Постановка на кадастровый учет объекта незавершенного строительства

Полезная информация на тему: "Постановка на кадастровый учет объекта незавершенного строительства", собранная из сети и предоставленная в удобном для чтения виде. По всем вопросам - обращайтесь к дежурному юристу.

Постановка на кадастровый учет объекта незавершенного строительства

Последовательность действий заявителя

Для вашего удобства вы можете подать заявление о постановке на кадастровый учет одновременно с заявлением о государственной регистрации прав на объект недвижимости.

Узнайте подробнее о регистрации прав на ваш объект недвижимости на сайте Росреестра, у специалистов в офисе Росреестра, Кадастровой палаты или МФЦ.

Какие документы необходимы

1. Документ, удостоверяющий личность заявителя.

2. Заявление о постановке на государственный кадастровый учет. Заявление о постановке на учет вправе подать собственник или любое иное лицо. Если с заявлением обращается представитель, необходимо представить нотариально удостоверенную доверенность. Бланк заявления можно скачать на сайте Росреестра, получить в офисе Кадастровой палаты и МФЦ.

3. Технический план здания, сооружения, помещения, объекта незавершенного строительства или копия разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. Для оформления технического плана необходимо заключить договор на его подготовку с кадастровым инженером, имеющим квалификационный аттестат. На сайте Росреестра можно ознакомиться со списком всех аттестованных кадастровых инженеров в Российской Федерации.

Точный перечень документов по каждому случаю можно получить на сайте Росреестра или у специалиста в офисе.

Сроки предоставления и стоимость услуги

Кадастровый паспорт объекта недвижимости выдается лично заявителю, его представителю или направляется почтовым отправлением либо по адресу электронной почты при наличии соответствующего указания в заявлении в срок не более 18 календарных дней со дня приема заявления и документов органом кадастрового учета.

Постановка на государственный кадастровый учет осуществляется без взимания платы с заявителя.

Возможные причины приостановления рассмотрения заявления:

    имеются противоречия между сведениями об объекте недвижимости, содержащимися в представленных заявителем для осуществления кадастрового учета документах, и кадастровыми сведениями о данном объекте недвижимости (за исключением случаев, если при осуществлении кадастрового учета вносятся изменения в указанные кадастровые сведения);

местоположение помещения, о кадастровом учете которого представлено заявление, в соответствии с кадастровыми сведениями частично или полностью совпадает с местоположением другого помещения (за исключением случая, если другое помещение является преобразуемым объектом недвижимости);

  • заявление или документы по форме или содержанию не соответствуют требованиям законодательства, представлен неполный комплект документов.
  • Возможные причины для отказа в постановке на кадастровый учет:

    • объект недвижимости образуется из объекта или объектов, в отношении которых раздел или выдел доли не допускается законодательством;

    имущество, о кадастровом учете которого представлено заявление, не является объектом недвижимости, в отношении которого осуществляется кадастровый учет;

    технический план заверен подписью лица, не имеющего соответствующих прав;

    объект недвижимости, о кадастровом учете которого представлено заявление, образован из объекта недвижимости, внесенного в государственный кадастр недвижимости и сведения о котором носят временный характер;

  • помещение не изолировано или не обособлено от других помещений в здании или сооружении.
  • Для получения подробной информации посетите сайт Росреестра или обратитесь к специалисту в офисе.

    Как подать документы

    Заявление и комплект документов для постановки на кадастровый учет здания, сооружения, помещения или объекта незавершенного строительства можно подать любым из предложенных способов:

    1. Подать заявление и необходимые документы, подписанные электронной цифровой подписью, на сайте Росреестра в разделе «Электронные услуги».

    2. Подать документы в ближайший многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ). Удостоверьтесь, что МФЦ предоставляет данную услугу.

    3. Обратиться в офис Кадастровой палаты.

    Запишитесь на прием заранее:

      на официальном сайте Росреестра в разделе «Офисы и приемные»;
  • по единому номеру центра телефонного обслуживания Росреестра.
  • 4. Отправить нотариально заверенные документы почтовым отправлением с описью вложения и уведомлением о вручении в офис Кадастровой палаты по месту нахождения объекта недвижимости.

