Срок исковой давности по договору транспортной экспедиции

Полезная информация на тему: "Срок исковой давности по договору транспортной экспедиции", собранная из сети и предоставленная в удобном для чтения виде. По всем вопросам - обращайтесь к дежурному юристу.

Содержание

  • Срок исковой давности по договору транспортной экспедиции

    Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

    [3]

    Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

    [2]

    Обзор документа

    Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 16 июня 2014 г. N Ф07-4202/14 по делу N А56-56619/2013 (ключевые темы: сроки исковой давности — регресс — договор транспортной экспедиции — пропуск срока — убытки)

    16 июня 2014 г. Дело N А56-56619/2013

    Резолютивная часть постановления объявлена 10.06.2014.

    Полный текст постановления изготовлен 16.06.2014.

    Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Боголюбовой Е.В., судей Власовой М.Г. и Шпачевой Т.В.,

    при участии от общества с ограниченной ответственностью «ЗСК-Терминал» Виленской Е.С. (доверенность от 10.01.2014), от общества с ограниченной ответственностью «Транспортно-экспедиторская фирма «КонтРейл» Гончаровой А.Н. (доверенность от 13.01.2014) и Кравченко А.А. (доверенность от 10.01.2014),

    рассмотрев 10.06.2014 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «ЗСК-Терминал» на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.12.2013 (судья Бойко А.Е.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2014 (судьи Шестакова М.А., Кашина Т.А., Мельникова Н.А.) по делу N А56-56619/2013,

    Общество с ограниченной ответственностью «ЗСК-Терминал», место нахождения: 630099, Новосибирская область, город Новосибирск, Советская улица, дом 37, ОГРН 1095407013635, ИНН 5407069460 (далее — Общество), обратилось в арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Транспортно-экспедиторская фирма «КонтРейл», место нахождения: 680030, Хабаровский край, город Хабаровск, улица Постышева, дом 16, 204, ОГРН 1027810308085, ИНН 7826127719 (далее — Фирма), о взыскании 1 565 461,40 руб. убытков.

    Решением от 18.12.2013, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2014, в иске отказано.

    В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, просит принятые по делу судебные акты отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции. По мнению подателя жалобы, суды пришли к необоснованному выводу об истечении срока на подачу претензии, а также о том, что данное обстоятельство является основанием для отказа в иске; вывод судов об истечении срока исковой давности на подачу иска не соответствует обстоятельствам дела, поскольку такой срок должен исчисляться со дня возникновения права на предъявление иска; суды не учли, что о применении срока исковой давности должно быть заявлено стороной в споре.

    В отзыве на кассационную жалобу Фирма просит оставить решение и постановление без изменений.

    В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы жалобы, а представители Фирмы возражали против ее удовлетворения.

    Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

    Как следует из материалов дела, Общество (ранее именуемое обществом с ограниченной ответственностью Компания «ТС-Карго») во исполнение части обязательств по организации транспортно-экспедиционного обслуживания внутрироссийских контейнерных перевозок, принятых по договору от 28.01.2011 N 19/11 (далее — Договор N 19/11) с обществом с ограниченной ответственностью «Сибирский синтепон» (далее — Клиент), заключило с Фирмой (экспедитором) договор транспортной экспедиции от 08.10.2010 N 25-10 (далее — Договор).

    В соответствии с Договором 12.10.2011 экспедитору подана заявка на организацию транспортного экспедирования. Фактически груз доставлен в адрес Клиента 12.05.2012.

    Поскольку груз был доставлен с просрочкой, Клиент обратился в Арбитражный суд Новосибирской области с иском о взыскании убытков с Общества как с экспедитора по Договору N 19/11.

    В рамках рассмотрения дела N А45-23571/2012 иск Клиента удовлетворен, с Общества взыскано 1 537 090,50 руб. убытков и 28 370, 90 руб. расходов по уплате государственной пошлины. К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Фирма.

    Ссылаясь на то, что решением Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-23571/2012 установлено, что с 14.12.2011 до 12.05.2012 Фирма незаконно удерживала груз Клиента, и понесенные ввиду этого Клиентом убытки взысканы с Общества — как со стороны по Договору N 19/11, последнее направило Фирме претензию от 09.08.2013 N 122/13, в которой требовало их возместить.

    Поскольку Фирма в письме от 13.09.2013 N 2/459-13 отказалась возместить убытки со ссылкой на пропуск срока для предъявления претензий, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.

    Фирмой помимо возражений по существу исковых требований было заявлено о наличии таких оснований для отказа в иске, как пропуск срока на обращение с претензий, а также пропуск срока исковой давности.

    Статьей 195 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) предусмотрено, что под исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.

