Организация дистанционного обучения в образовательном учреждении

Полезная информация на тему: "Организация дистанционного обучения в образовательном учреждении", собранная из сети и предоставленная в удобном для чтения виде. По всем вопросам - обращайтесь к дежурному юристу.

МОДЕЛИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ (Полат Е.С.)

Мы рассматриваем дистанционное обучение в качестве самостоятельной системы, одной из форм обучения. Логично обратиться поэтому к возможным вариантам организации дистанционного обучения, их специфике, чтобы определиться, во-первых, для каких целей тот или иной вариант может быть наиболее приемлем и при каких условиях, во-вторых, какова специфика компонентов каждого из возможных вариантов, а именно: какое влияние оказывает тот или иной вариант на организацию учебного процесса, отбор содержания, методов, организационных форм и средств обучения.

В настоящее время существующая сеть открытого и дистанционного образования в мировой практике базируется на шести известных моделях, использующих различные традиционные средства и средства новых информационных технологий: телевидение, видеозаписи, печатные пособия, компьютерные телекоммуникации, пр.

Мы, в свою очередь, предлагаем следующие модели организации учебного процесса, позволяющие более полно, как нам представляется, реализовать возможности Интернет-технологий:

Интеграция очных и дистанционных форм обучения.

автономные сетевые курсы;

Сетевое обучение и кейс-технологии. Дистанционное обучение на базе интерактивного телевидения (Two-way TV )или компьютерных видеоконференций.

Интеграция очных и дистанционных форм обучения.

Это наиболее перспективная модель, как показывает уже накопленная практика, причем применительно, как к школьному образованию (профильные курсы, использование курсов ДО для углубления знаний, ликвидации пробелов в знаниях), так и к вузовскому.

Схематично эту модель (для школы) можно изобразить следующим образом.

Схема № 1.

Модель интеграции очной и дистанционной форм для вузов

Сетевое обучение.

Сетевое обучение необходимо для тех случаев, когда возникают сложности с качественным обеспечением учащихся очными формами обучения (для детей- инвалидов, для детей Крайнего Севера и сельской местности, а также для студентов и взрослого населения, желающих повысить свой профессиональный уровень, сменить профессию и т.д.). В этом случае создаются специальные, автономные курсы дистанционного обучения, т.е. по отдельным учебным предметам, разделам или темам программы или целые виртуальные школы, кафедры, университеты. Автономные курсы больше предназначены для овладения отдельным учебным предметом, углубления знаний по этому предмету или наоборот, ликвидации пробелов в знаниях. Подробнее об автономных курсах и виртуальных школах мы поговорим в последующих разделах. Здесь же нам важно показать саму модель такого курса.

Схема № 3

Модель сетевого курса дистанционного обучения

Любой курс дистанционного обучения – это полноценный учебный процесс.

Что же касается виртуальной школы, то здесь имеется в виду создание хорошо структурированного информационно-образовательного пространства или среды, в которой содержатся все учебные курсы, предусмотренные учебным планом или программой обучения, библиотека таких курсов (по классам, по разделам программы и т.д.), лабораторные и практические работы, дополнительная информация (виртуальные библиотеки, экскурсии, словари, энциклопедии, пр.). Здесь предусматривается и возможность использования различных педагогических и информационных технологий для организации совместной деятельности учащихся в малых группах сотрудничества на разных стадиях обучения, контакты с преподавателем, обсуждение вопросов в рамках телеконференций, форумов, организация совместных проектов, пр. В сетевой модели дистанционного обучения используются электронные сетевые или на компакт-дисках мультимедийные электронные учебники или учебные пособия. В любом сетевом варианте дистанционной формы обучения важной составляющей является административный блок (регистрация участников курса, мониторинг их обучения, личные дела, пр.).

Эта модель обучения может полностью заменить очную форму обучения и быть самодостаточной для получения качественного образования при условии грамотной ее организации. Востребованность такой модели обучения по данным ЮНЕСКО уже сейчас в России достаточно высока, как среди взрослого населения, так и детей, особенно подростков. Эта востребованность будет с годами расти, поскольку все большее количество людей желают получить полноценное образование или углубить свои знания по отдельным предметам, не имея возможности посещать очные учебные заведения, или будучи не удовлетворены качеством образования на местном уровне. Информационно-предметная среда представляет собой целостную образовательную систему школьного курса (с дифференциацией) или той или иной вузовской специальности с полным набором всего информационного массива, необходимого и достаточного для достижения поставленных задач обучения в данной образовательной системе.

Об этой модели речь пойдет выше.

Сетевое обучение и кейс-технологии.

Модель сетевого обучения и кейс-технологий предназначена для дифференциации обучения. Дело в том, что в большом количестве случаев нет необходимости в создании электронных сетевых учебников, если существуют уже утвержденные МО печатные пособия. Гораздо эффективнее строить обучение, опираясь на уже изданные учебники и учебные пособия и с помощью дополнительного материала, размещаемого в сети либо углублять этот материал для продвинутых учащихся, либо давать дополнительные разъяснения, упражнения, пр. для слабых учеников. При этом предусматриваются консультации преподавателей, система тестирования и контроля, дополнительные лабораторные и практические работы, совместные проекты, пр.

Схема № 4.

Интерактивное телевидение (Two-way TV).

