Полиция российской федерации это система государственных органов

Полезная информация на тему: "Полиция российской федерации это система государственных органов", собранная из сети и предоставленная в удобном для чтения виде. По всем вопросам - обращайтесь к дежурному юристу.

Полиция в Российской Федерации

Само слово «полиция» — греческого происхождения, оно обязано своему возникновению термину, который использовал Аристотель для государственного управления – «полития». В средние века в Германии этот термин «возродился» и начал использоваться для обозначения деятельности государства (отдельных феодалов) в сфере внутреннего управления – в отличие от внешнего управления, то есть политики. Именно поэтому средневековые немецкие города считают родиной полиции как учреждения[8], хотя делом именно государства, а не отдельных феодалов, внутреннее управление становится с конца XV века.

В России становление полицейских учреждений проходило по тому же сценарию, что и в Западной Европе. С начала XVIII века идет активное заимствование и попытки приспособить к российским условиям немецкого опыта и научных идей в сфере государственного управления. Поступательное, эволюционное развитие полиции (как и всего государства) было прервано в 1917 году. Для подхода к любым юридическим вопросам в советский период было характерно доминирование политического подхода над юридическим, и интересы государства всегда превалировали над интересом права. Это в полной мере наблюдалось и в процессе формирования милиции. Термин «полиция» не использовался, более того, он во многом оказался скомпрометирован, хотя определении милиции из закона РФ «О милиции» отражает все сущностные признаки полиции:

«Милиция в РФ — это система государственных органов исполнительной власти, призванных защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств и наделенных правом применения мер принуждения в пределах, установленных Законом РФ «О милиции» и другими федеральными законами» (ч. 1 ст. 1 Закона РФ «О милиции»).

Термин «полиция» был реабилитирован с принятием Закона РФ от 24 июня 1993 г. «О федеральных органах налоговой полиции», и с этого момента можно официального говорить о возрождении отечественной полицеистики.

В современной науке выделяют следующие особенности (признаки) полиции[9].

1. Полиция – это орган охраны, оберегающий определенные объекты, имеющие особую ценность в плане безопасности общества и государства.

2. Полномочия полиции имеют надведомственный характер – то есть распространяются на граждан и юридических лиц, организационно не подчиненных субъектам полицейской деятельности. Это выражается в следующем:

— в обязательности к исполнению всеми гражданами и организациями решений, принимаемых органами полиции в пределах своей компетенции;

— в праве надзора за всеми объектами по вопросам, отнесенным к компетенции полиции;

— в праве требовать от других ведомств согласования своих действий с органами полиции по вопросам их компетенции.

3. Полиция вправе применять меры принудительного воздействия.

4. Большинство органов полиции функционируют непрерывно, круглосуточно.

Необходимо отметить, что в теории современной полицеистики термин «полиция» используется в двух смыслах: в широком и узком. В широком смысле «полиция» — это любой орган исполнительной власти, подпадающий под названные выше признаки. Например, К.С. Бельский говорит об общей полиции (ОВД) и специализированной полиции, к которой он относит таможенную полицию (органы ФТС), полицию по контролю оборота наркотиков, полицию по чрезвычайным ситуациям, и даже санитарную полицию, промышленную полицию (органы надзора в промышленности), судебную полицию (судебных приставов) и ведомственную полицию (ведомственную охрану). Узкий подход относит к собственно полиции ту составную часть органа внутренних дел, которая непосредственно осуществляет полицейскую правоохранительную деятельность.

[2]

В отличие от закона РФ «О милиции», в действующем законе «О полиции» определения полиции не существует. В соответствии со ст. 1 ФЗ «О полиции», полиция предназначена для:

1.защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан РФ, иностранных граждан, лиц без гражданства;

2.противодействия преступности;

3.охраны общественного порядка;

4.охраны собственности;

5.обеспечения общественной безопасности.

Действующий закон «О полиции» большое внимание уделает принципам деятельности полиции, которым посвящена вторая глава названного ФЗ. К этим принципам относятся следующие:

1. Соблюдение и уважение прав и свобод человека и гражданина (ст. 5). Данный принцип предполагает, что:

— полиция осуществляет свою деятельность на основе соблюдения и уважения прав и свобод человека и гражданина;

— деятельность полиции, ограничивающая права и свободы граждан, немедленно прекращается, если достигнута законная цель или выяснилось, что эта цель не может или не должна достигаться путем ограничения прав и свобод граждан;

— сотруднику полиции запрещается прибегать к пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению. Сотрудник полиции обязан пресекать действия, которыми гражданину умышленно причиняются боль, физическое или нравственное страдание;

4. при обращении к гражданину сотрудник полиции обязан:

— назвать свои должность, звание, фамилию, предъявить по требованию гражданина служебное удостоверение, после чего сообщить причину и цель обращения;

— в случае применения к гражданину мер, ограничивающих его права и свободы, разъяснить ему причину и основания применения таких мер, а также возникающие в связи с этим права и обязанности гражданина;

5. сотрудник полиции в случае обращения к нему гражданина обязан назвать свои должность, звание, фамилию, внимательно его выслушать, принять соответствующие меры в пределах своих полномочий либо разъяснить, в чью компетенцию входит решение поставленного вопроса;

6. полученные в результате деятельности полиции сведения о частной жизни гражданина не могут предоставляться кому бы то ни было без добровольного согласия гражданина, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом;

7. полиция обязана обеспечить каждому гражданину возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не установлено федеральным законом.

