Предприятие имеет в собственности обособленный водный объект

Полезная информация на тему: "Предприятие имеет в собственности обособленный водный объект", собранная из сети и предоставленная в удобном для чтения виде. По всем вопросам - обращайтесь к дежурному юристу.

Статья 39. Право собственности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований на обособленные водные объекты (замкнутые водоемы)

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 31 декабря 2005 г. N 199-ФЗ статья 39 настоящего Кодекса изложена в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2006 г.

Статья 39. Право собственности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований на обособленные водные объекты (замкнутые водоемы)

В собственности субъекта Российской Федерации находятся обособленные водные объекты (замкнутые водоемы), расположенные полностью на территории субъекта Российской Федерации и не находящиеся в муниципальной или частной собственности. В собственности субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга находятся обособленные водные объекты (замкнутые водоемы), расположенные полностью на их территориях и не находящиеся в частной собственности, если иное не установлено законами этих субъектов Российской Федерации.

В собственности муниципального образования находятся обособленные водные объекты (замкнутые водоемы), расположенные полностью в границах одного населенного пункта и не находящиеся в частной собственности.

От имени субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют соответствующие органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

От имени муниципальных образований права собственника осуществляют соответствующие органы местного самоуправления.

Порядок отнесения водоемов к обособленным водным объектам (замкнутым водоемам) определяется Правительством Российской Федерации.

Предприятие имеет в собственности обособленный водный объект

Обособленные водные объекты

Понятия «водный объект» и «обособленный водный объект» закреплены в Водном кодексе РФ:

водный объект — сосредоточение вод на поверхности суши в формах ее рельефа либо в недрах, имеющее границы, объем и черты водного режима;

обособленный водный объект (замкнутый водоем) — небольшой по площади и непроточный искусственный водоем, не имеющий гидравлической связи с другими поверхностными водными объектами.

В качестве единого водного объекта рассматриваются не только сами по себе воды, поверхностные или подземные, но и сопряженные с ними земли, то есть дно и берега водного объекта, а так же горные породы, вмещающие в себя подземные воды (ст.7 ВК РФ).

Как и участки недр, водные объекты являются объектами НИ, ограниченными в обороте. В Российской Федерации частная и муниципальная собственность допускается только на обособленные водные объекты (ст.34 ВК РФ). На все остальные виды водных объектов установлена государственная собственность.

Статья 11 Водного кодекса РФ признала обособленные водные объекты НИ составной частью земельного участка, а статья 34 ВК РФ предусмотрела, что обособленные водные объекты могут принадлежать на праве собственности гражданам и юридическим лицам. Критерии определения водных объектов как объектов права частной собственности закреплены в статье 40 ВК РФ.

Во-первых, водный объект должен быть обособленным, то есть замкнутым. Это значит, что таким объектом может быть признан пруд, озеро и т.п.

Во-вторых, такой водный объект должен быть небольшим по площади и быть непроточным искусственным водоемом. В части 2 статьи 40 говорится, что предельные размеры обособленных водных объектов определяются земельным законодательством Российской Федерации. В настоящее время эти размеры в законодательстве еще не установлены.

И в-третьих, водоемы, для того чтобы быть признанными обособленными водными объектами, не должны иметь гидравлической связи с другими поверхностными водными объектами.

Касательно оборотоспособности водных объектов следует отметить, что соответствующие законодательные ограничения установлены статьей 22 Водного кодекса. Согласно положениям данной статьи продажа, залог и совершение других сделок, которые влекут или могут повлечь отчуждение водных объектов, не допускаются. Однако это правило не распространяется на обособленные водные объекты, поскольку абзацем 2 указанной статьи установлено, что обособленные водные объекты могут переходить от одного лица к другому в порядке, предусмотренном гражданским законодательством и земельным законодательством Российской Федерации.

При этом права пользования водными объектами могут переходить от одного лица к другому лицу только на основании распорядительной лицензии, выдаваемой специально уполномоченным государственным органом управления использованием и охраной водного фонда.

Поскольку государственной регистрации подлежат не только права собственности на объекты НИ, но и устанавливаемые по различным основаниям обременения и ограничения данных прав, то представляется целесообразным дать краткую характеристику прав на водные объекты лиц, не являющихся собственниками таких объектов.

В статье 41 ВК РФ содержится перечень прав, на основании которых лица — несобственники водного объекта могут пользоваться ими:

право долгосрочного пользования;

право краткосрочного пользования;

право ограниченного пользования (водный сервитут).

Лица, которые используют водные объекты на основании указанных прав, именуются водопользователями. Водопользователи осуществляют владение и пользование водными объектами на условиях и в пределах, установленных Водным кодексом РФ.

