Представление судьи по делу об административном правонарушении

Полезная информация на тему: "Представление судьи по делу об административном правонарушении", собранная из сети и предоставленная в удобном для чтения виде. По всем вопросам - обращайтесь к дежурному юристу.

Статья 29.13. Представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения

Статья 29.13. Представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения

1. Анализ правил ч. 1 ст. 29.13 показывает, что:

1) судья, орган, должностное лицо обязаны вносить представления (письменные, принятые в форме такого процессуального документа, как представление по делу об административном правонарушении). Таким образом, анализ ст. 29.13 и 17.4 позволяет сделать вывод, что мы имеем дело с самостоятельным процессуальным документом, который имеет силу судебного акта (если принимается судьей) либо акта, принимаемого уполномоченным органом, должностным лицом. Дело в том, что правила ст. 29.13 императивны;

2) указанная выше обязанность возникает у судьи, органа, должностного лица постольку, поскольку он:

а) рассматривает дело об административном правонарушении;

б) устанавливает при этом причины и условия, способствовавшие совершению административного правонарушения. Если таких причин и условий не обнаружено, обязанность вносить представление не возникает;

3) представление о принятии упомянутых мер судьей, органом, должностным лицом вносится лишь:

а) в соответствующие организации (например, органы местного самоуправления);

б) соответствующим должностным лицам. В практике возникает вопрос: вправе ли судья, орган, должностное лицо внести представление (например, в связи с рассмотрением дела об административном правонарушении, совершенном, например, работниками) такому работодателю, как индивидуальный предприниматель? Систематическое толкование ст. 2.4 (относящей для целей КоАП к должностным лицам и индивидуальных предпринимателей) и ст. 29.13 позволяет ответить на этот вопрос положительно.

2. Применяя правила ч. 2 ст. 29.13, нужно иметь в виду следующее:

1) организации и должностные лица (в т.ч. индивидуальные предприниматели с учетом правил ст. 2.4) обязаны рассмотреть представление об устранении причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений. Иначе говоря, они не могут игнорировать этот акт, вынесенный судьей, органом, должностным лицом;

2) срок рассмотрения представления не может превышать одного календарного месяца (т.е. и нерабочие дни не подлежат исключению из подсчета). Отсчет этого срока начинается со следующего дня после даты получения представления организацией и должностным лицом. Более того, в этот же срок организация (должностное лицо) обязана принять необходимые меры (по устранению причин и условий совершения административного правонарушения) и сообщить о них судье, органу или должностному лицу;

3) оставление представления без рассмотрения либо непринятие мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению правонарушения, признается административным правонарушением и влечет административный штраф в размере от 500 до 1000 руб.

См. об этом также коммент. к ст. 17.4. О том, что предусмотренные в ст. 29.13 представления могут быть обжалованы см. п. 20.1 Пост. N 10.

Глава 29. Рассмотрение дела об административном правонарушении (ст.ст. 29.1 — 29.14)

Глава 29. Рассмотрение дела об административном правонарушении

>
Подготовка к рассмотрению дела об административном правонарушении
Содержание
Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ)

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Образцы документов для работы Административной комиссии

1) Акт об отказе от получения постановления о назначения наказания по делу об административном правонарушении. Скачать>>>

2) Заявление о возбуждении исполнительного производства . Скачать>>>

3) Определение о возвращении протокола об административном

правонарушении и других материалов по делу . Скачать>>>

4) Определение о вызове лиц (а) по делу об административном правонарушении. Скачать>>>

5) Определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении . Скачать>>>

6) Определение о передаче протокола об административном правонарушении и других материалов дела на рассмотрение по подведомственности . Скачать>>>

7) Постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении . Скачать>>>

[1]

8) Определение о приводе физического лица (законного представителя юридического лица), в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении . Скачать>>>

9) Определение о приостановлении исполнения постановления о наложении штрафа по делу об административном правонарушении . Скачать>>>

