Обязанности перевозчика при перевозке пассажиров по заказу

Полезная информация на тему: "Обязанности перевозчика при перевозке пассажиров по заказу", собранная из сети и предоставленная в удобном для чтения виде. По всем вопросам - обращайтесь к дежурному юристу.

Обязанности перевозчика при перевозке пассажиров по заказу

В предложенных вариантах нет ответа соответствующего действующим нормам. Хотя некоторые аттестационные комиссии считают правильным 4 вариант, потому, что он и был правильным до 1 марта 2019 года.

Перевезти пассажира и багаж в пункт назначения, а так же выдать багаж уполномоченниму лицу обязывает п. 13 ст. 2 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ (ред. от 30.10.2018) «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»

Обязанности перевозчика по договору перевозки пассажира

Читайте также:

  1. G) Пользуются всеми правами и несут все обязанности истца.
  2. I. ОБЩИЕ ОБЯЗАННОСТИ РАБОТНИКОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
  3. II. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ИНСПЕКТОРОВ РЫБООХРАНЫ
  4. III. Общие обязанности работников железнодорожного транспорта
  5. III. Обязанности и права ФСБ РФ
  6. IV. Права и обязанности арестованных
  7. V. Обязанности личного состава при тушении пожаров в непригодной для дыхания среде
  8. VI. Права, обязанности и ответственность сторон
  9. Адвокат, его права и обязанности. Статус адвоката.
  10. Административно-правовой статус граждан РФ. Права и обязанности граждан в сфере государственного управления.
  11. Административно-правовой статус граждан. Основные права и обязанности граждан в сфере государственного управления.
  12. Акционерные общества: понятие, виды, специфика правового статуса, права и обязанности акционеров, органы управления, права на имущество.

К основным обязанностям перевозчика, вытекающим из договора перевозки пассажира, относятся его обязанность доставить пассажира в пункт назначения и в период выполнения указанной обязанности создать пассажиру безопасные и комфортные условия поездки, причем уровень безопасности обеспечивается всем пассажирам в равной степени, а уровень комфорта — в рамках возможностей перевозчика и в зависимости от желания пассажира, преимущественно за дополнительную плату*(120).

Кроме того, применительно к отдельным видам транспорта круг основных обязанностей перевозчика расширяется за счет того, что он приступает к исполнению своего обязательства значительно ранее момента, когда пассажир занимает свое место в транспортном средстве. Например, исполнение обязательства перевозчика по договору морской перевозки пассажира должно осуществляться с учетом так называемых периодов перевозки пассажира, которые включают в себя не только период, в течение которого пассажир находится на борту судна, но и период его посадки и высадки, а также период, в течение которого пассажир доставляется водным путем с берега на судно либо наоборот, а в отношении багажа — период с момента его принятия перевозчиком на берегу либо на борту судна и до момента его выдачи пассажиру (ст. 182 КТМ).

Обязанности перевозчика по данному договору могут быть разделены на обязанности, установленные и регламентированные транспортным законодательством, и на обязанности, которые не регулируются, но вытекают из предусмотренных законодательством прав пассажиров и представляют собой обязанности по обеспечению указанных прав. К последним относятся общие обязанности перевозчика по обеспечению таких прав пассажира, как право провозить с собой бесплатно одного ребенка в возрасте не старше пяти лет, если он не занимает отдельного места, а также детей в возрасте от пяти до десяти лет с оплатой в соответствии с тарифом; право провозить с собой ручную кладь, размеры и масса которой определяются правилами оказания услуг по перевозке пассажиров*(121); право делать остановку в пути следования с продлением срока действия проездных документов (билетов) не более чем на десять суток; право продлевать срок действия проездных документов (билетов) в случае болезни в пути следования на время болезни; право выезжать поездом, отходящим ранее того поезда, на который приобретены проездные документы, и т.п. (ст. 83 УЖТ).

Транспортным законодательством предусмотрены следующие обязанности транспортной организации-перевозчика:

своевременная подача транспортных средств для посадки пассажиров и их отправки в соответствии с расписанием движения;

предоставление пассажиру места, соответствующего приобретенному проездному документу (билету);

доставка пассажира и его багажа в пункт назначения в установленный срок;

обеспечение безопасности пассажира и сохранности его багажа в пути следования;

оказание пассажиру комплекса услуг, оплаченного при приобретении билета, а также дополнительных услуг на платной основе.

Законодательство устанавливает и последствия нарушения этих обязанностей. Так, согласно ст. 84 УЖТ при невозможности предоставить пассажиру место в вагоне согласно проездному документу (билету) перевозчик обязан с согласия пассажира предоставить ему место в другом вагоне, в том числе более высокой категории, без взимания доплаты либо место, стоимость которого ниже стоимости купленного им билета, с возвратом разницы в стоимости проезда. На морском транспорте пассажир в этом случае наделяется правом по своему выбору либо отказаться от поездки, либо потребовать продления срока годности билета и предоставления права проезда следующим рейсом.

Исполнение перевозчиком обязанности по обеспечению безопасности пассажира и сохранности перевозимых им вещей охватывает и некоторое время до посадки пассажира в транспортное средство. Оно обеспечивается также страхованием жизни и здоровья пассажиров (ст. 80 УЖТ), в том числе добровольным страхованием пассажиров и их багажа в порядке, предусмотренном гл. 48 ГК.*(122)

Исполнение перевозчиком обязанности своевременной доставки пассажира в пункт назначения (прибытие в соответствии с расписанием) предполагает не только соблюдение этого срока в целом, но и соблюдение установленного графика движения. В случае опоздания прибытия транспортного средства в пункт назначения (за исключением перевозок в городском и пригородном сообщениях) на перевозчика возлагается ответственность, определяемая транспортными уставами и кодексами.

