Специалист среднего звена и квалифицированный рабочий разница

Полезная информация на тему: "Специалист среднего звена и квалифицированный рабочий разница", собранная из сети и предоставленная в удобном для чтения виде. По всем вопросам - обращайтесь к дежурному юристу.

Специалист среднего звена и квалифицированный рабочий разница

Институт законодательства и
сравнительного правоведения при
Правительстве Российской Федерации

Экспертно-аналитическое сопровождение правового обеспечения модернизации общего и профессионального образования, управления качеством и доступностью образовательных услуг в рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы

Вопросы и ответы

Вопрос: Поясните, пожалуйста, отличия среднего профессионального образования, которое направлено на подготовку рабочих и служащих на базе имеющегося образования не ниже основного общего или среднего общего образования, от профессионального обучения по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих и должностям служащих лиц, ранее не имевших профессии рабочего или должности служащего. (Светлана Иванова)

Что означает быть начальником среднего звена?

Какой человек подходит на такую должность, что вообще означает термин «среднее звено»?

Начальник среднего звена это тот человек у которого есть сотрудники в его подчинении и есть высшее руководство, которому подчиняется он. На самом деле, считаю, что главное качество такого сотрудника должна быть стрессоустойчивость. С него спрашивает начальство за него самого и всех его сотрудников — раз. С него спрашивают подчиненные (зарплату, условия труда, отгулы и т.д.). По сути получается, что он всем должен, а его и послать могут. Также есть подводный камень в том, если этот человек поднялся из низов и стал управлять своими же сотрудниками, часто его на этой почве начинают ненавидеть.В общем, на мой взгляд не завидная это участь. Ну и пример для наглядности. Есть завод. На нем есть директор завода — высшее руководство, есть мастера отделов — среднее руководство и есть рабочие, которые только занимаются исполнением задач, данных руководству — это нижнее звено, если так можно выразиться.

«Об образованиии в Российской Федерации»

Информационный портал по внедрению эффективных организационно-управленческих и финансово-экономических механизмов, структурных и нормативных изменений, новаций

Действительно, согласно п. 2 ч. 1 ст. 108 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» образовательный уровень (образовательный ценз) начального профессионального образования, установленный по старому Закону РФ «Об образовании», приравниваются к среднему профессиональному образованию по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих). Таким образом, лица, имеющие дипломы о начальном профессиональном образовании считаются имеющими среднее профессиональное образование по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих).

Согласно ч. 3 ст. 5 Федерального закона № 273-ФЗ в Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность среднего профессионального образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, если образование данного уровня гражданин получает впервые. При этом для среднего профессионального образования установлена специальная норма. Согласно ч. 5 ст. 68 Федерального закона № 273-ФЗ получение среднего профессионального образования по программам подготовки специалистов среднего звена впервые лицами, имеющими диплом о среднем профессиональном образовании с присвоением квалификации квалифицированного рабочего или служащего, не является получением второго или последующего среднего профессионального образования повторно.

Таким образом, лица, имеющие начальное профессиональное образование или приравненное к нему среднее профессиональное образование по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих), имеют право получить бесплатно среднее профессиональное образование по программам подготовки специалистов среднего звена.

На какие категории делится персонал

Персонал – это лица, которые включены в трудовые отношения в рамках конкретного юридического субъекта. Это личный состав предприятия, в который входят наемные сотрудники, собственники и совладельцы.

Основные признаки персонала

Перед квалификацией нужно понять, кто именно относится к персоналу. Персонал характеризуется этими признаками:

  • Вовлеченность в трудовые отношения. Последние должны быть закреплены документально. В частности, должно быть оформлено трудовое соглашение.
  • Характеристики, на базе которых осуществляется деятельность. К примеру, это может быть квалификация, специальность, образование, наличие опыта.
  • Наличие цели деятельности. Цели работы специалиста должны соотноситься с целями деятельности предприятия.

Управление персоналом отличается такими особенностями, как:

  • Интеграция в общую управленческую структуру.
  • Соответствие имеющейся корпоративной культуре.
  • Наличие планирования должностных мест, подготовки сотрудников.
  • Учет профессиональных качеств и оценка деятельности сотрудников.
  • Централизация управленческих процессов.

Сотрудники, никак не оформленные на предприятии, не будут являться персоналом.

Нормативное обоснование

Категории персонала регулируются «Инструкцией численности рабочих на предприятиях» №17-10-0370, утвержденной Госкомстатом 17 сентября 1987 года. Ключевым документом также является Классификатор профессий №367, утвержденный Постановлением Госстандарта от 26 января 1994 года. Минздравсоцразвитием было издано несколько приказов, которые утверждают квалификационные категории:

  • Приказ №525 от 6 августа 2007 года. Устанавливает критерии отнесения представителей персонала к той или иной квалификационной группе.
  • Приказ №248н от 29 мая 2008 года. Устанавливает квалификационные уровни работников.
  • Приказ №247н от 29 мая 2008 года. Также устанавливает квалификационные уровни, но уже относительно руководителей и специалистов.

