Продолжительность обучения в интернатуре ординатуре и аспирантуре

Полезная информация на тему: "Продолжительность обучения в интернатуре ординатуре и аспирантуре", собранная из сети и предоставленная в удобном для чтения виде. По всем вопросам - обращайтесь к дежурному юристу.

Ординатура — это . Характеристика, особенности обучения

Ординатурой называется одна из ступеней высшего медицинского образования. Разберемся в ее характеристике и особенностях, а также в отличиях от интернатуры, с которой этот термин часто путают.

Что такое ординатура

В самом полном значении клиническая (или медицинская) ординатура — это один из уровней высшего медицинского образования как в СССР, так и в современной России и бывших советских республиках. Это строго последипломное образование — в ординатуре обучаются выпускники медицинских вузов: университетов, НИИ, институтов усовершенствования врачей.

По окончании ординаторского обучения выпускнику выдается установленного образца сертификат, который наделяет его правом самостоятельной врачебной практики. Действителен этот документ только вкупе с дипломом вуза.

Понятие целевой клинической ординатуры

Целевая ординатура — это обучение будущих врачей на основе договора между учебным заведением, готовящим будущих ординаторов, и учреждением, направившем того или иного будущего специалиста на повышение квалификации. Так именуется и подготовка медиков согласно планам Министерства здравоохранения РФ.

Отличие целевой ординатуры состоит в следующем: по ее окончании специалисты обязаны продолжить трудовую деятельность в учреждении, которое направило их на обучение. Оно же, в свою очередь, должно предоставить медработнику указанное в договоре рабочее место. У специалиста сохраняется право на расторжение трудового договора с этой организацией.

Основные задачи ординатуры

Главную цель ординатуры можно сформировать так: подготовка высококлассных профессионалов для их последующей занятости в государственной структуре здравоохранения либо для осуществления частной врачебной практики.

Исходя из этого, две главнейшие задачи ординатуры таковы:

  1. Углубленное постижение клинических, методологических, медико-социальных направлений системы медицинских наук.
  2. Выработка профессиональных навыков и умений.

Поступление в ординатуру

К обучению в ординатуре допускаются как граждане РФ, имеющие высшее медицинское образование, так и иностранные граждане, которые могут подтвердить наличие необходимых знаний и навыков. Форма обучения — очная, срок — 2 года. Общежитие ординаторам в большинстве вузов не предоставляется. Но важно отметить, что государство в рамках законодательства наделяет данных обучающихся рядом льгот.

Количество бюджетных мест в ординатуре определяет Министерство образования и науки РФ. В конкурсе могут участвовать как россияне, так и иностранцы, имеющие на руках международные договоры, межправительственные соглашения, наделяющие их таким правом. При заполнении конкурсных бюджетных мест возможно пройти обучение на платной основе. Плательщиком допустимо выставить как физическое, так и юридическое лицо.

Обычно таковые учебные заведения действуют на базе медицинских университетов или НИИ. Например, ординатуру в Москве можно закончить при:

  • РНИМУ им. Пирогова;
  • Российской медицинской академии непрерывного образования;
  • Российском университете дружбы народов;
  • Московском областном научно-исследовательском клиническом институте им. Владимирского;
  • Первом МГМУ им. Сеченова;
  • Институте хирургии им. Вишневского;
  • Научном центре акушерства, гинекологии, перинатологии им. Кулакова;
  • Московском онкологическом НИИ им. П.А. Герцена;
  • Центральном НИИ стоматологии и челюстно-лицевой хирургии;
  • Научном центре сердечно-сосудистой хирургии им. Бакулева;
  • Институте хирургии им. Вишневского и др.

Обучение в ординатуре

Как уже говорилось, срок ординаторского обучения — два года. В редких случаях он может быть продлен до пяти лет. Ординаторам-бюджетникам при этом выплачивается установленная стипендия. В теории (Положение о клинической ординатуре от 17 февраля 1993 г.), срок обучения в ординатуре включается в трудовой стаж медика. На практике, например, при начислении досрочной пенсии, это не наблюдается.

Обучение ведется по индивидуальному плану, который составляет квалифицированный руководитель (обычно это профессора, кандидаты и доктора наук, имеющие большой практический опыт) и утверждает заведующий той кафедры, на которой проходит подготовка ординаторов. Форма контроля: сдача зачетов, выступление с докладами на конференциях.

Итак, ординатура — это:

  • практические занятия, семинары;
  • клинические обходы больных, анализ эпикризов, разборы историй болезни;
  • участие в тематических конференциях и заседаниях;
  • практическая работа с пациентами под контролем заведующего отделением;
  • прослушивание курса лекций по фундаментальным, смежным, узкопрофильным дисциплинам.

