Отзыв депутата представительного органа местного самоуправления

Полезная информация на тему: "Отзыв депутата представительного органа местного самоуправления", собранная из сети и предоставленная в удобном для чтения виде. По всем вопросам - обращайтесь к дежурному юристу.

Содержание

Статья 24. Голосование по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования

Статья 24. Голосование по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования

См. комментарии к статье 24 настоящего Федерального закона

[3]

1. Голосование по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления проводится по инициативе населения в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации для проведения местного референдума, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

2. Основания для отзыва депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления и процедура отзыва указанных лиц устанавливаются уставом муниципального образования.

Основаниями для отзыва депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления могут служить только его конкретные противоправные решения или действия (бездействие) в случае их подтверждения в судебном порядке.

Процедура отзыва депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления должна обеспечивать ему возможность дать избирателям объяснения по поводу обстоятельств, выдвигаемых в качестве оснований для отзыва. Депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления считается отозванным, если за отзыв проголосовало не менее половины избирателей, зарегистрированных в муниципальном образовании (избирательном округе).

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 20 марта 2011 г. N 38-ФЗ статья 24 настоящего Федерального закона дополнена частью 2.1

2.1. В случае, если все депутатские мандаты или часть депутатских мандатов в представительном органе муниципального образования замещаются депутатами, избранными в составе списков кандидатов, выдвинутых избирательными объединениями, отзыв депутата не применяется.

3. В случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, в целях получения согласия населения при изменении границ муниципального образования, преобразовании муниципального образования проводится голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 апреля 2017 г. N 62-ФЗ в часть 4 статьи 24 настоящего Федерального закона внесены изменения

4. Голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования проводится на всей территории муниципального образования или на части его территории в соответствии с частями 2 и 3 статьи 12 и частью 5 статьи 13 настоящего Федерального закона.

5. Голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования назначается представительным органом муниципального образования и проводится в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации для проведения местного референдума, с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом. При этом положения федерального закона, закона субъекта Российской Федерации, запрещающие проведение агитации государственными органами, органами местного самоуправления, лицами, замещающими государственные или муниципальные должности, а также положения, определяющие юридическую силу решения, принятого на референдуме, не применяются.

6. Голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования считается состоявшимся, если в нем приняло участие более половины жителей муниципального образования или части муниципального образования, обладающих избирательным правом. Согласие населения на изменение границ муниципального образования, преобразование муниципального образования считается полученным, если за указанные изменение, преобразование проголосовало более половины принявших участие в голосовании жителей муниципального образования или части муниципального образования.

7. Итоги голосования по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, итоги голосования по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования и принятые решения подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

Отзыв выборных должностных лиц непосредственно населением

Отзыв – форма прямого волеизъявления граждан Российской Федерации по досрочному прекращению полномочий выборного должностного лица, осуществляемого на основе специально назначенного голосования.

В настоящее время действующим федеральным законодательством предусматривается возможность отзыва непосредственно населением следующих должностных лиц:

Ответственность депутатов органов государственной власти субъектов РФ на федеральном уровне не предусматривалась, но довольно активно в 1990-х гг. вводилась в ряде субъектов РФ законами субъектов РФ.

Из судебной практики

«Конституция Российской Федерации не запрещает субъектам Российской Федерации до принятия соответствующего федерального закона осуществлять самостоятельное правовое регулирование по предметам совместного ведения, включая установление принципов организации представительных и исполнительных органов государственной власти, если это не противоречит основам конституционного строя и не отменяет и не умаляет права и свободы человека и гражданина. Принятый в опережающем порядке акт субъекта Российской Федерации после издания федерального закона должен быть приведен в соответствие с ним.

Следовательно, субъект Российской Федерации в отсутствие федерального закона об общих принципах организации системы органов государственной власти вправе учредить институт отзыва депутата представительного органа, рассматриваемый им в качестве одной из форм непосредственной демократии. Установление в законах субъектов Российской Федерации института отзыва депутата до принятия такого федерального закона не нарушает предусмотренное Конституцией Российской Федерации разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов и не может квалифицироваться как ограничение прав и свобод человека и гражданина» [3] .

Фактически механизм отзыва выборных должностных лиц в новейшей российской истории использовался преимущественно на муниципальном уровне.

