Процедура изъятия земельного участка для государственных нужд

Полезная информация на тему: "Процедура изъятия земельного участка для государственных нужд", собранная из сети и предоставленная в удобном для чтения виде. По всем вопросам - обращайтесь к дежурному юристу.

Изъятие земли у собственника для муниципальных нужд

Главная » Земля » Изъятие земли у собственника для муниципальных нужд

Под изъятием земельных участков для государственных и муниципальных нужд понимается особая форма правоотношений гражданско-правового характера, предусматривающая участие государственных или муниципальных органов и собственников наделов, а также лиц, осуществляющих распоряжение ими, по другим основаниям.

Суть данной процедуры состоит в прекращении правомочий владельца на основании положений, предусматривающих реквизицию. Регламентирован данный вопрос нормами Земельного и Гражданского кодексов РФ, которые устанавливают последовательность изъятия земель.

Порядок изъятия земельного участка для муниципальных нужд

Распоряжения по изъятию землевладений, согласно намеченным планам по осуществляемым или планируемым работам, устанавливаются федеральными органами власти.

Указания являются резолютивными и предназначены для региональных органов, которые должны предпринять одну из следующих мер:

  • выражение согласие;
  • принятие на рассмотрение;
  • организация работ по конфискации наделов.

[3]

Деятельность организационного плана подразумевает процедуры:

  • согласования мероприятия с собственником;
  • оценки землевладений, находящихся в частной собственности;
  • определения выкупной цены;
  • совершения сделки по приобретению (выкупу).

Принятие решения о реквизиции надела входит в компетенцию местных органов власти, в соответствии с федеральной резолюцией. Муниципальные органы разрабатывают проект постановления о конфискации и представляют его для ознакомления тем лицам, которые попадают под программу переселения посредством предоставления равнозначных условий либо выкупа.

Постановление должно отображать такие данные:

  • основания, в соответствии с которыми возможно прекратить право пользования участком;
  • период времени, в течение которого будут проводиться соответствующие работы;
  • резолюцию федеральных органов, регулирующую процесс конфискации надела;
  • приблизительные планы работ по изъятию.

Утверждение постановления производит глава исполнительного комитета города или области, исходя из расселяемой местности. При участии сельскохозяйственных землевладений либо населенных пунктов сельской администрации, копии надлежащих бумаг направляются местному исполкому. Районным центрам при этом предъявляют резолюцию о привлечении должностных лиц к выполнению предписаний и организации необходимых мероприятий.

Извещение владельца земли производится три раза. Первый случай предполагает отправку после того, как муниципальные органы получат федеральную резолюцию, которая предусматривает основания процедуры, с учетом вынесенного постановления. Вторая ситуация подразумевает извещение граждан по завершении мероприятий организационного плана, определяющих главные их типы и обнаруженные наделы, которые надлежит изъять. Третий случай состоит в направлении резолюции, предусматривающей освобождение территории.

Лучшим выходом из сложившегося положения следует считать заключение соглашения о реквизиции земли. Но при этом землевладельцы могут следить за предоставлением компенсационных выплат и заявлять собственные притязания, так как это не запрещается законом.

Образец соглашения о реквизиции надела оформляется в произвольном порядке, а бланк разрабатывается местной администрацией. Помните, что при оформлении документов, вы обязаны указать необходимые данные о принадлежащем вам имуществе.

Важные пункты соглашения, которые необходимо отразить в документе состоят в следующем:

  • уполномоченный орган;
  • данные владельца;
  • сведения о земле технического и кадастрового типа;
  • реквизиты правоустанавливающих документов (к примеру, распоряжение о предоставлении участка);
  • информация относительно свидетельства о праве собственности;
  • данные о капитальных постройках;
  • необходимые характеристики возведенных построек;
  • оценка имущества.

После этого указывается ссылка на вынесенное постановление, разрешающее произведение выкупа надела при конфискации, и приводятся обязательства участников процедуры.

Это подразумевает:

  • обязанность землевладельца по освобождению участка к определенному времени, предусмотренному органами власти;
  • необходимость предоставления местной администрацией соответствующей компенсации, которые детально оговариваются.

Изъятие земельного участка у собственника.

О том, что с 1 января 2018 года собственники могут лишиться своих участков, читайте тут.

Согласно указанной бумаге, землевладельцам предоставляются необходимые условия, предполагающие организацию нового места жительства или надела с такой же категорией или целевым назначением. Этим характеризуется весь процесс по изъятию земель, которого требуют муниципальные нужды. Обычно никакие исключения в подобных обстоятельствах не возникают.

