Формы государственной поддержки малого и среднего бизнеса

Полезная информация на тему: "Формы государственной поддержки малого и среднего бизнеса", собранная из сети и предоставленная в удобном для чтения виде. По всем вопросам - обращайтесь к дежурному юристу.

Формы и методы государственной поддержки малого и среднего бизнеса

В большинстве развитых стран мирового сообщества малый и средний бизнес прочно вошел в экономику, обеспечивая значительный вклад в ВВП этих стран. В России также ежедневно создаются и регистрируются новые малые и средние предприятия, но большинство из них уже в течение первого года прекращают свою деятельность. Это связано с тем, что предприниматели не имеют хорошей финансовой основы на начальном этапе развития бизнеса. Как правило, их ресурсы, вложенные в развитие бизнеса, ограничены. Кроме того, часто присутствует элементарная экономическая безграмотность, когда предприниматель просто не в состоянии просчитать и оценить все риски своей будущей деятельности. И прежде всего, риск возможного банкротства, поскольку при первоначальной организации бизнеса невозможно учесть все предстоящие расходы, возникающие впоследствии. Поэтому, для того, чтобы в стране успешно развивался малый и средний бизнес, ему необходимо оказывать поддержку со стороны государства и частных инвесторов.

Государственная поддержка малого бизнеса направлена на снижение рискованности малого бизнеса. Ресурсная необеспеченность заставляет государство поддерживать малый бизнес по нескольким основным направлениям, перечень которых приведен в приложении 2.

Как видно из приложения, на первое место поставлена необходимость оказания помощи в сфере финансово-кредитных отношений. Коммерческие банки с целью снижения риска невозврата выданных денежных средств стараются утвердить такую кредитную политику, при которой этот риск был бы минимальным. Именно поэтому одну из важнейших проблем малого бизнеса в России представляет кредитование. Кредиты выдаются только под залог или поручительство, а их далеко не всегда могут предоставить малые предприятия. Отсутствуют специальные банки для обслуживания малого бизнеса.

Заслуживает внимания опыт финансово-кредитной поддержки малого бизнеса со стороны государства через прямые и гарантированные займы. Прямые займы выдаются небольшим фирмам на определенный срок под более низкие процентные ставки, чем те, что действуют на частном рынке ссудных капиталов. Гарантированные займы дают кредиторам государственные гарантии, составляющие до 90% заемного капитала. Таким образом, государство старается заинтересовать частные банки, торговые и промышленные корпорации, страховые компании, пенсионные фонды в предоставлении капиталов мелким фирмам [14, С 171-179].

Следующее направление государственной поддержки связано с материально-техническим обеспечением. К такой форме государственной поддержки малого и среднего предпринимательства можно отнести субсидирование части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства по договорам финансовой аренды (лизинга) на приобретение основных средств для предпринимательской деятельности.

Когда собственные средства малых предприятий, как правило, недостаточны, а доступ у таких предприятий к банковским кредитам, с учетом стартовых условий, ограничен, эффективным и надежным средством оснащения малого предпринимательства современным оборудованием и технологиями является лизинг.

Согласно принятому определению «лизинг (англ. leasing — аренда) — долгосрочная аренда (на срок от 6 месяцев до нескольких лет) машин, оборудования, транспортных средств, сооружений производственного назначения, предусматривающая возможность их последующего выкупа арендатором. Лизинг осуществляется на основе долгосрочного договора между лизинговой компанией (лизингодателем), приобретающей оборудование за свой счет и сдающей его в аренду на несколько лет, и фирмой-арендатором (лизингополучателем), которая постепенно вносит арендную плату за использование лизингового имущества. После истечения срока действия договора арендатор либо возвращает имущество лизинговой компании, либо продлевает срок действия договора (заключает новый договор), либо выкупает имущество по остаточной стоимости [18, 19 с.].

Не менее важным направлением государственной поддержки необходимо считать необходимость консультативной и информационной поддержки. Именно по этому направлению особенно часто возникают вопросы. Принимая решение о создании собственного бизнеса, предприниматель должен владеть информацией о сложившейся ситуации в той отрасли, куда планируется вложить капитал. Предприниматель должен быть в курсе правовых основ бизнеса, связанных с его открытием, функционированием, ответственностью перед государством. Он должен своевременно получать необходимую консультацию по всем вопросам, которые для него будут считаться актуальными и сложными. Особенно это касается вопросов управления предприятием и налогообложения.

Актуальным следует считать направление государственной поддержки в вопросах создания рыночной инфраструктуры — помощь в проведении локальных ярмарок, рынков оборудования и технологий для малых фирм, рынков сбыта и так далее.

