Основы государственной политики в области космической деятельности

Полезная информация на тему: "Основы государственной политики в области космической деятельности", собранная из сети и предоставленная в удобном для чтения виде. По всем вопросам - обращайтесь к дежурному юристу.

Нормативно-правовое регулирование космической деятельности в России

Нормативно-правовое регулирование космической деятельности является ключевым элементом обеспечения стабильного развития космонавтики. В США первый закон о космической деятельности был принят в год запуска первого американского спутника и с небольшими поправками действует до сих пор. Национальные законы, регулирующие различные аспекты космической деятельности, приняты также в Англии, Швеции, Италии, Японии. В СССР законодательное регулирование космической деятельности практически отсутствовало. Управление космической деятельность осуществлялось жестким администрированием, принятием решений и введением правил вышестоящими инстанциями. С принятием в СССР закона о предприятиях такая практика стала непригодной и система управления космической деятельности стала на глазах распадаться.

Последний удар действующая тогда система получила в августе 1991 г. Тогда единовременно были ликвидированы ЦК КПСС, Государственная комиссия Кабинета министров СССР по военно-промышленным вопросам (ВПК) и Минобщемаш — вся управленческая вертикаль. В отсутствии какого-либо законодательного регулирования такое положение быстро привело бы к свертыванию всей космической программы. Однако, 24 февраля 1992 года Президент Российской Федерации принимает Указ N 185 «О структуре управления космической деятельностью в Российской Федерации».

Этим указом, который стал первым в России нормативным документом по космосу, было создано Российское космическое агентство, как орган федеральной исполнительной власти, ответственный за осуществление космической деятельности, формируются основные принципы управления космонавтикой в новых условиях.

Можно сказать, что этот указ был российским микроаналогом закона США по аэронавтике и исследованию космического пространства 1958 года. Однако одного указа было явно недостаточно. Генеральный директор Российского космического агентства Ю. Н. Коптев на коллегии РКА в апреле 1993 года говорил: «Важнейшей составляющей космической деятельности. является ее нормативно-правовое обеспечение. В России, осуществляющей крупномасштабные программы исследовании и освоении космоса, до сих пор практически отсутствует национальное законодательство, отсутствуют законы общего основополагающего характера, регламентирующие политику в области космоса, многие аспекты космической деятельности».

6 октября 1993 г. вступил в силу Закон Российской Федерации «О космической деятельности», разработанный специалистами Институтом космической политики и ставший центральным нормативным актом в структуре законодательного регулирования космической деятельности. Закон создавал правовую основу для осуществления российской космической программы и содержал ряд норм регулирующих

  • организацию космической деятельности
  • экономические условия ее осуществления
  • вопросы космической инфраструктуры,
  • безопасность космической деятельности,
  • международного сотрудничество
  • ответственности в сфере космической деятельности.

Принятая в том же году Конституция отнесла космическую деятельность к ведению Российской Федерации. Это означает, что основные решения по регламентации космической деятельности принимаются на федеральном уровне, а не на уровне субъектов Федерации. В соответствии с этим, вопросы, связанные с осуществлением космической деятельности, регулируются документами федеральной законодательной и исполнительной власти России, а также международными соглашениями, подписанными Россией и ранее СССР.

Сегодня в Российской Федерации нормативная база космической деятельности складывается из значительного числа документов различного уровня, регламентирующих деятельность государственных органов власти, предприятий различных форм собственности, а также граждан России. Общее число документов различного уровня, в которых затрагиваются вопросы космической деятельности, достигает на сегодняшний день около 400. Из этого числа только около 30 составляют законодательные акты, а основная масса решений по регулированию космической деятельности приходится на документы исполнительной власти.

Тематически все эти документы могут быть разбиты на 17 разделов, как это сделано в единственной в России компьютерной базе документов по космической деятельности, поддерживаемой Институтом космической политики:

  1. Общие вопросы космической деятельности
  2. Органы государственной власти и управления
  3. Финансирование космической деятельности
  4. Производство и использование космической техники
  5. Сертификация, лицензирование и страхование
  6. Импорт и экспорт космической техники
  7. Космические объекты
  8. Наземная космическая инфраструктура
  9. Управление космическими полетами
  10. Космонавты
  11. Наземный персонал
  12. Обеспечение безопасности космической деятельности
  13. Военные аспекты космической деятельности
  14. Международное космическое право
  15. Международное научно-техническое сотрудничество
  16. Сотрудничество в рамках СНГ
  17. Межведомственные соглашения по космической деятельности.

Следует отметить, что большинство из нормативных правовых актов не относятся прямо к космической деятельности и содержат только 1–2 нормы, касающиеся ее регулирования. Это, в частности, Федеральные законы о бюджете, которые определяют размер ежегодных ассигнований на государственные космические программы и таким образом выступают в качестве основного средства повседневного регулирования космической деятельности.

Еще два любопытных примера.