    Вы можете оперативно отслеживать статус рассмотрения своего заявления с помощью электронного сервиса «Проверка статуса запроса» на сайте Росреестра независимо от того, каким способом вы подали документы.

    Управление мониторинга и повышения качества государственных услуг Росреестра

    Министерство экономического развития Российской Федерации

    Письмо № Д23и-2093 от 19 июля 2012 г. по вопросам, связанным с государственным кадастровым учетом зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства

    Департамент недвижимости Минэкономразвития России (далее – Департамент недвижимости), рассмотрев обращение по вопросам, связанным с применением Порядка осуществления государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства в переходный период применения Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» к отношениям, возникающим в связи с осуществлением государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства (далее – Порядок учета), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 14 октября 2011 г. № 577, а также но результатам совещания, состоявшегося в Департаменте недвижимости, сообщает следующее.

    1. По вопросу постановки на государственный учет зданий, сооружений после завершения их строительства в случае, если в Единый государственный реестр объектов капитального строительства ранее были внесены сведения о соответствующих объектах незавершенного строительства.

    В соответствии с пунктом 8 Порядка учета государственный учет осуществляется в связи с образованием или созданием здания, сооружения, помещения, объекта незавершенного строительства. Статьей 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – Градостроительный кодекс) предусмотрено, что строительство это создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства).

    Таким образом, при вводе здания или сооружения в эксплуатацию, по мнению Департамента недвижимости, происходит создание новых объектов недвижимости. В связи с чем, в указанном случае осуществляется постановка на государственный учет объекта учета.

    По мнению Департамента недвижимости, объект незавершенного строительства при постановке на государственный учет созданного объекта является преобразуемым объектом недвижимости. Снятие с учета такого объекта недвижимости осуществляется в порядке, установленном пунктом 47 Порядка учета, без заявления в течение трех рабочих дней с даты государственной регистрации прав на соответствующее здание, сооружение.

    Читайте так же:  Реструктуризация кредита в сбербанке физическому лицу отзывы

    2. По вопросу постановки на государственный учет помещений и квартир, расположенных в индивидуальном жилом доме.

    Согласно части 3 статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации
    (далее – Жилищный кодекс) квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.

    Исходя из содержания пункта 7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. № 47, совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к такому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме, признается многоквартирным домом.

    Согласно статье 16 Жилищного кодекса жилой дом относится к жилым помещениям. При этом жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.

    С учетом изложенного, а также пунктов 8, 14 Порядка учета помещение в индивидуальном жилом доме может быть поставлено на государственный учет. Постановка на государственный учет квартир, расположенных в индивидуальном жилом доме, противоречит Жилищному кодексу.

    Таким образом, для постановки квартир на учет в указанном случае необходимо изменение назначения здания на «многоквартирный дом».

    3. По вопросу постановки на государственный учет помещения, расположенного в объекте незавершенного строительства.

    Как указывалось выше, квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме (часть 3 статьи 16 Жилищного кодекса). Кроме того, в соответствии с пунктом 49 Порядка учета, если здание или сооружение не поставлено на учет, постановка на учет помещения, расположенного в таком здании или сооружении. осуществляется при условии одновременной постановки на учет такого здания или сооружения.

    Таким образом, постановка на государственный учет помещения, расположенного в объекте незавершенного строительства, Порядком учета не допускается.

    При поступлении в орган кадастрового учета заявления и документов для постановки на государственный учет помещения, расположенного в объекте незавершенного строительства, органом кадастрового учета должно быть принято решение об отказе в осуществлении государственного учета по основаниям, предусмотренным подпунктом 2 пункта 70 Порядка учета.

    4. По вопросу о документах, подтверждающих в соответствии с федеральным законом изменение назначения здания, помещения или сооружения, наименования сооружения.

    В соответствии с подпунктом 5 пункта 21 Порядка учета назначение здания (нежилое здание, жилой дом или многоквартирный дом), помещения (жилое помещение, нежилое помещение) или сооружения, наименование сооружения изменяется на основании копии документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом изменение назначения здания, помещения или сооружения, наименования сооружения.