2. Законность (ст. 6). Он предполагает, что полиция осуществляет свою деятельность в точном соответствии с законом. Всякое ограничение прав, свобод и законных интересов граждан, а также прав и законных интересов общественных объединений, организаций и должностных лиц допустимо только по основаниям и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом.

3. Беспристрастность (ст. 7). Полиция защищает права, свободы и законные интересы человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Сотруднику полиции запрещается состоять в политических партиях, материально поддерживать политические партии и принимать участие в их деятельности. При осуществлении служебной деятельности сотрудник полиции не должен быть связан решениями политических партий, иных общественных объединений и религиозных организаций.

Сотрудник полиции должен проявлять уважение к национальным обычаям и традициям граждан, учитывать культурные и иные особенности различных этнических и социальных групп, религиозных организаций, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию.

4. Открытость и публичность (ст. 8). Этот принцип предполагает, что деятельность полиции является открытой для общества в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства РФ об уголовном судопроизводстве, о производстве по делам об административных правонарушениях, об оперативно-розыскной деятельности, о защите государственной и иной охраняемой законом тайны, а также не нарушает прав граждан, общественных объединений и организаций.

Читайте так же:  Роспотребнадзор великий новгород официальный сайт подать жалобу

5. Общественное доверие и поддержка граждан (ст. 9). Суть этого принципа в том, что:

— полиция при осуществлении своей деятельности стремится обеспечивать общественное доверие к себе и поддержку граждан;

— действия сотрудников полиции должны быть обоснованными и понятными для граждан;

— в случае нарушения сотрудником полиции прав и свобод граждан или прав организаций полиция обязана в пределах своих полномочий принять меры по восстановлению нарушенных прав и свобод;

— федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел проводит постоянный мониторинг общественного мнения о деятельности полиции, а также мониторинг взаимодействия полиции с институтами гражданского общества;

— общественное мнение является одним из основных критериев официальной оценки деятельности полиции, определяемых федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел;

— при федеральном органе исполнительной власти в сфере внутренних дел и территориальных органах образуются общественные советы, которые призваны обеспечить согласование общественно значимых интересов граждан РФ, федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений, правозащитных, религиозных и иных организаций, в том числе профессиональных объединений предпринимателей, для решения наиболее важных вопросов деятельности полиции путем:

1) привлечения граждан и общественных объединений к реализации государственной политики в сфере охраны общественного порядка, обеспечения общественной безопасности и противодействия преступности;

2) участия в разработке и рассмотрении концепций, программ, инициатив общественных объединений и граждан по наиболее актуальным вопросам деятельности полиции;

3) проведения общественной экспертизы проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов по вопросам деятельности полиции;

4) обсуждения вопросов, касающихся деятельности полиции, в средствах массовой информации;

5) осуществления общественного контроля деятельности полиции.

6. Взаимодействие и сотрудничество (ст. 10). Этот принцип предполагает, что полиция при осуществлении своей деятельности взаимодействует с другими правоохранительными органами, государственными и муниципальными органами, общественными объединениями, организациями и гражданами. Полиция в пределах своих полномочий оказывает содействие государственным и муниципальным органам, общественным объединениям и организациям в обеспечении защиты прав и свобод граждан, соблюдения законности и правопорядка, а также оказывает поддержку развитию гражданских инициатив в сфере предупреждения правонарушений и обеспечения правопорядка.

Взаимодействие полиции с правоохранительными органами иностранных государств и международными полицейскими организациями осуществляется в соответствии с международными договорами РФ.

7. Использование достижений науки и техники, современных технологий и информационных систем (ст. 11). Согласно этому принципу, полиция в своей деятельности обязана использовать достижения науки и техники, информационные системы, сети связи, а также современную информационно-телекоммуникационную инфраструктуру.

Дата добавления: 2015-09-21 ; просмотров: 377 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

27.2. Понятие и система полиции в Российской Федерации

Основным звеном системы органов внутренних дел является полиция, которая представляет собой правоохранительный орган исполнительной власти Российской Федерации, основной целью которого является защита жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности. Полиция в пределах своих полномочий оказывает содействие федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов РФ, иным государственным органам, органам местного самоуправления, иным муниципальным органам, общественным объединениям, а также организациям независимо от форм собственности, должностным лицам этих органов и организаций в защите их прав.

