Специалист по социальной работе требования к образованию

Полезная информация на тему: "Специалист по социальной работе требования к образованию", собранная из сети и предоставленная в удобном для чтения виде. По всем вопросам - обращайтесь к дежурному юристу.

Специалист по социальной работе с молодежью

Должен знать: законы и иные нормативные правовые акты, нормативные и методические документы по вопросам организации работы с подростками и молодежью; основы педагогики и психологии; формы и методы воспитательной и социальной работы; методы выявления экстремальных ситуаций; методы проведения консультаций для подростков и молодежи; программно-методическую литературу по работе с молодежью; национальные и региональные особенности быта и семейного воспитания, народные традиции; теорию и практику социальной работы; основные направления политики в области социальной защиты подростков и молодежи; отечественный и зарубежный опыт практической социальной работы; основы трудового законодательства; правила по охране труда и пожарной безопасности.

Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование по специальности «социальная работа», «организация работы с молодежью» без предъявления требований к стажу работы или высшее профессиональное образование, профессиональная переподготовка и стаж работы по направлению профессиональной деятельности не менее 1 года, либо среднее профессиональное образование и стаж работы по направлению профессиональной деятельности не менее 3 лет.

Комментарии к должности

Приведенные выше квалификационные характеристики должности «Специалист по социальной работе с молодежью» предназначены для решения вопросов, связанных с регулированием трудовых отношений и обеспечением эффективной системы управления персоналом в различных организациях. На основе этих характеристик разрабатывается должностная инструкция специалиста по социальной работе с молодежью, содержащая права и ответственность работника, а также конкретный перечень его должностных обязанностей с учетом особенностей организации и управления деятельностью предприятия (учреждения).

При составлении должностных инструкций руководителей и специалистов необходимо учесть общие положения к данному выпуску справочника и введение с общими положениями к первому выпуску справочника должностей.

Обращаем ваше внимание на то, что одинаковые и схожие наименования должностей могут встречаться в разных выпусках ЕКС. Найти схожие названия можно через справочник должностей (по алфавиту).

Требования, предъявляемые к специалисту по социальной работе

Требования, предъявляемые к специалисту по социальной работе на законодательном уровне (законы, стандарты), излагаются в виде профессионально значимых качеств личности и качеств, препятствующих работе в данной сфере.

В «Стандартах классификации практической социальной работы» [40]предъявляются соответствующие требования, без которых невозможна профессиональная деятельность специалиста. Он должен:

· уметь слушать других целенаправленно и с пониманием;

· собирать информацию, чтобы подготовить социальную историю, оценку и отчет;

· формировать и поддерживать профессиональные отношения, направленные на оказание социальной помощи;

· наблюдать и интерпретировать вербальное и невербальное поведение, используя знания в области теории человека и диагностические методы;

· направлять усилия клиентов на разрешение их проблем и завоевывать доверие клиентов;

· находить творческое решение проблем клиентов;

· проводить исследования и интерпретировать их результаты;

· быть посредником и вести переговоры между конфликтующими сторонами;

· обеспечивать связь между различными организациями;

· сообщить о социальных потребностях государственным органам, финансирующим соответствующую деятельность.

Согласно Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования по специальности «социальная работа»[41], социальный работник должен уметь просто и грамотно говорить и писать, обучать других внимательно и доброжелательно реагировать на эмоциональные и кризисные ситуации. А также служить примером в профессиональных отношениях, объяснять сложные психосоциальные явления, эффективно организовывать свою работу, изыскивая источники, получать средства по оказанию помощи другим и так далее.

Таким образом, стандарты указывают на следующие качества: наблюдательность, коммуникабельность, доброжелательность, организованность и тому подобное.

В теории социальной работы ряд авторов также занимались разработкой этой проблемы. (Е. И. Холостова[42], В. И. Курбатов[43] и другие).

Например, Е. alt=»» title=»»И. Холостова считает, что личные качества специалиста по социальной работе можно разделить на три группы. К первой группе относятся психофизиологические характеристики, от которых зависят способности к данному виду деятельности. Ко второй – психологические качества, характеризующие социального работника как личность. К третьей группе – психолого-педагогические качества.

