Образовательное учреждение является коммерческой организацией

Полезная информация на тему: "Образовательное учреждение является коммерческой организацией", собранная из сети и предоставленная в удобном для чтения виде. По всем вопросам - обращайтесь к дежурному юристу.

Глава II. Формы некоммерческих организаций (ст.ст. 6 — 12)

Глава II. Формы некоммерческих организаций

>
Общественные и религиозные организации (объединения)
Содержание
Федеральный закон «О некоммерческих организациях»

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

«Об образованиии в Российской Федерации»

Информационный портал по внедрению эффективных организационно-управленческих и финансово-экономических механизмов, структурных и нормативных изменений, новаций

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» расширил права на осуществления образовательной деятельности организациями, созданными в различных организационно-правовых формах, в том числе, предусмотренных для коммерческих организаций. Хотя полного равенства в правах на осуществление образовательной деятельности для коммерческих и некоммерческих организаций любых организационно-правовых форм Федеральный закон не предусматривает.

Некоммерческие организации, созданные для осуществления образовательной деятельности в качестве основной цели деятельности, охватываются понятием «образовательная организация». Другие юридические лица, как коммерческие, так и некоммерческие организации, для которых образовательная деятельность является дополнительной, обозначаются новым Законом термином «организация, осуществляющая обучение». В совокупности все указанные организации именуются «организациями, осуществляющими образовательную деятельность» (п. 18 -20 ст. 2).

Федеральный закон № 273-ФЗ устанавливает определенные ограничения по видам образовательной деятельности, которую могут вести организации, осуществляющие обучение (ст. 31).

Согласно указанной статье:

научные организации вправе осуществлять образовательную деятельность по программам магистратуры, программам подготовки научно-педагогических кадров, программам ординатуры, программам профессионального обучения и дополнительным профессиональным программам (ч. 2);

организации, осуществляющие лечение, оздоровление и (или) отдых, организации, осуществляющие социальное обслуживание, вправе осуществлять образовательную деятельность по основным и дополнительным общеобразовательным программам, основным программам профессионального обучения (ч. 3);

дипломатические представительства и консульские учреждения РФ, представительства РФ при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях вправе осуществлять образовательную деятельность по основным и дополнительным общеобразовательным программам с учетом особенностей, установленных статьей 88 настоящего Федерального закона (ч. 4);

иные юридические лица вправе осуществлять образовательную деятельность по программам профессионального обучения, образовательным программам дошкольного образования и дополнительным образовательным программам (ч. 5).

Необходимым условием осуществления образовательной деятельности любой организацией является получение лицензии (ст. 91 Федерального закона № 273-ФЗ). Индивидуальные предприниматели вправе осуществлять образовательную деятельность без получения лицензии. Однако, если индивидуальный предприниматель при осуществлении такой деятельности привлекает педагогических работников, то получение лицензии обязательно (ч. 5 ст. 32 Федерального закона № 273-ФЗ).

Гражданский кодекс РФ в п. 1 ст. 50 предусматривает деление юридических лиц на организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации).

В пунктах 2-3 ст. 50 Гражданского кодекса РФ говорится о том, что коммерческие организациями, могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий. Некоммерческие организации, могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом.

В настоящее время большинство образовательных организаций, действующих в Российской Федерации, за редким исключением, созданы в форме учреждений (государственных, муниципальных, частных). Также иногда используется такая форма как автономная некоммерческая организация, являющаяся самостоятельной формой юридического лица, которую следует отличать от автономного учреждения.

Виды коммерческой деятельности образовательных учреждений

почти готовая.doc

Рассмотрим виды деятельности, наиболее часто осуществляемые образовательными организациями с одновременным отнесением их к предпринимательской либо непредпринимательской сфере. Данная классификация будет являться основой для определения налоговых последствий ведения образовательными организациями тех или иных направлений деятельности. Поэтому базовыми элементами в предлагаемой классификации избраны три основные составляющие финансового результата (валовой прибыли) любого юридического лица в соответствии со ст. 2 Закона Российской Федерации «О налоге на прибыль предприятий и организаций», которыми являются:

реализация продукции, работ, услуг (основная реализация);

реализация основных фондов и иного имущества (прочая реализация);

Необходимо отметить, что определение реализации товаров, работ, услуг впервые появилось в действующем законодательстве с принятием части первой Налогового кодекса РФ. Согласно п. 1 ст. 39 части первой Налогового кодекса РФ реализацией товаров, работ или услуг признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, — и на безвозмездной основе.

Товаром для целей налогообложения признается любое имущество, реализуемое или предназначенное для реализации (п. 3 ст. 38 части первой Haлогового кодекса РФ).