    Порядок перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение установлен главой 3 Жилищного кодекса. Учитывая, что в соответствии с частью 1 статьи 16 Жилищного кодекса к жилым помещениям относятся, в том числе жилые дома, назначение здания, назначение помещения изменяется в соответствии со статьей 23 Жилищного кодекса.

    Исходя из комплексного анализа частей 7, 8, 9 статьи 23 Жилищного кодекса, если для использования помещения в качестве жилого или нежилого помещения требуется проведение его переустройства. и (или) перепланировки, и (или) иных работ, документом. подтверждающим в соответствии с федеральным законом изменение назначения здания. помещения является акт приемочной комиссии. подтверждающий окончание перевода помещения. Если для использования помещения в качестве жилого или нежилого помещения не требуется проведение его переустройства, и (или) перепланировки, и (или) иных работ, таким документом является уведомление о переводе жилого (нежилого) помещения в нежилое (жилое) помещение, форма которого утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 10 августа 2005 г. № 502. Однако Жилищным кодексом не урегулирован вопрос изменения назначения здания «жилой дом» — «многоквартирный дом».

    Изменение соответствующего назначения здания, сооружения, может происходить в результате реконструкции объекта капитального строительства — изменения параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройки, перестройки, расширения объекта капитального строительства (статья 1 Градостроительного кодекса).

    Статьей 55 Градостроительного кодекса установлено, что разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство.

    Таким образом, государственный учет изменения здания, сооружения в связи с изменением назначения здания, сооружения или наименования сооружения может быть осуществлен на основании разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию.

    Порядок присвоения наименования объектам капитального строительства законодательством Российской Федерации не установлен. По мнению Департамента недвижимости, наименование сооружения может быть изменено на основании любого документа, соответствующего законодательству Российской Федерации и содержащего наименование сооружения. Например, на основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, форма которого установлена постановлением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2005 г. № 698 и содержит наименование объекта капитального строительства, проектной документации, правоустанавливающих документов.

    После строительства жилого дома он не был своевременно поставлен на кадастровый учет. Что делать?

    Как зарегистрировать самовольно возведенную постройку

    После строительства жилого дома, если он не был своевременно поставлен на кадастровый учет, необходимо обращаться в суд с требованиями о признании права собственности на самовольную постройку и обязании поставить вновь созданное здание (жилой дом) на государственный кадастровый учёт на основании данных технического плана

    В настоящее время постановка на кадастровый учёт построенного здания (жилого дома, объекта индивидуального жилищного строительства (ИЖС) возможна только при наличии разрешения на его строительство.

    Возникает вопрос: как теперь, не имея на руках разрешения на строительство, добиться постановки на кадастровый учёт и государственной регистрации права собственности на здание (жилой дом)?

    Здание, возведенные, созданные на земельном участке, без получения на это необходимых разрешений, согласно ст. 222 Гражданского кодекса РФ является самовольной постройкой.

    Читайте так же:  Переуступка кредиторской задолженности между юридическими лицами

    Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой — продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.

    Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет, за исключением следующего случая.

    Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом:

    за лицом, в собственности которого находится земельный участок , на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий:

    если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта

    если на день обращения в суд постройка соответствует параметрам , установленным документацией по планировке территории, правилами землепользования и застройки или обязательными требованиями к параметрам постройки, содержащимися в иных документах;

    если сохранение постройки не нарушает права других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.

    В связи с этим, мы считаем, что решение данного вопроса в судебном порядке согласно пункту 5 ч.2 ст.14 Федерального закона № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» будет являться единственным основанием для постановки на кадастровый учёт и регистрации прав на недвижимость, поскольку на основании части 3 ст.14 ФЗ-№218 возможно осуществление кадастрового учёта и государственной регистрации прав одновременно в связи с созданием объекта недвижимости (и образованием, за исключением отдельных случаев, предусмотренных п.п.8-10 ч.5 ст.14 ФЗ №218-ФЗ).

    [2]

    Однако и подача заявления в суд не гарантирует Вам однозначно положительного решения указанного вопроса.

    Рассмотрим случаи и условия положительного примера легализации самовольной постройки в судебном порядке.

    ФАС Московского округа в Постановлении от 17.05.2010 N КГ-А41/4648-10 отметил, что отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку.

