Рапорт об обнаружении признаков преступления составляется

Полезная информация на тему: "Рапорт об обнаружении признаков преступления составляется", собранная из сети и предоставленная в удобном для чтения виде. По всем вопросам - обращайтесь к дежурному юристу.

Статья 143. Рапорт об обнаружении признаков преступления

Статья 143. Рапорт об обнаружении признаков преступления

Сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников, чем указанные в статьях 141 и 142 настоящего Кодекса, принимается лицом, получившим данное сообщение, о чем составляется рапорт об обнаружении признаков преступления.

См. комментарии к статье 143 УПК РФ

>
Порядок рассмотрения сообщения о преступлении
Содержание
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. N 174-ФЗ (УПК РФ)

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Рапорт об обнаружении признаков преступления составляется

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Определение Конституционного Суда РФ от 5 марта 2014 г. № 518-О “Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы граждан Брамма Виталия Викторовича и Навального Алексея Анатольевича на нарушение их конституционных прав пунктом 43 статьи 5, статьями 144 и 176 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации”

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,

заслушав заключение судьи А.И. Бойцова, проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» предварительное изучение жалобы граждан В.В. Брамма и А.А. Навального, установил:

1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации граждане В.В. Брамм и А.А. Навальный просят признать не соответствующими статьям 2, 8, 17, 18, 29, 35, 45, 52 и 55 Конституции Российской Федерации пункт 43 статьи 5 «Основные понятия, используемые в настоящем Кодексе» УПК Российской Федерации, определяющий сообщение о преступлении как заявление о преступлении, явку с повинной или рапорт об обнаружении преступления, а также статью 144 «Порядок рассмотрения сообщения о преступлении» и статью 176 «Основания производства осмотра» того же Кодекса. Как утверждают заявители, данные нормы по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой, позволяют ограничивать права граждан путем проведения осмотра места происшествия и изъятия принадлежащих этим гражданам предметов и документов в случае отсутствия сообщения о преступлении, предусмотренного уголовно-процессуальным законом, — при поступлении в правоохранительные органы любой информации, в частности анонимной или не относящейся к фактам, указывающим на признаки преступления.

Как следует из представленных материалов, 8 и 9 мая 2013 года в управления МВД России по городу Кирову и по Кировской области по различным каналам — по телефону «02», в виде письма заместителя председателя Правительства Кировской области, а также рапорта об обнаружении признаков состава преступления — поступили сообщения, в том числе от неизвестных лиц, об изготовлении, хранении и распространении в разных районах города Кирова печатной продукции экстремистского содержания. Данные сообщения были зарегистрированы в книге учета заявлений (сообщений) о преступлениях, об административных правонарушениях и происшествиях, а затем переданы уполномоченным должностным лицам, проведшим по ним проверку в порядке, установленном статьями 144 и 145 УПК Российской Федерации, включая осмотр мест происшествий по указанным в сообщениях адресам, в ходе которого были изъяты листовки, газеты, баннеры и документы, принадлежащие В.В. Брамму и А.А. Навальному. В удовлетворении жалоб на действия сотрудников органов внутренних дел, связанные с производством осмотра и изъятием предметов и документов, суд первой инстанции отказал, с чем согласился и суд апелляционной инстанции.

[2]

2. Конституция Российской Федерации провозглашает человека, его права и свободы высшей ценностью и возлагает на Россию как демократическое правовое государство обязанность признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина, охранять достоинство личности, нравственность, здоровье, честь и доброе имя каждого и в этих целях, а также в целях обеспечения иных конституционных ценностей, включая законность, правопорядок и общественную безопасность, закрепляет требование законодательного определения уголовно-правовых запретов общественно опасных деяний и наказания за их нарушение, а в случаях, когда охраняемые ею ценности становятся объектом преступного посягательства, — осуществления уголовного преследования лиц, преступивших уголовный закон (статьи 1, 2 и 17; статья 21, часть 1; статья 23, часть 1; статья 52; статья 55, часть 3; статья 71, пункты «в», «о»; статья 76, часть 1).

Закрепленный Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации порядок уголовного судопроизводства является, согласно его статье 1, обязательным для судов, органов прокуратуры, органов предварительного следствия и органов дознания, а также иных участников уголовного судопроизводства. Регламентирует он и первоначальную стадию уголовного процесса, определяя применительно к ней правила проведения процессуальных действий и принятия — в зависимости от собранных в надлежащем порядке достаточных данных, указывающих на признаки преступления и дающих основание для возбуждения уголовного дела, — соответствующих решений, обязывая прокурора, следователя, орган дознания и дознавателя в каждом случае обнаружения признаков преступления принимать предусмотренные законом меры по установлению события преступления, изобличению лица или лиц, виновных в совершении преступления (часть вторая статьи 21 УПК Российской Федерации).

