Штраф за непостановку на учет обособленного подразделения

Полезная информация на тему: "Штраф за непостановку на учет обособленного подразделения", собранная из сети и предоставленная в удобном для чтения виде. По всем вопросам - обращайтесь к дежурному юристу.

Содержание

Чем грозит непостановка на учет по месту нахождения обособленного подразделения (Верещагин С.)

Дата размещения статьи: 22.05.2015

Организация должна состоять на учете в налоговых органах по месту нахождения всех своих обособленных структурных подразделений. Поскольку определение данного понятия в НК РФ не достаточно ясное, на практике возникают споры. Рассмотрим, чем грозит уклонение от постановки на учет по месту возникновения подразделения, кто за это может наказать и как налоговики могут это обнаружить.

Непонятное понятие

На откуп регионам

Как Минфин России в своих письмах, так и арбитражные суды иногда признают вышеуказанные доводы, иногда — нет. Чаще финансовое ведомство задачу признавать ли работу сотрудников вне места нахождения организации обособленным подразделением либо нет изящно перекладывает на налоговые инспекции: «В случае возникновения у налогоплательщиков затруднений с определением места постановки на учет решение на основе представленных ими данных принимается налоговым органом» (Письма Минфина России от 12.10.2012 N 03-02-07/1-250, от 12.10.2012 N 03-02-07/1-249).
Таким образом, вопрос о возникновении обособленного подразделения и о необходимости постановки его на налоговый учет отдан на откуп регионам. В каждом из них он решается по-разному. Где-то (на уровне Управления ФНС России по региону) принимается решение, согласно которому у подрядчиков возникают обособленные подразделения по месту выполнения работ, где-то — нет.
Естественно, организации конкретных областей далеко не всегда в курсе подобных позиций.

Ответственность: быть или не быть

Штраф за непостановку обособленного подразделения на учет (М.В. Подкопаев, журнал «Бухгалтер Крыма», N 8, август 2017 г.)

Штраф за непостановку обособленного подразделения на учет

редактор журнала «Бухгалтер Крыма»

Журнал «Бухгалтер Крыма», N 8, август 2017 г., с. 51-56.

Налоговые органы придают большое значение учету налогоплательщиков, их своевременной регистрации как плательщиков налогов. Только так налоговый контроль эффективен, никакой налогоплательщик не избежит своих обязанностей.

Налоги делятся на федеральные, региональные и местные. Каждый из них пополняет соответствующий бюджет. Поэтому если налогоплательщик работает на территории, подведомственной иному налоговому органу, нежели тот, в котором он зарегистрировался первоначально, то он должен встать на учет и там, заявив об открытии обособленного подразделения.

Нередко налогоплательщики забывают об этой обязанности. Какое наказание их ждет? Ведь по месту нахождения обособленного подразделения бюджет может недополучить положенных ему налогов. Данная ситуация стала предметом рассмотрения ВС РФ.

О создании обособленного подразделения направляется сообщение

Ответственность за нарушение порядка постановки на учет в налоговом органе обозначена в ст. 116 НК РФ. Данная статья содержит два основания для взыскания штрафа за нарушение указанного порядка, и размеры соответствующих штрафов существенно различаются:

Нарушение налогоплательщиком установленного НК РФ срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе по основаниям, предусмотренным НК РФ (п. 1 ст. 116 НК РФ)

Ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе по основаниям, предусмотренным НК РФ (п. 2 ст. 116 НК РФ)

10% от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее 40 тыс. руб.

Согласно пп. 2 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны встать на учет в налоговых органах, если такая обязанность предусмотрена Налоговым кодексом.

В подпункте 3 п. 2 данной статьи отдельно указана обязанность налогоплательщика сообщить*(1) в налоговый орган обо всех своих обособленных подразделениях, созданных на территории РФ (за исключением филиалов и представительств).

То есть во втором случае речь не идет о том, что организация должна осуществить какую-либо постановку на учет. Это совершает сам налоговый орган по сообщению организации.

В соответствии с п. 1 ст. 83 НК РФ в целях проведения налогового контроля организации и физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах как по месту нахождения организации, так и по месту нахождения каждого из ее обособленных подразделений.

В пункте 4 ст. 83 НК РФ сказано, что постановка на учет в налоговых органах российской организации по месту нахождения ее обособленных подразделений (за исключением филиала, представительства) осуществляется налоговыми органами на основании сообщений, представляемых этой организацией в соответствии с п. 2 ст. 23 НК РФ.

Если несколько обособленных подразделений организации находятся в одном муниципальном образовании, городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе на территориях, подведомственных разным налоговым органам, постановка организации на учет может быть осуществлена налоговым органом по месту нахождения одного из ее обособленных подразделений, определяемого этой организацией самостоятельно.

