Сообщение с требованием представления пояснений от налоговой

Полезная информация на тему: "Сообщение с требованием представления пояснений от налоговой", собранная из сети и предоставленная в удобном для чтения виде. По всем вопросам - обращайтесь к дежурному юристу.

Образец ответа на требование налоговой о предоставлении пояснений

Коммерческие предприятия довольно часто сталкиваются с необходимостью предоставить в налоговую инспекцию пояснения по какому-либо вопросу. Для того, чтобы эти пояснения не привели к дальнейшим проверкам со стороны надзорного органа, к составлению ответа следует относится крайне внимательно, скрупулезно и не затягивать с его отправкой.

Наиболее частые вопросы от налоговой

Обычно требование предоставить пояснения поступает через некоторое время после сдачи всевозможных отчетов и деклараций, так что поводом для них может стать любая, даже самая незначительная ошибка или неточность в документах. Во многих случаях разъяснения требуются по НДС, указанному к возмещению, из-за несоответствии сведений о налогооблагаемых базах в декларациях по налогу на прибыль и опять же НДС, при расхождении данных у контрагентов. Вопросы могут вызвать необоснованные убытки при проверке начисления налога на прибыль, подача уточненной декларации или расчета, в которых исправленная сумма налога к уплате меньше, чем в присланных первоначально и т.д.

В какой форме приходит требование

Налоговая инспекция может выслать требование о пояснениях как в бумажном, так и в электронном виде. При этом, в случае, электронного послания, налогоплательщик обязан отреагировать на него в течение пяти рабочих дней. Если же данный документ пришел в бумажном виде, на него также необходимо дать ответ в кратчайшие сроки, причем вне зависимости от того, имеется ли на нем печать налоговой инспекции или нет.

Порядок действий при получении требования

После того, как налогоплательщик получает требования о пояснениях, он должен сверить переданные в налоговую документы с имеющимися у него на руках данными.

В первую очередь, при проверке декларации по НДС, анализу подвергаются указанные в ней суммы (на предмет их соответствия с суммами по всем входящим и исходящим счетам-фактурам). Далее аналогичным образом исследуются даты, номера счетов-фактур, и прочие реквизиты (ИНН, КПП, адреса и т.п.).

Если вопросы возникли по декларации УСН или по налогу на прибыль, следует проанализировать все суммы расходов и доходов, которые были приняты для их расчета. Идентично приведенному алгоритму проверяются и все другие виды документов, вызвавшие вопросы у налоговой инспекции.

После того, как ошибка будет найдена, нужно передать в налоговую уточненную отчетность с исправленными данными — но это касается только сумм. Если же ошибка не относится к финансовой части, то «уточненку» сдавать не надо, достаточно предоставить необходимые пояснения.

Внимание: закон не говорит о том, что пояснения должны быть даны именно в письменной форме, т.е. это значит, что они могут быть предоставлены и устно. Однако во избежание дальнейших разногласий, лучше все-таки озаботиться составление письменного ответа.

Как поступить, когда требование налоговой несправедливо

Случается, что налоговая инспекция требует пояснений необоснованно, т.е. в отчетности не было допущено никаких ошибок. В таких ситуациях игнорировать письма от налоговой тоже нельзя.

Во избежание каких-либо санкций (в том числе и внезапных налоговых проверок) необходимо своевременно уведомить надзорную службу о том, что в соответствии с информацией предприятия, все предоставленные сведения верны.

В любом случае, при составлении ответа надо помнить, что для налоговой важно даже не столько содержание письма, сколько сам факт ответа на требование.

Как оформить ответ на требование налоговой о предоставлении пояснений

Оформить его можно либо на бумаге, написав «от руки», либо в электронном виде, напечатав на компьютере. При этом, если пояснение пересылается по обычной почте, то отправлять его надо заказным письмом с уведомлением о вручении, тогда риск того, что письмо затеряется, будет сведен к минимуму.

Использование электронного формата возможно только при наличии у организации электронной цифровой подписи.

К пояснению могут быть приложены какие-либо дополнительные документы – их наличие нужно отразить в содержании ответа.

Образец составления ответа на требование налоговой о предоставлении пояснений

Как уже говорилось выше, унифицированной формы ответа для дачи пояснений налоговой нет, так что составлять его можно в произвольном виде. Стоит отметить, что форма ответа должна быть предельно корректной и стандартной с точки зрения правил оформления подобного рода бумаг.

  1. Вначале слева или справа (не имеет значения) нужно указать адресата, т.е. именно ту налоговую инспекцию, куда отправляется ответ. Здесь нужно вписать ее номер, а также район и населенный пункт, к которому она относится.
  2. Далее указывается отправитель письма: пишется название предприятия, его адрес (фактический), а также номер телефона (на случай, если у налогового инспектора возникнут какие-либо дополнительные вопросы к пояснению).
  3. Далее в ответе следует сослаться на номер требования (а таким документам налоговая служба всегда присваивает номера), и его дату (отметим: не дату получения, а именно дату составления), а также коротко обозначить суть вопроса.
  4. После этого можно приступать непосредственно к даче пояснений. Их следует писать максимально подробно, со всеми нужными ссылками на документы, законы, нормативные акты и т.п. Чем тщательнее будет оформлена эта часть ответа, тем больше шансов на то, что налоговая будет им удовлетворена.