Основания для изъятия земельного участка для муниципальных нужд

Землевладения могут изыматься в определенных обстоятельствах, указанных статьей 56.3 Земельного кодекса РФ:

  • исполнение обязательств международного характера;
  • расположение следующих объектов:
    • энергетических систем;
    • атомной энергии;
    • обороны и безопасности;
    • космической деятельности;
    • обеспечивающих безопасность государства;
    • по обеспечению газом, электроэнергией, водой;
    • транспортных дорог.

Однако это уместно в ситуациях, когда вышеперечисленное больше негде расположить. Бывают и другие ситуации, предусмотренные законодательством РФ.

Главным условием для реквизиции участка считается выплата возмещения, определяющего цену отчуждения имущества, и устанавливаемого по соглашению между владельцем и уполномоченным на изъятие органом. Кроме того, в обязательном порядке оформляется договор о выкупе. Под выкупной ценой подразумевается рыночная оценка надела и убытки гражданина.

В соответствии с положениями Конституции РФ, никто не правомочен на лишение имущества, это допустимо лишь в судебном порядке.

Гражданское законодательство предусматривает несколько причин, ввиду которых участок может быть изъят у владельца принудительно:

  • обращение взыскания на землевладение в силу имеющихся обязательств;
  • отчуждение надела, который по закону не является собственностью конкретного гражданина;
  • мероприятия по конфискации, реквизиции, национализации земель;
  • выкуп участка, обусловленный муниципальными нуждами;
  • нарушение позиций закона.

Прекращение права собственности гражданина на надел возможно, когда:

  • возникла необходимость выполнения международных обязательств;
  • если нет иной возможности размещения объектов;
  • причиной стали муниципальные нужды. В таком случае стоимость землевладения должна быть компенсирована согласно решению суда. Существует два вида выплаты – равноценная и предварительная.

Под равноценной понимается цена землевладения, включающая его рыночную оценку и всего прочей собственности, находящейся на данной территории, а также убытки, причиненные лицу изъятием участка.

Если землевладелец не согласен с установленной ценой, то сумма, подлежащая выплате, устанавливается арбитражным судом.

[1]

Компенсация изъятия земельного участка для муниципальных нужд

Часть 2 статьи 55 Земельного кодекса РФ устанавливает, что изъятие землевладения в принудительном порядке, направленное на государственные или муниципальные нужды, допускается лишь тогда, когда гражданину предоставлено предварительное и равноценное возмещение цены надела, определенной судебным решением.

Из сказанного следует, что главным условием отчуждения участка у собственника, владельца, пользователя и арендатора является выплата предварительного и равноценного возмещения, включающего цена земли и причиненные убытки. Вопросы о возмещении подробно регламентированы нормами земельного и гражданского законодательства.

Читайте так же:  Обязанность конкурсного управляющего уведомлять кредиторов

Возмещение убытков, понесенных гражданами при исполнении процедуры, должно быть предоставлено в полной мере (сюда же входит упущенная выгода). К убыткам причисляется выкупная цена землевладения, которая урегулирована положениями Гражданского кодекса РФ.

Процедура возмещения убытков происходит за счет бюджетных средств либо предоставляется лицом, в пользу которого отчуждается участок.

Определение размера подлежащих возмещению убытков, понесенных собственниками, пользователями, владельцами и арендаторами земли, происходит, исходя из ее цены, установленной до вынесения решения об отчуждении участков.

Правила возмещения собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков убытков, причиненных изъятием или временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков либо ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц, подробно регулируют процедуру. Согласно им, в качестве основания возмещения убытков выступают акты государственных органов исполнительной власти либо местного самоуправления, а также судебные решения.

Убытки возмещаются в размере, установленном соглашением участников процедуры, и определяется с учетом методических рекомендаций, которые утверждает Федеральная служба земельного кадастра, согласовывая с органами Минэкономразвития и торговли РФ, а также Министерством имущественных отношений РФ.

Частью 3 статьи 55 Земельного кодекса РФ установлено, вопросы о порядке выкупа землевладений, обеспечивающего государственные и муниципальные нужды, процедуре установления выкупной цены наделов, порядке прекращения правомочий собственников и владельцев наделов при изъятии, правах собственников земли при выкупе для государственных или муниципальных нужд, регулирует гражданское законодательство.

Сроки изъятия земельного участка для муниципальных нужд

Вопрос о сроках изъятия участков регулируется с учетом последнего извещения, которое направляется заинтересованному лицу как минимум за год до начала исполнения мероприятия, обеспечивающего расселение конкретной территории.

В обозначенный промежуток времени, лица, которые попали под действие программы об изъятии землевладений, должны заключить договор с органами муниципальной власти или обратиться в суд и оспорить вынесенное исполнительным комитетом решение, в случае несогласия.

По истечении обозначенного отрезка времени, несогласие и сопротивление вынесенному решению не допускается. Объясняется это тем, что такого рода действия могут повлечь нанесение серьезного урона проводимой процедуре, что приведет к соответствующим правовым последствиям.