В нормативных актах выделены эти группы персонала:

  • Должности рабочих и служащих, для работы на которых не нужно профессионального образования.
  • Должности, для устройства на которые нужно начальное или среднее образование.
  • Руководящие должности, для которых нужно начальное профессиональное образование.
  • Специальности, для которых нужно высшее образование (квалификация «бакалавр»).
  • Должности, для устройства на которые нужно иметь высшее образование по квалификации «дипломированный специалист» или «магистр».

Необходимость в образовании определяется в зависимости от специфики деятельности. Сложная интеллектуальная работа предполагает наличие соответствующих знаний и навыков. Для исполнения простой работы достаточно начального образования.

Основные категории персонала

Персонал – это совокупность сотрудников различных специализаций, входящих в штатный состав. Подразделяется он на две основных категории: производственный и непроизводственный. Производственный персонал занимается трудом, результат которого выражен в материальной форме. К примеру, это могут быть лица, работающие над созданием автомобилей, строительством зданий. Рассмотрим составляющие первой категории:

  • Рабочие. Деятельность их носит в основном физический характер. Эти сотрудники специализируются на выпуске товара или на обслуживании производства. К примеру, это могут быть строители, повара. Рабочие подразделяются еще на две категории. Это основной персонал, занятый на главных производственных цехах. Это также вспомогательный персонал. Его представители работают в заготовительных или обслуживающих цехах.
  • Служащие. Деятельность их носит в основном умственный характер. Итог их работы – это выявление управленческих проблем, формирование новых информационных потоков, принятие различных решений в сфере управления. Примером этой категории могут являться бухгалтеры, юристы, менеджеры. Служащие подразделяются еще на три категории. Это руководители самого предприятия или его подразделений. В эту группу входят также заместители руководителей. Это специалисты: инженеры, экономисты, бухгалтеры. Третья группа – это сами служащие (младший технический персонал, учетчики и делопроизводители).
Читайте так же:  Госпошлина за апелляционную жалобу

Вторая категория – это непроизводственный персонал. Под ним понимаются сотрудники, занятые на непромышленных хозяйствах. То есть итогом их труда не является создание чего-то материального. Примером непроизводственного персонала являются работники ЖКХ, столовых, поликлиник.

Категории руководителей

Руководители производства подразделяются на эти категории:

  • Линейные. Эти руководители принимают решения, касающиеся всех функциональных направлений деятельности. Примеры: генеральный директор, руководитель технического обслуживания, начальник цеха.
  • Нелинейные. Это функциональные руководители, исполняющие конкретные управленческие функции. Примеры: финансовый директор, управленец, отвечающий за персонал.

Руководители подразделяются по уровням управления:

  • Низовое звено. К примеру, мастер.
  • Среднее звено. Начальники отдела и цеха.
  • Высшее звено. Директор или его заместитель.

Руководители низового звена управляют небольшими отделами, среднего — укрупненными подразделениями, высшего – предприятием в целом.

Классификация персонала предприятия

Персонал подразделяется на категории в зависимости от конкретных признаков. Рассмотрим их подробнее:

  • Имущественные отношения. Есть собственники (учредители) юридического субъекта. Они владеют долей предприятия, извлекают прибыль от его деятельности. Есть также наемные сотрудники.
  • Степень вовлечения в производственную деятельность. Производственный персонал вовлечен в деятельность напрямую, непроизводственный – опосредованно.
  • Место основной службы. Работники могут как состоять в штате предприятия, так и не состоять в нем.

Одни сотрудники отличаются от других по специфике своей деятельности, особенностям трудовых взаимоотношений с предприятиями.

Дополнительная классификация

Рассмотрим дополнительные категории для разделения персонала на группы:

  • Формы производственной деятельности (к примеру, строительство здания или создание скважин).
  • Тарифные разряды (от одного до восьми).
  • Классы квалификации (от одного до трех).
  • Модели оплаты работы (к примеру, классическая, сдельная, премиальная).
  • Уровень механизации деятельности (ручная или автоматизированная работа).
  • Производственные направления (старший, помощник старшего).

Классификации также поддаются должности:

  • Должности: управленец или специалист.
  • Должность: старший и младший.
  • Уровень квалификации (1-3-класс).

К СВЕДЕНИЮ! В России существует главный Классификатор профессий.

В зависимости от чего должность относится к той или иной категории

Существуют следующие характеристики, влияющие на отношение должности к той или иной категории:

  • Уровень образования.
  • Уровень квалификации.
  • Наличие профессионального опыта.
  • Трудовое оформление (к примеру, лицо может работать по совместительству).
  • Специфика деятельности (физическая или интеллектуальная).
  • Наличие подчиненных.
  • Место работы.

