Чем отличается оперативное управление от оперативного ведения

Полезная информация на тему: "Чем отличается оперативное управление от оперативного ведения", собранная из сети и предоставленная в удобном для чтения виде. По всем вопросам - обращайтесь к дежурному юристу.

Чем отличается оперативное управление от оперативного ведения

Автор: Колосков Дмитрий · 10.09.2019 2019-09-10

Глава 19. Право хозяйственного ведения, право оперативного управления

>
Право хозяйственного ведения
Содержание
Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ)

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Оперативное управление имуществом – это узкоотраслевое вещное право, его регламентирует ГК РФ, его ст. 269. Такой объект имущества находиться во владении государства либо муниципалитета, распоряжение им возможно только с разрешения владельца. Процедура подобного управления должна быть зарегистрирована, согласно закона. Что интересно такое понятие, как и схема ведения дел используется только странах постсоветского пространства.

Понятие и виды прав

Прежде чем разбираться в этом понятии, следует понять, что вообще такое вещные права. Согласно закона у каждого человека существуют вещные и обязательственные права. В этом аспекте следует рассмотреть особенные черты интересующих нас прав, среди них:

  1. Это абсолютное право. То есть имеется в виду, что человек, который владеет чем-либо, в противоставление другим людям, которые не являются истинным владельцем подобного имущества. По закону это огромное количество людей не имеет права нарушать полномочия истинного владельца.
  2. Оно может признаваться только в том случае, когда это прописано в нормах закона и предусмотрено ним.
  3. Объектом может выступать только одна единственная вещь, ее параметры и применение в этом случае не имеет значения.

Теперь можно рассматривать оперативное управление, как ограниченное вещное право, оно отличается объемом полномочий, который имеется у владельца. В этом случае что-либо находиться в собственности одного лица и при этом во владении другого лица оно также есть, но при этом возможности управления ограничены.

Важно! Подобные права могут возникать вне воли владельца, в следствии действия права следования, когда права идут за вещью.

Обозначение

Оперативное управление – это право ведения хозяйства, является производным от права владения. Пользоваться им может исключительно юрлицо. Если сказать проще, то суть в том, что собственность, находящаяся во владении муниципалитета, госучреждения может быть применена по необходимости, то есть право на подобные действия передаются другому лицу, хотя они и ограничены.

Собственник он же руководитель предприятия имеет следующие права:

  • Создание задач и установление сроков их выполнения.
  • Внесение изменений в организационную структуру.
  • Контроль организационных процессов.
  • Контроль над правильностью и законностью использования имущества.
  • Назначение руководящего состава, он же может быть контролирующим органом от государства.

Есть также четкие ограничения подобного формата управления госимуществом, среди них:

  1. Операции по продаже, в том числе отдельных объектов.
  2. Сдача в аренду.
  3. Использование в качестве залога при кредитовании.

Важно! Если получить разрешение от первичного владельца, то есть государства, даже подобные действия могут быть разрешенными.

Среди других особенностей, следует выделить такие:

  • Субъекты не могут делиться на части и паи, он передаются управляющему только единым целым.
  • Отвечает за вверенное имущество управляющий, помимо того оно находиться на балансе его предприятия.
  • Лицо, осуществляющее рассматриваемое управление все равно находиться в подчинении первичного собственника.

Ограниченное право

Именно так можно сказать об оперативном управлении, среди самых важных черт можно выделить такие:

  1. Управляться подобным образом могут исключительно казенные и чаще всего производственные предприятия, имущество находиться в собственности государства непосредственно или через муниципалитет.
  2. Оперативный управленец распоряжается имуществом, но только в той области, где функционирует предприятие. Иногда корректировка тех или иных действий происходит за счет указаний собственника.
  3. Распоряжаться ввереным без согласия государства нельзя. Единственное что возможно – это продавать произведенную продукцию.

Функции и задачи управляющего

Тот, кто стоит у руля оперативного управления имеет определенные функциональные задачи, которые становясь владельцем, обязан выполнять. Также перед ним ставятся конкретные задачи, ответственность за который он несет.

