Порядок получения среднего профессионального образования

Полезная информация на тему: "Порядок получения среднего профессионального образования", собранная из сети и предоставленная в удобном для чтения виде. По всем вопросам - обращайтесь к дежурному юристу.

Содержание

Какое образование получают в колледже и техникуме

Многих абитуриентов интересует, чем отличается образование, которое можно приобрести в колледже, от образования в училище или техникуме. Обо всех тонкостях вы узнаете из этого материала.

Очень часто в Интернете можно встретить вопросы озадаченных пользователей:

  • Техникум, колледж или училище — что выше ценится?
  • Закончил техникум. Какое это образование?
  • Техникум — это какое образование?
  • После окончания техникума какое образование?
  • Образование после техникума как называется?
  • Специалистом какого уровня я стану, окончив колледж?

На качество образования название учреждения, как правило, не влияет. Техникумы, колледжи, училища относятся к одной ветви образовательной структуры, и все имеют статус ссузов.

Структура профобразования (без учета высшего)

Чтобы понять, какое образование получают в колледже, а какое образование после техникума и найти ответы на вопросы вроде «Училище — это какое образование?» или «Техникум какое образование дает?», необходимо разобраться в структурной модели этого сегмента профессиональной подготовки.

  • СПО, или среднее профессиональное образование. В процессе обучения подготавливаются специалисты среднего звена, которые обладают углубленными знаниями в определенной профессиональной сфере.
  • НПО. Аббревиатура расшифровывается так: начальное профессиональное образование. Поступить на обучение можно на базе 9-ти или 11-ти классов. Специалисты выпускаются с начальным уровнем квалификации.

Освоив программы первого типа, выпускники ссузов получают квалификацию «специалист», второго – «специалист начального уровня». Техникумы и колледжи дают начальное и среднее профессиональное образование, а большинством училищ — только НПО.

СПО и НПО

Программы СПО направлены на подготовку специалистов, которые будут обладать углубленными, качественными навыками и знаниями по своему профилю. В рамках обучения расширяются базовые знания по общим предметам из школьной программы.

НПО обеспечивает более низкий уровень подготовки и предоставляет выпускникам скромные карьерные возможности, несмотря на то что освоившие программу начального образования приобретают определенные компетенции и считаются квалифицированными работниками. К примеру, обладатель СПО медицинского профиля может работать медбратом или фельдшером, а «потолок» для тех, у кого есть лишь НПО, — работа нянечки.

Итак, колледж — это какое образование? А какое образование после училища? И какое образование получают в техникуме? Ответы найдете ниже.

Подробнее о ссузах

  1. Колледж (какое образование, в чем его особенности, каков процесс обучения). Учреждения этого типа более перспективны, выше ценятся работодателями и предлагают широкий перечень специальностей. Качество обучения в них приближено к вузовскому уровню. Зачастую колледжи являются административными подразделениями университетов или институтов, что дает возможность выпускникам поступать на второй или третий курс вуза, к которому «прикреплен» их колледж.

Обучение в колледже построено по типу институтского или университетского. Процент выпускников колледжей, поступивших в вузы, значительно выше, чем окончивших техникум или училище. Не в последнюю очередь это обусловлено льготами (иногда негласными) и приоритетом, которыми обладают абитуриенты, отучившиеся в колледже.

Для поступления в колледж необходимо предоставить аттестат об окончании 11-ти или 9-ти классов, а также при наличии диплом о СПО или НПО. Обучение длится в среднем три года, но на базе 9-ти классов – не менее 4-х лет, а по некоторым специальностям даже больше.

Какое образование дает колледж и как называется образование после колледжа? В колледжах предоставляется качественное образование среднего профессионального уровня.

[3]

  1. Техникум (уровень образования, нюансы и специфика). Техникум дает среднее специальное образование. Техникумы подразделяются:
  • на государственные — ГОУ СПО;
  • негосударственные (частные) – НОУ СПО;
  • автономные некоммерческие – АНОО СПО.

Поступить в техникум можно на базе оконченных 9-ти и 11-ти классов общеобразовательной школы на основании достаточно высоких результатов ГИА и ЕГЭ. Обучение занимает около 3 лет, некоторые специальности осваиваются и за два. С недавних пор учащимся техникумов предоставляется отсрочка от армии. Образовательный процесс в техникумах проходит в формате, приближенном к школьному.

