Периодический медицинский осмотр водителей транспортных средств

Полезная информация на тему: "Периодический медицинский осмотр водителей транспортных средств", собранная из сети и предоставленная в удобном для чтения виде. По всем вопросам - обращайтесь к дежурному юристу.

Периодичность прохождения медицинских осмотров для водителя

Отдельного внимания заслуживает информация, которую мы подобрали о периодичности прохождения медицинских осмотров и освидетельствований для разных категорий лиц, которые управляют ТС (транспортными средствами). Кроме того следует коснуться прочих изменений Кодекса об Административных правонарушениях и ФЗ «О безопасности дорожного движения».

Эти изменения начали действовать с 31.03.2014г. и незнание основных моментов не освобождает от ответственности за невыполнение новых требований. Разберем основные из них по порядку.

Понятие водитель транспортного средства (ТС)

Теперь в ФЗ «О безопасности дорожного движения» введена новая трактовка понятия «водитель транспортного средства»:

Данное понятие разделяет всех водителей на 3 основные группы, а именно:

  1. Управляют ТС в личных целях;
  2. Работают на ТС;
  3. Управляют ТС, как индивидуальные предприниматели.

Каждая из представленных групп теперь имеет свои типы медицинских освидетельствований, о которых стоит рассказать подробнее.

Виды медицинских освидетельствований и осмотров водителей

Рассмотрим цитату из закона «БДД» №196-ФЗ главы IV статьи 23 п.1:

Из цитаты видно, что существуют следующие виды медицинских освидетельствований и осмотров для водителей ТС:

  1. Освидетельствование, которое обязательно проводится для людей, получающих права впервые.
  2. Освидетельствование, которое обязательно проводится при замене ВУ (водительского удостоверения).
  3. Освидетельствование, которое обязательно проводится при возвращении ВУ после лишения (в случае, если это предусмотрено КоАП).
  4. Внеочередное освидетельствование, которое обязательно проводится, если периодический медосмотр (п.6) выявил существенное ухудшение состояния здоровья водителя.
  5. Обязательный предварительный медицинский осмотр.
  6. Обязательный медосмотр, который проводится с периодичностью 1 раз в 2 года.
  7. Обязательный медосмотр предрейсовый.
  8. Обязательный медосмотр послерейсовый.

Вполне ясно, что далеко не все вышеперечисленные виды медицинских осмотров обязательно нужно проходить каждому человеку для управлениия ТС.

Обязательные медицинские осмотры

Рассмотрим случаи, когда потребуется прохождение обязательных медицинских осмотров:

Отдельного внимания заслуживают такие моменты:

  • Из приведенного выше списка обязательные медосмотры (п.п.1-3) нужны для всех водителей;
  • Из приведенного выше списка обязательные медосмотры (п.п.5-8) нужны лишь тем, кто управляет ТС, как индивидуальный предприниматель, а также работают водителями на ТС. Таким образом, водитель, который использует свой автомобиль, к примеру, для поездки на природу или к родственникам, проходить данные виды медосмотров не должен;
  • В момент приема на работу человека в качестве водителя, от него потребуется пройти 1 раз предварительный медицинский осмотр;
  • Если человек работает водителем, то он обязан проходить периодические медицинские осмотры каждые 2 года;
  • Если человек работает водителем, то перед каждым рейсом он обязан пройти предрейсовый медицинский осмотр. Исключением здесь является работа в оперативных службах, когда на прохождение подобного осмотра может просто не быть времени;
  • Если человек работает водителем ТС, который осуществляет пассажироперевозки либо перевозки грузов, относящихся к категории опасных, то он должен проходить послерейсовый медицинский осмотр.

Нужно отметить, что любой из видов обязательных медосмотров согласно п.5 статьи 23 «БДД»проводится за счет работодателей.

Для водителей, которые работают на ТС предназначено и внеочередное обязательное освидетельствование. Его проводят, если в ходе обязательного периодичного медосмотра отмечено ухудшения состоянии здоровья человека.

Из предоставленной выше информации можно сделать следующие выводы:

  • Для водителя, который использует в личных целях свой автомобиль, обязательным считается прохождение медицинского освидетельствования 1 раз в 10 лет (перед проведением замены прав на новые);
  • Если человек работает водителем, то ему необходимо проходить медосвидетельствование 1 раз в 10 лет, а кроме того 4 типа медосмотров (с различной периодичностью).

Где проходить медицинские освидетельствования и медицинские осмотры?

Согласно того же закона «О безопасности дорожного движения» статьи 23 п.7:

Итак, разберем по порядку для каждого типа обследований:

  • Медицинские освидетельствования, которые описаны в п.п.1-4, можно проходить в клиниках, как государственных, так и частных. Следует отметить, что осмотры таких специалистов, как психиатр-нарколог и психиатр, нужно проходить исключительно в госучреждениях здравоохранения.
  • Периодические, а также предварительные медосмотры, которые описаны в п.п.5-6, можно проходить у специалистов частных и государственных учреждений.
  • Медосмотры пред- и послерейсовые проводятся медработником (штатным либо привлекаемым) непосредственно в организации, которая выступает работодателем.

