Последствия самовольного переустройства и перепланировки жилого помещения

Полезная информация на тему: "Последствия самовольного переустройства и перепланировки жилого помещения", собранная из сети и предоставленная в удобном для чтения виде. По всем вопросам - обращайтесь к дежурному юристу.

Официальный сайт Администрации города Симферополя

Законодательный акт, который регламентирует гражданско-правовые последствия самовольной перепланировки и переоборудования жилого помещения — это «Жилищный кодекс Российской Федерации», а именно – глава 29 Кодекса.

Сначала необходимо обратить внимание на понятия:

Переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.

Перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.

Самовольными являются переустройство и (или) перепланировка жилого помещения, проведенные при отсутствии основания, предусмотренного частью 6 статьи 26 настоящего Кодекса, или с нарушением проекта переустройства и (или) перепланировки, представлявшегося в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 26 настоящего Кодекса.

Законодатель предусматривает, что лицо, самовольно переустроившее и (или) перепланировавшее жилое помещение несет предусмотренную законодательством ответственность. В данном случае – административную. При этом, таким лицом может являться не только собственник жилого помещения, но и наниматель такого помещения.

Однако этим последствия самовольно выполненных работ не заканчиваются.

Часть 3 статьи 29 Жилищного Кодекса предусматривает, что собственник жилого помещения, которое было самовольно переустроено и (или) перепланировано, или наниматель такого жилого помещения по договору социального найма обязан привести такое жилое помещение в прежнее состояние в разумный срок и в порядке, которые установлены органом, осуществляющим согласование.

ЕСЛИ ТРЕБОВАНИЕ О ПРИВЕДЕНИИ В ПРЕЖНЕЕ СОСТОЯНИЕ ПОМЕЩЕНИЯ НЕ ВЫПОЛНЕНО

Если соответствующее жилое помещение не будет приведено в прежнее состояние в указанный в срок в установленном органом, осуществляющим согласование, порядке, суд по иску этого органа при условии непринятия решения, предусмотренного частью 4 настоящей статьи, принимает решение:

1) в отношении собственника о продаже с публичных торгов такого жилого помещения с выплатой собственнику вырученных от продажи такого жилого помещения средств за вычетом

расходов на исполнение судебного решения с возложением на нового собственника такого жилого помещения обязанности по приведению его в прежнее состояние;

2) в отношении нанимателя такого жилого помещения по договору социального найма о расторжении данного договора с возложением на собственника такого жилого помещения, являвшегося наймодателем по указанному договору, обязанности по приведению такого жилого помещения в прежнее состояние.

Обращаем Ваше внимание на то, что право на обращение в суд наделены жилищные инспекции, органы местного самоуправления, и, конечно, собственники жилых помещений, а также лица, чьи права и законные интересы нарушаются, либо лица, которым данными действиями создана угроза их жизни и здоровью, или такой вред причинен.

СПОСОБЫ СОХРАНЕНИЯ ПОМЕЩЕНИЯ В ПЕРЕОБОРУДОВАННОМ (ПЕРЕПЛАНИРОВАННОМ) СОСТОЯНИИ

Что делать, если перепланировка уже сделана, но разрешение на это получено не было? Ответ даётся в обзоре судебной практики Верховного Суда РФ от 27.09.2006 и непосредственно в Жилищном кодексе Российской Федерации.

Согласно ч.4 ст.29 Жилищного кодекса Российской Федерации только на основании решения суда жилое помещение может быть сохранено в переустроенном и (или) перепланированном состоянии, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан либо это не создает угрозу их жизни или здоровью.

В случае самовольного переустройства и (или) самовольной перепланировки жилого помещения нарушаются права и законные интересы органа, уполномоченного принимать решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, который в соответствии с ч. 5 ст. 29 ЖК РФ вправе обратиться в суд с иском о продаже с публичных торгов самовольно переустроенного жилого помещения либо о расторжении договора социального найма.

Суд может отказать в удовлетворении такого иска и при наличии соответствующего заявления гражданина принять решение о сохранении жилого помещения в переустроенном и (или) перепланированном состоянии, если признает, что этим не нарушаются права и законные интересы граждан либо это не создает угрозу их жизни и здоровью. В этом случае в решении суда о сохранении жилого помещения в переустроенном и (или) перепланированном состоянии должно быть указано, что оно является основанием для внесения соответствующим органом, осуществляющим технический учет недвижимого имущества, изменений в техническую документацию на жилое помещение.

