С какого возраста лицо подлежит административной ответственности

Полезная информация на тему: "С какого возраста лицо подлежит административной ответственности", собранная из сети и предоставленная в удобном для чтения виде. По всем вопросам - обращайтесь к дежурному юристу.

Статья 2.3. Возраст, по достижении которого наступает административная ответственность

1. Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет.

2. С учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем административное правонарушение в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав указанное лицо может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних.

Комментарий к Ст. 2.3 КоАП РФ

1. По общему правилу административной ответственности подлежит лицо:

— достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет. Если противоправное деяние совершено в день рождения правонарушителя, то согласно правилам ст. 191 ГК РФ данное лицо будет считаться шестнадцатилетним с нуля часов дня, следующего за днем рождения, следовательно, такое лицо не может быть привлечено к административной ответственности;

— вменяемое лицо, т.е. способное по состоянию своего психического здоровья осознавать фактическую сторону и социальный смысл своего поведения и руководить им (ст. 2.8 КоАП РФ).

Отсутствие хотя бы одного из указанных признаков субъекта административного правонарушения влечет за собой отсутствие состава административного правонарушения, что является обстоятельством, исключающим административную ответственность (п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ).

2. Частью 2 установлено факультативное основание освобождения от административной ответственности лиц от 16-и до 18-и лет, т.е. несовершеннолетних, но достигших возраста привлечения к административной ответственности.

Условием освобождения от административной ответственности данной категории субъектов является следующее:

— на момент совершения административного правонарушения лицо должно достигнуть 16-ти лет, но не достигнуть 18-ти лет;

[3]

— дело об административном правонарушении рассматривает специальный орган — комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав, действующая на основании Федерального закона от 24.06.1999 N 120-ФЗ;

— комиссия изучает все обстоятельства совершения правонарушения и личность самого нарушителя, в т.ч. семейные обстоятельства, успеваемость, характеристику по месту учебы и месту жительства и т.д.;

— в качестве альтернативы административной ответственности к несовершеннолетнему нарушителю применяются иные меры, предусмотренные законом о защите прав несовершеннолетних (в настоящее время — Указ Президиума ВС РСФСР от 03.06.1967 «Об утверждении Положения о комиссиях по делам несовершеннолетних»), например, обязать принести извинение, передать несовершеннолетнего под надзор родителей и пр.

С какого возраста несовершеннолетний несет ответственность за свои действия?

Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет.

С учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем административное правонарушение в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав указанное лицо может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних.

Уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления шестнадцатилетнего возраста.

Лица, достигшие ко времени совершения преступления четырнадцатилетнего возраста, подлежат уголовной ответственности за убийство, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью, похищение человека, изнасилование, насильственные действия сексуального характера, кражу, грабеж, разбой, вымогательство, неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения, умышленные уничтожение или повреждение имущества при отягчающих обстоятельствах, террористический акт, захват заложника, заведомо ложное сообщение об акте терроризма, хулиганство при отягчающих обстоятельствах, вандализм, хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ, приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения.

Гражданско-правовая ответственность наступает с момента, когда у человека появляется свое имущество или источник дохода.

Дисциплинарная ответственность предусматривается в коллективах, в группах. Поэтому ученик с 1-го класса может быть привлечен к ответственности за невыполнение норм либо их нарушение, зафиксированных в уставе школы.

Возраст привлечения к административной ответственности могут снизить

Сегодня в Госдуму внесен законопроект, предусматривающий снижение на два года возраста привлечения к административной ответственности.

Предлагается определить, что ответственность за совершение административных правонарушений наступает для лиц, достигших к моменту совершения административного правонарушения 14 лет.

Необходимость указанной меры автор законопроекта – депутат Госдумы Олег Михеев обосновывает рядом причин:

  • в возрасте до 16 лет ребенок уже отдает отчет своим поступкам, в состоянии оценить негативный характер своих действий, а также принять и оценить неблагоприятные последствия, наступающие в случае привлечения к ответственности;
  • физические возможности ребенка, достигшего возраста 14 лет, позволяют ему совершать деяния, признаваемые административными правонарушениями;
  • уровень жестокости детей существенным образом возрос, а уровень ответственности остался прежним;
  • уголовное законодательство допускает привлечение лиц, достигших возраста 14 лет, к уголовной ответственности за совершенные отдельных видов преступлений (ч. 2 ст. 20 УК РФ).