Ординатура и интернатура

Коснемся главных различий этих форм обучения:

  1. Время обучения: интернатура длится год, а ординатура — два.
  2. Обучение в интернатуре более общее и легкое, чем в ординатуре, где подготовка более полная и углубленная. В некоторых случаях интернатура — это необходимая ступень перед поступлением в ординатуру.
  3. Направления подготовки для интернов и ординаторов в своем большинстве различны.
  4. По окончании ординатуры специалист может претендовать на заведование.

Интернатура и ординатура — это сужение профиля специалиста и капитальная подготовка его по выбранному направлению. В обоих случаях за работой медика неусыпно следит его руководитель, который и несет ответственность за действия интерна или ординатора.

По мнению некоторых врачей, ординатура — это выбор тех, кто боится приступить к самостоятельной практике, ведь это обучение подразумевает минимальную ответственность перед пациентами, неполный рабочий день, отсутствие дежурств. Но, с другой стороны, доктора, прошедшие ординатуру, — это более высококлассные специалисты, владеющие знаниями, не имеющимися у интернов.

Интернатура и ординатура: в чем разница?

  • Что такое ординатура и интернатура
  • Дополнительные преимущества ординатуры
  • Порядок приема
  • Интернатура и аспирантура
  • Чем интернатура отличается от ординатуры
  • Заключение

Помощь в поступлении в интернатуру

Интернатура и ординатура — финальная стадия получения медицинского образования, скрещенная с активной практикой в медучреждениях. Чем интернатура отличается от ординатуры? Для ответа на вопрос придется углубиться в принципы обучения во врачебных ВУЗах.

Что такое ординатура и интернатура

Оба варианта послевузовского обучения имеют ярко выраженную практическую направленность, заметно отличаясь между собой. Что такое ординатура и интернатура в медицине?

Ординатура — постдипломное образование, которое проводится для выпускников медвузов, университетов и институтов. Основной задачей ординатуры является подготовка специалистов для работы в госструктурах Министерства здравоохранения или частной практики.

Занятия на ординатуре включают в себя:

Читайте так же:  Разработка должностной инструкции на основе профстандарта

семинары, прослушивание и сдача зачетов по курсу лекций;

клинические обходы больных в городских больницах, работа с историями болезни и эпикризами;

участие и выступление на тематических конференциях в рамках выбранной темы;

работа с пациентами, находящимися на лечении.

Для поступивших обязательна очная форма обучения продолжительностью в 2 года (иногда может быть продлена до 5 лет). Количество бюджетных мест определяется ежегодным документом от Министерства образования, также возможно обучение на платной основе. Подобные учебные заведения работают на основе крупных университетов или НИИ. Помощь в поступлении в ординатуру Обучение проводится по индивидуальному плану у высококвалифицированных специалистов (от кандидата наук и выше).

Дополнительные преимущества ординатуры

Можно выделить следующие различия ординатуры и упраздненной интернской ступени:

выдача документов, подтверждающих прохождение послевузовского обучения;

получение сертификата, разрешающего самостоятельную практику;

дополнительная стипендия от Минздрава, в том числе по целевым направлениям;

[1]

каникулы, по длительности соответствующие врачебному отпуску;

возможность досрочного завершения обучения через полтора года (75% от общего срока программы) при условии выполнении учебного плана;

возможность продления срока обучения при беременности, болезни или других чрезвычайных обстоятельствах.

Порядок приема

Порядок приема на ординаторское обучение описывается в документе — http://docs.cntd.ru/document/456065114

Вступительный экзамен проводится в виде теста, на прохождение которого отводится 60 минут. Минимальное число баллов для прохождения тестирования — 70 из 100. Тест организуется приемной комиссией, составленной из преподавателей ординатуры. Результаты становятся известны на следующий день и должны быть выложены как на официальном сайте организации, так и на информационном стенде.

При приеме могут учитываться результаты аккредитации специалиста, если они были проведены в этом же году или годом ранее.

Интернатура и аспирантура

Интернатурой называется первый год после окончания медвуза, на протяжении которого выпускник занимается врачебной практикой под руководством врачей. Отличием интернатуры от ординатуры является отсутствие возможности принимать решения — ответственность за постановку диагноза и назначение лечения несет более опытный врач. После года интерну выдается сертификат с отметкой о полученной специальности и он может начать вести полноценную практику. Прохождение интернатуры зависит от конкретной больницы и врача, курирующего молодого специалиста.

Важно! С первого января 2018 года интернатура была отменена, а молодые врачи имеют право на полноценную работу в поликлиниках и амбулаториях с первого же года.

Помимо этих вариантов, есть и классическая аспирантура, которая длится три года и нужна для научной деятельности, написания диссертации.