Пример

По данным ЦИК РФ к 1999–2000 гг. в 77 субъектах РФ приняты законы о референдуме субъекта РФ, в 75 – о местном референдуме. Кроме того, 30 субъектов РФ имеют законы об отзыве депутатов законодательного (представительного) органа власти субъекта РФ, 7 – об отзыве глав исполнительной власти субъектов РФ, 18 – об отзыве депутатов и выборных должностных лиц местного самоуправления [4] .

Кроме того, по данным ЦИК РФ [5] в 1996–1998 гг. в 9 субъектах РФ возбуждался вопрос об отзыве глав исполнительной власти, в 4 – об отзыве депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ. Проведено голосование по отзыву депутата Верховного Совета Республики Хакасия, однако оно признано несостоявшимся из-за низкой явки участников голосования – 37 вместо необходимых 50%.

Читайте так же:  Прошу предоставить мне отпуск с последующим увольнением

По мнению ЦИК РФ, основные причины, по которым инициатива отзыва не была доведена до этапа голосования, следующие: отсутствие достаточной нормативной базы, ее несоответствие федеральному законодательству (25% случаев), нарушение процедуры инициирования отзыва (26% случаев), нарушение порядка и сроков сбора подписей в поддержку инициативы отзыва, недостаточное количество собранных подписей (21% случаев), отсутствие правовых оснований отзыва (26% случаев), то, что на собрании по возбуждению инициативы отзыва при голосовании не набрано необходимое число голосов участников собрания (2% случаев). Значительная часть инициатив, процедуры сбора подписей, агитации, организации голосования, результатов голосования обжалуются в избирательные комиссии и в суды. Так, в Центральную избирательную комиссию РФ в 1997 г. поступило 11 обращений граждан, в 1998 г. – 14 из 12 субъектов РФ. В связи с инициированием процедур отзыва только по Алтайскому краю принято 25 судебных решений и определений. Основная причина жалоб (заявлений) – несовершенство законодательства субъектов РФ об отзыве и уставов муниципальных образований в части установления порядка отзыва.

С принятием Федеральных законов № 131-ФЗ и 184-ФЗ не было ни одного случая отзыва выборного должностного лица. Хотя попытки инициирования имелись [6] .

Пример

«В Самаре представительный орган принял решение о назначении голосования по отзыву мэра, которое, как полагали депутаты, должно организовываться в соответствии с законодательством о референдуме. А Сортавальский городской суд Республики Карелия отказал в регистрации инициативной группы по проведению голосования по отзыву, мотивируя тем, что уставом города не предусмотрена процедура отзыва, не упоминая при этом о вышестоящих нормативных актах, чем согласился с позицией муниципальной избирательной комиссии» [7] .

Тенденции развития законодательства актуализируют новые проблемы, связанные с институтом отзыва. Например, можно ли отозвать выборное должностное лицо, избранное на основе пропорциональной избирательной системы; нужно ли при введении института отзыва учитывать особенности формирования представительных органов муниципальных районов путем делегирования. Эта проблема возникла, например, в Рязанской городской Думе [8] .


Ни российскому, ни зарубежному законодательству до настоящего времени практически неизвестны юридические процедуры отзыва избирателями депутатов, избранных в соответствующие представительные органы власти на основе пропорциональной избирательной системы. Весьма любопытно на этом фоне выглядит Закон Приморского края от 6 августа 2004 г. «О порядке отзыва депутата Законодательного Собрания Приморского края», согласно ст. 5 которого голосование по отзыву депутата, избранного на основе пропорциональной системы по единому избирательному округу, проводится на всей территории края.

«При оценке подобного законодательного рецепта бросается в глаза то, что обнаруживается явная нестыковка голосования по отзыву с процедурой избрания депутатов, так как на выборах избиратели голосовали за список кандидатов, а не за конкретного кандидата» [9] .

Если представительный орган муниципального района сформирован путем делегирования, то, по мнению Н. А. Вагановой, депутат представительного органа муниципального района может быть отозван избирателями того округа, в котором он был изначально избран в качестве депутата представительного органа поселения. При этом возможность и процедура отзыва указанной категории депутатов должны быть прописаны в уставе муниципального образования с учетом особенности их избрания [10] .

В настоящее время фактически установлена зависимость возможности отозвать выборное должностное лицо от типа избирательной системы. Очевидно, что отзыв может быть реализован исключительно при применении мажоритарной избирательной системы. Институт отзыва не может быть использован в отношении лиц, избранных по пропорциональной или смешанной избирательным системам.