Администрация города рекомендует лицам, осуществившим самовольные работы по переустройству или перепланировке жилых помещений, в лице владельцев жилых помещений или нанимателей по договорам социального найма жилых помещений, воспользоваться своим правом самостоятельного обращения в суды общей юрисдикции по месту нахождения недвижимого имущества с соответствующими исковыми заявлениями.

Для рассмотрения такого искового заявления и принятия законного, обоснованного решения необходимо будет в обязательном порядке представить суду доказательства:

— о соответствии выполненных работ строительным нормам и правилам

[2]

— об отсутствии нарушений прав и законных интересов граждан (например, совладельцев многоквартирного жилого дома или соседей по местонахождению домовладения), подтверждение отсутствие или возможности возникновения угрозы жизни или здоровью граждан.

Правовой департамент администрации города Симферополя

Последствия самовольного переустройства и самовольной перепланировки жилого помещения

Регламентации процесса переустройства помещения отводится целая глава в Жилищном кодексе РФ.

Переустройство и перепланировка жилого помещения – тема насущная. Все чаще в новостных сводках оглашаются трагические события с летальным исходом, которые тем или иным образом связаны с незаконной перепланировкой квартир. Собственники недвижимости увеличивают дверные проемы, прорубают или, наоборот, закладывают окна, а также сносят стеновые панели, которые играют роль несущих стен. И лишь по факту выполнения переустройства задумываются над вопросом, каковы последствия самовольной перепланировки на территории России.

Понятие самовольного переустройства и перепланировки квартиры

Регламентации процесса переустройства помещения отводится целая глава в Жилищном кодексе РФ. Если обратиться к ранее действующим законодательным актам, то в РСФСР этой процедуре была посвящена одна статья – ст. 84 ЖК РСФСР, которая дозволяла производить переустройство и перепланировку жилого объекта с целью улучшения его благоустройства при одобрении со стороны всех его собственников и местной администрации.

Читайте так же:  Сельская малокомплектная школа находится в поселке ивановское

В действующих нормативно-правовых актах (далее по тексту НПА) прописано, что перепланировка может проводиться без учета формы собственности и конечной цели подобной трансформации. Обратившись к НПА, можно выделить основные части указанных понятий.

Переустройство – это установка, монтаж, перенос электрооборудования, сантехнических систем и инженерных сетей, что обуславливает собой необходимость фиксации новых данных в технический паспорт объекта. (Ст. 25 п.1 ЖК РФ).

Перепланировка – это действия, направленные на переработку конфигурации жилого помещения, что также требует фиксации подобных трансформаций в техническом паспорте. (Ст. 25, п.2 ЖК РФ).

Резюмируя вышесказанное, приходим к выводу, что переустройство и перепланировка квартиры – понятия самостоятельные, но дополняющие друг друга. Если подобные процессы в сооружении происходят без предварительного согласования с администрацией, то в подобном случае речь идет о самостоятельной перепланировке или переустройстве здания, что влечет наложение санкций.

Правовые последствия для собственника недвижимого имущества

Последствия самостоятельной перепланировки, переустройства жилого объекта регламентированы статьей 29 ЖК РФ, а также ст. 7.21 КоАП РФ.
Если обратиться к законодательной базе, то под самостоятельной перепланировкой и/или переустройством квартиры подразумевается проведение монтажных, инженерных, строительных работ, которые осуществлялись при отсутствии оснований, предусмотренных ст. 26 ЖК РФ, или при наличии нарушений согласованного проекта таковых изменений.

Предупреждение со стороны госорганов и наложение штрафа на собственника происходит на основаниях, изложенных в части 2 статьи 29 ЖК РФ:

  • при переустройстве жилого дома или постройки и в дальнейшем использовании их не по назначению предусмотрен штраф в размере 1000-1500 рублей;
  • перепланировка, которая происходит в многоквартирных домах, обойдется в 2000-2500 рублей.

Помимо административной ответственности, собственник или наниматель имущества, если произошло самостоятельное переустройство жилого помещения, обязуется привести объект в нормативное состояние, соответствующее порядку и сроками работ, предусмотренных ст. 29 ч.3 ЖК РФ. Если таковые действия не будут осуществлены, то происходит судебное заседание, где принимается решение по заявлению истца:

  • в отношении собственника недвижимого имущества о реализации на публичных торгах квартиры или частного дома с выплатой ему полученных средств с вычетом суммы, которая необходима новому собственнику для возвращения объекта в состояние до конфигурационных изменений;
  • в отношении нанимателя оглашается решение, направленное на расторжение договора социального найма и наложении на него обязательств по возвращению квартире прежнего технического состояния.