Следует отметить, что перечисленные ограничения прав на водные объекты имеют особый характер. Они не являются согласно статье 216 ГК РФ вещными правами, так как вещными правами признаются в частности:

— право пожизненного наследуемого владения земельным участком;

— право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком;

— сервитуты, устанавливаемые по поводу земли. Однако перечисленные в статье Водного кодекса РФ права подлежат защите от их нарушения в порядке, предусмотренном для защиты права собственности (ст.301-304 ГК РФ). Этот вывод можно сделать из содержания статьи 305 ГК РФ. В ней сказано, что права по защите других вещных прав, принадлежат лицу, хотя и не являющемуся собственником, но владеющему имуществом не только на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления, но и по иному основанию, предусмотренному законом или договором. Водный кодекс РФ предусматривает иные основания прав на водные объекты лиц, не являющихся их собственниками [13] .

[2]

Кроме того, к числу титулов прав на водные объекты лиц — несобственников относится водопользование на основании договора аренды. В связи с этим Водный кодекс РФ предусматривает принятие специального федерального закона об аренде водных объектов.

Права пользования водными объектами приобретаются на основании лицензии на водопользование и заключенного в соответствии с ней договора пользования водным объектом. Правила предоставления в пользование водных объектов, находящихся в государственной собственности, установления и пересмотра лимитов водопользования, выдачи лицензии на водопользование и распорядительной лицензии утверждены постановлением Правительства РФ от 3 апреля 1997г. N 383.

Статьей 46 Водного кодекса РФ установлено, что права пользования водными объектами, за исключением публичного водного сервитута [14] , возникают с момента государственной регистрации договора пользования водным объектом. Однако в данном случае подразумевается не ГРПНИ в порядке, предусмотренном Федеральным законом о государственной регистрации, а специальная государственная регистрация договоров пользования водными объектами, осуществляемая в рамках статьи 59 Водного кодекса РФ.

Читайте так же:  Публичная кадастровая карта ленинградской области всеволожский район

Государственная регистрация договоров пользования водными объектами, в соответствии с указанной статьей, осуществляется в государственном реестре договоров. Он ведется специально уполномоченным государственным органом управления использованием и охраной водного фонда в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Следует также отметить, что Водный кодекс РФ выделяет такую группу объектов, как водные объекты общего пользования. Статья 20 Водного кодекса РФ под такими объектами подразумевает водные объекты, находящиеся в общедоступном, открытом пользовании.

На водных объектах общего пользования осуществляется так называемое общее водопользование в порядке, установленном Водным кодексом РФ. При этом подчеркивается, что в качестве объектов общего пользования могут выступать обособленные водные объекты, находящиеся в собственности граждан или юридических лиц. Однако для этого требуется государственная регистрация данного ограничения права собственности на такие обособленные водные объекты в ЕГРП и выплата вознаграждения собственнику.

Предприятие имеет в собственности обособленный водный объект, используемый для разведения рыбы, контрольная

Предприятие имеет в собственности обособленный водный объект, используемый для разведения рыбы, контрольная

План (содержание) работы Предприятие имеет в собственности обособленный водный объект, используемый для разведения рыбы:

Предприятие имеет в собственности обособленный водный объект, используемый для разведения рыбы. Граждане — собственники земельных участков, расположенных рядом с прудом, обратились к администрации предприятия с просьбой разрешить использовать его для полива своих садов. Администрация предприятия не возражала против этого при условии, что граждане внесут плату за осуществление водопользования.

Какие правовые отношения возникают между предприятием и гражданами? Законны ли требования администрации предприятия.

Организация, производя ремонт линий электропередач, была вынуждена вырубить древесно-кустарниковую растительность в полосе отвода железной дороги. Инспектор государственной лесной охраны, обнаружив правонарушение, составил протокол, квалифицировав такие действия как незаконную порубку леса.

Правильно ли квалифицированы действия?

Какие государственные органы вправе привлечь к административной ответственности за лесонарушение?

Должны ли быть возмещены убытки, причиненные противоправными действиями, и если да, то каков порядок их подсчета?

Член Саратовского областного общества охотников и рыболовов П., приехав в Воронежскую область, обратился в Управление охотничьего хозяйства, с просьбой о выдаче ему на основании охотничьего билета путевки и лицензии на охоту. В просьбе ему было отказано на том основании, что П. постоянно проживает в другой области.

Правомерен ли отказ в выдаче путевки?

Каков порядок получения охотничьих путевок и лицензий?

Список использованной литературы

[1]

Цена работы Предприятие имеет в собственности обособленный водный объект, используемый для разведения рыбы — 150 руб.