Сведения о выборе налогового органа организация указывает в уведомлении *(2), представляемом российской организацией в налоговый орган по месту ее нахождения.

Можно ограничиться штрафом в 200 руб.

В Письме ФНС России от 27.02.2014 N СА-4-14/3404 была отражена благоприятная для налогоплательщиков позиция, из которой следовало, что, по мнению налоговиков, за непредставление сведений о создании обособленного подразделения организация подлежит ответственности всего лишь по п. 1 ст. 126 НК РФ, то есть в виде штрафа в размере 200 руб., что, конечно, намного меньше, чем санкция, предусмотренная п. 1 ст. 116 НК РФ.

Важно также другое замечание налоговиков в этом письме: налогоплательщик подлежит привлечению к ответственности, предусмотренной п. 2 ст. 116 НК РФ, если ведет свою деятельность без постановки на учет в налоговом органе самого налогоплательщика (иначе говоря — не обособленного подразделения).

Подобную позицию изложил и Минфин в Письме от 17.04.2013 N 03-02-07/1/12946.

В Постановлении АС УО от 28.12.2015 N Ф09-10484/15 по делу N А60-4800/2015 отмечено, что положения ст. 23, 83 и 84 НК РФ предусматривают информирование налогового органа лишь о создании обособленного подразделения, а не о действиях налогоплательщика по постановке обособленного подразделения на налоговый учет. Несообщение о создании обособленного подразделения диспозицией ст. 116 НК РФ не охватывается, и указанное нарушение образует состав налогового правонарушения, предусмотренного ст. 126 НК РФ (см. также Постановление АС УО от 19.10.2015 N Ф09-7309/15 по делу N А76-2261/2015*(3)).

Отметим, что в Постановлении АС МО от 30.10.2014 N Ф05-11191/14 по делу N А40-130227/2013 судьи, не согласившись с применением в данном случае ответственности по п. 2 ст. 116 НК РФ, сочли, что налогоплательщик должен быть оштрафован по п. 1 ст. 129.1 НК РФ, то есть за неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с НК РФ это лицо должно сообщить налоговому органу, — в размере 5 тыс. руб.

[2]

Но есть риск гораздо большего ущерба

Читайте так же:  Программа инструктажа по антитеррористической безопасности в доу

Однако на практике территориальные налоговые органы, озабоченные, очевидно, пополнением, прежде всего, местного бюджета, часто квалифицируют данное нарушение по п. 2 ст. 116 НК РФ. Более того, нередко их в этом до сих пор поддерживали и суды.

Так, в Постановлении АС ЗСО от 27.01.2017 N Ф04-5897/2016 по делу N А70-2645/2016 указывается, что объективная сторона состава правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 126 НК РФ, характеризуется неисполнением налогоплательщиком установленной законом обязанности представить налоговому органу документы, необходимые для налогового контроля, тогда как налогоплательщик привлечен к ответственности именно за ведение деятельности без постановки на учет в налоговом органе по месту нахождения обособленных подразделений.

Суд согласился с налоговиками и определил, что в таком случае применяется п. 2 ст. 116 НК РФ. Из чего, собственно, следует, что за несообщение о создании обособленного подразделения только эту норму и можно применять, ведь обособленное подразделение для того и создается, чтобы через него вести деятельность.

Именно в соответствии с этой логикой и принимались аналогичные решения в ряде других случаев*(4) (см., например, Постановление АС ЗСО от 10.05.2017 по делу N А70-6845/2016). Один из примеров — Постановление АС ДВО от 12.12.2016 N Ф03-5024/2016 по делу N А04-12175/2015.

Налоговая инспекция установила, что организация фактически создала вне места своего нахождения два обособленных подразделения, осуществляла деятельность через них, но не встала на налоговый учет по месту их нахождения, поскольку не считала, что у нее появились обособленные подразделения.

Контролеры привлекли организацию к ответственности по п. 2 ст. 116 НК РФ, с чем судьи согласились. Они подтвердили, что обособленные подразделения были созданы.

Арбитражный суд заявил также, что наличие признаков правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 126 НК РФ (за не представление сведений (сообщения) о создании обособленных подразделений), не свидетельствует об отсутствии признаков другого вмененного налогоплательщику правонарушения — ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе по основаниям, предусмотренным Налоговым кодексом (п. 2 ст. 116 НК РФ).

Налогоплательщик оспорил этот вывод в ВС РФ, и такой шаг оказался правильным. ВС РФ в Определении от 26.06.2017 N 303-КГ17-2377 по делу N А04-12175/2015 изложил более обоснованную позицию, которой теперь и должны руководствоваться суды.

