Отказ в выдаче градостроительного плана земельного участка

Полезная информация на тему: "Отказ в выдаче градостроительного плана земельного участка", собранная из сети и предоставленная в удобном для чтения виде. По всем вопросам - обращайтесь к дежурному юристу.

Изменение градостроительного плана участка в суде

Земельные Адвокаты нашей компании проведут изменение градостроительного плана земельного участка в суде или обжалуют отказ в изменении ГПЗУ и в досудебном порядке.

В ГПЗУ наглядно показано, на каком расстоянии от коммуникаций можно возводить дом или иное здание, сколько надо отступать от дороги и соседних участков, какие характеристики должны быть у постройки и т.д. На основании такого документа создают проект, чтобы впоследствии получить разрешение на строительство. В нем указаны необходимые ограничения и требования к процессу застройки территории. Но если ситуация в плане не соответствует реальному положению, его нужно менять.

Когда же отказывают в редактировании этого документа, ссылаясь на невозможность внесения корректировок или отсутствие необходимых документов, которые не требуются по закону, нужно обращаться в судебные органы. Решили провести изменение градостроительного плана участка в суде, помощь юриста позволит сделать это быстро, обеспечив положительное решение по делу. Мы многократно проводили подобную процедуру, всегда добиваясь результата. Начинаем работу сразу после обращения: готовим необходимые бумаги, составляем иск и проводим остальные согласования.

Когда надо обязательно обращаться за изменением ГПЗУ?

Существуют ситуации, когда без подобной меры не обойтись. Как правило, в таких случаях чаще всего и отказывают в редактировании плана.

  • Если Вы построили дом, который оказался слишком близко к недвижимости соседа, приходится обращаться за изменением ГПЗУ.
  • Аналогичная ситуация возникает, когда здание стоит слишком близко к электролиниям, газопроводам и иным коммуникациям.
  • Изменились допустимые отступы для возведения строительных объектов, этажность капитального строения или оно выходит за пятно застройки – снова нужно подавать прошение на корректировку документа.
  • Также подобная мера применяется, если появились новые сведения о публичных сервитутах, границах участка и т.д.

За изменениями надо обращаться в уполномоченные органы (зависит от региона и места нахождения участка) с заявлением и пакетом документации. В случае неправомерного или немотивированного отказа придется обращаться в суд.

Процедура изменения градостроительного плана земельного участка через суд

Помощь юриста при изменении градостроительного плана участка в суде – это не только подготовка необходимых бумаг (доказательств обоснованности таких корректировок), но и разработка искового заявления, выступление на заседании, ответы на возражения и прочее. При этом следует соблюдать определенную последовательность действий.

  1. Для начала нужно пройти досудебную процедуру обжалования решения уполномоченных органов. Если причина отказа в неверно проведенной правовой экспертизе ГПЗУ, такую ошибку надо устранить, обратившись повторно. Если же объективных оснований для подобного решения нет, придется подавать жалобу в вышестоящие органы.
  2. Получив на руки письменный отказ, собрав бумаги, которые направлялись вместе с заявлением на изменение плана, прикрепив само ходатайство, нужно готовить иск.
  3. В исковом документе перечисляют основные характеристики участка и находящихся на нем строений, особенности ГПЗУ в отношении таких объектов, какие корректировки нужно внести и другую информацию. Важно подтвердить наличие оснований для изменения плана.
  4. Необходимо собрать доказательства соблюдения процедуры изменения градостроительного плана. А когда все бумаги в наличии, оплачивается государственная пошлина (квитанцию надо приложить к иску), и пакет документов направляется в канцелярию суда.

С документации нужно снять копии, заверив их у нотариуса. Так Вы подтверждаете достоверность бумаг. Либо придется брать с собой на заседание оригиналы. Если выступаете через представителя, дополнительно потребуется доверенность, где прописаны полномочия такого лица.

Когда за работу берутся наши специалисты, Вам не придется ни о чем волноваться. Мы подготовим бумаги, проведем досудебную процедуру урегулирования спора, если того потребует закон, составим иск и выступим на суде. По окончанию разбирательства надо представить вынесенное решение в уполномоченные органы с новым заявлением. На основании такого обращения будут внесены корректировки в ГПЗУ.

Изменим градостроительный план участка через суд

Помимо изменения ГПЗУ, земельные юристы нашего центра помогут вам получить разрешение на строительство или разрешение на ввод в эксплуатацию, а также предложат другие услуги по получению разрешительной документации или оформлению собственности.

Обратитесь к нашим специалистам уже сегодня!

Бесплатное изучение Ваших правоустанавливающих документов на недвижимость в нашем офисе. Оценка перспектив дела.

Юристы по земельному праву с опытом от 8 лет. Действующие адвокаты. Кадастровые инженеры. Оценщики. Проектировщики.

Решения сложных вопросов

Защита интересов доверителя в судах всех инстанций, федеральных и муниципальных органах власти. Обжалование вступивших в силу решений!

Представительство в регионах

Специалисты нашей компании готовы обеспечить серьезную поддержку в любом регионе, даже в самой сложной ситуации!

Отказ в выдаче градостроительного плана земельного участка

С 1 июля в соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 № 373-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования подготовки, согласования и утверждения документации по планировке территории и обеспечения комплексного и устойчивого развития территорий и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» градостроительный план земельного участка исключен из состава документации по планировке территории.