    Согласно статье 196 ГК РФ общий срок исковой давности устанавливается в три года.

    В части 1 статьи 197 ГК РФ закреплено, что для отдельных видов требований законом могут устанавливаться специальные сроки исковой давности, сокращенные или более длительные по сравнению с общим сроком.

    Согласно статье 13 Федерального закона «О транспортно-экспедиционной деятельности» от 30.06.2003 N 87-ФЗ (далее — Закон) для требований из договора транспортной экспедиции срок исковой давности составляет один год и исчисляется со дня возникновения права на предъявление иска.

    В соответствии со статьей 1081 ГК РФ лицо, возместившее вред, причиненный другим лицом (работником при исполнении им служебных, должностных или иных трудовых обязанностей, лицом, управляющим транспортным средством, и т.п.), имеет право обратного требования (регресса) к этому лицу в размере выплаченного возмещения, если иной размер не установлен законом.

    Читайте так же:  Можно ли вернуть игрушку в магазин

    Данная норма регулирует внедоговорные обязательства

    Пунктом 1 статьи 200 ГК РФ предусмотрено, что, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.

    По регрессным обязательствам течение срока исковой давности начинается со дня исполнения основного обязательства (пункт 3 статьи 200 ГК РФ).

    Такой порядок определения начала течения срока исковой давности означает, что лицо, исполнившее то или иное обязательство в пользу другого лица, в случае обращения с регрессным требованием к должнику вправе заявить соответствующее требование в суд в пределах срока исковой давности, начавшего течь не с момента нарушения его права, а с момента исполнения им обязательства в пользу другого лица.

    Право регресса — это требование кредитора к должнику (непосредственному причинителю вреда) о возврате выплаченного по его вине возмещения потерпевшему. Статья 1082 ГК РФ в качестве одного из способов возмещения вреда предусматривает возмещение убытков согласно пункту 2 статьи 15 ГК РФ.

    Указанные положения пункта 3 статьи 200 ГК РФ полностью соотносятся с требованием, которое заявлено истцом по настоящему делу, поскольку убытки Общества возникли не в момент выдачи груза Клиенту, а связаны с исполнением решения суда по делу N А45-23571/2012, при рассмотрении которого и установлен состав причиненных Клиенту убытков и определен их размер.

    При таких обстоятельствах решение и постановление подлежат отмене, как принятые с нарушением норм материального права.

    Поскольку по существу заявленных требований дело не рассматривалось, а ответчик представил свои возражения на иск, которые подлежат оценке наряду с доводами истца, дело подлежит направлению в суд первой инстанции.

    При новом рассмотрении суду следует учесть изложенное, оценить собранные по делу, а также вновь представленные сторонами доказательства в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принять решение и распределить судебные расходы.

    Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286 — 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

    решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.12.2013 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2014 по делу N А56-56619/2013 отменить.

    Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

    Председательствующий Е.В. Боголюбова
    Судьи М.Г. Власова
    Т.В. Шпачева

    Обзор документа

    В рамках организации транспортно-экспедиционного обслуживания клиента юрлицо заключило с фирмой (экспедитором) договор транспортной экспедиции. Груз был доставлен с просрочкой. Поэтому клиент предъявил к указанному юрлицу иск о взыскании убытков. Требование было удовлетворено.

    Юрлицо, в свою очередь, направило фирме претензию, в которой потребовало возместить взысканные с него убытки. В связи с ее отказом юрлицо предъявило к ней иск о взыскании этих убытков.

    В иске отказали ввиду пропуска срока на обращение с претензией, а также срока исковой давности.

    Но кассационная инстанция направила дело на новое рассмотрение, пояснив следующее.

    Для требований, вытекающих из договора транспортной экспедиции, срок исковой давности составляет 1 год. Он исчисляется со дня возникновения права на предъявление иска.

    В силу ГК РФ лицо, возместившее вред, причиненный другим лицом, имеет право обратного требования (регресса) к этому лицу в размере выплаченного возмещения, если иной размер не установлен законом. Данная норма регулирует внедоговорные обязательства.

    По регрессным обязательствам срок исковой давности начинает течь со дня исполнения основного обязательства. Т. е. тот, кто исполнил обязательство в пользу другого лица, вправе заявить в суд регрессное требование к должнику в пределах срока исковой давности, начавшего течь не с момента нарушения права, а с момента исполнения обязательства в пользу другого лица.

    Указанные положения ГК РФ полностью соотносятся с требованием по данному делу. Ведь убытки возникли у истца не в момент выдачи груза клиенту. Они связаны с исполнением решения суда по другому делу, при рассмотрении которого установлен состав причиненных клиенту убытков и определен их размер.