Судебная коллегия по экономическим спорам признала, что п. 2 ст. 116 НК РФ установлена ответственность за ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе как за один из видов нарушений порядка постановки на налоговый учет.

Но при этом арбитры установили: взаимосвязанные положения пп. 2 п. 1 и пп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ позволяют сделать вывод о том, что законодатель различает обязанность налогоплательщика встать на учет в налоговых органах и обязанность сообщить в налоговый орган обо всех обособленных подразделениях российской организации, созданных на территории РФ.

Непредставление же налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, образует событие правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 126 НК РФ. То есть когда допущенное организацией нарушение порядка постановки на налоговый учет выражается в неисполнении обязанности по сообщению налоговому органу сведений о созданных на территории РФ обособленных подразделениях, такие действия подлежат квалификации по ст. 126 НК РФ.

Что касается предусмотренного в п. 2 ст. 116 НК РФ изъятия соответствующей части дохода налогоплательщика, то оно сопряжено с отсутствием у налогового органа возможности идентифицировать налогоплательщика в рамках налогового контроля и, соответственно, определить, какие налоги и в каком размере должен уплатить налогоплательщик в связи с ведением сокрытой от налогообложения деятельности.

Судьи подчеркнули, что, конечно, в рамках налоговой проверки инспекция установила величину доходов, полученных налогоплательщиком через обособленные подразделения, но при этом организацией не было допущено неполной уплаты налогов от деятельности, осуществляемой через названные обособленные подразделения.

Поэтому у налоговиков не было оснований для применения санкции в виде изъятия части дохода налогоплательщика, как это предусмотрено п. 2 ст. 116 НК РФ. ВС РФ отменил это решение налоговиков.

То есть, по сути, налогоплательщик избежал каких-либо санкций за то, что не сообщил налоговикам о создании обособленных подразделений. Поэтому пока понятно, что в этом случае нельзя применять п. 2 ст. 116 НК РФ, но остается неясным, какая санкция должна быть вместо этой (а она должна быть, ведь нарушение налицо) — по п. 1 ст. 116, п. 1 ст. 126 или п. 1 ст. 129.1 НК РФ.

*(1) Сообщение подается по форме С-09-3-1, утв. Приказом ФНС России от 09.06.2011 N ММВ-7-6/[email protected]

*(2) Форма 1-6-Учет, утв. Приказом ФНС России от 11.08.2011 N ЯК-7-6/[email protected]

*(3) Определением ВС РФ от 17.02.2016 N 309-КГ15-19568 отказано в передаче данного дела в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ для пересмотра в порядке кассационного производства.

*(4) В Постановлении АС СКО от 21.07.2015 N Ф08-4287/2015 по делу N А32-29169/2014 судьи согласились с налоговиками, которые привлекли налогоплательщика к ответственности за данное нарушение одновременно по п. 1 и 2 ст. 116 НК РФ. Более того, ВС РФ не нашел оснований, чтобы отменить такое решение и передать его на рассмотрение в коллегию по экономическим спорам (Определение от 02.11.2015 N 308-КГ15-13591).

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Купить документ Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Журналы издательства «Аюдар Инфо»

На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы — это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.

Издатель: ООО «Аюдар Инфо»

[1]

Почтовый адрес: 125124, г. Москва, 1-я улица Ямского поля, д. 15

Читайте так же:  Средства защиты розничных клиентов финансовых организаций

Телефон редакции: (495) 925-11-73 (многоканальный)

Могут ужесточить ответственность за несообщение в налоговую инспекцию о создании обособленного подразделения

Elnur_ / Depositphotos.com

В госдуму был внесен законопроект, который предусматривает внесение изменений в статью 126 Налогового кодекса с целью усиления ответственности налогоплательщиков за непредставление в установленный срок в налоговые органы документов о создании обособленного подразделения организации 1 . За такое нарушение предлагается предусмотреть штраф в размере 40 тыс. руб. Сведения о создании подразделения, согласно законодательству, должны быть предоставлены в течение одного месяца со дня его образования. При изменении сведений сообщить в налоговую инспекцию нужно еще раньше – в течение трех дней (подп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ).

В настоящее время также предусматривается налоговая ответственность за непредставление в срок информации об обособленных подразделениях. Но штраф составляет всего 200 руб. (п. 1 ст. 126 НК РФ). Как сообщается в пояснительной записке к законопроекту, существующий на сегодняшний день размер административного штрафа несоизмерим с финансовым оборотом организаций, нарушающих требования постановки на учет обособленного подразделения. Также стоит учесть, что если созданные подразделения являются территориально обособленными, то они обязаны уплачивать налоги и сборы в регионах своего расположения. А значит, если такое обособленное подразделение не зарегистрировано в налоговой инспекции, то оно не уплачивает налоги в бюджеты субъектов РФ (например, НДФЛ).