Среди них такие:

  • Координация работы всех структурных подразделений. Если рассмотреть производственное предприятие полного цикла, то тут в круг функций управляющего входит обработка заказов, связь с производственными мощностями, реализация готового товара.
  • Работа с документооборотом. В этом случае отвечает оперативный управляющий, а не конечный собственник, то есть все необходимые бумаги, в частности отчеты должны быть готовы своевременно, иначе ответственности по закону не миновать.
  • Планирование. Управляющие контролирует сроки выполнения поставленных задач. Кроме того, собственнику обязательно предоставляется отчет.
  • Управление производством, в том числе контроль качества изготовленных товаров.
  • Учет издержек, которые невозможно исключить, адекватное их обоснование.
  • Техническая составляющая для выполнения производственных задач, то есть оснащение всем необходимыми агрегатами, учет, сохранность и отправка произведенных товаров.
  • Учет запасов и своевременная закупка сырья.

Задачи, которые ставятся перед оперативным собственником многочисленны, но основная – это сделать производство прибыльным. Среди ключевых задач, которые этому способствуют:

[1]

  1. Определение объемов производимых товаров, которые возможно производить на имеющихся мощностях.
  2. Выбор места размещения производства, опираясь на параметр цена-качество.
  3. Координация заказов, которые поступают на предприятие.
  4. Выдача заданий для работы.
  5. Установление адекватных сроков для выполнения.
  6. Контроль над соблюдением правил, сроков.
  7. Обеспечение наибольшей эффективности работы.

Как взять в аренду имущество под подобным управлением?

Далеко не каждое имущество, находящееся под оперативным управлением взять в аренду сложно, но существует процедура, позволяющая это сделать. Полномочия собственника делегированные, поэтому по своему усмотрению он не может распоряжаться тем, чем управляет и отдавать его в аренду или продавать.

Читайте так же:  Шумные строительные работы в многоквартирном доме время

Важно! Обсуждать возможность сдачи в аренду подобной собственности необходимо обсуждать с государственными органами, то есть фактическими владельцами.

  • Прошение на имя собственника (государства) о возможности получит имущества в аренду. Причем в кругу интересов могут быть только не задействованные в данный момент активы.
  • К подобному прошению следует прикрепить пояснительную записку, в ней указывается: характеристика здания, помещения, которое заинтересовало, обоснованная целесообразность аренды и влияние ее на работу предприятия.

Если доводы устроили государство/муниципалитет, то подписывается договор аренды. Финансы, вырученные от сдачи в аренду, направляются предприятию в качестве вспомогательного бюджетного финансирования.

Передача имущества под оперативное управление

Для того чтобы факт передачи имущества под оперативное управление был зафиксирован, необходимо произвести следующие манипуляции:

  1. Составление акта приема-передачи, согласно с требованиями закона.
  2. Заверение акта. Это делают обе стороны, после этого бланки регистрируют.
  3. Только после этого помещения/здание переходят на баланс оперативного управляющего.

Хотя оперативное управление на данный момент активно используется в нашей стране, нормативы, которые на данный момент прописаны в законе устаревшие. Возможности управления ограничены, но именно благодаря передаче в управление юридическому лицу, госимущество (предприятия) могут работать и приносить доход.

Оперативно-диспетчерское управление энергосистемой – задачи, особенности организации процесса

Энергосистема представляет собой единую сеть, состоящую из источников электрической энергии – электростанций, электрических сетей, а также подстанций, которые осуществляют преобразование и распределение произведенной электроэнергии. Для управления всеми процессами производства, передачи и распределения электрической энергии существует система оперативно-диспетчерского управления .

Энергосистема страны может включать в себя несколько предприятий разной формы собственности. Каждое из электроэнергетических предприятий имеет отдельную службу оперативно-диспетчерского управления.

Все службы отдельных предприятий управляются центральной диспетчерской системой . В зависимости от величины энергосистемы центральная диспетчерская система может разделяться на отдельные системы по регионам страны.

Энергосистемы смежных стран могут включаться на параллельную синхронную работу. Центральная диспетчерская система (ЦДС) осуществляет оперативно-диспетчерское управление межгосударственными электрическими сетями, по которым осуществляются перетоки мощностей между энергосистемами смежных стран.

Задачи оперативно-диспетчерского управления энергосистемой:

поддержание баланса между количеством производимой и потребляемой мощности в энергосистеме;

надежность электроснабжения снабжающих предприятий от магистральных сетей 220-750 кВ;

синхронность работы электростанций в пределах энергосистемы;

синхронность работы энергосистемы страны с энергосистемами смежных стран, с которыми есть связь межгосударственными линии электропередач.

