Порядок снижения кадастровой стоимости земельного участка

Полезная информация на тему: "Порядок снижения кадастровой стоимости земельного участка", собранная из сети и предоставленная в удобном для чтения виде. По всем вопросам - обращайтесь к дежурному юристу.

Снижение кадастровой стоимости земельного участка путем смены вида разрешенного использования

Управляющий партнер Правового бюро «Тимофеев и партнеры»

специально для ГАРАНТ.РУ

Кадастровая стоимость земли является важной составляющей, которая влияет на расчет налога на имущество юридических лиц. Во многих случаях кадастровую стоимость можно снизить путем оспаривания в специальной комиссии или в суде. Порой это позволяет уменьшить платежи по налогу на имущество в несколько раз.

Одним из важнейших факторов, которые определяют размер кадастровой стоимости участка земли, является вид его разрешенного использования (далее – ВРИ). Также непосредственно от ВРИ зависят возможности использования, находящегося в собственности или аренде участка. Например, какую хозяйственную деятельность можно вести, какие здание и постройки разрешено возводить на его территории.

[1]

Основные положения, касающиеся разрешенного использования земельных участков, содержатся в п. 2 ст. 7 Земельного кодекса.Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования. Эта норма соответствует одному из принципов земельного законодательства, закрепленному в подп. 8 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ о делении земель по целевому назначению, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.Смысл данного принципа заключается в следующем: целевое назначение земель определяется их принадлежностью к той или иной категории, а разрешенное использование – дополнительный элемент, из которого складывается правовой режим земельного участка.

  • ВРИ земельных участков и объектов капитального строительства устанавливаются применительно к каждой территориальной зоне;
  • изменение одного ВРИ земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.

Поэтому разрешенное использование может быть установлено или изменено только в соответствии с установленными правилами землепользования и застройки функциональной зоны.

В настоящее время порядок проведения зонирования территорий определяет Градостроительный кодекс. Для каждой территории устанавливается градостроительный регламент, определяющий правовой режим земельных участков и всего, что находится над и под их поверхностью и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства (ст. 36 Градостроительного кодекса РФ).По общему правилу разрешенное использование земельных участков определяется градостроительным регламентом, содержащимся в правилах землепользования и застройки – п. 9 ст. 1, п. 2, п. 6 ст. 30 Градостроительного кодекса РФ.

Связь разрешенного использования с кадастровой стоимостью

Базовым документом, устанавливающим связь между разрешенным использованием и кадастровой стоимостью, являются Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов. Данные Методические указания устанавливают 17 видов разрешенного использования земельных участков. Величина кадастровой стоимости земельного участка зависит от значений удельных показателей, которые определяются для каждого из видов разрешенного использования.

Во время проведения государственной кадастровой оценки земельные участки разделяют на административно-территориальные единицы. Исходя из размеров и специфики в данных территориальных единицах выделяются кадастровые кварталы.

Кадастровая стоимость земельного участка определяется умножением удельного показателя кадастровой стоимости (утвержденный для данного ВРИ, применительно к кадастровому кварталу, где расположен участок) на его площадь. Если для участка установлено несколько ВРИ, то в расчете кадастровой стоимости используется удельный показатель с наибольшим значением.

Таким образом, кадастровая стоимость участка складывается из трех составляющих:

  • вида разрешенного использования земельного участка (по данным Росреестра);
  • удельного показателя кадастровой стоимости, применительно к кадастровому кварталу;
  • площади участка.

ВРИ земельного участка устанавливается актами органов государственной власти, местного самоуправления и подчинено определенным правилам. В случаях, когда на земельном участке расположены законно возведенные объекты недвижимости, ВРИ должно соответствовать их функциональному назначению. Оно определяется записью в документах технической инвентаризации и должно соответствовать назначению, которое указывалось при вводе объекта в эксплуатацию. Пример: в техпаспорте находящегося на земельном участке здания в качестве назначения указывается «офис», то его будут относить к группе № 7 – «земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения». Если же на нем расположены одновременно офисные и производственные помещения, то участку может быть присвоено сразу два ВРИ: «для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения» и «для размещения производственных и административных зданий».

В случае если земельный участок не застроен, ему может быть установлен любой из 17 предусмотренных видов разрешенного использования при условии соблюдения требований градостроительных и санитарно-защитных норм и правил.

Решение об изменении одного вида разрешенного использования земельного участка, находящегося в собственности физического или юридического лица, на другой вид такого использования, предусматривающий строительство и (или) реконструкцию объекта капитального строительства, принимается уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы на основании заявления собственника земельного участка, содержащего кадастровый номер соответствующего земельного участка, при условии внесения данным лицом платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка (ч. 1 ст. 12.1 Закона города Москвы от 19 декабря 2007 г. № 48 «О землепользовании в городе Москве»). Решение об изменении ВРИ земельного участка принимается уполномоченным органом исполнительной власти г. Москвы на основании градостроительного плана земельного участка в течение 45 рабочих дней со дня поступления заявления собственника земельного участка.

Имеет ли смысл изменять ВРИ для целей снижения кадастровой стоимости?