  • Закон 1991 г. запрещает удаление в космос с целью захоронения радиоактивных отходов и материалов.
  • Закон «О государственной тайне» N5485-I от 21 июля 1993 года (с поправками от 9 октября 1997 года) относит к государственной тайне «сведения о перспективах развития и(или) об использовании космической инфраструктуры Российской Федерации в интересах обеспечения ее обороноспособности и безопасности».

Закон Российской Федерации «О космической деятельности» 1993 года решал наиболее наболевшие вопросы нормативно-правового регулирования космической деятельности и давал основу для развития национального космического права по конкретным направлениям.

Однако, 4 октября 1996 г. Государственной Думой был принят Федеральный Закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации „О космической деятельности“», имевший дерегулирующий характер.

Разработанные в Комитете Государственной Думы по геополитике поправки снимают ряд норм, существовавших в первой редакции закона, таких как запрет на осуществление взрывов в космосе или ограничения на участие организаций с иностранным капиталом в Федеральной космической программе. Были сняты сами упоминания о Федеральной космической программе и о Российском космическом агентстве. Взамен остались слова о безымянном «федеральном органе исполнительной власти по космической деятельности».

То есть если раньше было четко зафиксировано, какое ведомство занимается национальной космической программой, то теперь можно при желании «пристегнуть» ее к любому федеральному министерству.

Сняты и требования о необходимости информирования общественности о космической деятельности в России. В 1997 г. в Комитете Государственной Думы по геополитике разрабатывался законопроект о «О коммерческой космической деятельности» (внесен депутатом Государственной Думы Бученковым Е. В., принят Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в первом чтении 9 апреля 1997 г.).

Читайте так же:  Статья за распространение личных фотографий интимного характера

Этот законопроект практически не содержал каких-либо правовых норм, а те нормы, которые в нем были, вступали в противоречие с российским законодательством и вызвали резкую критику заинтересованных организаций. Например, в отзыве Президента Российской Федерации говорилось об «отсутствии предмета регулирования» законопроекта.

В настоящее время законопроект переименован и работа над ним продолжается. Тем не менее, ни темпы законотворческой работы в области нормативно-правового регулирования космической деятельности, ни ее качество, нельзя признать удовлетворительными. Здесь налицо явная ошибка с выбором приоритетов законотворчества.

В сложившейся ситуации было бы разумно разработать и решением Российского космического агентства утвердить среднесрочную программу законотворческих работ в области космической деятельности. Такие действия были бы в русле последних решений Правительства Российской Федерации об упорядочении ведомственного законотворчества. Основными элементами программы законотворческих работ в области космической деятельности могли бы стать:

  • внесение изменений в общее федеральное законодательство, в частности в Гражданский кодекс Российской Федерации;
  • своевременная подготовка предложений в разрабатываемые правовые акты не касающиеся прямо космической деятельности;
  • разработка специальных Федеральных законов по космической деятельности (в частности, по правовому статусу Федеральной космической программы, по коммерциализации космической деятельности, по вопросам технологического трансфера и др.);
  • разработка и принятие правовых норм международного права в интересах Российской Федерации;

В заключение необходимо еще раз подчеркнуть — законодательное регулирование космической деятельности во многом определяет долгосрочную стратегию развития отрасли. От эффективности и качества такого регулирования зависят политические и экономические условия развития российской космонавтики в XXI веке.

И. Моисеев,
Институт Космической Политики

Россия обозначает свою стратегию в космосе до 2030 года.

Полеты во сне и на Луну.

Александра Джорджевич, Иван Сафронов

Как стало известно “Ъ”, «Роскосмос» актуализировал государственную политику в области космической деятельности. Соответствующие поручения президент Владимир Путин дал в июле 2018 года. Среди новых приоритетов в космосе намечены повышение конкурентоспособности отраслевых продуктов на мировом рынке, минимизация последствий санкций, всестороннее сотрудничество с Китаем и Индией, а также пилотируемые полеты на Луну. Это первый за пять лет документ, описывающий космическую стратегию России на период до 2030 года.

О том, что «Роскосмос» разработал обновленный проект «Основ государственной политики РФ в области космической деятельности на период до 2030 и дальнейшую перспективу», “Ъ” сообщили несколько источников в госкорпорации и аппарате правительства. По их словам, документ разработан по поручению Владимира Путина от 28 июля 2018 года, которое он дал после встречи с руководством госкорпорации «Роскосмос». Предыдущую версию основ космической политики президент утвердил еще в апреле 2013 года, она давно требовала обновления, подчеркнули собеседники “Ъ”. Свои предложения по поправкам к документу предлагалось направить пяти министерствам и ведомствам: Минобороны, Минкомсвязи, Росгидромету, Минэкономики и Российской академии наук (РАН). На данный момент проект согласован со всеми департаментами и руководством «Роскосмоса», добавил один из отраслевых собеседников “Ъ”. В госкорпорации комментировать документ отказались.