Утвержден новый порядок изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд

С 1 апреля 2015 г. заработает новый порядок изъятия земельных участков и другого недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд. Им определены основания, содержание и процедуры принятия решений и заключения соглашений об изъятии таких объектов. Право на возмещение за изымаемый земельный участок теперь закреплено не только за собственниками, но и за иными правообладателями государственных и муниципальных земель.

Федеральным законом от 31.12.2014 № 499-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены поправки в Земельный кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ и целый ряд законодательных актов, касающиеся порядка изъятия недвижимости для муниципальных и государственных нужд.

Новый порядок изъятия земельных участков будет регулироваться специальной главой VII.1 ЗК РФ, которой, в частнос­ти, определены органы, принимающие решения об изъятии, порядок принятия решения ими, условия такого изъятия, а также особенности определения размера возмещения в связи с ним, заключения соглашения об изъятии.

Земельный участок может быть изъят по ходатайству субъекта естественной монополии

Основания изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд, установленные ст. 49 ЗК РФ, не претерпели значительных изменений. Основным нововведением стало то, что основанием для изъятия теперь может являться как строительство новых, так и реконструкция старых объектов государственного значения. Таких как, например, автомобильные дороги регионального значения.

Изъятие земельных участков в целях строительства объектов государственного значения допускается, если такие объекты предусмотрены утвержденными документами территориального планирования и проектами планировки территории. Принятие решения об изъятии земли в иных целях должно быть соответствующим образом обосновано (ст. 56.3 ЗК РФ, здесь и далее — в ред. от 01.04.2015).

Изъятие земельного участка в зависимости от целей осуществляется по решению федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов, а также органов местного самоуправления.

Одно из нововведений — возможность принятия решения об изъятии земли по ходатайству организации, направленному в соответствующий государственный орган исполнительной власти (орган местного самоуп­равления). Перечень организаций, имеющих право на обращение с таким ходатайством, должен быть установлен Правительством РФ. Однако уже самим ЗК РФ такое право для субъектов естественных монополий, если земельный участок им необходим для размещения объектов федерального или регионального значения, обеспечивающих их деятельность (например, дороги, линии электропередачи), а также для недропользователей (ст. 56.4 ЗК РФ).

Возмещение за изымаемый земельный участок полагается не только собственникам

Поправками в ГК РФ и ЗК РФ предусмотрено, что возмещение за изымаемые земельные участки полагается не только собственникам, но и правообладателям, владеющим такими землями на правах аренды, безвозмездного пользования, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного (наследуемого) владения (ст. 279 ГК РФ, ст. 56.8 ЗК РФ).

При изъятии земельного участка у собственника, иных правообладателей в размер возмещения, помимо их рыночной стоимости (рыночной стоимости иных прав на земельный участок), также включаются убытки, в том числе в связи с невозможностью исполнения правообладателем обязательств перед третьими лицами (например, по договору аренды), а также упущенная выгода. При определении ценности земельного участка особое внимание будет уделяться его виду разрешенного использования.

Если с определением рыночной стоимости земельного участка при изъятии у собственников все более-менее ясно, то для определения рыночной стоимости иных прав на землю в ЗК РФ введен специальный расчет:

  • в случае прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, предоставленным юридическому лицу, рыночная стоимость данного права определяется как рыночная стоимость права аренды земельного участка на установленный законом предельный (максимальный) срок, а если он не установлен — на 49 лет;
  • в случае прекращения права постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного (наследуемого) владения земельным участком, предоставленным гражданину или организации, имеющей право на бесплатное предоставление в собственность изымаемого земельного участка, рыночная стоимость данного права определяется как рыночная стоимость земельного участка;
  • в случае досрочного прекращения договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком рыночная стоимость данного права определяется как рыночная стоимость права аренды земельного участка до истечения срока действия указанных договоров.
Читайте так же:  Риски предварительного договора купли продажи недвижимости

Также с согласия правообладателя, у которого изымается земельный участок, ему может быть предоставлен иной земельный участок или иное недвижимое имущество или право на него, с зачетом его стоимости в размер возмещения (п. 3 ст. 281 ГК РФ).

Поправками конкретизированы и объекты, не подлежащие учету при установлении размера возмещения. Например, правообладатель участка не сможет получить возмещение за строение, возведенное на земельном участке, не соответствующее его разрешенному использованию, или за убытки, возникшие в связи с невозможностью исполнения договора аренды участка, если такой договор был заключен после получения уведомления об изъятии земли (п. 8 ст. 56.8 ЗК РФ).