Поэтому законодатель и предложил увеличить размер штрафов до 40 тыс. руб., сделав его сопоставимым с штрафом за ведение деятельности организацией или ИП без постановки на учет в налоговом органе. Напомним, в настоящее время за такое деяние предусмотрен штраф в размере 10% от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее 40 тыс. руб. (п. 2 ст. 116 НК РФ).

Напомним, что для постановки на учет обособленного подразделения нужно заполнить соответствующую форму (Форма № С-09-3-1, утв. приказом ФНС России от 9 июня 2011 г. № ММВ-7-6/[email protected]).

1 С текстом законопроекта № 723363-7 «О внесении изменений в статью 126 Налогового кодекса Российской Федерации» и материалами к нему можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы.

Штраф за непостановку на учет обособленного подразделения

Если у фирмы есть хоть одно рабочее место вне юрадреса – это обособленное подразделение. (ст. 11 НК РФ) .

Обязанность поставить обособленное подразделение на учет

Закон обязывает сообщать обо всех обособленных подразделениях на территории РФ.

Для этого в течение 1 месяца необходимо подать уведомление в налоговую. После чего налоговый орган ставит обособленное подразделение на учет. (п.п. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ).

Что бывает, если не ставить обособленное подразделение на учет

Налоговая может обнаружить, что у организации есть обособленные подразделения, через которые ведется хозяйственная деятельность, непоставленные на учет. И выписать за это немалый штраф.

Штраф в размере 10% от доходов и не менее 40 тысяч рублей

В Налоговом кодексе РФ есть статья 116, пунктом 2 которой за ведение деятельности без постановки на учет в налоговом органе установлен штраф 10 % от доходов, полученных в результате такой деятельности, но не менее 40 000 руб.

Именно такой и могут начислить штраф. Даже если вы заплатили все налоги от деятельности, осуществляемой через это обособленное подразделение. На первый взгляд, конструкция простая: есть обязанность поставить обособленное подразделение на учет. Не поставил на учет – заплати штраф 10% от дохода.

Законных оснований для такого штрафа нет.
Что подтвердил Верховный суд РФ. Определение N 303-КГ17-2377 от 26 июня 2017 г.

Ситуация: организация не поставила на учет в налоговой 2 обособленных подразделения. Налоговая выявила это в ходе выездной проверки и назначила штраф 7,7 млн рублей (10% от полученного дохода). При этом недоплат по налогам у организации не было.

3 судебные инстанции подтвердили законность такого штрафа. Справедливость восторжествовала только в Верховном суде РФ. ВС РФ счел это существенным нарушением норм материального права и подробно разъяснил ситуацию.

Аргументы незаконности штрафа

Законный штраф за непостановку на учет обособленного подразделения = 200 рублей по статье 126 НК РФ. При условии уплаты всех налогов с деятельности через такое обособленное подразделение.

Изъятие части дохода 10% но не менее 40 000 руб. по пункту 2 статьи 116 НК РФ законно только когда деятельность через обособленное подразделение была сокрыта от налогообложения, очевидна недоплата налога, и, главное, нет возможности определить, в каком размере и какие именно налоги начислять.

Когда у налоговой есть возможность определить размер налогов, штраф 10% от дохода также не применим: квалифицировать нарушение следует по статье 122 НК РФ за неуплату (неполную уплату) налогов. Штраф составит 20% от суммы недоплаченного налога, или 40%, если будет доказана умышленная неуплата налогов.

А если вы уплатили все налоги, непостановка на учет обособленного подразделения выражается только в том, что вы не направили уведомление. И это должно квалифицироваться по статье 126 НК РФ как непредставление документов.
Штраф составит лишь 200 руб.

Разница очевидна и существенна.

Назначили незаконный штраф? Смело обжалуйте его, приводя указанные аргументы и ссылаясь на Определение Верховного суда N 303-КГ17-2377 от 26 июня 2017 г.

Видео (кликните для воспроизведения).

АКТУАЛЬНО

Организации и ИП обязаны направить уведомление о начале деятельности в Роспотребнадзор

— виды деятельности о которых нужно уведомить Роспотребнадзор
— в какие сроки необходимо подать уведомление
— штрафы, ответственность
— сроки давности (как обжаловать назначенный штраф)

Вопрос: Какова ответственность за несвоевременную постановку на учет в налоговом органе обособленного подразделения? Кто несет эту ответственность? («Консультант бухгалтера», N 9, сентябрь 2008 г.)