Иными словами, последствия самостоятельного переустройства или перепланировки жилого помещения не ограничиваются лишь наложением штрафа, но и могут повлечь более серьезные санкции в отношении осуществившего их лица.

Сохранение перепланировки или переустройства

В судебной практике в последнее время отмечается большое количество дел, которые связаны с сохранением самостоятельно осуществленной перепланировки квартиры, дома. Основным НПА, который регламентируют этот процесс, является статья 29 ЖК РФ (ч.4).

Самовольное переустройство квартиры или дома может быть сохранено в неизменном виде, если суд постановит, что подобные изменения не затрагивают и не ущемляют права и интересы граждан, а также не вызывают опасений за их жизнь и здоровье.

Подобная норма вполне целесообразна, так как позволяет сохранить переоборудование квартиры, которое было направлено на ее благоустройство и повышение качества.

Однако в статье не прописаны подробные условия, когда судебный орган должен принимать решение о сохранении подобных изменений. Разрешить неоднозначность ситуации предприняли попытки действующие юристы, которые проанализировали судебную практику и законодательство РФ. Но и тут появляются определенные коллизии и недоразумения, в частности, из НПА следует, что произвести согласование перепланировки жилого помещения самостоятельно намного проще и дешевле с финансовой точки зрения, чем в порядке, установленном российским законодательством.

Согласование самостоятельного переустройства или перепланировки

Самостоятельное оформление перепланировки квартиры – процесс достаточно долгий и юридически сложный. Процедура узаконивания любых действий, направленная на переустройство недвижимого имущества, подразумевает выполнение трех основных этапов:

[1]

  • изначально собственник квартиры должен заказать проект переустройства и/или перепланировки жилого помещения или выбрать один из предложенных типовых проектов, которые не требуют дополнительного согласования с государственными органами;
  • на втором этапе самостоятельное узаконивание перепланировки подразумевает написание и подачу заявления о проводимых работах;
  • завершается такая перепланировка жилого помещения и ее согласование сдачей в государственную инспекцию базового пакета необходимых документов, закрепленного ст. 26 ЖК РФ.

Самостоятельная перепланировка жилого помещения направлена на то, чтобы улучшить условия проживания в квартире. Однако не многие собственники, осуществляя подобные действия, понимают, что существует нормативная процедура переустройства, несоблюдение которой влечет за собой определенные последствия. Чтобы избежать санкций со стороны государственных органов, следует получить разрешение на перепланировку и/или переустройство квартиры в порядке, предусмотренном современным Российским законодательством.

Статья 29 ЖК РФ. Последствия самовольного переустройства и (или) самовольной перепланировки жилого помещения

Полный текст ст. 29 ЖК РФ с комментариями. Новая действующая редакция с дополнениями на 2019 год. Консультации юристов по статье 29 ЖК РФ.

1. Самовольными являются переустройство и (или) перепланировка жилого помещения, проведенные при отсутствии основания, предусмотренного частью 6 статьи 26 настоящего Кодекса, или с нарушением проекта переустройства и (или) перепланировки, представлявшегося в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 26 настоящего Кодекса.

2. Самовольно переустроившее и (или) перепланировавшее жилое помещение лицо несет предусмотренную законодательством ответственность.
3. Собственник жилого помещения, которое было самовольно переустроено и (или) перепланировано, или наниматель такого жилого помещения по договору социального найма обязан привести такое жилое помещение в прежнее состояние в разумный срок и в порядке, которые установлены органом, осуществляющим согласование.

4. На основании решения суда жилое помещение может быть сохранено в переустроенном и (или) перепланированном состоянии, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан либо это не создает угрозу их жизни или здоровью.
5. Если соответствующее жилое помещение не будет приведено в прежнее состояние в указанный в части 3 настоящей статьи срок в установленном органом, осуществляющим согласование, порядке, суд по иску этого органа при условии непринятия решения, предусмотренного частью 4 настоящей статьи, принимает решение:
1) в отношении собственника о продаже с публичных торгов такого жилого помещения с выплатой собственнику вырученных от продажи такого жилого помещения средств за вычетом расходов на исполнение судебного решения с возложением на нового собственника такого жилого помещения обязанности по приведению его в прежнее состояние;
2) в отношении нанимателя такого жилого помещения по договору социального найма о расторжении данного договора с возложением на собственника такого жилого помещения, являвшегося наймодателем по указанному договору, обязанности по приведению такого жилого помещения в прежнее состояние.