Ни в коем случае нельзя давать в ответе недостоверные или заведомо ложные сведения – они будут быстро обнаружены и тогда последуют немедленные санкции со стороны налоговиков.

  • После того, как пояснение будет дано, необходимо заверить письмо подписью главного бухгалтера (при необходимости), а также руководителя компании (обязательно).
  • Составляем ответ на требования налоговой о предоставлении пояснений

    Когда нужно составлять ответ

    Если по результатам проведения проверки в организацию поступило письмо из налоговой с требованием предоставления пояснений, вероятнее всего, при автоматическом контроле отчетности были выявлены ошибки. Однако учреждение не всегда обязано отвечать на запрос из ИФНС. Разъяснения необходимо направлять, если вопросы у инспектора возникли по факту проведения камеральных проверок периодической или итоговой отчетности.

    Самыми распространенными неточностями, подразумевающими ответ на требование из налоговой о предоставлении пояснений, являются:

    • ошибки в налоговых декларациях — погрешности по НДС, налогу на прибыль;
    • расхождения сведений из взаимосвязанных документов и отчетов налогоплательщика;
    • несовпадение сведений, предоставленных организацией, и данных, имеющихся в ИФНС;
    • погрешности в документах и действиях по получению налоговых льгот.
    Читайте так же:  Как вписать в страховку еще одного водителя

    Таким образом, разъяснительное письмо в ответ на требование о предоставлении пояснений необходимо направлять, если расхождения выявлены в процессе проведения камеральных проверок (п. 3 ст. 88 НК РФ). Но для налогоплательщика не будет лишним, если он отправит пояснительную информацию на запрос ИФНС, не связанный с камералкой. Это поможет сформулировать четкую позицию учреждения в разрешении той или иной проблемы.

    Что будет, если не направить ответ в налоговую

    Если же предприятие, получившее требование от налоговой о предоставлении пояснений, проигнорирует данный запрос, то, согласно п. 1 ст. 129.1 НК РФ, последствием может стать привлечение к административной ответственности и штрафные санкции в размере от 5000,00 (если ответ не предоставлен однократно) до 20 000,00 рублей (если это повторное нарушение).

    Помимо прочего, предоставление подробной пояснительной информации приведет к диалогу с ИФНС и дальнейшему разрешению ситуации, тогда как неотвеченный запрос может повлечь за собой серьезные разбирательства, не исключающие обращения в суд.

    Как написать пояснение на требование налоговой инспекции

    Порядок подачи ответа с разъяснительной информацией прописан в НК РФ. После завершения камеральной проверки периодической или итоговой отчетности инспектор направляет в учреждение письмо в бумажном или электронном виде о выявленных расхождениях, подлежащих уточнению, разъяснению или корректировке.

    Организация должна сформировать и передать пояснительный материал в течение пяти рабочих дней с момента получения запроса из ИФНС (п. 3 ст. 88 НК РФ). Письмо составляется в произвольной форме. Если налогоплательщик готовит ответ на запрос по факту камеральной налоговой проверки, то ему надлежит воспользоваться образцом, который будет представлен далее в статье.

    Ответ на требование о предоставлении пояснений может быть подан через систему электронного документооборота с обязательным использованием ЭЦП, по электронной почте, курьером либо непосредственно в инспекцию (письмо нужно зарегистрировать в канцелярии). В доказательство своей позиции налогоплательщик формирует пакет документов со всеми необходимыми приложениями, заверенными и подписанными руководителем.

    Если специалист уверен, что в поданной им отчетности неточностей и расхождений быть не может, то в разъяснении необходимо указать, что в декларации или отчете за указанный период ошибок не содержится. В том случае если ошибки все же были допущены, налогоплательщик может предоставить корректировку декларации, уточняющую поданные сведения (п. 1 ст. 81 НК РФ).

    При обнаружении технических помарок или неточностей, не влияющих на налогооблагаемую базу и величину исчисленного налога, в разъяснительном материале можно описать сложившуюся ситуацию, отметив при этом, что верный вариант предоставлен в ответе на запрос либо в уточненной декларации.

    Обобщенный бланк ответа на запрос ИФНС

    Ответ на требование по декларации НДС

    Образец ответа на требование в налоговую по декларации НДС должен формироваться в электронном виде, если организация по законодательству должна сдавать отчет через средства электронного документооборота (п. 3 ст. 88 НК РФ). Для ответа на запрос по НДС есть специально утвержденный бланк, поэтому, на основании п. 1 ст. 129 НК РФ, налогоплательщик обязан соблюдать не только условия об электронной сдаче, но и о форме подаваемых разъяснений. В качестве подтвердительной документации по НДС специалист может подготовить копии счетов-фактур и книг покупок и продаж.

