления пристава, даже если оно окажется успешным, вы потеряете время, силы и деньги на составление жалоб, участие в суде, привлечение юриста.

Очевидно, что по возможности надо избегать окончания исполнительного производства по пп.4) п.1 ст.46 ФЗ об исполнительном производстве.

Могу ли я как-то помешать приставам закрыть мое производство за отсутствием имущества у должника?

Да, но для этого вам придется быть достаточно активным взыскателем. Нужно постоянно напоминать о себе судебному приставу, регулярно писать ходатайства о совершении исполнительных действий (постоянно просить что-то новое), подавать жалобы на бездействие пристава, если он вовремя не исполняет такие ходатайства. Будет здорово, если вы попробуете своими силами поискать любую информацию об имуществе своего должника, и будете оперативно передавать ее судебным приставам. В таком случае есть шанс, что пристава напугает перспектива обжалования постановления, и он не прибегнет к данному способу окончания исполнительного производства.

Читайте так же:  Уведомление о сокращение должности в штатном расписании

Профессионализм

Мы предлагаем только квалифицированную юридическую помощь, оказываемую на профессиональной основе лицами, получившими статус адвоката.

Широкий профиль

В состав Московской коллегии адвокатов «Костоломов и партнеры» принимаются только достойные, порядочные адвокаты, имеющие опыт работы в различных отраслях права.

Конфиденциальность

Соблюдение профессиональной тайны является безусловным приоритетом деятельности наших адвокатов.

Образец жалобы на постановление об окончании исполнительного производства

_____________________ районный суд г. Москвы
Адрес: _______________________________________
заявитель: ____________________________________
Адрес: ________________________________________

заинтересованные лица:
судебный пристав-исполнитель _________________
Адрес: _______________________________________

об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя

Согласно статье 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», исходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

В силу положений ст. 2 ФЗ «Об исполнительном производстве» задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан.

В соответствии со ст. 441 ГПК РФ постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены взыскателем, должником или лицами, чьи права и интересы нарушены такими постановлением, действиями (бездействием). Заявление об оспаривании постановлений должностного лица службы судебных приставов, его действий (бездействия) подается в суд, в районе деятельности которого исполняет свои обязанности указанное должностное лицо, в десятидневный срок со дня вынесения постановления, совершения действий либо со дня, когда взыскателю, должнику или лицам, чьи права и интересы нарушены такими постановлением, действиями (бездействием), стало известно о нарушении их прав и интересов.

________ мной, __________________, в __________________ОСП УФССП России по Москве подано заявление о возбуждении исполнительного производства по исполнительному листу ________________, выданному ________________________ районным судом г. Москвы по делу ___________________.

С момента подачи данного заявления я неоднократно обращался в ________________________ ОСП за разъяснениями о ходе исполнительного производства. Несмотря на истечение срока для добровольного исполнения требований, судебными приставами-исполнителями ____________________ до сегодняшнего дня не приняты меры принудительного исполнения.

_________________________ мне стало известно, что исполнительное производство, возбужденное по моему заявлению окончено.

Частью 1 статьи 1 Федерального закона «Об исполнительном производстве» предусмотрено, что данный Закон определяет условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, которым при осуществлении установленных федеральным законом полномочий предоставлено право возлагать на физических лиц, юридических лиц, Российскую Федерацию, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения определенных действий.

Задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях — исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций (ст. 2 Закона).

Статьей 5 названного Закона определено, что принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.

Согласно ст. 4 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительное производство осуществляется на принципах своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения.

Исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе (ч. 1 ст. 64 Закона).

В соответствии со ст. 64 Федерального закона «Об исполнительном производстве» , судебный пристав-исполнитель вправе совершать следующие исполнительные действия:

1) вызывать стороны исполнительного производства (их представителей) ;

2) запрашивать необходимые сведения, в том числе персональные данные, у физических лиц, организаций и органов, находящихся на территории Российской Федерации, а также на территориях иностранных государств, в порядке, установленном международным договором Российской Федерации, получать от них объяснения, информацию, справки;

3) проводить проверку, в том числе проверку финансовых документов, по исполнению исполнительных документов;

4) давать физическим и юридическим лицам поручения по исполнению требований, содержащихся в исполнительных документах;