10) Определение о продлении срока рассмотрения дела об административном правонарушении . Скачать>>>

11) Определение о рассрочке исполнения постановления о наложении штрафа по делу об административном правонарушении . Скачать>>>

12) Определение об исправлении описок, опечаток и арифметических ошибок . Скачать>>>

13) Определение об истребовании дополнительных необходимых материалов по делу об административном правонарушении . Скачать>>>

14) Определение об отказе в удовлетворении ходатайства . Скачать>>>

15) Определение об отложении рассмотрения дела об административном правонарушении . Скачать>>>

16) Определение об отсрочке исполнения постановления о наложении штрафа по делу об административном правонарушении . Скачать>>>

17) Постановление о назначении административного наказания . Скачать>>>

18) Постановление о прекращении исполнения постановления по делу об административном правонарушении о назначении административного наказания . Скачать>>>

19) Представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения. Скачать>>>

20) Протокол о рассмотрении административной комиссией дела об административном правонарушении . Скачать>>>

21) Протокол об административном правонарушении в отношении юридического лица . Скачать>>>

22) Расписка об ознакомлении с правами и обязанностями . Скачать>>>

Полный комплект образцов документов (rar). Скачать>>>

Статья 29.13. Представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения

Статья 29.13. Представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения

См. комментарии к статье 29.13 КоАП РФ

1. Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий.

2. Организации и должностные лица обязаны рассмотреть представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в течение месяца со дня его получения и сообщить о принятых мерах судье, в орган, должностному лицу, внесшим представление.

Читайте так же:  Ходатайство о восстановлении пропущенного срока кассационной жалобы

См. Порядок внесения представлений органами федеральной службы безопасности и пограничными войсками, утвержденный приказом ФСБ РФ от 13 марта 2004 г. N 162

Представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения

Согласно статье 29.13 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий.

Организации и должностные лица обязаны рассмотреть представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в течение месяца со дня его получения и сообщить о принятых мерах судье, в орган, должностному лицу, внесшим представление.

3. Пересмотр постановлений и решений по делам об административном правонарушении.

Постановление по делу может быть обжаловано лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевшим, их законными представителями, законным представителем юридического лица, защитником и представителем.

Подается жалоба на постановление по делу:

1. вынесенное судьей — в вышестоящий суд;

2. вынесенное коллегиальным органом — в районный суд по месту нахождения коллегиального органа;

3. вынесенное должностным лицом — в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела. В случае если жалоба на постановление по делу об административном правонарушении поступила в суд и в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, ее рассматривает суд;

4. вынесенное иным органом, созданным в соответствии с законом субъекта РФ, — в районный суд по месту рассмотрения дела.

Постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подается судье, в орган, должностному лицу, которыми вынесено постановление по делу и которые обязаны в течение трех суток со дня поступления жалобы направить ее со всеми материалами дела в соответствующий суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу.

Жалоба на постановление судьи о назначении административного наказания в виде административного ареста подлежит направлению в вышестоящий суд в день получения жалобы. В случае если рассмотрение жалобы не относится к компетенции судьи, должностного лица, которым обжаловано постановление по делу об административном правонарушении, жалоба направляется на рассмотрение по подведомственности в течение трех суток. Жалоба на постановление по делу государственной пошлиной не облагается.

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления. В случае пропуска этого срока он по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу. Об отклонении ходатайства о восстановлении срока обжалования постановления по делу об административном правонарушении выносится определение.

При подготовке к рассмотрению жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья, должностное лицо:

· выясняют, имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения жалобы данными судьей, должностным лицом, а также обстоятельства, исключающие производство по делу;

· разрешают ходатайства, при необходимости назначают экспертизу, истребуют дополнительные материалы, вызывают лиц, участие которых признано необходимым при рассмотрении жалобы;

· направляют жалобу со всеми материалами дела на рассмотрение по подведомственности, если ее рассмотрение не относится к компетенции соответствующих судьи, должностного лица.