    Решение Арбитражного суда г. Москвы от 12.03.2010 по делу N А40-158750/09-61-1110 В иске о взыскании денежных средств по договору транспортной экспедиции отказано в связи с пропуском истцом сроков исковой давности.

    АРБИТРАЖНЫЙ СУД Г. МОСКВЫ

    Именем Российской Федерации

    от 12 марта 2010 г. по делу N А40-158750/09-61-1110

    Резолютивная часть решения объявлена 10 марта 2010 г.

    Полный текст решения изготовлен 12 марта 2010 г.

    Арбитражный суд в составе:

    председательствующего: Зверевой О.Н.

    арбитражные заседатели Астахов Г.В., Елисеева А.В.

    при ведении протокола судебного заседания судьи Зверевой О.Н.

    рассмотрев в судебном заседании дело по иску ЗАО “Производственно-коммерческая фирма“

    к ответчику ООО “Спецтрансгарант“

    о взыскании 810 557 руб. 62 коп.

    от истца — Богатов А.Ю., доверенность от 22.12.2009 года

    от ответчика — Доманова Ю.Н., доверенность от 12.01.2010 года

    В Арбитражный суд г. Москвы обратилось с иском ЗАО “Производственно-коммерческая фирма“ к ООО “Спецтрансгарант“ о взыскании 810 557 руб. 62 коп.

    [1]

    судебное заседание явился, заявленные исковые требования не признал, представил отзыв на иск. Кроме того, ответчик заявил о пропуске истцом срока исковой давности.

    Исследовав материалы дела, выслушав представителя ответчика, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных исковых требований по следующим мотивам.

    Судом установлено, что между истцом и ответчиком 26.05.2008 года был заключен договор транспортной экспедиции N 49-2-К/508, в соответствии с условиями которого Экспедитор обязуется по поручению клиента, за вознаграждение и за счет клиента оказать или организовать оказание услуг, связанных с перевозкой грузов в контейнерах экспедитора по железным дорогам РФ и СНГ со станции погрузки до станции выгрузки согласованных сторонами в дополнительных соглашениях.

    26.07.2009 года осуществлялась приемка продукции по количеству, комиссией по приемке продукции была зафиксирована потеря ортофосфорной кислоты в пути следования по причине коррозионного отверстия заклепки в нижней части котла, в связи с чем был составлен Акт, сумма потери составила 810 557 руб. 62 коп.

    В соответствии со ст. ст. 196, 200 п. 1 ГК РФ общий срок исковой давности устанавливается в три года, при этом течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.

    Читайте так же:  Стандарт оснащения кабинета косметолога для лицензирования

    Между тем, в силу правил, установленных ст. 197 п. 1 ГК РФ для отдельных видов требований законом могут устанавливаться специальные сроки исковой

    давности, сокращенные или более длительные по сравнению с общим сроком.

    Согласно ст. 13 ФЗ “О транспортно-экспедиционной деятельности“ от 30.06.2003 N 87-ФЗ для требований, вытекающих из договора транспортной экспедиции, срок исковой давности составляет один год. Указанный срок исчисляется со дня возникновения прав на предъявление иска.

    Течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (п. 1 ст. 200 ГК РФ).

    В судебном заседании установлено и материалами дела подтверждено, что приемка продукции проходила в 2008 году, истцу стало известно о нарушенном праве 26.07.2008 года, срок исковой давности истек 26.07.2009 году.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    В соответствии со ст. 13 ФЗ “О транспортно-экспедиционной деятельности“ для предъявления требований, вытекающих из договора транспортной экспедиции, срок исковой давности составляет один год. Указанный срок исчисляется со дня возникновения права на предъявление иска.

    В соответствии с ч. 1 ст. 200 ГК РФ течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушенном праве.

    С исковыми требованиями к ООО “Спецтрансгарант“ истец обратился 27.11.2009 года (согласно штампу канцелярии на исковом заявлении).

    Довод истца о том, что срок исковой давности следует исчислять с момента подписания акта возмещения материального ущерба (л.д. 27), суд считает необоснованным, так как подлинник данного документа отсутствует, истцом не представлен, а ответчик оспаривает направления

    истцу данного акта.

    Таким образом, истцом, на момент подачи искового заявления пропущен специальный срок исковой давности, установленный Законом “О транспортно-экспедиционной деятельности“.

    Согласно положениям статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

    Судом установлено, что иск предъявлен с нарушением годичного срока, установленного названной нормой закона.

    В соответствии со ст. 199 ГК РФ истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.

    В силу пункта 2 статьи 199 ГК РФ, с учетом разъяснений, изложенных в пункте 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 2001 г. N 15/18 “О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса РФ об исковой давности“, истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является самостоятельным основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.

