Основанием для государственной регистрации прав является

Полезная информация на тему: "Основанием для государственной регистрации прав является", собранная из сети и предоставленная в удобном для чтения виде. По всем вопросам - обращайтесь к дежурному юристу.

Статья 17. Основания для государственной регистрации прав

Статья 17. Основания для государственной регистрации прав

Пункт 1 комментируемой статьи приводит перечень оснований, устанавливающих наличие, возникновение, прекращение, переход и ограничение (обременение) права:

— акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания.

В соответствии с законом о регистрации акт органа государственной власти или местного самоуправления является основанием для регистрации прав, если он предусмотрен законом в качестве основания возникновения гражданских прав, издан уполномоченным органом в рамках его компетенции и в установленном законодательством порядке, а так же содержит сведения об объекте недвижимого имущества, его правообладателе и виде права;

— договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки.

Сюда можно отнести договоры купли-продажи, мены, дарения, ренты, в том числе с условием пожизненного содержания с иждивением, аренды, об ипотеке, доверительного управления имуществом, договоры участия в долевом строительстве;

— акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения.

Под актами (свидетельствами) о приватизации жилых помещений понимаются свидетельства о праве собственности на жилые помещения, выдаваемые в соответствии с Законом о приватизации жилых помещений. Под приватизацией жилых помещений понимается бесплатная передача в собственность граждан на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищных фондах;

— свидетельства о праве на наследство.

В соответствии со ст. 1152 ГК установлено, что принятое наследство признается принадлежащим наследникам на праве собственности со дня открытия наследства независимо от момента государственной регистрации. В данном случае государственная регистрация носит не правоустанавливающий, а правоподтверждающий характер. Государственная регистрация прав проводится на основании свидетельств о праве на наследство, которые по желанию наследников могут быть выданы всем наследникам вместе или каждому в отдельности, на все наследство в целом или на его отдельные части;

— вступившие в законную силу судебные акты.

Под судебными решениями понимаются решения судов общей юрисдикции, арбитражных судов и третейских судов. Судебное решение считается вступившим в законную силу по истечении срока на кассационное обжалование и опротестование, если речь идет о судах общей юрисдикции и апелляционное обжалование (в случае арбитражных судов) либо если решение вообще не было обжаловано или опротестовано. Обжаловано оно может быть сторонами, а также другими лицами, участвующими в деле. Признанное судом право подлежит государственной регистрации на общих основаниях — в порядке, установленном для регистрации любых вещных прав на недвижимость;

— акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания.

К ним относятся свидетельства о праве собственности на земельный участок, на жилище и т.п.;

— иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним заявителю от прежнего правообладателя в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения;

— иные документы, которые в соответствии с законодательством РФ подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав, в том числе: выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок, который был предоставлен ему до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного хозяйства на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования;

— либо, если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающем или удостоверяющем право такого гражданина на данный земельный участок, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, документы, подтверждающие факт создания объекта недвижимого имущества (помимо правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества, представление которого не требуется в случае, если право заявителя на этот земельный участок ранее зарегистрировано в установленном Законом порядке):

1. Декларация об объекте недвижимого имущества, подтверждающая факт создания объекта недвижимого имущества на предназначенном для ведения дачного хозяйства или садоводства земельном участке, гаража или иного объекта недвижимого имущества (если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества не требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации выдача разрешения на строительство);

2. Технический паспорт объекта индивидуального жилищного строительства и разрешение органа местного самоуправления на ввод объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию, подтверждающий факт создания такого объекта на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, или на земельном участке, расположенном в черте поселения и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке). До 1 января 2010 г. технический паспорт объекта индивидуального жилищного строительства является единственным документом, подтверждающим факт создания такого объекта индивидуального жилищного строительства на указанном земельном участке;

3. Документы, подтверждающие право собственности на объект незавершенного строительства (помимо правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества, представление которого не требуется в случае, если право заявителя на этот земельный участок ранее зарегистрировано в установленном Законом порядке);

4. Разрешение на строительство, проектная документация, документы, содержащие описание объекта незавершенного строительства;

5. Разрешение на строительство объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, или на земельном участке, расположенном в черте поселения и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке).