Чем интернатура отличается от ординатуры

Основная разница между интернатурой и ординатурой со стороны студента-медика заключается в его будущей медицинской карьере. Если врач хочет дорасти до заведующего отделением или позднее перейти на администраторскую должность, ему необходимо ординаторское образование. Для обычных специалистов, которые хотят начать работать сразу после получения высшего образования, больше подойдет интернатура. Сейчас же они могут начать практиковать сразу, не тратя несколько лет на дополнительное обучение.

Помощь в поступлении в интернатуру

Ординаторы отличаются более углубленным погружением в специальность — два года практически индивидуального обучения под началом выдающихся специалистов дают о себе знать. Они должны проходить схожую с интернами практику, но вести пациентов и отчитываться документально по принятым решениям ординаторам приходится самостоятельно. Из плюсов можно указать неполный рабочий день, отсутствие дежурств по больнице, небольшая ответственность перед пациентами. Минусы — сложность поступления на бюджет и цена платного обучения в случае провала.

[2]

Интерны погружались в больничный быт с первых дней, отсутствие ответственности за постановку диагнозов и выписывание лекарств не освобождало их от тяжелой рутины.

Общий объем занятий в аудитории не мог превышать 120 часов ежегодно, все остальное время посвящалось практике.

Для сравнения, у ординаторов этот срок не ограничен и устанавливается программой. Обучение в интернатуре было более общим по тематике, в отличие от углубленного ординаторского.

Помощь в поступлении в ординатуру

Окончание ординатуры дает значимое конкурентное преимущество при устройстве на работу — любая больница в первую очередь возьмет на открывшуюся вакансию специалиста с дополнительным образованием, чем обычного выпускника-интерна. Интернов же в первые годы ожидает работа в поликлиниках на должностях терапевтов и выматывающий, конвеерный труд в городских больницах.

Заключение

Ординатура — дополнительные два года обучения после завершения ВУЗа. На нее поступают для дальнейшей карьеры в Минздраве или на перспективу, стать через несколько лет заведующим отделением. Дает углубленное образование по специальности и возможность начать работу под кураторством лучших врачей города. Выпускник ординатуры получает разрешение на частную практику. Преимущества для карьеры компенсируются сложностью поступления и обучения.

Интернатура — до 2018 обязательный год постдипломной практики для тех, кто не поступил на ординатуру. Около месяца лекций и год работы в больнице без права принятия решений позволяли стать полноценным врачом бесплатно, на год раньше ординаторов. При этом закончившим интернатуру нельзя открывать частные клиники (важно для стоматологов, психологов, ортопедов) и занимать руководящие должности.

Продолжительность обучения в интернатуре ординатуре и аспирантуре

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Письмо Министерства образования и науки РФ от 11 ноября 2015 г. № 05-ПГ-МОН-38998 О назначении государственной стипендии при одновременном обучении по образовательным программам интернатуры-аспирантуры или интернатуры-ординатуры

Департамент государственной политики в сфере высшего образования рассмотрел Ваше обращение от 14 октября 2015 г. № ПГ-МОН-38998 и сообщает.

Частью 3 статьи 5 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — ФЗ-273) гарантируется бесплатность получения высшего образования на конкурсной основе, если образование данного уровня гражданин получает впервые.

В соответствии с пунктом 3 статьи 108 ФЗ-273, реализация основных профессиональных образовательных программ послевузовского медицинского образования и фармацевтического образования в интернатуре осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее ФЗ-323) до истечения нормативных сроков освоения указанных образовательных программ лицами, принятыми на такое обучение.

Читайте так же:  По результатам проверки прокурором руководителем составляется

Прием в образовательные и научные организации на обучение по программам послевузовского медицинского и фармацевтического образования в интернатуре прекращается 1 сентября 2016 года.

Согласно пункту 4.1 статьи 100 ФЗ-323, лица, имеющие высшее медицинское образование и (или) высшее фармацевтическое образование и обучающиеся в интернатуре, являются интернами и на них распространяются права, обязанности, меры социальной поддержки и стимулирования ординаторов, установленные ФЗ-273, а к осуществлению образовательной деятельности по программам интернатуры применяются правила, установленные для реализации образовательной деятельности по программам ординатуры.

Пункт 8 статьи 69 не рассматривает получение образования по схеме «интернатура — ординатура» или «интернатура — аспирантура» как получение второго высшего образования.

В связи с чем, одновременное обучение по образовательным программам ординатуры и интернатуры, а также по образовательным программам аспирантуры и интернатуры возможно за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета. Соответственно, назначение государственной стипендии при одновременном обучении по образовательным программам интернатуры-аспирантуры или интернатуры-ординатуры, также возможно.

Заместитель директора
Департамента
И.Е. Апыхтина

Обзор документа

В соответствии с Законом об образовании гарантируется бесплатность получения высшего образования на конкурсной основе, если гражданин получает его впервые.

Лица, имеющие мед- и фармобразование и обучающиеся в интернатуре, являются интернами и на них распространяются права, обязанности, меры соцподдержки и стимулирования ординаторов.