Исходя из вышеперечисленного, следует, что система оперативно-диспетчерского управления энергосистемой обеспечивает ключевые задачи в энергосистеме, от выполнения которых зависит энергетическая безопасность страны.

Особенности организации процесса оперативно-диспетчерского управления энергосистемой

Организация процесса оперативно-диспетчерского управления (ОДУ) в энергетике осуществляется таким образом, чтобы обеспечить распределение различных функций по нескольким уровням. При этом каждый уровень подчиняется вышестоящему.

Например, самый начальный уровень — оперативно-технический персонал, который осуществляет непосредственно операции с оборудованием в различных точках энергосистемы, подчиняется вышестоящему оперативному персоналу — дежурному диспетчеру подразделения энергоснабжающего предприятия, за которым закреплена электроустановка. Дежурный диспетчер подразделения, в свою очередь подчиняется диспетчерской службе предприятия и т.д. вплоть до центральной диспетчерской системы страны.

Процесс управления энергосистемой организован таким образом, чтобы обеспечить непрерывный контроль и управление всеми составляющими объединенной энергосистемы.

Для обеспечения нормальных условий работы как отдельных участков энергосистемы, так и энергосистемы в целом, для каждого объекта разрабатываются специальные режимы (схемы), которые следует обеспечивать в зависимости от режима работы того или иного участка электрической сети (нормальный, ремонтный, аварийный режимы).

Для обеспечения выполнения главных задач ОДУ в энергосистеме помимо оперативного управления существует такое понятие как оперативное ведение . Все операции с оборудованием на том или ином участке энергосистемы осуществляются по команде вышестоящего оперативного персонала — это процесс оперативного управления .

Выполнение операций с оборудованием в той или иной мере оказывает влияние на работу других объектов энергосистемы (изменение потребляемой или вырабатываемой мощности, снижение надежности электроснабжения, изменение значений напряжения). Следовательно, такие операции должны предварительно согласовываться, то есть выполняться с разрешения того диспетчера, который осуществляет оперативное обслуживание данных объектов.

То есть, в оперативном ведении диспетчера находится все оборудование, участки электрической сети, режим работы которых может измениться в результате операций на оборудовании смежных объектов.

Например, линия соединяет две подстанции А и Б, при этом подстанция Б получает питание от А. Отключение линии со стороны подстанции А осуществляется оперативным персоналом по команде диспетчера данной ПС. Но отключение данной линии должно производиться только по согласованию с диспетчером подстанции Б, так как данная линия находится в его оперативном ведении.

Таким образом, при помощи двух основных категорий — оперативное управление и оперативное ведение, осуществляется организация оперативно-диспетчерского управления энергосистемой и ее отдельными участками.

Для организации процесса ОДУ разрабатываются и согласовываются между собой инструкции, указания и различная документация для каждого отдельного подразделения в соответствии с уровнем, к которому относится та или иная оперативная служба. Для каждого уровня системы ОДУ имеется свой индивидуальный перечень необходимой документации.

Право хозяйственного ведения и оперативного управления

Кроме права собственности, в гражданских правоотношениях существуют и ограниченные вещные права – когда лицо имеет возможность пользоваться имуществом, принадлежащим другому лицу. К таким ограниченным правам относятся право хозяйственного ведения и право оперативного управления. В таких правоотношениях всегда два участника – пользователь недвижимого имущества (юридическое лицо) и собственник указанного имущества, который закрепил его за пользователем.

Читайте так же:  Росреестр свидетельство о праве собственности на квартиру

Возникли такие ограниченные вещные права в период Советского Союза, когда вся собственность была закреплена за публичным субъектом власти (государством), а управляли ей доверенные юридические лица. Поэтому субъектами прав хозяйственного ведения и оперативного управления являются только юридические лица, образованные в форме учреждения или предприятия. Круг лиц, участвующих в правоотношениях, и принципы, на которых держатся права хозяйственного ведения и оперативного управления, очень схожи между собой, однако существуют фундаментальные отличия, разграничивающие между собой указанные ограниченные вещные права.