Как правило, персонал поддается четкой квалификации. Структурный состав сотрудников определяется в зависимости от особенностей конкретного мероприятия.

Чем отличается квалифицированный рабочий от специалиста среднего звена?

Например, я хочу работать с авто (починка и т. д.). В техникуме есть
Программы подготовки специалистов среднего звена: Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта

[2]

Программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих: Автомеханик

Рабочий может отремонтировать деталь, а специалист может указать какую именно деталь ремонтировать ))

Если вас не устраивает ответ или его нет, то попробуйте воспользоваться поиском на сайте и найти другие ответы в категории Образование

Отличие колледжа от техникума и училища

Чтобы стать компетентным производственником или специалистом среднего звена, надо получить образование в техникуме или колледже. А чем эти учебные заведения отличаются друг от друга?

Техникумы и колледжи — это ссузы, то есть средние специальные учебные заведения, дающие среднее или начальное профессиональное образование. Поступление в ссуз – кратчайший и простейший способ освоить профессию. Многие выпускники 9-х и 11-х классов выбирают между техникумом и колледжем, задаваясь вопросами:

  1. Чем колледж отличается от техникума?
  2. Техникум или колледж — что лучше?
  3. Что выше: техникум или колледж?
  4. В чем заключается основное отличие колледжа от техникума? Чем отличается колледж от училища? Чем отличается техникум от училища?
  5. Колледж — это ПТУ или техникум?

Техникумы

Это ссузы, реализующие основные программы среднего специального обучения первого, то есть базового уровня. Обучение направлено на параллельное освоение знаний и практических навыков — именно им уделяется особое внимание. Учатся в техникумах в среднем три года. Образовательный процесс организован по типу школьного, но программы глубже и сконцентрированы на освоении определенной профессии.

[1]

Техникумы готовят специалистов узкого профиля и обучают своих студентов, как правило, рабочим специальностям. Большинство выпускников техникумов — это высококвалифицированные рабочие с разрядом «техник». Остальная часть — представители умственного труда: бухгалтеры, менеджеры, операторы. Диплом техникума свидетельствует о наличии среднего профессионального образования.

Колледжи

Это ссузы, ведущие обучение по программам среднего специального обучения не только базового, но и углубленного уровня. В образовательных планах колледжей на освоение теоретических знаний времени отводится больше, чем на овладение практическими умениями. Обучение длится около четырех лет. Обычно колледжи – это структурные подразделения вузов, ориентированные на подготовку к успешному поступлению по специальности на второй курс высшего учебного заведения. Занятия организованы по вузовской схеме, которая включает семестры, сессии, лекции, семинары, практикумы.

Чтобы получить среднее специальное образование базового уровня, достаточно отучиться в колледже три года. Чтобы пройти подготовку углубленного уровня, понадобится четвертый год. После окончания выдаются дипломы среднего профессионального образования, и в зависимости от программы обучения присваивается квалификация «старший техник» или «техник».

Выпускники колледжей имеют официальные, но чаще негласные преимущества и льготы при поступлении в вузы, за которыми закреплены их колледжи.

Отличия техникумов от колледжей

  1. Срок обучения в колледжах составляет от 3-х до 4-х лет, а в техникумах – 2–3 года.
  2. Реализация образовательных программ в техникумах построена по школьному образцу, в колледжах – по вузовской системе.
  3. Уровень подготовки и присваиваемой квалификации. Техникумы дают только базовый, выпускники приобретают квалификацию «техник»; колледжи — базовый и углубленный, а выпускники могут получить квалификацию «старший техник» или другую, более высокую, чем в техникумах.
  4. Направленность обучения и выбор профессий. В техникумах преобладает практический аспект обучения, так как студенты осваивают в основном рабочие специальности. В образовательных программах колледжей упор делается на теоретическую подготовку, а в списке профессий, доступных выпускникам, много творческих.
Читайте так же:  После покупки автомобиля какие действия необходимо сделать

Что лучше

В колледжах и училищах спектр реализуемых программ подготовки наиболее широк. Студенты могут получить как начальное профессиональное образование (НПО), так и среднее профессиональное (СПО) базового или углубленного уровня.

В техникумах студенты приобретают либо СПО базовой подготовки, либо НПО. В ПТУ студенты осваивают только начальное профессиональное образование. В лицеях в дополнение к НПО проходят курс общего (школьного) образования. Таким образом, уровень образования в колледжах выше, чем в техникумах, а программы обучения качественнее.

Но утверждать, что в колледж поступать определенно предпочтительнее, нет оснований. Программы НПО и СПО базового уровня в колледжах и техникумах составляются по общим стандартам.