При этом, как отмечается в пояснительной записке к документу, предлагаемое изменение не исключает возможности освобождения лица от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной законодательством о защите прав несовершеннолетних.

Напомним, что по действующему законодательству административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста 16 лет (п. 1 ст. 2.3 КоАП РФ).

Читайте так же:  Организация согласования местоположения границ земельных участков

Текст законопроекта № 442510-6 «О внесении изменений в главу 2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» и материалы к нему размещены на официальном сайте Госдумы.

Глава 2. Административное правонарушение и административная ответственность (ст.ст. 2.1 — 2.10)

Глава 2. Административное правонарушение и административная ответственность

>
Административное правонарушение
Содержание
Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ)

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Статья 2.3. Возраст, по достижении которого наступает административная ответственность

Статья 2.3. Возраст, по достижении которого наступает административная ответственность

1. Правила ст. 2.3 посвящены административной ответственности физических лиц.

1) по общему правилу (см. об исключениях ниже) по достижении возраста 16 лет. При этом:

— необходимо, чтобы 16 лет уже исполнилось к моменту совершения административного проступка. В практике возникает вопрос: можно ли привлечь к административной ответственности лицо, которому 16 лет исполнилось именно в день совершения административного правонарушения? Нет, нельзя. Лишь с 0 час. следующего дня считается, что лицо достигло возраста 16 лет и именно с этого момента его можно признавать субъектом административного правонарушения;

— возраст, упомянутый в ч. 1 ст. 2.3, касается и граждан Российской Федерации, и лиц без гражданства, и иностранных граждан (даже если по законодательству иностранного государства этот срок иной);

2) только в случае, если физическое лицо было (в момент совершения административного правонарушения) вменяемым (см. об этом коммент. к ст. 2.8).

2. Применяя правила ч. 2 ст. 2.3, необходимо учитывать следующие обстоятельства:

1) они касаются лишь административной ответственности лиц в возрасте от 16 до 18 лет;

2) они исходят из того, что дела об административных правонарушениях, совершенных физическим лицом в возрасте от 16 до 18 лет должны рассматриваться комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав. При этом нужно учесть, что комиссии:

рассматривают дела об административных правонарушениях несовершеннолетних;

рассматривают дела о правонарушениях, предусмотренных ст. 11.8 (см. коммент. к ней), а также о правонарушениях в области дорожного движения, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком правонарушении, передает его на рассмотрение комиссии (см. об этом коммент. к ст. 23.2);

3) они предоставляют комиссии право освободить лиц в возрасте от 16 до 18 лет от административной ответственности (указав в постановлении об этом мотивы освобождения от административной ответственности) с одновременным применением к таким лицам мер воздействия, предусмотренных федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних.

3. Принимая решение об освобождении несовершеннолетнего в возрасте от 16 до 18 лет от административной ответственности, комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав обязана учитывать:

— конкретные обстоятельства совершенного правонарушения (время, место, способ, наступившие последствия и т.п.);

— данные о самом лице (т.е. склонно ли оно к правонарушениям, учится ли, имеет ли место жительства).

Статья 2.4. Административная ответственность должностных лиц

Административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Комментарий к Ст. 2.4 КоАП РФ

1. Комментируемая статья предусматривает случаи, когда физическое лицо привлекается к административной ответственности в качестве должностного лица. Обязательное условие для этого — совершение таким лицом административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Примечание к комментируемой статье дает определение понятию «должностное лицо», а также некоторые разъяснения, позволяющие определить статус должностного лица при наложении на него мер административного взыскания в качестве такового.

Под должностным лицом в Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ. К должностным лицам также следует относить:

1) лиц, совершивших административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций, руководителей и других работников иных организаций, арбитражных управляющих, а также совершивших административные правонарушения, предусмотренные статьями:

13.25 — Нарушение требований законодательства о хранении документов;

14.24 — Нарушение законодательства об организованных торгах;

14.55 — Нарушение условий государственного контракта по государственному оборонному заказу либо условий договора, заключенного в целях выполнения государственного оборонного заказа;

15.17 — Недобросовестная эмиссия ценных бумаг;

15.18 — Незаконные операции с эмиссионными ценными бумагами;

15.19 — Нарушение требований законодательства, касающихся представления и раскрытия информации на финансовых рынках;