  1. Профтехучилище. В училищах обычно реализуются программы НПО. Поступают в училище на базе 11 или 9 классов общеобразовательной школы. Длится обучение в училище от 6 до 36 месяцев. Срок зависит от специальности, которую получает студент. В рамках образовательной реформы ПТУ массово реорганизуются в ВПУ, ПЛ и ПУ (лицеи и разновидности училищ). На качество образования и процесс обучения переименование учреждений не оказывает особого влияния.

Что выбрать: училище, техникум или колледж?

Зависит от ваших планов на будущее. Если после получения образования собираетесь поступать в конкретный вуз, больше всего подойдет колледж при этом вузе. Обучение в таком колледже даст возможность на упрощенных условиях поступить в вуз, в административную структуру которого входит колледж, являющийся, выражаясь предпринимательским языком, «дочерним предприятием» университета. Таким образом, вы сможете, уже работая по специальности, продолжить получение образования более высокого уровня.

Если планируете освоить квалифицированную рабочую специальность и ограничиться ею, устроившись работать, например, сварщиком высокого разряда, мастером-строителем или автомехаником, лучше всего поступать в техникум. Техникумы обучают и по гуманитарным, бухгалтерским, аудиторским и другим образовательным программам, направленным на подготовку специалистов интеллектуального труда средней квалификации.

Если в планы не входят высокие карьерные достижения или получение более существенного образования отложено на потом, оптимальным вариантом станет училище и диплом о НПО.

Приказ Министерства образования и науки РФ от 14 июня 2013 г. N 464 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования» (с изменениями и дополнениями)

Приказ Министерства образования и науки РФ от 14 июня 2013 г. N 464
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования»

С изменениями и дополнениями от:

22 января, 15 декабря 2014 г.

Читайте так же:  Обязан ли индивидуальный предприниматель иметь кассовый аппарат

В соответствии с частью 11 статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326) приказываю:

1. Утвердить прилагаемый Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования.

2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 сентября 2013 года.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 30 июля 2013 г.

Регистрационный N 29200

С 1 сентября 2013 г. вступает в силу основная часть положений нового Закона об образовании.

В связи с этим прописаны общие правила организации и осуществления образовательной деятельности по программам среднего профобразования. Речь идет о подготовке квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена.

Получить среднее профобразование можно как в образовательных организациях, так и вне их (самообразование). Формы и сроки получения образования, а также формы обучения устанавливаются федеральными государственными образовательными стандартами. В них же определяются требования к структуре, объему, условиям реализации и результатам освоения образовательных программам.

Сами программы разрабатываются и утверждаются образовательными организациями. Приведены требования к их содержанию. Предусмотрены различные формы и технологии реализации образовательных программ (сетевое, дистанционное, электронное обучение). Допускается модульная форма организации образовательной деятельности.

Возможно сочетание различных форм получения образования и обучения. Допустимо обучение по индивидуальному учебному плану (в том числе ускоренное).

Прописаны особенности получения профобразования по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена.

Определены сроки начала и окончания учебного года, продолжительность каникул. Максимальный объем учебной нагрузки обучающегося составляет 54 академических часа в неделю (включая все виды аудиторной и внеаудиторной учебной нагрузки). Численность обучающихся в учебной группе — 25-30 человек.

Регламентировано количество экзаменов и зачетов при промежуточной аттестации. Урегулирован порядок проведения итоговой аттестации. Квалификация по профессии рабочего присваивается с участием работодателей.

Прописаны особенности обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья. Для них должны быть созданы специальные условия для получения образования (специальные образовательные программы, методы обучения, учебники, техсредства, предоставление услуг ассистента, сурдопереводчика и др.).

Приказ вступает в силу с 1 сентября 2013 г.

Приказ Министерства образования и науки РФ от 14 июня 2013 г. N 464 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования»

Зарегистрировано в Минюсте РФ 30 июля 2013 г.

Регистрационный N 29200

Настоящий приказ вступает в силу с 1 сентября 2013 г.

Текст приказа опубликован в «Российской газете» от 7 августа 2013 г. N 172

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Приказ Министерства образования и науки РФ от 15 декабря 2014 г. N 1580

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного приказа

Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 января 2014 г. N 31

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного приказа

Можно ли бесплатно получить второе среднее профессиональное образование?

Здравствуйте! в 2003 году закончила техникум по специальности на бюджетной основе. Могу ли я сейчас поступить в колледж и на бюджетной основе получить образование?

Ответы юристов ( 1 )

  • 7,0 рейтинг
  • 853 отзыва

Добрый день, Екатерина!