Логика проведения государственной кадастровой оценки и определения удельных показателей кадастровой стоимости свидетельствует о том, что наибольшие удельные показатели устанавливаются для земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства коммерческого назначения. Снизить кадастровую стоимость подобных участков возможно только изменив ВРИ. А для его смены необходимо переменить функциональное назначение находящихся на участке зданий.

Мероприятия по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения осуществляются Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы (Госинспекция) (п. 1.2 Порядка).

Часто подобные мероприятия проводятся для выявления таких видов недвижимого имущества, как торговые, деловые центры и просто нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, либо которые фактически используются таким образом (пункт 1.3 Порядка).

Фактическим использованием здания (строения, сооружения) и нежилого помещения, предусматривающих размещение объектов, указанных в п. 1.3 Порядка, признается использование не менее 20% общей площади указанного здания (строения, сооружения), нежилого помещения для размещения офисов и (или) торговых объектов, и (или) объектов общественного питания, и (или) объектов бытового обслуживания (п. 1.5 Порядка).

Читайте так же:  Учет мнения профсоюза при наложении дисциплинарного взыскания

В качестве иллюстрации влияния снижения ВРИ на величину кадастровой стоимости можно привести следующий пример. При рассмотрении одного из дел возник спор о величине кадастровой стоимости в разрезе ВРИ земельного участка, который был предоставлен юридическому лицу под размещение автостоянки автомобильного транспорта. При проведении государственной кадастровой оценки указанный земельный участок был отнесен к виду разрешенного использования «земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания», поскольку владельцем земельного участка оказывались услуги по платному размещению на нем автомобильного транспорта. Предоставление суду аргументированной позиции о том, что содержание разрешенного использования: «земельные участки, предназначенные для хранения автотранспортных средств для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности» в части «личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности» применимо только к автотранспортным средствам, а не к самому земельному участку позволило более чем в два раза снизить кадастровую стоимость.

Необходимые документы и правовая основа оспаривания кадастровой стоимости земельного участка

Когда допустимо оспаривание кадастровой стоимости земли

Каждый собственник, предполагающий, что кадастровая стоимость его земли завышена, может ее оспорить в законном порядке (Закон №135 Ф-3 ).

Кто и когда может подать заявление на пересмотр стоимости

  • собственник земельного участка (физическое или юридическое лицо). Это можно сделать в течение 5 лет с момента установления оспариваемой кадастровой стоимости, если собственник не был уведомлен об изменении стоимости его участка. 6 месяцев отведено собственнику, если он знал о новой кадастровой оценке;
  • бывший собственник может подать заявление, если его не устраивает налогооблагаемая база. Сделать это он может до 31 декабря того года, в котором он перестал быть собственником земли;
  • арендатор земельного надела, если арендная плата рассчитывается в зависимости от кадастровой стоимости земли. Если участок принадлежит частному лицу, арендатору необходимо иметь письменное согласие собственника на проведение процедуры оспаривания стоимости;
  • потенциальный собственник (или арендатор), имеющий первоочередное право на выкуп (или аренду) земельного участка, если сумма сделки находится в зависимости от его кадастровой стоимости.

Основания для пересмотра

Существует ряд объективных причин, по которым можно добиваться снижения кадастровой стоимости земли.

      Фактические ошибки, допущенные в ходе первоначальной оценки:

    [2]

  1. неверно указано место расположения участка,
  2. неправильно оформлен вид землепользования,
  3. ошибочно указана площадь (неверно установленные границы участка),
  4. не зафиксировано обременение (при обременении любого вида при расчете кадастровой стоимости используется понижающий коэффициент).
    • Официально зафиксированные собственником изменения:
  5. вида землепользования,
  6. категории земли,
  7. изменения площади участка в меньшую сторону
  8. Обнаружение порчи земли, находящейся в собственности (снижение эффективности плодородного слоя) вследствие воздействия каких-либо факторов, например – в результате стихийного бедствия.
  9. Завышение кадастровой стоимости. Это может произойти, потому что расчет проводится массово, без учета нюансов, понижающих стоимость земельного надела. Например, овраг, пересекающий участок, неровные границы, болотистые участки и т. д.
  10. Кто имеет право оценивать землю

    Самодеятельность, в таком деле как снижение кадастровой стоимости земельного участка, недопустима. Именно поэтому проводить повторную оценку должен только оценщик, отвечающий следующим требованиям:

    • он должен быть членом СРО (саморегулируемой организации) оценщиков;
    • ему нужно застраховать свою ответственность по производимым действиям.

    Иначе заключение, данное оценщиком, не будет являться доказательством при судебном разбирательстве.

    Как уменьшить кадастровую стоимость земельного участка: порядок действий

    Процесс пересмотра существующей кадастровой стоимости требует внимательности и терпения. Это процедура касается бюрократического государственного аппарата, поэтому каждый шаг занимает существенное количество времени. Стоит учитывать, что практически все документы, необходимые для изменений, платные.