Изъятие земельных участков для государственных и муниципальных нужд: основания и условия

Рубрика: 14. Экологическое, земельное, лесное, водное и воздухоохранное право

Дата публикации: 17.04.2015

Статья просмотрена: 474 раза

Библиографическое описание:

Чмыхало Е. Ю., Захарова В. С., Музаев М. Р. Изъятие земельных участков для государственных и муниципальных нужд: основания и условия [Текст] // Юридические науки: проблемы и перспективы: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 148-150. — URL https://moluch.ru/conf/law/archive/141/7913/ (дата обращения: 17.09.2019).

В настоящее время всё более острой становится проблема эффективности использования земельных ресурсов, поэтому институт изъятия земель для государственных и муниципальных нужд находит своё дальнейшее развитие в Земельном кодексе РФ [4].

Кроме норм Земельного кодекса РФ подлежат применению и нормы ряда статей Гражданского кодекса РФ [1], Градостроительного кодекса РФ [2], нормы других федеральных законов и иных нормативных правовых актов. Но основным нормативным правовым актом является Земельный кодекс РФ. Именно в нём закрепляется положение, согласно которому изъятие земельного участка допускается только в исключительных случаях и только для государственных и муниципальных нужд. Исключительность случаев изъятия земель обусловлена необходимостью сохранения стабильности земельных отношений, прав на землю, соблюдения законных интересов правообладателей.

В соответствии со ст. 49 Земельного кодекса РФ изъятие земельных участков для государственных и муниципальных нужд осуществляется в связи с выполнением международных обязательств Российской Федерации; строительством, реконструкцией следующих объектов государственного, регионального или местного значения при отсутствии других возможных вариантов строительства, реконструкции этих объектов.

Например, это объекты федеральных энергетических систем и объекты энергетических систем регионального значения; объекты использования атомной энергии; объекты обороны страны и безопасности государства, в том числе инженерно-технические сооружения, линии связи и коммуникации, возведенные в интересах защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации; объекты федерального транспорта, объекты связи федерального значения, а также объекты транспорта, объекты связи регионального значения, объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования; объекты, обеспечивающие космическую деятельность; линейные объекты федерального и регионального значения и др.

С 1 апреля 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 31.12.2014 г. № 499-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» [5].

По сравнению с ранее действующей редакцией ЗК РФ в ст. 49 слово «размещение» заменено на слова «строительство и реконструкция». Это сделано для того, чтобы избежать расширительного толкования. Законодатель закрепляет принцип исключительности, которым необходимо руководствоваться при решении вопроса об изъятии земельного участка для государственных и муниципальных нужд.

Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд — процесс всегда болезненный. И главная причина этого — несправедливая цена, предлагаемая при выкупе земельного актива.

Примером могут быть многочисленные конфликты, возникавшие при изъятии участков при подготовке к Олимпиаде-2014, происходившее в соответствии с Федеральным законом от 01.12.2007 № 310-ФЗ (ред. от 28.06.2014) «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [3]. Согласно данному Закону в период с 01.01.2008 до 01.01.2014 на территории Краснодарского края допускалось изъятие земельных участков и расположенных на них иных объектов недвижимого имущества для государственных нужд в целях размещения олимпийских объектов. Многие жители города Сочи, у которых были изъяты земли и дома, так и не смогли добиться вменяемого возмещения за свои потери.

Улучшил или нет новый порядок изъятия земель эту фактическую ситуацию? Обеспечил ли конкретные гарантии собственникам? Попробуем это понять, рассмотрев основные положения нового закона.

В новой редакции Земельного кодекса РФ устанавливаются иные правила выплаты компенсаций. Полагаем, что положение закона позволит исключить ранее активную коррупционную составляющую процесса изъятия.

В соответствии со статьёй 56.5 Федерального закона РФ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» собственники, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков объединены в одно общее определение — правообладатели земельных участков.

В ст. 56.8 Земельного кодекса РФ установлено, что за изымаемый земельный участок его правообладателю предоставляется возмещение. Возмещение полагается не только собственникам, но и правообладателям, владеющим такими землями на правах аренды, безвозмездного пользования, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного (наследуемого) владения. В размер возмещения включаются рыночная стоимость земельного участка или рыночная стоимость иных прав на земельный участок, подлежащих прекращению в связи с изъятием; убытки, причинённые изъятием земельного участка, или убытки в связи с невозможностью исполнения правообладателем обязательств перед третьими лицами (например, по договору аренды); упущенная выгода.

Но цена всё же остаётся непростым предметом переговоров, и процесс её обсуждения может занять не более 3-х месяцев. Собственник, если не согласится с ценой, может, заказать экспертизу и назвать свою цену. Проект соглашения о цене и условиях изъятия и решение об изъятии органы управления обязаны отправить правообладателю, и на их изучение отводится 3 месяца. Изъятие участков и объектов недвижимости до истечения 3-х месяцев со дня получения такого уведомления допускается только с согласия правообладателей земельных участков и объектов имущества. Право владения, пользования и распоряжения недвижимым имуществом, подлежащим изъятию для государственных или муниципальных нужд, с отнесением на них возможных рисков, у собственника сохранится до момента получения уведомления о принятии решения об изъятии.

