Поручение дознавателя о производстве отдельных следственных действий

Полезная информация на тему: "Поручение дознавателя о производстве отдельных следственных действий", собранная из сети и предоставленная в удобном для чтения виде. По всем вопросам - обращайтесь к дежурному юристу.

ПОРУЧЕНИЕ о производстве следственных действий оперативно-розыскных и розыскных мероприятий

Макет учебного уголовного дела (образец составления)

ШТАМП

следственного отдела при ОВД

02.06.2008 исх. № 1/3 – 467

Начальнику УР КМ

С.И. Громову

о производстве следственных действий оперативно-розыскных и розыскных мероприятий

В производстве СО ОП-3 УМВД России по г. Энску находится уголовное дело № 876543, в ходе расследования по которому установлено, что в период с 20 часов 00 минут 1 июня до 7 часов 30 минут 2 июня 2008 года неустановленные лица при неустановленных следствием обстоятельствах тайно похитили стоявшую возле дома № 30, корпус № 2 по улице Судовой в городе Энске автомашину марки «Тайота Авенсис», черного цвета, 2004 года выпуска, идентификационный номер (VIN) ХХ2244668800, номер кузова 668800, номер двигателя ZZ2345, принадлежащую на праве собственности Петрову Андрею Андреевичу 1953 года рождения, зарегистрированному по адресу: г. Энск, ул. Дубовая, д. 18, кв. 55.

28 мая 2004 года автомашина поставлена на регистрационный учёт в ГИБДД ОВД г. Энска, где Петрову А.А. были выданы документы: свидетельство о регистрации транспортного средства № 73 НК 987654; паспорт транспортного средства № 51 СМ 345678 и государственный регистрационный знак Т 062 СА 177 РУС (копии приобщаю).

При осмотре места происшествия 02.06.2008 установлено, что автомашина «Тайота Авенсис» похищена с участка проезжей части по улице Судовая, стоявшая возле бордюрных камней по направлению движения в сторону Иксового проспекта, расположенного в 10,2 м от левого края здания дома № 30, корпус № 2 со стороны Иксового проспекта и 6 м от фасадной стены здания указанного дома. В ходе осмотра участка и прилегающей к нему территории каких-либо следов, предметов, которые могут иметь отношение к происшествию, не обнаружено. Рядом с осмотренным участком были припаркованы автомашины «ВАЗ-2106», г.р.з. М 231 ОП 77 РУС и «Газель», г.р.з. С 750 РП 90 РУС.

Между подъездами № 1 и № 2 указанного дома над козырьком входной двери филиала Сбербанка России на фасадной стене установлена камера видеонаблюдения.

Справа от дома № 30, корпус № 2 по улице Судовая расположена общеобразовательная школа № 5.

При допросе потерпевший Петров А.А. показал, что автомашина снабжена центральным электронным замком и штатной сигнализацией. Других противоугонных устройств он не устанавливал. Дополнительной скрытой маркировки не наносил. Пользовался автомашиной только он. В январе 2005 года в результате ДТП был повреждён слой краски левой половины переднего бампера и образовались трещины на двух верхних крепёжных скобах левой передней фары. Замена номерных узлов и агрегатов не производилась. В ходе восстановительных работ был нанесён слой черной краски на переднюю часть бампера с левой стороны, отчего он кажется чуть матовым, и склеивались при помощи синтетических прозрачных смол две верхних крепёжных скобы левой передней фары. В багажном отсеке машины находились: саперная лопата из нержавейки; новый домкрат (копию эскиза приобщаю). В перчаточном ящике лежали три CD с записями музыкальной группы «Куин». На дисках маркером зелёного цвета нанесены надписи названия группы и годы выпуска сборников, соответственно: «1995», «1996», «1997». Документы на похищенные вещи не сохранились.

Особенностью, характеризующей кузов машины, является: царапина шириной примерно 5 мм и длиной 7 см на пороге под левой передней дверью, а особенностью салона автомашины, является наличие чехлов на заднем сидении из искусственной кожи серого цвета с прорезями для ремней безопасности и на заднем стекле, в левом нижнем углу (если смотреть, находясь в салоне машины), имеется наклейка в форме треугольника красного цвета высотой 15см шириной основания 15см, в середине которого на белом фоне изображена голова волка.

Проживающая по адресу: г. Энск, ул. Судовая, д.30, корп.2, кв.134 (окна выходят на проезжую часть) гр-ка Заславская С.А. сообщила, что в ночь с 1 на 2 июня 2008 года срабатывание сигнализации не слышала.

