Признаками открытого публичного акционерного общества не являются

Полезная информация на тему: "Признаками открытого публичного акционерного общества не являются", собранная из сети и предоставленная в удобном для чтения виде. По всем вопросам - обращайтесь к дежурному юристу.

Содержание

Приобретение публичного статуса АО

Консалтинговая группа «Альпийский ветер» предлагает услуги по подготовке документов для проведения государственной регистрации изменения статуса акционерного общества (АО) на публичное акционерное общество (ПАО).

Непубличное общество приобретает статус публичного общества (публичный статус) путем внесения в устав общества изменений, содержащих указание на то, что общество является публичным. (пункт 1 статья 7.1 ФЗ «Об акционерных обществах», введена Федеральным законом от 29.06.2015 N 210-ФЗ).
С 01 июля 2015г. ФЗ «Об акционерных обществах» не предусматривает иного порядка создания публичного акционерного общества (ПАО):
— ПАО не может быть создано путем учреждения;
— ПАО не может быть создано путем реорганизации.
Решение о внесении изменений об изменении статуса на публичное общество в устав принимается большинством в ¾ голосов владельцев всех акций, если необходимость большего числа голосов не предусмотрена уставом.

Признаки публичного акционерного Общества

Вопрос: Какие акционерные общества являются публичными, а какие непубличными?

Ответ: Признаки публичного акционерного Общества установлены п. 1 статьи 66.3 ГК РФ.

Публичным является акционерное общество:

— устав и фирменное наименование которого, содержат указание на то, что общество является публичным, даже в том случае, если акции общества не размещаются по открытой подписке и не обращаются публично;

— акции которого и ценные бумаги которого, конвертируемые в его акции, публично размещаются (путем открытой подписки);

— акции которого и ценные бумаги которого, конвертируемые в его акции, публично обращаются на условиях, установленных законами о ценных бумагах. При этом устав такого общества и его фирменное наименование могут не содержать указание на то, что общество является публичным.

Акционерное общество, не отвечающее указанным выше признакам, признается непубличным (пункт 2 статьи 66.3 ГК РФ).

Статья 7. Федерального закона «Об АО». Публичные и непубличные общества (в ред. ФЗ от 29.06.2015 N 210-ФЗ) дает более полное определение публичного или непубличного общества.

1. Общество может быть публичным или непубличным, что отражается в его уставе и фирменном наименовании.
2. Публичное общество вправе проводить размещение акций и эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в его акции, посредством открытой подписки. Акции непубличного общества и эмиссионные ценные бумаги, конвертируемые в его акции, не могут размещаться посредством открытой подписки или иным образом предлагаться для приобретения неограниченному кругу лиц.
3. .

Итого можно сделать вывод, что публичным акционерным обществом можно признать:

3. АО, акции которого публично обращаются (на организованных торгах или путем предложения неограниченному кругу лиц) или обращались (п. 1 Письма ЦБ РФ от 18.08.2014 № 06 — 52/6680).
4. АО, акции которого публично обращаются/обращались. Под публичным обращением понимается, в том числе, продажа акций в ходе приватизации способами, которые предполагали участие неограниченного круга приобретателей, например, продажа на:
— аукционе;
— коммерческом конкурсе;
— инвестиционном конкурсе (торгах);
— специализированном аукционе;
— специализированном чековом аукционе.
Для наличия признака публичного общества необходимо, чтобы состоялась хотя бы одна сделка в ходе торгов. Если план приватизации предусматривал продажу неограниченному кругу лиц, но по результатам торгов не было заключено ни одной сделки, то признак публичности отсутствует. Под публичным обращением понимается обращение, осуществлявшееся только в соответствии с законодательством о ценных бумагах. Т.е. не учитывается:
— продажа на торгах в ходе исполнительного производства;
— продажа на торгах в ходе конкурсного производства и т.п.

Когда акционерное общество признается непубличным? Центральный банк изменил позицию

2 декабря 2015 г. «Вестник Банка России» опубликовал письмо Банка России от 25.11.2015 № 06-52/10054 «О некоторых вопросах применения Федерального закона от 29.06.2015 № 210-ФЗ „О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации“», в котором регулятор разъяснил ряд вопросов, касающихся применения новых положений акционерного законодательства, в том числе правового статуса акционерных обществ.

О публичном статусе АО

Пожалуй, самым важным в Письме стало обновленное разъяснение того, как определять правовой статус некоторых акционерных обществ.

В декабре прошлого года мы писали о дискуссии, которая развернулась из-за старого Письма, в котором регулятор высказал свою позицию по поводу толкования некоторых положений акционерного законодательства (подробнее о дискуссии читайте в статье «Публичные и непубличные общества: как не ошибиться при определении правового статуса АО», «ЭЖ», 2014, 48).

Банк России истолковал п. 1 ст. 66.3 ГК РФ таким образом, что если компания хотя бы раз провела публичное обращение ценных бумаг, то она уже не сможет стать непубличной, даже если ее ценные бумаги уже в течение долгого времени фактически не обращаются.

Признаками публичного акционерного общества, предусмотренными п. 1 ст. 66.3 ГК РФ (в редакции Закона № 99-ФЗ), являются публичное (путем открытой подписки) размещение или публичное обращение акций и (или) ценных бумаг, конвертируемых в акции, такого акционерного общества независимо от того, что указанные признаки представляют собой события, срок течения которых либо ограничен (публичное размещение), либо может прекратиться по различным причинам (публичное обращение).