Право хозяйственного ведения – право владения, пользования и распоряжения имуществом собственника, но только в пределах границ, установленных законодательством и нормативными актами. Например, унитарное предприятие не может распоряжаться недвижимым имуществом собственника, но не ограничена в плане движимых объектов. Также такие организации вправе распоряжаться полученной ими прибылью. Собственник имущества сохраняет за собой право на получение части прибыли, а так же на изменение формы созданного юридического лица, и контроля за использованием своего имущества.

Право оперативного управления – это право владения и пользования имуществом собственника только в пределах, установленных законом, а также только в целях деятельности и по его назначению. Распоряжаться таким имуществом можно только с согласия собственника, который может изъять доверенное имущество в случае его нецелевого использования.

Субъектами права хозяйственного ведения должны быть только государственные (муниципальные) предприятия, а оперативного управления – только учреждения и казенные предприятия. Различаются между собой указанные субъекты объемом прав, которым их наделило законодательство. Некоторые из них могут извлекать прибыль и распоряжаться ей по своему усмотрению.

Круг субъектов указанных правоотношений представлен ниже:

  • учреждение и казенное предприятие (распоряжаются с согласия собственника; владеют и пользуются в установленных пределах и в соответствии с целевым назначением);
  • частное учреждение (вправе заниматься деятельностью, приносящую прибыль и распоряжаться этой прибылью, но ограничены в отношении распоряжения имуществом собственника);
  • автономное учреждение (не вправе распоряжаться недвижимым и особо ценным движимым имуществом собственника);
  • бюджетное учреждение (также как и автономное учреждение, не вправе распоряжаться недвижимым и особо ценным движимым имуществом собственника).

Указанные ограничения вещных прав являются обременением недвижимого имущества. Но такие понятия, как хозяйственное ведение и оперативное управление касается юридических лиц и органов власти, а потому частные лица редко пересекаются с подобными обременениями.

Оперативное управление

Понятие и сущность оперативного управления

Оперативное управление — управление текущими событиями; совокупность мер, позволяющих воздействовать на конкретные отклонения от установленных заданий; управление текущими событиями, включающее оперативное планирование, оперативный учет, оперативный контроль.

Оперативное управление (менеджмент) включает реализацию стратегических планов; организацию как создание необходимой структуры; управление как распорядительство; мотивацию; контроль.

Понятие и сущность оперативного управления целесообразно рассмотреть на примере управления предприятием.

Оперативное управление предполагает решение всех текущих вопросов, связанных с деятельностью предприятия, управление закупками, сбытом, запасами, производством, финансами и др. Целью является обеспечение бесперебойной, ритмичной и взаимосогласованной работы всех подразделений. Если традиционно под оперативным управлением понимался хаотический процесс экстренного реагирования на возникшую ситуацию, то автоматизация управления и внедрение комплексной информационной системы качественно меняет ситуацию, создавая условия для ведения регулярного менеджмента.

В современных условиях организация оперативно-производственной деятельности направлена на обеспечение слаженности и согласованности в работе всех звеньев предприятия по выпуску конкурентоспособной продукции заданного качества и объема, определяемыми договорами с заказчиками, при наилучшем использовании всех видов производственных ресурсов.

Оперативно-производственная деятельность ограничивается временными рамками краткосрочного периода планирования в интервале от одного дня до месяца.

В ходе организации оперативно-производственной деятельности предприятий должны решаться следующие задачи:

обеспечение выполнения договоров с заказчиками;

выпуск продукции в полном соответствии с требованиями по качеству, объему и срокам изготовления, установленными в договорах;

оптимальное использование производственных мощностей предприятия;

обеспечение минимальной длительности производственного цикла изделий;

сокращение объемов незавершенного производства;

равномерная во времени и пространстве загрузка рабочих мест;

повышение эффективности производства.

Организация оперативно-производственной деятельности предприятия осуществляется посредством оперативного управления производством.

В основе оперативного управления производством лежат объективные соотношения, присущие производственному процессу и определяемые его структурой. В ходе оперативного управления осуществляется повседневное руководство процессом производства и получают разработку вопросы оптимального использования производственных ресурсов предприятия.

Основная задача оперативного управления производством состоит в установлении и поддержании определенных количественных соотношений между отдельными частичными процессами изготовления продукции с целью обеспечения выполнения производственного задания в установленные сроки и с минимальными затратами материалов, труда, времени и денежных средств.

