Примерные дополнительные профессиональные программы медицинского образования

Полезная информация на тему: "Примерные дополнительные профессиональные программы медицинского образования", собранная из сети и предоставленная в удобном для чтения виде. По всем вопросам - обращайтесь к дежурному юристу.

Содержание

Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования

Селекторное совещание Минобрнауки с подведомственными организациями высшего образования на тему:

«Прием в вузы, организация целевого обучения и последующего трудоустройства выпускников»

Дата проведения: 26.06.2019 г. 11:00.

Проекты документов ДПО

Подраздел находится на стадии разработки! Могут быть сбои!

В этом подразделе представляются проекты документов, которые создаются в настоящее время экспертами для последующего использования в системе ДПО.

Документы создаются в соответствии с требованиями проекта ФЗ «Об образовании в РФ»

Примерные дополнительные профессиональные программы медицинского образования

Дополнительное профессиональное образование в ФГБОУ ВО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова Минздрава России осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ: программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки. Реализация программы повышения квалификации направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации. Реализация программы профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации.

Дополнительное профессиональное образование (ДПО) проводится в соответствии с утвержденным Учебно-производственным планом на год, а также по индивидуальным заявкам медицинских и фармацевтических организаций.

Прием слушателей на обучение по дополнительным профессиональным программам осуществляется за счет средств федерального бюджета или с оплатой стоимости обучения по договорам с юридическими и физическими лицами. Медицинские и фармацевтические работники до прибытия на учебу могут пройти предварительную экспертизу на соответствие их документов нормативно-правовым требованиям по образованию. Для этого им необходимо отправить сканированные копии своих документов по электронной почте в Институт профессионального образования или в деканаты, реализующие программы ДПО, где они планируют обучаться.

Учебный процесс в ГБОУ ВПО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова Минздрава России включает в себя организацию и проведение всех видов аудиторных учебных занятий, в том числе с применением дистанционных образовательных технологий. Самостоятельная работа слушателей является составной частью учебного процесса, и проводится под руководством преподавателей. Консультации являются одной из форм руководства самостоятельной работой слушателей и оказания им помощи в освоении учебного материала. Консультации проводятся регулярно в часы самостоятельной работы и носят в основном индивидуальный характер.

Освоение дополнительных профессиональных образовательных программ завершается итоговой аттестацией. Медицинским и фармацевтическим работникам, успешно освоившим соответствующую дополнительную профессиональную программу и прошедшим итоговую аттестацию, выдаются документы о квалификации: удостоверение о повышении квалификации или диплом о профессиональной переподготовке.

После получения документа о квалификации лица, успешно освоившие сертификационные программы повышения квалификации или программы профессиональной переподготовки могут быть допущены для сдачи сертификационного экзамена.

Примерные дополнительные профессиональные программы медицинского образования

Программа профессиональной переподготовки для врачей по специальности – «Физиотерапия» (504 часа).
Контингент слушателей: врачи при наличии подготовки в интернатуре/ординатуре по одной из специальностей «Авиационная и космическая медицина», «Акушерство и гинекология», «Анестезиология-реаниматология», «Водолазная медицина», «Гематология», «Гериатрия», «Дерматовенерология», «Детская кардиология», «Детская онкология», «Детская урология-андрология», «Детская хирургия», «Детская эндокринология», «Гастроэнтерология», «Инфекционные болезни», «Кардиология», «Колопроктология», «Лечебная физкультура и спортивная медицина», «Мануальная терапия», «Нефрология», «Неврология», «Неонатология», «Нейрохирургия», «Общая врачебная практика (семейная медицина)», «Онкология», «Ортодонтия», «Оториноларингология», «Офтальмология», «Педиатрия», «Пластическая хирургия», «Профпатология», «Психиатрия», «Пульмонология», «Ревматология», «Рентгенэндоваскулярные диагностика и лечение», «Рефлексотерапия», «Сердечно-сосудистая хирургия», «Скорая медицинская помощь», «Стоматология общей практики», «Стоматология хирургическая», «Стоматология терапевтическая», «Стоматология детская», «Стоматология ортопедическая», «Торакальная хирургия», «Терапия», «Травматология и ортопедия», «Урология», «Фтизиатрия», «Хирургия», «Челюстно-лицевая хирургия», «Эндокринология»

Программы повышения квалификации для врачей.
«Физиотерапия» (144 часа).
Контингент слушателей: врачи – физиотерапевты.