Более того, в старом Письме Банк России пояснил также, что акционерные общества, отвечающие признакам публичных, признаются таковыми независимо от того, есть ли в их фирменном наименовании указание на то, что общество является публичным, со ссылкой на п. 11 ст. 3 Федерального закона от 05.05.2014 № 99-ФЗ (далее — Закон № 99-ФЗ).

На практике это означало, что, к примеру, все акционерные общества, созданные в начале 90-х гг. в ходе приватизации государственных предприятий, по мнению Банка России, должны признаваться публичными со всеми вытекающими из этого статуса последствиями и обязанностями.

С принятием Федерального закона от 29.06.2015 № 210-ФЗ, который внес изменения в п. 11 ст. 3 Закона № 99-ФЗ, Банк России выпустил Письмо, в котором указал, что акционерные общества, устав и наименование которых не приведены в соответствие с требованиями ГК РФ и продолжают сохранять указание на тип акционерного общества, не являются публичными, если они:

несмотря на наличие признаков, установленных п. 1 ст. 66.3 ГК РФ, на 1 сентября 2014 г. являлись закрытыми акционерными обществами;

[3]

несмотря на наличие признаков, установленных п. 1 ст. 66.3 ГК РФ, на 1 сентября 2014 г. являлись открытыми акционерными обществами и до 1 сентября 2014 г. получили в установленном ст. 30.1 Федерального закона от 22.04.96 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» порядке освобождение от обязанности раскрывать информацию или погасили, в том числе в результате конвертации, все акции или конвертируемые в акции ценные бумаги, которые публично размещались или публично обращались на условиях, установленных законодательством о ценных бумагах.

Читайте так же:  Смена адреса регистрации генерального директора и учредителя

Новые АО — непубличные по умолчанию

Еще один важный вывод, который изложил в Письме Банк России, заключается в том, что с 1 июля 2015 г. вновь создаваемые путем учреждения акционерные общества не могут сразу являться публичными. Создаваемое акционерное общество может быть только непубличным и вправе в дальнейшем приобрести публичный статус в порядке, предусмотренном ст. 7.1 Закона об АО. Это связано с тем, что приобретение публичного статуса АО возможно не иначе как при соблюдении условий п. 1 ст. 66.3 ГК РФ. А именно: публичным является акционерное общество, акции которого и ценные бумаги которого, конвертируемые в его акции, публично размещаются (путем открытой подписки) или публично обращаются на условиях, установленных законами о ценных бумагах.

Разным АО — разные возможности

Банк России уточнил также, что с 1 июля 2015 г. положения главы XI.1 Закона об АО — добровольное или обязательное предложение, уведомление о праве требовать выкупа ценных бумаг и требование о выкупе ценных бумаг — применяется только в отношении ценных бумаг публичных АО, а также АО, которые на 1 сентября 2014 г. были открытыми. Указанные процедуры не могут применяться в непубличных АО и тех АО, которые на 1 сентября 2014 г. были закрытыми. Кстати, непубличные АО, которые на 1 сентября 2014 г. были открытыми, вправе указать в своем уставе, что положения главы XI.1 Закона об АО к ним не применяются.

Кроме того, Банк России дал в Письме разъяснения, которые касаются раскрытия информации акционерными обществами, порядка подтверждения принятия решений собранием акционеров и состава его участников, а также документов, которые необходимо представлять в ФНС России при регистрации изменений в уставе, для подтверждения публичного статуса.

Признаками открытого публичного акционерного общества не являются

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Организация по состоянию на 01.09.2014 являлась ОАО и отвечала признакам публичного АО, так как регистрация выпусков акций при учреждении и увеличении уставного капитала сопровождалась регистрацией проспектов ценных бумаг, а число акционеров составляло более 500.
31 мая 2016 года общим собранием акционеров общества было принято решение об уменьшении уставного капитала путем уменьшения номинальной стоимости размещенных обыкновенных именных бездокументарных акций. Решение о выпуске акций было зарегистрировано 24.01.2017, а отчет об итогах выпуска ценных бумаг был зарегистрирован 24.04.2017.
Затем был принят устав общества в новой редакции, в котором был уменьшен размер уставного капитала (с 5 094 000 руб. до 101 880 руб.) и изменена организационно-правовая форма общества. В устав не были внесены изменения, содержащие указание на то, что приобретение акций и ценных бумаг, конвертируемых в акции, осуществляется без соблюдения положений главы XI.1 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ.
В результате указанных изменений общество приобрело статус непубличного АО.
Общество планирует осуществить дополнительный выпуск ценных бумаг (акций) и разместить их посредством закрытой подписки.
Если в результате размещения ценных бумаг (акций) один из акционеров получит более 30% общего количества акций общества, возникнет ли у него обязанность (предусмотренная главой XI.I Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ), направить акционерам — владельцам остальных акций соответствующих категорий (типов), публичную оферту о приобретении у них таких ценных бумаг (обязательное предложение)?
Если лицо, которое в результате добровольного предложения о приобретении всех ценных бумаг общества или обязательного предложения стало владельцем более 95% общего количества акций общества, с учетом акций, принадлежащих этому лицу и его аффилированным лицам, возникнет ли обязанность выкупить принадлежащие иным лицам остальные акции общества, а также эмиссионные ценные бумаги, конвертируемые в такие акции публичного общества, по требованию их владельцев?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
При описанных обстоятельствах акционер, который приобрел более 30% общего количества акций, обязан направить владельцам остальных акций соответствующих категорий (типов) обязательное предложение в порядке, предусмотренном ст. 84.2 Закона N 208-ФЗ, а лицо, которое в результате добровольного предложения стало владельцем более 95% общего количества акций, обязано по требованию владельцев остальных акций Общества и эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в такие акции, выкупить принадлежащие указанные ценные бумаги в порядке, предусмотренном ст. 84.7 Закона N 208-ФЗ.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Котыло Игорь