Получение образования по схеме «интернатура — ординатура» или «интернатура — аспирантура» не рассматривается как получение второго высшего образования.

В связи с этим одновременное обучение по указанным образовательным программам возможно за счет федерального бюджета. При этом возможно назначение стипендии.

Медицинский кризис: ординатура недоступна, интернатура отменена

Чемпионат мира по футболу и подготовка к нему, похоже, стали прекрасной ширмой для непопулярных законодательных инициатив. За несколько дней, прошедших с момента начала соревнований, Правительство РФ успело увеличить налоги, повысить пенсионный возраст и вступить в «торговую войну» с США. Кроме того, недавно стали известны новые цены на обучение на платных отделениях в ординатуре медицинских вузов — именно после нее терапевты и педиатры становятся хирургами, окулистами, кардиологами. В новой реальности врачебного образования узкая специальность оказалась практически недоступна.

В мае учащиеся узнали, что стоимость ординатуры выросла более чем вдвое. Количество бюджетных мест при этом сократилось. Новые цифры кажутся заоблачными: например, подготовка по программе «Акушерство и гинекология» в Первом МГМУ им. Сеченова на данный момент стоит 748 тыс. рублей за два года, по программе «Стоматология общей практики» — 788 тыс. рублей. При этом для желающих получить профессию акушера предусмотрено всего 15 бюджетных мест, 10 из которых — целевые, то есть предполагают обязательную отработку в компании, оплачивающей учебу. На практике это означает, что «целевик» попадает в своего рода кабалу, когда работодатель в течение оговоренного срока распоряжается им как хочет, в том числе в вопросах, связанных с местом жительства и жильем. И если условия не устраивают молодого специалиста (например, семье с двумя детьми компания выделяет однокомнатную квартиру в ненадлежащем состоянии), жаловаться, как правило, некуда.

Если на бюджет поступить невозможно, а на платное отделение нет денег, это означает одно: приходится выбирать между работой терапевта или медсестры и уходом из медицины. Многие студенты копили на ординатуру в течение всех шести лет обучения по программе подготовки врача-специалиста, но сейчас, за месяц до выпуска, выяснили, что этих средств ни на что не хватит. При этом новые цифры попали в открытый доступ лишь в конце мая — именно тогда было согласовано количество платных мест в учебных заведениях, подведомственных Минздраву. В некоторых вузах ребята обо всем узнавали сами, объявлений со стороны руководства не было: студенты просто следили за обновлениями таблиц с цифрами на сайтах и в профессиональных сообществах в соцсетях.

Ситуация, сложившаяся в высшей медицинской школе, осложняется еще и тем, что в прошлом году в России была отменена интернатура — последипломная практика, которую молодые врачи в течение года проходили в клиниках и больницах. Теперь выпускники сдают трехэтапный экзамен, который позволяет получить аккредитацию врача. Она служит и разрешением на работу, и допуском к ординатуре: экзамены для поступления сюда также упразднены. В результате те, кто не может учиться на платном и не хочет работать медсестрой (медбратом), со студенческой скамьи попадают в первичное звено поликлинической помощи. Студентов это пугает: страшно выходить в поликлинику без практики — как минимум, из-за ведения многочисленной документации.

[3]

Впрочем, по словам учащихся, никакого распределения на работу после выпуска сейчас не предусмотрено, хотя некоторые поликлиники оказывают поддержку молодым специалистам, и наблюдается рост зарплат в целом. Молодые врачи предоставлены сами себе, и по сути система толкает их к тому, чтобы не получать узкую специальность. Многие остаются работать на должностях среднего медперсонала или бросают профессию. Выпускники с дипломом врача часто уходят в торговлю: устраиваются медицинскими представителями в фармкомпании и фирмы по продаже медоборудования. Есть и те, кто все начинает заново — например, в туризме или в области производства косметики.

Видео (кликните для воспроизведения).

В целом образование в сфере медицины, похоже, превращается в более масштабный аналог двухступенчатой системы «бакалавриат — магистратура», — вот только вторая становится все более дорогой и труднодоступной. В Минздраве говорят, что цель всех этих изменений — внедрить в России европейскую систему непрерывного медицинского образования. Однако на деле отечественная система пока выглядит совершенно иначе.

Для сравнения в Германии врачи тоже учатся шесть лет. В первые два года они осваивают общие предметы, проходят практику как медсестры, медбраться и сиделки, а также сдают первые госэкзамены. Те, кто справился с испытаниями, попадают на 3-й курс, чтобы в течение трех лет изучать базовые направления медицины; теория в рамках программы перемешана с практикой. Здесь можно самому выбирать курсы по любой понравившейся специальности.

