Признаки легализации доходов полученных преступным путем

Полезная информация на тему: "Признаки легализации доходов полученных преступным путем", собранная из сети и предоставленная в удобном для чтения виде. По всем вопросам - обращайтесь к дежурному юристу.

Ответственность за легализацию преступных доходов

Легализация (отмывание) доходов – это наделение правовым статусом средств, которые получены заведомо преступным путем. Легализация предполагает сознательные средства и сложную многоэтапную процедуру. Отмывание производится различными способами. Легализация – это крайне негативное явление, которое ведет к росту преступности. Это одна из составляющих террористической деятельности.

Предмет легализации

Предметом отмывания являются средства, добытые заведомо преступным путем. Это могут быть деньги, полученные следующим образом:

  • Торговля наркотическими веществами.
  • Финансовые махинации.
  • Регистрация компаний-однодневок.
  • Незаконная торговля оружием.

Точное определение дохода, добытого преступным путем, содержится в статье 3 ФЗ №115 от 07.08.2001 г. Это средства, приобретенные в результате совершения преступления. Незаконные действия могут быть самыми различными. Однако закон исключает из этого перечня следующие преступления:

  1. Статья 193 УК РФ. Игнорирование обязанностей по репатриации денег.
  2. Статья 194 УК РФ. Игнорирование уплаты таможенных взносов.
  3. Статья 198 УК РФ. Игнорирование уплаты налогов и страховых взносов.
  4. Статья 199 УК РФ. Уклонение от налоговых сборов.

ВАЖНО! Под доходом понимаются средства, добытые в результате какой-либо деятельности (в данном случае преступной). Ряд операций для приобретения денежных средств подлежит обязательной проверке на предмет причастности террористической деятельности, экстремистским объединениям. Перечень операций, которые подлежат уходу, изложен в статье 6 ФЗ №115.

Цели отмывания средств

Легализация средств, полученных преступным путем, производится со следующими целями:

  • Сокрытие источников и характеров происхождения средств.
  • Формирование видимости легальности имеющихся доходов.
  • Сокрытие лиц, которые являются владельцами нелегальных доходов и занимаются их отмыванием.
  • Уклонение от перечисления налогов.
  • Формирование беспрепятственного доступа к деньгам.
  • Формирование условий для безопасного использования средств.
  • Создание возможности для свободного инвестирования в законный бизнес.

Отмывание средств – характерный признак деятельности преступных объединений.

ТОП-10 способов отмывания средств

Выделяются следующие способы отмывания доходов, добытых преступным путем:

Это лишь малый перечень способов отмывания средств. Для обхода закона создаются все новые и новые схемы. Новые методы сложнее отследить.

Характерные особенности сделок для отмывания средств

Сделки для легализации преступных средств отличаются следующими признаками:

  1. Счет покупателя и продавца зарегистрирован в одном банковском учреждении.
  2. Все операции произведены в течение одного дня.
  3. Оформление сопутствующей документации в один день.
  4. Оплата продукции была проведена со счета в банковском учреждении, являющемся резидентом.
  5. Предметом сделки является товар, популярный у налоговых махинаторов. Это оптика, программное обеспечение и прочее.
  6. Просьба о возмещении НДС фирмой, партнером которой является компания с неизвестным местоположением.

В сделках могут использоваться как заемные средства, так и собственные деньги.

Ответственность за отмывание

Деятельность, связанная с отмыванием средств, регулируется такими нормативными актами, как:

  1. Статья 174 УК РФ. Легализация средств, полученных в результате преступной деятельности. Предполагает отмывание денег, полученных другими лицами. Предполагает ответственность в форме 7 лет тюремного заключения.
  2. Статья 174.1 УК РФ. Легализация собственных средств, полученных в результате незаконной деятельности.

Прочие нормативные акты, предупреждающие отмывание средств:

  1. Конвенция об отмывании средств, подписанная в Страсбурге в 1990 году.
  2. ФЗ от 28 мая 2001 года №62.
  3. Постановление Пленума ВС от 18.07.2004 года.
  4. ФЗ от 07.08.2001 г. №115, на основе которого был создан соответствующий раздел в УК РФ.

Из нормативных актов становится очевидно, что ответственность полагается за отмывание как собственных, так и чужих средств, полученных в результате преступной деятельности.