Исходя из вышеназванных целей основными направлениями деятельности полиции являются:

  • – защита личности, общества, государства от противоправных посягательств;
  • – предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;
  • – выявление и раскрытие преступлений, производство дознания по уголовным делам; розыск лиц;
  • – производство по делам об административных правонарушениях, исполнение административных наказаний;
  • – обеспечение правопорядка в общественных местах;
  • – обеспечение безопасности дорожного движения;
  • – контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия;
  • – контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области частной детективной (сыскной) и охранной деятельности;
  • – охрана имущества и объектов, в том числе на договорной основе;
  • – государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также других защищаемых лиц;
  • – осуществление экспертно-криминалистической деятельности;
  • – по решению Президента РФ участие в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности.

При осуществлении тех или иных направлений деятельности органы полиции руководствуются следующими принципами: соблюдение и уважение прав и свобод человека и гражданина; законности; беспристрастности; открытости и публичности; общественного доверия и поддержки граждан; взаимодействия и сотрудничества, а также принципом использования достижений науки и техники, современных технологий и информационных систем. Многие из вышеназванных принципов являются новыми по сравнению с принципами деятельности органов милиции и имеют важное значение в деятельности органов полиции.

Одним из основных принципов деятельности органов полиции является принцип соблюдения и уважения прав и свобод человека и гражданина.

Указанный принцип основан на фундаментальном положении Конституции РФ: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства (ст. 2). Обеспечивать всем, находящимся в пределах России, права, признаваемые Международным пактом о гражданских и политических правах 1966 г., – международное обязательство СССР и его правопреемника – Российской Федерации, присоединившегося и ратифицировавшего в 1973 г. данный Пакт.

Практическое значение рассматриваемого принципа в деятельности органов полиции заключается в том, что при осуществлении своих полномочий органам полиции запрещается прибегать к пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению. Сотрудник полиции обязан пресекать действия, которыми гражданину умышленно причиняются боль, физическое или нравственное страдание. При этом деятельность полиции, ограничивающая права и свободы граждан, немедленно прекращается, если достигнута законная цель или выяснилось, что эта цель не может или не должна достигаться путем ограничения прав и свобод граждан. При обращении к гражданину сотрудник полиции обязан:

  • – назвать свои должность, звание, фамилию, предъявить по требованию гражданина служебное удостоверение, после чего сообщить причину и цель обращения;
  • – в случае применения к гражданину мер, ограничивающих его права и свободы, разъяснить ему причину и основания применения таких мер, а также возникающие в связи с этим нрава и обязанности гражданина.

Полученные в результате деятельности полиции сведения о частной жизни гражданина не могут предоставляться кому бы то ни было без добровольного согласия гражданина, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом. Полиция обязана обеспечить каждому гражданину возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не установлено федеральным законом (п. 7 ст. 5 Закона о полиции).

Другим принципом деятельности органов полиции является принцип законности.

Законность является одним из основных демократических принципов правового государства и выступает в качестве универсального правового принципа, заключающегося в точном и неуклонном соблюдении законов всеми участниками общественных отношений. Общеправовой принцип законности закреплен в ст. 15 Конституции РФ. В ч. 2 указанной статьи установлено: «Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы». Содержание принципа законности применительно к деятельности органов полиции заключается в том, что всякое ограничение прав, свобод и законных интересов граждан, а также прав и законных интересов общественных объединений, организаций и должностных лиц допустимо только на основании и в порядке, предусмотренном федеральными законами. Права и свободы человека и гражданина согласно Конституции РФ могут быть ограничены федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55).

Читайте так же:  Получить усиленную квалифицированную электронную подпись физическому лицу

Сотруднику полиции запрещается подстрекать, склонять, побуждать в прямой или косвенной форме кого-либо к совершению противоправных действий. Применение сотрудником полиции мер государственного принуждения для выполнения обязанностей и реализации прав полиции допустимо только в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Принцип беспристрастности является новым принципом деятельности органов полиции. Его суть заключается в том, что полиция защищает права, свободы и законные интересы человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Кроме того сотруднику полиции запрещается состоять в политических партиях, материально поддерживать политические партии и принимать участие в их деятельности. При осуществлении служебной деятельности сотрудник полиции не должен быть связан решениями политических партий, иных общественных объединений и религиозных организаций. Сотрудник полиции должен проявлять уважение к национальным обычаям и традициям граждан, учитывать культурные и иные особенности различных этнических и социальных групп, религиозных организаций, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию (п. 3 ст. 7 Закона о полиции).

