Порядок начисления заработной платы в бюджетных учреждениях

Полезная информация на тему: "Порядок начисления заработной платы в бюджетных учреждениях", собранная из сети и предоставленная в удобном для чтения виде. По всем вопросам - обращайтесь к дежурному юристу.

Оплата труда в бюджетных учреждениях

На актуальные вопросы по внедрению новых систем оплаты труда в бюджетных учреждениях отвечает Александр Львович САФОНОВ, заместитель министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Основная цель внедренной реформы — сделать систему оплаты труда наиболее адекватной современным веяниям в системе управления.

В первую очередь эта «адекватность» заключается во взаимосвязи между заработной платой и конкретным результатом деятельности каждого работника и в целом учреждения. Это мероприятия государства для использования кадровых ресурсов более эффективно и результативно.

Единственный способ развиваться — повышать качество услуг бюджетной сферы.

А потому ориентированность реформы — это заинтересованность руководителей учреждений в качественной работе персонала и соответствующей оплате его труда. Ведь зарплата руководителя формируется в прямой зависимости от зарплаты основного персонала.

Может ли финансовый кризис отразиться на внедрении новых систем оплаты труда?

Самые предсказуемые и гарантированные расходы в бюджетной сфере — это те, что запланированы для каждого учреждения по бюджетной смете.
И то, что запланировано в бюджете на оплату труда, — будет выплачено.

Причем бюджет утвержден не только на 2009 год, но и на плановые 2010–2011 годы. И уменьшения финансирования не предвидится.
Кризис может повлиять на процесс внедрения новых систем оплаты труда с другой стороны — со стороны оказания платных услуг, которые в большей степени зависят от ситуации на рынке.

В полном ли объеме, как планировалось, регионы переходят на новые системы оплаты труда в 2009 году?

В любом случае кризисная ситуация вносит свои коррективы как в исполнение федерального бюджета, так и на региональном уровне.

И нужно учитывать, что некоторые регионы раньше остальных перешли на новые системы и получили на это определенные средства авансом. Поэтому теперь они будут получать финансирование с учетом ранее выданных средств. А значит, увеличение фонда оплаты труда может быть ниже, чем на 30 процентов, в отличие от федерального уровня.

Опираясь на рекомендации по системам оплаты труда, разработанные Минздравсоцразвития России по согласованию с Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений, регионы могут выбрать для себя оптимальную схему с учетом своих особенностей. И отталкиваясь от того, есть у них для повышения оплаты труда дополнительный ресурс или нет.

Подчеркну, что в любом случае и на региональном уровне будет учитываться главная задача — эффективное использование труда в бюджетной сфере.

Зарплата будет состоять из трех составляющих: оклад, доплаты за особые условия труда и стимулирующие выплаты. Причем в назначении последних большие полномочия переданы руководителям учреждений. Есть ли инструменты, которые позволят избежать субъективности в этом вопросе?

Да, я считаю, что новые системы позволят избежать субъективных оценок работы персонала у руководителей.

Ведь, во-первых, зарплата руководителя взаимосвязана напрямую с зарплатой всего основного персонала, а не отдель-ных работников. Во-вторых, теперь установлены показатели эффективности работы учреждения в целом. Их определяет и оценивает главный распорядитель средств бюджета, которому подведомственно учреждение. И доход руководителя во многом будет зависеть от того, насколько выполняются эти показатели. Ведь при отрицательном результате руководитель будет сам лишен премий.

Таким образом, руководитель заинтересован в качественной работе персонала. И ему будет интересно и важно стимулировать именно тех работников, которые увеличивают эффективность работы учреждения посредством ответственного и качественного выполнения своих должностных обязанностей. Причем эта взаимосвязь указывается в договоре с руководителем, чтобы он понимал, что несет прямую ответственность за качество услуг, оказываемых его учреждением.

И, в-третьих, собственные положения по оплате труда разрабатываются каждым учреждением. Но прежде чем принять такое положение, руководитель должен пройти публичную апробацию нового положения в рабочем коллективе и согласовать новшества с представительным органом трудового коллектива. Невыполнение этого требования является нарушением трудового законодательства.

Какими могут быть показатели эффективности работы учреждения?

На самом деле они довольно сильно дифференцированы. Ведь у каждой сферы деятельности (в образовании, здравоохранении и т. д.) существуют свои особенности и своя нацеленность. Так, показателем эффективности работы института может быть какое-либо выборочное тестирование студентов определенного курса, которое покажет, насколько верно учащиеся усвоили определенный курс. Это будет в определенном смысле характеризовать качество оказываемых образовательных услуг.

В первую очередь при установке таких показателей должна учитываться ориентированность на уставную деятельность. Во вторую — следует рассматривать, какие показатели могут характеризовать работу конкретного учреждения в зависимости от принадлежности к отрасли и вида услуг.
Еще одно требование к показателям — возможность быстро и полноценно оценить с их помощью эффективность работы.

Разумность и достаточность — то, на что ориентированы учреждения при определении своих показателей качества. В итоге это должны быть порядка 10 характеристик, которые поделены на показатели, связанные:

— с основной деятельностью учреждения;
— с финансово-экономической деятельностью учреждения (то есть важно, насколько оптимально расходовались бюджетные средства);
— кадровое обеспечение высококвалифицированными специалистами.