Имеются и другие формы государственной поддержки малого бизнеса. Например, предоставление особых льгот предприятиям, создаваемым в отсталых областях со слабо развитой промышленностью, обеспечение государственным заказом. Последнее позволяет:

обеспечить малому бизнесу гарантированный рынок сбыта,

ускорить процесс накопления капитала,

расширить производственные мощности,

модернизировать оборудование и многое другое.

Сейчас малый бизнес развивается в основном в посреднической сфере и в отраслях, не требующих значительных капитальных вложений: в торговле, общественном питании, в строительстве гражданских объектов, мелком ремонте техники и машин, сельском хозяйстве. Между тем такой мощный рынок, как сфера научно-технических новшеств и информации, не осваивается. Это обусловлено, с одной стороны, недостаточным вниманием к таким проблемам государственных структур управления, отсутствием правовых аспектов, обеспечивающих развитие малого научно-технического бизнеса, а с другой — монополией государственных научно-исследовательских институтов, сосредоточивших у себя весь объем финансирования научной сферы. В результате это привело к монополизму государственного сектора в науке и отсутствию внедренческих структур в материальной сфере.

К сожалению, объем государственной поддержки малого и среднего бизнеса в России по своим масштабам уступает политике развитых стран. Именно в таких странах, во многом благодаря государственной поддержке малого бизнеса активно развивается наиболее эффективный тип малого бизнеса — быстрорастущее предприятие. Многочисленные малые предприятия превращаются дополнением к традиционным научно-исследовательским комплексам промышленных корпораций, университетов, государственным лабораториям и целевым структурам.

Читайте так же:  Увеличение должностных обязанностей в должностной инструкции

Таким образом, малые и средние предприятия являются неотъемлемым элементом любой развитой хозяйственной системы, без которого экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться. Поддержка этого сектора экономики просто необходима, и развитые страны делают всё для его развития: оказывают финансовую, материально-техническую (сдача в аренду и возможность покупки на льготных условиях средств производства), информационную и консультативную поддержку. Государство на основании Федеральных законов, Постановлений и Приказов Президента разрабатывает стратегии и программы поддержки малого и среднего бизнеса. Формы поддержки и помощи государства в развитии МСП можно разделить на несколько видов: финансирование, материально-техническая поддержка, консультационно-информационная поддержка, а также льготные системы налогообложения. Именно по этим направлениям особенно востребована государственная поддержка российскими предпринимателями.

Формы поддержки малого и среднего бизнеса

«Банковское кредитование», 2008, N 5

Российский малый бизнес в последние годы развивается очень активно. По данным Росстата, за период с 1998 по январь 2008 г. количество малых предприятий увеличилось на 269,4 тыс. Однако влияние малых предприятий на российскую экономику несущественно, особенно по сравнению с ситуацией в западных странах. В России всего лишь 3% от общего объема инвестиций приходится на малые предприятия. А доля производства продукции и услуг МП составляет около 16% суммарных объемов ВВП, тогда как на Западе — до 50 — 80%. В статье рассматриваются основные формы финансовой поддержки малого и среднего бизнеса, роль государственных институтов в этом процессе, перспективы развития рынка кредитования МСБ.

Стимулирование развития малого бизнеса в России на государственном уровне осуществляется по нескольким направлениям: создается институциональная среда, реализуются специальные государственные программы, и особое внимание уделяется кредитованию малого бизнеса государственными банками.

На данный момент уже достаточно развита сеть базовых объектов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства. В регионах России функционируют более 1350 объектов инфраструктуры, в том числе 75 региональных и 150 муниципальных фондов поддержки малого предпринимательства, 52 агентства поддержки малого бизнеса, более 50 бизнес-инкубаторов, более 70 научных и технологических парков, 30 специализированных лизинговых компаний. В 24 регионах создано 50 инновационно-технологических центров.

Программы финансирования малого предпринимательства широко реализуются через систему государственных и муниципальных фондов поддержки, которые в соответствии с действующим законодательством предоставляют кредиты малому бизнесу.

По данным Федерального фонда поддержки малого предпринимательства (ФФПМП), микрофинансовую деятельность осуществляют около 30 региональных и 60 муниципальных фондов ПМП. Размеры совокупного портфеля микрозаймов для каждой из этих организаций колеблются от 5 до 30 млн руб., что позволяет в каждом регионе ежемесячно выдавать малым предприятиям от 100 до 500 микрозаймов. Выдача микрозаймов в большинстве случаев производится за счет комбинации бюджетных средств, выступающих как основа для привлечения дополнительных ресурсов, банковских кредитов и средств международных программ.