В марте 2011 г. соответствующая норма была добавлена в Федеральный закон № 131-ФЗ. Теперь согласно ч. 2.1 ст. 24 в случае, если все депутатские мандаты или часть депутатских мандатов в представительном органе муниципального образования замещаются депутатами, избранными в составе списков кандидатов, выдвинутых избирательными объединениями, отзыв депутата не применяется.

Правовое положение депутата представительного органа местного самоуправления

Депутат — это лицо, избранное в представительный орган местного самоуправления на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании, уполномоченное представлять в нем интересы избирателей, населения муниципального образования. Член выборного органа местного самоуправления — выборное должностное лицо органа местного самоуправления, сформированного на муниципальных выборах.
Депутат, член выборного органа — это не только представитель в своем органе власти населения, проживающего на территории соответствующего муниципального образования. Одновременно он является представителем своего органа власти как перед избирателями, населением муниципального образования, так и перед другими органами власти, организациями.
Депутату, члену выборного органа обеспечиваются условия для беспрепятственного осуществления своих полномочий. Депутаты представительного органа муниципального образования осуществляют свои полномочия, как правило, на непостоянной основе. На постоянной основе могут работать не более 10% депутатов от установленной численности представительного органа муниципального образования, а если численность представительного органа муниципального образования составляет менее 10 человек — один депутат.

Члены выборного органа местного самоуправления могут осуществлять свои полномочия как на постоянной, так и на непостоянной основе в соответствии с уставами муниципальных образований.

Депутаты, члены выборного органа, осуществляющие полномочия на постоянной основе, не вправе заниматься предпринимательской, а также иной оплачиваемой деятельностью, за исключением педагогической, научной и другой творческой деятельности.

Депутаты, члены выборных органов осуществляют свою деятельность в различных формах и через различные органы. Свою деятельность при решении задач местного значения и осуществлении других функций они строят на основе принципов законности, ответственности перед избирателями, населением. Депутат избирается на срок полномочий своего представительного органа местного самоуправления. Срок полномочий представительного органа местного самоуправления, формируемого непосредственно избирателями определяется уставом муниципального образования в соответствии с Федеральным законом и не может быть менее двух и более пяти лет. Полномочия депутата начинаются со дня его избрания и прекращаются с момента начала работы представительного органа нового созыва. Днем избрания депутата является день голосования, в результате которого гражданин избран депутатом представительного органа местного самоуправления. Моментом начала работы представительного органа нового созыва является день первой правомочной сессии (заседания) представительного органа местного самоуправления нового созыва.

Установленный срок полномочий депутата не может быть изменен в течение текущего срока полномочий, если иное не предусмотрено Федеральным законом, а также за исключением случаев досрочного прекращения полномочий. Полномочия члена представительного органа — главы муниципального образования, избираемого непосредственно гражданами, начинаются, по общему правилу, со дня его избрания главой муниципального образования и заканчиваются с момента прекращения его полномочий как главы муниципального образования. Срок полномочий самого представительного органа на срок полномочий названного лица влиять не должен.

Читайте так же:  Сотрудник не прошедший проверку на профессиональную пригодность

Полномочия депутата прекращаются досрочно в случае: его смерти; отставки по собственному желанию; признания судом недееспособным или ограниченно дееспособным; признания судом безвестно отсутствующим или объявления умершим; вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда; выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства; прекращения российского гражданства, прекращения гражданства иностранного государства — участника международного договора РФ, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право быть избранным в органы местного самоуправления; отзыва избирателями; досрочного прекращения полномочий соответствующего органа местного самоуправления; в иных случаях, установленных законом.

Формами деятельности депутата являются: а)участие в сессиях (заседаниях) представительного органа местного самоуправления; б)участие в формировании и работе комитетов, комиссий представительного органа местного самоуправления; в)выполнение поручений представительного органа местного самоуправления; г)внесение в представительный орган в порядке нормотворческой инициативы проектов нормативных правовых актов представительного органа, а также поправок к ним, участие в разработке нормативных правовых актов представительного органа; д)участие в депутатских слушаниях; е)обращение с депутатским запросом; ж)участие в осуществлении контроля за соблюдением устава муниципального образования, нормативных правовых актов представительного органа; з)участие в расследованиях, проводимых представительным органом; и)обращение к соответствующим должностным лицам с требованием принять меры по немедленному пресечению обнаружившегося нарушения прав граждан, иных лиц; к)участие в работе депутатских объединений; л)работа с избирателями.