Ответ на ваш вопрос содержится в данном документе:

Письмо Министерства образования и науки РФ от 23 декабря 2013 г. № 06-1093 “О направлении информации»

Вопрос. Какой документ об образовании получит обучающийся, если он был принят на обучение по программе начального профессионального образования до дня вступления в силу Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон), а закончит обучение после вступления его в силу?

Ответ. В соответствии со статьей 108 Федерального закона начальное профессиональное образование приравнивается к среднему профессиональному образованию по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих).
Основные профессиональные образовательные программы начального профессионального образования в части наименований признаются тождественными программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих).
Исходя из положений части 3 статьи 108 Федерального закона обучающиеся, которые приняты на обучение по образовательным программам начального профессионального образования до дня вступления в силу Федерального закона, считаются принятыми на обучение по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих).
Таким образом, после вступления в силу Федерального закона обучающимся должны быть выданы дипломы о среднем профессиональном образовании с указанием квалификации по соответствующей профессии рабочего (должности служащего).

Вопрос. Начальное профессиональное образование приравнено новым Законом к среднему профессиональному образованию. В связи с этим сохраняется ли право у лиц, получивших ранее начальное профессиональное образование, на получение бесплатного среднего профессионального образования?

Вопрос. Возможен ли прием на обучение за счет бюджета по программе среднего профессионального образования (программе подготовки специалистов среднего звена) лица, которое уже имеет среднее профессиональное образование, полученное за плату? Вправе ли образовательная организация принять его на бесплатное обучение по новому Закону?

Порядок получения среднего профессионального образования

С 2013 года с принятием Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в редакции от 5 декабря 2017 г.)

профессиональное образование в РФ стало подразделяться на:

среднее профессиональное образование и

В данном разделе речь будет идти только о правах на получение среднего профессионального образования, правам на получение высшего образования посвящен следующий раздел.

Законодательные основы среднего профессионального образования в нашей стране установлены Статьей 68 «Среднее профессиональное образование» Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

В соответствии с данной статьей Федерального закона об образовании:

среднее профессиональное образование направлено:

на решение задач интеллектуального, культурного и профессионального развития обучающегося и имеет целью

подготовку квалифицированных рабочих или служащих и

специалистов среднего звена

по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, а также

удовлетворение потребностей обучающегося в углублении и расширении образования;

к освоению образовательных программ среднего профессионального образования допускаются:

лица, имеющие образование не ниже основного общего (9 классов школы) или

среднего общего образования (11 классов школы);

получение среднего профессионального образования на базе основного общего образования (9 классов) осуществляется:

с одновременным получением среднего общего образования в пределах соответствующей образовательной программы среднего профессионального образования;

Читайте так же:  Среднеотраслевой уровень зарплаты по виду экономической деятельности

в этом случае образовательная программа среднего профессионального образования, реализуемая на базе основного общего образования, разрабатывается на основе требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего общего (ФГОС СОО) и среднего профессионального образования (ФГОС СПО) с учетом получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования;

прием на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов:

является общедоступным;

при приеме на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования по профессиям и специальностям, требующим у поступающих наличия определенных творческих способностей, физических и (или) психологических качеств, проводятся вступительные испытания;

в случае, если численность поступающих превышает количество мест, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов:

образовательной организацией при приеме на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования учитываются результаты освоения поступающими образовательной программы основного общего или среднего общего образования, указанные в представленных поступающими документах об образовании и (или) документах об образовании и о квалификации;

получение среднего профессионального образования по программам подготовки специалистов среднего звена впервые лицами, имеющими диплом о среднем профессиональном образовании с присвоением квалификации квалифицированного рабочего или служащего:

не является получением второго или последующего среднего профессионального образования повторно;

обучающиеся по образовательным программам среднего профессионального образования, не имеющие среднего общего образования:

вправе пройти государственную итоговую аттестацию, которой завершается освоение образовательных программ среднего общего образования и

при успешном прохождении которой им выдается аттестат о среднем общем образовании;

указанные обучающиеся проходят государственную итоговую аттестацию бесплатно.

Более подробно с особенностями среднего профессионального образования в РФ вы познакомитесь в материалах данного раздела.

Уровни профессионального образования: особенности, условия поступления

Уровни профессионального образования

Если ты усвоишь, какие бывают уровни профессионального образования, в чем их отличия, то сможешь понять, реально оценить свои возможности, на какой уровень ты сможешь претендовать.

В настоящее время произошли большие изменения в системе профессионального образования. Теперь существуют два основных уровня профессионального образования.