На основании изложенного, руководствуясь п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК РФ,

Осуществить мероприятия, направленные на розыск похищенной автомашины и лиц, причастных к её хищению, для чего:

1. Установить анкетные данные и допросить в качестве свидетелей:

– начальника службы безопасности филиала Сбербанка России, расположенного по адресу: г. Энск, ул. Судовая, д. 30, корп. 2, на предмет режима работы камеры видеонаблюдения, возможности получения информации, способствующей раскрытию преступления (срочно);

– сторожа (охранника) школы № 5 по ул. Судовая об обстоятельствах дежурства в ночь с 1 на 2 июня 2008 года (срочно);

2. Проверить информацию, накопленную при помощи аппаратно-программных комплексов «Поток», установленных в местах предположительного маршрута движения похищенной автомашины, о задержанных на стационарных постах ДПС автомашинах за различные правонарушения (в срок до 3 суток);

3. Проверить автосалоны (автомагазины) на предмет обращений к ним с просьбами замены замков дверей, замков зажигания, на автомашинах соответствующей марки, приема на реализацию номерных агрегатов (деталей) автомашины;

4. С учётом установленных примет похищенной автомашины, личного имущества, находившегося в автомашине, особенностей кузова и салона автомашины отработать: автостоянки, авторынки, железнодорожные станции (перегоны);

5. Проверить таможенные посты, на предмет пересечения похищенной автомашиной таможенной границы (прохождения оформления);

6. Получить и проанализировать сведения о соединениях телефонных аппаратов пользователей связи, накопленных с помощью телефонной аппаратуры, в частности «биллинг» – местонахождение аппарата в конкретный момент времени с привязкой к местности по базовым станциям, в целях установления причастности конкретных лиц к совершению преступления и связей между членами группы (в срок до 1 августа 2008 г.);

7. Проверить на причастность к хищению автомашины лиц, ранее привлекавшихся к уголовной ответственности за аналогичные преступления.

Приложение: 1. Копия приложения к протоколу допроса потерпевшего Петрова А.А. от 02.06.2008 «Изображение предметов, находившихся в похищенной автомашине» на 1 л., в 1 экз.;

Читайте так же:  Оформление наследства у нотариуса после смерти

2. Копии документов на похищенную автомашину на 1 л. в 1 экз.

Комментарий к Федеральному закону от 5 апреля 2013 года N 53-ФЗ «О внесении изменения в статьи 41 и 152 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 7 и 14 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»

(Рыжаков А. П.) (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2013)

Подготовлен для системы КонсультантПлюс

КОММЕНТАРИЙ К ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ ОТ 5 АПРЕЛЯ 2013 ГОДА N 53-ФЗ «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ В СТАТЬИ 41 И 152 УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И СТАТЬИ 7 И 14 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «ОБ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Материал подготовлен с использованием правовых актов по состоянию на 26 апреля 2013 года

Рыжаков Александр Петрович, кандидат юридических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы РФ, ветеран труда, профессор кафедры уголовно-правовых дисциплин Тульского филиала НОУ ВПО «Международный юридический институт», а по совместительству профессор кафедры правовых дисциплин Тульского государственного педагогического университета им. Л. Н. Толстого, член редакционных коллегий научно-практических журналов «Правовой аспект» и «Юрисконсульт в строительстве», член дистанционного организационного комитета Международных научных и научно-практических конференций, член Международной ассоциации содействия правосудию, автор более 1550 публикаций, в том числе 166 книг на бумажном носителе и 16 CD-rom дисков по уголовному, гражданскому и арбитражному процессу, он же автор учебников по дисциплинам правоохранительные органы для высших, а по уголовному процессу для высших и средних юридических учебных заведений, постатейных комментариев к старым и новым УПК РФ (РСФСР), АПК РФ и ГПК РФ (РСФСР). Общий объем публикаций превысил 8860 авторских листов.

В юридической литературе поручение именуют требованием о производстве следственных и (или) розыскных действий . Здесь же применительно к рассматриваемому правовому институту упоминается и об указаниях, которые даются органу дознания помимо поручений. Указания, по мнению процессуалистов, дополняют поручения органа предварительного расследования и заключаются в разъяснении, как провести выполнение поручения . ——————————— См.: Ларин А. М. Расследование по уголовному делу. Процессуальные функции / А. М. Ларин. М.: Юрид. лит., 1986. С. 123. См.: Белозеров Ю. Н. и др. Органы дознания… С. 92.

Авторы, в частности, к таковым относят: «а) наименование органа дознания, которому адресовано поручение; б) указание, от кого исходит поручение; в) краткое изложение сущности дела, по которому дается поручение; г) указание на юридическую основу дачи поручения…; д) содержание поручения, т. е. вопросы, подлежащие выяснению; е) указание о порядке (последовательности и т. п.) исполнения поручения; ж) сведения, которые следует учесть при исполнении поручения, или рекомендация, как поступить при получении определенного результата; з) целесообразные тактические приемы проведения процессуального действия; и) сроки исполнения; к) указание у кого можно получить дополнительные разъяснения по заданию» . ——————————— См.: Гапанович Н. Н. и др. Указ. соч. С. 90.