5) входить в нежилые помещения и хранилища, занимаемые должником или другими лицами либо принадлежащие должнику или другим лицам, в целях исполнения исполнительных документов;


6) с разрешения в письменной форме старшего судебного пристава (а в случае исполнения исполнительного документа о вселении взыскателя или выселении должника — без указанного разрешения) входить без согласия должника в жилое помещение, занимаемое должником;

7) в целях обеспечения исполнения исполнительного документа накладывать арест на имущество, в том числе денежные средства и ценные бумаги, изымать указанное имущество, передавать арестованное и изъятое имущество на хранение;

8) в порядке и пределах, которые установлены настоящим Федеральным законом , производить оценку имущества;

9) привлекать для оценки имущества специалистов, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности (далее — оценщик);

10) производить розыск должника, его имущества, розыск ребенка самостоятельно или с привлечением органов внутренних дел;

11) запрашивать у сторон исполнительного производства необходимую информацию;

12) рассматривать заявления и ходатайства сторон исполнительного производства и других лиц, участвующих в исполнительном производстве;

[2]

Видео (кликните для воспроизведения).

14) обращаться в орган , осуществляющий государственную регистрацию прав на имущество и сделок с ним (далее — регистрирующий орган), для проведения регистрации на имя должника принадлежащего ему имущества в случаях и порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом ;

Читайте так же:  Трудоустройство осужденных в исправительных учреждениях

15) устанавливать временные ограничения на выезд должника из Российской Федерации;

16) проводить проверку правильности удержания и перечисления денежных средств по судебному акту, акту другого органа или должностного лица, а также правильности списания с лицевого счета должника в системе ведения реестра и счетах депо в депозитариях, открытых профессиональным участником рынка ценных бумаг в соответствии с Федеральным законом от 22 апреля 1996 года N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (далее — лицевой счет и счет депо), и зачисления на лицевой счет или счет депо взыскателя эмиссионных ценных бумаг по заявлению взыскателя или по собственной инициативе, в том числе по исполнительным документам, предъявленным в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 8 , частью 1 статьи 8.1 и частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона. При проведении такой проверки организация или иное лицо, указанные в части 1 статьи 8, части 1 статьи 8.1 и части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона, обязаны представить судебному приставу-исполнителю соответствующие бухгалтерские и иные документы;

16.1) производить зачет встречных однородных требований, подтвержденных исполнительными документами о взыскании денежных средств;

17) совершать иные действия , необходимые для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов.

Считаю постановление судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства ________________________ и возвращении исполнительного документа взыскателю незаконным, поскольку судебным приставом-исполнителем приняты не все меры по взысканию с должника долга по решению суда.

Право на судебную защиту, включающее право на исполнение судебного акта, гарантировано ст. 46 Конституции РФ.

Согласно п. 1 ст. 36 ФЗ «Об исполнительном производстве» содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 1, 2, 4, 5, 36, 64 «Об исполнительном производстве»,

Признать постановление от _______________ судебного пристава-исполнителя __________________________ ОСП УФССП России по Москве об окончании исполнительного производства № ________________________ и возвращении исполнительного документа взыскателю незаконным.

Отменить постановление от _______________ судебного пристава-исполнителя _______________________ ОСП УФССП России по Москве __________________________ об окончании исполнительного производства № _____________________________ и возвращении исполнительного документа взыскателю.

— квитанция оплаты госпошлины;

— копия настоящей жалобы;

— копия постановления об окончании исполнительного производства.

«__»_____________ _____________________________

ПРИЗНАНИЕ НЕЗАКОННЫМ ПОСТАНОВЛЕНИЯ СУДЕБНОГО ПРИСТАВА-ИСПОЛНИТЕЛЯ ОБ ОКОНЧАНИИ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА

Решением Дорогомиловского районного суда г. Москвы постановление судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства признано незаконным. На основании дубликата исполнительного листа, полученного адвокатом, исполнительное производство было вновь возбуждено. Денежные средства по «утерянному» исполнительному производству были получены кредитором в полном объеме.

