Ответственность за нарушение правил благоустройства населенных пунктов

Полезная информация на тему: "Ответственность за нарушение правил благоустройства населенных пунктов", собранная из сети и предоставленная в удобном для чтения виде. По всем вопросам - обращайтесь к дежурному юристу.

Статья 4.1. Нарушение правил благоустройства городов и других населенных пунктов

Информация об изменениях:

Законом Кировской области от 30 июля 2009 г. N 411-ЗО в статью 4.1 настоящего Закона внесены изменения

Статья 4.1. Нарушение правил благоустройства городов и других населенных пунктов

1. Повреждение или уничтожение клумб, цветников, газонов, хождение по ним, размещение на указанных объектах и движение по ним транспортных средств

влекут предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот рублей до трех тысяч рублей; на должностных лиц — от одной тысячи рублей до двадцати тысяч рублей.

2. Повреждение, опрокидывание или перемещение в другие места размещенных в установленном порядке во дворах домов, на улицах и площадях, в парках и скверах, в иных общественных местах скамеек, оборудования детских площадок, контейнеров для бытовых отходов и урн

влекут предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот рублей до трех тысяч рублей; на должностных лиц — от одной тысячи рублей до двадцати тысяч рублей.

3. Размещение строительных материалов, запасов топлива, оборудования и механизмов, иного имущества за пределами отведенных в установленном порядке земельных участков

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот рублей до трех тысяч рублей; на должностных лиц — от одной тысячи рублей до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от десяти тысяч рублей до ста тысяч рублей.

4. Выбрасывание бытового мусора, бумаг, окурков, использованных упаковок, бутылок в подъездах и во дворах жилых домов, на улицах и площадях, в парках и скверах, в других общественных местах и в общественном транспорте

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот рублей до трех тысяч рублей.

5. Производство не разрешенных в установленном порядке земляных работ во дворах домов, на придомовых территориях, на улицах и площадях, в парках и скверах, на других территориях населенного пункта

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот рублей до трех тысяч рублей; на должностных лиц — от трех тысяч рублей до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от двадцати тысяч рублей до ста тысяч рублей.

6. Повреждение или самовольное изменение фасадов зданий, ограждений, иных расположенных на территории населенного пункта объектов благоустройства, самовольное нанесение на них надписей и рисунков, размещение на них рекламных, информационных и агитационных материалов

влекут предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот рублей до трех тысяч рублей; на должностных лиц — от одной тысячи рублей до двадцати тысяч рублей.

7. Размещение на улицах, площадях, в парках и скверах, в иных общественных местах объектов мелкорозничной торговли (павильонов, палаток, киосков, прилавков, транспортных средств), игровых автоматов без полученного в установленном порядке разрешения

влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч рублей до четырех тысяч рублей; на юридических лиц — от двадцати тысяч рублей до пятидесяти тысяч рублей.

8. Воспрепятствование проведению специальными машинами работ по очистке и уборке территорий от снега и льда, мусора, выразившееся в оставлении автомототранспортных средств на срок более 24 часов, а также в период с 22 до 6 часов на проезжей части дорог в населенных пунктах, за исключением случаев аварийной остановки, либо в любое время года и суток во дворах домов в местах хранения твердых и жидких бытовых отходов, затрудняющее их отгрузку,

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот рублей до трех тысяч рублей; на должностных лиц — от одной тысячи рублей до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от десяти тысяч рублей до ста тысяч рублей.

9. Мойка автомототранспортных средств во дворах домов и на придомовых территориях, на улицах и тротуарах, в парках и скверах, на берегах рек и водоемов, расположенных на территории населенного пункта,

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот рублей до трех тысяч рублей; на должностных лиц — от одной тысячи рублей до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от десяти тысяч рублей до ста тысяч рублей.

10. Нарушение иных правил благоустройства, действующих в муниципальных образованиях,

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот рублей до трех тысяч рублей; на должностных лиц — от одной тысячи рублей до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от десяти тысяч рублей до ста тысяч рублей.