Механизм выдачи микрозаймов субъектам малого предпринимательства практикуется более чем в 50 субъектах РФ. Однако самый значительный объем кредитования малого бизнеса среди региональных фондов — в Москве.

Частные фонды поддержки малого предпринимательства можно назвать пионерами микрофинансирования в России. Как правило, они осуществляют свою деятельность при поддержке международных программ и грантов, предоставляя финансовые ресурсы на основании договоров займа.

Крупнейшая в России небанковская микрофинансовая организация — Фонд поддержки малого предпринимательства «ФОРА» — обслуживает более 15 тыс. предпринимателей в 18 регионах России и распоряжается портфелем займов примерно в 20 млн долл.

[1]

В регионах Дальнего Востока успешно реализует микрофинансовую программу Фонд поддержки малого предпринимательства «Каунтерпарт Бизнес Фонд» (КБФ).

Однако в последнее время, учитывая ограниченность донорских средств и следуя общей логике развития микрофинансового рынка, большая часть частных фондов рассматривает возможность и целесообразность трансформации в регулируемые кредитные организации — банки или небанковские депозитно-кредитные организации (НДКО).

Банковская поддержка малого бизнеса в России со стороны государства реализуется с помощью банков развития, создаваемых для вложений бюджетных средств в направления, не финансируемые коммерческими банками из-за низкой рентабельности проектов. На сегодняшний день функционируют три подобных банка: Российский сельскохозяйственный банк (Россельхозбанк), Российский экспортно-импортный банк (Росэксимбанк) и Российский банк развития (РосБР).

Российский банк развития реализует двухуровневую процедуру кредитования, для подготовки которой был проанализирован мировой опыт в этой области, изучены аналогичные программы Банка развития немецкой экономики, Канадского банка развития бизнеса, Корейского банка развития, ЕБРР и Мирового банка. Банк выдает целевые кредиты предварительно отобранным банкам-партнерам, которые затем реинвестируют предоставленные РосБР средства непосредственно в предприятия малого бизнеса.

Согласно программе РосБР кредиты уполномоченным банкам и субъектам малого предпринимательства предоставляются на срок от 6 месяцев до 3 лет.

Размеры кредитов составляют:

  • для юридических лиц — от 0,3 млн до 10 млн руб.;
  • для предпринимателей без образования юридического лица — от 50 тыс. до 500 тыс. руб.

Процентные ставки по кредитным ресурсам, предоставляемым РосБР в рамках данной программы, формируются исходя из:

  • расходов РосБР на выплату процентного дохода держателям облигаций (процентного дохода кредиторам) по заимствованиям на внутреннем финансовом рынке под государственные гарантии РФ;
  • маржи РосБР (не более 4% при прямом кредитовании субъектов малого предпринимательства);
  • маржи РосБР (не более 2% при кредитовании уполномоченных региональных банков).

С начала реализации программы по кредитованию субъектов малого предпринимательства РосБР заключил договоры с 92 региональными банками. Малым и средним предприятиям за это время было предоставлено свыше 5 тыс. кредитов на сумму более 16 млрд руб.

При этом нужно отметить, что за пять последних лет РосБР значительно снизил ставки по кредитованию субъектов малого предпринимательства (рис. 1).

Динамика средних ставок по кредитам, предоставленным РосБР субъектам МБ, 2002 — 2007 гг.

Источник: по данным РосБР.

Программу кредитования и развития малого бизнеса также осуществляет Европейский банк реконструкции и развития. В 1994 г. в России им был основан Фонд поддержки малого бизнеса (ФПМБ). При поддержке стран «Большой семерки» и Швейцарии, предоставивших 150 млн долл., ЕБРР создал возобновляемый фонд в размере 300 млн долл. В июле 2001 г. размер фонда был увеличен еще на 150 млн долл. и составил в общей сложности 450 млн долл.

Читайте так же:  Откомандирование сотрудника полиции в другое подразделение

Программа ЕБРР реализуется по тому же принципу, что и РосБР: средства фонда выделяются банкам-партнерам для кредитования конечных заемщиков — кредитоспособных малых и микропредприятий России.

Программа осуществляется в 148 городах различных регионов РФ через банки-партнеры: МДМ-Банк, Абсолют Банк, Пробизнесбанк, Транскапиталбанк.

Банк кредитования малого бизнеса (КМБ-Банк), УРАЛСИБ, Нижегородский Банкирский Дом (НБД-Банк), УРСА Банк, Уралтрансбанк, Челиндбанк, Сбербанк и Дальневосточный банк полностью получили все полномочия и работают самостоятельно.

Всего за время работы программы с 1994 г. было выдано более 387 тыс. кредитов на сумму свыше 4 млрд долл.