Судебная практика

Судебная практика относительно применения статьи 174 УК РФ противоречива. При буквальной интерпретации закона часто наблюдается избыточное использование статьи. Как правило, суды не учитывают цель использования средств. То есть нормативный акт используют и в том случае, если не доказано направление средств именно на легализацию. Обычно ответственность за отмывание вменяется вместе со статьями о краже, мошенничестве, присвоении средств, незаконном получении кредита, сбыте наркотиков. Однако по закону легализация – это именно комплекс мероприятий, направленных на придание средствам правового статуса.

Легализация доходов, полученных преступным путем – Адвокат по легализации

Легализация. Кто виноват?

Субъектом рассматриваемого преступления является любое физическое лицо, достигшее к моменту совершения преступления 16 лет, умышленно совершившее легализацию денежных средств или иного имущества, приобретённых преступным путём.

При этом законодатель разделяет ответственность по субъекту, совершившему преступления: ст. 174 УК РФ – предусматривает ответственность за отмывание доходов, незаконно полученных другими лицами, а ст.174.1 УК РФ – за отмывание собственных преступных доходов.

Особенностью данных статей является практика их применения – органы следствия в большинстве случаев квалифицируют по этим статьям деяния по распоряжению имуществом, полученным в результате мошенничества, незаконного получения кредита и иных экономических преступлений, тем самым «усиливая» обвинение.

Таким образом, обвинение в легализации дополнительно может получить практически любое лицо, которому предъявлено обвинение в совершении иного экономического преступления.

Что говорит закон о легализации?

Статья 174. Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем

Совершение финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом, заведомо приобретенными другими лицами преступным путем (за исключением преступлений, предусмотренных статьями 193, 194, 198, 199, 199.1 и 199.2 настоящего Кодекса), в целях придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению указанными денежными средствами или иным имуществом наказывается.

Максимальный срок наказания по ч.4 ст.174 УК РФ — 7 лет лишения свободы.

Статья 174.1. Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления

Читайте так же:  Приангарье жалобу жертвы скр передал обвиненному следователю

Финансовые операции и другие сделки с денежными средствами или иным имуществом, приобретенными лицом в результате совершения им преступления (за исключением преступлений, предусмотренных статьями 193, 194, 198, 199, 199.1 и 199.2 настоящего Кодекса), в целях придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению указанными денежными средствами или иным имуществом.

Максимальный срок наказания по ч.2 ст.174.1 УК РФ — 7 лет лишения свободы.

Основными нормативными документами по данным двум составам преступления являются:

— Конвенция об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности, принятая в Страсбурге 8 ноября 1990 года государствами — членами Совета Европы — ФЗ «О ратификации конвенции об отмывании, выявлении изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности» от 28 мая 2001 года — ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма» от 7 августа 2001 года — Постановление Пленума Верховного Суда РФ «О судебной практике по делам о незаконном предпринимательстве и легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретённых преступным путём» от 18 июня 2004 года.

Легализация. Что делать?

Ваша защита от обвинения в совершении легализации будет строиться на доказывании отсутствия признаков состава преступления и/или доказывании Вашей непричастности к совершённому преступлению.

Не всякое распоряжение имуществом есть легализация. Важна ЦЕЛЬ

[1]

Статья 174.1 Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретённых лицом в результате совершениям им преступления, появилась в УК РФ в 2002 году, с принятием ФЗ — № 115 «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём и финансированию терроризма». С этого момента уголовный закон разделил ответственность за легализацию по субъекту первоначального преступления: ст. 174 – предусматривает ответственность за отмывание доходов, незаконно полученных другими лицами, а ст.174.1 – за отмывание собственных преступных доходов.

Однако, если сравнить две эти нормы, то по ранее действующему уголовному закону, вопреки логике, под легализацией преступных доходов понимались совершенно разные действия. Так, диспозиция ст.174 УК РФ воспроизводила уточнённое определение легализации из закона № 115-ФЗ, указывающая на основную составляющую этого деяния – цель придание правомерного вида владению, пользованию и распоряжения преступно полученным имуществом. Именно это неотъемлемый признак легализации установлен в законодательстве многих зарубежных стран (Германия, Швейцария и других). В ст.174.1 ранее специальная цель, как специальный признак отсутствовала, а наказуемыми действиями считались, не только совершение финансовых операций и сделок с преступно приобретённым имуществом, но и его использование в предпринимательской и иной экономической деятельности. Между тем, распоряжение приобретённым имуществом – это составляющая корыстной цели деяния (таковая имеет место при совершении большинства преступлений, в результате которых извлекается доход). Поэтому дополнительной квалификации распоряжение преступно полученным имуществом, как легализации, не требуется.