Теперь самые важные изменения, касающиеся водителей ТС, в рамках этой статьи разобраны. И все же предлагаем Вам ознакомиться с полным текстом обновленного закона «О безопасности дорожного движения«.

Штрафы за неправильное проведение медицинских освидетельствований и осмотров

Перейдем к рассмотрению статьи 11.32 КоАП РФ, где предусмотрен перечень административных взысканий в виде штрафов за неправильное проведение медицинских освидетельствований и осмотров в следующих размерах:

Итак, какие штрафы предусмотрены:

  • Для человека, который управляет автомобилем и при этом нарушил правила осуществления медосмотра либо освидетельствования, предусмотрен штраф, размеры которого составляют 1000-1500 рублей;
  • За такое же нарушение медицинский работник (врач), который проводил подобное освидетельствование либо медосмотр будет оштрафован на сумму 2000-3000 рублей.
  • Юр. лицо либо индивидуальный предприниматель за аналогичное нарушение будет оштрафован на сумму 30-50 тысяч рублей.

Следует отметить, что этот штраф должен быть наложен не инспектором ГИБДД, а должностным лицом, которое является сотрудником органов, осуществляющих надзор и контроль в здравоохранительной сфере.

В завершении следует еще раз напомнить, что изменения в законодательстве уже действуют (вступили в силу 31.03.2014г.). Следует быть внимательными, чтобы не оказаться заложником неприятных обстоятельств. Ведь прохождение медкомиссии не займет достаточно много времени, а неприятности и штрафы, которые повлечет за собой отсутствие необходимых документов, способны надолго испортить настроение.

Позвоните по номеру +7 (499) 455-12-39 (МСК и МО), +7 (812) 426-14-93 (СПб и ЛО) и 8 (800) 500-27-29 доб.181 (общий) и наш автоюрист БЕСПЛАТНО ответит на все Ваши вопросы.

Периодический медицинский осмотр водителей транспортных средств

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Письмо Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения от 12 марта 2014 г. № 01И-271/14 “О медицинском обеспечении безопасности дорожного движения”

Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения доводит до сведения, что с 31 марта 2014 г. вступают в силу изменения в Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях по вопросам медицинского обеспечения безопасности дорожного движения», введенные Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 437-ФЗ (далее — Федеральный закон).

Читайте так же:  Как получить ветерана труда пенсионеру

Согласно введенным изменениям юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны организовывать в соответствии с требованиями указанного Федерального закона и Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» проведение обязательных медицинских осмотров и мероприятий по совершенствованию водителями транспортных средств навыков оказания первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях.

Обязательные предварительные медицинские осмотры проводятся в отношении лиц, принимаемых на работу в качестве водителей транспортных средств. Обязательные периодические медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства.

Обязательные предрейсовые медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства, за исключением водителей, управляющих транспортными средствами, выезжающими по вызову экстренных оперативных служб. Обязательные послерейсовые медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства, если такая работа связана с перевозками пассажиров или опасных грузов.

Требование о прохождении обязательных медицинских осмотров распространяется на индивидуальных предпринимателей в случае самостоятельного управления ими транспортных средств и в целях осуществления перевозки.

Обязательное медицинское освидетельствование проводится в медицинских организациях государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, имеющих лицензию на медицинскую деятельность по оказанию соответствующих услуг (выполнению работ). Обследование врачом-психиатром, врачом психиатром-наркологом осуществляется в специализированных медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения по месту жительства либо месту пребывания водителя транспортного средства (кандидата в водители транспортного средства).

Обязательные предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры водителей транспортных средств проводятся либо привлекаемыми медицинскими работниками, либо в порядке и на условиях, предусмотренных частью 4 статьи 24 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»: работодатели вправе вводить в штат должности медицинских работников и создавать подразделения (кабинет врача, здравпункт, медицинский кабинет, медицинскую часть и другие подразделения), оказывающие медицинскую помощь работникам организации. Порядок организации деятельности таких подразделений и медицинских работников устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Врио руководителя М.А. Мурашко

Обзор документа

Сообщается, что с 31 марта 2014 г. вступают в силу поправки к Закону о безопасности дорожного движения и к КоАП РФ. Они касаются прохождения водителями медосмотров.

Так, на организации и ИП, эксплуатирующие транспортные средства (ТС), возложена обязанность проводить обязательные медосмотры водителей, а также совершенствовать их навыки по оказанию первой помощи пострадавшим в ДТП.