    Шаг №1: рыночная оценка земельного надела

    Перед тем, как оспорить кадастровую стоимость земли, необходимо удостовериться, что эта сумма не превышает рыночную. Если такое положение все же имеет место быть, то суд может приравнять кадастровую оценку к рыночной (ст. 24.18 Закона 135Ф-3 ). Существует один нюанс: обе оценки должны быть сделаны в один и тот же период времени. Например, кадастровая стоимость была установлена в июне 2016 года, значит, и рыночную оценку нужно брать за тот же период.

    Шаг №2: оценка земли независимым оценщиком

    Нужно заключить договор с оценщиком. Он проведет обследование земельного участка и даст письменное заключение об оценке рыночной стоимости земли. Если этот показатель меньше кадастровой стоимости более чем на 30 %, то в этом случае необходимо заключение о рыночной стоимости от нескольких независимых оценщиков.

    Шаг №3 – обязателен только для юридических лиц: досудебное разбирательство

    Данный этап называется административным и обязателен для юридических лиц и возможен (но не обязателен) – для физических.

    Перечень подаваемых в комиссию документов тот же, что и при обращении в суд. Рассмотрим их ниже.

    Шаг №4: судебное разбирательство

    Данный этап решения спорного вопроса нужен при наличии необходимости (при отсутствии удовлетворительного решения со стороны комиссии). Право оспорить кадастровую стоимость земли зафиксировано в Законе №135 Ф-3. Рассмотрим, как изменить кадастровую стоимость земельного участка в судебном порядке. Судебное разбирательство должно проходить в суде, курирующем район, где расположен земельный надел.

    Документы, которые необходимы при подаче искового заявления в суд:

      непосредственно заявление. Оно должно содержать все паспортные данные заявителя, если это физическое лицо, и все реквизиты, если заявитель – юридическое лицо. Стоит учесть, что в заявление нельзя включать иные требования, кроме пересмотра кадастровой стоимости. Все другие пожелания, например, перерасчет налога на землю – не являются юрисдикцией суда;

    Рассмотрение заявления осуществляется судом в течение 2 месяцев. Этот отражено в ст. 154 ГПК РФ.

    При положительном решении, в заключении суда прописывается новая кадастровая стоимость земли. Постановление является основанием для изменения стоимости в едином государственном реестре, в кадастровом паспорте участка и для перерасчета земельного налога.

    Перерасчет проводится налоговыми органами с начала календарного года, в котором заявитель (физическое лицо) обратился в суд. Для юридических лиц – с начала календарного года, когда юр. лицо обратилось в комиссию РосРеестра. Заявление в налоговый орган можно подавать только тогда, когда в государственный кадастр будут внесены необходимые изменения.

    Как оспорить кадастровую стоимость недвижимости

    1. Кто может оспорить кадастровую стоимость?

    Оспорить кадастровую стоимость может любой гражданин, чьи права и обязанности затрагивают результаты такой оценки.

    2. В каких случаях и как можно оспорить кадастровую стоимость?

    Оспорить можно только ту кадастровую стоимость недвижимости, которая установлена на момент обращения. Вы можете потребовать пересмотра кадастровой стоимости только в сторону уменьшения.

    Пересмотреть кадастровую стоимость можно по двум основаниям:

    • при определении кадастровой стоимости объекта недвижимости были использованы недостоверные сведения о нем (например, при оценке были использованы неверные данные о площади объекта недвижимости либо о материале стен дома и тому подобное);
    • кадастровая стоимость объекта недвижимости превышает рыночную стоимость этого объекта (на момент установления кадастровой стоимости).
    Читайте так же:  Прописка ребенка по месту прописки отца

    В первом случае при положительном решении кадастровая оценка проводится заново, во втором случае кадастровая стоимость устанавливается в размере рыночной. В обоих случаях нужно собирать доказательства.

    Оспорить кадастровую стоимость можно двумя способами — в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости Росреестра либо в суде. При этом физические лица при обращении в суд предварительно обращаться в комиссию не обязаны.

    Процедура оспаривания кадастровой стоимости в комиссии Росреестра считается более простой и быстрой. К тому же, если она завершится неудачей и комиссия откажет в пересмотре кадастровой стоимости, вы также сможете обратиться в суд и оспорить решение комиссии. Если в пересмотре кадастровой стоимости откажет суд, обратиться в комиссию вы уже не сможете.

    3. Как узнать, какие сведения использовались для проведения кадастровой оценки?

    Сведения о том, как, когда, кем и по чьему заказу была установлена кадастровая стоимость объекта недвижимости вместе с отчетами о проведении кадастровой оценки хранятся в Фонде данных государственной кадастровой оценки. Получить их можно онлайн на сайте Росреестра или на официальном сайте Мэра Москвы mos.ru.

    Чтобы воспользоваться сервисом, вам необходимо знать кадастровый номер объекта недвижимости.

    С запросом о предоставлении сведений, использованных при определении кадастровой стоимости, вы также можете обратиться лично:

    • если кадастровая стоимость была определена в ходе проведения государственной кадастровой оценки — к заказчику работ по определению кадастровой стоимости (в отношении московской недвижимости в роли заказчика обычно выступает Департамент городского имущества, но уточнить эту информацию вы можете в Управлении Росреестра по Москве);
    • если кадастровая стоимость была определена при постановке объекта на кадастровый учет (или в результате внесения изменений в него) — в отделение Росреестра по месту расположения объекта недвижимости.