Читайте так же:  Является ли акционерная и совместная долевая собственность

Истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением указанных в комментируемом пункте, не допускается.

Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним

Одной из форм государственного регулирования рынка недвижимости, положительно зарекомендовавшей себя во многих странах в процессе развития рыночной экономики, является государственная регистрация прав на недвижимое имущество. Государственная регистрация обеспечивает необходимую публичность сделок с недвижимостью, государственный контроль за состоянием дел в этом секторе рынка, гарантирует чистоту правового титула соответствующего имущества. Зарегистрированные сведения являются надежными и общедоступными, что обеспечивает своевременную и надлежащую информированность участников сделки в отношении соответствующего имущества, защищает добросовестных приобретателей от притязаний третьих лиц.

ГК РФ, регулируя гражданско-правовые отношения, в том числе отношения, связанные с возникновением и порядком осуществления права собственности и других вещных прав, стал основой для принятия Закона о регистрации прав и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в сфере государственной регистрации прав и сделок с недвижимостью.

Государственная регистрацияэто юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимость. В соответствии с действующим законодательством государственной регистрации подлежат вещные права на недвижимое имущество, их обременение (ограничение) и отдельные виды сделок с недвижимостью. Такая регистрация происходит путем внесения записей в Единый государственный реестр прав (далее — ЕГРП). ЕГРП содержит информацию о зарегистрированном праве, об объекте недвижимости и субъекте права, сделках с недвижимостью, а также об ограничениях (обременениях). Произведенная государственная регистрация права подтверждается выдачей свидетельства о государственной регистрации права, а государственная регистрация сделки — штампом с регистрационной надписью на договоре.

Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним обеспечивает:

— развитие рынка недвижимости и создание эффективных механизмов государственного управления этим рынком;

— защиту конституционных прав собственников и обладателей иных прав на объекты недвижимости;

— возможность предоставления любому заинтересованному лицу достоверной информации о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделках с ним;

— привлечение дополнительных инвестиций в российскую экономику;

— реализацию фискальной задачи государства, в том числе в упорядочении сбора налогов, связанных с объектами недвижимого имущества и их обладателями;

— создание дополнительных гарантий безопасности для участников рынка недвижимости. Законодательство о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним состоит из Гражданского Кодекса Российской Федерации, Федерального Закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (с последующими изменениями и дополнениями), Федерального закона «Об ипотеке (залоге недвижимости)» от 22.07.1998 № 102-ФЗ (в ред. 30.12.2008), иных федеральных законов, Правил ведения ЕГРП, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 февраля 1998 года № 219 (с последующими изменениями и дополнениями), Методических рекомендаций по порядку проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утв. приказом Минюста РФ от 01.07.2002 № 184 и иных нормативных правовых актов Российской Федерации. Законодательство о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним находится в ведении Российской Федерации.

Значение государственной регистрации подчеркивает положение Закона о регистрации о том, что государственная регистрация является единственным доказательством существования права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

Следует обратить внимание на различия в юридических последствияхрегистрации прав на недвижимость ирегистрации сделок с недвижимостью. Это два разных по юридическим последствиям регистрационных действия. По общему правилу, установленному действующим гражданским законодательством, право на недвижимое имущество возникает, а подлежащая государственной регистрации сделка считается заключенной с момента государственной регистрации. Таким моментом Закон о регистрации признает день внесения записи в ЕГРП.

В соответствии с Законом о регистрации права на недвижимость, возникшие до момента вступления его в силу, признаются юридически действительными. Государственная регистрация ранее возникших прав обязательна только в случае совершения подлежащей государственной регистрации сделки с недвижимостью или при государственной регистрации ограничений (обременений).

