Председатель и секретарь общего собрания собственников мкд

Полезная информация на тему: "Председатель и секретарь общего собрания собственников мкд", собранная из сети и предоставленная в удобном для чтения виде. По всем вопросам - обращайтесь к дежурному юристу.

Председатель и секретарь общего собрания собственников мкд

Главная страница Форум Гарант

Секретарь и председатель ОСС МКД отказываются подписывать протокол собрания.

1.Обязан ли секретарь или председатель ОСС МКД подписывать протокол собрания с вынесением в отдельное приложение замечаний, если таковые имеются?
2.Считается ли собрание недействительным/несостоявшимся, если председатель и секретарь собрания отказываются подписывать протокол?
3.Могут ли компенсировать подпись секретаря собрания подписи других собственников, участвовавших в ОСС МКД?
4. Обязаны ли председатель и секретарь составлять акт нарушения проведения ОСС МКД в случае отказа подписывать протокол собрания?
5. Обязаны ли секретарь/председатель собрания давать письменный отказ в подписи протокола собрания или они имеют право на устный отказ?

собрание действительно, решение тоже, но подтвердить это нечем

Председатель и секретарь общего собрания собственников мкд

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 28 февраля 2018 г. № 7252-ЕС/04 О составе счётной комиссии собрания собственников помещений в многоквартирном доме

Департамент жилищно-коммунального хозяйства Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в рамках своей компетенции рассмотрел обращение, поступившее посредством официального сайта Минстроя России, сообщает следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее — ЖК РФ) общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом и проводится в целях управления многоквартирным домом путем обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование.

Исходя из положений части 1 статьи 46 ЖК РФ решения и протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме являются официальными документами как документы, удостоверяющие факты, влекущие за собой юридические последствия в виде возложения на собственников помещений в многоквартирном доме обязанностей в отношении общего имущества в данном доме, изменения объема прав и обязанностей или освобождения этих собственников от обязанностей, и подлежат размещению в системе лицом, инициировавшим общее собрание.

Требования к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах и порядку передачи копий решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственный жилищный надзор утверждены приказом Минстроя России от 25 декабря 2015 г. N 937/пр (далее — Требования).

Пунктом 21 Требований предусмотрено, что реквизиты подписи протокола общего собрания содержат сведения о фамилии, инициалах лица, председательствующего на общем собрании, секретаря общего собрания, а также о лицах, проводивших подсчет голосов, и собственноручная подпись указанных лиц, дату ее проставления. В случае если вопрос об избрании лица, председательствующего на общем собрании, а также лиц, осуществляющих подсчет голосов, включен в повестку дня общего собрания и принято решение об отклонении предложенных кандидатур, реквизиты подписи протокола общего собрания содержат сведения о фамилии, инициалах инициатора проведенного общего собрания.

В случае отсутствия прямых норм в требованиях специального законодательства применяются нормы гражданского законодательства, регулирующего сходные отношения.

В указанном случае жилищное законодательство не содержит прямых норм, указывающих на обязательное создание счетной комиссии, в компетенцию которой входит подсчет голосов по итогам проведения общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах и не определены требования к лицам, осуществляющим подсчет голосов, следовательно правомерно применение подпункта 4 части 4, подпункта 4 части 5 статьи 181.2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ), которыми установлено, что в протоколе собрания должны быть отражены сведения о лицах, проводивших подсчет голосов.

Действующее законодательство не содержит требований, в том числе ограничений и запретов к составу счетной комиссии и не ставит состав такой комиссии в зависимость от того, кто является инициатором общего собрания.

На основании изложенного Департамент жилищно-коммунального хозяйства считает возможным включение в состав счетной комиссии председателя общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, а равно секретаря такого собрания допустимым, в случае если решением общего собрания собственников помещений многоквартирного дома не установлено иное.

Кроме того, необходимо отметить, что требования к членам счетной комиссии могут содержаться в ранее принятом решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме и в соответствии с частью 5 статьи 46 ЖК РФ по вопросам, отнесенным к компетенции такого собрания, является обязательным для исполнения.

Таким образом, в состав счётной комиссии могут входить председатель, секретарь собрания собственников помещений в многоквартирном доме, в виду того, что состав счётной комиссии определяется решением собственников помещений в многоквартирном доме, так как вопросы об избрании председателя и секретаря общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, лицах, проводивших подсчет голосов, рекомендуется включать в повестку дня каждого собрания.