    4. Как доказать, что кадастровую стоимость определили по недостоверным сведениям?

    При кадастровой оценке объекта недвижимости кадастровый инженер должен опираться на множество факторов, таких как размер объекта недвижимости, местоположение, нахождение объекта в границах санитарно-защитных зон и других зон с особыми условиями использования территории, целевое назначение и другие. В случае если оценивается помещение, здание или постройка, также учитывается материал стен, износ здания, аварийное состояние объекта и так далее.

    Если хотя бы один из этих факторов не учтен либо учтен неверно (имела место, например, техническая ошибка), вы можете направить обращение об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости. Сделать это можно с помощью официального сайта Мэра Москвы mos.ru. Результатом станет решение о пересчете кадастровой стоимости.

    В качестве доказательств факта ошибки для суда вы можете использовать ранее внесенные в Единый государственный реестр недвижимости сведения, документы технического учета (документы БТИ) и другие документы.

    5. Как доказать, что кадастровая стоимость выше рыночной?

    Вам нужно оценить недвижимость, установив ее рыночную стоимость. Юридическую силу имеет только оценка недвижимости, проведенная профессиональными оценщиками. Это могут быть как частнопрактикующие лица, так и оценщики, работающие на основании трудового договора с юридическими организациями. Но в любом из этих случаев оценщик должен быть членом саморегулируемой организации оценщиков, застраховавшим свою ответственность.

    Оценка недвижимости должна быть проведена с соблюдением всех федеральных стандартов, а также с учетом норм и требований саморегулируемой организации оценщиков.

    Для проведения оценки обязательно заключается договор . По результатам ее проведения составляется отчет об оценке объекта недвижимости. Услуга платная.

    Также вам может понадобиться экспертиза отчета об оценке. Это не повторная оценка, а проверка экспертом саморегулируемой организации оценщиков правомерности действий оценщика и соответствия оценки всем стандартам. При обращении в суд экспертиза обязательна, в комиссию Росреестра — только если рыночная стоимость отличается от кадастровой более чем на 30%.

    6. Как оспорить кадастровую стоимость в комиссии Росреестра?

    Для того чтобы пересмотреть кадастровую стоимость вашего объекта недвижимости, вам понадобятся документы:

    • заявление (заполняется во время личного визита);
    • выписка из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости, содержащая сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости;
    • нотариально заверенная копия правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости;
    • документы, подтверждающие недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости (если вы считаете, что при определении кадастровой стоимости были использованы недостоверные сведения).

    Подавать документы нужно в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости Росреестра по месту нахождения объекта недвижимости. Заявление должно быть рассмотрено комиссией в течение месяца со дня его регистрации в Росреестре. Извещение о том, когда именно заявление будет рассматриваться, должен прислать секретарь комиссии в течение 7 рабочих дней с момента регистрации заявления, но не позже чем за 5 рабочих дней до заседания комиссии.

    Каждое заседание считается правомочным, если на нем присутствуют не менее половины членов комиссии. Голосование по всем вопросам проводится открыто. Мнение членов комиссии выражается словами «за» или «против». Воздерживаться от голосования или передавать свои голоса членам комиссии запрещено. Решение комиссии по всем вопросам считается принятым, если за него проголосовало более половины присутствующих на заседании членов комиссии либо если при равенстве голосов членов комиссии председательствующий на заседании голосовал за принятие решения. Заявитель вправе присутствовать на заседании комиссии.

    По результатам заседания комиссия может отказать в пересмотре кадастровой стоимости либо установить кадастровую стоимость в размере рыночной / обязать орган исполнительной власти, отвечающий за установление кадастровой стоимости (в Москве это Департамент городского имущества), провести новую государственную оценку имущества.

    Решение комиссии направляется заявителю в течение 2 рабочих дней после проведения заседания.

    7. Как оспорить кадастровую стоимость через суд?

    Прежде чем подать иск о пересмотре кадастровой стоимости соберите документы:

    Дела о пересмотре кадастровой стоимости рассматривает в качестве суда первой инстанции Верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области и суд автономного округа. Таким образом, в отношении недвижимости, расположенной в Москве, вам необходимо направить иск в Московский городской суд.

    Подать административный иск вы можете лично либо онлайн на сайте Мосгорсуда (для этого требуется быть зарегистрированным пользователем портала gosuslugi.ru). Также с помощью сервиса вы можете отслеживать движение поданных вами обращений и получить результаты их рассмотрения.

    Административные дела рассматриваются и разрешаются Верховным судом РФ в течение 3 месяцев, всеми остальными — в течение 2 месяцев. По сложным делам председатель суда может продлить срок рассмотрения дела, но не более чем на месяц. Таким образом, если вы будете требовать пересмотра кадастровой стоимости недвижимости, расположенной в Москве, Мосгорсуд будет рассматривать дело в течение 2, максимум 3 месяцев.

    Читайте так же:  Порядок начисления заработной платы в бюджетных учреждениях

    О дате и времени судебного заседания всех участников извещает суд. Неявка лиц, участвующих в деле и надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения и разрешения дела.