Какова ответственность за несвоевременную постановку на учет в налоговом органе обособленного подразделения? Кто несет эту ответственность?

В соответствии с пунктом 4 статьи 83 НК РФ в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения организация обязана подать в налоговый орган по месту нахождения этого обособленного подразделения заявление о постановке на учет по форме N 1-2-Учет, утвержденной приказом Федеральной налоговой службы от 1 декабря 2006 г. N САЭ-3-09/826 (если указанная организация не состоит на учете по основаниям, предусмотренным НК РФ, в налоговых органах на территории муниципального образования, в котором создано это обособленное подразделение).

За несвоевременную подачу заявлений о постановке на налоговый учет и ведение деятельности через обособленное подразделение без регистрации предусмотрена административная и налоговая ответственность.

Читайте так же:  Региональный материнский капитал московская область как использовать

В соответствии с пунктом 1 статьи 107 НК РФ ответственность за совершение налоговых правонарушений несут организации и физические лица. Согласно пункту 2 статьи 11 НК РФ под организациями понимаются, в частности, юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ. Обособленные подразделения российских организаций не являются самостоятельными юридическими лицами, в связи с чем не могут признаваться субъектами налоговой ответственности. Арбитражная практика указывает на то, что привлечение к ответственности обособленного подразделения организации неправомерно (смотрите, например, постановления ФАС Северо-Западного округа от 21 ноября 2001 г. N А42-4728/01-26, ФАС Северо-Кавказского округа от 30 мая 2006 г. N Ф08-2292/06-937А, ФАС Западно-Сибирского округа от 13 октября 2004 г. N Ф04-7259/2004(5348-А46-37)).

Таким образом, неблагоприятные последствия в виде привлечения к налоговой ответственности относятся к организации, а не к ее обособленным подразделениям.

Нарушение налогоплательщиком установленного статьей 83 НК РФ срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе влечет за собой взыскание с организации штрафа в размере 5000 руб. (пункт 1 статьи 116 НК РФ). Нарушение указанного срока более чем на 90 дней повлечет за собой штраф в размере 10 000 руб. (пункт 2 статьи 116 НК РФ). Кроме того, согласно части 1 статьи 15.3 КоАП РФ должностным лицам грозит административный штраф в размере от 500 до 1000 руб. Под должностными лицами в данном случае следует понимать руководителя организации. Ведь только он имеет право действовать от лица компании без доверенности (статья 2.4 КоАП РФ). Если обязанность подать от имени организации заявление в налоговый орган возложена на сотрудника обособленного подразделения, то в случае задержки ее исполнения у руководства организации будет возможность наказать сотрудника лишь в рамках трудовых отношений и в соответствии с трудовым законодательством.

Статьей 117 НК РФ предусмотрена ответственность за уклонение от постановки на учет в налоговом органе, т.е. осуществление организацией деятельности через обособленное подразделение без постановки на учет в налоговом органе по месту нахождения такого подразделения. Работа обособленного подразделения, не зарегистрированного в налоговой инспекции должным образом, влечет взыскание штрафа в размере 10% от доходов, полученных в течение указанного времени в результате его деятельности, но не менее 20 000 тыс. руб. Если нарушение длится более 90 календарных дней, размер взыскиваемого штрафа составит 20% от полученных в период деятельности без постановки на учет доходов, но не менее 40 000 руб. На должностных лиц в этом случае в соответствии с частью 2 статьи 15.3 КоАП РФ налагается штраф в размере от 2000 до 3000 руб.

Кроме того, обращаем внимание на то, что организации обязаны письменно сообщать в налоговый орган по месту своего нахождения обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории Российской Федерации, в течение одного месяца со дня создания соответствующего обособленного подразделения (подпункт 3 пункта 2 статьи 23 НК РФ). Сообщение представляется в налоговый орган по форме N С-09-3, утвержденной приказом Федеральной налоговой службы от 17 января 2008 г. N MM-3-09/11. За непредставление налоговому органу сообщения о создании обособленного подразделения в установленный срок организация может быть привлечена к налоговой ответственности в виде штрафа в размере 50 руб. за каждый непредставленный документ (пункт 1 статьи 126 НК РФ). Одновременно руководитель организации может быть привлечен к административной ответственности на основании части 1 статьи 15.6 КоАП РФ в виде штрафа в размере от 300 до 500 руб.

эксперт службы Правового консалтинга Гарант,

1 сентября 2008 г.

«Консультант бухгалтера», N 9, сентябрь 2008 г.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Купить документ Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Журнал «Консультант бухгалтера»

Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ N ФС77-24863 от 30.06.2006 г.