Дело вела адвокат Пичугина И.Н.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

27 августа 2014 года город Москва

Дорогомиловский районный суд города Москвы в составе председательствующего судьи Хомук И.В., при секретаре судебного заседания Громовой В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3407/14 по заявлению А.В.В. об оспаривании действий судебного пристава-исполнителя Дорогомиловского ОСП УФССП России по городу Москве,

установил:

А.В.В. в суд с заявлением о признании постановления судебного пристава-исполнителя Дорогомиловского ОСП УФССП России от ДД.ММ.ГГГГ об окончании исполнительного производства № 21512/11/26/77 незаконным и его отмене. В обоснование своих требований заявитель указал, что ДД.ММ.ГГГГ году ему стало известно, что исполнительное производство о взыскании с должника А.И.Н. задолженности окончено. Судебный пристав не предпринял реальных мер по взысканию долга и незаконно окончил исполнительное производство, не исполнив требования, содержащиеся в исполнительном документе.

В судебное заседание не явился, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

Судебный пристав-исполнитель Демина Е.Н. в суд явилась, возражала против удовлетворения заявления.

Исследовав материалы дела, выслушав объяснения судебного пристава-исполнителя Дорогомиловского ОСП УФССП России по городу Москве, суд приходит к выводу о том, что заявление подлежит удовлетворению.

Согласно ст. 441 ГПК РФ постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены взыскателем, должником или лицами, чьи права и интересы нарушены такими постановлением, действиями (бездействием).

В соответствии со ст. 1 Федеральных законов от 21 июля 1997 года № 118-ФЗ «О судебных приставах» на судебных приставов государством возлагаются задачи по осуществлению принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц.

В судебном заседании установлено, что на исполнение в Дорогомиловский отдел судебных приставов УФССП России по Москве поступил исполнительный документ: исполнительный лист № от ДД.ММ.ГГГГ, выданный Дорогомиловским районным судом города Москвы о взыскании задолженности с А.И.Н. Взыскателем по исполнительному документу является А.В.В.

На основании указанного исполнительного документа ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем Тюленевым А.Н. возбужденно исполнительное производство № 21512/11/26/77.

ДД.ММ.ГГГГ постановлением судебного пристава-исполнителя Дорогомиловского ОСП УФССП России по Москве исполнительное производство № 21512/11/26/77 окончено, исполнительный лист возращен взыскателю А.В.В. В ходе исполнения требований исполнительного документа установлено, что у должника отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание.

В силу ст. 2 Федерального закона «Об исполнительном производстве» задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

Согласно ст. 64 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.

Суд, исследовав обстоятельства дела, приходит к выводу, что постановление судебного пристава об окончании исполнительного производства вынесено преждевременно, так как все предусмотренные законом меры по отысканию имущества должника судебный пристав не принял. В частности, судебный пристав направил запросы в следующие учреждения и органы: Пенсионный фонд РФ, ОАО «Сбербанк России», МВД России. О направлении иных запросов, так и совершение действий, предусмотренный ст. 64 Федерального закона «Об исполнительном производстве», судебным приставом-исполнителем не представлено. Представленные судебным приставом-исполнителем ответы запросы из ВТБ 24 (ЗАО), ЗАО «Национальный Банк Сбережений», ОАО «Национальный Банк «ТРАСТ», ФНС России, ОАО «Азиатско-Тихоокеанский Банк», суд не может принять во внимание, поскольку запросы в перечисленные общества и учреждения были направлены в июле 2014 года, то есть после окончания исполнительного производства. Материал исполнительного производства № 21512/11/26/77 суду также не был представлен.

При таких обстоятельствах, постановление об окончании исполнительного производства и возращении исполнительного документа № 21512/11/26/77 от ДД.ММ.ГГГГ нельзя считать законным, в связи с чем оно подлежит отмене.

Читайте так же:  Увеличение оборачиваемости дебиторской задолженности говорит о

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

заявление А.В.В. об оспаривании действий судебного пристава-исполнителя Дорогомиловского ОСП УФССП России по городу Москве удовлетворить.

Признать постановление судебного пристава-исполнителя Дорогомиловского ОСП УФССП России по Москве № 21512/11/26/77 от ДД.ММ.ГГГГ Тюленева А.Н. об окончании исполнительного производства и возращении исполнительного документа взыскателю незаконным.

Отменить постановление судебного пристава-исполнителя Дорогомиловского ОСП УФССП России по Москве № 21512/11/26/77 от ДД.ММ.ГГГГ Тюленева А.Н. об окончании исполнительного производства и возращении исполнительного документа взыскателю.

Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Московский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Дорогомиловский районный суд города Москвы.

«Правовой вакуум» в отношении срока вынесения судебным приставом-исполнителем постановления об окончании исполнительного производства

Рубрика: 22. Исполнительное право

Дата публикации: 09.01.2018

Статья просмотрена: 1653 раза

Библиографическое описание:

Матус В. С. «Правовой вакуум» в отношении срока вынесения судебным приставом-исполнителем постановления об окончании исполнительного производства [Текст] // Право: современные тенденции: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2018 г.). — Краснодар: Новация, 2018. — С. 70-73. — URL https://moluch.ru/conf/law/archive/283/13610/ (дата обращения: 17.09.2019).

В статье рассматриваются вопросы законодательного пробела, связанного с отсутствием срока вынесения судебным приставом-исполнителем постановления об окончании исполнительного производства, а также пути решения данной проблемы. Кроме того, анализируется судебная практика по данному вопросу.

Ключевые слова: исполнительное производство, судебный пристав-исполнитель, постановление об окончании исполнительного производства.

Принятый и вступивший в силу 1 февраля 2008 года Федеральный закон «Об исполнительном производстве» [1] (Далее по тексту — ФЗИП) сыграл важную роль в развитии российского исполнительного производства и связанных с ним правоотношений. По мнению одного из первых «рецензентов» нового закона А. А. Александрова данный закон направлен на повышение эффективности исполнения актов судов и иных уполномоченных органов при максимальном обеспечении прав и свобод граждан и организаций [2, с. 92].

С этим мнением можно согласиться. Но, несмотря на высокие цели закона и систематические внесения изменений в него, на сегодняшний день в исполнительном праве всю еще существуют правовые пробелы.

В частности, как в ФЗИП, так и в российском законодательстве до сих пор не отрегулирован вопрос сроков вынесения судебным приставом-исполнителем постановления об окончании исполнительного производства. Обращаясь к профильной статье 47 ФЗИП можем лишь увидеть случаи, которые служат основанием для окончания исполнительного производства в пункте 1 и указание на то, что копии постановления судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем его вынесения направляются лицам, имеющим непосредственное отношение к исполнительному производству в пункте 6.

Однако, положений в отношении сроков принятия, рассмотрения материалов и на основании этого вынесения соответствующего постановления ни в одном акте российского законодательства мы не найдем.

Как верно отмечает Н. О. Межинская, эффективность любой юридической деятельности повышают правомерные сроки, позволяя обеспечить своевременность совершения юридически значимых действий и принятия соответствующих правовых актов [3, с. 74].

Представляется, что данный законодательный пробел может создать потенциальную среду для злоупотребления со стороны судебного пристава-исполнителя обязанностью вынести постановление об окончании исполнительного производства, поскольку, в виду отсутствия временных рамок в законодательстве судебный пристав-исполнитель может, например, затягивать исполнительное производство, при этом, арестованное имущество должника в этот период может быть растрачено, отчуждено, сокрыто, незаконно передано или присвоено, как самим судебным приставом-исполнителем, так и другими лицами, что образует состав преступления, предусмотренного статьей 312 УК РФ при дополнительной квалификации по части 3 статьи 160 УК РФ или статьи 285 УК РФ.

По данным статистики Судебного департамента при ВС РФ, за 1 полугодие 2017 года осуждено по части 1 статьи 312 УК РФ — 272 человека, по части 2 указанной статьи 3 человека, т. е. имеет место 275 доказанных преступлений [4]. Полагаем, что законодательное устранение образовавшегося правового пробела в 47 статье ФЗИП позволит снизить показатель совершенных преступлений по статье 312 УК РФ, в том числе судебными приставами-исполнителями.

Помимо этого, затягивание вынесения постановления об окончании исполнительного производства судебным приставом-исполнителем не позволяет выехать за пределы территории России должнику, с учетом положений статьи 67 ФЗИП и, если, таковое ограничение было наложено, и, взыскивание денежных сумм с заработной платы должника или иных периодических платежей может продолжаться и после случаев, предусмотренных статьей 47 ФЗИП исходя из подпункта 4 пункта 4 статьи 98 ФЗИП. Розыск должника, его имущества со всеми неблагоприятными для него последствиями, вытекающими из статьи 65 ФЗИП также может сохранить силу. И это только явные негативные последствия для должника, которые могут быть вызваны намеренным или не намеренным бездействием судебного пристава-исполнителя.