А сама процедура заключается во взаимодействии двух сторон: руководитель должен отчитаться, а распорядитель средств оценить, насколько данные отчета соответствуют действительности.

С одной стороны, оценка показателей эффективности — это гарантия для людей, пользующихся услугами бюджетной сферы (и руководитель, и работники учреждения будут стараться повысить качественный уровень своего труда, зная, что от этого зависит их доход). С другой стороны, оценка таких показателей — это гарантия и учреждения, которое, выполнив эффективно свою работу, может потребовать соответствующее поощрение за нее.

Зарплата руководителя ставится в зависимость от средней зарплаты основного персонала. При этом штатное расписание руководитель вправе устанавливать самостоятельно. Средства же учреждения на оплату труда ограничены определенным объемом финансирования. Не станет ли это причиной тому, что руководителю удобнее будет уволить часть работников, чтобы повысить зарплату меньшему количеству людей (тем самым увеличить среднюю зарплату, от которой отталкивается расчет его собственной)?

Для охраны интересов работников от подобных действий существует целая система защиты их прав. Уволенный по незаконным основаниям может обратиться в трудовую инспекцию. Также он может оформить жалобу в профсоюз или в конечном итоге обратиться в суд.

Кроме того, приняв решение расторгнуть с работником трудовой договор, работодатель обязан предупредить его об этом за два месяца, а затем выплатить ему выходное пособие и содержание на период трудоустройства. Поэтому подобное решение повлечет весомые расходы, что вряд ли будет для учреждения удобным.

Также работодатель, принимая подобное решение, должен понимать, выиграет ли он, уменьшив численность. А именно: смогут ли оставшиеся работники гарантировать необходимый уровень качества работы. Ведь от показателей эффективности учреждения, как я уже говорил, будет зависеть доход руководителя. А потому, я уверен, уменьшение численности работников будет рассматриваться только с точки зрения рационализации производственного процесса.

Из чего будут складываться стимулирующие выплаты, от чего будет зависеть их размер?

Сначала замечу, что, планируя бюджет на соответствующий год, учреждение должно предусмотреть заранее средства и на стимулирующие выплаты. Они должны обеспечиваться как за счет бюджетных средств, так и за счет средств от приносящей доход деятельности.

Читайте так же:  Учет лизинговых операций у лизингодателя и лизингополучателя

Такие выплаты нацелены на обеспечение заинтересованности работников в результате своего труда.

То есть если хирург выполнил большее количество качест-венных операций (одним из показателей эффективности работы медучреждения будет, в частности, отсутствие послеоперационных осложнений у больных), то ему руководитель назначит премию.

Аналогично, если работник культуры организовал больше выставок и привлек большее число посетителей — ему тоже полагаются подобные выплаты и т. д.
То есть в каждом конкретном бюджетном учреждении стимулирующие выплаты будут привязаны к каким-то специфическим характеристикам, свойственным для соответствующей деятельности или отрасли.

Теперь возможны новые по сравнению с ранее действующим порядком основания для подобных надбавок. Так, например, в области культуры и искусства будут выплачиваться стимулирующие надбавки за кандидатскую и докторскую степень (ранее она предусматривалась только в сфере науки и образования), а также за выслугу лет.

Еще раз особо подчеркну, что новые правила требуют предусматривать стимулирующие выплаты и за счет бюджетных средств, чего не было ранее.
Замечу, что выплата премий и других стимулирующих выплат не должна быть разовым решением руководителя. Возможность получения таких выплат и основания для их назначения должны быть прописаны в каждом конкретном договоре, заключаемом с работником.

Нет ли опасения, что часть работников откажется перейти на новую систему?

Напротив, мы ожидаем притока высококвалифицированных специалистов, которые понимают, что качество их работы будет по достоинству оценено.
При этом, замечу, будет проводиться серьезный конкурс на вакантные рабочие места, чтобы заранее отсеивать специалистов с недостаточными профессиональными навыками.

На данный момент сообщений о том, что кто-то отказался от работы по новой системе, нет. Хотя, безусловно, право каждого работника сохранить старые условия труда есть — это предусматривает трудовое законодательство. Таким образом, по соглашению сторон какие-то новые условия могут не включаться в трудовой договор.

Минздравсоцразвития России и другие распорядители бюджетных средств будут контролировать процесс перехода на новые системы оплаты труда и следить за цифрами увольнений. И, разумеется, если они окажутся для какого-то учреждения подозрительно большими, будет проводиться расследование о причинах этого.

Если какой-то работник будет не удовлетворен новыми условиями труда и его оплаты, куда он может обратиться для защиты своих интересов?

В такой ситуации работник может обратиться:

— в трехстороннюю трудовую комиссию;
— в профсоюзную организацию;
— в вышестоящий орган, которому подведомственно учреждение-работодатель;
— в Минздравсоцразвития России;
— в судебные органы.