    При данных обстоятельствах суд отказывает в удовлетворении заявленных исковых требованиях.

    В соответствии со ст. 110 АПК РФ расходы по госпошлине относятся на истца.

    На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 196, 199, 200 ГК РФ, ст. ст. 167 — 171 АПК РФ, суд

    В иске отказать.

    Решение может быть обжаловано в месячный срок с

    момента принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.

    Восстановление срока исковой давности по договору транспортной экспедиции

    Добрый день. Можно ли по договору транспортной экспедиции восстановить срок исковой давности? Пока мы вели переговоры с заказчиком по поводу возврата д/с в добровольном порядке, срок исковой давности истек. Мы пытались 2 раза подать иск но к сожалению юристы оказались кне квалифицированными и оба раза дело оставляли без рассмотрения. Договор действовал с 2014 по 2015. Иск подавали в 2016 и 2017 году.

    Ответы юристов ( 2 )

    Добрый вечер, согласно ст. 203 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока исковой давности прерывается совершением обязанным лицом действий, свидетельствующих о признании долга. После перерыва течение срока исковой давности начинается заново; время, истекшее до перерыва, не засчитывается в новый срок.

    Таким образом срок исковой давности у Вас начал течь с момента последней подачи искового заявления в суд, т.е. с 2017 г.

    Для более полной и конкретной консультации, а также для составления документов (заявление, жалоба, исковое заявление и т.д), Вы можете обратиться ко мне в чат, консультации в чате осуществляются на платной основе.

    Претензии и иски в области транспортно-экспедиционных отношений (статья)

    В настоящее время в области транспортно-экспедиционных отношений существуют как обязательный, так и добровольный претензионный порядок урегулирования споров — в зависимости от субъектного состава транспортно-экспедиционного обязательства. В Гражданском кодексе нет никакого упоминания об обязательном претензионном порядке урегулирования споров по договору транспортной экспедиции. Закон о транспортно-экспедиционной деятельности вводит обязательный претензионный порядок урегулирования споров для клиента, осуществляющего предпринимательскую деятельность (ст. 12). Клиент, пользующийся экспедиционными услугами для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением клиентом предпринимательской деятельности, вправе обращаться в суд без соблюдения претензионного порядка. Соблюдение же экспедитором претензионного порядка урегулирования споров необязательно.

    В литературе существуют противоположные позиции по вопросу претензионного порядка урегулирования споров в области экспедиционных отношений. Так, с одной стороны, справедливо отмечается, что «претензионные сроки всегда носили пресекательный характер и могли служить непреодолимым препятствием на пути предъявления требований к перевозчику в судебном порядке», а также, что претензионный порядок является искусственным, бюрократическим препятствием в осуществлении права на защиту своих интересов и не соответствует принципу беспрепятственного осуществления гражданских прав. С другой стороны, также правильно отмечается, что необходимость введения претензионного порядка обусловлена «постоянной работой экспедитора в правовом поле перевозчика», а транспортными уставами (кодексами) предусматривается претензионный порядок урегулирования споров, вытекающих из договора перевозки груза.

    Требование об обязательном предъявлении претензии к экспедитору, сроки и порядок предъявления претензии во многом заимствованы из транспортных уставов и кодексов. Закон о транспортно-экспедиционной деятельности предусматривает, что право на предъявление экспедитору претензии и иска имеют следующие лица: во-первых, клиент или уполномоченное им на предъявление претензии и иска лицо, вовторых, получатель груза и, в-третьих, страховщик, приобретший право суброгации (сп.2 ст. 12 Закона). Клиент должен предъявить претензию в письменной форме. К претензии об утрате, о недостаче или повреждении (порче) груза должны быть приложены документы, подтверждающие право на предъявление претензии, и документы, подтверждающие количество и стоимость отправленного груза, в подлиннике или засвидетельствованные в установленном порядке их копии. Перечень документов, прилагаемых к претензиям, не связанным с утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза, Законом не установлен, но очевидно, что клиент должен приложить к претензии имеющиеся у него документы, подтверждающие заявленные требования и их размер.

    Читайте так же:  Как оформить социальную карту студента

    Претензия должна быть предъявлена экспедитору в шестимесячный срок, исчисляемый со дня возникновения права на предъявление претензии. Возникновение права на претензию Законом устанавливается не единообразно, а различно — в зависимости от вида нарушения. Так, при утрате, недостаче или повреждении (порче) груза днем возникновения права на предъявление претензии считается день, следующий за днем, когда груз должен быть выдан. Если в отношении утраты груза подобное начало течения срока для предъявления претензии оправдано, то для недостачи или повреждения (порчи) груза начало течения срока для предъявления претензии со дня, когда груз должен быть выдан, не совсем понятно; течение срока для предъявления претензии по поводу недостачи или повреждения (порчи) груза должно быть определено датой выдачи груза. И в Уставе железнодорожного транспорта РФ (ст. 123), и в Уставе автомобильного транспорта РСФСР (ст. 163) устанавливается, что срок для предъявления претензии железнодорожному перевозчику или, соответственно, автотранспортному предприятию за повреждение (порчу) или недостачу груза начинает течь со дня выдачи груза.