Компетенция органа дознания (другого дознавателя) по исполнению поручения дознавателя, в производстве которого находится уголовное дело, зависит от двух факторов: от собственной уголовно-процессуальной правоспособности учреждения и от того, что от него требует дознаватель. В юридической литературе отмечается: «Пределы деятельности органа дознания, средства и методы, выбираемые им в целях выполнения поручения, зависят от того, какую помощь просит оказать» орган предварительного расследования. ——————————— Дознание в органах внутренних дел: Учебн. пособие. М.: МВШМ МВД СССР, 1986. С. 137.

Поручение следователя органу дознания (Седельников П.В.)

Дата размещения статьи: 23.01.2018

В ходе расследования уголовных дел следователь достаточно часто прибегает к помощи других сотрудников органов внутренних дел. Правовой основой такого взаимодействия являются п. 38 ч. 1 ст. 5; п. 4 ч. 2 ст. 38, ч. 1 ст. 152; ч. 4 ст. 157, ч. 1 ст. 210 УПК РФ, а также п. 9 ч. 1 ст. 12 Федерального закона «О полиции» , Приказ МВД России от 29 апреля 2015 г. N 495 дсп «Об утверждении Инструкции по организации совместной оперативно-служебной деятельности подразделений органов внутренних дел Российской Федерации при раскрытии преступлений и расследовании уголовных дел».
———————————
О полиции: Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ // Рос. газета. 2011. 8 февр.

УПК РФ определяет, что взаимодействие в ходе предварительного расследования осуществляется между следователем и органом дознания. Применительно к полиции органом дознания в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 40 УПК РФ являются органы внутренних дел Российской Федерации и входящие в их состав территориальные, в том числе линейные, управления (отделы, отделения, пункты) полиции. Таким образом, адресатом поручения следователя всегда должен быть соответствующий начальник структурного подразделения органов внутренних дел (он же начальник органа дознания), указанный в названной норме, или его заместитель . Соответственно, и ответ следователю на его отдельное поручение должен быть подписан начальником или его заместителем.
———————————
В соответствии с п. 17 ч. 1 ст. 5 УПК РФ начальником органа дознания является должностное лицо, возглавляющее соответствующий орган дознания, а также его заместитель.

Письменные поручения следователя о производстве отдельных следственных действий.

8.Органам дознания следователь по расследуемым им делам вправе давать поручения и указания о производстве любого следственного действия и (или) оперативно-розыскного мероприятия.

9. Выполнение поручений (указаний) следователя бывает нескольких видов:

а) выполнение органом дознания следственных и (или) розыскных действий по поручению следователя;

б) привлечение следователем представителей органа дознания для оказания содействия (помощи) в производстве отдельных следственных действий;

в) принятие мер, призванных создавать необходимые условия для успешного производства отдельных следственных действий, таких как охрана места происшествия, оцепление здания и т.д.;

г) исполнение постановления суда об избрании в отношении подозреваемого (обвиняемого) меры пресечения в виде заключения под стражу;

д) выполнение постановлений следователей о задержании, приводе, о производстве иных процессуальных действий.

10. Поручение — это требование о производстве следственных и (или) розыскных действий . Указание следователя дополняет его поручение и заключается в разъяснении, как провести выполнение его поручения .

11. Учеными рекомендуется в поручении следователя органу дознания указывать следующее:

— наименование органа дознания, которому адресовано поручение;

— указание, от кого исходит поручение;

— краткое изложение существа дела, по которому дается поручение;

— указание на юридическую основу дачи поручения (ссылка на ст. 38 УПК);

Читайте так же:  Чем отличается состав от события административного правонарушения

— содержание поручения, то есть вопросы, подлежащие выяснению;

— указание о порядке (последовательности и т.п.) исполнения поручения;

— сведения, которые следует учесть при исполнении поручения, или рекомендация, как поступить при получении определенного результата;

— целесообразные тактические приемы проведения процессуального действия;

— указание, у кого можно получить дополнительные разъяснения по заданию.

12. Наличие поручения предполагает определенный срок его исполнения. Когда следователь сам указывает время производства мероприятия, его нарушать нельзя. Указанное требование обусловлено тем, что порой возникает необходимость одновременного производства серии следственных (розыскных) действий, к примеру обысков. Если время производства возложенного на подразделение мероприятия изменить, провести его в другой день, не только оно само, но и весь круг намеченных следователем мер могут не дать ожидаемого положительного результата.

[3]

13. Вместе с тем не всегда следователь в отдельном поручении указывает конкретную дату производства следственного или розыскного действия. В таком случае следует руководствоваться правилами ч. 1 ст. 152 УПК, где указанный срок ограничивается 10 сутками . В пределах указанных границ срок исполнения поручения может быть определен начальником органа дознания.

Данное правило не распространяется на случаи, когда исполнение поручения должно осуществляться до наступления определенного результата (к примеру, установление лица, совершившего преступление, и т.п.) или в ходе производства всего предварительного расследования (допустим, поручение о сборе доказательств совершения преступления и др.).