Качества первой группы, которые отражают психические процессы (мышление, восприятие, память, воображение), психические состояния (стресс, тревожность, депрессия), внимание как состояние сознания, эмоциональные и волевые проявления (сдержанность, настойчивость, импульсивность) должны отвечать требованиям, предъявляемым к профессиональной деятельности специалиста. Некоторые из этих психологических требований являются основными, без них вообще невозможна качественная деятельность. Другие играют, на первый взгляд, второстепенную роль. Если кто-то из специалистов не отвечает психологическим требованиям, предъявляемым профессией, то отрицательные последствия такого несоответствия могут не проявиться не так быстро, но при неблагоприятных условиях они практически неизбежны.

Ко второй группе качеств относятся такие психологические качества, как самоконтроль, самокритичность, самооценка своих поступков, а также стрессоустойчивые качества – физическая тренированность, самовнушаемость, умение переключать и управлять своими эмоциями.

К третьей группе качеств относятся: коммуникабельность (умение быстро устанавливать контакт с людьми); эмпатичность (улавливание настроение людей, выявление их установок и ожиданий, сопереживание их нуждам); аттрактивность (внешняя привлекательность личности); красноречие (умение внушать и убеждать словом) и другие.

В. И. Курбатов говорит о личных качествах специалиста по социальной работе. Причем он разделяет их на необходимые и неприемлимые.

Читайте так же:  Обязательное социальное страхование работника в трудовом договоре

В личных качествах нужно выделить личностные особенности, навыки общения и отношение к работе. Личностные особенности: доброта, заботливость, честность, отзывчивость, приветливость, терпимость, человечность, общительность, сострадание, бескорыстность, уравновешенность.

Навыки общения: внимание к другим, умение выслушать, обходительность, вежливое отношение к людям.

Отношение к работе: добросовестность, исполнительность, ответственность, требовательность к себе.

Неприемлемыми для социальных работников считаются следующие качества:

Личностные особенности: нервозность, корысть, душевная черствость, высокомерие, нечестность, жестокость.

Навыки общения: грубость, неуважение к людям, брезгливость, злость, невежливость, дерзость.

Отношение к работе: безразличие к подопечным, постоянная спешка, безответственность, лень, недобросовестность, нежелание помочь, легкомыслие, несобранность, вымогательство.

Таким образом, если рассматривать профессиональные качества как проявление психологических особенностей человека – социального работника, то становится ясно, не каждый человек может профессионально выполнять функции специалиста по социальной работе. Нередко личностные качества являются базисными при становлении профессионального мастерства.

Качества, необходимые специалисту геронтологического плана, имеют свою специфику, основанную на психологических особенностях клиента.

Авторы выделяют эти качества в контексте социальной работы с пожилыми людьми. (Р. С. Яцемирская, И. Г. Беленькая[44], Е. И. Холостова[42])

Р. С. Яцемирская и И. Г. Беленькая отмечают качества специалиста, выделенные пожилыми людьми. По мнению самих пожилых людей их требования к специалистам таковы: прежде всего доброта и честность, бескорыстие и сострадание, а добросовестность, ответственность и требовательность к себе должны определять профессиональный статус специалиста.

Е. И. Холостова выделяет следующие качества, необходимые специалисту в работе с пожилыми людьми. Строгость и требовательность – эти качества, характерные для позиции ситуативного доминирования, которую занимает специалист, контактируя с клиентом. Разумеется, они не должны трансформироваться в жестокость и жесткость. Очень важно критичное отношение к качеству своей работы, не преувеличение своих возможностей и своей роли в достижении успеха. В то же время излишний критизм, неуверенность в себе могут препятствовать эффективной деятельности.

Вежливость, приветливость, тактичность – обязательные качества любого профессионала, в том числе и социального работника. Позитивный эмоциональный настрой, наличие чувства юмора способствует выходу пожилого человека из депрессивного состояния.

Коммуникабельность является одним из важных качеств, так как позволяет быстро установить контакт и понять внутренний мир клиента, его скрытые побуждения.

Ощущение уверенности в себя позволяет справиться с раздражительностью пожилого человека, которая возникает в силу неустойчивости психики пожилых людей. Таким образом, исключительное значение в организации социальной работы с пожилыми имеет самопознание социального работника как специалиста.

Следовательно, можно заключить, что в структуре психологической компетентности специалиста в качестве самостоятельного присутствует компонент аутокомпетентности, под которым мы понимаем осознание специалистом качеств необходимых в работе и препятствующих ей, то есть достоинств и недостатков.