Также пунктом 104 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 г. N 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», разъяснено, что правила главы 9.1 ГК РФ применяются к решениям собраний постольку, поскольку законом или в установленном им порядке не предусмотрено иное (пункт 1 статьи 181.1 ГК РФ).

Согласно статье 181.4 ГК РФ решение собрания может быть оспорено при нарушении требований закона, в том числе в случае, если допущено существенное нарушение порядка созыва, подготовки и проведения собрания, влияющее на волеизъявление участников собрания; у лица, выступавшего от имени участника собрания, отсутствовали полномочия; допущено нарушение равенства прав участников собрания при его проведении; допущено существенное нарушение правил составления протокола, в том числе правила о письменной форме протокола (пункт 3 статьи 181.2 ГК РФ).

Читайте так же:  Сумма социальных вычетов предоставленных налоговым агентом

Аналогичная норма права содержится в части 6 статьи 46 ЖК РФ, согласно которой собственник помещения в многоквартирном доме вправе обжаловать в суд решение, принятое общим собранием собственников помещений в данном доме с нарушением требований ЖК РФ, в случае, если он не принимал участие в этом собрании или голосовал против принятия такого решения и, если таким решением нарушены его права и законные интересы.

По вопросу отдельного протокола счетной комиссии сообщаем следующее.

Исчерпывающий список требований к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах установлен приказом Минстроя России от 25.12.2015 N 937/пр «Об утверждении Требований к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах».

Отсутствие отдельного протокола счетной комиссии по итогам голосования на общем собрании собственников помещений многоквартирного дома не влияет на легитимность итогов голосования по вопросам повестки дня и не является обязательным требованием действующего законодательства.

При этом, следует отметить, что в соответствии с пунктом 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009, письма федеральных органов исполнительной власти не являются нормативными правовыми актами.

Таким образом, письма Минстроя России и его структурных подразделений, в которых разъясняются вопросы применения нормативных правовых актов, не содержат правовых норм, являются экспертной позицией Минстроя России, не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, а содержащиеся в них разъяснения не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера.

Директор Департамента
жилищно-коммунального хозяйства
Е.П. Солнцева

Обзор документа

Жилищное законодательство не содержит прямых норм, указывающих на обязательное создание счетной комиссии, в компетенцию которой входит подсчет голосов по итогам проведения общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах. Не определены требования к лицам, занимающимся подсчетом голосов. В протоколе собрания должны быть отражены сведения о таких лицах.

В состав счетной комиссии могут входить председатель, секретарь собрания.

Вопросы об избрании председателя и секретаря, о лицах, проводивших подсчет голосов, рекомендуется включать в повестку дня каждого собрания.

Отсутствие отдельного протокола счетной комиссии по итогам голосования на общем собрании не влияет на легитимность итогов голосования по вопросам повестки дня и не является обязательным требованием действующего законодательства.

Кто может быть избран председателем общего собрания собственников МКД?

Есть ли законодательные нормы, устанавливающие условия избрания на должности председателя, секретаря, члена счетной комиссии общего собрания собственников МКД? Кто имеет право быть избранным на эти должности?

Жилищный кодекс РФ не содержит прямой регламентации порядка избрания председателя и секретаря общего собрания собственников.

В силу п. 3 Требований к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах, утвержденных приказом Минстроя России от 25.12.2015 N 937/пр (далее — Требования), протокол общего собрания ведется и оформляется секретарем общего собрания, кандидатура которого избирается решением общего собрания.

Относительно лица, председательствующего на общем собрании, а также лиц, осуществляющих подсчет голосов по итогам голосования, Требования содержат указание на возможность включения вопроса об их выборе в повестку дня общего собрания собственников.

Если данный вопрос не выносится на обсуждение общего собрания, информация о таких лицах указывается в водной части протокола (п. 11 Требований).

Принято считать, что председатель, секретарь и лица, осуществляющие подсчет голосов, должны избираться только из числа собственников помещений в многоквартирном доме. Законодательно же прямо такое ограничение не установлено.

Минстрой России в своем письме от 05.10.2017 N 35851-ЕС/04 дал толкование ст. 44-48 ЖК РФ, указав на то, что общее собрание собственников проводится посредством голосования, при этом в соответствии с ч. 1 ст. 48 ЖК РФ правом голосования на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, обладают собственники помещений в данном доме.

Давая такое обоснование, Минстрой России приходит к выводу о том, что недопустимо считать участниками общего собрания лиц, не являющихся собственниками помещений в таком многоквартирном доме.