Читайте так же:  Упрощенная форма получения гражданства рф для украинцев

На 6-м курсе учащиеся только практикуются: проходят стажировку по терапии (internal medicine), затем — по общей хирургии, в оставшееся время — по выбранной специальности. За этим следует второй госэкзамен, который позволяет получить допуск ко врачебной практике, впрочем, пока не самостоятельной. Выпускники становятся «врачами-ассистентами», то есть не являются специалистами и не могут работать без куратора. Они поступают в резидентуру (аналог российской ординатуры), где в среднем учатся пять лет, приобретая и отрабатывая определенные практические навыки. Только после этого медику присваивается статус врача‑специалиста.

Эксперты говорят, что из-за высокой продолжительности учебы немецкая медицина испытывает кадровый голод, и пока этот вопрос решается за счет иностранных кадров. В России проблемы с количеством специалистов тоже налицо: не так давно фонд независимого мониторинга «Здоровье» Общероссийского народного фронта (ОНФ) выяснил, что в 2017 году общий дефицит врачей в государственных и муниципальных медицинских организациях России составил 21,2%. Сильнее всего недостаток кадров ощущался именно в медицинских учреждениях первого звена: здесь обнаружилось 24,8% незакрытых вакансий участковых терапевтов, то есть четверть мест оставались пустыми. Очевидно, Минздрав нашел способ решить этот вопрос — за счет принудительного ограничения числа медиков, получающих узкую специальность. Вот только как подобная инициатива скажется на здоровье людей, живущих в стране?

«Пару месяцев назад я планировала поступать в ординатуру, поскольку у меня были накопления на один год обучения. Я хотела стать неонатологом — работать с новорожденными. Но теперь я в раздумьях: очень сложно достать такие деньги. Обучение по моей программе на платном отделении в 2016 году стоило порядка 80 тыс. рублей, в 2017 — около 96 тыс. рублей. Теперь же это 440 тыс. рублей за два года, то есть по 220 тыс. за год. При этом, если цены вырастут и в следующем году, будет переиндексация стоимости второго года, и он станет еще дороже. В 2018 это коснулось людей, обучающихся на втором году ординатуры и поступавших на условиях прошлого года.

Для подавляющего большинства моих однокурсников эти суммы если не неподъемные, то значительные. Плюс, совмещать работу с ординатурой сложнее, чем с учебой в вузе. Возраст — свой собственный и возраст родителей — тоже волнует. Кроме того, мы учимся шесть лет, и у людей, поступивших не в 18 лет, а в 20 или в 21 год, зачастую уже есть свои семьи. Им справиться еще сложнее.

На бюджетное отделение мало кто надеется: там крайне мало, а то и вовсе нет мест. Из моих знакомых попытаться планируют краснодипломник и двое участников студенческих научных обществ, но даже они ни в чем не уверены. В ординатуру в принципе пойдут, помимо них, еще три-четыре человека. Остальные до сих пор в раздумьях.

Если я не стану поступать в этом году или не пройду, то, скорее всего, буду искать работу в поликлинике или средним медперсоналом, или вне медицины. В ординатуру я смогу поступить и позже, не обязательно идти в этом году. Если бы сейчас у меня была работа, я бы просто продолжала попытки. Брала бы больше смен или нашла бы более оплачиваемую должность, чтобы иметь возможность что-то скопить. Но так сложилось, что в мае я работу потеряла. Не знаю, что теперь будет.

Я почти два года работала детской медсестрой в роддоме, пару месяцев ходила на дежурства в реанимацию, где были новорожденные. Сначала не видела себя в этой специальности, а потом загорелась. Мне интересна работа с детьми и с мамами, хотя пугает реанимационная составляющая и ведение в интенсивной терапии тяжелых детей. Мне очень нравится педиатрия: дети, профилактическая работа, процессы роста и развития, генетика».

Продолжительность обучения в интернатуре ординатуре и аспирантуре

На кафедре проводится обучение специалистов с высшим медицинским образованием в интернатуре и ординатуре:

А) по специальности «т е р а п и я»:

интернатура: продолжительность обучения – 1728 часов.

Форма обучения – очная.

ординатура: продолжительность обучения – 3456 часов.

Форма обучения – очная.

Б) по специальности «м е д и к о – с о ц и а л ь н а я э к с п е р т и з а»:

ординатура: продолжительность обучения – 3456 часов.

14. Последипломная подготовка специалистов. Интернатура, ординатура, аспирантура. Аттестация врачебных кадров.

Подготовка специалистов с высшим медицинским (фармацевтическим) образованием разделено на два этапа:

додипломную подготовку (общеврачебную) – 6 (5) лет;

последипипломную (профессиональную) подготовку от 1 до 4 лет в зависимости от избранной специализации.

На додипломном этапе обучения в медицинских вузах России подготовка проводится в соответствии с государственными образовательными стандартами по специальностям: лечебное дело, педиатрия, медико-профилактическое дело, стоматология, фармацея, сестринское дело.