Читайте так же:  Смена финансового управляющего при банкротстве физических лиц

6. Орган, осуществляющий согласование, для нового собственника жилого помещения, которое не было приведено в прежнее состояние в установленном частью 3 настоящей статьи порядке, или для собственника такого жилого помещения, являвшегося наймодателем по расторгнутому в установленном частью 5 настоящей статьи порядке договору, устанавливает новый срок для приведения такого жилого помещения в прежнее состояние. Если такое жилое помещение не будет приведено в прежнее состояние в указанный срок и в порядке, ранее установленном органом, осуществляющим согласование, такое жилое помещение подлежит продаже с публичных торгов в установленном частью 5 настоящей статьи порядке.

Комментарий к статье 29

1. В отличие от ЖК 1983 г., Кодекс в ст. 29 определяет понятие самовольного переустройства и (или) перепланировки жилых помещений. Оно означает такое переустройство и (или) перепланировку жилого помещения, которые произведены при отсутствии документа о согласовании этих действий, выданного уполномоченным органом или с нарушением проекта переустройства и (или) перепланировки, представлявшегося для согласования.

2. Кодексом предусмотрен ряд неблагоприятных правовых последствий для лиц, самовольно осуществивших переустройство и (или) перепланировку жилого помещения. Согласно отсылочной норме ч. 2 ст. 29 Кодекса, такие лица несут ответственность в соответствии с законодательством. В настоящее время в ст. 7.21 КоАП РФ установлена ответственность за нарушение правил пользования жилыми помещениями, которое может выражаться, в частности, в самовольных переустройстве и (или) перепланировке жилых домов и (или) жилых помещений (ч. 1 ст. 7.21) либо в самовольной перепланировке жилых помещений в многоквартирных домах (ч. 2 ст. 7.21). Специалисты в области административного права отмечают, что действия по самовольному переоборудованию и перепланировке жилых и нежилых помещений могут квалифицироваться правоприменительными органами не только по данной статье, но и по ст. 19.1 КоАП РФ как самоуправство .

Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях (под ред. Н.Г. Салищевой) включен в информационный банк согласно публикации — Проспект, 2009 (6-е издание, переработанное и дополненное).

См.: Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях. Издание второе, переработанное и дополненное / Ред. кол. Веремеенко И.И., Салищева Н.Г., Якимов А.Ю. М.: ТК Велби, 2002. С. 190.

Кроме того, в ст. 7.22 КоАП РФ предусмотрена ответственность за переоборудование жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переоборудование существенно изменяет условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением.

3. Помимо обязанности нести административную ответственность за самовольное переустройство и (или) перепланировку жилых помещений у лиц, виновных в данных нарушениях, возникает дополнительная обязанность имущественного характера — они должны привести соответствующие помещения в прежнее состояние в разумный срок. Порядок совершения этих действий определяется органом, осуществляющим согласование (ч. 3 ст. 29 Кодекса). Вероятно, этот же орган должен установить, за чей счет помещение приводится в прежнее состояние.

Целесообразно обратить внимание на то, что субъектом указанной выше ответственности может быть не только собственник помещения, но и наниматель по договору социального найма. При этом указанные положения следует толковать ограничительно: предусмотренные ст. 29 Кодекса меры ответственности за самовольное переустройство и (или) самовольную перепланировку жилого помещения не могут быть применены к нанимателям жилых помещений, предоставленных по договорам найма специализированных жилых помещений, которые предусмотрены статьями раздела 4 Кодекса.

4 — 6. Собственник жилого помещения, которое было самовольно переустроено и (или) перепланировано, или наниматель такого жилого помещения по договору социального найма вправе обратиться в суд с заявлением о сохранении такого помещения в переустроенном и (или) перепланированном состоянии, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан либо это не создает угрозу их жизни или здоровью.

В связи с этим в судебной практике возникал вопрос: в каком производстве (исковом, особом или в производстве по делам, возникающим из публичных правоотношений) рассматриваются заявления граждан о сохранении жилого помещения в переустроенном и (или) перепланированном состоянии? Верховный Суд РФ разъяснил, что норма ч. 4 ст. 29 Кодекса должна рассматриваться во взаимосвязи с другими положениями этой статьи, в частности с ее ч. 5, которая устанавливает право суда принять решение о продаже жилого помещения с публичных торгов или о расторжении договора социального найма при условии непринятия судом решения, предусмотренного ч. 4 данной статьи.