Профессиональное обучение предполагает освоение программ профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих.

Среднее профессиональное образование

Подготовка квалифицированных рабочих, служащих

Подготовка специалистов среднего звена

Среднее профессиональное образование

С 2013/14 уч. года в связи с вступлением в силу нового «Закона об образовании РФ» профессиональные образовательные организации реализуют следующие образовательные программы среднего профессионального образования:

программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих (ранее по рабочим профессиям готовили в учреждениях начального профессионального образования: училищах и лицеях);

программы подготовки специалистов среднего звена.

Профессиональные образовательные организации могут реализовывать:

основные общеобразовательные программы основного общего образования (9 классов);

основные программы профессионального обучения — программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих:

для лиц, не имеющих основного общего образования (база 8 класса);

для лиц с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), обучавшихся по адаптированным основным общеобразовательным программам и получивших свидетельство об обучении.

Прием для обучения по образовательным программам среднего профессионального образования осуществляется по заявлениям лиц, имеющих основное общее (9 классов) или среднее общее образование (11 классов). Поступающий вправе подать заявление одновременно в несколько профессиональных образовательных организаций, на несколько специальностей, на различные формы получения образования, на бюджетные места и на места по договорам с оплатой стоимости обучения.

С 2013/14 уч. года поступление в образовательные организации среднего профессионального образования осуществляется на общедоступной основе, т.е. без экзаменов. Если количество поданных заявлений превышает план приема, проводится конкурс аттестатов. Критериями конкурсного отбора являются результаты освоения поступающими образовательных программ основного общего и среднего общего образования (средний балл аттестата).

По профессиям и специальностям, требующим наличия у поступающих определенных творческих способностей, физических и/или психологических качеств, в некоторых учреждениях проводятся вступительные испытания творческой или профессиональной направленности.

Образование, полученное в образовательных организациях среднего профессионального образования, можно продолжить в вузе по соответствующей специальности. О возможном сокращении срока дальнейшего обучения необходимо выяснять заранее.

1. По некоторым специальностям набор ведется только окончивших 11 классов (например, в педагогическом и медицинском колледжа).

2. Для учащихся 9-х и 11-х классов организованы подготовительные курсы.

3. Существуют различные форму получения образования: дневная, вечерняя, заочная.

В соответствии с новым Законом об образовании дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, могут поступать в образовательные организации СПО только на общих основаниях (без льгот).

Прием на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования на общедоступной основе не предполагает льготное поступление инвалидов или лиц с ограниченными возможностями здоровья. В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования обучение инвалидов или лиц с ограниченными возможностями здоровья организовано по индивидуальным учебным планам и адаптированным образовательным программам, предусматривающим увеличение срока обучения по профессиям квалифицированных рабочих на 6 месяцев, по подготовке специалистов — не более чем на 10 месяцев.

Видео (кликните для воспроизведения).

Инвалиды или лица с ограниченными возможностями здоровья имеют право на получение второго начального профессионального образования и профессиональной подготовки в государственных образовательных организациях Ярославской области без взимания платы. Порядок предоставления социальной услуги устанавливается уполномоченным органом исполнительной власти в сфере образования (ст. 66 закона ЯО от 19.12.2008 № 65-з «Социальный кодекс Ярославской области»).

Получение среднего профессионального образования по программам подготовки специалистов среднего звена впервые лицами, имеющими диплом о среднем профессиональном образовании с присвоением квалификации квалифицированного рабочего или служащего, не является получением второго или последующего среднего профессионального образования повторно (п. 5 статьи 68 ФЗ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

(институт, академия, университет)

К освоению программ бакалавриата или программ специалитета допускаются лица, имеющие среднее общее образование. К освоению программ магистратуры допускаются лица, имеющие высшее образование любого уровня.

Прием на обучение за счет бюджетных ассигнований по программам бакалавриата и программам специалитета проводится на конкурсной основе:

— на базе среднего общего образования – на основании результатов ЕГЭ и (или) по результатам вступительных испытаний, проводимых организацией ВО;

— на базе СПО или ВО – по результатам вступительных испытаний, форма и перечень которых определяются организацией ВО или на основании результатов ЕГЭ.