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей

6 декабря 2017 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

О порядке приобретения непубличным акционерным обществом публичного статуса (Вавулин Д.А., Матвеев В.В., Симонов С.В.)

Дата размещения статьи: 11.10.2017

Вступившая в силу с 01.09.2014 редакция Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) ввела новую типологию акционерных обществ, исходя из которой акционерные общества теперь могут быть публичными и непубличными.
Согласно пункту 2 статьи 66.3 ГК РФ непубличным акционерным обществом признается акционерное общество, которое не отвечает квалифицирующим признакам публичного акционерного общества, указанным в пункте 1 статьи 66.3 ГК РФ, к числу которых относятся:
— публичное обращение ценных бумаг ;
———————————
Акции и ценные бумаги, конвертируемые в акции.

Жизнь акционерных обществ: до и после 1 сентября 2014 года

Изменения, внесенные в Гражданский кодекс РФ Федеральным законом от 05.05.2014 № 99-ФЗ (далее — Закон № 99-ФЗ), отменяют организационно-правовые формы открытых и закрытых акционерных обществ. Вместо привычных ЗАО и ОАО акционерные общества разделятся на публичные и непубличные. Новые правила вступают в силу 1 сентября 2014 г., и в этой связи у многих акционеров возникают вполне резонные вопросы: каким образом будут продолжать деятельность открытые и закрытые акционерные общества и надо ли срочно вносить изменения в учредительные документы?

Многие помнят те времена, когда изменения законодательства обязывали компании в строго определенный срок привести все учредительные до­кумен­ты в соответствие с новыми нормами (так называемая перерегистрация ООО). Сегодня законодатель относится к бизнесу лояльнее и не обязывает всех срочно бежать в регистрирующий орган. Никакой спешки с приведением учредительных до­кумен­тов акционерных обществ в соответствие с новыми правилами нет, это можно сделать при их первом и действительно необходимом изменении (см. также «ЭЖ», 2014, № 19, с. 14).

Закрытые и открытые против публичных и непубличных

Действующее законодательство предусматривает разделение акционерных обществ на открытые и закрытые. Основное отличие между открытыми и закрытыми акционерными обществами заключается в возможности свободной продажи акций. Так, акционерное общество, участники которого могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акцио­неров, признается открытым акционерным обществом. Такое общество вправе проводить открытую подписку на выпус­каемые им акции и их свободную продажу на условиях, устанавливаемых законом и иными правовыми актами (п. 1 ст. 97, п. 1 ст. 66.3 ГК РФ).

Читайте так же:  Онлайн калькулятор просрочки по договору долевого участия

Акционерное общество, акции которого распределяются только среди его учредителей или иного заранее определенного круга лиц, признается закрытым акционерным обществом. Такое общество не вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции либо иным образом предлагать их для приобретения неограниченному кругу лиц (п. 2 ст. 97 ГК РФ).

С 1 сентября 2014 г. разделение на закрытые и открытые акционерные общества перестанет существовать. По новым правилам акционерные (и иные хозяйственные) общества будут подразделяться на публичные и непубличные.

Публичным является акционерное общество, акции и ценные бумаги которого, конвертируемые в акции, публично размещаются (путем открытой подписки) или публично обращаются на условиях, установленных законами о ценных бумагах. Правила о публичных обществах применяются также к акционерным обществам, устав и фирменное наименование которых содержат указание на то, что общество является пуб­личным (п. 1 ст. 97 ГК РФ в редакции от 01.09.2014).

Итак, законодатель установил следующие основные признаки публичных АО:

  • свободная продажа акций;
  • указание в наименовании на признак публичности.

Публичные АО обязаны представлять для внесения в ЕГРЮЛ сведения о том, что такие общества являются пуб­личными (п. 1 ст. 97 ГК РФ в редакции от 01.09.2014). Функции реестродержателя и счетной комиссии публичного АО может осуществлять только независимая организация, имеющая соответствующую лицензию (п. 4 ст. 97 ГК РФ в редакции от 01.09.2014). Состав коллегиального органа управления в пуб­личном АО не может составлять менее пяти членов.

Акционерное общество, которое не отвечает перечисленным признакам, признается непуб­личным. При этом приобретение непубличным обществом статуса публичного делает недействительными положения его устава, противоречащие правилам о публичном АО.

ЗАО имеют иммунитет против новых правил до первого изменения устава

В Законе № 99-ФЗ предусмот­рен переходный период для адаптации новых правил корпоративной игры.