В проекте, с которым ознакомился “Ъ”, предлагается расширить приоритеты госполитики в космической области. Так, помимо гарантированного доступа страны в космос со своей территории важнейшим вопросом предлагается считать повышение конкурентоспособности отечественных космических продуктов и услуг на внутреннем и внешнем рынках.

В число приоритетов добавлено развитие государственно-частного партнерства, а также совершенствование взаимодействия с институтами развития и субъектами малого и среднего предпринимательства и выполнение международных обязательств. Если раньше приоритетом считалась подготовка пилотируемых полетов к «планетам и другим телам Солнечной системы», то теперь речь идет прежде всего об окололунном пространстве и Луне, а затем и других объектах в космосе.

Основы госполитики пополнятся дополнительно прописанными «направлениями реализации» обозначенных выше приоритетов. Особо выделены создание перспективных средств выведения, развертывание орбитальных группировок космических аппаратов различного назначения; реализация научных программ, исследования Луны, а также других планет и тел системы; эффективное использование Международной космической станции и создание корабля нового поколения для обеспечения к 2030 году пилотируемых пусков на Луну.

Из проекта предложено убрать запуски с помощью украинских ракет «Зенит». Особое внимание уделяется поддержанию и созданию наземной инфраструктуры для обеспечения пусков российских носителей «Протон», «Союз» и «Ангара», а также перспективных разгонных блоков на экологически чистых компонентах топлива. В новой редакции документа актуализированы задачи «Роскосмоса» по модернизации и оснащению космодрома Восточный к 2020 году. Среди них — начало создания там ракетных комплексов с ракетами-носителями тяжелого класса, тяжелого класса повышенной грузоподъемности и сверхтяжелого класса, а также проведение разработок по перспективным космическим ракетным комплексам, в том числе среднего класса нового поколения и сверхтяжелого класса.

Начать их использовать предполагается до 2030 года для осуществления запусков космических аппаратов по различным программам. Важным нововведением считается и обеспечение к 2030 году «глобального, круглосуточного и всепогодного мониторинга» территории РФ за счет развертывания полномасштабной группировки космических аппаратов, развитие орбитального построения и обновления штатного состава орбитальной группировки системы ГЛОНАСС с переходом к использованию аппаратов нового поколения, а также реализация проекта «Цифровая Земля».

В проекте документа особое внимание предлагается уделить международному сотрудничеству, в частности, «в интересах компенсации негативных последствий санкционных ограничений» с крупнейшими развивающимися космическими державами. Тут отдельно упоминается Китай, сотрудничество с которым позволяет расширить возможности международной кооперации и компенсировать риски от снижения уровня контактов с западными странами, а также Индия как «один из наиболее амбициозных космических игроков». В этой же части важным называется поддержание контактов в рамках ИКАО и ВМО и развитие международного сегмента ГЛОНАСС.

По информации “Ъ”, в ближайшее время документ рассмотрят в правительстве и в случае отсутствия замечаний утвердят новую редакцию стратегии. Также предложено заняться «поддержанием национальной безопасности путем совершенствования уровня планирования и реализации программ развития ракетно-космической техники».

Газета «Коммерсантъ» №220 от 29.11.2018, стр. 1.

Об утверждении плана реализации в 2015–2020 годах Основ государственной политики в области использования результатов космической деятельности

Об утверждении плана реализации в 2015–2020 годах Основ государственной политики в области использования результатов космической деятельности

3 сентября 2015 06:15 Работа Правительства:

[1]

Распоряжение от 1 сентября 2015 года №1698-р. Направлено на повышение уровня организации и контроля работ в части использования результатов космической деятельности, на принятие эффективных решений по совершенствованию системы управления организациями и предприятиями ракетно-космической промышленности.

Читайте так же:  Как получить эцп для физических лиц

Подготовлено Роскосмосом во исполнение поручения Президента России.

Потребности в использовании результатов космической деятельности (далее – РКД) в интересах решения социально-экономических задач в различных секторах экономики и возможности космических систем обеспечивать непрерывное функционирование глобальных информационно-телекоммуникационных полей в области навигации, наблюдения из космоса, связи, управления и передачи данных, гидрометеорологического, картографического, топографического и других видов космического обеспечения постоянно возрастают.

В то же время использование РКД сдерживается нерешённостью ряда проблем, к основным из которых относится отсутствие целостной нормативной правовой базы, регламентирующей вопросы использования РКД в различных отраслях экономики.

Основы государственной политики в области использования результатов космической деятельности в интересах модернизации экономики Российской Федерации и развития её регионов на период до 2030 года (далее – Основы) утверждены Президентом России в январе 2014 года.

Подписанным распоряжением утверждён план мероприятий по реализации Основ в 2015–2020 годах (далее – план). План содержит комплекс мер, распределённых по ответственности за их выполнение между 26 федеральными органами исполнительной власти. План рассчитан на достижение основных результатов первого этапа реализации Основ в период до 2020 года.

План направлен на повышение уровня организации и контроля работ в части использования РКД, на принятие эффективных решений в области совершенствования системы управления организациями (предприятиями) ракетно-космической промышленности.