•соблюдать правила служебной этики, установленные представительным органом местного самоуправления. Ответственность за нарушение правил служебной этики устанавливается регламентом представительного органа местного самоуправления в пределах его компетенции;

•отчитываться перед избирателями в срок, установленный уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами представительного органа местного самоуправления, как правило, не реже двух раз в год. Депутату обеспечиваются необходимые условия для проведения встреч с избирателями округа. Для обеспечения отчетов, встреч с избирателями, по просьбе депутата органы местного самоуправления, муниципальные унитарные предприятия, муниципальные учреждения безвозмездно выделяют помещения, извещают граждан о времени и месте проведения отчетов, встреч, направляют для участия в них своих представителей, а также представляют необходимые справочные и информационные материалы, оказывают другую помощь;

•выполнять поручения представительного органа, поручения комитета, комиссии, членом которых он является, данные в пределах их компетенции. О результатах выполнения поручений депутат информирует соответственно представительный орган местного самоуправления, комитет, комиссию. В случае необходимости вносит в представительный орган местного самоуправления, комитет, комиссию предложения об устранении выявленных недостатков, отмене незаконных решений, привлечении к ответственности лиц, допустивших нарушение законов.

Статья 28. Порядок отзыва депутата представительного органа местного самоуправления

Статья 28. Порядок отзыва депутата представительного органа местного самоуправления

1. Основаниями для отзыва депутата являются:

— факт систематического невыполнения им депутатских обязанностей;

— установленное в судебном порядке нарушение депутатом представительного органа муниципального района Конституции Российской Федерации, законодательства Российской Федерации, законодательства субъекта Российской Федерации, настоящего Устава.

Под невыполнением депутатских обязанностей как основанием отзыва депутата понимается систематическое (пять и более раз), без уважительных причин и умышленное уклонение депутата от осуществления своих обязанностей, предусмотренных законодательством, в том числе неучастие в заседаниях представительного органа муниципального района, комиссий, групп, отказ от выполнения или невыполнение их поручений.

Факт систематического, без уважительных причин или умышленного уклонения депутата от осуществления своих обязанностей устанавливается решением суда.

2. Право инициативы проведения голосования по отзыву депутата представительного органа, а также сбора подписей под требованием о проведении такого голосования принадлежит гражданам Российской Федерации, обладающим избирательным правом и место жительства которых расположено на территории соответствующего избирательного округа.

3. Голосование по отзыву депутата представительного органа муниципального района проводится по инициативе населения муниципального района в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта для проведения местного референдума.

4. Представительный орган местного самоуправления в тридцатидневный срок со дня поступления от избирательной комиссии муниципального образования итогового протокола и решения комиссии о соответствии порядка выдвижения инициативы проведения голосования по отзыву депутата принимает решение о назначении голосования по отзыву депутата, определяет дату проведения голосования.

5. Дата голосования назначается не ранее, чем за 80 и не позднее, чем за 100 дней со дня принятия решения о назначении голосования.

6. Право отзыва депутата представительного органа муниципального района не может быть использовано в течение первых 12 месяцев со дня избрания и в течение последних 6 месяцев срока его полномочий.

[1]

7. Депутат, в отношении которого осуществляется процедура отзыва, в обязательном порядке предварительно извещается о времени и месте проведения собрания инициативной группой избирателей, комиссии местного референдума по рассмотрению предложения о назначении голосования об отзыве, ином мероприятии, связанном с процедурой отзыва.

8. Депутат, в отношении которого осуществляется процедура отзыва вправе давать объяснения по поводу обстоятельств, выдвигаемых в качестве оснований для отзыва.

9. Депутат представительного органа считается отозванным, если за отзыв проголосовало более 50% избирателей, зарегистрированных в избирательном округе.

10. Итоги голосования по отзыву депутата представительного органа муниципального района подлежат официальному опубликованию в районной газете «Заря».

>
Статус депутата представительного органа муниципального района
Содержание
Устав муниципального образования «Верещагинский район» Пермской области (утв. решением Земского Собрания района.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Отзыв депутата представительного органа местного самоуправления

Главная страница Форум Гарант

Честно говорю — вопрос не теоретический, а очень даже практический
Статья 24. Голосование по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования

Вообщем несколько вопросов:
1. Закона субъекта нет — значит только ФЗ и Устав
2. как сопоставить абзацы первый и второй пункта 2 — то есть — могут ли быть ИНЫЕ основания не указанные в п.2 но указанные в уставе

Читайте так же:  Документы для купли продажи квартиры

Ну и самый главный вопрос — КАК ВСЕЖ ДЕПУТАТА ОТОЗВАТЬ?