Принцип общественного доверия и поддержки граждан является принципом деятельности новых органов полиции. Этот принцип является одним из эффективных критериев оценки ее работы со стороны общества. В целях его реализации при МВД России и его территориальных органах образуются общественные советы, которые призваны обеспечить согласование общественно значимых интересов граждан Российской Федерации, федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений, правозащитных, религиозных и иных организаций, в том числе профессиональных объединений предпринимателей, для решения наиболее важных вопросов деятельности полиции путем:

  • – привлечения граждан и общественных объединений к реализации государственной политики в сфере охраны общественного порядка, обеспечения общественной безопасности и противодействия преступности;
  • – участия в разработке и рассмотрении концепций, программ, инициатив общественных объединений и граждан по наиболее актуальным вопросам деятельности полиции;
  • – проведения общественной экспертизы проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов по вопросам деятельности полиции;
  • – обсуждения вопросов, касающихся деятельности полиции, в средствах массовой информации;
  • – осуществления общественного контроля за деятельностью полиции.

Общественные советы формируются на основе добровольного участия в их деятельности граждан Российской Федерации, общественных объединений и организаций.

Полиция при осуществлении своей деятельности должна стремиться обеспечивать общественное доверие к себе и поддержку граждан. Действия сотрудников полиции должны быть обоснованными и понятными для граждан. В случае нарушения сотрудником полиции прав и свобод граждан или прав организаций органы полиции обязаны в пределах своих полномочий принять меры по восстановлению нарушенных прав и свобод. В порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, полиция приносит извинения гражданину, права и свободы которого были нарушены сотрудником полиции, по месту нахождения (жительства), работы или учебы гражданина в соответствии с его пожеланиями (ст. 9 Закона о полиции).

Порядок взаимодействия органов полиции с федеральными органами исполнительной власти, включая образование координационных и совещательных органов, определяется нормативными правовыми актами Президента РФ, Правительства РФ, а также согласованными или совместными актами федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ или Правительство РФ.

Полиция в пределах своих полномочий оказывает содействие государственным и муниципальным органам, общественным объединениям и организациям в обеспечении защиты прав и свобод граждан, соблюдения законности и правопорядка, а также оказывает поддержку развитию гражданских инициатив в сфере предупреждения правонарушений и обеспечения правопорядка. Сами же государственные и муниципальные органы, общественные объединения, организации и должностные лица призваны оказывать содействие полиции при выполнении ею своих обязанностей, установленных законом.

Взаимодействие полиции с правоохранительными органами иностранных государств и международными полицейскими организациями осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Принцип использования достижений науки и техники, современных технологий и информационных систем по своей правовой сущности является принципом, который сводится к применению на практике достижений науки, техники, современных технологий и информационных систем, а также передового опыта для оптимальной и рациональной организации деятельности полиции, достижение ее максимального эффекта, полного использования имеющихся возможностей.

Руководство полицией в Российской Федерации осуществляет Министр внутренних дел РФ. Руководство полицией в субъектах РФ осуществляют министры внутренних дел, начальники управлений (главных управлений) внутренних дел, назначаемые на должность, с учетом мнения высшего должностного лица соответствующего субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) но предлагаемой кандидатуре, Президентом РФ по представлению министра внутренних дел РФ. Освобождение от должности также осуществляется Президентом РФ по представлению Министра внутренних дел РФ.

Руководство полицией в районах, городах и иных муниципальных образованиях осуществляют начальники отделов (управлений) внутренних дел, назначаемые на должность и освобождаемые от должности министрами внутренних дел, начальниками управлений (главных управлений) внутренних дел субъектов РФ. Руководство полицией на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах осуществляют начальники соответствующих органов внутренних дел.

В состав полиции входят разные подразделения, в зависимости от выполняемых задач того или иного органа полиции. В структуру центрального аппарата МВД России, утвержденную Указом Президента РФ от 1 марта 2011 г. № 248 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации», включены следующие подразделения полиции:

  • – Главное управление по обеспечению охраны общественного порядка и координации взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов РФ;
  • – Главное управление по противодействию экстремизму;
  • – Главное управление собственной безопасности;
  • – Главное управление на транспорте;
  • – Главное управление уголовного розыска;
  • – Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции;
  • – Национальное центральное бюро Интерпола;

Главное управление вневедомственной охраны;

  • – Главное управление по обеспечению безопасности дорожного движения;
  • – Оперативное управление;
  • – Управление по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите;
  • – Управление по обеспечению деятельности подразделений специального назначения и авиации;
  • – Управление по обеспечению безопасности крупных международных и массовых спортивных мероприятий;
  • – Управление оперативно-разыскной информации;
  • – Управление по организации дознания.
Читайте так же:  Подведомственность и подсудность арбитражных судов в россии

Полиция в системе органов внутренних дел России

Полиция в Российской Федерации — система госу­дарственных органов исполнительной власти, призван­ных защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, для противодействия преступности, охраны

общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности.

Организация и деятельность полиции регулируются Федеральным законом «О полиции».

Задачами полиции являются:

— защита личности, общества, государства от противо­правных посягательств;

— предупреждение и пресечение преступлений и адми­нистративных правонарушений;

— выявление и раскрытие преступлений, производство дознания по уголовным делам;

— производство по делам об административных право­нарушениях, исполнение административных наказаний;

— обеспечение правопорядка в общественных местах;

— обеспечение безопасности дорожного движения;

— контроль за соблюдением законодательства РФ в об­ласти оборота оружия;

Видео (кликните для воспроизведения).