    Ответ на требование по убыткам

    Образец ответа на требование ИФНС по убыткам должен содержать информацию, по какой причине у налогоплательщика наблюдается превышение расходной части над доходной. Главное, что должен отметить специалист при составлении пояснения, — это экономическую эффективность и целесообразность увеличившихся издержек, а также приложить к ответу оправдательные документы по каждому виду произведенных расходов.

    Срок ответа на требование налоговой

    В рамках проведения налогового контроля инспекции могут направлять налогоплательщикам различного рода требования. О том, в какие сроки необходимо отвечать на такие требования, расскажем в нашей консультации.

    Сразу оговоримся, что обычно не возникает спора о том, когда нужно дать ответ на требование налоговой (за сколько дней), ведь этот срок указывается в требовании налоговой инспекции (Приказ ФНС от 08.05.2015 № ММВ-7-2/[email protected] ).

    Требование о представлении пояснений

    Требование о представлении пояснений может направляться налогоплательщикам на основании ст. 25.14, 88, 105.29 НК РФ.

    К примеру, требование о представлении пояснений направляется налогоплательщику по итогам камеральной проверки налоговой декларации, если в ее результате были выявлены ошибки или противоречия (п. 3 ст. 88 НК РФ).

    Срок предоставления ответа на требование налоговых органов будет зависеть от основания, по которому требование было направлено.

    Если налогоплательщику было направлено требование представить уведомление о контролируемых иностранных компаниях, ответить (т. е. представить такое уведомление) нужно в срок, указанный налоговым органом и составляющий не менее 30 рабочих дней с даты получения требования (п. 8 ст. 25.14 НК РФ).

    Если требование направлено по итогам камеральной налоговой проверки, ответ на него нужно дать в течение 5 рабочих дней со дня получения требования (п.п.3, 6, 8.8 ст. 88 НК РФ).

    Ответ на требование будет состоять во внесении необходимых исправлений (скажем, в подаче уточненной декларации), представлении уведомления о контролируемых иностранных компаниях или собственно в подаче пояснений в произвольной форме. В случае с пояснениями по НДС они должны быть направлены в формализованном виде в электронной форме.

    Требование о представлении документов (информации)

    Сроки направления ответа на требование о представлении документов (информации) зависят от основания для истребования документов (информации).

    Например, документы, истребуемые при проведении налоговой проверки, в общем случае должны быть представлены в течение 10 рабочих дней со дня получения соответствующего требования (п. 3 ст. 93 НК РФ).

    Систематизируем в таблице сведения о сроках ответа на требование о представлении документов (информации):

    Основание направления требования о представлении документов (информации) Срок представления документов (информации) со дня получения требования
    ст. 93, ст. 93.1, п. 6 ст. 101 НК РФ
    (например, при проведении камеральной налоговой проверки) 10 рабочих дней
    20 рабочих дней (при налоговой проверке консолидированной группы налогоплательщиков) ст. 93, п.п. 3.9, 5, 5.1, 6.1 ст. 165 НК РФ (например, при налоговой проверки иностранной организации, подлежащей постановке на учет в соответствии с п. 4.6 ст. 83 НК РФ) 30 календарных дней ст. 93, п. 15 ст. 165 НК РФ (например, в случае истребования документов, сведения из которых включены в реестры, указанные в п. 15 ст. 165 НК РФ и поданные для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0% и налоговых вычетов) 20 календарных дней ст. 93, 214.8, 310.2 НК РФ (например, при истребовании документов, связанных с исчислением и уплатой НДФЛ по эмиссионным ценным бумагам) 3 месяца ст. 93, п. 6 ст. 105.17 НК РФ (например, при истребовании документов по сделке между взаимозависимыми лицами) 30 рабочих дней ст. 93, 93.1, п. 7 ст. 105.17 НК РФ (например, при истребовании документов в рамках встречной проверки) 5 рабочих дней
    Читайте так же:  Центр автоматической фиксации административных правонарушений

    Как посчитать срок ответа на требование налоговой?

    Срок для ответа на требование налоговой инспекции начинает течь со дня, следующего за днем получения требования, и истекает в последний день срока.

    Датой получения требования считается дата вручения (при передаче требования налогоплательщику лично), при отправке требования по почте заказным письмом – 6-ой рабочий день со дня отправки, в случае направления требования через личный кабинет налогоплательщика — день, следующий за днем размещения документа в личном кабинете (ст. 31 НК РФ). При отправке требования через ТКС день получения требования – это день направления налогоплательщиком налоговой инспекции квитанции о приеме требования в электронном виде (п.п.12, 13 Порядка, утв. Приказом ФНС от 17.02.2011 № ММВ-7-2/[email protected], п. 11 Порядка, утв. Приказом ФНС от 15.04.2015 № ММВ-7-2/[email protected]).

    Если налогоплательщику требуется отсрочка предоставления документов (информации), продлить срок ответа на требование налоговой может помочь направление в ИФНС уведомления о невозможности своевременного представления документов.