15.20 — Воспрепятствование осуществлению прав, удостоверенных ценными бумагами;

15.21 — Неправомерное использование инсайдерской информации;

15.22 — Нарушение правил ведения реестра владельцев ценных бумаг;

15.23.1 — Нарушение требований законодательства о порядке подготовки и проведения общих собраний акционеров, участников обществ с ограниченной (дополнительной) ответственностью и владельцев инвестиционных паев закрытых паевых инвестиционных фондов;

15.24.1 — Незаконные выдача либо обращение документов, удостоверяющих денежные и иные обязательства;

15.29 — Нарушение требований законодательства РФ, касающихся деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг, клиринговых организаций, лиц, осуществляющих функции центрального контрагента, акционерных инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов, управляющих компаний акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов или негосударственных пенсионных фондов, специализированных депозитариев акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов или негосударственных пенсионных фондов,

Читайте так же:  Исковое заявление о снятии с регистрационного учета

15.30 — Манипулирование рынком;

15.31 — Незаконное использование слов «инвестиционный фонд» либо образованных на их основе словосочетаний;

15.37 — Грубое нарушение правил ведения раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности;

19.7.3 — Непредставление информации в Банк России.

При этом к должностным лицам относятся члены советов директоров (наблюдательных советов), коллегиальных исполнительных органов (правлений, дирекций), счетных комиссий, ревизионных комиссий (ревизоры), ликвидационных комиссий юридических лиц и руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов других организаций;

Видео (кликните для воспроизведения).

2) лиц, осуществляющих функции члена комиссии по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, контрактных управляющих, работников контрактной службы, совершивших административные правонарушения, предусмотренные статьями:

7.29 — Несоблюдение требований законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при принятии решения о способе и об условиях;

7.29.1 — Нарушение порядка определения начальной (максимальной) цены государственного контракта по государственному оборонному заказу или цены государственного контракта при размещении государственного оборонного заказа;

7.29.2 — Отказ или уклонение единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) от заключения государственного контракта по государственному оборонному заказу;

7.30 — Нарушение порядка осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

7.31 — Нарушение порядка ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну, реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей);

7.31.1 — Нарушение порядка и (или) сроков возврата денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), порядка и (или) сроков блокирования операций по счету участника закупки, порядка ведения реестра участников электронного аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке, правил документооборота при проведении электронного аукциона, разглашение оператором электронной площадки, должностным лицом оператора электронной площадки информации об участнике закупки до подведения результатов электронного аукциона;

7.32 — Нарушение порядка заключения, изменения контракта;

ч. ч. 7, 7.1 статьи 19.5 — Невыполнение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, и невыполнение в установленный срок законного предписания или требования федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере государственного оборонного заказа, либо его территориального органа;

19.7.2 — Непредставление информации или представление заведомо недостоверной информации в орган, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

3) лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершивших административные правонарушения. При этом следует учитывать, что привлечение таких лиц к административной ответственности как должностных лиц допускается только по правонарушениям, совершенным ими в связи с осуществлением предпринимательской деятельности.

Правоприменительная практика сталкивается со множеством вопросов при определении субъекта административной ответственности — привлекать к ответственности за совершенное деяние в качестве должностного лица или как гражданина. На сегодняшний день существует ряд ведомственных нормативных актов, дающих соответствующие разъяснения.

Следует отметить, что Федеральным законом от 05.05.2014 N 122-ФЗ примечание к комментируемой статье 2.4 дополнено новым четвертым предложением следующего содержания: «Лица, осуществляющие функции по организации и осуществлению закупок в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, в том числе члены комиссии по осуществлению закупок, совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьей 7.32.3, частью 7.2 статьи 19.5 КоАП, статьей 19.7.2-1 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица».

Методические рекомендации по порядку привлечения к административной ответственности лиц, совершивших административные правонарушения, отнесенные к подведомственности ФССП России, утвержденные ФССП России, от 04.06.2012 N 07-12, дают определения соответствующих понятий.

Субъект административного правонарушения — лицо, совершившее административное правонарушение.

Физическое лицо — лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста 16 лет.

Должностное лицо — лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, т.е. наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ. К этой же категории относятся и лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (ст. 2.4 КоАП РФ).