Читайте так же:  Как выписаться из квартиры быстро и с максимальной выгодой для себя

Отдельные категории поступающих на базе среднего общего образования могут сдавать общеобразовательные вступительные испытания, проводимые организацией ВО самостоятельно:

1) по любым общеобразовательным предметам:

а) дети-инвалиды, инвалиды;

б) иностранные граждане;

в) лица, которые получили документ о среднем общем образовании в течение одного года до дня завершения приема документов и вступительных испытаний включительно, если все пройденные ими в указанный период аттестационные испытания ГИА по образовательным программам среднего общего образования сданы не в форме ЕГЭ;

2) по отдельным общеобразовательным предметам – лица, которые прошли ГИА по этим общеобразовательным предметам в форме государственного выпускного экзамена, при условии, что они получили документ о среднем общем образовании в течение одного года до дня завершения приема документов и вступительных испытаний включительно и в этот период не сдавали ЕГЭ по соответствующим общеобразовательным предметам.

Правилами предусмотрена возможность проведения в вузах дополнительных вступительных испытаний профильной направленности в случае, если конкурс на соответствующее направление подготовки (специальность), проводимый на основании результатов ЕГЭ, не обеспечивает возможность отбора лиц, наиболее способных и подготовленных к освоению образовательной программы ВО. Дополнительные вступительные испытания проводятся по профильному общеобразовательному предмету.

[1]

Организация ВО может включить в перечень вступительных испытаний на базе среднего общего образования дополнительные вступительные испытания творческой и (или) профессиональной направленности: творческое испытание, профессиональное испытание, собеседование.

В рамках контрольных цифр приема выделяются:

квота приема на обучение детей-инвалидов, инвалидов I и II групп, инвалидов с детства, которым не противопоказано обучение в соответствующих образовательных организациях, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (квота устанавливается организацией ВО в размере не менее чем 10% общего объема контрольных цифр по каждой специальности и (или) направлению подготовки);

— квота целевого приема на обучение;

— места для приема на обучение лиц, постоянно проживающих в Крыму.

Поступающий на обучение по программам бакалавриата или программам специалитета вправе подать заявление (заявления) о приеме одновременно не более чем в 5 организаций высшего образования и участвовать в конкурсе не более чем по 3 специальностям и (или) направлениям подготовки в каждой из указанных организаций. В заявлении поступающий указывает приоритетность поступления на обучение по различным условиям поступления.

Категории граждан, которые имеют особые права при приеме на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета, определены законодательством РФ (п. 33 – 42 Порядка). Особые права и преимущества предоставляются победителям и призерам олимпиад школьников при наличии у них результатов ЕГЭ не ниже количества баллов, установленного организацией ВО. В 2016 г. победителям и призерам олимпиад школьников необходимо набрать не менее 75 баллов по ЕГЭ, тогда как в 2015 г. достаточно было сдать экзамен на 65 баллов.

Поступающие на обучение вправе представить сведения о своих индивидуальных достижениях, результаты которых учитываются при приеме на обучение (п. 43 – 47 Порядка). В 2016 г. дополнительные баллы могут быть начислены за наличие диплома о среднем профессиональном образовании с отличием, аттестата о среднем общем образовании с отличием (золотой или серебряной медали), золотого значка ГТО, призовых мест на олимпиадах, участие в волонтерской деятельности и др. Вузы будут самостоятельно решать, учитывать итоговое сочинение выпускников при поступлении или нет. Перечень учитываемых индивидуальных достижений и порядок их учета устанавливаются организацией ВО самостоятельно.

При поступлении на обучение по специальностям и направлениям подготовки, входящим в Перечень специальностей и направлений подготовки, при приеме на обучение по которым поступающие проходят обязательные предварительные медицинские осмотры (Постановление Правительства РФ от 14.08.2013 N 697), поступающий представляет оригинал или копию медицинской справки, содержащей сведения о проведении медицинского осмотра.

Что важно спросить в профессиональной образовательной организации?

1. Где находится ваше учебное заведение?

2. По каким специальностям в нем обучают?

3. Какова продолжительность обучения?

4. Каков конкурс по специальностям при поступлении?

5. Есть ли ограничения в приеме по состоянию здоровья?

6. Обучение платное или бесплатное?

7. Кто имеет льготы при поступлении?

8. Какие документы нужно представить в приемную комиссию?

9. В какие сроки можно подать документы?

10.В какой форме и по каким предметам проводятся вступительные испытания?

11. Имеются ли подготовительные курсы и какова стоимость обучения на курсах?

12. Можно ли параллельно получить вторую специальность?

13. Каков размер стипендии и условия ее получения?

14. Имеется ли общежитие?

15. На каких предприятиях проходит производственная практика?

16. Оказывают ли по окончании обучения содействие в трудоустройстве?

