Поручение судебного пристава исполнителя в исполнительном производстве

Полезная информация на тему: "Поручение судебного пристава исполнителя в исполнительном производстве", собранная из сети и предоставленная в удобном для чтения виде. По всем вопросам - обращайтесь к дежурному юристу.

Статья 33. Место совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения

Статья 33. Место совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения

См. Энциклопедии и другие комментарии к статье 33 настоящего Федерального закона

1. Если должником является гражданин, то исполнительные действия совершаются и меры принудительного исполнения применяются судебным приставом-исполнителем по его месту жительства, месту пребывания или местонахождению его имущества.

2. Если должником является организация, то исполнительные действия совершаются и меры принудительного исполнения применяются по ее юридическому адресу, местонахождению ее имущества или по юридическому адресу ее представительства или филиала.

3. Требования, содержащиеся в исполнительных документах, обязывающих должника совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий), исполняются по месту совершения этих действий.

4. В случае отсутствия сведений о местонахождении должника, его имущества, местонахождении ребенка исполнительные действия совершаются и меры принудительного исполнения применяются судебным приставом-исполнителем по последнему известному месту жительства или месту пребывания должника или по месту жительства взыскателя до установления местонахождения должника, его имущества.

5. После установления местонахождения должника, его имущества судебный пристав-исполнитель:

1) продолжает исполнительное производство, если должник, имущество должника находятся на территории, на которую распространяются его полномочия, или имеются обстоятельства, предусмотренные частью 6 настоящей статьи;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 декабря 2011 г. N 389-ФЗ пункт 2 части 5 статьи 33 изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2012 г.

2) передает исполнительное производство на исполнение в другое подразделение судебных приставов в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частями 7 — 7.2 настоящей статьи.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 441-ФЗ в часть 6 статьи 33 внесены изменения

6. При необходимости совершения отдельных исполнительных действий и (или) применения отдельных мер принудительного исполнения на территории, на которую не распространяются полномочия судебного пристава-исполнителя, он вправе поручить соответствующему судебному приставу-исполнителю совершить исполнительные действия и (или) применить меры принудительного исполнения. Поручение оформляется постановлением судебного пристава-исполнителя в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона. Поручение направляется в соответствующее подразделение судебных приставов в письменной форме с одновременным (по возможности) направлением посредством сети «Интернет» не позднее дня, следующего за днем вынесения постановления. На время исполнения поручения исполнительное производство может быть приостановлено, за исключением случаев, если для исполнения поручения необходимо применение мер принудительного исполнения.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 декабря 2011 г. N 389-ФЗ часть 7 статьи 33 изложена в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2012 г.

7. Если в процессе исполнения исполнительного документа изменились место жительства должника, место его пребывания и выяснилось, что на территории, на которую распространяются полномочия судебного пристава-исполнителя, отсутствует имущество должника, на которое может быть обращено взыскание, судебный пристав-исполнитель составляет акт и выносит постановление о передаче исполнительного производства в другое подразделение судебных приставов.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 декабря 2011 г. N 389-ФЗ статья 33 дополнена частью 7.1, вступающей в силу с 1 января 2012 г.

7.1. Постановление о передаче исполнительного производства в другое подразделение судебных приставов утверждается:

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 1 мая 2016 г. N 135-ФЗ в пункт 1 части 7.1 статьи 33 внесены изменения

1) старшим судебным приставом или его заместителем, в подчинении которого находится судебный пристав-исполнитель, — при передаче исполнительного производства в подразделение судебных приставов одного территориального органа Федеральной службы судебных приставов;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 30 декабря 2015 г. N 425-ФЗ в пункт 2 части 7.1 статьи 33 внесены изменения

2) главным судебным приставом субъекта (главным судебным приставом субъектов) Российской Федерации или его заместителем, в подчинении которого находится судебный пристав-исполнитель, — при передаче исполнительного производства в подразделение судебных приставов другого территориального органа Федеральной службы судебных приставов.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 декабря 2011 г. N 389-ФЗ статья 33 дополнена частью 7.2, вступающей в силу с 1 января 2012 г.

7.2. Постановление о передаче исполнительного производства в другое подразделение судебных приставов, подлинники исполнительного документа и материалов исполнительного производства передаются в другое подразделение судебных приставов не позднее дня, следующего за днем его вынесения. Копии постановления о передаче исполнительного производства, исполнительного документа и материалов исполнительного производства остаются в подразделении судебных приставов, в котором ранее исполнялся исполнительный документ.

8. Утратила силу с 1 января 2012 г.