Вместе с тем специфика работы транспортных организаций, связанная с повышенным риском для жизни и здоровья пассажиров, предполагает законодательную возможность в случаях угрозы безопасности пассажиров «пожертвовать» условием договора перевозки о сроке доставки пассажира в пункт назначения. Например, согласно ст. 185 КТМ перевозчик вправе задержать отход судна, изменить маршрут перевозки пассажира, место его посадки и (или) высадки, если это необходимо вследствие стихийных явлений, неблагоприятных санитарно-эпидемиологических условий в пункте отправления, пункте назначения или в пути следования, а также вследствие других обстоятельств, не зависящих от перевозчика. В подобных случаях перевозчик обязан за свой счет доставить пассажира по его требованию в пункт отправления или возместить пассажиру реально понесенные им расходы.

4. Обязательства перевозчика по доставке
и выдаче багажа и грузобагажа

В случае сдачи пассажиром багажа перевозчик обязан также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу (ст. 786 ГК, ст. 82 УЖТ, п. 1 ст. 103 ВК, п. 1 ст. 177 КТМ).

В литературе преобладает мнение о том, что правоотношения по перевозке багажа представляют собой некий отдельный договор, отличный от договора перевозки пассажира, который к тому же носит реальный характер*(123). Неслучайно, однако, законодательство включает действия перевозчика по доставке и выдаче багажа в предмет договора перевозки пассажира, не формулируя отдельного договора перевозки багажа. Появление у перевозчика обязательства по доставке и выдаче багажа зависит исключительно от действий пассажира в рамках договорного обязательства по его перевозке (после приобретения им билета), ибо одно из прав пассажира по всякому договору перевозки — сдать перевозчику багаж для доставки его в пункт назначения. Если пассажир имеет лишь вещи, которые признаются ручной кладью (внутрикаютным багажом), его право сдать багаж остается нереализованным, а обязательство по доставке багажа не возникает. Следовательно, сдача пассажиром багажа, удостоверенная багажной квитанцией, служит свидетельством появления в рамках заключенного договора перевозки пассажира факультативного обязательства перевозчика по доставке багажа, но не доказательством заключения отдельного договора перевозки багажа.

Читайте так же:  Претензия о поставке товара ненадлежащего качества образец

Пассажир вправе объявить ценность своего багажа, как общую для всех сданных к перевозке мест багажа, так и для каждого места в отдельности; сведения о сумме объявленной ценности багажа вносятся в багажную квитанцию.

Согласно ст. 89 УЖТ срок доставки багажа определяется временем следования поезда, которым отправлен багаж, до железнодорожной станции назначения. Прибывший багаж хранится бесплатно 24 часа без учета дня прибытия и выдается предъявителю багажной квитанции и проездных документов (билетов).

За хранение багажа сверх установленного срока взимается плата, а багаж, не востребованный в течение 30 дней со дня прибытия, подлежит реализации перевозчиком (ст. 91, 92 УЖТ). В случае неприбытия багажа на станцию назначения по истечении десяти суток после окончания срока доставки он считается утраченным, а на перевозчика возлагается обязанность возместить его стоимость. Если он все же будет доставлен на станцию назначения, получатель может получить багаж, возвратив перевозчику ранее выплаченную сумму за его утрату.

Исходя из смысла ст. 103 ВК, вещи, перевозимые пассажиром на воздушном судне, вообще не различаются по правовому режиму как ручная кладь и собственно багаж: все они составляют «багаж», часть которого (в пределах весовых норм) пассажир перевозит в каюте самолета бесплатно, а другая часть (за пределами указанных норм) перевозится в том же самолете, но отдельно от пассажира за отдельную плату. Данное обстоятельство подтверждает вывод о том, что правоотношение по перевозке багажа не образует отдельного договора, а представляет собой элемент договора перевозки пассажира.

От перевозки багажа как факультативного обязательства перевозчика по договору перевозки пассажира необходимо отличать правоотношения, связанные с перевозкой грузобагажа, а также грузов для личных (бытовых) нужд граждан. В качестве отправителя грузобагажа или груза для личных (бытовых) нужд может выступать не только пассажир, но любое лицо, отправляющее указанный грузобагаж или груз.

Лишь в этом случае обязательство перевозчика представляет собой особый договор перевозки грузобагажа или груза для личных (бытовых) нужд. От договора перевозки пассажира он отличается не только своим предметом (доставка грузобагажа или груза и выдача его в пункте назначения управомоченному лицу), но и тем, что носит реальный, а не консенсуальный характер. Его заключение удостоверяется выдачей грузобагажной квитанции.

Дата добавления: 2015-05-10 ; Просмотров: 1491 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Обязанности перевозчика при перевозке пассажиров по заказу

Автор: Колосков Дмитрий · 10.09.2019 2019-09-10

В предложенных вариантах нет ответа соответствующего действующим нормам. Хотя некоторые аттестационные комиссии считают правильным 4 вариант, потому, что он и был правильным до 1 марта 2019 года.

Перевезти пассажира и багаж в пункт назначения, а так же выдать багаж уполномоченниму лицу обязывает п. 13 ст. 2 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ (ред. от 30.10.2018) «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»

В последние почти десять лет действуют Правила перевозки пассажиров в городском наземном электрическом и в автомобильном транспорте.

В них прописаны правила обустройства автобусных остановок, автовокзалов, автостанций, где искать забытые вещи, что должно быть на передней панели в такси, на что можно рассчитывать, будучи пассажиром такого транспорта.

112-е Постановление Правительства РФ

Многие положения в отношениях дорожного движения можно определить в Федеральном законе 259-ФЗ от 08.11.2007 г. «Устав автотранспорта и городского наземного электрического транспорта» и в Федеральном законе 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» 1995 г.

Но прежде всего перевозка – это оказываемая услуга пассажиру. Значит, нужно опираться на Закон РФ «О защите прав потребителей» № 2300-1 от 07.02.1992 г.

Права и обязанности людей в общественном транспорте

В число прав пассажира входит всего лишь 6 пунктов:
  1. Вовремя и безопасно быть довезенным до пункта назначения.
  2. Бесплатно провезти с собой ребенка в возрасте младше 7 лет.
  3. Получить полную информацию по маршруту передвижения и на каких условиях это осуществляется.
  4. При аварии и получении вреда в дороге пассажир имеет право на его возмещение.
  5. Бесплатный провоз багажа на одно место, в соответствии с требованиями к нему.
  6. Писать претензии и защищать свои права в суде.