Специалист по социальной работе требования к образованию

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

[2]

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 24 января 2013 г. N 14-3/10/1-212 О рекомендациях для определения функциональных обязанностей и квалификационных требований работников организаций социального обслуживания населения

В целях оказания практической помощи органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в разработке планов мероприятий (региональных «дорожных карт») «Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения (2013-2018 годы)», предусмотренных приказом Минтруда России от 18 января 2013 года N 21 Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации направляет рекомендации для определения функциональных обязанностей и квалификационных требований работников организаций социального обслуживания населения.

Приложение: на 4 листах.

А.В. Вовченко

Рекомендации
для определения функциональных обязанностей и квалификационных требований работников организаций социального обслуживания населения

Социальный работник

Соблюдает правила внутреннего распорядка, порядок работы со служебной информацией, правила техники безопасности, охраны труда, противопожарной безопасности. Обеспечивает конфиденциальность полученных в результате своей деятельности сведений об обслуживаемых клиентах.

Требования к квалификации:

начальное профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы или среднее полное (общее) образование и стаж работы по профилю не менее 3 лет;

среднее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы или начальное профессиональное образование и стаж работы по профилю не менее 3 лет;

высшее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное образование и стаж работы по профилю не менее 3 лет;

высшее профессиональное образование и стаж работы по профилю не менее 5 лет.

Специалист по социальной работе

Повышает свою квалификацию и профессиональное мастерство.

Должен знать: особенности психологии личности и отдельных категорий населения; национальные и региональные особенности быта и семейного воспитания, народные традиции; теорию и практику социальной работы; основные направления в проводимой политике социальной защиты населения; законы, постановления на федеральном, региональном и местном уровнях, другие нормативно-правовые акты в сфере социальной защиты населения; работу органов и учреждений социального обслуживания; отечественный и зарубежный опыт практической социальной работы.

Обзор документа

Приведены рекомендации для определения функциональных обязанностей и квалификационных требований работников организаций соцобслуживания населения.

Они предназначены для разработки планов мероприятий (региональных «дорожных карт») «Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения (2013-2018 гг.)».

Рекомендации касаются соцработников и специалистов по социальной работе. Указаны их должностные обязанности, требования к знаниям и квалификации.

Читайте так же:  Списание затрат по объектам незавершенного строительства

Должностные обязанности. 1.1. Специалист по социальной работе относится к категории специалистов.

Общие положения

1.1. Специалист по социальной работе относится к категории специалистов.

1.2. На должность:

­­­ – специалиста по социальной работе назначается лицо, имеющее высшее или среднее специальное образование по социальному, педагогическому, юридическому профилям, без предъявления требований к стажу работы;

– специалиста по социальной работе II квалификационной категории назначается лицо, имеющее высшее образование по специальности «Социальная педагогика», «Психология» или переподготовку на базе высшего педагогического, юридического образования с присвоением квалификации «Специалист по социальной работе» или «Социальный педагог» и стаж работы по специальности не менее 3 лет;

– специалиста по социальной работе I квалификационной категории назначается лицо, имеющее высшее образование по специальности «Социальная работа» или «Социальная педагогика», «Психология» или переподготовку на базе высшего педагогического, юридического образования, с присвоением квалификации «Специалист по социальной работе» или «Социальный педагог» и стаж работы в должности специалиста во II квалификационной категории не менее 1 года.

1.3. Специалист по социальной работе назначается на должность, перемещается и освобождается от нее приказом директора учреждения по представлению заведующего отделением по согласованию с начальником отдела социальной защиты администрации района.

1.4. Специалист по социальной работе должен знать:

1.4.1. Нормативные правовые акты в области социального обслуживания семьи и различных категорий граждан, нуждающихся в социальной поддержке, государственной семейной политики, охраны материнства и детств.

1.4.2. Эффективные социальные технологии развития региона.

1.4.3. Основы психологии личности и семейной психологии, социально-психологические аспекты помощи инвалидам.

1.4.4. Основы трудового законодательства.

1.4.5. Правила и нормы охраны труда и техники безопасности, противопожарной защиты.

1.5. В своей деятельности специалист по социальной работе руководствуется:

1.5.1. Действующим законодательством.

1.5.2. Приказами и распоряжениями директора Центра.