Акционерные общества, созданные до дня вступления в силу поправок и отвечающие признакам публичных акционерных обществ, признаются таковыми вне зависимости от указания в их фирменном на­именовании на то, что общество является публичным (п. 11 ст. 3 Закона № 99-ФЗ). Таким образом, открытые акционерные общества, чьи акции обращаются на рынке ценных бумаг, после 1 сентября 2014 г. будут признаваться публичными акционерными обществами.

С этой же даты такая организационно-правовая форма, как ЗАО, исчезнет из корпоративного законодательства. Однако те ЗАО, которые зарегистрированы до 1 сентяб­ря, продолжат действовать по-прежнему. По общим правилам к таким компаниям с 1 сентяб­ря 2014 г. применяются нормы главы 4 ГК РФ об акционерных обществах. Между тем к ЗАО будут применяться нормы Закона об АО, касающиеся закрытых акционерных обществ, впредь до первого изменения их уставов (п. 9 ст. 3 Закона № 99-ФЗ). Таким образом, ЗАО, которым нет необходимости вносить изменения в свои учредительные до­кумен­ты, продолжат жить по правилам, установленным Законом об АО для закрытых акционерных обществ.

Еще раз отметим, что Закон № 99-ФЗ не обязывает АО срочно вносить изменения в учредительные до­кумен­ты. Перерегистрировать ОАО и ЗАО в связи с вступлением в силу новых положений ГК РФ не требуется (п. 10 ст. 3 Закона № 99-ФЗ). Между тем акционерное общество может привести до­кумен­ты в соответствие с новыми нормами ГК РФ и зарегистрировать их. В этом случае государственная пошлина за регистрацию изменений не взимается (п. 12 ст. 3 Закона № 99-ФЗ). По нашему мнению, для приведения до­кумен­тов в соответствие с новыми правилами имеет смысл дождаться поправок в Федеральный закон от 26.12.95 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее — Закон об АО). Этот Закон также будет приведен в соответствие с положениями ГК РФ. Однако на сегодняшний день соответствую­щий законопроект еще даже не внесен в Госдуму. До момента приведения в соответствие с нормами Гражданского кодекса Закон об АО будет действовать постольку, поскольку он не противоречит новым положениям ГК РФ (п. 4 ст. 3 Закона
№ 99-ФЗ).

[2]

Новые положения ГК РФ будут применяться к правоотношениям, возникшим после дня вступления в силу Закона № ­99-ФЗ. Что касается правоотношений, возникших ранее, то новые правила будут применяться к правам и обязанностям, образовавшимся пос­ле 1 сентября 2014 г. С началом осени юридические лица будут создаваться в организационно-правовых формах, которые предусмотрены для них главой 4 ГК РФ, в частности, в форме публичного акционерного общества, непубличного акционерного общества (п. 5 ст. 3 Закона № 99-ФЗ). До 29 августа (30, 31 — выходные) организации по-прежнему можно регистрировать в форме ОАО и ЗАО.

Приведение учредительных до­кумен­тов в соответствие с ГК РФ будет заключаться в первую очередь в изменении названия общества. Публичным акционерным обществам необходимо будет отразить в названии то, что общество является публичным. Кроме того, АО надо будет внести изменения в устав по вопросам, отраженным в ст. 97 ГК РФ (в редакции от 01.09.2014).

Обязательное указание на то, что общество является непуб­личным, ГК РФ не предусмот­рено. Поэтому при приведении в соответствие с новыми нормами учредительных до­кумен­тов ЗАО в названии достаточно указания на то, что организация является акционерным обществом.

Внешние реестродержатели станут обязательными для всех акционерных обществ

Стоит также обратить внимание на обязанность ЗАО, которые были держателями реестра акционеров и вели его самостоятельно, с 1 октября 2014 г. передать ведение реестра лицу, имеющему предусмотренную законом лицензию (лицензию профессионального участника рынка ценных бумаг) в соответствии с п. 2 ст. 149 ГК РФ (п. 5 ст. 3 Федерального закона от 02.07.2013 № 142-ФЗ).

В настоящее время держателем реестра акционеров общества может быть само АО или регистратор (п. 3 ст. 44 Закона об АО). В обществе с числом акционеров более 50 держателем реестра акционеров общества должен быть регистратор. В ЗАО количество акционеров не превышает 50, соответственно, ЗАО вправе самостоятельно вести реестр акционеров, но с 1 октября 2014 г. это правило перестанет действовать и требование о наличии внешнего депозитария станет «тотальным».

Обязанность передачи ведения реестра внешнему регистратору значительно уменьшает привлекательность выбора в качестве организационно-правовой формы закрытого акционерного общества (или с 1 сентября 2014 г. — непубличного акционерного общества).

Ведение реестра внешним регистратором потребует, во-первых, дополнительных финансовых затрат. Отметим, что абонентская плата за ведение реестра акционеров, как правило, разнится в зависимости от количества акционеров. Минимальная абонентская плата на сегодняшний день составляет 2000 руб., средняя — 5000 руб. Помимо финансовых затрат необходимо будет принимать во внимание график работы регистратора и порядок осуществления им различных действий.