Принятое решение позволит обеспечить эффективное внедрение в экономику космических продуктов, услуг и технологий в интересах гражданских потребителей и скоординировать работу в этой высокотехнологичной сфере.

Министерства и ведомства, органы при Правительстве:

Федеральное космическое агентство (Роскосмос) (до 01.01.2016)

Утверждены основы госполитики по результатам космической деятельности

МОСКВА, 23 янв — РИА Новости. Государственные интересы, принципы и цели, а также приоритеты, задачи и этапы реализации государственной политики в области использования результатов космической деятельности на период до 2030 года утверждены президентом РФ, говорится в сообщении на сайте Роскосмоса.

«Основы государственной политики в области использования результатов космической деятельности в интересах модернизации экономики РФ и развития ее регионов на период до 2030 года» содержат целый ряд положений, стимулирующих разработку и внедрение отечественных космических продуктов и услуг, открытость и доступность использования результатов космической деятельности, привлечение предприятий малого и среднего бизнеса и институтов развития, расширение в приоритетном порядке международного сотрудничества с государствами — членами Таможенного союза, Евразийского экономического сообщества, государствами — участниками Союза Независимых Государств, странами БРИКС», — отмечается в сообщении.

В целях практического выполнения Основ в ближайшее время в правительство РФ будет внесен план мероприятий, который к 2020 году позволит реализовать качественно новый подход к использованию результатов космической деятельности в стране.

В разработке документа принимало участие «Научно-производственная корпорация «РЕКОД» как головное предприятие Роскосмоса в области использования результатов космической деятельности, а также другие предприятия ракетно-космической отрасли и коммерческие организации — разработчики космических продуктов, операторы космических услуг, и эксперты Открытого правительства.

ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
координатно-временного и навигационного обеспечения

ПРИКЛАДНОЙ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР ГЛОНАСС

Основы государственной политики РФ в области использования результатов космической деятельности.

Президент дал бизнесу свободный доступ к космосу.

Президент РФ Владимир Путин 14 января поставил свою подпись под документом «Основы государственной политики в области использования результатов космической деятельности (РКД) в интересах модернизации экономики РФ и развития ее регионов на период до 2030 года». Об этом «Известиям» сообщили в Роскосмосе, откуда документ был направлен в президентскую администрацию на подпись.

В тексте «Основ» (есть в распоряжении «Известий») есть несколько положений, существенно меняющих правила игры на рынках, имеющих отношение к космической деятельности.

«Обеспечение равноправного и свободного доступа российских юридических и физических лиц к информационным ресурсам, космическим продуктам и услугам, создаваемым за счет средств госбюджета», — говорится в части документа, описывающей принципы госполитики в области использования РКД.

Принцип всеобщего доступа сегодня реализован в случае с ГЛОНАСС — каждый желающий может бесплатно использовать систему как для навигации, так и для создания новых продуктов. Сложнее дело обстоит, например, с результатами, получаемыми спутниками дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ) — участники этого рынка не раз жаловались на Роскосмос, который якобы не давал им доступа к определенным продуктам и услугам. Аналогично «Яндекс» сетовал, что не может получить доступа к данным по движению столичного наземного транспорта; подвижной состав давно оборудован телематическим оборудованием, но эти данные закрыты — соответственно, ни «Яндекс», ни другой участник рынка не может сделать сервис, показывающий на карте, где именно находится нужный вам троллейбус и когда лучше выйти на остановку.

— Обеспечение равноправного доступа — очень важная декларация, — говорит Владимир Гершензон, президент компании «СканЭкс». — То, что приобретается за бюджетные средства, должно оказываться в общем доступе для генерации производных продуктов и услуг. Наша компания до сих пор не имела доступа к некоторым данным, получаемым со спутников, созданных в рамках госпрограмм. В тексте «Основ» много конструктива, но вопрос, как все эти положения будут реализовываться.

Демократический принцип вводится и в процесс формирования спутниковой группировки. Пункт 13 прямо говорит, что должны быть созданы «механизмы сбора, систематизации и анализа потребностей пользователей РКД, обеспечения их учета при создании и эксплуатации перспективных космических средств».

— Теперь Роскосмос должен не просто из головы выдумывать требования к тем же спутникам ДЗЗ, он должен вместо этого создать публичные механизмы сбора информации с пользователей и уже на их основе формулировать требования к изделиям, — говорит Андрей Ионон, ведущий аналитик Некоммерческого партнерства ГЛОНАСС.

Документ вводит понятие единой технической политики — она будет реализовываться на основе формирования системы стандартов и технических требований к космическим продуктам и услугам. Сейчас техническая политика реализуется лишь в самых общих чертах: например устанавливаемое на транспорте в обязательном порядке телематическое оборудование должно «видеть» спутники ГЛОНАСС. А в остальном — каждый сам за себя. Глава НП ГЛОНАСС Александр Гурко год назад предлагал заняться формированием единой технической политики, чтобы реализуемые госкомпаниями программы по внедрению ГЛОНАСС-технологий были между собой согласованы. Гурко предлагал установить требования к госкорпорациям и акционерным обществам с участием государства по «использованию и поддержке использования навигационно-информационных технологий ГЛОНАСС». В его предложении упоминались «Газпром», «Транснефть», ФСК ЕЭС, «Ростелеком», «Почта России», Сбербанк, ВТБ и прочие компании, реализующие свои программы порознь. Теперь идея Гурко зафиксирована в «Основах».