1.5.3. Уставом учреждения.

1.5.4. Правилами внутреннего трудового распорядка.

1.5.5. Настоящей должностной инструкцией.

1.6. Специалист по социальной работе подчиняется непосредственно заведующему отделением дневного пребывания инвалидов.

1.7. В случае временного отсутствия специалиста по социальной работе (отпуск, болезнь и прочее) его обязанности исполняет заведующий отделением, который приобретает соответствующие права и несет полную ответственность за качественное и своевременное исполнение возложенных на него обязанностей.

Должностные обязанности

Специалист по социальной работе исполняет следующие обязанности:

2.1. Поддерживает в актуальном состоянии банк данных инвалидов проживающих в районе.

2.2. Координирует оказание помощи инвалидам различных государственных, общественных, благотворительных организаций и субъектов хозяйствования.

2.3. Участвует в организации досуга инвалидов, развитие творческого потенциала.

2.4. Выявляет и изучает мотивации и потребности инвалидов в различных видах деятельности, для организации работы отделения.

2.5. Организует культурно-массовые мероприятия учреждения.

2.6. Ведет «Социальный паспорт» реабилитации инвалидов, посещающих дневное отделение.

Видео (кликните для воспроизведения).

2.7. Выполняет поручения, заведующего отделением, директора Центра, не противоречащие настоящей должностной инструкции.

2.8. Ведет необходимую документацию.

2.9. Соблюдает правила внутреннего трудового распорядка.

2.10. Соблюдает правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.

Права

Специалист по социальной работе имеет право:

3.1. Вносить на рассмотрение руководства предложения по совершенствованию работы, связанной с предусмотренными настоящей инструкцией обязанностями.

3.2. Сообщать заведующей отделением обо всех недостатках, выявленных в процессе осуществления своей деятельности, вносить предложения по их устранению в пределах своей компетенции.

3.4. Требовать от администрации Центра оказания содействия в осуществлении возложенных на него обязанностей и прав.

ДОПОЛНЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИОННЫЙ СПРАВОЧНИК ДОЛЖНОСТЕЙ РУКОВОДИТЕЛЕЙ, СПЕЦИАЛИСТОВ И СЛУЖАЩИХ, УТВЕРЖДЕННЫЙ ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ГОСКОМТРУДА СССР И СЕКРЕТАРИАТА ВЦСПС ОТ 27 МАРТА 1986 Г. N 102/6-142

Дополнить Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих квалификационной характеристикой «Специалист по социальной работе», изложив ее в следующей редакции:

Специалист по социальной работе

Должен знать: постановления, распоряжения, приказы вышестоящих органов, нормативные и другие руководящие материалы по социальной защите населения; психологию; социологию; специфику работы в различной социальной среде; основы общей и семейной педагогики; формы и методы воспитательной работы и просвещения; нормы семейного, трудового, жилищного законодательства, регулирующие охрану материнства и детства, права несовершеннолетних, пенсионеров, инвалидов; основы уголовного и гражданского права; порядок и организацию установления опеки, попечительства, усыновления, лишения родительских прав, направления в специальные учебно-воспитательные учреждения; организацию медико-социальной работы, санитарного просвещения, гигиенического воспитания населения и пропаганды здорового образа жизни; национальные особенности быта и семейного воспитания, народные традиции региона; нормы и правила дорожного движения, охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты; передовой отечественный и зарубежный опыт социальной работы.

Специалист по социальной работе высшей категории: высшее образование, наличие сертификата специалиста по социальной работе и стаж работы в должности специалиста по социальной работе I категории не менее 3 лет.

Специалист по социальной работе I категории: высшее образование, наличие сертификата специалиста по социальной работе и стаж работы в должности специалиста по социальной работе II категории не менее 3 лет.

Специалист по социальной работе II категории: высшее образование, наличие сертификата специалиста по социальной работе и стаж работы в должности специалиста по социальной работе не менее 3 лет.

Специалист по социальной работе: высшее образование без предъявления требований к стажу работы и наличие сертификата специалиста по социальной работе или среднее специальное образование, наличие сертификата специалиста по социальной работе и стаж работы в учебно-воспитательных, медицинских учреждениях или органах социальной защиты не менее 5 лет.