Ну вообщем можно ли просто по желанию избирателей создавших инциативную группу

ЗЫ: Чуть не забыл — энто 131-ФЗ об общих принципах организации МСУ

Инициативную группу создать, зарегистрировать ее в избиркоме муниципального образования, собрать необходимое кол-во подписей для проведения голосования, бюллетени, подписные листы, все дела, сроков много по избирательному праву. ФЗ «Об основных гарантиях прав граждан . «, 131-ФЗ.

По желанию избирателей созжавших группу нельзя отозвать депутата, это одна из форм непосредственного участия населения в решении вопросов местного значения (голосование), тока голосование как на референдуме и подведение итогов, принятие решения — избиркомом.

Решение инициативной группы имеет такую же юр. силу как решение на собрании граждан — рекомендательную, пожелательную, т.е. никакую.

1. Да.
2. ИМХО В Уставе может быть прописаны конкретные основания для отзыва но только с учетом абз. 2 п. 2, ИНЫХ быть не может. Например, конкретное основание — трехкратное нарушение действующего зак-ва РФ. А конкретное нарушение (вынесение муниципального акта н-р) и судебный порядок признания относятся ко всем случаям отзыва по Уставу.
3. Регистрацией Уставов МО занимается ФРС , управления по федеральным округам и отделы по субъектам. Кому как не Вашим коллегам знать ответы на эти вопросы. Поинтересуйтесь.

А вообще процедура отзыва сложная и для простых граждан почти невыполнимая.

Юмористу,
1. Уставы мун. образований регят не ФРС, а Минюст

2. В у ставе насчет отзыва (оснований для отзыва) написано БУКВАЛЬНО то же самое что и в 131-ФЗ

Видео (кликните для воспроизведения).

Тут мысли есть — если через референдум — ну типа отзыв депутата «Ж».
но ИМХО не катит — закон ограниченный.

Долмат, вся проблема в том что в 131-ФЗ про главу то все более менее прописано, а вот про депутатов.

ИМХО, млин, даже в устав внести иные основания не сможем — кроме противоправных.
🙁

Регит Минюст согласен.

А в чем разница в прописании в 131-ФЗ про отзыв главы (выбор должн лица) и депутата ?

На мой взгляд, нет разницы. ст. 24 131-ФЗ и для тех и для других.

А у вас в Уставе получается отсутствуют конкретные основания отзыва. Вариант -пусть прокуратура пришлет протест на данное отсутствие. Пусть вносят изменения.

А вообще — «Ж» со всей затеей. Дорогое удовольствие.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС-УНИВЕРСИТЕТ», 2019.

Отзыв депутата представительного органа местного самоуправления

Вопрос: Имеют ли право избиратели отозвать депутата представи­тельного органа местного самоуправления или главу местного са­моуправления и какова процедура отзыва?

Ответ: В отличие от депутатов Государственной Думы Российской Фе­дерации и депутатов законодательных органов государственной власти субъектов Федерации депутат представительного органа муниципаль­ного образования может быть отозван своими избирателями. Также мо­жет быть отозвано и любое другое выборное должностное лицо местно­го самоуправления, в том числе и глава муниципального образования.

Отзыв производится по инициативе населения. Порядок отзыва устанавливается Федеральным законом и законом субъекта Федерации для проведения местного референдума. Поэтому проведение отзыва проходит те же стадии, что и проведение референдума.

Отзыв депутата осуществляется путем отдельно организуемого голосования. Голосование отличается от референдума тем, что оно про­водится в связи с частными случаями в его решение реализуется одно­кратно, тогда как решение референдума носит более общий и длитель­ный характер.

Местные власти самостоятельно в уставе муниципального обра­зования определяют перечень оснований и процедуру отзыва депутата или выбранного должностного лица при соблюдении требований и ог­раничений, изложенных в Федеральном законе. Таких ограничений не­сколько.

Первое — основанием отзыва могут служить только конкретные противоправные решения, действия (или бездействия) данного выбор­ного лица, подтвержденные судом.

Второе — в процедуре отзыва должна быть предоставлена воз­можность для выборного лица объяснить избирателям свои действия.

Третье — отзыв считается состоявшимся, если за него проголосо­вало не менее половины избирателей муниципального образования (из­бирательного округа).