За ведение реестра владельцев ценных бумаг эмитентом вопреки установленному законом запрету предусмотрены довольно внушительные административные штрафы. Так, должностное лицо может быть оштрафовано на сумму в размере от 30 000 до 50 000 руб. или дисквалифицировано на срок от одного до двух лет. Размер штрафа для организации составит от 700 000 до 1 000 000 руб. (п. 2 ст. 15.22 КоАП РФ).

Читайте так же:  Свидетельство на право обучения вождению транспортным средством

Стоит ли ЗАО преобразовываться в ООО после 1 сентября?

ЗАО и ООО довольно схожи по правовому статусу. Акции ЗАО не могут обращаться на бирже, доли ООО распределяются только между участниками. По новым правилам акционерные общества, акции которого не имеют свободного обращения, и ООО объединены в группу непубличных хозяйственных обществ.

ЗАО дальше может существовать в виде непубличного акционерного общества или реорганизоваться в ООО.

Сейчас, безусловно, организа­ционно-правовая форма в виде ООО заметно превосходит по популярности ЗАО. Между тем значительное число бизнесменов предпочитают именно ЗАО, чаще всего в связи с довольно простой процедурой выхода учредителя из общества.

Видео (кликните для воспроизведения).

Если акционер ЗАО решает покинуть общество, ему достаточно продать свои акции. При этом акционеры ЗАО пользуются преимущественным правом приобретения продаваемых акций (п. 3 ст. 7 Закона об АО), которое, кстати, непубличное общество может предусмотреть и после 1 сентября. Само ЗАО также может приобрести продаваемые акции. При этом в отличие от ООО, ЗАО, по общему правилу, не обязано приобретать акции акционеров, производить выплаты акционеру и при выходе акционера из состава учредителей имущество самого ЗАО не уменьшается.

В случае выхода участника общества из ООО его доля переходит к обществу. Общество обязано выплатить участнику общества, подавшему заявление о выходе, действительную стои­мость его доли в уставном капитале, определяемую на основании данных бухгалтерской отчетности общества за последний отчетный период, предшествующий дню подачи заявления о выходе из общества, или с согласия этого участника выдать ему в натуре имущество такой же стоимости либо в случае неполной оплаты им доли в уставном капитале — действительную стоимость оплаченной части доли (п. 6.1 ст. 23 Федерального закона от 08.02.98 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», далее — Закон об ООО). Поэтому выход участника из ООО может повлечь уменьшение имущества общества.

Кроме того, выход участника из ООО возможен, только если это предусмотрено уставом (п. 1 ст. 26 Закона об ООО). Устав ООО может либо содержать запрет на выход участника из ООО, либо просто не предусмат­ривать положений о выходе из общества, и это автоматически делает выход участника невозможным.

Также может различаться порядок выплаты учредителям прибыли, полученной обществом. ЗАО выплачивает дивиденды в одинаковом размере, установленном для акций одного типа (п. 1 ст. 42 Закона об АО). Что касается ООО, то, по общему правилу, часть прибыли, предназначенная для распределения между участниками, распределяется пропорционально их долям в уставном капитале общества. Уставом общества при его учреждении или путем внесения в устав изменений по решению общего собрания участников общества, принятому всеми участниками общества единогласно, может быть установлен иной порядок распределения прибыли между участниками общества (п. 2 ст. 28 Закона об ООО).

Таким образом, минусами продолжения деятельности в форме ЗАО (непубличного акционерного общества) являются необходимость ведения реестра акционеров внешним регистратором и значительный административный штраф за нарушение этого правила. Однако при принятии решения о преобразовании ЗАО в ООО могут сыграть роль и иные факторы, потому торопиться с таким решением, вероятно, не стоит.

Какие признаки не говорят о том, что АО, не сменившее наименование, является публичным

В письме от 1 декабря 2014 г. N 06-52/9527 ЦБ разъяснил некоторые аспекты законодательства применительно к акционерным обществам, которые не привели свой тип (открытое или закрытое) в соответствие с новыми требованиями ГК (согласно которым АО могут быть публичными или непубличными).

До приведения устава в соответствие с новой редакцией ГК открытые и закрытые акционерные общества сохраняют свое наименование.

Исходя из признаков, устанавливаемых пунктом 1 статьи 66.3 ГК, публичными являются АО, проводившие публичное размещение акций (эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции) или акции (эмиссионные ценные бумаги, конвертируемые в акции) которых публично обращались на условиях, установленных законами о ценных бумагах, до вступления в силу поправок в ГК.

Вместе с тем, погашение до вступления в силу поправок в ГК указанных ценных бумаг, в отношении которых имело место публичное (путем открытой подписки) размещение или публичное обращение, означает отсутствие у такого АО признаков публичного АО.

Также не является самостоятельным основанием для признания АО публичным наличие проспекта ценных бумаг (проспекта эмиссии ценных бумаг) при отсутствии указанных в пункте 1 статьи 66.3 ГК признаков публичного акционерного общества.

У публичных АО, а также у АО, не являющихся публичными (открытых и закрытых акционерных обществ до приведения их уставов в соответствие с новыми требованиями), которые обязаны раскрывать информацию в соответствии со статьей 30 федерального закона «О рынке ценных бумаг», эта обязанность с 1 сентября 2014 года не прекратилась. При этом сам по себе статус публичного АО не является основанием для возникновения указанной обязанности по раскрытию информации.