14. Ответ на поручение должен состоять из следующих реквизитов:

а) фамилия, инициалы, должность, звание, место работы следователя, которому адресован ответ. Важно помнить, что следователь по закону — это процессуально самостоятельный орган предварительного расследования, поэтому ответ адресуется тому лицу, от кого получено поручение. Направление ответа начальнику органа внутренних дел и даже начальнику следственного подразделения, в штатах которого числится данный следователь, не будет соответствовать уголовно-процессуальному закону;

б) дата и место происшествия (для преступлений, совершенных на транспорте, — обнаружения последствий). Номер исходящего и дата отправления в органы дознания поручения. У следователя в производстве может находиться не одно дело. Эти данные позволят ему, сэкономив время, сразу выяснить, к какому из дел сведения имеют отношение;

в) указание на юридическую основу исполнения поручения (ссылка на ч. 4 ст. 157 УПК);

г) лаконичный и полный ответ на каждый из вопросов, поставленных следователем;

д) указание на то, что ход исполнения поручения не нарушен. Если орган дознания все же отступил от предложенного следователем порядка, в ответе должна быть подробно обоснована причина такового;

е) дополнительная информация, задание на выявление которой не давалось, но она была установлена в процессе исполнения поручения. Здесь же по возможности отражается, как эти сведения повлияли на последовательность сбора материала и внутреннее убеждение дознавателя. Обоснование их значимости для расследования;

ж) сведения, которые могут повлиять на выбор тактических приемов производства предварительного следствия. По возможности характеристика поведения отдельных участников уголовного процесса (подозреваемого, свидетелей и др.) с целью создания у следователя о них более полного представления. Не помешают и соответствующие умозаключения дознавателя, на чем они основаны;

з) основания, если таковые имелись, нарушения сроков исполнения поручения и меры, направленные как на их сокращение, так и на уведомление следователя о факте, препятствующем своевременному исполнению поручения;

и) указание, к кому может обращаться следователь, если понадобится проведение дополнительных мероприятий. Эти данные особенно важны в тех ситуациях, когда непосредственный исполнитель уходит в отпуск, уезжает в командировку и т.п.;

к) перечень материалов, следующих с ответом, количество и краткое описание вещественных доказательств, а равно их упаковки;

л) указание, какой орган и кто именно: фамилия, имя, отчество, должность, специальное звание, адрес места работы и рабочий телефон — исполнял поручение и готовил ответ. Приведенные данные необходимы для быстрой организации возможной обратной связи. Даже в тех случаях, когда специального ответа не составлялось, указанные данные должны найти свое отражение в соответствующем сопроводительном письме. Полнота изложения сведений в ответах на поручение (указание) следователя и сопроводительных письмах — непременное условие качественного и эффективного обеспечения предварительного следствия.

Непроцессуальные формы взаимодействия, регулируемые ведомственными нормативными актами.

Видео (кликните для воспроизведения).

К формам взаимодействия такого рода относятся:

•совместная деятельность в составе следственно-оперативной группы при необходимости экстренного реагирования на сигналы о преступлениях;

[2]

•составление согласованных планов следственных и опера­тивно-разыскных мероприятий;

• обмен получаемой информацией о совершаемых преступле­ниях, о криминогенной ситуации в регионе, административном участке и другие.

Поручение следователя.

Содержание, структура и сроки исполнения

Прежде всего, необходимо определиться с тем, каково содержа­ние понятия «поручение следователя». На законодательном уровне разъяснение содержания данного понятия отсутствует, в связи, с чем отдельные ученые-процессуалисты вкладывают разное смысло­вое значение в его содержание.

Некоторые авторы предлагают понимать под поручением следо­вателя предложение органу дознания осуществить следственное или разыскное действие. Представляется, что данное определение не совсем точно отражает суть «поручения».

Закон уполномочил следователя давать письменные поручения, обязательные для исполнения органами дознания. Следовательно, речь идет не о предложении, которое можно отклонить, а о требо­вании, которое подлежит обязательному исполнению.

В этой связи более предпочтительной представляется позиция А.М. Ларина, который определил поручение как требование следова­теля о производстве разыскных и следственных действий. Таким об­разом, следует признать, что употребление в законе термина «пору­чение» фактически тождественно понятию «требование» следователя. Поручение следователя является обязательным к исполнению (ст. 38 УПК). Данный документ должен содержать следующее.

1. Наименование органа дознания, которому оно направляется.

Поручение следует адресовать начальнику органа дознания. Применительно к системе органов внутренних дел на основании п. 17ст. 5 УПК РФ начальником органа дознания является начальник
ОВД и его заместители. Даже в том случае, когда следователь заранее предполагает, кто может быть исполнителем поручения, он должен адресовать поручение руководителю ОВД, а не конкретному
сотруднику подразделения.