>
Повреждение или уничтожение рекламных и информационных материалов
Содержание
Закон Кировской области от 4 декабря 2007 г. N 200-ЗО «Об административной ответственности в Кировской области»

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Нарушение правил благоустройства

Статья 144. Нарушение правил благоустройства городов и других населенных пунктов. (в ред. Федерального закона от 20.12.1995 N 203-ФЗ)

Статья 5.1. Нарушение правил благоустройства городов и других населенных пунктов

Вернутся в раздел Комментарии к законам

Вопрос:

Совет муниципальных образований в порядке реализации права законодательной инициативы хочет внести проект закона субъекта РФ об административной ответственности за нарушение установленных нормативными правовыми актами органов местного самоуправления правил благоустройства территорий населенных пунктов. Какой должна быть формулировка нормы закона, предусматривающая ответственность?

Ответ:

Административное законодательство относится к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Это означает, что у субъектов РФ есть полномочия, в пределах, предоставленных федеральным законодательством. Согласно п. 1 ч.

Читайте так же:  Основные этапы прохождения государственной гражданской службы

Статья 11. Нарушение Правил благоустройства

1 ст. 1.3.1 КоАП РФ к ведению субъектов Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится установление административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.

Выборочный анализ законодательства субъектов РФ показывает, что в единичных субъектах РФ законодательством об административных правонарушениях установлена административная ответственность за неисполнение муниципальных правовых актов органов местного самоуправления без конкретизации состава административного правонарушения. Иными словами, административная ответственность наступает за неисполнение любого муниципального правового акта органов местного самоуправления, принятого ими в пределах их полномочий, за исключением определенных в законодательстве случаев (см. ст. 2.6 Кодекса Республики Татарстан об административных правонарушениях» от 19.12.2006 № 80-ЗРТ).

Следует обратить внимание, что Конституционный Суд РФ неоднократно обращал внимание на важность соблюдения принципа определенности нормы. В частности, при установлении административной ответственности необходимо исходить из того, что любое административное правонарушение, а равно санкции за его совершение, должны быть четко определены в законе, причем таким образом, чтобы исходя из текста соответствующей нормы каждый мог предвидеть административно-правовые последствия своих действий (бездействия) (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 13 июля 2010 г. № 15-П).

Поэтому в Особенной части КоАП РФ административная ответственность устанавливается за вполне определенные действия или бездействие, а не за нарушение, неисполнение или несоблюдение положений федерального законодательства в общем; иными словами, не любое несоблюдение федерального законодательства влечет административную ответственность.

Неточность, неясность и неопределенность закона порождают возможность неоднозначного истолкования и, следовательно, произвольного его применения, что противоречит конституционным принципам равенства и справедливости, из которых вытекает обращенное к законодателю требование определенности, ясности, недвусмысленности правовых норм и их согласованности в системе действующего правового регулирования; в противном случае может иметь место противоречивая правоприменительная практика, что ослабляет гарантии государственной защиты прав, свобод и законных интересов граждан (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 15 июля 1999 года № 11-П, от 27 мая 2003 года № 9-П и от 27 мая 2008 года № 8-П).

Следовательно, в законе, устанавливающем административную ответственность, должны быть точно, ясно и конкретно определены действия (бездействие), за совершение которых устанавливается административная ответственность.

Включение формулировок типа «Нарушение установленных нормативными правовыми актами органов местного самоуправления правил благоустройства территорий населенных пунктов, если эти действия (бездействия) не содержат деяния ответственность за совершение которых установлена настоящей главой и федеральным законом влечет…» может привести к принесению прокуратурой протеста — диспозиция допускает неопределенность толкования и не позволяет определить, какие именно действия (бездействия) отнесены к нарушениям, влекущим ответственность по данной статье, что в свою очередь, исключает бесспорное обозначение запрета, за нарушение которого влечет наступление административной ответственности, оставляя простор для неограниченного усмотрения и произвола должностных лиц при привлечении лиц к административной ответственности, что в силу части 2 статьи 1 Федерального закона от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» является коррупциогенным фактором.