Медицинская реабилитация (144 часа).
Медицинская реабилитация в педиатрии (144 часа).
Контингент слушателей.
Врачи клинических специальностей (имеющие стаж работы по специальности не менее 3-х лет): Акушерство и гинекология, Гастроэнтерология, Гематология, Гериатрия, Дерматовенерология, Детская кардиология, Детская онкология, Детская урология-андрология, Детская хирургия, Детская эндокринология, Диабетология, Диетология, Кардиология, Колопроктология, Лечебная физкультура и спортивная медицина, Мануальная терапия, Неврология, Нейрохирургия, Неонатология, Нефрология, Общая врачебная практика (семейная медицина), Онкология, Ортодонтия, Оториноларингология, Офтальмология, Педиатрия, Пластическая хирургия, Профпатология, Психиатрия, Психиатрия-наркология, Психотерапия, Пульмонология, Ревматология, Сексология, Сердечно-сосудистая хирургия, Стоматология общей практики, Стоматология детская, Стоматология ортопедическая, Стоматология терапевтическая, Стоматология хирургическая, Сурдология-оториноларингология, Терапия, Токсикология, Торакальная хирургия, Травматология и ортопедия, Урология, Физиотерапия, Фтизиатрия, Функциональная диагностика, Хирургия, Челюстно-лицевая хирургия, Эндокринология.

Примерные дополнительные профессиональные программы медицинского образования и фармацевтического образования

Материал опубликован 23 марта 2016 в 10:38.
Обновлён 29 января 2017 в 21:58.

Паспорт набора данных (Количество загрузок: 1914). Скачать .csv

Комментарии: 0

© 2019 Министерство здравоохранения Российской Федерации

Читайте так же:  Уведомление об изменении сроков выплаты заработной платы

Все материалы, находящиеся на сайте охраняются в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об авторском праве и смежных правах.

Примерные дополнительные профессиональные программы медицинского образования и фармацевтического образования

Материал опубликован 23 марта 2016 в 10:38.
Обновлён 29 января 2017 в 21:58.

Паспорт набора данных (Количество загрузок: 1914). Скачать .csv

Комментарии: 0

© 2019 Министерство здравоохранения Российской Федерации

Все материалы, находящиеся на сайте охраняются в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об авторском праве и смежных правах.

Статья 82 Особенности реализации профессиональных образовательных программ медицинского образования и фармацевтического образования

1. Подготовка медицинских работников и фармацевтических работников осуществляется путем реализации следующих профессиональных образовательных программ медицинского образования и фармацевтического образования:

1) образовательные программы среднего профессионального образования;

2) образовательные программы высшего образования;

3) дополнительные профессиональные программы.

2. Реализация профессиональных образовательных программ медицинского образования и фармацевтического образования обеспечивает непрерывное совершенствование профессиональных знаний и навыков в течение всей жизни, а также постоянное повышение профессионального уровня и расширение квалификации.