Вместе с тем однообразная судебная практика отсутствует. Доступны примеры, когда суд, несмотря на то что председатель и (или) секретарь собрания являлись, например, работниками управляющей организации, не имея при этом права собственности на помещение в доме, в котором проводилось собрание, отказывал в удовлетворении требований истцов о признании решений собрания недействительными.

Наделены ли председатель и секретарь общего собрания жильцов полномочиями по подсчету голосов?

При проведении общего собрания собственников жилья можно ли председателя и секретаря общего собрания наделить полномочиями по подсчёту голосов? В повестке дня было записано так: «1. Избрание председателя и секретаря общего собрания и наделение их полномочиями по подсчёту голосов по итогам общего собрания.» Не противоречит ли это закону? Если можно, то какие ссылки можно посмотреть?

Ответы юристов ( 1 )

Уважаемая Светлана, ​прямого запрета в ЖК РФ — нет. Как нет вообще указаний о выборе счётной комиссии.​

Как правило, при проведении общего собрания собственники руководствуются Приказом Минстроя России от 31.07.2014 N 411/пр «Об утверждении примерных условий договора управления многоквартирным домом и методических рекомендаций по порядку организации и проведению общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах». Данный документ содержит Методические рекомендации, которые разработаны в соответствии с нормами ЖК РФ с целью оказания помощи собственникам помещений в МКД в подготовке и проведении общего собрания как в очной, так и в заочной форме.​

Каков порядок избрания счетной комиссии общего собрания собственников многоквартирного дома и кто может войти в ее состав?

Опубликовано ср, 10/31/2018 — 13:43 пользователем spravpotreb

С целью оказания собственникам помещений в многоквартирном доме помощи в подготовке и проведении общего собрания Приказом Минстроя России от 31 июля 2014 № 411/пр утверждены Методические рекомендации по порядку организации и проведению общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах (далее – Методические рекомендации), которыми в том числе регулируются вопросы об избрании председателя общего собрания, секретаря общего собрания, состава счетной комиссии общего собрания. Хотя данные Методические рекомендации не являются нормативным правовым актом, они помогают собственникам избежать ситуации, когда «технические» ошибки в организации проведения и оформлении документов общих собраний собственников, становятся основанием для признания недействительными их решений.

Читайте так же:  Служебная записка о невыполнении должностных обязанностей образец

Действующее законодательство не содержит требований, в том числе ограничений и запретов, к составу счетной комиссии и не ставит его в зависимость от того, кто является инициатором общего собрания. Поэтому вполне допустимо избрание в состав счетной комиссии общего собрания в форме очного голосования из числа собственников помещений в многоквартирном доме председателя общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, а также секретаря собрания при условии, что решением общего собрания не установлено иное. В частности, нужно учитывать, что требования к членам счетной комиссии могут содержаться в ранее принятом общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решении. А решение общего собрания собственников помещений в доме, принятое в установленном порядке, по вопросам, отнесенным к компетенции такого собрания, является обязательным для всех собственников, в том числе для тех, которые не участвовали в голосовании (часть 5 статьи 46 ЖК РФ).

Учитывая вышеизложенное, считаем, что в состав счетной комиссии общего собрания в форме очного голосования могут входить председатель и секретарь собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Состав счетной комиссии определяется решением собственников помещений в доме, принятом общем собрании собственников помещений в таком доме.

О выборе председателя общего собрания собственников

Эта статья будет вам полезна, если вы задаётесь вопросом, как правильно выбрать председателя общего собрания собственников, секретаря и счётную комиссию.

Вы узнаете, предъявляются ли какие-нибудь требования к перечисленным кандидатурам и нужно ли вносить вопрос об их избрании в повестку каждого собрания.

Вопрос о выборе председателя общего собрания в повестке дня

Мы всегда рекомендовали независимо от того, по какому вопросу собирается ОСС, включать в повестку дня три вопроса о выборе:

  • председателя ОСС,
  • секретаря ОСС,
  • счётной комиссии ОСС.

Наши рекомендации подтверждает Минстрой РФ в письме от 23.06.2017 N 27787-ОГ/04.

Если вам не хочется каждый раз включать эти вопросы в повестку дня, можно не включать. В таком случае на одном из предыдущих собраний примите решение, что выбранные на эти позиции люди сохранят свои должности на определённое время. Например, на год или на следующие несколько собраний.