    В случае нарушения экспедитором срока выполнения обязательств по договору транспортной экспедиции срок для предъявления экспедитору претензии начинает течь со дня, следующего за последним днем действия договора, если иное не определено сторонами. Иное определение начала течения претензионного срока может быть предусмотрено как непосредственно при заключении договора транспортной экспедиции, так и после заключения договора путем внесения согласованных сторонами изменений или дополнений в договор. Так, например, стороны могут придти к соглашению, что претензионный срок в отношении каждого действия, которое должен совершить экспедитор в соответствии с договором экспедиции, начинает течь со дня, следующего за последним днем, установленным для выполнения определенного действия. Стороны также могут предусмотреть, что претензионный срок в отношении возмещения убытков, причиненных клиенту нарушением срока выполнения обязательств по договору транспортной экспедиции, начинает течь через месяц со дня прекращения действия договора.

    В случае нарушения экспедитором иных обязательств, вытекающих из договора транспортной экспедиции, претензионный срок начинает течь со дня, когда лицо, обладающее правом подачи претензии, узнало или должно было узнать о соответствующих нарушениях. Данное правило, сформулированное Законом о транспортно-экспедиционной деятельности, аналогично общей норме, предусмотренной Гражданским кодексом, согласно которой течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (ст. 200).

    Экспедитор обязан рассмотреть претензию и в письменной форме уведомить заявителя об удовлетворении или отклонении претензии в течение тридцати дней со дня получения претензии.

    В случае частичного удовлетворения или отклонения претензии экспедитор должен указать основания подобного решения (п.5 ст. 12 Закона). Данная норма заимствована из соответствующих транспортных уставов (кодексов). Правило, согласно которому при отклонении или частичном удовлетворении претензии перевозчик указывает основания этого решения, содержатся Уставе железнодорожного транспорта РФ (ст. 124), в Кодексе внутреннего водного транспорта РФ (ст. 163), в Уставе автомобильного транспорта (ст. 164). Рассматриваемая норма Закона о транспортно-экспедиционной деятельности посвящена досудебному урегулированию споров и соответственно имеет целью обеспечить возможность подобного урегулирования, так как стороны выясняют обоснованность собственной правовой позиции и правовой позиции контрагента. Однако, данная норма Закона не подкреплена какой-либо санкцией в случае необоснованного отказа экспедитора от удовлетворения правомерных требований клиента, хотя, например, Закон предусмотрел ответственность клиента за необоснованный отказ от оплаты понесенных экспедитором расходов (ст. 10). При отказе или частичном удовлетворении претензии экспедитор возвращает заявителю документы, представленные вместе с претензией.

    Установление Законом о транспортно-экспедиционной деятельности претензионного порядка урегулирования споров не только в отношении требований, вытекающих из перевозки грузов, но и отношении иных требований обусловлено необходимостью единообразного регулирования транспортно-экспедиционных отношений. В противном случае — при установлении претензионных сроков только для требований, вытекающих из перевозки — возникала бы определенная путаница, так как клиент может вообще не знать причину возникновения ущерба и тот факт, произошел ли ущерб вследствие ненадлежащего исполнения перевозчиком договора перевозки или, например, вследствие ненадлежащей упаковки груза, осуществленной экспедитором.

    Установление обязательного претензионного порядка урегулирования споров, а также срока предъявления претензии в области транспортно-экспедиционных отношений является следствием существования претензионного порядка в области перевозки. До тех пор, пока области перевозки будет действовать претензионный порядок урегулирования споров, законодатель при регулировании транспортно-экспедиционных отношений будет также тяготеть к аналогичному правовому регулированию.

    Совпадение (во многих случаях) сроков для предъявления клиентом претензий и исков к экспедитору со сроками для предъявления претензий и исков к перевозчику имеет своим следствием практически немедленное принятие экспедитором после установления факта утраты, недостачи, повреждения (порчи) груза или иных нарушений транспортно-экспедиционных обязательств, активных действий для получения возмещения с перевозчиков. Ведь в противном случае клиент, предъявивший претензию или иск в последний день срока, имеет возможность получить возмещение с экспедитора, экспедитор же, не предъявивший претензию или иск до дня их предъявления клиентом, лишается подобной возможности.