Государственные образовательные стандарты содержат требования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки по всем медицинским специальностям.

Додипломный этап обучения студентов медицинских и фармацевтических вузов завершается итоговой государственной междисциплинарной аттестацией выпускников, включающей 3 этапа:

1. Аттестационное тестирование, проводимое по типовым заданиям, утвержденным Министерством здравоохранения и социального развития РФ;

2. Проверка практических навыков;

3. Итоговое собеседование.

Любой специалист с высшим медицинским образованием обязан в течение всей профессиональной деятельности постоянно повышать свою квалификацию.

К практической профессиональной деятельности допускаются лица, имеющие диплом и сертификат специалиста. Выпускник медицинского вуза сразу после его окончания направляется в систему последипломного образования, которая предусматривает следующие формы обучения:

интернатура (1 год);

ординатура для углубленного изучения специальности (2-3 года);

подготовка по одной из образовательно-профессиональных программ по специальности (1-4 года);

различные по продолжительности и формам обучения циклы переподготовки для врачей всех специальностей с целью квалификации и сдачи экзамена на квалификационную категорию (2-ю,1-ю или высшую);

аспирантура или докторантура, в которых в течение 3-х лет готовят специалистов высшей квалификации для медицинской науки и образования.

Читайте так же:  Оформление дарственной на комнату в коммунальной квартире

Существуют следующие виды последипломной подготовки:

специализация — приобретение врачом одной из выбранных специальностей путем обучения в интернатуре по базовым (терапия, хирургия, педиатрия, акушерство и гинекология) и другим специальностям (первичная специализация), затем в институтах, на факультетах последипломного профессионального образования по перечню врачебных специальностей, утвержденных Приказом Минздрава РФ №33 от 18.02.95 г.;

усовершенствование общее, предусматривающее повышение квалификации по всем разделам избранной специальности; тематическое, предусматривающее повышение квалификации по отдельным разделам или актуальным вопросам профессиональной деятельности специалиста; сертификационные (аттестационные) циклы для получения (или подтверждения) сертификата специалиста.

Для обеспечения квалифицированной медицинской помощи предусмотрено, что врачи и провизоры, не работающие по своей специальности более 5 лет, могут быть допущены к практической медицинской или фармацевтической деятельности после прохождения переподготовки в соответствующих учебных заведениях или на основании проверочных испытания, проводимого комиссиями профессиональных медицинских и фармацевтических ассоциаций.

Начиная с января 1995 года, к занятию профессиональной деятельностью допускаются лица, получившие высшее медицинское образование и специальное звание (квалификацию) в РФ, имеющие диплом и сертификат специалиста на занятие определенными видами деятельности, перечень которых устанавливается Министерством здравоохранения и социального развития РФ и лицензию.

Сертификат специалиста выдается после проверочных испытаний (квалификационных экзаменов). К квалификационному экзамену б допускаются лица:

не имеющие стажа профессиональной (медицинской или фармацевтической) деятельности, закончившие интернатуру (один год обучения), клиническую ординатуру (2-3 года обучения), аспирантуру по клиническим дисциплинам (3-4 года подготовки);

имеющие стаж профессиональной (медицинской или фармацевтической) деятельности и прошедшие общее усовершенствование, аттестационные или сертификационные циклы по специальности в государственных медицинских и фармацевтических образовательных учреждениях;

закончившие докторантуру по клиническим дисциплинам;

лица со средним медицинским или фармацевтическим образованием, не работавшие по специальности более 5 лет.

В 1995 году Минздравом РФ утверждено Положение об аттестации врачей, провизоров и других специалистов с высшим образованием в системе здравоохранения РФ.

Аттестация специалистов в соответствии с «Основами законодательства РФ об охране здоровья граждан» является механизмом государственного контроля за расстановкой и использованием медицинских кадров, уровнем и качеством лечебно-профилактической помощи населению.

Аттестация является добровольной и проводится по желанию специалиста. По результатам аттестации специалисту присваивается квалификационная категория. Переаттестация на подтверждение имеющейся квалификационной категории проводится каждые 5 лет.

Аттестационные комиссии создаются при органах управления здравоохранением субъектов РФ, при НИИ и высших образовательных учреждениях МЗ РФ. Решение аттестационной комиссии действительно на всей территории РФ.

Квалификация специалистов определяется по 3 категориям – 2-й,1-й и высшей. 2-я категория может быть присвоена врачам, имеющим стаж работы по аттестуемой специальности 5лет, первая -7 лет, высшая – 10 лет. Каждая категория может быть присвоена как по основной, так и по совмещаемой должности.

Продолжительность обучения в интернатуре ординатуре и аспирантуре

Давайте между теоретическими рассуждениями все-таки ответим на вопрос, заданный Semicvetik.