    Сообщение с требованием о представлении пояснений по вопросам противоречий и ошибок в налоговой декларации по НДС дополнено новыми приложениями

    В соответствии с дополнениями, внесенными в Письмо ФНС России от 16.07.2013 N АС-4-2/12705 «О рекомендациях по проведению камеральных налоговых проверок», в случае выявления ошибок и противоречий, в том числе между сведениями об операциях, содержащихся в налоговых декларациях по НДС налогоплательщика и его контрагента, в составе сообщения (с требованием представления пояснений), направленного в электронной форме, дополнительно будут формироваться файлы приложений, содержащие документы с недостоверными сведениями.

    Налогоплательщик сможет сформировать ответ с использованием рекомендуемой формы и формата (приведены в приложениях к рекомендациям).

    Требование о представлении пояснений по ст. 88.3 НК РФ

    Здравствуйте. Имеет ли право налоговый орган в требовании о представлении пояснений в рамках статьи 88.3 НК РФ истребовать и документы ?

    Здравствуйте! Согласно пояснениям к статье 88 НК РФ:

    В соответствии с п. 3 ст. 88 НК РФ если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, должностными лицами налогового органа, проводящими камеральную налоговую проверку, выполняется обязательная процедура, предусмотренная п. 3 ст. 88 НК РФ, по направлению налогоплательщику сообщения с требованием о представлении пояснений или внесении изменений.

    Эта процедура, как указала ФНС России в п. 2.7 Письма от 16 июля 2013 г. N АС-4-2/12705 «О рекомендациях по проведению камеральных налоговых проверок», в любом случае является обязательной перед составлением акта проверки.

    Процедура, предусмотренная п. 3 ст. 88 НК РФ, не проводится в случаях, когда ошибки, противоречия и несоответствия определенно не указывают на признаки совершения налоговых правонарушений. При проведении камеральной налоговой проверки на основе уточненной налоговой декларации (расчета), в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по сравнению с ранее представленной налоговой декларацией (расчетом), налоговый орган вправе требовать у налогоплательщика представить в течение 5 дней необходимые пояснения, обосновывающие изменение соответствующих показателей налоговой декларации (расчета) (абз. 2 п. 3 ст. 88 НК РФ).

    Согласно п. 5 ст. 88 НК РФ в ходе проведения налоговой проверки, иных мероприятий налогового контроля налоговые органы не вправе истребовать у проверяемого лица (консолидированной группы налогоплательщиков) документы, ранее представленные в налоговые органы при проведении камеральных или выездных налоговых проверок данного проверяемого лица (консолидированной группы налогоплательщиков).

    Указанное ограничение не распространяется на случаи, когда: а) документы ранее представлялись в налоговый орган в виде подлинников, возвращенных впоследствии проверяемому лицу; б) документы, представленные в налоговый орган, были утрачены вследствие непреодолимой силы.

    В соответствии с п. 7 ст. 88 НК РФ при проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, за исключением: а) подтверждающих право на налоговые льготы у налогоплательщиков, использующих такие льготы (п. 6 ст. 88 НК РФ). Льготами по налогам и сборам признаются преимущества, предоставляемые налоговым законодательством отдельным категориям налогоплательщиков по сравнению с другими (п. 1 ст. 56 НК РФ). К налоговым льготам также относится возможность не уплачивать тот или иной налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере; б) которые в соответствии с положениями НК РФ должны прилагаться к налоговой декларации (расчету), если они не были представлены вместе с декларацией или расчетом (п. 7 ст. 88 НК РФ).

    Должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы. Требование о представлении документов может быть передано руководителю (законному или уполномоченному представителю) организации или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку либо передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.

    Документы, которые были истребованы в ходе налоговой проверки, должны быть представлены в течение 10 дней (20 дней — при налоговой проверке консолидированной группы налогоплательщиков) со дня получения соответствующего требования.

    В случае если проверяемое лицо не имеет возможности представить истребуемые документы в течение установленного настоящим пунктом срока, оно в течение дня, следующего за днем получения требования о представлении документов, письменно должно уведомить проверяющих должностных лиц налогового органа о невозможности представления в указанные сроки документов с указанием причин, по которым истребуемые документы не могут быть представлены в установленные сроки, и о сроках, в течение которых проверяемое лицо может представить истребуемые документы.

    В течение 2 дней со дня получения такого уведомления руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе на основании этого уведомления продлить сроки представления документов или отказать в продлении сроков, о чем выносится отдельное решение. При проведении налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков продление сроков осуществляется не менее чем на 10 дней. Отказ проверяемого лица от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную п. 1 ст. 126 НК РФ.

    Читайте так же:  Размер алиментов на 2 детей – как рассчитать и взыскать

    В случае такого отказа или непредставления указанных документов в установленные сроки должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, производит выемку необходимых документов в порядке, предусмотренном ст. 94 НК РФ.

    Непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок либо отказ от представления в налоговые органы оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде влекут административную ответственность должностных лиц, предусмотренную ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ.

    Энциклопедия решений. Истребование налоговым органом пояснений в ходе камеральной налоговой проверки

    Истребование налоговым органом пояснений в ходе камеральной налоговой проверки

    НК РФ предоставляет налоговым органам право требовать от налогоплательщиков пояснения в связи с уплатой налогов, в том числе при проведении камеральных проверок (пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ).

    [2]

    В ходе камеральной налоговой проверки могут быть выявлены:

    — ошибки в налоговой декларации (расчете);

    — противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах;

    — несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    В соответствии с п. 3 ст. 88 НК РФ налоговый орган обязан сообщить об этом налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.

    Затребовать у налогоплательщика необходимые пояснения налоговые органы вправе также при проведении камеральной налоговой проверки*(1):

    — уточненной налоговой декларации (расчета), в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по сравнению с ранее представленной налоговой декларацией (расчетом) — в части обоснования изменений соответствующих показателей налоговой декларации (расчета) (абз. 2 п. 3 ст. 88 НК РФ),

    — налоговой декларации (расчета), в которой заявлена сумма полученного в соответствующем отчетном (налоговом) периоде убытка — в части обоснования размера полученного убытка (абз. 3 п. 3 ст. 88 НК РФ).

    Также налоговые органы вправе потребовать представить в течение пяти дней необходимые пояснения:

    — в отношении операций (имущества), по которым применены налоговые льготы (п. 6 ст. 88 НК РФ, действующий с 02.06.2016);

    [3]

    — касающиеся применения инвестиционного налогового вычета (п. 8.8 ст. 88 НК РФ, действующий с 27.12.2017).

    С целью получения пояснений налоговые органы направляют налогоплательщику требование о предоставлении пояснений. В требовании указывается ссылка на ст. 88 НК РФ и причины его направления.

    Если для дачи пояснений в связи с уплатой налогов и сборов либо в связи с налоговой проверкой требуется непосредственная явка налогоплательщика, налоговые органы вправе вызывать налогоплательщиков (плательщиков сборов, налоговых агентов) на основании письменного уведомления (пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ). Необходимость явки может усматриваться из объема ошибок, противоречий и несоответствий, масштаба и сложности ситуации, когда необходимы ответы на вопросы, которые могут быть поставлены только после получения ответов на промежуточные вопросы и т.д. и т.п. В уведомлении указывается подробное описание цели его вызова (п. 2.2 письма ФНС России от 17.07.2013 N АС-4-2/[email protected]).

    Формы требования о предоставлении пояснений и уведомления о вызове налогоплательщика которого утверждена приказом ФНС России от 08.05.2015 N ММВ-7-2/[email protected] (далее — приказ ФНС России N ММВ-7-2/[email protected])*(2). Заметим, что документы, формы которых утверждены этим приказом, не удостоверяются печатью налоговых органов. Для их изготовления на бумажном носителе бланки налоговых органов с угловым штампом не используются (см. письма ФНС России от 21.07.2015 N ЕД-4-2/[email protected], от 15.07.2015 N ЕД-3-2/[email protected]).

    При камеральной проверке налоговых деклараций по НДС требование о предоставлении пояснений оформляется с учетом следующих особенностей:

    1) При выявлении в налоговой декларации по НДС ошибок и противоречий, свидетельствующих о занижении подлежащей уплате суммы НДС (либо о завышении суммы НДС, заявленной к возмещению) налоговые органы дополнительно к требованию о представлении пояснений прилагают перечень операций, отраженных в соответствующем разделе декларации по НДС, по которым установлены расхождения (см. письмо ФНС России от 30.04.2015 N ЕД-4-15/7650). Форма и формат такого приложения приведены в приложениях 2.1-2.10 к Рекомендациям ФНС России по проведению камеральных налоговых проверок, доведенных до нижестоящих налоговых органов письмом ФНС России от 16.07.2013 N АС-4-2/[email protected] (далее — Рекомендации).

    По каждой записи, отраженной в таком приложении к требованию, налоговые органы справочно указывают один из четырех кодов возможной ошибки, позволяющих налогоплательщикам определить причину возникновения расхождений. Значения этих кодов приведены в письме ФНС России от 06.11.2015 N ЕД-4-15/[email protected], а именно.

    — код ошибки «1» — свидетельствует о невозможности сопоставить запись об операции с данными контрагента. Указывается в случае, если в декларации контрагента отсутствует запись об операции, либо контрагентом декларация по НДС за аналогичный отчетный период не представлена или представлена с нулевыми показателями, либо допущенные ошибки не позволяют идентифицировать запись о счет-фактуре и, соответственно, сопоставить ее с контрагентом;

    — код ошибки «2» — указывает на несоответствие данных об операции между сведениями из книги покупок и книги продаж, отражаемыми в разделе 8 и разделе 9 декларации налогоплательщика (например, при принятии к вычету суммы НДС по ранее исчисленным авансовым счетам-фактурам);

    — код ошибки «3» — указывает на несоответствие данных о посреднической операции между сведениями из журнала полученных и выставленных счетов-фактур, отражаемыми в разделе 10 и разделе 11 декларации налогоплательщика;

    — код ошибки «4» — означает, что возможно допущена ошибка в какой-либо графе (в скобках указывается номер графы с такой ошибкой).