    Спасти рядового налогоплательщика, или Можно ли пересчитать земельный налог после снижения кадастровой стоимости земли

    Кадастровая оценка земли становится для ее собственников все более болезненным вопросом. Цена земельного участка, установленная государством, может превышать его рыночную стоимость в разы. Это не праздный вопрос – ведь именно кадастровая стоимость служит базой для исчисления земельного налога (ст. 390 НК РФ).

    Конечно, собственник земли может побороться за снижение кадастровой стоимости до уровня рыночной – в специальной комиссии при Росреестре или суде. Однако проблема переплаты земельного налога сохраняется.

    Дело в том, что сумма этого налога определяется на основе кадастровой стоимости участка на 1 января года, за который уплачивается налог (п. 1 ст. 391 НК РФ). К примеру, результаты кадастровой оценки были утверждены в 2013 году, и земельный налог за 2014 год был исчислен именно из этой суммы. Даже если в течение 2014 года собственник сможет доказать, что кадастровая стоимость земли необоснованно завышена (а налог, соответственно, переплачен), его усилия могут оказаться бесполезными. Суды не всегда применяют рыночную стоимость «задним числом», с пересчетом сумм налога за прошедшие периоды в сторону уменьшения.

    Совсем недавно по этому поводу высказался и КС РФ. Для налогоплательщиков его выводы оказались неутешительными. Впрочем, заявителем была допущена очень грубая ошибка в стратегии оспаривания кадастровой стоимости. Обо всем по порядку.

    Фабула дела

    КРАТКО

    Реквизиты решения: Определение КС РФ от 3 июля 2014 г. № 1555-О«Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью «Производственная компания „Возрождение“ на нарушение конституционных прав и свобод положением пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации».

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Требования заявителя (собственник земельного участка): Признать неконституционной норму п. 1 ст. 391 НК РФ, поскольку она не позволяет пересчитывать фактически уплаченный земельный налог в случае уменьшения кадастровой стоимости земли в течение налогового периода.

    Суд решил: Отказать в принятии жалобы к рассмотрению.

    ОАО «Производственная компания «Возрождение», как и многие, оспорила кадастровую стоимость своего земельного участка и добилась снижения ее более чем в три раза, до уровня рыночной цены (с 9,9 млн руб. до 3,1 млн руб.). Решение в пользу общества суд вынес 7 апреля 2012 года, однако реальная стоимость земли была определена оценщиком по состоянию на 26 июля 2010 года. Основываясь на этом, общество направило в налоговую инспекцию уточненную декларацию по земельному налогу за 2011 год. Налог был рассчитан и уплачен исходя из рыночной стоимости – соответственно, его сумма уменьшилась в три раза.

    Инспекция вежливо ответила, что не оспаривает судебное решение об установлении новой кадастровой стоимости земли, однако считает, что земельный налог на ее основе должен рассчитываться только за 2013 год и позже. После чего налоговики наложили на общество штраф, а также предложили уплатить недоимку и пеню по налогу. было вынуждено инициировать новый судебный процесс.

    Аргументы судов

    Налогоплательщик проиграл дело во всех инстанциях (решение Арбитражного суда Кемеровской области от 12 ноября 2012 г. по делу № /2012, постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 18 января 2013 г. № /12, постановление ФАС округа от 10 апреля 2013 г. № /13).

    Суды пояснили, что налоговой базой по земельному налогу признается кадастровая стоимость, и момент ее определения закреплен совершенно однозначно: по состоянию на 1 января года, за который исчислен налог (п. 1 ст. 391 НК РФ).

    А поскольку 1 января 2011 года кадастровая стоимость составляла 9,9 млн руб. – пусть потом она и была признана не соответствующей именно эта сумма и должна лежать в основе расчета. Конечно, новая цена земли после вступления в силу судебного решения должна быть внесена в ГКН. Однако, посчитали суды, это не аннулирует прежнюю запись со старой, завышенной стоимостью участка. Поэтому решение суда 2012 года, приравнявшее кадастровую стоимость к рыночной, не подлежит применению к спорному налоговому периоду 2011 года.

    «Тройка» судей ВАС РФ также признала логичность выводов нижестоящих судов, отказавшись передавать дело на рассмотрение Президиума (Определение ВАС РФ от 4 июля 2013 г. № /13).

    не сдалось и решило оспорить конституционность п. 1 ст. 391 НК РФ, который устанавливает момент определения кадастровой стоимости для целей налогообложения. Общество требовало признать законность пересмотра налоговой базы «задним числом».

    Однако КС РФ отказался даже принимать жалобу к рассмотрению. Судьи отметили, что рыночная стоимость имеет преимущество перед кадастровой, однако это не означает, что последняя лишена экономических оснований и не имеет связи с фактической ценой.

    А затем КС РФ и вовсе пошел против логики. По мнению Суда, установление кадастровой стоимости участка, в размере рыночной не опровергает предполагаемую достоверность ранее установленных результатов государственной кадастровой оценки земель.