В связи с изменениями, внесёнными в УК РФ, в связи с принятием закона № 60-ФЗ от 07.04.2010 года, придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению указанными денежными средствами или иным имуществом, как цель легализации теперь указано в диспозициях и ст.174 и ст.174.1 УК РФ.

Какое имущество составляет предмет преступления?

Предметом легализации являются денежные средства или иное имущество, заведомо приобретённые преступным путём.
Доходы, полученные преступным путем, согласно ст.3 Федерального закона -115 — денежные средства или иное имущество, полученные в результате совершения преступления.

Преступный путь выражается в том, что имущество приобретено в результате совершения различных преступлений. Уголовный закон ограничивает круг указанных преступлений, исключив из их числа, преступления, предусмотренные ст.193, 194, 198, 199, 199.1, 199.2 УК РФ.

Доход – означает любую экономическую выгоду, полученную в результате совершения преступления.

Денежные средства – платёжное средство, платежи могут осуществляться путём наличных и безналичных расчётов.
Операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю в случае, если хотя бы одной из сторон является организация или физическое лицо, в отношении которых имеются полученные в установленном в соответствии с Федеральным законом порядке сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем таких организации или лица, либо физическое или юридическое лицо, действующее от имени или по указанию таких организации или лица.

Статья 6 ФЗ – 115 от 7 августа 2001 года определяет виды операций, подлежащие обязательному контролю.

Судебная практика

Судебная практика по применению уголовного закона складывается по-разному, в связи с тем, что отсутствуют чёткие разъяснения со стороны высшей судебной инстанции. Вместе с тем, формальный подход к квалификации на основе буквального толкования нормы и желания улучшить показатели работы органов предварительного следствия, приводят к тому, что ст.174.1 УК РФ вменяется по совокупности избыточно.

Что характерно, даже суды не всегда принимают такое обстоятельство, как цель использования денежных средств, полученных преступным путём. Как правило, они соглашаются с квалификацией действий подсудимых, по ст.174.1 УК РФ, когда были доказаны факты хищений в крупном размере.

В абсолютном большинстве случаев, отмывание денежных средств или иного имущества, которое лицо приобретает, в результате совершения другого преступления, вменяется ему по совокупности с этим предикатным (первичным) преступлением. Среди таковых наиболее распространены: кража (ст.158), мошенничество (ст.159), присвоение или растрата (ст.160), незаконное получение кредита (ст.176), сбыт наркотических или психотропных веществ (ст.228.1).

«Настоящая» легализация, в мошенничестве с кредитами, либо при незаконном получении кредита, денежных средств, как правило, представляет собой совокупность последовательно совершаемых финансовых операций, которые объединены единым умыслом и направлены на достижение одной цели – «обелить» доход от конкретной преступной махинации.

Достаточно часто по многим уголовным делам по ст.174 и ст.174.1 УК РФ материалы уголовных дел не содержат доказательств того, финансовые операции и иные сделки совершаются обвиняемым (подсудимым) именно с теми денежными средствами, которые были получены в результате совершения преступления.

Читайте так же:  Сбербанк информационные сведения клиента по форме банка

Росфинмониторинг: признаки отмывания ищите сами

Разработка мер, направленных на противодействие легализации доходов, полученных преступным путем, входит в задачи Федеральной службы по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг). Этим она неустанно и занимается, выпуская приказы и письма, в том числе с требованиями и рекомендациями к внутренним правилам контроля, которые должны иметь все организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом клиентов.

Очередной приказ Росфинмониторинга (от 17.02.2011 № 59) был зарегистрирован в Минюсте России 01.07.2011 № 21239 и начал действовать с 22 июля 2011 г. Им утверждено Положение о требованиях к идентификации клиентов и выгодоприобретателей, в том числе с учетом степени (уровня) риска совершения клиентом операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма. «Впристежку» к приказу служба выпустила информационное письмо от 02.08.2011 № 17, раскрывающее его отдельные нормы.