После 01.09.2014 как публичное акционерное общество, так и АО, не являющееся публичным, у которых в соответствии с пунктом 4 статьи 30 закона о рынке ценных бумаг есть обязанность по раскрытию информации, вправе обратиться с заявлением об освобождении от указанной обязанности в случае, если они соответствуют требованиям, установленным статьей 30.1 закона о рынке ценных бумаг.

Банк России дал также и некоторые другие разъяснения.

Отнесение общества к ПАО, акции которого публично не обращаются

Относится ли ОАО к публичному, если его акции публично не обращаются?

ОАО создано в ходе приватизации в 1992 году. Согласно Плану приватизации акции распределены следующим образом: 51% — по закрытой подписке, 5% — фонд акционирования работников предприятия, 2,87% — денежный аукцион, 26,12% — чековый аукцион, 15% — инвестиционная программа. Дополнительно закреплено в государственной собственности право «золотая акция». Дополнительных выпусков акций, размещаемых по открытой подписке, не проводилось. Акции ОАО публично не обращаются.

С 01.09.2014 в связи с вступлением в силу ФЗ от 05.05.2014 N 99-ФЗ из ГR HA исключены положения об открытых и закрытых АО. Вместо указанных конструкций вводится дифференцированное регулирование статуса публичных и непубличных АО.

Публичным признается АО, акции и ценные бумаги (конвертируемые в акции) которого публично размещаются (путем открытой подписки) или публично обращаются на условиях, установленных законами о ценных бумагах. Правила о публичных обществах будут применяться также к АОм, устав и фирменное наименование которых содержат указание на то, что общество является публичным (п. 1 ст. 66.3 ГК РФ в редакции ФЗ N 99-ФЗ). АО, которое не отвечает обозначенным признакам, будет признаваться непубличным (п. 2 ст. 66.3 ГК РФ в редакции ФЗ N 99-ФЗ).

Согласно ст. 2 ФЗ от 22.04.1996 N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» размещение акций — это их отчуждение эмитентом первым владельцам, а обращение акций представляет собой заключение гражданско-правовых сделок, влекущих переход прав собственности на акции. При этом публичным признается размещение ценных бумаг путем открытой подписки, в том числе на организованных торгах. Публичное обращение ценных бумаг, в свою очередь, — это обращение ценных бумаг на организованных торгах либо путем предложения их неограниченному кругу лиц, в том числе с использованием рекламы. Не является публичным размещение (обращение) ценных бумаг, предназначенных для квалифицированных инвесторов, на организованных торгах.

Читайте так же:  Обязательное медицинское обследование при приеме на работу

Банк России в письме от 18.08.2014 N 06-52/6680 разъяснил, что признаками ПАО являются публичное размещение или публичное обращение акций и (или) ценных бумаг, конвертируемых в акции, такого акционерного общества, независимо от того, что указанные признаки представляют собой события, срок течения которых либо ограничен (публичное размещение), либо может прекратиться по различным причинам.

Иными словами, признаками ПАО является публичное размещение или публичное обращение акций данного общества (иных его ценных бумаг, конвертируемых в акции), осуществляемое в текущий момент либо имевшее место ранее.

Вместе с тем, одного того факта, что при размещении акций в 1992 году часть этих акций адресовалась неограниченному кругу лиц, недостаточно для того, чтобы в настоящий момент считать общество публичным. Полагаем, что основным признаком, позволяющим судить о публичности/непубличности общества, будет являться публичное обращение его акций (либо отсутствие такого обращения).

В связи с этим отметим, что порядок обращения ценных бумаг регламентирован гл. 6 ФЗ N 39-ФЗ. Согласно п. 2 ст. 27.6 ФЗ N 39-ФЗ публичное обращение эмиссионных ценных бумаг, в том числе их предложение неограниченному кругу лиц (включая использование рекламы), допускается, если иное не предусмотрено указанным Законом, при одновременном соблюдении следующих условий:

1) регистрация проспекта ценных бумаг (проспекта эмиссии ценных бумаг, плана приватизации, зарегистрированного в качестве проспекта эмиссии ценных бумаг), допуск биржевых облигаций или российских депозитарных расписок к организованным торгам с представлением бирже проспекта указанных ценных бумаг либо допуск эмиссионных ценных бумаг к организованным торгам без их включения в котировальные списки;

2) раскрытие эмитентом информации, а в случае допуска к организованным торгам эмиссионных ценных бумаг, в отношении которых не осуществлена регистрация проспекта ценных бумаг, — в соответствии с требованиями организатора торговли (под раскрытием информации понимается обеспечение ее доступности всем заинтересованным в этом лицам независимо от целей ее получения. Раскрытой информацией на рынке ценных бумаг признается информация, в отношении которой проведены действия по ее раскрытию (п. 1 ст. 30 ФЗ N 39-ФЗ)).