Население не вправе отозвать главу местной администрации, ес­ли он был нанят по контракту. В данном случае полномочия главы ме­стной администрации могут быть прекращены, в частности, путем рас­торжения контракта или отрешения его от должности.

Контракт с главой местной администрации может быть расторг­нут по соглашению сторон или в судебном порядке на основании заяв­ления:

— представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования в связи с нарушением условий кон­тракта в части, касающейся решения вопросов местного значения;

— высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной вла­сти субъекта Российской Федерации) — в связи с нарушением условий контракта в части, касающейся осуществления отдельных государст­венных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Отзыв депутата и должностного лица

Отзыв депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления

— это досрочное лишение мандата такого лица по воле избирателей.

Отзыв депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, являясь одной из форм прямого волеизъявления граждан, основывается на Конституции Российской Федерации (ч. 2 ст. 130) и Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ч. ч. 1 и 2 ст. 24).

Голосование по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления проводится по инициативе населения в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Федерации для проведения местного референдума, с учетом особенностей, предусмотренных Федеральным законом «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации».

Основания для отзыва депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления и процедура отзыва указанных лиц устанавливаются уставом муниципального образования.

Основаниями для отзыва депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления

могут служить только его конкретные противоправные решения или действия (бездействие) в случае их подтверждения в судебном порядке.

Как правило, глава муниципального образования может быть отозван в следующих случаях:

1) если им не был отменен изданный им правовой акт или отдельные его положения, которые были признаны судом противоречащими Конституции Российской Федерации, федеральному конституционному закону, федеральному закону, конституции (уставу), закону субъекта Федерации, уставу муниципального образования и при этом повлекли нарушение (умаление) прав и свобод человека и гражданина или наступление иного вреда;

Читайте так же:  Процедура расторжения брака при наличии несовершеннолетних детей

2) если в результате его противоправных действий либо неисполнения им своих полномочий, установленных в федеральных законах, законах субъекта Федерации и уставе муниципального образования, соответствующему муниципальному образованию и (или) его населению нанесен существенный материальный ущерб, подтвержденный в судебном порядке;

3) если подтвержденное в судебном порядке систематическое неисполнение им своих полномочий, установленных в федеральных законах, законах субъекта Федерации и уставе муниципального образования, создает неустранимые препятствия для осуществления полномочий органами местного самоуправления, а равно для участия населения муниципального образования в осуществлении местного самоуправления;

4) если им был нарушен срок издания муниципального правового акта, необходимого для реализации решения, принятого путем прямого волеизъявления населения муниципального образования, выраженного на местном референдуме, и данное нарушение подтверждено в судебном порядке.

Депутат представительного органа, как правило, может быть отозван в случае, если подтвержденное судом его систематическое неучастие в заседаниях данного органа депутатов без уважительных причин (болезнь депутата или его близких родственников, служебная командировка) создает неустранимые препятствия для осуществления полномочий представительного органа.

Решение о назначении голосования по отзыву депутата, члена выборного органа, выборного должностного лица местного самоуправления принимается, как правило, представительным органом муниципального образования. Лицо, в отношении которого выдвинута инициатива по его отзыву, вправе присутствовать на соответствующем заседании представительного органа, представить его депутатам письменные возражения против проведения голосования по отзыву, а также в устном выступлении дать объяснения по поводу обстоятельств, выдвигаемых в качестве оснований для отзыва. О заседании представительного органа муниципального образования указанное лицо извещается не позднее чем за три дня до его проведения.

Решение о назначении голосования по отзыву депутата, члена выборного органа, выборного должностного лица местного самоуправления публикуется в официальных средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия.

Одновременно с публикацией решения о назначении голосования по отзыву депутата, члена выборного органа, выборного должностного лица местного самоуправления в официальном печатном средстве массовой информации должны быть опубликованы объяснения перед избирателями отзываемого лица по поводу обстоятельств, выдвигаемых в качестве оснований для отзыва.

Федеральным законом «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что процедура отзыва депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления должна обеспечивать ему возможность дать избирателям объяснения по поводу обстоятельств, выдвигаемых в качестве оснований для отзыва.

Депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления считаются отозванными, если за отзыв проголосовало не менее половины избирателей, зарегистрированных в муниципальном образовании (избирательном округе).