Относительно других правоохранительных органов, обладающих статусом органа дознания (ч.1 ст. 40 УПК), следует заметить, что поручения следует адресовать начальникам оперативных подразде­лений тех ведомств, которые перечислены в ст. 13 ФЗ «Об ОРД».

2. Поручение должно содержать указание на обстоятельства рас­следуемого преступления, установленные в ходе предварительного следствия. Иными словами, следователь должен кратко изложить
обстоятельства совершения преступления (время, место, способ, характер преступных действий и иные важные обстоятельства со­вершенного преступления), т.е. дать исходную информацию для исполнителя.

Читайте так же:  Условия принятия встречного иска в гражданском процессе

3. Необходимо указать правовую основу поручения, т.е. ст. 38, 152 УПК РФ. В заключительной части поручения следователь изла­гает суть поручения, т.е. указывает те следственные, розыскные и иные действия, которые следует провести, также указывается цель и срок исполнения поручения.

Надо заметить, что в уголовно-процессуальном законе не опре­делен срок исполнения поручений следователя. В практической деятельности органов предварительного следствия считается уже устоявшимся мнение о том, что срок исполнения поручения со­ставляет 10 суток. Однако этот срок установлен законом примени­тельно к исполнению поручений следователя, данному им в поряд­ке ст. 152 УПК, т.е. когда исполнение поручения предполагается не по месту производства предварительного следствия, а в другом го­роде, районе.

Применение положений ст. 152 УПК по аналогии применитель­но к исполнению поручения следователя в порядке ст. 38 УПК РФ возможно и оправданно. Однако возникает вопрос о целесообразно­сти установления такого срока применительно ко всем поручениям.

В литературе высказано мнение отдельных авторов о том, что поручение следователя в некоторых случаях должно исполняться немедленно или на следующий день после его получения. Действи­тельно, необходимость немедленного исполнения поручения может предполагаться следователем. Например, когда запланировано од­новременное производство нескольких обысков в разных местах, адресах по одному и тому же уголовному делу. Промедление с ис­полнением такого следственного действия может привести к беспо­лезности его производства и, как следствие, к утрате доказательств.

Вместе с тем исполнение некоторых поручений следователя, особенно касающихся производства розыскных мероприятий, тре­бует длительной работы органа дознания, для которой десятиднев­ный срок недостаточен.

В этой связи целесообразным представляется определение в за­коне такого порядка исполнения поручения следователя, когда срок его исполнения определялся бы самим следователем с учетом кон­кретных обстоятельств уголовного дела.

4. К поручению могут прилагаться схемы, фототаблицы, приме­ты и перечень похищенного, приметы преступника, которые долж­ны облегчить исполнение поручения следователя.

5. Поручение должно быть подписано следователем с указанием всех необходимых данных и контактного телефона.

В заключение необходимо отметить, что в ходе совместной дея­тельности следователя и органа дознания по расследованию преступлений достигаются положительные результаты и решается такая задача, как быстрое, объективное и полное расследование преступлений.

Некоторые вопросы взаимодействия указанных органов требуют совершенствования правового регулирования на уровне закона и ведомственных нормативных актов, так как практика совместной деятельности следователя и органа дознания указывает на необходимость, эффективность и целесообразность взаимодействия в решении задач уголовного судопроизводства.

Взаимодействие следователя с органом дознания регламентировано и совместном межведомственном приказе №776/703/509/507/1820/42/535/398/68 от 27 сентября 2013, которым утверждена Инструкция о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд, которая определяет порядок представления оперативными подразделениями органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, результатов ОРД органу дознания, следователю или в суд при наличии в них достаточных данных, указывающих на признаки преступления, а также в порядке: выполнения поручения дознавателя, органа дознания, следователя, судебного решения о проведении оперативно-розыскных мероприятии по уголовным делам и материалам проверки сообщений о преступлениях, находящимся в их производстве.

В данном документе указана и правовая основа представления результатов ОРД органу дознания, следователю или в суд (судье). Кроме Инструкции указаны следующие источники:

— Конституция Российской Федераций;

— Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федераций;

— Федеральный закон от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»;

— иные нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере оперативно-розыскной и уголовно-процессуальной деятельности.

Поручения следователя. Содержание, структура и сроки исполнения.

5.3. Поручения следователя о производстве отдельных следственных действий (оперативно-розыскных, розыскных мероприятий)

В рамках реализации своих полномочий следователь вправе давать органу дознания обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении (п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК).

Назначение поручения состоит в том, что следователь, лично выполняя по делу основной объем работы, при разрешении ряда вопросов в иных следственных районах вправе использовать помощь органов дознания. Кроме того, в случае необходимости производства следственных или розыскных действий в другом месте следователь вправе не только произвести их лично, но и поручить производство этих действий в силу ч. 1 ст. 152 УПК соответствующему следователю или органу дознания, который обязан выполнить поручение в срок не позднее 10 суток.