    Читайте также: С точностью до дня, или С какого момента увеличение кадастровой стоимости земли может отразиться на арендной плате

    Иными словами, если, к примеру, государство оценило земельный участок в 10 млн руб., а независимый оценщик – в 2 млн руб. (и впоследствии кадастровая стоимость официально снизилась до этого значения), то с точки зрения КС РФ обе эти оценки верны. И да – внесение новой записи о цене земли в ГКН не может, с точки зрения КС РФ, считаться исправлением ошибки в реестре.

    От рассмотрения же ключевого момента жалобы Суд уклонился. Общество поставило вопрос о нарушении своих прав как налогоплательщика, поскольку было вынуждено переплатить налог трехкратном размере «неверной» стоимости земли (то есть налоговой базы).

    Комментировать это КС РФ отказался, потому что: а) суды уже рассматривали возможность пересмотра налоговой базы, и б) проверка законности и обоснованности их решений, исследование и установление фактических обстоятельств (включая сопоставление кадастровой и рыночной оценки земельного участка) в компетенцию КС РФ не входит (Определение КС РФ от 3 июля 2014 г. № ).

    Без права на ошибку

    Теперь к просчету заявителя. Сложность заключается в том, что независимый оценщик был привлечен спустя полтора года после утверждения результатов кадастровой оценки. Кадастровая стоимость земли была утверждена в ноябре 2008 года, а рыночная — по состоянию на июль 2010 года. Получилось, что формально разницу в кадастровой и рыночной стоимости можно объяснить изменением обстановки на рынке и колебанием цен на землю.

    Читайте так же:  Средний норматив потребления электроэнергии на 1 человека

    Странно, что рыночная стоимость земли не была установлена на дату окончания кадастровой оценки, как это делается обычно (постановление ФАС округа от 19 июня 2014 г. по делу № /2013, постановление ФАС округа от 7 ноября 2013 г. по делу № /2013). Скажем больше, сам закон об оценочной деятельности обязывает устанавливать рыночную стоимость на ту же дату, что и день утверждения результатов кадастровой оценки (абз. 2 ст. 24.19). Если же даты установления рыночной и кадастровой стоимости серьезно разнятся, это не позволяет сопоставить их между собой. На это, кстати, обращает внимание судья КС РФ Константин Арановский в своем мнении к решению.

    В копилку аргументов

    На руку налогоплательщикам играет официальная позиция Минфина России, причем выражена она была неоднократно. Так, ведомство прямо указывает на возможность перерасчета налога и возврата излишне уплаченного в бюджет при соблюдении двух условий:

    • рыночная оценка земли проведена на ту же дату, что и кадастровая;
    • кадастровая стоимость приведена в соответствие с рыночной (письмо Департамента налоговой и политики Минфина России от 30 августа 2012 г. № /89, письмо Департамента налоговой и политики Минфина России от 1 ноября 2012 г. № /112).

    Правда, судебная практика пока складывается очень неоднозначно. Некоторые суды осторожно занимают сторону налогоплательщика. К примеру, ФАС округа признает, что закон молчит о том, как следует исчислять земельный налог в такой ситуации. Однако нет и прямого запрета на корректировку налога за тот год, в котором суд приравнял кадастровую стоимость к рыночной (постановление ФАС округа от 18 июня 2014 г. по делу № /2013).

    Читайте также: На честном слове? Может ли суд поверить независимому оценщику в спорах о кадастровой стоимости

    Другие же подчеркивают, что на новую кадастровую стоимость можно опираться только с момента внесения ее в ГКН, а на правоотношения, возникшие до этого, она распространяться не может. Так, ФАС Московского округа посчитал, что рыночная стоимость определяется на дату проведения кадастровой оценки, но применяется с момента внесения оспариваемой кадастровой стоимость в ГКН (а не с даты, по состоянию на которую проводилась оценка) (постановление ФАС Московского округа от 24 июня 2014 г. № /2014 по делу № /13, постановление ФАС Московского округа от 21 апреля 2014 г. № /14 по делу № /13).

    К сожалению, эта позиция основана на небезызвестном решении ВАС РФ, в котором Суд пришел к аналогичному выводу (Постановление Президиума ВАС РФ от 28 июня 2011 г. № 913/11).

    Ситуация парадоксальная – Минфин России поддерживает налогоплательщиков, а ВАС РФ фактически не оставляет возможности пересчитать налог в сторону уменьшения. Остается сожалеть о том, что поводом для «показательного судебного процесса» в КС РФ послужило дело с тактической ошибкой заявителя – ведь у судов может появиться соблазн применять его вообще ко всем спорам о пересчете налога.

    Правда, ситуацию несколько поправили изменения в закон об оценочной деятельности (Федеральный закон от 21 июля 2014 г. № 225-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»). Сниженная кадастровая стоимость теперь применяется с 1 января того года, в котором заявитель обратился в комиссию. За прошлые годы пересчитать налог не получится.

    Собственники земельных участков находятся сейчас в непростой ситуации. Об утверждении новой кадастровой стоимости им никто не сообщает. Конечно, соответствующий акт публикуется, но персональные извещения гражданам и предпринимателям не приходят — такой обязанности у государства нет.