Однако, несмотря на государственную поддержку и деятельность частных фондов, основную роль в формировании финансовой инфраструктуры для малого бизнеса играют банки, лизинговые и страховые компании. Именно они осуществляют основной объем кредитования и инвестирования в малый бизнес, несут основные риски и оказывают основные сопровождающие финансовые и информационные услуги малым предприятиям.

В последние годы рынок банковского кредитования малого бизнеса растет. По различным оценкам в 2005 г. российские банки предоставили кредиты малому бизнесу на сумму порядка 123 млрд руб. По итогам 2006 г. этот показатель увеличился до 210 — 230 млрд руб., а по результатам 2007 г. достиг значения 400 — 420 млрд руб.

Таким образом, за три года рынок увеличился примерно в три раза (рис. 2). Однако, по мнению экспертов, для такого перспективного и небольшого сегмента рынка кредитования темпы роста оказались менее значительными, чем предполагалось ранее.

Объем рынка кредитования малого бизнеса, млрд руб., 2005 — 2008 гг.

Источник: обобщенные экспертные данные.

Наряду с легальным рынком существует «черный» рынок кредитования малого бизнеса. Его объем оценивается в 8 — 10 млрд долл. за год (220 млрд руб.), а темпы его развития сопоставимы с ростом рынка легальных кредитов.

[3]

Дальнейшие перспективы рынка кредитования малого бизнеса следующие: в течение 4 — 5 лет аналитики прогнозируют бурный рост, затем рынок окончательно сформируется и стабилизируется, а темпы прироста снизятся до 30 — 35%.

На сегодняшний день отраслевая структура кредитования малого бизнеса во многом схожа с отраслевым распределением самих предприятий. Лидирующей отраслью является торговля и общепит — 50%. Около 13% фирм занято в строительстве, 12% — в промышленности. Доля сельскохозяйственных компаний незначительна и составляет около 2% (рис. 3).

Отраслевое распределение субъектов малого бизнеса по объему выданных кредитов, 2008 г.

Источник: обобщенные экспертные данные.

Лидером рынка по объему выданных кредитов по состоянию на 1 января 2008 г. стал банк ВТБ 24, по данным РБК.Рейтинг. Второе место занял КМБ-Банк (16 317 819 тыс. руб.), третье — АК Барс (15 634 357 тыс. руб.) (рис. 4).

Банки-лидеры по портфелю выданных кредитов малому бизнесу, тыс. руб., на 01.01.2008

Данные по объему и количеству выданных кредитов представлены только по Республике Татарстан.

Источник: данные РБК.Рейтинг.

Показателен тот факт, что большая часть объемов кредитования у лидеров рынка приходится на регионы. В 2007 г. регионы России стали одной из основных точек роста всего рынка. Развитая региональная сеть обеспечивает высокую долю охвата потенциальных клиентов. Так, тройка лидеров по количеству городов, где представлены программы кредитования малого бизнеса (УРАЛСИБ, Росбанк и НБ ТРАСТ), присутствует и в топ-5 банков по количеству предоставленных кредитов (рис. 5).

Банки-лидеры по количеству городов присутствия программы кредитования малого бизнеса, 2007 г.

Данные по объему и количеству выданных кредитов предоставлены только по Республике Татарстан.

Источник: данные РБК.Рейтинг.

В целом можно сказать, что в последнее десятилетие ситуация с развитием малого бизнеса меняется в лучшую сторону. Однако недостаток финансирования по-прежнему остается проблемой, с которой малый бизнес сталкивается на протяжении всего жизненного цикла компании: открытия, становления, развития. Особенно остро она ощущается по мере развития малого предприятия: многие компании имеют схемы диверсификации производства, увеличения оборотных мощностей, но не имеют денежных средств на реализацию этих планов.

На данный момент большинство крупных банков уделяют значительное внимание развитию кредитования малого бизнеса. Постепенно снижаются ставки по программам кредитования малых и средних предприятий, смягчаются другие условия. Однако на этом пути банки также сталкиваются с проблемами.

Одна из них — это низкий уровень прозрачности малого бизнеса. На многих предприятиях еще используются «серые» схемы ведения бизнеса и «черная» касса, а бухгалтерская отчетность направлена на минимизацию налоговых выплат. Поэтому многие предприниматели не могут подтвердить необходимый официальный уровень своих доходов и платежеспособность, а банки не имеют возможности провести необходимые анализ и оценку.

Индивидуального подхода к этим заемщикам, в отличие от кредитования физических лиц, банковские программы не предусматривают, и более того, развитие подобных программ не выведет из тени таких предпринимателей.

Кроме того, некоторые предприятия занимают неустойчивую позицию на рынке, не имеют регулярного дохода, вызывая сомнения в своей платежеспособности.