Обязанностей гораздо больше. Пассажир должен приобрести, предъявить по требованию и сохранить до места назначения проездной билет (или документ, подтверждающий льготный проезд) на себя и багаж сверх установленной нормы.

Люди обязаны выйти, достигнув адреса своего прибытия, в противном случае возвращение к месту назначения после конечной остановки необходимо оплатить вновь как за следующий рейс. В салоне люди не должны сорить и портить чужое имущество. Во время поездки люди должны продвигаться по салону, не перекрывая вход и выход другим и не мешая дверям закрываться.

В целях своей безопасности люди обязаны держаться за поручни, а найденные вещи, оставленные кем-то другим, необходимо сдать водителю или кондуктору.

Регламент для людей и багажа в автомобильном транспорте

В городском общественном транспорте

Осуществлять деятельность по перевозке людей (код ОКВЭД — 60.21) может физическое или юридическое лицо, получившее специальное разрешение на этот вид деятельности.

Правила в городском общественном транспорте также расписывают права и обязанности всех людей, находящихся в транспортном средстве:

Движение может осуществляться по маршруту, согласованному с уполномоченными на это органами (регулярно или по необходимости в целях разгрузки направления), и вне схемы. Ограничения во втором случае могут налагаться лишь дорожной разметкой, знаками и светофорами.

Высадка и посадка

Эти действия прописаны в пп. 11-18 Правил перевозки пассажиров и багажа в общественном транспорте.

Каждый стояночный пункт должен оснащаться остановкой, кроме мест по требованию. Просить остановить автобус можно только заранее. В таких местах обязательно наличие надписи «По требованию».

Об остановках пассажиры предупреждаются заранее, несмотря на обязательное их оснащение указателями (наименованием места). На остановках должна быть размещена информация обо всех маршрутах, куда она включена, и их конечных пунктах.

Кузов грузового автомобиля

Регламент прописан в Правилах дорожного движения и в Основных положениях ПДД.

Так, перевозить людей в кузове может водитель с кат. C, но не более 8 человек, с кат. D – от 16 чел. При этом стаж у водителя не может быть меньше 3 лет (ПДД п. 22.1).

Кузов должен быть специально оборудован зафиксированными сиденьями на установленной нормами высоте. Также иметь борта с дополнительной фиксацией и натянутый тент с освещением под ним. Должна быть система связи с водителем, а на заднем борту – лестница, чтобы упростить размещение пассажиров.

[1]

Важно! Перевозка детей строго запрещена.

Без специального оснащения в кузове могут находиться лишь люди, сопровождающие груз или получающие его.

Легковое такси

Перевозка в легковом такси осуществляется при наличии разрешения на данный вид деятельности, а именно договора фрахтования. Маршрут определяет заказчик, если согласования по нему не было, то водитель обязан построить самый короткий путь.

Оплата проезда осуществляется пассажиром таксисту в соответствии с установленными тарифами, на основании показаний таксометра.

В поездке может быть отказано, если на перевозку в данный момент уже есть другой заказ. Если поездка не может быть до конца пути следования, то не пройденный остаток дороги не должен оплачиваться.

Багаж принимается в количестве по договоренности между водителем и пассажиром. Но шофер может отказать в приеме габаритных вещей, если они не отвечают общим требованиям багажа.

Маршрутное такси

Регламентируется Постановлением Правительства РФ № 112 от 14. 02.2009 г. и Федеральным законом 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» 1995 г.

Читайте так же:  Как получить дубликат свидетельства о смерти

Вместительность у маршрутки – как у индивидуального транспорта (по количеству сидячих мест и грузовместимости), но движение организуется по принципу массового перевоза людей (с согласованием маршрута, придерживаясь всех городских остановок на пути).

На осуществление перевоза людей с багажом получается лицензия. Маршрут согласовывается с администрацией города. Право на проезд дает оплаченный билет. Ребенок до 7 лет может проехать бесплатно при условии незанятия им свободного места. Пассажир обладает абсолютно теми же правами и обязанностями на проезд и провоз багажа, будь он в городском транспорте.

Обязательные требования

К автобусу городского маршрута

Автобусом принято считать закрытое транспортное средство, имеющее двигатель и оборудованное сиденьями на 8 и более человек (место водителя при этом не учитывается).

По норме закона РФ «О безопасности дорожного движения» любые автотранспортные средства, вне зависимости от страны производителя, должны иметь сертификат соответствия от уполномоченного министерства, органа.

Автобус городского маршрута, осуществляющий регулярные рейсы, в соответствии с п. 29 Правил перевозки должен быть оборудован указателями номера маршрута, табличками «Вход» (п. 35). Обязательное требование к перевозчику – указать свое полное наименование на лобовом стекле и на борту у входа.

В салоне автобуса в прямом доступе должна быть размещена информация об организации и шофере, об органе, их контролирующем, указываться стоимость билета. Если тикеты продаются с привязкой к месту, то сиденья должны быть пронумерованы.

Также необходимо разместить все указатели, позволяющие быстро сориентироваться на случай аварии. Где кнопка связи с водителем, пожарный огнетушитель, запасной выход и пр. (п. 37).

К водителям

Надежность шофера, которую обязаны предоставить физические и юридические лица, осуществляющие поездку в соответствии с «Положением об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами», утвержденным Приказом Минтранса РФ от 08.01.1997 № 2, должна вытекать из предъявленных к нему требований:

  • подтвержденная документально квалификация и водительский стаж (не менее 3 лет);
  • прохождение стажировки и аттестационных занятий, повышающих мастерство;
  • обязательное медицинское освидетельствование водителя или кандидата в шоферы;
  • прохождение водителем обязательных предрейсовых осмотров (и после рейса);
  • соблюдение установленных норм по занятости и отдыху.