Если ранее в соответствии со ст. 63 ЗК РФ земельный участок изымался через год после получения уведомления о принятии решения об изъятии, то согласно новому законодательству в случае, если по истечении девяноста дней со дня получения правообладателем изымаемой недвижимости проекта соглашения об изъятии недвижимости правообладателем изымаемой недвижимости не представлено подписанное соглашение об изъятии недвижимости, уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии, либо организация, на основании ходатайства которой принято решение об изъятии, имеют право обратиться в суд с иском о принудительном изъятии земельного участка и расположенных на нём объектов недвижимости.

Читайте так же:  Право на прохождение альтернативной гражданской службы имеют

Подводя итоги, можно сказать, что согласно новой редакции Земельного кодекса РФ:

— устанавливается новый порядок изъятия земельных участков;

— конкретизируются права, касающиеся предоставляемого правообладателям возмещения в связи с изъятием земельных участков и другого недвижимого имущества, в том числе размер и условия данного возмещения;

— регулируются отношения, связанные с образованием земельных участков, изъятием земельных участков нужд по решению суда;

Видео (кликните для воспроизведения).

— для правообладателей предусматривается право осуществлять владение, пользование и распоряжение недвижимым имуществом, с отнесением на них возможных рисков только со дня уведомления о принятии решения об изъятии.

В новой редакции Земельного кодекса предусмотрена возможность обмена земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на земельный участок, находящийся в частной собственности. В соответствии с положениями статьи 39.21 Земельного кодекса РФ такой обмен допускается, если земельный участок, находящийся в частной собственности, изымается:

— для государственных или муниципальных нужд;

— в соответствии с документацией по планировке территории предназначен для размещения объекта социальной инфраструктуры, объектов инженерной и транспортной инфраструктур или на нём уже расположены указанные объекты.

Таким образом, ЗК РФ повышает уровень гарантий прав на землю, устраняя противоречия между частными и публичными интересами.

1. Собрание законодательства РФ 1994, № 32, ст. 3301,2014, № 19, ст.2329.

2. Собрание законодательства РФ 2005, № 1 (часть 1), ст. 16.

3. Собрание законодательства РФ 2007, № 49, ст. 6071

4. Собрание законодательства РФ 2001, № 44, ст. 4147; 2014, № 26 (часть I), ст. 3377.

5. Собрание законодательства РФ 2015, № 1 (часть I), ст. 52

Основания изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд

Основополагающим условием для принудительного изъятия земельного участка у собственника признается выкуп.

Земельный кодекс РФ предусматривает возможность принудительного изъятия земельных наделов у собственника, если на то существуют государственные или муниципальные нужды. Данный вопрос на сегодняшний день является особенно актуальным и злободневным, так как, основываясь на данную правовую норму, многие органы государственной власти превышают свои полномочия и ущемляют граждан в их законных правах.

Понятие изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд

Такое понятие как институт изъятия земельных участков известен практикующим юристам давно. Он существовал и в Российской империи, и в СССР, и РСФСР, и теперь оказывает свое непосредственное влияние на распределение земель в России. И если данное понятие было отлично урегулировано дореволюционным и советским законодательством, то сегодня Земельный кодекс России содержит в себе большое количество коллизий и пробелов по данному вопросу.

Что же собой представляет понятие «изъятие земельного участка»? Это закрепленный законодательством процесс принудительного изъятия надела посредством выкупа для государственных или же муниципальных нужд, который подразделяется на 4 конкретные стадии:

  • принимается решение об изъятии земельного участка у собственника, после чего осуществляется госрегистрация;
  • происходит уведомление собственника о подобном государственном решении, которое направлено на изъятие участка;
  • осуществляется определение конкретных условий и порядка изъятия и перечисления выкупа за территорию;
  • вносится оплата за земельный участок, равная выкупной цене, а также дополнительная компенсация.

В юридической литературе понятие «изъятие земельного участка» находит различную трактовку, в частности, во внимание берутся такие основания, как, например, правовой статус земельного участка. Некоторые ученые сходятся во мнении, что подобное правомочие со стороны государства является сделкой на подобии купли-продажи. Другие, напротив, находят основания, чтобы придать изъятию статус «квази-сделки», в частности, из-за его принудительного характера.

Условия изъятия участков. Возмещение убытков при изъятии земельных участков

На сегодняшний день Земельный кодекс РФ, а также гражданское законодательство закрепляют все основополагающие условия, которые могут использоваться в качестве основания для изъятия земли у собственника.