Не говоря о практике (действительно – возможно все), с точки зрения права, ситуация регламентируется Номенклатурой (классификатором) специальностей специалистов с высшим медицинским и фармацевтическим образованием в учреждениях здравоохранения Российской Федерации (Приложение 1 к приказу Минздрава РФ от 27 августа 1999 г. N 337) с действующими на сегодня дополнениями.

Классификатор выделяет основные специальности (эта та, которая по диплому) и специальности, требующие дополнительной подготовки (право на прохождение которых вытекает из основной специальности).
Специальность Акушерство и гинекология имеет код 040101 т.е. относится к основной специальности 040100 — лечебное дело (т.е. педиатр по ней работать не может).

К специальности 040200 педиатрия относятся

040201 педиатрия с «узкими» специальностями
— 040201.01 (040202) детская онкология
— 040201.02 детская эндокринология
— 040201.03 детская кардиология
040202 детская хирургия
— 040201.01 (040202) детская онкология
— 040202.02 детская урология-андрология
040203 неонатология — Это все специальности, по которым может работать педиатр.

Примечания (там же – в приказе):
1. Подготовка специалистов по основным специальностям проводится через интернатуру (по специальностям, определяемым Минздравом России), ординатуру, аспирантуру.
2. Подготовка специалистов по специальностям, требующим углубленной подготовки, проводится через профессиональную переподготовку, ординатуру, аспирантуру при наличии сертификата по соответствующей основной специальности.
3. Специалист, имеющий высшее медицинское, фармацевтическое образование имеет право на подготовку и получение основной специальности либо специальности, требующей углубленной подготовки, только при наличии допуска к соответствующей должности.

Dtver 05.10.2005 22:44

GOREC 05.10.2005 23:43
zaitsev: мне просто интересно, а с чего вы взяли?

Tanya G 06.10.2005 07:36

GOREC 06.10.2005 09:53

Semicvetik 06.10.2005 21:26

К специальности 040200 педиатрия относятся

040201 педиатрия с «узкими» специальностями
— 040201.01 (040202) детская онкология
— 040201.02 детская эндокринология
— 040201.03 детская кардиология
— 040202 детская хирургия
— 040201.01 (040202) детская онкология
— 040202.02 детская урология-андрология
— 040203 неонатология — Это все специальности, по которым может работать педиатр.

А детская гинекология-нет разве такой «узкой» специальности?

Rodionov 06.10.2005 21:40
Часовой пояс GMT +3, время: 07:34 .
Страница 1 из 11 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 >

Работает на vBulletin® версия 3.
Copyright ©2000 — 2019, Jelsoft Enterprises Ltd.

Клиническая ординатура и интернатура

С целью подготовки высококвалифицированных специалистов для самостоятельной работы в органах и учреждениях здравоохранения или в порядке частной практики в рамках послевузовского профессионального образования на кафедре эндокринологии проводится обучение клинических интернов и ординаторов.
Обучение клинических интернов и ординаторов осуществляется по специальности «эндокринология».
Право на зачисление в клиническую интернатуру и ординатуру имеют лица, успешно выдержавшие экзаменационные испытания и прошедшие по конкурсу. Профессора и доценты кафедры входят в состав конкурсной комиссии по ежегодному набору учащихся в клиническую интернатуру и ординатуру.
Продолжительность обучения клинических интернов составляет 1 год, клинических ординаторов – 2 года.
Начало занятий в клинической интернатуре – 1 августа, а в клинической ординатуре — 1 сентября текущего года.

Ответственный за работу с интернами и ординаторами на кафедре эндокринологии лечебного факультета ГБОУ ВПО Первого МГМУ им И.М. Сеченова – профессор Пронин Вячеслав Сергеевич
контактный телефон: (499) 248-38-85
Кабинет № 619
прием: ежедневно, кроме субботы и воскресенья с 08-30 до 16-00

Читайте так же:  Санитарно гигиеническое обучение работников образования

С целью контроля знаний ординаторов и интернов на кафедре эндокринологии лечебного факультета проводится ежегодная аттестация знаний в виде решения тестовых заданий и устного собеседования по разделам основной специальности и смежным дисциплинам. Собеседование с клиническими ординаторами и интернами проводят профессора и доценты кафедры. Лицам, окончившим подготовку в клинической ординатуре, выдается удостоверение к диплому о базовом высшем медицинском образовании установленного образца. После сдачи экзамена на звание врача — специалиста лицам, окончившим обучение в клинической ординатуре и интернатуре, выдается сертификат установленного образца, дающий право на самостоятельную врачебную деятельность.

Печатный и электронный варианты рабочей программы по обучению интернов и ординаторов по специальности «эндокринология», обучающих пособий, примеров контролирующих материалов для ординаторов и интернов находятся у ответственного по работе с интернами и ординаторами, профессора В.С. Пронина (кабинет № 619), и доступны для ознакомления.