Изменены требования к содержанию документа, в то же время порядок его выдачи не претерпел существенных изменений.

В частности, Градостроительный кодекс Российской Федерации по-прежнему не содержит перечня оснований для отказа в выдаче градостроительного плана земельного участка.

В то же время в ч. 4 ст. 57.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации указано, что в случае, если в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации размещение объекта капитального строительства не допускается при отсутствие документации по планировке территории, выдача градостроительного плана земельного участка допускается только после утверждения такой документации.

Таким образом, основанием для отказа в выдаче градостроительного плана земельного участка является отсутствие документации по планировке территории в тех случаях, когда ее подготовка является обязательной.

Согласно Порядку заполнения формы градостроительного плана земельного участка, утвержденному приказом Минстроя России от 25.04.2017 № 741/пр, раздел 11 «Информация о красных линиях» содержит номера и перечень координат характерных точек красных линий в границах земельного участка, а также ближайших к границам земельного участка крайней правой и левой и (или) верхней и нижней характерных точек в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости.

При отсутствии информации о наличии в границах земельного участка (по его границам) красных линий, в строке пишется «Информация отсутствует», а в графах таблицы ставятся прочерки.

При отсутствии сведений о координатах характерных точек красных линий в источниках информации, используемых для подготовки градостроительного плана земельного участка, в соответствующих графах ставятся прочерки.

Читайте так же:  Раздел 2 схема планировочной организации земельного участка

Указанные выводы подтверждаются разъяснениями Минстроя России, изложенными в письме от 18.08.2017. По данным asninfo.ru разъяснение было подготовлено в ответ на запрос Российской гильдии управляющих и девелоперов.

В том же письме было отмечено, что в связи с тем, что Градостроительным кодексом Российской Федерации не предусмотрен перечень оснований для отказа в выдаче градостроительного плана земельного участка, Минстрой России ведет работу по подготовке законопроекта «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части совершенствования правового регулирования отношений по градостроительному зонированию и планировке территории, а также отношений по изъятию земельных участков для государственных и муниципальных нужд)».

Данным законопроектом предусматриваются следующие основания для отказа в выдаче градостроительного плана земельного участка:

− отсутствие утвержденной документации по планировке территорий, в случае, если в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации размещение объекта капитального строительства не допускается при отсутствии такой документации;

− обращение с заявлением о выдаче градостроительного плана земельного участка лица, не являющегося его правообладателем;

− отсутствие основных сведений о земельном участке в Едином государственном реестре недвижимости.

С текстом письма Минстроя России можно ознакомиться в приложении к настоящей новости.

Материалы подготовлены юристом отдела градостроительных исследований и методического обеспечения ООО «ИТП «Град» В.С. Поповой.

Отказ в выдаче градостроительного плана земельного участка

Главная страница Форум Гарант

Пришел ответ в отказе в выдаче градостроительного плана так как Правилами земле пользования и застройки придусмотренн отступ 4 метра с каждой стороны.
вы ГПЗУ с разрешением на строительство сейчас не путаете, а?
градостроительный план участка показывает требования к застройке (разрешенные виды использования, высота, плотность застройки, расстояния от границ для тех или иных построек и насаждений и т.п.).
при подаче заявления на выдачу ГПЗУ вы никакие планируемые вами параметры строительства не указываете — наоборот, вы узнаете границы своих желаний из ГПЗУ.

каким образом возможно получения Градостроительного плана с отступом в 1 метр и получения разрешения на строительство.
градостроительный план вы получаете ОБЫЧНЫЙ, а потом просто обращаетесь в муниципалитет за получением РнС с отклонением от предельных параметров.

читаем ч. 1 ст. 40 ГрадК:
«Правообладатели земельных участков, размеры которых меньше установленных градостроительным регламентом минимальных размеров земельных участков либо конфигурация, инженерно-геологические или иные характеристики которых неблагоприятны для застройки, вправе обратиться за разрешениями на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства».
ну и далее по тексту, там вся процедура расписана.

Определение N 6-КГ12-11

[1]

Я что бы особо не затягивать процесс получения град плана (в судебном порядке) все сделал по их регламенту. После этого получил отказ.
письменный? обжалуйте в порядке главы 25 ГПК РФ, у вас 90 дней.

Дальнейшие мои действия суд по град плану я выиграю. Подам заявление на разрешение на строительство с изменением допустимых параметров на что от администрации получу 100 процентный отказ. Вот этот последний отказ возможно обжаловать в суд
обжаловать возможно все.

и какие перспективы его выиграть.
ну если сумеете доказать суду, что без отклонения от ГПЗУ вам никак не построиться — признают отказ администрации незаконным.

Отказ в выдаче градостроительного плана земельного участка

Добрый день коллеги !

Имею земельный участок общей площадью 710 кв.м. в собственности (дополнительный к существующему землепользованию).

В Управление Архитектуры и Градостроительства подал заявление на выдачу град плана земельного участка ! Отказали в выдаче в связи с тем, что данный земельный участок предоставлен как дополнительный к основному, а так же согласно правилам Земплепользования и застройки должен иметь минимальную площадь — 1000 кв.м.

Вопрос — соответствует ли данный отказ законодательству ? Какие дальнейшие действия можно совершить с з/у для того чтобы получить град план ?