Информация об изменениях:

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 30 декабря 2015 г. N 425-ФЗ в часть 9 статьи 33 внесены изменения

9. Главный судебный пристав Российской Федерации или главный судебный пристав субъекта (главный судебный пристав субъектов) Российской Федерации в целях более полного и правильного осуществления исполнительного производства вправе передать исполнительное производство из одного подразделения судебных приставов в другое (в том числе на стадии возбуждения исполнительного производства), о чем выносится соответствующее постановление. Постановление главного судебного пристава Российской Федерации или главного судебного пристава субъекта (главного судебного пристава субъектов) Российской Федерации о передаче исполнительного производства из одного подразделения судебных приставов в другое не позднее дня, следующего за днем его вынесения, направляется соответствующим главным судебным приставам субъектов Российской Федерации и старшим судебным приставам. Главный судебный пристав субъекта (главный судебный пристав субъектов) Российской Федерации, старший судебный пристав, получив указанное постановление, не позднее дня, следующего за днем его получения, организуют передачу исполнительного производства в другое подразделение судебных приставов в порядке, предусмотренном частями 7 — 7.2 настоящей статьи.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 30 декабря 2015 г. N 425-ФЗ в часть 10 статьи 33 внесены изменения

10. По исполнительному производству, переданному по решению главного судебного пристава Российской Федерации или главного судебного пристава субъекта (главного судебного пристава субъектов) Российской Федерации из одного подразделения судебных приставов в другое, судебный пристав-исполнитель вправе совершать исполнительные действия и применять меры принудительного исполнения на территории, на которую не распространяются его полномочия. При совершении судебным приставом-исполнителем исполнительных действий и применении мер принудительного исполнения на территории, на которую не распространяются его полномочия, на данной территории главный судебный пристав субъекта (главный судебный пристав субъектов) Российской Федерации, старший судебный пристав обязаны оказывать содействие судебному приставу-исполнителю в исполнении исполнительного документа.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 декабря 2011 г. N 389-ФЗ часть 11 статьи 33 изложена в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2012 г.

11. При вынесении постановления о передаче исполнительного производства из одного подразделения судебных приставов в другое по основаниям, установленным настоящей статьей, отмена розыска должника, его имущества, розыска ребенка, а также установленных для должника ограничений не производится. Полномочия по отмене розыска, а также по изменению и отмене ограничений переходят к судебному приставу-исполнителю, которому передано исполнительное производство.

Читайте так же:  Дарственная на дом

К вопросу о кооперации взыскателя и судебного пристава-исполнителя: возможности и перспективы (Кудрявцева А.В., Подгорный А.А.)

Дата размещения статьи: 25.01.2018

По этой причине особенно актуальными представляются вопросы повышения эффективности исполнения судебных актов при помощи механизмов кооперации пристава и взыскателя — лиц, непосредственно заинтересованных в исполнении требований исполнительного документа. В частности, эти вопросы приобретают особую значимость в связи со сформулированной в начале этого года Верховным Судом РФ доктриной «сверхдобросовестности» взыскателя, согласно которой необходимым условием для взыскания убытков, причиненных в результате действия (бездействия) государственных органов, является такое поведение взыскателя, которое свидетельствует о приложении им максимальных профессиональных усилий для своей защиты на основе гарантированных законом материально-правовых и процессуальных механизмов .
———————————
Определение ВС РФ от 15.02.2017 N 305-ЭС16-14064 по делу N А40-119490/2015, принятое в продолжение правовой позиции, выраженной в Постановлении ЕСПЧ от 20.09.2011 по делу «ОАО «Нефтяная компания, ЮКОС» против Российской Федерации» (жалоба N 14902/04).

Взаимодействие пристава и взыскателя в рамках выполнения поручений пристава

Анализ Закона об исполнительном производстве позволяет выделить всего три случая, когда пристав вправе давать поручения физическим и юридическим лицам по исполнению требований, содержащихся в исполнительных документах. Такими случаями, как указывает К.А. Малюшин, являются:
1) поручение любому лицу (с его согласия) доставки лицам, участвующим в исполнительном производстве, повестки о вызове к судебному приставу-исполнителю или о возможных исполнительных действиях (ч. 1 ст. 24 Закона об исполнительном производстве);
2) поручение банку продать принадлежащую должнику иностранную валюту в размере задолженности и перечислить полученные от продажи денежные средства в рублях на депозитный счет подразделения судебных приставов (ч. 3 ст. 71 Закона об исполнительном производстве);
3) поручение лицу, осуществляющему учет прав на бездокументарные ценные бумаги, о списании конфискованных ценных бумаг со счета должника и о зачислении их на счет государственного органа или организации в соответствии с их компетенцией (ч. 8 ст. 104 Закона об исполнительном производстве) .
———————————
См.: Комментарий к Федеральному закону «Об исполнительном производстве» (постатейный) / Под ред. В.В. Яркова. М., 2014 (см. комментарий к ст. 64 Закона об исполнительном производстве).

На наш взгляд, сюда также следует отнести (4) поручение должнику — бюджетному или автономному учреждению направить в Федеральное казначейство платежное поручение о перечислении взыскателю поступивших на лицевой счет такого учреждения денежных средств . Изучение приведенных случаев показывает, что непосредственно на исполнение требований исполнительного документа (с некоторыми оговорками) направлены только последние три. Что же касается поручения пристава о доставке повестки, то оно не укладывается в рамки поручений, направленных на исполнение требований исполнительного документа, а только опосредованно обеспечивает выполнение декларируемой законом цели.
———————————
См.: п. 8 Порядка взаимодействия Федеральной службы судебных приставов и Федерального казначейства по вопросам организации исполнения исполнительных документов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетных и автономных учреждений (утв. Приказом от 30.09.2013 ФССП России N 308, Казначейства России N 218).

Изложенное открывает широкие перспективы для сотрудничества пристава и взыскателя в рамках исполнительного производства посредством использования института поручений, в частности для передачи документов, предоставления технических средств и проч.