3. Примерные дополнительные профессиональные программы медицинского образования и фармацевтического образования разрабатываются и утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

4. Практическая подготовка лиц, получающих среднее медицинское образование или среднее фармацевтическое образование либо высшее медицинское образование или высшее фармацевтическое образование, а также дополнительное профессиональное образование, обеспечивается путем их участия в осуществлении медицинской деятельности или фармацевтической деятельности в соответствии с образовательными программами и организуется:

1) в образовательных и научных организациях, осуществляющих медицинскую деятельность или фармацевтическую деятельность (клиники);

2) в медицинских организациях, в том числе медицинских организациях, в которых располагаются структурные подразделения образовательных и научных организаций (клиническая база);

3) в организациях, осуществляющих производство лекарственных средств, организациях, осуществляющих производство и изготовление медицинских изделий, аптечных организациях, судебно-экспертных учреждениях и иных организациях, осуществляющих деятельность в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации.

6. Практическая подготовка обучающихся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, финансовое обеспечение которой осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) местных бюджетов, в государственных и муниципальных организациях, указанных в части 5 настоящей статьи, и использование необходимого для практической подготовки обучающихся имущества этих организаций осуществляются на безвозмездной основе.

7. Участие обучающихся по основным профессиональным образовательным программам и дополнительным профессиональным программам в оказании медицинской помощи гражданам и в фармацевтической деятельности осуществляется в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

8. Порядок организации и проведения практической подготовки обучающихся по профессиональным образовательным программам медицинского образования, фармацевтического образования устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

9. Подготовка по программам ординатуры обеспечивает приобретение обучающимися необходимого для осуществления профессиональной деятельности уровня знаний, умений и навыков, а также квалификации, позволяющей занимать определенные должности медицинских работников, фармацевтических работников.

10. Обучение по программам ординатуры осуществляется в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

11. Федеральными государственными образовательными стандартами по определенным специальностям и (или) направлениям подготовки ординатуры может предусматриваться возможность поэтапного (дискретного) обучения, в рамках которого по завершении освоения отдельных этапов (циклов) обучающийся вправе пройти итоговую аттестацию (государственную итоговую аттестацию) с присвоением ему квалификации, позволяющей занимать определенную должность медицинского работника или должность фармацевтического работника.

12. Порядок приема граждан на обучение по программам ординатуры устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

13. К педагогической деятельности по образовательным программам высшего медицинского образования или высшего фармацевтического образования, а также дополнительным профессиональным программам для лиц, имеющих высшее образование, допускаются в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, имеющие высшее медицинское образование или высшее фармацевтическое образование и прошедшие обучение в ординатуре или интернатуре работники медицинских и научных организаций, организаций, осуществляющих производство лекарственных средств, организаций, осуществляющих производство и изготовление медицинских изделий, аптечных организаций, судебно-экспертных учреждений и иных организаций, осуществляющих деятельность в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации.

14. К педагогической деятельности по образовательным программам среднего медицинского образования или среднего фармацевтического образования, а также дополнительным профессиональным программам для лиц, имеющих среднее профессиональное образование, допускаются в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, имеющие среднее или высшее медицинское образование либо среднее или высшее фармацевтическое образование и прошедшие соответствующую подготовку по программам дополнительного профессионального образования либо обучение в ординатуре или интернатуре работники медицинских организаций и научных организаций, организаций, осуществляющих производство лекарственных средств, организаций, осуществляющих производство и изготовление медицинских изделий, аптечных организаций, судебно-экспертных учреждений и иных организаций, осуществляющих деятельность в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации.

Читайте так же:  До скольки лет платят алименты на ребенка

Особенности реализации профессиональных образовательных программ медицинского образования и фармацевтического образования

Подготовка медицинских работников и фармацевтических работников осуществляется путем реализации следующих профессиональных образовательных программ медицинского образования и фармацевтического образования:

  • 1) образовательные программы ССПО;
  • 2) образовательные программы высшего образования;
  • 3) дополнительные профессиональные программы.

Реализация профессиональных образовательных программ медицинского образования и фармацевтического образования обеспечивает:

  • — непрерывное совершенствование профессиональных знаний и навыков в течение всей жизни;
  • — постоянное повышение профессионального уровня и расширение квалификации.