    Закон о транспортно-экспедиционной деятельности устанавливает, что в отношении транспортно-экспедиционных обязательств, срок исковой давности исчисляется со дня возникновения права на предъявление иска (ст. 13), при этом не определяя, когда возникает право на предъявление иска. Думается, в настоящем случае имеется недоработка со стороны законодателя, который должен был определить начало течения срока исковой давности по аналогии, например, с Уставом железнодорожного транспорта РФ. В соответствии со статьей 125 УЖТ исковая давность исчисляется со дня наступления событий, послуживших основаниями для предъявления претензий. В настоящее время возможно определение начала течения срока исковой давности согласно общему правилу Гражданского кодекса, в соответствии с которым течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (ст.200).

    Наличие в области транспортно-экспедиционных правоотношений сокращенного срока исковой давности может повлечь невозможность одной стороны получить возмещение с другой. Так, например, в процессе исполнении договора транспортной экспедиции экспедитор заключает договор со стивидором. Затем, в результате нарушения экспедитором (по причине нарушения обязательств клиентом по договору транспортной экспедиции) условий договора о выполнении погрузочно-разгрузочных работ стивидор получает в судебном порядке возмещение с экспедитора по истечении годичного срока. В результате, экспедитор не вправе взыскать убытки с виновной стороны — клиента по договору транспортной экспедиции. Или, наоборот, с клиента, являющегося поставщиком по договору поставки товара, по истечении одного года покупателем взыскиваются убытки. В итоге, клиент-поставщик не может взыскать убытки с виновной стороны — экспедитора (естественно, если убытки произошли в связи с ненадлежащим выполнением экспедитором договора транспортной экспедиции). Однако, законодатель исходит из того, что основная масса требований по договору транспортной экспедиции будет связана именно с выполнением договора перевозки груза, где установлен сокращенный срок исковой давности.

    Читайте так же:  Перечень ведомственных знаков отличия для ветерана труда

    В заключение хотелось бы отметить, что в России транспортно-экспедиционная деятельность и, соответственно, законодательство, регулирующее транспортную экспедицию, находятся в процессе развития. В дальнейшем, в соответствии со статьей 2 Закона должны быть приняты Правила транспортно-экспедиционной деятельности, определяющие порядок оказания экспедиционных услуг, требования к их качеству, перечень экспедиторских документов (документов, подтверждающих заключение договора транспортной экспедиции). Необходимо, чтобы законодательство в области транспортно-экспедиционной деятельности было единой, внутренне непротиворечивой системой, что позволит избежать ненужных помех при развитии сферы оказания транспортно-экспедиционных услуг.

    Для требований, вытекающих из договора транспортной экспедиции, срок исковой давности составляет один год

    Рассматривая иск, суд апелляционной инстанции исходил из следующего. Статьей 13 Закона «О транспортно-экспедиционной деятельности» предусмотрено, что для требований, вытекающих из договора транспортной экспедиции, срок исковой давности составляет один год. Указанный срок исчисляется со дня возникновения права на предъявление иска. В силу пункта 1 статьи 200 ГК РФ течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права. Судом апелляционной инстанции из материалов дела было установлено, что о факте вывоза контейнеров сторонней организацией и о наличии в указанных действиях вины транспортной компании истец должен был узнать из постановления об отказе в возбуждении уголовного дела. Исковое заявление подано с пропуском годичного срока исковой давности. В силу пункта 2 статьи 199 ГК РФ истечение срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в иске. При таких обстоятельствах судом апелляционной инстанции обоснованно отменено решение от 10.12.2014 на основании пп. 3, 4 ч.1 ст.270 АПК РФ и отказано в удовлетворении исковых требований в соответствии с п. 2 ст.199 ГК РФ.

    срок исковой давности

    Не всегда законные требования, на которых основан тот или иной иск, можно отстоять в суде. Виной этому пресловутый срок исковой давности. Что такое исковая давность?

    Исковая давность – это срок, в течение которого лицо, считающее свои права нарушенными, может подавать иск в суд для восстановления нарушенных прав (ст. 195 ГК РФ).

    Существует два вида исковой давности: общий и специальные. Общий срок исковой давности – это тот срок, который установлен для всех видов правоотношений, по которым не предусмотрен специальный срок исковой давности. Согласно ст. 196 Гражданского кодекса РФ общий срок исковой давности равен 3 годам.

    В соответствии со ст. 198 ГК РФ произвольное изменение срока исковой давности договором невозможно.

    Течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. Фраза «должно было узнать» говорит о том, что у суда широкие полномочия в вопросе применения срока исковой давности. Один судья может усмотреть в определенных событиях и действиях «возможность» узнать, а другой – нет. Что касается категоричного «узнало» — тут все просто – если факт уведомления о нарушенном праве доказан, ничего не поделаешь.

    Специальные сроки исковой давности по отдельным видам договоров (правоотношений, обязательств)

    Применение срока исковой давности

    ВАЖНО! Восстановление срока исковой давности.

    Восстановить срок исковой давности не так уж и просто, но реально. Такое возможно в исключительных случаях, когда суд признает уважительной причину пропуска срока исковой давности по обстоятельствам, связанным с личностью истца (тяжелая болезнь, беспомощное состояние, неграмотность и т.п.). Причины пропуска срока исковой давности могут признаваться уважительными, если они имели место в последние шесть месяцев срока давности, а если этот срок равен шести месяцам или менее шести месяцев — в течение срока давности (ст. 205 ГК РФ).

    ВАЖНО! . Подача жалобы или заявления в прокуратуру, в управу, в Роспотребнадзор или другую инстанцию не приостанавливает течение срока исковой давности. Исключение составляет подача жалобы в комиссию по трудовым спорам (КТС). Оспорить решение КТС можно в течение 10 дней.

    Исковая давность не распространяется на:
    требования о защите личных неимущественных прав и других нематериальных благ, кроме случаев, предусмотренных законом;
    требования вкладчиков к банку о выдаче вкладов;
    требования о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина. Однако требования, предъявленные по истечении трех лет с момента возникновения права на возмещение такого вреда, удовлетворяются за прошлое время не более чем за три года, предшествовавшие предъявлению иска;
    требования собственника или иного владельца об устранении всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения не были соединены с лишением владения (статья 304 ГК РФ);
    требования по целевым долговым обязательствам Российской Федерации;
    требования о возмещении убытков и вреда, причиненных радиационным воздействием жизни и здоровью граждан.

    Решение МКАС при ТПП РФ от 27.03.2000 по делу N 209/1999 Специальный (сокращенный) срок исковой давности распространяется на отношения и требования, вытекающие из договоров перевозки грузов, и не распространяется на требования, основанные на договоре транспортной экспедиции; в отношении требований, вытекающих из договора транспортной экспедиции, действует общий (трехлетний) срок исковой давности.

    (По материалам решения Международного коммерческого

    арбитражного суда при Торгово — промышленной палате

    1. Специальный (сокращенный) срок исковой давности, установленный п. 3 ст. 797 ГК РФ, распространяется на отношения и требования, вытекающие из договоров перевозки грузов, и не распространяется на требования, основанные на договоре транспортной экспедиции. В отношении этих требований (вытекающих из договора транспортной экспедиции) действует общий (трехлетний) срок исковой давности, предусмотренный ст. 196 ГК РФ.

    2. При юридической квалификации сделки в качестве договора транспортной экспедиции учитывается предмет и содержание принятых сторонами на себя обязательств. Наличие в сделке указаний о применении в отношениях между сторонами нормативных актов, регулирующих иной вид договора, связанного с их

    Читайте так же:  Разница между солидарной и субсидиарной ответственностью

    отношениями, не влияет на юридическую квалификацию их сделки, поскольку касается лишь определения пределов ответственности за действия третьего лица (перевозчика), что соответствует предписаниям ГК РФ (ст. 803).

    (Дело N 209/1999. Решение от 27.03.2000)

    Иск был предъявлен германской фирмой к российской организации в связи с неоплатой услуг по таможенному оформлению и отгрузке авиатранспортом товаров на основании договора, заключенного сторонами 17.12.97. Требования истца включали: оплату стоимости оказанных услуг с начислением процентов годовых за пользование чужими средствами; возмещение расходов по арбитражному сбору и издержек по ведению дела. Ответчик, не оспаривая факта оказания ему услуг, ссылался на пропуск истцом срока исковой давности. По мнению ответчика, требования истца не могли быть им удовлетворены до получения соответствующей компенсации от третьего лица, в чьих интересах он дал поручения истцу. Кроме того, им обращалось внимание и на то, что истцом неправильно определен начальный момент начисления процентов.

    Вынесенное МКАС решение содержало следующие основные положения.

    1. В соответствии с п. 6.2 договора, заключенного между истцом и ответчиком, споры, вытекающие из этого договора, подлежат рассмотрению в Международном коммерческом арбитражном суде при ТПП РФ. В связи с этим МКАС признает свою компетенцию рассматривать настоящий спор.

    2. Согласно п. 6.2 договора стороны избрали в качестве применимого права материальное право Заказчика, т.е. материальное право Российской Федерации.