Передача документов

Закон об исполнительном производстве ориентирует приставов на постепенный переход к электронному документообороту. Так, в начале 2014 г. приставы получили право выносить постановления в форме электронного документа, подписанного усиленной электронной подписью (ч. 2.1 ст. 14 Закона об исполнительном производстве) . С 15 июля 2016 г. Служба получила доступ к государственным информационным системам (ч. 4 ст. 5 Закона об исполнительном производстве) .
———————————
См.: Федеральный закон от 12.03.2014 N 34-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О судебных приставах» и Федеральный закон «Об исполнительном производстве».
См.: Федеральный закон от 03.07.2016 N 274-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об исполнительном производстве».

Однако нужно признать, что внедрение систем электронного документооборота и перевод государственных реестров в электронную форму до настоящего времени носят фрагментарный характер. Отдельные кластеры единой системы межведомственного электронного взаимодействия успешно функционируют только в критически важных областях экономики — на базе Федеральной налоговой службы, Судебного департамента при Верховном Суде РФ, Росреестра и Банка России.
Чтение текста Закона об исполнительном производстве вовсе приводит к неутешительному выводу: в электронной форме пристав вправе направить только лишь постановление о наложении (снятии) ареста на недвижимое имущество должника (ч. 8 ст. 80 Закона). Во всех иных случаях постановления пристава направляются по почте или передаются нарочно.

Создание электронных баз данных

С середины 2012 г. в ФССП создан электронный банк данных исполнительных производств на базе собственной АИС ФССП . Электронная система позволяет вести учет арестованного имущества, поступивших от должников денежных средств, входящей и исходящей корреспонденции, а также статистической отчетности. Все сопровождающие исполнение судебных актов документы категоризируются по номеру исполнительного производства. Вместе с тем принцип категоризации системы не учитывает особенностей исполнения судебных актов, взыскателями по которым являются кредитные и страховые организации — «серийные взыскатели».
———————————
См.: Порядок создания и ведения банка данных в исполнительном производстве ФССП в электронном виде (утв. Приказом ФССП России от 12.05.2012 N 248).

По этой причине указанные лица, как правило, представляют в ФССП подготовленные своими силами базы данных, содержащие систематизированные сведения о должниках, принадлежащем им имуществе и о результатах, которые принесли собственные мероприятия, направленные на взыскание. Профессиональное сообщество отмечает высокую эффективность такого метода взаимодействия, добавляя, что базы данных желательно передавать в общераспространенных электронных форматах .
———————————
См.: Шарон А.А. Банки и приставы. Вопросы эффективного взаимодействия // Юридическая работа в кредитной организации. 2013. N 4.

[2]

Предоставление технических средств для сопровождения исполнительного производства

Зачастую необходимость совершения тех или иных исполнительных действий за пределами места нахождения отдела ФССП существенно затягивает процесс взыскания, так как требует от пристава значительных временных затрат на выезд. Также остро стоит вопрос о хранении арестованного движимого имущества: после принятия постановления об аресте большая часть такого имущества передается на хранение должнику, что, естественно, самым негативным образом сказывается на его сохранности и, как следствие, на возможности последующей реализации на торгах.

В целях минимизации приведенных рисков взыскатель не ограничен в праве оказать техническую помощь приставу. Такая помощь может выражаться в предоставлении транспортного средства для выезда на исполнительные действия и помещений для хранения арестованного имущества, содействии в осмотре помещения должника и описи его имущества.

Взаимодействие пристава и взыскателя в рамках объяснений стороны исполнительного производства

Результативность исполнительного производства во многом зависит от правильного выбора приставом мер принудительного исполнения судебных актов. Каждое исполнительное производство имеет свои особенности, определяемые личностью должника, составом его имущества и предпринимаемых им действий, направленных на уклонение от исполнения. Поэтому даже в крупных подразделениях Службы приставы не имеют четко выраженной специализации.
В связи с этим взыскатель вынужден принять на себя обязанность по максимальному информированию пристава о наиболее перспективных мерах, направленных на исполнение требований исполнительного документа. Правовой основой для такого взаимодействия в рассматриваемом случае выступает ч. 1 ст. 50 Закона об исполнительном производстве, согласно которой стороны исполнительного производства вправе давать свои объяснения по всем вопросам, возникающим в ходе исполнительного производства.

Читайте так же:  Признаками открытого публичного акционерного общества не являются

Розыск имущества должника

Приставы хорошо знакомы с общераспространенными инструментами поиска имущества должника — денежных средств на счетах в банках, долей участия в обществах с ограниченной ответственностью, недвижимого имущества и транспортных средств. Вместе с тем розыск иного имущества порой представляет определенные трудности.
В подобных случаях взыскатель вправе предпринять собственные меры по розыску принадлежащего должнику имущества, в частности предоставить приставу данные отраслевых реестров (к примеру, реестров лекарственных средств или воздушных и речных судов) или обозначить приоритетные направления поиска (дебиторская задолженность, участие должника в акционерных обществах, паевых инвестиционных фондах и пр.).

Содействие в обращении взыскания на отдельные виды имущества должника

Закон об исполнительном производстве допускает обращение взыскания на любое имущество должника, имеющее денежный эквивалент. Инструментом взыскания являются торги, в результате которых имущество либо продается на открытом рынке, либо передается в собственность взыскателя.