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подлежит рассмотрению в 10-дневный срок со дня ее поступления со всеми материалами дела в суд, орган, должностному лицу, правомочным рассматривать жалобу. Жалоба на постановление об административном аресте подлежит рассмотрению в течение суток с момента подачи жалобы, если лицо, привлеченное к административной ответственности, отбывает административный арест.

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении рассматривается судьей либо должностным лицом единолично.

При рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении:

· объявляется, кто рассматривает жалобу, какая жалоба подлежит рассмотрению, кем подана жалоба;

· устанавливается явка физического лица или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых вынесено постановление по делу, а также явка вызванных для участия в рассмотрении жалобы лиц;

· проверяются полномочия законных представителей физического или юридического лица, защитника и представителя;

· выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении жалобы в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения жалобы;

· разъясняются права и обязанности лиц, участвующих в рассмотрении жалобы;

· разрешаются заявленные отводы и ходатайства; оглашается жалоба на постановление по делу об административном правонарушении;

· проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления;

· в случае участия прокурора в рассмотрении дела заслушивается его заключение.

По результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из пяти возможных решений.

1. Об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения.

2. Об изменении постановления. При этом не может быть усилено административное наказание или иным образом ухудшено положение лица, в отношении которого вынесено постановление.

3. Об отмене постановления и о прекращении производства по делу. Такое решение может быть принято в случае:

а) малозначительности совершенного правонарушения и возможности в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ освобождения от административной ответственности;

б) наличия обстоятельств, исключающих, согласно ст. 24.5 КоАП РФ, производство по делу об административном правонарушении;

в) недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

4. Об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело. Такое решение принимается:

а) в случае существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело;

б) в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания.

Читайте так же:  Сведения о величине индивидуального пенсионного коэффициента ипк

5. Об отмене постановления и о направлении дела на рассмотрение по подведомственности, если при рассмотрении жалобы установлено, что постановление было вынесено неправомочными судьей, органом, должностным лицом.

При рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится определение о передаче жалобы на рассмотрение по подведомственности, если выяснено, что ее рассмотрение не относится к компетенции данных судьи или должностного лица.

Решение по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении оглашается немедленно после его вынесения. Копия решения по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении в срок до трех суток после его вынесения вручается или высылается физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых было вынесено постановление по делу, а также потерпевшему (в случае подачи им жалобы) либо прокурору по его просьбе. Решение по жалобе на постановление об административном аресте доводится до сведения органа, должностного лица, исполняющих постановление, а также лица, в отношении которого вынесено решение, и потерпевшего в день вынесения решения.

Постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, и решение вышестоящего должностного лица по жалобе на это постановление могут быть обжалованы в суд по месту рассмотрения жалобы, а затем в вышестоящий суд.

Постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное коллегиальным органом, органом, созданным в соответствии с законом субъекта РФ, и решение судьи по жалобе на это постановление могут быть обжалованы в вышестоящий суд.

Не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении и последующие решения вышестоящих инстанций по жалобам на это постановление могут быть в течение 10 суток опротестованы прокурором. Вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов также могут быть опротестованы прокурором.

При этом право принесения протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решение по результатам рассмотрения жалобы, протеста принадлежит прокурорам субъектов РФ и их заместителям, Генеральному прокурору РФ и его заместителям.

Видео (кликните для воспроизведения).

Вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении и решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов правомочны пересматривать председатели верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов Москвы и Санкт-Петербурга, судов автономной области и автономных округов и их заместители, Председатель Верховного Суда РФ и его заместители. Вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении и решения по результатам рассмотрения жалоб могут быть пересмотрены также в порядке надзора Высшим Арбитражным Судом РФ.

Доклад №4.

Сущность и значение процессуальных документов, составляемых при осуществлении производства по делам об административных правонарушениях.