Другая проблема этого рынка — отсутствие собственности, которую можно было бы предложить в качестве залога. Помещения, оборудование, транспорт, как правило, арендуются, а производимый товар не обладает достаточной степенью ликвидности. Конечно, есть программы, которые не предусматривают залогового обеспечения, но за это необходимо расплачиваться повышенными процентами, ограниченными суммами и сроками кредитования, что не все могут себе позволить.

Низкая финансовая грамотность предпринимателей также не способствует росту рынка кредитования малого бизнеса. Часть заемщиков не планируют свои кредитные займы, другие даже не знают, как правильно можно было бы потратить денежные средства, третьи не могут подготовить бизнес-план. А некоторые предприниматели даже не имеют расчетного счета и не могут представить документы, необходимые для кредитования, из-за отсутствия правильно оформленной бухгалтерской отчетности.

Понижение спроса на услуги вызывают и предубеждения предпринимателей, часть из которых довольно скептически относятся к кредитным продуктам для бизнеса, заранее считая их излишне дорогими и недоступными. Однако решению этой проблемы способствует рост конкуренции между банками в борьбе за малый бизнес, которая ведет к постоянному снижению процентных ставок и смягчению условий кредитования.

[2]

Гораздо острее банкиры ощущают недостаточную поддержку кредитования малого бизнеса со стороны государства. Принятые законопроекты содержат всего лишь общие тезисы о поддержке и развитии малого бизнеса. Конкретные действия и меры, направленные на реализацию законопроектов, очень ограничены. Особенно остро эта проблема ощущается в регионах, где государственные фонды содействия кредитования малого бизнеса весьма пассивно помогают начинающим предпринимателям.

Читайте так же:  Срок действия договора с пролонгацией формулировка образец

Таким образом, можно выделить шесть основных проблем, с которыми сталкиваются банки при кредитовании субъектов малого бизнеса:

  1. невысокая легитимность малого бизнеса;
  2. нестабильное финансовое положение;
  3. отсутствие залогового обеспечения;
  4. низкая финансовая грамотность представителей малого бизнеса;
  5. стереотипы и предубеждения представителей малого бизнеса;
  6. отсутствие должной поддержки на федеральном уровне.

Формы государственной поддержки малого и среднего бизнеса

В 2018 году Правительство РФ продолжает осуществлять помощь малому и среднему бизнесу за счет федеральных и региональных программ.

Но что это за программы? Какие направления в бизнесе являются приоритетными?

Какими законами это все регулируется?

В 2018 году имеется множество законодательных актов, которые регулируют вопрос получения финансовой поддержки не только предприятиям, но и физическим лицам.

Основным законом все-таки принято считать Федеральный закон № “О развитии малого и среднего бизнеса на территории Российской Федерации” от 24 июля 2007 года.

Видео (кликните для воспроизведения).

При этом не стоит забывать о самом Постановлении Правительства РФ и постановлении Министерства экономического развития. Правительство РФ в своем постановлении гарантирует оказание финансовой поддержки малому бизнесу, в свою очередь, как постановление Министерства экономического развития регулирует вопрос предоставления финансовой помощи.

Основной целью программы поддержки является развитие малого бизнеса во всех регионах Российской Федерации, тем самым повышая уровень жизни граждан вне зависимости от сложившейся неблагоприятной экономической ситуации в стране.

Организация системы поддержки государством малого и среднего бизнеса

На сегодняшний день существует несколько разновидностей оказания помощи предпринимателям малого и среднего бизнеса. Таким образом, организационная система поддержки может быть:

  • финансовой – денежное оказание помощи для предпринимателей малого и среднего бизнеса;
  • имущественной – вид помощи, который заключается в предоставлении прав на пользование государственным имуществом. К примеру: предоставление земельных участков, различных строений и так далее;
  • информационной – помощь заключается в виде формирования не только федеральных, но и региональных информационных систем, в том числе и определяется целесообразность их функционирования;
  • консультационной – помощь предоставляется в виде обучающих курсов, на которых оказывают консультации по правильности направления развития бизнеса, в том числе и целесообразности его создания в той или иной области;
  • оказание помощи в подготовительной сфере – разработка и внедрение программ, которые направлены в первую очередь на подготовку, переподготовку либо же вовсе повышение квалификации сотрудников, которые работают в малом бизнесе и являются весьма ценными сотрудниками.

Приоритетные направления бизнеса для государства

По мнению Правительства, наиболее приоритетными направлениями в малом и среднем бизнесе, которым в первую очередь необходимо оказывать поддержку является сельскохозяйственная продукция, точнее, ее переработка и само производство. Помимо этого, приоритетными являются:

  • производство продовольственных и промышленных товаров народного спроса;
  • области здравоохранения;
  • оказание бытовых, коммунальных и прочих услуг;
  • область строительства;
  • сфера инновационных технологий.