— контроль за соблюдением законодательства РФ в об­ласти частной детективной (сыскной) и охранной деятель­ности;

— охрана имущества и объектов, в том числе на дого­ворной основе;

— государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохрани­тельных и контролирующих органов, а также других защи­щаемых лиц;

— осуществление экспертно-криминалистической дея­тельности.

По решению Президента РФ сотрудники полиции могут участвовать в деятельности по поддержанию и восстанов­лению международного мира и безопасности.

Деятельность полиции строится в соответствии с прин­ципами уважения прав и свобод человека и гражданина, за­конности, беспристрастности, гуманизма, открытости и пу­бличности, общественного доверия и поддержки граждан; взаимодействия и сотрудничества с другими правоохрани­тельными органами, государственными и муниципальными органами, общественными объединениями, организациями и гражданами.

Полиция является составной частью единой централизо­ванной системы МВД России. В состав полиции могут входить подразделения, организации и службы, создаваемые для выполнения возложенных на полицию обязанностей.

Состав полиции, порядок создания, реорганизации и ликвидации подразделений полиции определяются Пре­зидентом РФ.

На полицию возлагаются следующие обязанности:

— принимать и регистрировать (в том числе в электрон­ной форме) заявления и сообщения о преступлениях, об ад­министративных правонарушениях, происшествиях;

— прибывать незамедлительно на место совершения преступления, административного правонарушения, место происшествия, пресекать противоправные деяния, устра­нять угрозы безопасности граждан и общественной без­опасности;

— обеспечивать безопасность граждан и общественный порядок на улицах, площадях, стадионах, в скверах, парках, на транспортных магистралях, вокзалах, в аэропортах, мор­ских и речных портах и других общественных местах;

— в соответствии с подследственностью возбуждать уголовные дела, производить дознание по уголовным де­лам;

— осуществлять оперативно-розыскную деятельность н целях выявления, предупреждения, пресечения и раскры­тия преступлений, обеспечения собственной безопасности, а также в иных целях, предусмотренных федеральным за­конодательством;

— пресекать административные правонарушения и осу­ществлять производство по делам об административных правонарушениях, отнесенных к подведомственности по­лиции;

— содержать, охранять, конвоировать задержанных и заключенных под стражу лиц;

— принимать меры, направленные на предупреждение, выявление и пресечение экстремистской деятельности;

— участвовать в мероприятиях по противодействия тер­роризму и в обеспечении правового режима контртеррори­стических операций;

— проводить в соответствии с законодательством РФ экспертизы по уголовным делам и делам об администра­тивных правонарушениях, а также исследования по мате­риалам оперативно-розыскной деятельности;

— осуществлять государственный контроль (надзор) за соблюдением правил, стандартов, технических норм или иных требований в области обеспечения безопасности до­рожного движения;

— выдавать гражданам и организациям, лицензии на приобретение гражданского и служебного оружия;

— контролировать оборот гражданского, служебного и наградного оружия;

— выдавать лицензии на осуществление частной детек­тивной (сыскной) деятельности и на осуществление охран­ной деятельности, а также осуществлять контроль за дан­ной деятельностью;

— охранять на договорной основе имущество граждан и организаций, а также объекты, подлежащие обязательной охране полицией;

— осуществлять контроль (надзор) за соблюдением ли- цами, освобожденными из мест лишения свободы, установ­ленных для них судом запретов и ограничений;

— изымать у граждан и должностных лиц докумен­ты, имеющие признаки подделки, а также вещи, изъятые из гражданского оборота.

Кроме того, органы полиции в предусмотренных за­конодательством РФ случаях оказывают содействие го­сударственным и муниципальным органам в их деятель­ности.

Обязанности полиции закреплены в 41 пункте ст. 12 Фе­дерального закона «О полиции», и иные обязанности по­лиции могут быть возложены на нее только путем внесения изменений в этот Закон.

Полиции для выполнения возложенных на нее обязан­ностей представляется право:

— требовать от граждан и должностных лиц прекраще­ния противоправных действий;

— проверять документы, удостоверяющие личность граждан;

— вызывать в полицию граждан и должностных лиц по расследуемым уголовным делам и находящимся в про­изводстве делам об административных правонарушениях и другим предусмотренным законам основаниям;

— запрашивать и получать на безвозмездной основе от государственных и муниципальных органов, обществен­ных объединений, организаций, должностных лиц и граж­дан сведения, справки, документы (их копии), иную необ­ходимую информацию, в том числе персональные данные граждан;

— беспрепятственно по предъявлению служебного удо­стоверения посещать в связи с расследуемыми уголовными долами и находящимися в производстве делами об адми­нистративных правонарушениях, о происшествиях, знако­миться с необходимыми документами и материалами;