Работой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организаций и (или) физических лиц (п. 4 ст. 38 части первой Налогового кодекса РФ).

Услугой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности (п. 5 ст. 38 части первой налоговой кодекса РФ).

2. Виды коммерческой деятельности образовательных учреждений

2.1. Реализация услуг

1) Реализация платных образовательных услуг государственными и муниципальными образовательными учреждениями.

В государственных и муниципальных образовательных учреждениях образовательные услуги подразделяются на основные (в рамках основных образовательных программ и государственных образовательных стандартов, финансируемые за счет средств соответствующего бюджета) и дополнительные (за рамками соответствующих образовательных программ и государственных образовательных стандартов, осуществляемые с привлечением внебюджетных средств).

Основные образовательные услуги, оказываемые за счет средств бюджетного финансирования, предпринимательской деятельностью не являются. Дополнительные образовательные услуги, оказываемые за счет внебюджетных поступлений от лиц, не связанных непосредственно с потребителями образовательных услуг (от спонсоров, дарителей, благотворителей т. п.), также не являются предпринимательской деятельностью, поскольку нет встречной реализации в адрес оплачивающего эти услуги лица (услуги нельзя признать платными, оказываемые на возмездной основе). Средства, полученные от спонсоров, дарителей, благотворителей на оказание дополнительных образовательных услуг сторонним потребителям, рассматриваются как целевые поступления.

Читайте так же:  Периодичность проведения инструктажа по антитеррористической безопасности

Примерный перечень платных дополнительных услуг государственных и муниципальных учреждений и необходимые условия введения такой деятельности приведены в письме Министерства образования РФ от 21.07.1995 г. №52-М «Об организации платных дополнительных образовательных услуг». К платным дополнительным образовательным услугам относятся:

углубленное изучение предметов (изучение специальных дисциплин сверх часов программы данной дисциплине, предусмотренной учебным планом);

репетиторство с обучающимися из другого образовательного учреждения (при желании со стороны потребителей образовательных услуг возможно репетиторство и с обучающимися данного образовательного учреждения);

различные курсы: по подготовке к поступлению в учебное заведение, по изучению иностранных языков, повышение квалификации, по переподготовке кадров с освоением новых специальностей (в т. ч. вождения автомобиля, машинопись, стенография);

различные кружки: по обучению игре на музыкальных инструментах, фотографированию, кино-, видео-, радиолюбительскому делу, кройке и шитью, вязанию, домоводству, танцам и т. д.;

создание различных студий, групп, школ, факультетов по обучению и приобщению обучающихся к знанию мировой культуры, живописи, графики, скульптуры, народных промыслов и т. д.;

создание различных учебных групп и методов специального обучения детей с отклонениями в развитии;

создание групп по адаптации детей к условиям школьной жизни (подготовка к школе);


создание различных секций, групп по укреплению здоровья (гимнастика, аэробика, ритмика, катание на коньках, лыжах, различные игры, общефизическая подготовка и т. д.).

Приведенный перечень не является исчерпывающим, он может быть расширен как путем конкретизации каждой позиции, поименованной в перечне, так и путем добавления к нему иных видов платных дополнительных образовательных услуг, на которые имеются спрос и которые не финансируются за счет средств бюджета. На практике широкое распространение получил такой вид услуг, как «особые условия обучения» (организация платных классов, дробление на группы меньшей наполняемости с комфортными условиями обучения и содержания обучающихся / воспитанников, индивидуальное обучение на дому детей с ослабленным состоянием здоровья, услуги логопеда и психолога сверх профинансированных из бюджета, проведение экзаменов в системе экстерната и т. д.).

Платные дополнительные образовательные услуги, оказываемые государственными и муниципальными образовательными учреждениями за счет средств, получаемых непосредственно от потребителей данных услуг ( обучающихся, их родителей или представителей), не относятся к предпринимательской деятельности в соответствии с п. 2 ст. 45 Закона Российской Федерации «Об образовании», поскольку отсутствует признак полной самостоятельности осуществления деятельности, предусмотренный ст. 2 ГК РФ (условия ведения этой деятельности и направление расходования средств строго регламентированы нормами Закона Российской Федерации «Об образовании» и принятыми в его развитие актами Министерства образования РФ, иных органов управления образованием). При указанных обстоятельствах получаемые средства от потребителей платных дополнительных образовательных услуг, возможно, рассматривать в качестве целевых поступлений, а не в качестве доходов от предпринимательской деятельности.

2) Реализация платных образовательных услуг негосударственными образовательными учреждениями.