Но при этом для каждого конкретного региона принимаются во внимание изначально приоритетные направления. Если говорить простыми словами, то приоритетным направлением является наиболее уязвимая область каждого конкретного региона.

Если говорить о конкретных направлениях предпринимательской деятельности, в которых можно гарантировать себе получение помощи от государства, то речь идет:

  • область жилищно-коммунальных услуг (к примеру: цех по переработке отходов);
  • осуществление деятельности в сфере науки и техники;
  • сфера торговли и сопутствующего сервиса;
  • предоставление транспортных услуг; деятельность в сфере переработки древесины;
  • осуществление предпринимательской деятельности в сфере пищевой промышленности (изготовление продуктов питания);
  • предоставление маркетинговых и рекламных услуг.

Если предприниматель, работающий в малом либо среднем бизнесе, осуществляет трудовую деятельность в одном из этих направлений, он может гарантированно получить помощь от государства.

Центры и фонды по поддержке малого бизнеса

Для обеспечения полноценной работы и развития малого и среднего бизнеса на территории РФ в 2018 году государство предлагает обращаться за помощью в специализированные центры и фонды, которые в свою очередь должны оказывать всяческое содействие. Для получения грантов индивидуальным предпринимателям необходимо обращаться непосредственно к органам местного самоуправления.

Если говорить о приоритетных категориях граждан, то к ним можно отнести:

  • граждане, у которых имеется любая группа инвалидности;
  • многодетные семьи;
  • граждане в возрасте до 32 лет;
  • безработные.

По составленному заявлению предпринимателя соответствующая комиссия рассматривает вопрос о том, нужна ли конкретному предпринимателю поддержка или он сможет обойтись без нее.

Если говорить о самих центрах и фондах, которые оказывают помощь, то они следующие:

  • гарантийные фонды;
  • венчурные фонды;
  • МФЦ;
  • центры занятости населения.

Рассмотрим каждый из них по отдельности.

Эти фонды в первую очередь созданы для того, чтобы с их помощью любой предприниматель мог получить финансовую помощь. Если говорить простыми словами, фонд является гарантом того, что выделенные государством деньги будут потрачены целенаправленно.

Данный фонд, в любом регионе Российской Федерации формируется из местного и государственного бюджета.

Данные фонды предназначены для оказания помощи в наиболее актуальной сфере современности. Средства из этих организаций направляются исключительно в сферу инновационных технологий.

Читайте так же:  Травматический пистолет правила ношения и транспортировки

Сразу необходимо брать во внимание, что средства в нем получить не так уж и просто. Необходимо пытаться всеми силами доказать факт целесообразности новшества и предоставить отличный бизнес-план, который подтверждает слова предпринимателя.

В случае каких-либо погрешностей либо же сомнений просьба о финансовой поддержке будет сразу отклонена.

Многофункциональные центры являются универсальными учреждениями, которые оказывают помощь не только предпринимателям, но и всем гражданам нашей страны.

Любой предприниматель, который работает в сфере малого либо среднего бизнеса вправе обратиться в один из таких центров и проконсультироваться по вопросу возможного государственного финансирования его бизнеса.

Для этого необходимо предоставить финансовую отчетность бизнеса и предоставить план дальнейшего его развития.

Центры занятости населения

Этот центр в первую очередь способен оказывать финансовую помощь в реализации своих идей безработным гражданам, у которых имеется на руках бизнес-план.

Безработным достаточно обратиться со своим бизнес-планом в соответствующий отдел центра занятости и изъявить желание о начале предпринимательской деятельности.

После этого создается специальная комиссия, и после положительного ответа безработный получает финансовую помощь для реализации своих бизнес идей.

Перечень федеральных программ

В 2018 году существует немало федеральных программ, которые направлены на оказание помощи малому и среднему бизнесу.

Рассмотрим эти программы по отдельности.

Программа поддержки “Умник”

Эта федеральная программа направлена на поддержку молодых предпринимателей в возрасте до 30 лет. По условию программы, любой предприниматель имеет право получить финансовую помощь в размере до 500 000 рублей.

Но также необходимо учитывать, что приоритетным направлением по программе является сфера инновационных технологий.

“Старт” – федеральная программа, которая направлена на оказание финансовой помощи предпринимателям, занимающиеся разработкой различных современных технологий.

Данная программа является своего рода уникальной, поскольку финансирование осуществляется в течение нескольких лет в 2 этапа.

Первый этап финансирует государством в размере 2,5 миллионов рублей.