Налоговые новости

Штраф за непостановку обособленного подразделения не менее 40 тыс.руб. 31.03.2014 21:10

В Письме ФНС России от 27.02.14 № СА-4-14/3404 налоговики уверяют налогоплательщиков, что в вопросе применения ст. 116 НК РФ при не постановке на учёт обособленного подразделения ничего не изменилось. В соответствии с пп. 2 п. 1 ст.2 3 НК РФ налогоплательщики обязаны встать на налоговый учёт, если такая обязанность предусмотрена в НК РФ.

В силу п. 2 ст. 116 НК РФ ведение деятельности организацией или предпринимателем без постановки на налоговый учёт по основаниям, предусмотренным в НК РФ, влечёт взыскание штрафа в размере 10 процентов от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее 40 000 руб.

Как предусмотрено в п. 1 ст. 83 НК РФ, в целях проведения налогового контроля налогоплательщики подлежат постановке на учёт в налоговой инспекции, в том числе по месту нахождения организации, месту нахождения её обособленных подразделений, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств. В п. 4 ст. 83 НК РФ постановка на налоговый учёт российской организации по месту нахождения её обособленных подразделений осуществляется налоговиками на основании сообщений, представляемых этой организацией в соответствии с п. 2 ст. 23 НК РФ.

В п. 1 ст. 126 НК РФ установлена ответственность за непредставление налогоплательщиком в установленный срок налоговикам документов или иных сведений, предусмотренных в НК РФ. При этом НК РФ не предусмотрено освобождение российской организации от исполнения обязанности, установленной в п. 2 ст. 23 НК РФ, в случае, если обособленное подразделение организации расположено на территории, подведомственной налоговой инспекции, в которой указанная организация состоит на учёте по месту своего нахождения. (Тем более, если деятельность ведётся на территории другого муниципального образования).

Таким образом, ФНС России в комментируемом письме указала, что, с одной стороны, за непредставление в установленный срок налоговикам документов или иных сведений, предусмотренных в п. 2 ст. 23 НК РФ, организация подлежит привлечению к ответственности по п. 1 ст. 126 НК РФ, а, с другой стороны, за ведение деятельности без постановки на налоговый учёт — к ответственности по п. 2 ст. 116 НК РФ. Однако нужно помнить, что ответственность по ст. 116 НК РФ применяется только в том случае, если обособленное подразделение создаётся на территории, где организация ещё не стоит на налоговом учёте.

Читайте так же:  Срок давности по экономическим преступлениям

Ссылки по теме:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО
от 27 февраля 2014 г. N СА-4-14/3404

ФНС России, рассмотрев письмо о применении ст. 116 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ), сообщает следующее.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: в нижеследующем абзаце, возможно, имеется в виду пп. 2 п. 1 ст. 23 НК РФ, а не пп. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ.

В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны встать на учет в налоговых органах, если такая обязанность предусмотрена НК РФ.

Пунктом 2 ст. 116 НК РФ установлена ответственность за ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе по основаниям, предусмотренным ст. 83 НК РФ.

В силу п. 1 ст. 83 НК РФ в целях проведения налогового контроля налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах, в том числе по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению.

Согласно п. 4 ст. 83 НК РФ постановка на учет в налоговых органах российской организации по месту нахождения ее обособленных подразделений (за исключением филиала, представительства) осуществляется налоговыми органами на основании сообщений, представляемых (направляемых) этой организацией в соответствии с п. 2 ст. 23 НК РФ.

Подпунктом 3 п. 2 ст. 23 НК РФ предусмотрена обязанность налогоплательщиков — организаций и индивидуальных предпринимателей сообщать в налоговый орган соответственно по месту нахождения организации, месту жительства индивидуального предпринимателя обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории Российской Федерации (за исключением филиалов и представительств), в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения указанной организации.

Пунктом 1 ст. 126 НК РФ установлена ответственность за непредставление налогоплательщиком в установленный срок в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных НК РФ.

Одновременно НК РФ не предусмотрено освобождение российской организации от исполнения обязанности, установленной пп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ, в случае, если обособленное подразделение организации расположено на территории, подведомственной налоговому органу, в котором указанная организация состоит на учете по месту своего нахождения.

Как следует из письма, организация, состоящая на учете по месту своего нахождения, осуществляет деятельность на территории другого муниципального образования через свое обособленное подразделение.

Учитывая изложенное, за непредставление в установленный срок в налоговый орган документов и (или) иных сведений, предусмотренных в данном случае п. 2 ст. 23 НК РФ, организация подлежит привлечению к ответственности по п. 1 ст. 126 НК РФ.