Если после обучения в ссузе намерены поступать в институт, университет или академию, вам лучше всего учиться в колледже при вузе, выбранном для продолжения образования.

Если же, получив диплом, собираетесь приступать к трудовой деятельности, то для вас предпочтительнее техникум. Такой путь быстрее и дешевле, чем дорога через колледж. К тому же программы профессиональной подготовки техникумов не содержат избытка академических знаний, которые в практической работе, скорее всего, не понадобятся.

В чем различие этих двух образований?

В чем различие начального профессионального образования от среднего профессионального образования?

Начальное профессиональное образование готовит специалистов рабочих профессий: токарей сварщиков литейщиков и прочее. Среднее профессиональное образование готовит специалистов среднего звена: фельдшеров, бухгалтеров, электронщиков, программистов, инженеров некоторых узких профессий и прочее.

По сути, сейчас никакой разницы нет. Все дело в личных качествах человека — можно и начальное профобразование получить так, что станешь высококлассным специалистом. Однако формально разница все-таки есть — существует перечень должностей, для занятия которых наличие документа именно о среднем профобразовании обязательно, начального недостаточно. Вообще раньше считалось. что начальное профобразование готовит специалистов узкого профиля (должности по смежным профессиям занимать недопустимо) и низкой квалификации — недопустимо с таким образованием занимать руководящие должности, даже низшего звена, да и присвоение высоких разрядов мастерства могло вызвать трудности. Но сейчас все это стало на большинстве предприятий лишь пустыми формальностями, в большинстве случаев, если кому-то напоминают о его низкой квалификации исключительно из-за образования, это придирки ради придирок.

Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 N 3266-1

Статья 22. Начальное профессиональное образование

  1. Начальное профессиональное образование имеет целью подготовку работников квалифицированного труда по всем основным направлениям общественно полезной деятельности на базе основного общего и среднего (полного) общего образования.
  2. Начальное профессиональное образование может быть получено в образовательных учреждениях начального профессионального образования, а также в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования при наличии соответствующих лицензий.

Статья 23. Среднее профессиональное образование

  1. Среднее профессиональное образование имеет целью подготовку специалистов среднего звена, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального образования. Подготовка специалистов среднего звена в области искусств по интегрированным образовательным программам среднего профессионального образования в области искусств начинает осуществляться на базе начального общего образования.
  2. Граждане, имеющие начальное профессиональное образование соответствующего профиля, получают среднее профессиональное образование по сокращенным программам.
  3. Среднее профессиональное образование может быть получено в образовательных учреждениях среднего профессионального образования и образовательных учреждениях высшего профессионального образования.
  4. Образовательное учреждение среднего профессионального образования может реализовывать образовательные программы начального профессионального образования при наличии соответствующей лицензии.

Уровни профессионального образования: особенности, условия поступления

Уровни профессионального образования

Если ты усвоишь, какие бывают уровни профессионального образования, в чем их отличия, то сможешь понять, реально оценить свои возможности, на какой уровень ты сможешь претендовать.

В настоящее время произошли большие изменения в системе профессионального образования. Теперь существуют два основных уровня профессионального образования.

Профессиональное обучение предполагает освоение программ профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих.

Среднее профессиональное образование


Подготовка квалифицированных рабочих, служащих

Подготовка специалистов среднего звена

Среднее профессиональное образование

С 2013/14 уч. года в связи с вступлением в силу нового «Закона об образовании РФ» профессиональные образовательные организации реализуют следующие образовательные программы среднего профессионального образования:

программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих (ранее по рабочим профессиям готовили в учреждениях начального профессионального образования: училищах и лицеях);

программы подготовки специалистов среднего звена.

Профессиональные образовательные организации могут реализовывать:

основные общеобразовательные программы основного общего образования (9 классов);

основные программы профессионального обучения — программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих:

для лиц, не имеющих основного общего образования (база 8 класса);

для лиц с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), обучавшихся по адаптированным основным общеобразовательным программам и получивших свидетельство об обучении.

[3]

Прием для обучения по образовательным программам среднего профессионального образования осуществляется по заявлениям лиц, имеющих основное общее (9 классов) или среднее общее образование (11 классов). Поступающий вправе подать заявление одновременно в несколько профессиональных образовательных организаций, на несколько специальностей, на различные формы получения образования, на бюджетные места и на места по договорам с оплатой стоимости обучения.

С 2013/14 уч. года поступление в образовательные организации среднего профессионального образования осуществляется на общедоступной основе, т.е. без экзаменов. Если количество поданных заявлений превышает план приема, проводится конкурс аттестатов. Критериями конкурсного отбора являются результаты освоения поступающими образовательных программ основного общего и среднего общего образования (средний балл аттестата).

По профессиям и специальностям, требующим наличия у поступающих определенных творческих способностей, физических и/или психологических качеств, в некоторых учреждениях проводятся вступительные испытания творческой или профессиональной направленности.