    Аналогичную позицию занял ФАС Северо-Кавказского округа в Постановлении от 21.02.2006 N Ф08-310/2006, указав, что отсутствие разрешения на строительство и надлежаще утвержденной проектной документации само по себе не может служить безусловным основанием к отказу в иске о признании права собственности на самовольную постройку, поскольку является лишь квалифицирующим признаком, по которому строение относится к самовольному, и условием для обращения в суд с соответствующим иском.

    Обоснованность данной позиции подтверждается в пункте 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 » О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав » , в котором разъяснено, что отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку. В то же время суду необходимо установить, предпринимало ли лицо , создавшее самовольную постройку, надлежащие меры к ее легализации , в частности к получению разрешения на строительство и/или акта ввода объекта в эксплуатацию, а также правомерно ли отказал уполномоченный орган в выдаче такого разрешения или акта ввода объекта в эксплуатацию.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Если иное не установлено законом, иск о признании права собственности на самовольную постройку подлежит удовлетворению при установлении судом того, что единственными признаками самовольной постройки являются отсутствие разрешения на строительство и/или отсутствие акта ввода объекта в эксплуатацию, к получению которых лицо, создавшее самовольную постройку, предпринимало меры . В этом случае суд должен также установить, не нарушает ли сохранение самовольной постройки права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает ли угрозу жизни и здоровью граждан.

    Однако, существует и отрицательная судебная практика , согласно которой право собственности на самовольную постройку не может быть признана за лицом, её осуществившим, в случае нарушения градостроительных норм.

    В случае создания объекта недвижимого имущества с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил право собственности на такой объект не может быть признано судом, так как по смыслу ст. 222 ГК РФ нарушение указанных норм и правил является существенным именно постольку, поскольку создает угрозу жизни и здоровью граждан. ( П. 13 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 09.12.2010 N 143 «Обзор судебной практики по некоторым вопросам применения арбитражными судами ст. 222 ГК РФ» )

    Право собственности на самовольную постройку не может быть признано за лицом, создавшим в результате реконструкции новый объект, если возведение такого объекта осуществлено с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил и создает угрозу жизни и здоровью граждан. ( П. 2 раздела » Разрешение споров, связанных с использованием земельных участков для жилой застройки » Обзора судебной практики Верховного Суда РФ № 2 (2016), утв. Президиумом Верховного Суда РФ 06.07.2016)

    Нарушение градостроительных и строительных норм и правил при возведении самовольной постройки исключает возможность признания права собственности на нее. ( Определение Верховного Суда РФ от 25.04.2016 N 301-ЭС16-3330 по делу N А79-10282/2014)

    . ВЫВОД: После строительства жилого дома, если он не был своевременно поставлен на кадастровый учет, необходимо обращаться в суд с требованиями о признании права собственности на самовольную постройку и обязании поставить вновь созданное здание (жилой дом) на государственный кадастровый учёт на основании данных технического плана

    Как поставить на государственный кадастровый учет объект незавершенного строительства?

    Какие документы нужны, чтобы поставить на кадастровый учет незавершенный объект?

    Прежде всего для того чтобы поставить на кадастровый учет незавершенный объект, необходимо представить документ — технический план сооружения, для изготовления которого нужно обратиться к кадастровому инженеру. На сайте Росреестра (https://rosreestr.ru/) можно ознакомиться со списком всех аттестованных кадастровых инженеров.

    Для подготовки технического плана объекта незавершенного строительства в качестве исходных данных заказчик работ должен предоставить кадастровому инженеру проектную документацию на постройку. В то же время Градостроительным кодексом РФ предусмотрен ряд исключений из этого правила, когда решение о подготовке проектной документации остается за собственником.

    Сколько времени занимает постановка на кадастровый учет?

    Владелец объекта недвижимости или иные лица подают в орган кадастрового учета или МФЦ заявление о постановке на государственный кадастровый учет объекта незавершенного строительства, с приложением технического плана.

    Читайте так же:  Презентация организационно правовые формы предпринимательства в россии

    Постановка на государственный кадастровый учет осуществляется бесплатно, максимум за 10 рабочих дней со дня приема заявления и документов органом кадастрового учета. Когда процедура завершена, заявителю или его представителю выдается кадастровый паспорт объекта недвижимости.