На втором этапе предприниматель должен отыскать инвестора, который профинансирует его работу на сумму 2,5 миллиона рублей.

Простыми словами, 50% оплачивает государство, остальные 50% – инвестор.

“Развитие” – программа, с помощью которой есть возможность получить на развитие своего малого либо среднего бизнеса финансовую помощь размером до 15 миллионов рублей.

При этом необходимо убедить государство в том, что будет не только произведена модернизация бизнеса, но и созданы дополнительные рабочие места.

По этой программе ключевую роль играет не сколько финансовая часть помощь, сколько факт того, что малому либо же среднему бизнесу, который ориентирован на работу с зарубежными партнерами, предоставляется уникальная возможность получить зарубежных партнеров в случае удовлетворения их требований по качеству готовой продукции.

Деньги, выделяемые по этой программе, должны быть использованы на улучшение качества своей продукции и дальнейшего продвижения за рубежом.

Федеральная программа “Коммерциализация”

Сумма финансовой помощи может варьироваться, четкого размера нет. Эта программа позволяет расширить производство за счет увеличения мощностей производства. По завершению этого процесса в обязательном порядке должно увеличиться количество рабочих мест.

По этой федеральной программе малый и средний бизнес имеет право рассчитывать на получение порядка 20 миллионов рублей. Согласно условиям программы средства должны быть потрачены на улучшение качества товаров либо услуг, что в конечном итоге позволит соединить малый и средний бизнес с крупными промышленными производствами нашей страны воедино.

Стоит отметить, что помимо федеральных государственных программ помощи малого и среднего бизнеса, существуют и региональные. Данное взаимодействие может выражаться в создании так называемых бизнес-инкубаторов, гарантийных фондов и другого вида стимуляции организаций, трудовая деятельность которых, в первую очередь, ориентируется на экспорт. Помимо этого, не стоит забывать о том, что в регионах осуществляются различные комплексные программы, которые направлены на стимулировании деятельности предприятий.

Подобные программы в каждом регионе индивидуальны и направлены, в первую очередь, на выделение финансовой помощи на:

  • развитие и приобретение разнообразного оборудования; поддержку компаниям, занимающимся инновационными технологиями;
  • разработку и формирование технопарков; разработку и формирование стартапов;
  • повышение энергоэффективности различных промышленных предприятий;
  • реализацию программ по повышению уровня квалификации обслуживающего персонала.

Виды государственной поддержки малого и среднего предпринимательства

Сегодня господдержка малого бизнеса — это создание особых льготных условий для ведения предпринимательской деятельности, преследующие следующие финансовые и социальные цели:

  • обеспечить выход из тени и самозанятость лиц, оказывающих услуги населению, занятых мелким производством, работающим по типу фриланса;
  • создать новые рабочие места и снизить за счет роста благосостояния населения социальную напряжённость в обществе;
  • уменьшить расходы из бюджета на пособия по безработице, медицинскому страхованию и пенсионному обеспечению официально неустроенных лиц;
  • развить новые виды деятельности, особенно в сфере инновационных производств, не требующих значительных затрат.

Проще всего этих целей можно добиться, сделав процедуру госрегистрации простой и быстрой, снизив административное давление на бизнес, уменьшив налоговую нагрузку. Кроме того, на деятельности начинающих предпринимателей хорошо сказывается целевое финансирование в виде безвозвратных субсидий.

Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства делится на следующие виды:

Использование материалов сайта допускается только с разрешения администрации сайта

Принципы и формы государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства

Согласно п. 5 ст. 3 Закона о развитии малого и среднего предпринимательства поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства – деятельность органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и функционирование инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, направленные на реализацию мероприятий, предусмотренных федеральными, региональными и муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства.

Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства должна осуществляться в соответствии со следующими принципами (ст. 14):

1) заявительный порядок обращения субъектов малого и среднего предпринимательства за поддержкой.

При обращении субъектов малого и среднего предпринимательства за оказанием поддержки они должны представить документы, подтверждающие их соответствие условиям отнесения к субъектам данной категории, и условиям, предусмотренным федеральными, региональными либо муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства.

Читайте так же:  Порядок проведения судебной строительно технической экспертизы

Поддержка за счет средств бюджетов всех уровней не может осуществляться в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства, являющихся: кредитными, страховыми организациями (за исключением потребительских кооперативов); инвестиционными фондами, негосударственными пенсионными фондами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг, ломбардами; участниками соглашений о разделе продукции; организациями игорного бизнеса; нерезидентами РФ, признаваемыми таковыми в порядке, установленном законодательством РФ о валютном регулировании и валютном контроле (за исключением случаев, установленных международными договорами).