В законодательных и нормативных актах образовательные услуги негосударственных образовательных учреждений не подразделяются на основные и дополнительные, поскольку вся образовательная деятельность таких учреждений, как правило, ведется на платной основе. Однако наиболее продвинутые в организационном плане негосударственные образовательные учреждения предпочитают в учредительных документах, иных внутренних локальных актах, договорах с потребителями разделять предоставляемые услуги на две группы:

основные образовательные услуги, оказываемые в рамках реализации основных образовательных программ и (или) обеспечения содержания и воспитания обучающихся / воспитанников во время пребывания в образовательном учреждении в соответствии с государственными стандартами (по профилю учреждения);

дополнительные образовательные услуги, оказываемые отдельным потребителям по их желанию в требуемых объемах сверх основных услуг за отдельную плату или в составе комплекса реализуемых образовательных услуг. Данное разделение весьма разумно с финансовой точки зрения, поскольку позволяет предусмотреть стандартную плату за обучение фиксированного размера и дополнительную плату, варьируемую по размеру в отношении конкретных потребителей.

Образовательная деятельность негосударственного образовательного учреждения, осуществляемая за счет финансирования учредителей и иных поступлений от лиц, не связанных непосредственно с потребителями образовательных услуг (спонсоры, дарители, благотворители и т. д.), не является предпринимательской по тем же основаниям, что и в государственных образовательных учреждениях. Вышеуказанные поступления с целевым направлением расходования средств (включая финансирование из бюджета негосударственных образовательных учреждений, имеющих государственную аккредитацию) следует учитывать по кредиту сч. 96 «Целевые финансирование и поступления».

Что касается платной образовательной деятельности такого учреждения (реализации платных образовательных услуг в адрес потребителей, связанных с учреждением договорными отношениями и оплачивающих эти услуги), то согласно п. 2 ст. 46 Закона Российской Федерации «Об образовании» такая платная деятельность не рассматривается как предпринимательская, если получаемый от нее доход полностью идет на возмещение затрат на обеспечение образовательного процесса, его развитие и совершенствование в данном образовательном учреждении. Кроме того, в соответствии с п. 3 ст. 47 Закона Российской Федерации «Об образовании» деятельность по реализации предусмотренных уставом образовательного учреждения продукции, работ, услуг (в том числе образовательных) относится к предпринимательской лишь в части нереинвестируемого дохода.

Таким образом, если доходы от платной образовательной деятельности, отраженные по кредиту сч. 46, составили за отчетный период (месяц, квартал, полугодие, 9 месяцев, год) 100 единиц, а расходы на обеспечение и развитие образовательного процесса, учтенные по дебету счетов 20, 88, в совокупности — 90 единиц, то такая деятельность на 90% не будет относиться к предпринимательской, но на 10% — будет. Следствием такого развития событий будет являться попадание негосударственного образовательного учреждения в число плательщиков соответствующих налогов.

3) Реализация платных образовательных услуг остальными организациями.

Для всех остальных организаций (кроме образовательных учреждений) платные образовательные услуги при любых обстоятельствах будут рассматриваться как предпринимательская деятельность.

Некоммерческие образовательные организации в отличие от коммерческих организаций имеют возможность получения от спонсоров, дарителей благотворителей, учредителей или членов этих организаций целевых средств, в том числе на ведение образовательной деятельности и оказание услуг сторонним потребителям, которые не рассматриваются в качестве доходов от предпринимательской деятельности. Обязательное условие — отсутствие встречного предоставления образовательных услуг лицам, перечислившим данные средства. На практике реализацию платных образовательных услуг некоммерческие организации иногда маскируют под членские взносы от лиц, фактически являющихся потребителями данных услуг, однако при налоговой проверке подобные обстоятельства всегда выявляются.

Читайте так же:  Сколько действует исполнительный лист по взысканию долга

4) Реализация сопутствующих услуг.

Согласно п. 1 ст. 12 Российской Федерации «Об образовании» под образовательным процессом понимается не только реализация одной или нескольких образовательных программ, но и обеспечение содержания и воспитания обучающихся / воспитанников. Помимо оказания образовательных услуг в рамках реализации основных и дополнительных образовательных программ, у образовательных организаций нередко возникает необходимость в предоставлении потребителям сопутствующих услуг. К таким услугам, в частности относятся:

Является ли школа некоммерческой организацией. И если является, то можно ли использовать программное обеспечение для

С уважением, Евгений.

Школа — это МБОУ. Т.е. учреждение. Учреждение, по ГК — некоммерческая организация.

Спасибо за ответ! То есть получается можно использовать программные продукты предназначенные для некоммерческого использования?

«Об образованиии в Российской Федерации»

Информационный портал по внедрению эффективных организационно-управленческих и финансово-экономических механизмов, структурных и нормативных изменений, новаций

Согласно п. 18 ст. 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация — некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана. В соответствии с ч. 1 ст. 22 указанного Федерального закона образовательная организация создается в форме, установленной гражданским законодательством для некоммерческих организаций.