    Росреестром даны разъяснения по вопросу государственного кадастрового учета здания, ранее поставленного на кадастровый учет как объект незавершенного строительства

    Сообщается, в частности, что в соответствии с пунктом 2 Порядка присвоения объектам недвижимости кадастровых номеров, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 04.04.2011 N 144, кадастровый номер присваивается каждому объекту недвижимости, сведения о котором включаются в государственный кадастр недвижимости.

    При постановке объекта недвижимости на государственный кадастровый учет в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости, в том числе о виде объекта недвижимости. При этом, исходя из пункта 1 части 1 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее — Закон о кадастре), здание, сооружение, помещение, объект незавершенного строительства являются самостоятельными видами объектов недвижимости.

    Исходя из пункта 2 части 2 статьи 7 Закона о кадастре в государственный кадастр недвижимости в качестве дополнительных сведений об объекте недвижимости вносится в том числе кадастровый номер объекта недвижимости, в результате реконструкции которого или иного соответствующего законодательству РФ действия с которым был образован другой объект недвижимости.

    Учитывая приведенные нормы Закона о кадастре, в отношении объекта недвижимости, строительство которого завершено, должна осуществляться его постановка на государственный кадастровый учет как соответственно здания или сооружения (с внесением в государственный кадастр недвижимости в том числе предыдущего кадастрового номера — кадастрового номера объекта незавершенного строительства) с присвоением такому зданию или сооружению нового кадастрового номера.

    Снятие с учета преобразуемого объекта недвижимости (то есть объекта незавершенного строительства) осуществляется без заявления в течение трех рабочих дней с даты государственной регистрации прав на образованный из такого объекта недвижимости новый объект недвижимости (здание или сооружение) (часть 3 статьи 24 Закона о кадастре).

    Кадастровый учет незавершенного строительства

    Постановка на кадастровый учет объекта незавершенного строительства

    Необходимость осуществления кадастрового учета недостроенных объектов может возникнуть, например, в случае оформления инвестиционного договора при строительстве многоквартирных жилых домов или коммерческих торговых центров, финансирование строительство которых, осуществляется из средств будущих собственников.

    Возможность регистрации незавершенного строительства, как и обычного, действующего объекта, позволяет полноценно распоряжаться, к примеру, квартирой, приобретенной в еще только строящемся доме, не дожидаясь завершения стройки и ввода дома в эксплуатацию. Таким образом, продать квартиру можно еще на стадии закладки фундамента. Ведь возможность кадастрового учета объекта незавершенного строительства, с внесением в базу кадастра подробных сведений, исключила «безликость» таких объектов, уравняв их с прочими объектами недвижимости.

    В результате проведения государственного кадастрового учета, любой объект недвижимости получает свой неизменяемый, уникальный для всей территории страны номер, благодаря которому, можно быстро найти и идентифицировать такой объект. Упорядоченная информация по учтенным объектам недвижимости и составляет государственный кадастр недвижимости.

    Очень важно, что действующее законодательство, среди прочих видов объектов недвижимости, предусматривает возможность постановки на кадастровый учет объектов, которые продолжают находиться в стадии строительства . Так, в июле 2013 года начала применяться форма нового кадастрового паспорта для «незавершенки». Как и для построенных объектов, Технический план объектов незавершенного строительства призван максимально полно описать объект и его характеристики.

    Прежде чем подавать заявление о постановке на кадастровый учет недостроенного объекта, потребуется собрать определенный пакет документов.

    Выписка из ЕГРН объекта незавершенного строительства, помимо традиционной информации о точном адресе «незавершенки», содержит следующую информацию:

    — тип сооружения и его назначение;

    — количество этажей по проекту;

    — используемые при строительстве материалы;

    — сроки ввода в эксплуатацию;

    — процент готовности строительства;

    — площадь окончательной застройки по проекту.

    [1]

    Прокуратура Ханты-Мансийского автономного округа-Югры

    Объект незавершенного строительства может быть поставлен на кадастровый учет

    В целях обеспечения единообразного подхода к разрешению судами дел о применении отдельных положений Закона «О государственном кадастре недвижимости», Верховным Судом РФ проведено обобщение судебной практики по спорам, связанным с отказом в осуществлении кадастрового учета.