Читайте так же:  Порядок оформления форм реестров регистрации нотариальных действий

Приложение 2
к постановлению Госкомтруда СССР
от 23 апреля 1991 г. N 92

Требования к профессиональной подготовке специалиста по социальной работе

Должностные обязанности социального работника и специалиста социальной работы. Помощь в семейном воспитании, заключение трудовых договоров о работе на дому женщинам, имеющим несовершеннолетних детей. Выявление и оказание содействия детям и взрослым.

Рубрика Социология и обществознание
Вид презентация
Язык русский
Дата добавления 25.12.2012
Размер файла 157,7 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

HTML-версии работы пока нет.
Cкачать архив работы можно перейдя по ссылке, которая находятся ниже.

Подобные документы

Особенности подготовки специалиста по социальной работе в вузе. Требования к специалисту по социальной работе в реальной практике. Исследование готовности молодого специалиста по социальной работе к самостоятельной работе. Рекомендации специалистов.

курсовая работа [88,5 K], добавлен 31.10.2008

Анализ форм и методов деятельности специалиста по социальной работе. Общая характеристика и структура деятельности ГУ ЦСПСиД «Люблино», особенности деятельности социального работника в его условиях, пути и направления повышения ее эффективности.

курсовая работа [39,6 K], добавлен 06.12.2015

История развития социальной деятельности в России. Сущность, виды и принципы профессионализма специалиста по социальной работе в современных условиях. Профессиограмма социального работника, рекомендации по повышению профессиональной компетентности.

дипломная работа [95,6 K], добавлен 21.01.2012

Теоретические основы взаимодействия специалиста по социальной работе и клиента. Клиент как объект в социальной работе, подходы, взаимодействие. Изучение взаимодействия специалиста по социальной работе в «комплексном центре социального обслуживания».

дипломная работа [184,0 K], добавлен 25.10.2010

Изучение понятия, функций, требований к составлению профессиограммы. Выявление особенностей взаимодействия специалиста по социальной работе в процессе профессиональной деятельности с предметами и продуктами труда, с окружающими людьми и другими явлениями.

контрольная работа [35,6 K], добавлен 26.06.2013

Профессионализм личности и деятельности социального работника. Подготовка специалиста как этап профессионально-личностного развития специалиста по социальной работе. Методы диагностики профессионализма. Методика изучения коммуникативных способностей.

дипломная работа [64,8 K], добавлен 02.05.2009

Обзор литературы по проблеме развития профессиональной компетентности специалиста социальной работы. Структура психодиагностического исследования. Методические рекомендации по развитию профессиональной компетентности в работе с детьми-инвалидами.

дипломная работа [186,1 K], добавлен 28.11.2012

Особенности профессионально-этического сознания социального работника, гуманистическая направленность личности специалиста. Сущность и факторы формирования профессионализма в социальной работе. Профессиональный рост и развитие социального работника.

курсовая работа [35,7 K], добавлен 28.06.2012

Направления работы медико-социального учреждения «Комплексный центр социального обслуживания населения Азовского немецкого национального района». Функции, роль и место специалиста участковой социальной службы в системе социальной работы с семьей и детьми.

отчет по практике [36,0 K], добавлен 02.03.2016

Анализ личностных качеств специалиста по социальной работе. Определение роли мужчины и женщины в организации профессиональной деятельности. Отличительные ценностные предпочтения и гендерные особенности мужчин и женщин, работающих в социальной сфере.

дипломная работа [590,5 K], добавлен 26.10.2010

Профессиональные требования к специалисту по социальной работе

Читайте также:

  1. I. Общие требования
  2. III. Экологические требования к технико-экономическому обоснованию проектирования объектов
  3. IV. Требования к организации приемки лекарственных препаратов в аптечных организациях
  4. IV. Требования к освещению
  5. VI. Требования к отпуску (реализации)лекарственных препаратов в аптечных организациях
  6. VI. Экологические требования при эксплуатации предприятий, сооружений и иных объектов
  7. VIII. Требования к персоналу аптечных организаций
  8. Абрикосы. Особенности строения. Требования к качеству.
  9. Аварии и неполадки в работе котельной установки и мероприятия по их устранению.
  10. Авокадо . Особенности строения. Пищевая ценность. Требования к качеству. Болезни. Упаковка, маркировка и хранение.
  11. АКТУАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИИ
  12. Акустические колебания. Виды шумов, их воздействие на человека. Профессиональные заболевания от воздействия шума.