Если председатель или секретарь, которых избрали на определённый срок, не могут присутствовать на каком-либо собрании, в повестку дня включается вопрос об избрании других людей. Если на собрание не попадает кто‑то из счётной комиссии, то её состав утверждается заново.

Если собственники на ОСС отклоняют предложенные кандидатуры председателя, секретаря собрания и членов счётной комиссии, протокол подписывает инициатор проведённого собрания (п. 21 приказа Минстроя РФ от 25.12.2015 N 937/пр).

Напомним, что так же всегда в повестку дня включается:

  • перечень вопросов, которые планирует рассмотреть собрание;
  • вопрос о месте хранения протоколов и прочих документов, связанных с проведёнными ОСС. Этот вопрос можно решить один раз и не включать в повестку дня следующих собраний.

Требования к кандидатуре председателя ОСС

Никаких требований к кандидатуре председателя, секретаря общего собрания и членам счётной комиссии, и порядку их избрания законодательство не предъявляет. Но всё же избираются они из числа собственников помещений в МКД.

Минстрой РФ пояснил, что в состав счётной комиссии могут входить председатель собрания и секретарь, поскольку состав счётной комиссии определяется решением собственников.

Кандидатуры для счётной комиссии Минстрой РФ рекомендует инициатору определять заранее в ходе подготовки к общему собранию собственников (приказ Минстроя РФ от 31.07.2014 N 411/пр).

Обязанности председателя, секретаря общего собрания и членов счётной комиссии законом тоже не определены. Председатель ведёт собрание, секретарь составляет и оформляет протокол, счётная комиссия подсчитывает голоса участников и подводит итоги голосования по каждому вопросу повестки дня.

Кроме того, члены счётной комиссии выявляют недействительные бланки решений и проверяют полномочия представителей собственников. По итогам собрания председатель, секретарь и члены счётной комиссии подписывают протокол ОСС (п. п. 3–5 ст. 181.2 ГК РФ и п. 21 приказа Минстроя РФ от 25.12.2015 N 937/пр).

Если председателя у собрания нет

Данные о председателе, секретаре и счётной комиссии, их подписи в протоколе ОСС – обязательные составляющие протокола общего собрания. Если их нет в протоколе, значит, протокол оформлен с нарушением.

Из-за неправильного оформления протокола ОСС решение собрания могут признать недействительным (пп. 4 п. 1 ст. 181.4 ГК РФ). Если суд считает, что:

  • отсутствие в протоколе подписей – не существенное нарушение;
  • решение не повлекло за собой причинения убытков собственникам;

он оставляет решение ОСС в силе (ч. 6 ст. 46 ЖК РФ).

Секретарем осс может быть не собственник мкд

Может ли иниициатор собрания собствен. Помещ. Назначить секретарем лицо, не являющееся жителем дома и собственником мкд.

Видео (кликните для воспроизведения).

Никаких требований к кандидатуре председателя, секретаря общего собрания и членам счётной комиссии, и порядку их избрания законодательство не предъявляет. Но всё же избираются они из числа собственников помещений в МКД. Минстрой РФ пояснил, что в состав счётной комиссии могут входить председатель собрания и секретарь, поскольку состав счётной комиссии определяется решением собственников. Кандидатуры для счётной комиссии Минстрой РФ рекомендует инициатору определять заранее в ходе подготовки к общему собранию собственников (приказ Минстроя РФ от 31.07.2014 N 411/пр). Обязанности председателя, секретаря общего собрания и членов счётной комиссии законом тоже не определены. Председатель ведёт собрание, секретарь составляет и оформляет протокол, счётная комиссия подсчитывает голоса участников и подводит итоги голосования по каждому вопросу повестки дня. Кроме того, члены счётной комиссии выявляют недействительные бланки решений и проверяют полномочия представителей собственников. По итогам собрания председатель, секретарь и члены счётной комиссии подписывают протокол ОСС (п. п. 3–5 ст. 181.2 ГК РФ и п. 21 приказа Минстроя РФ от 25.12.2015 N 937/пр).

Выбор председателя и секретаря собрания собственников многоквартирного дома

Здравствуйте, уважаемые юристы.

Может ли выбираться председателем и секретарём собрания собственников лица, не являющиеся собственниками в данном доме?

Читайте так же:  Дарственная на квартиру

Прим.: ТСЖ не создано, собрание внеочередное.

конечно же нет. они к общей собственности никакого отношения не имеют. но в будущем должны будут подчиняться решениям собрания

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ВОПРОС.