17. Где работают ваши выпускники?

18.Сколько зарабатывают специалисты по окончании Вашей профессиональной образовательной организации?

Институт развития дополнительного
профессионального образования

Адрес: 115093, Москва,
1-й Щипковский пер., 20, офис 712
Телефон: +7 (499) 236-05-16 Моб.тел: +7 (926) 244-66-26 Почта: [email protected]

Для образовательных организаций

Разъяснения о законодательном и нормативном правовом обеспечении среднего профессионального образования 7-15

Разъяснения о законодательном и нормативном правовом обеспечении среднего профессионального образования

  • Федеральный закон № 273-ФЗ – Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • СПО – среднее профессиональное образование.

Вопросы по порядку приема в учреждения СПО

Вопрос 7. Что означает общедоступная основа приема на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования?

Ответ: Пунктом 3 статьи 55 Федерального закона об образовании установлено, что прием на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования за счет бюджетных ассигнований проводится на общедоступной основе, если иное не предусмотрено Федеральным законом об образовании.

При этом частью 4 статьи 111 Федерального закона об образовании установлено, что норма о приеме на обучение по образовательным программам СПО на общедоступной основе действует со дня официального опубликования Федерального закона (30 декабря 2012 г.).

Согласно п. 1 статьи 100 настоящего закона число обучающихся по имеющим государственную аккредитацию по образовательным программам СПО за счет бюджетных ассигнований определяется на основе контрольных цифр приема на обучение за счет бюджетных ассигнований.

В соответствии с п. 3 статьи 100 Федерального закона об образовании КЦП распределяются по результатам публичного конкурса и устанавливаются организациям, осуществляющим образовательную деятельность, по аккредитованным программам СПО.

Читайте так же:  Компенсация за неиспользованный отпуск

Таким образом, прием на обучение по программам СПО на общедоступной основе проводится при наличии КЦП, установленных организациям, осуществляющим образовательную деятельность, в том числе частным организациям, по аккредитованным программам.

Вопрос 8. Может ли учитывать образовательное учреждение результаты ЕГЭ при поступлении на образовательные программы СПО?

Ответ. Пунктом 4 статьи 111 Федерального закона об образовании установлено, если численность поступающих превышает количество бюджетных мест, то образовательная организация осуществляет прием на обучение по образовательным программам СПО на основе результатов освоения поступающими образовательной программы основного общего или среднего общего образования, указанных в представленных поступающими документах об образовании.

Согласно части 9 статьи 55 Федерального закона об образовании правила приема в конкретную организацию на обучение по программам СПО устанавливаются в части, не урегулированной законодательством в образовании, образовательной организацией самостоятельно. В указанных правилах организация может определить, в том числе, критерии и порядок учета результатов освоения общеобразовательной программы, в случае, если при приеме численность поступающих превышает количество бюджетных мест.

При этом в качестве результатов освоения общеобразовательной программы могут использоваться любые результаты, указанные в представленных поступающими документах об образовании (например, средний балл документа об основном общем или среднем (полном) общем образовании, результаты освоения отдельных общеобразовательных предметов).

Вопрос 9. Будут ли пользоваться льготами на поступление инвалиды?

Ответ. Норма о приеме на обучение по образовательным программам СПО на общедоступной основе не предполагает льготное поступление инвалидов или лиц с ограниченными возможностями здоровья. (Норма о приеме на обучение детей с ограниченными возможностями здоровья на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии установлена п. 3 статьи 55 Федерального закона об образовании только в отношении приема на обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе и не распространяется на прием на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования).

Вопрос 10. Будет ли сохранен целевой прием в СПО?

Ответ. В соответствии со статьей 56 Федерального закона целевой прием возможен только по программам высшего образования.

По программам СПО предусмотрено целевое обучение студентов. Порядок заключения и расторжения о целевом обучении, а также типовая форма договора будут установлены Правительством РФ. Существенными условиями договора являются меры социальной поддержки студентов (меры материального стимулирования, оплата платных образовательных услуг, предоставление в пользование и/или оплата жилого помещения в период обучения и др.), обязательства сторон по организации практики и трудоустройству.

Вопрос 11. Может ли образовательное учреждение СПО требовать медицинскую справку при приеме на некоторые специальности?

Ответ. Федеральным законом об образовании не предусмотрено представление поступающими на обучение заключения медицинской комиссии.