Целесообразность поручений определяется возможностью в кратчайшие сроки и с наименьшими процессуальными и организационными усилиями провести необходимые действия, направленные на: 1) предупреждение, раскрытие и расследование преступлений; 2) привлечение к установленной законом ответственности лиц, их совершивших; 3) розыск лиц, совершивших деяния, и на обеспечение их надлежащего проведения.

Поручения, как правило, адресованы руководителю органа дознания (при его направлении в другую местность в качестве адресата может выступать орган предварительного следствия в лице его руководителя). Однако в тексте поручения возможно указание на конкретное лицо органа дознания, которому, по мнению следователя, целесообразно поручить его выполнение.

По процессуальному назначению поручения можно подразделить на следующие группы: 1) направленные на собирание и проверку доказательств; 2) по применению мер процессуального принуждения; 3) о производстве оперативно-розыскных и розыскных мероприятий.

Поручения первого рода содержат просьбу о производстве одного или нескольких следственных действий, к примеру, таких как допрос свидетеля, потерпевшего, производство очной ставки, и т. п.

К принудительным мерам, которые могут проводиться в рамках исполнения поручения, относятся как следственные действия, содержащие элементы принуждения (обыск, выемка, освидетельствование и др.), так и меры, которые имеют обеспечительный характер (наложение ареста на имущество для обеспечения исполнения приговора в части гражданского иска, других имущественных взысканий или возможной конфискации имущества).

Если направляется поручение о производстве следственных действий, связанных с применением мер принуждения, следователь одновременно направляет постановление. В случаях, предусмотренных УПК, о применении меры принуждения должно быть вынесено судебное решение.

Как правило, следователь направляет поручение работнику того же ведомства. Вместе с тем закон не содержит запрета направлять его и в другие структуры при условии, что рассмотрение вопросов, содержащихся в документе, относится к их компетенции.

Читайте так же:  Сколько делается загранпаспорт старого образца через мфц

Если к уголовному делу требуется приобщить документы, характеризующие личность обвиняемого (характеристики с места работы и жительства, копии приговоров, медицинские документы и т. п.), а также подтверждающие иные обстоятельства, направление отдельного поручения для их истребования представляется нецелесообразным. Поскольку для их получения следственные действия не производятся, в таких случаях нужно направлять запросы непосредственно в адрес соответствующих должностных лиц, которые, в свою очередь, обязаны предоставить эти документы в распоряжение следователя. Если же документы имеют значение вещественных доказательств, следователь поручает производство соответствующих следственных действий (обыск, выемку, осмотр и др.).

Запрещено поручать органам дознания принимать и реализовывать такие основные процессуальные акты, как привлечение лица в качестве обвиняемого, его допрос, назначение экспертизы, прекращение уголовного дела и т. п. Данные решения следователь должен принимать и исполнять самостоятельно, поскольку их законность обеспечивается оценкой всей совокупности имеющихся по делу доказательств. Вместе с тем следователь может направлять поручения о выполнении действий по реализации прав участников уголовного процесса. К примеру, лицу может быть объявлено, что он признан потерпевшим или гражданским истцом, и разъяснены соответствующие права. С этой целью желательно прилагать к тексту поручения копии соответствующих постановлений. Если после ознакомления потерпевшего (гражданского истца) с содержанием своего процессуального статуса им будут заявлены ходатайства, должностное лицо органа, исполняющего поручение, составляет соответствующий протокол, по возможности разрешает ходатайство, а также совершает иные действия, направленные на реализацию прав участников.

Исполнителю поручения предоставляется свобода в выборе розыскных мероприятий. Как правило, при этом ему сообщаются только желательные результаты, сам же он выбирает не только конкретные мероприятия, но и общие направления в реализации задания.

Розыскные действия подразделяются на: 1) следственные действия, направленные на установление лица, совершившего преступление, места его нахождения и других существенных обстоятельств (допрос, обыск, выемка, очная ставка, осмотры и т. п.); 2) иные дозволенные законом мероприятия, посредством которых производится розыск лица (запросы, истребование и изучение документов, направление сторожевых листков, назначение и производство проверок, обращение к общественности, использование средств массовой информации и т. п.).

Поручение, направленное в адрес оперативных подразделений, может содержать предписание произвести оперативно-розыскные мероприятия. Нормативной основой таких действий является ФЗ от 12 августа 1995 г. «Об оперативно-розыскной деятельности» (в ред. ФЗ от 20 марта 2001 г.). В ч. 2 ст. 12 Закона закреплена обязанность органов, осуществляющих ОРД, исполнять в пределах своих полномочий поручения в письменной форме органа дознания, следователя, указания прокурора и решения суда о проведении оперативно-розыскных мероприятий по уголовным делам, принятым ими к производству.