Предварительные медосмотры проводятся в отношении лиц, принимаемых на работу в качестве водителей. Кроме того, все водители проходят периодические медосмотры. В отношении водителей, перевозящих пассажиров и опасные грузы, также проводят предрейсовые и послерейсовые медосмотры. Водители экстренных оперативных служб предрейсовые медосмотры не проходят.

Чтобы проводить предрейсовые и послерейсовые медосмотры, работодатели могут привлекать медработников со стороны или вводить в штат соответствующие должности (создавать соответствующие подразделения — кабинет врача, здравпункт, медкабинет и т. п.).

Отмечается, что обязательное медосвидетельствование проводится в любых медицинских организациях, имеющих необходимую лицензию. При этом обследование у психиатра/психиатра-нарколога осуществляется только в государственных или муниципальных специализированных организациях по месту жительства/пребывания водителя (кандидата в водители).

[1]

Требование о прохождении обязательных медосмотров распространяется на ИП, самостоятельно управляющих ТС, осуществляющими перевозки.

Станут ли медосмотры и техосмотры обязательными для сотрудников, не являющихся водителями, но использующих транспорт компании в служебных целях?

Управляющий партнер юридической фирмы BLS

специально для ГАРАНТ.РУ

В последние 2-3 года в моей практике одной из самых «популярных проблем» стала так называемая автомобильная тема. История этого вопроса такова: инспекторы ГИТ в ходе плановой проверки пытались найти в должностных обязанностях медицинских и торговых представителей, а также менеджеров, которые пользуются корпоративными автомобилями, функции водителей и, следовательно, признать их водителями. Подобные дела практически всегда приводили к судебным разбирательствам (например, решение Октябрьского районного суда г. Саратова от 22 декабря 2016 г. по делу №12-309/2016). Даже когда удавалось отстоять интересы бизнеса, попытки привлечь к ответственности работодателей не оставлялись.

Случаи привлечения работодателей к административной ответственности за отсутствие периодических, предрейсовых и послерейсовых осмотров, а также за непроведение обязательного психиатрического освидетельствования работников, в практике есть. Напомню, что в соответствии со ст. 5.27.1 КоАП штраф за одно нарушение для юридического лица в таком случае составит от 110 тыс. до 130 тыс. руб. Позиция надзорных органов базируется на том, что законодательство четко не регулирует вопросы осмотров работниками, если они используют корпоративные автомобили, например, для поездок к партнерам или клиентам. С другой стороны, вопросы эксплуатации автопарка, в том числе требования по охране труда и безопасности движения однозначно закреплены только в сфере профессиональной деятельности автомобилей. То есть для сотрудников автотранспортных, логистических и аналогичных компаний, специально взятых на работу в качестве водителей.

Когда изменения в законе, касающиеся проведения предрейсовых медосмотров сотрудников и техосмотров автомобилей для всех компаний, имеющих автопарк, произойдут, тогда появится четкое требование Трудового кодекса, а значит, не будет поводов для «вариаций на тему». Сегодня, увы, этот вопрос в правовом поле не решен, хотя прямого указания на это требование в законе нет. Отсюда и возникает вероятность разных трактовок инспекторами ГИТ. Сейчас, например, их заключения опираются на нормы ПДД и Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее – Закон № 196-ФЗ). Так, в соответствии с п. 1.2. Правил дорожного движения (утв. Постановлением Правительства РФ от 23 октября 1993 г. № 1090), водителем считается лицо, управляющее каким-либо транспортным средством. А на основании ст. 2 Закона № 196-ФЗ, водитель может управлять транспортным средством в личных целях либо в качестве работника или предпринимателя.

Читайте так же:  Поэтапное оформление квартиры в собственность по ипотеке

Логика инспектирующих органов проста: менеджер управляет транспортным средством, делает это в качестве работника – следовательно, его можно считать водителем. Конечно, нельзя сказать, что ГИТ гарантированно признает ваших сотрудников водителями, но риск существует, и он значителен. В такой ситуации очень многое зависит от грамотно выстроенной защиты. Другими словами, речь идет об аргументированности вашей защиты. Например, весомым доводом будет корректное указание на то, что речь должна идти о нормах трудового законодательства и о нарушениях в нем. Соответственно, исходить надо из того, что говорит о водителях трудовое право. Кроме того, можно ссылаться на другие нормативные акты, которые могут касаться конкретной отрасли или сферы деятельности компании.

Еще более важно своевременно скорректировать внутренние документы компании. Цель подобных действий одна – не иметь в локальных нормативных актах признаков того, что сотрудники на корпоративных автомобилях признаются водителями. Даже один намек в каком-либо документе позволит надзорным органам сделать свой неблагоприятный вывод. Допустим, если в должностной инструкции менеджера по продажам или торгового представителя будет указана обязанность перевозить грузы, в должностной инструкции помощника – встречать и провожать руководителя в аэропорт и т.д.