Последняя модель (интерактивное телевидение) связана с телевизионными технологиями и пока очень дорогая. Это трансляция занятий с помощью видеокамер и телевизионного оборудования на расстояние. Эта модель распределенного класса, о которой говорилось выше. Время покажет, что окажется более доступным – интерактивное телевидение или видеоконференции в сетях.

Схема № 5.

Эта модель дистанционного обучения полностью имитирует очную форму. С ее помощью стены класса как бы раздвигаются, и аудитория расширяется за счет удаленных студентов, с которыми учитель и учащиеся могут вступать в контакт (по типу телемоста). Соответственно данная модель требует присутствия студентов (как и в очной форме) в определенное время, в определенном месте.

Как видно из представленных выше моделей, каждая из них имеет свою специфику и предназначена для решения конкретных дидактических задач. Каждая модель имеет своего пользователя. Поэтому трудно отдать предпочтение той или иной модели. Специфика каждой модели дистанционного учебного процесса обусловливает отбор и структурирование содержания обучения, методов, организационных форм и средств обучения. Прежде чем перейти к собственно дидактическим проблемам организации учебного процесса в дистанционной форме, рассмотрим более подробно наиболее сложную и вместе с тем, одну из наиболее востребованных и перспективных моделей дистанционной формы обучения – виртуальную школу и виртуальный университет повышения квалификации учителей.

Дистанционное образование и закон

Получайте новости почтой:

Несмотря на стремительный рост популярности дистанционного обучения в России, его нормативно-правовое обеспечение отстает от реалий. Пока решение многих вопросов отдается на откуп образовательным организациям, а федеральные законы и постановления лишь рамочно обозначают ограничения. Иван Ковалев, заместитель генерального директора Е-квадрат Консалтинг и Медиа, объясняет, как регулируется дистанционное обучение в России.

Начнем с главного закона – 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», в котором зафиксирована возможность реализации образовательных программ «с использованием дистанционных технологий». Общие требования к организации таких программ обозначены в статье 16. Кроме того, руководители образовательных организаций должны знать Порядок применения дистанционных технологий и положения методических рекомендаций, регулярно издаваемых Минобрнауки РФ.

Читайте так же:  Платят ли пенсионеры налог на имущество

Электронное или дистанционное: сходства и различия

Зачастую «электронное обучение» и «дистанционные образовательные технологии» воспринимаются как синонимичные и взаимозаменяемые категории. Однако с точки зрения Закона об образовании существует четкое разграничение данных понятий.

Электронное обучение подразумевает использование информации, содержащейся в базах данных, а также применение информационных технологий и сетей для ее обработки и передачи между учениками и учителями.

Дистанционные образовательные технологии реализуются через информационно-телекоммуникационные сети, причем ученики и учителя находятся на расстоянии.

Таким образом, ключевую роль играет компьютер и сетевая инфраструктура, но в первом случае это инструменты личного (непосредственного) взаимодействия педагога и ученика, а во втором – удаленного.

Организации, отважившиеся организовать обучение полностью дистанционно, обязаны обеспечить особые условия: должны быть доступны ресурсы и технологии, позволяющие освоить программу в полном объеме без обращения к иным источникам информации и без привязки к местонахождению ученика. На практике это означает создание электронных библиотек, а также обеспечение доступа к базам данных и электронным архивам. Кроме того, преподаватели и обслуживающий персонал должны в полной мере владеть навыками использования информационных систем, задействованных в учебном процессе.

На кого нельзя учиться дистанционно?

Законодательство обозначает перечень профессий и специальностей среднего профессионального образования, обучение по которым полностью в дистанционной форме не допускается (Приказ Министерства образования и науки России от 20.01.2014 №22). Документ ограничивает такую возможность не только для будущих зубных техников и операторов чесально-вязального оборудования, что представляется вполне логичным, но и для юристов, бухгалтеров и дизайнеров.

Примечательно, что на сегодняшний день аналогичный обобщенный перечень направлений подготовки и специальностей в рамках высшего образования не утвержден.

Как регулируется проведение аттестации?

Если в отношении организации обучения существует некоторая ясность, то вопросы контроля успеваемости и аттестации остаются законодательно неотрегулированными. Наиболее сложная задача – идентификация личности студента, сдающего экзамен, зачет или защищающего курсовую работу. В большинстве случаев подобные процедуры проводятся по-прежнему очно: студенты периодически приезжают в организацию и проходят аттестацию непосредственно в аудиториях. Иногда вузы организуют выездные комиссии в региональные филиалы или партнерские организации, куда стекаются все желающие сдать сессию.

Но если говорить о полноценной аттестации слушателей посредством дистанционных технологий, то в условиях отсутствия нормативно закрепленных требований, каждая организация реализует свой набор ноу-хау по определению личности (включая предъявление паспорта в камеру перед началом экзамена, сверку фотографии из личного дела и т.д.). Важно, чтобы соответствующие требования были четко и максимально подробно зафиксированы в локальных нормативных актах организации.

Собственно, локальный документ становится главным нормативным основанием взаимодействия обучающихся и сотрудников образовательных организаций (безусловно, если его ключевые положения не противоречат федеральным требованиям). На сегодняшний день наиболее содержательная инструкция по организации итоговой аттестации изложена в Письме Минобрнауки РФ от 21.04.2015 № ВК-1013/06 «О направлении методических рекомендаций по реализации дополнительных профессиональных программ». Несмотря на то что рекомендации затрагивают вопросы реализации дополнительных профессиональных программ, его положения могут быть частично использованы и по основным образовательным программам высшего образования.

