Послерейсовый медицинский осмотр водителей обязателен или нет

Полезная информация на тему: "Послерейсовый медицинский осмотр водителей обязателен или нет", собранная из сети и предоставленная в удобном для чтения виде. По всем вопросам - обращайтесь к дежурному юристу.

Послерейсовый медицинский осмотр водителей обязателен или нет

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Письмо Министерства транспорта РФ от 8 апреля 2019 г. № Д3-531-ПГ О проведении обязательных предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров

Вопрос: В соответствии с пунктами 16 и 16.1 Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов (утв. приказом Минтранса России от 18 сентября 2008 г. N 152) в путевом листе должны проставляться:

— даты и время проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя (проставляются медицинским работником, проводившим соответствующий осмотр);

— дата и время проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортного средства (проставляются контролером, проводившим соответствующий контроль).

Установлена ли последовательность (очередность) проведения указанных осмотра и контроля для целей заполнения путевого листа? Может ли медицинский осмотр проводится позже технического контроля?

Ответ: Департамент государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Министерства транспорта Российской Федерации (далее — Департамент) рассмотрел обращение от 11 марта 2019 г. N 44050 и в рамках своей компетенции сообщает.

В соответствии с пунктом 1 статьи 20 Федерального закона N 196-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны организовывать в соответствии с требованиями Федерального закона N 196-ФЗ, Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» проведение обязательных медицинских осмотров.

Согласно Федеральному закону N 196-ФЗ водителем транспортного средства является лицо, управляющее транспортным средством (в том числе обучающее управлению транспортным средством). Водитель может управлять транспортным средством в личных целях либо в качестве работника или индивидуального предпринимателя.

Пунктом 2 статьи 20 Федерального закона N 196-ФЗ установлена обязанность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки пассажиров на основании договора перевозки или договора фрахтования и (или) грузов на основании договора перевозки (коммерческие перевозки), а также осуществляющих перемещение лиц, кроме водителя, и (или) материальных объектов автобусами и грузовыми автомобилями без заключения указанных договоров (перевозки для собственных нужд автобусами и грузовыми автомобилями), организовывать и проводить предрейсовый или предсменный контроль технического состояния транспортных средств в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.

Обязанность прохождения предрейсового медицинского осмотра установлена пунктом 3 статьи 23 Федерального закона N 196-ФЗ. Порядок проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров утвержден приказом Минздрава России от 15 декабря 2014 г. N 835н (зарегистрирован Минюстом России 16 апреля 2015 г., регистрационный N 36866) (далее — Порядок проведения медицинских осмотров).

В соответствии с Порядком проведения медицинских осмотров предсменные, предрейсовые медицинские осмотры проводятся перед началом рабочего дня (смены, рейса) в целях выявления признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, состояний и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей, в том числе алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и остаточных явлений такого опьянения.

Согласно пункту 16 Порядка проведения медицинских осмотров по результатам прохождения предрейсового медицинского осмотра при вынесении заключения, указанного в подпункте 2 пункта 12 Порядка проведения медицинских осмотров, на путевых листах ставится штамп «прошел предрейсовый медицинский осмотр, к исполнению трудовых обязанностей допущен» и подпись медицинского работника, проводившего медицинский осмотр.

Порядок проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств утвержден приказом Минтранса России от 8 августа 2018 г. N 296 (зарегистрирован Минюстом России 3 декабря 2018 г., регистрационный N 52861) (далее — Порядок).

Предрейсовый или предсменный контроль технического состояния транспортных средств проводится до выезда транспортного средства с парковки (парковочного места), предназначенной для стоянки транспортного средства по возвращении из рейса и окончании смены водителя транспортного средства.

Порядком установлено, что в случае, если при контроле не выявлены несоответствия требованиям, перечисленным в пунктах 10-11 Порядка, в путевом листе ставится отметка «контроль технического состояния транспортного средства пройден» и подпись с указанием фамилии и инициалов контролера, проводившего контроль, даты и времени его проведения. Выпуск транспортного средства на линию без отметки о прохождении предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств и подписи контролера не допускается.

Пунктом 9 Порядка заполнения путевых листов, утвержденного приказом Минтранса России от 18 сентября 2008 г. N 152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов» (далее — Приказ N 152), установлено, что путевой лист оформляется на каждое транспортное средство, используемое юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем для осуществления перевозок грузов, пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском, пригородном и междугородном сообщениях.

В соответствии с приказом Минтранса России N 152, даты и время проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя проставляются медицинским работником, проводившим соответствующий осмотр, и заверяются его подписью с указанием фамилии и инициалов, дата и время проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортного средства проставляются контролером технического состояния автотранспортных средств или контролером технического состояния транспортных средств городского наземного электрического транспорта, проводившим соответствующий контроль, и заверяются его подписью с указанием фамилии и инициалов. Обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов применяют юридические лица и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие легковые автомобили, грузовые автомобили, автобусы, троллейбусы и трамваи.

Таким образом, по мнению Департамента:

обязательные предрейсовые медицинские осмотры проводятся перед первым рейсом, если длительность рейса более одного дня, либо перед первым рейсом, если в течение рабочего дня водитель транспортного средства совершает один или более рейсов;

обязательные послерейсовые медицинские осмотры проводятся после рейса, если длительность рейса составляла более одного дня, либо после последнего рейса, если в течение рабочего дня водитель транспортного средства совершил один и более рейсов.