Если в компании есть «собственный гараж» (я не имею в виду именно транспортные и логистические организации, а любые компании, где есть автомобили – фармацевтические, торговые и т.д.), надо внимательно проанализировать политику компании по управлению корпоративными автомобилями. Такой документ обязательно должен быть. Именно в нем, в первую очередь, встречаются признаки водителя. Откорректировав этот и другие документы, компания снимет риски признания различных специалистов водителями и решит другую задачу – подготовит обоснование для защиты в суде, если ГИТ все же останется при своем мнении. Естественно, я говорю о своевременных изменениях, а не о хаотичных действиях после того, как инспектор уже вручил предписание. Когда нарушение зафиксировано, действовать приходиться по ситуации, а тут предсказывать сложно. Но у вас должна быть возможность обратиться в суд и оспорить заключение инспекции. Наличие документов и правильные формулировки – это, пожалуй, единственное правильное и законное решение, которое может быть для работодателя.

Практика по вопросам использования автомобилей может скоро серьезно измениться не в пользу бизнеса, а значит, можно предположить ужесточение позиции контролирующих органов. Это связано с тем, что 21 декабря 2018 года вступят в силу изменения в Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».

В нем, в частности, говорится, что требования закона станут обязательными не только для транспортных организаций, но и для всех компаний, которые эксплуатируют автомобили. Следовательно, любое предприятие, у которого есть свой автопарк, даже если в аренде или лизинге, будет обязано соблюдать новые правила. А среди них, в соответствии со ст. 20 Закона № 196-ФЗ, в том числе:

  • проведение предварительных (при приеме на работу, при выдаче автомобиля);
  • периодических (один раз в два года);
  • предсменных и послесменных медосмотров (если перевозятся пассажиры или опасные грузы);
  • проверка соблюдения работниками режима труда и отдыха;
  • оснащение техники тахографами;
  • страхование ответственности;
  • проверка технического состояния и другое.

Кроме того, если сотрудник на служебном автомобиле перевозит пассажиров, например, коллег в аэропорт, к клиенту, придется соблюдать и дополнительные нормы. В частности потребуется:

  • назначить ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, который прошел аттестацию на право заниматься соответствующей деятельностью (ст. 20 Закона № 196-ФЗ);
  • проводить предрейсовый контроль состояния автомобиля;
  • а также выдавать работнику путевой лист с данными о предрейсовом контроле и медосмотре.

Чтобы свести к минимуму риски и исключить необходимость подобных процедур, я рекомендую следующее.

Во-первых, внутренними политиками компании запретить менеджерам и представителям компании перевозить пассажиров и грузы на корпоративных автомобилях. Не забыть при этом внести изменения в их должностные инструкции. Во-вторых, организовать проведение предварительных и периодических медосмотров работников до выдачи автомобиля. Также стоит определить ряд обязанностей, связанных с использованием транспорта, например, запретить использовать автомобиль при наличии определенных неисправностей, предусмотреть порядок и сроки техобслуживания. Это, например, можно закрепить во внутренней политике по управлению корпоративными автомобилями. Еще один вариант выхода из ситуации – перевод сотрудников на дистанционный труд. Это избавит от проведения медосмотров, так как в соответствии со ст. 312.3 ТК РФ данная категория работников их не проходит. Но обратите внимание, что перевести на дистанционную работу можно только тех, кто работает удаленно (вне места нахождения организации и филиала, вне стационарного рабочего места) и использует для связи с работодателем Интернет.

И все же ожидания, не так страшны, как может показаться на первый взгляд. Самый простой и эффективный способ разобраться и решить, что надо делать, а что – нет, это провести аудит внутренних документов компании. Это позволит выяснить, есть ли в них признаки работы водителей, а значит, лучше подготовиться к нововведениям. Время еще есть!

Периодичность прохождения медицинских осмотров с 31 марта 2014 года

Добрый день, уважаемый читатель.

В этой статье речь пойдет о периодичности прохождения медицинских осмотров и освидетельствований для различных групп водителей, а также о других изменениях Федерального закона «О безопасности дорожного движения» и Кодекса об Административных правонарушениях.

Нововведения вступают в силу 31 марта 2014 года, так что на подготовку к ним и у водителей, и у работодателей времени вполне достаточно.

Водитель транспортного средства

Для начала рассмотрим новое понятие «водитель транспортного средства», введенное в закон «О безопасности дорожного движения»:

водитель транспортного средства — лицо, управляющее транспортным средством (в том числе обучающее управлению транспортным средством). Водитель может управлять транспортным средством в личных целях либо в качестве работника или индивидуального предпринимателя.

Обратите внимание, что в данном понятии все водители разделены на 3 группы:

1. Управляющие автомобилем в личных целях.

2. Работающие на автомобилях.

3. Управляющие автомобилями в качестве индивидуальных предпринимателей.

Для каждой из этих групп предназначены разные типы медицинских освидетельствований и осмотров, о чем и пойдет речь в дальнейшем.