Видео (кликните для воспроизведения).

Для обеспечения рациональной организации оперативно-производственной деятельности предприятия система оперативного управления производством должна отвечать следующим требованиям:

система оперативного управления производством должна быть гибкой и быстро реагировать на отклонения от запланированного хода производства;

оперативные планы, разрабатываемые в рамках этой системы, должны быть научно обоснованы, при этом в основе технико-экономических расчетов должны лежать обоснованные нормы расходования производственных ресурсов;

в основу обеспечения рациональной организации оперативно-производственной деятельности должен быть положен принцип полной преемственности разрабатываемых календарных планов;

оперативность принимаемых решений.

Читайте так же:  Отпуск без сохранения заработной платы беременной женщине

В современных зарубежных системах оперативного управления производством процесс подготовки производства, технического обслуживания материального обеспечения и организации движения предметов труда в производстве взаимоувязаны между собой в единую интегрированную систему.

Во всем мире перед любой коммерческой организацией возникает проблема управления в краткосрочном периоде. Это связано с тем, что под воздействием различных факторов предприятие находится в динамическом состоянии, то есть совокупность его характеристик постоянно меняется.

Для наиболее эффективного управления предприятие должно сформировать контур оперативного управления, к которому могут быть отнесены задачи, непосредственно связанные с реализацией производственных планов. Среди этих задач можно выделить такие задачи как снабжение, складской учет, операции с консигнационным товаром, розничная торговля. Задачи технико-экономического планирования и технической подготовки производства ориентированы на деятельность, связанную с изготовлением промышленной продукции. При этом, создание контура должно быть направлено на решение следующих целей:

  • 1. Формулирование текущих задач.
  • 2. Временная организация деятельности предприятия.
  • 3. Полное, целесообразное и равномерное использование всех ресурсов предприятия.
  • 4. Минимизация связывания оборотных средств.
  • 5. Создание условий для развития предприятия, его организации.

Рассмотрим кратко эти цели.

Формулирование текущих задач. При осуществлении повседневной деятельности в связи с влиянием внешних и внутренних воздействий состояние предприятия подвержено постоянным колебаниям. В этой связи зачастую возникает необходимость решения некоего набора задач для стабилизации его деятельности. Для фиксации действий и предупреждения нежелательных воздействий может осуществляться процедура краткосрочного планирования повседневной работы, текущий мониторинг и контроллинг деятельности.

Временная организация деятельности предприятия. В соответствии со сказанным выше, в качестве реакции на длительные колебания руководство предприятия может принять решение о переходе на временные режимы работы, для этого может быть создана временная организация работы.

Полное, целесообразное и равномерное использования всех ресурсов предприятия. При наличии ограниченного набора и объема имеющихся в распоряжении предприятия ресурсов постоянно возникает необходимость оперативного переброса наиболее дефицитных из них в приоритетные направления деятельности, утвержденные в рамках общей стратегии предприятия. В этой связи основным критерием перераспределения ресурсов выступает их полное, целесообразное и равномерное использование.

Минимизация связывания оборотных средств. По нашему мнению, наиболее показательной характеристикой эффективности использования оборотных средств является их оборачиваемость, то есть количество так называемых оборотов вида оборотных активов. В этой связи, экономически нецелесообразным является связывание оборотных активов, выражающееся в уменьшении скорости их оборота. Таким образом, одной из основных задач антикризисного управления активами предприятия является повышение их оборачиваемости.

Создание условий для развития предприятия, его организации. Ресурсы предприятия, затрачиваемые на основную деятельность, должны быть распределены таким образом, чтобы существовал резерв на собственное развитие, осуществление научных разработок и другие мероприятия, позволяющие укрепить положение на рынке.

Основой контура оперативного управления является система оперативного управления, созданная в соответствии с требованиями, предъявляемыми к традиционным схемам управления. В рамках таких схем управление рассматривается, как процесс выработки и осуществления управляющих воздействий субъектом управления.

Рассмотрим основные принципы, реализация которых необходима в ходе формирования системы оперативного управления:

  • 1. Принцип своевременности.
  • 2. Принцип рациональной точности.
  • 3. Принцип группировки.
  • 4. Принцип делегирования полномочий.
  • 5. Принцип адаптивности.