Представляется корректным руководствоваться преобладающим в региональном законодательстве подходом к установлению административной ответственности за нарушение конкретных правил, утвержденных муниципальными нормативными правовыми актами (см., напр.: Закон Республики Северная Осетия-Алания от 17.11.2014 № 43-РЗ «Об административной ответственности за отдельные виды правонарушений», Закон Амурской области от 30.03.2007 № 319-ОЗ «Об административной ответственности в Амурской области», Кодекс Калининградской области об административных правонарушениях от 12.05.2008 № 244, Закон Кировской области от 04.12.2007 № 200-ЗО «Об административной ответственности в Кировской области», Кодекс Московской области об административных правонарушениях от 04.05.2016 № 37/2016-ОЗ, Областной закон Ленинградской области от 02.07.2003 № 47-оз «Об административных правонарушениях», Закон Челябинской области от 27.05.2010 № 584-ЗО «Об административных правонарушениях в Челябинской области» и др.).

В законе субъекта РФ, устанавливающем административную ответственность, целесообразно дополнительно указывать, что «настоящим законом устанавливается административная ответственность по вопросам, не имеющим федерального значения, в том числе административная ответственность за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъекта РФ, нормативных правовых актов органов местного самоуправления».

В сфере благоустройства территорий, административная ответственность может быть предусмотрена, например, за нарушение утвержденных муниципальными нормативными правовыми актами правил благоустройства территорий, устанавливающих требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, если это нарушение не образует состава административного правонарушения, предусмотренного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Какова ответственность по закону за нарушение правил благоустройства

Законом Алтайского края от 06.06.2018 N 30-ЗС «О внесении изменения в статью 27 закона Алтайского края «Об административной ответственности за совершение правонарушений на территории Алтайского края» были внесены изменения.

Образования

Так, прежняя редакция статьи 27 Закона Алтайского края от 10.07.2002 N 46-ЗС «Об административной ответственности за совершение правонарушений на территории Алтайского края» несла название «Нарушение правил благоустройства городских округов и иных поселений» и имела следующее содержание: «Нарушение правил благоустройства городских округов и иных поселений, за исключением случаев, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до трех тысяч рублей; на должностных лиц — от одной тысячи до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей».

В новой редакции статья 27 Закона Алтайского края от 10.07.2002 N 46-ЗС «Об административной ответственности за совершение правонарушений на территории Алтайского края» состоит из 10 пунктов.

Так, пункт 1 данной статьи предусматривает административную ответственность за несвоевременную очистку территорий общего пользования от листвы, порубочных остатков деревьев, снега и содержит санкцию в виде предупреждения или наложения административного штрафа на граждан в размере от пятисот до трех тысяч рублей; на должностных лиц — от одной тысячи до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Читайте так же:  Патент ремонт компьютеров и коммуникационного оборудования

Согласно пункту 2 статьи 27, мойка транспортных средств в местах общего пользования, если эти действия не влекут ответственности, предусмотренной Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до трех тысяч рублей.

В соответствии с пунктом 3 статьи 27, нарушение правил содержания внешнего вида фасадов и ограждающих конструкций зданий, строений, сооружений влечет административную ответственность в виде предупреждения или наложения административного штрафа на должностных лиц — от одной тысячи до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Пункт 4 статьи 27 содержит следующую диспозицию: «Нарушение правил организации освещения территории муниципального образования, включая архитектурную подсветку зданий, строений, сооружений». Санкция за данное административное правонарушение предусмотрена в виде предупреждения или наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

[3]

Пункт 5 статьи 27 предусматривает административную ответственность в виде предупреждения или наложения административного штрафа на граждан в размере от пятисот до трех тысяч рублей; на должностных лиц — от одной тысячи до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей за размещение объявлений и иной информации, не являющейся рекламой, в местах, не предназначенных для этих целей, а также самовольное нанесение рисунков и надписей на объектах благоустройства.

Согласно пункту 6 статьи 27, размещение транспортных средств на газоне или иной территории, занятой зелеными насаждениями, не связанное с нарушением правил стоянки и остановки транспортных средств, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до трех тысяч рублей; на должностных лиц — от одной тысячи до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Перемещение, снос, ненадлежащее содержание малых архитектурных форм, в том числе скамеек, урн, бордюров, ограждений, указателей, а также других элементов благоустройства, расположенных на территориях общего пользования, детских, игровых и спортивных площадках, в соответствии с пунктом 7 статьи 27, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до трех тысяч рублей; на должностных лиц — от одной тысячи до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Пункт 8 статьи 27 предусматривает административную ответственность за нарушение порядка организации стоков ливневых вод, если эти действия не влекут ответственности, предусмотренной Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, и содержит санкцию в виде предупреждения или наложения административного штрафа на должностных лиц — от одной тысячи до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Пункт 9 статьи 27 содержит следующую диспозицию: «Нарушение порядка проведения земляных работ». За данное правонарушение предусмотрена административная ответственность в виде предупреждения или наложения административного штрафа на граждан в размере от пятисот до трех тысяч рублей; на должностных лиц — от одной тысячи до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