В силу п. 2 ст. 14 ФЗ N 39-ФЗ ценные бумаги допускаются к организованным торгам путем осуществления их листинга, представляющего собой включение ценных бумаг организатором торговли в список ценных бумаг, допущенных к организованным торгам для заключения договоров купли-продажи, в том числе включение ценных бумаг биржей в котировальный список (ст. 2 ФЗ N 39-ФЗ). Правила листинга устанавливаются организатором торговли и подлежат регистрации Банком России. По общему правилу, закрепленному в п. 2.1 ст. 14 ФЗ N 39-ФЗ, листинг осуществляется на основании договора с эмитентом ценных бумаг (лицом, обязанным по ценным бумагам).

Исходя из изложенного, представляется, что публичное обращение ценных бумаг возможно только тогда, когда общество само целенаправленно реализует определенную процедуру, имеющую целью выпуск ценных бумаг в свободное обращение. Если этого не сделано, оснований для признания АО публичным, на наш взгляд, нет.

При этом по смыслу изменений, внесенных в ГК РФ ФЗ N 99-ФЗ, АО самостоятельно должно определять свой статус (публичное или непубличное). Чтобы минимизировать возможные неблагоприятные последствия в условиях правовой неопределенности, считаем возможным рекомендовать обществу, которое не планирует осуществлять публичное размещение и публичное обращение акций

  • Дополнительно определить в уставе свой статус как непубличного общества
  • Включить в устав положения о порядке осуществления преимущественного права приобретения размещаемых АО акций либо ценных бумаг, конвертируемых в его акции. Преимущественное право акционеров на покупку акций при их продаже другими акционерами свойственно ЗАО (то есть, в новых терминах, непубличному)
  • Включить в устав положения о запрете реализации акций неограниченному кругу лиц (запрете публичного обращения акций)

В заключение отметим, что правоприменительная практика по заданному вопросу на сегодняшний день еще не сформирована, поэтому изложенная позиция является экспертным мнением.

Текст Котыло Игорь, Золотых Максим, эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Виды услуг от «AAA-Investments LLC»

  • Регистрация компаний (ПАО/АО)
  • Регистрация изменений
  • Изменения УК
  • Изменения в видах деятельности общества (ОКВЭД)
  • Приведение устава ЗАО в соответствие с ФЗ N 312-ФЗ
  • Смена названия, юридического адреса
  • Ликвидация и реорганизация
  • Прочие услуги
  • Внесение в реестр малого предпринимательства г. Москвы

Мы рады видеть Вас среди Клиентов ААА-Инвест!

Вопрос: В соответствии со ст. 66.3 ГК РФ публичным является акционерное общество, акции которого и ценные бумаги которого, конвертируемые в его акции, публично размещаются или публично обращаются на условиях, установленных законами о ценных бумагах. На основании ст. 2 Федерального закона РФ от 22.04.96. N 39-ФЗ одним из признаков публичного обращения ценных бумаг является обращение ценных бумаг путем предложения ценных бумаг неограниченному кругу лиц, в том числе с использованием рекламы. Будет ли признаваться общество публичным в случае, если акционеры будут продавать свои акции третьим лицам, акционерами не являющимся (неограниченному кругу лиц)? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, октябрь 2014 г.)

В соответствии со ст. 66.3 ГК РФ публичным является акционерное общество, акции которого и ценные бумаги которого, конвертируемые в его акции, публично размещаются (путем открытой подписки) или публично обращаются на условиях, установленных законами о ценных бумагах.

В свою очередь, на основании ст. 2 Федерального закона РФ от 22.04.96. N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» одним из признаков публичного обращения ценных бумаг является обращение ценных бумаг путем предложения ценных бумаг неограниченному кругу лиц, в том числе с использованием рекламы.

Будет ли признаваться общество публичным в случае, если акционеры будут продавать свои акции третьим лицам, акционерами не являющимся (неограниченному кругу лиц)?

Как известно, ранее акционерные общества подразделялись на открытые и закрытые. В силу ст. 7 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее — Закон об АО) основное отличие между ними заключалось в наличии или отсутствии возможности открытого размещения и обращения акций. В отличие от открытого закрытое общество не вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции либо иным образом предлагать их для приобретения неограниченному кругу лиц (п. 3 ст. 7 Закона об АО). Акционеры закрытого общества пользуются преимущественным правом приобретения акций, продаваемых другими акционерами этого общества, в то время как в открытом обществе не допускается установление преимущественного права общества или его акционеров на приобретение акций, отчуждаемых акционерами этого общества (п. 2, 3 ст. 7 Закона об АО).

С 1 сентября 2014 года вступил в силу Федеральный закон от 05.05.2014 N 99-ФЗ (далее — Закон N 99-ФЗ), которым вместо конструкций открытого и закрытого акционерных обществ вводится дифференцированное регулирование статуса публичных и непубличных акционерных обществ.

Согласно п. 1 ст. 66.3 ГК РФ публичным является акционерное общество, устав и фирменное наименование которого содержат указание на то, что общество является публичным, а также акционерное общество, акции которого и ценные бумаги которого, конвертируемые в его акции, публично размещаются (путем открытой подписки) или публично обращаются на условиях, установленных законами о ценных бумагах.