Отказ в выдаче градостроительного плана земельного участка — ГПЗУ

Помогаем получить градостроительный план земельного участка (ГПЗУ) в случае, если дом уже построен, или строительство уже начато без получения разрешения на строительство.

В последнее время Комитет по архитектуре и градостроительству города Москвы — Москомархитектура все чаще дает отказы в выдаче ГПЗУ. Основной причиной отказа является наличие незарегистрированных строений на участке. В процессе нашей работы мы устраняем причину отказа, получаем ГПЗУ, а затем и разрешение на строительство.

Стоимость получения ГПЗУ и разрешения на строительство уже построенного дома

ГПЗУ + Разрешение на строительство уже построенного дома в Новой Москве

Стоимость Срок выполнения
40 000 рублей 1,5 — 2 месяца
ГПЗУ + Разрешение на строительство уже построенного дома в Московской области от 39 000 рублей 2 — 2,5 месяца

В СТОИМОСТЬ ВХОДИТ:

  1. Получение градостроительного плана земельного участка (ГПЗУ).
  2. Разработка схемы планировочной организации земельного участка (СПОЗУ).
  3. Подготовка и сдача документов в Мосгосстройнадзор и получение разрешения на строительство.

Документы, необходимые для получения разрешения на строительство:

  1. Правоустанавливающие документы на земельный участок.
  2. Доверенность на подачу и получение документов.
  3. Архитектурный проект дома (эскизный проект без согласований в любом виде).
  4. Копия гражданского паспорта, номер СНИЛС

Примеры отказов в выдаче градостроительного плана земельного участка (ГПЗУ)

В качестве примера отказа в выдаче ГПЗУ рассмотрим отказы Москомархитектуры, с которыми чаще всего сталкиваются физические лица. Это отказы, связанные с тем, что за ГПЗУ собственники обращаются уже после того, как дом уже построен.

На первом этапе Москомархитектура выдает письмо «О продлении срока предоставления государственной услуги по подготовке ГПЗУ».

«Москомархитектура по вопросу оформления градостроительного плана земельного участка по адресу. сообщает.

При рассмотрении комплекта документов для подготовки ГПЗУ установлено несоответствие сведений о расположенных на данном участке объектах строительства существующему состоянию земельного участка (см. приложение — ситуационный план).

В представленной заявке на оформление ГПЗУ правообладателем не указана информация об объектах, расположенных в границах земельного участка.

В связи с этим в соответствии с п.п. 2.7.5.2 Административного регламента «Подготовка, утверждение, изменение (переоформление) и отмена градостроительных планов земельных участков» в городе Москве, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 25.05.2011 № 229-ПП, предоставление государственной услуги по ГПЗУ продлевается.

В целях устранения оснований для отказа в предоставлении государственной услуги по подготовке ГПЗУ, Вы имеете право в десятидневный срок представить необходимые документы. В случае не предоставления документов заявка закрывается, предоставление государственной услуги прекращается.»

Если в десятидневный срок заявитель не предоставил необходимых документов, то Москомархитектура выдает отказ в подготовке ГПЗУ.

Образец отказа Москомархитектуры в выдаче ГПЗУ:

С 2012 года мы получили более 200 разрешений на строительство!

Нами были оформлены разрешения на строительство в следующих населенных пунктах:

п. Первомайское, КП «Подмосковные вечера», КП «Каменка», КП «Певчее», КП «Графский Лес», д. Уварово КП «Ирбис»; п. Марушкинское КП «Крекшино»; п. Краснопахорское, д. Шарапово; п. Михайлово-Ярцевское, КП «Солнечный Город — 1, 2, 3»; п. Фоминское, с.п. Марушкинское, КП «Есенино»; д. Архангельское; д. Поляны; п.Кленовское, дер.Кленово; п. Марушкинское, Большое Свинорье КП «Черничные поля»; пос. Марьино, Филимонковское; п.Абабурово, пос. Вороновское; п. Краснопахорское, КП «Цветочный»; д.Бачурино, д. Софьино; Наро-Фоминский район, Таширово дер. Редькино; Солнечногорский район, с.п. Луневское, д. Чашниково; Солнечногорский район, сельское поселение Луневское, в районе д. Елино; Домодедовский район, с. Вельяминово; п. Роговское, пос. Рогово; д. Бурцево; Серпуховский район, д. Петрухино.

[3]

Часто задаваемые вопросы:

Читайте так же:  По результатам проверки прокурором руководителем составляется

Звоните, и мы будем рады ответить на Ваши вопросы.

Получение градостроительного плана земельного участка: противоречия правоприменительной практики (Калинкин А.Е.)

Дата размещения статьи: 11.07.2016

Именно этим, полагаем, и обусловлена имеющаяся практика отзывов градостроительного плана или их отмены в порядке самоконтроля, оспаривания решений об утверждении градостроительных планов или самих градостроительных планов. Утрачивая тем или иным образом градостроительный план, застройщик лишается возможности получить разрешение на строительство и разрешение на ввод объекта в эксплуатацию. При этом арбитражные суды, как правило, признают незаконным произвольную отмену градостроительного плана .
———————————
См., напр.: Определение Санкт-Петербургского городского суда от 21.05.2014 N 33-6872/2014.
См., напр.: Постановления ФАС Московского округа от 27.11.2012 по делу N А40-40307/12-121-385; ФАС Северо-Западного округа от 18.04.2014 по делу N А56-42020/2013.