Образование, полученное в образовательных организациях среднего профессионального образования, можно продолжить в вузе по соответствующей специальности. О возможном сокращении срока дальнейшего обучения необходимо выяснять заранее.

1. По некоторым специальностям набор ведется только окончивших 11 классов (например, в педагогическом и медицинском колледжа).

Читайте так же:  Приватизация квартиры с долгами по коммунальным платежам
Видео (кликните для воспроизведения).

2. Для учащихся 9-х и 11-х классов организованы подготовительные курсы.

3. Существуют различные форму получения образования: дневная, вечерняя, заочная.

В соответствии с новым Законом об образовании дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, могут поступать в образовательные организации СПО только на общих основаниях (без льгот).

Прием на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования на общедоступной основе не предполагает льготное поступление инвалидов или лиц с ограниченными возможностями здоровья. В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования обучение инвалидов или лиц с ограниченными возможностями здоровья организовано по индивидуальным учебным планам и адаптированным образовательным программам, предусматривающим увеличение срока обучения по профессиям квалифицированных рабочих на 6 месяцев, по подготовке специалистов — не более чем на 10 месяцев.

Инвалиды или лица с ограниченными возможностями здоровья имеют право на получение второго начального профессионального образования и профессиональной подготовки в государственных образовательных организациях Ярославской области без взимания платы. Порядок предоставления социальной услуги устанавливается уполномоченным органом исполнительной власти в сфере образования (ст. 66 закона ЯО от 19.12.2008 № 65-з «Социальный кодекс Ярославской области»).

Получение среднего профессионального образования по программам подготовки специалистов среднего звена впервые лицами, имеющими диплом о среднем профессиональном образовании с присвоением квалификации квалифицированного рабочего или служащего, не является получением второго или последующего среднего профессионального образования повторно (п. 5 статьи 68 ФЗ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

(институт, академия, университет)

К освоению программ бакалавриата или программ специалитета допускаются лица, имеющие среднее общее образование. К освоению программ магистратуры допускаются лица, имеющие высшее образование любого уровня.

Прием на обучение за счет бюджетных ассигнований по программам бакалавриата и программам специалитета проводится на конкурсной основе:

— на базе среднего общего образования – на основании результатов ЕГЭ и (или) по результатам вступительных испытаний, проводимых организацией ВО;

— на базе СПО или ВО – по результатам вступительных испытаний, форма и перечень которых определяются организацией ВО или на основании результатов ЕГЭ.

Отдельные категории поступающих на базе среднего общего образования могут сдавать общеобразовательные вступительные испытания, проводимые организацией ВО самостоятельно:

1) по любым общеобразовательным предметам:

а) дети-инвалиды, инвалиды;

б) иностранные граждане;

в) лица, которые получили документ о среднем общем образовании в течение одного года до дня завершения приема документов и вступительных испытаний включительно, если все пройденные ими в указанный период аттестационные испытания ГИА по образовательным программам среднего общего образования сданы не в форме ЕГЭ;

2) по отдельным общеобразовательным предметам – лица, которые прошли ГИА по этим общеобразовательным предметам в форме государственного выпускного экзамена, при условии, что они получили документ о среднем общем образовании в течение одного года до дня завершения приема документов и вступительных испытаний включительно и в этот период не сдавали ЕГЭ по соответствующим общеобразовательным предметам.

Правилами предусмотрена возможность проведения в вузах дополнительных вступительных испытаний профильной направленности в случае, если конкурс на соответствующее направление подготовки (специальность), проводимый на основании результатов ЕГЭ, не обеспечивает возможность отбора лиц, наиболее способных и подготовленных к освоению образовательной программы ВО. Дополнительные вступительные испытания проводятся по профильному общеобразовательному предмету.

Организация ВО может включить в перечень вступительных испытаний на базе среднего общего образования дополнительные вступительные испытания творческой и (или) профессиональной направленности: творческое испытание, профессиональное испытание, собеседование.

В рамках контрольных цифр приема выделяются:

квота приема на обучение детей-инвалидов, инвалидов I и II групп, инвалидов с детства, которым не противопоказано обучение в соответствующих образовательных организациях, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (квота устанавливается организацией ВО в размере не менее чем 10% общего объема контрольных цифр по каждой специальности и (или) направлению подготовки);

— квота целевого приема на обучение;

— места для приема на обучение лиц, постоянно проживающих в Крыму.

Поступающий на обучение по программам бакалавриата или программам специалитета вправе подать заявление (заявления) о приеме одновременно не более чем в 5 организаций высшего образования и участвовать в конкурсе не более чем по 3 специальностям и (или) направлениям подготовки в каждой из указанных организаций. В заявлении поступающий указывает приоритетность поступления на обучение по различным условиям поступления.