В частности, вышеуказанный Кодекс, а именно ст. 55, фиксируют, что изъятие участков для государственных или муниципальных нужд может быть осуществлено только при соблюдении условия равноценного возмещения рыночной стоимости земельного участка по решению судебной инстанции. Таким образом, основополагающим условием для принудительного изъятия земельного участка у собственника признается выкуп.

Что собой представляет понятие «возмещение убытков при изъятии участков»? Это равноценная плата за подобное правомочие со стороны государственных или же муниципальных органов, которая подразумевает компенсацию не только рыночной стоимости земли, но и покрытие дополнительных расходов собственника, и финансовое возмещение за убытки, причиненные государством.

При этом порядок и условия возмещения всех убытков и внесения платы определяется участниками правоотношений по обоюдному соглашению. Этот контракт подразумевает ключевую обязанность со стороны государственной власти уплатить рыночную стоимость и компенсировать дополнительные причиненные убытки собственника.

Изъятие земельных участков для удовлетворения государственных или муниципальных нужд путем выкупа

Стоит отметить, что Земельный кодекс РФ, четко регламентирует порядок изъятия участка путем выкупа. В частности, в нем прописаны все ключевые случаи, когда может быть осуществлено данное правомочие со стороны государственной власти:

  • изъятие земли у собственника происходит в том случае, если надел необходим для исполнения РФ всех своих международных обязательств;
  • принудительное изъятие собственности осуществляется в том случае, если существует необходимость разместить на участке государственный объект, а иных вариантов для строительства не имеется;
  • изъятие происходит в иных случаях, которые закрепляет как Земельный кодекс, так и федеральное или региональное законодательство РФ.

Как было сказано выше, размер выкупа определяется сторонами соглашения. Если подобного согласия достичь не удается, то выкупная цена определяется арбитражным судом РФ. При этом судья берет во внимание рыночную стоимость, которая зафиксирована на момент судебного разбирательства.

Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд, связанное с выполнением международных обязательств

Рассмотрим перечисленные выше основания более подробно. Если обратиться к современному российскому законодательству, то особую роль в нем играют международные обязательства, которые берет на себя РФ. Зачастую, чтобы выполнить их, государству требуются многочисленные ресурсы, к которым можно причислить и земельные территории.

Читайте так же:  Предельный минимальный размер земельного участка для садоводства

Именно поэтому Земельный кодекс РФ закрепляет за государственными органами власти возможность осуществить принудительное изъятие земельного надела у собственника. Но при этом основания для принятия судом подобного решения должны быть хорошо аргументированы.

Как и во всех остальных случаях изъятия участка, владельцу земли перечисляется выкуп и возмещаются дополнительные убытки, в том числе и упущенная выгода, которую он мог получить, распоряжаясь территорией по своему усмотрению.

Изъятие земельных участков для муниципальных нужд в рамках развития застроенных территорий

Порядок изъятия земель, которые необходимо освоить с целью дополнительного развития территорий для удовлетворения муниципальных нужд, имеет стандартное воплощение. Свое закрепление данное правомочие со стороны органов нашло в статье 49 ЗК РФ.

Порядок изъятия земли для строительных работ подразумевает прохождение двух ключевых стадий, которые регулирует указанный выше Кодекс. На первой стадии происходит предварительное согласование о том, в каком конкретном месте будет возведено то или иное строение для обеспечения нужд конкретного муниципалитета. Далее процесс переходит в стадию непосредственного изъятия частной собственности в пользу государства.

На первом этапе обязательным условием его легитимации считается участие собственников земельных территорий. В том случае если возникают какие-либо проблемы в урегулировании вопроса, касающегося предварительного согласования, владелец надела может найти защиту в уполномоченных органах, то есть судебных инстанциях.

Если предварительная стадия прошла успешно и никакие законодательные проблемы не возникли, то принимается решение об изъятии территории. Но даже при этом собственник имеет законное право использовать земельный участок в своих целях на протяжении 1 года с момента подписания официального решения.

Это является дополнительной гарантией соблюдения прав и интересов гражданина РФ.

Освоение территории до истечения годовалого срока может быть обусловлено лишь с согласия собственника, который стал участником процесса изъятия территорий.

Изъятие земельных участков для обеспечения обороны и безопасности, общегосударственной инфраструктуры, коммуникаций

Одной из ключевых задач любого государства признается своевременное и полноценное обеспечение обороны и безопасности страны, а также благополучия населения, проживающего на ее территории. Именно поэтому Земельный кодекс России в ст. 49 предусматривает законодательную возможность осуществить изъятие наделов, находящихся в частной собственности, для поддержания должного уровня обороноспособности РФ.