2.1. Положения уголовно-процессуального закона, регулирующие первоначальную стадию уголовного процесса, распространяются на все органы дознания, к которым в силу пункта 1 части первой статьи 40 УПК Российской Федерации относятся в том числе органы внутренних дел Российской Федерации и входящие в их состав территориальные управления (отделы, отделения, пункты) полиции.

Закрепляя обязанность должностных лиц осуществлять прием, регистрацию и проверку сообщений о преступлениях, указанные нормативные правовые акты не предполагают возможность процессуальной проверки сообщения о совершенном или готовящемся преступлении (в том числе полученного из иных, не названных в статьях 141 и 142 УПК Российской Федерации, источников) до его регистрации в установленном порядке.

2.2. При реализации своих полномочий по проверке надлежаще зарегистрированного сообщения о преступлении (в том числе полученного из иных, нежели заявление о преступлении или явка с повинной, источников и оформленного в виде рапорта об обнаружении признаков преступления) дознаватель, орган дознания, следователь и руководитель следственного органа вправе, согласно части первой статьи 144 УПК Российской Федерации, получать объяснения, образцы для сравнительного исследования, истребовать документы и предметы, изымать их в порядке, установленном данным Кодексом, назначать судебную экспертизу, принимать участие в ее производстве и получать заключение эксперта в разумный срок, производить осмотр места происшествия, документов, предметов, трупов, освидетельствование, требовать производства документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов, привлекать к участию в этих действиях специалистов, давать органу дознания обязательное для исполнения письменное поручение о проведении оперативно-розыскных мероприятий.

Читайте так же:  Порядок увольнения генерального директора по собственному желанию

В частности, осмотр места происшествия, местности, жилища, иного помещения, предметов и документов производится в целях обнаружения следов преступления, выяснения других обстоятельств, имеющих значение для уголовного дела, при этом осмотр места происшествия, документов и предметов может быть произведен до возбуждения уголовного дела (статья 176 УПК Российской Федерации). По общему правилу, осмотр следов преступления и иных обнаруженных предметов производится на месте проведения следственного действия; вместе с тем, если для производства такого осмотра требуется продолжительное время или осмотр на месте затруднен, то предметы должны быть изъяты, упакованы, опечатаны, заверены подписью следователя на месте осмотра, причем изъятию подлежат только те предметы, которые могут иметь отношение к уголовному делу, а в протоколе осмотра по возможности указываются индивидуальные признаки и особенности изымаемых предметов; все обнаруженное и изъятое при осмотре должно быть предъявлено участникам осмотра (части вторая — четвертая статьи 177 УПК Российской Федерации).

Изъятие обнаруженных в ходе осмотра места происшествия следов преступления, предметов и документов, имеющих значение для уголовного дела, осмотр которых на месте затруднен или требует продолжительного времени, не может подменять собой процессуальные, в том числе следственные, действия, для которых уголовно-процессуальным законом установлены специальная процедура и другие основания и условия проведения (обыск, выемка, наложение ареста на имущество и т.д.). Если же изъятые в ходе досудебного производства предметы, включая электронные носители информации, и документы не признаны вещественными доказательствами, то они подлежат возврату в разумный срок лицам, у которых были изъяты (статья 6.1 и часть четвертая статьи 81 УПК Российской Федерации).

Таким образом, осмотр места происшествия, в ходе которого допускается изъятие обнаруженных следов преступления, предметов и документов, имеющих значение для уголовного дела, будучи направленным на достижение конституционно оправданных целей, не может проводиться при отсутствии сообщения о преступлении, предусмотренного уголовно-процессуальным законом и принятого в соответствии с ним, а потому оспариваемые заявителями нормы не могут рассматриваться как нарушающие их конституционные права в обозначенном ими аспекте. Разрешение же вопросов, касающихся выбора правовых норм, подлежащих применению с учетом обстоятельств конкретного дела, не относится к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, как она определена статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации».

Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», Конституционный Суд Российской Федерации определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы граждан Брамма Виталия Викторовича и Навального Алексея Анатольевича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.

Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д. Зорькин

Обзор документа

Оспаривался ряд норм УПК РФ, в т. ч. касающихся порядка рассмотрения сообщения о преступлении.

По мнению заявителей, эти положения ограничивают права граждан.

Так, на практике нормы позволяют проводить осмотр места происшествия и изъятие принадлежащих этим гражданам предметов и документов в случае, когда нет сообщения о преступлении.

Подразумевается ситуация, когда в правоохранительные органы поступает любая информация, в частности анонимная или не относящаяся к фактам, указывающим на признаки преступления.

Отклоняя такие доводы, КС РФ подчеркнул следующее.

В силу УПК РФ поводами для возбуждения уголовного дела служат заявление о преступлении, явка с повинной, а также сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников (о чем составляется рапорт).

УПК РФ запрещает рассматривать в качестве повода к возбуждению уголовного дела анонимное заявление о преступлении.