Категории граждан, которые имеют особые права при приеме на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета, определены законодательством РФ (п. 33 – 42 Порядка). Особые права и преимущества предоставляются победителям и призерам олимпиад школьников при наличии у них результатов ЕГЭ не ниже количества баллов, установленного организацией ВО. В 2016 г. победителям и призерам олимпиад школьников необходимо набрать не менее 75 баллов по ЕГЭ, тогда как в 2015 г. достаточно было сдать экзамен на 65 баллов.

Поступающие на обучение вправе представить сведения о своих индивидуальных достижениях, результаты которых учитываются при приеме на обучение (п. 43 – 47 Порядка). В 2016 г. дополнительные баллы могут быть начислены за наличие диплома о среднем профессиональном образовании с отличием, аттестата о среднем общем образовании с отличием (золотой или серебряной медали), золотого значка ГТО, призовых мест на олимпиадах, участие в волонтерской деятельности и др. Вузы будут самостоятельно решать, учитывать итоговое сочинение выпускников при поступлении или нет. Перечень учитываемых индивидуальных достижений и порядок их учета устанавливаются организацией ВО самостоятельно.

При поступлении на обучение по специальностям и направлениям подготовки, входящим в Перечень специальностей и направлений подготовки, при приеме на обучение по которым поступающие проходят обязательные предварительные медицинские осмотры (Постановление Правительства РФ от 14.08.2013 N 697), поступающий представляет оригинал или копию медицинской справки, содержащей сведения о проведении медицинского осмотра.

Что важно спросить в профессиональной образовательной организации?

1. Где находится ваше учебное заведение?

2. По каким специальностям в нем обучают?

3. Какова продолжительность обучения?

4. Каков конкурс по специальностям при поступлении?

Читайте так же:  Срок давности по гражданским делам

5. Есть ли ограничения в приеме по состоянию здоровья?

6. Обучение платное или бесплатное?

7. Кто имеет льготы при поступлении?

8. Какие документы нужно представить в приемную комиссию?

9. В какие сроки можно подать документы?

10.В какой форме и по каким предметам проводятся вступительные испытания?

11. Имеются ли подготовительные курсы и какова стоимость обучения на курсах?

12. Можно ли параллельно получить вторую специальность?

13. Каков размер стипендии и условия ее получения?

14. Имеется ли общежитие?

15. На каких предприятиях проходит производственная практика?

16. Оказывают ли по окончании обучения содействие в трудоустройстве?

17. Где работают ваши выпускники?

18.Сколько зарабатывают специалисты по окончании Вашей профессиональной образовательной организации?

Чем отличается профессия от специальности?

Если вы не до конца понимаете разницу между профессиями и специальностями среднего профессионального образования, то вы попали на нужную страницу. Расскажем простыми словами.

Десятилетиями в нашей стране существовала система профессионального образования, включавшая в себя три уровня:

  1. Начальное профессиональное образование (училища и профессиональные лицеи)
  2. Среднее профессиональное образование (техникумы и колледжи)
  3. Высшее профессиональное образование (институты, университеты, академии)

Все было просто и понятно. Выбираешь желаемый уровень образования и подаешь документы в соответствующее учебное заведение.

Вступивший в силу в 2013 году закон Федеральный закон «Об образовании» исключил такой уровень как начальное профессиональное образование. Уровня НПО не стало. Училища были преобразованы в техникумы.

Возникла путаница. Обращаясь в техникум или колледж люди не всегда понимают, образование какого уровня им предлагают там получить.

Сейчас в колледжах и техникумах можно получить образование двух уровней:

  1. Квалифицированный рабочий. Студент, обучающийся на этом уровне, получает профессию. Это как раз тот уровень образования, которое ранее давали в училищах. Рабочее профессия и ничего более. Занимать даже незначительные руководящие должности с таким образованием не получится.
  2. Специалист среднего звена. Закончив техникум или колледж, такой студент получит специальность. Этот тот уровень образования, которое раньше называли средне-специальным или техникумовским.

Простой совет

Когда вы подаете документы в колледж или техникум и при этом сомневаетесь того ли уровня образования вам предлагают программу обучения, просто спросите:

А это профессия или специальность?

Если получите ответ, что это профессия, значит это уровень училища. Если это специальность, то это более высокий уровень образования, что предпочтительнее.

Остались вопросы? Задавайте в комментариях.

Информационно-аналитический журнал

Приоритет развития страны на ближайшее время определен – создание инновационной экономики, экономики знаний. Для решения этой важнейшей задачи необходимы рабочие и специалисты среднего звена высокой квалификации, причем не просто профессионалы, а люди, мотивированные на достижение высоких результатов.