Порядок начисления заработной платы в бюджетных учреждениях

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Заработная плата в бюджетном учреждении начисляется по различным источникам финансового обеспечения, в том числе и по КФО «2». Выплата осуществляется за счет КФО «2» с последующим восстановлением потраченных средств.
Возможна ли выдача заработной платы из кассы бюджетного учреждения из доходов от оказания платных услуг (предпринимательской деятельности), минуя лицевой счет?
Каков порядок отражения данной операции в бухгалтерском учете?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Каких-либо особенностей или ограничений для бюджетных учреждений в отношении выплаты заработной платы из кассы за счет поступивших в рамках приносящей доход деятельности денежных средств без внесения их на лицевой счет не установлено.
Заимствование и последующее восстановление денежных средств между видами финансового обеспечения отражается в бухгалтерском учете с применением счета 304 06 «Расчеты с прочими кредиторами».

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Киреева Анна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы РФ 2 класса Шершнева Анна

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.

————————————————————————-
*(1) Аналогичная схема корреспонденций может быть применена и в случае выплаты за счет средств от приносящей доход деятельности заработной платы, начисленной в рамках операций со средствами субсидии на иные цели.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, [email protected]

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), [email protected]

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3161), [email protected] Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Об изменениях, касающихся оплаты труда в госучреждениях

Автор: Е. Соболева

В законодательство о заработной плате в государственных учреждениях недавно были внесены изменения. В связи с этим Правительство РФ выпустило проект постановления, в котором будет определен новый порядок расчета соотношения среднемесячной заработной платы руководителей и работников учреждения.

С 04.07.2016 вступил в силу Федеральный закон от 03.07.2016 № 347-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации», которым скорректировано законодательство о заработной плате в государственных учреждениях. Одна из поправок касается предельного уровня соотношения среднемесячной зарплаты руководителей и работников учреждения. В связи с этим Правительство РФ выпустило проект постановления, в котором будет определен новый порядок расчета соотношения среднемесячной заработной платы (далее – Проект). Ознакомимся с планируемыми положениями названного проекта.

Вначале напомним суть поправок, внесенных Федеральным законом № 347-ФЗ в Трудовой кодекс в части установления предельного уровня соотношения среднемесячной заработной платы руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров и среднемесячной зарплаты сотрудников. Данные изменения внесены в ст. 145 ТК РФ. В ней сказано, что предельный уровень соотношения среднемесячной заработной платы руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров вышеуказанных учреждений, формируемой за счет всех источников финансового обеспечения и рассчитываемой за календарный год, и среднемесячной заработной платы работников (без учета заработной платы соответствующего руководителя, его заместителей, главного бухгалтера) определяется государственным органом, органом местного самоуправления, организацией, осуществляющими функции и полномочия учредителя соответствующих учреждений, в размере, не превышающем размера, который установлен:

  • для руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров федеральных государственных учреждений – нормативными правовыми актами Правительства РФ;
  • для руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров государственных учреждений субъектов РФ – нормативными правовыми актами субъектов РФ;
  • для руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров муниципальных учреждений – нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В настоящее время предельный уровень соотношения средней зарплаты определен для руководителей и работников федеральных учреждений в п. 9 Положения об установлении систем оплаты труда[1]. Он устанавливается федеральным государственным органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя соответствующих учреждений, в кратности от 1 до 8. В этом же пункте определен порядок расчета, который применяется до 31.12.2016 (п. 2 ст. 2 Федерального закона № 347-ФЗ).

Читайте так же:  Штраф в налоговой за несвоевременное предоставление отчетности

Предельные уровни соотношения среднемесячной заработной платы руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров и среднемесячной заработной платы сотрудников согласно ст. 145 ТК РФ будут применяться с 01.01.2017. Новый порядок расчета соотношения среднемесячной заработной платы будет утвержден соответствующим Постановлением Правительства РФ (в настоящее время – Проект). Что касается показателей предельного уровня соотношений среднемесячной заработной платы, согласно поправкам, которые планируется внести в п. 9 Положения об установлении систем оплаты труда, они останутся на прежнем уровне (в кратности от 1 до 8).

Несоблюдение установленного предельного уровня соотношения среднемесячной заработной платы в соответствии со ст. 145 ТК РФ будет грозить расторжением трудового договора с руководителем учреждения. Такое дополнительное основание для расторжения трудового договора теперь предусмотрено ч. 2 ст. 278 ТК РФ.

Положения ст. 145 ТК РФ будут распространяться на федеральные государственные учреждения, государственные учреждения субъектов РФ, муниципальные учреждения. Однако некоторые учреждения все же смогут устанавливать условия оплаты труда руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров без учета предельного соотношения размеров среднемесячной заработной платы, но только при условии, что они включены в перечни,
утвержденные Правительством РФ, органами власти субъектов РФ, органами местного самоуправления.

Что необходимо будет учитывать при расчете соотношения среднемесячной заработной платы?

Итак, Проектом установлен единый порядок расчета соотношения среднемесячной заработной платы руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров и среднемесячной зарплаты работников государственных внебюджетных фондов РФ, территориальных фондов обязательного медицинского страхования, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий для определения предельного уровня соотношения среднемесячной заработной платы руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров организаций и работников этих организаций, предусмотренного Трудовым кодексом.