Читайте так же:  Правила поведения в многоквартирном доме жилищный кодекс

Предельно конкретным для документа непрямого действия (которым являются «Основы») получился пункт «Задачи госполитики в области использования РКД в части, касающейся международного сотрудничества». В нем прописано, с какими государствами Россия будет сотрудничать в приоритетном порядке: это не только страны Таможенного союза, ЕврАзЭС, СНГ, но и БРИКС. То есть Бразилия, Индия, Китай и Южноафриканская Республика.

Появление БРИКС в этом списке — новость, поскольку сотрудничество с Индией, Бразилией и ЮАР в части космоса до сих пор развивалось вяло. Дочерняя компания НИС ГЛОНАСС в Индии за два с лишним года не смогла заключить ни одного контракта. Что касается Китая, то до сих пор Роскосмос относился к этой стране скорее как к конкуренту, от которого надо строго хранить секреты (тем не менее ракеты и космические корабли КНР очень напоминают советские).

В последнее время конкретные идеи масштабного сотрудничества в сфере космических технологий со странами БРИКС стали рассматриваются на высоком уровне. Так, в ноябре прошлого года правительство поручило Роскосмосу готовить предложения по формированию международного консорциума по развитию и использованию ГЛОНАСС. В числе прочих рассматривается идея создания акционерной компании, которой бы Россия передала спутниковую группировку, права на технологии и полномочия по внедрению.

— Правомерность этой идеи теперь зафиксирована в документе, подписанном Путиным, — подчеркивает Ионин. — В тексте прямо сказано, что задачей госполитики является «поддержка совместных инновационных разработок космических продуктов и услуг, создания технологических альянсов и совместных предприятий российских и зарубежных компаний».

В Роскосмосе положения документа комментировать отказались.

По материалам газеты «Известия», 22 января 2014 года.

Приоритетные направления госполитики в области космической деятельности

Владимир Путин провёл расширенное заседание Совета Безопасности. Участники заседания обсудили приоритетные направления и пути совершенствования государственной политики в области космической деятельности.

Государственная программа «Космическая деятельность России на 2013–2020 годы» принята в конце 2012 года. В программе названы три приоритета России в космической сфере. Первый – обеспечение гарантированного доступа России в космос, развитие космической техники, технологий и услуг, развитие ракетно‑космической промышленности и выполнение международных обязательств; второй – создание космических средств для науки; третий – пилотируемые полеты.

В госпрограмме отмечено, что российская ракетно‑космическая отрасль должна к 2020 году в два раза увеличить объём производства по сравнению с 2011 годом, а доля России в мировом производстве космической техники должна увеличиться до 16 процентов.

В.Путин: Добрый день, уважаемые коллеги!

Как вы знаете, совсем недавно мы торжественно отмечали День космонавтики. Сегодня на заседании Совета Безопасности России уже в рабочей, деловой обстановке рассмотрим вопросы совершенствования государственной политики в области космической деятельности. Тема крайне важная, как мы с вами понимаем, и всегда актуальная.

Уже говорил о значимости лидерства в космосе для решения задач национального развития, обеспечения безопасности страны, её технологической и экономической конкурентоспособности.

Россия обладает богатым опытом разработки и производства космической техники, подготовки к полётам, реализации масштабных научных программ на орбите. Это уникальный задел, но его, конечно, постоянно нужно наращивать.

Очевидно, что нужно глубоко модернизировать ракетно‑космическую отрасль, внедрять современные модели управления производством, научно‑исследовательскими работами, учиться на порядок эффективнее использовать результаты космической деятельности во всех сферах нашей жизни, например, в таких базовых отраслях, как телекоммуникации, связь, транспорт, медицина, ЖКХ.

Принципиальное направление – это наращивание экспорта. По экспертным оценкам, объём мирового рынка коммерческих услуг, связанных с космосом, сегодня составляет порядка 183 миллиардов долларов США в год.

И он в ближайшие годы и десятилетия будет только увеличиваться. Если мы будем топтаться на месте или постоянно говорить о наших прежних достижениях, наверстать упущенное будет просто невозможно.

Важно по максимуму использовать наши преимущества – они у нас есть, это очевидно. Это общая задача Правительства, всех заинтересованных ведомств и, конечно, «Роскосмоса».

Необходимый этап реорганизации госкорпорации нужно завершать и переходить к системной работе на результат, последовательно решать те очевидные проблемы, которые тормозят развитие ракетно‑космической отрасли.