Выполняя поручения следователя, подразделения, осуществляющие ОРД, вправе производить опрос, наведение справок, собирать образцы для сравнительного исследования, производить проверочные закупки, исследования предметов и документов, наблюдение, отождествление личности, обследовать помещения, здания, сооружения, участки местности и транспортные средства, осуществлять контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, прослушивать телефонные переговоры, снимать информацию с технических каналов связи, осуществлять оперативное внедрение, производить контролируемую поставку, производить оперативный эксперимент.

Материалы, полученные в результате ОРД, впоследствии используются для получения фактических данных, которые могут быть доказательствами по уголовному делу, а также для выдвижения следственных версий и их проверок (о порядке предоставления результатов ОРД следователю см. разд. 29).

Поручения следователя оформляются в виде документа (см. приложение 14 к УПК). Поручение о производстве отдельных следственных действий (оперативно-розыскных, розыскных мероприятий) содержит следующую информацию.

1. Вводная часть – наименование документа, данные о начальнике органа дознания, которому надлежит выполнить поручение, и его адрес.

2. Описательная часть – фабулу уголовного дела, а также обстоятельства, установленные в ходе предварительного расследования и подлежащие выяснению.

[1]

3. Заключительная часть – указание, что конкретно необходимо установить, какие следственные действия, оперативно-розыскные мероприятия и к какому сроку требуется выполнить, перечисляются приложения к поручению. Если поручение выполняется органом дознания, действующим в другой местности, указывается точный адрес, по которому должны быть направлены результаты исполнения поручения.

Документ подписывает следователь, осуществляющий производство по уголовному делу. Если расследование производится следственной группой, поручение направляется от имени должностного лица, возглавляющего группу и несущего ответственность за результаты досудебного производства по уголовному делу.

Поручение прокурора оформляется в соответствии с требованиями к данному документу, установленными в приложении 15 к УПК.

В качестве приложений к поручению могут приобщаться копии протоколов допросов, различных документов, результаты применения технических средств. В некоторых случаях подлежат приобщению протоколы осмотров вещественных доказательств с прилагающимися к ним фотографиями, а также иные процессуальные документы.

С целью правильного тактического построения следственных действий возможно перечисление в тексте поручения ряда доказательств, ранее полученных при производстве по уголовному делу.

Для обеспечения надлежащих результатов допроса в описательной части поручения следует при необходимости указывать конкретные положения, подлежащие выяснению. На вопросы должны быть получены однозначные ответы с тем, чтобы избежать неправильного толкования информации. Иногда, прогнозируя возможное развитие ситуации, следователь приводит в отдельном поручении несколько групп вопросов. Конкретный блок вопросов нужно использовать в зависимости от хода и результатов следственных действий, выполненных в рамках поручения.

В поручении следователь может не только приводить перечень вопросов, но и определять оптимальную очередность производства следственных действий. Вместе с тем исполнитель поручения, исходя из конкретных обстоятельств, вправе задавать вопросы и выяснять обстоятельства, которые в поручении не обозначены. С этой же целью может быть изменена и последовательность производства действий, предложенная в тексте поручения. Полученные при этом сведения также могут иметь значение доказательственной информации и использоваться при производстве по делу.

При производстве каждого из следственных действий, обозначенных в поручении, во вводной части протокола нужно сослаться на соответствующий документ и указать, каким именно следователем он был направлен.

Если по уважительным причинам исполнение поручения произвести в указанный в нем срок невозможно, орган дознания, которому оно адресовано, обязан своевременно сообщить об этом следователю и по возможности продолжать его исполнение. Если документ был направлен ненадлежащему адресату, тот должен по собственной инициативе определить, в чьей компетенции находится выполнение соответствующих действий, и самостоятельно направить документ по нужному адресу. Об этом незамедлительно уведомляется следователь, направивший поручение.

Читайте так же:  Публичная кадастровая карта воронежской области официальный сайт

Курс уголовного процесса

Отдельные поручения

Отдельное поручение является основным способом взаимодействия лица, ведущего производство по уголовному делу, с иными субъектами уголовно-процессуальной деятельности, уполномоченными производить следственные и (или) оперативно-розыскные (розыскные) действия, но не имеющими отношения к производству по конкретному делу.

В российском уголовном процессе применение института отдельного поручения имеет место в рамках досудебного производства по уголовному делу, способствуя более эффективному решению задач данного этапа уголовного процесса (установлению лиц, подлежащих привлечению к уголовной ответственности, формированию доказательственной базы и т.п.). Но в теоретическом (сравнительно-правовом) плане институт отдельных поручений вполне может использоваться судом, по крайней мере в рамках континентальной системы судопроизводства, когда один судья поручает другому произвести судебно-следственное действие 1 Впрочем, подобные подходы сегодня можно обнаружить и в российском уголовном процессе, правда, пока в основном в связи с допросом, производимым с помощью видеоконференц-связи (ст. 278 1 УПК РФ), т е. в достаточно специальных случаях. .