Прежде чем потреблять, необходимо созидать

В.Г. Семенов, председатель Совета директоров ссузов Иркутской области

В последнее время на самых разных уровнях, начиная с президента страны и заканчивая рядовыми сотрудниками образовательных учреждений, активно обсуждаются проблемы повышения качества и результативности профессионального образования. В контексте этого рассматривается вопрос, будут ли НПО и СПО в дальнейшем функционировать как отдельные системы. Широкий круг людей, принимающих участие в обсуждении, свидетельствует, что проблемы действительно назрели и требуют незамедлительного решения.

Приоритет ближайшего этапа развития страны президент и правительство обозначили четко – создание инновационной экономики, экономики знаний. Для решения этой важнейшей задачи необходимы рабочие и специалисты среднего звена высокой квалификации, причем не просто профессионалы, а люди способные мыслить по-другому, мотивированные на достижение результата, амбициозные и ответственные. Подготовить таких в учебных заведениях профессионального образования в настоящее время довольно сложно в силу ряда как объективных, так и субъективных причин. Особенно, если иметь в виду самый востребованный сейчас технический профиль.

На совещании в Лыткарино Президент страны Д.А. Медведев и другие выступающие отметили, что в обсуждаемой сфере негативные вопросы носят системный характер.

В 2007-2009 годах государство основательно поддержало профессиональное образование, проведя в рамках приоритетного национального проекта «Образование» конкурсы по отбору учебных заведений, внедряющих инновационные образовательные программы. Победители получили помощь, в том числе и финансовую, от государства и бизнес-структур, с которыми тесно сотрудничают. Эти образовательные учреждения сегодня вполне обоснованно считаются лидерами в своих регионах, отраслях и направлениях подготовки.

Победы в конкурсе позволили колледжам и техникумам создать такие условия ведения образовательного процесса, которые обеспечивают формирование у студентов и выпускников необходимых современному производству компетенций. Благодаря этому молодые специалисты уверенно чувствуют себя на производстве и быстро адаптируются. Кроме того, например, Иркутский авиационный техникум сотрудничает не только с отечественным авиационным заводом, но и с мировыми лидерами в области информационных технологий

– компаниями «Microsoft» и «D-Link», что также позволяет организовать учебный процесс на самом современном уровне. Аналогичные достижения есть и у других образовательных учреждений-победителей ПНП «Образование», а также и других ссузов, находящих свои пути и ресурсы для развития.

Мы как практикующие работники ежедневно сталкиваемся с проблемами, которые обсуждались в Лыткарино и на других высоких собраниях, и разделяем мнение, что для повышения качества и результативности работы системы СПО лучшим колледжам и техникумам необходимо развивать свои успехи, а другим – следовать их примеру. Но есть одна проблема, которой, на наш взгляд, уделяется недостаточное внимание, – это кадровое обеспечение учреждений среднего профессионального образования. В настоящее время роль преподавателя и мастера производственного обучения ссуза значительно сложнее, чем педагога общеобразовательной школы. Все признают, что в нашей стране очень низкий престиж рабочих профессий и инженерно-технических должностей. Общественные предпочтения в сфере образования смещены в сторону образовательных учреждений высшего звена, в основном гуманитарного, юридического, экономического профилей, что происходит в силу объективных и субъективных причин.

Сегодня мы, как и большинство стран, живем в обществе потребления. Ничего плохого в этом нет, но прежде чем потреблять, необходимо производить, созидать. Большинство молодых людей этого не понимает. В техникумы и колледжи нередко поступают социально незрелые выпускники школ, многие с неопределенными нравственными ориентирами и не лучшие по полученным знаниям. Помимо формирования компетенций, преподаватели должны развить у них способность и потребность к труду, созиданию и в целом проводить большую воспитательную работу, иначе никакого практикоориентированного специалиста производство и общество не получат. Следует отметить, что многие образовательные учреждения СПО с этой задачей справляются, но дается это тяжелейшим трудом преподавателей и мастеров производственного обучения. Такой труд должен соответствующим образом оцениваться, тогда как сегодня ни заработная плата, ни уровень социального обеспечения преподавателей и других работников учебных заведений среднего звена не адекватен усилиям, которые они прилагают к обучению и воспитанию молодого поколения.

Читайте так же:  Перерегистрация автомобиля при смене юридического адреса

Введенные в 2008 году новые системы оплаты труда работников бюджетной сферы – первый шаг в решении этого важного вопроса. Но этого недостаточно, нужно поднимать зарплату дальше.

Очень острый и важный вопрос – обеспечение жильем. Если раньше техникумам выделялись субсидии, и они на долевых началах совместно с различными структурами на местах строили жилье своих работников, то уже более двадцати лет на эти нужды ничего не выделяется. Указанные причины существенно ограничивают возможность привлечь к преподавательской работе высококвалифицированных, творческих, заинтересованных в результатах труда специалистов.