Одновременно сообщаем, что при оформлении путевого листа последовательность проведения предрейсовых медицинских осмотров водителя и предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортного средства законодательством Российской Федерации не установлена.

Заместитель директора Департамента
государственной политики в области
автомобильного и городского
пассажирского транспорта
В.В. Луговенко

Обзор документа

Минтранс выпустил разъяснения для организаций и ИП, занимающихся в т. ч. автоперевозками пассажиров, и указал:

— обязательные предрейсовые медосмотры проводятся перед первым рейсом, если длительность рейса более одного дня, либо перед первым рейсом, если в течение рабочего дня водитель совершает один рейс или более;

— обязательные послерейсовые медосмотры проводятся после рейса, если длительность рейса составляла более одного дня, либо после последнего рейса, если в течение рабочего дня водитель транспортного средства совершил один рейс и более.

Читайте так же:  Отключить электричество в квартире по заявлению собственника

При оформлении путевого листа последовательность предрейсовых медосмотров водителя и предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортного средства законодательством не установлена.

Послерейсовый медосмотр водителей

Регулирование деятельности, представляющей повышенную опасность для окружающих, является одной из серьезных задач законодателя. Пожалуй, самой широко контролируемой можно назвать деятельность по управлению транспортными средствами. Здесь важно не только обеспечить своевременное выявление нарушений, но и механизм пресечения. Одной из существенных мер в этой сфере является обязательность прохождения водителями медицинских осмотров. О них и пойдет речь.

Ранее вопросы организации медицинских осмотров уже освещались в наших публикациях. Но вступивший в силу 1 мая 2015 г. новый Порядок проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров (утв. Приказом Минздрава России от 15.12.2014 N 835н, далее — Порядок) внес некоторые изменения в процедуру прохождения медосмотров водителей. Одни поправки являются техническими и просто приводят формулировки подзаконного акта в соответствие с определениями ТК РФ. Другие, напротив, серьезно корректируют ранее действовавший порядок. Рассмотрим основные изменения, тем более что требования к организации медицинских осмотров являются обязательными для любых компаний, эксплуатирующих транспортные средства (как для собственных нужд, так и в целях оказания услуг).

Примечание. См. статью «Как не допустить ошибок, проводя медосмотры» на с. 38 журнала N 3, 2015.

Для кого обязателен осмотр

Обязанность проводить предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры водителей, как и прежде, следует из ст. ст. 20, 23 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения». Порядок эту обязанность не изменяет и не отменяет, но дополнительно уточняет три важных момента.
1. Проведение медицинских осмотров водителей обязательно для любого лица, эксплуатирующего транспортные средства, в т.ч. для предпринимателей, самостоятельно управляющих транспортными средствами. Такой вывод следует из п.

4 ст. 23 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения». Это уточнение действительно необходимо, ведь зачастую предприниматели, не оказывающие услуги по перевозке, пытались оспаривать необходимость проведения медицинских осмотров. Однако в судебной практике последних лет прослеживается четкая направленность требований — эксплуатация автомобиля при осуществлении предпринимательской деятельности возможна только с обязательным прохождением медосмотров (см., например, Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 30.09.2014 N А33-10328/2014).
2.

Систематические медицинские осмотры водителей подразделяются на:
— предрейсовые, предсменные, проводящиеся до начала рабочего дня. Они обязательны абсолютно для всех водителей;
— послерейсовые, послесменные. Эти осмотры проводятся по окончании рабочего дня (смены, рейса) и обязательны только для тех, кто перевозит пассажиров или опасные грузы.
3. Цель проведения медицинских осмотров — выявить признаки воздействия вредных или опасных производственных факторов, состояний (в том числе алкогольного, наркотического и иного токсического опьянения) и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей. Для предрейсовых осмотров обязательна также проверка наличия остаточных явлений опьянения. Отметим, что прежними документами такое требование не устанавливалось, и это вызывало вопросы о возможности отстранения водителя от работы. При послерейсовых осмотрах медработники дополнительно проверяют наличие признаков профессионального заболевания, травмы или отравления.

[2]

Кто проводит осмотр

Проведение осмотра

Последствия выявления нарушений

Ответственность

В настоящее время ответственность за нарушения, связанные с проведением предрейсовых и послерейсовых осмотров, может наступить по нескольким статьям КоАП РФ (в зависимости от конкретной ситуации):
— ст. 12.32 КоАП РФ — за допуск к управлению транспортным средством водителя, находящегося в состоянии опьянения. Штраф для должностного лица составит 20 000 руб., для компании — до 100 000 руб. Ответственным за такой допуск будет именно работодатель (его должностные лица), а не медицинский работник. Объясняется это тем, что медработник самостоятельное решение о допуске к управлению транспортным средством не принимает. Рассмотрение дел о данных правонарушениях отнесено к компетенции органов внутренних дел (ст. 23.3 КоАП РФ);
— ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ — за допуск работника к исполнению трудовых обязанностей без прохождения медицинского осмотра.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

Законодательство о предрейсовых медосмотрах водителей

Обновлено: 06.04.2018 08:15

Все требования к мероприятиям, связанным с медицинскими осмотрами, содержатся в нормах Трудового Кодекса РФ (ст.213 и некоторых других), Федеральных законах, приказах, распоряжениях, рекомендациях Минздрава РФ, Минтранса РФ, а ответственность за их исполнение лежит в области административного и уголовного законодательства.