При расчете соотношения среднемесячной заработной платы руководителя организации и среднемесячной заработной платы работников этой организации необходимо будет учитывать следующее:

  • расчет среднемесячной заработной платы руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров и работников организаций нужно будет производить по итогам календарного года;
  • не надо будет учитывать как в списочном составе работников, так и в фактически начисленной зарплате работников организации руководителя, заместителя(ей) руководителя и главного бухгалтера;
  • расчет должен будет производиться отдельно по должностям руководителя, заместителя руководителя и главного бухгалтера организации;
  • при работе руководителем, заместителем руководителя, главным бухгалтером по совмещению профессий (должностей) при расчете соотношения среднемесячной заработной платы руководителя, его заместителя, главного бухгалтера организации и среднемесячной зарплаты работников этой организации фактически начисленная зарплата будет учитываться как по основной работе, так и при совмещении профессий (должностей) в целом;
  • при работе заместителем руководителя, главным бухгалтером по совместительству при расчете соотношения среднемесячной заработной платы заместителя руководителя, главного бухгалтера организации и среднемесячной зарплаты работников этой организации будет учитываться только фактически начисленная заработная плата по должностям заместителя руководителя, главного бухгалтера.

Какие выплаты будут включаться при расчете среднемесячной заработной платы для определения соотношения?

В расчет среднемесячной зарплаты работников организации будут включаться:

  • начисленная заработная плата за отработанное время (включая стимулирующие выплаты по итогам работы);
  • выплаты, обусловленные районным регулированием оплаты труда;
  • выплаты, рассчитанные исходя из среднего заработка при исполнении работником трудовых обязанностей, для оплаты отпусков, а также для других случаев, предусмотренных трудовым законодательством.

Видео (кликните для воспроизведения).

В соответствии со ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) включает в себя:

  • вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы;
  • компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера);
  • стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Как будет рассчитываться среднемесячная заработная плата для определения соотношения?

Среднемесячная заработная плата работников организации будет исчисляться по следующей формуле:

Среднемесячная заработная плата руководителя организации будет рассчитываться так:

Если руководитель организации отработал не полный календарный год, то расчет среднемесячной заработной платы руководителя нужно будет производить исходя из фактически им отработанных полных календарных месяцев.

Соотношение среднемесячной заработной платы руководителя организации и среднемесячной зарплаты работников этой организации будет устанавливаться по следующей формуле:

Аналогично нужно будет рассчитывать соотношение среднемесячной заработной платы заместителя руководителя, главного бухгалтера организации и среднемесячной зарплаты работников организации.

Что еще нового готовит Проект?

Согласно Проекту планируется внесение в Положение об установлении систем оплаты труда дополнений в части поощрения руководителей учреждений. Выплаты стимулирующего характера руководителю будут напрямую зависеть от достигнутых результатов и показателей эффективности деятельности учреждения и руководителя, но, как и прежде, будут утверждаться федеральным государственным органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя этого учреждения, учреждением – главным распорядителем средств федерального бюджета, в ведении которого находится данное учреждение, за соответствующий период.

Кроме того, будет скорректирован п. 3 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы[2]. В нем установлено, что для расчета среднего заработка не учитываются выплаты социального характера и иные выплаты, не относящиеся к оплате труда (материальная помощь, оплата стоимости питания, проезда, обучения, коммунальных услуг, отдыха и др.). К этому списку предлагается добавить выплаты к юбилейным датам, к профессиональным праздничным дням.

В заключение еще раз обратим ваше внимание, что положения ст. 145 ТК РФ, которым предусмотрена обязанность установления предельного уровня соотношения среднемесячной заработной платы руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров и среднемесячной заработной платы сотрудников этого учреждения, начнут действовать с 01.01.2017. В настоящее время единый порядок расчета соотношения среднемесячной заработной платы руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров и среднемесячной зарплаты работников государственных внебюджетных фондов РФ, территориальных фондов обязательного медицинского страхования, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий предусмотрен Проектом, который наверняка будет принят также с указанной даты.

[1] Утверждено Постановлением Правительства РФ от 05.08.2008 № 583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений».

[2] Утверждено Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 № 922 «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы».

Минфин о системе оплаты труда и контроле за правильностью начисления зарплаты

Автор: Г. И. Демидов

Какие разъяснения по вопросам о системе оплаты труда работников бюджетных учреждений и контроле за правильностью начисления зарплаты представил Минфин в Письме от 22.11.2015 № 02-10-07/68198?

Минфин в Письме от 22.11.2015 № 02-10-07/68198 рассмотрел вопрос о системе оплаты труда работников бюджетных учреждений и контроле за правильностью начисления зарплаты. О том, какие разъяснения привели специалисты финансового ведомства, вы узнаете из данной статьи.

О системе оплаты труда работников бюджетных учреждений

Свои разъяснения Минфин начал с того, что привел определение понятия бюджетного учреждения. Согласно положениям ч. 1, 3 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Федеральный закон № 7-ФЗ) бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная РФ, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления соответственно в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

Читайте так же:  Российская федерация это государство или коммерческая организация

Государственные (муниципальные) задания для бюджетного учреждения в соответствии с предусмотренными его учредительными документами основными видами деятельности формирует и утверждает соответствующий орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя.