Система процессуальных документов в производстве по делам об АП

1)Процессуальные документы, закрепляющие решения или фиксирующие результаты действий по установлению фактических обстоятельств: Протокол. Постановление Определение Акт Решение Заключение эксперта

2)Процессуальные документы, оформляющие обращение участников производства к судье, органу или должностному лицу, осуществляющим производство по делу: Ходатайство.Заявление

Протоколы

Протокол по делу об административном правонарушении — основной процессуальный документ стадии возбуждения дела об АП, оформляющий её результаты

Фиксирует обстоятельства совершения правонарушения, закрепляет процессуальный статус лица в отношении которого ведется производство, потерпевших, свидетелей, дает предварительную квалификацию деяния, возбуждает дело об административном правонарушении если ранее оно не было возбуждено. Составляется на стадии возбуждения дела всегда кроме случаев назначения наказания без составления протокола

Протокол осмотра места совершения административного правонарушения Фиксирует обстоятельства совершения правонарушения в сфере дорожного движения в результате которого причинен легкий или средней тяжести вред здоровью потерпевшего, закрепляет процессуальный статус лица в отношении которого ведется производство, потерпевших, свидетелей, дает предварительную квалификацию деяния, возбуждает дело об административном правонарушении. Составляется на стадии возбуждения дела только по делам о ДТП, повлекшим легкий или средней тяжести вред здоровью

Протокол о применении мер обеспечения по делу об АП Фиксирует фактическое применение меры обеспечения производства по делу об АП и её результаты Составляется на стадиях возбуждения дела и рассмотрения дела

Протокол судебного заседания или заседания коллегиального органа Фиксирует ход заседания коллегиального органа или судебного заседания, заявленные в устной форме ходатайства и определения, которые не оформлялись отдельным документом Оформляются только на стадии рассмотрения дела на этапе слушания дела секретарем коллегиального органа или судьи

Постановления

Постановление по делу об административном правонарушении Может быть 2 видов:

1) О прекращении производства по делу;

2) О назначении административного наказания

-Центральный процессуальный документ стадии рассмотрения дела и всего производства по делу об АП Является итоговым решением по делу, разрешающим его по существу Составляется

v – на стадии возбуждения дела или рассмотрения дела;

Дело № 12-40/2014

18 ноября 2014 года село Донское

Судья Труновского районного суда Ставропольского края Кухарев А.В.,

при секретаре Череповской Е.С.,

представителя Роспотребнадзора по Ставропольскому краю (действующего на основании доверенности) Бондаренко Е.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу заместителя начальника отдела юридического обеспечения Управления Роспотребнадзора по Ставропольскому краю на представление мирового судьи судебного участка № от ДД.ММ.ГГГГ года,

Представлением мирового судьи судебного участка № от ДД.ММ.ГГГГ было постановлено принять меры по обращению внимания руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ставропольскому краю на допущенные должностными лицами Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ставропольскому краю нарушений административного законодательства при производстве по делу об административном правонарушении по ст. 19.6 КоАП РФ в отношении ФИО8

Должностным лицом, заместителем начальником отдела ФИО9 была подана жалоба на представление, в которой она просит представление отменить по следующим основаниям.

Правомерность доводов Управления Роспотребнадзора по подтверждается правовой позицией отраженной в Постановлении Верховного Суда РФ от 29.10.2010г. № 4-АД10-4. В рассматриваемом случае, Управление Роспотребнадзора по полагает, что Представление от ДД.ММ.ГГГГ. основано на неверном толковании и применении норм права, в связи, с чем является незаконным.

В судебном заседании представитель Роспотребнадзора Бондаренко Е.Н. просила суд удовлетворить жалобу и отменить представление мирового судьи судебного участка № .

Читайте так же:  Сотрудница поменяла фамилию какие документы нужно менять

Судья, изучив доводы жалобы, выслушав лицо участвующего в деле, исследовав материалы дела об административном правонарушении, приходит к следующему.

Согласно ст. 24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения. По ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, дело может быть рассмотрено по месту жительства данного лица.