Осуществляется подобное изъятие по решению судебного органа, которое принимается после предварительного согласования и перечисления выкупной стоимости участка. После ограничения в обороте изъятые территории наделяются особым правовым статусом, согласно ст. 27 ЗК РФ.

В большинстве случаев подобные наделы становятся режимными объектами, в том числе начинают входить в так называемые закрытые административно-территориальные образования. Подобная особенность регламентирована законом под № 3297-1.

Иные основания для изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд

Земельный кодекс РФ предусматривает и иные основания, которые позволяют осуществить изъятие земельного участка из частной собственности в государственную или муниципальную собственность. Дать исчерпывающий перечень подобных причин для передачи прав собственности от одних субъектов правоотношений к другим просто невозможно. Это связано с тем, что иные основания закрепляются федеральными и региональными законами в каждом конкретном субъекте РФ.

Показательным примером в данном случае выступает процесс изъятия земель для строительства спортивной инфраструктуры в городе Сочи. В качестве нормативно-правового акта, который обусловил эту необходимость, считается Федеральный закон под № 310-ФЗ.

Процедура изъятия земельных участков была достаточно сложной и болезненной для собственников, поэтому получила название «сочинский синдром».

Не менее интересным примером является изъятие земель для прокладки на их территории дорог и автобанов, которые соединяют собой поселения, города, районы и даже страны, а также для разработки полезных ресурсов из недр земли и пр.

Таким образом, изъятие земельных участков предусматривается современным российским законодательством, даже если их используют на праве частной собственности. Но при этом государство стремится обеспечить должную защиту интересов и прав граждан, предоставляя за подобное правомочие равноценную компенсацию и денежный выкуп, которые покрывают собой все убытки субъектов правоотношений.

Изъятие части частного земельного участка для муниципальных нужд.

Валентина Добрых, Республика Башкирия 19 августа 2018 года, 21:18 просмотров: 1675

Подскажите, как проходит процедура изъятия части земельного участка для муниципальных нужд? В каких случаях это возможно?

Процедура изъятия части частного земельного участка для муниципальных нужд.

Порядок изъятия земельного участка для государственных и муниципальных нужд регламентирован положениями главы VII.1. Земельного кодекса РФ.

Земельные участки для государственных или муниципальных нужд изымаются при обязательном наличии одного из условий:

— для строительства или реконструкции объектов федерального, регионального или местного значения, предусмотренных документами территориального планирования и проектами планировки территории, но не позднее 3 лет от даты утверждения таких документов;

— для создания или расширения особо охраняемой природной территории;

— для выполнения международного договора;

— для выполнения работ, связанных с пользованием недрами;

— после признания аварийного состояния многоквартирного дома.

Необходимо отметить, в Земельном кодексе отсутствуют положения, допускающие возможность изъятия части земельного участка для государственных и муниципальных нужд.

В связи с чем, при наличии оснований для принятия решения об изъятии части частного земельного участка, необходимо проработать вопрос о возможности раздела земельного участка, находящегося в частной собственности. В дальнейшем рассмотреть возможность принятия решения об изъятии. Другой вариант: проработать вопрос о перераспределении земельного участка, находящегося в государственной собственности или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, принадлежащих гражданину или юридическому лицу.

Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть принято федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов федерации или органами местного самоуправления, причем решение об изъятии органы власти принимают не только по своей инициативе, а также по ходатайству субъектов естественных монополий, недропользователей и иных организаций (п. 4 ст. 56.3 Земельного кодекса РФ).

С чего начинается изъятие земельного участка для государственных и муниципальных нужд?

Изъятие земельного участка начинается с выявления лиц, которым он принадлежит.

Для этих целей орган, принимающий решение об изъятии, направляет запрос в Росреестр, а если такой запрос не дал результатов – в архивы, органы государственной власти, органы местного самоуправления, в распоряжении которых могут находиться указанные сведения, а также предполагаемым правообладателям изымаемых земельных участков.

Читайте так же:  Перепланировка квартиры в новостройке со свободной планировкой

Помимо этого, поиски собственников изымаемых участков ведутся посредствам размещения сообщений на своем официальном сайте и на городских информационных щитах не менее, чем за 60 дней до принятия решения об изъятии (ст. 56.5 Земельного кодекса РФ).

Если правообладатели изымаемой недвижимости не были выявлены, уполномоченный орган должен обратиться в суд с заявлением о признании права собственности Российской Федерации, субъекта федерации или муниципального образования на объекты недвижимого имущества, расположенные на изымаемых земельных участках (п. 10 ст. 56.5 Земельного кодекса РФ).

Как уведомляется правообладатель о решении об изъятии земельного участка для государственных и муниципальных нужд?