Примерные дополнительные профессиональные программы медицинского образования и фармацевтического образования разрабатываются и утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (далее -федеральным органом).

Практическая подготовка лиц, получающих среднее медицинское образование или среднее фармацевтическое образование либо высшее медицинское образование или высшее фармацевтическое образование, а также дополнительное профессиональное образование, обеспечивается путем их участия в осуществлении медицинской деятельности или фармацевтической деятельности в соответствии с образовательными программами и организуется:

  • 1) в образовательных и научных организациях, осуществляющих медицинскую деятельность или фармацевтическую деятельность (клиники);
  • 2) в медицинских организациях, в т.ч. медицинских организациях, в которых располагаются структурные подразделения образовательных и научных организаций (клиническая база);
  • 3) в организациях, осуществляющих производство лекарственных средств, организациях, осуществляющих производство и изготовление медицинских изделий, аптечных организациях, судебно-экспертных учреждениях и иных организациях, осуществляющих деятельность в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации.

Организация практической подготовки обучающихся осуществляется на основании договора, заключенного между образовательной или научной организацией и медицинской организацией либо организацией, осуществляющей производство лекарственных средств, организацией, осуществляющей производство и изготовление медицинских изделий, аптечной организацией, судебно-экспертным учреждением или иной организацией, осуществляющей деятельность в сфере охраны здоровья.

Договор должен содержать:

  • — положения, определяющие порядок и условия использования имущества сторон договора, необходимого для организации практической подготовки, участия обучающихся, работников образовательных организаций, работников научных организаций в медицинской деятельности или фармацевтической деятельности;
  • — порядок их участия в оказании медицинской помощи гражданам;
  • — порядок участия работников медицинских организаций, организаций, осуществляющих производство лекарственных средств, организаций, осуществляющих производство и изготовление медицинских изделий, аптечных организаций, судебно-экспертных учреждений или иных организаций, осуществляющих деятельность в сфере охраны здоровья, в образовательной деятельности.

Практическая подготовка обучающихся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, финансовое обеспечение которой осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и (или) местных бюджетов, в государственных и муниципальных организациях, указанных в части пятой ст. 82 Федерального закона № 273-ФЗ, и использование необходимого для практической подготовки обучающихся имущества этих организаций осуществляются на безвозмездной основе.

Участие обучающихся по основным профессиональным образовательным программам и дополнительным профессиональным программам в оказании медицинской помощи гражданам и в фармацевтической деятельности осуществляется в порядке, установленном федеральным органом.

Порядок организации и проведения практической подготовки обучающихся по профессиональным образовательным программам медицинского образования, фармацевтического образования устанавливается федеральным органом.

Подготовка по программам ординатуры обеспечивает приобретение обучающимися необходимого для осуществления профессиональной деятельности уровня знаний, умений и навыков, а также квалификации, позволяющей занимать определенные должности медицинских работников, фармацевтических работников.

Обучение по программам ординатуры осуществляется в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, по согласованию с федеральным органом.

Федеральными государственными образовательными стандартами по определенным специальностям и (или) направлениям подготовки ординатуры может предусматриваться возможность поэтапного (дискретного) обучения, в рамках которого по завершении освоения отдельных этапов (циклов) обучающийся вправе пройти итоговую аттестацию (государственную итоговую аттестацию) с присвоением ему квалификации, позволяющей занимать определенную должность медицинского работника или должность фармацевтического работника.

Порядок приема граждан на обучение по программам ординатуры устанавливается федеральным органом по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

К педагогической деятельности по образовательным программам высшего медицинского образования или высшего фармацевтического образования, а также дополнительным профессиональным программам для лиц, имеющих высшее образование, допускаются в порядке, установленном федеральным органом, имеющие высшее медицинское образование или высшее фармацевтическое образование и прошедшие обучение в ординатуре или интернатуре работники медицинских и научных организаций, организаций, осуществляющих производство лекарственных средств, организаций, осуществляющих производство и изготовление медицинских изделий, аптечных организаций, судебно-экспертных учреждений и иных организаций, осуществляющих деятельность в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации.