Обязанность проведения предрейсовых и послерейсовых медосмотров водителей закреплена в Федеральном законе «О безопасности дорожного движения» (№196-ФЗ от 10.12.1995). Согласно нему, все индивидуальные предприниматели и юридические лица, ведущие деятельность, связанную с эксплуатацией транспорта, обязаны проводить предрейсовые, послерейсовые, а также текущие медицинские осмотры. Закон обязывает привлекать к данной деятельности работников системы здравоохранения, дипломированных и сертифицированных надлежащим образом.

Важно, что законодательство относит проведение таких медосмотров к мероприятиям из области охраны труда. Соответственно, и все нарушения по части предрейсовых медицинских осмотров водителей, трактуются именно как нарушения правил охраны труда. А это уже влечет за собой не только административную, но и уголовную ответственность. Виновными в нарушениях трудового законодательства могут быть признаны медицинские организации, их руководство, медперсонал, руководители автотранспортных предприятий, а также все, кто связан с организацией и проведением медицинских мероприятий.

Так, если водитель из за проблем со здоровьем стал виновником ДТП, в котором серьезно пострадали люди, компетентные органы в первую очередь проверят, был ли должным образом проведен предрейсовый осмотр. И если выяснится, что при медосмотре были допущены грубые ошибки, либо он не был проведен вовсе, то незамедлительно будет заведено уголовное дело по статье 143 УК РФ.

К ответственности будут привлечены все лица, ответственные за организацию и проведение предрейсовых медосмотров водителей на предприятии.

Виновные могут быть приговорены к крупному штрафу (до 200.000 рублей либо в 18-кратном размере заработной платы осужденного). К тому же их могут отправить на исправительные работы на срок до двух лет, а то и вовсе лишить свободы на срок до года. Если же, не дай бог, в результате ДТП погибнет человек, то виновники лишатся свободы на срок уже до трех лет. Причем иного, более мягкого наказания (например, в виде штрафа), закон за это преступление не предусматривает.

Важно помнить, что если уголовная ответственность за неподобающий либо не проведенный медосмотр грозит только после наступления тяжких последствий, то по административной статье санкции могут быть наложены в любое время, если контролирующие органы выявят какие-либо нарушения. При этом совершенно не важно, наступили какие-либо последствия или нет. Уже одного факта неправильной организации медосмотра водителей для контролирующих организаций будет достаточным основанием для вынесения постановления.

В целом, организация предрейсовых медосмотров — задача очень сложная и трудоемкая, предполагающая большую ответственность. И наиболее разумное решение для руководителя автотранспортного предприятия — поручить проведение подобных мероприятий независимой лицензированной медицинской организации, тем самым переложив на нее часть ответственности и рисков.

Читайте так же:  Работодатели придумали как законно избавиться от предпенсионеров

Утвержден новый порядок предрейсовых медосмотров
С 1 мая 2015 года вступил в силу приказ Минздрава России от 15.12.2014 г. № 835н, которым утвержден порядок проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров.
В частности установлено, что по результатам прохождения предрейсового медосмотра на путевых листах ставится штамп «Прошел предрейсовый медицинский осмотр, к исполнению трудовых обязанностей допущен». Тут же ставится подпись медицинского работника.
Как и раньше, осмотры проводятся за счет работодателя. За непроведение осмотров или нарушение порядка проведения установлены штрафы.
По статье 11.32 КоАП штрафы составляют:

  1. Для граждан – от 1000 до 1500 руб.
  2. Для должностных лиц организации (например, руководителя) – от 2000 до 3000 руб.
  3. Для организации (предпринимателя) – от 30 000 до 50 000 руб.

Станут ли медосмотры и техосмотры обязательными для сотрудников, не являющихся водителями, но использующих транспорт компании в служебных целях?

Управляющий партнер юридической фирмы BLS

специально для ГАРАНТ.РУ

В последние 2-3 года в моей практике одной из самых «популярных проблем» стала так называемая автомобильная тема. История этого вопроса такова: инспекторы ГИТ в ходе плановой проверки пытались найти в должностных обязанностях медицинских и торговых представителей, а также менеджеров, которые пользуются корпоративными автомобилями, функции водителей и, следовательно, признать их водителями. Подобные дела практически всегда приводили к судебным разбирательствам (например, решение Октябрьского районного суда г. Саратова от 22 декабря 2016 г. по делу №12-309/2016). Даже когда удавалось отстоять интересы бизнеса, попытки привлечь к ответственности работодателей не оставлялись.

Случаи привлечения работодателей к административной ответственности за отсутствие периодических, предрейсовых и послерейсовых осмотров, а также за непроведение обязательного психиатрического освидетельствования работников, в практике есть. Напомню, что в соответствии со ст. 5.27.1 КоАП штраф за одно нарушение для юридического лица в таком случае составит от 110 тыс. до 130 тыс. руб. Позиция надзорных органов базируется на том, что законодательство четко не регулирует вопросы осмотров работниками, если они используют корпоративные автомобили, например, для поездок к партнерам или клиентам. С другой стороны, вопросы эксплуатации автопарка, в том числе требования по охране труда и безопасности движения однозначно закреплены только в сфере профессиональной деятельности автомобилей. То есть для сотрудников автотранспортных, логистических и аналогичных компаний, специально взятых на работу в качестве водителей.