Социальная работа как профессиональная деятельность включает работу не только с клиентом, но и другими службами, учреждениями, организациями.

Стратегия профессиональной деятельности специалиста направлена на:

· оказание своевременной и квалифицированной социальной помощи,

· установление гуманных отношений в обществе,

· влияние на клиента и социальную ситуацию,

· социализацию и развитие личности.

Принципы деятельности соцработника:

1. Универсальность, практический альтруизм.

2. Сознательно применять конкретные знания и навыки в конкретной ситуации.

3. Относиться к клиенту как к целостной личности.

4. Вести деловые отношения с клиентом, не унижая чувство его достоинства (терпимое отношение, отсутствие осуждения помогают осознать клиенту свое достоинство, нельзя провоцировать страх быть воспринятым негативно или неточно).

5. Видеть в клиенте индивидуальность (постоянное стремление к глубокому раскрытию его личностных свойств).

6. Побуждать клиента к максимальным усилиям по решению его проблем, способствовать самоопределению клиента (клиент имеет право быть свободным в выборе средств и путей решения своих проблем).

7. Соблюдать конфиденциальность (обычно выделяют две формы конфиденциальности: абсолютная – нераспространяемость информации о клиенте ни при каких условиях; относительная – соцработник может обещать действовать ответственно в рамках профессионального этического кодекса, существующих законов, программ учреждения).

8. Постоянно оценивать прогресс изменения личности клиента и социума.

Говорят о трех составляющих профессиональной деятельности специалиста: профессиональные функции, роли и качества.

Профессиональные функцииспециалиста по социальной работе: диагностическая, прогностическая, правозащитная, организационная, профилактическая, социально-медицинская, социально-педагогическая, социально-психологическая, социально-бытовая, рекламная, нравственно-гуманистическая, аналитическая, моделирующая, активационная (или анимационная), эвристическая.

Читайте так же:  Санаторно курортное лечение для ветеранов боевых действий

Из функций вытекают следующие профессиональные роли специалиста по социальной работе:

Роль Сущность деятельности
Определитель клиента выявляет людей и группы, которые испытывают трудности или находятся в рисковой ситуации
Брокер специалист направляет клиента в соответствующие службы
Посредник, медиатор специалист находится между различными субъектами социальной работы
Адвокат специалист борется за реализацию прав человека-клиента
Менеджер информации собирает и оценивает информацию
Мобилизатор организует, активизирует индивидуальную и групповую деятельность
Учитель передает информацию, знания
Корректор поведения изменяет поведенческие стереотипы или восприятие ситуации
Консультант взаимодействует с другими специалистами или службами
Проектант сообщества, проектировщик разрабатывает программу деятельности
Оцениватель оценивает проблемы людей, групп, сообществ
Администратор управляет агентством, реализацией программы, социальной службой
Практик оказывает конкретную помощь клиенту

Основные профессиональные требованияк социальному работнику.

Социальный работник должен:

· иметь хорошую профессиональную подготовку, знания в различных областях психологии, педагогики, физиологии, экономики и организации производства, законодательства, информатики и математической статистики;

· обладать достаточно высокой общей культурой, быть широко эрудированным человеком, что предполагает хорошие знания в области литературы, музыки, живописи и т.д.;

· владеть информацией о современных политических, социальных и экономических процессах в обществе, иметь широкую осведомленность о жизни различных социальных групп населения;

· обладать «супервидением», т.е. предвидеть последствия своих действий;

· обладать определенной социальной приспособленностью; ему необходимо умело контактировать и располагать к себе «трудных» подростков, сирот, инвалидов, людей, находящихся на реабилитации;

· иметь профессиональный такт, способный вызвать симпатию и доверие у людей; соблюдать профессиональную тайну, быть деликатным во всех вопросах, затрагивающих интимные стороны жизни человека;

· обладать эмоциональной устойчивостью, быть готовым к психическим нагрузкам, избегать невротических отклонений в собственных оценках и действиях и, несмотря на возможные неудачи, добросовестно исполнять свой долг, оставаться спокойным, доброжелательным и внимательным к подопечному;

· уметь принимать решение в неожиданных ситуациях, четко формулировать свои мысли, грамотно и доходчиво их излагать;

· социальный работник должен поддерживать высокие стандарты своего поведения. Он должен быть предан своему делу, честен и правдив.