Читайте так же:  Программа государственной поддержки малого предпринимательства

К педагогической деятельности по образовательным программам среднего медицинского образования или среднего фармацевтического образования, а также дополнительным профессиональным программам для лиц, имеющих среднее профессиональное образование, допускаются в порядке, установленном федеральным органом, имеющие среднее или высшее медицинское образование либо среднее или высшее фармацевтическое образование и прошедшие соответствующую подготовку по программам дополнительного профессионального образования либо обучение в ординатуре или интернатуре работники медицинских организаций и научных организаций, организаций, осуществляющих производство лекарственных средств, организаций, осуществляющих производство и изготовление медицинских изделий, аптечных организаций, судебно-экспертных учреждений и иных организаций, осуществляющих деятельность в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации.

Образовательная программа дополнительного образования детей «Основы медицинских знаний»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 15 имени »

на педагогическом совете школы Директор школы № 15

№ 5 от 01.01.2001. _____________

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«Основы медицинских знаний»

Возраст обучающихся 15 – 17 лет

Срок реализации программы – 1 год

Программа «Основы медицинских знаний» разработана и допущена Министерством образования и науки Российской Федерации.

Данная программа оформлена в соответствии с письмом Министерства Образования и науки РФ от 01.01.2001 года № 06 – 1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей» и реализуется в муниципальном автономном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 15 имени ».

Образовательная программа объединения «Основы медицинских знаний» имеет естественнонаучную направленность, и предполагает углубленный уровень освоения.

Актуальность программы заключается в том, что проблема здоровья подростков имеет острую социальную значимость. Потеря здоровья у молодых девушек и юношей становится угрозой для здоровья нации, что не может не сказаться на демографическом потенциале страны. Вот почему охрана здоровья – важная государственная задача.

Родителей, педагогов тревожит проблема ухудшения здоровья подрастающего поколения: распространение среди подростков вредных привычек, а «болезни поведения» стали проблемой современности. Важно, чтобы просвещение подростков было своевременным, поэтому необходимо вовремя сформировать положительное отношение к здоровому образу жизни, научить понимать ответственность за своё поведение и здоровье.

Видео (кликните для воспроизведения).

Педагогическая целесообразность программы обусловлена тем, что программа направлена на расширение знаний по гигиене и санитарии и способствует осознанному выбору будущей профессии, сохранению и укреплению здоровья подрастающего поколения.

Цель: расширение знаний по биологии и медицине и использование этих знаний для оказания первой медицинской помощи.

Для достижения данной цели формируются следующие задачи:

· обучить основам гигиенических знаний;

· обучить навыкам оказания первой медицинской помощи;

· обучить практическим умениям и навыкам в области санитарии и гигиены;

· развить стремление обучающихся к здоровому образу жизни;

· развить умение наблю­дать, анализировать;

· развить способность применять полученные знания и умения в самостоятельной работе;

· воспитать терпение, наблюдательность, умение доводить работу до конца;

· воспитать физически крепкое молодое поколение с гармоническим развитием физических и духовных качеств.

Организационно-педагогические основы обучения.

Содержание, структура программы соответствует возрастным особенностям подростков, т. к. в этот период перед обучающимися стоит много проблем, касающихся их здоровья. При этом учитываются интересы детей и знания по данному предмету.

Возраст детей участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы 15-17 лет.

Сроки реализации образовательной программы – 1 год обучения.

· 1 год обучения – 1 час в неделю, 32 учебных часа в год;

Формы и режим занятий. Содержание программы ориентировано на добровольные одновозрастные группы детей:

1 год обучения наполняемость – до 15 человек.

Наполняемость учебных групп выдержана в соответствие с Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ «Об утверждении санитарно-эпидимиологических требований к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях» СанПин 2.4от 01.01.2001.