Когда изменения в законе, касающиеся проведения предрейсовых медосмотров сотрудников и техосмотров автомобилей для всех компаний, имеющих автопарк, произойдут, тогда появится четкое требование Трудового кодекса, а значит, не будет поводов для «вариаций на тему». Сегодня, увы, этот вопрос в правовом поле не решен, хотя прямого указания на это требование в законе нет. Отсюда и возникает вероятность разных трактовок инспекторами ГИТ. Сейчас, например, их заключения опираются на нормы ПДД и Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее – Закон № 196-ФЗ). Так, в соответствии с п. 1.2. Правил дорожного движения (утв. Постановлением Правительства РФ от 23 октября 1993 г. № 1090), водителем считается лицо, управляющее каким-либо транспортным средством. А на основании ст. 2 Закона № 196-ФЗ, водитель может управлять транспортным средством в личных целях либо в качестве работника или предпринимателя.

Логика инспектирующих органов проста: менеджер управляет транспортным средством, делает это в качестве работника – следовательно, его можно считать водителем. Конечно, нельзя сказать, что ГИТ гарантированно признает ваших сотрудников водителями, но риск существует, и он значителен. В такой ситуации очень многое зависит от грамотно выстроенной защиты. Другими словами, речь идет об аргументированности вашей защиты. Например, весомым доводом будет корректное указание на то, что речь должна идти о нормах трудового законодательства и о нарушениях в нем. Соответственно, исходить надо из того, что говорит о водителях трудовое право. Кроме того, можно ссылаться на другие нормативные акты, которые могут касаться конкретной отрасли или сферы деятельности компании.

Еще более важно своевременно скорректировать внутренние документы компании. Цель подобных действий одна – не иметь в локальных нормативных актах признаков того, что сотрудники на корпоративных автомобилях признаются водителями. Даже один намек в каком-либо документе позволит надзорным органам сделать свой неблагоприятный вывод. Допустим, если в должностной инструкции менеджера по продажам или торгового представителя будет указана обязанность перевозить грузы, в должностной инструкции помощника – встречать и провожать руководителя в аэропорт и т.д.

Если в компании есть «собственный гараж» (я не имею в виду именно транспортные и логистические организации, а любые компании, где есть автомобили – фармацевтические, торговые и т.д.), надо внимательно проанализировать политику компании по управлению корпоративными автомобилями. Такой документ обязательно должен быть. Именно в нем, в первую очередь, встречаются признаки водителя. Откорректировав этот и другие документы, компания снимет риски признания различных специалистов водителями и решит другую задачу – подготовит обоснование для защиты в суде, если ГИТ все же останется при своем мнении. Естественно, я говорю о своевременных изменениях, а не о хаотичных действиях после того, как инспектор уже вручил предписание. Когда нарушение зафиксировано, действовать приходиться по ситуации, а тут предсказывать сложно. Но у вас должна быть возможность обратиться в суд и оспорить заключение инспекции. Наличие документов и правильные формулировки – это, пожалуй, единственное правильное и законное решение, которое может быть для работодателя.

Практика по вопросам использования автомобилей может скоро серьезно измениться не в пользу бизнеса, а значит, можно предположить ужесточение позиции контролирующих органов. Это связано с тем, что 21 декабря 2018 года вступят в силу изменения в Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».

В нем, в частности, говорится, что требования закона станут обязательными не только для транспортных организаций, но и для всех компаний, которые эксплуатируют автомобили. Следовательно, любое предприятие, у которого есть свой автопарк, даже если в аренде или лизинге, будет обязано соблюдать новые правила. А среди них, в соответствии со ст. 20 Закона № 196-ФЗ, в том числе:

  • проведение предварительных (при приеме на работу, при выдаче автомобиля);
  • периодических (один раз в два года);
  • предсменных и послесменных медосмотров (если перевозятся пассажиры или опасные грузы);
  • проверка соблюдения работниками режима труда и отдыха;
  • оснащение техники тахографами;
  • страхование ответственности;
  • проверка технического состояния и другое.

Кроме того, если сотрудник на служебном автомобиле перевозит пассажиров, например, коллег в аэропорт, к клиенту, придется соблюдать и дополнительные нормы. В частности потребуется:

[1]

  • назначить ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, который прошел аттестацию на право заниматься соответствующей деятельностью (ст. 20 Закона № 196-ФЗ);
  • проводить предрейсовый контроль состояния автомобиля;
  • а также выдавать работнику путевой лист с данными о предрейсовом контроле и медосмотре.

Чтобы свести к минимуму риски и исключить необходимость подобных процедур, я рекомендую следующее.

Читайте так же:  Следователь следственной части следственного управления мвд

Во-первых, внутренними политиками компании запретить менеджерам и представителям компании перевозить пассажиров и грузы на корпоративных автомобилях. Не забыть при этом внести изменения в их должностные инструкции. Во-вторых, организовать проведение предварительных и периодических медосмотров работников до выдачи автомобиля. Также стоит определить ряд обязанностей, связанных с использованием транспорта, например, запретить использовать автомобиль при наличии определенных неисправностей, предусмотреть порядок и сроки техобслуживания. Это, например, можно закрепить во внутренней политике по управлению корпоративными автомобилями. Еще один вариант выхода из ситуации – перевод сотрудников на дистанционный труд. Это избавит от проведения медосмотров, так как в соответствии со ст. 312.3 ТК РФ данная категория работников их не проходит. Но обратите внимание, что перевести на дистанционную работу можно только тех, кто работает удаленно (вне места нахождения организации и филиала, вне стационарного рабочего места) и использует для связи с работодателем Интернет.