Положение должны применять организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом (за исключением кредитных организаций). Их перечень дан в ст. 5 и 7.1 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». В частности, к ним относятся, организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества, операторы по приему платежей, коммерческие организации, заключающие договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансовых агентов. Кроме того, это адвокаты, нотариусы и лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, в случаях, когда они готовят или осуществляют от имени либо по поручению клиента следующие операции с денежными средствами или иным имуществом:

  • сделки с недвижимым имуществом;
  • управление денежными средствами, ценными бумагами или иным имуществом клиента;
  • управление банковскими счетами или счетами ценных бумаг;
  • привлечение денежных средств для создания организаций, обеспечения их деятельности или управления ими;
  • создание организаций, обеспечение их деятельности или управления ими, а также куплю-продажу организаций.

Как видим, перечень лиц, на которых распространяются требования, предъявляемые Росфинмониторингом, достаточно широкий.

В чем же состоят установленные приказом требования? Во-первых, необходимо идентифицировать клиентов и выгодоприобретателей. Во-вторых, следует оценивать степени риска совершения клиентами операций в целях легализации (отмывания) доходов. Для этого в организациях должны быть разработаны правила внутреннего контроля (рекомендации по их разработке изложены в распоряжении Правительства РФ от 10.06.2010 № 967-р).

Клиентов идентифицируют по определенным сведениям. Для физического лица это гражданство, дата рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, адрес места жительства (регистрации) или места пребывания, ИНН (при его наличии). Для юридического лица — наименование, ИНН, государственный регистрационный номер, место госрегистрации и адрес местонахождения, контактная информация. Причем документы, полученные в результате идентификации, нужно хранить не менее пяти лет со дня прекращения отношений с клиентом.

Если с идентификацией все более или менее понятно, то вопрос о степени риска несколько сложнее. В приказе сказано, что организация оценивает степень или уровень риска при установлении деловых отношений с клиентом (принятии его на обслуживание). Это можно сделать, например, проведя анкетирование.

Оценка проводится на основании правил внутреннего контроля, разработанных организацией самостоятельно и включающих в себя признаки потенциально опасных или подозрительных операций, видов и условий деятельности клиентов. Перечень этих операций, видов и условий деятельности приведен в информационном письме от 02.08.2011 № 17 (см. ниже).

Росфинмониторинг настоятельно рекомендует включать составленный им перечень «подозрительных» операций, видов и условий деятельности в правила внутреннего контроля.

Отметим, что перечень не закрыт. Пункт — «иные признаки по усмотрению организации» — позволяет включать во внутренние правила любых подозрительных клиентов.

Итог. Организация обязана отслеживать потенциально опасных клиентов и сообщать о них в Росфинмониторинг. Общие рекомендации даны, примерные перечни и признаки тоже. Все остальное регулируется внутренними правилами контроля. Но за «халатность» штраф составит до полумиллиона рублей (ст. 15.27 КоАП РФ).

[2]

Перечень признаков операций, видов и условий деятельности, имеющих повышенный риск совершения клиентами операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма

1. Деятельность по организации и проведению азартных игр.

2. Деятельность, связанная с реализацией, в том числе комиссионной, предметов искусства, антиквариата, мебели, легковых транспортных средств, предметов высокой роскоши.

3. Деятельность, связанная со скупкой, куплей-продажей драгоценных металлов, драгоценных камней, а также ювелирных изделий, содержащих драгоценные металлы и драгоценные камни, и лома таких изделий.

4. Деятельность, связанная с совершением сделок с недвижимым имуществом и/или оказанием посреднических услуг при совершении сделок с недвижимым имуществом.

5. Туроператорская и турагентская деятельность, а также иная деятельность по организации путешествий (туристская деятельность).

Видео (кликните для воспроизведения).

6. Любая деятельность, связанная с интенсивным оборотом наличности.

7. Период деятельности с даты государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя, получения статуса адвоката, нотариуса составляет менее 1 года.

8. Период нахождения клиента на обслуживании в организации (срок, прошедший с даты принятия на обслуживание клиента) составляет менее 1 года.

9. Отсутствие по адресу места нахождения юридического лица постоянно действующих органов управления, иных органов или лиц, имеющих право действовать от имени такого юридического лица без доверенности.

10. Клиент осуществляет взаимодействие с организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, исключительно через представителя, действующего по доверенности.

11. Клиент и/или выгодоприобретатель или учредитель является участником федеральных целевых программ или национальных проектов либо резидентом особой экономической зоны.

12. Клиент и/или выгодоприобретатель или учредитель является организацией, в уставном капитале которой присутствует доля государственной собственности.