Принцип своевременности заключается в оперативном реагировании субъектом управления на изменения информации о функционировании объекта управления. Решения должны приниматься своевременно, то есть реакция на событие должна осуществляться в срок, требуемый для эффективного решения возникшей проблемы.

Принцип рациональной точности заключается в том, чтобы затраты на решение проблемы не превышали тех возможных потерь или убытков, которыми чревато произошедшее событие.

Принцип группировки состоит в том, что некоторые проблемы или события в деятельности предприятия могут быть сгруппированы для их наиболее эффективного решения.

Принцип делегирования полномочий сводится к тому, чтобы руководитель определенного уровня не опускался до проблем более низкого уровня и занимался только проблемами соответствующей сложности.

Принцип адаптивности позволяет применять некоторые стандартные наборы действий при решении типовых проблем, то есть адаптировать типовые ходы для решения типовых проблем.

Таким образом, на наш взгляд, с целью повышения эффективности при осуществлении текущей деятельности предприятия должна функционировать система оперативного управления его деятельностью.

Оперативное управление — целенаправленное воздействие на объект управления для стабилизации текущего состояния и приведения основных характеристик объекта в соответствие со стратегией его деятельности.

[2]

Что такое оперативное управление имуществом?

Оперативное управление имуществом – понятие, которое используется в правовом поле только в странах бывшего СССР. В самых общих чертах, это ограниченное вещное право. Государство имеет в собственности некое имущество (неважно, движимое оно или недвижимое). Оно передает его во владение определенной государственной организации, чтобы оное имущество могло быть использовано. Однако право собственности все равно остается именно у государства.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 110-89-42 . Это быстро и бесплатно !

Понятие и виды вещных прав

Вещные права обосновываются частью Гражданского Кодекса. Конкретно, это второй его раздел, включающий статьи от 209-й по 306-й включительно. Этот раздел носит название «Право собственности и другие вещные права».

С самого начала стоит разобраться именно в том, что собой представляют вещные права.

Читайте так же:  Сколько действует загранпаспорт после регистрации брака

Итак, гражданский кодекс делит права каждого гражданина на вещные и обязательственные. Вторые нам не особенно интересны, по крайней мере, в отношении этого вопроса.

Сосредоточимся лишь на их отличиях, которые выделяют вещные права:

  • Вещное право = абсолютное право. По сути, человеку, владеющему каким-то имуществом, противопоставляются все, кто может покуситься на указанное имущество. Закон обязует этот очень широкий спектр лиц не нарушать прав владельца.
  • Вещные права могут быть признаны только в том случае, если они являются частью норм того государства, в гражданском праве которых применяются. Такое положение вещей еще называют замкнутым кругом вещных прав.
  • Объект вещного права – строго одна вещь, независимо от её размеров, формы, содержания и поля возможного применения.

Вещные права не ограничиваются исключительно владением определённым имуществом как таковым. Сюда относится множество других пунктов, например, право залога, пожизненного наследования земли, сервитута, право управления доходами и многое другое.

Ограниченные вещные права – это тема, которая рассматривается в данной статье. Оно отличается от права собственности широтой правомочий.

Ограниченное вещное право подразумевает ситуацию, когда определенная вещь уже находится во владении у определенного человека, собственника, но находится во владении у другого лица. Права такого владельца довольно ограниченны, но часто возникают помимо воли собственника – за счет существования права следования (права следуют за вещью).

Право хозяйственного ведения

Право хозяйственного ведения определяется законом как производное от права собственности. Оно прямо относится к вещному праву, а, точнее, к ограниченному его типу. Пользоваться этим правом может исключительно юридическое лицо.

Собственник, в данном случае, является главой предприятия. Он имеет право создавать его, ставить определенные задачи и сроки, вносить изменения в структуру, организационные моменты. Собственником также производится контроль над правомерностью использования отданного в хозяйственное ведение имущество.

Кроме того, ему также принадлежит право назначать руководителя учреждения – часто именно он и является «контролирующим органом» от собственника.

Юридическому лицу, которое ведет дела от имени собственника, запрещается распоряжаться имуществом таким образом:

  • Продавать имущество;
  • Сдавать его в аренду;
  • Использовать в качестве закладных средств капитал.