И все же ожидания, не так страшны, как может показаться на первый взгляд. Самый простой и эффективный способ разобраться и решить, что надо делать, а что – нет, это провести аудит внутренних документов компании. Это позволит выяснить, есть ли в них признаки работы водителей, а значит, лучше подготовиться к нововведениям. Время еще есть!

Порядок проведения предрейсового медосмотра водителей

Предрейсовый медицинский осмотр водителей – это необходимая профилактическая мера предотвращения ДТП.

Основной задачей предрейсового осмотра является подтверждение нормального состояния здоровья водителя перед рейсом, чтобы исключить случаи физического переутомления и выявить состояние наркотического или алкогольного опьянения.

Как организована процедура проведения предрейсового осмотра, кто должен осуществлять медицинский осмотр водителей, и кому следует проходить такой осмотр?

Предрейсовые медосмотры водителей в 2019 году: нововведения

Так как уже за последние несколько лет требования к водителям и работодателям усилились, стоит обсудить основные нововведения.

Для правильного проведения предрейсовых медицинских осмотров в 2019 году работодатель должен руководствоваться одновременно несколькими положениями ныне действующего законодательства.

Видео (кликните для воспроизведения).

Основные положения норм, которые регулируют деятельность частных предпринимателей и автотранспортных предприятий, претерпели изменения в мае 2015 г, но они по-прежнему имеют законодательную силу.

Такие положения не противоречат друг другу, они сходятся в одном: все результаты обследований необходимо в обязательном порядке зафиксировать в специальном журнале.

Теперь применение журнала регистрации предрейсовых предсменных медицинских осмотров водителей обязательно. При этом рекомендуемая форма журнала регистрации присутствует только лишь в приказе Минздрава СССР № 555.

Произошедшие перемены также коснулись увеличения количества процедур, требуемых для прохождения водителя:

  • предрейсовый осмотр;
  • перед выходом на смену необходим осмотр шофера за рулем;
  • по окончанию рейса водитель также обязан пройти медосмотр;
  • уходя со смены, шоферу следует отметиться у медика.

Многие считают, что нововведения чересчур жесткие, однако они основываются на реальной необходимости, которую диктует практика. А она ярко свидетельствует о том, что любое нарушение прохождения медосмотра водителей может привести к ДТП и человеческим жертвам.

Произошли также и изменения в отношении определенных категорий работников, которым теперь потребуется проходить медосмотр. Так, новый приказ предусматривает необходимость прохождения предрейсовых медосмотров для всех водителей, помимо шоферов машин экстренных служб (им нужно проходить только предсменные медосмотры).

Кроме того, послерейсовый медосмотр обязателен для водителей, осуществляющих перевозку пассажиров или опасных грузов.

Нужно ли проходить директору медосмотр? Минздрав предписывает проходить как предрейсовые, так и послерейсовые осмотры индивидуальным предпринимателям, которые самостоятельно занимаются услугами по перевозке.

Помимо вышерассмотренных положений о предрейсовых медосмотрах, новый приказ Минздрава устанавливает следующее:

  1. Предрейсовые медосмотры проводятся прямо перед началом смены для обнаружения опасных или вредных факторов, либо состояния здоровья водителя, которое может препятствовать ему выполнять трудовую функцию;
  2. Предрейсовые медосмотры организуются и финансируются работодателем;
  3. Предрейсовый медосмотр проводят медработники необходимой квалификации, которые работают в штате фирмы или представляют стороннюю медицинскую организацию с соответствующей лицензией.

Рассмотрим данные положения подробнее.

Порядок проведения процедуры

Каков порядок проведения предрейсового медицинского осмотра водителей?

Требование нового закона устанавливает, что в состав предрейсового осмотра входит:

  • рассмотрение жалоб водителя;
  • визуальный осмотр;
  • измерение давления, пульса, температуры тела;
  • выявление признаков опьянения;
  • определение наличия психоактивных веществ;
  • для определения процента алкоголя в крови применяют алкотестер.

Как это происходит на практике? Специалист проводит внешний осмотр кожи, слизистой глаз, ротовой полости и зрачков на проверку реакции. Затем водителя спрашивают о состоянии здоровья для получения данных о его общем самочувствии и психическом состоянии.

Далее измеряют артериальное давление и пульс. Если у водителя наблюдается гипертония, то в его медицинской карте врач должен отмечать рамки нормального артериального давления, при котором он допускается к работе.

Такие рамки определяются специалистом как среднее арифметическое зафиксированных показаний в течение десяти дней.

Если прием алкоголя легко определить с помощью алкотестера, то для выявления наркотических и психотропных веществ требуется проведение лабораторного анализа мочи и крови.

Результаты предрейсового медосмотра дают основанию врачу вынести заключение, что:

  1. Опасных и вредных факторов или состояния здоровья, которое препятствует выполнению шофером трудовой функции, выявлено не было (водитель может приступать к своей работе);
  2. Соответствующее состояние здоровья или вредные факторы были выявлены (значит, водитель к работе не допускается).

В любом случае об итогах медосмотра должен быть проинформирован работодатель. Кроме того, о прохождении медосмотра должна стоять соответствующая отметка в путевом листе с указанием точного времени и даты, данных и подписи медицинского работника.