Например, закладываемые при подготовке космических проектов ценовые и временные параметры зачастую не имеют должного обоснования. В итоге плановые сроки переносятся, а бюджетные расходы возрастают. Сколько раз это было за последние годы!

При этом отечественная система спутниковой связи, оптической и радиолокационной съёмки Земли, сбора метеоданных уступают по многим параметрам нашим конкурентам по качеству, надёжности, времени работы аппаратов на орбите. Немалая часть оборудования, электронная компонентная база нуждаются в обновлении.

Видео (кликните для воспроизведения).

Изменить такую ситуацию можно только за счёт реальных дел, за счёт ощутимого укрепления кадрового, технологического, производственного потенциала ракетно‑космической отрасли, и в первую очередь сформировать амбициозные, но при этом сугубо реалистичные планы и цели, увязать стратегические задачи развития с возможностями предприятий и конструкторских бюро.

В этой связи, прежде всего, нужно актуализировать Основы государственной политики России в области космической деятельности на период до 2030 года и дальнейшую перспективу, внести в них соответствующие уточнения и дополнения с учётом современных мировых тенденций.

Это касается и других нормативно‑правовых документов, в том числе Стратегии развития госкорпорации «Роскосмос».

Второе: самое серьёзное внимание следует уделить формированию опережающего научно‑технического и технологического, производственного заделов на долгосрочную перспективу.

С этой целью необходимо вести постоянный мониторинг процесса разработки и внедрения передовых технологий, которые позволяют совершить прорыв в создании космической техники новых поколений.

Важно найти эффективные механизмы инновационного развития ракетно‑космической отрасли, сосредоточить финансовые, организационные, кадровые, административные ресурсы на приоритетных направлениях, предлагать новые формы государственно‑частного партнёрства. Такая возможность сейчас тоже у нас имеется.

Третья ключевая задача – это развитие наземной инфраструктуры, включая более активное использование космодрома Плесецк и завершение строительства второй очереди космодрома Восточный. И здесь, конечно, Правительству нужно обратить внимание на расценки.

[2]

Уже докладывали несколько раз, что ни одна компания не берётся за завершение работ с этими расценками. Надо как‑то реалистично к этому подходить, обоснованно, не завышать, разумеется, ничего. Реалистично подойти нужно.

Читайте так же:  Закрыть ип через мфц

Хочу вновь подчеркнуть: мы должны располагать независимым доступом в космос с российской территории, и уже в ближайшей перспективе пусковые нагрузки на космодром Восточный должны возрасти.

Кроме того, необходимо завершить создание на базе российских космодромов комплексов для новейших ракет‑носителей, в том числе для «Ангары‑А5» и «Ангары‑А5М», а также продолжить развитие орбитальных группировок космических аппаратов всех назначений.

На расширенном заседании Совета Безопасности.

Напомню, первый пуск данной ракеты с космодрома Восточный запланирован на 2021 год, а «Ангара‑А5М» должна полететь с космодрома в 2025 году.

И наконец, ключевая задача – это обеспечение отрасли квалифицированными кадрами. За последние годы принят ряд мер для привлечения на предприятия, в научно‑исследовательские центры и КБ молодых профессионалов. В результате ситуация с кадрами в отрасли начала постепенно выправляться.

Важно и дальше стимулировать приток и обеспечить сохранение в отрасли талантливых специалистов, способных осуществлять самые смелые проекты. Необходимо создавать достойные условия для их жизни и работы, в том числе за счёт системы специальных стипендий и грантов.

И в заключение отмечу, что работу необходимо концентрировать по каждому из этих направлений на федеральном и региональном уровне. Это тоже важно. Важно мобилизовать все возможности, в том числе и региональных властей.

Приоритетные направления госполитики в области космической деятельности

Владимир Путин провёл расширенное заседание Совета Безопасности. Участники заседания обсудили приоритетные направления и пути совершенствования государственной политики в области космической деятельности.

Государственная программа «Космическая деятельность России на 2013–2020 годы» принята в конце 2012 года. В программе названы три приоритета России в космической сфере. Первый – обеспечение гарантированного доступа России в космос, развитие космической техники, технологий и услуг, развитие ракетно‑космической промышленности и выполнение международных обязательств; второй – создание космических средств для науки; третий – пилотируемые полеты.

В госпрограмме отмечено, что российская ракетно‑космическая отрасль должна к 2020 году в два раза увеличить объём производства по сравнению с 2011 годом, а доля России в мировом производстве космической техники должна увеличиться до 16 процентов.

В.Путин: Добрый день, уважаемые коллеги!

Как вы знаете, совсем недавно мы торжественно отмечали День космонавтики. Сегодня на заседании Совета Безопасности России уже в рабочей, деловой обстановке рассмотрим вопросы совершенствования государственной политики в области космической деятельности. Тема крайне важная, как мы с вами понимаем, и всегда актуальная.

Уже говорил о значимости лидерства в космосе для решения задач национального развития, обеспечения безопасности страны, её технологической и экономической конкурентоспособности.