В документе описаны требования к кадровому и техническому обеспечению дистанционного образовательного процесса, а также особенности проведения итоговой аттестации. Разрешается проведение аттестации в режиме видеоконференцсвязи, компьютерного тестирования или даже посредством электронной почты, чата или форума. Необходимо уточнить, что если используется видеоконференцсвязь, важно обеспечить возможность двусторонней коммуникации, а расширение числа транслируемых пользователей (больше 2-х) возможно при наличии технической возможности. Перед началом экзамена нужно сообщить о требованиях к системе (например, настроить браузер или веб-камеру) и проверить устойчивость связи. При компьютерном тестировании должна быть обеспечена автоматизация обработки результатов, процедуры оценивания и хранения результатов. При подобной форме аттестации допускается использование встроенных в систему дистанционного обучения модулей или отдельных инструментов. Если аттестация проводится в режиме обмена файлами или сообщениями в форумах или чатах, необходимо обеспечить хранение указанных файлов или сообщений и персональных данных слушателей.

Таким образом, многие вопросы, связанные с правовым регулированием дистанционного обучения, по-прежнему остаются без ответа. Очевидно, что по мере расширения и усложнения форм взаимодействия в рамках дистанционного обучения, будут появляться новые регламенты и инструкции. Основной же задачей руководителей образовательных организаций в этих условиях становится постоянное отслеживание законодательных нововведений в этой сфере.

Технология дистанционного обучения


Дистанционное обучение – обучение на расстоянии с активным использованием возможностей сетевого информационного пространства. Это одна из самых перспективных образовательных технологий. В современной школе дистанционное обучение часто применяется в инклюзивном образовании и при работе с одаренными детьми.

Особенности дистанционного обучения

Обучение учащихся дистанционно предполагает, что учебный материал изучается и прорабатывается самостоятельно в течение определенного времени. Ученик сам выбирает темп обучения, последовательность изучения учебных тем. Преподаватель разрабатывает дистанционный курс, а затем только консультирует и мотивирует учащихся.

Возможности сетевого обучения через Интернет позволяют эффективно организовать учебный процесс. Активно включаются в обучение видео- и аудио- материалы для лекционных занятий, электронные учебники, компьютерные тренажеры, онлайн-тестирование, электронная рассылка.

В организации учебного процесса могут сочетаться очные и заочные формы. Завершается обучение сетевым или очным тестированием, показывающим уровень освоения учебного материала.

Виды дистанционного обучения

• Сетевое обучение. Самостоятельное знакомство обучающихся с размещенными в Интернет-среде учебными материалами. Общение в чатах и на вебинарах с руководителем и другими учениками. Консультации преподавателей через электронную почту.

• Обучение через кейсы. Набор текстовых и мультимедийных материалов и методических рекомендаций высылается учащемуся, который работает самостоятельно. Преподаватель отслеживает результаты обучения и оказывает консультационную помощь.

• ТВ-обучение. Ученик самостоятельно работает с видеолекциями преподавателей. Выполняет задания и тесты.

Цели использования дистанционного обучения в средней школе

• Возможность изучать предметы школьного курса для тех учащихся, которые не могут посещать школу, например, по состоянию здоровья.

• Освоение темы отдельного учебного предмета на углубленном уровне. Подготовка к участию в предметных олимпиадах.

[3]

• Подготовка к экзаменам по разным школьным предметам.

• Устранение пробелов в знаниях по определенным темам конкретных учебных предметов.

Читайте так же:  Отказ участника от выплаты действительной стоимости доли

• Интерактивность. Разные формы сетевого общения обучающихся и преподавателя: обмен сообщениями, просмотр видеоматериалов, консультации через скайп, общение на форумах.

• Модульная структура. Образовательный курс разбит на блоки, которые могут изучаться по отдельности.

• Фиксирование отправной точки обучения. Для того чтобы изучать дистанционный курс, необходим определенный стартовый уровень знаний по учебному предмету. Для диагностики проводится входное тестирование.

• Индивидуальный подход. Разрабатывается индивидуальная траектория обучения учащегося.

• Контроль времени. Устанавливаются сроки для работы с каждым заданием и сроки для выполнения зачетных работ.

Роль преподавателя

Успешность дистанционного обучения связана с профессионализмом учителя. Преподаватель разрабатывает учебные материалы, отслеживает индивидуальные результаты учащихся на разных этапах изучения курса. Он выступает в роли тьютора, сопровождающего учебный процесс.

Для преподавателя дистанционного обучения важно обладать информационной культурой, уметь пользоваться современными интерактивными средствами обучения.

Преимущество для учащихся

• Обучающийся сам выбирает время и место для занятий. Учиться можно не выходя из дома.

• Материал изучается в индивидуальном темпе. Любая лекция может прослушиваться многократно.

• Ученик не пассивный слушатель, а активный участник, управляющий учебным процессом.

• Доступ к разнообразным информационным источникам (электронным интерактивным материалам).

• Обучение доступно детям с ограниченными возможностями здоровья. Дети из отдаленных областей могут учиться по курсу, разработанному для столичных школьников.