Требования к кабинету предрейсового медицинского осмотра водителей

Для прохождения предрейсового медицинского осмотра работодатель должен позаботиться о выделении на предприятии специального кабинета площадью не меньше 12 кв. м.

Также в помещении должны находиться:

  • чемоданчик врача для того, чтобы оказать неотложную медицинскую помощь;
  • кушетка медицинская;
  • как минимум, 2 стула, шкаф для одежды, письменный стол, сейф, лампа настольная;
  • алкотестер;
  • экспресс-тесты на алкогольное или наркотическое опьянение;
  • термометр, прибор для измерения давления;
  • стол, предназначенный для хранения медицинских приборов;
  • шпатели медицинские.

При этом следует обеспечить исправность систем отопления, водоснабжения, хорошее освещение.

Если нет возможности выделить отдельный кабинет, сотрудники предприятия могут быть отправлены на медосмотр в медучреждение организованно — к примеру, корпоративным транспортом.

Видео: Требования к кабинету предрейсовых осмотров водителей

Требования к проводящей осмотр организации

Медицинский осмотр водителей – это отдельный вид медицинской деятельности, который требует лицензирования. Кто имеет право проводить предрейсовый медицинский осмотр водителей?

Проводить осмотр может только медицинский персонал, который прошел специальный курс обучения и получил соответствующий сертификат/диплом.

Где можно получить необходимый сертификат? Во многих крупных городах есть учреждения, которые занимаются выдачей таких сертификатов. Например, факультеты медицинских университетов, медицинские училища, центры повышения квалификации для врачей.

Итак, предприятие может организовать предрейсовые медицинские осмотры водителей тремя вариантами:

  1. С помощью сертифицированного врача, который по трудовому договору работает в штате компании. В таком случае лицензия не потребуется.
  2. Благодаря привлеченной организации, которая имеет лицензию и работает по договору на проведение медицинских осмотров. Такими организациями могут выступать не только медучреждения в общепринятом смысле (поликлиника, больница), но и частная организация, которая занимается исключительно медицинскими осмотрами.
  3. С помощью самостоятельного получения предприятием лицензии на проведение медосмотров водителей. Это больше касается крупных автотранспортных предприятий, которые в любом случае несут определенные затраты из-за содержания медицинского кабинета и выплаты зарплаты сертифицированным специалистам. Благодаря приобретению лицензии они смогут оказывать услуги медицинского осмотра водителей для более мелких предприятий.
Читайте так же:  Общедолевая собственность на квартиру права собственников

Видео: О лицензии на предрейсовый осмотр водителей

Осторожно, штрафы!

За нарушение правил проведения медосмотра водителей или за отсутствие осмотра предусмотрены следующие штрафы:

  • для водителя — 1000–1500 рублей;
  • для медработника, проводившего осмотр, — 2000–3000 рублей;
  • для индивидуального предпринимателя или юридического лица — 30 000–50 000 рублей.

Стоимость обследований и сертификатов

Стоимость осмотра водителей может разниться зависимо от удаленности и некоторых других особенностей:

  1. В государственных учреждениях Москвы нижний порог расценок начинается со 100 рублей;
  2. Максимальная стоимость медицинского осмотра в одном из частных центров составляет 385 рублей.

Итак, данная услуга сравнительно недорогая. Поэтому при таких расценках имеет смысл оформлять врача в штат сотрудников только в случае наличия более пятнадцати водителей.

Однако серьезный работодатель может захотеть заключить договор на обследование сразу всех своих водителей не на один раз, а на месяц. В таком случае цены значительно повышаются, поскольку квалифицированный специалист требует соответствующей оплаты.

[3]

Говоря о получении лицензии на медосмотр водителей, стоит предупредить, что сам процесс оформления лицензии обычно отнимает много денежных средств и времени.

Если сертификат может стоить в пределах 20 000 рублей, то цена лицензии колеблется от 100 000 рублей и выше. Определенные организации помогут бизнесмену за немногим более двух недель оформить необходимые бумаги.

Итак, ответственность за медицинское обследование водителя лежит непосредственно на работодателе, который должен обеспечить все условия для прохождения медосмотра.

При этом шоферу стоит учитывать, что сотрудники ГИБДД вправе задержать его для медицинского освидетельствования и предоставления путевого листа.

«Нарисованный» штамп, который поставил врач без сертификата или же компания без лицензии, обязательно повлечет для предприятия крайне неприятные последствия.

ПОСЛЕРЕЙСОВЫЕ ОСМОТРЫ ВОДИТЕЛЕЙ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ — ПРАВО ИЛИ ОБЯЗАННОСТЬ?

Резюме. Обеспечение безопасности дорожного движения — одна из приоритетных задач государства. Важная роль в решении этой задачи отведена медицинским работникам. На них возложена обязанность по допуску граждан к управлению транспортными средствами. Одна из форм такого допуска — проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей. Однако послерейсовые медицинские осмотры водителей транспортных средств проводятся не всегда, и причина этого — недостаточная урегулированность данного вопроса на законодательном уровне. В статье исследована проблема послерейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств и обоснована необходимость их обязательного проведения.

Медицинский осмотр водителей транспортных средств является одной из наиболее важных мер, направленных на обеспечение безопасности дорожного движения. Действующим законодательством предусмотрены три вида медицинских осмотров водителей транспортных средств: предрейсовые, послерейсовые и текущие (ст. 23 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» N 169-ФЗ).