К людям и багажу

За сохранность ручной клади отвечает пассажир. Бесплатно можно провести одно место, общий объем которого не превышает 120 кв. см, с парой зачехленных лыж, коляской или детскими санками (статья 22 Федерального закона 259-ФЗ).

Багаж должен быть упакован, бьющиеся предметы обрешечены или находиться в жесткой таре. Багаж не должен источать неприятный запах, содержать опасные вещества, способные загрязнить как транспортное средство, так и окружающих людей.

Можно перевозить животных и птиц, если клетки имеют глухое дно, а размеры укладываются в установленные нормы багажа.

Риск от порчи продуктов питания остается за пассажиром, желающим сдать их в багаж.

Допускается перевоз за плату двух багажных мест общим объемом по 80 кв. см каждое. На принятые к перевозке вещи должна выписываться квитанция.

При остановке автобуса у водителя по первому требованию должны быть:

  • копия лицензии на организацию перевозок пассажиров и багажа на имя работодателя – она размещается в салоне автобуса;
  • у водителя лично – удостоверение с наличием категории D;
  • страховой полис ОСАГО, не имеющий ограничений по сроку;
  • распечатанный путевой лист на заявленный маршрут;
  • временный медосмотр, предрейсовый и тот, что водитель прошел при трудоустройстве (и далее – каждый год);
  • непросроченный техосмотр автобуса;
  • свидетельство о государственной регистрации транспортного средства;
  • технический паспорт транспортного средства.

При отсутствии любого из указанных документов может наступить административная ответственность с назначением наказания в виде штрафа.

Особенности перевозок автобусом

Прежде всего, безопасность. Поэтому водитель и должен быть стрессоустойчив, внимателен, иметь высокую степень профессионализма и мастерства.

Количество мест должно соответствовать предполагаемому числу перевозимых людей с учетом обустроенных стоячих мест.

Автобус должен быть оснащен:

  • пожарным оборудованием;
  • медицинскими препаратами для оказания первой помощи в аварийной ситуации;
  • треугольником знака остановки на случай аварии;
  • обеспечивающими безопасность ремнями;
  • противоскользящим покрытием пола.

Вопрос 3. Обязанности и ответственность владельцев автобусов, заказчиков и пассажиров при осуществлении перевозок

Обеспечение водителей автобусов информацией об условиях движения и работы на маршруте производится владельцами автобусов, а так же автовокзалами и пассажирскими автостанциями.

При наличии на маршрутах перевозок железнодорожных переездов владельцы автобусов организуют и проводят инструктаж и водителей об обеспечении безопасности движения через железнодорожные переезды.

Владельцы автобусов организуют проведение ежегодных занятий по повышению профессионального мастерства, включающие проверку знания Правил дорожного движения, правил перевозки пассажиров и багажа на автомобильном транспорте, изучение типичных дорожно-транспортных ситуаций повышенной опасности, основ безопасного управления автобусом в сложных дорожных и метеорологических условиях, приемов оказания доврачебной помощи пострадавшим, порядка эвакуации пассажиров придорожно-транспортном происшествии.

Владельцы автобусов обязаны обеспечить водителей необходимыми путевыми и иными документами, предусмотренными действующими нормативными правовыми актами.

Содержание автобусов в технически исправном состоянии.

Техническое состояние и оборудование автобусов должны отвечать установленным требованиям безопасности движения.

Владельцы автобусов обязаны обеспечить проведение государственного технического осмотра, технического обслуживания и ремонта автобусов в порядке и сроки, определяемые действующими нормативными документами.

На горных маршрутах допускается использование автобусов с пробегом не более 300 тысяч километров с начала их эксплуатации. При этом высота рисунка протектора шин автобуса должна быть не менее 3,0 мм.

Автобусы, используемые на горных маршрутах, должны быть оборудованы передними противо туманными фарами и вспомогательными фарами заднего хода [2].

Владельцы автобусов обязаны:

Составить и утвердить на каждый маршрут регулярных автобусных перевозок паспорт и схему маршрута с указанием опасных участков.

Разрабатывать графики (расписания) движения – на основе определения нормативных значений скоростей движения автобусов на маршруте и отдельных его участках между остановочными пунктами, с учетом соблюдения режимов труда и отдыха водителей, регламентируемых действующими нормативными документами.

Обеспечить каждого водителя, выполняющего регулярные автобусные перевозки, графиком движения на маршруте с указанием времени и мест остановок в пути на отдых, обед и ночлег, схемой маршрута с указанием опасных участков (в случае рейсов большой протяженности).

Выбирать тип и марку автобусов в зависимости от вида перевозок с учетом дорожных и погодно – климатических условий, устанавливать графики выпуска автобусов на линию с учетом изменения пассажиропотоков по дням недели и часам суток в целях обеспечения перевозок пассажиров без нарушения норм вместимости.

Организовать контроль за соблюдением графиков (расписаний) движения, норм вместимости автобусов, маршрутов движения [2].

Туристско-экскурсионные, школьные, вахтовые перевозки, доставка работников на производственные объекты, сельскохозяйственные работы, доставка пассажиров к местам массового отдыха и т.д. по маршруту, не совпадающему с маршрутами регулярных перевозок, осуществляются после проверки соответствия дорожных условий на маршруте требованиям безопасности путем непосредственного обследования или по справке дорожных органов, органов Государственной автомобильной инспекции, предоставляемой заказчиком. Если дорожные условия на маршруте не обеспечивают безопасность перевозки пассажиров, автобусы заказчику не предоставляются[2].

При длительной эксплуатации автобуса в отрыве от основной базы контроль за работой водителя на линии, его физическим состоянием, техническим состоянием автобуса возлагается на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих автобус[2]. Если пребывание водителя в автомобиле предусматривается продолжительностью более 12 часов, в рейс направляются два водителя. При этом автомобиль должен быть оборудован спальным местом для отдыха водителя.