В целом состав групп остается постоянным. Однако состав группы может изменяться по следующим причинам:

· обучающиеся могут быть отчислены при условии систематического непосещения учебных занятий;

· смена места жительства, противопоказания по здоровью и в других случаях.

Ведущей формой организации обучения является групповая.

Наряду с групповой формой работы, осуществляется индивидуализация процесса обучения и применение дифференцированного подхода к обучающим, так как в связи с их индивидуальными способностями, результативность в усвоении учебного материала может быть различной.

Дифференцированный подход поддерживает мотивацию к предмету и способствует творческому росту обучающихся.

Ожидаемый результат и способы определения их результативности.

По окончании обучающийся должен знать:

· понятия «санитария» и «гигиена» как профилактические области медицины;

· понятие «здоровый образ жизни»;

· способы сохранения здоровья;

· основы гигиенических знаний;

Обучающийся должен уметь:

·самостоятельно работать со справочной и научно-популярной литературой;

·применять полученные знания и умения в самостоятельной работе;

·оказывать первую медицинскую помощь;

Способами определения результативности реализации данной программы являются организация и проведение тестирования, анкетирования, опросов.

Формами подведения итогов реализации данной программы являются:

· защита исследовательских работ;

· участие в городских и областных конкурсах, фестивалях.

Программы обучения медицинских работников

Для врачей

Для среднего медицинского персонала

© 2019 Академия Медицинского Образования

Акция! БЕСПЛАТНЫЕ 36 БАЛЛОВ НМО для врачей! Получите бесплатно по вашим специальностям баллы НМО и курс повышения квалификации в 2019 году. Очно-заочно, дистанционно.
Показать подробности

Читайте так же:  Как развестись с женой, если есть дети

Акция действует только для врачей, поступивших на курсы профессиональной переподготовки до конца декабря 2018 г.

Какие баллы НМО можно получить?

Вы сможете получить бесплатно баллы НМО в следующем 2019 году по ВСЕМ вашим специальностям: вашей основной или той, по которой прошли переподготовку. Все циклы будут проходить с применением дистанционных технологий, поэтому баллы смогут получить даже жители отдаленных регионов.

Дополнительное профессиональное образование медицинского персонала

Система дополнительного образования

Дополнительное профессиональное образование (далее по тексту — ДПО) — это процесс обучения медицинского персонала по дополнительным образовательным программам за пределами основных образовательных программ.

В Российской Федерации существует три основных вида ДПО:

[1]

  • Повышение квалификации;
  • Стажировка;
  • Профессиональная переподготовка.

Повышение квалификации и профессиональная переподготовка медицинского персонала осуществляются согласно Приказу Минздрава России от 03.08.2012 № 66н «Об утверждении Порядка и сроков совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных и научных организациях» (далее по тексту — Приказ № 66н).

Повышение квалификации медицинского персонала

Повышение квалификации — вид ДПО, направленный на обновление теоретических и практических знаний медицинского персонала в связи с повышением требований к уровню квалификации и необходимостью освоения современных методов решения профессиональных задач и не завершающийся повышением уровня (ступени) образования.

Повышение квалификации проводится не реже чем один раз в пять лет (п. 4 Приказа № 66н).

Повышение квалификации включает в себя следующие виды обучения:

  • Краткосрочное (не менее 72 часов) тематическое обучение по вопросам конкретного вида деятельности, которое проводится по месту основной работы специалистов и заканчивается сдачей соответствующего экзамена, зачета или защитой реферата;
  • Тематические и проблемные семинары (от 72 до 100 часов);
  • Длительное (свыше 100 часов) обучение специалистов в образовательном учреждении повышения квалификации для углубленного изучения актуальных проблем науки, техники, технологии и других проблем по профилю профессиональной деятельности.