Понятия публичного размещения и публичного обращения ценных бумаг раскрываются в ст. 2 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (далее — Закон о рынке ценных бумаг). Под публичным размещением ценных бумаг понимается размещение ценных бумаг путем открытой подписки, в том числе размещение ценных бумаг на организованных торгах. Публичным считается обращение ценных бумаг на организованных торгах или обращение путем предложения их неограниченному кругу лиц, в том числе с использованием рекламы. Обратите внимание, не является публичным, например, обращение ценных бумаг, предназначенных для квалифицированных инвесторов (лица, перечисленные в п. 2 ст. 51.2 Закона о рынке ценных бумаг). Из этого, на наш взгляд, можно сделать вывод, что если круг лиц, среди которых предполагается обращение акций, хоть как-то ограничен, говорить о публичном обращении, а следовательно, и о публичном статусе акционерного общества, не приходится.

Читайте так же:  Юридическая консультация по жилищному праву в хмельницком

Исходя из вышеизложенного, можно прийти к выводу, что предложение, например, конкретного акционера конкретному лицу (не являющемуся акционером) о приобретении его акций не будет являться публичным размещением, поскольку не адресуется неограниченному кругу лиц. При этом, к сожалению, каких-либо официальных разъяснений по этому вопросу нам обнаружить не удалось.

Следует также отметить, что порядок обращения ценных бумаг регламентирован Главой 6 Закона о рынке ценных бумаг. Согласно п. 2 ст. 27.6 Закона о рынке ценных бумаг публичное обращение эмиссионных ценных бумаг, в том числе их предложение неограниченному кругу лиц (включая использование рекламы), допускается, если иное не предусмотрено указанным Законом, при одновременном соблюдении следующих условий:

1) регистрация проспекта ценных бумаг (проспекта эмиссии ценных бумаг, плана приватизации, зарегистрированного в качестве проспекта эмиссии ценных бумаг), допуск биржевых облигаций или российских депозитарных расписок к организованным торгам с представлением бирже проспекта указанных ценных бумаг либо допуск эмиссионных ценных бумаг к организованным торгам без их включения в котировальные списки;

2) раскрытие эмитентом информации, а в случае допуска к организованным торгам эмиссионных ценных бумаг, в отношении которых не осуществлена регистрация проспекта ценных бумаг, — в соответствии с требованиями организатора торговли (под раскрытием информации понимается обеспечение ее доступности всем заинтересованным в этом лицам независимо от целей ее получения. Раскрытой информацией на рынке ценных бумаг признается информация, в отношении которой проведены действия по ее раскрытию (п. 1 ст. 30 Закона о рынке ценных бумаг)).

Исходя из изложенного, представляется, что публичное обращение ценных бумаг возможно только тогда, когда общество само целенаправленно реализует определенную процедуру, имеющую целью выпуск ценных бумаг в свободное обращение. Если опираться на данную точку зрения, публичное размещение и обращение акций — это результат волевых действий общества (регистрация проспекта ценных бумаг, процедура допуска), который не зависит от действий отдельных акционеров. Соответственно, любые последующие действия акционеров, даже связанные с попытками предложить акции неограниченному кругу лиц, не влияют на характеристику публичности (непубличности) отношений. Однако повторимся, ни официальных разъяснений, ни судебной практики по данному вопросу в настоящее время нет.

По смыслу изменений, внесенных в ГК РФ Законом N 99-ФЗ, акционерное общество самостоятельно должно определять свой статус (публичное или непубличное). На публичное общество возлагаются дополнительные обязанности по раскрытию информации. Нарушение требований законодательства, касающихся представления и раскрытия информации на финансовых рынках, грозит привлечением к административной ответственности по ст. 15.19 КоАП РФ.

Чтобы избежать ответственности в условиях правовой неопределенности, считаем возможным порекомендовать обществу, которое не планирует осуществлять публичное размещение и публичное обращение акций:

— дополнительно определить в уставе свой статус как непубличного общества (несмотря на то что Закон N 99-ФЗ такой обязанности не содержит);

[1]

— включить в устав положения о порядке осуществления преимущественного права приобретения размещаемых акционерным обществом акций либо ценных бумаг, конвертируемых в его акции. Как отмечено выше, преимущественное право акционеров на покупку акций при их продаже другими акционерами свойственно закрытому акционерному обществу (то есть непубличному);

— включить в устав положения о запрете реализации акций неограниченному кругу лиц (запрете публичного обращения акций).

В заключение отметим, что правоприменительная практика по заданному Вами вопросу на сегодняшний день еще не сформирована, поэтому изложенная позиция является нашим экспертным мнением.

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

3 октября 2014 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Купить документ Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.

Основные преимущества услуги Правового консалтинга:

Удобство использования — в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.

Гарантия качества — служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.

Оперативность — срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.

Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел «Правовая поддержка» (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.

Видео (кликните для воспроизведения).

Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу «Правовая поддержка» Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.

Источники


  1. Селиванов, Н.А. Справочник следователя; М.: Российское право, 2012. — 320 c.

  2. Кузин, Ф.А. Делайте бизнес красиво; М.: Инфра-М, 2012. — 286 c.

  3. Комаров, С. А. Общая теория государства и права / С.А. Комаров. — М.: Юридический институт, 2001. — 352 c.
  4. Журнал учета проверок юридического лица, индивидуального предпринимателя, проводимых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля. — М.: ДЕАН, 2010. — 872 c.
  5. Торвальд, Ю. Век криминалистики; М.: Прогресс, 2011. — 325 c.
Признаками открытого публичного акционерного общества не являются
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here