С какого возраста наступает административная ответственность, возможные последствия

Дела об административных правонарушениях могут рассматриваться вне судебных залов и не предполагают наказания, связанного с лишением свободы (хотя для взрослых лиц предусмотрен краткосрочный арест). КоАП устанавливает, что наказаниям за подобные правонарушения могут подвергаться только вменяемые граждане старше 16 лет. То, с какого возраста наступает административная ответственность — принципиальное положение законодательства, призванное исключить произвол и субъективизм в подобных процессах.

Содержание:

Возраст наступления административной ответственности. Юрисдикция

Вопрос этот регулируется положениями соответствующего Кодекса, а именно первым пунктом статьи 2.3. В разъяснении этого вопроса, КоАП указывает два важных правила:

  • минимальный возраст наступления административной ответственности — 16 лет;
  • любое лицо от 16 до 18 лет, может быть полностью освобождено от ответственности.

Если решено проявить снисхождение к подростку, то нужно будет руководствоваться федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних, выбирая ему меру пресечения. Решение будет принимать соответствующая комиссия.

В соответствии с законодательством, устанавливать такую ответственность предписывается на двух уровнях государственной власти:

Читайте так же:  Что входит в обязанности технолога общественного питания

В отличие от уголовных дел, который квалифицируются и рассматриваются по единому для всей страны кодексу (УК), в вопросе «административок» могут вноситься региональные изменения. Но при этом все местные нововведения не должны противоречить КоАП, в т.ч. они не могут изменить вопрос возраста наступления административной ответственности, который неизменно будет на отметке 16 лет.

Дела не достигших восемнадцатилетнего возраста также могут быть рассмотрены в комиссиях обоих уровней. При этом субъектом административной юрисдикции, в соответствии с главой № 23 КоАП, могут выступать:

  • органы исполнительной власти;
  • коллегиальные органы (самый распространенный при рассмотрении правонарушений несовершеннолетних случай);
  • комиссии по делам не совершеннолетних;
  • судебные инстанции (только мировые судьи).

Ошибочно считать, что судьи не рассматривают административные дела и это является их главной особенностью и отличием от уголовных преступлений. На практике, через суд проходит значительное число таких дел, например случаи, когда обсчитали в магазине, ДТП, мелкие драки и т.д., но в минимальном количестве из них фигурируют несовершеннолетние.

Внимание! Вне зависимости от должностного лица, которое будет выносить наказание, административное правонарушение не предполагает отметки о судимости.

Нюансы разбирательства административных дел подростков

При рассмотрении дела, уполномоченный на это орган должен проделать следующие действия:
  • изначально устанавливается, имело ли место само правонарушение, а также его характер;
  • устанавливается личность правонарушителя;
  • выясняется его личностная характеристика, имущественное положение и другие обстоятельства, которые могут выступать как отягчением, так и облегчением ответственности;
  • внимание уделяется тому, насколько о нем заботятся родители, как они обеспечивают его образование и медицинское обслуживание: получен ли СНИЛС (что это такое, можно узнать здесь) и страховой полис, совершаются ли визиты к врачам и т.д.;
  • для дел с несовершеннолетними, особенно рассматриваемыми комиссиями по их делам, почти всегда привлекают родителей или других законных представителей ребенка.

Внимание! В отличии от уголовных дел, подобные производства не обязаны носить состязательный характер, предполагающий присутствие адвоката, однако это не запрещено. Также привлекаться могут любые свидетели, эксперт по делам подростков, психолог или, например, переводчик.

Обстоятельства дела предварительно должны быть изучены председателем комиссии, в крайнем случае — его заместителем. Если нужно, то проводится дополнительная проверка. С материалами дела также должны быть ознакомлены сам подросток и его представители.

Срок рассмотрения дела комиссией — не позднее 15 дней с момента поучения всех материалов. На заседании присутствие подростка всегда обязательно, в отличии от взрослого нарушителя. Вынесенное решение может быть обжаловано в десятидневный промежуток времени.