Россия обладает богатым опытом разработки и производства космической техники, подготовки к полётам, реализации масштабных научных программ на орбите. Это уникальный задел, но его, конечно, постоянно нужно наращивать.

Очевидно, что нужно глубоко модернизировать ракетно‑космическую отрасль, внедрять современные модели управления производством, научно‑исследовательскими работами, учиться на порядок эффективнее использовать результаты космической деятельности во всех сферах нашей жизни, например, в таких базовых отраслях, как телекоммуникации, связь, транспорт, медицина, ЖКХ.

Принципиальное направление – это наращивание экспорта. По экспертным оценкам, объём мирового рынка коммерческих услуг, связанных с космосом, сегодня составляет порядка 183 миллиардов долларов США в год.

И он в ближайшие годы и десятилетия будет только увеличиваться. Если мы будем топтаться на месте или постоянно говорить о наших прежних достижениях, наверстать упущенное будет просто невозможно.

[3]

Важно по максимуму использовать наши преимущества – они у нас есть, это очевидно. Это общая задача Правительства, всех заинтересованных ведомств и, конечно, «Роскосмоса».

Необходимый этап реорганизации госкорпорации нужно завершать и переходить к системной работе на результат, последовательно решать те очевидные проблемы, которые тормозят развитие ракетно‑космической отрасли.

Например, закладываемые при подготовке космических проектов ценовые и временные параметры зачастую не имеют должного обоснования. В итоге плановые сроки переносятся, а бюджетные расходы возрастают. Сколько раз это было за последние годы!

При этом отечественная система спутниковой связи, оптической и радиолокационной съёмки Земли, сбора метеоданных уступают по многим параметрам нашим конкурентам по качеству, надёжности, времени работы аппаратов на орбите. Немалая часть оборудования, электронная компонентная база нуждаются в обновлении.

Изменить такую ситуацию можно только за счёт реальных дел, за счёт ощутимого укрепления кадрового, технологического, производственного потенциала ракетно‑космической отрасли, и в первую очередь сформировать амбициозные, но при этом сугубо реалистичные планы и цели, увязать стратегические задачи развития с возможностями предприятий и конструкторских бюро.

В этой связи, прежде всего, нужно актуализировать Основы государственной политики России в области космической деятельности на период до 2030 года и дальнейшую перспективу, внести в них соответствующие уточнения и дополнения с учётом современных мировых тенденций.

Это касается и других нормативно‑правовых документов, в том числе Стратегии развития госкорпорации «Роскосмос».

Второе: самое серьёзное внимание следует уделить формированию опережающего научно‑технического и технологического, производственного заделов на долгосрочную перспективу.

С этой целью необходимо вести постоянный мониторинг процесса разработки и внедрения передовых технологий, которые позволяют совершить прорыв в создании космической техники новых поколений.

Важно найти эффективные механизмы инновационного развития ракетно‑космической отрасли, сосредоточить финансовые, организационные, кадровые, административные ресурсы на приоритетных направлениях, предлагать новые формы государственно‑частного партнёрства. Такая возможность сейчас тоже у нас имеется.

Третья ключевая задача – это развитие наземной инфраструктуры, включая более активное использование космодрома Плесецк и завершение строительства второй очереди космодрома Восточный. И здесь, конечно, Правительству нужно обратить внимание на расценки.

Уже докладывали несколько раз, что ни одна компания не берётся за завершение работ с этими расценками. Надо как‑то реалистично к этому подходить, обоснованно, не завышать, разумеется, ничего. Реалистично подойти нужно.

Хочу вновь подчеркнуть: мы должны располагать независимым доступом в космос с российской территории, и уже в ближайшей перспективе пусковые нагрузки на космодром Восточный должны возрасти.

Кроме того, необходимо завершить создание на базе российских космодромов комплексов для новейших ракет‑носителей, в том числе для «Ангары‑А5» и «Ангары‑А5М», а также продолжить развитие орбитальных группировок космических аппаратов всех назначений.

Читайте так же:  Моральный вред и его компенсация судебная практика

На расширенном заседании Совета Безопасности.

Напомню, первый пуск данной ракеты с космодрома Восточный запланирован на 2021 год, а «Ангара‑А5М» должна полететь с космодрома в 2025 году.

И наконец, ключевая задача – это обеспечение отрасли квалифицированными кадрами. За последние годы принят ряд мер для привлечения на предприятия, в научно‑исследовательские центры и КБ молодых профессионалов. В результате ситуация с кадрами в отрасли начала постепенно выправляться.

Важно и дальше стимулировать приток и обеспечить сохранение в отрасли талантливых специалистов, способных осуществлять самые смелые проекты. Необходимо создавать достойные условия для их жизни и работы, в том числе за счёт системы специальных стипендий и грантов.

И в заключение отмечу, что работу необходимо концентрировать по каждому из этих направлений на федеральном и региональном уровне. Это тоже важно. Важно мобилизовать все возможности, в том числе и региональных властей.