Видео (кликните для воспроизведения).

В случае самовольного переустройства и (или) самовольной перепланировки жилого помещения нарушаются права и законные интересы органа местного самоуправления, который в соответствии с ч. 5 ст. 29 Кодекса вправе обратиться в суд с иском о продаже с публичных торгов самовольно переустроенного жилого помещения либо о расторжении договора социального найма. Суд может отказать в удовлетворении такого иска и при наличии соответствующего заявления гражданина принять решение о сохранении жилого помещения в переустроенном и (или) перепланированном состоянии, если признает, что этим не нарушаются права и законные интересы граждан либо это не создает угрозу их жизни и здоровью.

В этом случае в решении суда о сохранении жилого помещения в переустроенном и (или) перепланированном состоянии должно быть указано, что оно является основанием для внесения соответствующим органом, осуществляющим технический учет недвижимого имущества, изменений в техническую документацию на жилое помещение.

Вместе с тем положения ст. 29 Кодекса не содержат запрета и не исключают полномочия органа местного самоуправления, предусмотренные п. 7 ч. 1 ст. 14, ст. ст. 26 — 28 Кодекса, согласовать по заявлению гражданина самовольно выполненные переустройство и (или) перепланировку и сохранить жилое помещение в существующем состоянии. Отказ органа, уполномоченного принимать решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, может быть признан судом неправомерным, если гражданином были представлены указанные в ч. 2 ст. 26 Кодекса документы, а произведенные им переустройство и (или) перепланировка соответствуют требованиям законодательства.

Читайте так же:  Эвакуация автомобиля на штрафстоянку за неправильную парковку

Таким образом, вопрос о сохранении жилого помещения в переустроенном и (или) перепланированном состоянии может быть решен судом при рассмотрении иска органа, осуществляющего согласование, о продаже жилого помещения с публичных торгов или о расторжении договора социального найма (при наличии заявления гражданина о сохранении жилого помещения в существующем виде), а также в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, по заявлению гражданина об оспаривании отказа органа местного самоуправления в согласовании самовольно выполненных переустройства и (или) перепланировки жилого помещения (см. Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за второй квартал 2006 года, утвержденный Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 27.09.2006 ).

———————————
Бюллетень международных договоров. 2007. N 1.

На практике также возникали вопросы, каков порядок выселения граждан, если после самовольно произведенного переустройства (перепланировки) жилое помещение не будет приведено в прежнее состояние? Обязательно ли их выселение до торгов или они могут проживать до момента проведения торгов? Президиум Верховного Суда РФ разъяснил следующее. В ст. 551 ГК РФ закреплено, что переход права собственности на недвижимость по договору продажи недвижимости к покупателю подлежит государственной регистрации. В силу ст. 8 Гражданского Кодекса РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.

Следовательно, права на имущество у нового собственника возникают с момента их государственной регистрации, поэтому право собственности на жилое помещение предыдущего собственника прекращается с момента государственной регистрации прав нового собственника на указанное имущество.

Из этого следует, что до момента государственной регистрации прав на жилое помещение нового собственника, в том числе и на момент проведения торгов, предыдущий собственник обладает правом собственности на указанное жилое помещение и выселен из него быть не может (см. Обзор судебной практики Верховного Суда РФ за 3 квартал 2005 г., утвержденный Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 23.11.2005 ).

Раздел 2. ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ И ДРУГИЕ
ВЕЩНЫЕ ПРАВА НА ЖИЛЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ

Консультации и комментарии юристов по ст 29 ЖК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 29 ЖК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Статья 29. Последствия самовольного переустройства и (или) самовольной перепланировки жилого помещения

1. Самовольными являются переустройство и (или) перепланировка жилого помещения, проведенные при отсутствии основания, предусмотренного частью 6 статьи 26 настоящего Кодекса, или с нарушением проекта переустройства и (или) перепланировки, представлявшегося в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 26 настоящего Кодекса.

2. Самовольно переустроившее и (или) перепланировавшее жилое помещение лицо несет предусмотренную законодательством ответственность.

3. Собственник жилого помещения, которое было самовольно переустроено и (или) перепланировано, или наниматель такого жилого помещения по договору социального найма обязан привести такое жилое помещение в прежнее состояние в разумный срок и в порядке, которые установлены органом, осуществляющим согласование.

4. На основании решения суда жилое помещение может быть сохранено в переустроенном и (или) перепланированном состоянии, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан либо это не создает угрозу их жизни или здоровью.