ФССП имеет наработанный инструментарий оценки и реализации ординарного имущества должника, однако испытывает значительные трудности при обращении взыскания на нетипичные объекты, в первую очередь объекты интеллектуальной собственности и специальные машины, станки, оборудование. Специфика этих объектов заключается в сравнительно небольшом круге потенциальных покупателей и сложностях в определении стоимости.

В рамках кооперации с приставом взыскатель вправе оказать содействие в оценке реализуемого с торгов имущества и поиске потенциальных покупателей. В последнем случае особую актуальность приобретает информационное сопровождение торгов по продаже исключительных активов — предметов роскоши, специальной техники или имущества, ограниченного в обороте.

Выводы

Вышеизложенное дает основания полагать, что взыскатель и пристав имеют некоторый, хотя и очень ограниченный, набор форм кооперации. Так, взаимодействие судебного пристава-исполнителя и взыскателя может быть легализовано институтом поручений (передача документов, принятие на хранение и пр.), объяснений стороны исполнительного производства (поиск имущества, формирование правовых позиций, систематизация данных), а также в рамках информационного сопровождения отдельных процедур исполнительного производства.
Отказ от взаимовыгодного сотрудничества и заведомое противопоставление участников исполнительного производства в формате «чиновник — проситель» не только вредят вопросам своевременного и эффективного исполнения судебного акта по конкретному спору, но и снижают общий уровень доверия к ФССП. Это, в свою очередь, приводит к появлению альтернативных институтов принудительного исполнения судебных актов: от действующих в рамках правового поля коллекторских агентств до организованных преступных группировок.

Настольная книга судебного пристава-исполнителя

Место совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения

Взыскатель подает исполнительный документ и заявление по месту совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения. Так, если должником является гражданин (физическое лицо), то исполнительный документ и заявление подаются по месту его жительства, месту пребывания, месту нахождения его имущества; если должником является организация (юридическое лицо), то исполнительный документ и заявление подаются по юридическому адресу такой организации, месту нахождения ее имущества или по юридическому адресу ее представительства или филиала, структурного подразделения.

Требования, содержащиеся в исполнительных документах, обязывающих должника совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий), исполняются по месту совершения этих действий. В данном случае место совершения исполнительных действий определено в зависимости от категории исполнительного производства — обязывание должника совершить определенные действия.

Взыскатель может не располагать информацией о местонахождении должника, его имущества, местонахождении ребенка. В этом случае Закон об исполнительном производстве предусматривает совершение исполнительных действий и мер принудительного исполнения судебным приставом-исполнителем по последнему известному месту жительства или месту пребывания должника или по месту жительства взыскателя до установления местонахождения должника, его имущества (ч. 4 ст. 33). Кроме того, если взыскателю неизвестно, в каком подразделении судебных приставов должно быть возбуждено исполнительное производство, то он вправе направить исполнительный документ и заявление в территориальный орган ФССП России (главному судебному приставу субъекта РФ) по месту совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, определяемому в соответствии с общими правилами. изложенными в ст. 33 Закона об исполнительном производстве. Главный судебный пристав субъекта РФ направляет указанные документы в соответствующее подразделение судебных приставов в пятидневный срок со дня их получения, а если исполнительный документ подлежит немедленному исполнению — в день его получения.

После установления местонахождения должника или его имущества судебный пристав-исполнитель принимает одно из двух решений:

  1. либо продолжает исполнительное производство, если должник или его имущество находятся на территории, на которую не распространяются полномочия судебного пристава-исполнителя, путем применения института поручения;
  2. либо передает исполнительное производство на исполнение в другое структурное подразделение судебных приставов.

Если должник или его имущество находятся на территории, на которую не распространяются полномочия судебного пристава-исполнителя, и при этом появилась необходимость «совершении отдельных исполнительных действий и (или) применении отдельных мер принудительного исполнения на территории, на которую не распространяются полномочия судебного пристава-исполнителя, в соответствии с ч. 6 ст. 33 Закона об исполнительном производстве судебный пристав-исполнитель выносит постановление о даче поручения по совершению отельных исполнительных действий и (или) применению отельных мер принудительного исполнения.

Поручение выносится в форме постановления и должно соответствовать реквизитам, установленным в ст. 14 Закона об исполнительном производстве. Не позднее дня, следующего за днем его вынесения, поручение направляется «соответствующее подразделение судебных приставов на бумажном носителе и в форме электронного документа (по возможности) с электронной подписью соответствующею должностного лица либо посредством факсимильной связи.

Структурное подразделение, получившее постановление, исполняет поручение без возбуждения по нему отдельного исполнительного производства. Поручение подлежит исполнению в течение 15 дней со дня поступления его в подразделение судебных приставов, если в поручении не установлен иной срок его исполнения. Исключение составляют поручения судебного пристава-исполнителя о розыске должника, его имущества или розыске ребенка, которые подлежат немедленному исполнению.

Взысканные в ходе исполнения поручения денежные средства следует перечислять на счет по учету денежных средств, находящихся во временном распоряжении подразделения судебных приставов, вынесшего постановление, для дальнейшего их распределения. Документы, подтверждающие понесенные в ходе исполнения поручения расходы, необходимо направлять в подразделение судебных приставов, вынесшее постановление, для их взыскания.