13. Клиент и/или выгодоприобретатель является нерезидентом Российской Федерации.

Читайте так же:  Подсудность арбитражного суда по месту нахождения ответчика

14. Клиент является иностранным публичным должностным лицом либо действует в интересах (к выгоде) иностранного публичного должностного лица.

15. Клиент является супругом, близким родственником (родственником по прямой восходящей и нисходящей линии (родителем и ребенком, дедушкой, бабушкой и внуком), полнородным и неполнородным (имеющим общих отца или мать) братом и сестрой, усыновителем и усыновленным) иностранного публичного должностного лица.

16. Совершение клиентом операций с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю в соответствии с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона.

17. Наличие в деятельности клиента подозрительных операций, сведения по которым представлялись в уполномоченный орган.

18. Клиент осуществляет расчеты по операции (сделке) с использованием интернет-технологий, электронных платежных систем, альтернативных систем денежных переводов или иных систем удаленного доступа, либо иным способом без непосредственного контакта (за исключением внесения разовых платежей через платежный терминал на сумму менее 15 000 рублей либо эквивалента этой суммы в иностранной валюте).

19. Клиент и/или его контрагент, представитель клиента, выгодоприобретатель или учредитель клиента является фигурантом Перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремистской деятельности.

20. Адрес регистрации (места нахождения или места жительства) клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя или учредителя совпадает с адресом регистрации (местом нахождения или местом жительства) фигурантов Перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремистской деятельности.

21. Клиент является близким родственником лица, включенного в Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму.

22. Деятельность общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных фондов, иностранных некоммерческих неправительственных организаций и их представительств и филиалов, осуществляющих свою деятельность на территории Российской Федерации.

23. Клиент является руководителем или учредителем общественной или религиозной организации (объединения), благотворительного фонда, иностранной некоммерческой неправительственной организации, ее филиала или представительства, осуществляющего свою деятельность на территории Российской Федерации.

24. Клиент и/или его контрагент, представитель клиента, выгодоприобретатель или учредитель клиента зарегистрирован в государстве или на территории с высокой террористической или экстремистской активностью.

25. Клиент и/или его контрагент, представитель клиента, выгодоприобретатель или учредитель клиента имеет соответственно регистрацию, место жительства или место нахождения в государстве (на территории), которое (которая) не выполняет рекомендации Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), либо если указанные операции проводятся с использованием счета в банке, зарегистрированном в указанном государстве (на указанной территории).

26. Клиент или его учредитель (выгодоприобретатель) либо контрагент клиента по операции (сделке) зарегистрирован или осуществляет деятельность в государстве или на территории, предоставляющем(щей) льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающем(щей) раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорной зоне).

27. Иные признаки по усмотрению организации.

Понятие легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: На стипендию можно купить что-нибудь, но не больше. 8831 —

| 7183 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

[3]

Уголовно-правовая оценка субъективных признаков легализации (отмывания) денежных средств и иного имущества, приобретенных преступным путем (Ляскало А.)

Дата размещения статьи: 23.05.2015

Уголовно-правовая оценка субъективных признаков легализации (отмывания) преступных доходов, как правило, вызывает затруднения и порождает спорные решения правоприменительных органов. Противоречивы взгляды на толкование признаков субъективной стороны составов этих преступлений и в науке уголовного права. Проведенный анализ доктринальных разработок и исследование судебной практики по делам рассматриваемой категории позволили выявить и критически оценить основные подходы к толкованию субъективных признаков легализации (отмывания) преступных доходов.
———————————
Нами изучено более 100 судебных актов по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст. ст. 174 и 174.1 УК РФ, рассмотренных судами в 2010 — 2012 гг. и опубликованных в ГАС РФ «Правосудие».

2. Фальсификация оснований возникновения прав на денежные средства или иное имущество, приобретенные преступным путем, в том числе гражданско-правовых договоров, первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета.
На основании решения следственного органа Т. было поручено уничтожение вещественного доказательства по уголовному делу о незаконном предпринимательстве — рыбопродукции минтая общим весом 398536 кг. Создав видимость исполнения решения следственного органа, Т. присвоила себе указанную продукцию. Далее, используя подконтрольные фирмы-«однодневки», Т. заключила договоры поставки указанной рыбопродукции ООО «Уральский рыбный двор», при этом подделала качественные удостоверения, сертификаты соответствия, ветеринарные свидетельства и другие документы, выдав указанную рыбопродукцию за легальный товар, принадлежащий подконтрольным фирмам-«однодневкам». За поставку рыбопродукции ООО «Уральский рыбный двор» заплатило 11,2 млн. руб. Приговором Первомайского районного суда Приморского края Т. осуждена по п. «б» ч. 3 ст. 174.1 УК РФ .
———————————
См.: Приговор Первомайского районного суда Приморского края по уголовному делу N 1-28/2010 // ГАС РФ «Правосудие».