Право на недвижимое имущество, правоустанавливающие документы на которое оформлены после вступления в силу Закона о регистрации, подлежит обязательной государственной регистрации.

Закон о регистрации установил срок государственной регистрации — она должна проводиться не позднее, чем в месячный срок со дня подачи заявления и документов, необходимых для государственной регистрации. В состав этих документов входят, во-первых, правоустанавливающие документы — это могут быть акты государственных органов и органов местного самоуправления, сделки, акты о приватизации жилья, свидетельства о праве на наследство, судебные решения, акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные органами государственной власти, иные акты передачи прав на недвижимость заявителю от прежнего правообладателя в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения. Во- вторых, в состав необходимых для государственной регистрации документов входят документы, содержащие описание объекта недвижимости, — кадастровый план земельного участка с ка­дастровым номером, и (или) план другого объекта недвижимого имущества, удостоверенный соответствующей организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества.

При возникновении сомнений в наличии оснований для государственной регистрации орган, осуществляющий государственную регистрации прав, может приостановить государственную регистрацию, а в предусмотренных Законом о регистрации случаях и отказать в государственной регистрации, например, когда документы, представленные на государственную регистрацию, по форме или содержанию не соответствуют действующему законодательству.

Государственная регистрация носит открытый характер, а это значит, что любое лицо, предъявившее удостоверение личности, заявление в письменной форме и документ, подтверждающий внесение установленной платы, может получить в течение 5 дней выписку из ЕГРП, содержащую информацию об объекте недвижимости, зарегистрированном праве на него и существующих ограничениях (обременениях).

Деятельность Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии финансируется из федерального бюджета. При этом за государственную регистрацию прав в соответствии с налоговым законодательством взимается государственная пошлина, а за предоставление информации о зарегистрированных правах, выдачу копий договоров и иных документов, выражающих содержание односторонних сделок, взимается плата в соответствии с постановлением Правительства РФ от 14.12.2004 г. № 773.

Читайте так же:  Размер алиментов на 2 детей – как рассчитать и взыскать

При регистрации прав, возникших до вступления в силу ФЗ-122, государственная пошлина взимается в половинном размере.

1. Процедура приёма документов

Статьей 13 Федерального закона РФ от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее — Закон о регистрации) определен порядок проведения государственной регистрации прав:

— прием документов, представленных для государственной регистрации прав;

— правовая экспертиза документов и проверка законности сделки;

— установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других основания для отказа или приостановления государственной регистрации прав;

— внесение записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество при отсутствии указанных противоречий и других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав;

— совершение надписей на правоустанавливающих документах и выдача удостоверений о произведенной государственной регистрации прав.

Прием документов на государственную регистрацию прав является начальным этапом государственной регистрации. Порядок приема документов на государственную регистрацию прав регламентирован Законом о регистрации.

Основанием для начала исполнения государственной функции по приему документов является личное обращение заявителя с комплектом документов, необходимых для государственной регистрации прав.

Заявителями могут быть:

— граждане Российской Федерации;

— иностранные граждане и лица без гражданства;

— субъекты Российской Федерации;

— российские и иностранные юридические лица;

Прием документов на государственную регистрацию прав осуществляется специалистом отдела приема документов регистрирующего органа.

[3]

Государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним вправе осуществлять Росреестр и его территориальные органы, при этом функции нормативно-правового регулирования в сфере регистрации прав осуществляет Минэкономразвития РФ.

Государственная регистрация удостоверяется свидетельством о государственной регистрации прав.

Основанием для государственной регистрации прав наследников по завещанию на объект недвижимости может являться свидетельство о праве на наследство.