Читайте так же:  Периодичность проведения противопожарного инструктажа на рабочем месте

На междугородных перевозках после первых 3 часов непрерывного управления автомобилем водителю предоставляется специальный перерыв для отдыха от управления автомобилем в пути продолжительностью не менее 15 минут, в дальнейшем перерывы такой продолжительности предусматриваются не более чем через каждые 2 часа. В том случае, когда время предоставления специального перерыва совпадает со временем предоставления перерыва для отдыха и питания, специальный перерыв не предоставляется [3].

Владелец автобуса обязан:

— проинструктировать водителей об особенностях маршрута, обеспечении безопасности движения, а при туристско – экскурсионных перевозках – так же о правилах обслуживания туристов и экскурсантов, при перевозках детей – о правилах осуществления таких перевозок;

Видео (кликните для воспроизведения).

— назначить контрольное время возвращения автобуса, через 2 часа после истечения контрольного времени принять меры к установлению места нахождения автобуса [2].

При туристско-экскурсионных перевозках и перевозках по заказам заказчик обеспечивает:

— подбор руководителей групп и инструктаж по вопросам безопасности движения;

— проведение инструктажа туристов о правилах поведения в пути следования и пользования автобусом;

— руководителей групп – списком пассажиров, заверенным заказчиком, копией уведомления органов Государственной автомобильной инспекции о перевозке детей;

— водителей – местами отдыха в гостинице (отдельной комнатой при размещении группы в частном секторе);

— стоянку автобуса в условиях, обеспечивающих его сохранность, возможность технического обслуживания автобуса, подготовку его к обратному рейсу [2].

В случаях, нетерпящих отлагательства, когда дорожные или метеорологические условия представляют угрозу безопасности перевозок пассажиров (разрушение дороги дорожных сооружений, вызванные стихийными явлениями, аварии на тепловых, газовых, электрических и других коммуникациях), владельцы автобусов, автовокзалы и пассажирские автостанции, дорожные, коммунальные организации, органы Государственной автомобильной инспекции обязаны в соответствии со своими полномочиями прекратить автобусное движение. Временное прекращение или ограничение движения автобусов осуществляется в соответствии с нормативными документами, определяющими порядок информирования о неблагоприятных изменениях дорожно-климатических условий, параметры дорожных, метеорологических и иных условий, при которых временно прекращается или ограничивается движение на маршруте, меры по обеспечению дальнейшего следования пассажиров и ответственность должностных лиц за принятые решения [2].

Пассажиры несут материальную ответственность за порчу или повреждение оборудования и инвентаря подвижного состава.

О характере повреждений составляется и подписывается акт с указанием в нем виновного лица, места и времени нарушения, суммы причиненного ущерба, а также свидетелей, если они имеются. В случае отказа пассажира возместить стоимость причиненного ущерба на месте, о чем делается отметка в акте, последний служит основанием для взыскания денежной суммы в погашение ущерба в принудительном порядке [1].

Перевозки пассажиров и багажа по заказам

Данный вид перевозок пассажиров осуществляется в соответствии с заказом, который направляют организации, предприятия, учреждения перевозчику для перевозки, как правило, своих сотрудников.

УАТГНЭТ выделяет две разновидности перевозок пассажиров и багажа по заказам: 1) систематические перевозки; 2) перевозки, не являющиеся таковыми.

Систематические перевозки осуществляются на основании договора фрахтования. Он заключается в письменной форме и включает в себя следующие данные: 1) сведения о фрахтовщике и фрахтователе; 2) тип предоставляемого транспортного средства (при необходимости – количество транспортных средств); 3) маршрут и место подачи транспортного средства; 4) определенный или неопределенный круг лиц, для перевозки которых предоставляется транспортное средство; 5) сроки выполнения перевозки;

б) размер платы за пользование транспортным средством; 7) порядок допуска пассажиров для посадки в транспортное средство, установленный с учетом требований, предусмотренных правилами перевозок пассажиров (в случае, если транспортное средство предоставляется для перевозки определенного круга лиц).

Кроме перечисленных данных, при необходимости стороны могут включить в договор и другие условия. Систематические перевозки пассажиров подразделяются на перевозки определенного круга лиц и перевозки неопределенного круга лиц. Правилами перевозок пассажиров установлен особый порядок допуска пассажиров к посадке в транспортное средство при предоставлении его для перевозки определенного круга лиц. Он заключается в том, что посадка осуществляется при предъявлении этими лицами фрахтовщику документов (служебного удостоверения, экскурсионной путевки и др.), удостоверяющих их право на проезд, и (или) в соответствии со списком пассажиров, предоставленным фрахтовщику фрахтователем [1] .

Особенности перевозок неопределенного круга лиц заключаются в следующем. Во-первых, если договором фрахтования предусматривается предоставление транспортных средств для неопределенного круга лиц, взимание платы с указанных лиц не допускается (ч. 5 ст. 27 УАТГНЭТ). Во-вторых, правила перевозок пассажиров содержат ряд требований, предъявляемых к оборудованию пунктов посадки (высадки), используемых при перевозках неопределенного круга лиц, соответствующими указателями. Так, они должны содержать следующую информацию: условное изображение транспортного средства (автобуса, троллейбуса и трамвая), используемого для осуществления перевозок пассажира и багажа по заказу; наименования конечного и промежуточных пунктов посадки (высадки) пассажиров; время начала и окончания движения транспортных средств по маршруту; расписание (для перевозок пассажиров и багажа, осуществляемых по расписанию); наименование, адрес и контактные телефоны органа, обеспечивающего контроль над осуществлением перевозок пассажиров и багажа.

Кроме перечисленных сведений, на указателях пунктов посадки (высадки) пассажиров может быть размещена и другая информация.

Пункты посадки (высадки) пассажиров, используемые для перевозок неопределенного круга лиц, могут совмещаться с остановочными пунктами маршрутов регулярных перевозок [2] .

Как и в случае с договором фрахтования, в заказ-наряд на предоставление транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа допускается включение дополнительных реквизитов для отражения особых условий осуществления этих перевозок.

Сравнение реквизитов обоих перевозочных документов (договора фрахтования и заказа-наряда) показывает различия не только по их количественному составу, но и относительно содержания ряда совпадающих реквизитов.