Одновременно сообщаем, что налогоплательщик подлежит привлечению к ответственности, предусмотренной п. 2 ст. 116 НК РФ, если ведет свою деятельность без постановки на учет в налоговом органе самого налогоплательщика.

Такая же позиция была отражена в Постановлении Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации» (далее — Постановление N 5), утратившем силу в связи с принятием Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении Арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» (далее — Постановление N 57).

Однако отмена Постановления N 5 не была обусловлена неправильностью толкования норм НК РФ либо изменением позиции ВАС РФ, в том числе в части привлечения организаций к налоговой ответственности по п. 2 ст. 116 НК РФ.

Принятие Постановления N 57, в котором не содержится разъяснений норм НК РФ в части применения ст. 116 НК РФ, было обусловлено отсутствием противоречий в судебной практике по указанному вопросу.

Действительный
государственный советник
Российской Федерации
2 класса
С.А.АРАКЕЛОВ

Штраф за непредставление документов о создании обособленных подразделений могут повысить в 200 раз

В Госдуму поступил законопроект, который в 200 раз повышает размер штрафа за непредставление в налоговые органы документов о создании обособленного подразделения организации.

Законопроект № 723363-7 предлагает дополнить статью 126 НК РФ новой нормой. Она устанавливает, что за несвоевременное представление или непредставление в налоговый орган сведений о создании обособленного подразделения с российской организации взыскивается штраф в размере 40 000 рублей.

Инициаторы законопроекта поясняют, что в настоящее время за непредставление сведений о создании обособленного подразделения организация штрафуется в соответствии с пунктом 1 статьи 126 НК РФ. Размер штрафа за это нарушение составляет 200 рублей.

Одновременно с этим пункт 2 статьи 116 НК РФ устанавливает, что ведение деятельности организацией или ИП без постановки на учет в налоговом органе влечет взыскание штрафа в размере 10% от полученных доходов, но не менее 40 000 рублей.

Авторы поправок предлагают установить единый подход к наказанию за непостановку на учет в налоговом органе. В связи с этим законопроект уравнивает данные штрафные санкции.

Соответственно, в случае принятия закона штраф за непредставление документов о создании обособленного подразделения будет на уровне минимального штрафа за деятельность без постановки на учет в налоговом органе (40 000 рублей).

За непостановку подразделения на учет в налоговой — штраф 200 рублей?

Да, именно к такому выводу пришла Судебная коллегия ВС РФ по экономическим спорам в определении от 26.06.2017 № 303-КГ17-2377 по делу № А04-12175/2015.

Из судебного акта следует, что в случае, когда организация начинает осуществлять деятельность через стационарные рабочие места вне места своего нахождения, у нее возникает обязанность сообщить в налоговый орган о создании обособленного подразделения (подп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ). Постановку подразделения на учет осуществляют налоговики.

Соответственно, неисполнение фирмой указанной обязанности должно трактоваться, как несообщение инспекции сведений, необходимых для налогового контроля, что карается штрафом по ст. 126 НК РФ в размере 200 рублей за каждое неподанное сообщение.

Ответственность по ст. 116 НК РФ в данном случае не наступает. Эта статья, а именно штраф в размере 10% от доходов, полученных от деятельности без постановки на учет (но не менее 40 тысяч рублей), применяется только тогда, когда на учет не встала сама организация.

Штраф за непостановку на учет обособленного подразделения

Штрафы за опоздание с сообщением о создании ОП

Организация, не выполнившая требование об извещении налогового органа о создании обособленного подразделения, должна привлекаться к ответственности по п. 1 ст. 126 НК РФ (что влечет взыскание штрафа в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ), а не по п. 2 ст. 116. Именно на таком подходе настаивает ВС РФ.

Читайте так же:  Образец уведомления об увольнении по собственному желанию

Согласно пп. 2 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны встать на учет в налоговых органах, если такая обязанность предусмотрена Налоговым кодексом. На основании п. 1 ст. 83 НК РФ организация подлежит постановке на учет в налоговых органах:

— по месту своего нахождения;

— месту нахождения обособленных подразделений;

— месту нахождения принадлежащих ей недвижимого имущества и транспортных средств;

— иным основаниям, предусмотренным Налоговым кодексом.

Организации, в состав которых входят обособленные подразделения, расположенные на территории РФ, подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения каждого своего ОП.

Постановка на учет в налоговых органах российской организации по месту нахождения ее ОП (за исключением филиала, представительства) осуществляется налоговиками на основании сообщений, представляемых (направляемых) этой организацией (п. 4 ст. 83 НК РФ). Сообщение по форме С-09-3-1, утвержденной Приказом ФНС России от 09.06.2011 N ММВ-7-6/[email protected] (Приложение 3), направляется в налоговый орган по месту нахождения организации в течение месяца со дня создания ОП (пп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ).