Таким образом, образовательной организацией является любая некоммерческая организация с учетом указанных ограничений. Согласно п. 3 ст. 50 Гражданского кодекса РФ юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом. К числу таких законов относится, например, Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» Соответственно, некоммерческие организации не сводятся только к учреждениям. Образовательное учреждение же является частным случаем образовательной организации. При этом очевидно, что государственные и муниципальные образовательные организации будут существовать в форме автономных, бюджетных или казенных образовательных учреждений (п. 2 ст. 120 Гражданского кодекса РФ).

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ВУЗЕ

В. Семеусов, заведующий кафедрой Иркутской государственной экономической академии, доктор юридических наук, профессор.

А. Эйнштейн заметил, что все в этом мире меняется быстро, кроме сознания и психологии людей. Сравнительно недавно на вопрос «Может ли университет заниматься торговлей или предпринимательством?» ответ был категоричным и резко отрицательным. Вспоминали, что еще Иисус Христос изгнал торговцев из храма. А университет, образно говоря, — храм науки и знаний. И это мнение было основано на законе. Но пришли другие времена, появились иные правила, а правовое сознание по инерции консервативно. Известно, конечно, что принят новый Гражданский кодекс РФ, и по этому Кодексу высшие учебные заведения, будучи учреждением, т.е. особым субъектом права, признаются некоммерческими организациями. Последние в отличие от коммерческих организаций могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям (п. 3 ст. 50 ГК).

Правовой стереотип — вузы не вправе заниматься бизнесом — был поколеблен, но не разрушен, поскольку установлены ограничения для ведения предпринимательской деятельности. Критерии, правда, весьма абстрактные, а потому на практике трудно различимые. Этим, в частности, можно объяснить и тот факт, что в последнее время нередки случаи привлечения руководителей вузов к уголовной ответственности в связи с заключенными ими сделками. Но для правильной квалификации необходимы познания в области хозяйственного права, ибо установление объективной стороны каждого конкретного хозяйственного преступления, коррупции предполагает тщательный анализ и толкование хозяйственного законодательства.

При раскрытии хозяйственных (экономических) преступлений следователи все чаще назначают научную хозяйственно — правовую, цивилистическую экспертизу. Она необходима, например, при уголовно — правовой оценке сделок, совершаемых руководителем вуза при занятии предпринимательской деятельностью и попавших в поле зрения правоохранительных органов.

Насколько применимы здесь общие гражданско — правовые нормы? Недоразумения, а порой и ошибки, начинаются с того, что казусы из практики хозяйственной, предпринимательской деятельности вузов пытаются решать, ссылаясь на общие законы, на ГК РФ. Между тем законодательство в области высшего образования именуется вузовским законодательством. Оно состоит из федеральных законов о высшем образовании, правовых актов Минобразования, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской федерации. Отсюда следует, что правовой статус образовательного учреждения определяется специальным законодательством, сочетающим элементы публичного и частного права.

[3]

В соответствии с вузовским законодательством образовательное учреждение вправе вести предпринимательскую деятельность, предусмотренную его уставом. Так, в соответствии со ст. 47 Закона «Об образовании» к предпринимательской деятельности образовательного учреждения относятся: реализация и сдача в аренду основных фондов и имущества образовательного учреждения; торговля покупными товарами, оборудованием; оказание посреднических услуг; долевое участие в деятельности других учреждений (в том числе образовательных) и организаций; приобретение акций, облигаций, иных ценных бумаг и получение доходов (дивидендов, процентов) по ним; ведение приносящих доход иных предусмотренных уставом работ, услуг.

[2]

Вправе ли вуз предусмотреть в своем уставе занятие такими видами предпринимательской деятельности, которые не названы в законе? Иначе говоря, вправе ли учреждение, коим несомненно является вуз, заниматься любыми иными видами предпринимательской деятельности, не запрещенными законом? Очевидно, нет. И вот почему. Образовательное учреждение обладает специальной (уставной) правоспособностью. Это означает, что оно вправе заниматься только теми видами деятельности, которые указаны в его уставе. В свою очередь в этом документе могут быть зафиксированы только такие виды предпринимательской деятельности, которые прямо разрешены законом. Так, если заходит речь о внешнеэкономической деятельности образовательного учреждения, упоминают законоположение: образовательные учреждения имеют право устанавливать прямые связи с иностранными предприятиями, учреждениями и организациями (ст. 57 Закона «Об образовании»). Его трактуют в том смысле, что в данном случае имеется в виду установление «связей» в области науки, образования и в иных сферах интеллектуальной деятельности, где действуют авторское, патентное право и право интеллектуальной собственности.