В контексте этой проблемы можно рассмотреть одно из дел, рассмотренных Верховным Судом РФ по спору между застройщиком и Мосгосстройнадзором по поводу отмены разрешения на строительство . Основанием для отмены стал отзыв градостроительного плана, который, в свою очередь, был обусловлен тем, что на градостроительном плане не были отражены территория объекта культурного наследия и его зона охраны.
———————————
Определение ВС РФ от 10.02.2015 N 305-КГ14-2820 по делу N А40-167282/2013.

Условия выдачи градостроительного плана заявителю

В правоприменительной и судебной практике существует несколько проблемных вопросов о том, при каких условиях может быть выдан градостроительный план, в частности, если:
— в населенном пункте не утверждены правила землепользования и застройки (далее также — ПЗЗ);
— в отношении квартала, в котором расположен участок, не утвержден проект планировки территории (далее также — ППТ);
— заявитель не является правообладателем земельного участка;
— у заявителя отсутствуют технические условия;
— у заявителя отсутствует актуальная топографическая съемка земельного участка;
— заявителем запрашивается градостроительный план в отношении нескольких земельных участков либо в отношении земельного участка, не поставленного на кадастровый учет.

А. Наличие или отсутствие ПЗЗ/ППТ

На сегодня в судебной практике уже окончательно утвердилась позиция о том, что градостроительный план может быть выдан при отсутствии правил землепользования и застройки .
———————————
См., напр.: Определение ВС РФ от 07.08.2013 N 5-АПГ13-23.

Иное решение означает невозможность капитального строительства в населенных пунктах, где отсутствуют правила землепользования и застройки, что явно противоречит позиции законодателя, который неоднократно продлевал срок запрета на предоставление для строительства земельных участков в муниципальных образованиях и субъектах РФ, где отсутствуют правила землепользования и застройки .
———————————
См., напр.: ст. 2 Федерального закона от 29.12.2014 N 456-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Аналогично судебная практика полагает, что градостроительный план может быть выдан и при отсутствии проекта межевания и проекта планировки территории . Это полностью соответствует ГрК РФ, который прямо предусматривает возможность выдачи градостроительного плана в виде отдельного документа. Здесь необходимо отметить, что в силу п. 5 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» в населенных пунктах, где отсутствуют утвержденные правила землепользования и застройки, вид разрешенного использования земельного участка определяется на основании проекта планировки территории. Соответственно, без ПЗЗ и ППТ формально не может быть определен вид разрешенного пользования земельного участка. В этом случае уполномоченный орган не может выдать полностью заполненный градостроительный план до утверждения ППТ или ПЗЗ, что фактически блокирует возможность строительства.
———————————
См.: Постановления ФАС Поволжского округа от 01.07.2014 по делу N А65-14792/2013; Десятого ААС от 28.10.2014 по делу N А41-39606/14.

В 2014 г. до ВАС РФ дошло интересное дело, касающееся вопроса обязательности наличия проекта планировки территории для выдачи градостроительного плана. Суд пришел к следующему выводу: «Тот факт, что в силу ч. 2 ст. 44 ГрК РФ ГПЗУ может быть подготовлен как в составе проекта межевания территории, так и в виде отдельного документа, не означает, что он может быть составлен в отсутствие утвержденных в установленном порядке проектов планировки и межевания территории, которые затрагивают права и интересы всех лиц, проживающих и владеющих недвижимым имуществом на территории, в отношении которой разрабатывается документация, подлежащая обязательному рассмотрению на публичных слушаниях» .
———————————
Определение ВАС РФ от 14.04.2014 N ВАС-3692/14 по делу N А56-29669/2013.

Это решение, на наш взгляд, не следует рассматривать как поворот сложившейся судебной практики по данной проблеме. Суду предлагалось разрешить уникальную для нашего законодательства проблему, когда на части территории населенного пункта (в данном случае Санкт-Петербурга) правила землепользования и застройки были признаны недействительными. ВАС РФ не отразил в тексте судебного акта специфику этого дела, которая не позволяет распространить позицию суда на иные случаи отсутствия проекта планировки территории.

Б. Наличие прав на земельный участок

Видео (кликните для воспроизведения).

Правоприменительной практикой неоднозначно решается и вопрос о праве на получение градостроительного плана у лица, не обладающего правами на землю. Часть 17 ст. 46 ГрК РФ предусматривает, что градостроительный план может быть выдан физическому или юридическому лицу. Напрямую вопрос о необходимости наличия у заявителя прав на землю при этом не решен. Важно отметить, что ГрК РФ в иных нормах напрямую использует термин «правообладатель», когда речь идет именно об этом субъекте градостроительных отношений. Из этого можно сделать вывод о том, что градостроительный план может быть выдан любому физическому или юридическому лицу. Схожую позицию занял ВС РФ, который отметил, что «подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка осуществляется по заявлению собственника, пользователя либо иного заинтересованного лица и является обязанностью уполномоченного органа» . Такого же мнения придерживается ФАС Восточно-Сибирского округа .
———————————
Определение ВС РФ от 10.09.2014 N 18-КГ14-96.
Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 13.12.2013 по делу N А74-1910/2013.