Финансовое обеспечение выполнения бюджетным учреждением государственного (муниципального) задания осуществляется в виде соответствующей субсидии.

[2]

Затраты на оплату труда, в том числе начисления на выплаты по оплате труда работников, как непосредственно связанных с оказанием государственной (муниципальной) услуги, так и тех, которые не принимают непосредственного участия в ее оказании, включаются в состав нормативных затрат, входящих в расчет субсидии и утверждаемых органом-учредителем.

Что касается систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений, в соответствии со ст. 144 ТК РФ они устанавливаются соглашениями, коллективными договорами, локальными нормативными актами на основании федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, законов и других нормативных правовых актов субъектов РФ или правовых актов органов местного самоуправления.

[1]

Системы оплаты труда работников государственных учреждений субъектов РФ и муниципальных учреждений определяются с учетом единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений, утверждаемых ежегодно решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

В Письме № 02-10-07/68198 Минфин сослался на Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2015 год, утвержденные Решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 24.12.2014, протокол 11. Однако в 2016 году действуют Единые рекомендации, утвержденные 25.12.2015, протокол 12. Они включают в себя:

  • перечень норм и условий оплаты труда, которые являются обязательными для применения на территории РФ;
  • системы оплаты труда в государственных (в том числе федеральных) и муниципальных учреждениях;
  • порядок формирования фондов оплаты труда в государственных и муниципальных учреждениях, системы оплаты труда руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров учреждений;
  • особенности формирования систем оплаты труда работников сфер образования и здравоохранения, работников государственных и муниципальных учреждений культуры, искусства и кинематографии.

При разработке нормативных правовых актов по вопросам оплаты труда работников учреждений органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления наряду с применением принципов формирования систем оплаты труда, а также норм труда (норм часов педагогической работы в неделю (в год) за ставку заработной платы) и условий оплаты труда, регламентируемых федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, содержащими нормы трудового права, следует использовать порядок формирования систем оплаты труда, предусмотренный разд. V Единых рекомендаций для федеральных государственных учреждений (п. 33 Единых рекомендаций).

Согласно п. 12 Единых рекомендаций учреждением должно быть принято положение об оплате труда работников данного учреждения.

В положении об оплате труда работников учреждения предусматриваются конкретные фиксированные размеры окладов (должностных окладов, ставок заработной платы) по соответствующим должностям и профессиям (группам должностей и профессий).

Кроме того, фиксированный размер оклада (должностного оклада), ставки заработной платы, установленный работнику за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности (квалификации) за календарный месяц либо установленную норму труда, предусматривается в трудовом договоре (дополнительном соглашении к трудовому договору) с работником.

Некорректным является использование на уровне учреждений таких терминов, как рекомендуемые минимальные размеры и минимальные размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, применяемых в примерных положениях об оплате труда работников автономных и бюджетных учреждений по видам экономической деятельности, утвержденных федеральными государственными органами и учреждениями – главными распорядителями средств федерального бюджета.

Кроме конкретного размера оклада в трудовом договоре (дополнительном соглашении к трудовому договору) с работником преду­сматриваются размеры выплат:

  • компенсационного характера, которые не могут быть ниже размеров, установленных трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами РФ, содержащими нормы трудового права, соглашениями и коллективными договорами;
  • стимулирующего характера, которые устанавливаются соглашениями, коллективными договорами, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения представительного органа работников на основе формализованных показателей и критериев эффективности работы.

Напомним, что при заключении трудовых договоров с работниками рекомендуется использовать:

  • примерную форму трудового договора с работником учреждения, приведенную в приложении 3 к Программе поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 – 2018 годы, утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 26.11.2012 № 2190-р;
  • Рекомендации по оформлению трудовых отношений с работником государственного (муниципального) учреждения при введении эффективного контракта, утвержденные Приказом Минтруда РФ от 26.04.2013 № 167н.

Согласно п. 16 Единых рекомендаций в федеральных государственных учреждениях при разработке показателей и критериев эффективности работы следует учитывать методические рекомендации по разработке органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления показателей эффективности деятельности подведомственных государственных (муниципальных) учреждений, их руководителей и работников по видам учреждений и основным категориям работников, утвержденные приказами Минздрава РФ от 28.06.2013 № 421, Минтруда РФ от 01.07.2013 № 287 и Минкультуры РФ от 28.06.2013 № 920, предусмотренные в письмах Минобразования РФ от 20.06.2013 № АП-1073/02, Минкультуры РФ от 05.08.2014 № 166-01-39/04-НМ, а также необходимость достижения установленных в планах мероприятий по реализации «дорожных карт» значений целевых показателей развития соответствующих отраслей на 2016 год.

Рекомендации по установлению систем оплаты труда руководителей государственных и муниципальных учреждений, их заместителей и главных бухгалтеров приведены в разд. IV Единых рекомендаций.

Правилами п. 25 Единых рекомендаций предусмотрено, что условия оплаты труда руководителей учреждений устанавливаются в трудовом договоре (дополнительном соглашении к нему), оформляемом в соответствии с типовой формой трудового договора с руководителем государственного (муниципального) учреждения, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 12.04.2013 № 329.