Лабораторные новости

Ординатура после интернатуры – это второе высшее образование.

Истец обратился в Верховный Суд РФ с заявлением, в котором просил признать недействующим пункт 20 Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования – образовательным программам ординатуры (далее – Порядок) в части, возлагающей на поступающего фиксирование факта об отсутствии у него диплома об окончании интернатуры (если поступающий подает заявление о приеме на обучение по той же специальности, которая указана в дипломе об окончании интернатуры, или получение специальности, указанной поступающим в заявлении о приеме, возможно путем обучения по дополнительной профессиональной программе профессиональной переподготовки).

В обоснование заявленного требования он указал, что данная норма нарушает его права, свободы и законные интересы на бесплатность высшего образования на конкурсной основе, если образование данного уровня гражданин получает впервые.

Также административный истец указал, что послевузовское профессиональное образование в интернатуре не приравнивается к высшему образованию, поскольку п. 3 ч. 8 ст. 69 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 273) к получающим второе или последующее высшее образование по программам ординатуры или программам ассистентуры-стажировки отнесены лица, имеющие диплом об окончании ординатуры или диплом об окончании ассистентуры-стажировки, а п. 7 ч. 1 ст. 108 этого же закона послевузовское профессиональное образование в ординатуре, установленное в Российской Федерации до дня вступления в силу этого закона, приравнивается к высшему образованию — подготовке кадров высшей квалификации по программам ординатуры.

Верховный Суд РФ не нашел оснований для удовлетворения заявленного требования. Установил, что оспариваемый в части нормативный правовой акт принят полномочным федеральным органом исполнительной власти с соблюдением формы и порядка введения в действие.

Верховный Суд РФ пришел к выводу, что уровень высшего образования — подготовка кадров высшей квалификации по программе интернатуры соответствует уровню высшего образования — подготовка кадров высшей квалификации по программе ординатуры, а оспариваемое положение не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и не нарушает права, свободы и законные интересы административного истца.

Федеральный закон № 273-ФЗ устанавливает следующие уровни профессионального образования в Российской Федерации: 1) среднее профессиональное образование; 2) высшее образование — бакалавриат; 3) высшее образование — специалитет, магистратура; 4) высшее образование — подготовка кадров высшей квалификации (ч. 5 ст. 10).

В силу ч. 4 ст. 69 названного закона к освоению программ ординатуры допускаются лица, имеющие высшее медицинское образование и (или) высшее фармацевтическое образование.

Исходя из положений п. 3 ч. 8 ст. 69 этого же закона обучение по программам ординатуры лицами, имеющими диплом об окончании ординатуры, является получением второго или последующего высшего образования.

Получение профессионального образования уровня «высшее образование — подготовка кадров высшей квалификации» осуществляется по результатам освоения программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программ ординатуры, ассистентуры-стажировки (подтверждается дипломом об окончании соответственно аспирантуры (адъюнктуры), ординатуры, ассистентуры- стажировки) (п. 5 ч. 7 ст. 60 Федерального закона № 273-ФЗ).

Видео (кликните для воспроизведения).

Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд исходил из того, что оспариваемое административным истцом положение пункта 20 Порядка о необходимости указания в заявлении о приёме при поступлении на обучение на места в рамках контрольных цифр на отсутствие у поступающего диплома об окончании ординатуры или диплома об окончании интернатуры (если поступающий подаёт заявление о приёме на обучение по той же специальности, которая указана в дипломе об окончании интернатуры, или получение специальности, указанной поступающим в заявлении о приёме, возможно путём обучения по дополнительной профессиональной программе 8 профессиональной переподготовки) полностью согласуется с приведёнными выше положениями федерального законодательства, ограничивающими возможность дважды получать высшее образование одного и того же уровня образования за счёт бюджетных ассигнований.

Источники


  1. Пиголкин, Ю.И. Атлас по судебной медицине / Ю.И. Пиголкин. — М.: Медицинское Информационное Агентство (МИА), 2015. — 726 c.

  2. Поттешер, Ф. Знаменитые судебные процессы / Ф. Поттешер. — М.: Прогресс, 2013. — 302 c.

  3. Медведев, М. Ю. Аукционы. Проведение, участие, судебные споры. Справочник инвестора / М.Ю. Медведев, А.М. Насонов. — М.: Юстицинформ, 2013. — 224 c.
  4. Астахов Жилье. Юридическая помощь с вершины адвокатского профессионализма / Астахов, Павел. — М.: Эксмо, 2009. — 320 c.
  5. Саблин, М. Т. Взыскание долгов. От профилактики до принуждения. Практическое пособие / М.Т. Саблин. — М.: КноРус, 2014. — 416 c.
Продолжительность обучения в интернатуре ординатуре и аспирантуре
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here