Однако в ст. 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» говорится об обязательности проведения в отношении водителей транспортных средств лишь предрейсовых медицинских осмотров.

В связи с этим в практической деятельности как учреждений здравоохранения, так и юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, деятельность которых связана с эксплуатацией транспортных средств, возникают вопросы относительно проведения послерейсовых медицинских осмотров водителей.

В частности, актуальным является вопрос, должны все-таки проводиться послерейсовые медицинские осмотры водителей или нет. Для ответа на него необходимо провести анализ действующего законодательства и дать правовую оценку имеющимся точкам зрения.

Послерейсовый медицинский осмотр как лицензируемый вид медицинской деятельности впервые был введен постановлением Правительства РФ от 22.01.2007 N 30. Этим постановлением утверждено действующее до настоящего времени Положение о лицензировании медицинской деятельности (далее — новое Положение).

При этом в Перечне работ (услуг) при осуществлении медицинской деятельности, являющемся приложением к новому Положению, он указан вместе с предрейсовым медицинским осмотром.

По этой причине получение лицензии на проведение только предрейсового медицинского осмотра или только послерейсового медицинского осмотра невозможно. Следовательно, эти два вида медицинского осмотра следует рассматривать как одно целое, т.е. как одну медицинскую услугу.

Соответственно, и предметом договоров учреждений здравоохранения с организациями и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с эксплуатацией транспортных средств, должны быть одновременно и предрейсовый, и послерейсовый медицинские осмотры.

Обязательность проведения как предрейсового, так и послерейсового медицинских осмотров находит свое подтверждение и в приказе Минтранса России от 18.09.2008 N 152, которым утверждены «Обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов».

Согласно п. 7 «Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов», в путевом листе обязательно должны указываться дата и время проведения предрейсового и послерейсового медицинских осмотров водителя. Данное требование распространяется на всех без исключения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих легковые автомобили, грузовые автомобили, автобусы, троллейбусы и трамваи.

В соответствии с п. 2 «Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов», такой порядок заполнения путевых листов должны применять все юридические лица и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие легковые автомобили, грузовые автомобили, автобусы, троллейбусы и трамваи.

Из этого следует вывод, что для соблюдения установленного порядка заполнения путевых листов все юридические лица и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие легковые автомобили, грузовые автомобили, автобусы, троллейбусы и трамваи, обязаны организовывать проведение водителям и предрейсовых, и послерейсовых медицинских осмотров.

Между тем в письме Минздрава РФ от 21.08.2003 N 2510/9468-03-32 «О предрейсовых медицинских осмотрах водителей транспортных средств» говорится о необходимости обязательного проведения только предрейсовых медицинских осмотров.

Приложением к этому письму являются Методические рекомендации «Об организации проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств», утвержденные Минздравом РФ совместно с Минтрансом РФ.

Согласно Методическим рекомендациям, текущие и послерейсовые осмотры проводятся только в отношении водителей из так называемой «группы риска», порядок проведения таких осмотров устанавливается руководителями организаций.

Заметим, что письмо не является нормативным актом, а следовательно, не имеет обязательной силы. Методические рекомендации не утверждены нормативными актами (приказами, постановлениями), поэтому также не являются обязательными для исполнения.

Следует обратить внимание, что Методические рекомендации были разработаны Минздравом РФ и Минтрансом РФ в соответствии с действовавшим до 2007 г. Положением о лицензировании медицинской деятельности, утвержденным постановлением Правительства РФ от 04.07.2002 N 499 (далее — старое Положение). Старым Положением не был утвержден Перечень работ (услуг) при осуществлении медицинской деятельности, и лицензируемые виды медицинской деятельности определялись в соответствии с Номенклатурой работ и услуг по оказанию соответствующей медицинской деятельности, утвержденной приказом Минздрава РФ от 26.07.2002 N 238 «Об организации лицензирования медицинской деятельности».

В эту номенклатуру были включены работы и услуги по предрейсовым медицинским осмотрам водителей транспортных средств (06.034). Работы и услуги по послерейсовым медицинским осмотрам номенклатурой предусмотрены не были.

Читайте так же:  Фонд социального страхования личный кабинет юридического лица

Приложением к Положению о лицензировании медицинской деятельности, действовавшему в период с 21.05.2001 по 04.07.2002, также были предусмотрены лишь предрейсовые медицинские осмотры водителей транспортных средств.

Действовавшее до 2001 г. Положение о лицензировании медицинской деятельности (постановление Правительства РФ от 25.03.1996 N 350) предусматривало, что перечень видов медицинской деятельности, подлежащих лицензированию, утверждается Минздравмедпромом РФ.

Приказом Минздравмедпрома РФ от 01.07.1996 N 270 был утвержден временный перечень видов медицинской деятельности, подлежащих лицензированию. В этот перечень было включено освидетельствование на профпригодность, в т.ч. состояние здоровья водителей. Предрейсовый и послерейсовый медицинские осмотры как лицензируемые виды медицинской деятельности в нем отсутствовали.

Таким образом, до 2007 г. (до утверждения нового Положения о лицензировании медицинской деятельности) предрейсовый медицинский осмотр водителей транспортных средств существовал как самостоятельная, отдельная услуга.

По этой причине в 2003 г. Минздрав РФ и Минтранс РФ разработали рекомендации только для предрейсового медицинского осмотра, обязательного для всех без исключения водителей, и установили, что послерейсовые осмотры проводятся лишь водителям из «группы риска».