Однако есть и другой подход. Так, ФАС Поволжского округа по одному из дел отметил, что «с заявлением о выдаче градостроительного плана вправе обратиться либо правообладатель земельного участка, либо лицо, в отношении которого принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта» . ФАС Дальневосточного округа посчитал законным отказ в выдаче градостроительного плана арендатору, которому земельный участок был предоставлен только для эксплуатации объекта .
———————————
Постановление ФАС Поволжского округа от 21.05.2013 по делу N А57-18080/2012.
См.: Постановление ФАС Дальневосточного округа от 31.07.2013 N Ф03-3377/2013 по делу N А24-5345/2012.

Читайте так же:  Служебная проверка в отношении сотрудника полиции образец

Десятый арбитражный апелляционный суд указал, что отказ в выдаче градостроительного плана не нарушает прав заявителя, поскольку срок договора аренды истек .
———————————
См.: Постановление Десятого ААС от 19.07.2012 по делу N А41-159/12.

Исходя из правовой природы градостроительного плана и тех возможностей, которые он предоставляет, по нашему мнению, нет никаких оснований для ограничения круга заявителей только собственниками и арендаторами для целей строительства. Для реального собственника нет никаких рисков даже в случае, если заявитель впоследствии разработает проектную документацию, которая пройдет экспертизу. Разрешение на строительство все равно не может быть выдано без подтверждения прав на землю.
С учетом позиции, занятой ВС РФ, в качестве заявителя может выступать любое заинтересованное лицо, которое, например, планирует приобрести земельный участок в собственность или в аренду. Такой подход в большей степени отражает правовую природу градостроительного плана, который носит информативный характер, являясь источником сведений о градостроительных ограничениях, действующих в отношении участка.

В. Наличие у заявителя технических условий

Если же земельный участок уже предоставлен, то, полагаем, исходя из правовой природы градостроительного плана, он должен выдаваться без указания в нем сведений о технических условиях.
ВС РФ рассмотрел в 2014 г. спор о признании отдельных положений Правил недействующими по мотиву их противоречия нормам ГрК РФ о градостроительном плане. Заявитель настаивал на том, что Правила, предусматривающие, что технические условия должны быть получены самим правообладателем земельного участка, противоречат ГрК РФ, которым установлено, что градостроительный план готовится органом власти самостоятельно. Верховный Суд отказал в удовлетворении требований, посчитав такие доводы неосновательными .
———————————
См.: решение ВС РФ от 22.12.2014 N АКПИ14-1285.

По нашему мнению, позиция высшей судебной инстанции обоснованна. Правила сами по себе не противоречат положениям ГрК РФ. Им не соответствуют региональные и муниципальные правовые акты, которые предусматривают обязательность предоставления технических условий любым заявителем, поэтому предметом обжалования в данном случае должны быть не Правила, а правовой акт, устанавливающий процедуру выдачи градостроительного плана.
Тем не менее с учетом текущей позиции судебной практики заявителю целесообразно озаботиться получением технических условий (причем любых) в отношении участка, чтобы предотвратить получение отказа в выдаче градостроительного плана.

Г. Наличие у заявителя актуальной топографической съемки

В судебной практике в целом утвердился подход, в соответствии с которым заявитель не должен представлять актуальную топографическую съемку земельного участка для получения градостроительного плана земельного участка. Если такая топографическая съемка требуется, то ее подготовка входит в сферу ответственности органов публичной власти.
Такую позицию занял ВС РФ , анализируя законность установленных требований к форме градостроительного плана, а также суды общей юрисдикции и арбитражные суды .
———————————
См.: решение ВС РФ от 14.05.2012 N АКПИ12-290.
См.: Определения Московского областного суда от 11.12.2012 по делу N 33-26059; Псковского областного суда от 04.03.2014 по делу N 33-335/2014.
См.: Постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 13.12.2013 по делу N А74-1910/2013.

Следовательно, зачастую встречающиеся в административных регламентах требования о предоставлении заявителем топографической съемки не соответствуют требованиям ГрК РФ и могут быть успешно оспорены, если уполномоченный орган откажет в выдаче градостроительного плана на данном основании.

Д. Требования к земельному участку, в отношении которого
может быть выдан градостроительный план

Частью 2 ст. 41 ГрК РФ предусмотрено, что градостроительный план выдается в отношении застроенного или подлежащего застройке земельного участка.
Из этого положения судебная практика сделала несколько выводов. Во-первых, градостроительный план может быть выдан только в отношении одного прошедшего кадастровый учет земельного участка . Этот вывод является обоснованным с учетом того, что корректно подготовить градостроительный план можно только при условии наличия у земельного участка границ, определенных с необходимой точностью. Кроме того, невозможность подготовки градостроительного плана в отношении нескольких земельных участков обусловлена тем, что установленная форма градостроительного плана не позволяет адекватно отразить правовой режим нескольких участков в одном документе. К тому же позиция «один земельный участок — один градостроительный план — одно разрешение на строительство» позволяет на практике реализовать принцип единства судьбы земельного участка и построенных на нем объектов недвижимости, связав правила ГрК и ГК РФ.
———————————
См.: Постановления ФАС Уральского округа от 07.05.2014 N Ф09-2654/14 по делу N А76-17373/2013; АС Московского округа от 26.08.2014 N Ф05-8835/2014 по делу N А41-69218/13.