Преимущество для учителя

• Возможность обучать сразу любое количество учеников.

• Современные интерактивные средства обучения (онлайн-тестирование, интерактивные учебники), которые повышают качество образования.

Основные трудности для учащихся

• Трудно постоянно поддерживать мотивацию на высоком уровне. Обучение на расстоянии требует самоорганизации и самодисциплины.

• Дефицит прямого общения с преподавателем. Не удается регулярно отслеживать и исправлять ошибки, которые допускаются в выполняемых заданиях.

• Необходим постоянный доступ в Интернет. Место для учебы должно быть оборудовано веб-камерой, микрофоном и персональным компьютером.

• Не хватает практических занятий, преобладает в обучении теоретический материал.

Основные трудности для учителя

• Много тратится времени и сил на разработку дистанционного учебного модуля.

• Методика организации дистанционного обучения нуждается в совершенствовании.

• Учитель не может полностью контролировать учебный процесс. Контролируют обучение только сам ученик и его родители.

• Отсутствует эмоциональный контакт с учеником.

Структура дистанционного урока

1. Постановка целей обучения. Выработка значимых для учащихся мотивационных установок.

2. Инструктаж для учащихся и рекомендации к освоению учебного материала.

3. Самостоятельное изучение учениками нового модуля:

• работа с мультимедийными материалами;

• выполнение тренировочных интерактивных заданий.

4. Контроль усвоения материала. Завершающее модуль онлайн-тестирование.

5. Консультация учителя. Рефлексия.

Перспективы развития

Дальнейшее развитие дистанционного образования позволит сформировать единое образовательное пространство в сети. Каждый ученик сможет получить достойное образование благодаря доступу к качественному контенту в нашей стране и за рубежом. Это в перспективе возможно, если будет усовершенствована методика организации обучения на расстоянии. Дистанционное заочное обучение эффективно для непрерывного получения знаний в течение всей жизни.

Дистанционное обучение школьников

При правильной организации дистанционное обучение в школе дает возможность получать образование с максимальным учетом индивидуальности каждого пользователя, но в полном соответствии с государственными стандартами.

Преимущества дистанционного обучения

Удаленная форма обучения школьным дисциплинам характеризуется целым рядом преимуществ:
  • дистанционное образование дает возможность обучаться последовательно на всех этапах – от младших до выпускных классов;
  • большие возможности в выборе дисциплин;
  • широкий спектр методов.

Дистанционное обучение школьников имеет ряд характеристик, которые отличают его от других способов получения среднего образования и подчеркивают его инновационность и актуальность:

  • основная часть учебного процесса не требует непосредственного взаимодействия учителя и учащегося;
  • используются преимущественно электронные средства обмена информацией;
  • интерактивное взаимодействие носит регулярный, а не эпизодический характер;
  • наибольшая ответственность за продуктивность работы возлагается на самих обучающихся.

Изначально дистанционное среднее образование воспринималось как вынужденная мера, однако в настоящий момент оно приобретает популярность среди учащихся разных возрастов.

Кому подойдет

Удаленную учебу в школе чаще всего выбирают для:

  • детей с ограниченными возможностями здоровья;
  • желающих получать образование в определенных учебных учреждениях, но не имеющих возможности из-за территориальной удаленности воспользоваться высококвалифицированной педагогической помощью;
  • получения дополнительного образования;
  • одаренных детей, нуждающихся в индивидуальном темпе учебной деятельности и готовых к усвоению значительных объемов новой информации;
  • детей из семей, принадлежащих к различным религиозным общинам, которые не воспринимают школу как инструмент социализации и всячески ограничивают пребывание ребенка в подобных учреждениях.

Формы обучения

В настоящее время образование в школе предполагает большой выбор форм и видов дистанционного обучения:
  • индивидуальные электронные курсы;
  • коллективные вебинары, видеоконференции, чат-классы и другие формы организации общения в рамках учебного online-процесса;
  • асинхронные формы, когда участники на общих образовательных платформах в различное время оставляют свои вопросы, работы и ожидают обратной связи.

Р. М. Грановская считает, что групповая форма обучения становится все более востребованной, но ее главной проблемой остается обеспечение качественной и бесперебойной связи между всеми участниками. К этому трудно прийти из-за индивидуальных особенностей обучающихся, различных технических характеристик компьютеров, территориальной удаленности.

Практически везде дистанционное обучение учеников средней школы организуется как индивидуальное, групповые формы не используются.

Сложности удаленной учебы в школе

Дистанционное школьное образование сопряжено с рядом трудностей:

Видео (кликните для воспроизведения).

  • информация, предоставляемая ученику, требует от него самостоятельного осмысления;
  • большая для учителя трудозатратность, чем при традиционной форме обучения;
  • ограниченные возможности для педагогической импровизации, так как алгоритм представления информации продумывается заранее;
  • жесткий временной режим: дети должны получать задания и быстро отправлять их выполненными, чтобы успевать укладываться в рамки урока;
  • низкая мотивация учащихся, как следствие: занимаясь через Skype, дети часто отвлекаются, теряют нить хода урока и сбивают темп занятия, что плохо сказывается на их успеваемости и знаниях, поскольку учебных часов у них значительно меньше, чем при традиционном обучении.