Поскольку перевозки пассажиров по заказу-наряду не относятся к систематическим, этот транспортный документ содержит ряд специальных реквизитов, в том числе касающихся данных о водителях, лице, уполномоченном на проведение расчетов за пользование транспортом, и его подписи на документе, о фрахтователе (или уполномоченном им лице), удостоверяющем подписью выполнение заказа-наряда, количестве перевезенных пассажиров, а также о конечном и промежуточных остановочных пунктах в пути следования.

Кроме того, в заказе-наряде конкретизированы некоторые реквизиты договора фрахтования, например реквизиты, содержащие сведения о фрахтователе и фрахтовщике. А взамен реквизита договора фрахтования о сроках выполнения перевозки в нем указаны реквизиты о часах и минутах прибытия транспорта в пункт подачи и убытия его после завершения перевозки.

Заказ-наряд на предоставление транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа оформляется фрахтовщиком.

Следует отметить, что Правила перевозок пассажиров содержат ряд требований, распространяющихся как на систематические перевозки пассажиров по договору фрахтования, так и на перевозки, не относящиеся к систематическим и оформляемые заказом-нарядом. В частности, договор фрахтования (или его копия) либо заказ-наряд должны находиться у водителя от начала до конца осуществления перевозки по заказу и предъявляться им в обязательном порядке по требованию должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление контроля за наличием у водителей таких документов.

Еще одно общее требование касается соответствующего оборудования транспортного средства, предоставляемого для перевозки пассажиров и багажа по заказу. Так, например, над его лобовым стеклом, а также на верхней части лобового стекла, правой стороне кузова и заднем окне должны быть размещены таблички с надписью «Заказной». Кроме того, над лобовым стеклом и на правой стороне кузова указывается краткое наименование фрахтовщика [4] .

[2]

Ряд норм УАТГНЭТ регулирует отдельные положения, относящиеся к перевозкам ручной клади и багажа пассажира при перевозке по заказу. Они касаются ограничений по количеству входящих в состав ручной клади и багажа вещей, а также случаев отказа в их перевозке. В ст. 30 УАТГНЭТ закреплено право фрахтовщика устанавливать нормы провоза ручной клади и перевозки багажа. Превышение нормативов влечет за собой оплату фрахтователем их перевозки по установленным фрахтовщиком тарифам. При этом провоз ручной клади, количество и размер которой превышают норму бесплатного провоза, осуществляется при наличии квитанции на ее провоз.

Читайте так же:  Уголовное дело прекращено по нереабилитирующим основаниям

В УАТГНЭТ дан исчерпывающий перечень оснований отказа фрахтовщика в провозе ручной клади и перевозке багажа. Во-первых, фрахтовщик вправе принять такое решение, если свойства или упаковка вещей, входящих в состав ручной клади и багажа, не отвечают требованиям, установленным правилами перевозок пассажиров. Во-вторых, отказ в провозе ручной клади возможен, если ее размещение в транспортном средстве будет препятствовать входу пассажиров в транспортное средство и выходу из него.

В гл. 4 УАТГНЭТ, посвященной перевозкам пассажиров и багажа по заказам, наряду с регламентацией применяемых договорных форм и закрепления некоторых прав и обязанностей сторон в связи с перевозкой ручной клади и багажа, содержатся нормы, возлагающие на фрахтовщика обязанности по обеспечению надлежащего выполнения договора перевозки. Это, например, обязанность предоставить в случае неисправности транспортного средства, аварии или других аналогичных причин другое транспортное средство или возвратить оплаченную фрахтователем стоимость пользования транспортом. Другой его обязанностью является предоставление для перевозки транспортного средства, соответствующего договору фрахтования. Здесь речь идет о соответствии типа предоставленного транспортного средства указанному в договоре.

Еще одна обязанность фрахтовщика заключается в своевременном предоставлении транспортного средства для осуществления перевозки. УАТГНЭТ закрепляет положение, согласно которому предоставление фрахтовщиком для перевозки пассажиров и багажа по заказу транспортного средства с опозданием считается непредоставлением транспортного средства (ч. 1 ст. 29). Оно полностью совпадает с нормой, регулирующей обязанность фрахтовщика при перевозке груза своевременно предоставлять транспортное средство и определяющей, что предоставление его с опозданием считается непредоставлением (ч. 5 ст. 18). Вопросы несовершенства этой нормы рассмотрены в параграфе 9.3. Аналогичные правовые последствия нарушения обязательства фрахтовщиком при перевозке пассажира заключаются в праве фрахтователя отказаться от исполнения договора фрахтования транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа и взыскать с фрахтовщика штраф в размере 20% платы, установленной за пользование транспортным средством.

Правовой статус перевозчика по договору перевозки

В Уставе автомобильного транспорта РФ (далее — УАТ РФ) перевозчик определяется как юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки пассажира, договору перевозки груза обязанность перевезти пассажира и доставить багаж, а также перевезти вверенный грузоотправителем груз в пункт назначения и выдать багаж, груз управомоченному на их получение лицу.

Перевозка пассажиров автотранспортом как транспортная услуга относится к хозяйственной деятельности. Возможности и границы осуществления хозяйственной деятельности на рынке автотранспортных услуг определяются уровнем правоспособности хозяйствующих субъектов, которая устанавливается законодательством о предпринимательстве. Как отмечается в юридической литературе;, в правовом положении субъекта предпринимательства изначально заложены конкретные права и обязанности в отношениях с государством и налоговыми, таможенными и другими органами, регулирующими транспортную деятельность, а также правовозможности (правоспособность), позволяющие приобретать конкретные права и обязанности в отдельных правоотношениях.