Меры воздействия к несовершеннолетним

Основной смысл любого наказания, которое назначается судами или другими уполномоченными на то органами — перевоспитание правонарушителя. Для дел, связанных с подростками — это особенно значимо. Воспитательные меры, избираемыми комиссией, могут быть следующего порядка:

  • наложение административного штрафа, который предусмотрен соответствующей статьей КоАП. Распространяется только на официально работающих подростков;
  • обязать компенсировать весть причиненный ущерб. Это возможно сделать как денежной выплатой, так и восстановить разрушенное своим трудом. Для выплаты у подростка должен быть доход, такой как стипендия или другое пособие;
  • объявление выговора с информированием о таковом учебного учреждения, в котором обучается несовершеннолетний, либо его места работы;
  • выносится предупреждение. Это письменный документ, который вручается подростку без дальнейших последствий;
  • обязать принести извинения пострадавшей стороне (если такая имеется). Это может быть сделано любым способом, включая публичный. Актуально только для дел, в которых наблюдается полное раскаяние правонарушителя;
  • передача несовершеннолетнего под надзор общественной или государственной, религиозной организации. Целью такого действия также является перевоспитание;
  • отправка ребенка в т.н. спецшколу, на деле — закрытое ПТУ, которое заменяет собой общеобразовательною школу для трудных подростков, по достижении ими 15 лет. Самое суровое наказание, практически не применяющееся. Может быть вынесено условно.

Нужно также отметить, что для правонарушений, которые были совершены с применением различных вещей, как то, громкоговорители, самодельное примитивное оружие, компьютерная техника и т.д. — эти вещи будут изъяты у подростка.

Внимание! Наказание, равно как и само заведение дела административного характера, не может быть применено к лицам не достигшим 16 лет, в отличии от аналогичных уголовных дел (в особых случаях). Такой нормы, снижающей возрастной порог, попросту не предусмотрено, однако с такими подростками проводится профилактическая работа.

Ответственность родителей, опекунов и иных законных представителей

Органы социальной защиты, профилактики безнадзорности и преступлений в среде подростков также, уже в индивидуальном порядке проводят проверку в отношении родителей несовершеннолетних правонарушителей. Такие семьи ставятся на своеобразный учет.

В первичные обязанности родителей входят следующие сферы ответственности за детей:

  • воспитание ребенка и осведомленность о его местонахождении и увлечениях/интересах;
  • доступ к образованию;
  • достойное материальное содержание;
  • соответствующий личный пример, здоровый психологический климат в семье и отсутствие жестокого обращения.

При выявлении нарушений по этим параметрам, органами соц. защиты может быть принято решение о начале процесса по лишению родительских прав (как крайняя мера).

По каждому факту административного правонарушения, совершенного несовершеннолетними, проводят проверку и органы внутренних дел. По ее результатам, родителей могут привлечь к ответственности, в соответствии со статьей 5.35 КоАП, посвященной процессу воспитания детей в семьях.

Законодательно закреплена ответственность родителей в случаях, когда их ребенок замечен в состоянии опьянения или застигнут за употреблением дурманящих сознание веществ (речь идет как об алкоголе, так и о любых других, изменяющих сознание препаратах). Законные представители ребенка должны понести ответственность, предусмотренную статьей № 20.22 КоАП.

Статья 2.3 КоАП РФ. Возраст, по достижении которого наступает административная ответственность

Новая редакция Ст. 2.3 КоАП РФ

Читайте так же:  Смена конкурсного управляющего в конкурсном производстве

1. Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет.

2. С учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем административное правонарушение в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав указанное лицо может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних.

Комментарий к Статье 2.3 КоАП РФ

Комментируемая статья устанавливает минимальный возраст привлечения к административной ответственности физических лиц. При этом следует иметь в виду, что моментом совершения административного правонарушения является момент совершения противоправного действия (бездействия) независимо от момента наступления вредных последствий.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП России недостижение физическим лицом на момент совершения противоправных действий (бездействия) возраста, предусмотренного Кодексом для привлечения к административной ответственности, является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

Лицо, совершившее правонарушение в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет, признается несовершеннолетним, и к нему с учетом конкретных данных и обстоятельств дела вместо мер административной ответственности могут быть применены меры, предусмотренные Федеральным законом от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (с послед. изм.), а также другими нормативными актами в этой сфере.

В соответствии с ч. 2 статьи 25.11 КоАП прокурор должен быть извещен о времени и месте рассмотрения каждого дела об административном правонарушении, совершенном несовершеннолетним.

Другой комментарий к Ст. 2.3 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. В данной статье устанавливается возраст — 16 лет, по достижении которого лицо может быть привлечено к административной ответственности. Понятно, что это распространяется только на физических лиц. Согласно ч.1 ст.2.3 лицо подлежит административной ответственности, если оно достигло шестнадцати лет к моменту совершения правонарушения. Для сравнения: возраст, предусмотренный для уголовной ответственности, тоже определен в 16 лет, но за некоторые преступления (убийство, похищение человека, изнасилование и ряд др.) к ответственности привлекаются лица, достигшие к моменту совершения преступления четырнадцатилетнего возраста (ст.20 УК).