    Раньше существовала и еще одна проблема. В предыдущей редакции ст. 24.12 закона об оценочной деятельности, которая действовала до 22 июля 2014 года, региональные власти были обязаны проводить кадастровую оценку земель не реже одного раза в пять лет. Вся сложность заключалась в том, что закреплена только нижняя планка периодичности оценки, а значение «не чаще» не ограничено. Поэтому многие регионы проводили кадастровую оценку ежегодно или раз в два года (Иркутская, Пензенская области, Краснодарский край, г. Москва ).

    Получается, что владелец земельного участка обращается с заявлением об оспаривании кадастровой стоимости ЗУ сначала в комиссию, а потом в суд – и чаще всего до конца года отстаивает свое право на использование именно рыночной стоимости. И даже если его усилия увенчались успехом, к моменту вынесения решения или сразу после него утверждаются новые результаты кадастровой оценки, которые надо оспаривать по новой.

    Недавно принятые поправки в закон об оценочной деятельности, о которых мы уже упоминали, как раз закрепили такую нижнюю планку. Теперь кадастровая оценка проводится не чаще чем один раз в три года (в Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе — не чаще, чем один раз в два года). Но процесс оспаривания кадастровой стоимости все равно может затянуться надолго.

    Поэтому мы рекомендуем регулярно отслеживать проведение кадастровой оценки земель в своем регионе и оспаривать ее результаты максимально оперативно.

    Два способа изменения кадастровой стоимости земельного участка

    Ситуации, когда стоимость земли по данным кадастра оказывается завышенной, увы, не редкость. В этом случае потребуется изменение кадастровой стоимости земельного участка.

    Почему проблема столь актуальна? Дело в том, что оценка объектов недвижимости проводится один раз в пять лет. За этот срок рыночная стоимость надела может в значительной степени уменьшиться по сравнению с кадастровой. Напомним, что размер налогового платежа рассчитывается именно с учетом кадастровой стоимости, поэтому важно чтобы этот показатель сохранял актуальность.

    Почему кадастровая стоимость завышается

    Кадастровая стоимость определяется государственной комиссией. В соответствии с нормами земельного законодательства, кадастровая стоимость должна быть приближена к рыночной.

    В действительности складывается иная ситуация. Это происходит по следующим причинам:

    • проведение оценочных работ не чаще одного раза в пять лет – за этот период времени цена на землю может быть значительно снижена (к примеру, в результате чрезвычайного происшествия);
    • массовость оценки – мероприятия проводятся в отношении большого количества объектов недвижимости, поэтому для расчета берутся усредненные данные;
    • намеренное завышение стоимости недвижимых объектов для пополнения бюджета государства;
    • ошибочное внесение данных (человеческий фактор);
    • сбой компьютерной программы.

    Размер кадастровой стоимости оказывает прямое влияние на налоговые платежи. Кроме того, если цена по факту не соответствует рыночной стоимости участка, его реализация значительно затрудняется.

    Основания для изменения кадастровой стоимости земли

    Все эти проблемы становятся причиной негодования среди собственников земли. Решить вопрос поможет оспаривание кадастровой стоимости. Сделать это можно в административном или судебном порядке.

    Однако для начала процедуры требуется наличие оснований. Такими основаниями могут стать:

    1. Корректировка площади земельного участка. К примеру, при объединении вместе с соседским.
    2. Изменение целевого назначения надела. Для расчета используется новый удельный показатель.
    3. Изменение вида разрешенного использования. Перерасчет происходит после внесения корректировки данных в едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН).
    4. Уменьшение изначальной стоимости в результате стихийного бедствия.
    5. Намеренное увеличение цены земли для повышения размера налоговых платежей, поступающих в государственный бюджет страны.
    Читайте так же:  Льготы опекунам

    Расскажем, как происходит изменение кадастровой стоимости земельного участка в административном и судебном порядке.

    Как изменить кадастровую стоимость в административном порядке

    Корректировка стоимости земельного надела происходит в определенном порядке. Если вы не уверены в своих силах, рекомендуем обратиться за юридической консультацией. Специалист поможет подготовить документы и разобраться во всех правовых тонкостях.

    Куда обратиться

    Заявление об изменении кадастровой стоимости подается в Росреестр или МФЦ по месту нахождения земельного участка в течение полугода после опубликования результатов. Документы можно подать одним из трех способов:

    1. Личное обращение в Росреестр или МФЦ.
    2. Обращение в учреждение через представителя. Для этого оформляется нотариальная доверенность.
    3. Посредством почты. Документы направляются заказным письмом с описью вложений и уведомлением о вручении.

    Стоит отметить, что переоцененная стоимость может быть отклонена от изначальной только в пределах 30 %. Если требуется уменьшить цену на большее значение, дело передается для рассмотрения в судебные органы.

    Не зависимо от способа подачи заявления ответ предоставляется в письменной форме. При положительном решении по вопросу скорректированная стоимость вносится в ЕГРН.

    Однако в изменении могут и отказать. Это происходит по причине наличия технических ошибок в документации или, когда перерасчет не допускается в связи с нормами законодательства.