Профессиональная переподготовка медицинских работников

Профессиональная переподготовка (далее — переподготовка) — вид ДПО, направленный на освоение обучающимися образовательных программ для выполнения нового вида работы или группы работ. Переподготовка не обеспечивает получения нового уровня образования в соответствии с государственными образовательными стандартами, но она дает возможность изменить направление профессиональной деятельности на уже имеющемся уровне образования.

По результатам прохождения профессиональной переподготовки специалисты получают диплом государственного образца, удостоверяющий их право (квалификацию) вести профессиональную деятельность в определенной сфере. Направление профессиональной переподготовки определяется заказчиком по согласованию с образовательным учреждением повышения квалификации.

Профессиональная переподготовка осуществляется также для расширения квалификации медицинского персонала в целях их адаптации к новым экономическим и социальным условиям и ведения новой профессиональной деятельности, в том числе с учетом международных требований и стандартов.

[3]

В результате профессиональной переподготовки специалисту может быть присвоена дополнительная квалификация на базе полученной специальности. Профессиональная переподготовка для получения дополнительной квалификации проводится путем освоения дополнительных профессиональных образовательных программ.

Стажировка

Стажировка — форма повышения квалификации или переподготовки с помощью непосредственного участия обучающегося в соответствующей трудовой деятельности медицинского персонала. Стажировка может осуществляться без предварительного обучения.

В системе ДПО стажировка может быть как самостоятельным видом дополнительного профессионального образования, так и одним из разделов учебного плана при повышении квалификации и переподготовке специалистов.

Дополнительное образование среднего персонала медицинского учреждения

Ещё одним важным документом, касающимся повышения квалификации среднего медицинского персонала , является Приказ Минздрава РФ от 05.06.1998 № 186 «О повышении квалификации специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием». Этим документом закреплён Перечень циклов специализации и усовершенствования в системе дополнительного образования среднего медицинского персонала.

Названный Перечень в виде таблицы содержит информацию о периодичности (не реже 1 раза в 5 лет), продолжительности и виде постдипломного образования по окончании определённой тематики циклов. Одна или несколько тематик для повышения квалификации установлена для определённых категорий специалистов и должностей работников со средним медицинским или фармацевтическим образованием.

Однако стоит не забывать, что упомянутый Приказ Минздрава № 186 не имеет статуса нормативного правового документа, поэтому требования некоторых должностных лиц органов надзора, касающиеся его точного исполнения, не являются правомерными.

Основные требования к организации ДПО

Сроки, формы, содержание и технология обучения медицинского персонала по программам дополнительного профессионального образования определяются образовательными и научными организациями, реализующими соответствующую образовательную программу, самостоятельно с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов среднего и высшего профессионального образования, федеральных государственных требований к программам послевузовского профессионального образования по соответствующему направлению подготовки (специальности).

Необходимость прохождения работниками повышения квалификации, профессиональной переподготовки и стажировки устанавливается работодателем.

Профессиональная переподготовка проводится в обязательном порядке для работников, планирующих выполнение нового вида медицинской деятельности.

Повышение квалификации, профессиональная переподготовка и стажировка работников проводятся главным образом с отрывом от работы, с частичным отрывом от работы и по индивидуальным формам обучения.

Читайте так же:  Увеличение исковых требований в гражданском процессе образец

Продолжительность стажировки устанавливается работодателем, направляющим работника на обучение, исходя из ее целей и по согласованию с руководителем образовательной или научной организации, где она проводится.

Новые правила проведения ДПО

Стоит отметить, что на смену Постановлению Правительства РФ от 26.06.1995. № 610 «Об утверждении типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов» пришел новый Приказ Минобрнауки России от 01.07.2013 № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам«.Он внес ряд изменений в правила организации ДПО, в частности сократил минимальное количество часов обучения в рамках повышения квалификации (ПК) и профессиональной переподготовки (ПП). Теперь они составляют: минимум 16 часов для ПК и 250 часов — для ПП. Однако, данные правила «не работают» в рамках ДПО в сфере здравоохранения. Это очевидно подтверждается новыми образовательными программами, издаваемыми Приказами Минздрава России, начиная с 2014 года (например, Приказ Минздрава России от 22.01.2014 № 36н «Об утверждении примерных дополнительных профессиональных программ медицинского образования по специальности „Гериатрия“»).