Однако, при получении надлежащего разрешения, все эти действия становятся возможными и правомерными.

Одна из особенностей хозяйственного ведения в том, что созданные субъекты, подпадающие под статьи этого закона, не могут быть поделены на различные части или паи. То есть, возможность передавать подобные права от собственника к исполнителю, доступна только для унитарных предприятий.

Ответственность за имущество, переданное по закону о хозяйственном ведении, лежит на том, в чьем управлении оно находится. То есть, оно зачисляется на баланс того предприятие, которое будет владеть им от имени собственника.

Хозяйственное ведение и оперативное управление

Названные пункты относятся к тем учреждениям и компаниям, которые получили имущество от собственника в управление. По сути, здесь нет фактической передачи прав на собственность – владелец не меняется, однако правом распоряжаться собственностью наделяется другое лицо (юридическое) или же круг лиц.

Главное в этих правах то, что существовать они могут только в связи с правами собственности на имущество. Соответственно, учреждение, занятое оперативным управлением или хозяйственное ведением обязаны подчиняться тому, кто владеет правом собственности.

Собственником в обоих случаях является исключительно государство, то есть Российская Федерация, или же определенный муниципальный орган.

Право оперативного управления

Несмотря на то, что ограниченные вещные права в целом оставляют владельцу очень узкий спектр правомочий, по сравнению с собственником, оперативное управление представляет собой наиболее ограниченное право.

  • Под оперативное управление подпадают только казенные предприятия, которые используют в качестве базы имущество, собственником которого является государство, неважно, прямо или же посредством муниципальных органов власти.
  • Владелец оставляет за собой право распоряжаться имуществом, владеть им и пользоваться.
    Однако пределы этих манипуляций сильно ограничены законом. Все контролируется той областью, в которой действует созданное казенное предприятие.
    Иногда, корреляция происходит за счет целей, которые ставит перед учреждением собственник.
  • Ограничение проявляется в основном в невозможности распоряжаться любым имуществом без прямого согласия собственника. Единственная возможность, которая остается открытой, это реализовать произведенную на предприятии продукцию.
    Последнее определяет только владелец, однако и это может измениться при наличии прямых указаний собственника.

Функции оперативного управления

Функций, которые исполняет оперативное управление достаточно много.

Основные же из них таковы:

Задачи оперативного управления

Задач, которые должно реализовывать оперативное управление почти так же много, как и функций. Все они служат одной-единственной цели – сделать производство прибыльным.

Некоторые основные задачи указаны ниже:

  • Определять объем продукции (товаров или услуг), который предприятие может производить без потери ка
    чества;
  • Выбирать места расположения производства, руководствуясь соотношением времени, цены и получаемого качества продукта;
  • Координировать все заказы, которые поступают на производство на всех его этапах;
  • Выдавать наряды на будущие работы по заказам;
  • Устанавливать разумные сроки как производства товаров или услуг, так и доставки их заказчику;
  • Контролировать соблюдение установленных правил и сроков производства;
  • Обеспечивать максимальную эффективность рабочего процесса на всех уровнях;

[3]

Цель оперативного управления

Целью оперативного управления как такового является обеспечение эффективного процесса производства товаров или услуг.

В основном же, деятельность оперативного управления направлена на то, чтобы производство было максимально прибыльным, и приносило как можно меньше затрат.

Читайте так же:  Право ограниченного пользования земельным участком называется

Проблема заключается в том, что любое понижение качества или же эффективности работы приведет к определенным последствиям – начиная от простого лишения права управления собственностью, и заканчивая реальным судебным преследованием.

Аренда имущества в оперативном управлении

Возможность аренды имущества, которое находится под оперативным управлением, сильно затруднена, поскольку сам владелец не является собственником, а обладает только делегированными полномочиями, что достаточно очевидно из всего вышеописанного.

Все аспекты сдачи имущества, подпадающего под оперативное управление, высветлены в методических письмах Роспотребнадзора.

В первую очередь такую возможность, как вопрос сдачи в аренду, следует обсуждать с собственником, точнее, с его представителями, раз речь идет о государстве.