    3. Предметом договора, заключенного сторонами

    по настоящему делу, являлся комплекс услуг по таможенной обработке и перевозке грузов воздушным транспортом.

    Согласно п. 2.1 договора в обязанности истца входило: бронирование отправки груза Заказчика рейсами авиационных перевозчиков; таможенное оформление (по желанию Заказчика) отправляемых из-за рубежа грузов; отправка грузов Заказчика на пассажирских и грузовых рейсах и проведение финансовых расчетов с авиаперевозчиком; информация Заказчика о номере рейса, дате и времени его прилета, передача Заказчику оформленной авианакладной.

    В обязанности Заказчика (являющегося ответчиком по делу) входят, согласно договору, своевременная выдача истцу заявки на отправку груза и своевременная оплата его услуг и перевозки груза.

    Исходя из предмета договора и содержания принятых сторонами на себя обязательств, заключенный сторонами договор является договором транспортной экспедиции (ст. 801 ГК РФ).

    Содержащееся в п. 4.2 указание о том, что в вопросах, непосредственно относящихся к авиационной перевозке, действуют Правила международных воздушных перевозок багажа и груза и положения Воздушного кодекса, в соответствии с которыми перевозчик несет ответственность за сохранность груза, принятого к перевозке, не влияет на правовую квалификацию договора, поскольку касается лишь вопросов ответственности за перевозимый груз, что соответствует ст. 803 ГК РФ.

    Специальный (сокращенный) срок исковой давности, установленный п. 3 ст. 797 ГК РФ, распространяется на отношения и требования, вытекающие из договоров перевозки грузов, и не распространяется на требования, основанные на договоре транспортной экспедиции.

    В отношении этих требований (вытекающих из договора транспортной экспедиции) действует общий (трехлетний) срок исковой давности, предусмотренный ст. 196 ГК РФ. Указанный срок истцом не пропущен.

    В связи с этим заявление ответчика о предъявлении истцом иска с пропуском срока исковой давности является необоснованным.

    4. Во исполнение договора и по заявкам ответчика истец оказал ответчику услуги, общая стоимость которых составляет основную сумму долга, погашения которого требует истец. Факт оказания услуг подтверждается представленными в материалах дела транспортными накладными, другими документальными данными и не оспаривается ответчиком.

    Ответчик признал, что оплата указанных услуг им не произведена. При этих обстоятельствах требование истца о взыскании с ответчика суммы основного долга подлежит удовлетворению.

    5. Требование истца о взыскании с ответчика процентов годовых за пользование чужими денежными средствами основано на ст. 395 ГК РФ. Причины задержки оплаты суммы долга, на которые ссылается ответчик, не могут быть признаны уважительными. Согласно договору ответчик должен был производить предварительную оплату оказываемых ему услуг. Как видно из материалов дела, ответчик обратился к истцу с просьбой осуществить отправку груза без авансовых платежей. Выполнение истцом этой просьбы не давало ответчику оснований для задержки оплаты услуг после их предоставления и не освобождает его от ответственности за просрочку исполнения денежного обязательства.

    Размер процентов годовых определен истцом, исходя из процентной ставки, применявшейся на момент

    предъявления иска одним из ведущих банков по месту нахождения кредитора, что подтверждается письмом названного банка от 15.04.99. В связи с изложенным требование истца о взыскании с ответчика процентов годовых подлежит удовлетворению.

    6. В соответствии с п. 1 параграфа 6 Положения об арбитражных расходах (Приложение к Регламенту МКАС) арбитражный сбор возлагается на сторону, против которой состоялось решение, т.е. на ответчика.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    7. На основании параграфа 9 Положения об арбитражных расходах и сборах истец имеет право на возмещение понесенных им разумных издержек, возникших в связи с арбитражным разбирательством, в частности расходов, связанных с защитой своих интересов через юридических представителей. Истцом представлены доказательства, подтверждающие расходы по ведению настоящего дела. Эта сумма должна быть возмещена ответчиком.

    Источники


    1. Понасюк А. М. Медиация и адвокат. Новое направление адвокатской практики; Инфотропик Медиа — М., 2012. — 370 c.

    2. Теория государства и права / ред. К.А. Мокичев. — М.: Юридическая литература, 2005. — 520 c.

    3. Иконы из собрания Церковно-археологического кабинета Московской Духовной Академии. — М.: PeNates-ПеНаты, Московская Православная Духовная Академия, 2015. — 32 c.
    4. Лебедева, С. Н. Международный коммерческий арбитраж. Комментарий законодательства / Под редакцией А.С. Комарова, С.Н. Лебедева, В.А. Мусина. — М.: Редакция журнала «Третейский суд», 2014. — 416 c.
    Срок исковой давности по договору транспортной экспедиции
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here