Между тем нормы не исключают проверку уполномоченным лицом (органом) изложенной в анонимном заявлении информации, свидетельствующей о подготовке или совершении преступления (а также составление по ее результатам рапорта и принятие процессуальных решений).

Осмотр следов преступления и иных обнаруженных предметов производится на месте проведения следственного действия.

Вместе с тем, если осмотр на месте затруднен или для его производства требуется продолжительное время, то предметы должны быть изъяты, упакованы, опечатаны, заверены подписью следователя на месте осмотра.

При этом подобное изъятие обнаруженных в ходе осмотра места происшествия следов преступления, предметов и документов не может подменять собой процессуальные, в т. ч. следственные, действия, для которых законом установлены спецпроцедура, другие основания и условия проведения (обыск, выемка, наложение ареста на имущество и т. д.).

Если такие предметы не признаны вещдоками, они подлежат возврату в разумный срок.

Статья 143. Рапорт об обнаружении признаков преступления

Статья 143. Рапорт об обнаружении признаков преступления

См. комментарии к статье 143 УПК РФ

Сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников, чем указанные в статьях 141 и 142 настоящего Кодекса, принимается лицом, получившим данное сообщение, о чем составляется рапорт об обнаружении признаков преступления.

>
Порядок рассмотрения сообщения о преступлении
Содержание
Уголовно-процессуальный кодекс (УПК РФ)

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Статья 143. Рапорт об обнаружении признаков преступления

Статья 143. Рапорт об обнаружении признаков преступления

Сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников, чем указанные в статьях 141 и 142 настоящего Кодекса, принимается лицом, получившим данное сообщение, о чем составляется рапорт об обнаружении признаков преступления.

ФЗ о страховых пенсиях

ФЗ о пожарной безопасности

ФЗ об образовании

ФЗ о государственной гражданской службе

ФЗ о государственном оборонном заказе

О защите прав потребителей

ФЗ о противодействии коррупции

ФЗ об охране окружающей среды

ФЗ о бухгалтерском учете

ФЗ о защите конкуренции

ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности

Читайте так же:  Повторное предъявление исполнительного листа к исполнению

ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

ФЗ о прокуратуре

ФЗ о несостоятельности (банкротстве)

ФЗ о персональных данных

ФЗ о госзакупках

ФЗ об исполнительном производстве

ФЗ о воинской службе

ФЗ о банках и банковской деятельности

Проценты по денежному обязательству

Ответственность за неисполнение денежного обязательства

Уклонение от исполнения административного наказания

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя

Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам

Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения

Видео (кликните для воспроизведения).

Особенности правового положения казенных учреждений

Общие основания прекращения трудового договора

Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

Судебный порядок рассмотрения жалоб

Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела

Документы, прилагаемые к исковому заявлению

Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение

Форма и содержание искового заявления

(c) 2015-2019 Законы, кодексы, нормативные и судебные акты

Рапорт об обнаружении признаков преступления составляется

Сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников, чем указанные в статьях 141 и 142 настоящего Кодекса, принимается лицом, получившим данное сообщение, о чем составляется рапорт об обнаружении признаков преступления.

(в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 58-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

[3]

Комментарий к статье 143

1. Указанный повод позволяет инициировать начало уголовно-процессуальной деятельности на основе максимального количества поступивших информационных сигналов. В качестве сообщений о преступлении могут быть использованы результаты деятельности органов, ведущих уголовный процесс, а также иных правоохранительных органов. К ним могут быть отнесены материалы, полученные в ходе осуществления деятельности правоохранительных органов, в задачи которых входит борьба с преступностью.

2. В рамках рассматриваемого повода может быть реализована оперативно-розыскная информация. Уголовно-процессуальный закон не раскрывает процедуры возбуждения уголовного дела на основании оперативно-розыскной информации. Основываясь на ведомственных нормативных актах, разработанных правоохранительными ведомствами, имеющими оперативно-розыскные структуры, можно сделать вывод, что результаты ОРД, представляемые для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, должны содержать достаточные данные, указывающие на признаки преступления, а именно: сведения о том, где, когда, какие признаки и какого именно преступления обнаружены, при каких обстоятельствах имело место обнаружение признаков преступления, сведения о лице (лицах), его совершившем (если оно известно), очевидцах преступления (если они известны), о местонахождении следов преступления, документов и предметов, которые могут стать вещественными доказательствами, о любых других фактах и обстоятельствах, имеющих значение для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

Сведения, содержащиеся в представляемых результатах, должны позволять сделать вывод о наличии события и его противоправности. Критерием оценки готовности оперативных материалов для возбуждения уголовного дела является наличие в них достаточных данных, указывающих на признаки преступления, в том числе время, место и способ совершения, ущерб, конкретные обстоятельства, сведения о лицах, причастных к преступлению.