Тем не менее, уже тогда послерейсовые медицинские осмотры были обязательными для одной категории водителей — водителей автобусов. Согласно Положению об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденному приказом Минтранса РФ от 08.01.1997 N 2, водители автобусов подлежат как предрейсовому, так и послерейсовому медицинским осмотрам.

Авторам Методических рекомендаций следовало это учесть, поскольку разработанный ими документ в части водителей автобусов оказался противоречащим нормативному акту-приказу Минтранса РФ.

При разработке Методических рекомендаций Минздрав РФ и Минтранс РФ ориентировались также на Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» (далее — Закон). Ст. 20 Закона предусматривает обязанность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, организовывать и проводить с привлечением работников здравоохранения предрейсовые медицинские осмотры водителей.

Между тем в ст. 23 Закона говорится о том, что медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается в обязательном медицинском освидетельствовании и переосвидетельствовании кандидатов в водители и водителей транспортных средств, проведении предрейсовых, послерейсовых и текущих медицинских осмотров водителей транспортных средств и т.д.

Это противоречие и породило споры относительно обязательности проведения послерейсовых осмотров всех категорий водителей.

Системное толкование перечисленных выше нормативных актов позволяет сделать следующие выводы.

Из сопоставления положений ст. 20 и 23 Закона следует, что порядок проведения текущих и послерейсовых медицинских осмотров должен определяться в соответствии с подзаконными нормативными актами. В частности, в отношении водителей автобусов он был определен приказом Минтранса России от 08.01.1997 N 2.

Письмо Минздрава РФ от 21.08.2003 N 2510/9468-03-32 «О предрейсовых медицинских осмотрах водителей транспортных средств» и приложение к нему — Методические рекомендации «Об организации проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств» нормативными актами не являются и не могут устанавливать обязательный для исполнения порядок проведения текущих и послерейсовых медицинских осмотров, тем более с учетом нового Положения о лицензировании медицинской деятельности и «Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов», утвержденных приказом Минтранса России от 18.09.2008 N 152.

Анализ двух последних документов, являющихся нормативными актами, свидетельствует о том, что предрейсовый и послерейсовый медицинские осмотры водителей представляют собой одну медицинскую услугу, которая должна выполняться в отношении всех водителей транспортных средств.

Таким образом, в настоящее время юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны организовывать и проводить с привлечением работников здравоохранения как предрейсовые, так и послерейсовые медицинские осмотры водителей транспортных средств.

Иная точка зрения основана на буквальном толковании ст. 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» — обязательным является лишь предрейсовый медицинский осмотр водителей транспортных средств.

Что касается приказа Минтранса России, то он, по мнению сторонников «необязательности» послерейсового медицинского осмотра, противоречит нормам Федерального закона «О безопасности дорожного движения» в части обязательного указания даты, а следовательно, и проведения послерейсового медицинского осмотра.

Эти доводы сторонники «необязательности» проведения послерейсовых медицинских осмотров намерены положить в основу заявления об оспаривании приказа Минтранса России 18.09.2008 N 152. Рассмотрение такого заявления подведомственно Верховному суду РФ, и, возможно, окончательная точка в возникшем споре будет поставлена высшей судебной инстанцией страны.

Пока же вопрос о том, какое мнение следует считать истиной, остается открытым.

Тем не менее, представляется очевидным и бесспорным то, что проведение предрейсовых осмотров без последующих послерейсовых в определенной степени бессмысленно. После прохождения предрейсового осмотра водитель, зная об отсутствии послерейсового контроля, может употребить алкоголь и продолжить управление транспортным средством.

Результаты послерейсового осмотра могут стать основанием для увольнения водителя, и это является сдерживающим фактором в желании водителя употребить алкоголь в рабочее время и создать тем самым угрозу безопасности дорожного движения.

Послерейсовый медицинский осмотр направлен на укрепление трудовой дисциплины водителей транспортных средств и, как следствие, на обеспечение безопасности дорожного движения. Такой подход к затронутой проблеме является оправданным и полностью согласуется со ст. 23 Федерального закона «О безопасности дорожного движения».

Видео (кликните для воспроизведения).

Однако во избежание дальнейших споров относительно проведения послерейсовых медицинских осмотров полагаем, что ст. 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» необходимо дополнить обязанностью юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, организовывать и проводить с привлечением работников здравоохранения не только предрейсовые, но и послерейсовые медицинские осмотры водителей.

Источники


  1. Петражицкий, Л.И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности; СПб: Лань, 2013. — 608 c.

  2. Виктор, Дмитриевич Перевалов Теория государства и права 5-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для прикладного бакалавриата / Виктор Дмитриевич Перевалов. — М.: Юрайт, 2016. — 690 c.

  3. Мурадьян, Э. М. Ходатайства, заявления и жалобы (обращения в суд) / Э.М. Мурадьян. — М.: Юридический центр Пресс, 2015. — 446 c.
  4. Новицкий, И.Б. Римское право; М.: Гуманитарное знание, 2011. — 245 c.
  5. Хаин, В.Е. История и методология геологических наук. Гриф УМО по классическому университетскому образованию / В.Е. Хаин. — М.: Академия (Academia), 2012. — 409 c.
Послерейсовый медицинский осмотр водителей обязателен или нет
Оценка 5 проголосовавших: 1

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here