20 ноября 2011 в 18:10

Я плохо сформулировал вопрос. УК предлагает собственникам выбрать председателем и секретарем заочного голосования своих сотрудников, которые не имеют собственности в нашем доме — это напрямую запрещено законом? Понятно, что в протоколе они в качестве инициатора собрания впишут кого-нибудь из собственников.

ни в коем случае. это ваше собрание а не ук они вас только обслуживают

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ВОПРОС.

21 ноября 2011 в 12:31

Александр. спасибо за помощь,

я не смог, к сожалению, найти в ЖК РФ указания,

кто может выбираться председателем и секретарём собрания.

Если не сложно, ткните.

Совет многоквартирного дома

Этот институт абсолютно новый. Необходимость его введения обусловлена, на наш взгляд, стремлением государства вовлечь собственников помещений в процесс управления многоквартирным домом (в настоящее время большинство граждан всячески стараются избежать этого). Понятие, порядок избрания, а также права и обязанности совета подробно описаны в новой ст. 161.1 ЖК РФ. Мы не считаем необходимым переписывать данную статью, представим лишь обзор основных положений и постараемся понять, как создание совета повлияет на деятельность участников рынка жилищных услуг.

Наиболее интересными для управляющих организаций и компаний, с которыми собственники заключают договоры при выборе непосредственного управления домом, являются следующие моменты:

— совет контролирует оказание услуг, выполнение работ этими компаниями, следит за качеством предоставляемых коммунальных услуг (пп. 5 п. 5 ст. 161.1 ЖК РФ);

— председатель совета на основании доверенности, выданной собственниками помещений, осуществляет контроль за выполнением обязательств по заключенным договорам на содержание и ремонт общего имущества, подписывает акты приемки услуг и работ по содержанию и текущему ремонту, акты о нарушении нормативов качества или периодичности данных услуг и работ, акты о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества, а также направляет в органы местного самоуправления обращения о невыполнении управляющей организацией своих обязательств (пп. 6 п. 8 ст. 161.1 ЖК РФ);

— председатель совета на основании доверенности, выданной собственниками помещений, заключает договор управления либо (в случае непосредственного управления) договоры с соответствующими компаниями (пп. 3 п. 8 ст. 161.1 ЖК РФ). Здесь же отмечено: по договору управления многоквартирным домом приобретают права и становятся обязанными все собственники помещений в многоквартирном доме, предоставившие председателю совета многоквартирного дома полномочия, удостоверенные такими доверенностями. Получается, что иные собственники должны сами подписать договоры (однако принудить их сделать это закон не позволяет).

Председатель, секретарь и счетная комиссия: порядок избрания и роль в собрании собственников

ТЕКСТ: Анастасия Бинкина, эксперт журнала «Управление многоквартирным домом»

Найти человека, который умеет считать, — что может быть проще? Но чтобы считать голоса собственников на общем собрании, нужны знания и желание общаться. Общее собрание собственников помещений в МКД — это специфическое мероприятие, где встречаются совершенно разные и зачастую малоприятные друг другу люди. Там спорят, ругаются и временами нецензурно выражаются. Собрание нужно вести так, чтобы получить по его результатам принятое решение, а не драку.

Ведущий общего собрания в жилищном законодательстве называется председателем; человек, который оформляет бумаги, — это секретарь общего собрания. Голоса участников собрания подсчитывают члены счетной комиссии. В дальнейшем председателя, секретаря общего собрания и членов счетной комиссии будем называть ответственными лицами.

Из этой статьи вы узнаете:

  • как подойти к выбору кандидатов;
  • какие полномочия есть у ответственных лиц;
  • как часто их избирать;
  • чем грозит отсутствие избранной счетной комиссии.

Как подойти к выбору кандидатов

Требования к тем, кого можно избрать ответственными лицами общего собрания, законодательно не установлены. Их подсказывает практика.

Избираться на роль ответственного лица общего собрания может любое физическое или юридическое лицо, даже если оно не собственник помещения в данном МКД. Мы рекомендуем УО и жилищным объединениям предлагать к избранию в ответственные лица общего собрания своих сотрудников. Еще лучше, если эти люди визуально известны собственникам помещений в МКД и пользуются уважением.

Разберемся с количеством. Председатель — один человек, секретарь — тоже. Это может быть одно и то же лицо, но только для «маленького» общего собрания. Например, в МКД, где не более 30 квартир. В доме с бльшим количеством помещений председателю собрания будет трудно параллельно вести протокол. Счетная комиссия может состоять из одного или нескольких человек — законодательство это тоже не регламентирует.