    Бланк для оформления заявления предоставляется в Росреестре или МФЦ. Также его можно найти на официальном сайте ведомства. В тексте заявления прописываются личные и контактные данные собственника, а также заявителя, если собственник действует через представителя. Необходимо также прописать причину необходимости пересмотра кадастровой стоимости.

    Уважаемые читатели! Мы рассказываем о стандартных методах решения юридических проблем, но ваш случай может быть особенным. Мы поможем найти решение именно Вашей проблемы бесплатно — попросту позвоните к нашему юристконсульту по телефонам:

    +7( 812) 317-67-20 (Санкт-Петербург)

    8 (800) 222-76-65
    (бесплатный звонок по России)

    Это быстро и бесплатно! Вы также можете быстро получить ответ через форму консультанта на сайте.

    Кроме заявления необходимо предоставить:

    • общегражданский паспорт;
    • нотариальную доверенность, если действует представитель;
    • кадастровую документацию;
    • документ-основание для приобретения земельного участка – договор купли-продажи, дарственная, свидетельство о вступлении в права наследования и т.д.;
    • выписка из ЕГРН;
    • отчет об оценке стоимости недвижимости от независимого эксперта;
    • квитанция, подтверждающая факт оплаты государственной пошлины.

    Пакет документов вместе с заявлением передается сотруднику Росреестра или МФЦ. После проверки корректности специалист примет бумаги и выдаст расписку. В тексте расписки о принятии документов будет указана предварительная дата готовности бумаг.

    [3]

    В соответствии с нормами налогового законодательства размер государственной пошлины составляет 350 рублей. Если собственник земельного участка является юридическим лицом, то госпошлина составит 1000 рублей.

    Когда требуется проведение экспертизы, придется заплатить и за проведение этой процедуры. Стоимость варьируется в зависимости от региона и может составлять 3-5 тысяч рублей.

    Решение об изменении кадастровой стоимости принимается в течение месяца. В это время произойдет принятие заявления, изучение представленных документов и вынесение решения.

    Отказ может быть обжалован в течение 10-ти дней. В итоге заявитель получает обновленную техническую документацию и выписку из ЕГРН.

    Оспаривание кадастровой стоимости земельного участка в суде

    Если собственник будет не согласен с кадастровой оценкой специальной комиссии, он может обратиться в районный или городской суд общей юрисдикции. Для этого потребуется оформить исковое заявление.

    В тексте иска необходимо прописать следующие данные:

    • идентификационные данные истца – ФИО, адрес регистрации и фактического проживания, дата и место рождения, контактные сведения;
    • данные ответчика (Росреестра и главного должностного лица учреждения) – наименование, адрес месторасположения, реквизиты, ФИО и контактный телефон начальника;
    • название документа «Исковое заявление об оспаривании кадастровой стоимости недвижимости»;
    • описание обстоятельств дела с указанием причины, по которой требуется корректировка кадастровой стоимости;
    • ссылки на нормативно-правовые акты, положения которых нарушались действиями или бездействиями Росреестра;
    • требование к суду;
    • список прилагаемых документов;
    • дата и подпись с расшифровкой.

    К заявлению нужно приложить:

    • общегражданский паспорт заявителя;
    • доверенность, оформленная нотариально, если интересы представляются третьим лицом;
    • решение об оценке земли, вынесенное комиссией, если есть;
    • актуальную выписку из ЕГРН;
    • техническая документация;
    • документы, подтверждающие истинность позиции истца;
    • квитанцию об оплате государственной пошлины.

    Необходимо подготовить несколько экземпляров искового заявления и копий документов – по количеству участников процесса. То есть, как минимум, их должно быть три: для истца, для ответчика и для суда.

    Бумаги можно подать лично, через представителя или по почте. После принятия искового заявления дело будет рассматриваться в течение двух месяцев. Решение суда вступает в законную силу по истечению 30 календарных дней.

    Если иск будет оформлен не корректно, он возвращается заявителю для устранения недостатков. Чтобы этого избежать рекомендуем обратиться к юристу.

    При возникновении сложностей обращайтесь за юридической консультацией. Получить бесплатную правовую помощь можно на нашем сайте. Задайте вопрос эксперту в специальном окне.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Изменение кадастровой стоимости земельного участка – это сложный процесс, который требует высокой степени внимательности. Рекомендуем обратиться за юридической помощью заблаговременно. Так вы сможете избежать проблем и быстрее разрешите ситуацию в вашу пользу.

    Источники


    1. Под редакцией Аванесова Г. А. Криминология; Юнити-Дана — Москва, 2010. — 576 c.

    2. Баскакова, М. А. Толковый юридический словарь для бизнесменов / М.А. Баскакова. — М.: Контракт, 2015. — 496 c.

    3. Асланов, Р.М. и др. Уголовное право. Особенная часть; СПб: Санкт-Петербургский Университет, 2011. — 236 c.
    4. Прыкин, Б.В. Компактэкономика. Курс лекций; М.: Academia, 2011. — 500 c.
    5. Руденко, Р. А. Р. А. Руденко. Судебные речи и выступления / Р.А. Руденко. — М.: Юридическая литература, 2016. — 368 c.
    Порядок снижения кадастровой стоимости земельного участка
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here