Из затребованных материалов следует, что мировым судьей при подготовке к рассмотрению дела об админитратвином правонарушении в отношении ФИО8 поступившего из Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по установлены существенные нарушения требований ч. 1 ст. 29.5 КоАП РФ.

Как усматривается из протокола об административном правонарушении в отношении ФИО8№ от ДД.ММ.ГГГГ «индивидуальный предприниматель ФИО8 по адресу , совершил административное правонарушение, выразившееся в том, что не выполнил в срок до ДД.ММ.ГГГГ представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от ДД.ММ.ГГГГ года.

Таким образом, должностным лицом – ведущим специалистом-экспертом отдела надзора по гигиене питания Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по ФИО5 составившей протокол об административном правонарушении по ст. 19.6 КоАП РФ в отношении ФИО8 определено место совершение административного правонарушения по адресу . Ходатайств от ФИО8 о рассмотрении дела по его месту жительства не поступало. При указанных обстоятельствах, юридических оснований для направления дела об административном правонарушении в отношении ФИО8 в мировой суд не имелось.

Кроме того, согласно сопроводительному письму от ДД.ММ.ГГГГ № подписанного заместителем руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по ФИО6, дело об административном правонарушении в отношении ФИО8 направлено в мировой суд . В протоколе об административном правонарушении также указано о необходимости ФИО8 явиться в судебный участок № .

Согласно определению о передаче дела об административном правонарушении по подведомственности от ДД.ММ.ГГГГ вынесенного заместителем ФИО1 по ФИО6, вышеуказанное дело об административном правонарушении в отношении ФИО8 направлено в мировой суд . Более того, на сопроводительном письме имеется штамп канцелярии мировых судей от ДД.ММ.ГГГГ года № №, свидетельствующий о поступлении данного административного дела в мировой суд . Вместе с тем, никаких судебных определений, либо постановлений принятых по результатам направления указанного административного дела в мировой суд в деле не имеется.

Определений о передаче указанного административного дела в мировой суд , в нарушение ст. 29.9 КоАП РФ, в деле также не имеется.

Таким образом, установленные судом нарушения составления протокола об административном правонарушении и других материалов дела об административном правонарушении в отношении ФИО8 повлекли за собой волокиту, затягивание сроков рассмотрения дела, необходимость возвращения материалов дела должностному лицу составившему протокол.

Доводы представителя Роспотребнадзора по о том, что суд может подать представление только в том случае если будут признаки административного правонарушения или причины способствующие совершению администратвиного правонарушения, суд находит не состоятельными, поскольку основным способом воздействия на нарушения со стороны Роспотребнадзора является не только совершения администратвиного правонарушения, но и устранение бездействия способствующего волоките административный материалов и избежание ответственности правонарушителя.

Каких-либо нарушений, влекущих отмену представления мировым судьей не допущено.

С учетом изложенного, суд считает необходимым в соответствии со ст. 30.7 ч. 1 п. 1 КоАП РФ, представление мирового судьи судебного участка № от ДД.ММ.ГГГГ — оставить без изменения, а жалобу заместителя начальника отдела юридического обеспечения ФИО1 по без удовлетворения.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ,

Представление мирового судьи судебного участка № от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, а жалобу на представление мирового судьи судебного участка № без удовлетворения.

Решение суда вступает в законную силу после его вынесения и обжалованию в кассационном порядке не подлежит.

Решение может быть обжаловано в порядке надзора в Ставропольский краевой суд путем подачи жалобы непосредственно в суд надзорной инстанции.

Может ли быть обжаловано заключение эксперта по делу об административном правонарушении в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ?

Согласно ст. 3 Закона РФ от 27.04.93 N 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» суды рассматривают жалобы на любые действия (решения), нарушающие права и свободы граждан, кроме действий (решений), в отношении которых законодательством предусмотрен иной порядок судебного обжалования.