Сроки проверки и перепроверки информации, полученной оперативно-розыскным путем, законом жестко не установлены. Формально эта информация получит статус повода лишь в случае официальной констатации того, что установлены достаточные данные, указывающие на признаки преступления. Такие сведения могут содержаться в рапорте оперативного сотрудника либо в иных оперативно-служебных документах. Как правило, этот документ подытоживает собой серию оперативно-розыскных проверок и не требует дальнейшего исследования при помощи дополнительных проверочных действий.

3. К числу иных источников информации, могущих служить поводом для возбуждения уголовного дела, относятся данные, добытые в ходе реализации прочих (нежели оперативно-розыскная) правоохранительных функций. К сведениям такого рода могут быть причислены, например, результаты административной деятельности, в ходе которой были обнаружены признаки преступления.

4. В качестве сообщений о преступлении следует рассматривать и информацию, поступившую от граждан, представителей общественных организаций и должностных лиц по телефону (телефаксу), телеграфу и иным средствам связи. Сообщения по Интернету вряд ли могут быть расценены как источник для возбуждения уголовного дела.

5. Статьи, заметки и письма, опубликованные в печати и других средствах массовой информации, содержащие сведения о преступлениях, тоже следует рассматривать как сообщения о преступлении.

6. Сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников информации, чем заявление о преступлении и явка с повинной, принимается лицом, получившим данное сообщение, о чем составляется рапорт об обнаружении признаков преступления. Рапорт — это основной документ, посредством которого материализуется данный повод.

[1]

7. Рапорт составляется в момент получения первичной информации. Указанная информация может быть подразделена на два вида: а) не нуждающаяся в проверке и б) требующая дополнительных проверочных действий. Не подлежит проверке, как правило, информация, полученная в результате специальной познавательной деятельности правоохранительного органа (например, административная и оперативно-розыскная деятельность). В остальных случаях информация должна быть проверена. Это необходимо для принятия обоснованного решения.

8. Рапорт об обнаружении признаков преступления обретает статус повода для возбуждения уголовного дела, т.е. выступает как юридический факт, обязывающий орган дознания и дознавателя принять решение, предусмотренное уголовно-процессуальным законом.

9. Форма рапорта об обнаружении признаков преступления определена в прилож. 1 к ст. 476 УПК. В соответствии с этой формой в указанном рапорте подлежат отражению наименование начальника органа предварительного следствия или дознания, которому адресован рапорт, наименование документа, доклад и его процессуальное основание, содержательная часть — обстоятельства совершенного деяния и источник информации, должность, звание, фамилия и инициалы лица, получившего сообщение; число, месяц и год составления рапорта, подпись должностного лица, составившего рапорт. Рапорт составляется должностным лицом, получившим сообщение о совершенном или готовящемся преступлении и обязанным принять это сообщение.

10. Должностное лицо, принявшее сообщение о совершенном или готовящемся преступлении и составившее рапорт об обнаружении признаков преступления, не всегда полномочно проверять это сообщение и принимать по нему решение. В силу этого начальник органа дознания, которому адресован рапорт, назначает конкретного исполнителя для проверки и принятия решения по материалам проверки.

Статья 143. Рапорт об обнаружении признаков преступления

Уголовно-процессуальный кодекс (УПК РФ)

  • проверено сегодня
  • кодекс от 01.09.2019
  • вступила в силу 01.07.2002

Ст. 143 УПК РФ в последней действующей редакции от 1 июля 2002 года.

Новые не вступившие в силу редакции статьи отсутствуют.

Часть вторая. Досудебное производство

Раздел VII. Возбуждение уголовного дела

Глава 19. Поводы и основание для возбуждения уголовного дела

Статья 143. Рапорт об обнаружении признаков преступления

Сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников, чем указанные в статьях 141 и 142 настоящего Кодекса, принимается лицом, получившим данное сообщение, о чем составляется рапорт об обнаружении признаков преступления.

Читайте так же:  Увольнение переводом компенсация за неиспользованный отпуск

Рапорт об обнаружении признаков преступления

В соответствии со ст. 143 УПК РФ сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников информации, не из тех, что указаны в ст. 141 и 142 (заявление о преступлении и явка с повинной), принимается лицом, получившим данное сообщение, о чем составляется рапорт об обнаружении признаков преступления.

Сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, предусмотренное в качестве повода для возбуждения уголовного дела в п. 3 ч. 1 ст. 140 УПК, охватывает все прочие случаи получения сведений о преступлении, кроме тех, что поступили в виде заявления о преступлении или заявления о явке с повинной и являются самостоятельным поводом для возбуждения уголовного дела (ст. 141 и 142 УПК РФ), и тех, что поступили в виде анонимного заявления и в соответствии с ч. 7 ст. 141 УПК РФ не могут служить поводом для возбуждения уголовного дела.