Помните, что от компетентности ответственных лиц будет зависеть успех собрания и его правомочность.

[3]

Мы не рекомендуем предоставлять участникам общего собрания широкий выбор. Предлагайте для голосования одну, максимум две фамилии. Большее количество кандидатов вызовет ненужную растерянность голосующих, которые потребуют уточнения: а кто это, в какой квартире живет, почему именно он (она) и пр.

Какие у кого есть полномочия

Обязанности председателя, секретаря общего собрания, членов счетной комиссии законом не определены. Они сформированы большой практикой общих собраний по всей стране.

Председателя избирают для того, чтобы он вел собрание собственников, а секретаря — для ведения и оформления протокола.

Членов счетной комиссии на общем собрании избирают для того, чтобы они подсчитали голоса участников и подвели итоги голосования по каждому вопросу повестки дня. Члены счетной комиссии выявляют недействительные бланки решений и проверяют полномочия представителей собственников.

По итогам собрания председатель, секретарь и члены счетной комиссии, проводившие подсчет голосов, подписывают протокол собрания собственников. Это определено пп. 3–5 ст. 181.2 ГК РФ и п. 21 Требований к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах, утв. приказом Минстроя России от 25.12.2015 № 937/пр.

Нужно ли оплачивать Работу председателя, секретаря и членов счетной комиссии?

Оплату труда ответственных лиц на общем собрании ЖК РФ не предусматривает. Но такое решение может принять общее собрание собственников помещений в МКД. Для этого собственники должны определить размер вознаграждения и порядок его выплаты. Включите эти вопросы в повестку дня собрания собственников. Расходы на оплату труда ответственных лиц включите в расходы по финансированию общего собрания. Такой подход соответствует положениям п. 3.5 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ.

Читайте так же:  Ответственность банка за неисполнение исполнительного документа

Как избирают

Председателя и секретаря общего собрания, а также членов счетной комиссии избирают непосредственно на общем собрании собственников помещений в МКД. Такие выводы находят подтверждение в Методических рекомендациях по порядку организации и проведению общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах, утв. приказом Минстроя России от 31.07.2014 № 411/пр (далее — Методические рекомендации).

Кто подпишет протокол общего собрания, если собственники не выбрали председателя, секретаря или счетную комиссию?

Протокол общего собрания нужно составлять всегда, и он должен быть оформлен по правилам.

Если вопрос об избрании председателя, секретаря собрания, членов счетной комиссии включен в повестку дня собрания, но собственники отклонили предложенные кандидатуры, протокол подписывают инициаторы проведенного собрания. Это закреплено п. 21 Требований к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах, утв. приказом Минстроя России от 25.12.2015 № 937/пр.

Как часто избирать

Минстрой России рекомендует в повестку дня каждого общего собрания включать вопросы об избрании председателя, секретаря и членов счетной комиссии (п. 2 разд. VI Методических рекомендаций; см. рисунок). Но эти вопросы будут перегружать повестку дня последующих собраний и увеличивать риск отказа собственников от предлагаемых кандидатур в дальнейшем.

Чтобы избежать такой проблемы, вы можете определить срок действия полномочий выбираемых лиц. Для этого дополните повестку дня соответствующими вопросами. Поскольку срок полномочий ответственных лиц не ограничен законодательно, собрание может установить любой удобный период — например, год.

Если же председатель или секретарь, которых избрали на определенный срок, не смогут присутствовать на каком‑либо собрании, просто включите в повестку дня вопрос об избрании иных лиц. Но если не сможет участвовать кто‑то из счетной комиссии, то ее состав необходимо будет утвердить заново.

Последствия отсутствия на собрании председателя, секретаря и членов счетной комиссии

Сведения о председателе, секретаре и лицах, проводивших подсчет голосов на собрании, а также их подписи в протоколе — это обязательные реквизиты протокола общего собрания собственников. Если этой информации в протоколе нет — значит, он оформлен с нарушениями.

Существенное нарушение правил составления протокола, в т. ч. нормы о письменной форме протокола, может повлечь недействительность решения собрания (подп. 4 п. 1 ст. 181.4 ГК РФ).

Суд с учетом всех обстоятельств дела вправе оставить решение в силе, если (ч. 6 ст. 46 ЖК РФ):

  • посчитает, что отсутствие в протоколе подписей указанных лиц не является существенным нарушением;
  • решение не повлекло за собой причинения убытков собственникам, которые его обжалуют. 