И пункт 10 статьи 27 предусматривает административную ответственность за выпас сельскохозяйственных животных и домашней птицы вне специально отведенных для этих целей мест, установленных органами местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.26 и частью 1 статьи 1.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Санкция представлена в виде предупреждения или наложения административного штрафа на граждан в размере от пятисот до трех тысяч рублей; на должностных лиц — от одной тысячи до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Таким образом, статья 27 Закона Алтайского края от 10.07.2002 N 46-ЗС «Об административной ответственности за совершение правонарушений на территории Алтайского края» понесла значительные изменения.

Согласно статье 2 Закона Алтайского края от 06.06.2018 N 30-ЗС, Закон вступает в силу через 10 дней после дня его официального опубликования. День официального опубликования данного Закона — 07.06.2018. Следовательно, вышеперечисленные изменения вступили в законную силу 18 июня 2018 года.

Помощник прокурора Л.В. Андреева, 01.08.2018

Нарушение благоустройства

Краткое содержание

  • Хотел узнать возможно ли обжаловать штраф за нарушение в области благоустройства?
  • Нарушение правил благоустройства двора попадает под что-нибудь.
  • За одно и тоже нарушение благоустройства могут выписать штраф вторично.
  • Бланк уведомления о нарушении правил благоустройства не могу найти.
  • Нарушенное благоустройство территории
  • Штраф за нарушение правил благоустройства
  • Нарушение правил благоустройства
  • Нарушение правил благоустройства городов
  • Нарушения в сфере благоустройства
Видео (кликните для воспроизведения).

Вашу вину в совершении административного правонарушения обязаны доказать на комиссии. А все сомнения толкуются в Вашу пользу. Пусть докажут Вашу вину фото, видеоматериалами, Вашим признанием, свидетельскими показаниями, письменными документами, протоколом и другими доказательствами, Ст.1.5. КоАП РФ.
Если у них что-то есть на Вас пусть покажут. И помните даже если у них есть доказательства нарушений правил благоустройства Вам в первый раз должны дать предупреждение, а не штраф.
В конце концов всегда есть прокуратура и суд, куда Вы можете обратиться.
А что касается соседки, то надо подать на неё заявление о привлечении к ответственности за заведомо ложный донос. В следующий раз задумается как кляузничать.

от 25 октября 2002 года N 273-ЗС

Об административных правонарушениях

Глава 5. Административные правонарушения в области благоустройства

(в ред. Областного закона Ростовской области от 17.02.2012 N 794-ЗС)

Статья 5.1. Нарушение правил благоустройства территорий поселений и городских округов

(в ред. Областного закона Ростовской области от 07.05.2014 N 145-ЗС)

1. Невыполнение или ненадлежащее выполнение требований, установленных правилами благоустройства территорий поселений и городских округов, утвержденными органами местного самоуправления поселений и городских округов, если данное деяние не содержит признаков административного правонарушения, предусмотренного статьями 4.1, 4.5, 5.4, 5.5 настоящего Областного закона, —

(в ред. Областных законов Ростовской области от 04.08.2017 N 1179-ЗС, от 20.12.2017 N 1288-ЗС)

Читайте так же:  Документы для возврата налога при покупке квартиры

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 300 до 3000 рублей; на должностных лиц — от 8000 до 30000 рублей; на юридических лиц — от 25000 до 70000 рублей.

(в ред. Областного закона Ростовской области от 03.11.2017 N 1210-ЗС)

2. Повторное или последующее в течение года совершение действий (бездействие), предусмотренных частью 1 настоящей статьи, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 3000 до 5000 рублей; на должностных лиц — от 30000 до 50000 рублей; на юридических лиц — от 70000 до 100000 рублей.