Заключение эксперта является одним из доказательств, подлежащих получению и оценке в соответствии со ст. ст. 26.4, 26.11 КоАП. Поэтому как само экспертное заключение, так и действия эксперта по проведению экспертизы, в том числе отказ эксперта от дачи заключения, подлежат рассмотрению в рамках дела об административном правонарушении.

Подлежит ли возмещению на основании ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный лицу в результате применения меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, если в результате рассмотрения данного дела в суде производство по нему было прекращено? Подлежит ли возмещению такой вред, если производство по делу было прекращено по результатам рассмотрения судьей жалобы на постановление административного органа о назначении административного наказания?

Согласно ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта РФ или казны муниципального образования. Таким образом, одним из необходимых условий возмещения вреда на основании указанной статьи ГК РФ является противоправность деяния причинителя вреда. Между тем вынесение судьей постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении либо решения об отмене постановления административного органа о назначении административного наказания и прекращении производства по делу еще не свидетельствует о том, что действия должностных лиц, совершенные на стадии возбуждения данного дела, в том числе связанные с применением мер обеспечения производства по делу, являлись незаконными.

Читайте так же:  Какие льготы положены пенсионерам после 80 лет перечень и порядок оформления

Поэтому доводы истца, ссылающегося только на указанные обстоятельства, недостаточны для удовлетворения иска о возмещении вреда. Следовательно, если в ходе рассмотрения гражданского дела о возмещении вреда, причиненного истцу в ходе производства по делу об административном правонарушении, суд придет к выводу о том, что административно-юрисдикционное производство было возбуждено в связи с наличием достаточных данных, указывающих на совершение истцом административного правонарушения, а избранные меры обеспечения производства по делу соответствовали конкретным обстоятельствам правонарушения, то в удовлетворении исковых требований должно быть отказано.

Правомерность такого подхода подтверждена в Постановлении Конституционного Суда РФ от 16.06.2009 N 9-П, в котором подчеркнуто, что признание незаконным привлечения лица к административной ответственности не свидетельствует о незаконности самого производства по делу об административном правонарушении.

Какова юридическая природа представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, вынесенного административным органом на основании ст. 29.13 КоАП? В каких случаях и в каком порядке оно может быть обжаловано в суде?

В соответствии со ст. 29.13 КоАП судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий.

По своей правовой природе представление несудебного органа, вынесенное на основании указанной статьи КоАП, является ненормативным правовым актом, поскольку оно адресовано конкретному лицу и содержит обязательные предписания, за невыполнение которых указанное лицо может быть привлечено к административной ответственности по ст. 19.6 КоАП. В связи с этим следует иметь в виду, что если представление административного органа вынесено в отношении физического лица (гражданина или должностного лица), привлеченного к административной ответственности, на основании обстоятельств, отраженных в постановлении данного органа о назначении административного наказания, то оно может быть обжаловано в районный суд вместе с таким постановлением по правилам, определенным главой 30 КоАП РФ.

Отдельное обжалование представления несудебного органа об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, осуществляется в случаях и в порядке, определенных главой 25 ГПК РФ . Например, представление территориального органа Роспотребнадзора, вынесенное в отношении управляющего филиалом Банка на основании ст. 29.13 КоАП, наряду с постановлением должностного лица о привлечении управляющего филиалом к административной ответственности по ст. 14.8 КоАП за нарушение законодательства о защите прав потребителей, и содержащее требование об устранении причин и условий, способствовавших совершению данного правонарушения, может быть оспорено указанным должностным лицом банка в районном суде в соответствии со ст. 254 ГПК РФ. Положения главы 30 КоАП здесь не могут быть применены, так как они рассчитаны на обжалование только тех административно-юрисдикционных актов несудебных органов, которые приняты в рамках КоАП в связи с осуществлением производства по делу об административном правонарушении. Судебная практика по этому вопросу уже достаточно устойчива .

Сходная позиция изложена в п. 20.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 02.06.2004 N 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях».