Таким образом, законодательство обязывает организацию извещать в установленный срок налоговые органы о наличии у нее обособленных подразделений. Чем чревато невыполнение данного требования?

Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение определены разд. VI НК РФ (ст. 106 — 129.6). Среди прочего здесь числятся такие правонарушения.

Нарушение налогоплательщиком установленного Налоговым кодексом срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе по основаниям, предусмотренным НК РФ

Взыскание штрафа в размере 10 000 руб.

Ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе по основаниям, предусмотренным Налоговым кодексом

Взыскание штрафа в размере 10% от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее 40 000 руб.

Непредставление в установленный срок налогоплательщиком в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах, если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных ст. 119, 129.4 и 129.6, а также п. 1.1 и 1.2 ст. 126 НК РФ

Взыскание штрафа в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ

Как видим, Налоговым кодексом определены такие составы правонарушений, как ведение деятельности без постановки на учет в налоговом органе и непредставление в установленный срок в налоговые органы необходимых документов и сведений.

Из п. 2 ст. 116 НК РФ следует, что данной нормой предусмотрена ответственность за ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе как одного из видов нарушений порядка постановки на указанный учет.

Порядок постановки на учет и снятия с учета организаций и физических лиц определен ст. 84 — 85 НК РФ, в которых содержится упоминание о том, что в целях проведения налогового контроля организации ставятся на учет не только по месту своего нахождения, но и по месту нахождения обособленных подразделений.

По мнению высшего арбитра, взаимосвязанные положения пп. 2 п. 1 и пп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ позволяют сделать вывод о том, что законодатель различает обязанность налогоплательщика встать на учет в налоговых органах и обязанность сообщить в налоговый орган обо всех обособленных подразделениях российской организации, созданных на территории РФ. При этом непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, образует состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 126 НК РФ.

Ключевой вывод. Если допущенное организацией нарушение порядка постановки на налоговый учет выражается в неисполнении обязанности по сообщению налоговому органу сведений о созданных на территории РФ обособленных подразделениях, такие действия подлежат квалификации по п. 1 ст. 126 НК РФ (Определения ВС РФ от 23.10.2017 N 304-КГ17-8872 по делу N А70-6845/2016, от 26.06.2017 N 303-КГ17-2377 по делу N А04-12175/2015 ).

Данное Определение включено в Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2017), утв. Президиумом ВС РФ 15.11.2017 (позиция 23).

К этому ВС РФ также добавил: предусмотренное в п. 2 ст. 116 НК РФ изъятие соответствующей части дохода организации сопряжено с отсутствием у налогового органа возможности идентифицировать налогоплательщика в рамках налогового контроля и, следовательно, определить, какие налоги и в каком размере должен уплатить налогоплательщик в связи с ведением сокрытой от налогообложения деятельности. Причем, когда у налогового органа имеется возможность определить размер налоговой обязанности налогоплательщика, он подлежит привлечению к ответственности, предусмотренной ст. 122 НК РФ за неуплату (неполную уплату) налогов. В первом из указанных случаев (дело N А70-6845/2016) налоговая инспекция при проведении налоговой проверки установила величину доходов, полученных обществом через обособленные подразделения, но не установила при этом неполной уплаты обществом налогов от деятельности, осуществляемой через названные ОП. Во втором случае (дело N А04-12175/2015) в рамках налоговой проверки налоговая инспекция установила величину доходов, полученных налогоплательщиком через обособленные подразделения, при этом общество не допустило неполной уплаты налогов от деятельности, осуществляемой через данные подразделения.

Видео (кликните для воспроизведения).

При таких обстоятельствах в обоих случаях у налогового органа отсутствовали законные основания для привлечения общества к ответственности, предусмотренной п. 2 ст. 116 НК РФ, и применения к налогоплательщику санкции в виде изъятия части дохода, с которого обществом уплачены налоги.

Источники


  1. Омельченко, О.А. Всеобщая история государства и права; Остожье; Издание 255-е, 2013. — 576 c.

  2. Комаров, Сергей Александрович Теория государства и права. Гриф МО РФ / Комаров Сергей Александрович. — М.: Норма, 2016. — 148 c.

  3. Безуглов, Анатолий Встать! Суд идет: моногр. / Анатолий Безуглов. — М.: Детская литература. Москва, 2014. — 224 c.
Штраф за непостановку на учет обособленного подразделения
Оценка 5 проголосовавших: 1

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here