В государственной регистрации прав может быть отказано, если правоустанавливающий документ об объекте свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на данный объект недвижимости. При этом уплаченная пошлина не возвращается. Отказ же в государственной регистрации прав может быть обжалован в суде или арбитражном суде.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Учись учиться, не учась! 10178 —

| 7785 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Основания для государственной регистрации прав

ОСНОВАНИЯ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ПРАВ

Основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются:

  • акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания.
  • договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки;
  • акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения;
  • свидетельства о праве на наследство;
  • вступившие в законную силу судебные акты;
  • акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
  • иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения;
  • иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа. Это быстро и бесплатно ! Или позвоните нам по телефону 8(800)-350-30-02 (звонок бесплатный для всех регионов России)!

ТРЕБОВАНИЯ К ДОКУМЕНТАМ, ПРЕДСТАВЛЯЕМЫМ НА ГОСУДАРСТВЕННУЮ РЕГИСТРАЦИЮ ПРАВ

Документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации гправ на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав.

Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества, иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц и в случаях, установленных действующим законодательством, должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями.

Тексты документов, представляемых на государственную регистрацию прав, должны быть написаны разборчиво, наименования юридических лиц — без сокращения, с указанием их „ мест нахождения. Фамилии, имена и отчества физических лиц, адреса их мест жительства должны быть написаны полностью.

Не подлежат приему на государственную регистрацию прав документы, имеющие подчистки либо приписки, зачеркнутые слова и иные не оговоренные в них исправления, документы, исполненные карандашом, а также документы с серьезными повреждениями, не позволяющими однозначно истолковать их содержание.

При обращении за услугой по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним или осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества заявитель не обязан представлять следующие документы:

  1. Разрешение на строительство объекта недвижимости;
  2. Разрешение на ввод в эксплуатацию объекта недвижимости;
  3. Выписку из домовой книги (справку о лицах, имеющих право пользования жилым помещением);
  4. Выписку из реестра государственной или муниципальной собственности;
  5. Заключение, подтверждающее, что создаваемый или созданный объект недвижимого имущества расположен в пределах границ земельного участка, предназначенного для ведения личного подсобного хозяйства;
  6. Документ, устанавливающий адрес объекта недвижимости или при отсутствии такого адреса описание местоположения объекта недвижимости — решение о присвоении адреса объекту недвижимости;
  7. Документ, подтверждающий публикацию сообщения о проведении торгов;
  8. Решение о проведении торгов;
  9. Протокол о результатах торгов по продаже права на заключение договора аренды земельного участка;
  10. паспорт объекта культурного наследия;
  11. Документ, подтверждающий принадлежность земельного участка к определенной категории земель — решение об отнесении земельного участка к землям определенной категории;
  12. Документ, подтверждающий установленное разрешенное использование земельного участка
Читайте так же:  Что представляет собой градостроительный план земельного участка

решение об установлении вида разрешенного использования земельного участка;

  • Решение о переводе жилого помещения в нежилое или о переводе нежилого помещения в жилое;
  • Документы, подтверждающие государственную регистрацию юридического лица;
  • Согласие федерального органа исполнительной власти на ипотеку имущества, принадлежащее унитарному предприятию на праве Хозяйственного ведения;
  • Копию лицензии на управление ипотечным покрытием, выданную ФСФР России;
  • Иные документы, которые находятся в распоряжении других федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, подведомственных указанным органам власти, за исключением документов личного хранения, а также документов, которые являются основаниями для государственной регистрации прав (за исключением разрешений на строительство и разрешений на ввод объекта в эксплуатацию).
  • фото с информационного стенда в регистрационной палаты часть 1 (По основанию регистрации прав)

    фото с информационного стенда в регистрационной палаты часть 2 (По основанию регистрации прав)

    Основанием для государственной регистрации прав является

    Видео (кликните для воспроизведения).