Материалы по исполнению поручения также следует направлять в подразделение судебных приставов, вынесшее поручение. Одновременно о результатах исполнения поручения рекомендуется уведомлять судебного пристава-исполнителя, вынесшего поручение посредством электронной или факсимильной связи.

Копии материалов должны оставаться в подразделении судебных приставов, исполнившем поручение.

Исполнительное производство подлежит передаче в другое подразделение судебных приставов при наличии одновременно двух условий:

  1. изменения местожительства должника или места его пребывания;
  2. установления факта отсутствия имущества должника на территории, на которую распространяются полномочия судебного пристава-исполнителя.

[3]

Видео (кликните для воспроизведения).
Читайте так же:  Земли сельскохозяйственного назначения, использование и ограничения

В этом случае судебному приставу-исполнителю необходимо также вынести постановление в порядке ст. 14 Закона об исполнительном производстве. Это постановление подлежит утверждению старшим судебным приставом или его заместителем — при передаче исполнительного производства в подразделение судебных приставов в пределах территории субъекта Российской Федерации либо главным судебным приставом субъекта Российской Федерации или его заместителем, в подчинении которого находится судебный пристав-исполнитель, — при передаче исполнительного производства в подразделение судебных приставов другого территориального органа ФССП России.

Материалы исполнительного производства, в том числе подлинники исполнительного документа, постановление о передаче исполнительного производства в другое подразделение, не позднее дня, следующего заднем его вынесения, следует предать (направить) в другое подразделение судебных приставов, оставив копии указанных документов в подразделении судебных приставов, в котором ранее исполнялся исполнительный документ.

В целях соблюдения прав сторон исполнительного производства судебному приставу-исполнителю, принявшему к исполнению переданное исполнительное производство, следует вынести соответствующее постановление, проинформировав об этом должника и взыскателя. О принятии исполнительного производства к исполнению следует также уведомить суд, орган или должностное лицо, выдавшее исполнительный документ, и подразделение судебных приставов, вынесшее постановление о передаче исполнительного производства в другое подразделение судебных приставов. судебному приставу, осуществляющему розыск (если ранее был объявлен розыск должника, его имущества или розыск ребенка), иные органы и организации.

Помимо условий, предусматривающих возможность передачи исполнительного производства в другое подразделение, приведенные в ч. 7 ст. 33, Закон об исполнительном производстве предоставляет право главному судебному приставу РФ и главному судебному приставу субъекта РФ в целях более полного и правильного осуществления исполнительного производства передавать исполнительное производство из одного подразделения судебных приставов в другое. Такое решение главного судебного пристава РФ и главного судебного пристава субъекта РФ оформляется в виде постановления о передаче исполнительного производства из одного подразделения судебных приставов в другое и не позднее дня, следующего заднем его вынесения, направляется соответствующим главным судебным приставам субъектов РФ и старшим судебным приставам.

При передаче исполнительного производства розыскное дело не передается. При этом розыскное дело, а также установленные ранее ограничения в отношении должника и его имущества могут быть отменены или изменены только судебным приставом-исполнителем, которому передано исполнительное производство.

Статья 33. Место совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения

Статья 33. Место совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения

1. Если должником является гражданин, то исполнительные действия совершаются и меры принудительного исполнения применяются судебным приставом-исполнителем по его месту жительства, месту пребывания или местонахождению его имущества.

2. Если должником является организация, то исполнительные действия совершаются и меры принудительного исполнения применяются по ее юридическому адресу, местонахождению ее имущества или по юридическому адресу ее представительства или филиала.

3. Требования, содержащиеся в исполнительных документах, обязывающих должника совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий), исполняются по месту совершения этих действий.

4. В случае отсутствия сведений о местонахождении должника, его имущества, местонахождении ребенка исполнительные действия совершаются и меры принудительного исполнения применяются судебным приставом-исполнителем по последнему известному месту жительства или месту пребывания должника или по месту жительства взыскателя до установления местонахождения должника, его имущества.

5. После установления местонахождения должника, его имущества судебный пристав-исполнитель:

1) продолжает исполнительное производство, если должник, имущество должника находятся на территории, на которую распространяются его полномочия, или имеются обстоятельства, предусмотренные частью 6 настоящей статьи;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 декабря 2011 г. N 389-ФЗ пункт 2 части 5 статьи 33 изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2012 г.

2) передает исполнительное производство на исполнение в другое подразделение судебных приставов в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частями 7 — 7.2 настоящей статьи.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 декабря 2011 г. N 389-ФЗ в часть 6 статьи 33 внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2012 г.

6. При необходимости совершения отдельных исполнительных действий и (или) применения отдельных мер принудительного исполнения на территории, на которую не распространяются полномочия судебного пристава-исполнителя, он вправе поручить соответствующему судебному приставу-исполнителю совершить исполнительные действия и (или) применить меры принудительного исполнения. Поручение оформляется постановлением судебного пристава-исполнителя в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона. Поручение направляется в соответствующее подразделение судебных приставов в письменной форме с одновременным (по возможности) направлением посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее — сеть «Интернет») не позднее дня, следующего за днем вынесения постановления. На время исполнения поручения исполнительное производство может быть приостановлено, за исключением случаев, если для исполнения поручения необходимо применение мер принудительного исполнения.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 декабря 2011 г. N 389-ФЗ часть 7 статьи 33 изложена в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2012 г.