3. Финансовые операции по обналичиванию денежных средств, имеющих преступное происхождение, в том числе с использованием расчетных счетов фирм-«однодневок» или лицевых счетов физических лиц, не осведомленных о преступном характере доходов.
Служащая Якутского филиала ООО КБ «СахаДаймондБанк» Ш. путем мошенничества похитила денежные средства с расчетных счетов клиентов банка в размере 14,8 млн. руб., перечислив их по фиктивным основаниям на контролируемый ею расчетный счет ООО «СевероСтройЕвро». Похищенные денежные средства Ш. по фиктивным основаниям перечислила на расчетные счета фирм-«однодневок» и лицевые счета физических лиц. В последующем указанные денежные средства по просьбе Ш. обналичивались и возвращались ей. Приговором Якутского городского суда Ш. осуждена по п. «б» ч. 3 ст. 174.1 УК РФ .
———————————
См.: Приговор Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) по уголовному делу N 1-262/2012 // ГАС РФ «Правосудие».

Читайте так же:  Где можно получить инн физическому лицу

4. Финансовые операции и сделки с участием подставных лиц, не осведомленных о преступном характере доходов.
Участники преступного сообщества, совершив путем мошенничества хищение трех моечных комплексов общей стоимостью 12,4 млн. руб., принадлежащих ООО ТПК «Чистый ангел», оформили их на подставное лицо — индивидуального предпринимателя Д., не осведомленного о преступном происхождении указанного имущества. В дальнейшем это имущество использовалось в легальной предпринимательской деятельности индивидуального предпринимателя Д., который передавал полученные доходы членам преступного сообщества .
———————————
См.: Приговор Новгородского областного суда от 29 августа 2011 г. // ГАС РФ «Правосудие».

5. Совершение внешнеэкономических сделок с участием контрагентов, зарегистрированных в офшорных юрисдикциях.
Занимаясь незаконной банковской деятельностью, Н. получил преступный доход в размере 15,2 млн. руб., который аккумулировал на расчетных счетах фирм-«однодневок», в том числе зарегистрированных на Британских Виргинских островах. В процессе указанной незаконной деятельности Н. принимал меры к легализации преступных доходов, перечислив со счетов подконтрольных ему фирм-«однодневок» по фиктивным основаниям на собственные лицевые счета 8,7 млн. руб. Приговором Железнодорожного районного суда г. Новосибирска Н. осужден по ч. 1 ст. 174.1 УК РФ .
———————————
См.: Приговор Железнодорожного районного суда г. Новосибирска по уголовному делу N 1-350/2010 // ГАС РФ «Правосудие».

Как представляется, у Д. отсутствовало намерение придать правомерный вид владению денежными средствами, приобретенными другим лицом в результате совершения преступления. В содеянном же наличествуют признаки сбыта имущества, заведомо добытого преступным путем, т.е. преступления, предусмотренного ст. 175 УК РФ.
Напротив, имелись случаи, когда деяние квалифицировалось по ст. 175 УК РФ при наличии оснований для квалификации содеянного по ст. 174 УК РФ.
Приговором Кольского районного суда Мурманской области от 18 мая 2012 г. Н. осужден по п. «б» ч. 2 ст. 175 УК РФ. Установлено, что Н. в период действия запрета на вылов камчатского краба в акватории Баренцева моря принял у неустановленных лиц для переработки в цех 14470 кг сырца конечностей краба камчатского без ветеринарных документов общей стоимостью 9,4 млн. руб. После переработки готовая продукция конечностей краба камчатского упаковывалась в картонную упаковку, на которую наносилась маркировка с датами изготовления в период, когда добыча краба была разрешена. Полученной продукцией под видом легальной Н. распорядился по своему усмотрению .
———————————
См.: Приговор Кольского районного суда Мурманской области от 18 мая 2012 г.