(в ред. Областного закона Ростовской области от 03.11.2017 N 1210-ЗС)

Статья 5.2. Нарушение порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий

Невыполнение или ненадлежащее выполнение собственниками зданий (помещений в них) и сооружений обязанностей, предусмотренных нормативными правовыми актами органов местного самоуправления поселений и городских округов, устанавливающими порядок участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий, —

[2]

ВС РФ «прореживает» бланкетные региональные нормы об ответственности за несоблюдение муниципальных правил благоустройства

valzan / Depositphotos.com

В КоАП многих субъектов РФ содержатся нормы об административной ответственности за несоблюдение любых (всех) Правил благоустройства, установленных муниципальными образованиями «своего» региона без уточнения, что именно это за правила. Верховный Суд Российской Федерации полагает, что эти нормы – как слишком неконкретные и двусмысленные – влекут неясность и неоднозначное толкование, поскольку невозможно установить за нарушение каких именно правил законодателем субъекта РФ вводится административная ответственность. А значит, такие нормы и не должны действовать (Апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам ВС РФ от 10 октября 2018 г. № 70-АПГ18-4).

[1]

ВС РФ последовательно отстаивает эту позицию уже несколько лет; только за прошедший год он рассмотрел более 10 подобных дел (Апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам ВС РФ от 10 октября 2018 г. № 74-АПГ18-6).

Как правило, заявителями в них выступают хозяйствующие субъекты, которые уже поплатились за неисполнение местных Правил благоустройства, и часто оспаривают одновременно и региональную норму, и сами местные Правила.

Напомним, такие Правила могут устанавливать свои «местечковые» требования, например:

  • снег должны быть убран или сдвинут до 10 часов утра. Или до 9. Или до 8;
  • собственники зданий должны убирать не только свою территорию, но и три метра прилегающей муниципальной. Или пять. Или десять. Или не должны;
  • сосульки с крыш должны сбиваться ежедневно. Или по мере необходимости. Или немедленно, как только образуются;
  • снежные валы на тротуарах формировать нельзя. Или можно, но на широких;
  • посыпать гололед солью нельзя. Или можно, но лишь в исключительных случаях. Или можно, но лишь в составе песко-соляной смеси. Или можно, но только перед тем, как его начнут скалывать;
  • убирать снег нужно, если его толщина достигла 2 см. Или 3 см. Или не позднее 20 минут от начала снегопада. Или каждые три часа;
  • и тому подобные.

Причем обычно значительная часть предписаний из Правил благоустройства просто «переписана» из федеральных актов.

В рассматриваемых делах региональные суды и ВС РФ безжалостны к региональному закону и лояльны к муниципальным Правилам благоустройства.

В частности, нормы региональных законов о наказании «за благоустройство» признают недействующими, поскольку:

Аналитическая система «Сутяжник» поможет узнать, какие обстоятельства являются решающими для судов в конкретных видах споров. Вы сможете понять, как нужно скорректировать исковое заявление или претензию, чтобы увеличить вероятность принятия решения в вашу пользу.