В зависимости от профиля, специализации местом работы специалиста по социальной работе могут быть:

· дома и микрорайоны (социальная работа на улице);

· социальные службы образовательных учреждений (дошкольных, внешкольных, общеобразовательных и профессиональных школ, колледжей, лицеев, школ-интернатов, детских домов, средних специальных заведений, вузов);

[1]

· социальные службы специализированных учреждений (домов ветеранов, семейных детских домов, центров реабилитации, социальных приютов, центров занятости; исправительно-трудовых колоний и др.);

· социальные службы предприятий, организаций, учреждений, общежитий, коммерческих структур, творческих, общественных организаций, различных фондов, банков, благотворительных организаций;

· службы муниципальных органов (культурно-спортивных комплексов, центров социального обслуживания населения, отделов по социальной защите населения, отделений социальной помощи семье и детям, отделений социального обслуживания на дому и др.);

· службы досуга и культурной анимации (подростковые клубы, дома культуры, сельские клубы, школы народных ремесел, семейные клубы и гостиные, парки и т.д.);

· валеологические и медицинские службы (профилактории, реабилитационные залы и комплексы, хосписы, центры народных средств оздоровления и лечения при больницах, медпунктах, на дому);

| следующая лекция ==>
Профессионализм: сущность, показатели, условия становления | Сущность, факторы и профилактика эмоционального выгорания специалиста по социальной работе

Дата добавления: 2014-01-11 ; Просмотров: 516 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Требования к специалисту по социальной работе

Профессиональная группа специалистов по социальной работе образована людьми, которые постоянно заняты на должностях, непосредственно связанных с оказанием квалифицированной социальной помощи, нуждающимся в ней, лицам и группам или с управлением в сфере социальной работы; имеют определенный минимум профессиональной подготовки в области социальной работы, то есть прошли обучение в учреждениях высшего профессионального образования по профилю социальной работы либо накопили необходимые знания, умения и навыки непосредственно в практической деятельности; идентифицируют себя в качестве специалистов по социальной работе, то есть усвоили основные профессиональные ценности, нормы, роли и реализуют их в профессиональной и повседневной жизни.[15] Данные требования являются первоначальными и значимыми для допуска специалиста по социальной работе к профессиональной деятельности.

О. А. Гурина утверждает, что профессиональная группа специалистов по социальной работе отличается неоднородностью и включает в себя две категории работников разных уровней.[16]

Во-первых, управленцы – работники системы социальной защиты населения Российской Федерации, осуществляющие функции организации и администрирования. Можно выделить три уровня управления в сфере социальной работы: федеральный, региональный и локальный. Федеральный уровень – это управленцы высшего звена (руководители министерств и ведомств системы социальной защиты населения федерального уровня, Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации; начальники отделов и специалисты указанных организаций). В региональный уровень входят управленцы среднего звена (руководители региональных и муниципальных органов управления системой социальной защиты населения; отделений Пенсионного фонда России в субъектах Российской Федерации, городских и районных управлений Пенсионного Фонда России; региональные отделения Фонда социального страхования Российской Федерации; начальники отделов и специалисты указанных организаций). И, наконец, локальный (организационный) уровень составляют управленцы низшего звена (руководители социальных служб, входящих в систему социальной защиты населения, и их структурных подразделений).

В современный период главная задача специалистов по социальной работе – научиться проводить в жизнь функциональную предназначенность тех служб, в которых они работают, оптимально выполнять свои задачи, опираясь на отечественный и зарубежный опыт социальной работы.

Специфика социальной работы заключается в том, что при решении стоящих перед ней проблем она органически вплетается во все формы и виды общественных отношений и деятельности людей, прямо и косвенно затрагивает все стороны общества. Выявление этих проблем, их решение осуществляется, прежде всего, через установление и поддержание контактов с представителями государственных служб, общественных организаций и объединений, гражданами (клиентами), нуждающимися в помощи, защите, поддержке, что требует, в свою очередь, высокого развития у специалистов по социальной работе интерсоциальных способностей (социально-перцептивных, интерактивных, коммуникативных) для эффективного выполнения своих профессиональных функций.[17] Содержание социальной работы состоит в регулировании правовых, экономических отношений человека с обществом и оказании ему помощи и поддержки в преодолении возникших проблем (бедность, безработица, наркомания, правонарушения).