Как показал анализ судебной практики, при решении вопроса о признании легализации (отмывания) преступных доходов продолжаемым преступлением суды исходили из доказанности таких признаков, как тождественность двух и более сделок или финансовых операций, а также умысел и цель на совершение единого преступления.
Однако тождественность действий при легализации (отмывании) преступных доходов не всегда является достаточным основанием для признания преступления продолжаемым.
Согласно приговору Басманного районного суда г. Москвы от 23 мая 2011 г. Ф. осужден по ч. 1 ст. 174.1 УК РФ за легализацию преступных доходов, полученных в результате незаконной банковской деятельности. Как установлено, получая преступные доходы, Ф. время от времени направлял их на приобретение векселей различных эмитентов. В результате две сделки по приобретению векселей на общую сумму 6,5 млн. руб. совершены в январе 2007 г., а еще четыре сделки по приобретению векселей на общую сумму 23,3 млн. руб. совершены в мае 2008 г., т.е. практически полтора года спустя . В данном случае суд исходил из доказанности того, что умысел виновного был единым.
———————————
См.: Приговор Басманного районного суда г. Москвы от 23 мая 2011 г. // ГАС РФ «Правосудие».

В ходе изучения судебных актов выявлены случаи необоснованного дробления легализации (отмывания) преступных доходов на отдельные эпизоды.
Согласно приговору Вязниковского городского суда Владимирской области от 18 февраля 2010 г. С. осужден по ч. 2 ст. 174.1 УК РФ (4 эпизода) за легализацию денежных средств, приобретенных в результате незаконного получения кредита. Как установлено, с полученными кредитными денежными средствами С. совершил четыре финансовые операции в течение одного месяца: 11 октября 2007 г. — две финансовые операции и 7 ноября 2007 г. — еще две финансовые операции .
———————————
См.: Приговор Вязниковского городского суда Владимирской области по уголовному делу N 1-46/2010 // ГАС РФ «Правосудие».

Пристатейный библиографический список

ВОПРОСЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЛЕГАЛИЗАЦИИ ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЁМ

студент, ФГБОУ ВО «Саратовская государственная юридическая академия,

Института Юстиции, г. Саратов

доктор юридических наук., профессор, г. Саратов

Отмывание доходов, полученных преступным путём, является одной из главных проблем, затрагивающих сферу финансовой деятельности любого государства.

Во многих странах мира создаются целые системы по противодействию отмыванию доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, поскольку это способствует функционированию теневой экономики, что, в свою очередь, приводит к понижению экономической стабильности в государстве.

Чтобы провернуть операцию с легализацией преступных доходов нужно приложить немало усилий и придумать механизм, который будет включать в себя множество разнообразных процессов и операций. Наиболее распространенным механизмом по легализации доходов является трехфазная модель, которая включает в себя 3 элемента:

В первой фазе происходит физическое размещение наличных денежных средств во внебиржевые и биржевые деривативы, в ценные бумаги, а также осуществляется территориальное удаление денежных средств от мест их происхождения путем осуществления их предварительного введения во внутренний финансовый оборот страны, главным образом в наличной форме.

Вторая фаза – это расслаивание, в результате которого происходит отделение преступных доходов от их криминальных источников. Преступные деятели с помощью множества разнообразных финансовых, валютно-обменных, банковских и иных операций и сделок, направленных на маскировку проверяемого следа этих доходов, переводят нелегальные доходы в официальные. По итогам совершения этих мероприятий маскируется преступная природа и вуалируются следы настоящего происхождения исходных капиталов, по которым можно было бы установить конкретные источники преступных финансовых средств и имущества.

Читайте так же:  Росреестр алтайского края официальный сайт кадастровая стоимость

Третья фаза считается итоговой, в ней происходит объединение экономических субъектов, углубление их взаимодействия и развитие связей между ними или окончательная легализация преступных капиталов. После данной стадии они приобретают новый, внешне легальный статус и инвестируются в производственные и непроизводственные сферы экономики страны.

Пройдя все стадии легализации, преступные капиталы, становятся источниками для воспроизводства многих видов экономических преступлений.

Поскольку представителями организованной преступности в качестве главного канала для отмывания незаконных доходов являются валютные операции, коммерческие вексели и кредиты предприятиям, сберегательные депозиты, потребительские кредиты, услуги по управлению потоками денежных средств, то именно банковский сектор является одним из важнейших звеньев государственной системы противодействия легализации преступных доходов. Исследователи данный факт связывают с тем, что банки, обеспечивая трансформацию достаточно большой части сбережений в инвестиции, занимают особое место в структуре финансового посредничества, осуществляют расчетно-кассовое обслуживание и проводят операции с иностранной валютой и ценными бумагами.