Как провести общее собрание собственников

1. Кто и когда может созывать общее собрание собственников?

Ежегодное общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме проводится во втором квартале, если ранее собрание собственников не установило другого порядка. Внеочередное общее собрание собственников можно провести в любое время. Инициатором может быть:

[2]

  • любой собственник помещения в доме;
  • ГКУ «Инженерные службы районов» (при наличии в доме городского имущества);
  • орган местного самоуправления;
  • управляющая организация (или ТСЖ, ЖК, ЖСК).

2. Какие вопросы можно выносить на голосование собственников многоквартирного дома?

Общее собрание собственников может принимать решения о:

  • реконструкции дома, капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме, об использовании средств фонда капремонта, переустройстве и (или) перепланировке помещения, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме;
  • выборе способа формирования фонда капитального ремонта, увеличении размеров взносов на капитальный ремонт, выборе лица, уполномоченного на открытие спецсчета дома и совершение операций со средствами, находящимися на спецсчете;
  • получении товариществом собственников жилья (ЖСК, ЖК, управляющей организацией) кредита или займа на капремонт;
  • пределах использования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, благоустройстве этого участка, установке во дворе дома шлагбаума;
  • заключении договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, если для этого предполагается использовать общее имущество собственников в многоквартирном доме;
  • выборе способа управления домом;
  • выходе из программы реновации;
  • текущем ремонте общего имущества в многоквартирном доме;
  • заключении собственниками, действующими от своего имени, договоров с ресурсоснабжающими организациями и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами;
  • согласии на перевод жилого помещения в нежилое;
  • других вопросах .

[1]

3. В каких формах можно проводить собрание?

Общее собрание собственников можно провести:

В зависимости от формы проведения собрания будут различаться содержание сообщения о собрании, которое нужно предварительно разослать собственникам, и процедура голосования.

При очном голосовании собственники лично присутствуют на собрании. При проведении очно-заочного собственники имеют право как лично присутствовать на собрании, так и проголосовать, ознакомившись с повесткой дня собрания заочно. При заочном голосовании собственники передают свои решения по адресу, указанному в сообщении о проведении собрания.

Заочное собрание проводится в случае, если очное не имело кворума .

4. Как подготовиться к общему собранию собственников?

При подготовке к проведению общего собрания собственников помещений вам необходимо:

  1. Определить повестку дня общего собрания.
  2. Составить сообщение для оповещения собственников.
  3. Подготовить реестр собственников помещений в многоквартирном доме, а также формы бланков и информационных материалов (бланк сообщения о проведении собрания, бланк решения собственника помещений, бланк протокола и так далее).
  4. Определить способ, которым вы уведомите собственников о проведении собрания.

5. Как уведомить собственников о проведении собрания?

Если раньше на общем собрании собственники уже определили, что объявления о новых собраниях можно размещать в подъезде, вы можете поступить так. Но если такого решения принято не было, уведомления нужно будет отправить по почте заказными письмами или вручить лично под роспись.

Уведомить собственников нужно не позднее чем за 10 дней до даты проведения собрания. Обратите внимание: уведомить о проведении собрания собственников нужно будет и ГКУ ИС вашего района, если в доме есть государственная собственность.

Также нужно будет вести реестр уведомлений, указывая в нем данные собственников и даты их оповещения. Если вы отправляете уведомление заказным письмом, то датой оповещения считается дата отправления письма. В дальнейшем к протоколу собрания собственников необходимо будет приложить почтовые квитанции.

Читайте так же:  Разрешение на строительство лпх земли населенных пунктов

Если вы проводите собрание в заочной или очно-заочной форме, к уведомлению нужно будет приложить бланки для голосования по каждому из вопросов и указать дату окончания приема решений, а также место или адрес, куда их нужно передавать.

6. Как провести голосование?

На очном собрании собственники знакомятся с материалами по вопросам, вынесенным на повестку, обсуждают эти вопросы и голосуют по каждому из них. Голосование по вопросам, заранее не включенным в повестку, силы иметь не будет.

Для участия в очном обсуждении и голосовании собственникам помещений необходимо иметь при себе паспорт и копию документа, подтверждающего право собственности на помещение, а представителям собственников помещения еще и документы , подтверждающие полномочия на представление интересов собственника на общем собрании. Если голосует представитель собственника, к протоколу собрания впоследствии прикладывается нотариально заверенная доверенность.