Конституционный Суд указал, что на всех этапах процедуры отзыва выборное должностное лицо местного самоуправления должно иметь право давать пояснения по обстоятельствам, служащим основанием отзыва, защищать свои интересы. Лица, инициирующие процедуру отзыва, должностные лица, ответственные за организацию заседания представительного органа местного самоуправления, учитывая общие принципы демократических правовых процедур, должны обеспечить уведомление выборного должностного лица о времени и месте рассмотрения вопросов, касающихся его отзыва. Следует заметить, что, хотя и в интересах самого отзываемого лица явиться на соответствующие заседания и дать свои объяснения, оно вправе и не делать этого. Но, в свою очередь, это не должно приводить к затягиванию процедурных вопросов отзыва.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Отзыв депутата, члена выборного органа местного самоуправления

Отзыв депутата, члена выборного органа или выборного должностного лица местного самоуправления, являясь формой непосредственного осуществления населением местного самоуправления, в тоже время является и формой ответственности их перед населением и избирателями.

Федеральный закон 2003 г. № 131-ФЗ (ст. 24) определяет, что голосование по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления проводится по инициативе населения в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта РФ для проведения местного референдума, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Основания для отзыва и процедура отзыва устанавливаются уставом муниципального образования.

[2]

Необходимо обратить внимание на тот факт, что институт отзыва по своей природе присущ только лишь мажоритарной избирательной системе. Именно она обеспечивает прямую связь избирателей и кандидатов и впоследствии обратную связь депутатов со своими избирателями. Поэтому, при использовании пропорциональной, как впрочем и смешенной, избирательных систем формирования представительных органов публичной власти, институт отзыва не применяется либо применяется с особыми основаниями и ограничениями. Вследствие этого, 20 марта 2011 года[98] в Федеральный закон № 131-ФЗ были внесены изменения, согласно которым «если все депутатские мандаты или часть депутатских мандатов в представительном органе муниципального образования замещаются депутатами, избранными в составе списков кандидатов, выдвинутых избирательными объединениями, отзыв депутата не применяется»

Основания для отзыва депутата, члена выборного органа, выборного должностного лица местного самоуправления и процедура отзыва указанных лиц устанавливаются уставом муниципального образования. Такими основаниями могут служить только его конкретные противоправные решения или действия (бездействие) в случае их подтверждения в судебном порядке.

Инициатива, как и само голосование по отзыву выдвигается в том же порядке, что и для проведения местного референдума с некоторыми особенностями, поэтому и сам отзыв депутатов и выборных должностных лиц местного самоуправления можно представить как последовательность определенных процедур:

1) возбуждение инициативы и определение оснований отзыва,

2) сбор подписей в поддержку назначения голосования по отзыву,

3) назначение голосования по отзыву,

4) агитация за отзыв и против отзыва. Эта стадия процедуры отзыва обязательно предполагает информирование отзываемого лица инициаторами отзыва, а также соответствующей избирательной комиссий. Информирование может иметь место уже на стадии инициативы отзыва. Лицо, в отношении которого возбуждается отзыв, вправе представлять инициаторам, избирателям, а также избирательной комиссии свои объяснения по поводу обстоятельств, выдвигаемых в качестве оснований отзыва. Естественно, что граждане вправе участвовать в агитации и высказываться за отзыв или против отзыва депутата, выборного должностного лица,

5) голосование по отзыву,

Читайте так же:  Увольнение по собственному желанию последний день работы

6) определение результатов голосования.

Депутат, член выборного органа или выборное должностное лицо местного самоуправления считается отозванным, если за отзыв проголосовало не менее половины избирателей, зарегистрированных в муниципальном образовании (избирательном округе).

Конституционный Суд указал, что на всех этапах процедуры отзыва выборное должностное лицо местного самоуправления должно иметь право давать пояснения по обстоятельствам, служащим основанием отзыва, защищать свои интересы. Лица, инициирующие процедуру отзыва, должностные лица, ответственные за организацию заседания представительного органа местного самоуправления, учитывая общие принципы демократических правовых процедур, должны обеспечить уведомление выборного должностного лица о времени и месте рассмотрения вопросов, касающихся его отзыва[99].

Итоги голосования по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления и принятые решения подлежат официальному опубликованию.