    2) При истребовании пояснений на основании п. 6 ст. 88 НК РФ в отношении налоговой деклараций по НДС, в которой отражены операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения) НДС в соответствии с пунктами 2 и 3 ст. 149 НК РФ и подпадающие под понятие налоговая льгота, налоговые органы предложат представить пояснения в виде реестра подтверждающих документов, а также перечень и формы типовых договоров, применяемых при осуществлении операций по соответствующим кодам. Рекомендуемая форма Реестра приведена в приложении N 1 к письму ФНС России от 26.01.2017 N ЕД-4-15/[email protected]

    Требование о предоставлении пояснений и уведомление о вызове налогоплательщика могут быть переданы налогоплательщику или его представителю любым из способов, определенных в п. 4 ст. 31 НК РФ:

    Читайте так же:  Отличие лицензионного договора от договора коммерческой концессии

    — непосредственно под расписку;

    — направлены по почте заказным письмом;

    — переданы в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи (а с 1 июля 2015 года — либо через личный кабинет налогоплательщика).

    Исключение составляют лица, на которых НК РФ возложена обязанность представлять налоговую декларацию (расчет) в электронной форме. В этом случае документы передаются налоговым органом в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи (либо через личный кабинет налогоплательщика).

    При этом необходимо учитывать, что с 1 января 2015 года лица, на которых НК РФ возложена обязанность представлять налоговую декларацию (расчет) в электронной форме, обязаны:

    — обеспечить получение от налогового органа документов в электронной форме по ТКС через оператора электронного документооборота;

    — передать налоговому органу квитанцию о приеме таких документов в электронной форме по ТКС в течение 6-ти рабочих дней со дня их отправки налоговым органом (п. 5.1 ст. 23 НК РФ, в редакции Федерального закона от 28.06.2013 N 134-ФЗ).

    Неисполнение в установленный срок обязанности по передаче налоговому органу квитанции влечет неблагоприятные последствия — налоговый орган вправе приостановить операции налогоплательщика по его счетам в банке и переводы его электронных денежных средств. Применение этой меры в отношении физических лиц НК РФ не предусмотрено (пп. 2 п. 3, п. 11 ст. 76 НК РФ).

    Сообщить налогоплательщику о выявленных ошибках или несоответствиях и затребовать от него представления соответствующих пояснений налоговый орган не только вправе, но и обязан. Согласно п. 5 ст. 88 НК РФ налоговый орган вправе составлять акт проверки только после совершения указанных действий.

    В определении от 12.07.2006 N 267-О КС РФ указал, что налогоплательщик вправе предполагать, что если налоговый орган не обращается к нему за объяснениями или документами, подтверждающими декларируемые налоги, то у налогового органа нет сомнений в правильности уплаты налогов. Иное означало бы нарушение принципа правовой определенности и вело бы к произволу налоговых органов.

    Если налоговый орган при выявлении ошибок или несоответствий в представленной отчетности не потребует у налогоплательщика пояснения, а сразу составит акт, это может служить основанием для признания недействительным решения, принятого по результатам налоговой проверки (постановления АС Северо-Западного округа от 24.03.2016 N Ф07-1085/16, АС Центрального округа от 10.12.2014 N Ф10-4251/14, АС Московского округа от 01.12.2014 N Ф05-13650/14, от 16.05.2013 N Ф05-4059/13, от 23.05.2012 N Ф05-4065/12, от 31.08.2009 N КА-А40/8335-09, ФАС Восточно-Сибирского округа от 08.04.2011 N Ф02-1027/11).

    [1]

    Если налоговый орган сочтет пояснения налогоплательщика неубедительными либо если налогоплательщик не представит соответствующие пояснения, налоговый орган в рамках камеральной налоговой проверки вправе истребовать документы.

    Следует учитывать, что процедура сообщения налоговым органом о выявленных ошибках с требованием представления пояснений, предусмотренная п. 3 ст. 88 НК РФ, отличается от процедуры истребования документов. Необходимость составления сообщения об ошибках с требованием пояснений возникает в целях реализации налогоплательщиком своих прав по представлению пояснений, связанных с исчислением и уплатой налогов.

    Процедура истребования документов осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 93 НК РФ, путем направления требования о представлении документов (информации). Для истребования документов при проведении камеральной проверки необходимо наличие самостоятельных оснований, установленных ст. 88 НК РФ.

    В тех случаях, когда налоговый орган при проведении камеральной налоговой проверки не выявил ошибок и иных противоречий в представленной налоговой декларации, оснований для истребования у налогоплательщика объяснений, а также первичных учетных документов нет. Запрет на подобные действия содержится в п. 7 ст. 88 НК РФ, согласно которому при проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если иное не предусмотрено данной статьей или если представление таких документов вместе с налоговой декларацией (расчетом) не предусмотрено НК РФ.