Рекомендуется устанавливать предельное соотношение средней заработной платы руководителей учреждений и средней заработной платы работников учреждений, формируемой за счет всех источников финансового обеспечения и рассчитываемой за календарный год.

Предельное соотношение средней заработной платы руководителей и работников учреждения (без учета руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера) рекомендуется определять в кратности от 1 до 8.

Частью 2 ст. 9 ТК РФ предусмотрено, что коллективные договоры, соглашения, трудовые договоры не могут содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Если такие условия включены в коллективный договор, соглашение или трудовой договор, они не подлежат применению.

О контроле за правильностью начисления зарплаты

Кто осуществляет контроль за правильностью начисления заработной платы работникам бюджетной сферы? Согласно п. 5.1 ст. 32 Федерального закона № 7-ФЗ контроль за деятельностью бюджетных учреждений субъекта РФ и муниципальных бюджетных учреждений осуществляется в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, и в порядке, предусмотренном местной администрацией муниципального образования, соответственно.

Кроме того, в силу пп. 5.1.1 п. 5 Положения о Федеральной службе по труду и занятости, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 324 (далее – Положение), Федеральная служба по труду и занятости осуществляет государственный надзор и контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проведения проверок, обследований, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

Читайте так же:  Узнать кадастровую стоимость дома по кадастровому номеру

Федеральная служба по труду и занятости осуществляет деятельность непосредственно и через свои территориальные органы (п. 4 Положения).

Согласно п. 2 Положения о государственном надзоре, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 01.09.2012 № 875, в субъектах РФ государственный надзор в сфере труда осуществляют государственные инспекции труда.

Приказом Минтруда РФ от 30.10.2012 № 354н утвержден Административный регламент исполнения Федеральной службой по труду и занятости государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Учитывая изложенное, при возникновении вопросов, связанных с порядком начисления заработной платы, необходимо обращаться (подавать жалобу) по компетенции к учредителю бюджетного учреждения и (или) в государственную инспекцию труда области в установленном порядке.

Зарплата, премии, иные доходы

Начисление зарплаты в бюджетном учреждении — это трудоемкий процесс, который требует согласования с действующим законодательством. В разделе детально рассматриваются нюансы налогообложения в различных ситуациях и практические советы по учету зарплаты в бюджетных учреждениях. Приводится правильное исчисление средней заработной платы для дальнейшего расчета отпускных и различных компенсаций, государственных пособий. Статьи раздела позволяют изучить расчет зарплаты в бюджетном учреждении, порядок начисления командировочных, отпускных, пособий и компенсаций, а также правила расчета, начисления и выплаты премий и иных доходов.

Шпаргалка по начислению зарплаты, отпускных и больничных

Данная статья представляет собой шпаргалку для бухгалтеров, которым нужно быстро изучить или освежить в памяти ключевые вопросы, связанные с начислением зарплаты, отпускных и больничных. Материал будет обновляться каждый раз после внесения изменений в законодательство, поэтому обращать внимание на дату размещения статьи не нужно — инструкция будет актуальной всегда.

Как часто начислять и выплачивать зарплату

В общем случае заработную плату начисляют по окончании каждого месяца. Величина зарплаты — это сумма, которую человек заработал в данном месяце.

Выплачивать зарплату нужно не реже чем раз в полмесяца (статье 154 ТК РФ). Чтобы выполнить это требование, сумму за месяц необходимо разбить на две части. Первую часть выдать сотрудникам до окончания месяца, то есть авансом. Вторую часть — после окончания месяца, когда будет известна итоговая величина зарплаты.

Сроки выдачи аванса и зарплаты в ТК РФ не установлены, поэтому каждый работодатель вправе утвердить собственные даты. Например, выплачивать аванс 25-го числа каждого месяца, а зарплату — 10-го числа месяца, следующего за отработанным. Главное, чтобы эти даты были зафиксированы внутренним нормативным документом (к примеру, приказом директора) и неукоснительно соблюдались. Если день выплаты аванса или зарплаты приходится на выходной или праздник, то деньги необходимо выдать накануне.

Что касается величины аванса, то она тоже не прописана в законе, и организации задают ее на свое усмотрение. На практике встречается два способа расчета аванса. Первый — взять месячный заработок сотрудника и умножить на 40 процентов (можно на 30 или 50 процентов). Подавляющее большинство работодателей поступают именно так. Второй способ — вычислить точную сумму зарплаты за фактически отработанную первую половину месяца. Такой подход приветствуется чиновниками (письмо Роструда от 08.09.06 № 1557-6), но редко применяется в жизни (подробнее о начислении аванса читайте в статье «Зарплата за первую половину месяца: как рассчитывать аванс и какие суммы из него удерживать»).

[3]

Когда рассчитывать и выплачивать отпускные и пособия по больничным листам

Если в течение месяца сотрудник ушел в отпуск, то бухгалтер обязан выдать отпускные не позднее, чем за три дня до начала отдыха. Это значит, что в отличие от обычной зарплаты, отпускные необходимо рассчитать, не дожидаясь окончания месяца. Времени для этого достаточно, ведь уведомить работника об отпуске нужно не позднее, чем за две недели до начала отдыха, и чаще всего именно в эти сроки оформляют и приказ об отпуске.