    В соответствии с Законом о кадастре государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных законом сведений о недвижимом имуществе. В соответствии с названным законом осуществляется кадастровый учет объектов недвижимости, а именно: земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства.

    Кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости. Учет части объекта недвижимости, не являющейся самостоятельным объектом недвижимости, осуществляется в целях внесения сведений об ограничениях (обременениях) вещных прав на объект недвижимости.

    Так, одним из выводов является то, что объект незавершенного строительства может быть поставлен на кадастровый учет, когда степень выполненных работ по созданию этого объекта позволяет его идентифицировать в качестве самостоятельного объекта недвижимого имущества (недвижимой вещи).

    Согласно материалам дела, предприниматель обратился в орган кадастрового учета с заявлением о постановке на кадастровый учет объекта незавершенного строительства — трех железобетонных свай, вбитых в землю.

    Орган кадастрового учета приостановил, а затем отказал в постановке на кадастровый учет спорного объекта незавершенного строительства, сославшись на положения Закона о кадастре, согласно которым орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в случае, если: имущество, о кадастровом учете которого представлено заявление, не является объектом недвижимости; истек срок приостановления осуществления кадастрового учета и не устранены обстоятельства, послужившие основанием для принятия решения о приостановлении.

    Не согласившись с данным отказом, предприниматель обратился с заявлением в арбитражный суд, указав на то, что он является арендатором земельного участка под строительство объекта, им получена разрешительная документация на строительство.

    Читайте так же:  Сбербанк заявление анкета на получение жилищного кредита

    Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды указали на то, что спорный объект — три железобетонные сваи, вбитые в землю, на момент обращения общества с заявлением о постановке объекта на кадастровый учет не является созданным объектом незавершенного строительства.

    В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года N 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» разъяснено, что при разрешении вопроса о признании правомерно строящегося объекта недвижимой вещью (объектом незавершенного строительства) необходимо установить, что на нем, по крайней мере, полностью завершены работы по сооружению фундамента или аналогичные им работы.

    Работы, выполненные в данном случае, не свидетельствуют о сооружении фундамента строящегося объекта недвижимости.

    Однако в случае выполнения строительных работ, в результате которых будет возведен самостоятельный объект недвижимого имущества, предприниматель не лишен возможности обратиться за постановкой на кадастровый учет созданного объекта (объекта незавершенного строительства).

    Данный пример приведен в Обзоре судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 30.11.2016.

    Старший помощник прокурора округа по правовому обеспечению

    Аналитика

    Публикации

    ВС РФ обобщил практику по кадастровым делам

    Президиум ВС РФ 30 ноября 2016 года утвердил Обзор по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета. Президиум обобщил спорные вопросы, возникающие при постановке объектов недвижимости на государственный кадастровый учет. В Обзоре учтены последние изменения в законодательстве в сфере государственного кадастрового учета, в частности положения вступившего в силу с января 2017 года (за исключением отдельных положений) Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственное регистрации недвижимости» (далее – Закон о регистрации), предусматривающие в том числе объединение сведений государственного кадастра недвижимости и Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним в Единый государственный реестр недвижимости и иные недавние изменения в релевантном нормативном правовом регулировании. Рассмотрим ключевые разъяснения, связанные с особенностями осуществления кадастрового учета.

    Кадастровому учету не подлежат

    Высшая судебная инстанция разъяснила, какие объекты не могут быть поставлены на кадастровый учет. К таким объектам по общему принципу относятся объекты, не обладающие признаками объекта недвижимости, как то:

    – объект, не имеющий неразрывной связи с землей, когда демонтаж либо перемещение такого объекта (его отдельных частей) не могут нанести существенный ущерб его конструкции, исключающий возможность использования объекта по назначению (объекты, не имеющие признаков капитального строительства, – навесы, модульные конструкции и т. п.);

    – объект, не отвечающий признакам самостоятельного объекта недвижимости (например, суд посчитал правомерным решение об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета асфальтобетонного покрытия, поскольку оно не является самостоятельным сооружением, а считается улучшением земельного участка, на котором оно размещено);