7. Если в процессе исполнения исполнительного документа изменились место жительства должника, место его пребывания и выяснилось, что на территории, на которую распространяются полномочия судебного пристава-исполнителя, отсутствует имущество должника, на которое может быть обращено взыскание, судебный пристав-исполнитель составляет акт и выносит постановление о передаче исполнительного производства в другое подразделение судебных приставов.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 декабря 2011 г. N 389-ФЗ статья 33 дополнена частью 7.1, вступающей в силу с 1 января 2012 г.

7.1. Постановление о передаче исполнительного производства в другое подразделение судебных приставов утверждается:

[1]

1) старшим судебным приставом или его заместителем, в подчинении которого находится судебный пристав-исполнитель, — при передаче исполнительного производства в подразделение судебных приставов в пределах территории субъекта Российской Федерации;

2) главным судебным приставом субъекта Российской Федерации или его заместителем, в подчинении которого находится судебный пристав-исполнитель, — при передаче исполнительного производства в подразделение судебных приставов другого территориального органа Федеральной службы судебных приставов.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 декабря 2011 г. N 389-ФЗ статья 33 дополнена частью 7.2, вступающей в силу с 1 января 2012 г.

7.2. Постановление о передаче исполнительного производства в другое подразделение судебных приставов, подлинники исполнительного документа и материалов исполнительного производства передаются в другое подразделение судебных приставов не позднее дня, следующего за днем его вынесения. Копии постановления о передаче исполнительного производства, исполнительного документа и материалов исполнительного производства остаются в подразделении судебных приставов, в котором ранее исполнялся исполнительный документ.

8. Утратила силу с 1 января 2012 г.

Информация об изменениях:

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 декабря 2011 г. N 389-ФЗ часть 9 статьи 33 изложена в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2012 г.

9. Главный судебный пристав Российской Федерации или главный судебный пристав субъекта Российской Федерации в целях более полного и правильного осуществления исполнительного производства вправе передать исполнительное производство из одного подразделения судебных приставов в другое (в том числе на стадии возбуждения исполнительного производства), о чем выносится соответствующее постановление. Постановление главного судебного пристава Российской Федерации или главного судебного пристава субъекта Российской Федерации о передаче исполнительного производства из одного подразделения судебных приставов в другое не позднее дня, следующего за днем его вынесения, направляется соответствующим главным судебным приставам субъектов Российской Федерации и старшим судебным приставам. Главный судебный пристав субъекта Российской Федерации, старший судебный пристав, получив указанное постановление, не позднее дня, следующего за днем его получения, организуют передачу исполнительного производства в другое подразделение судебных приставов в порядке, предусмотренном частями 7 — 7.2 настоящей статьи.

Читайте так же:  Ходатайство об отстранении конкурсного управляющего образец

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 декабря 2011 г. N 389-ФЗ часть 10 статьи 33 изложена в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2012 г.

10. По исполнительному производству, переданному по решению главного судебного пристава Российской Федерации или главного судебного пристава субъекта Российской Федерации из одного подразделения судебных приставов в другое, судебный пристав-исполнитель вправе совершать исполнительные действия и применять меры принудительного исполнения на территории, на которую не распространяются его полномочия. При совершении судебным приставом-исполнителем исполнительных действий и применении мер принудительного исполнения на территории, на которую не распространяются его полномочия, на данной территории главный судебный пристав субъекта Российской Федерации, старший судебный пристав обязаны оказывать содействие судебному приставу-исполнителю в исполнении исполнительного документа.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 декабря 2011 г. N 389-ФЗ часть 11 статьи 33 изложена в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2012 г.

11. При вынесении постановления о передаче исполнительного производства из одного подразделения судебных приставов в другое по основаниям, установленным настоящей статьей, отмена розыска должника, его имущества, розыска ребенка, а также установленных для должника ограничений не производится. Полномочия по отмене розыска, а также по изменению и отмене ограничений переходят к судебному приставу-исполнителю, которому передано исполнительное производство.

12. Утратила силу с 1 января 2012 г.

Информация об изменениях:

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 декабря 2011 г. N 389-ФЗ статья 33 дополнена частью 12.1, вступающей в силу с 1 января 2012 г.

12.1. Копия постановления о передаче исполнительного производства в другое подразделение службы судебных приставов не позднее дня, следующего за днем его вынесения, направляется взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 декабря 2011 г. N 389-ФЗ часть 13 статьи 33 изложена в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2012 г.

13. Требования настоящей статьи не распространяются на совершение исполнительных действий, указанных в пунктах 2, 4, 7, 10 и 11 части 1 статьи 64 настоящего Федерального закона, которые судебный пристав-исполнитель вправе совершать на всей территории Российской Федерации.

14. Споры о месте совершения исполнительных действий между территориальными органами Федеральной службы судебных приставов не допускаются.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 декабря 2011 г. N 389-ФЗ статья 33 дополнена частью 15, вступающей в силу с 1 января 2012 г.

15. На территории иностранных государств исполнительные действия совершаются в порядке, предусмотренном международными договорами Российской Федерации.