Чтобы оформить заказ на покупку готовой работы или заказ на выполнение работы по указанной теме по Вашим требованиям нажмите кнопку:

Предприятие имеет в собственности обособленный водный объект

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 30 октября 2007 г. N Ф08-6668/07 «В силу части 2 статьи 8 Водного кодекса РФ в частной собственности могут находиться пруды и обводненные карьеры, представляющие собой не природные (естественные), а искусственные водные объекты» (извлечение)

ЗАО «Витязь-М» (далее — общество) обратилось в арбитражный суд с иском к СПК «Колхоз им. Чапаева» (далее — кооператив) о признании права собственности на недвижимое имущество: дамбу, общей площадью 0,24 га, расположенную по адресу: Ростовская область, Родионово-Несветайский район, примерно в 30 м по направлению на юго-восток от х. Кирбитово; дамбу, общей площадью 0,15 га, расположенную по адресу: Ростовская область, Родионово-Несветайский район, примерно в 3870 м по направлению на юго-запад от сл. Кутейниково; дамбу, общей площадью 0,25 га, расположенную по адресу: Ростовская область, Родионово-Несветайский район, примерно в 4450 м по направлению на юго-запад от сл. Кутейниково; пруд, общей площадью 6,5 га, расположенный по адресу: Ростовская область, Родионово-Несветайский район, примерно в 30 м по направлению на юго-восток от х. Кирбитово; пруд, общей площадью 1,3 га, расположенный по адресу: Ростовская область, Родионово-Несветайский район, примерно в 3870 м по направлению на юго-запад от сл. Кутейниково; пруд, общей площадью 1,9 га, расположенный по адресу: Ростовская область, Родионово-Несветайский район, примерно в 4400 м по направлению на юго-запад от сл. Кутейниково.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Главное управление Федеральной регистрационной службы по Ростовской области в лице Родионово-Несветайского филиала, Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Ростовской области, федеральное государственное учреждение «Земельная кадастровая палата» по Ростовской области, Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Ростовской области, Министерство имущественных и земельных отношений, финансового оздоровления предприятий, организаций Ростовской области, Администрация Родионово-Несветайского района Ростовской области, Донское бассейновое водное управление, Комитет по охране окружающей среды и природных ресурсов администрации Ростовской области, Прокуратура Ростовской области, Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ростовской области, государственное унитарное предприятие технической инвентаризации Ростовской области в лице Родионово-Несветайского филиала (т. 1, л. д. 1; т. 2, л. д. 40 — 41, 57, 58; т. 3, л. д. 84 — 86).

Решением от 04.06.07 исковые требования удовлетворены. Суд указал, что требование общества о признании права собственности на пруды является правомерным ввиду принадлежности земельного участка, занятого прудами, истцу; создание дамб силами и средствами ответчика подтверждается их нахождением на балансе ответчика, а затем истца с момента ввода объектов в эксплуатацию; ответчик и истец несли расходы, связанные с эксплуатацией дамб; дамбы расположены на земельном участке, принадлежащем истцу на праве собственности.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Ростовской области просит решение отменить, в иске отказать. По мнению заявителя, суд не дал оценки тому, что спорные дамбы образованы на федеральных реках, представляют собой плотины, построены в 80-е годы, включены в российский регистр гидротехнических сооружений, в связи с чем являются объектами федеральной собственности, доказательства строительства гидросооружений кооперативом в материалы дела не представлены.

В отзывах на кассационную жалобу Комитет по охране окружающей среды и природных ресурсов, Управление федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ростовской области, Донское бассейновое водное управление, Администрация Родионово-Несветайского района Ростовской области просят удовлетворить кассационную жалобу и отменить решение суда. Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Ростовской области и государственное унитарное предприятие технической инвентаризации Ростовской области в лице Родионово-Несветайского филиала считает решение законным и обоснованным и просит в удовлетворении жалобы отказать.

Изучив материалы дела и выслушав представителей кооператива, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что решение подлежит отмене по следующим основаниям.

Читайте так же:  Среднесписочная численность отчет для вновь созданной организации

Удовлетворяя исковые требования в части признания права собственности на водные объекты, суд исходил из того, что последние являются прудами, возможность нахождения которых в частной собственности ставится законодателем в зависимость от принадлежности земельного участка, в границах которого расположен пруд, физическому или юридическому лицу.

Согласно статье 5 Водного кодекса Российской Федерации водные объекты в зависимости от особенностей их режима, физико-географических, морфометрических и других особенностей подразделяются на поверхностные водные объекты и подземные водные объекты. К поверхностным водным объектам относятся моря или их отдельные части (проливы, заливы, в том числе бухты, лиманы и другие); водотоки (реки, ручьи, каналы); водоемы (озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища); болота; природные выходы подземных вод (родники, гейзеры); ледники, снежники.

Согласно части 1 статьи 8 Водного кодекса Российской Федерации водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением случаев, установленных частью 2 настоящей статьи.