[3]

Профессия «специалист по социальной работе» создана для решения социальных проблем человека и общества, в их числе социальные и психологические конфликты, кризисные, стрессовые ситуации; эмоциональные и психологические проблемы; нужда и бедность; алкоголизм и наркомания; насилие и дискриминация; национальные проблемы и миграция; преступление и правонарушение; безработица и профессиональная адаптация; жилищная проблема; опекунство, попечительство, усыновление; родительская жестокость и другие. [19] В связи этим профессия специалиста по социальной работе и его мастерство остро востребованы. Следовательно, необходим специалист широкого профиля, владеющий основами юридических, медицинских, психологических знаний, в основные трудовые операции которого входит: сбор и анализ информации о личности; диагностика микросреды; прогноз дальнейшего развития и социализации личности; профилактика и социальная терапия негативных явлений окружающей среды; организационно-коммуникативная педагогизация среды; охранно-правовая защита; образовательно-воспитательные задачи; составление и ведение документации; работа с педагогическим коллективом.[20] Данная группа требований относится именно к минимуму профессиональных знаний, навыков и умений, полученных специалистом в учебном заведении.

Читайте так же:  Религиозные объединения отделены от государства и равны

В своей практике специалист по социальной работе выполняет различные социальные роли. Прежде всего, он – посредник в контексте: «человек – семья – общество», связующее звено между гражданином и государственно-социальными слоями, призванными заботиться о гражданине. Одновременно специалист по социальной работе – защитник интересов человека, защитник его прав и прав каждой семьи. Также, специалист по социальной работе должен быть участником совместной деятельности, ведущим организатором этой деятельности. Он своеобразный духовный наставник, который как бы ведет человека и его семью, на протяжении продолжительного времени осуществляет психологическое сопровождение, заботится о формировании общественных ценностей в социуме. Одновременно он и социальный терапевт, предотвращающий и разрешающий конфликтные ситуации своих подопечных.

Специалисты по социальной работе осуществляют сегодня свою профессиональную деятельность в разнообразных условиях, которые определяются факторами религии, этничности, культуры, языка, социального статуса, состава семьи и жизненного стиля клиентов, взаимодействуя с индивидами и семьями, чьи жизненные шансы могут быть ограничены вследствие бедности, слабого здоровья, дискриминации и инвалидности.

Таким образом, требования к специалисту по социальной работе в реальной практике следующие: быть постоянно занятым на должностях, непосредственно связанных с оказанием квалифицированной социальной помощи лицам и группам, находящимся в трудной жизненной ситуации, иметь профессиональную подготовку в области социальной работы, идентифицировать себя в качестве специалиста по социальной работе. Квалификационным справочником специалист по социальной работе наделяется разнообразными должностными обязанностями. Специалисты по социальной работе могут входить в следующие категории работников: управленцы высшего и среднего звена и практики. Они трудятся в самых разных сферах общественной жизни. Главная задача специалистов по социальной работе – научиться проводить в жизнь функциональную предназначенность тех служб, в которых они работают. Одним из главных направлений деятельности специалиста по социальной работе является работа с человеком, защита его прав и интересов, а также прав каждой семьи. Профессия «специалист по социальной работе» создана для решения социальных проблем человека и общества, он является посредником в контексте: «человек – семья – общество».

Видео (кликните для воспроизведения).

Для соотношения особенностей подготовки специалистов по социальной работе в ВУЗе с требованиями, предъявляемыми к нему в профессиональной деятельности, в следующем параграфе будет рассмотрено применение специалистом по социальной работе теоретических и практических знаний в самостоятельной работе с клиентом.

Источники


  1. История и методология естественных наук. Выпуск XXX. Физика. — М.: Издательство МГУ, 2017. — 200 c.

  2. Общая теория государства и права. Академический курс в 3 томах. Том 2. — Москва: Мир, 2002. — 528 c.

  3. Кучерена Анатолий Бал беззакония. Диагноз адвоката; Политбюро — М., 2015. — 352 c.
  4. Галахова, А. В. Особенная часть Уголовного кодекса Российской Федерации. Комментарий. Судебная практика. Статистика / Под редакцией В.М. Лебедева, А.В. Галахова. — М.: Городец, 2015. — 367 c.
Специалист по социальной работе требования к образованию
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here