Это серьезные проблемы, решение которых может значительно повысить эффективность дистанционного обучения. Кроме того, исследования выявили, что неодинаковый начальный уровень учеников, разные формы организации и индивидуальные маршруты занятий приводят к тому, что на выходе результаты у «удаленщиков» часто ниже, чем у детей, обучающихся традиционно.

Большие сложности при дистанционной учебе испытывают младшие школьники: они еще не обладают достаточной мотивацией и волевыми характеристиками, чтобы продуктивно работать без постоянного контроля со стороны взрослых.

Условия эффективной реализации дистанционного образования

Чтобы добиться хороших результатов при дистанционном обучении школьников:

Эти условия являются основополагающими и необходимыми для успешной реализации дистанционного обучения. Исполнение каждого из них по отдельности не гарантирует хорошего результата, но в комплексе они составляют прочную базу для построения продуктивного учебного процесса в начальной и средней школе.

Читайте так же:  Льготы по потере кормильца

Дистанционное образование в современной школе

Дистанционное образование в современной школе

Актуальность системы дистанционного образования в современном образовательном процессе. Дистанционное обучение: достоинства и недостатки, перспективы развития.

Ключевые слова: дистанционное образование, школа, система, учитель, ученик, Интернет, компьютер, математика, урок.

В каждой науке ровно столько истины, сколько в ней математики.

Подтверждая слова известного философа, следует сказать, что математика является царицей всех наук. Но и сама она служит верой и правдой всем наукам.

Развитие математики как науки всегда имело, имеет и будет иметь огромное значение для продвижения научно-технического прогресса на Земле. Мощные темпы развития современной техники стимулируют развитие научных исследований, ставят перед учёными всё новые, более сложные математические задачи. В условиях современного общества именно математика и физика создают фундамент для воспитания молодого поколения будущего. От качества математического образования во многом зависит качество образования в целом.

В современных условиях растет необходимость формирования гибкой распределенной системы непрерывного образования, с помощью которой обеспечивается доступ человека к мировым ресурсам информации и базам данных и возможность непрерывно в течение жизни повышать свои профессиональные навыки. Такая система позволяет человеку быть профессионально мобильным и творчески активным. Эту возможность обеспечивает дистанционное образование, которое является одним из наиболее активно развивающихся направлений.

В течение последних нескольких десятилетий дистанционное образование стало глобальным явлением образовательной и информационной культуры, существенно повлияв на характер образования во многих странах мира. В данный момент во всем мире происходит развитие спектра образовательных услуг для обеспечения дистанционного образования, характеризующегося огромным числом обучающихся, количеством вовлеченных образовательных учреждений, размерами и сложностью инфраструктуры, масштабами финансирования [1].

Дистанционное образование – это способ обучения, характеризующийся рядом специфических черт:

взаимной пространственной удаленностью обучающихся, обучающих и источников информации;

набором специальных технологий, обеспечивающих двунаправленное взаимодействие субъектов образовательной деятельности и источников информации;

сочетанием синхронных и асинхронных технологий обучения и общения (on-line и off-line технологии);

ориентацией на самостоятельную образовательную деятельность обучающихся.

Понятие «дистанционное образование» отличается от обучения тем, что предполагает образовательную активность обучающегося: он не просто воспринимает информацию от обучающего, но прежде всего, способен к самостоятельной образовательной деятельности и ответственности за ее результаты. При этом роль обучающего не сводится к простой трансляции информации. Он стимулирует и поддерживает устойчивую позитивную мотивацию обучающегося за счет следующих факторов:

адекватной и удобной подачи материала, обеспечивающей возможности для успешной самостоятельной образовательной деятельности обучающегося;

постоянно поддерживаемой обратной связи как реакции на результаты деятельности обучающегося, оценки его деятельности;

организации возможностей общения и взаимодействия, обучающихся в процессе совместной творческой деятельности (реализации дистанционных проектов).

[2]

Дистанционное образование позволяет решать следующие воспитательные задачи:

формирование опыта самостоятельной образовательной деятельности;

формирование ответственности за результаты собственного труда;

формирование коммуникативных навыков, умения продуктивно взаимодействовать с людьми;

помощь в самоопределении личности, в формировании стойких интересов к учению, познавательной активности, расширение кругозора;

создание возможностей для успешной социальной адаптации.

Интерес к дистанционному обучению сформировался уже давно. Заочная форма получения знаний была востребована и в прежние годы, а сейчас, в эпоху бурного развития телекоммуникационных технологий, дистанционному обучению как одной из форм заочного обучения уделяется особое внимание.

При дистанционном обучении учитель и ученик пространственно разделены друг от друга, но при этом они могут взаимодействовать с помощью особых приемов построения учебного курса, форм контроля, используя электронную почту и Интернет.

Система дистанционного обучения позволяет приобрести необходимые навыки и новые знания с помощью персонального компьютера и выхода в сеть Интернет. Место расположения ПК не имеет значения, поэтому учиться можно дома или в любом другом месте, где есть ПК с подключением к сети Интернет. Причем делать это можно в любое удобное для ученика время [2].

Дистанционное обучение актуально для учащихся, которые, по разным причинам, пропускают большое количество уроков, но при этом самостоятельно осваивают материал программы. Также оно позволяет продолжить обучение во время карантина.