Во-вторых, суды полагают, что градостроительный план не может быть выдан в отношении земельных участков, не подлежащих застройке. Так, признавался обоснованным отказ в утверждении градостроительного плана в отношении земель общего пользования , сельскохозяйственных угодий .
———————————
См.: Постановление АС Волго-Вятского округа от 29.01.2015 N Ф01-5591/2014 по делу N А31-14375/2013.
См.: Постановление АС Северо-Западного округа от 09.10.2014 по делу N А66-8990/2013.

Анализируя эту проблему, необходимо более детально остановиться на ситуации, которая стала предметом рассмотрения ФАС Дальневосточного округа . В этом деле было отказано в выдаче градостроительного плана в связи с тем, что земельный участок был предоставлен заявителю для эксплуатации микрорынка без права осуществления строительства (реконструкции). Суд встал на позицию органа власти и признал его действия законными.
———————————
Постановление ФАС Дальневосточного округа от 31.07.2013 N Ф03-3377/2013 по делу N А24-5345/2012.

Отказ в выдаче градостроительного плана земельного участка

В ИТП «Град» поступило письмо из ООО «НИПИ нефти и газа УГТУ» с просьбой разъяснить некоторые вопросы, связанные с выполнением градостроительных планов земельных участков.

ИТП «Град» не является лицом, уполномоченным на разъяснение положений нормативных правовых актов. В то же время, основываясь на нормах действующего законодательства, ИТП «Град» считает возможным сообщить по поставленным в письме вопросам следующее.

В соответствии с п. 35 Порядка заполнения формы градостроительного плана земельного участка, утвержденного приказом Минстроя России от 25.04.2017 № 741/пр, при заполнении информации о параметрах использования земельного участка в градостроительном плане земельного участка, на который действие градостроительного регламента не распространяется или для которого градостроительный регламент не устанавливается, указываются реквизиты акта уполномоченного федерального, регионального органа исполнительной власти или уполномоченного органа местного самоуправления, иной организации, определяющей в соответствии с федеральными законами порядок использования такого земельного участка.

Выбор нормативно-правового акта зависит от правового режима земельного участка.

В частности, в соответствии с ч. 5 ст. 87 Лесного кодекса Российской Федерации в отношении лесов, расположенных в границах лесничеств, лесопарков, режим использования устанавливается лесохозяйственным регламентом.

Использование земельных участков для добычи полезных ископаемых осуществляется на основании лицензии на право пользования недрами в соответствии с Законом Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах».

Представляется, что реквизиты указанных правовых актов должны использоваться при заполнении в градостроительном плане информации о параметрах использования земельного участка.

В первом столбце таблицы п. 2.4 градостроительного плана земельного участка в качестве правового основания отнесения земельного участка к виду земельного участка, на который действие градостроительного регламента не распространяется или для которого градостроительный регламент не устанавливается, целесообразно указывать ссылку на ч.ч. 4, 6 ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации либо на конкретный случай из указанных норм.

Читайте так же:  Соглашение об отступном путем передачи недвижимого имущества

При указании в градостроительном плане земельного участка на вид разрешенного использования земельных участков следует иметь в виду следующее.

Согласно ч. 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 № 540.

В то же время в соответствии с ч.ч. 11–13 ст. 34 Федерального закона от 23.06.2014 № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения указанного классификатора, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору.

В связи с изложенным, при указании в градостроительном плане на вид разрешенного использования земельного участка, образованного после 01.09.2014, целесообразно руководствоваться наименованиями (или кодами) видов разрешенного использования земельных участков, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 № 540. В иных случаях представляется правомерным указывать наименование вида разрешенного использования, установленное актом уполномоченного федерального, регионального органа исполнительной власти или уполномоченного органа местного самоуправления, иной организации, определяющей в соответствии с федеральными законами порядок использования такого земельного участка.

Действующее законодательство не предусматривает возможности внесения изменений в градостроительный план земельного участка.

При изменении сведений о земельном участке, подлежащих отображению в градостроительном плане земельного участка (в том числе сведений о виде разрешенного использования, устанавливаемом правилами землепользования и застройки либо актом уполномоченного федерального, регионального органа исполнительной власти или уполномоченного органа местного самоуправления, иной организации, определяющей в соответствии с федеральными законами порядок использования такого земельного участка), целесообразной является выдача нового градостроительного плана.

В соответствии с ч. 10 ст. 57.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации информация, указанная в градостроительном плане земельного участка, может быть использована для подготовки проектной документации, для получения разрешения на строительство в течение трех лет со дня его выдачи. Указанная норма направлена на защиту права застройщика, получившего градостроительный план, на осуществление проектирования и строительства в соответствии со сведениями, актуальными на дату выдачи градостроительного плана. В то же время из указанной нормы не следует, что градостроительный план земельного участка не может быть выдан ранее трех лет со дня выдачи предыдущего градостроительного плана.

Действующее законодательство не предусматривает возможности подготовки градостроительного плана на часть земельного участка.

Также в действующем законодательстве отсутствует возможность подготовки и выдачи градостроительного плана в виде отдельного документа в отношении нескольких земельных участков, в то же время строительство на нескольких земельных участках допускается.