См. комментарии к статье 33 настоящего Федерального закона

>
Сводное исполнительное производство
Содержание
Федеральный закон от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Настольная книга судебного пристава-исполнителя

Соотношение понятий «исполнительные действия» и «меры принудительного исполнения»

Одной из основных задач ФССП России является принудительное исполнение требований исполнительных документов. Порядок принудительного исполнения исполнительных документов регламентирован Законом об исполнительном производстве. Статья 1 этого Закона определяет условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, которым при осуществлении установленных федеральным законом полномочий предоставлено право возлагать на физических лиц, юридических лиц. Российскую Федерацию, субъекты РФ, муниципальные образования обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения определенных действий.

Принудительное исполнение исполнительных документов осуществляется посредством применения мер принудительного исполнения, которые предусмотрены ст. 68 Закона об исполнительном производстве.

Кроме того, в процессе исполнения требований исполнительных документов судебным приставом-исполнителем совершаются исполнительные действия, примерный перечень которых приведен в ст. 64 Закона об исполнительном производстве.

Использование в законодательстве различных терминов «исполнительные действия», «меры принудительного исполнения» требует разъяснения их соотношения.

Согласно п. 1 ст. 64 Закона об исполнительном производстве исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с указанным Законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.

Анализ указанного определения, перечня исполнительных действий, определения мер принудительного исполнения и их перечня позволяет сделать вывод о том, что исполнительные действия являются более широким понятием, чем меры принудительного исполнения, т.е. меры принудительного исполнения являются разновидностью исполнительных действий 1 См.: Настольная книга судебного пристава-исполнителя. М.; СПб.. 2009. С. 225. . Ранее по Федеральному закону от 21 июля 1997 г. № 119-ФЗ «Об исполнительном производстве» можно было сделать прямо противоположный вывод 2 См. подробнее: Аксенов И. К определенности «исполнительных действий» // эж-Юрист. 2004. № 47. .

Исходя из положений ст. 64 Закона об исполнительном производстве можно полагать, что все действия, совершаемые судебным приставом-исполнителем по исполнительному производству, являются исполнительными действиями.

Судебный пристав-исполнитель вправе совершать следующие исполнительные действия:

Перечень исполнительных действий согласно п. 17 ч. 1 ст. 64 Закона об исполнительном производстве не является исчерпывающим, т.е. судебный пристав-исполнитель может совершать те действия, которые необходимы для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов. Однако эти действия должны быть предусмотрены законом или возможность и необходимость их совершения должна быть предусмотрена исполнительным документом. Здесь действует правило, ограничивающее свободу усмотрения судебного пристава-исполнителя как государственного гражданского служащего, — «разрешено только то, что прямо предусмотрено законом». По этим причинам судебному приставу-исполнителю при совершении какого-либо действия необходимо строго соотносить свои действия с конкретной нормой права, предусматривающей или допускающей его совершение.

Так, например, постановление судебного пристава-исполнителя, обязывающее должника ежедневно (за исключением выходных и праздничных дней) к 18:00 часам доставлять кассовую книгу и денежные средства из кассы учреждения в отдел судебных приставов, было признано незаконным. Принимая решение, суд указал, что судебный пристав-исполнитель вправе самостоятельно избирать способы и меры принудительного исполнения. Однако избранные меры должны соответствовать закону и обеспечивать исполнение исполнительного документа. Указанное постановление по существу направлено на ежедневное подтверждение отсутствия в кассе денежных средств и расценено судами как не обеспечивающее исполнение исполнительного документа, а следовательно, не соответствующее требованиям Закона об исполнительном производстве.

Таким образом, исполнительные действия и меры принудительного исполнения, совершаемые судебным приставом-исполнителем, должны соответствовать закону, быть необходимыми и обеспечивающими исполнение исполнительного документа.

Согласно ст. 68 Закона об исполнительном производстве мерами принудительного исполнения являются действия, указанные в исполнительном документе, или действия, совершаемые судебным приставом-исполнителем в целях получения с должника имущества, в том числе денежных средств, подлежащего взысканию по исполнительному документу.

Читайте так же:  Образец уведомления об увольнении по собственному желанию

Меры принудительного исполнения непосредственно направлены на фактическое исполнение исполнительного документа путем совершения указанного в нем действия (например, выселение) или действий, непосредственно приводящих к получению с должника имущества или денежных средств (например, получение денежных средств посредством их изъятия у должника или обращение взыскания на его имущество).

В этом понимании мерами принудительного исполнения не будут являться такие исполнительные действия, которые непосредственно к исполнению исполнительного документа не ведут. Так, не будут являться мерами принудительного исполнения следующие действия: производство розыска должника и его имущества, взыскание исполнительского сбора, наложение ареста на имущество должника, производство оценки имущества должника, установление временных ограничений на выезд должника из Российской Федерации и т.п.

Указанные исполнительные действия либо обеспечивают исполнение требований исполнительного документа (арест, ограничение выезда), либо создают необходимые условия для последующего применения мер принудительного исполнения (розыск, оценка имущества), или являются мерой ответственности должника (третьих лиц) за нарушение законодательства (взыскание исполнительского сбора).

В отличие от исполнительных действий, меры принудительного исполнения в соответствии с ч. 2 ст. 68 Закона об исполнительном производстве могут быть применены только при наличии определенных условий, а именно после возбуждения исполнительного производства и истечения срока для добровольного исполнения, если такой устанавливается.

Таким образом, применяя меры принудительного исполнения, судебный пристав-исполнитель всегда совершает исполнительные действия, но, совершая исполнительные действия, не всегда применяет меры принудительного исполнения.