Еще лет 20 назад это бы показалось научной фантастикой, но теперь это стало повседневной реальностью. Возможность учиться дистанционно появилась только после революции в развитии сетевых технологий. Развитие Интернета привело к тому, что нашлись люди, решившие материализовать эту затею.

Что такое дистанционное обучение или дистанционное образование? Попробуем разобраться. Казалось бы, тут все просто, сажай преподавателя к веб камере с одной стороны, а детей – на другом конце, запускайте видеоконференцию и вперед. Дистанционно? Да. Но эффективность здесь будет такая же, как и в обычном классе, единственный плюс при этом будет в том, что ребенку не надо ходить в школу. Часто это существенный плюс. Ведь бывает что рядом школы нет, или есть, но район плохой или обстановка в школе неблагоприятная или ребенок часто болеет и много пропускает занятий, либо занимается спортом и часто ездит на соревнования и т.д. Однако, вся мощь от дистанционного обучения проявляется, только если прибавить к удаленному доступу учителя с учениками современные компьютерные программные средства.

При дистанционном обучении могут возникнуть такие сложности:

Контроль над обучением детей здесь не такой как в обычной школе. Многое дано на откуп самого ученика и его родителей. В частности, нет гарантии того что ребенок все решает сам, а не кто-то это сделает за него. Нет гарантии того, что ребенок запомнил, к примеру, правило, какой-то факт, а не нашел его через поисковую систему в Интернете или подсмотрел в учебнике.

Нет физического взаимодействия учитель – ученик.

Дистанционное обучение стоит существенных денег, поэтому не все могут себе его позволить, особенно когда детей в семье много.

Нет общения со своими сверстниками.

Достоинств имеется несравненно больше:

Не надо каждое утро вставать и куда-то идти (ехать, или везти детей), а потом еще и бежать и встречать со школы.

Нет ненужных классных часов, линеек, дежурств по классу (школе).

Не нужно покупать школьную форму, носить учебники.

Рядом с ребенком нет никаких случайных, иногда неприятных людей, никто не орет на ребенка.

Не тратится много времени на ненужные предметы. Можно водить ребенка на спортивную секцию вместо уроков физкультуры.

Обучение проходит практически на индивидуальном уровне, нет нужды в репетиторах.

Читайте так же:  Приходуются выявленные в результате инвентаризации излишки материалов

Больше свободного времени, можно учиться в любом месте, где есть нормальный интернет.

Ребенок приучается к большей самостоятельности при получении знаний [5].

В общем, при использовании дистанционного обучения контроль знаний будет иметь вид не привычный для ученика обычной школы. Это то же самое, если вдруг в обычной школе ученикам разрешат писать контрольную работу или сочинение дома. Если цель – приобрести знания, а не просто получить аттестат, то дистанционное обучение идеальный вариант.

Как же построены все системы дистанционного обучения? Естественно на основных принципах современного интернета, сочетаний веб технологий, видеосвязи, электронной почты.

Итак, для дистанционного обучения нужны:

Интернет с нормальной скоростью и ПК с веб камерой.

Программные средства для видеосвязи – например, скайп (Skype) на ПК учителя и учеников.

Специализированный сайт с обучающими курсами, на который вы переходите, как правило, по ссылке с сайта школы дистанционного обучения. Для размещения средств дистанционного обучения наиболее подходит система управления обучением Moodle [3].

Рис. 1. Схема дистанционного обучения

Рассмотрим, что представляет собой интернет-урок в школе. Интернет-урок включает в себя учебный материал, сопровождающийся картинками, схемами, графиками, картами и т.д. Для изучения данного материала требуется от 1 до 5 часов, в зависимости от урока. Так же в интернет-уроке содержится домашнее задание, по одному или нескольким вариантам. Кроме того, в интернет-уроке есть тестовые задания для проверки понимания учениками темы Интернет-урока. Тесты проверяются автоматически, а их результаты публикуются сразу. Тест можно выполнить несколько раз, но с каждым последующим ответом на тест, отметка автоматически снижается. Помимо тестов есть задания с открытым ответом – ученики пишут ответ в специальное поле для ответа, такие задания проверяются учителем. Ну и, конечно, в том случае, если возникают трудности в понимании материала, ученик консультируется с учителем [4].

Дистанционное обучение сегодня только развивается, ищет свои формы и методы. Но уже сегодня трудно переоценить тот вклад, который может сделать данное направление работы в деле развития единого информационного пространства.

Подводя итог, можно отметить, что дистанционное обучение в идеальном случае:

• предоставляет возможность проходить обучение, не выходя из дома;

• обеспечивает широкий доступ к образовательным отечественным и мировым ресурсам;

• предоставляет возможность получить образование для решения разных жизненных задач и при любом уровне начального образования и подготовки;

• предоставляет возможность организации процесса самообучения наиболее эффективным для себя образом и получения всех необходимых средств для самообучения;

• снижает стоимость обучения за счет широкой доступности к образовательным ресурсам;

• позволяет повысить уровень образовательного потенциала общества и качества образования.

Система дистанционного образования может и должна занять свое место в системе образования, поскольку при грамотной ее организации она может обеспечить качественное образование, соответствующее требованиям современного общества сегодня и ближайшей перспективе.

Список использованных литературных источников:

1. Гозман Л.Я., Шестопал Е.Б. Дистанционное обучение на пороге XXI века. – Ростов на Дону: «Мысль», 1999. – 368 с.