К числу иных источников информации, содержащиеся в которых сообщения о преступлении будут поводом для возбуждения уголовного дела, относятся:

  • (а) материалы, собранные в результате служебной деятельности органов государственного обвинения, специально направленной на обнаружение преступлений. Таковыми будут являться результаты оперативно-розыскной деятельности, отчасти сюда могут быть отнесены результаты прокурорско- надзорной деятельности;
  • (б) материалы, полученные в ходе служебной деятельности правоохранительных органов, для которой обнаружение преступлений является побочным результатом, например, при выполнении полицией задач по обеспечению безопасности личности, охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности или при производстве следователем или дознавателем расследования по факту другого преступления.

В частности, сюда могут быть отнесены сообщения работников паспортных аппаратов — об утрате гражданами паспортов при обстоятельствах, вызывающих подозрение о преступлении; работников дорожно-патрульной службы — о дорожно-транспортных происшествиях и их последствиях; работников подразделений вневедомственной охраны — о срабатывании приборов охранной сигнализации; работников государственной пожарной службы — о пожарах и загораниях; работников МРЭО — об утрате гражданами удостоверений на право управления автотранспортом и технических паспортов на автомобили при обстоятельствах, вызывающих подозрение о преступлении.

Разновидностью данного источника информации следует считать и материалы, которыми оформлены результаты личного наблюдения сотрудниками правоохранительных органов обстоятельств совершения преступления, оказавшимися случайными свидетелями: рапорты, объяснения, акты и т.п.;

  • (в) информация граждан, представителей общественных организаций и должностных лиц, поступившая по телефону (телефаксу), телеграфу или радио, включая сообщения персонала лечебных учреждений об обращении граждан с телесными повреждениями, происхождение которых может быть результатом преступных действий;
  • (г) статьи, заметки и письма, опубликованные в печати и других средствах массовой информации, содержащие сведения о преступлениях;
  • (д) оповещения о других происшествиях, событиях или фактах, имеющих отношение к борьбе с преступностью и обеспечению охраны общественного порядка; сведения об авариях, пожарах, эпизоотиях, стихийных бедствиях, несчастных случаях с людьми.

Информация о преступлении, полученная из указанных источников, дает основание предположить о наличии уголовно-наказуемого деяния. В силу этого она побуждает должностных лиц провести проверку, чтобы установить действительное событие и оценить его с точки зрения противоправности. Информация проверяется в таком объеме, который позволяет сделать обоснованный вывод о наличии либо отсутствии признаков преступления. В результате проверки полученной информации может быть сделан вывод об отсутствии правонарушения либо о наличии административного правонарушения или признаков преступления. В последнем случае необходимо принять решение о возбуждении уголовного дела.

Факт получения информации о совершенном или готовящемся преступлении из указанных источников оформляется рапортом об обнаружении признаков преступления, составляемым в момент получения первичной информации. В некоторых случаях подобная информация, являясь результатом специально предпринятой проверки (в рамках административной, оперативно-розыскной, прокурорско-надзорной деятельности), содержит достаточные для принятия окончательного решения данные. В других случаях полученная информация лишь побуждает заинтересоваться каким-либо событием как противоправным, однако сама по себе недостаточна для принятия обоснованного решения. В обоих случаях рапорт будет иметь обычное значение повода для возбуждения уголовного дела как юридического факта, обязывающего орган дознания, дознавателя, следователя, прокурора принять решение о возбуждении уголовного дела или отказать в этом, однако не предрешающего указанного вопроса.

В рапорте подлежат отражению:

  • • наименование начальника органа предварительного следствия или дознания, которому адресован рапорт;
  • • название документа;
  • • обращение о докладе;
  • • процессуальное основание доклада;
  • • содержание доклада (обстоятельства совершенного деяния и источник получения информации об этом);
  • • должность, звание, фамилия и инициалы лица, получившего сообщение;
  • • число, месяц и год составления рапорта;
  • • подпись должностного лица, составившего рапорт.

Рапорт составляется должностным лицом, получившим сообщение о совершенном или готовящемся преступлении и обязанным принять это сообщение.

В целях исключения случаев укрытия преступлений от учета, также правильного исчисления сроков принятия решения составленный рапорт подлежит регистрации в книге учета заявлений и сообщений о преступлениях, в порядке, установленном Федеральным законом от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» или ст. 124 УПК РФ, а также организационно-распорядительными документами Следственного комитета Российской Федерации.

Рапорт об обнаружении обстоятельств, указывающих на признаки преступления, составленный по сообщению о преступлении, распространенному в средствах массовой информации, регистрируется в том следственном органе Следственного комитета Российской Федерации, в котором он был составлен.

Регистрации в книге подлежат сообщения о преступлении, содержащие сведения об обстоятельствах, указывающих на признаки преступления, поступившие с постановлением о передаче сообщения о преступлении по подследственности из другого органа предварительного расследования (в том числе иного следственного органа Следственного комитета Российской Федерации), независимо от ранее произведенной регистрации.