Голосование может проводиться как в письменной форме с заполнением бланков , так и, например, посредством поднятия рук с документальным засвидетельствованием решений собственников. Регламент и способы, которыми осуществляется голосование, могут быть утверждены общим собранием.

Голосование в заочной форме проводится в установленные вами сроки только при помощи бланков, направленных собственникам вместе с сообщениями о проведении собрания.

Очно-заочная форма предполагает возможность проголосовать как заочно, так и лично присутствуя на собрании.

В бланках для голосования напротив каждого вопроса, решение по которому требуется от собственников, должны быть графы «за», «против» и «воздержался». Собственник должен проставить отметку напротив одного из вариантов ответа. Недействительным бланк и, соответственно, голос собственника будет считаться, если отмечено сразу несколько ответов на один и тот же вопрос, если ответы на вопросы не проставлены, если не указаны сведения о собственнике (представителе собственника), если в бланке отсутствует подпись собственника (представителя).

7. Как считать голоса собственников?

Решения по вопросам, поставленным на голосование, принимаются большинством голосов от общего числа голосов собственников, принимающих участие в собрании. Исключение составляют случаи, когда, например, на собрании решается вопрос о выборе способа формирования фонда капитального ремонта, создании ТСЖ и утверждении его устава (решение принимается более чем 50% голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме). В ряде других случаев для принятия решения потребуется не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме.

Подсчет голосов проводит счетная комиссия, протокол составляет секретарь общего собрания собственников. Протокол нужно составить не позднее чем через 10 дней после проведения общего собрания. В протоколе собрания обязательно должны содержаться:

  • дата и регистрационный номер протокола;
  • дата, место и форма проведения общего собрания;
  • информация об инициаторах собрания;
  • вопросы, вынесенные на повестку дня собрания;
  • сведения о лицах, приглашенных и участвовавших в собрании;
  • место (адрес) хранения протоколов общих собраний и решений собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование;
  • приложения к протоколу общего собрания.

Более детально с требованиями к оформлению протокола общего собрания собственников можно ознакомиться в приказе Минстроя России.

8. Что делать после собрания?

Не позднее чем через 10 дней после проведения общего собрания собственников подлинники решений и протокола общего собрания собственников обязательно нужно представить в управляющую организацию, правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива, которые затем направляют эти документы в Мосжилинспекцию. Кроме того, в течение 10 дней их необходимо разместить для ознакомления собственников в помещении, доступном для всех собственников и определенном общим собранием. Копии документов хранятся по адресу, который также определяет общее собрание собственников.

Решение общего собрания собственников является обязательным для всех собственников помещений в доме вне зависимости от того, принимали они участие в собрании или нет.

Если вы не согласны с решением, которое было принято общим собранием собственников с нарушением порядка, установленного Жилищным кодексом Российской Федерации (если вы не принимали участия в таком собрании или голосовали против принятия этого решения), и если это решение нарушает ваши права и законные интересы, вы можете обжаловать его.

Заявление об обжаловании можно подать в суд в течение шести месяцев со дня, когда вы узнали или должны были узнать о принятом решении. Суд с учетом всех обстоятельств дела вправе оставить в силе обжалуемое решение, если ваш голос не мог повлиять на результаты голосования, допущенные нарушения не являются существенными и принятое решение не повлекло за собой причинение вам убытков.

Видео (кликните для воспроизведения).

Вы также можете обратиться в Государственную жилищную инспекцию города Москвы, которая в свою очередь вправе обратиться в суд с заявлением о признании недействительным решения, принятого общим собранием собственников.

Источники


  1. Национал-экстремизм и судебная власть в современной России. — М.: ОФ Антифашист, 2014. — 121 c.

  2. Саушкин, Ю. Г. История и методология географической науки. Учебное пособие / Ю.Г. Саушкин. — М.: Издательство МГУ, 2014. — 424 c.

  3. Безуглов, Анатолий Встать! Суд идет: моногр. / Анатолий Безуглов. — М.: Детская литература. Москва, 2014. — 224 c.
  4. Волкова Т. В., Гребенников А. И., Королев С. Ю., Чмыхало Е. Ю. Земельное право; Ай Пи Эр Медиа — Москва, 2010. — 328 c.
  5. Кудрявцев, И. А. Комплексная судебная психолого — психиатрическая экспертиза / И.А. Кудрявцев. — М.: Издательство МГУ, 2017. — 498 c.
Председатель и секретарь общего собрания собственников мкд
Оценка 5 проголосовавших: 1

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here