О наличии проблемы свидетельствует противоречивая судебная практика. Так, в одних случаях (постановление ФАС Уральского округа от 13.10.2009 № Ф09-7215/09-С6 по делу № А76-907/2009-63-61; постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 27.11.2015 № Ф04-26393/2015 по делу № А67-7550/2014) суды отказывают в выдаче градостроительного плана в отношении нескольких земельных участков, ссылаясь на то, что действующим законодательством это не предусмотрено.

Однако в постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 06.02.2017 № Ф06-16469/2016 по делу № А57-30977/2015 суд кассационной инстанции не согласился с выводами суда первой инстанции относительно невозможности подготовки и выдачи градостроительного плана в виде отдельного документа в отношении нескольких земельных участков, поскольку действующим законодательством не предусмотрена возможность отказа в выдаче градостроительного плана в отношении нескольких земельных участков с одинаковым разрешенным использованием.

С текстом письма из ООО «НИПИ нефти и газа УГТУ» можно ознакомиться в приложении к настоящей новости.

Материалы подготовлены юристом отдела градостроительных исследований и методического обеспечения ООО «ИТП «Град» В.С. Поповой.

Земельный участок в двух территориальных зонах и немного о (не)выдаче градостроительного плана

Недавно мое внимание случайно привлекло дело № А32-12943/2014, а конкретно – постановление 15 ААС (данное).

Коротко о самом деле. Юридическое лицо (религиозная организация) обратилось в орган местного самоуправления (далее – ОМС) с заявлением о предоставлении земельного участка для размещения объектов религии (т.е., как я понимаю, прежняя редакция п. 1 ст. 31 ЗК – выбор земельного участка и предварительное согласование места размещения объекта).

ОМС 23.01.2013 принял решение о предварительном согласовании места размещения объектов религии. При согласовании земельного участка ОМС руководствовался документами территориального планирования (ПЗЗ еще не были приняты) – «земельный участок находился в зоне индивидуальной жилой застройки».

Однако 29.01.2013 были утверждены ПЗЗ и земельный участок оказался одновременно в двух территориальных зонах (Ж.1 и ОД.1). Но этот момент никого не смутил, и ОМС далее (23.05.2013) принял решение о предоставлении земельного участка в безвозмездное срочное пользование для размещения объектов религии на срок 11 месяцев (до 22.05.2014), а также заключил соответствующий договор с организацией.

А вот дальше началась суровая обыденность деятельности ОМС. 31.05.2013 организация обращается в ОМС с заявлением о выдаче градостроительного плана земельного участка (далее – ГПЗУ). 05.06.2013 ОМС письмом отказывает в выдаче ГПЗУ, сообщив что «подготовка ГПЗУ возможна только после внесения изменений в ПЗЗ в части отнесения земельного участка к одной территориальной зоне».

И далее никто никакие изменения не внес в ПЗЗ (хотя обещали официально), без ГПЗУ по понятным причинам организация к какой-нибудь строительной деятельности не приступила, тот самый срок (11 месяцев) истек, а в предоставлении земельного участка в безвозмездное срочное пользование на новый срок было отказано.

Интересующие меня нюансы. Само дело не столь для меня важно (никакого отношения к нему не имею), да и подход к защите был у организации странный, на мой взгляд; и, главное, земельный участок уже не состоял на кадастровом учете – снят 26.08.2014. В принципе, здравомыслящий Савин Р.Ю. (АС КК) с доводами организации по существу согласился, но отметил последнее (снят с ГКУ) как проблему пресекательного характера, а вот апелляция написала невесть что (при этом практически ничего не сказав о ГКУ). И вот исходя из этого – текст апелляции и проблемы, которые затронуты в деле, хочется обдумать следующее.

1. Земельный участок в двух территориальных зонах.

Вообще, территориальные зоны – это весьма такой интересный «фрукт». Узнать к какой именно территориальной зоне относится земельный участок не всегда просто – нет, есть, конечно, право на официальный запрос и ответ через N дней, но хотелось бы более современный вид доступа к сведениям ИСОГД. Да и не все у нас прекрасно с картами/координатами – там не так «пересекается», там определили неправильно. Знакомые рассказывали, что не редкость, когда территориальная зона оказывается совсем иная.

Читайте так же:  Чек онлайн кассы образец обязательные реквизиты требования

Но вернемся к «оказался одновременно в двух территориальных зонах».

15 ААС указывает следующее, кстати: «В силу статьи 30 ЗК РФ земельный участок может располагаться только в одной территориальной зоне.».

Не могу понять как апелляция пришла к такому «в силу статьи 30». А вы? Это первое.

[2]

Второе – а почему это должны быть проблемы лица, которому земельный участок предоставили? Тем более, что ПЗЗ утверждаются представительным органом и решение о предварительном согласовании принято администрацией до самих ПЗЗ.

А если после изменения ПЗЗ случайно земельный участок в двух территориальных зонах оказался, а никакое строительство на нем не осуществлялось/не осуществлено?

Вот и получается: или как организация в вышеуказанном деле – «завтраки» получать от ОМС, или по сомнительным (но гуманным) основаниям обжаловать ПЗЗ или просить изменить их в соответствии с «Порядком внесения изменений в Правила». А это еще и время. Тем более, что без ГПЗУ, в выдаче которого отказали, и проектную документацию по хорошему и делать не начнет проектировщик – п. 1 ч. 6 ст. 48 ГрсК.