Регистрации в книге также подлежат сообщения о преступлении, поступившие из другого органа предварительного расследования федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) без постановления о передаче сообщения о преступлении по подследственности и без решения прокурора, если они содержат сведения об обстоятельствах, указывающих на признаки преступления.

Что касается дополнительного сообщения об одном и том же преступлении, то оно регистрируется в книге и приобщается к ранее зарегистрированному сообщению об этом же преступлении, если по нему еще не принято процессуальное решение, о чем делается отметка в книге.

В том случае, если при проверке зарегистрированного сообщения о преступлении будет установлено, что оно является дополнительным и что по результатам рассмотрения другого сообщения об этом же преступлении ранее было принято решение об отказе в возбуждении уголовного дела или о возбуждении уголовного дела, такое сообщение по решению руководителя следственного органа Следственного комитета Российской Федерации либо его заместителя приобщается к материалам проверки сообщения о преступлении или возбужденному (прекращенному, приостановленному) уголовному делу, о чем уведомляется заявитель, а также делается отметка в книге.

Читайте так же:  Единовременная выплата пенсионерам из накопительной части пенсии

Должностное лицо, принявшее сообщение о совершенном или готовящемся преступлении и составившее рапорт об обнаружении признаков преступления, не всегда полномочно проверять это сообщение, а тем более — принимать по нему решение. В силу этого руководитель следственного органа или начальник органа дознания, которому адресован рапорт, переадресовывает его своей резолюцией на рапорте полномочному должностному лицу с учетом компетенции, специализации, загруженности работой и т.п. для проверки и принятия решения по существу.

Рапорт об обнаружении признаков преступления

Рапорт как повод к возбуждению уголовного дела — это официальное письменное сообщение должностного лица правоохранительного органа об обнаружении им признаков преступления (ст.143 УПК).

Рапорт как повод к возбуждению уголовного дела возникает тогда, когда нет ни заявления, ни явки с повинной, а признаки преступления все же попали в поле зрения правоохранительных органов, которые обязаны выявить преступление и изобличать виновных. Поэтому рапорт является универсальным поводом для возбуждения уголовного дела, оформляющим сообщения из так называемых иных источников (п.3 ч.1 ст.140).

Рапорт об обнаружении признаков преступления составляют сотрудники правоохранительных органов, в то числе сотрудники оперативно-розыскных подразделений, иных органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры. Рапорт адресуется начальнику следственного отдела или органа дознания (приложение 1 к ст.476 УПК). Однако адресация его иному должностному лицу органов уголовного преследования не исключает процессуального значения рапорта.

Чтобы рапорт мог служить доказательством по делу, он должен отвечать следующим условия: быть удостоверенным подписью сотрудника правоохранительного органа, содержать необходимые сведения о нем, признаках обнаруженного преступления и, что самое существенное, — об источнике полученных сведений. Рапорт без указания конкретного источника информации о преступлении не является допустимым доказательством (ч.1 ст.75). Вместе с тем, если точные сведения об источнике составляют государственную тайну, то в рапорте они приводиться не могут. Например, если о преступлении стало известно от лиц, сотрудничающих или сотрудничавших на конфиденциальной основе с органами, осуществляющими разведывательную, контрразведывательную и оперативно-розыскную деятельность, то при отсутствии их письменного соглашения в рапорте сведения о таких лицах не указываются (п.4 ст.5 Закона РФ «О государственной тайне» от 21.07.93г.; ч.1 ст.12 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12.08.95г.). Когда источник оперативно-розыскной информации в силу этой причины не назван, рапорт может рассматриваться как повод к возбуждению уголовного дела (п.3 ч.1 ст.140), но не может быть доказательством.

Для того чтобы рапорт был поводом к возбуждению уголовного дела, необходимо, чтобы первоначальное сообщение, полученное составившим рапорт лицом, не имело признаков заявления о преступлении или явки с повинной. Такой рапорт об обнаружении признаков преступления может быть основан на первоначальных сообщениях, полученных:

  • — от лиц, оказывающих содействие оперативно-розыскным органам на конфиденциальной основе;
  • — от иных подразделений самих правоохранительных органов: паспортных служб — об утрате паспортов при обстоятельствах, вызывающих подозрение об их хищении; работников дорожно-патрульной службы — о дорожно-транспортном происшествии и др.;
  • — правоохранительными органами по телефону, телетайпу, телефаксу, телеграфу, Интернету от граждан, внешних организаций, должностных лиц и не являющихся заявлениями ввиду отсутствия необходимого для уголовного процесса удостоверения;
  • — правоохранительными органами от внешних источников, не обладающих признаками заявлений в силу отсутствия информации о явных признаках преступления (например, сообщение администрации предприятий о несчастных случаях с людьми и др.);
  • — из материалов, специально не направлявшихся в правоохранительные органы, но пришедших другим путем. Это может быть массовая информация: статьи, заметки, письма граждан, опубликованные в печати; информация, распространенная по телевидению, радио, в Интернете и др.