С пособием по больничному листу ситуация другая. Рассчитать и выплатить его можно вместе с заработной платой, то есть после завершения месяца, в котором сотрудник принес «закрытый» больничный в бухгалтерию.

Какая кадровая информация нужна бухгалтеру для начисления зарплаты

Чтобы правильно рассчитать зарплату работника за прошедший месяц, бухгалтер должен располагать следующими сведениями:

  • дата, с которой сотрудник приступил к работе (по вновь принятым сотрудникам);
  • система оплаты труда, установленная для сотрудника (в большинстве случаев — повременная или сдельная);
  • величина вознаграждения, установленного для сотрудника (размер оклада, тарифная ставка и проч.);
  • время, фактически отработанное в течение месяца (при повременной системе), либо объем произведенной продукции или оказанных услуг (при сдельной системе);
  • дата, с которой сотрудник прекратил работу (по уволенным сотрудникам).

Эта информация поступает в бухгалтерию из отдела кадров. Как правило, кадровики передают бухгалтерам ксерокопии приказов о приеме и увольнении, приказов на отпуск, трудовых договоров, штатного расписания и табели учета рабочего времени. Если в компании установлена программа для начисления заработной платы, то кадровики заносят в нее данные, а бухгалтерия на их основании производит расчеты.

Как рассчитать зарплату при окладной системе оплаты труда

Окладная система — это разновидность повременной системы оплаты труда. Она подразумевает, что в случае полностью отработанного месяца работник получает фиксированную сумму денег, то есть оклад. На таких условиях трудятся, как правило, офисные работники: руководители, администраторы, бухгалтеры и проч.

Если месяц отработан не полностью, то работнику выплачивают часть оклада, пропорциональную фактически отработанному времени.

Оклад сотрудника составляет 45 000 руб. Ноябрь отработан не полностью: с 12 по 18 ноября сотрудник уходил в отпуск, с 27 по 30 ноября брал больничный.
Бухгалтер посмотрел, что по табелю учета рабочего времени сотрудник находился на службе 12 рабочих дней. Всего в ноябре 21 рабочий день. Таким образом, зарплата работника за ноябрь, не считая отпускных и пособия по болезни, составляет 25 714 руб.(45 000 руб.: 21дн. х 12 дн.).

Как рассчитать зарплату при тарифной системе оплаты труда

Тарифная система также относится к повременной системе оплаты труда.
Суть ее в том, чтобы оплачивать работнику количество фактически отработанных единиц времени (часов или дней), исходя из часового или дневного тарифа.

Чаще всего тарифная система используется при сменном графике работы. В этом случае нужно помнить, что согласно статье 154 ТК РФ за труд в ночное время, то есть с 22.00 до 6.00, полагается доплата минимум 20 процентов.

Для работника установлена тарифная ставка 300 рублей в час. В ноябре сотрудник отработал 7 смен по 24 часа. Итого фактически отработанное время составило 168 часов (7 смен х 24 часа), работа в ночное время — 56 часов.

Бухгалтер рассчитал зарплату за ноябрь. Она равна 53 760 руб.((168 часов х 300 руб.) + (56 часов х 300 руб. х 20%)).

Читайте так же:  Удержание имущества арендатора арендодателем при задолженности

Кроме того, нужно помнить, что если смена пришлась на праздничный день (23 февраля, 1 мая и проч.), то оплату следует производить как минимум в двойном размере (ст. 153 ТК РФ).

Добавим, что при сменном графике работы часто применяют суммированный учет рабочего времени. Подробно о нем мы писали в статье «Суммированный учет рабочего времени: общие правила и отдельные тонкости».

Как рассчитать отпускные

При определении суммы отпускных и компенсации за неиспользованный отпуск прежде всего необходимо вычислить среднедневную сумму заработка. Ее формула зависит от того, полностью ли отработан расчетный период, то есть 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу начала отпуска.

Если расчетный период отработан полностью, то среднедневной заработок равен зарплате, начисленной в течение расчетного периода, разделенной на 12 месяцев и на среднемесячное число календарных дней (оно равно 29,3).

Если расчетный период отработан не полностью, то зарплату, начисленную в течение расчетного периода, нужно разделить на некое число. Чтобы его найти, нужно количество полностью отработанных месяцев умножить на 29,3 и прибавить число календарных дней в не полностью отработанных месяцах.

Вычислив среднедневной заработок, умножаем его на количество календарных дней отпуска. В итоге получится сумма отпускных (или компенсации за неиспользованный отпуск), которая выдается на руки сотруднику.

Как рассчитать пособие по больничному листу

Здесь также нужно вычислить среднедневной заработок, однако алгоритм для его расчета будет иным, нежели в случае с отпускными.

Сначала следует посчитать так называемый средний заработок. В общем случае его определяют за два календарных года, предшествующих году начала болезни. Так, если больничный выписан в 2019 году, то средний заработок считаем за 2018 и 2017 годы. В средний заработок входят все выплаты в пользу работника, на которые начислялись страховые взносы. В частности, отпускные и квартальные премии попадают в средний заработок, а больничные и декретные — не попадают.