В силу части 2 статьи 8 Кодекса пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, находятся, соответственно, в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица, если иное не установлено федеральными законами. Пруд, обводненный карьер, указанные в части 3 настоящей статьи, могут отчуждаться в соответствии с гражданским законодательством и земельным законодательством. Не допускается отчуждение таких водных объектов без отчуждения земельных участков, в границах которых они расположены. Данные земельные участки разделу не подлежат, если в результате такого раздела требуется раздел пруда, обводненного карьера (часть 4 статьи 8 Водного кодекса Российской Федерации). Из приведенных норм следует, что пруды и обводненные карьеры представляют собой не природные (естественные), а искусственные водные объекты, причем, исходя из части 4 статьи 8 Водного кодекса Российской Федерации, объектом права собственности может быть только весь водный объект.

Согласно статье 3 Федерального закона от 21.07.97 N 117 «О безопасности гидротехнических сооружений» гидротехнические сооружения (плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений и разрушений берегов водохранилищ, берегов и дна русел рек; сооружения, ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения вредного воздействия вод и жидких отходов) могут находиться в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, а также в собственности физических или юридических лиц независимо от их организационно-правовой формы.

Таким образом, законодательство не исключает возможности нахождения гидротехнических сооружений у юридических лиц на праве собственности. Однако лицо, не имеющее государственной регистрации права на гидротехническое сооружение, но считающее, что право у него возникло ранее, должно доказать обстоятельства, указанные в статье 218 Гражданского кодекса Российской Федерации. Кроме того, поскольку дамбы находятся на водных объектах в виде прудов, для признания права собственности на эти гидротехнические сооружения необходимо выяснить форму права собственности на пруды как водные объекты.

В силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.

Ссылаясь на то, что дамбы возводились силами и средствами ответчика, истец не представил доказательств этого. В материалах дела отсутствуют доказательства собственных затрат кооператива на строительство. Текущие затраты на поддержание технического состояния дамб не являются основаниями для удовлетворения иска. Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Ростовской области пояснило, что спорные дамбы построены по государственному заказу в 80-е годы и включены в российский регистр гидротехнических сооружений. В этой связи подлежали оценке обстоятельства строительства и ввода в эксплуатацию спорных объектов.

Поскольку на основании пункта 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении либо были отвергнуты судом первой инстанции, дело следует передать на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

При новом рассмотрении суду необходимо исследовать указанные обстоятельства, обсудить вопрос о назначении экспертизы в целях определения естественного природного или искусственного происхождения прудов и наличия у них гидравлической связи с реками Большой Несветай и Сухой Несветай, в водозаборе которых они расположены.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 274, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:

решение от 04.06.07 Арбитражного суда Ростовской области по делу N А53-18832/2006-С8-1 отменить, дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 30 октября 2007 г. N Ф08-6668/07 «В силу части 2 статьи 8 Водного кодекса РФ в частной собственности могут находиться пруды и обводненные карьеры, представляющие собой не природные (естественные), а искусственные водные объекты»

Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве

Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника

Видео (кликните для воспроизведения).

Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилии лиц, присутствовавших в судебном заседании

Понятие и основные признаки объектов недвижимого имущества

  1. вещи могут быть как недвижимыми, так и движимыми;
  2. непотребляемыми признаются вещи, которые в принципе могут потерять свои натуральные свойства, но по истечении достаточно длительного времени. Это подтверждено судебной практикой (постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 12.03.02 по делу № А19-8204/01-14-Ф02-201/02-С2; решение Арбитражного суда Ставропольского края от 30.10.03 по делу № А63-1266/2003_С4).

Какие водные объекты являются собственностью субъектов Российской Федерации?

В собственности субъектов РФ могут находиться водные объекты, аква­тории и бассейны которых полностью расположены на территории соответ­ствующего субъекта РФ и не отнесенные к федеральной собственности.

Вопросы владения, пользования и распоряжения водными объекта­ми, находящимися в государственной собственности, относятся к совме­стному ведению Российской Федерации и ее субъектов.

Право муниципальной собственности на обособленные водные объекты

Обособленные водные объекты, принадлежащие на праве собствен­ности городским и сельским поселениям, а также другим муниципаль­ным образованиям, являются муниципальной собственностью. В муни­ципальной собственности находятся водные объекты, предназначенные для муниципальных нужд. От имени муниципальных образований права собственника осуществляют соответствующие органы местного само­управления.

Право собственности граждан и юридических лиц на обособленные водные объекты

В собственности граждан и юридических лиц могут находиться обо­собленные водные объекты (замкнутые водоемы) — небольшие по пло­щади и непроточные искусственные водоемы, не имеющие гидравличе­ской связи с другими поверхностными водными объектами. Предельные размеры обособленных водных объектов определяются земельным зако­нодательством Российской Федерации.