Именно поэтому для идентификации и выявления подозрительных финансовых сделок кредитные организации располагают широким кругом полномочий и возможностей. Ведущие специалисты делают всё, чтобы предотвратить данные нарушения. Согласно статье 4 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем» к мерам, направленным на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, относятся: обязательные процедуры внутреннего контроля; запрет на информирование клиентов и иных лиц о принимаемых мерах противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем.

Банк России в данной сфере осуществляет ряд функций: во-первых, это контроль за соблюдением законодательства о противодействии легализации (отмыванию) преступных доходов кредитными организациями и, во-вторых, мониторинг общего состояния банковской системы с целью выявления таких опасных тенденций, которые могут быть связаны с риском отмывания денег.

Перечень операций в соответствии с новыми международными стандартами существенно расширен, перечень субъектов, представляющих информацию в Росфинмониторинг, также расширен, в том числе и за счет лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, адвокатов, риэлторов и нотариусов.

Таким образом, проблема легализации доходов, полученных преступным путем, затрагивает все сферы экономики государства, и именно поэтому в процесс противодействия этому в различных странах мира вовлечены министерства финансов, правоохранительные, судебные, налоговые, таможенные органы и центральные банки. Я в своей работе хотела показать всю значимость и общественную опасность поставленной проблемы, опасность легализации криминальных денег для России и международного сообщества в целом.

Список литературы:

Признаки легализации денежных средств

Легализация (отмывание) денежных средств – это уголовно наказуемое деяние, которое относят к экономическим преступлениям. Оно встречается в юридической практике довольно часто, потому необходимо знать, какие действия могут быть расценены правоохранительными органами как попытка легализации денежных средств.

В данной статье мы рассмотрим признаки отмывания денег и какая ответственность предусмотрена за данное преступление.

Что такое легализация денежных средств?

Понятие «незаконная легализация денежных средств» – это попытка придания правомерности денежным ресурсам или другим материальным ценностям, полученным незаконным путем. Проще говоря, деньги переводятся из криминальной, теневой экономики в легальную, официальную, чтобы лицо, владеющее ими, могло спокойно распоряжаться данными активами.

Формы отмывания денежных средств могут быть различными: перевод из наличной формы в безналичную и обратно, обмен денег на материальные ценности (золото, недвижимость, ценные бумаги) и т.д. Главное условие – изначально имущество получено преступным путем: это могут быть взятки, мошенничество, кражи, ограбления, торговля наркотиками и оружием, другие имущественные преступления.

Основные признаки легализации денежных средств

Несмотря на то, что существуют сотни схем по отмыванию денег, и ежедневно появляются новые и совершенствуются старые, существует ряд признаков, которые позволяют прямо или косвенно определить, что имеет место легализация средств.

Вот некоторые из них:

Необходимо добавить, что ответственность за отмывание денег возможна только в том случае, если доказано, что данные средства получены незаконным путем. При этом наказание предусмотрено как для тех лиц, кто предпринимал попытки легализации собственного имущества, так и для тех, кто участвовал в отмывании собственности третьих лиц.

Ответственность за легализацию денежных средств, полученных преступным путем

Видео (кликните для воспроизведения).

Ответственность за деяния, которые расцениваются как легализация средств, полученных незаконным путем, предусмотрена ст. 174 Уголовного Кодекса РФ. Согласно этой статье, предусмотрено такое наказание:

Источники


  1. Пикалов И. А. Уголовное право. Особенная часть; Эксмо — Москва, 2011. — 560 c.

  2. ред. Славин, М.М. Становление судебной власти в обновляющейся России; М.: Институт государства и права РАН, 2013. — 880 c.

  3. Червонюк, В. И. Теория государства и права / В.И. Червонюк. — М.: ИНФРА-М, 2007. — 704 c.
  4. Павлов, Н. Е. Долг свидетеля / Н.Е. Павлов. — М.: Советская Россия, 2016. — 144 c.
  5. Кони, А.Ф. Избранные произведения; Юридическая литература, 2012. — 495 c.
Признаки легализации доходов полученных преступным путем
Оценка 5 проголосовавших: 1

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here