На некоторых совещаниях, посвященных проблемам профтехобразования, предлагается решить вопрос обеспечения ссузов современными кадрами путем привлечения к преподаванию специалистов с предприятий. На наш взгляд, это хорошее, но трудно выполнимое предложение, поскольку заработная плата в реальном секторе экономики в разы больше, чем в учреждениях профессионального образования. Для решения вопроса нужны особые механизмы взаимодействия (частно-государственное партнерство образовательных учреждений и предприятий), предоставление различных преференций предприятиям со стороны государства.

При равнозначности других проблем, связанных с повышением качества и результативности профессионально-технического образования, проблема кадров гораздо важнее, и вот почему. Можно повысить престиж рабочих профессий и инженерно-технического труда, разработать профессиональные и образовательные стандарты, предложить новые формы и методы обучения, создать самую современную учебно-лабораторную базу, но все это будет малоэффективным, если в техникумах и колледжах не сохранятся опытные работники и не придут молодые кадры, способные творчески и ответственно работать, получая удовольствие и радость от результатов своего труда. Мы сохраним лучшие кадры и привлечем новых людей в техникумы и колледжи только при адекватной оценке их труда со стороны государства, бизнессообществ и общества в целом.

На совещании в Лыткарино говорилось о том, чтобы сделать профессиональное образование зоной, свободной от налогов. Нельзя не поддержать такое предложение. Соответствующий закон, безусловно, поможет развитию колледжей и техникумов, особенно технического профиля. Инфраструктура ссузов требует больших расходов, поэтому налоговые льготы очень важны как для учебных заведений,

так и для предприятий и корпораций, вкладывающих средства в образование. Также для развития и повышения эффективности работы СПО целесообразно распространить на ссузы действие федерального закона № 217 от 2 августа 2009 года и разрешить им создавать малые предприятия. Результаты деятельности многих техникумов и колледжей могут иметь практическое применение и будут востребованы экономикой.

В заключение хочется остановиться на очень важном вопросе, связанном с дальнейшей судьбой и статусом учебных заведений среднего звена. В ряде регионов уже формируются интегрированные университетские комплексы, включающие учебные заведения всех уровней профессионального образования. Они создаются, чтобы сконцентрировать ресурсы образовательных учреждений, вовлечь вузовских преподавателей в учебный процесс техникумов и колледжей и, в итоге, повысить качество и эффективность среднего и начального профессионального образования. Такой путь представляется спорным. Многие вузы рассматривают техникумы и колледжи, вошедшие в их состав, как дополнительную возможность решить собственную проблему: укомплектовать свой контингент выпускниками ссуза. Для молодых людей, решивших получить высшее образование, это хорошо, а для производства, не получившего пополнения, – плохо. Также есть опасность, что университетские комплексы будут выпускать специалистов, не способных решать ни инженерные задачи, ни работать на оснащенных высокопроизводительным современным оборудованием и технологиями местах.

Образовательные учреждения каждого уровня решают свои задачи. Бесспорно, нужно соблюдать преемственность уровней образования. Однако нет сомнения в том, что экономике страны нужны не только специалисты с высшим образованием, но и высококвалифицированные рабочие, а также специалисты среднего звена, способные грамотно решать производственные задачи. Для инновационной экономики имеет значение каждый уровень профессионального образования. Создание университетских комплексов должно быть не очередной компанией, а взвешенным, обдуманным процессом под девизом «Не навреди!».

Видео (кликните для воспроизведения).

В одном из своих выступлений Президент РФ Д.А. Медведев отметил, что в страну можно поставить оборудование, технологии, инженеров для наладки оборудования и обучения технологиям, но рабочих и техников привезти невозможно, это не экспортный товар. Мысль бесспорная, и ее подтверждает мировая практика. Кадры для инновационной экономики надо готовить самим. В нашем обществе высококвалифицированный рабочий, техник, инженер должны отождествляться с успешностью в жизни, достатком и уважением. Добиться этого можно только совместными усилиями органов власти всех уровней, бизнес-сообщества и профессиональных образовательных учреждений.

Источники


  1. Оксамытный, В. В. Общая теория государства и права / В.В. Оксамытный. — М.: Юнити-Дана, 2011. — 512 c.

  2. 20 лет Конституции Российской Федерации. Актуальные проблемы юридической науки и правоприменения в условиях совершенствования российского законодательства. Четвертый пермский международный конгресс ученых-юристов. — М.: Статут, 2014. — 368 c.

  3. Теория государства и права. В 2 частях. Часть 2. Теория права. — М.: Зерцало-М, 2011. — 336 c.
  4. Волкова Т. В., Гребенников А. И., Королев С. Ю., Чмыхало Е. Ю. Земельное право; Ай Пи Эр Медиа — Москва, 2010. — 328 c.
Специалист среднего звена и квалифицированный рабочий разница
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here