Вместе с тем, постановлением Правительства Российской Федерации от 14.08.2013 № 697 утвержден перечень профессий и специальностей, при приеме на обучение по которым поступающие проходят обязательные предварительные медицинские осмотры (обследования).

Вопрос 12. Имеет право студент после окончания программы НПО поступать на сокращенные программы СПО?

Ответ. Федеральным законом об образовании не предусмотрена реализация сокращенных образовательных программ.

Однако, согласно пункту 3 части 1 статьи 34 закона обучающимся предоставляется академическое право на обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой образовательной программы в порядке, установленном локальными нормативными актами. При этом указанное право предоставляется обучающимся вне зависимости от уровня получаемого образования, форм обучения, уровня и профиля предшествующего образования.

При этом законодательством РФ не предусмотрено установление каких-либо ограничений в отношении организации образовательного процесса по индивидуальному учебному плану, в том числе при ускоренном обучении.

Вопрос 13: Может ли образовательное учреждение самостоятельно (по согласованию с учредителем) устанавливать цену на обучение по основным образовательным программам сверхфинансируемых за счет краевого бюджета государственного задания приема граждан (может ли она быть ниже нормативной стоимости одной единицы госуслуги)?

Ответ: В соответствии с пунктом 4 статьи 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» бюджетное учреждение вправе сверх установленного государственного (муниципального) задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного (муниципального) задания выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, предусмотренным его учредительным документом, в сфере образования для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях.

Таким образом, размер платы в расчете на единицу оказания платных услуг не может быть ниже величины финансового обеспечения таких же услуг в расчете на единицу оказания государственных услуг, выполняемых в рамках государственного задания (контрольных цифр приема), выделяемых субъектом Российской Федерации.

Вопрос 14: Существуют ли механизмы приема в профессиональные образовательные организации лиц, не имеющих основного общего образования? Какие возможности для получения профессионального образования существуют для лиц данной категории?

Ответ: Органы государственной власти субъектов РФ обеспечивают получение профессионального обучения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющими основного общего или среднего общего образования.

Лица, не имеющие основного общего образования (VIII вида) могут быть зачислены в профессиональную образовательную организацию на профессиональное обучение по программам профессиональной подготовки. В дальнейшем лица данной категории могут пройти профессиональное обучение по программам переподготовки рабочих и служащих и (или) по программам повышения квалификации рабочих и служащих.

Вопрос 15: В настоящее время не определены условия приема на программы СПО лиц, имеющих начальное профессиональное образование. Планируется ли проработка этого вопроса на уровне министерства?

Ответ: К освоению образовательных программ среднего профессионального образования допускаются лица, имеющие образование не ниже основного общего или среднего общего образования.

В соответствии с Порядком приема на 2013/14 учебный год граждане при подаче заявления предъявляют в том числе документ государственного образца об образовании. В случае, если численность поступающих превышает количество мест, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет бюджетных ассигнований, образовательной организацией при приеме на обучение по образовательным программам СПО учитываются результаты освоения поступающими образовательной программы основного общего или среднего общего образования, указанные в представленных поступающими документах об образовании, в том числе в приложениях к диплому о начальном профессиональном образовании.

Читайте так же:  Ходатайство об исключении имущества из конкурсной массы

Получение среднего профессионального образования по программам подготовки специалистов среднего звена впервые лицами, имеющими диплом о СПО с присвоением квалификации квалифицированного рабочего или служащего, не является получением второго или последующего среднего профессионального образования повторно.

Если у вас есть вопрос, не включенный в список и вы хотите получить компетентный ответ —

спросите у наших специалистов Задать вопрос

Также Вы можете посмотреть ответы на вопросы по дополнительному профессиональному образованию

Институт развития дополнительного
профессионального образования

Адрес: 115093, Москва,
1-й Щипковский пер., 20, офис 712
Телефон: +7 (499) 236-05-16 Моб.тел: +7 (926) 244-66-26 Почта: [email protected]

Для образовательных организаций

Разъяснения о законодательном и нормативном правовом обеспечении среднего профессионального образования 1-6

Разъяснения о законодательном и нормативном правовом обеспечении среднего профессионального образования

  • Федеральный закон № 273-ФЗ – Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • СПО – среднее профессиональное образование.

Среднее профессиональное образование

Вопрос 1: Какими нормативными документами должны руководствоваться образовательные организации при осуществлении образовательной деятельности по программам СПО?