  • в спорной норме не сформулирована объективная сторона административного правонарушения – норма отсылает к Правилам благоустройства, утвержденным органами местного самоуправления, которые могут содержать различные, а зачастую и противоположные обязанности (Определение ВС РФ от 19 сентября 2018 г. № 46-АПГ18-22);
  • регион использовал сложный способ отсылки: не к конкретному правовому акту, а к целому ряду муниципальных нормативных правовых актов, что нарушает (ч. 1 ст.1.4 КоАП РФ) принцип равенства перед законом лиц, совершивших административные правонарушения на территории одного субъекта РФ (Определение ВС РФ от 10 октября 2018 г. № 74-АПГ18-6);
  • может иметь место противоречивая правоприменительная практика в разных муниципальных образованиях одного субъекта РФ, что приводит к ослаблению гарантии государственной защиты прав, свобод и законных интересов граждан от произвольного преследования и наказания (Определения ВС РФ от 10 октября 2018 г. № 70-АПГ18-4 и № 74-АПГ18-6);
  • спорная норма является по своей юридической конструкции бланкетной, и значит, не несет достаточной и необходимой информации о муниципальных правовых актах. Следовательно, невозможно сделать однозначный вывод о том, что за какое именно нарушение вводится административная ответственность, что влечет правовую неопределенность (Определения ВС РФ от 19 сентября 2018 г. № 46-АПГ18-22, от 11 декабря 2017 г. № 45-АПГ17-18, от 31 августа 2016 г. № 31-АПГ16-5).
  • спорная норма не отвечают требованиям, предъявляемым федеральным законодателем к юридико-технической конструкции правовой нормы, имея в виду требования определённости, ясности, недвусмысленности правовой нормы и её согласованности с системой действующего правового регулирования (ст. 19 Конституции РФ), а также ст. 1.1 КоАП РФ, из содержания которой следует основополагающее правило о необходимости установления непосредственно в диспозиции статьи конкретных противоправных действий (бездействия) и конкретизации материального основания административной ответственности в законе об административных правонарушениях субъекта РФ, а не в отсылочном акте (Определения ВС РФ от 10 октября 2018 г. № 70-АПГ18-4 и № 74-АПГ18-6, от 24 июня 2015 г. № 71-АПГ15-3).

Сами Правила благоустройства – пока они ничему не противоречат – могут быть напичканы федеральными цитатами:

  • Правила благоустройства являются простой компиляцией санитарно-эпидемиологических, технических, градостроительных, экологических и иных требований (федеральных) и не устанавливают административную ответственность за нарушение «самих себя» (Определения ВС РФ от 10 октября 2018 г. № 70-АПГ18-4, от 30 августа 2017 г. № 11-АПГ17-18, от 31 августа 2016 г. № 31-АПГ16-5);
  • дублирование, воспроизведение в Правилах благоустройства предписаний федеральных НПА не свидетельствует о незаконности муниципального правового акта (Определения ВС РФ от 10 октября 2018 г. № 70-АПГ18-4, от 3 октября 2018 г. № 82-АПГ18-6, от 26 сентября 2018 г. № 19-АПГ18-7, п. 18 постановления Пленума ВС РФ Федерации от 29 ноября 2007 г. № 48).
Читайте так же:  Пример заполнения отчета о целевом использовании средств

Конкретные оспариваемые положения Правил благоустройства могут признать недействующими, только если они противоречат федеральным правилам (Определение ВС РФ от 22 августа 2018 г. № 34-АПГ18-7), например:

  • требуют убирать муниципальную территорию, которая прилегает к частным зданиям, строениям, сооружениям, земельным участкам. Такая муниципальная норма противоречит ст. 210 Гражданского кодекса, которая допускает, что бремя содержания имущества может нести и не его собственник, но только если это предусмотрено договором или федеральным законом, но никак не муниципальным актом (Определения ВС РФ от 17 апреля 2018 г. № 50-КГ18-6 и № 50-КГ18-7, от 20 декабря 2017 г. № 56-АПГ17-21, от 3 октября 2018 г. № 47-АПГ18-4). Правда, муниципалитет может «вывернуться», если предусмотрит, что такая уборка проводится лишь по «соглашению» администрации и собственников (Определение ВС РФ от 15 ноября 2017 г. № 48-АПГ17-16);
  • устанавливает меру принуждения, то есть одну из форм юридической ответственности, что действующим законодательством к полномочиям органов местного самоуправления не отнесено (Определение ВС РФ от 10 октября 2018 г. № 74-АПГ18-7).

Но даже и не согласующиеся с федеральными нормами Правила благоустройства могут «не тронуть», если они введены в целях обеспечения безопасности граждан (Определение ВС РФ от 26 сентября 2018 г. № 19-АПГ18-7).

Однако пока норма не оспорена в суде – она действует, и штраф за ее неисполнение является абсолютно законным. Поэтому всем, кто боится получить наказание за «утренние» сосульки или снег на «приданной» территории, есть смысл заранее обратиться в суд за оспариванием бланкетной региональной нормы: оспаривать ее после штрафа практически бессмысленно. Ведь закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность распространяется лишь на тех нарушителей, которые не успели уплатить штраф или претерпеть иное наложенное наказание. А к моменту вступления в законную силу решения суда штраф уже, скорее всего, будет уплачен.