    ЗАКОН ОТМЕНЕН
    С 01.01.2017 вступил в силу Федеральный закон Российской Федерации от 13 июля 2015 г.
    № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»

    21 июля 1997 года N 122-ФЗ
    О ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ПРАВ НА НЕДВИЖИМОЕ ИМУЩЕСТВО И СДЕЛОК С НИМ

    Принят Государственной Думой 17 июня 1997 года
    Одобрен Советом Федерации 3 июля 1997 года

    Глава I. Общие положения

    Глава II. Органы в системе государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним

    Глава III. Порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним

    Глава IV. Государственная регистрация отдельных видов прав на недвижимое имущество и сделок с ним

    Глава V. Ответственность при государственной регистрации прав на недвижимое имущество

    [2]

    Глава VI. Заключительные и переходные положения

    Требования к документам и основания для государственной регистрации прав

    Основания для государственной регистрации прав

    Основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются:

    1. Акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания.
    2. Договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с
      законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки.
    3. Акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с
      законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения.
    4. Свидетельства о праве на наследство.
    5. Вступившие в законную силу судебные акты.
    6. Акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания.
    7. Иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения.
    8. Иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают
      наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.

    Фото сделано с информационного стенда в регистрационной палате, где изображены основания для государственной регистрации прав

    Фото сделано с информационного стенда в регистрационной палате, где изображены требования к документам, представляемым на государственную регистрацию прав

    Фото сделано с информационного стенда в регистрационной палате, где изображены требования к документам, представляемым на государственную регистрацию прав

    Фото сделано с информационного стенда в регистрационной палате, где изображены требования к документам, представляемым на государственную регистрацию прав

    Требования к документам, представляемым на государственную регистрацию прав

    Документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав.

    Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества, иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц и в случаях, установленных действующим законодательством, должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями.

    Тексты документов, представляемых на государственную регистрацию прав, должны быть написаны разборчиво, наименования юридических лиц — без сокращения, с указанием их мест нахождения. Фамилии, имена и отчества физических лиц, адреса их мест жительства должны быть написаны полностью.

    При обращении за услугой по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним или осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества заявитель не обязан представлять следующие документы:

    Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа. Это быстро и бесплатно ! Или позвоните нам по телефонам:

    +7 (499) 703-47-59
    Москва, Московская область

    +7 (812) 309-16-93
    Санкт-Петербург, Ленинградская область

    8 (800) 511-69-42
    Федеральный номер ( звонок бесплатный для всех регионов России )!

    Гражданское и арбитражное право РФ

    Что является основанием для государственной регистрации права собственности на земельные участки Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований?

    Порядок осуществления такого разграничения государственной собственности на землю установлен Федеральным законом от 17 июля 2001 г. N 101-ФЗ “О разграничении государственной собственности на землю”. В соответствии с п. 2 ст. 2 этого Закона основанием государственной регистрации права собственности на земельные участки Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований являются акты Правительства РФ об утверждении перечней земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю, а также вступившие в законную силу судебные решения по спорам, связанным с разграничением государственной собственности на землю.

    Читайте так же:  Протокол ознакомления с постановлением о назначении экспертизы

    Указанные перечни земельных участков готовятся в соответствии с утвержденными постановлением Правительства РФ от 4 марта 2002 г. N 140 Правилами подготовки и согласования перечней земельных участков, на которые у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности (эти Правила не распространяются только на перечни земельных участков, данные о которых составляют государственную тайну). Такие перечни подготавливаются Росимуществом совместно с другими федеральными органами исполнительной власти по каждому муниципальному образованию отдельно по собственности Российской Федерации, собственности субъектов Российской Федерации и собственности муниципальных образований. Правительство РФ своими распоряжениями утверждает такие перечни. В последнее время принят целый ряд подобных распоряжений, касающихся федеральной собственности, например распоряжение от 17 марта 2003 г. N 339-р “Об утверждении Перечней земельных участков, расположенных на территориях Республики Мордовия, Удмуртской Республики, Владимирской, Калининградской, Кировской, Новгородской, Оренбургской, Тамбовской областей, на которые у Российской Федерации возникает право собственности”.