5. Если соответствующее жилое помещение не будет приведено в прежнее состояние в указанный в части 3 настоящей статьи срок в установленном органом, осуществляющим согласование, порядке, суд по иску этого органа при условии непринятия решения, предусмотренного частью 4 настоящей статьи, принимает решение:

1) в отношении собственника о продаже с публичных торгов такого жилого помещения с выплатой собственнику вырученных от продажи такого жилого помещения средств за вычетом расходов на исполнение судебного решения с возложением на нового собственника такого жилого помещения обязанности по приведению его в прежнее состояние;

2) в отношении нанимателя такого жилого помещения по договору социального найма о расторжении данного договора с возложением на собственника такого жилого помещения, являвшегося наймодателем по указанному договору, обязанности по приведению такого жилого помещения в прежнее состояние.

6. Орган, осуществляющий согласование, для нового собственника жилого помещения, которое не было приведено в прежнее состояние в установленном частью 3 настоящей статьи порядке, или для собственника такого жилого помещения, являвшегося наймодателем по расторгнутому в установленном частью 5 настоящей статьи порядке договору, устанавливает новый срок для приведения такого жилого помещения в прежнее состояние. Если такое жилое помещение не будет приведено в прежнее состояние в указанный срок и в порядке, ранее установленном органом, осуществляющим согласование, такое жилое помещение подлежит продаже с публичных торгов в установленном частью 5 настоящей статьи порядке.

Комментарий к Ст. 29 ЖК РФ

1. Федеральным законодательством процедура производства переустройства и перепланировки прописана впервые. До вступления в силу настоящего Кодекса эти отношения регулировались в основном на местном уровне. Думается, что в современных условиях необходимы единые требования к процедуре оформления переустройства и перепланировки жилых помещений, принятые именно на федеральном уровне.

В настоящее время переустройство и перепланировка жилых помещений — явления не редкие. Можно отметить, что не во всех случаях они были произведены в соответствии с предъявляемыми требованиями. Такого рода переустройства и перепланировки жилых помещений являются самовольными.

2. Самовольными переустройством и перепланировкой должны признаваться произведенные собственником жилого помещения или нанимателем жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, без согласования с органами местного самоуправления либо с нарушением проекта переустройства и перепланировки. В этом случае собственники и наниматели жилого помещения могут быть привлечены к административной ответственности. Согласно статье 7.21 КоАП РФ самовольная перепланировка жилых помещений в многоквартирных домах влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 20 до 25 минимальных размеров оплаты труда. Административные правонарушения в данном случае рассматривают органы государственной жилищной инспекции.

Читайте так же:  Ходатайство об отстранении конкурсного управляющего образец

Административное взыскание может быть наложено независимо от того, будет ли жилое помещение приведено в первоначальное состояние, или в судебном порядке переустройство или перепланировка будут сохранены.

3. Органы местного самоуправления направляют лицам, самовольно произведшим переустройство или перепланировку, уведомление о приведении их жилого помещения в первоначальное состояние в разумный срок.

В случае неисполнения этого предписания орган местного самоуправления вправе предъявить в суд иск к собственнику жилого помещения о принудительной продаже жилого помещения либо к нанимателю жилого помещения о расторжении договора найма и выселении нанимателя без предоставления другого жилого помещения.

Продажа жилого помещения проводится на основании решения суда с публичных торгов. При этом в договоре купли-продажи жилого помещения должно быть условие для нового собственника о приведении приобретаемого жилого помещения в первоначальное состояние. В связи с этим и стоимость квартиры будет ниже, чем могло бы стоить такое жилое помещение, если бы было продано в иных обстоятельствах. После проведения торгов собственнику жилого помещения выплачивается денежная сумма, вырученная от продажи, за вычетом суммы, потраченной на организацию этих торгов.

Если новый собственник не исполнит условие договора купли-продажи о приведении жилого помещения в прежнее состояние, то договор купли-продажи жилого помещения, заключенный на публичных торгах, может быть расторгнут как неисполненный. Однако думается, что можно предоставить возможность новому собственнику надлежащим образом оформить переустройство или перепланировку, если это не нарушает права граждан и конструкцию здания.

4. В случае, когда за самовольные переустройство и перепланировку в судебном порядке был расторгнут договор социального найма и наниматель был выселен, обязанность по приведению в прежнее состояние жилого помещения возлагается на собственника. В данном случае корректнее было бы сказать — на органы государственной власти или органы местного самоуправления. Возложить обязанность на публичное образование нельзя, так как оно не является юридическим лицом.