Процедура здесь следующая:

  1. На имя собственника составляется прошение, о возможности сдать в аренду помещения, которые временно не задействованы в предприятии. Действующим признается только заявление за подписью руководителя учреждения.
  2. К прошению прикрепляется пояснительная записка.
    В ней должны быть указаны:
  • Характеристика зданий или помещений;
  • Расчеты, показывающие целесообразность аренды;
  • Расчеты влияния аренды на работу предприятия;

Далее владелец получает разрешение от собственника, если того все устраивает. На этом этапе уже можно заключать или пролонгировать договор аренды помещений.

Средства, которые учреждение получает от сдачи помещений в аренду третьим лицам, проходят в качестве дополнительных средств бюджетного финансирования.

Направляться полученные таким образов деньги, могут только на развитие материально-технической базы, но уже без учета прописанных в договоре об оперативном управлении сумм.

Движимое имущество в оперативном управлении

Однако согласно существующему законодательство, эта категория достаточно велика. Определять, является ли движимое имущество особо ценным, будут муниципальные органы управления, которые являются собственниками данного имущества.

Категоризация происходит согласно следующим параметрам:

  • Особо ценным движимым имуществом считается такое имущество, чья стоимость превышает установленные договором об оперативном управлении предприятием рамки бюджет на сумму от пятидесяти до двухсот тысяч рублей.
  • Особо ценное движимое имущество – это то имущество, без которого процесс производства товаров или услуг ограничен, или даже невозможен.

Порядок передачи имущества в оперативное управление

  1. Для получения возможности оперативного управления, необходимо составить Акт приема-передачи. Правила оформления этого документа не меняются, относительно основных требований.
  2. Заверить изготовленный акт должны обе стороны, а после бумаги регистрируются в порядке, который прописан в действующем государственном законодательстве.
  3. По заключению такого договора, помещения и/или здания переходят на баланс учреждения, которое занимается оперативным управлением.

Налог на имущество в оперативном управлении

Оперативное управление имуществом, как уже упоминалось ранее, является правомочным только для стран бывшего Советского Союза. Это своеобразный пережиток прошлого.

Проблема заключается в том, что статус того имущества, которое подпадает под оперативное управление, достаточно неопределенное. Ведь любое учреждение может совершать коммерческие действия, которые подчиняются налоговому законодательству. Это самое законодательство недостаточно регулируют коммерческие операции для оперативного управления.

Предприятие или учреждение под оперативным управлением облагается налогами на прибыль и на имущество, в зависимости от того, занимается ли оно коммерческой или исключительно уставной деятельностью.

Учет имущества в оперативном управлении

Все имущество, которое находится под оперативным управлением должно учитываться. Однако, никаких особенностей, если сравнивать с обычным учетом, не существуют.

Есть только одно «но» — особенности появляются в том случае, если средства получены, потрачены, или перемещены в рамках коммерческой деятельности. Естественно, если для учреждения или предприятия, наличествует необходимость реализовать товары/услуги, нужно учитывать некоторые нюансы в учете.

Предприятие под оперативным управление, с точки зрения закона, является налогоплательщиком. То есть, любая передача имущество или же даже его перемещение, могут возникать различные неочевидные налоговые обложение различного статуса.

Заключение

Из всего вышеописанного мы можем сделать такой вывод – системы оперативного управления в сегодняшней редакции Гражданского Кодекса, являются устаревшими, хотя и продолжают активно действовать.

Хозяйственное ведение и оперативное управление – это механизмы контроля созданными государством или муниципальными органами предприятий/учреждений, направленные на получения адекватного дохода, с сохранением эффективности производства.

Бесплатная консультация юриста

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

+7 (499) 110-89-42 (Москва)
+7 (812) 385-56-34 (Санкт-Петербург)

Это быстро и бесплатно !

Видео (кликните для воспроизведения).

Вы из другого региона?
Задайте вопрос онлайн →

Источники


  1. Дьяченко, Е. Б. Контроль за корпорациями. Доктрина и практика / Е.Б. Дьяченко. — М.: Инфотропик Медиа, 2013. — 142 c.

  2. Смирнов; Петренко Политология; М.: Велби, 2011. — 336 c.

  3. Савюк, Л.К. Правоохранительные и судебные органы / Л.К. Савюк. — М.: ЮРИСТЪ, 2013. — 464 c.
Чем отличается оперативное управление от оперативного ведения
Оценка 5 проголосовавших: 1

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here