Апелляция, кстати, мило указала в постановлении «как видно из материалов дела, организация к освоению земельного участка не приступила».

А могут, кстати, сказать: «У Вас ОД.1». А потом: «Ой, простите, у Вас ИТ».

Но «веселее» будет, если ГПЗУ все-таки выдадут, укажут там ОД.1, а потом отменят его вместе с уже выданным разрешением на строительство, т.к. «ой, знаете, а мы, оказывается, ошиблись в ГПЗУ – у Вас ИТ территориальная зона» (нечто аналогичное получилось в деле «Митино спорт сити», Определение ВС от 10 февраля 2015 г. № 305-КГ14-2820).

2. Оспаривание ПЗЗ.

ПЗЗ утверждается нормативным правовым актом. С одной стороны, можно попробовать признать их недействующими (в части нашей проблемы, гл. 24 ГПК). С другой стороны, сами ПЗЗ содержат порядок внесения изменений в ПЗЗ (п. 8 ч. 1 ст. 1 ГрсК – «порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений»). Примерно следующая процедура:

– заявление (предложение) о внесении изменений,

– заключение комиссии (внести/отклонить),

– данное заключение направляется главе,

– глава принимает решение о подготовке проекта о внесении изменений или об отклонении предложения,

– подготовка проекта внесения изменений комиссией,

– «архитектура» проверяет данный проект и если всё хорошо, то направляет его главе для проведения публичных слушаний,

– после завершения публичных слушаний комиссия представляет проект главе (с учетом результатов публичных слушаний),

– глава принимает решение о направлении проекта в представительный орган для рассмотрения и утверждения или отклоняет проект и направляет на доработку.

Это так, без подробностей.

Вот и вопрос: пока эту процедуру лицо не прошло, есть ли законные основания ПЗЗ оспаривать? Т.е. можно ведь услышать от суда: «Вы не воспользовались Вашим правом изменить данный правовой акт». Или нет? 🙂

3. Отказ в выдаче ГПЗУ.

Ох, этот чудо-документ.

Сначала судьи объясняли ОМС, что нельзя требовать никаких документов для подготовки и утверждения ГПЗУ (Решение ВС от 14 мая 2012 г. № АКПИ12-290, Определение ВС от 27 марта 2013 г. № 6-КГ12-11).

Потом, что это просто «выписка» — ПВАС от 2 июля 2013 г. № 1633/13.

Далее судам приходилось бороться с вольностями ОМС и указывать, что не установлены основания, позволяющие принять решение об отказе в выдаче градостроительного плана застроенного или предназначенного для строительства земельного участка/нахождение красных линий на земельном участке не исключает выдачу градостроительного плана (Постановление ФАС СКО от 30 января 2014 г. по делу № А32-11693/2013).

Были, кстати, и разъяснения, что ГПЗУ выдается независимо от «проведения работ по составлению проектов планировки и межевания территории» (Постановление ФАС СЗО от 16 февраля 2010 г. по делу № А56-8730/2009).

Ну и подытожили, указав что «Градостроительный план носит исключительно информационный характер для целей определения возможностей и требований по предполагаемой застройке земельного участка. Кроме того, выдача градостроительного плана земельного участка не предрешает возможность получения разрешения на строительство» (Постановление АС СКО от 6 октября 2014 г. по делу № А32-40969/2013).

Вот и возникает вопрос: а зачем было отказывать организации из моего примера в выдаче ГПЗУ? Если ОМС знает, что в ПЗЗ проблема и знает какая и уже готовится ее исправить (пишет об этом), то почему не выдать ГПЗУ исходя из той территориальной зоны, которая действительно должна быть и будет? Изменение ПЗЗ – долгая процедура все-таки (при желании и на год вполне законно растянуть можно).

Да и между ОД.1 и Ж.1 не очень и большая разница-то. Когда ОМС надо – они в ГПЗУ могут и о сетке допустимого размещения забыть и еще много чего. А тут проблему создали невероятную.

А 15 ААС не просто не поправил ОМС хотя бы в том, что предоставление земельного участка религиозным организациям для строительства зданий, строений, сооружений религиозного и благотворительного назначения осуществляется в безвозмездное срочное пользование на срок строительства этих зданий, строений, сооружений (п. 3 ст. 30 ЗК в прежней редакции), а не на срок менее года; а еще и указал, что действия ОМС – «стечение обстоятельств».

Отличное стечение. Не удивлюсь, если на данном месте скоро появятся «более интересные» объекты, чем сооружения религиозного и благотворительного назначения. А может и территориальная зона в действительности была одна.

Вот так градостроительные мелочи превращаются в гипертрофированные проблемы на ровном месте.

Видео (кликните для воспроизведения).

А потом еще кто-то удивляется, что пить кофе с хорошим человеком намного полезнее, чем надеяться на право и правоприменителей.

Источники


  1. Профессиональная этика и служебный этикет. Учебник. — М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2014. — 560 c.

  2. Прессман, Л.П. Кабинет литературы / Л.П. Прессман. — М.: Просвещение; Издание 2-е, доп., 2014. — 144 c.

  3. Широкунова, О. В. Как открыть свое дело. Создание юридического лица / О.В. Широкунова. — М.: Феникс, 2005. — 384 c.
Отказ в выдаче градостроительного плана земельного участка
Оценка 5 проголосовавших: 1

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here