    При разграничении государственной собственности на землю возможно возникновение спорных вопросов. Процедура их разрешения состоит в следующем. Прежде всего Росимущество направляет подготовленные им перечни земельных участков со всеми соответствующими документами в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления для согласования. Указанные органы рассматривают эти перечни и в двухмесячный срок со дня получения принимают решение об их согласовании либо об отказе в согласовании самих перечней или отдельных земельных участков, указанных в них. В случае отказа в согласовании составляется перечень оспариваемых земельных участков, который направляется в Росимущество. К нему прилагаются удостоверенные в установленном порядке документы, на основании которых оспариваются земельные участки.

    Споры между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями по перечням оспариваемых земельных участков разрешаются специальными согласительными комиссиями, создаваемыми Росимуществом или его территориальными органами. Кроме представителей этого Федерального агентства, в них входят представители заинтересованных органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Согласительные комиссии по результатам своей работы принимают решение о включении земельного участка в согласованный сторонами перечень земельных участков или о передаче спора в суд.

    Споры о разграничении государственной собственности на землю относятся к категории экономических споров, поэтому они рассматриваются арбитражными судами. В соответствии со ст. 27 (п. 2) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды в случаях, предусмотренных данным Кодексом и иными федеральными законами, рассматривают дела с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

    По спорам о разграничении государственной собственности на землю иск может быть предъявлен либо о признании недействительным (или частично недействительным) распоряжения Правительства РФ об утверждении перечней земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности, либо о признании права собственности на земельный участок.

    Необходимо иметь в виду, что пока процесс разграничения государственной собственности не закончен, распоряжение находящимися в государственной собственности землями может осуществляться и без регистрации права государственной собственности на земельный участок (п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации”). Распоряжение указанными землями в этот период осуществляют органы местного самоуправления в пределах их полномочий. Порядок распоряжения указанными землями до разграничения государственной собственности на землю определен постановлением Правительства РФ от 7 августа 2002 г. N 576 (в ред. от 21 ноября 2003 г.) “О порядке распоряжения земельными участками, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю”.

    Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним

    Согласно ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре УФРС (Управление Федеральной регистрационной службы).

    — право хозяйственного ведения,

    — право оперативного управления,

    — право пожизненного наследуемого владения,

    — право постоянного пользования,

    а также иные права в случаях, предусмотренных Гражданским Кодексом и иными законами.

    Основания для государственной регистрации прав приведены в Законе РФ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ (в ред. законов от 18.12.2006 N 232-ФЗ).

    В Санкт-Петербурге приказом ГУЮ «Городское бюро регистрации прав на недвижимость» от 31 марта 2003 г. N 36-п утверждена инструкция «О порядке государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и предоставления информации о зарегистрированных правах» (в ред. приказа Городского бюро регистрации прав на недвижимость от 03.11.2003 N 134-п, от 05.03.2004 N 31-п) где установлен порядок приема и выдачи, а также перечень документов необходимых для регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

    В данном законе дается определение государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним:

    Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также — государственная регистрация прав) — юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

    Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

    Государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты.

    Наряду с государственной регистрацией вещных прав на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации ограничения (обременения) прав на него, в том числе сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда.

    Обязательной государственной регистрации подлежат права на недвижимое имущество, правоустанавливающие документы на которое оформлены после введения в действие настоящего Федерального закона.

    Читайте так же:  Алименты на ребенка если отец не работает

    В случаях, предусмотренных законом, наряду с государственной регистрацией могут осуществляться специальная регистрация или учет отдельных видов недвижимого имущества.

    Обратите внимание:

    согласно п. 2 статьи 651ГК РФ договор аренды здания или сооружения, заключенный на срок не менее года, подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации.

    Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним проводится учреждением юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории регистрационного округа по месту нахождения недвижимого имущества.