Разумеется, во всех, вышеописанных случаях должник может обратиться к старшему приставу, в прокуратуру или в суд, где обжалует действие (бездействие) судебного пристава-исполнителя. Но все эти процедуры, несомненно, достаточно ощутимо затянут все сроки, а также отнимут время, материальные средства, нервы и здоровье должника, создадут дополнительную нагрузку на суд, прокуратуру и судебных приставов.

В практике сложилось понимание, что судебный пристав-исполнитель должен вынести рассматриваемое нами постановление в разумный срок.

Разумный срок не имеет точного временного отрезка в исполнительном производстве, но, справедливо, с нашей точки зрения, будет связывать его в исполнительном производстве с установленными в пункте первом статьи 13 ФЗ «О судебных приставах» [5] обязанностями судебного пристава использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций. Кроме того, этот срок должен соответствовать одному из принципов, закреплённому в статье 4 ФЗИП — своевременности совершения исполнительных действий. В одном из судебных решений суд описывает данный принцип как своевременное совершение действий в сроки, предусмотренные законом, а если законом сроки не определены, то в сроки, установленные компетентным органом или лицом (судом, судебным приставом-исполнителем) в соответствии с законом [6, с. 78].

По мнению М. Г. Абакумовой, при определении того, осуществлялась ли защита прав и законных интересов граждан в отношении исполнения судебного постановления следует учитывать такие критерии разумности срока, как сложность исполнительного производства, поведение заявителя и властей, а также размер и природу присужденного [7, с. 95].

Отсутствие четкого регламентированного срока вынесения постановления об окончании исполнительного производства судебным приставом-исполнителем порождает и другую проблему. В соответствии со статьей 122 ФЗИП подача жалобы на бездействие судебного пристава-исполнителя связывается с установлением факта его бездействия. Но каким образом должник сможет установить данный факт, если нет определенного срока действия судебного пристава-исполнителя по вынесению постановления об окончании исполнительного производства? Иными словами, как определить бездействие, не имея отправной точки — срока, на основании которого будет устанавливаться факт действия или бездействия. В таком случае судам предстоит полностью оценить сложившеюся ситуацию на свое усмотрение, руководствуясь всестороннем, полным, объективным и непосредственным исследованием представленных доказательств, учитывая, что, в силу статьи 62 КАС РФ, части 11 статьи 226 КАС РФ и статьи 65 АПК РФ бремя доказывания «законного» бездействия возлагается на судебного пристава-исполнителя.

Читайте так же:  Органы осуществляющие аудит закупок выполняют следующие полномочия

Также не понятно, каким образом будет идти отсчет предоставленного времени обжалования бездействия статьей 122 ФЗИП, частью 3 статьи 219 КАС РФ и частью 4 статьи 198 АПК РФ, поскольку, как указывалось выше, привязать бездействие судебного пристава-исполнителя не к чему (отсутствует срок), то и с какого момента начнет течь установленный законодательством срок не представляется возможным констатировать. Тем самым, должник не может пропустить установленные сроки обжалования бездействия судебного пристава-исполнителя по не вынесению постановления об окончании исполнительного производства, потому как нельзя установить начало течения данных сроков.

По нашему мнению, гражданам, чьи интересы нарушаются вследствие того, что судебный пристав-исполнитель не выносит постановление об окончании исполнительного производства после предоставления ему заявления об окончании исполнительного производства с приложенными письменными доказательствами оснований, предусмотренных пунктом первым статьи 47 ФЗИП посредством заказного письма, с момента получения уведомления о том, что адресат получил письмо следует начать вести отсчет на следующий день после получения уведомления до 10 дней. Если копия постановления об окончании исполнительного производства не пришла по адресу гражданина на 10 день — обращаться в суд, но не позднее 10 дня. Важно не забывать, что в сроки, исчисляемые днями, не включаются нерабочие дни и действие, для совершения которого установлен срок, может быть совершено до двадцати четырех часов последнего дня установленного срока. Кроме того, следует учитывать положения пунктов 7 и 8 статьи 16 ФЗИП. Данный срок был нами выбран, в виду положения статьи 122 ФЗИП о десятидневном сроке, как наименьший и, следовательно, оптимальный из существующих сроков по обжалованию бездействия судебного пристава-исполнителя.