Статья 5.3. Нарушение установленных органами местного самоуправления правил благоустройства территорий поселений и городских округов

Информация об изменениях:

Законом Липецкой области от 3 октября 2013 г. N 199-ОЗ статья 5.3 главы 5 раздела II настоящего Кодекса изложена в новой редакции, вступающей в силу по истечении десяти дней со дня официального опубликования названного Закона

Статья 5.3. Нарушение установленных органами местного самоуправления правил благоустройства территорий поселений и городских округов

1. Перемещение, снос, ненадлежащее содержание ограждений, скамей, контейнеров, урн, игрового и спортивного оборудования, иных элементов благоустройства —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от одной тысячи до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от пяти тысяч до ста тысяч рублей.

2. Нарушение установленных органами местного самоуправления требований по содержанию и ремонту фасадов, отмосток, водостоков, навесных металлических конструкций, окон и витрин, вывесок, входных узлов, иных архитектурных элементов нежилых зданий, строений и сооружений —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от одной тысячи до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от пяти тысяч до ста тысяч рублей.

3. Непринятие собственниками, иными законными владельцами нежилых зданий, строений и сооружений или уполномоченными ими лицами мер по очистке кровель, карнизов, водостоков, навесов (козырьков) от снега, наледи, сосулек —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от одной тысячи до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от пяти тысяч до ста тысяч рублей.

4. Нарушение требований по содержанию и эксплуатации объектов (средств) наружного освещения населенных пунктов —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от пяти тысяч до ста тысяч рублей.

5. Размещение объявлений и иной информации, не являющейся рекламой, в неустановленных местах, а также самовольное нанесение рисунков и надписей на здания, строения, сооружения, в подъездах жилых зданий, на инженерные коммуникации, тротуары, дорожные и иные информационные знаки, другие элементы благоустройства —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от одной тысячи до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от пяти тысяч до ста тысяч рублей.

6. Сброс (выброс), складирование и (или) временное хранение мусора, отходов спила деревьев, кустарников, листвы и других растительных остатков вне специально отведенных мест, если эти нарушения не подпадают под действие статей 6.3, 7.22 и 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от одной тысячи до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от пяти тысяч до ста тысяч рублей.

7. Установка шлагбаумов, цепей, столбов, бетонных блоков и плит, других сооружений, устройств и объектов, создающих препятствия или ограничения проходу (движению) пешеходов, и (или) проезду автотранспорта, и (или) проведению уборочных работ на территориях общего пользования, без согласования с органами местного самоуправления, если эти нарушения не подпадают под действие статей 7.1, 8.8 и 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от одной тысячи до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от пяти тысяч до ста тысяч рублей.

Ответственность за нарушение правил благоустройства населенных пунктов

Вопрос:

Совет муниципальных образований в порядке реализации права законодательной инициативы хочет внести проект закона субъекта РФ об административной ответственности за нарушение установленных нормативными правовыми актами органов местного самоуправления правил благоустройства территорий населенных пунктов. Какой должна быть формулировка нормы закона, предусматривающая ответственность?

Читайте так же:  Является ли миграционная карта документом удостоверяющим личность

Ответ:

Административное законодательство относится к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Это означает, что у субъектов РФ есть полномочия, в пределах, предоставленных федеральным законодательством. Согласно п. 1 ч. 1 ст. 1.3.1 КоАП РФ к ведению субъектов Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится установление административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.

Выборочный анализ законодательства субъектов РФ показывает, что в единичных субъектах РФ законодательством об административных правонарушениях установлена административная ответственность за неисполнение муниципальных правовых актов органов местного самоуправления без конкретизации состава административного правонарушения. Иными словами, административная ответственность наступает за неисполнение любого муниципального правового акта органов местного самоуправления, принятого ими в пределах их полномочий, за исключением определенных в законодательстве случаев (см. ст. 2.6 Кодекса Республики Татарстан об административных правонарушениях» от 19.12.2006 № 80-ЗРТ).