    Права на недвижимое имущество и сделки с ним подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав, который содержит информацию о существующих и прекращенных правах на объекты недвижимого имущества, данные об указанных объектах и сведения о правообладателях.

    Государственная регистрация прав проводится в следующем порядке:

    1) прием документов, необходимых для государственной регистрации прав и отвечающих требованиям настоящего Федерального закона, регистрация таких документов с обязательным приложением документа об оплате регистрации;

    2) правовая экспертиза документов и проверка законности сделки;

    3) установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав;

    4) внесение записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество при отсутствии указанных противоречий и других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав;

    5) совершение надписей на правоустанавливающих документах и выдача удостоверений о произведенной государственной регистрации прав.

    Регистрация ограничений (обременений) права, ипотеки, аренды или иной сделки с объектом недвижимого имущества возможна только при наличии государственной регистрации ранее возникших прав на данный объект в Едином государственном реестре прав.

    Государственная регистрация прав проводится не позднее чем в месячный срок со дня подачи заявления и документов, необходимых для государственной регистрации.

    Проведенная государственная регистрация возникновения и перехода прав на недвижимое имущество удостоверяется свидетельством о государственной регистрации прав.

    Проведенная государственная регистрация договоров и иных сделок удостоверяется посредством совершения специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки.

    Форма свидетельств и специальной надписи устанавливается Правилами ведения Единого государственного реестра прав, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 18.02.98г. № 219 (в ред. Постановления Правительства РФ от 23.12.1999 N 1429, см. новые ред.).

    Формы свидетельства о государственной регистрации, введенные отдельными субъектами Российской Федерации и администрациями городов до установления единой формы свидетельства, признаются юридически действительными.

    Государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, стороны (сторон) договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него надлежащим образом оформленной доверенности.

    В случае, если права возникают на основании акта государственного органа или акта органа местного самоуправления, заявление о государственной регистрации права подается лицом, в отношении которого приняты указанные акты.

    В случае, если права возникают на основании договоров (сделок), не требующих нотариального удостоверения (и это удостоверение не является обязательным для данного вида сделки), заявления о государственной регистрации прав подают все стороны договора (сделки). При уклонении одной из сторон от государственной регистрации прав переход права собственности регистрируется на основании решения суда, вынесенного по требованию другой стороны. Убытки, возникшие в результате приостановления государственной регистрации прав, несет уклоняющаяся сторона.

    В случае, если права возникли на основании договоров (сделок), не требующих обязательного нотариального удостоверения, но нотариально удостоверенных по желанию стороны, заявление о государственной регистрации права подает одна из сторон договора или сделки.

    К заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.

    В случае государственной регистрации прав на недвижимое имущество, принадлежащее Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, от их имени вправе выступать органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.

    Вместе с заявлением о государственной регистрации прав и документами о правах на недвижимое имущество предъявляется документ об оплате регистрации. Физическое лицо предъявляет документ, удостоверяющий его личность, а представитель юридического лица — учредительные документы юридического лица, а также документ, удостоверяющий его личность и документ, подтверждающий его полномочия действовать от имени данного юридического лица.

    [1]

    Сделка считается зарегистрированной, а правовые последствия — наступившими со дня внесения записи о сделке или праве в Единый государственный реестр прав.

    По вопросу, касающемуся государственной регистрации договоров аренды нежилых помещений, см. Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 01.06.2000 N 53, а так же

    Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 16.02.2001 N 59 «Обзор практики разрешения споров, связанных с применением Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

    Источники


    1. Новицкий, И.Б. Римское право; М.: Гуманитарное знание, 2011. — 245 c.

    2. Под. Ред. Ванян, А.Б. Афоризмы о юриспруденции: от античности до наших дней; Рязань: Узорочье, 2013. — 528 c.

    3. Попова, Анна Теория государства и права / Анна Попова. — М.: Питер, 2008. — 248 c.
    Основанием для государственной регистрации прав является
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


    УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

    8 800 350 84 37

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here