Анализ действующего законодательства позволяет выделить основные требования, предъявляемые к субъектам хозяйственной деятельности, которые намерены осуществлять перевозку пассажиров автомобильным транспортом. Итак, перевозчик:

— получает в установленном порядке специальное разрешение (лицензию) на право осуществлять перевозки;

— утверждает паспорт маршрута;

— заключает договор на осуществление перевозки пассажиров по конкретному маршруту (маршрутам);

— заключает договоры с автовокзалами на диспетчерское обслуживание автобусов на маршруте и кассовую продажу билетов пассажирам;

— обеспечивает реализацию пассажирам билетов установленного образца;

[3]

— обеспечивает оснащение подвижного состава и остановочных пунктов по обслуживаемому маршруту необходимой информацией в соответствии с установленными требованиями.

При этом минимальная информация в салоне автобуса должна содержать:

— сведения о владельце транспортного средства;

— сведения об органе, обеспечивающем контроль за осуществлением перевозок пассажиров и багажа;

— стоимость проезда и провоза багажа;

— правила перевозок пассажиров в автобусах, расписание движения и схему маршрута;

— указатели мест для пассажиров с детьми и инвалидов, за исключением случаев, когда транспортное средство используется для осуществления регулярных перевозок по билетам, в которых указывается номер места для сидения;

— указатели мест расположения огнетушителей;

— указатели мест расположения кнопок остановки транспортного средства;

— указатели аварийных выходов и правила пользования такими выходами;

— правила пользования транспортным средством или выписка из таких правил.

Перевозки по пригородным и междугородным маршрутам осуществляются от автовокзалов в соответствии с технологическим процессом перевозки и паспортом маршрута. Отношения между перевозчиками и автовокзалами регулируются договорами.

Эпоха рыночных реформ привлекла в транспортный бизнес многих предприимчивых людей, которые в большинстве своем не имели необходимой для безопасной эксплуатации транспортных средств подготовки и опыта. В настоящее время выполнение более трети объемов транспортных услуг приходится на долю малых предприятий и индивидуальных предпринимателей. В соответствии со ст. 17 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензированию подлежат перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).

Одним из существенных недостатков УАТ РФ, как представляется, является отсутствие в нем императивно закрепленного требования об обязательном лицензионном порядке допуска всех перевозчиков на рынок автотранспортных услуг.

Анализ судебно-арбитражной практики за 2008 — 2011 гг. показывает, насколько остро сейчас стоит проблема необходимости совершенствования порядка допуска перевозчиков к занятию перевозочной деятельностью. Представляется, что законодательное закрепление обязательного лицензирования деятельности в области всех пассажирских перевозок автомобильным транспортом (за исключением случаев, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) способно существенно повысить безопасность дорожного движения, сократить количество ДТП и оптимизировать государственный контроль этой важной сферы общественных отношений.

Назначение лицензионного механизма нами видится в установлении особого государственного контроля над осуществлением таких видов предпринимательства, которые в силу присущих им особенностей сопряжены с реализацией наиболее важных публичных интересов. К ним прежде всего следует отнести обеспечение безопасности населения (общественной, экономической, экологической и др.). В юридической литературе выделяется три признака (основания, критерия), в соответствии с которыми определенная деятельность подлежит лицензированию:

— деятельность является опасной для неограниченного круга лиц, не участвующих в ее осуществлении;

— деятельность вовлекает в свою сферу неограниченный круг участников;

— деятельность является слишком доходной и подлежит повышенному налогообложению и дополнительному контролю в этой связи .

Усиление контроля со стороны государства за деятельностью, представляющей публичный интерес, может быть реализован как путем предварительного (на стадии выдачи лицензий), так и последующего контроля за соблюдением владельцами лицензий тех условий, на которых они были выданы. Именно институт лицензирования позволяет государству обеспечивать безопасность потенциально опасной деятельности, не вводя государственную монополию на ее осуществление и не ограничивая тем самым свободу предпринимательства.

Следует обратить внимание, что в целях обеспечения безопасного функционирования автотранспорта предусмотрено обязательное оформление путевых листов. В путевом листе должна:

— обязательно ставиться отметка работника здравоохранения, который привлечен для проведения предрейсового медосмотра, удостоверяющего состояние здоровья водителя;

— также отметка о технической исправности автомобиля, заверенная подписью лица, отвечающего соответствующим квалификационным требованиям.

Однако, как свидетельствует судебная практика, это наиболее типичное нарушение правил перевозки пассажиров индивидуальными предпринимателями, которое влечет административную ответственность, вплоть до аннулирования лицензии.

Читайте так же:  Пересечение сплошной линии разметки попутного направления пдд

При определении обязанностей перевозчика по договору пассажирской перевозки следует учитывать, что его предметом является транспортная услуга, а значит, предмет исполнения обязанности неотделим от действий субъекта и его свойства определяются характером фактического поведения субъекта при исполнении обязанности. В силу этой объективной зависимости свойств предмета обязанности от действий обязанного субъекта в содержание обязанностей, связанных с оказанием услуг, помимо общего требования к субъекту совершить действие, в результате которого была бы оказана услуга, в обязательном порядке должны включаться требования, указывающие на вид, прием, способ, свойство действия (поведения) обязанного субъекта . Поэтому, как верно отмечает Г.А. Микрюкова, содержание единственной обязанности транспортной организации — перевозчика, вытекающей из легального определения договора перевозки пассажира, — перевести пассажира в пункт назначения должно раскрываться с помощью достаточно детальных количественных и качественных характеристик, которым должна отвечать деятельность перевозчика по транспортному обслуживанию пассажира.

Из договора перевозки пассажира возникают обеспеченные правом основные обязанности перевозчика:

а) доставить пассажира в пункт назначения;

б) в период выполнения указанной обязанности создать пассажиру комфортные и безопасные условия поездки.

При этом, как правильно отмечает В.В. Залесский, уровень безопасности обеспечивается всем пассажирам в равной степени, а уровень комфорта — в рамках возможностей перевозчика и в зависимости от желания пассажира, преимущественно за дополнительную плату.