Отзыв депутата представительного органа и иных выборных лиц местного самоуправления

Читайте также:

  1. Cистема органов местного самоуправления в РФ
  2. F) Органа опеки и попечительства.
  3. I. Понятие и признаки органов местного самоуправления.
  4. I. Понятие и принципы территориальных основ местного самоуправления.
  5. II. Ко второму виду относятся субъекты муниципально-пра­вовых отношении, которые наделены правом принимать реше­ния (участвовать в принятии решении) по вопросам местного значения.
  6. II. Ко второму виду относятся субъекты муниципально-пра­вовых отношений, которые наделены правом принимать реше­ния (участвовать в принятии решений) по вопросам местного значения.
  7. II. Условия совместного хранения веществ и материалов
  8. III. Правовые акты органов местного самоуправления.
  9. III. Принципы местного самоуправления.
  10. IV. Функции местного самоуправления.
  11. V Акты органов местного самоуправления (ОМС).
  12. VI. Теории местного самоуправления.

Отзыв депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления — это досрочное лишение мандата такого лица по воле избирателей.

Отзыв депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, являясь одной из форм прямого волеизъявления граждан, основывается на Конституции Российской Федерации (ч. 2 ст. 130) и Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ч. ч. 1 и 2 ст. 24).

Голосование по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления проводится по инициативе населения в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Федерации для проведения местного референдума, с учетом особенностей, предусмотренных Федеральным законом «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации».

Основания для отзыва депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления и процедура отзыва указанных лиц устанавливаются уставом муниципального образования.

Основаниями для отзыва депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления могут служить только его конкретные противоправные решения или действия (бездействие) в случае их подтверждения в судебном порядке.

Как правило, глава муниципального образования может быть отозван в следующих случаях:

1) если им не был отменен изданный им правовой акт или отдельные его положения, которые были признаны судом противоречащими Конституции Российской Федерации, федеральному конституционному закону, федеральному закону, конституции (уставу), закону субъекта Федерации, уставу муниципального образования и при этом повлекли нарушение (умаление) прав и свобод человека и гражданина или наступление иного вреда;

2) если в результате его противоправных действий либо неисполнения им своих полномочий, установленных в федеральных законах, законах субъекта Федерации и уставе муниципального образования, соответствующему муниципальному образованию и (или) его населению нанесен существенный материальный ущерб, подтвержденный в судебном порядке;

3) если подтвержденное в судебном порядке систематическое неисполнение им своих полномочий, установленных в федеральных законах, законах субъекта Федерации и уставе муниципального образования, создает неустранимые препятствия для осуществления полномочий органами местного самоуправления, а равно для участия населения муниципального образования в осуществлении местного самоуправления;

4) если им был нарушен срок издания муниципального правового акта, необходимого для реализации решения, принятого путем прямого волеизъявления населения муниципального образования, выраженного на местном референдуме, и данное нарушение подтверждено в судебном порядке.

34)Органы и должностные лица местного самоуправления: понятие, система структура принципы организации и деятельности

Органы местного самоуправления – это органы самоуправляющихся территориальных сообществ, которыми они формируются и перед которыми они несут ответственность за надлежащее осуществление своих полномочий.

Население самостоятельно определяет организационную структуру местного самоуправления своего муниципального образования: органов местного самоуправления и других организационных форм осуществления местного самоуправления. Структура органов местного самоуправления — это элемент их системы, которой охватываются не только набор органов местного самоуправления, взаимоотношения между ними, внутренняя структура отдельных органов местного самоуправления, но и компетенция органов, должностных лиц, нормативная основа их деятельности, материально-финансовые ресурсы. Кроме того, в систему наряду со структурой органов местного самоуправления могут входить органы, которые наделяются признаками, свойственными государственным органам, и нацелены на выполнение отдельных государственных полномочий.

Согласно п. 1 ст. 34 Закона об общих принципах организации местного самоуправления в структуру органов местного самоуправления входят:

= представительный орган муниципального образования;

= глава муниципального образования;

= местная администрация (исполнительно-распорядительный орган);

= контрольный орган муниципального образования;

= иные органы местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

35)Представительный орган местного самоуправления: порядок формирования компетенция прекращение деятельности

Дата добавления: 2015-05-10 ; Просмотров: 152 ; Нарушение авторских прав? ;

Видео (кликните для воспроизведения).

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источники


  1. Рыжаков, А. П. Защитник в уголовном процессе / А.П. Рыжаков. — М.: Экзамен, 2016. — 480 c.

  2. Марченко, М.Н. Общая теория государства и права. Академический курс в 3-х томах. Том 1 / М.Н. Марченко. — М.: Зерцало, 2002. — 546 c.

  3. Осиновский, А.Д. Акционер против акционерного общества; СПб: ДНК, 2013. — 352 c.
Отзыв депутата представительного органа местного самоуправления
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here