«Иным источником» может быть и непосредственное обнаружение признаков преступления. Признаки преступления могут быть обнаружены в ходе выполнения служебных обязанностей сотрудниками органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и иных правоохранительных органов. Например, рапорт сотрудника патрульно-постовой службы о факте нарушения общественного порядка, рапорт следователя об отказе свидетеля от дачи показаний. При этом непосредственное обнаружение признаков преступления может быть связано с фактическим задержанием предполагаемого преступника. При обнаружении признаков преступления рапорт может быть составлен и направлен в соответствующий орган расследования немедленно. С момента подачи рапорта начинает исчисляться срок предварительной проверки сообщения о преступлениях (ч.1 ст.144). Лицо, составившее рапорт о непосредственном обнаружении признаков преступления, не может исполнять в данном деле обязанности дознавателя, следователя, прокурора и подлежит отводу, если: а) есть необходимость допроса этого лица в качестве потерпевшего или свидетеля (ст.61); б) это лицо само проводило оперативно-розыскные мероприятия (ч.2 ст.41).

Порядок составления рапорта об обнаружении признаков преступления по УПК РФ

Одним из видов служебной документации является рапорт. Этот документ представляет собой письменный доклад младшего по званию – старшему по званию, о проделанной работе или же об обнаружении признаков преступления. Если нет заявления от потерпевших или от преступника явки с повинной, рапорт об обнаружении признаков преступления является поводом для возбуждения уголовного производства и начала досудебного расследования. Если признаки преступного деяния попали в поле зрения сотрудников полиции, они обязаны изобличать виновных в нарушении закона и наказывать их.

Особенности составления документа

Порядок составления рапорта об обнаружении признаков преступления регламентирует ст. 143 УПК РФ.

Согласно ее содержанию, составляют документ:

  • сотрудники правоохранительных органов;
  • сотрудники оперативно-розыскных подразделений;
  • сотрудники органов дознания, прокуратуры и предварительного следствия.

Составление служебной документации этого вида является обязанностью не только сотрудников, уполномоченных возбуждать уголовные дела, но и других служащих МВД, которые стали свидетелями нарушения закона. Вне зависимости от времени, должности, места нахождения на территории РФ, каждый полицейский обязан принять меры к пресечению преступления, и в кратчайшие сроки сообщить в ближайшее подразделение полиции.

Очень многие люди путают рапорт с заявлением. В отличие от заявления рапорт не содержит в себе требований привлечь к ответственности и наказать виновного. В документе отображены только обстоятельства случившегося и фигуранты. Также следует отметить, что рапорт составляют на основании сообщения о совершении преступления, а не выкладывают суть сообщения в докладе.

Статья 143 УПК РФ утверждает, что рапорт может быть доказательством по делу, но только если удостоверен подписью работника правоохранительных органов, содержит исчерпывающие сведения о признаках нарушения, а также об источнике полученных сведений. Без указания конкретного источника письменный доклад полицейского не будет допустимым доказательством.

Исключением являются сведения об источнике, которые вмещают государственную тайну, подобные данные не могут полностью указываться в рапорте. В данном случае письменный донос служит поводом для начала уголовного производства, но не является доказательством по делу.

Читайте так же:  Установление границ земельного участка в судебном порядке

В ст. 143 УПК РФ с комментариями действующей редакции изложены принципы составления и подачи рапорта о совершении преступления:

  1. Документ может быть составлен после сообщения о готовящемся или совершенном преступлении. Есть исключение в данном пункте – порой, рапорт может подать работник, участвующий в оперативно-розыскных мероприятиях, который определил факт подготовки к преступлению. В целях предупреждения серьезного нарушения закона, может быть начато уголовное производство, к примеру, если сообщение содержит факт подготовки к террористическому акту.
  2. В доносе излагают исключительно объективную сторону состава преступления.
  3. Изначально необходимо проверить достоверность информации, допросив свидетелей, проанализировав доказательства, а уже после этого, при наличии достаточного количества данных, составлять доклад о происшествии.
  4. Сам факт сообщения о преступлении не является основанием для возбуждения производства. Есть случаи, когда в рапорте о совершенном преступлении отсутствуют признаки нарушения и возбуждать дело невозможно.

Если полицейский сам стал очевидцем преступного деяния, он не может вести расследование по делу, а подлежит отводу. Дело в том, что имеется необходимость допрашивать его как свидетеля. Так же обстоит ситуация, если полицейский, совершивший донос о преступлении, является заинтересованной стороной. В рапорте свои требования он излагать не может.