2. Шахмаев Н.М. Технические средства дистанционного обучения.-М.: «Знание», 2000. – 276 с.

3. Бальцук Н.Б., Буняев М.М., Матросов В.Л. Некоторые возможности использования электронно-вычислительной техники в учебном процессе. – М.: «Прометей», 1989. – 135 с.

4. Евреинов Э.В., Каймин В.А. Информатика и дистанционное образование. – М.: «ВАК», 1998. – 88 с.

5. Достоинства и недостатки дистанционного обучения // Образование: путь к успеху. – Уфа, 2010.

Статья «Дистанционное обучение школьников»

Пояснительная записка

Очевидна актуальность дистанционного обучения. Американский педагог Кэрол Твиг объясняет растущую популярность этой формы образования тем, что в США только 43% студентов вузов моложе 25 лет, лишь четверть — молодежь 18-22 лет. Остальные — люди взрослые, обремененные семейными и деловыми заботами. Для них не всегда удобны очные формы университетского образования. Дистанционное обучение оказывается к тому же экономически выгодным, если учесть транспортные расходы и организационные расходы на всю систему очного обучения. По прогнозам ЮНЕСКО в XXI в. учащиеся средней школы будут проводить в школе лишь 30 – 40 % времени, 40% будет отведено на дистанционное обучение, а остальное время на самообразование. Отсюда понятен повышающийся интерес к дистанционному обучению — и университетскому, и школьному, и в системе повышения квалификации, т.е. всем звеньям непрерывного образования.[6]

Мы считаем, дистанционное обучение открывает новые возможности, значительно расширяя и информационное пространство, и информационную сферу обучения.
Мы проживаем на Крайнем Севере, в городе Норильске. Зимой часто бывают очень низкие температуры, когда для учащихся объявляют актированные дни. В это время учащиеся школ могут не посещать занятия в школах. Так в 2008-2009 учебном году было 65дней, когда учащиеся начальной школы не обучались. Поэтому для нас так актуально дистанционное обучение школьников.
Одной из проблем является также удаленность города от учебных заведений. Высокие транспортные расходы не позволяют одаренным и способным учащимся принимать участие в очных олимпиадах.

1.1 Понятие дистанционного образования.

Обратимся к понятийному аппарату нашей темы. Предлагаем несколько определений понятия дистанционное образование.

Дистанционное обучение — новая организация образовательного процесса, базирующаяся на принципе самостоятельного обучения студента. Среда обучения характеризуется тем, что учащиеся в основном, а часто и совсем, отдалены от преподавателя в пространстве и (или) во времени, в то же время они имеют возможность в любой момент поддерживать диалог с помощью средств телекоммуникации.[6]

Дистанционное обучение — совокупность информационных технологий, обеспечивающих доставку обучаемым основного объема изучаемого материала, интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения, предоставление студентам возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого учебного материала, а также в процессе обучения.[3]

Дистанционное обучение — это новая ступень заочного обучения, на которой обеспечивается применение информационных технологий, основанных на использовании персональных компьютеров, видео аудиотехники, космической и оптоволоконной техники.

Дистанционное обучение – интерактивное взаимодействие как между учителем и учащимися, так и между ними и интерактивным источником информационного ресурса (например, Web-сайта или Web-страницы), отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения), осуществляемое в условиях реализации средств ИКТ (незамедлительная обратная связь между обучаемым и средством обучения; компьютерная визуализация учебной информации; архивное хранение больших объемов информации, их передача и обработка; автоматизация процессов вычислительной, информационно-поисковой деятельности, обработки результатов учебного эксперимента; автоматизация процессов информационно-методического обеспечения, организационного управления учебной деятельностью и контроля результатов усвоения учебного материала).[5]

Читайте так же:  Патентная система налогообложения для самозанятых граждан

В последние годы все большее распространение получают три вида дистанционного обучения, основанных на:

  1. интерактивном телевидении (two-way TV);
  1. компьютерных телекоммуникационных сетях (региональных, глобальных), с различными дидактическими возможностями в зависимости от используемых конфигураций (с использованием текстовых файлов, мультимедийных технологий, видеоконференций);
  2. сочетании технологий компакт-дисков и сети Интернет. [6]

Самый распространенный способ организации дистанционного обучения связан с использованием компьютерных телекоммуникаций в режиме электронной почты, телеконференций, прочих информационных ресурсов региональных сетей, а также сети Интернет. При такой организации предусматривается по возможности использование новейших средств телекоммуникационных технологий, в том числе и мультимедийных, всех информационных ресурсов Интернета, включая видео и аудио конференции.
Анализ отечественной и зарубежной теории и практики дистанционного образования позволил отметить характерные особенности, присущие дистанционному образованию. Среди них:

1.2. Принципы и средства дистанционного обучения.

Одним из перспективных направлений развития дистанционного ообучения является взаимопроникновение идей информационных технологий и передовых педагогических идей и подходов. В современных педагогических концепциях обучение перестает рассматриваться только как процесс передачи знаний от учителя ученику. Определяющей тенденцией современного обучения является переход к личностно ориентированной системе образования.

Принцип интерактивности.
Современные средства телекоммуникаций в дистанционном обучении обеспечивают более интерактивный способ обучения по сравнению с заочным обучением. Контакты учащихся с преподавателем интерактивны.