— патрулировать населенные пункты и общественные Места, оборудовать при необходимости контрольные и кон­трольно-пропускные пункты, выставлять посты, в том числе стационарные, заслоны, использовать другие формы ох­раны общественного порядка;

[3]

— требовать от граждан (групп граждан) покинуть ме­сто совершения преступления, административного право­нарушения, место происшествия;

— составлять протоколы об административных право­нарушениях, собирать доказательства, принимать меры (обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, принимать иные меры, предусмотрен­ные законодательством;

— производить следственные и иные процессуальные действия;

— проводить оперативно-розыскные мероприятия;

— применять в порядке контроля (надзора) меры на­блюдения за ходом социальной реабилитации лиц, осво­божденных из мест лишения свободы;

— вносить в соответствии с федеральным законом руко­водителям и должностным лицам организаций обязатель­ные для исполнения представления об устранения причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности граждан и общественной безопасности, совершению пре­ступлений и административных правонарушений;

— доставлять граждан, т.е. осуществлять их принуди­тельное препровождение, в служебное помещение террито­риального органа или подразделения полиции, в помеще­ние муниципального органа, в иное служебное помещение в целях решения вопроса о задержании гражданина, уста­новления личности, если имеются основания полагать, что он находится в розыске, либо как пропавший без вести, за­щиты гражданина от непосредственной угрозы его жизни и здоровью, а также в других предусмотренных законом случаях;

— осуществлять в предусмотренных законом случаях личный досмотр граждан, досмотр находящихся при них вещей, а также досмотр их транспортных средств;

[1]

— производить регистрацию, фотографирование, аудио-, кино- и видеосъемку, дактилоскопирование лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления, заключенных под стражу, обвиняемых в совершении преступления, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста, если в течение установленного срока’ задержания достоверно установить их личность не представилось возможным, а также других лиц в соответствии с федеральным законом;

— применять меры государственной защиты потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также других защищаемых лиц;

Читайте так же:  Сельская малокомплектная школа находится в поселке ивановское

— использовать на безвозмездной основе возможности средств массовой информации и информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации в целях установления обстоятельств совершения преступления, лиц, их совершивших, а также розыска лиц, скрывшихся от органов дознания, предварительного следствия или суда, и лиц, пропавших без вести, и др.

При выполнении возложенных на них обязанностей сотрудники полиции имеют право применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие, а так же наделены иными правами, предусмотренными законодательством.

На службу в полицию имеют право поступить граждане Российской Федерации не моложе 18 и не старше 35 лет независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, У места жительства, отношения к религии, убеждений, владеющие государственным языком Российской Федерации, имеющие образование не ниже среднего (полного) общего образования, способные по своим личным деловым качествам, физической подготовке и состоянию здоровья выполнять служебные обязанности сотрудника полиции.

Не могут быть приняты на службу в полицию граждане, имеющие либо имевшие судимость.

Граждане Российской Федерации, поступающие на службу в полицию, проходят психофизиологические исследования, тестирование на алкогольную, наркотическую и иную токсическую зависимость.

Дата добавления: 2016-10-22 ; просмотров: 2092 | Нарушение авторских прав

15.2. Полиция в системе органов внутренних дел Российской Федерации, направления ее деятельности, состав, обязанности и права

Полиция обоснованно считается одной из ключевых составных частей централизованной системы органов внутренних дел. Статус полиции закреплен в Законе о полиции, определившим, что полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан России, иностранных граждан, лиц без гражданства, для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности. В ст. 1 Закона о полиции подчеркивается, что полиция незамедлительно приходит на помощь каждому, кто нуждается в ее защите от преступных и иных противоправных посягательств.

Основными направлениями деятельности полиции являются:

  • – защита личности, общества, государства от противоправных посягательств;
  • – предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;
  • – выявление и раскрытие преступлений, производство дознания по уголовным делам;
  • – розыск лиц;
  • – производство по делам об административных правонарушениях, исполнение административных наказаний;
  • – обеспечение правопорядка в общественных местах;
  • – обеспечение безопасности дорожного движения;
  • – контроль за соблюдением законодательства РФ в области оборота оружия;
  • – контроль за соблюдением законодательства РФ в области частной детективной (сыскной) и охранной деятельности;
  • – охрана имущества и объектов, в том числе на договорной основе;
  • – государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также других защищаемых лиц;
  • – осуществление экспертно-криминалистической деятельности.

Кроме того, по решению Президента РФ сотрудники полиции могут участвовать в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности (ст. 2 Закона о полиции).