Критерии профессионального роста

Соотнести уровень профессиональной подготовки врача с существующими требованиями к его квалификации можно на основании следующих нормативных документов:
  • Квалификационных требований, утвержденных Приказом Минздрава России от 08.10.2015 № 707н «Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки «Здравоохранение и медицинские науки», начавших действовать с 07.11.2015 (ранее действовал Приказ Минздравсоцразвития России от 07.07.2009 № 415н «Об утверждении Квалификационных требований к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения»);
  • Квалификационных характеристик медработников, предусмотренных Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 № 541н ;
  • Приказа Минздрава СССР от 21.07.1988 № 579 «Об утверждении квалификационных характеристик врачей-специалистов».

Правила приема на обучение по программам ДПО

Зачисление на обучение по программам дополнительного профессионального образования (ДПО) проводится в соответствии с ежегодно утверждаемыми образовательными и научными организациями правилами приема (п. 6 Приказа № 66н).

В силу п. 8 Приказа о дополнительном профессиональном образовании медицинских работников № 66н обучение по программам ДПО работников, имеющих среднее и (или) высшее медицинское образование, не соответствующее квалификационным характеристикам и квалификационным требованиям, но имеющих непрерывный стаж практической работы по соответствующей медицинской специальности более пяти лет, организуется 1 :

Группа Стаж работы по специальности Нормативное количество часов
1 Для специалистов, имеющих стаж работы по специальности десять лет и более При любой форме обучения — от 100 до 500 часов аудиторных занятий
2 Для специалистов, имеющих стаж работы по специальности от пяти до десяти лет При любой форме обучения — свыше 500 часов аудиторных занятий

Условия зачисления на программы дополнительного профессионального образования

Условиями зачисления работников в образовательную или научную организацию для обучения по программам дополнительного профессионального образования являются:

  • Личное заявление работника;
  • Наличие документов, подтверждающих соответствие уровня профессионального образования квалификационным требованиям, предъявляемым к соответствующим специалистам с медицинским образованием (квалификационным требованиям к медработникам);
  • Наличие документов, подтверждающих непрерывный стаж практической работы по соответствующей медицинской специальности более 5 лет (для медицинского персонала по таблице).

Результаты обязательной итоговой аттестации

По результатам обязательной итоговой аттестации медицинскому персоналу:
  • Успешно завершившему освоение программы ДПО в виде повышения квалификации, выдается свидетельство о повышении квалификации;
  • Успешно завершившему освоение программы ДПО в виде профессиональной переподготовки, выдается диплом о профессиональной переподготовке;
Видео (кликните для воспроизведения).

Работники же, указанные в п. 8 Приказа № 66н, могут продолжать профессиональную деятельность по соответствующей медицинской специальности.

Источники


  1. Договор мены. Официальные разъяснения, судебная практика и образцы документов. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2013. — 698 c.

  2. Пикалов И. А. Уголовное право. Особенная часть; Эксмо — Москва, 2011. — 560 c.

  3. Пучинский, В. К. Пересмотр судебных постановлений в порядке надзора в советском гражданском процессе: моногр. / В.К. Пучинский. — М.: Юридический факультет Санкт-Петербургского государственного университета, 2015. — 192 c.
  4. Гойко, Л.Ф. Судебные были; К.: Украина, 2012. — 208 c.
  5. Панов, А.Б. Административная ответственность юридических лиц. Монография / А.Б. Панов. — М.: Норма, 2016. — 651 c.
Примерные дополнительные профессиональные программы медицинского образования
Оценка 5 проголосовавших: 1

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here