Читайте так же:  Субсидиарная ответственность и солидарная ответственность отличия

Но к этому нужно добавить, что согласно ст. 58 Закона «Об образовании» образовательные учреждения имеют право осуществлять внешнеэкономическую деятельность и иметь валютные счета в банковских и других кредитных учреждениях в порядке, установленном законодательством Российской федерации. Валютные средства, полученные образовательным учреждением от внешнеэкономической деятельности, принадлежат ему на праве собственности или поступают в его оперативное управление и изъятию не подлежат.
Юристы полагали, что финансируемые собственником учреждения могут быть участниками хозяйственных обществ и вкладчиками в товариществах только с разрешения собственника. Однако в настоящее время такое разрешение не требуется для образовательного учреждения, которое вправе участвовать в уставных фондах товариществ (акционерных обществ) и других организаций только своей собственностью (п. 4 ст. 43 Закона «Об образовании»).

Видео (кликните для воспроизведения).

Соучредителем и пайщиком банков вправе быть учреждение (вуз) как юридическое лицо, интересы которого представляет его руководитель. Однако известны случаи участия в числе учредителей, в совете директоров, в уставном капитале коммерческого банка персонально руководителей вуза с использованием денежных или иных средств учреждения и получающих за счет этого личные доходы, не передаваемые учреждению. Такая «изобретательность» граничит с преступлением.

Государственное высшее учебное заведение с согласия Минобразования сдает в аренду имущество и получает доход. Обязано ли оно передавать часть дохода министерству? Отвечая на этот вопрос, следует сказать, что правоположение в п. 5 ст. 43 Закона «Об образовании» изложено так: образовательное учреждение вправе с согласия собственника использовать закрепленные за ним финансовые средства и иные объекты собственности в осуществляемой им деятельности, связанной с получением дохода, и в этом случае собственник получает право на часть дохода.

Между тем деятельность учреждения, как и любой иной коммерческой организации, должна подчиняться следующему принципу: тот, кто учредил данную организацию, наделив ее имуществом и утвердив устав, не вправе прямо или косвенно участвовать в ее доходах. Иными словами, учредитель некоммерческой организации не выступает по отношению к ней в качестве предпринимателя. В ГК вуз признается некоммерческой организацией. Казалось бы, логично считать, что этот принцип функционирования некоммерческой организации применяется к вузу, так как оно такой организацией и является. Но согласно ст. 48 ГК к юридическим лицам, в отношении которых их учредители не имеют имущественных прав, относятся: общественные и религиозные организации (объединения); благотворительные и иные фонды; объединения юридических лиц (ассоциации и союзы). Что касается образовательных учреждений, то их учредители имеют право собственности и иное вещное право. Значит, собственник вправе претендовать на часть дохода.

Еще один спорный вопрос. Нарушает ли вуз Закон, когда создает в своей структуре юридические лица под различными фирменными наименованиями? Ответ можно дать отрицательный. По Закону «Об образовании» в своей предпринимательской деятельности вуз приравнивается к предприятию и подпадает под действие законодательства РФ в области предпринимательской деятельности. Это означает, что к такой деятельности образовательных учреждений применяются правила ГК РФ, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями. Последние же вправе создавать другие юридические лица.

Таким образом, учреждение вправе само создавать другие юридические лица, но лишь на базе обособленного, персонифицированного имущества, полученного на доходы от предпринимательской деятельности и имеющего вследствие этого особый правовой режим. Учредитель или органы местного самоуправления вправе приостановить предпринимательскую деятельность вуза, если она идет в ущерб образовательной деятельности, предусмотренной уставом, до решения суда по этому вопросу.

ССЫЛКИ НА ПРАВОВЫЕ АКТЫ

ЗАКОН РФ от 10.07.1992 N 3266-1
«ОБ ОБРАЗОВАНИИ»

Предпринимательская деятельность образовательного учреждения

Предпринимательская деятельность образовательного учреждения.docx

Предпринимательская деятельность. 4

Нормы, регулирующие предпринимательскую деятельность образовательных учреждений. 5

Какая деятельность каких именно образовательных организаций и при каких условиях является предпринимательской? 7

Реализация продукции, работ, услуг 9

Реализация платных образовательных услуг государственными и муниципальными образовательными учреждениями 9

Реализация платных образовательных услуг негосударственными образовательными учреждениями 10

Реализация платных образовательных услуг остальными организациями 11

Реализация сопутствующих услуг 11

Реализация сопутствующих работ 12

Реализация продукции, работ, услуг в рамках учебно-производственной деятельности 12

Издательско-полиграфическая деятельность образовательных организаций 13

Торговля покупными товарами (кроме торговли в учебных магазинах) 13

Реализация посреднических услуг 13

Реализация основных фондов и иного имущества 13

Внереализационные доходы 13

Сдача в аренду (субаренду) основных средств и иного имущества 14

Инвестиционная и финансовая деятельность образовательных организаций 14

Судебная защита права образовательного учреждения на предпринимательскую деятельность. 15

Действующее гражданское законодательство (п. 3 ст. 50 ГК РФ) разрешает образовательным учреждениям заниматься предпринимательской деятельностью, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы. Таким образом, можно полагать, что деятельность образовательных учреждений по получению доходов в результате использования своего имущества является предпринимательской, т.е. такая деятельность содержит все признаки предпринимательской деятельности.