Определение состава полиции, порядка создания, реорганизации и ликвидации подразделений полиции относится к компетенции Президента РФ. Согласно п. 1 Указа Президента РФ от 1 марта 2011 г. № 250 «Вопросы организации полиции», в состав полиции входят подразделения, организации и службы, на которые возлагаются:

При этом перечень конкретных подразделений и служб полиции в Центральном аппарате МВД России утверждается Президентом РФ, а в территориальных органах МВД России – Министром внутренних дел РФ. Так, из приведенной выше структуры Центрального аппарата МВД России к подразделениям полиции отнесены: Главное управление вневедомственной охраны; Главное управление по обеспечению безопасности дорожного движения; Главное управление по обеспечению охраны общественного порядка и координации взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов РФ; Главное управление по противодействию экстремизму; Главное управление собственной безопасности; Главное управление на транспорте; Главное управление уголовного розыска; Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции; Национальное центральное бюро Интерпола; Оперативное управление; Управление по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите; Управление по обеспечению деятельности подразделений специального назначения и авиации; Управление по обеспечению безопасности крупных международных и массовых спортивных мероприятий; Управление оперативно-розыскной информации; Управление по организации дознания.

В свою очередь, в территориальных органах МВД России образуются подразделения: уголовного розыска; экономической безопасности и противодействия коррупции; дознания; по борьбе с преступными посягательствами на грузы; по противодействию экстремизму; участковых уполномоченных полиции; по делам несовершеннолетних; охраны общественного порядка и взаимодействия с органами исполнительной власти; государственной инспекции безопасности дорожного движения; вневедомственной охраны; собственной безопасности; оперативно-розыскной информации; оперативно-поисковые; центры специального назначения полиции; центры лицензионно-разрешительной работы; бюро регистрации несчастных случаев; дежурные части; и др.

Обязанностям полиции посвящена ст. 12 Закона о полиции. На полицию, помимо прочих, возлагаются следующие обязанности:

В ст. 12 Закона о полиции закреплены и другие обязанности, возлагаемые на полицию. Кроме того, следует учитывать положения иных статей названного Закона. Так, согласно требованиям ч. 4, 5 ст. 5 Закона о полиции, при обращении к гражданину сотрудник полиции обязан:

  • 1) назвать свои должность, звание, фамилию, предъявить по требованию гражданина служебное удостоверение, после чего сообщить причину и цель обращения;
  • 2) в случае применения к гражданину мер, ограничивающих его права и свободы, разъяснить ему причину и основания применения таких мер, а также возникающие в связи с этим права и обязанности гражданина.

Сотрудник полиции в случае обращения к нему гражданина обязан также назвать свои должность, звание, фамилию, внимательно его выслушать, принять соответствующие меры в пределах своих полномочий либо разъяснить, в чью компетенцию входит решение поставленного вопроса.

Иные обязанности, не предусмотренные Законом о полиции, могут быть возложены на полицию только путем внесения изменений в названный Закон.

Права полиции предусмотрены в ст. 13 Закона о полиции. В соответствии с этой статьей, для выполнения возложенных на нее обязанностей полиция, в частности, имеет право:

Согласно ч. 3 ст. 15 Закона о полиции проникновение сотрудников полиции в жилые помещения, в иные помещения и на земельные участки, принадлежащие гражданам, в помещения, на земельные участки и территории, занимаемые организациями (за исключением помещений, земельных участков и территорий дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств, представительств международных организаций), допускается в случаях, предусмотренных законодательством РФ, а также:

  • 1) для спасения жизни граждан и (или) их имущества, обеспечения безопасности граждан или общественной безопасности при массовых беспорядках и чрезвычайных ситуациях;
  • 2) для задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления;
  • 3) для пресечения преступления;
  • 4) для установления обстоятельств несчастного случая.

При этом сотрудник полиции вправе при необходимости произвести взлом (разрушение) запирающих устройств, элементов и конструкций, препятствующих проникновению в указанные помещения и на указанные земельные участки и территории, и осмотр находящихся там объектов и транспортных средств.

О каждом случае проникновения сотрудника полиции в жилое помещение в возможно короткий срок, но не позднее 24 часов с момента проникновения информируются собственник этого помещения и (или) проживающие там граждане, если такое проникновение было осуществлено в их отсутствие. Кроме того, о каждом случае вхождения сотрудника полиции в жилое помещение помимо воли находящихся там граждан письменно уведомляется прокурор в течение 24 часов.

Читайте так же:  Ответственность за нарушение правил землепользования и застройки

Особое значение в деятельности полиции придается вопросам применения ее сотрудниками физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия (гл. 5 Закона о полиции).

Закон о полиции в ч. 4 ст. 18 установил обязанность сотрудника полиции проходить специальную подготовку, а также периодическую проверку на профессиональную пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

Порядок применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия указан в ст. 19 Закона о полиции. Сотрудник полиции перед применением физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия обязан сообщить лицам, в отношении которых предполагается их применение, о том, что он является сотрудником полиции, предупредить о своем намерении и предоставить этим лицам возможность и время для выполнения законных требований сотрудника полиции. Сотрудник полиции имеет право не предупреждать о своем намерении применить физическую силу, специальные средства или огнестрельное оружие, если промедление в их применении создает непосредственную угрозу жизни и здоровью гражданина или сотрудника полиции либо может повлечь иные тяжкие последствия.

При применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия сотрудник полиции действует с учетом создавшейся обстановки, характера и степени опасности действий лиц, в отношении которых применяются физическая сила, специальные средства или огнестрельное оружие, характера и силы оказываемого ими сопротивления. При этом он обязан стремиться к минимизации любого ущерба.

Сотрудник полиции обязан оказать гражданину, получившему телесные повреждения в результате применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, первую помощь, а также принять меры по предоставлению ему медицинской помощи в возможно короткий срок. О каждом случае причинения гражданину ранения либо наступления его смерти в результате применения сотрудником полиции физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия уведомляется прокурор в течение 24 часов.

Сотрудник полиции имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы, если несиловые способы не обеспечивают выполнения возложенных на полицию обязанностей, в следующих случаях:

  • – для пресечения преступлений и административных правонарушений;
  • – доставления в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции, в помещение муниципального органа, в иное служебное помещение лиц, совершивших преступления и административные правонарушения, и задержания этих лиц;
  • – преодоления противодействия законным требованиям сотрудника полиции. Кроме того, сотрудник полиции имеет право применять физическую силу во всех случаях, когда законом разрешено применение специальных средств или огнестрельного оружия (ст. 20 Закона о полиции).

Сотрудник полиции имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять специальные средства в следующих случаях:

При этом, в зависимости от конкретного основания, могут быть применены следующие специальные средства: палки специальные; специальные газовые средства; средства ограничения подвижности; специальные окрашивающие и маркирующие средства; электрошоковые устройства; светошоковые устройства; служебные животные; световые и акустические специальные средства; средства принудительной остановки транспорта; средства сковывания движения; водометы; бронемашины; средства защиты охраняемых объектов (территорий), блокирования движения групп граждан, совершающих противоправные действия; средства разрушения преград (ч. 2 ст. 21 Закона о полиции).

Сотруднику полиции запрещается применять специальные средства:

  • 1) в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и малолетних лиц, за исключением случаев оказания указанными лицами вооруженного сопротивления, совершения группового либо иного нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан или сотрудника полиции;
  • 2) при пресечении незаконных собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований ненасильственного характера, которые не нарушают общественный порядок, работу транспорта, средств связи и организаций.

Помимо запретов, закон содержит и целый ряд ограничений, связанных с применением специальных средств (ст. 22

Закона о полиции). Например, не допускается нанесение человеку ударов палкой специальной по голове, шее, ключичной области, животу, половым органам, в область проекции сердца; не допускается применение водометов при температуре воздуха ниже нуля градусов Цельсия; не допускается применение средств принудительной остановки транспорта на горных дорогах или участках дорог с ограниченной видимостью.

Применение сотрудником полиции огнестрельного оружия регламентировано ст. 23 Закона о полиции. Сотрудник полиции имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять огнестрельное оружие в следующих случаях:

Сотрудник полиции также имеет право применять огнестрельное оружие:

  • – для остановки транспортного средства путем его повреждения, если управляющее им лицо отказывается выполнить неоднократные требования сотрудника полиции об остановке и пытается скрыться, создавая угрозу жизни и здоровью граждан;
  • – обезвреживания животного, угрожающего жизни и здоровью граждан и (или) сотрудника полиции;
  • – разрушения запирающих устройств, элементов и конструкций, препятствующих проникновению в жилые и иные помещения по основаниям, предусмотренным законом;
  • – производства предупредительного выстрела, подачи сигнала тревоги или вызова помощи путем производства выстрела вверх или в ином безопасном направлении.
Видео (кликните для воспроизведения).

При этом следует учитывать установленные законом запреты на применение огнестрельного оружия. Так, сотруднику полиции запрещается применять огнестрельное оружие с производством выстрела на поражение в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности, несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен сотруднику полиции, за исключением случаев оказания указанными лицами вооруженного сопротивления, совершения вооруженного или группового нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан или сотрудника полиции. Сотрудник полиции не имеет права применять огнестрельное оружие при значительном скоплении граждан, если в результате его применения могут пострадать случайные лица.

Источники


  1. Бредихин, А. Л. Правоведение. Учебное пособие / А.Л. Бредихин. — М.: Феникс, 2015. — 256 c.

  2. Зайцев, Р. В. Признание и приведение в исполнение в России иностранных судебных актов / Р.В. Зайцев. — М.: Wolters Kluwer, 2013. — 208 c.

  3. Золотов, Ю. А. История и методология аналитической химии / Ю.А. Золотов, В.И. Вершинин. — М.: Academia, 2015. — 464 c.
  4. Рагулин, А.В. Современные проблемы регламентации и охраны профессиональных прав адвоката-защитника в России / А.В. Рагулин. — М.: Юркомпани, 2015. — 290 c.
  5. Кони, А. Ф. Обвинительные и судебные речи / А.Ф. Кони. — М.: Студия АРДИС, 2016. — 707 c.
Полиция российской федерации это система государственных органов
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here