Читайте так же:  Льготы одиноким пенсионерам

Виды медицинских освидетельствований и осмотров водителей

Рассмотрим виды медицинских освидетельствований водителей:

1. Медицинское обеспечение безопасности дорожного движения включает в себя:

обязательное медицинское освидетельствование кандидатов в водители транспортных средств;

обязательное медицинское освидетельствование водителей транспортных средств в связи с заменой водительского удостоверения после истечения срока его действия, либо в связи с возвратом водительского удостоверения после истечения срока лишения права на управление транспортными средствами в случае, если прохождение обязательного медицинского освидетельствования требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях, либо в связи с возвратом водительского удостоверения после отбытия наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (в случае лишения права на управление транспортными средствами);

внеочередное обязательное медицинское освидетельствование водителей транспортных средств, при проведении обязательного периодического медицинского осмотра которых выявлены признаки заболеваний (состояний), являющихся медицинскими противопоказаниями либо ранее не выявлявшимися медицинскими показаниями или медицинскими ограничениями к управлению транспортными средствами и подтвержденных по результатам последующих обследования и лечения;

обязательные предварительные, периодические (не реже одного раза в два года), предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры;

В данной цитате можно выделить следующие виды освидетельствований и осмотров:

1. Обязательное освидетельствование кандидатов в водители.

[3]

2. Обязательное освидетельствование при замене водительского удостоверения.

3. Обязательное освидетельствование при возврате прав после лишения (если это предусмотрено соответствующей статьей КоАП).

4. Внеочередное обязательное освидетельствование (если при проведении периодического медицинского осмотра (пункт 6) выявлено ухудшение здоровья водителя).

5. Обязательный предварительный медицинский осмотр.

Видео (кликните для воспроизведения).

6. Обязательный периодический (раз в два года) медицинский осмотр.

7. Обязательный предрейсовый медицинский осмотр.

8. Обязательный послерейсовый медицинский осмотр.

Очевидно, что далеко не каждому водителю придется проходить все эти освидетельствования и медицинские осмотры. Об этом поговорим в дальнейшем.

Обязательные медицинские осмотры

Для начала рассмотрим, в каких случаях потребуется прохождение обязательных медицинских осмотров:

3. Обязательные предварительные медицинские осмотры проводятся в отношении лиц, принимаемых на работу в качестве водителей транспортных средств.

Обязательные периодические медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства.

Обязательные предрейсовые медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства, за исключением водителей, управляющих транспортными средствами, выезжающими по вызову экстренных оперативных служб.

Обязательные послерейсовые медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства, если такая работа связана с перевозками пассажиров или опасных грузов.

4. Требование о прохождении обязательных медицинских осмотров распространяется на индивидуальных предпринимателей в случае самостоятельного управления ими транспортными средствами, осуществляющими перевозки.

Итак, обязательные медицинские осмотры (пункты 5-8 выше) необходимы только тем, кто работает в качестве водителей транспортных средств и индивидуальным предпринимателям.

Т.е. водителю, который использует автомобиль, например, для поездок на дачу, проходить медицинские осмотры не потребуется.

Предварительный медицинский осмотр необходимо пройти только один раз, при приеме на работу водителем.

Периодические медицинские осмотры следует проходить не реже 1 раза в 2 года при работе в качестве водителя.

Предрейсовый медицинский осмотр нужно проходить перед каждым рейсом. Исключение — водители оперативных служб, у которых нет времени на прохождение предрейсового осмотра.

Послерейсовый медицинский осмотр должны проходить только те водители, которые перевозят пассажиров и опасные грузы.

5. Обязательные медицинские осмотры, указанные в пункте 3 настоящей статьи, проводятся за счет средств работодателя.

Все обязательные медицинские осмотры проводятся за счет работодателя.

Внеочередное обязательное освидетельствование также предназначено для водителей, работающих на автомобилях. Оно проводится в том случае, если в результате обязательного периодического медицинского осмотра у водителя выявлены отклонения здоровья.

Остальные типы обязательных освидетельствований (пункты 1-3) предназначены для всех водителей.

Подведем промежуточные итоги:

— водителю, использующему автомобиль в личных целях, нужно проходить медицинское освидетельствование 1 раз в 10 лет перед заменой водительского удостоверения.

— водителям, работающим на автомобилях, нужно проходить медицинское освидетельствование 1 раз в 10 лет, а также 4 типа медицинских осмотров (с разной периодичностью).

Где проходить медицинские освидетельствования и медицинские осмотры?

Обязательное медицинское освидетельствование проводится в медицинских организациях государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, имеющих лицензию на медицинскую деятельность по оказанию соответствующих услуг (выполнению работ).

Обследование врачом-психиатром, врачом психиатром-наркологом осуществляется в специализированных медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения по месту жительства либо месту пребывания водителя транспортного средства (кандидата в водители транспортного средства).

Обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры проводятся в медицинских организациях государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, имеющих лицензию на медицинскую деятельность по оказанию соответствующих услуг (выполнению работ).

Обязательные предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры водителей транспортных средств проводятся либо привлекаемыми медицинскими работниками, либо в порядке и на условиях, предусмотренных частью 4 статьи 24 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

По порядку обо всех типах обследований:

— Все медицинские освидетельствования (пункты 1-4) можно пройти либо в государственных, либо в частных клиниках. При этом нужно учитывать, что врача-психиатра и врача психиатра-нарколога следует обязательно проходить в государственных учреждениях здравоохранения.

— Предварительные и периодические медосмотры (пункты 5-6) можно пройти как в государственных, так и в частных учреждениях.

— Предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры (пункты 7-8) проводятся привлекаемым медицинским работником прямо в организации.

В принципе, самые интересные изменения, касающиеся водителей, в рамках этой статьи рассмотрены. Тем не менее предлагаю Вам ознакомиться и с полным текстом обновленного закона «О безопасности дорожного движения».

Штрафы за неправильное проведение медицинских освидетельствований и осмотров

Перейдем к рассмотрению новых административных штрафов за неправильное проведение медицинских освидетельствований и осмотров:

Статья 11.32. Нарушение установленного порядка проведения обязательного медицинского освидетельствования водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) либо обязательных предварительных, периодических, предрейсовых или послерейсовых медицинских осмотров

Нарушение установленного порядка проведения обязательного медицинского освидетельствования водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) либо обязательных предварительных, периодических, предрейсовых или послерейсовых медицинских осмотров —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до полутора тысяч рублей; на должностных лиц — от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Читайте так же:  Перевод водительского удостоверения с украинского на русский

Примечание. За административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.

Итак, водитель, нарушивший правила проведения медицинского освидетельствования или осмотра рискует получить штраф 1 000 — 1 500 рублей.

[2]

Должностное лицо (врач, проводящий освидетельствование или осмотр) за то же нарушение получит штраф 2 000 — 3 000 рублей.

Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель — 30 000 — 50 000 рублей.

Отмечу, что данный штраф накладывается не сотрудниками ГИБДД, а должностными лицами органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения.

Еще раз напоминаю, что изменения в нормативные документы вступают 31 марта 2014 года. Так что будьте внимательны.

Медосмотры водителей

Для транспортных предприятий медицинское обеспечение безопасности дорожного движения является обязательным условием осуществления основного вида деятельности. Федеральным законом от 28.12.2013 N 437-ФЗ были внесены поправки, по сути упорядочившие нормативную базу по проведению медицинских осмотров водителей транспортных средств (ТС). Что же изменилось с 31 марта 2014 года? Также поговорим об учете и налогообложении расходов на проведение медосмотра.

Зачем понадобились поправки?

Виды медицинских осмотров

Понятие «медицинский осмотр» в отношении работников без принадлежности их к той или иной профессии определено в ст. 46 Закона об основах охраны здоровья граждан в РФ. В отношении водителей ТС конкретизирует понятие «медосмотр» Федеральный закон от 28.12.2013 N 437-ФЗ. При этом названный акт вводит понятие «водитель транспортного средства». В законе оно определяется так: лицо, управляющее ТС (в том числе обучающее управлению ТС). Водитель может управлять ТС в личных целях (как гражданин) либо в качестве работника (в организации) или индивидуального предпринимателя.

К сведению. Все обязательные медицинские осмотры проводятся за счет средств работодателя. Это правило уточнено Федеральным законом от 28.12.2013 N 437-ФЗ.

Обязательные медицинские осмотры водителей бывают четырех видов. Предварительные медицинские осмотры проводятся в отношении лиц, принимаемых на работу в качестве водителей ТС. Периодические (не реже одного раза в два года) — в течение всего времени работы лица в качестве водителя ТС. Предрейсовые — в течение времени работы лица в качестве водителя ТС, за исключением выезжающих по вызову экстренных оперативных служб. Послерейсовые — в течение всего времени работы лица в качестве водителя ТС, если такая работа связана с перевозками пассажиров или опасных грузов.

На заметку. Требование о прохождении обязательных медицинских осмотров распространяется на предпринимателей в случае самостоятельного управления ими ТС, осуществляющими перевозки (Письмо Росздравнадзора от 12.03.2014 N 01И-271/14).

Кем и где проводятся медосмотры? Предварительные и периодические медицинские осмотры проводятся в медицинских организациях государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, имеющих лицензию на медицинскую деятельность по оказанию соответствующих услуг (выполнению работ). Предрейсовые и послерейсовые медосмотры проводятся либо привлекаемыми сторонними, либо штатными медицинскими работниками. Работодатель вправе вводить в штат должности медицинских работников и создавать подразделения (кабинет врача, здравпункт, медицинский кабинет, медицинскую часть и другие подразделения), оказывающие медицинскую помощь работникам организации. Порядок организации деятельности таких подразделений и медицинских работников должен будет устанавливаться уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, что будет сделано в ближайшем будущем.