Именно поэтому помимо доклада о происшествии, он должен подать письменное заявление о случившемся с требованиями привлечь нарушителя к ответственности. Изначально фиксируют рапорт, а после заявление. С момента регистрации заявления, сотрудник, подавший рапорт, будет фигурировать в деле как потерпевший.

Основания для составления

Составлять официальный донос полицейский может на основании письменного заявления гражданина, обратившегося с информацией о преступлении, на основании устного сообщения, которое имело место, информации, полученной в процессе оперативно-розыскных мероприятий, а также фактов, выявленных в процессе уголовного расследования другого дела. О совершении преступления сотрудники полиции могут узнавать даже из средств массовой информации, но все факты они перед подачей рапорта должны тщательно проверить на подлинность.

Сообщение о преступлении может быть получено даже по телефону. Сотрудник полиции будет обязан составить рапорт, даже если заявитель отказался подавать письменно заявление, хотя укрывательство преступной деятельности – уголовно-наказуемое деяние, это следует помнить.

После того как рапорт составлен, его подают руководству на проверку. Длительность проверки составляет 10 дней, в особо сложных ситуациях время проверки может быть продлено до 20 дней. Если факты подтвердились, начинается уголовное производство и досудебное расследование. В случае неподтверждения факта преступления в возбуждении дела отказывают. Есть ряд ситуаций, когда дело могут отправить в другой подведомственный орган для разбирательства, так как в компетенцию органа, на адрес которого поступил рапорт, не входят подобные служебные проверки.

Интересно будет узнать, что рапорт об обнаруженных признаках преступления может быть подан в процессе судебного разбирательства на основании заявления любой из сторон процесса в устной форме. Все сведения фиксируются в протоколе заседания, а его копию нотариально заверяют и направляют в правоохранительные органы в форме рапорта. Данные сведения опять-таки проверяют, и при их подтверждении, может кардинально измениться ход судебного процесса.

Форма рапорта

Как правильно составить рапорт, должен знать каждый сотрудник полиции. Найти образец документа можно на страницах Уголовно-процессуального кодекса, там также описан порядок подачи официальной документации руководству.

Рапорт об обнаружении преступления выполняет две основные задачи: с его помощью сотрудник полиции информирует своего начальника о противозаконной ситуации, требующей немедленного вмешательства, и просит разрешение у руководства продолжить следствие по данному факту. Именно поэтому документ должен быть составлен грамотно и содержать в себе необходимый перечень информации.

Письменный донос руководству должен содержать такую структуру написания:

  1. В правом углу указывают должность, имя руководителя отдела правоохранительных органов, куда направляется рапорт.
  2. Должность и имя сотрудника, подающего заявление.
  3. Подпись сотрудника. Указывать дату рядом с подписью не обязательно, так как при поступлении рапорта в отделе он сразу регистрируется дежурным в книге учета.
  4. Название документа по центру страницы.
  5. Основная часть документа должна содержать данные о месте совершения преступления, времени, сути злодеяния, а также информацию о подозреваемых лицах. Важно также указывать, откуда стало известно о прошествии – стал ли сотрудник полиции очевидцем или ему о событии сообщили другие люди.
  6. Прошение провести следственные мероприятия по случившемуся преступлению в установленном порядке.

Иногда сотрудник, обнаруживший нарушение закона, может ходатайствовать о поручении ему проведения расследования по данному делу, но это требование не всегда удовлетворяют.

По окончанию проверки информации, указанной в рапорте, стороны уголовного расследования и другие заинтересованные лица будут оповещены письмом о результатах проверки и о решении – возбудить дело или отказать. Сторонам также будет разъяснено право – обжаловать подобное решение начальника.

Видео (кликните для воспроизведения).

Рапорт об обнаружении преступления – неотъемлемая часть уголовного процесса. Подробная и краткая информация о преступлении, описанная в документе, позволяет быстро вникнуть в суть дела и своевременно провести необходимые розыскные мероприятия без затрат времени и сил, что немаловажно для процессуального процесса.

Источники


  1. Темнов, Е. И. Теория государства и права / Е.И. Темнов. — М.: КноРус медиа, 2014. — 589 c.

  2. Кучерена, А. Г. Адвокатура в условиях судебно-правовой реформы в России: моногр. / А.Г. Кучерена. — М.: Юркомпани, 2017. — 432 c.

  3. Научно-практический комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации с постатейными материалами и судебной практикой / Под редакцией С.А. Боголюбова. — М.: Юрайт, 2018. — 800 c.
  4. Широкунова, О. В. Как открыть свое дело. Создание юридического лица / О.В. Широкунова. — М.: Феникс, 2005. — 384 c.
  5. Габов, А. В. Ликвидация юридических лиц. История развития института в российском праве, современные проблемы и перспективы: моногр. / А.В. Габов. — М.: Статут, 2011. — 304 c.
Рапорт об обнаружении признаков преступления составляется
Оценка 5 проголосовавших: 1

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here