Ниже рассмотрим три решения судов разных субъектов РФ, имеющие, на наш взгляд, особые моменты, с которыми граждане могут столкнуться, обжалуя бездействие судебных приставов-исполнителей по не вынесению постановления об окончании исполнительного производства в суде.

Обратившись к решению Чайковского городского суда г. Чайковского от 5 ноября 2015 г. [11], обозначим, что если гражданин захочет привлечь к ответственности судебного пристава-исполнителя за бездействие, выразившееся в не вынесении постановления об окончании исполнительного производства, и, к моменту судебного разбирательства, постановление было вынесено, суд отклонит заявленное требование, так как, исходя из системного толкования положений, закрепленных ч. 9 ст. 226 и ч. 2 ст. 227 КАС РФ, основанием для признания силой судебного решения действия/бездействия судебного пристава-исполнителя незаконным является совокупность двух обстоятельств:

  1. Несоответствие действий/бездействия требованиям закона, в том числе, в части наличия соответствующих полномочий у должностного лица, установленных законом оснований и порядка его принятия;
  2. Нарушение прав и интересов административного истца оспариваемым действием/бездействием.

Таким образом, последствия бездействия к моменту судебного разбирательства уже устранены.

Суд, ко всему прочему, во время судебного разбирательства может сделать упор не на установление «разумного срока» в деле, а на изучении представленных сторонами доказательств. Учитывая презумпцию виновности судебного пристава-исполнителя, если он не сможет убедить судью, опровергая доказательства истца, что, либо оснований для окончания исполнительного производства не имелось, либо что им были предприняты все меры по вынесению и отправлению постановления истцу в порядке ст. 47 ФЗИП, то суд, может признать бездействие судебного пристава-исполнителя. Наглядно это можно увидеть в решении Калининского районного суда г. Уфы от 12 июля 2012 г. [14].

Учитывая все вышеизложенное, рекомендуем потенциальным заявителям, всё-таки прежде чем обращаться в суд на бездействие судебного пристава-исполнителя, обратиться, непосредственно, к последнему с выяснением факта вынесения и отправления копии постановления об окончании исполнительного производства, после чего, узнать наличие или отсутствие копии постановления на почте. Возможны случаи, когда постановление отправлено в соответствии с требованиями закона, однако в виду различных ситуаций, связанных с работой почты или непредвиденных обстоятельств копия постановления не приходит. Здесь гражданам стоит выяснять отношение с почтой.

Описанные действия могут значительно «облегчить всем жизнь», в том числе, избавить суды, прокуратуру и приставов от лишней работы, которой, полагаем, у них всегда хватает.

Что касается «правового вакуума» ст. 47 ФЗИП, то законотворцам следовало бы принять новую, удачную, на наш взгляд, редакцию части 3 статьи 47 ФЗИП, ликвидирующую правовой пробел со сроком вынесения постановления об окончании исполнительного производства: «При наличии оснований для окончания исполнительного производства, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, судебный пристав-исполнитель в течение 3 рабочих дней с момента наступления оснований для окончания исполнительного производства выносит постановление об окончании исполнительного производства с указанием на исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе, полностью или частично либо на их неисполнение.

Видео (кликните для воспроизведения).

При окончании сводного исполнительного производства по исполнительным документам, содержащим требование о солидарном взыскании, в постановлении указывается, с какого должника и в каком размере произведено солидарное взыскание».

Источники


  1. Липшиц, Е.Э. Законодательство и юриспруденция в Византии в IX-XI вв. Историко-юридические этюды / Е.Э. Липшиц. — М.: Наука, 2016. — 248 c.

  2. Кучерена Анатолий Бал беззакония. Диагноз адвоката; Политбюро — М., 2015. — 352 c.

  3. Харин, Г. М. Краткий курс судебной медицины / Г.М. Харин. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. — 304 c.
  4. Кони, А.Ф. Уголовный процесс: нравственные начала; М.: Современный гуманитарный университет; Издание 3-е, испр. и доп., 2011. — 150 c.
Срок обжалования постановления об окончании исполнительного производства
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here