    – незавершенный объект капитального строительства, когда степень выполненных работ по его созданию не позволяет идентифицировать такой объект в качестве самостоятельного объекта недвижимости (например, нельзя поставить на кадастровый учет незавершенный фундамент как объект незавершенного строительства). Согласно разъяснениям, содержащимся в Постановлении Пленума ВС РФ от 23.06.2015 № 25, при разрешении вопроса о признании правомерно строящегося объекта недвижимой вещью (объектом незавершенного строительства) необходимо установить, что на нем, по крайней мере, полностью завершены работы по сооружению фундамента или аналогичные им работы;

    – объекты, не обладающие признаками обособленности и изолированности от других объектов в здании или сооружении, при этом признак изолированности, по мнению судов, означает, что объект недвижимости имеет самостоятельное назначение, отдельный вход, не используется для доступа в другое помещение (часть здания), доступа к общему имуществу собственников в здании, а также инженерным коммуникациям (так, суды признают правомерными отказы в осуществлении кадастрового учета части коридора, подвала здания и др.).

    Здесь и далее под объектом недвижимости согласно ст. 130 ГК РФ понимаются недвижимые вещи (недвижимое имущество, недвижимость), к которым относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без соразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

    Согласно положениям Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее – Закон о кадастре, с 01.01.2017 «О кадастровой деятельности») образование объекта недвижимости возможно в том числе в результате раздела, выдела, реконструкции или иного соответствующего законодательству действия с преобразуемым объектом недвижимости.

    Верховный Суд разъяснил некоторые вопросы, связанные с образованием объекта недвижимости в результате учета нескольких объектов как одного объекта. Так, по мнению высшей судебной инстанции, комнаты в коммунальной квартире могут быть учтены как единый объект недвижимого имущества (жилое помещение), если они являются смежными и изолированными от других помещений. При этом изолированные комнаты в коммунальной квартире, разделенные местами общего пользования, не могут быть поставлены на кадастровый учет как один объект.

    Действующее законодательство допускает кадастровый учет части объекта недвижимости только в случае государственной регистрации ограничения (обременения) вещного права, в связи с установлением которого данная часть образована. В соответствии с абз. 4 п. 1 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» ограничением (обременением) вещных прав на объекты недвижимости является наличие установленных законом или уполномоченными органами условий, запрещений, стесняющих правообладателя при осуществлении права собственности либо иных вещных прав на объект недвижимости (в том числе сервитута, ипотеки, доверительного управления, аренды, соглашения о государственно-частном партнерстве, концессионного соглашения).

    Учитывая, что согласно ч. 1 ст. 5 Закона о кадастре объектом кадастрового учета могут быть земельные участки, здания, сооружения, помещения, объекты незавершенного строительства, государственные органы нередко отказывают в осуществлении кадастрового учета части объекта, мотивируя это тем, что участие в гражданском обороте части объекта недвижимости в качестве объекта гражданских прав не предусмотрено.

    Читайте так же:  Что делать если забеременела при приеме противозачаточных

    Высшей судебной инстанцией разъяснено, что часть земельного участка, обремененная, например, договором аренды, может являться объектом государственного кадастрового учета в случае регистрации в государственном реестре прав обременения на данную часть объекта недвижимости.

    Суд также отметил, что с заявлением об учете арендованной части может обратиться не только собственник, но и лицо, в пользу которого установлено или устанавливается ограничение (обременение) вещных прав (в данном случае арендатор). При этом осуществление кадастрового учета части объекта недвижимости не приводит к появлению нового объекта недвижимости. Как указал суд, описание части объекта недвижимости (помещения, здания) является дополнительной характеристикой данного объекта.

    Следует иметь в виду, что учет переданной в пользование части объекта недвижимости (здания, помещения) является правом, а не обязанностью собственника или иного лица, в пользу которого установлены или устанавливаются ограничения (обременения) вещных прав на такие объекты недвижимости. Отсутствие в государственном кадастре недвижимости сведений о таких частях недвижимости не является препятствием для осуществления государственной регистрации договора аренды части здания (помещения).

    При этом согласно п. 3 ст. 44 Закона о регистрации государственная регистрация договора аренды части земельного участка осуществляется в отношении части земельного участка, учтенной в ЕГРН, или одновременно с государственным кадастровым учетом такой части.