Требования пассажира о предоставлении ему комплекса услуг, соответствующих уровню классности транспортного средства, обусловлены заключенным договором перевозки. Услуги оплачены пассажиром при покупке проездного билета, и их предоставление является необходимым условием договора, к которому присоединился пассажир. Что касается таких качественных характеристик деятельности перевозчика, как его обязанность обеспечить комфорт пассажиров, создать для них необходимые удобства и культурно обслужить в пути, то их договорная природа нуждается в специальном признании и четком юридическом закреплении.

Все обязанности перевозчика по договору пассажирской перевозки можно разделить на три группы:

1. Обязанности, связанные с обеспечением перемещения пассажира в пространстве.

2. Обязанности, связанные с обеспечением безопасной перевозки.

3. Обязанности, связанные с предоставлением пассажиру определенного комплекса удобств и дополнительных услуг.

1. Среди обязанностей первой группы можно выделить следующие:

1) доставить пассажира в пункт назначения;

2) совершить рейс по маршруту, предусмотренному договором. Эта обязанность перевозчика имеет существенное значение для туристов, для которых следование по ранее определенному маршруту может представлять одну из целей поездки;

3) перевезти пассажира в пункт назначения в срок, обусловленный договором.

Для надлежащего выполнения указанной обязанности перевозчик должен, во-первых, своевременно подать транспортное средство для посадки пассажиров и, во-вторых, совершать рейс точно по расписанию и доставить пассажира в пункт назначения в установленный срок.

Нарушение перевозчиком обязанности по своевременной доставке пассажира в пункт назначения влечет для него определенные негативные последствия. В соответствии с п. 1 ст. 795 ГК РФ в случае опоздания прибытия транспортного средства в пункт назначения (за исключением перевозок в городском и пригородном сообщениях) на перевозчика возлагается ответственность, определяемая транспортными уставами и кодексами.

2. Некоторые авторы отрицают существование такой обязанности перевозчика по договору перевозки, как организация безопасной доставки пассажира в пункт назначения. Так, А.А. Собчак, указывает: «…по договору перевозки перевозчик… не принимает на себя специальной обязанности по обеспечению сохранности жизни и здоровья пассажира. Принимаемые на транспорте меры по обеспечению безопасности движения осуществляются не в порядке исполнения договорных обязанностей транспортных организаций перед пассажирами, а в силу действующих на транспорте правил эксплуатации». Возражая А.А. Собчаку, можно привести слова Б.С. Антимонова: «Эта обязанность если и не всегда выражается, то всегда подразумевается. Без нее договор перевозки выглядит просто парадоксально: перевозчик берется перевезти груз в целости — это не вызывает сомнения, но перевозчик, оказывается, не обещает благополучно доставить самого контрагента — пассажира

3. К обязанностям перевозчика, составляющим третью группу, можно отнести следующие:

1) обслуживание граждан транспортными организациями — перевозчиками может начаться до заключения договора пассажирской перевозки и во многих случаях осуществляется независимо от его заключения как гражданами, не являющимися пассажирами, так и другими гражданами (собирающимися приобрести билет, встречающими, провожающими и т.п.). На автовокзалах и автостанциях им предоставляется необходимое обслуживание, в частности, для этого в них оборудуются операционные залы, залы ожидания, комнаты матери и ребенка, кассы, справочное бюро, камеры хранения, а также рестораны, буфеты, торговые киоски, парикмахерские, почтово-телеграфные отделения, медицинские пункты.

По общему правилу предоставление этого обслуживания юридически не связано с договором перевозки пассажира, но при получении его отдельных видов (пользование комнатой отдыха, комнатой матери и ребенка) преимущественное право имеют пассажиры, которые, заключив договор перевозки, приобретают право на весь комплекс обслуживания, связанный с осуществлением поездки;

2) предоставить для перевозки транспортное средство того типа (класса), которое предусмотрено договором;

3) предоставить пассажиру место, указанное в билете;

4) обязанности по обслуживанию пассажиров в пути.

Услуги, оказываемые перевозчиками пассажирам, можно разделить на две группы:

а) услуги, предоставляемые непосредственно по договору пассажирской перевозки: обеспечение комплекса удобств бытового характера, соответствующего типу транспортного средства, — исправные сиденья, освещение, кондиционеры и т.п.;

б) услуги, предоставляемые за плату по другим договорам, сопутствующим договору перевозки. Например, на междугородних маршрутах предоставление в ночное время одеял, горячего питания в пути, возможность заказа такси.

Во всех случаях условием договора перевозки пассажира является обязанность перевозчика организовать такого рода обслуживание, обеспечить пассажирам возможность заключать другие договоры, сопутствующие перевозке. Среди этих договоров особое место занимает договор перевозки багажа. Организация условий для перевозки багажа и обязательное заключение этого договора при желании на то пассажира входит в обязанность перевозчика по договору перевозки пассажира, что прямо вытекает из его легального определения.

Видео (кликните для воспроизведения).

Таким образом, предложенное расширенное толкование предмета договора перевозки, признание существования обязанности перевозчика перед пассажиром по обслуживанию его в пути предоставляет пассажиру право требовать не только выполнения действий по его перемещению в пункт назначения, но и обеспечения качества обслуживания. Дальнейший рост числа, видов и качества услуг, предоставляемых пассажирам непосредственно в транспортных средствах, является важнейшим условием повышения культуры обслуживания пассажиров и повышения конкурентоспособности перевозчика. Однако решение этих вопросов осуществляется ненадлежащими темпами. В определенной мере это объясняется слабым использованием позитивных обязательственно-правовых средств (поощрение производителя за счет получаемого от потребителя эквивалента) развития инициативы перевозчика в обслуживании пассажиров.

Источники


  1. Теория государства и права. В 2 частях. Часть 2. Теория права. — М.: Зерцало-М, 2011. — 336 c.

  2. Треушников, М.К. Судебные доказательства / М.К. Треушников. — Москва: СИНТЕГ, 2014. — 272 c.

  3. Куницын, А. Р. Образцы судебных документов / А.Р. Куницын. — М.: Юридическая литература, 2018. — 336 c.
Обязанности перевозчика при перевозке пассажиров по заказу
Оценка 5 проголосовавших: 1

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here