Государственное образовательное учреждение в гражданском обороте выступает в отдельных случаях как субъект предпринимательских правоотношений, поскольку его правовой статус в этом случае не отличается от коммерческих организаций и его деятельность направлена на получение прибыли. Между тем для государственного образовательного учреждения получение прибыли от деятельности не является основной целью, т.к. основная функция, к примеру, для высшего профессионального образования (ст. 8 Федерального закона от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ «О высшем и послевузовском образовании») — реализация программы высшего образовательного учреждения.
Образовательное учреждение — юридическое лицо в гражданском обороте выступает в двух ипостасях: как субъект предпринимательской деятельности и как юридическое лицо — некоммерческая организация. В обоих случаях государственное образовательное учреждение выступает как юридическое лицо, которое имеет в оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (ст. 48 ГК РФ).

Читайте так же:  Сколько стоит переоформить квартиру на другого человека

Предпринимательская деятельность.

Нормы, регулирующие предпринимательскую деятельность образовательных учреждений.

Какая деятельность каких именно образовательных организаций и при каких условиях является предпринимательской?

Из ответа на поставленный вопрос вытекают серьезные правовые последствия. Перечислим некоторые из них:

1. Наличие (или отсутствие) у образовательной организации обязанностей налогоплательщика по некоторым налогам.

В соответствии с п. 1 ст. 17 части первой Налогового кодекса РФ налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики (субъекты налогообложения). Ст. 19 вышеуказанного Кодекса предусматривает, что налогоплательщиками признаются организации, на которые законодательством возложена обязанность уплачивать налоги. Согласно п. 1 ст. 1 Закона Российской Федерации «О налоге на прибыль предприятий и организаций» плательщиками данного налога являются предприятия и организации (в том числе бюджетные), являющиеся юридическими лицами по законодательству РФ и осуществляющие предпринимательскую деятельность. Аналогичная норма содержится в п. 1 ст. 2 Закона Российской Федерации «О налоге на добавленную стоимость», в соответствии с которым плательщиками НДС являются определенные хозяйствующие субъекты, осуществляющие производственную и иную коммерческую деятельность.

Таким образом, при отсутствии предпринимательской (коммерческой) деятельности образовательные организации не являются плательщиками НДС и налога на прибыль предприятии и организации. Следовательно, у таких организаций не возникает каких-либо обязанностей налогоплательщика по данным налогам, в том числе обязанности представлять в налоговый орган налоговые декларации (расчеты). Необходимо обратить внимание, что речь идет не о налоговых льготах, а об отсутствии субъекта налогообложения, при таких обстоятельствах образовательной организации вообще не нужны какие-либо льготы по НДС и налогу на прибыль. Отсутствие предпринимательской деятельности влечет за собой отсутствие каких-либо налоговых обязательств по указанным видам налогов.

2. Распространение на образовательные организации законодательства об обязательном применении контрольно- кассовых машин приведении денежных расчетов с населением.

[1]

Закон Российской Федерации «О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением» действует в сфере предпринимательской деятельности. Ответственность в соответствии со ст. 7 вышеуказанного Закона наступает при осуществлении торговых операций или оказании платных услуг населению на потребительском рынке. При осуществлении предпринимательской деятельности образовательная организация подпадает под действие законодательства об обязательном применении контрольно-кассовых машин.

Виды коммерческой деятельности образовательных учреждений

почти готовая.doc

  1. Споры о налогообложении образовательных учреждений ………………..6

2. Виды коммерческой деятельности образовательных учреждений…………..11

2.3. Реализация основных фондов и иного имущества…………………….…23

2.4. Внереализационные доходы ………………………………………….…. 24

Выводы и предложения ………………………………………… ………………. 30

Список использованной литературы……………………………………………. 36

В условиях недофинансирования перед учреждением стоит дилемма: либо зарабатывать средства собственными силами посредством осуществления предпринимательской деятельности и развивать материально-техническую базу, либо существовать в основном за счет бюджетных средств, что не дает реальной возможности образовательному учреждению содержать определенные стандарты. Большинство вузов выбирают первый путь. Средства, получаемые вузами от осуществления предпринимательской деятельности, весьма существенны. В частности, функционирование государственных вузов, находящихся в ведении Министерства образования и науки России, обеспечивается за счет средств от предпринимательской деятельности на уровне 40 %1. Отдельные государственные вузы имеют в общем объеме финансовых средств 60–70 % поступлений от внебюджетной деятельности2. За счет привлеченных дополнительных финансовых ресурсов у вузов появляется возможность адекватно выполнять свою образовательную и научную миссию в обществе, укреплять материально-техническую базу, сохранять профессиональные кадры.