Затем нужно вычислить средний дневной заработок. Для этого взять средний заработок и разделить на 730. Полученную сумму умножить на процент, соответствующий страховому стажу. Если стаж 8 и более лет — на 100 процентов. Если стаж от 5 до 8 лет — на 80 процентов. Если стаж менее 5 лет — на 60 процентов. В итоге мы получим размер дневного пособия по временной нетрудоспособности. Его следует умножить на количество календарных дней болезни. Результатом этого умножения и будет итоговая величина пособия.

Для пособий по беременности и родам предусмотрены свои особенности. Средний заработок считаем так, как описано выше, а вот средний дневной заработок — по-другому. Разница в том, что средний заработок мы делим не на 730 дней, а на количество календарных дней в двух предыдущих годах за минусом дней, когда женщина была на больничном, в декретном отпуске, в отпуске по уходу за ребенком; а также дополнительных оплачиваемых выходных по уходу за детьми-инвалидами и дней, когда женщину освобождали от работы по законам РФ с полным или частичным сохранением зарплаты. Полученную сумму всегда умножаем на 100 процентов вне зависимости от страхового стажа.

Как начислить и удержать налог на доходы физических лиц

Компании и предприниматели, выплачивающие зарплату своим сотрудникам, являются по отношению к ним налоговыми агентами. Это значит, что бухгалтер должен начислить НДФЛ на сумму зарплаты, удержать его из доходов сотрудника и перечислить в бюджет.

Налог начисляется не только на саму зарплату, но и на отпускные и на пособия по больничным листам (исключение составляют декретные пособия, которые освобождены от НДФЛ). К тому же под налог подпадают выплаты в натуральной форме: обеды, участие в корпоративных мероприятиях и проч. Ставка налога на доходы физлиц в данном случае составляет 13 процентов. Обратите внимание: величина удержанного НДФЛ не должна превышать 50 процентов от суммы выплаты сотруднику.

В январе сотрудник получил от своего работодателя доход в сумме 35 000 руб. Бухгалтерия рассчитала, что налог с зарплаты сотрудника равен 4 550 руб. (35 000 руб. х 13 %) (для упрощения мы рассмотрели ситуацию, когда работнику не предоставляются налоговые вычеты). Эту сумму бухгалтер перечислил в бюджет, а работник получил на руки 30 450 руб. (35 000 — 4 550). Таким образом, размер удержанного налога не превысил 50-ти процентный лимит.

Бухгалтерия обязана вести учет доходов и удержанного налога по каждому физическому лицу в специально разработанных налоговых регистрах (см. «Налоговые регистры: инструкция по применению»). Кроме того, бухгалтеры должны по требованию физических лиц выдавать им справки о доходах по утвержденной форме.

Налог, удержанный из зарплаты, нужно перечислить в бюджет не позднее дня, следующего за днем выплаты дохода.

Исключение предусмотрено только для отпускных и больничных (в том числе по уходу за ребенком)— НДФЛ нужно перечислить в бюджет не позднее последнего дня месяца, в котором они выплачены.

Также работодатель обязан представить в налоговую инспекцию сведения о доходах, выплаченных в предшествующем году. Для этого нужно не позднее 1 апреля заполнить и сдать в инспекцию справки по форме 2-НДФЛ, а также реестр, куда собраны данные по всем справкам. Кроме того, в 2016 году введена ежеквартальная отчетность по налогу на доходы физических лиц по форме 6-НДФЛ .

Какие документы оформить при выдаче зарплаты

Статья 136 Трудового кодекса обязывает работодателей письменно извещать каждого работника обо всех начислениях и удержаниях, а также об итоговой сумме зарплаты, которую сотрудник получит на руки. Чтобы выполнить это требование, компании и предприниматели составляют и выдают работникам так называемые расчетные листки.

Форма такого листка не установлена, поэтому каждый работодатель разрабатывает ее самостоятельно. Главное, чтобы в бланке были поля для всей необходимой информации.

Видео (кликните для воспроизведения).

Помимо этого следует заполнить либо расчетно-платежную ведомость по форме № Т-49, либо две другие ведомости: расчетную по форме № Т-51 и платежную по форме № Т-53 (утверждены постановлением Госкомстата России от 05.01.04 № 1). В случае, когда зарплата перечисляется на карточки, нужна только расчетная ведомость.

Источники


  1. Прессман, Л.П. Кабинет литературы / Л.П. Прессман. — М.: Просвещение; Издание 2-е, доп., 2014. — 144 c.

  2. Кудрявцев И. А., Ратинова Н. А. Криминальная агрессия; Издательство МГУ — Москва, 2013. — 192 c.

  3. Брауде Илья Записки адвоката; Советская Россия — М., 2010. — 224 c.
  4. Ивин, А.А. Логика для юристов; М.: Гардарики, 2011. — 288 c.
  5. Бредихин, А. Л. Правоведение. Учебное пособие / А.Л. Бредихин. — М.: Феникс, 2015. — 256 c.
Порядок начисления заработной платы в бюджетных учреждениях
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here