    [3]

    Следует принимать во внимание, что учет отдельных изменений помещения, касающихся характеристик здания в целом (например, в случае пристройки, в результате которой изменилась площадь помещения), без внесения изменений в сведения о здании в целом не допускается.

    Таким образом, если проведенные работы в отношении помещения, являющегося частью здания, повлекли изменение характеристик всего здания (изменение конфигурации, внешних границ всего здания), кадастровый учет таких изменений не может быть осуществлен без соответствующих изменений в сведениях о здании.

    Порядок внесения изменений в сведения об объекте недвижимости в данном случае урегулирован в п. 6 ст. 40 Закона о регистрации, согласно которому государственный кадастровый учет помещений, машино-мест в связи с изменением их характеристик или вновь созданных или образованных помещений, машино-мест, расположенных в здании, сооружении, в результате которых изменены параметры здания, сооружения (количество этажей, площадь, высота, произведена надстройка, перестройка, расширение), осуществляется одновременно с кадастровым учетом изменений характеристик таких зданий, сооружений, в случае если в отношении указанных помещений, машино-мест ранее был осуществлен государственный кадастровый учет.

    Здесь важно отметить, что согласно положениям ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства (за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов), признаются реконструкцией объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов), что в предусмотренных законом случаях требует наличия разрешения на строительство и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

    Согласно разъяснениям, орган, осуществляющий кадастровый учет, вправе потребовать представления документов, подтверждающих согласование в установленном порядке совершения переустройства и (или) перепланировки помещения в случаях, когда такое согласование требуется.

    При отсутствии соответствующих документов, подтверждающих законность проведенных работ, орган, осуществляющий кадастровый учет, вправе отказать во внесении изменений в сведения об объекте недвижимости. По мнению высшей судебной инстанции, в данном случае осуществление кадастрового учета изменений на основании технического плана в отсутствие документов, подтверждающих законность переустройства и (или) перепланировки, создавало бы возможность внесения неподтвержденных сведений об объекте недвижимости в кадастр.

    Напомним, что ранее органы, осуществляющие кадастровый учет, не всегда запрашивали такие документы, что позволяло вносить изменения в сведения об объектах недвижимого имущества без наличия необходимых разрешительных документов на проведение соответствующих работ, что приводило к постановке на учет объектов с неузаконенными реконструкциями и перепланировками (переоборудованием). Теперь такая возможность будет ограничена.

    Разъяснения также коснулись иных вопросов, связанных с осуществлением кадастрового учета, в частности оснований для отказа в постановке на кадастровый учет земельных участков, требований к предельным (максимальным или минимальным) размерам образуемого земельного участка, а также оснований снятия земельных участков с кадастрового учета, аннулирования и исключения сведений из ГКН относительного земельного участка, носящих временный характер.

    Приведенные разъяснения основаны на практике, сформировавшейся на основании ранее действовавшего правового регулирования кадастрового учета, которое сменилось вступившим в силу с января 2017 года (за исключением отдельных положений) Законом о регистрации, устанавливающим новые правила осуществления государственного кадастрового учета и регистрации прав на объекты недвижимости.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Вместе с тем выпущенные разъяснения учитывают также положения Закона о регистрации, поэтому они будут актуальны и с учетом нового правового регулирования.

    Источники


    1. Руденко, Р. А. Р. А. Руденко. Судебные речи и выступления / Р.А. Руденко. — М.: Юридическая литература, 2016. — 368 c.

    2. Горшенева, И.А. Теория государства и права. Гриф МВД РФ / И.А. Горшенева. — М.: Юнити-Дана, 2013. — 910 c.

    3. Катрич, С. В. Юридическое пятикнижие российского бизнеса. Правовые основы предпринимательства / С.В. Катрич. — М.: Дело, 2012. — 528 c.
    4. История и методология естественных наук. Выпуск XXX. Физика. — М.: Издательство МГУ, 2017. — 200 c.
    5. Рассказов, Л. П. Теория государства и права / Л.П. Рассказов. — М.: Инфра-М, РИОР, 2014. — 480 c.
    Постановка на кадастровый учет объекта незавершенного строительства
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here