Кроме того, в случаях, когда по исполнительному производству меры принудительного исполнения применены быть не могут, исполнительные действия могут совершаться. Так, например, согласно ч. 6 ст. 45 Закона об исполнительном производстве но приостановленному исполнительному производству до его возобновления применение мер принудительного исполнения не допускается. Однако факт приостановления исполнительного производства не препятствует совершению исполнительных действий, не являющихся мерами принудительного исполнения. Подобный вывод неоднократно формулировался в литературе, но, к сожалению, в практике еще не нашел своего полного воплощения. По справедливому мнению ряда авторов, в период приостановления исполнительного производства запрет на применение мер принудительного исполнения не распространяется на совершение исполнительных действий, не являющихся мерами принудительного исполнения, например: наложение «обеспечительного ареста» на имущество должника (п. 7 ч. 1 ст. 64, ч. 1 ст. 80 Закона об исполнительном производстве), оценка имущества должника (п. 8, 9 ч. 1 ст. 64. ст. 85 данного Закона), инициирование государственной регистрации прав на имущество за должником (п. 14 ч. 1 ст. 64, ст. 66 данного Закона) и других исполнительных действий

К такому же выводу пришел Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ в Постановлении от 28 октября 2010 г. № 7300/10 по делу № А51-18120/2009. Как указал суд, в соответствии с ч. 6 ст. 45 Закона об исполнительном производстве по приостановленному исполнительному производству до его возобновления не допускается только применение мер принудительного исполнения. Какие-либо иные ограничения, в том числе по совершению иных исполнительных действий, названным Законом не предусмотрены.

В свою очередь совокупный анализ норм, регламентирующих приостановление исполнительного производства, свидетельствует об обеспечительном характере такого действия и его направленности на сохранение возможности исполнения судебного акта.

Положения п. 7 ч. 1 ст. 64, ч. 3 ст. 68. ст. 80 Закона об исполнительном производстве не относят арест имущества должника, наложенный в целях обеспечения исполнения исполнительного документа, в том числе в целях обеспечения сохранности имущества, которое подлежит передаче взыскателю или реализации, к мерам принудительного исполнения.

Более того, законодательство об исполнительном производстве различает только два вида ареста:

  1. арест как самостоятельную меру принудительного исполнения, применяемую исключительно во исполнение судебного акта об аресте имущества (п. 5 ч. 3 ст. 68 Закона об исполнительном производстве);
  2. арест, накладываемый на имущество должника в целях обеспечения исполнительного документа, содержащего требования об имущественных взысканиях (ст. 80 Закона об исполнительном производстве).

Таким образом, в качестве самостоятельной меры принудительного исполнения арест имущества может выступать лишь в случае, если исполнительное производство возбуждено на основании судебного акта об аресте имущества.

В данном случае судебным приставом-исполнителем были совершены исполнительные действия по аресту имущества, которые не являлись мерами принудительного исполнения, не нарушали определение суда кассационной инстанции о приостановлении исполнения судебного акта, а выступали своего рода обеспечительной мерой, гарантирующей возможность исполнения судебного акта по истечении срока приостановления его исполнения.

Кроме того, как указывал взыскатель, оспариваемыми судебными актами были нарушены его права, поскольку после отмены постановления об аресте имущества, принятого в качестве обеспечительной меры и признанного судами недействительным, мазут, ранее находившийся на хранении у должника в количестве, достаточном для исполнения судебного акта, оставленного без изменения судом кассационной инстанции, исчез, что привело к невозможности своевременного получения компанией присужденного топлива.

Содержащееся в настоящем Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ толкование правовых норм является общеобязательным и подлежит применению при рассмотрении арбитражными судами аналогичных дел.

Видео (кликните для воспроизведения).

Более того, по справедливому мнению А.В. Закарлюка, применение подобных обеспечительных мер (арест, ограничение выезда и др). в том числе и в период приостановления исполнительного производства, аналогично применению обеспечительных мер судом, которые согласно ч. 2 ст. 90 АПК РФ допускаются на любой стадии арбитражного процесса, в том числе в период приостановления производства по делу 4 См.: Комментарии к Федеральному закону «Об исполнительном производстве» и практике его применения (постатейный) / Отв. ред. И.В. Решетникова. М., 2009 (по СПС «КонсультантПлюс») (автор — А. В. Закарлюка). .

Источники


  1. Бегичев, А. В. Обеспечение доказательств нотариусами. Теория и практика / А.В. Бегичев. — М.: Логос, 2014. — 396 c.

  2. Мельник, В. В. Искусство речи в суде присяжных. Учебно-практическое пособие / В.В. Мельник, И.Л. Трунов. — М.: Юрайт, 2015. — 672 c.

  3. Договор мены. Официальные разъяснения, судебная практика и образцы документов. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2013. — 698 c.
  4. Бикеев, А. А. Трудоправовая деятельность в организации. Учебное пособие / А.А. Бикеев, М.В. Васильев, Л.С. Кириллова. — М.: Статут, 2015. — 144 c.
  5. Севан, О.Г. «Малые Корелы». Архангельский музей деревянного зодчества. История создания, методология, современное состояние / О.Г. Севан. — М.: Прогресс-традиция, 2011. — 909 c.
Поручение судебного пристава исполнителя в исполнительном производстве
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here