Административной ответственности подлежит вменяемое лицо (см. комментарий к ст.2.8), достигшее шестнадцатилетнего возраста.

2. Часть 2 рассматриваемой статьи предусматривает особенности привлечения к административной ответственности несовершеннолетних, т.е. лиц в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет. В отличие от КоАП РФ РСФСР новый Кодекс не содержит специальной статьи об административной ответственности несовершеннолетних.

Лица, подлежащие административной ответственности

Согласно ч.1 ст. 2.3 КоАП административной ответственности подлежит лицо, достигшее в моменту совершения правонарушения возраста 16 лет. К несовершеннолетним относятся лица до 18 лет — возраст, с которого связано наступление совершеннолетия. Однако субъектами административного правонарушения, по КоАП, могут быть только несовершеннолетние граждане, достигшие к моменту совершения проступка 16 лет.

К лицам, подлежащим ответственности в соответствии со ст. 2.3 КоАП, относятся только физические лица. Административная ответственность должностных лиц по КоАП возможна только в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения ими возложенных на них служебных обязанностей.

Административная ответственность за проступки должностных лиц предусмотрена также отдельными федеральными законами. К правонарушителям — должностным лицам, как правило, относят государственные и муниципальные должностные лица. Санкции за налоговые правонарушения чаще применяются к должностным лицам коммерческих организаций. Административная ответственность должностных лиц в соответствии с КоАП, как правило, является следствием противоправного бездействия: нарушитель не соблюдает своих должностных обязанностей либо уклоняется от их исполнения, допуская тем самым наступление общественно опасных последствий.

В соответствии сост. 2.5 КоАП военнослужащие и призванные на военные сборы граждане несут ответственность за административные правонарушения в соответствии с дисциплинарными уставами. Сотрудники органов внутренних дел, органов уголовно-исполнительной системы и таможенных органов несут ответственность за административные правонарушения в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы в указанных органах.

Военнослужащие и иные лица, на которых распространяется действие уставов о дисциплине, несут ответственность на общих основаниях только при совершении ими нарушений, указанных в ст. 2.5КоАП, Однако к указанным лицам не могут быть применены административные наказания в виде административного ареста, а к военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, также в виде административного штрафа.

В зависимости от принадлежности к гражданству или подданству зарубежного государства ст. 2.6 КоАП определяет особую разновидность физических лиц — иностранных граждан и лиц без гражданства. Согласно ст. 2.6 КоАП иностранные физические и юридические лица, совершившие на территории РФ административные правонарушения, подлежат административной ответственности на общих основаниях. Под «иностранным гражданином» понимается физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства; под «лицом без гражданства» подразумевается физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и не имеющее доказательства наличия подданства иностранного государства.

С какого возраста лицо подлежит административной ответственности

Прежде чем говорить об особенностях ответственности несовершеннолетних я хотел бы сказать о субъекте исследования. Способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (гражданская дееспособность) возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении восемнадцатилетнего возраста СТ.21.1 ГК РФ.До 18 лет совершеннолетие может достигаться путем эмансипации.

Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет. С учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем административное правонарушение в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав указанное лицо может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних Ст. 2.3 КоАП РФ. За ряд проступков к ответственности привлекаются только лица, достигшие 18 лет (ст. 163 КоАП РСФСР и др.)

[2]

Привлечение несовершеннолетних к административной ответственности имеет следующие особенности :

[1]

· Дела об административных проступках несовершеннолетних в возрасте от 16 до 18 лет, как правило, передаются на рассмотрение комиссий по делам несовершеннолетних (ст. 14, 201 КоАП РСФСР)

Читайте так же:  Завещание на квартиру кто может оспорить

· Административная ответственность родителей предусмотрена законодательством в связи с совершением подростками таких нарушений правопорядка, за которые сами несовершеннолетние не несут юридической ответственности, но подвергаются иным мерам правового принуждения. Поэтому указанные правонарушения подростков являются одновременно и частью основания для применения административной ответственности к родителям, и самостоятельным основанием для применения принудительных средств к ним самим. Административную ответственность родителей (как компонент их правового статуса) нельзя рассматривать в отрыве от правовых обязанностей по воспитанию детей и надзору за ними. В теории это ведет к неразрешенным спорам по поводу оснований ответственности, в законодательстве — к нечетким формулировкам диспозиций правовых норм, ее устанавливающих, на практике — к возложению ответственности на тех родителей, которые виновно юридических обязанностей не нарушали. Таким образом, когда в создании условий для совершения подростками административных правонарушений окажутся виновными родители, они также должны нести административную ответственность.