[2]

Ответ: При осуществлении образовательной деятельности по программам СПО (образовательные программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, а также образовательные программы подготовки специалистов среднего звена) образовательным организациям следует руководствоваться Федеральным законом, Приказом Минобрнауки России от 14 июня 2013 г. № 464 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования», а также иными нормативными правовыми актами Министерства, регулирующими образовательную деятельность по программам среднего профессионального образования.

Вопрос 2: Какими нормативными документами должны руководствоваться профессиональные образовательные организации при подготовке по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих)?

Ответ: Согласно статье 12 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» среднее профессиональное образование включает в себя два уровня образовательных программ:

— подготовка квалифицированных рабочих (служащих) (в настоящее время это образовательные программы начального профессионального образования);

— подготовка специалистов среднего звена.

Таким образом, начальное профессиональное образование включено в систему среднего профессионального образования.

В целях реализации положений Федерального закона Министерством утвержден План по разработке нормативных правовых актов, необходимых для реализации Федерального закона об образовании (далее – План). В соответствии с Планом разработаны практически все нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность по программам среднего профессионального образования. Большинство из них прошли или находятся на государственной регистрации в Минюсте России.

Утверждены 295 ФГОС по профессиям СПО.

Все нормативные правовые акты, разработанные в целях реализации нового закона об образовании, относящиеся к сфере среднего профессионального образования, вступили в силу с 1 сентября 2013 г.

Таким образом, при подготовке по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих) профессиональные образовательные организации должны будут руководствоваться Федеральным законом об образовании, а также нормативными правовыми актами Министерства, регулирующими образовательную деятельность по программам среднего профессионального образования, с момента вступления их в законную силу.

Вопрос 3: Как должны правильно называться образовательные организации, реализующие программы СПО?

Ответ. В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 108 Федерального закона об образовании образовательные учреждения среднего профессионального образования должны не позднее 1 января 2016 г. переименоваться в профессиональные образовательные организации.

Согласно части 1 статьи 22 Федерального закона об образовании образовательная организация создается в форме, установленной гражданским законодательствомдля некоммерческих организаций. Наименование образовательной организации должно содержать указание на ее организационно-правовую форму и тип образовательной организации, в наименовании профессиональной образовательной организации могут использоваться наименования, указывающие на особенности осуществляемой образовательной деятельности, в том числе уровень и направленность образовательных программ (части 5 и 6 статьи 23 Федерального закона об образовании).

Например: государственное профессиональное образовательное бюджетное учреждение «Московский колледж связи».

Вопрос 4: При переименовании образовательного учреждения начального профессионального образования в профессиональную образовательную организацию будет ли иметь данная организация право реализовывать образовательные программы СПО?

Ответ. После получения лицензии на осуществление образовательной деятельности по образовательным программам подготовки специалистов среднего звена профессиональная образовательная организация будет иметь право реализации указанных программ СПО.

Вопрос 5: Нужно ли менять лицензию при переименовании образовательного учреждения в профессиональную образовательную организацию?

Ответ. В целях приведения образовательной деятельности в соответствие с Федеральным законом ранее выданные лицензии на осуществление образовательной деятельности и свидетельства о государственной аккредитации переоформляются до 1 января 2016 года.

Вопрос 6: Кто должен обеспечивать образовательные организации бланками дипломов о СПО?

Ответ. В соответствии с пунктом 17 части 3 статьи 28 Федерального закона приобретение и изготовление бланков документов об образовании и (или) о

квалификации отнесено к компетенции образовательной организации.

Образец и описание диплома о среднем профессиональном образовании утверждены приказом Минобрнауки России от 4 июля 2013 г. № 531.

Если у вас есть вопрос, не включенный в список и вы хотите получить компетентный ответ —

спросите у наших специалистов Задать вопрос

Видео (кликните для воспроизведения).

Также Вы можете посмотреть ответы на вопросы по дополнительному профессиональному образованию

Источники


  1. Под редакцией Аванесова Г. А. Криминология; Юнити-Дана — Москва, 2010. — 576 c.

  2. Медик, В. А. Заболеваемость населения. История, современное состояние и методология изучения / В.А. Медик. — М.: Медицина, 2016. — 512 c.

  3. Правоведение. — М.: КноРус, 2010. — 472 c.
  4. Рассказов, Л. П. Теория государства и права / Л.П. Рассказов. — М.: РИОР, 2009. — 464 c.
  5. Пикуров, Н. И. Комментарий к судебной практике квалификации преступлений на примере норм с бланкетными диспозициями / Н.И. Пикуров. — М.: Юрайт, 2014. — 496 c.
Порядок получения среднего профессионального образования
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here