К сведению. Проведение обязательных ежедневных предрейсовых и послерейсовых медосмотров водителей предусмотрено Отраслевым соглашением по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту на 2014-2016 годы.

Медицинское освидетельствование

Медицинский осмотр или освидетельствование?

Данный вопрос логичен, так как из обновленной ст. 23 Закона о безопасности дорожного движения не ясно, данные процедуры являются дополняющими или исключающими. По мнению автора, обязательное медицинское освидетельствование должны проходить водители ТС — граждане, которые в таком качестве не связаны трудовыми отношениями с работодателями. Медицинское освидетельствование касается действий, связанных с получением, заменой, возвратом водительского удостоверения, без которого никто не может быть допущен к управлению ТС. Медосмотр же — это дополнительное мероприятие медицинского обеспечения безопасности дорожного движения со стороны работодателя. Таким образом, можно сказать, что медосмотр и медицинское освидетельствование — это два дополняющих друг друга мероприятия, осуществляемых в отношении водителей транспортных организаций. Больший интерес для бухгалтера представляют медосмотры водителей ТС, так как именно их проведение работодатель оплачивает из собственного кармана.

Методология учета медосмотров

Налог на прибыль

Единый налог при применении УСНО

У организаций, применяющих спецрежим — «упрощенку» с объектом налогообложения «доходы минус расходы», расходы на оплату медосмотра персонала не включены в перечень расходов, предусмотренных ст. 346.16 НК РФ. В то же время материальные затраты «упрощенца» (пп. 5 п. 1 ст. 346.16 НК РФ) принимаются согласно порядку, предусмотренному для исчисления налога на прибыль организаций (ст. 254 НК РФ). В силу пп. 6 п. 1 данной статьи затраты на оплату работ, услуг производственного характера (в частности, на обеспечение безопасных условий труда) могут быть отнесены к материальным расходам. Поэтому расходы на проведение медосмотра работников, связанные с участием персонала в основной деятельности организации, уменьшают полученные доходы при расчете единого налога. Главное, чтобы проведение медицинских осмотров было обязательным в силу законодательства, в чем транспортным компаниям и их водителям сомневаться не приходится.

Налог на доходы физических лиц

В общем случае оплата за работника товаров (работ, услуг) считается его доходом, полученным в натуральной форме, либо в виде материальной выгоды. Статьей 41 НК РФ определяется доход как экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая для физических лиц в соответствии с гл. 23 НК РФ. У работника, за которого работодатель оплачивает прохождение медицинского осмотра, рассматриваемой выгоды не возникает. Это компенсационная выплата, связанная, в частности, с исполнением сотрудником организации трудовых обязанностей. Она не облагается НДФЛ на основании п. 3 ст. 217 НК РФ (Постановления ФАС СЗО от 08.02.2011 N А56-12834/2010, ФАС МО от 21.03.2011 N КА-А40/1449-11).

Об ответственности

Как видим, по существу для транспортных организаций мало что изменилось, в большей степени законодателем доработана нормативная база, к тому же следует ждать скоро появления подзаконных нормативных актов, снимающих вопросы медицинского обеспечения безопасности дорожного движения на практике. Поживем — увидим.

Читайте так же:  Облагается ли налогом премия

Приостановление и аннулирование медицинских справок водителей

Процедура аннулирования медицинских справок автоводителей имеет некоторые особенности, основные из которых будут рассмотрены в этой статье. Так 15.10.2015г. Минюстом был зарегистрирован отдельный приказ Министерства здравоохранения РФ, которым регламентируется не только порядок направления автоводителей на внеочередное медосвидетельствование, но и порядок приостановления действия и аннулирования медицинского заключения об отсутствии/наличии либо у водителя либо у кандидата в водители отклонений в состоянии здоровья, которые бы явились противопоказаниями для управления ТС (транспортными средствами).

В данном случае речь пойдет о приказе Минздрава РФ №342 от 15.06.2015г., который вступил в законное действие 30.10.2015г.:

Первая часть этого приказа касается профессиональных водителей. Как известно, для этой категории автоводителей обязательным является медосмотр перед каждым из рейсов. Новым приказом регламентирован порядок, согласно которого водитель направляется в лечебное медучреждение для обследования и последующего лечения (в случае необходимости), если при проведении предрейсового медосмотра были выявлены отклонения, которые могут стать противопоказаниями либо ограничениями для управления ТС в будущем.

После проведения этих мероприятий данный водитель будет направлен на внеочередное медицинское освидетельствование. На период проведения указанных мероприятий срок действия его справки (медзаключения) приостанавливается, о чем уведомляется соответствующая исполнительная служба (ГИБДД).