· В отношении несовершеннолетних действующее законодательство предусматривает общее правило, согласно которому к лицам в возрасте от 16 до 18 лет, совершившим административные правонарушения, применяются меры, предусмотренные Положением о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав, утвержденным Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 3 июня 1967 г. Именно комиссиям по делам несовершеннолетних и принадлежит преимущественное право рассмотрения дел об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними. Но в ч. 2 ст. 23.2 КоАП РФ делается следующее исключение: дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 11.18 КоАП, а также дела об административных правонарушениях в области дорожного движения рассматриваются комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав в случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении, передает его на рассмотрение указанной комиссии.

· Необходимо отметить, что применяемые административные наказания к несовершеннолетним, совершившим правонарушения, преследуют, прежде всего, цель — восстановление социальной справедливости, а также исправление и предупреждение совершения новых правонарушений и преступлений. Высшие судебные инстанции постоянно обращают внимание на то, что административное наказание в отношении указанных лиц должно быть подчинено, прежде всего, этим целям. Это, конечно, не означает, что административное наказание помимо цели исправления, заключающегося в выработке у подростка стойкого неприятия всего, что связано с антиобщественной деятельностью, а тем более неправомерным поведением, не преследует чисто воспитательных целей, например привития уважительного отношения к личности другого человека, к результатам его труда и т.п.

· КоАП РФ не предусматривает специальных видов административных наказаний, применяемых только к несовершеннолетним, но существуют особенности при применении некоторых видов административных наказаний. Штраф может назначаться как мера наказания, как правило, при наличии у несовершеннолетнего самостоятельного заработка или имущества. При отсутствии самостоятельного заработка у несовершеннолетнего административный штраф взыскивается с его родителей или иных законных представителей (ст. 32.2 КоАП).

· К несовершеннолетним не применяется административный арест. А с другой стороны, комиссии по делам несовершеннолетних могут применять к ним следующие меры воздействия воспитательного характера Административное право. Серия «Учебные пособия». — Ростов н/Д: «Феникс», 2002: обязать принести публичное или в иной форме извинение потерпевшему; вынести предупреждение; объявить выговор или строгий выговор; передать под надзор родителей или лиц, их заменяющих, или общественных воспитателей; направить в специальное лечебно-воспитательное учреждение; поместить несовершеннолетнего, достигшего одиннадцатилетнего возраста, в случае совершения им общественно опасных действий или злостного и систематического нарушения правил общественного поведения в специальное воспитательное учреждение для детей и подростков (специальная школа, специальное профессионально-техническое училище). Указанную меру воздействия комиссия по делам несовершеннолетних может назначить также условно с годичным испытательным сроком.

· Несовершеннолетие является обстоятельством, смягчающим ответственность.

Видео (кликните для воспроизведения).

Таким образом, привлечение несовершеннолетних к административной ответственности имеет ряд ключевых особенностей, определенных статусом и положением несовершеннолетних в обществе, отношением законодателя к ним. В ряде случаев к ответственности за них привлекаются их законные представители: опекуны, попечители.

Источники


  1. Марченко, М. Н. Теория государства и права в вопросах и ответах. Учебное пособие / М.Н. Марченко. — М.: Проспект, 2014. — 240 c.

  2. Баранов, Д. П. Адвокатское право. Адвокатская деятельность и адвокатура в России / Д.П. Баранов, М.Б. Смоленский. — М.: Дашков и Ко, 2014. — 368 c.

  3. Хаймович, М. И. Правоведение. Основы правовых знаний / М.И. Хаймович. — М.: РИОР, Инфра-М, 2013. — 304 c.
  4. Очерки конституционной экономики. 10 декабря 2010 года. Госкорпорации — юридические лица публичного права. — М.: Юстицинформ, 2010. — 456 c.
С какого возраста лицо подлежит административной ответственности
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here