Отказ в предоставлении поддержкив рамках федеральных, региональных и муниципальных программ поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства может быть осуществлен только по следующим причинам: а) не представлены документы, определенные соответствующими программами развития малого и среднего предпринимательства, или представлены недостоверные сведения и документы; б) не выполнены условия оказания поддержки, в) ранее в отношении заявителя – субъекта малого и среднего предпринимательства было принято решение об оказании аналогичной поддержки (поддержки, условия оказания которой совпадают, включая форму, вид поддержки и цели ее оказания) и сроки ее оказания не истекли, г) с момента признания субъекта малого и среднего предпринимательства допустившим нарушение порядка и условий оказания поддержки, в том числе не обеспечившим целевого использования средств поддержки, прошло менее чем 3 года;

2) доступность инфраструктуры их поддержки для всех субъектов малого и среднего предпринимательства;

3) равный доступ субъектов малого и среднего предпринимательства, соответствующих условиям, предусмотренным в федеральных, региональных и муниципальных программах поддержки, к участию в соответствующих программах;

4) предоставление поддержки с соблюдением требований, установленных Федеральным законом «О защите конкуренции» от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ;

5) открытость процедур предоставления поддержки.

Закон о субъектах малого и среднего предпринимательства предусматривает следующие формы государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства со стороны органов государственной власти и местного самоуправления: 1) финансовая и имущественная поддержка (ст. 17 и 18); 2) информационная поддержка (ст. 19); 3) консультационная поддержка (ст. 20); 4) поддержка в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников (ст. 21); 5) поддержка в области инноваций и промышленного производства (ст. 22); 6) поддержка в области ремесленной деятельности (ст. 23); 7) поддержка внешнеэкономической деятельности (ст. 24); 8) поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность (ст. 25).

| следующая лекция ==>
Особенности нормативного правового регулирования деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства | Имущественная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства

Дата добавления: 2019-02-07 ; просмотров: 344 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Формы поддержки малого бизнеса в России: чем может помочь государство?

Каждый день появляются новые малые и средние предприятия, но большинство из них уже в течение первого года перестают существовать. Это связано с тем, что предприниматели зачастую вообще не получают финансовой поддержки на начальном этапе развития бизнеса. Когда человек впервые начинает какое-то дело, он не может рассчитать все предстоящие расходы, возникающие впоследствии. Поэтому, для того, чтобы в стране успешно развивался малый и средний бизнес, ему необходимо оказывать поддержку со стороны государства и частных инвесторов.

Существуют разные формы поддержки малого бизнеса. Поддержка предпринимательства может быть разной: финансовой, юридической, льготной, кредитной, правовой и т.д. В крупных городах страны образовываются специальные фонды и организации, которые занимаются вопросом оказания поддержки малым предпринимателям. Например: Департамент науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы.

В Москве в 2007 году начала работать «Неотложная правовая помощь малому предпринимательству». Она помогает предпринимателям малого бизнеса в проведении контроля качества и государственных проверок. Формы поддержки малого предпринимательства могут затрагивать самые разные сферы. В 2006 году в Москве открылся «Фонд содействию кредитования» этот фонд предоставляет поручительства по займам, лизингу и кредитам.

Развитие малого бизнеса и предпринимательства будет способствовать росту экономики страны, потому как на рынке отечественных товаров будут появляться отечественные товары, которые будут постепенно выходить на конкурентно способный уровень.

Механизмы поддержки малого бизнеса очень разносторонни и могут затрагивать разные аспекты деятельности, но даже самая минимальная помощь может значительно помочь начинающим предпринимателям. В некоторых регионах России местные власти оказывают кое-какую материальную поддержку предпринимателям, которые начинают заниматься сельскохозяйственным бизнесом. Сельское хозяйство России находится в упадке, оно просто нуждается в притоке небольших и средних предприятий, которые будут способствовать подъему аграрного хозяйства.

Но, к сожалению, если государство как-то и пытается помогать начинающим предприятиям, то эта помощь совсем незначительная и не может в должной мере способствовать развитию малого и среднего бизнеса.

Видео (кликните для воспроизведения).

Более того, в последнее время государство повысило налоги, что вызвало море возмущений и противоречий со стороны предпринимателей.

Источники


  1. Правоведение. — Москва: Мир, 2008. — 319 c.

  2. Смоленский, М. Б. Теория государства и права для студентов вузов / М.Б. Смоленский. — М.: Феникс, 2014. — 256 c.

  3. Саблин, М. Т. Взыскание долгов. От профилактики до принуждения / М.Т. Саблин. — М.: КноРус, 2013. — 400 c.
Формы государственной поддержки малого и среднего бизнеса
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here