Исходя из положений действующего уголовно-процессуального закона и оставляя в стороне судебное производство, институт отдельного поручения выполняет следующие функции в отечественном уголовном судопроизводстве.

Во-первых, отдельное поручение является способом делегирования следователем (дознавателем) полномочий по производству конкретных следственных и иных процессуальных действий в рамках производства расследования по конкретному уголовному делу.

Во-вторых, отдельное поручение служит способом обеспечения надлежащего хода предварительного расследования по уголовному делу. Возможные варианты содержания отдельного поручения (его предмет) предусмотрены п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК РФ В частности, посредством применения института отдельного поручения обеспечивается исполнение процессуальных решений, связанных с применением мер процессуального принуждения (задержание, привод и т.п.), производятся оперативно-розыскные и розыскные мероприятия, направленные на получение информации, необходимой для производства процессуальных действий и принятия процессуальных решений по уголовному делу, оказывается необходимое содействие в производстве следственных действий.

Адресатом отдельного поручения как способа делегирования полномочий по производству следственных и иных процессуальных действий может выступать как орган дознания, так и следователь (ч. 1 ст. 152 УПК РФ). Что касается случаев применения института отдельного поручения в качестве способа обеспечения надлежащего хода производства по уголовному делу, то в таких ситуациях отдельное поручение адресуется органу дознания. Кроме того, институт отдельного поручения может применяться до появления уголовного дела (в рамках доследственной проверки — ч. 1 ст. 144 УПК РФ) в целях проведения оперативно-розыскных мероприятий. В такой ситуации адресатом отдельного поручения выступает орган дознания, наделенный полномочиями по производству оперативно-розыскной деятельности (ч. 1 ст. 40 УПК РФ).

Отдельное поручение в уголовном судопроизводстве должно иметь исключительно письменную форму (об этом говорится в п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК РФ). Это важно с позиции четкого установления пределов компетенции органа, которому оно адресуется. В частности, если отдельное поручение касается производства конкретного следственного действия, то соответствующее лицо становится в положение надлежащего субъекта доказывания обстоятельств, установленных в ходе производства данного следственного действия.

Таким образом, с точки зрения определения пределов компетенции лица, исполняющего отдельное поручение, и, как следствие, законности производимых им процессуальных действий, в том числе оценки допустимости доказательств, полученных в ходе производства следственных действий, письменная форма отдельного поручения имеет принципиальное значение.

В уголовно-процессуальной доктрине затрагивается вопрос об определении пределов дискреционного усмотрения следователя при применении института отдельного поручения 2 См., в частности: Есина А.С. Каким должно быть содержание отдельного поручения следователя? // Российский следователь. 2002. № 2. . Прежде всего это касается допустимости использования отдельного поручения при наличии реальной возможности самостоятельного производства следователем необходимых следственных и иных процессуальных действий. Иначе говоря, речь идет о ситуациях, когда отдельное поручение является способом делегирования полномочий по производству следственных и иных процессуальных действий.

Видео (кликните для воспроизведения).

Необходимо отметить, что специфической особенностью института отдельного поручения является запрет делегирования полномочий по принятию процессуальных решений. Логика законодателя в данном вопросе достаточно проста и понятна: любое процессуальное решение требует оценки всей имеющейся в уголовном деле совокупности доказательств. Надлежащим субъектом оценки, обеспечивающей законность и обоснованность принимаемых процессуальных решений, может выступать только лицо, ведущее производство по уголовному делу, поскольку именно в его распоряжении находятся все материалы уголовного дела. Из данного правила вытекает и иное не менее важное процессуальное последствие, сформулированное Конституционным Судом РФ, а именно — неприменение института отвода к должностным лицам, действующим в рамках отдельного письменного поручения 3 См.: Определение Конституционного Суда РФ от 22 апреля 2010 г. № 460-0-0 «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Быковцева Валерия Геннадьевича на нарушение его конституционных прав частями второй и пятой статьи 163, частью первой статьи 152 и главой 9 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации». .

Источники


  1. Перов, С.И. Основы судебно-бухгалтерской экспертизы / С.И. Перов. — М.: Ярославль: Нюанс, 2015. — 662 c.

  2. Краев, Н. А. Комментарий к Федеральному закону «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (постатейный) / Н.А. Краев, А.Н. Борисов. — М.: Деловой двор, 2015. — 160 c.

  3. Юсуфов, А. Г. История и методология биологии / А.Г. Юсуфов, М.А. Магомедова. — М.: Высшая школа, 2014. — 238 c.
  4. Практика адвокатской деятельности / Под редакцией Л.И. Трунова. — М.: Юрайт, 2016. — 748 c.
  5. Правоведение. — М.: КноРус, 2010. — 472 c.
Поручение дознавателя о производстве отдельных следственных действий
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here