Отметим, что в судебной практике реализуется точка зрения о том, что если в представлении, адресованном должностному лицу, содержится требование об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, за которое к административной ответственности было привлечено само юридическое лицо, то заявление об оспаривании данного представления подлежит рассмотрению в арбитражном суде. См., например: Апелляционное определение Московского городского суда от 04.03.2013 по делу N 11-7213.

Может ли быть обжаловано представление судьи об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, вынесенное на основании ст. 29.13 КоАП? Если да, то в каком процессуальном порядке?

Представление судьи об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, вынесенное на основании ст. 29.13 КоАП, имеет ту же природу, что и частное определение суда по гражданскому или уголовному делу, т.е. представляет собой процессуальное решение, адресованное конкретному лицу и содержащее обязательные предписания, за невыполнение которых указанное лицо может быть привлечено к административной ответственности по ст. 17.4 КоАП. Такое представление, безусловно затрагивает права и свободы граждан и законные интересы организаций, в адрес которых оно вынесено. Поэтому логично исходить из того, что в соответствии со ст. 46 Конституции РФ, гарантирующей каждому право на судебную защиту, судебное представление, принятое в рамках производства по делу об административном правонарушении, в отношении лица, привлекаемого к административной ответственности, равно как и в отношении третьего лица, не являющегося участником производства по данному делу, подлежит обжалованию в порядке, предусмотренном главой 30 КоАП. По этому же пути идет и практика Верховного Суда РФ .

Данная позиция отражена, в частности, в Постановлении Верховного Суда РФ от 29 октября 2010 г. N 4-АД10-4, принятом по результатам рассмотрения жалобы ООО «Линднер» на представление мирового судьи, вынесенное в рамках производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 7.12 КоАП РФ, в отношении ООО «Промстройгрупп», которое решением судьи Видновского городского суда, оставленным в силе постановлением заместителя председателя Московского областного суда, было признано законным и обоснованным. Соглашаясь с состоявшимися по данному делу судебными актами, Верховный Суд РФ исходил из того, что обжалуемым представлением мирового судьи на ООО «Линднер» не возлагаются какие-либо обязанности, создающие препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

3.6.2. Порядок и сроки подачи жалобы на постановление

и (решение) по делу об административном правонарушении

в области дорожного движения

Какой порядок подачи жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, не вступившее в законную силу, предусмотрен КоАП? Может ли такая жалоба быть подана непосредственно в вышестоящий суд, уполномоченный ее рассматривать?

По общему правилу, установленному в ч. 1 ст. 30.2 КоАП, жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подается через субъект административной юрисдикции (судью, орган или должностное лицо), вынесший такое постановление. Поступившая жалоба должна быть в течение 3 суток направлена вместе со всеми материалами дела в суд, орган, должностному лицу, которым она адресована. Жалобы на постановления о назначении административного наказания в виде административного ареста подлежат направлению в вышестоящий суд в день получения жалобы.

Читайте так же:  Регистрация договора безвозмездного пользования жилым помещением

В то же время, как следует из содержания ч. 3 ст. 30.2 КоАП, правило о подаче жалобы через субъект административной юрисдикции, рассмотревший дело по существу, не исключает возможность непосредственного обращения с такой жалобой в суд, вышестоящий орган или к вышестоящему должностному лицу, уполномоченным ее рассматривать. Эта позиция КоАП принципиально отличается от ГПК РФ и УПК РФ, в которых возможность подачи апелляционной и кассационной жалоб непосредственно в вышестоящий суд не предусмотрена.

Если жалоба на постановление по делу поступила одновременно в суд и в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, то такую жалобу обязан рассмотреть судья.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Статья 29.13. Представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения

СТ 29.13 КоАП РФ

1. Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий.

2. Организации и должностные лица обязаны рассмотреть представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в течение месяца со дня его получения и сообщить о принятых мерах судье, в орган, должностному лицу, внесшим представление.