Каковы права пользования водными объектами лиц, не являющихся их собственниками?

Лица, не являющиеся собственниками водных объектов, могут иметь следующие права на водные объекты:

Читайте так же:  Публикация сообщений в вестнике государственной регистрации

право ограниченногопользования (водный сервитут).

Водопользователи осуществляют владение и пользование водными объектами на условиях и в пределах, установленных Водным кодексом РФ. Водопользователи могут распоряжаться правами пользования водны­ми объектами в случаях, предусмотренных Водным кодексом РФ. Аренда водных объектов устанавливается федеральным законом об аренде водных объектов в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации.

Право долгосрочного и краткосрочного пользования водными объектами

Водные объекты, находящиеся в государственной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в долгосрочное и краткосрочное пользование в зависимости от целей использования, ре­сурсного потенциала и экологического состояния водных объектов.

Право краткосрочного водопользованияустанавливается на срок до трех лет, а право долгосрочного водопользования— от трех до двадцати пяти лет.

Право ограниченного пользования водным объектом (водный сервитут)

Право ограниченного пользования водным объектом выступает в двух видах:публичного и частного водных сервитутов.

Публичным сервитутомявляется право каждого пользоваться вод­ным объектом общего пользования и иными водными объектами если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

В силу договора права лиц, которым водные объекты предоставлены в долгосрочное или краткосрочное пользование, могут быть ограничены в пользу иных заинтересованных лиц (частный сервитут).Частные водные сервитута могут быть установлены и на основании судебного решения.

Общие положения о сервитутах, предусмотренные гражданским за­конодательством, применяются к водным сервитутам в той мере, в какой это не противоречит требованиям Водного кодекса РФ.

Общее и специальное водопользование

Общим водопользованиемпризнается использование водных объек­тов без применения сооружений, технических средств и устройств. Оно может осуществляться гражданами и юридическими лицами без по­лучения лицензии на водопользование. Общее водопользование может осуществляться как на водных объектах общего пользования, так и на объектах, не состоящих в общем пользовании, в порядке, предусмотрен­ном Водным кодексом РФ.

Специальное водопользование,то есть использование водных объек­тов с применением сооружений, технических средств и устройств осуще­ствляется гражданами и юридическими лицами только при наличии ли­цензии на водопользование, за исключением случаев использования водных объектов для плавания на маломерных плавательных средствах и для разовых посадок (взлетов) воздушных судов. Виды специального во­допользования определяются в перечне, утверждаемом специально уполномоченным государственным органом управления использовани­ем и охраной водного фонда.

Предприятие имеет в собственности обособленный водный объект

В соответствии со ст. 1 Водного кодекса РФ (далее – ВК РФ) водный объект — это природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима.

В силу ч. 1, 2 ст. 5 ВК РФ водные объекты в зависимости от особенностей их режима, физико-географических, морфометрических и других особенностей подразделяются на: поверхностные водные объекты, подземные водные объекты. К поверхностным водным объектам относятся моря или их отдельные части (проливы, заливы, в том числе бухты, лиманы и другие), водотоки (реки, ручьи, каналы), водоемы (озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища), болота, природные выходы подземных вод (родники, гейзеры), ледники, снежники.

В соответствии со ст. 8 Водного кодекса РФ водные объекты находятся в собственности РФ (федеральной собственности), за исключением прудов, обводненных карьеров, расположенных в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Федерации, муниципальному образованию, физическому или юридическому лицу. Пруды и обводненные карьеры находятся в собственности субъекта Федерации, муниципального образования, физического или юридического лица, если иное не установлено федеральными законами.

Соответственно, собственность на эти водные объекты определяется через собственность на земельные участки.

В соответствии с ч. 3 данной статьи право собственности на указанные водные объекты прекращается одновременно с прекращением права собственности на соответствующий земельный участок.

Для отнесения того или иного водного объекта к прудам необходимо учитывать, что согласно ГОСТ 19179-73 «Гидрология суши. Термины и определения» прудом является мелководное водохранилище площадью не более 1 кв. км; небольшой искусственный водоем в специально выкопанном углублении на поверхности земли, предназначенный для накопления и хранения воды для различных хозяйственных целей.

Водный кодекс РФ определяет пруд как поверхностный водный объект, созданный искусственно и обладающий признаками изолированности и обособленности.

Таким образом, указанные в ст. 8 ВК РФ обособленные водные объекты не могут быть самостоятельными предметами сделок по отчуждению имущества, а пруды и обводненные карьеры должны всегда следовать юридической судьбе земельных участков, в границах которых они расположены.