Подробно рассмотрим порядок действий.

Периодический медицинский осмотр

Первоначально следует напомнить всем водителям, которые работают по найму, об их обязанности проходить периодический медицинский осмотр с интервалом 1 раз в 2 года. Более подробно эта тема была освещена в разделе «Периодичность прохождения медицинских осмотров».

В ходе проведения периодического медосмотра врачи проводят проверку, не возникли ли у автоводителя изменения в состоянии здоровья, которые бы явились противопоказаниями для управления ТС в будущем. Если подобных отклонений не выявлено, то водитель беспрепятственно может продолжать работу по найму.

Если же в ходе медосмотра подтверждается ухудшение состояния здоровья водителя, что может стать противопоказанием для управления ТС, то его медсправка аннулируется.

Обратите внимание, что автоводитель не имеет права управлять ТС в период, когда действие его медсправки приостановлено либо аннулировано.

Направление на обследование

Для аннуляции медзаключения о наличии у автоводителя медицинских противопоказаний либо ограничений для управления ТС, следует пройти обследование новое. Только после этого медучреждение может выдать направление на внеочередное медосвидетельствование.

Здесь следует знать, что в отличие от медосмотра периодического, проходящего сравнительно быстро, внеочередное медосвидетельствование занимает длительный промежуток времени (может проходить от нескольких дней до нескольких месяцев).

Столь тщательное обследование нужно для того, чтобы подтвердить либо опровергнуть наличие у водителя заболеваний.

При этом еще до начала обследований приостанавливается действии медицинской справки, а сведения об этом направляются в ГИБДД.

Прохождение медобследования

Результатом проведения медицинского обследования является заключение врачей, которое подтверждает либо опровергает сведения о наличии заболеваний.

Если в ходе обследования предполагаемые диагнозы не подтвердились, то медработником отправляется уведомление в ГИБДД, которое говорит об окончании периода приостановления действия медицинской справки:

Таким образом, справка возобновляет свое действие, и человек имеет право возвращаться к работе автоводителем. При этом предыдущее отрицательное медзаключение аннулируется. Однако копию уведомления о приостановлении действия медзаключения целесообразно иметь при себе, поскольку официальная информация в исполнительный орган может прийти с запозданием.

Если в ходе обследования предполагаемые диагнозы подтвердились, то имеющаяся у водителя медицинская справка аннулируется:

Таким образом, медсправка становится недействительной, а сведения об этом передаются в соответствующую службу ГИБДД. После процедуры аннулирования медсправки водителя направляют на внеочередное обязательное медосвидетельствование (за получением медсправки):

Важно знать, что далеко не каждое из имеющихся у водителя заболеваний требует полного запрета на управление ТС. В качестве примера можно рассмотреть вариант, когда у водителя ухудшилась острота зрения. В этом случае он получит новую справку, в которой указывается, что управлять ТС данный водитель имеет право исключительно в очках (контактных линзах). Соответствующую запись сделают в ВУ (водительском удостоверении) в разделе «Особые отметки».

В заключении информируем, что если проведение медосвидетельствования выявило у автоводителя заболевания, которые являются противопоказаниями либо ограничениями к управлению ТС, его права становятся недействительными, о чем нам говорит глава III п.35 правил выдачи водительских удостоверений:

Таким образом он может быть оштрафован за езду без прав. Размер такого штрафа колеблется в интервале от 5 до 15 тысяч рублей.

Теперь вы знаете когда могут приостановить действие медицинской справки для водителей, а также аннулировать ваши водительские права.

Видео (кликните для воспроизведения).

Позвоните по номеру +7 (499) 455-12-39 (МСК и МО), +7 (812) 426-14-93 (СПб и ЛО) и 8 (800) 500-27-29 доб.181 (общий) и наш автоюрист БЕСПЛАТНО ответит на все Ваши вопросы.

Источники


  1. Хаин, В. Е. История и методология геологических наук / В.Е. Хаин, А.Г. Рябухин, А.А. Наймарк. — М.: Academia, 2017. — 416 c.

  2. Малько, А.В. Теория государства и права / А.В. Малько. — М.: ЮРИСТЪ, 2000. — 304 c.

  3. Баршев, Я. Историческая записка о содействии Второго Отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии развитию юридических наук в России / Я. Баршев. — Москва: СИНТЕГ, 2011. — 245 c.
  4. Карсетская, Е. В. Проверка трудовой инспекции. Практические рекомендации для работадателя / Е.В. Карсетская. — М.: АйСи Групп, 2016. — 168 c.
  5. Делия, В. П. История и методология науки производства / В.П. Делия, Л.Д. Гагут, Ю.А. Гнидина. — М.: Де-По, 2013. — 304 c.
Периодический медицинский осмотр водителей транспортных средств
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here