В то же время суд не может обязать орган местного самоуправления привести жилое помещение в прежнее состояние, если оно находится в муниципальной собственности. Обязать совершить действие можно ответчика, а если орган местного самоуправления является истцом по данной категории дел, то, как мы понимаем, истца нельзя обязать исправить нарушение. Приведение в первоначальное состояние жилого помещения в данном случае останется моральной обязанностью органа местного самоуправления.

5. Собственник или наниматель жилого помещения в судебном порядке вправе требовать сохранения жилого помещения в переустроенном и (или) перепланированном состоянии, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан, не создается угроза их жизни или здоровью либо если это не влияет на конструктивные особенности здания.

Последствия самовольных переустройства и перепланировки

Согласно ст. 29 Жилищного кодекса РФ самовольно переустроившее и (или) перепланировавшее жилое помещение лицо несет предусмотренную законодательством ответственность.

Самовольными являются переустройство и (или) перепланировка жилого помещения, проведенные при отсутствии документа, разрешающего переустройство и (или) перепланировку жилого помещения, или с нарушением проекта переустройства и (или) перепланировки.

Ответственность за самовольно произведенное переустройство и (или) перепланировку жилого помещения может быть, во-первых, административная. Так, согласно ст. 7.21 КоАП РФ «Нарушение правил пользования жилыми помещениями» порча жилых домов, жилых помещений, а равно порча их оборудования, самовольное переоборудование жилых домов и (или) жилых помещений либо использование их не по назначению влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; самовольная перепланировка жилых помещений в многоквартирных домах влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей.

Кроме того, в соответствии со ст. 7.22 «Нарушение правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений» нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переоборудование жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переоборудование существенно изменяет условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением, — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Согласно ст. 23.55 КоАП РФ рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 7.21 — 7.22, осуществляют органы государственной жилищной инспекции.

Порядок наложения и взыскания штрафов установлен Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. Необходимо помнить, что законодательство об административных правонарушениях состоит из Кодекса РФ об административных правонарушениях и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

Помимо административной ответственности за самовольное переустройство и (или) перепланировку жилых помещений у лиц, виновных в данных нарушениях, возникает дополнительная обязанность за свой счет и в разумные сроки привести такое жилое помещение в прежнее состояние. Порядок выполнения таких работ определяет орган, осуществляющий согласование. Данное требование распространяется и на нанимателя жилого помещения по договору социального найма. При этом внесение штрафа за проведение несанкционированных работ не освобождает виновных от обязанности привести жилое помещение в прежнее состояние.

В данном случае следует, однако, отметить, что суды при рассмотрении исковых заявлений об обязании привести самовольно перепланированное помещение в первоначальное состояние не всегда возлагают эту обязанность именно на собственника (нанимателя), обосновывая это тем, что требовать устранения нарушений можно лишь от того, кто их совершил.

Так, Арбитражный суд г. Москвы, рассмотрев дело по заявлению ГУП г. Москвы ДЕЗ района «Дорогомилово» к ООО «Калинка» об обязании привести помещение в первоначальное состояние, установил: иск предъявлен об обязании ответчика привести помещения, расположенные по адресу: г. Москва, Кутузовский пр-т., находящиеся в собственности ответчика, в соответствие с первоначальным проектом. Исковые требования мотивированы тем, что в данных помещениях произведена перепланировка без оформления надлежащей разрешительной документации. Здание, в котором расположены эти помещения, находится на балансе истца.

Читайте так же:  Постановление о назначении дополнительной судебно медицинской экспертизы

Ответчик против иска возражал, указывая, что ответчик является ненадлежащим, перепланировка произведена не ответчиком, а другой организацией, арендующей принадлежащие ответчику на праве собственности помещения; перепланировка производится в соответствии с проектом, утвержденным Мосжилпроектом.

Суд, рассмотрев материалы дела, выслушав доводы представителей сторон, считает иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. Как усматривается из материалов дела и подтвердили представители обеих сторон, в указанных выше помещениях, принадлежащих ответчику на праве собственности, площадью 387,9 кв. м действительно произведена перепланировка без получения разрешения компетентного органа исполнительной власти. Однако произведена она не ответчиком, а ООО «МСС-проект», арендующим данные помещения у ответчика.