На основании ст. 7 Федерального закона от 03.06.2006 № 73-ФЗ «О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации» под земельными участками, в границах которых расположены пруд, обводненный карьер, понимаются земельные участки, в состав которых входят земли, покрытые поверхностными водами, в пределах береговой линии.

Данная норма допускает нахождение земельных участков с прудами и обводненными карьерами, в том числе в собственности муниципальных районов, если указанные водные объекты располагаются на территориях двух и более поселений или указанные земельные участки располагаются на территориях муниципальных районов вне границ поселений, а также не находятся в собственности РФ, субъектов РФ, граждан, юридических лиц.

Также считаем необходимым отметить, что ст. 31 ВК РФ предусматривает ведение Государственного водного реестра, который представляет собой систематизированный свод документальных сведений о водных объектах, находящихся в федеральной собственности, а также в собственности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, физических и юридических лиц, об их использовании, о речных бассейнах и бассейновых округах. В таком реестре осуществляется государственная регистрация договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование, перехода прав и обязанностей по указанным договорам, а также прекращения договоров водопользования.

В государственный водный реестр включаются документированные сведения:

1) бассейновых округах;

2) речных бассейнах;

3) водохозяйственных участках;

4) водных объектах в пределах границ речных бассейнов, в том числе об особенностях режима водных объектов, их физико-географических, морфометрических и других особенностях;

5) водохозяйственных системах, в том числе гидротехнических сооружениях;

6) об использовании водных объектов, в том числе о водопотреблении и водоотведении;

7) гидротехнических и иных сооружениях, расположенных на водных объектах;

8) водоохранных зонах и прибрежных защитных полосах и других зонах с особыми условиями их использования;

9) решениях о предоставлении водных объектов в пользование;

10) договорах водопользования;

11) об иных документах, на основании которых возникает право собственности на водные объекты или право пользования водными объектами.

При этом Государственный водный реестр формируется и ведется в целях информационного обеспечения комплексного использования водных объектов, целевого использования водных объектов и их охраны, а также в целях планирования и разработки мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий, а Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним — для регистрации прав на недвижимое имущество.

Учитывая положения ст. 4 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – Закон о регистрации), ст.ст. 130, 131 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ) к недвижимому имуществу, права на которое подлежат государственной регистрации, относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. Ввиду того, что перечень недвижимых вещей, раскрываемый в статье 130 ГК РФ, не является исчерпывающим, права на земельные участки, в границах которых расположены пруд, обводненный карьер, подлежат государственной регистрации в порядке, предусмотренном действующим законодательством.

Читайте так же:  Льготы по потере кормильца

Как определяется количество обособленных объектов у предпринимателя, применяющего патентную систему?

Законом субъекта РФ установлено, что размер потенциально возможного к получению ИП годового дохода по виду деятельности «сдача в аренду (наем) жилых и нежилых помещений, дач, земельных участков, принадлежащих ИП на праве собственности» установлен в зависимости от количества обособленных объектов.

[3]

НК РФ не содержит разъяснения понятия «обособленный объект».

ИП сдает в аренду (наем) нежилое помещение, принадлежащее ему на праве собственности, другим ИП.

Что следует считать обособленным объектом для целей применения ПСН: объект нежилого помещения, принадлежащий ИП на праве собственности, или количество заключенных им договоров аренды (найма) нежилого помещения?

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо о порядке применения патентной системы налогообложения и исходя из содержащейся в письме информации сообщает следующее.

В соответствии с пп. 3 п. 8 ст. 346.43 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) субъекты Российской Федерации имеют право устанавливать размер потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода в отношении предпринимательской деятельности, указанной в пп. 19 п. 2 указанной статьи Кодекса, в зависимости от количества обособленных объектов (площадей).

Согласно пп. 19 п. 2 ст. 346.43 Кодекса патентная система налогообложения может применяться индивидуальными предпринимателями, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания услуг по сдаче в аренду (наем) жилых и нежилых помещений, дач, земельных участков, принадлежащих индивидуальному предпринимателю на праве собственности.

Таким образом, размер потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода по указанным видам предпринимательской деятельности, может быть дифференцирован в зависимости от количества объектов или площади объектов, передаваемых в аренду (внаем).

Согласно ст. 606 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.

Статьей 607 ГК РФ установлено, что в аренду могут быть переданы земельные участки и другие обособленные природные объекты, предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования (непотребляемые вещи).

В договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды. При отсутствии этих данных в договоре условие об объекте, подлежащем передаче в аренду, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор не считается заключенным.

Как следует из ст. 671 ГК РФ по договору найма жилого помещения одна сторона — собственник жилого помещения или управомоченное им лицо (наймодатель) — обязуется предоставить другой стороне (нанимателю) жилое помещение за плату во владение и пользование для проживания в нем. Юридическим лицам жилое помещение может быть предоставлено во владение и (или) пользование на основе договора аренды или иного договора.