Комментарий к Ст. 29.13 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. Часть 1 комментируемой статьи устанавливает необходимость внесения в соответствующие организации и уполномоченным должностным лицам представления о принятии мер по устранению указанных в нем причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

Причина всегда имеет первостепенный характер. Само по себе административное правонарушение является следствием причины его совершения.

Причины административного правонарушения — это действия (бездействие), обстоятельства и условия либо их сочетание, которые привели к административному правонарушению.

Например, причиной совершения многих административных правонарушений является состояние алкогольного или наркотического опьянения граждан.

Условия совершения административного правонарушения — это обстоятельства, от которых зависит совершение административного правонарушения, либо факторы, облегчающие его совершение (например, дорожные условия, сопутствующие дорожно-транспортному происшествию).

2. Часть 2 ст. 29.13 КоАП РФ определяет срок, в течение которого организации и должностные лица обязаны рассмотреть представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, и сообщить о принятых мерах судье, в орган, должностному лицу, вынесшим представление. Этот срок составляет один месяц.

3. Непринятие мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, квалифицируется в качестве самостоятельного административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.6 КоАП РФ.

4. Представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, составляется только в письменной форме. По своему содержанию оно должно включать:

— название представления, дату и место составления; наименование органа и должность, фамилию и инициалы имени и отчества лица, председательствующего коллегиального органа; наименование органа и должность, фамилию и инициалы имени и отчества должностного лица, а также наименование судьи, его фамилию и инициалы имени и отчества, вынесших представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения;

— указание, в отношении кого вынесено данное представление:

— наименование юридического лица, ведомственная принадлежность, юридический и фактический адреса;

[2]

— фамилию, имя, отчество должностного лица, место работы и рабочий адрес;

— фамилию, имя, отчество гражданина РФ, лица без гражданства или иностранного гражданина, место их жительства и работы, домашний адрес;

— установленные в ходе рассмотрения дела об административном правонарушения причины и условия, способствовавшие его совершению, пункты и статьи нормативных правовых актов, нарушение которых привело к совершению противоправных действий;

— требование на основании закона об обязывании принять меры по устранению выявленных нарушений;

— указание органа (судьи, должностного лица), адреса, куда должна быть направлена информация о принятых мерах в течение месяца со дня получения представления;

— предупреждение об административной ответственности по ст. 19.6 КоАП РФ за непринятие по представлению органа (судьи, должностного лица), рассмотревших дело об административном правонарушении, мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения;

— фамилию, имя, отчество, должность, дату и подпись должностного лица (судьи), вынесшего представление;

— отметки о вручении представления или направления его по почте (дату, номер заказного письма, уведомления).

Видео (кликните для воспроизведения).

5. Представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, может быть обжаловано в установленном законом порядке.

6. Необходимо отметить, что внесение представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, может являться правовой основой для внесения других представлений, например представлений об устранении причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности РФ (п. «л» ч. 1 ст. 13 и ст. 13.1 Федерального закона от 03.04.1995 N 40-ФЗ «О Федеральной службе безопасности»).

[3]

Источники


  1. Гамзатов, М.Г. Английские юридические пословицы, поговорки, фразеологизмы и их русские соответствия / М.Г. Гамзатов. — М.: СПб: Филологический факультет СПбГУ, 2013. — 142 c.

  2. Грот, Н.Я. О нравственной ответственности и юридической вменяемости / Н.Я. Грот. — Москва: ИЛ, 2017. — 144 c.

  3. Витрук, Н.В. Общая теория юридической ответственности / Н.В. Витрук. — М.: Норма, 2017. — 391 c.
  4. Смолина, Л. В. Защита деловой репутации организации / Л.В. Смолина. — М.: Дашков и Ко, БизнесВолга, 2010. — 160 c.
  5. Экзамен на звание адвоката. Учебно-практическое пособие. В 2 томах (комплект); Юрайт — М., 2014. — 885 c.
Представление судьи по делу об административном правонарушении
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here