В течение 10 дней после принятия решения об изъятии земельного участка уполномоченный орган доводит его до сведения заинтересованных лиц: размещает на своем официальном сайте и в печатных СМИ, направляет копию в Росреестр, правообладателям изымаемой недвижимости и в организацию, подавшую ходатайство об изъятии (п. 10 ст. 56.6 Земельного кодекса РФ).

Правообладатель изымаемой недвижимости считается уведомленным о принятом решении об изъятии со дня получения его копии, со дня возврата отправителю заказного письма, или со дня направления письма на электронную почту (а если нет сведений о месте его проживания или адресе «электронки» — со дня опубликования решения об изъятии).

Решение об изъятии действует в течение трех лет со дня его принятия и может быть обжаловано в суд (п. 13-14 ст. 56.6 Земельного кодекса РФ).

Соглашение об изъятии земельного участка для государственных и муниципальных нужд

Соглашение об изъятии недвижимости заключается с каждым правообладателем земельного участка и расположенного на нем объекта недвижимого имущества. Если лицу принадлежат земельный участок и расположенный на нем объект недвижимого имущества, соглашение об изъятии недвижимости заключается в отношении всех принадлежащих данному лицу и подлежащих изъятию объектов недвижимого имущества (п. 2 ст. 56.9 Земельного кодекса РФ).

При наличии согласия лиц, у которых изымаются земельные участки и расположенные на них объекты недвижимого имущества, в соглашении об изъятии недвижимости может быть предусмотрено предоставление им земельных участков или иных объектов недвижимости взамен изымаемых. К таким отношениям применяются правила гражданского законодательства о мене.

Принудительное изъятие земельного участка для государственных и муниципальных нужд

О принудительном изъятии речь пойдет в том случае, если властям не удалось договориться мирным путём с собственником (правообладателем) о выкупе его земли. Тогда производится принудительное изъятие, но по решению суда.

В этом случае сумма выкупа земельной собственности и находящихся на ней построек будет определяться судом при условии предварительного и равноценного возмещения. Это означает то, что за участок власти заплатят по рыночной цене.

Иск в суд о принудительном изъятии орган власти может подать только через 90 дней после того, как собственник участка или его арендатор получит проект соглашения об изъятии земельного участка.

Снятие с государственного кадастрового учета и прекращение государственной регистрации прав на исходные земельные участки, права на которые прекращаются в связи с их изъятием для государственных или муниципальных нужд, осуществляются только одновременно с осуществлением государственной регистрации прав на земельные участки, образованные на основании решения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд.

Эта норма действует и в отношении земельных участков, права на которые у граждан или юридических лиц возникают на основании соглашения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд или решения суда о таком изъятии.

Законодателем предусмотрены сроки для исключения по решению государственного регистратора прав из Единого государственного реестра недвижимости дополнительных сведений о решении об изъятии – по истечении трех лет со дня принятия решения об изъятии.

Таким образом, порядок действий выглядит следующим образом:

1) Выявление лиц, земельные участки которых подлежат изъятию для государственных или муниципальных нужд не менее чем за 60 дней до принятия решения об изъятии земельных участков;

2) Принятие ОГВ, ОМС решения об изъятии земельных участков (прикладывается схема расположения ЗУ, если подлежащие изъятию земельные участки предстоит образовать и отсутствует утвержденный проект межевания территории;

3) Подготовка соглашения об изъятии ЗУ

4) Заключение соглашения об изъятии или обращение в суд с иском о принудительном изъятии ЗУ

Видео (кликните для воспроизведения).

Важно: В случае, если по истечении девяноста дней со дня получения правообладателем изымаемой недвижимости проекта соглашения об изъятии недвижимости правообладателем изымаемой недвижимости не представлено подписанное соглашение об изъятии недвижимости, уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии, либо организация, на основании ходатайства которой принято решение об изъятии, имеют право обратиться в суд с иском о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимости.

Источники


  1. Сю, Эжен Жертва судебной ошибки / Эжен Сю. — М.: Новелла, 2016. — 416 c.

  2. Неуймин, Я. Г. Вопросы истории и методологии автоматизации промышленного производства / Я.Г. Неуймин. — М.: Главная астрономическая обсерватория АН СССР, 2014. — 160 c.

  3. Ключевые прецеденты ФАС Московского округа по налогам за 2009 год. — М.: Тимотиз Паблишинг Раша, 2010. — 512 c.
  4. Неуймин, Я. Г. Вопросы истории и методологии автоматизации промышленного производства / Я.Г. Неуймин. — М.: Главная астрономическая обсерватория АН СССР, 2014. — 160 c.
  5. Профессиональная этика сотрудников правоохранительных органов; Щит-М — М., 2011. — 384 c.
Процедура изъятия земельного участка для государственных нужд
Оценка 5 проголосовавших: 1

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here