Объектом договора найма жилого помещения может быть изолированное жилое помещение, пригодное для постоянного проживания: квартира, жилой дом, часть квартиры или жилого дома (п. 1 ст. 673 ГК РФ). Договор найма жилого помещения заключается в письменной форме (ст. 674 ГК РФ).

Таким образом, количество объектов, передаваемых в аренду (внаем), определяется на основании договоров аренды (найма), заключаемых индивидуальным предпринимателем — арендодателем (наймодателем) с конкретными арендаторами (нанимателями).

Обособленные водные объекты как объекты ограничений гражданских прав

Гопия Геннадий Олегович, соискатель кафедры гражданского права Кубанского государственного аграрного университета.

В статье содержится анализ правового режима обособленных водных объектов как объектов, в отношении которых законом предусмотрены ограничения гражданских прав. Исследованы источники правового регулирования отношений, связанных с обременением обособленных водных объектов, выявлены закономерности в динамике развития гражданского законодательства.

Ключевые слова: водные объекты, объекты ограничений гражданских прав, природные ресурсы, обособленный водный объект.

In the article there is an analysis of the legal mode of the isolated water objects as objects which limitations of civil laws are statutory in regard to. The sources of the legal adjusting of relations, related to the burden of the isolated water objects are investigational, conformities to law are exposed in the dynamics of development of civil legislation.

Key words: water objects, objects of limitations of civil laws, natural resources, isolated water object.

Согласно ст. 36 Конституции РФ «Владение, пользование и распоряжение природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц», при этом порядок и условия пользования определяются федеральным законом. Также Конституцией РФ устанавливается «право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением». Для соблюдения этих норм и создания такой «экологической безопасности» необходимо установление некоторых ограничений при реализации имущественных прав на природные объекты. Одним из природный объектов являются обособленные водные объекты (замкнутые водоемы). Под «экологической безопасностью» водных объектов следует понимать совокупность состояний, процессов и действий, обеспечивающих экологический баланс в окружающей среде и не приводящих к жизненно важным ущербам, наносимым человеку.

Термины «обособленный водный объект», «замкнутый водоем», «закрытый водоем» исключены или заменены на термины «пруды, обводненные карьеры» в Гражданском кодексе РФ (п. 1 ст. 130, п. 2 ст. 261), Земельном кодексе РФ (п. 3 ст. 23, п. 1 ст. 40, п. 2 ст. 77, п. 12 ст. 85), Федеральных законах «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (ст. 1), «О разграничении государственной собственности на землю» (ст. 5), «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ч. ч. 2, 3 ст. 50).

Пруды концентрируют в себе воды для рыболовства и рыбоводства, орошения, спорта и рекреации, культурных мероприятий. Они могут находиться и в ведении промышленных предприятий. Немаловажны и противопожарные пруды зеленых зон и лесных массивов, которые теперь пришли в негодность из-за обмеления и замусоривания. Когда разрешают строительство прудов, хозяйствующих субъектов не предупреждают о возможной ответственности за происшествия. Между тем таковые вполне могут быть: прорыв плотины с выходом водной массы на автодорогу, влекущие заиление приводных участков. Остры проблемы «списанных» прудов, их небрежной эксплуатации, коррозии прудовых устройств, разрушения плотин.

Обводненные карьеры во многом близки к прудам. С точки зрения гидрологии пруды могут образовываться на месте карьеров, где происходила добыча полезных ископаемых (так называемые пруды карьерного типа). В отличие от остальных прудов само наполнение карьеров водой происходит естественно и вряд ли входит в хозяйственные задачи их создателей.

Читайте так же:  Создание регионального отделения общественной организации

Водное законодательство тесно взаимодействует с законодательством о водных биологических ресурсах, а также с законодательством, регулирующим вопросы безопасности. Прежде всего имеются в виду Федеральные законы от 20 декабря 2004 г. N 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» [1] и от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» [2]. В первом случае водные объекты являются средой обитания водных биологических ресурсов; во втором — в случае вредного воздействия вод (наводнения, сели, оползни) — возможным источником опасности.

На водные отношения распространяются Указы Президента РФ от 1 апреля 1996 г. N 440 «О концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» [3]; от 9 марта 2004 г. N 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» [4]; от 20 мая 2004 г. N 649 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти» [5]. Приведенные подзаконные акты касаются далеко не только водных ресурсов и водного хозяйства. Тем не менее они, безусловно, отражаются на водных отношениях в связи с административной реформой или концепцией устойчивого развития.