    Истребовать необходимые документы при проведении камеральной проверки налоговый орган вправе лишь в случаях, установленных в п.п. 6, 7, 8-9, 11, 12 ст. 88 НК РФ.

    Соответствующая позиция относительно толкования положений ст. 88 НК РФ изложена в постановлении Президиума ВАС РФ от 11.11.2008 N 7307/08 и поддерживается арбитражными судами (см. постановления АС Западно-Сибирского округа от 01.09.2014 N Ф04-7364/14, ФАС Центрального округа от 30.07.2012 N Ф10-2186/12 и от 21.10.2010 по делу N А64-890/2010, ФАС Московского округа от 21.01.2011 N КА-А40/16578-10 и от 19.04.2010 N КА-А40/3488-10).

    Аналогичные разъяснения дают и официальные органы (см. письма Минфина России от 03.09.2015 N 03-05-05-01/50668, от 11.01.2013 N 03-07-08/02, от 25.07.2012 N 03-02-08/65, письма ФНС России от 22.08.2014 N СА-4-7/16692, от 17.07.2013 N АС-4-2/[email protected] (п. 7.7), от 16.07.2013 N АС-4-2/[email protected] (пп. 6 п. 2.8), от 13.09.2012 N АС-4-2/15309 (вопросы 1, 3)).

    Кроме того, суды приходят к выводу, что из положений ст. 88 НК РФ в их взаимосвязи следует, что получение пояснений от проверяемого лица имеет целью выяснение причин имеющихся в его отчетности ошибок и противоречий. Иные основания направления налоговым органом сообщения с требованием представления пояснений не соответствуют целям налогового контроля, осуществляемого налоговыми органами в форме камеральной налоговой проверки. Указанные действия выходят за рамки проведения налогового контроля в форме камеральной налоговой проверки.

    В частности, суды признают неправомерными направление в рамках камеральной проверки сообщения с требованием представить:

    — пояснение причины опережающего роста налоговых вычетов по НДС, большого удельного веса вычетов в сумме начисленного НДС в указанных периодах, а также причины положительной динамики данного показателя, или внести соответствующие исправления в налоговые декларации по налогу на добавленную стоимость за соответствующие периоды (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 19.06.2014 N Ф02-2212/14);

    — пояснения и документы, подтверждающие проявленную осмотрительность при выборе контрагента (постановление АС Западно-Сибирского округа от 01.09.2014 N Ф04-7364/14);

    В этом случае отсутствуют также и основания для вызова налогоплательщика с целью дачи пояснений в ходе камеральной налоговой проверки (см. постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 19.05.2014 N Ф02-1904/14 и от 04.02.2014 N Ф02-6499/13).

    С 1 января 2017 года установлена ответственность в виде штрафа в размере 5 000 рублей за непредставление (несвоевременное представление) в налоговый орган предусмотренных п. 3 ст. 88 НК РФ пояснений в случае непредставления в установленный срок уточненной налоговой декларации (п. 1 ст. 129.1 НК РФ).

    *(1) Соответствующие положения внесены в п.п. 3 и 4 ст. 88 НК РФ Федеральным законом от 28.06.2013 N 134-ФЗ.

    *(2) До утверждения этой формы ФНС России рекомендовала использовать сообщение (с требованием представления пояснений), форма которого приведена в приложении N 2 к Рекомендациям ФНС России по проведению камеральных налоговых проверок, доведенных до нижестоящих налоговых органов письмом ФНС России от 16.07.2013 N АС-4-2/[email protected]

    Читайте так же:  Пенсионный возраст в чернобыльской зоне тульская область

    Сообщение с требованием представления пояснений от налоговой

    Компания, работающая не первый год, наверняка хоть раз сталкивалась с требованиями ФНС. Требования инспектор ФНС может выставить по различным причинам: из-за ошибок в декларациях, низкой налоговой нагрузки или при встречной проверке вашего контрагента.

    Какой бы ни была причина, не стоит игнорировать требование из налоговой инспекции. В противном случае у компании могут заблокировать счет или прийти с проверкой.

    Форма и сроки ответа на требование налоговой инспекции

    Обычно ФНС указывает в требовании срок, в течение которого нужно представить документы или/и письменное пояснение.

    Требования приходят как в бумажном виде по почте, так и в электронном. Формат требований зависит от того, как отчитывается конкретный налогоплательщик.

    Следуя нормам законодательства, ответ на требование налоговой нужно подготовить и отправить в течение пяти рабочих дней (п. 3 ст. 88 НК РФ). Чаще всего ответ пишется в произвольной форме, но налогоплательщики могут взять за основу рекомендуемую форму ответа.

    Если требование налоговой о представлении документов или пояснений пришло в электронном виде, не забудьте отправить квитанцию о приеме. На это организации отводится шесть рабочих дней (п. 5.1 ст. 23 НК РФ).