При этом законодатель ограничил право некоммерческих организаций на осуществление предпринимательской деятельности уже двумя условиями: согласно п. 2 ст. 50 ГК РФ они могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям. Таким образом, предпринимательская деятельность некоммерческой организации должна отвечать следующим признакам: 1) служить целям, ради которых она создана; 2) соответствовать этим целям. В ст. 2 Закона о некоммерческих организациях перечислены следующие цели деятельности некоммерческих организаций: достижение социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных, управленческих и т.д. целей деятельности; охрана здоровья граждан, развитие физической культуры и спорта, защита прав и т.д.

Первый признак, предъявляемый к предпринимательской деятельности некоммерческих организаций, не вызывает вопросов и заключается том, что эта деятельность должна способствовать основной цели деятельности. Применительно к образовательной деятельности образовательных учреждений это может проявляться в направлении полученных средств в основные и оборотные фонды учреждения, на выплату заработной платы, служебные творческие командировки и т.д. Аналогичной точки зрения придерживаются и другие авторы1.

В отличие от ГК РФ, ст. 24 Закона о некоммерческих организациях предъявляет только одно требование к предпринимательской деятельности некоммерческих организаций – она должна служить достижению целей, ради которых создана некоммерческая организация. Второй критерий – «соответствие этим целям» здесь отсутствует. В данном законе перечисляются виды деятельности, которые могут, на взгляд законодателя, служить достижению цели организации, ради которых она создана: 1) приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации; 2) приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав; 3) участие в хозяйственных обществах; 4) участие в товариществах на вере в качестве вкладчика. Как видно, приведенные в перечне виды предпринимательской деятельности не могут «соответствовать» основной цели деятельности любой некоммерческой организации.

Если брать во внимание ст. 24 Закона о некоммерческих организациях, то следует вывод, что законодатель допускает осуществление некоммерческой организацией предпринимательской деятельности, являющейся нетождественной по отношению к основному виду деятельности организации. Если же исходить из буквального смысла абз. 2 п. 3 ст. 50 ГК РФ, то окажется, что в большинстве случаев осуществляемая некоммерческими организациями предпринимательская деятельность является незаконной. Таким образом, налицо внутренняя коллизия между идеей законодателя и нормой закона. Это обстоятельство требует изложения абз. 2 п. 3 ст. 50 ГК РФ в новой редакции: «Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы». Данная норма позволит некоммерческим организациям заниматься любыми видами деятельности, но при условии, что сама эта деятельность, доходы, полученные от ее осуществления, будут направлены на достижение целей деятельности организации.

  1. Споры о налогообложении образовательных учреждений

На протяжении ряда лет не прекращаются споры между налогоплательщиками и налоговыми органами, связанные с понятием предпринимательской деятельности в сфере образования. Обилие противоречивых писем и разъяснений государственных органов, принятие абсолютно противоположных решений арбитражными судами в различных регионах страны никоим образом не способствуют внесению ясности и определенности в разрешение вопроса: «Какая деятельность каких именно образовательных организаций и при каких условиях является предпринимательской?» Из ответа на поставленный вопрос вытекают серьезные правовые последствия. Перечислим некоторые из них:

Читайте так же:  Ответственность налогоплательщика за налоговые правонарушения

1. Наличие (или отсутствие) у образовательной организации обязанностей налогоплательщика по некоторым налогам.

В соответствии с п. 1 ст. 17 части первой Налогового кодекса РФ налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики (субъекты налогообложения). Ст. 19 вышеуказанного Кодекса предусматривает, что налогоплательщиками признаются организации, на которые законодательством возложена обязанность уплачивать налоги. Согласно п. 1 ст. 1 Закона Российской Федерации «О налоге на прибыль предприятий и организаций» плательщиками данного налога являются предприятия и организации (в том числе бюджетные), являющиеся юридическими лицами по законодательству РФ и осуществляющие предпринимательскую деятельность. Аналогичная норма содержится в п. 1 ст. 2 Закона Российской Федерации «О налоге на добавленную стоимость», в соответствии с которым плательщиками НДС являются определенные хозяйствующие субъекты, осуществляющие производственную и иную коммерческую деятельность.