Принцип стартовых знаний.
Для того, чтобы эффективно обучаться в системе дистанционного образования, необходимы некоторые стартовые знания и аппаратно-техническое обеспечение. Необходимо иметь не только компьютер с выходом в ИНТЕРНЕТ, но и обладать минимальными навыками работы в сети. Поэтому, чтобы эффективно обучаться необходима предварительная подготовка.

Принцип индивидуализации.
В силу интерактивного стиля общения и оперативной связи в дистанционном обучении открывается возможность индивидуализировать процесс обучения. Преподаватель в зависимости от успехов ученика может применять гибкую, индивидуальную методику обучения, предлагать ему дополнительные, ориентированные на ученика блоки учебных материалов, ссылки на информационные ресурсы. Поскольку фактор времени становится не критичным, ученик может также выбрать свой темп изучения материала, т.е. может работать по индивидуальной программе, согласованной с общей программой курса.

Принцип педагогической целесообразности применения средств новых информационных технологий.
Принцип является ведущим педагогическим принципом и требует педагогической оценки каждого шага проектирования, создания и организации системы дистанциоонного обучения. Большинству образовательных учреждений, начинающих внедрять технологии дистанционного образования, присуща «детская болезнь» увлечения средствами новых информационных технологий, особенно ИНТЕРНЕТОМ. Это вызвано, в первую очередь, их привлекательными дидактическими свойствами и порой приводит к фетишизации, а как следствие- к неправильной преимущественной ориентации на какое-то средство обучения. При принятии таких решений требуется учитывать российский опыт сетевого обучения. Так, опыт Санкт-Петербургского технического университета показал, что оптимальное соотношении различных средств дистанционного образования, выглядит следующим образом: печатные материалы — 40:50%, учебные материалы на WWW-серверах — 30:35%, компьютерная видеоконференцсвязь — 10:15%, другие средства- 5:20%.[4]

Представим некоторые формы дистанционного обучения. А.В. Хуторский рассматривает пять типов дистанционного обучения, подразумевающих наличие разных вариантов удаленности между учащимися, педагогами, средствами обучения и преодоление этой удаленности между учащимися, педагогами, средствами обучения и преодоление этой удаленности с помощью средств компьютерных телекоммуникаций.

  1. «Ученики обучаются очно в традиционной школе и вместе со своим очным учителем взаимодействуют с удаленной от них информацией, различными образовательными объектами, иногда — с учениками из других школ и специалистами в изучаемых областях…. Главную дистанционную роль в данном типе обучения играет школьный образовательный сервер, на котором размещаются учебные материалы школьников и педагогов, ссылки на другие материалы сети.[10]
    В нашей школе в МБОУ «СОШ №16» в локальной сети педагоги для учащихся размещают дополнительные материалы, темы семинарских занятий, упражнения задачи для домашнего решения. Учащиеся также имеют возможность пройти тестирования по предметам во внеурочное время.
  2. Дистанционное обучение охватывает учеников и педагогов двух и более очных школ, находящихся в одном или нескольких городах (странах), которые участвуют в общих дистанционных образовательных проектах… Для дистанционного обучения данного типа достаточно наличия электронной почты. Другие Интернет-технологии расширяют возможности участников дистанционных проектов, но не меняют сущности данного типа обучения как дополнительно к очному…[10]

Уже второй в Норильске проводится городской межшкольный дистанционный предметный марафон, который проводит Управление образования. Дистанционный марафон – мероприятие, основанное на организации деятельности с использованием Интернет – технологий, предполагающей выполнение за обозначенный период времени определенного набора специальных интеллектуальных заданий.

  1. Техническое и финансовое обеспечение. Минимальное оснащение школ веб-камерами, не у всех детей дома также есть такая камера. Нет безлимитного Интернета на территории, услуги достаточно дороги. Просмотр видеоконференций с учителем будет иметь большие затраты.
  2. Гигиенические нормы обучения за компьютером по времени ограничены. Необходимо сохранять здоровье детям, а не портить его.
  3. Учащиеся младших классов не владеют необходимыми навыками работы на компьютере, а предмета информатика в начальной школе нет.

Следующий этап дистанционного обучения.

Данную форму обучения можно получить только в крупных вузах и учебных центрах.

2. Заключение

Видео (кликните для воспроизведения).

Дистанционное обучение перестало быть для нас диковинкой. В нашем городе педагоги активно используют возможности дистанционного обучения, Интернета.
Мировая практика констатирует педагогическую и экономическую целесообразность интеграции дистанционных и очных форм обучения для старшей ступени средней школы и для старших классов. Это прогноз развития школы будущего. При такой модели обучения учащиеся могут ряд учебных предметов или разделов программы, или отдельные виды деятельности изучать, выполнять дистанционно в удобное для них время.[8]

Источники


  1. Оксамытный, В. В. Общая теория государства и права / В.В. Оксамытный. — М.: Юнити-Дана, 2011. — 512 c.

  2. ред. Карпунин, М.Г. Экономический эксперимент и право; М.: Юридическая литература, 2011. — 160 c.

  3. Золотов, Ю. А. История и методология аналитической химии / Ю.А. Золотов, В.И. Вершинин. — М.: Academia, 2015. — 464 c.
Организация дистанционного обучения в образовательном учреждении
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here