    Срок ответа на требование ИФНС фиксированный. В исключительных случаях налоговая инспекция может его изменить. Также увеличить срок для представления документов ФНС может по просьбе налогоплательщика, но для этого должны быть веские причины (болезнь ответственного лица, большой объем истребуемых документов и пр.).

    Основные причины требований и варианты ответов

    Обычно требованию налоговой предшествует камеральная проверка какой-либо декларации.

    Что вызовет подозрение инспектора и заставит его прислать требование:

    • В уточненной декларации вы уменьшили сумму налога (применимо к любому виду налога). Конечно, это может быть вполне правомерное обоснованное действие. Однако, показывая налог к уменьшению, будьте готовы объяснить причину и представить документы.
    • В декларации по НДС заявлен налог к возмещению из бюджета. ФНС невыгодно возмещать вам средства, поэтому вполне закономерно, что инспектор должен убедиться в законности вашего требования. Будьте готовы представить копии всех счетов-фактур.
    • Превышена безопасная доля вычетов по НДС.
    • Низкая налоговая нагрузка.
    • В декларации нарушены контрольные соотношения.
    • В декларации показан убыток.
    • Поставщик не отразил у себя операцию по НДС.
    • Встречная проверка. Когда проверяют вашего контрагента, ФНС, чтобы убедиться в законности сделки, требует копии документов у обеих сторон.

    Мы привели наиболее распространенные причины требований ФНС. На практике их гораздо больше.

    Сдавайте отчетность, передавайте ответы на требования в налоговую в срок и без ошибок!
    Дарим доступ на 3 месяца в Контур.Эктерн!

    Попробовать

    Если вы считаете, что требование налоговой несправедливо, нужно все равно написать пояснение. В пояснении вы можете сослаться на статьи НК РФ и обосновать свою позицию. Случается и такое, что налоговый инспектор неправ. Нужно отстаивать свою позицию.

    Иногда к требованию нужно приложить опись документов. Делается это, если документы налогоплательщик приносит лично или отправляет «Почтой России».

    Образец описи документов в налоговую по требованию:

    1. Книга продаж за I квартал 2019 года
    2. Книга покупок за I квартал 2019 года
    3. Счет-фактура (на предоплату) № А0000000001 от 14.03.2019
    4. Счет-фактура № 2172 от 03.03.2019
    5. Товарная накладная № 2172 от 03.03.2019

    Как сшить документы для налоговой по требованию? Налогоплательщик обычно сшивает представляемые документы вместе с описью. Правил сшивания нет. Главное, заверить все копии документов для налоговой инспекции соответствующим образом.

    Как такового образца пояснительной записки в налоговую по требованию не существует. Вид пояснения будет напрямую зависеть от содержания требования и его причин.

    Подведем итоги. Сроки представления документов по требованию налоговой инспекции закреплены в НК РФ. Также эти сроки ФНС дублирует в выставляемом требовании. Ответы на требования налоговой о представлении пояснений представляются как на бумаге, так в электронном виде.

    Образец составления ответа на требование налоговой о представлении пояснений

    Приведем пример ответа, если ФНС выявила расхождения выручки в двух источниках полученной информации: в декларации по НДС и декларации по налогу на прибыль.

    Образец пояснения на требование в налоговую инспекцию

    Заместителю начальника межрайонной ИФНС № 4
    Зайковой Т. И.
    От ООО «Кнопка», ИНН 6656543210
    06.08.2019

    На Ваше требование № 569 от 01.08.2019 поясняем следующее.

    Сумма доходов от реализации товаров (работ, услуг), показанная в декларации по налогу на прибыль организаций за 6 месяцев, действительно меньше, чем сумма выручки от реализации, показанная в декларациях по НДС за I, II кварталы 2019 года. Такая ситуация возникла в связи с отражением во II квартале 2019 года операции по возврату товара поставщику (НДС в сумме 569,24 руб. был восстановлен).

    К данному письму прилагаем счет-фактуру № 19 от 10.05.2019 года, подтверждающий возврат товара.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Директор ООО «Кнопка» ______________________И. Б. Останин

    Источники


    1. Гусева, Т. А. Государственная регистрация юридических лиц (+ CD-ROM) / Т.А. Гусева, А.В. Чуряев. — М.: Деловой двор, 2008. — 232 c.

    2. Адвокатская деятельность и адвокатура в России. Часть 2. Особенная часть, специализация / ред. И.Л. Трунов. — М.: Эксмо, 2016. — 864 c.

    3. Астахов, Павел Земельный участок. Юридическая помощь по оформлению и защите прав на землю с вершины адвокатского профессионализма / Павел Астахов. — М.: Эксмо, 2015. — 256 c.
    4. Журнал учета проверок юридического лица, индивидуального предпринимателя, проводимых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля. — М.: ДЕАН, 2010. — 872 c.
    Сообщение с требованием представления пояснений от налоговой
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


    УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

    8 800 350 84 37

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here