Таким образом, при отсутствии предпринимательской ( коммерческой) деятельности образовательные организации не являются плательщиками НДС и налога на прибыль предприятии и организации. Следовательно, у таких организаций не возникает каких-либо обязанностей налогоплательщика по данным налогам, в том числе обязанности представлять в налоговый орган налоговые декларации (расчеты). Необходимо обратить внимание, что речь идет не о налоговых льготах, а об отсутствии субъекта налогообложения, при таких обстоятельствах образовательной организации вообще не нужны какие-либо льготы по НДС и налогу на прибыль. Отсутствие предпринимательской деятельности влечет за собой отсутствие каких-либо налоговых обязательств по указанным видам налогов.

2. Распространение на образовательные организации законодательства об обязательном применении контрольно-кассовых машин приведении денежных расчетов с населением.

Закон Российской Федерации «О применении контрольно- кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением» действует в сфере предпринимательской деятельности. Ответственность в соответствии со ст. 7 вышеуказанного Закона наступает при осуществлении торговых операций или оказании платных услуг населению на потребительском рынке. При осуществлении предпринимательской деятельности образовательная организация подпадает под действие законодательства об обязательном применении контрольно-кассовых машин.

3. Распространение на образовательные организации законодательства о защите прав потребителей (в том числе при оказании образовательных услуг).

Последнее не вызывает сомнений в свете совместного письма Государственного антимонопольного комитета РФ от 14.09.1998 г. №НФ/6401 и Министерства общего и профессионального образования РФ от 11.09.1998 г. №01-52-213/31-16 «о проведении проверок образовательных учреждений по вопросу соблюдения законодательства Российской Федерации о защите прав потребителей при оказании платных образовательных услуг».

Здесь предлагаются общие подходы к определению предпринимательской деятельности в сфере образования. Не претендуя на окончательные выводы, данный материал предоставляет возможность образовательным организациям самостоятельно сформировать позицию, поэтому крайне важному вопросу, ориентируясь при этом, прежде всего, на нормы действующего законодательства.

Право на ведение предпринимательской деятельности некоммерческими организациями, к которым относятся и учреждения, легализовано и предусмотрено, прежде всего, общими нормами гражданского законодательства – абз. 2 п. 3 ст. 50, ст. 298 ГК РФ1, ст. 24 Закона о некоммерческих организациях, а также нормами образовательного законодательства – ст. 46–47 Закона об образовании, п. 100 Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования Российской Федерации.

Статья 47. Предпринимательская деятельность образовательного учреждения

Образовательное учреждение вправе вести предпринимательскую деятельность, предусмотренную его уставом. К предпринимательской деятельности образовательного учреждения относятся:

реализация и сдача в аренду основных фондов и имущества образовательного учреждения;

торговля покупными товарами, оборудованием;

оказание посреднических услуг;

долевое участие в деятельности других учреждений (в том числе образовательных) и организаций;

приобретение акций, облигаций, иных ценных бумаг и получение доходов (дивидендов, процентов) по ним;

ведение приносящих доход иных внереализационных операций, непосредственно не связанных с собственным производством предусмотренных уставом продукции, работ, услуг и с их реализацией.

Деятельность образовательного учреждения по реализации предусмотренных уставом этого образовательного учреждения производимой продукции, работ и услуг относится к предпринимательской лишь в той части, в которой получаемый от этой деятельности доход не реинвестируется непосредственно в данное образовательное учреждение и (или) на непосредственные нужды обеспечения, развития и совершенствования образовательного процесса (в том числе на заработную плату) в данном образовательном учреждении.

В своей предпринимательской деятельности образовательное учреждение приравнивается к предприятию и подпадает под действие законодательства Российской Федерации в области предпринимательской деятельности.

Видео (кликните для воспроизведения).

Учредитель или органы местного самоуправления вправе приостановить предпринимательскую деятельность образовательного учреждения, если она идет в ущерб образовательной деятельности, предусмотренной уставом, до решения суда по этому вопросу.

Источники


  1. Бредихин, А. Л. Правоведение. Учебное пособие / А.Л. Бредихин. — М.: Феникс, 2015. — 256 c.

  2. Гуреев, В. А. Комментарий к Федеральному Закону «О судебных приставах» / В.А. Гуреев. — М.: Wolters Kluwer, 2017. — 208 c.

  3. Краев, Н. А. Комментарий к Федеральному закону «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (постатейный) / Н.А. Краев, А.Н. Борисов. — М.: Деловой двор, 2015. — 160 c.
Образовательное учреждение является коммерческой организацией
Оценка 5 проголосовавших: 1

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here