В настоящее время в области водного хозяйства действуют важнейшие Постановления Правительства РФ: от 16 июня 1997 г. N 716 «Об утверждении Положения об осуществлении государственного контроля за использованием и охраной водных объектов» [6]; от 23 ноября 1996 г. N 1403 «О ведении государственного водного кадастра Российской Федерации» [7]; от 23 ноября 1996 г. N 1404 «Об утверждении Положения о водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных защитных полосах» [8].

К числу подзаконных актов, отвечающих условиям начавшейся в России административной реформы, относится Постановление Правительства РФ от 16 июня 2004 г. N 282 «Об утверждении Положения о Федеральном агентстве водных ресурсов» [9]. К числу ключевых ведомственных актов нужно отнести Приказ Министерства природных ресурсов РФ от 23 марта 2005 г. N 70 «Об утверждении Перечня видов специального водопользования» [10].

В отличие от старого ВК РФ 1995 г. в ВК РФ 2006 г. не предусматривается (хотя бы в виде исключения) общее пользование частными водными объектами — прудами и обводненными карьерами. В этом заключается корректировка пролонгированного правила об общем пользовании водоемами и водотоками.

Согласно ст. 59 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ [11] из ВК РФ 1995 г. были исключены положения о собственности субъектов РФ (республик, краев, областей и т.д.), заключении ими договоров пользования водными объектами, об их участии в бассейновых соглашениях. В целом полномочия субъектов РФ были существенно сокращены, в результате чего они превращались во второстепенных участников водных отношений. Затем, согласно ст. 9 Федерального закона от 31 декабря 2005 г. N 199-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий», закреплялось право субъектов РФ на обособленные водные объекты, а полномочия по заключению договоров водопользования и бассейновых соглашений были возвращены на региональный уровень [12].

В соответствии с ВК РФ 2006 г. было установлено право собственности субъектов РФ на пруды и обводненные карьеры, находящиеся на земельных участках, собственником которых является субъект РФ. Кроме того, согласно ст. 26 ВК РФ государственным органам субъектов РФ может быть передано федеральное полномочие по предоставлению водного объекта, находящегося в федеральной собственности, в пользование физических или юридических лиц на основании договора или решения. Наряду с органами власти субъектами водных отношений являются рядовые водопользователи — граждане и организации. Но на них распространяются положения гражданского законодательства о правоспособности и дееспособности. Юридические лица могут иметь права, соответствующие целям их деятельности, предусмотренным в их учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности. Они должны иметь способность совершать действия для приобретения прав на водный объект, а при пользовании им создавать для себя обязанности и исполнять их.

В результате внесенных изменений в п. 2 ст. 261 Гражданского кодекса РФ, если иное не установлено законом, право собственности на земельный участок распространяется на находящиеся в границах этого участка поверхностный (почвенный) слой и водные объекты, находящиеся на нем лес и растения. По смыслу этой правовой нормы, если пруд или обводненный карьер расположен на земельном участке, находящемся в частной собственности, то право собственности распространяется и на соответствующий пруд или обводненный карьер.

Видео (кликните для воспроизведения).

Пруд или обводненный карьер следует юридической судьбе земельного участка, на котором он расположен. Такой земельный участок разделу не подлежит, если в результате подобного раздела требуется раздел пруда или обводненного карьера. При принятии проекта ВК РФ в первом чтении [13] в соответствии с его концепцией были установлены ограничения оборотоспособности обособленных водных объектов (замкнутых водоемов) в зависимости от их естественного или искусственного происхождения, размера, нахождения в черте населенного пункта или удаленности от населенных пунктов [14]. В принятом Водном кодексе РФ в окончательной редакции таких ограничений уже не было. Приобретение в собственность прудов или обводненных карьеров должно соответствовать принципу равного доступа физических и юридических лиц к приобретению в собственность водных объектов, который закреплен в п. 8 ст. 3 ВК РФ. Собственник обособленного водного объекта обязан объявить об условиях общего водопользования или о его запрещении.

Источники


  1. Щеглова Л. В. Защита своих прав в судах общей юрисдикции; Омега-Л — М., 2014. — 232 c.

  2. ред. Славин, М.М. Становление судебной власти в обновляющейся России; М.: Институт государства и права РАН, 2013. — 880 c.

  3. Чайковская, Ольга Закон и человеческое сердце / Ольга Чайковская. — М.: Московский рабочий, 2016. — 152 c.
  4. Летушева, Н. И. Теория государства и права / Н.И. Летушева, М.В. Летушева. — М.: Академия, 2008. — 208 c.
  5. Беляева, О. М. Теория государства и права в схемах и определениях / О.М. Беляева. — М.: Феникс, 2012. — 320 c.
Предприятие имеет в собственности обособленный водный объект
Оценка 5 проголосовавших: 1

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here