Основы государственной политики Российской Федерации в области авиационной деятельности на период до 2020 года

Основы государственной политики Российской Федерации в области авиационной деятельности на период до 2020 года

УТВЕРЖДАЮ Президент Российской Федерации Д.Медведев от 1 апреля 2012 года Пр-804

I. Общие положения

1. Настоящими Основами определяются государственные интересы, главные цели, основные принципы и приоритетные направления государственной политики Российской Федерации в области авиационной, деятельности, а также основные меры государственного регулирования в данной сфере.

2. Настоящие Основы конкретизируют и развивают положения Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, Военной доктрины Российской Федерации и Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года в области авиационной деятельности.

3. Правовой базой настоящих Основ являются Конституция Российской Федерации, федеральные законы и другие нормативные правовые акты Российской Федерации, а также принятые Российской Федерацией международные обязательства в области авиационной деятельности.

4. Общее руководство реализацией настоящих Основ осуществляет Президент Российской Федерации.

II. Государственные интересы Российской Федерации в области авиационной деятельности

5. Государственные интересы Российской Федерации в области авиационной деятельности определяются:

а) возрастающим значением авиации для решения оборонных, военно-политических и социально-экономических задач, развития науки, техники и технологий;

б) ростом потребностей в воздушных перевозках пассажиров и грузов, особенно в отдаленных районах Севера, Дальнего Востока и Сибири с недостаточно развитой транспортной инфраструктурой, на долю которых приходится около половины территории страны;

в) ведущей ролью авиационной промышленности, как одной из наиболее наукоемких и технологически сложных отраслей, в решении задач модернизации экономики и перевода ее на инновационный путь развития.

6. Государственные интересы Российской Федерации в области авиационной деятельности формируются с учетом:

а) роста влияния авиации на соотношение сил в мире, на сохранение стратегической стабильности, на ход и результат войн и вооруженных конфликтов;

б) участия в мировых интеграционных процессах, развития международного разделения труда, а также обострения конкурентной борьбы между странами, авиастроительными и авиатранспортными компаниями на мировых рынках авиационной техники и авиационных услуг;

в) необходимости предотвращения угроз террористического характера в отношении воздушных судов и объектов авиационной инфраструктуры;

г) повышения требований к качеству авиационной техники и предоставлению авиационных услуг;

д) развития авиационной науки и инновационных технологий, а также возможного их применения в других отраслях промышленности;

е) необходимости поддержания суверенитета страны за счет дальнейшего развития военного и гражданского секторов авиационной промышленности.

7. Государственные интересы Российской Федерации в области авиационной деятельности предусматривают:

а) сохранение за Российской Федерацией статуса мировой авиационной державы;

б) обновление парка воздушных судов гражданской авиации и развитие сети воздушных сообщений для обеспечения транспортной доступности всей территории Российской Федерации;

в) поддержание научно-исследовательского, технического, производственно-технологического и кадрового потенциалов на уровне, обеспечивающем эффективную авиационную деятельность в Российской Федерации;

г) наращивание боевого потенциала государственной авиации в соответствии с требованиями обеспечения обороноспособности страны;

д) поддержание качества отечественной авиационной техники на уровне, обеспечивающем ее конкурентоспособность на мировом рынке;

е) развитие международного сотрудничества и расширение присутствия отечественных авиационных организаций на внутреннем и внешнем рынках авиационной техники и авиационных услуг.

8. Для реализации и защиты своих государственных интересов Российская Федерация должна обладать соответствующим авиационным потенциалом. Наличие мощного авиационного потенциала и рациональное его использование являются для Российской Федерации объективной необходимостью, одним из важнейших условий обеспечения ее безопасности, социально-экономического и инновационного развития. Опираясь на этот потенциал, Российская Федерация может ускорить развитие своей экономики, укрепить оборонную мощь, обеспечить эффективное развитие науки, техники, социальной сферы. Основу авиационного потенциала Российской Федерации составляют:

а) государственная авиация;

б) гражданская авиация;

в) экспериментальная авиация;

г) авиационная промышленность;

д) авиационная инфраструктура и техника;

е) единая система организации воздушного движения, федеральная система разведки и контроля воздушного пространства и другие информационные системы, обеспечивающие авиационную деятельность;

ж) образовательные учреждения и организации, осуществляющие подготовку специалистов в области авиации;

з) профессионально подготовленные кадры.

Видео (кликните для воспроизведения).

9. Основой государственной авиации является военная авиация.

Источники


  1. Василенко, А. И. Теория государства и права / А.И. Василенко, М.В. Максимов, Н.М. Чистяков. — М.: Книжный мир, 2007. — 384 c.

  2. Гусов, К.Н. Комментарий к трудовому кодексу Российской федерации (вводный); М.: ВИТРЭМ, 2013. — 240 c.

  3. Общая теория государства и права. Академический курс в 3 томах. Том 2. Учебник. — М.: Зерцало-М, 2002. — 528 c.
Основы государственной политики в области космической деятельности
Оценка 5 проголосовавших: 1

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here