Суд считает, что требовать устранения нарушений можно лишь от того, кто их совершил. Довод истца о том, что ответчик должен привести помещение в первоначальное состояние только потому, что он является собственником помещений, не основан на законе. ООО «МСС-проект» на основании договора аренды является правомерным пользователем помещений, и возложение на ответчика обязанности по проведению каких-либо работ в этих помещениях будет нарушать права ООО «МСС-проект» как арендатора.

В связи с этим суд счел, что иск предъявлен к ненадлежащему ответчику и в иске ГУП г. Москвы ДЕЗ района «Дорогомилово» к ООО «Калинка» об обязании привести помещения в первоначальное состояние отказал.

Кроме того, если арендатором произведена перепланировка без согласия собственника, последний имеет право потребовать досрочного расторжения договора в соответствии с п. 3 ст. 615 ГК РФ: «Если арендатор пользуется имуществом не в соответствии с условиями договора аренды или назначением имущества, арендодатель имеет право потребовать расторжения договора и возмещения убытков».

Наконец, если незаконная перепланировка нежилого помещения, произведенная арендатором помещения, привела к возникновению ущерба у собственника этого помещения, связанного с приведением нежилого помещения в первоначальный вид, с арендатора данный ущерб подлежит взысканию.

Следует отметить еще одну особенность рассмотрения данной категории дел: истец всегда должен представлять доказательства того, что ответчик произвел те действия по перепланировке помещения, об устранении которых заявлен иск.

Если соответствующее жилое помещение не будет приведено в прежнее состояние в указанный срок в установленном органом, осуществляющим согласование, порядке, суд по иску этого органа при условии непринятия решения о сохранении жилого помещения в переустроенном и (или) перепланированном состоянии принимает решение:

1) в отношении собственника — о продаже с публичных торгов такого жилого помещения с выплатой собственнику вырученных от продажи такого жилого помещения средств за вычетом расходов на исполнение судебного решения с возложением на нового собственника такого жилого помещения обязанности по приведению его в прежнее состояние;

2) в отношении нанимателя такого жилого помещения по договору социального найма — о расторжении данного договора с возложением на собственника такого жилого помещения, являвшегося наймодателем по указанному договору, обязанности по приведению такого жилого помещения в прежнее состояние.

Орган, осуществляющий согласование, для нового собственника жилого помещения, которое не было приведено в прежнее состояние, или для собственника такого жилого помещения, являвшегося наймодателем по расторгнутому договору, устанавливает новый срок для приведения такого жилого помещения в прежнее состояние. Если такое жилое помещение не будет приведено в прежнее состояние в указанный срок и в порядке, ранее установленном органом, осуществляющим согласование, такое жилое помещение подлежит продаже с публичных торгов в установленном выше порядке.

В судебной практике в этой связи возникли вопросы: «Согласно п. 1 ч. 5 ст. 29 ЖК РФ, если жилое помещение после самовольно произведенного переустройства (перепланировки) не будет приведено в прежнее состояние, суд в отношении собственника жилища принимает решение о продаже с публичных торгов такого жилого помещения. Каков порядок выселения этих граждан из жилых помещений? Обязательно ли их выселение до торгов или же они могут проживать до момента проведения торгов?».

Видео (кликните для воспроизведения).

Ответ был дан следующий: в ст. 551 ГК РФ закреплено, что переход права собственности на недвижимость по договору продажи недвижимости к покупателю подлежит государственной регистрации. В силу ст. 8 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом. Следовательно, права на имущество у нового собственника возникают с момента их государственной регистрации, поэтому право собственности на жилое помещение предыдущего собственника прекращается с момента государственной регистрации прав нового собственника на указанное имущество. Из вышеизложенного следует, что до момента государственной регистрации прав на жилое помещение нового собственника, в том числе и на момент проведения торгов, предыдущий собственник обладает правом собственности на указанное жилое помещение и выселен из него быть не может.

Источники


  1. Яковлев, Я.М. Половые преступления; Душанбе: Ирфон, 2013. — 450 c.

  2. Профессиональная этика и служебный этикет. Учебник. — М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2014. — 560 c.

  3. CD-ROM. Теория государства и права. Учебник для вузов. — Москва: Высшая школа, 2014. — 991 c.
  4. Правоведение. — М.: Норма, Инфра-М, 2013. — 432 c.
  5. ред. Кононенко, І.П. Законодавство про адміністративну відповідальність; Київ: Видавництво політичної літератури України, 2012. — 340 c.
Последствия самовольного переустройства и перепланировки жилого помещения
Оценка 5 проголосовавших: 1

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here