Следует обратить внимание, что Конституционный Суд РФ неоднократно обращал внимание на важность соблюдения принципа определенности нормы. В частности, при установлении административной ответственности необходимо исходить из того, что любое административное правонарушение, а равно санкции за его совершение, должны быть четко определены в законе, причем таким образом, чтобы исходя из текста соответствующей нормы каждый мог предвидеть административно-правовые последствия своих действий (бездействия) (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 13 июля 2010 г. № 15-П).

Поэтому в Особенной части КоАП РФ административная ответственность устанавливается за вполне определенные действия или бездействие, а не за нарушение, неисполнение или несоблюдение положений федерального законодательства в общем; иными словами, не любое несоблюдение федерального законодательства влечет административную ответственность.

Неточность, неясность и неопределенность закона порождают возможность неоднозначного истолкования и, следовательно, произвольного его применения, что противоречит конституционным принципам равенства и справедливости, из которых вытекает обращенное к законодателю требование определенности, ясности, недвусмысленности правовых норм и их согласованности в системе действующего правового регулирования; в противном случае может иметь место противоречивая правоприменительная практика, что ослабляет гарантии государственной защиты прав, свобод и законных интересов граждан (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 15 июля 1999 года № 11-П, от 27 мая 2003 года № 9-П и от 27 мая 2008 года № 8-П).

Следовательно, в законе, устанавливающем административную ответственность, должны быть точно, ясно и конкретно определены действия (бездействие), за совершение которых устанавливается административная ответственность.

Включение формулировок типа «Нарушение установленных нормативными правовыми актами органов местного самоуправления правил благоустройства территорий населенных пунктов, если эти действия (бездействия) не содержат деяния ответственность за совершение которых установлена настоящей главой и федеральным законом влечет…» может привести к принесению прокуратурой протеста — диспозиция допускает неопределенность толкования и не позволяет определить, какие именно действия (бездействия) отнесены к нарушениям, влекущим ответственность по данной статье, что в свою очередь, исключает бесспорное обозначение запрета, за нарушение которого влечет наступление административной ответственности, оставляя простор для неограниченного усмотрения и произвола должностных лиц при привлечении лиц к административной ответственности, что в силу части 2 статьи 1 Федерального закона от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» является коррупциогенным фактором.

Представляется корректным руководствоваться преобладающим в региональном законодательстве подходом к установлению административной ответственности за нарушение конкретных правил, утвержденных муниципальными нормативными правовыми актами (см., напр.: Закон Республики Северная Осетия-Алания от 17.11.2014 № 43-РЗ «Об административной ответственности за отдельные виды правонарушений», Закон Амурской области от 30.03.2007 № 319-ОЗ «Об административной ответственности в Амурской области», Кодекс Калининградской области об административных правонарушениях от 12.05.2008 № 244, Закон Кировской области от 04.12.2007 № 200-ЗО «Об административной ответственности в Кировской области», Кодекс Московской области об административных правонарушениях от 04.05.2016 № 37/2016-ОЗ, Областной закон Ленинградской области от 02.07.2003 № 47-оз «Об административных правонарушениях», Закон Челябинской области от 27.05.2010 № 584-ЗО «Об административных правонарушениях в Челябинской области» и др.).

В законе субъекта РФ, устанавливающем административную ответственность, целесообразно дополнительно указывать, что «настоящим законом устанавливается административная ответственность по вопросам, не имеющим федерального значения, в том числе административная ответственность за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъекта РФ, нормативных правовых актов органов местного самоуправления».

Видео (кликните для воспроизведения).

В сфере благоустройства территорий, административная ответственность может быть предусмотрена, например, за нарушение утвержденных муниципальными нормативными правовыми актами правил благоустройства территорий, устанавливающих требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, если это нарушение не образует состава административного правонарушения, предусмотренного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Источники


  1. Катрич, С. В. Юридическое пятикнижие российского бизнеса. Правовые основы предпринимательства / С.В. Катрич. — М.: Дело, 2012. — 528 c.

  2. Неустойка. Судебная практика и образцы документов. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2018. — 746 c.

  3. Катрич, С. В. Юридическое пятикнижие российского бизнеса. Правовые основы предпринимательства / С.В. Катрич. — М.: Дело, 2012. — 528 c.
Ответственность за нарушение правил благоустройства населенных пунктов
Оценка 5 проголосовавших: 1

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here